Беседы о православном воспитании детей. Беседы о православном воспитании детей Формируйте у ребенка навык сопереживания

При воспитании детей родители в большинстве случаев руководствуются собственными сиюминутными интересами. Эффект можно усилить, приняв в качестве девиза «я живу одним днём». Иными словами, родители действуют, чтобы обеспечить собственную безопасность перед детьми, и при этом совершенно не думают о будущем своих детей.
Самый простой пример – родители отучают детей говорить неправду только во имя одного: облегчения контроля над детьми. При этом родители, уличив детей в незначительной неправде (за которую засчитывается даже «замалчивание», то есть «не сказали правду», хотя формальной лжи – «намеренно говорить то, чего нет» - не было), начинают читать длиннейшие нотации с использованием сарказма, вызывая физиологическое отвращение к самой неправде, некий условный рефлекс. Родители не думают, что в будущем детям будет жизненно важным солгать кому-нибудь – из расчёта или самосохранения. Часто возникает и такая ситуация, где ложь бесцельна, а правда не вполне уместна. В такой ситуации как раз бывает труднее всего. В результате – дети расплачиваются за желание родителей контролировать всё.
Другой пример – это «обламывание», то есть желание, чтобы человек перестал быть таким, каким он есть, и стал таким, каким хотят окружающие. И это желание подкрепляется конкретными недобросовестными (а то и преступными) действиями. Родители нарочно отказывают детям в самом незначительном желании, выполнение которого никакого материального ущерба не понесёт. Мотив отказа – «приучить терпению». Не случайно Генри Уилер Шоу утверждал: «Если вы хотите научить своих детей воровать, заставьте их подольше выпрашивать все, что вы им даёте». А здесь намного серьёзнее – родители сами толкают своих детей не на воровство, а на открытый грабёж, шантаж или даже разбой. Потому что стоит детям убедиться, что не во всех семьях бывает так (масштаб сравнения: рядом всегда есть другие семьи, где родители никогда не отказывают в большем), - и неизвестно, чему такие дети научатся: может быть, не терпению, а, наоборот, будут обозлены, будут руководствоваться намерением брать то, что им понравится, независимо от воли других. Попросту: либо ты отдашь мне то, что я хочу, добровольно, либо я сам возьму это, но тогда очень многим плохо будет!
И этот подход я не только не осуждаю, даже поощряю.
Не так давно я слышал такой «шедевр» желающих сохранить строгость в воспитании: если в детстве ни в чём не отказывать, человек вырастает эгоистом. Но эгоистом может стать и тот, кому отказывали сверх меры. Потому что неудовлетворённые желания не обязательно означают отказ от желаний. Наоборот, человек всё больше хочет взять то, что ему понравится, во что бы то ни стало, да ещё и наказать, унизить (крайний вариант - физически уничтожить) отказавшего как виновника неудовлетворённости. Он просто начинает воспринимать всё, что ему понравится, своим по праву, а как отнять это у других – дело техники.
Родители действуют в собственных интересах (они этому научились сами и поздно, а иногда воспользовались благоприятным случаем), но никогда не учат детей жить собственными интересами, потому что это в ущерб интересам родительским. То, что «обработанные» выместят потом это на своих детях – предполагается изначально, вводится подсознательно. Я уже говорил о самовоспроизводящихся роботах или же уместно сказать о дедовщине. Детям внушают, что они «должны» и «обязаны». И всё это имеет только одну причину: родители попросту боятся детей. В смысле – что если учить детей жить собственными интересами, то дети с родителей начнут действовать по-своему. Что родители станут первыми пострадавшими от того, что дети живут собственными интересами. Вот и воспитывают послушных и неприспособленных - ради сиюминутной призрачной выгоды.

Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Основные ее положения изложены автором в методическом пособии «Организация воспитательной работы в классе», опубликованном в издательстве «Педагогический поиск» в 2000 году.

Понятие «воспитание». В.П. Созонов выступает против существовавшей многие годы социоцентрической модели воспитательной деятельности. Он пишет: «Предлагаю другой подход к воспитанию: не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потреб­ностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого вида, который пришел в человеческое сообщество и страстно стремится познать себя, непонятного и непокорного, найти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого. И не надо его "формировать", пытаться сделать из маленького человека - вселенского чуда - болванку, унылый стандарт, повторяющий нас самих. Необходимо доверять человеческой природе».

В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человёка. Он убеждён что успех работы воспитателя во многом обусловлен поиском и установлением взаимосвязи процессов реализа­ции базовых потребностей растущего человека и воспита­тельной деятельности педагога. Базовые потребности, по его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерии эффективности воспитательной работы. Из такого понимания воспитательного процесса и вытекает опре­деление воспитания как деятельности педагога, направлен­ной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

1) в творческой деятельности;

2) быть здоровым;

3) в защищенности, безопасности;

4) в уважении, признании, необходимом социальном статусе;

5) в смысле жизни;

6) в самореализации (самоосуществлении);

7) в удовольствии, наслаждении.

Цель и принципы воспитания. Рассматривая человека как существо саморазвивающееся, самоопределяющееся, В.П. Созонов подчеркивает, что ребенок - существо не самодоста­точное для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Отсюда становятся очевидной цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потреб­ностей личности учащегося.

Воспитание, в основе которого лежат потребности чело­века, может базироваться, по мнению В.П. Сазонова, на таких принципах:

1. Принцип природосообразности. Давайте откажемся от переделки ребенка. Пусть нашей исходной позицией станет доверие к нему, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внут­реннего развития; поиск, обнаружение и укрепление внутренних сил.

2. Принцип целостности в подходе к ребенку. Будем учить­ся понимать его как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и са­мосознания, рационального и иррационального.

3. Деятельностный принцип. Постараемся осознать: воспитывает не только педагог и не столько нравоучениями, сколько организацией живого опыта бытия, отношений чле­нов сообщества.

4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости» я ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешности воспитания - здоровая «Я-концепция», гармония внутреннего мира ре­бенка, чувство собственного достоинства.

5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствия с ведущими потребностями детей разного возраста.

6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие вос­питателя и воспитанника на объективном единстве целей.

Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе как модели, образа будущей достойной жизни в ходе которой осуществляются развитие и благополучная социализация воспитанника (реализация потребности в творческой деятельности);

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (реализация потребности быть здоровым);

Формирование благоприятно нравственно - психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе, т.e. обеспечение условий защищенности каждого, даже самого слабого его члена (реализация потребности защищенности, безопасности);

Создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников (реализация потребности в уважении, признании);

Обеспечение условий и оказание помощи ребенку (в том числе собственным примером ж образом жизни), в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания (реализация потребности в смысле жизни);

Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания саморегуляции, самоуправления в самовоспитания как основополагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни (реал­изация потребности в самореализации);

Воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение (и собственным примером) радостному проживанию жизни, каждой ее минуты (реализации потребности в удовольствии, наслаждении).

Механизм воспитания. При осуществлении процесса воспитания педагогу необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития; соответствуют:

а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт;

б) определенная ведущая деятельность, благодаря кото­рой происходит психическое и социальное развитие школь­ника;

в) определенные психические новообразования, кото­рые как краеугольные камни ложатся в основание личности растущего человека.

Имея отчетливые представления о половозрастных осо­бенностях становления-личности ребенка, этапах развития его мотивационно-потребностной сферы, педагог должен со­блюдать следующие требования:

1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных ситуа­циях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто ро­мантическое и высокое;

2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, что­бы ребенок знал его цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой;

3) опираться на прошлый жизненный опыт ребенка (как бы ни был он мал), не противоречить его установкам, уже имеющимся нравственным ценностям и эмоциональной памя­ти; если же дело новое, то следует вооружить его знанием того, что способно убедить в своей правоте, нарисовать новые пер­спективы, порепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство, поражение;

4) мобилизовать, укрепить волю участников, веру в ус­пех, стремление довести дело до конца, несмотря на труд­ности, апеллируя к их самолюбию;

5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей «завтрашней радости» от самопроявле­ния, преодоления трудностей; все это развивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Испытывая чувство неудовлетворения от существую­щих в педагогической науке и практике подходов и техно­логий определения эффективности процесса воспитания, В.П. Созонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной деятельности.

Первый путь - это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников. В роли критериев оценки результативности могут выступить такие параметры, как психологический климат коллектива, интеллектуальный и эмоциональный фон жизни, уровень психологической защищенности и свободы каждого ребенка, характер взаимоотношений ученика и учителя, детей между собой, степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничество всех членов школьного сообщества; возможность самопроявления, самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельности данного коллектива.

Второй путь связан с поиском неких глубинных основа­ми и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы пове­дения (их можно имитировать), а внутренний мир, отношения, установки. К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазвитию и самоактуализации, целесообразно отнести:

Самоприятие (подтверждение перед собой ответственности и законности собственного бытия), гармония и со­гласие внутренних «образов Я»;

Способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой;

знание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, темпера­мента, а в итоге - особенностей характера, стиля и такти­ки собственной жизни;

Признание и принятие окружающей среды, бытия дру­гих, внешнего «образа мира»; позитивное мироощущение (уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен);

Способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому (эмпатичность);

Чувство собственного достоинства, самоуважение (вы­сокая оценка себя вне зависимости от особых личных до­стижений и приобретений);

Активность, поиск новых способов отношений с дру­гими, нацеленность на преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость, стремление кдостижеыню поставленных целей;

Признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов, высших надличностных ценностей и смыслов жизни;

Эмоциональная и интеллектуальная независимость, го­товность к самостоятельному жизненному выбору;

Включенность в настоящее, способность получать удо­вольствие от жизни, радоваться, быть счастливим.

Таким образом, перечисленные качества личности и ком­плекс необходимых условий для их развитая должны находиться, по мнению B.П. Сазонова, в поле зрения того, кто оценивает результаты воспитательной деятельности педагог.

У ребенка 8 лет речь становится связанной, уже хорошо развита моторика, он может передавать свои впечатления и мысли, легко овладевает умением писать и читать. Однако у чада еще преобладают элементы игры в деятельности, отсутствует возможность долгого сосредоточения, самоконтроля и самокритики. Как же правильно воспитывать такого ребенка?

Какой он – 8-летний ребенок?

Восьмилетние дети уже почти адаптированы к обществу У восьмилетних деток частота пульса составляет около 95 ударов в минуту. До восьмилетнего возраста у ребенка окончательно сформируется и структура ткани легких. Именно потому по достижении чадом восьми лет у него намного реже случаются такие заболевания, как пневмония, бронхит, а также респираторные инфекции. В 8 лет ребенок подрастет еще на 9-10 см. Увеличится на 2,5 см и окружность грудной клетки. Идеальная продолжительность сна ночью остается прежней: 8-10 часов. Мама восьмилетнего ребенка уже может определить, кто он - «сова» или «жаворонок».

Воспитание 8-летнего ребенка

В 8 лет ребенок уже может влюбиться... Буквально с первого дня старайся, чтобы твой ребенок четко придерживался режима дня. Тогда и в школе все будет ладиться и на отдых хватит времени. С правильным режимом дня чадо не будет переутомляться, у него будет крепкое здоровье. Если же дети постоянно недосыпают, мало гуляют на свежем воздухе, нерегулярно едят и к тому же ведут малоподвижный образ жизни, то их работоспособность резко снижается, они быстро устают, часто жалуются на головную боль, постоянно хотят спать. Родителям 8-ми летнего ребенка, надо правильно организовать его режим дня. Речь идет об обеспечении достаточной продолжительности сна и регулярного приема пищи, а также выделении определенного времени для отдыха, приготовления уроков, прогулок. В режиме дня чада обязательно предусмотри помощь в домашних делах. Ребенка нельзя отстранять полностью от его повседневных обязанностей под предлогом сильной загруженности в школе. Это отрицательно скажется на дальнейшем формировании характера чада. Между школой и домашними занятиями у ребенка обязательно должен быть перерыв не меньше 3 часов. Старайся, чтобы большую часть этого времени сын или дочка провели на свежем воздухе. И только хорошо отдохнув после школы, ребенок должен взяться за домашние уроки, причем не позже чем в 16 часов.

Половой вопрос

Воспитание ребенка 8 лет для родителей должно начинаться с повышенного внимания к половому вопросу. Если мама и папа пытаются устраниться от такого важного момента, то детки начинают получать все необходимые сведения у подростков, зачастую в очень искаженном виде. Поэтому на все вопросы чада по этому поводу родителям надо отвечать сразу. Беседа должна происходить в спокойной обстановке, не спеша, доверительно, доброжелательно. Ответив на вопрос, родители должны быть готовы к последующим. Удачи тебе в воспитании твоего 8-милетнего чада!

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Договариваемся заранее

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».

Поведение персов зависит не только от врожденных качеств и особенностей породы. Во многом их поведение зависит от методов воспитания, отношения к ним людей и других питомцев, а также окружающей обстановки. Чтобы воспитать хорошую кошку, требуется терпение и любовь, а также готовность заботиться и просто уделять ей внимание. Приобретенные еще котенком привычки трудно изменить в будущем, поэтому воспитание животного следует начинать как можно раньше. С первых же дней пребывания в доме необходимо дать понять кошке, насколько далеко она может заходить в своих шалостях и требованиях.

Чтобы выработать определенные нормы поведения у своих питомцев, следует как можно чаще с ними заниматься. При этом относиться к персам нужно по-дружески, с пониманием и доверием. Кошка все-таки не человек, и ее чувства, а также умственные способности находятся на совсем ином уровне. Поэтому при воспитании следует проявлять осторожность, учитывая внутренние и биологические потребности, а также физические возможности перса.

Персы – существа интеллигентные, они быстро обучаются и легко поддаются дрессировке, то есть усваивают основные команды и правила поведения в доме. Вот некоторые советы по воспитанию персидских кошек.

1. Пока кошка молодая, не следует слишком шуметь или громко кричать возле нее. Животное начнет бояться хозяина и станет агрессивным. Обращаться с персидской кошкой следует всегда мягко и ласково.

2. Нельзя допускать грубых действий по отношению к питомцу. Например, не надо брать кота за холку, причиняя ему боль. Носить перса следует так, чтобы все лапы имели опору.

3. Не стоит добиваться от животного каждый раз разных целей. Нужно постараться постепенно приучать кошку сначала к одному требованию или правилу, затем так же терпеливо добиваться выполнения следующего.

Кошки любят принимать эффектные позы


5. С самого начала следует приучать кошку к одной из наиболее полезных команд – запрещающей, которая выражается словами «Нельзя!» или «Фу!», а также хлопком в ладоши и др. Воспитательное значение этой команды сводится к выработке у кошки послушания. Как правило, запреты связывают с агрессивным поведением животного по отношению к человеку (нельзя кусать и царапать хозяев и их гостей), а также с порчей предметов интерьера (нельзя царапать и грызть мебель, висеть на шторах, прыгать на стол).

Очень важно в общении с кошкой подстроиться под ее биоритм, являющийся причиной частой смены настроения животного. Ранним утром, в послеобеденный период и поздним вечером лучше не беспокоить питомца.

Усвоение запрещающей команды происходит постепенно: за совершением неправильных действий домашним питомцем должен последовать запрет. В том случае, если животное правильно среагировало на команду, его следует похвалить и приласкать, если же ослушалось – наказать, причем наказание должно быть неотвратимым. Нельзя наказывать кошку за проступок по прошествии нескольких часов: она просто не поймет, за что ее наказали, и затаит на хозяина обиду.

6. Один из наиболее эффективных способов наказания – испугать животное громким хлопком в ладоши, брошенной газетой или брызгами воды. Более строгое наказание (например, побои или иное физическое воздействие) недопустимо, так как в этом случае питомец не только не усвоит преподнесенный урок, но и начнет бояться хозяина и перестанет ему доверять.

Если же человек сгоряча все же побил кошку, то ему следует постараться снова завоевать ее расположение лаской: животное должно быть уверено в том, что, несмотря на все проказы, его все-таки любят.

7. Необходимо как можно чаще разговаривать с персом, рассказывать ему о том, что он может делать в доме, а что нет. Особое значение следует придавать тону, с которым произносятся слова и фразы, поскольку кошки чутко реагируют на малейшие изменения интонации человеческого голоса. Через некоторое время питомец начнет и без команд понимать настроение хозяина – по одному лишь тону, которым тот разговаривает с ним.

Если человек, у которого был взят котенок или взрослая кошка, использовал подобную систему воспитания, то новому хозяину останется лишь четко следовать ей. Если же питомец поступил невоспитанным, стоит проявить терпение и упорство, в результате наградой станет послушное, ласковое животное.

8. В жизни молодым кошкам необходимы игры и игрушки. Особенно необходимо играть с персом, если он единственный в доме питомец. Кошка может впасть в депрессию от одиночества или скуки. С котенком рекомендуется играть несколько раз в день, а со взрослой кошкой – хотя бы 1 раз. Кошка может слишком увлечься и начать царапаться или кусаться. В этом случает не стоит делать замечание или наказывать ее.

Можно просто переключить внимание кошки на какой-нибудь предмет (мячик, искусственная мышь, веревка с игрушкой и т. п.).

В качестве игрушки для кошки сойдет любая вещь небольшого размера. Например, мячик, пустой спичечный коробок, катушка от ниток, тапочки, детские резиновые игрушки и т. д. Главное, чтобы у игрушек не было острых и торчащих краев. Такие мелкие предметы, как кнопки, скрепки или иголки, следует держать подальше от питомцев, иначе они могут их проглотить.

Столб для затачивания когтей


Стоит отметить, что первые уроки жизни в обществе котятам преподносит мать: например, играя с ней, малыши нередко кусаются так сильно, что приходится применять решительные меры. Как правило, в качестве наказания кошка использует укус, а как поощрительное средство – вылизывание.

Поскольку котенку необходимо общество хозяина, он быстро усвоит установленные им правила. Однако соблюдать их в дальнейшем должны не только питомец и домочадцы, но и гости, бывающие в доме.

В новой семье воспитание должно продолжиться, причем лучше всего котенок воспримет уроки при непосредственном общении с хозяином. Так, все попытки питомца укусить или оцарапать хозяина во время игры или в ответ на проявленную к нему ласку, должны пресекаться запретительной командой, произнесенной строгим голосом, и небольшим наказанием (например, легким щелчком по носу или лапе шалуна). При упорствовании или неповиновении следует прекратить игру и оставить на некоторое время малыша в одиночестве.

Чему следует научить свою кошку

Откликаться на имя

Для этого необходимо выбрать звучную, не очень длинную кличку, которую кошка смогла бы услышать издалека. Выбранное имя следует постоянно повторять, обращаясь к животному. Важно также следить за тем, чтобы все домочадцы называли перса одинаково и не придумывали новые имена, иначе животное не сможет адекватно реагировать на призывы хозяина.

Называя кошку по имени, нужно говорить таким тоном, будто ей сообщается нечто очень важное. Потребуется около 30–40 дней на то, чтобы животное привыкло к своей кличке и научилось различать ее среди других имен и названий предметов.

Если женщина видит себя во сне держащей на руках кошку или котенка, ей грозит моральное падение в глазах общества; если животное грязное, тощее или пестрого окраса, она станет жертвой чьего-то неблаговидного поступка. Котята снятся к мелким неприятностям, кошки – к крупным проблемам.

Идти на зов хозяина

Для того, чтобы научить этому кошку, потребуется время и терпение. Суть упражнения сводится к регулярному повторению одной и той же фразы: «Иди ко мне» или «Иди, Бэсси!» (кличка прибавляется в том случае, если в доме несколько питомцев) и т. п. Важно стараться повторять слова одним и тем же тоном.

Если животное не слушается, не надо ругать его, этим нельзя добиться положительного результата. Вместо этого лучше поощрять выполнившего команду питомца ласковым поглаживанием по шерстке или веселой игрой.

В качестве поощрения в начале можно использовать также какое-нибудь лакомство. В квартире кошка будет отзываться на зов уже в 3-месячном возрасте, а на улице – чуть позже, поскольку там много отвлекающих факторов.

Спокойно сидеть на руках

Чтобы вырастить питомца спокойным и уравновешенным, просто необходимо научить его сидеть на руках. При этом не надо насильно удерживать, если он захочет убежать. Кошка должна быть уверена в том, что ей ничто не угрожает и на ее свободу никто не покушается, только в этом случае она согласится делать то, что от нее требуется.

Соблюдать режим

Перса нетрудно приучить к жесткому режиму, достаточно лишь регулярно, в одно и то же время кормить его. Пожалуй, этот пункт воспитательного процесса наиболее прост в выполнении, поскольку напрямую связан с приемом животным пищи.

Оставаться в доме

Следует обязательно обучить питомца оставаться в доме даже в том случае, когда открыты окна и двери. Он должен покидать пределы квартиры или дома только с разрешения хозяина. Если кошка имеет право свободно ходить из дома на улицу и обратно, нужно постараться сделать так, чтобы она пользовалась исключительно откидной дверцей.

Лишь только будет замечено, что животное нарушает установленное правило, надо вернуть его на место, посадить на пол, пристально посмотреть в глаза и сказать: «Нельзя!» или «Фу!», затем отнести к откидной дверце и выпустить через нее животное на улицу. Следует постараться сделать все возможное, чтобы перс усвоил этот закон.

Чтобы перс не использовал цветочные горшки в качестве лотка для туалета, надо положить на верхний слой почвы небольшие круглые камешки. Если же данная мера предосторожности оказывается безрезультатной, следует убрать цветы туда, где животное не сможет их достать, например повесить на стену. Так же нужно поступать и в случае, когда кошка пытается есть комнатные цветы. Между прочим, для нее можно устроить небольшой садик, вырастив на подоконнике кошачью мяту, овес, петрушку.

Приучить животное пользоваться откидной дверцей можно следующим образом: выйти за дверь, а кошку оставить внутри дома, затем открыть лаз и позвать питомца, соблазняя его запахом любимой еды. Как только животное выйдет наружу, надо зайти в дом и выполнить все манипуляции снова. Упражнение следует повторять до тех пор, пока перс не начнет самостоятельно проходить через дверцу.

Следующий этап дрессуры – прохождение через полузакрытую дверцу. Кошка должна приложить некоторые усилия для того, чтобы выйти наружу и проникнуть внутрь через лаз, задача дрессировщика – стоя у двери, предлагать питомцу излюбленное лакомство. Дрессировку следует продолжать до тех пор, пока перс не научится самостоятельно проходить через полностью закрытую дверцу.

Гулять на поводке

Чтобы выходить с персидской кошкой на улицу, надо приложить все усилия для приучения ее к прогулкам на поводке. Сначала можно просто надевать на кошку ошейник и заставлять ее проводить в нем несколько часов в день. Как только животное привыкнет к ошейнику, к нему прикрепляют поводок. Так перс должен пройтись два-три раза по всей квартире, после чего можно взять конец поводка в руки и походить несколько минут за питомцем.

Вскоре без труда можно будет управлять животным и заставлять его идти туда, куда нужно. Главное в процессе обучения – сопровождать действия командами «Пошли!» или «Сюда!» и т. п.


Ошейник, поводок и шлейка


Спокойно сидеть в необходимых позах

Как правило, самыми лучшими домашними питомцами являются породистые кошки, предназначенные для показа на выставках. Они общительны, легко идут на контакт с незнакомыми людьми, уравновешенны и неагрессивны. Однако воспитать такое животное можно лишь в том случае, если с детства приучать его долго сидеть на руках в спокойных позах, не реагировать на посторонние шумы, общаться с незнакомыми людьми, терпеть различные манипуляции, даже те, от которых питомец не в восторге. Все воспитательные процедуры необходимо сопровождать ласковым словом и поощрением, например в виде любимого лакомства кошки.

Быть спокойной во время поездок в автомобиле

Кошки не любят такие поездки, но их к ним можно приучить. Причем не стоит делать это насильно, иначе кошка только с еще большим ужасом будет относиться к подобным прогулкам. В данном случае следует поступать осторожно. Для этого кошка помещается в специальную корзину, которая затем ставится в автомобиль.

После этого животному надо дать время осмотреться и привыкнуть к новой обстановке. Желательно выделить время и посидеть рядом, в случае необходимости – приласкать. Когда кошка немного успокоится, можно включить мотор, при этом сигналить или нажимать на газ не следует, иначе кошка сильно испугается.

Через какое-то время мотор надо выключить и возвратиться вместе с кошкой домой. Это упражнение следует повторить несколько раз, прежде чем взять перса в поездку.

Не тревожить хозяина по ночам

Особое место в жизни кошек занимает игра, именно во время игры животные обучаются и познают мир. Поскольку большая часть кошек проявляет наибольшую активность в ночное время суток, то придется научить питомца не тревожить сон хозяина. Однако для достижения положительного результата понадобятся терпение и упорство.

Лишь только перс начнет свои ночные игры, строгим тоном дается запретительная команда; если это не подействует, можно прибегнуть к системе наказаний. После этого питомца следует взять на руки и уложить рядом с собой (важно, чтобы он чувствовал руку хозяина), это даст ему понять, что от него требуется, и ночной покой будет восстановлен. Прежде чем котенок или кошка, попавшая в дом в возрасте 2–3 лет, научатся спать ночью и просыпаться вместе с хозяином по утрам, придется неоднократно повторить вышеописанные действия.

Увидеть во сне мирно сосуществующих кошку и змею – к началу длительной, ожесточенной борьбы. Если змея убивает кошку, то враги, стремящиеся причинить вред вам, в итоге пострадают сами, но если победу одерживает кошка, ждите серьезных неприятностей.

Точить когти в отведенном для этого месте

Затачивание когтей является настоящей проблемой. Все кошки без исключения любят это делать, поэтому лучший вариант – отвести уголок для когтеточки.

Однако отучить питомца царапать мебель можно и другими способами, например, обрызгав животное водой в тот момент, когда оно готовится совершить очередную порчу. Большинство кошек не любят воду, поэтому при регулярном повторении данной процедуры перс откажется от своих намерений.

Можно также напугать приготовившееся поточить когти животное, бросив рядом с ним на пол связку ключей, толстый журнал или громко хлопнув в ладоши.

Еще один эффективный способ – сделать на наиболее часто повреждаемых участках мебели пластиковое покрытие или натереть предметы апельсиновой кожурой: животные не переносят ее запах, поэтому перестанут царапать покрытие.

Не попрошайничать у стола

Нередко владельцы персидских кошек потакают всем прихотям своих любимиц, в результате животные становятся очень избалованными и плохо воспитанными. Для таких персов характерно следующее: попрошайничество у хозяйского стола и игнорирование вкусного корма в собственной миске, капризность и разборчивость в еде, привычка царапаться и кусаться во время игры, а также в ответ на ласку; обидчивость и отказ общаться с хозяином, отругавшим животное.

Одной из наиболее часто встречаемых привычек плохо воспитанных персидских кошек является попрошайничество у стола. Это присуще не только котятам, но взрослым животным.

Стараясь разжалобить хозяина и получить вкусный кусочек, кошки отказываются от своей обычной еды. Корм в чашке может оставаться нетронутым на протяжении нескольких часов, и многие владельцы персов, боясь, что питомец заболеет, идут на уступки.

Однако потакание попрошайничеству не приводит ни к чему хорошему: животное может начать залезать на стол и даже воровать. Во избежание подобных неприятностей следует сразу же определить режим кормления кошки: стараться давать питомцу еду на 5–10 минут раньше, чем самому сесть за стол; если все-таки захотелось побаловать перса, то можно положить лакомый кусочек в его миску, но ни в коем случае не кормить животное с рук.

Завуалированный голубой черепаховый перс


Правильно ходить в туалет

Еще одна проблема воспитания персов – приучение к туалету. Для представителей данной породы вопрос о том, будут ли они ходить в лоток, стоит не так остро, поскольку персы легко поддаются обучению. Основной проблемой является длинная, густая шерсть, которую необходимо приводить в порядок после посещения туалета. Персы не всегда могут сделать это самостоятельно из-за короткой шеи и особенностей строения морды, поэтому хозяевам следует позаботиться о питомцах.

С самого первого дня жизни котенка в доме необходимо приучить его справлять свои естественные потребности в специально отведенном для этих целей месте.

Прежде всего следует подумать о том, каким должен быть туалет для котенка, и подготовить его в соответствии со всеми потребностями нового питомца.

Для персидской кошки желательно приобрести специальный лоток с сеточкой (это позволит не замочить лап при отправлении естественных надобностей) или тот, в который насыпают наполнитель для кошачьих туалетов. В последнем случае следует остановить выбор на материале, который больше всего понравится самому питомцу.

Изготовить туалет можно самостоятельно. При этом нужно учитывать, что питомец станет охотно пользоваться туалетом, только если тот будет удовлетворять всем требованиям животного. Туалет должен быть удобен для котенка, и лучше всего приблизить его конструкцию к природным условиям. И конечно, уход за кошачьим туалетом не должен составлять проблемы для самого владельца: целесообразно изготовить лоток из подходящего материала, чтобы он легко очищался, и в доме не было неприятного запаха.

Следует сказать несколько слов также о том, каким не должен быть кошачий туалет. Ни в коем случае нельзя использовать для его изготовления такие материалы, как алюминий, железо или жесть, так как под воздействием мочи они подвергаются коррозии, быстро выходят из строя и могут представлять серьезную опасность для здоровья питомца. Деревянные ящики и картонные коробки также не подходят для этой цели: картон моментально размокает, а дерево впитывает мочу, в результате чего в доме неизбежно появляется запах.

Лучше всего использовать для кошачьего туалета пластиковую ванночку подходящей конструкции. Ее размеры должны быть достаточными для того, чтобы питомец мог свободно в ней размещаться, двигаться и не выбрасывать наполнитель (не надо забывать, что рано или поздно котенок подрастет, а привычки его останутся прежними, поэтому выбирать емкость для туалета нужно с учетом данного обстоятельства).

Важную роль играет также высота контейнера. Если он будет слишком низким, жидкость будет выливаться на пол. Емкость с высокими стенками также не годится, так как котенку будет неудобно в нее садиться.

Желательно, чтобы ванночка для туалета имела идеально ровное дно: это обеспечит ее устойчивость. Необходимо убедиться, что в ней нет отверстий: даже самое незначительное повреждение по известным причинам делает туалет непригодным для использования.

Вопрос гигиены очень важен. Ведь неприятный запах в квартире, особенно если котят несколько, может испортить радость от общения с ними.

Кроме того, в зоомагазинах продаются специальные пластиковые поддоны для кошачьих туалетов. Одни из них предусматривают использование наполнителя, другие оборудованы вставным ситечком, позволяющим жидкости стекать. Последние намного удобнее в том отношении, что они освобождают владельца котенка от необходимости каждый раз покупать наполнитель. Тем не менее некоторые животные отказываются от такого туалета: ведь от природы им присуща потребность закапывать экскременты, а поддоны со вставным ситом лишают их такой возможности. Если владелец (и котенок) все же остановили свой выбор на этом приспособлении, не следует забывать, что поддон нужно мыть после каждого посещения животным туалета.

Выбрав подходящую емкость, стоит позаботиться о наполнителе. Многие владельцы кошек предпочитают применять для этой цели песок. Это действительно неплохой вариант: он хорошо впитывает влагу и очень удобен для животного (ведь и в природных условиях кошки чаще всего закапывают свои экскременты в песок). Однако, наряду с преимуществами, данный накопитель имеет и явные недостатки: песок прилипает к лапам питомца и разносится по всей квартире, к тому же он плохо удерживает запах. Кроме того, в городских условиях найти достаточно чистый песок зачастую бывает весьма проблематично.

Некоторые используют в качестве наполнителя для кошачьего туалета мелко нарезанную газетную бумагу. С одной стороны это довольно удобно: такой материал всегда очень просто найти. Однако бумага обладает низкой адсорбирующей способностью, быстро отсыревает и становится источником распространения неприятного запаха. Такой наполнитель необходимо постоянно менять.

Хорошим подстилочным материалом являются древесные стружки, а также мелкий щебень. В последнем случае лапки котенка всегда останутся сухими и чистыми, поскольку мелкие камешки прекрасно пропускают влагу. Но и этот способ не идеален. Дело в том, что животному, в особенности маленькому котенку, тяжело и неудобно копать щебень. От такого туалета ваш питомец легко может отказаться, предпочтя ему какое-либо другое место в квартире.

Оптимальным вариантом являются специальные наполнители, которые можно найти в любом зоомагазине. Они прекрасно впитывают влагу и устраняют запах.

Кроме того, большинство таких наполнителей предназначены для многоразового использования и хозяину котенка не нужно каждый раз менять содержимое лотка. Есть у них и еще одно важное преимущество: подобные наполнители очень удобны для кошек, поскольку полностью удовлетворяют их потребность закапывать свой помет.

Специальные наполнители для кошачьих туалетов бывают нескольких видов. Некоторые из них изготовлены из спрессованных опилок. Они препятствуют появлению запаха и являются хорошими адсорбентами, однако мелкие частички часто прилипают к лапам животного и разносятся по всему дому.

Наиболее удобны и экономичны так называемые комкующиеся наполнители: влага быстро впитывается и образует маленький плотный комочек, который легко удалить. Такой материал можно использовать очень долго, к тому же он позволяет всегда содержать дом в чистоте.

В зоомагазинах продаются также наполнители с синтетическими ароматизаторами. На первый взгляд это представляется превосходным решением: благодаря специальным добавкам в вашем доме никогда не будет неприятного запаха.

Кроме того, искусственные ароматизаторы даже опасны для котят: любопытные малыши вполне могут попробовать на вкус незнакомый предмет, что может привести к очень серьезным последствиям.

Подготовив лоток и наполнитель, необходимо правильно подобрать место для туалета любимца. Сделать это нужно заранее, поскольку в дальнейшем будет очень сложно приучить котенка (а тем более взрослую кошку) справлять естественные потребности в каком-либо другом месте.

Нередко котенок отказывается от предлагаемого туалета потому что ему не нравится место, выбранное для него хозяином. Поэтому туалет должен быть прежде всего удобен для животного. Лучше всего установить лоток в укромном уголке, скрытом от посторонних глаз (кошка никогда не станет пользоваться лотком при свидетелях). Кроме того, не стоит забывать, что животное всегда должно иметь свободный доступ к туалету.

Пожалуй, оптимальный выход – расположить лоток в туалете или в ванной комнате. Если поставить его на ворсистый коврик, он не будет соскальзывать и котенку не удастся его перевернуть.

Ванночка для кошачьего туалета и совок для насыпания твердых наполнителей


Научить котенка пользоваться туалетом далеко не так сложно, как это может показаться: ведь кошкам, как уже неоднократно отмечалось, свойственна врожденная чистоплотность. Однако, для того чтобы питомец привык к определенному месту, его хозяину все же придется приложить некоторые усилия.

Как только в доме появился котенок, следует отнести его в лоток и дать возможность изучить новое место. Естественно, что в первые дни пребывания в новом доме котенок (или взрослая кошка) не сможет сразу запомнить, где располагается туалет. Поэтому питомца необходимо контролировать: надо играть с ним поближе к лотку и в случае необходимости сразу же посадить туда, не забыв потом похвалить и поощрить чем-нибудь вкусненьким; таким образом зверек получит положительные эмоции и в дальнейшем у него выработается определенный условный рефлекс. Чтобы котенок лучше понял, что от него хотят, можно сделать его лапками несколько роющих движений. Не надо забывать поощрять малыша каждый раз, когда он успешно справляется с задачей.

Постепенно малыш запомнит место своего туалета, но не следует требовать от него этого в первый же день. И даже если котенок преподнес неожиданный «сюрприз», нужно постараться не наказывать его строго: достаточно лишь сказать: «Нельзя!» и посадить в лоток.

Если же котенок не может привыкнуть к положенному месту, его можно слегка поругать (но ни в коем случае не наказывать физически), аккуратно взяв за холку, обратить его внимание на проступок, а затем отнести в туалет и попытаться уговорить малыша им воспользоваться. Действовать следует только с помощью похвалы или ласки.

Испачканное место рекомендуется тщательно вымыть сильным дезинфицирующим средством, чтобы уничтожить запах, который впоследствии еще неоднократно может привлечь внимание питомца. Кошачий туалет необходимо регулярно чистить и дезинфицировать. Для этого применяются различные средства, к примеру, горячая вода с уксусом. Не рекомендуется мыть туалет питомца какими-либо сильными химическими средствами, оставляющими посторонний запах. Часто в комплекте с поддонами продаются специальные совки и метелки, очень удобные для комкующихся наполнителей.

Как показывает практика разведения кошек, об уме этих животных обычно судят по тому, насколько регулярно и дисциплинированно они посещают свой туалет. Однако не всегда отказ от лотка объясняется капризами животного. Может случиться такое, что ему просто не нравится используемый наполнитель, или ванночка слишком мелка и мала, а бывает, что перс негативно относится к дезодоранту для туалета или применяемому освежителю воздуха.

Что бы ни было выбрано, лоток с наполнителем или унитаз, приучать к ним котенка нужно как можно раньше.

Помимо всего этого, причина может быть до банальности простой – давно не менявшийся наполнитель, источающий неприятный запах. Некоторые коты до того брезгливы, что ни за что на свете не станут отправлять естественные надобности в одном и том же лотке. Лучший выход из такого положения – пойти навстречу желанию питомца и поставить рядом с первым второй лоток.

Некоторые кошки предпочитают, подобно их хозяевам, пользоваться унитазом. Иногда питомца можно специально к этому приучить. Сделать это довольно несложно: сначала нужно, чтобы котенок привык к обычному лотку, который следует поставить рядом с унитазом. Затем надо подложить под лоток что-нибудь и постепенно поднимать его. Когда лоток окажется на одной высоте с унитазом, можно его убрать. Скорее всего в этом случае котенок поймет, что от него требуется. Однако не стоит заставлять малыша пользоваться унитазом, если он уже привык к другому месту.

Следует заметить, что многие кошки прекрасно разбираются в тонкостях господствующих порядков и превращают проблему туалета в инструмент воздействия на хозяина. Одни животные таким образом стремятся обратить на себя внимание, другие мстят за частые наказания, третьи метят свою территорию во время брачного периода, а у четвертых могут быть серьезные проблемы со здоровьем. Естественно, что в каждом случае необходимо в течение некоторого времени внимательно наблюдать за кошкой, чтобы найти разумное объяснение причинам ее поведения.

При последовательном воплощении в жизнь данных выше советов домашний питомец очень быстро усвоит установленные правила и постарается не преступать запретов. Однако останавливаться на достигнутом не стоит, поскольку воспитание – процесс длительный и постоянный, требующий терпения, ласки и внимания.