Азбука пдд правила дорожного движения. Конкурс для детей по ПДД «Дорожная азбука. Ребята, давайте поможем нашему гостю, не боятся ходить по улицам

Сценарий викторины по ПДД для школьников

«Азбука Пешехода»


Цели и задачи: закрепить знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Оборудование: дорожные знаки; светофор; плакаты «На улице - не в комнате, о том, ребята, помните», «Помни, правила ГАИ - это правила твои», м/м проектор, ноутбук, клей, пазлы дорожных знаков.

Организационный момент

Ведущий: Здравствуйте дорогие наши друзья!

Ведущая: Добрый день уважаемые учителя и ученики!

Ведущий: Мы рады приветствовать вас на нашей викторине, посвященной правилам дорожного движения. Мы надеемся, здесь собрались самые находчивые, умные и смекалистые ребята.

Ход мероприятия


Ведущая:
С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.

Ведущий: Сегодня мы попробуем выяснить, что вы знаете о правилах дорожного движения. Не секрет, что большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пешеходов и водителей не соблюдающих эти правила.

Ведущая: И чем лучше мы будем знать правила дорожного движения, тем безопаснее будет наша жизнь.

Ведущий: Наша викторина состоит из нескольких туров и конкурса капитанов. Будет также игра со зрителями. Но сначала я хотел бы представить вам наше жюри.

(Объявляется состав жюри)

Ведущая: В нашей викторине принимают участие две команды: команда «Велосипедисты» и команда «Скейтбордисты» (делятся на команды)

Итак, мы начинаем!

Ведущий: Первый тур – теоретический «Вопрос – ответ». Я буду задавать вопросы, и называть три варианта ответов к ним. После того как вы немного посовещаетесь, по моему сигналу вам надо поднять табличку с номером правильного ответа. Та команда, которая дала правильный ответ, получает 1 балл.

(Задаёт вопросы)

I. Какой цвет сигнала светофора означает «Внимание! Приготовься к движению!»?
1. красный;
2. жёлтый;
3. зелёный.

II. В каком возрасте детям разрешается сидеть рядом с водителем в легковом
автомобиле?
1. с 12 лет;
2. с 14 лет;
3. с 13 лет.

(Если есть специальное сиденье для ребенка - с любого возраста, без специального сиденья (как обычный пассажир) - с 14-летнего возраста.)


III. С какого возраста разрешено управлять мотоциклом?
1. с 14 лет;
2. с 15 лет;
3. с 16 лет.

IV. В какую сторону надо сперва посмотреть при переходе проезжей части?
1. направо;
2. налево;
3. прямо.

V. В каком месте можно переходить улицу?
1. по «зебре»;
2. где хочешь;
3. где установлен знак «пешеходный переход».

Слово предоставляется судьям: итоги 1 тура

Ведущая: Итак, мы переходим ко второму туру. «Восстановите дорожные знаки». Командам следует восстановить дорожный знак из разрезанных частей и назвать его. Какая команда сделает это быстрее, та команда получит 5 баллов.

Слово предоставляется судьям: итоги 2 тура

Ведущий: Третий тур называется «Блиц-опрос на дороге». Какая команда даст наибольшее количество ответов на вопросы в течении одной минуты, та команда получает наибольшее количество баллов. Если правильный ответ прозвучит из другой команды, то ответ зачитывается той команде, которая отвечает. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Самодвижущееся четырехколесное транспортное средство. (Автомобиль.)
2. По рельсам бежит - на поворотах дребезжит. (Трамвай.)
3. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус.)
4 . Любимое транспортное средство отчаянных мальчишек, для езды на котором надо отталкиваться ногой. (Самокат.)
5. Автомобиль, которому не страшны самые плохие дороги. (Вездеход.)
6. Дом для автомобиля. (Гараж.)
7. Человек, идущий по тротуару. (Пешеход.)
8. Дорога для трамвая. (Рельсы.)
9. Часть дороги, по которой идут пешеходы. (Тротуар.)
10 . Человек, управляющий автомобилем. (Водитель.)
11. Место на дороге, предназначенное для пешеходов. (Переход.)
12. Полосатая разметка перехода. (Зебра.)
13. Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта. (Остановка.)

14. Громкий звуковой сигнал специальной машины. (Сирена.)
15. Место пересечения улиц. (Перекресток.)
16. Милиционер, регулирующий движение на перекрестке. (Регулировщик.)
17. Прочная широкая лямка, обеспечивающая безопасность водителя и пассажиров в легковом автомобиле. (Ремень безопасности.)
18. Защитный головной убор мотоциклиста. (Шлем.)
19. Безбилетный пассажир. (Заяц.)
20. Человек, едущий в транспорте, но не за рулем. (Пассажир.)
21. При поездке в общественном транспорте держитесь за... (поручень).
22. Кто продает билеты в общественном транспорте? (Кондуктор.)
23. Водитель велосипеда. (Велосипедист.)
24. Пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой. (Переезд.)
25. Опускающаяся и поднимающаяся перекладина для открытия и закрытия переезда. (Шлагбаум.)
26. «Ноги» автомобиля. (Колеса.)
27. «Глаза» автомобиля. (Фары.)
28. Подземное сооружение для движения транспорта. (Тоннель.)
29. Пешеход или водитель, не выполняющий Правила дорожного движения. (Нарушитель.)
30. Наказание за нарушение ПДД. (Штраф.)

31. На какой свет нужно переходить улицу? (На зеленый)

32. На какой свет могут двигаться машины? (На зеленый)

33. Какую опасность для пешеходов представляют зимние дороги? (На скользкой дороге увеличивается тормозной путь машин, дороги сужены из-за снега, снежные заносы, гололед мешают движению машин.)

34. Есть ли у велосипедиста путь торможения? (Да. Никакой транспорт остановиться сразу во время движения не может.)

Слово предоставляется судьям: итоги 3 тура

Ведущая: Четвёртый тур «Загадки». Я начинаю читать загадку – вы продолжаете. За каждую отгаданную загадку 1 балл команде.

Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…(Дорожный знак ).

Что за "зебра” на дороге?
Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это…( Переход ).

Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает людям дорогу перейти. ( Светофор )

Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется…( Трамвай ).

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины, называется…( Машина ).

Слово предоставляется судьям: итоги 4 тура

Ведущий: Игра для команд "Перейди улицу”

Ведущий держит в руках – 2 кружка:
первый – с одной стороны зеленый, с другой – желтый;
второй – с одной стороны красный, с другой – желтый.

Игроки встают друг от друга на расстоянии 7-10 шагов у параллельных линий (это улица). Ведущий делает взмах зеленым кружком – играющие делают шаг вперед, красный – шаг назад, желтый – стоят на месте. Ведущий чередует цвета. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Побеждает та команда, игрок которой перейдет "улицу” первым. (2 очка)

Слово предоставляется судьям: итоги 5 тура

Ведущая: Переходим к конкурсу капитанов. Прошу капитанов выйти к нам. Внимание, капитаны! Сейчас вам будут заданы 5 вопросов. Тот, кто первым поднимет руку и даст полный ответ принесёт своей команде 1 балл. Готовы? Тогда вперёд.

1. Какие причины могут привести к происшествиям на дороге?
2. Зачем на инспекторе ГАИ надет жёлтый жилет?
3. Чем опасны кусты и деревья вдоль улицы или на обочине дороги?
4. Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?
5. Как должны переходить улицу пешеходы на перекрестках, где движение транспорта не регулируется светофором?

Слово предоставляется судьям: итоги конкурса капитанов

Подведение итогов

Ведущий: Мы подошли к финишной черте. Судя по вашим ответам, вы хорошо знаете правила дорожного движения. И поэтому, я могу с полной уверенностью сказать, что проигравших в нашей викторине нет. А имена победителей объявит наше строгое и непредвзятое жюри.

Слово предоставляется жюри: итоги игры (вручение грамот)

Ведущая: Цель правил всем ясна,

Их выполняет вся страна.

И вы их помните, друзья,

И выполняйте твердо.

Без них по улицам нельзя

Ходить в огромном городе.

Ведущий: Наша викторина "Азбука пешехода” подошла к концу. Я хочу вам всем пожелать здоровья, и чтобы вы всегда, в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила дорожного движения, не подвергали свою жизнь и жизнь окружающих людей опасности. Спасибо!

Цель: Закрепить знания детей по правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.

Задачи :

1. Формировать знания об основных правилах и обязанностях пешеходов на улицах.

  1. Учить детей безопасному поведению на дороге.

3. Закрепить знания детей: - о видах транспорта;

  1. Учить детей участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать ответы других детей.

  2. Прививать навыки культурного отношения к участникам движения на улице и в общественном транспорте.

Предварительная работа: стихи, повторение с детьми ПДД, беседы, ознакомление с дорожными знаками и общественным транспортом.

Материал к занятию: Стихи, Дорожные знаки, Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Светофор».

Ход занятия:

Начало (дети заходят в зал)

Ведущий: Здравствуйте дети! Сегодня наш досуг мы посвящаем Правилам Дорожного Движения и Правилам Безопасности на дороге. Сейчас мы с вами посмотрим сюжет о правилах дорожного движения.

ВИДЕО №1: «Азбука движения»

Ведущий: Ребята, вы сейчас посмотрели сюжет о том, как нужно правильно вести себя на дороге.

А теперь, для вас загадка.

Это что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный…Кто же это? Дети: (Буратино)

ВЫХОД БУРАТИНО

Ведущ: Сегодня Буратино пришел к нам в гости. Но он пришел не просто так, он мне рассказал, что хочет, чтобы вы ему помогли. Буратино оказался в нашем городке, заблудился в нем и испугался. Он не знает, как вести себя на улицах нашего города. Поможем мы Буратино?

Дети: Да.

Ведущий: А в каком городе мы живем? Дети: г. Видное

Ребята, давайте поможем нашему гостю, не боятся ходить по улицам.

Но для этого мы с вами отправимся в маленькое путешествие. Садитесь в наш воображаемый автобус. А Буратино будет у нас водителем.

Первая остановка на нашей улице будет называться «Путешествие в историю».

Муз.сопровождение-Автобус»

Давайте расскажем Буратино, на чем же передвигались люди очень давно, когда еще не придумали автомобилей, не было автобусов и поездов.

Как вы думаете? Дети: на лошадях, на повозках.

Ведущий: Правильно, ребята!

С. Михалкова «От кареты до ракеты». И ты, Буратино, внимательно слушай.

ВИДЕО-РОЛИК-2продолжение «От кареты до ракеты».

Ведущий: Вот оказывается, как люди жили в далеком прошлом. Но людям надоело зависеть только от лошадей, и они придумали…. На чем они путешествовали?

Дети: поезда, автомобили, самолеты и т.д.

Ведущий: Давайте поговорим об общественном транспорте, и о правилах дорожного движения.

Слайд - 1: (общественный транспорт)

По улицам городов, кроме автомобилей двигаются трамваи, троллейбусы, и автобусы.

Дети, как вы думаете Трамваи, троллейбусы, автобусы - это какой вид транспорта? Дети: Общественный.

Ведущий: Я вам сейчас загадаю загадки, если вы правильно ответите, то на экране появится ответ. Слушайте внимательно.

Загадки: СЛАЙД-КАРТИНКИ

Дом по улице идет, на работу всех везет

Кто-то, сидя, кто-то стоя,

Что за место здесь такое?

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.(Автобус)


Удивительный вагон,

Посудите сами:

Рельсы в воздухе,

Он держит их руками (Троллейбус)


Дом - чудесный бегунок

На своей восьмерке ног.

День-деньской в дороге.

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам. (Трамвай)


Ведущий: Давайте сегодня мы с вами побудем и пассажирами, и водителями транспортного средства.

Кто такие пассажиры? (те, кто едут в транспорте)

А кто такие водители? (те люди, которые управляют транспортным средством).

Игра наша называется «Автобусы»

«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д. играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку. (после игры дети садятся)

Ведущий: А для чего на улицах нужны дорожные знаки?

Дети: Ответы детей.

Сейчас нам дети 1группы расскажут стихи про Правила Дорожного движения, и про Дорожные знаки.

2СЛАЙД ____ (НА ЭКРАНЕ-ЗНАКИ)

СТИХИ

1.ЗНАК -СВЕТОФОР

Помогает с давних пор
Детям, друг наш, светофор
Объяснит без напряженья
Детям правила движенья.

2.ЗНАК - Играть с мячом запрещается

Вы запомните, друзья,

На дороге нам нельзя:

Бегать, прыгать и скакать.

И с мячом в футбол играть.

ЗНАК- Подземный переход

Для тех, кто в городе живет,

Подземный нужен переход.

Дорогу проще перейти

Нам по подземному пути.

Машинам там нет хода,

Там только пешеходы.

ЗНАК - ДЕТИ!

Это очень важный знак,
Он висит не просто так.
Будь внимательней, шофер!
Рядом садик, школьный двор.

ЗНАК - ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД

И машины проезжая,

Замедляют сразу ход,

Потому что уважают

Пешеходный переход.

ЗНАК - ОСТАНОВКА

В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.

ЗНАК - ВЕЛОСИПЕДНАЯ ДОРОЖКА

Велосипедная дорожка,
Обгоняй Максим Сережку.
Вам никто не помешает -
Этот знак все дети знают

ЗНАК - ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Этот знак для тех, кто болен,
Кто здоровьем не доволен.
Придорожный Айболит
Вас подлечит, подбодрит.

ЗНАК - ПЕШЕХОДНАЯ ДОРОЖКА

В голубом иду я круге,

И понятно всей округе.

Если вдуматься немножко,

Здесь шагают только ножки.

ЗАГАДКИ

Ведущий: Сейчас мы с вами поедем дальше.

Следующая наша Остановка «Загадки о дорожных знаках».

МУЗ.АВТОБУСА (едем на автобусе, затем все садятся)

Ведущий: Давайте сейчас проверим, знаете вы дорожные знаки или нет.

Здесь у меня на столе лежат дорожные знаки, и ваша задача заключается не просто отгадать загадку, но и найти тот дорожный знак, о котором в этой загадке говорится. И так, начинаем.

Первая загадка.

1.Всем знакомые полоски,

Знают дети, знает взрослый,

На ту сторону ведет... ("Пешеходный переход".)

2.На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте, дети,

Только на…. ("Велосипедная дорожка".)

3.А здесь, ребята, не до смеха,

Ни на чем нельзя здесь ехать,

Можно только своим ходом,

Можно только пешеходам. (Пешеходная дорожка -Тротуар.)

4.Этот знак заметишь сразу:

Три цветных огромных глаза.

Цвет у глаз определенный:

Красный, желтый и зеленый. (Светофор)

5.Что за знак дорожный:

Красный крест на белом?

Днем и ночью можно

Обращаться смело!

Врач повяжет голову

Белою косынкой

И окажет первую - помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи).

6. В этом месте, как ни странно,

Ждут чего-то постоянно.

Кто - то сидя, кто - то стоя…

Что за место здесь такое? (Остановка)

7.Эй, водитель, осторожно,

Ехать быстро не возможно

Знают люди все на свете,

В этом месте ходят … (Дети)

Ведущий: Какие вы молодцы, ребята, наблюдательные. Но поедем с вами дальше.

Третья Остановка называется «Светофор».

МУЗ. АВТОБУСА

Ведущий: Остановка «Светофор» (все дети садятся)

Сейчас дети 5 группы покажут нам «Сказку о заболевших светофорах»

«СКАЗКА О СВЕТОФОРЕ»

Начало сказки (выход детей)

Ведущий: Ну, раз теперь наши светофоры выздоровели, мы поиграем с вами в игру «Светофор»

МУЗ. ИГРА « СВЕТОФОР»

Ведущий: Буратино, скажи нам, помогли мы тебе разобраться, как нужно правильно вести себя на дороге?

Буратино: Спасибо вам ребята. Я теперь знаю правила дорожного движения.

Ведущий: А теперь Торжественное обещание пешехода!

— Переходить улицу по пешеходному переходу...

— Обещаю!

— Переходить дорогу только на зеленый сигнал светофора...

— Обещаю!

— Переходить улицу в группе людей...

— Обещаю!

— Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части...

— Обещаю!

— Не играть возле проезжей части...

— Обещаю!

— Не кататься на велосипеде, роликах, коньках и санках на проезжей части…

— Обещаю!

— Неукоснительно выполнять эти правила...

— Обещаю!

Ведущий: Молодцы, а теперь все вместе потанцуем!

Танец: «Бибика»

Консультация для родителей.

«Азбука дорожного движения».

Дорожное движение едино для детей и взрослых. И Правила дорожного движения едины для всех, но написаны они «взрослым» языком, без всякого расчёта на детей. Поэтому задача взрослых доступно объяснить детям ПДД. Часто в стремлении доходчиво донести до детей содержание Правил некоторые взрослые обращаются к детям так называемым «детским» языком, состоящим из существительных с уменьшительными суффиксами. Это не только не делает Правила понятными, но и искажает реальную картину дорожного движения. Ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не автомобильчики! Обращаться к детям, даже маленьким, надо нормальным языком, без «сюсюканья». По той же причине детские картинки в стиле весёлых и смешных комиксов, так же не приемлемы в качестве иллюстраций по обучению детей правилам дорожного движения. Такие картинки развлекают детей и отвлекают от главной задачи – увидеть и осознать реальную опасность на дороге и возможность избежать её. Конечно, это не значит, что детей нужно запугивать опасностями на дороге. Нет, необходимо доступно объяснять их.

Вот некоторые ошибки, которые допускают взрослые при обучении детей правилам дорожного движения:

Учат : при переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины - посмотри направо.

Это правило устарело и создаёт опасную ситуацию.

Необходимо учить!

Прежде чем перейти дорогу – остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.

Учат: красный – стоп, жёлтый – приготовиться, зелёный – идти.

Следуя такому правилу, дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зелёному сигналу.

А ведь это совсем не так. Дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зелёный для пешеходов, с другой стороны для водителя горит красный, и наоборот.

Необходимо учить! Красный сигнал светофора – запрещающий, так как с другой стороны горит зелёный для машин. Жёлтый – не только приготовиться, но и предупреждение о смене сигналов светофора. Зелёный – разрешает движение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились.

Учат : не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.

Но во дворах тоже есть дороги, по которым ездят автомобили.

Необходимо учить! Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин

Учат : знакомят детей с большим количеством дорожных знаков. Следует помнить, что дорожные знаки, в основном, предназначены для водителей.

Детям необходимо знать значение знаков, предназначенных для безопасности пешеходов: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Азбука дорожного движения"по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Вашему вниманию представлен проект по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения,...

Конспект образовательной деятельности по правилам дорожного движения в подготовительной группе Тема: "Азбука дорожного движения"

Тема:"Азбука дорожного движения"Задачи: Расширять знания детей о светофоре, дорожных знаках.Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения и поведения на дорогах.Восспитывать чувство ответс...

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Программное содержание:* обобщить знания детей правил дорожного движения, правил поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие;* довести до сознания детей, к чему может при...

АЗБУКА ГОРОДА
Город, в котором
С тобой мы живем,
Можно по праву
Сравнить с букварем.

Азбукой улиц,
Проспектов, дорог
Город дает нам
Все время урок.

Вот она, азбука,—
Над головой:
Знаки развешаны
Вдоль мостовой.

Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.
Я. Пишумов

МОЯ УЛИЦА
Здесь на посту в любое время
Стоит знакомый постовой,
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
С. Михалков

СВЕТОФОР
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет — предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
С. Михалков

ШАГАЯ ОСТОРОЖНО...
Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день и ночь горят.

Шагая осторожно,
За улицей следи —
И только там, где можно,
И только там, где можно,
И только там ее переходи!

И там, где днем трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить, зевая!
Нельзя считать ворон!

Шагая осторожно,
За улицей следи —
И только там, где можно,
И только там, где можно,
И только там ее переходи!
С. Михалков

СВЕТОФОР
Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофера:
Красный свет — проезда нет,
Желтый — будь готов к пути,
А зеленый свет — кати!
С. Маршак

СВЕТОФОР
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей,
Шофер!
Красный глаз
Глядит в упор —
Это строгий
Светофор.
Вид он грозный
Напускает,
Дальше ехать
Не пускает...
Обождал шофер
Немножко,
Снова выглянул
В окошко.
Светофор
На этот раз
Показал
Зеленый глаз,
Подмигнул
И говорит:
«Ехать можно,
Путь открыт!»
М. Пляцковский

* * *
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны,
И хотя еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу —
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор
И на всех глядит в упор.
Что же это?
(Светофор)
З. Мостовой

* * *
Делаем ребятам
Предостережение:
Выучите срочно
Правила движения,

Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители!
Ю. Яковлев

* * *
Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.

Пусть запомнят твердо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зеленом свете
Через улицу идет!
Н. Сорокин

ЕСЛИ БЫ...
Идет по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
— На светофоре красный свет.
Для перехода нет пути.
Сейчас никак нельзя идти!

— Мне наплевать на красный свет!
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идет
Не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
— Где захочу, там перейду!

Шофер глядит во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза —
Разиню пощади!..

А вдруг бы заявил шофер:
«Мне наплевать на светофор!» —
И как попало ездить стал?
Ушел бы постовой с поста?
Трамвай бы ехал, как хотел?
Ходил бы каждый, как умел?

Да... там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!

Сигналы, крики то и знай:
Машина — прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину...

Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик-постовой,
Висит трехглазый светофор,
И знает правила шофер.
О. Бедарев

ЗАПРЕЩАЕТСЯ — РАЗРЕШАЕТСЯ!
И проспекты, и бульвары —
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным пешеходом
Разрешается...

Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.

Ехать «зайцем», как известно,
За-пре-ща-ет-ся!
Уступить старушке место
Разрешается...

Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.

Переход при красном свете
За-пре-ща-ет-ся!
При зеленом даже детям
Разрешается...
В. Семернин

ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ
Объяснить надо запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая — для транспорта,
Для тебя — тротуар!

Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе «переход»!

На светофоре — красный свет!
Опасен путь — прохода нет!
А если желтый свет горит,
Он «приготовься» говорит.

Зеленый вспыхнул впереди —
Свободен путь, переходи.

Где улицу надо тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва погляди,
Направо взгляни потом!

Глупо думать: «Как-нибудь
Проскочу трамвайный путь!»
Никогда не забывай,
Что быстрей тебя трамвай!
В. Тимофеев

ТРИ ЧУДЕСНЫХ ЦВЕТА
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день и ночь,
Зеленый, желтый, красный.

Наш домик светофор —
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.

Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.

Самый строгий — красный свет.
Если он горит: Стой!
Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.

Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет: Жди!
Увидишь скоро желтый
В середине свет.

А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди,
Скажет он:
— Препятствий нет,
Смело в путь иди.

Коль выполнишь без спора
Сигналы светофора,
Домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро.
А. Северный

* * *
Посмотрите:
Постовой
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали,
Вы видали? —
Все машины сразу встали,
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда.
Не волнуется народ,
Через улицу идет.
И стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.
Я. Пишумов

СВЕТОФОРЫ
Светофоры, светофоры —
Красный, желтый и зеленый...
Три веселых огня на всех улицах горят
Красный, желтый и зеленый -
Листья ясеней и кленов,
Словно в помощь светофорам,
Тоже виснут по заборам.
Это что там впереди — путь закрыт?
Или это на пути — лист горит?
Красный свет или осина?
Желтый свет или ветла?
Все сигналы световые
Осень спутала!
И. Заграевская

ПРОСТО ЭТО ЗНАК ТАКОЙ…
Сбор-игра

Нарисован человек.
Землю роет человек.
- Почему проезда нету?
Может быть, здесь ищут клад?
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь.—
Мне сказали:
— Что ты, что ты!
Здесь дорожные работы.
Ученик показывает нарисованный на плотной бумаге дорожный знак «Дорожные работы».

— Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг?
И машины друг за другом
Мчатся весело по кругу.
Что такое,
В самом деле,
Словно мы на карусели!
— Мы на площади с тобой,
Здесь дороги нет прямой.
Ученик показывает дорожный знак «Круговое движение»

Замечательный Знак —
Восклицательный Знак!
— Значит, можно здесь
Кричать,
Петь,
Шуметь,
Озорничать?
Если бегать —
Босиком!
Если ехать —
С ветерком! —
Отвечают люди строго:
— Здесь опасная дорога.
Очень просит знак дорожный
Ехать тихо, осторожно.
Читая стихи, ученик показывает дорожный знак «Прочие опасности»

—Погляди,
Погляди,
Что за штанга впереди?!
Постоим над речкой быстрой.
Вдруг на мост придут штангисты?!
Станут штангу поднимать,
Станут штангу выжимать...
— Нет,—
Смеясь, мне друг ответил,—
Тут спортсменов мы не встретим.
Просто это знак такой
Для машины грузовой.
— В этом месте слабый грунт,—
Говорит он строго,—
Повезешь тяжелый груз —
Повредишь дорогу.
На колеса груз надавит —
На дороге след оставит.
Будут ямы на пути —
Не проехать, не пройти!
Ученик показывает дорожный знак «Ограничение нагрузки на ось»

Вот так знак!
Глазам не верю:
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье?!
Может быть, зимою вьюжной
Здесь шоферам греться нужно?
Почему же в летний зной
Знак не сняли с мостовой?
Оказалось, этот знак
Говорит шоферу так:
Здесь шлагбаум — переезд.
Подожди — пройдет экспресс.
Ученик показывает дорожный знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»
Я. Пишумов

Разделы: Внеклассная работа

Цель: познакомить учащихся с некоторыми дорожными знаками

Задачи:

  • актуализировать знания учащихся о ПДД;
  • познакомить с историей, значением, видами светофора;
  • познакомить с дорожной разметкой («зеброй»);
  • познакомить с жестами регулировщика (ознакомительно)
  • формировать умение различать дорожные знаки, распределять их в группы (без терминов) по форме и цвету;
  • формировать представление дошкольников и школьников младшего возраста о безопасном поведении на дороге;
  • развивать внимание, мышление, воображение, память, речь;
  • расширять кругозор;
  • воспитывать чувство ответственности у учащихся за личную безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни;
  • воспитывать взаимоотношения в коллективе (группе);
  • формировать устойчивый познавательный интерес у учащихся к данной теме.

Оборудование: изображения знаков, светофоров, диск с м/ф «Смешарики», магнитофон с записью для физминутки, раздаточный материал (раскраски, жезлы)
У детей: цветные карандаши.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Приветствие.

Проверка готовности к занятию.

II. Объявление темы, целей

Азбука города

Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука, – над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилось с тобою беда. (Я.Пишумов)

– Тема нашего занятия звучит так: «Дорожная азбука»Чтобы прочитать книжку, нужно выучить все буквы. На дороге же существуют свои «буквы»…
– О каких «буквах» я говорю? (Дорожные знаки)
Но в Азбуке не только буквы, там есть слоги, слова, предложения… и даже целые рассказы. Кроме того, что нужно знать буквы, что надо знать и уметь, чтобы научиться читать? (Как это надо делать, правила)
А в дорожной азбуке, что нужно знать? (Правила дорожного движения)
– Сегодня на занятии мы будем говорить о дорожной азбуке, дорожных знаках, правилах и помощниках, которые нам помогают.
Продолжать учиться правильно вести себя на дороге.

III. Правила дорожного движения

– Как вы думаете, если у пешеходов и водителей транспортных средств будет беспорядочное движение, что произойдет? (Авария)
– А что помогает участникам дорожного движения не попасть в аварию? (Знание правил дорожного движения.)

Историческая справка

Когда-то давно люди ходили просто пешком, но это было медленно и неудобно. Вот они и сели сначала на лошадь, а потом в конные повозки, кареты. Те, кто ехал, торопились, а прохожие мешали им. Кучер покрикивал на прохожих и разгонял их кнутами. А тот, кто не смог увернуться, попадал под копыта лошадей. Так начались дорожно-транспортные происшествия. Не понравилось это русским царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу. Решили они издать указ, который и стали, потом считать первыми правилами дорожного движения.
А выручают нас из непростых ситуаций на дороге помощники…

IV. Работа по теме занятия

«Зебра»

По полоскам черно-белым
Человек шагает смело.
Знает: там, где он идет –
Пешеходный переход!

Правила

М/ф «Пешеходная зебра»

Какие правила перехода по пешеходной «зебре» знаете?(+ по правой стороне, нельзя пересекать дорогу по диагонали!)

Поговорим о другом «помощнике»…

Светофор

История

– Как вы думаете, что это такое? (Светофор)
– Действительно, это первый российский светофор.

Словарная работа (Работа со словарём)

Светофор – греческое слово, по-русски оно означает «несущий свет».

Историческая справка

Первый светофор в России был в форме круга. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет. Были и такие светофоры… (внутри у него огонь)
В СССР первый трёхсекционный светофор (из трёх секций) установили 15 января 1930 года в Ленинграде, на пересечении Невского и Литейного проспектов. А первый светофор в Москве появился 30 декабря того же года на углу улиц Петровка и Кузнецкий мост.
Первый в городе светофор висел над перекрестком и одновременно светился тремя цветами – красным, желтым, зелёным. Одновременно! Нет, это был вовсе не сломанный светофор, каким бы сочли его нынешние горожане, а совершенно исправный. И вдобавок по нему бегала стрелка. Над перекрестком висели вовсе не часы. Это был самый настоящий светофор, только …безглазый. Каждая грань состояла из трех цветных стекол – красного, желтого, зелёного, – и по каждой бегало четыре стрелки, точь-в-точь как бегает в часах секундная стрелка. Все очень просто: видит водитель, что стрелка на красном поле, стоит на месте; переползла она на желтое – готовится в путь; очутилась на зеленом – отправляемся дальше. Вот такие были светофор – часы.
Но вскоре его заменили нынешним трехглазым без стрелок. Тут уж не ошибешься. Все сигналы даже издали хорошо видны.
А это китайский светофор…
Не существует международного стандарта для светофоров для маршрутных транспортных средств, и они могут сильно отличаться даже в соседних странах. В качестве примера ниже приводятся сигналы таких светофоров в Бельгии и Нидерландах :
Светофоры для маршрутных транспортных средств в Нидерландах (верхний ряд) и Бельгии (нижний ряд)

Значение сигналов (слева направо)

  • Разрешается движение прямо
  • Разрешается движение налево
  • Разрешается движение направо
  • Разрешается движение во всех направлениях (аналогично зелёному сигналу автомобильного светофора)
  • Движение запрещается, за исключением тех случаев, когда для остановки требуется экстренное торможение (аналогично жёлтому сигналу автомобильного светофора)

Движение запрещается (аналогично красному сигналу автомобильного светофора)
Из-за своего специфического вида нидерландский светофор получил прозвище negenoog, то есть «девятиглаз».

Виды

– Это современные светофоры. Почему их столько много и они такие разные? (Ответы детей)

  • Транспортный
  • Велосипедный
  • Пешеходный

Правила

М/ф «Пляшущие человечки»

– Какие правила запомнили?

Следующий помощник…

Регулировщик

Посмотри силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.

Посмотрите:
Постовой
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали,
Вы видали?
Все машины ловко встали,
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда.

Не волнуется народ,
Через улицу идет.
И стоит на мостовой,
Как волшебник – постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему. (Я. Пишумов)

ПОСТОВОЙ

И уверен, и спокоен, он в мундире,
Словно воин.
У большой
Стоит дороги,
Чтоб порядок
Был тут строгий.
Ну, а если пешеход
Вдруг на красный свет пойдет?
Постовой его накажет,
А потом
С улыбкой скажет:
– Тот в беду не попадает,
Кто порядок
Соблюдает!

Задачи

– Для чего нужна такая профессия РЕГУЛИРОВЩИК? (регулировать движение)

Жесты регулировщика

– Как регулировщик регулирует движение? (…) Жестами.
– Какие жесты регулировщика вы знаете? Покажите!
– Какой предмет помогает регулировщикам? (Жезл)

Физкультурная минутка «Регулировщики»

Повтор жестов регулировщика с помощью жезлов (музыкальное сопровождение)

Дорожные знаки

По обочине дороги,
Как солдатики стоят.
Все мы с вами выполняем
Всё, что нам они велят.

Пешеходный переход»

Этот знак такого рода –
Он на страже пешехода.
Переходим с мамой вместе
Мы дорогу в этом месте.

Подземный/надземный пешеходный переход

М/ф «Зебра в городе»

– О каких знаках узнали из мультфильма?

  • «Автобусная остановка»
  • «Въезд запрещён»
  • «Движение на велосипедах запрещено»

Знак запомните, друзья,
И родители, и дети:
Там, где он висит, нельзя,
Ездить на велосипеде!

Помни, что на велосипедах по улицам города разрешается ездить только тем, кому исполнилось 14 лет.
Велосипедистам запрещается выпускать из рук руль, а так же цепляться за едущие машины.
Нельзя перевозить пассажиров на велосипеде, который для этого не приспособлен.

«Дорожные работы»

Предупреждает о дорожных работах неподалёку.

«Осторожно дети»

Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то?

– Что это за знак? (Осторожно, дети)

М/ф «Недетский знак»

Шоссе шуршало шинами,
Бегущими машинами,
Но возле школы сбавьте газ –
Висит, водители, для вас
Особый знак здесь: «Дети!
За них мы все в ответе!»
И вы при этом знаке тоже,
Ребята, будьте осторожны.

V. Закрепление (практическая работа в микрогруппах)

1. Группы знаков

– Пока мы собирали знаки, они объединились в группы…
Запрещающие, предупреждающие, информационные, особых предписаний.
Общие признаки: цвет, форма.

2. Работа в группах (раскрашивание дорожных знаков)

– Проверим как вы запомнили особенности знаков.

Один член группы должен выступить:

  • Какой знак
  • Что обозначает (что разрешает, запрещает, о чём информирует)

VI. Итог занятия

– В течение всего занятия мы вели разговор о пра­вилах дорожного движения, о том, кто нам помогает их выпол­нять. В конце занятия давайте еще раз назовем всех помощни­ков пешеходов: (…)

Рассматривание иллюстрации и определение нарушений правил дорожного движения

– Кто обязательно должен знать Правила Дорожного Движения – пешеходы или водители? (Все!)

VII. Конец занятия

– Понравилось вам занятие?
– Чему учились?
– Что показалось особенно интересным?
– Дорожных знаков очень много. Они объединены в группы. Хотите продолжить изучение дорожных знаков?
– Этому мы посвятим наши следующие занятия.

Запомните, что нам приятно,
Когда нас уважают,
И пешеход с водителем
Друг друга пропускают!

– Всем спасибо за занятие!