Боевые традиции ВС РФ. Патриотизм и верность воинскому долгу, основные качества защитника отечества. Встреча «Уважения к Защитникам Отечества Проведения боевого информирования

У многих людей существует очень серьезное заблуждение, которое становится очевидным благодаря именно этому торжественному событию. С Днем защитника Отечества в школах и семьях взрослые поздравляют мальчиков как будущих воинов, будущих защитников страны, потому что существует распространенное мнение: 23 февраля – "день всех мужчин". Произносят высокопарные слова о патриотизме и считают, что их задача выполнена. Все патриотическое воспитание школьников сводится к нескольким беседам и мероприятиям. И порой очень формальным. А какие непоправимые ошибки допускаются в этом воспитательном процессе! И результат налицо. Кого мы воспитали? Для многих ли школьников понятия Отечество, Родина, патриот, защитник Отечества наделены Смыслом?

Давайте подумаем, кто же такой на самом деле защитник Отечества и что же он защищает ? Какой образ Отечества сформирован в сознании современного молодого поколения? Понятие «Защитник Отечества» имеет очень широкий смысл. И может мы кому-то откроем секрет, но возрастных границ у этого понятия не существует . Ведь это не только солдат, умеющий держать оружие и поставленный защищать границы своей страны. И, между прочем, от того, какой смысл он вкладывает в понятие "Мое Отечество", зависит качество его службы.

Так что же такое Отечество? И может ли мальчик, защитивший слабого от хулигана, собаку от живодера, дерево от поджигателя, оказавший помощь другому, считаться защитником Отечества? А всякий ли мужчина может называться Мужчиной, достаточно ли ему для этого только отметки «МУЖ» в паспорте? И может ли он быть защитником Отечества?
Когда разберемся с первым вопросом, на остальные ответы станут очевидными.

Под Отечеством принято понимать страну предков (отцов) человека, отчизну, Родину. Отечество... Это и природа, и человек, и существующие порядки и традиции, и культурное наследие, и многое-многое другое. Все это Отечество. Одно из лучших толкований этого термина принадлежит известному русскому писателю М.Е.Салтыкову-Щедрину: "Отечество - тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но коего прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной" .

Г.В.Державин писал: "Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество" . Настоящий человек независимо от возраста и пола это делает в силу своих возможностей и способностей. Мальчик, уступивший в транспорте место старшему, убедивший прохожего поднять брошенный окурок, посадивший дерево у себя во дворе, - тоже защитник Отечества, как и пограничник. И то, и другое одинаково важно. И без того, и без другого Отечества быть не может .

Так что и как будет защищать тот солдат, о котором мы говорили ранее, если у него нет чести, совести, не развито чувство долга и ответственности? Настоящий защитник Отечества будет защищать ценности, принципы жизни и нравственного поведения, основанные на бережном отношении к природе, к своей стране, к родителям и друзьям, к другим людям (знакомым и незнакомым). Он будет защищать традиции и все то наследие, которое оставили ему родители. Наследие наших предков – это то, чем мы гордимся, то, что позволяет человеку (к сожалению, не каждому) оставаться Человеком. Защитник этих нравственных принципов, этого наследия и может называться защитником Отечества, настоящим патриотом своей страны.

В статьях и очень доступно и на примерах показано, как можно воспитать у молодых чувство патриотизма и как убедить ребят в том, что патриотом быть жизненно необходимо . И как охарактеризовать человека, любящего Россию .
А для большей убедительности можно привести очень точные и удивительно современные сегодня высказывания великого Гоголя из его письма к другу с заголовком "Нужно любить Россию".

"...Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние. Нет, это еще не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно слишком еще отдаленное ее предвестие. Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей..." .

Со школьниками, особенно старшеклассниками, взрослым бывает довольно трудно вести беседу на патриотическую тему. Ребята задают порой каверзные вопросы. Например, такой: Как можно любить такое Отечество, А.С.Пушкин, например, свое Отечество презирал?
Здесь имеется в виду его высказывание в письме к П.А.Вяземскому от 27 мая 1826 года: "...Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство" .

Все становится на свои места, когда ребятам сначала разъясняется, что поэт под отечеством подразумевал существующие на тот момент порядки и недостатки, ругал их, презирал, старался исправить; а затем приводятся высказывания самого же Пушкина, свидетельствующие о его истинном патриотизме. Вот они.

1. "...я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал... Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству - поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко..." (из письма к П.Я.Чаадаеву 19 октября 1836 года).

2. "Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам" (из стихотворения "Два чувства дивно близки нам").

И позвольте напомнить вам, друзья, что патриотическое воспитание школьников строится с учетом их возрастных и психологических особенностей и начинается с воспитания отзывчивости, чувства товарищества, уважения к старшим, бережного отношения к окружающему миру. Но воспитывать патриотов должны истинные патриоты . Дети и подростки очень хорошо чувствуют фальшь и лукавство. А настоящие патриоты – это те люди, которые не задумываются о своем патриотизме, а просто честно трудятся, выполняют свой долг и делают все возможное, чтобы их Отечество процветало. "Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов" (Шарль Луи де Монтескьё)

Мы очень надеемся , дорогие учителя, воспитатели, родители, что вы обязательно обсудите все то, что нашло отклик в ваших сердцах после нашего с вами общения: кто со школьниками на классном часе, кто на родительском собрании, а кто со своим ребенком в семье за чашкой чая.

В следующей статье вы обязательно найдете подарок ко Дню защитника Отечества – новую историю о приключениях Вовки и его друзей. И этот увлекательный рассказ, возможно, поможет многим из вас в воспитательной работе с детьми и подростками.

связи с этим на него возлагаются обязанности по подготовке к во­оруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. С учетом особенных обязанностей, возложенных на военно­служащего, он должен обладать рядом качеств, присущих вооружен­ному защитнику Отечества в современных условиях.

Прежде всего, военнослужащий - патриот, который любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии, а потому, что это его Родина (вклейка, фото 18).

Патриот сознательно любит свое Отечество, готов встать на его защиту, готов к любым жертвам и подвигам во имя Родины. Вот как сказано о патриотизме у Н. М. Карамзина: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения, а потому не все люди имеют его».

Военная история Отечества включает множество примеров героического поведения российский солдат и офицеров. Приведем некоторые из них.

В 1812 году, в ходе Бородинского сражения генерал В. Г. Костенецкий заменил убитого начальника артиллерии русской армии генерал-майора А. И. Кутайсова. Когда на одну из русских батарей ворвались французы, Кос­тенецкий, обладавший богатырской силой, стал в ряды защитников и отби­вал нападающих артиллерийским банником. Банник сломался в руках генерала, но атака была отбита. За Бородино Костенецкий был награжден орденом Георгия 3-й степени.

В ходе русско-японской войны 1904-1905 годов немало строк в герои­ческую летопись Отечества вписали русские моряки. Всем хорошо известен подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». В Цусим­ском сражении японцами был подбит эскадренный броненосец «Князь Су­воров». Потеряв управление, корабль выходит из строя, но не прекращает огня. Лейтенанты Вырубов и Богданов, прапорщик Курсель и 30 матросов отказываются сойти с корабля и продолжают бой. «Суворов» ведет огонь из последней уцелевшей трехдюймовой пушки. Потопленный торпедами, он гиб­нет с развевающимся Андреевским флагом.

В начале октября 1941 г. гитлеровские армии подошли близкок Москве.

Большая часть советских войск, защищавших столицу, оказалась в окруже­нии в районе Вязьмы. Дорога на Москву с юга со стороны Варшавского шоссе была открыта. Для переброски резервов требовалось 5-7 дней, и для обороны в район Малоярославца были выдвинуты курсанты пехотного и артиллерийского подольских училищ. В течение двенадцати дней за время боев с превосходящими силами противника курсанты подольских училищ уничтожили до 5000 гитлеровцев, подбили 100 танков противника. Курсант-артиллерист Юрий Добрынин в одном из боев подбил из орудия 6 танков и 2 бронетранспортера. Подольские курсанты почти все погибли, но выполни­ли приказ - враг был задержан и на ближних подступах к Москве был соз­дан новый рубеж обороны.


В послевоенные годы в мирной будничной жизни и в ходе боевых дей­ствий в ряде стран наши воины своими ратными делами и героическими подвигами множество раз убедительно доказывали свою верность воинско­му долгу, присяге, преданность Родине. Только в 80-е годы за самоотвер­женное выполнение воинского долга на афганской земле 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза и более 200 тыс. человек награждены ор­денами и медалями, из них 110 тыс. солдат и сержантов.

Вот как действовали в бою два наших российских героя. Душманы на­стойчиво атаковали господствующую высоту, стремясь сбросить оттуда де­сантников. Гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели уничтожающий огонь из пулеметов на флангах. В короткие минуты затишья десантники дали клятву: высоту не сдавать, сражаться до последнего патрона. При очередной ожесточенной атаке противника В. Алек­сандров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников, после того как за­клинило пулемет, успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, слу­жат для них нравственным эталоном.

Чувство патриотизма и сегодня остается высшей нравственной ценнос­тью и наиболее убедительным смыслом службы в армии реформируемого Российского государства. Отрадно, что любовь к Родине у воинов-патрио­тов не ограничивается словесными заверениями, а включает созидательное начало, выражается в конкретных благородных делах и героических по­ступках.

Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины каж­додневно доказывают в поле, на стрельбищах и танкодромах, в классах и за пультами боевых машин, в ходе караульной и внутренней службы, а при необходимости и в боевой обстановке, как это происходило в Чеченской рес­публике. Вот лишь два примера.

В бою на одной из городских улиц была подбита БМП-3, где наводчи­ком-оператором был сержант Михаил Аппаков. Десант тут же покинул бое­вую машину и оказался под прицельным огнем противника. Но в тот же момент ожили пушки и пулемет Аппакова. Шквал смертоносного металла об­рушился на боевиков. Михаил вызвал огонь на себя, тем самым спас сво­их боевых товарищей, сумевших выйти невредимыми из-под обстрела. Когда же подошло подкрепление и дудаевцы бежали, тело мужественного сержан­та извлекли из подбитой машины. Он дрался до последнего снаряда, до по­следнего патрона - боекомплект был весь израсходован.

Во время штурма объекта погиб командир взвода. Командование под­разделением взял на себя сержант Евгений Саркисов и продолжил выпол­нение боевой задачи. Евгений получил ранение, но оставался в строю и руководил боем. И лишь после того, как разрывом гранаты Е. Саркисову оторвало руку, его вынесли с поля боя. И подобных примеров можно при-

вести много. Ими наполнены дни опасной, но очень необходимой для со­хранения целостности Родины военной службы на территории Чечни.

Еще в русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о ее героях. О них писались книги, слагались стихи и песни. А начи­ная с 1840 г., воины, совершавшие наиболее яркие подвиги, стали навечно заноситься в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгинского полка Архип Осипов, подорвавший пороховой погреб и себя в Михайловском укреплении во время войны на Кавказе. За этот по­двиг приказом военного министра А. Осипов был навечно зачислен в спис­ки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним рядовой отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении». Традиция считать воинов, павших смертью героев, навечно за­численными в воинскую часть, сохраняется в российской армии и поныне.

В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обе­лисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного ог­ня командира, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытка­ми и не выдал военной тайны.

Патриотизм - одно из основных качеств защитника Отечества, без которого он может превратиться просто в наемника. Только ис­тинный патриот до конца может быть верен Военной присяге, без­заветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы (вклей­ка, фото 19).

Военнослужащий должен с честью и достоинством нести высокое звание защитника Российской Федерации, дорожить честью и бое­вой славой Вооруженных Сил, своей воинской части и честью свое­го воинского звания.

Для этого он должен быть гражданином своей Родины, свято со­блюдающим Конституцию, законы Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты.

Военнослужащий обязан также знать и неукоснительно соблю­дать международные правила ведения военных действий: обращение с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а также с во­еннопленными.

Воинская честь и достоинство - неотъемлемые качества воен­нослужащего. Честь - это достойное уважения и гордости мораль­ное качество, «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» (В. Даль).

Достоинство военнослужащего выражается в уважении к себе, в осознании своих человеческих прав, моральных ценностей, в подо­бающем образцовом поведении.

Военнослужащий Вооруженных Сил России - это человек, обла­дающий таким общечеловеческим свойством, как гуманность. Чело­веколюбие - это неотъемлемое качество российского воина во все времена.

В суворовской «Науке побеждать» об этом сказано так: «Не ме­нее чем оружием побеждать противника человеколюбием. В поражениях сдающимся в полон давать пощаду. Обывателям ни малейшей обиды и озлобления не чинить».

Честью и достоинством военнослужащего Вооруженных Сил Рос­сии является соблюдение международных правил ведения войны. Четыре Женевские конвенции 1949 г. закрепляют принципы уваже­ния человеческой личности в условиях военного конфликта, в них предусмотрено:

Обеспечение равенства при уходе за ранеными как своей,так и неприятельской стороны без каких-либо различий;

Уважение личности человека, его чести, семейных прав, рели­гиозных убеждений, в особенности защита прав ребенка;

Запрещение жестокого обращения с пленными, взятия залож­ников, истребления, пыток, наказания без суда и следствия, грабе­жей и неоправданного уничтожения имущества;

Разрешение делегатам Международного Комитета Красного Креста посещать военнопленных и осуществлять гуманитарные ак­ции с целью помощи жертвам войны;

Запрещение убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или прекратил участие в военных действиях. Захва­ченные в плен участники военных действий и гражданские лица, на­ходящиеся во власти противника, включая жителей оккупированных территорий, имеют право на сохранение их жизни, уважение досто­инства, личных прав и убеждений. Они должны иметь право на пе­реписку со своей семьей и на получение помощи.

Необходимо отметить, что звание воина всегда было почетно. Зва­ние воина велико потому, что оно требует громадной силы воли, ве­ликой любви и самопожертвования. Воинское звание священно потому, что воины своим трудом, потом, кровью и собственной жизнью защи­щают Отечество от врагов. Чтобы с честью и достоинством выполнять свой воинский долг, военнослужащий должен быть честным, дисцип­линированным, беспрекословно повиноваться командирам (начальни­кам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части.

Необходимо отметить еще очень важные профессиональные ка­чества военнослужащего Вооруженных Сил России. Современный рос­сийский воин в совершенстве знает и содержит в постоянной готовности к применению вверенное ему вооружение и военную тех­нику, постоянно овладевает военно-профессиональными знаниями и совершенствует свое воинское мастерство.

Какими основными качествами должен обладать военнослужащий, чтобы с честью и достоинством нести звание защитника Отечества?

Во-первых, каждый военнослужащий должен глубоко осознать лич­ную ответственность за защиту Родины, добросовестно и честно вы­полнять свои служебные обязанности.

Во-вторых, иметь четкие и ясные представления о высоком смыс­ле военной службы, о жизненно важном значении боеспособности и боевой готовности для защиты Отечества.

В-третьих, быть всегда морально-психологически и физически го­товым к преодолению трудностей при исполнении воинского долга в мирное и военное время.

В-четвертых, быть внутренне готовым в любых условиях соблю­дать военную присягу, законы Российской Федерации и требования воинских уставов.

В-пятых, дорожить боевой славой Вооруженных Сил России и во­инской части, честью Боевого Знамени, своим званием российского солдата, чтить боевые традиции ВооруженныхСил, своего соедине­ния, части (корабля), подразделения.

В заключение отметим, что патриотизм, долг и честь солдата - это те морально-духовные качества, которые делают армию непобе­димой.


ПЛАН

Проведения боевого информирования

ТЕМА: «БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ - ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ»

ВРЕМЯ: 20 мин.

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:

Без того ценного, что накоплено предшествующими поколениями во всех сферах жизни и деятельности, новое поколение обойтись не может. Более того, хорошее знание опыта старших, опора на все лучшее, что в нем есть, использование и развитие, обогащение этого лучшего - обязательное условие преемственности поколений, выполнения молодежью своей миссии продолжателей дела дедов и отцов.

Живая связь поколений Во все времена в жизни каждого народа и его армии важную роль играли традиции – установившиеся определенные действия и отношения (обычаи и правила поведения), соблюдение которых стало общественной потребностью. Этот термин, в переводе с латинского означает передачу, предание.

Традиции представляют собой своеобразный способ хранения и передачи социального опыта из поколения в поколение, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, обычаев и убеждений.

Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций и разновидностью профессиональных. Их содержание определяется историческими условиями, государственным строем, спецификой армии.

Воинские традиции далеко не однородны. Одни из них являются общими для всех Вооруженных Сил, другие характерны для определенного рода или вида войск, объединения, соединения, части, корабля, третьи - для определенной воинской профессии. Условия деятельности воинских коллективов также влияют на формирование и проявление воинских традиций.

Обычно, воинские традиции подразделяются:

  • –по степени общности – на общие (характерные для всех Вооруженных Сил) и частные (характерные для определенного вида Вооруженных Сил, рода войск и т. д.);
  • –по степени устойчивости – на устоявшиеся, отмирающие, возрождающиеся;
  • –по степени общественной значимости – на прогрессивные (позитивные) и реакционные (негативные);
  • –по сферам воинской деятельности – на боевые традиции, ратно-трудовые и традиции воинского быта.

Наиболее общими и определяющими среди воинских традиций являются боевые, определяющие поведение воинов и воинских коллективов в ходе боевых действий или условиях, приближенных к боевым.

Боевые традиции - это исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы. Они все время развиваются и обогащаются. Знаменитый педагог А.С. Макаренко называл традиции «социальным клеем». Действительно, боевые традиции «цементируют» воинские коллективы, части, армию и флот в единое целое.

А образовались они не сразу и не случайно. Эти традиции сложились в ходе многовековой борьбы русского народа с захватчиками. Они выковывались в тяжелом ратном труде, на полях сражений. Какую бы страницу военной истории Отечества мы не открыли, обязательно увидим яркие картины доблести русской армии, примеры верности боевым традициям.

Важнейшими боевыми традициями Российских Вооруженных Сил являются:

  • –беззаветная преданность своей Родине и постоянная готовность к ее защите;
  • –презрение к предателям, ненависть и непримиримость к врагам Отчизны;
  • –самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;
  • — массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба Отечества;
  • –воинская доблесть, и уверенность в победе;
  • –верность Военной присяге и воинскому долгу, умение стойко переносить трудности военной службы;
  • –любовь к своей части, кораблю, воинской специальности;
  • –верность Боевому Знамени части, Военно-морскому флагу корабля;
  • –войсковое товарищество и коллективизм;
  • –уважение к командиру и защита его в бою;
  • –отдание воинских почестей погибшим в бою;
  • –гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Рассмотрим эти важнейшие боевые традиции армии и флота подробнее.

Традиции живут в делах В тяжелых испытаниях родилась и крепла замечательная, основополагающая боевая традиция – любовь к земле предков, к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту.

На эти отличительные черты русского человека неоднократно указывали наши великие полководцы и военачальники. В частности, известный военный теоретик и педагог генерал М. Драгомиров отмечал, что «русский народ, из среды которого взята главная масса нашей армии, издревле отличается преданностью России». Благодаря этому российская армия всегда имела подготовленные резервы и надежный тыл, а с объявлением войны быстро превращалась в массовую. Широкое добровольческое движение обеспечивало формирование новых частей регулярной армии и позволяло создать многочисленное ополчение.

С Родиной в сердце, с ее именем на устах наши соотечественники шли на подвиг. Вот, фрагмент одного из миллионов солдатских писем времен Великой Отечественной войны. Его написал в октябре 1942 г. рядовой Юрий Казьмин. Ответа из дома он получить не успел… «Не листай, мама, знакомые листы древних книг, – писал Юрий, – не ходи к деду Архипу Найденову. Не ищи вместе с ним святого чуда. Послушай меня: мы побеждаем смерть не потому, что мы неуязвимы, мы побеждаем ее потому, что мы сражаемся не только за свою жизнь… Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святая святых – Родину. Когда я произношу это слово, мне хочется встать на колени.

Дорогая мама! Я готов умереть в бою во имя жизни Отечества и не дрогну даже тогда, когда вспомню, что тебе придется остаться одинокой, без сына. Целую тебя крепко. Твой сын Юрий». Эти слова вряд ли могут оставить равнодушным.

На Руси исстари ненавидели захватчиков, врагов Отечества, презирали изменников и предателей. Закономерно, что когда просторы Родины топчут сапоги иностранных завоевателей, то их шаги болью и ненавистью отдаются в сердце каждого патриота. Поэтому понятны строки Михаила Светлова, написанные в суровом 1943 году:

Я не дам свою Родину вывезти

За простор чужеземных морей!

Я стреляю – и нет справедливости

Справедливее пули моей!

Любить Родину - значит быть непримиримым к ее врагам. Эта истина пронесена через века. Измена Родине - преступление, которое никогда не может быть искуплено. В людской памяти навсегда остается презрение к предателю. А его родные и близкие, даже если и не виноваты, покрываются позором этого преступления.

Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется, прежде всего, в верности присяге и своему воинскому долгу, в храбрости и массовом героизме в бою. Эти явления стали знаменательными боевыми традициями. Обширные территории Руси, суровый климат, агрессивно настроенные соседние племена и народы выковали лучшие боевые качества русского воина - храбрость, стойкость и решительность. Стоять насмерть перед напавшим врагом, защищать свой дом, свою территорию было нравственной нормой, неписанным правилом. Каждый воин знал – лучше потерять жизнь, чем уронить свою честь, отдав Отечество на поругание врагам. Никогда русский народ не вставал на колени, никогда не была сломлена его воля.

Так, навеки прославились своей доблестью и стойкостью в борьбе с ордами Батыя жители небольшого городка Козельска. На семь недель они остановили продвижение врагов. Защитники города пали все до одного, но врагу так и не удалось победить их. Через века аналогичный подвиг совершили защитники Брестской крепости… Великая Отечественная война убедительно показала всему миру, что советские воины остались верны боевым традициям предков. Вот характерный пример.

В одном из воздушных боев летчик-североморец Захар Сорокин сбил вражеский самолет, второй таранил. Но из-за повреждения совершил вынужденную посадку. И тут на него напали два фашиста со сбитого им самолета. Сорокину удалось уничтожить врагов, но и сам он был тяжело ранен в ногу, лицо, потерял много крови. Отважный пилот не пал духом. Превозмогая боль, он отправился в долгий путь, в свою часть. Более шести суток шел и полз глухой полярной тундрой и все же добрался к своим. У Сорокина оказались отмороженными ноги, в госпитале ему ампутировали ступни. Однако верный своему воинскому долгу, он снова вернулся в строй и сбил еще несколько вражеских самолетов, доведя свой боевой счет до 11. Родина по праву удостоила З. Сорокина звания Героя Советского Союза. Подобных примеров можно привести множество, ведь героизм воинов носил массовый характер.

А вот пример того, как действовали в Афганистане два наших российских героя. Душманы настойчиво атаковали господствующую высоту, стремясь сбросить оттуда десантников. Гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели уничтожающий огонь из пулеметов на флангах. В короткие минуты затишья десантники дали клятву: высоту не сдавать, сражаться до последнего патрона. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников, после того как заклинило пулемет успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном.

Традиция любви к своей части, кораблю, воинской специальности имеет давнюю историю. В начале XVI в. утвердилась система поселенных, или поместных, войск, называвшихся строго по пунктам их формирования – «туляне», «смоляне», «володимирцы» и т. д. С петровской эпохи принцип наименования полков по месту их формирования или длительной дислокации становится твердым правилом. Эти названия, освященные огнем боев, со временем стали символами воинской славы и чести. Воины гордились принадлежностью к прославленному подразделению. Они были верны закону – умрем, но не уроним чести своего полка.

Новейшая история знает массу примеров, когда военнослужащие после ранения, госпиталя, стремились вернуться в свою часть (корабль), в свою боевую семью. Это не случайно, ведь в части ждала встреча с боевыми товарищами и друзьями.

Исключительно важными традициями армии и флота являются войсковое товарищество и коллективизм. Еще со времен Суворова заповедью русского солдата стало крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай». Трудно переоценить значение фронтовой дружбы – она самая крепкая. В этом сумело убедиться не одно поколение российских солдат и матросов.

Вот пример наших дней. В Чечне, в бою на одной из городских улиц была подбита БМП-3, где наводчиком-оператором был сержант Михаил Аппаков. Десант покинул боевую машину и оказался под прицельным огнем противника. Но в тот же момент ожили пушка и пулемет Аппакова. Шквал смертоносного металла обрушился на боевиков. Михаил вызвал огонь на себя, тем самым спас своих боевых товарищей, сумевших выйти невредимыми из-под обстрела. Когда же подошло подкрепление и дудаевцы бежали, тело мужественного сержанта извлекли из подбитой машины. Он дрался до последнего снаряда, до последнего патрона - боекомплект был весь израсходован.

Защита командира в бою всегда считалась высшим проявлением войскового товарищества. История свидетельствует – русские воины всегда стремились спасти командира в тяжелой обстановке. Так, в 1787 г. в сражении под Кинбурном гренадер Степан Новиков спас жизнь А.В. Суворову, прикрыв его своим телом. А сколько таких случаев было в период Великой Отечественной войны, в Афганистане, Чечне…

Так, в Афганистане взвод под командованием лейтенанта М. Иваненко действовал в отрыве от главных сил батальона. Гвардии рядовой М. Ладейщиков заметил, как из-за камня приподнялся душман и прицелился в командира. Лишь мгновение было дано воину для принятия решения, и он бросился наперерез трассе пуль. Ценой своей жизни М. Ладейщиков спас командира, товарищей, обеспечил разгром опасного гнезда противника.

В ходе боя с дудаевцами в Чечне тяжело ранило командира батальона майора А. Кумова, и тот остался лежать на открытом пространстве. Одним из первых заметил случившееся младший сержант Алексей Хабаров. Он тут же бросился офицеру на помощь и спас ему жизнь. А вот сам А. Хабаров на следующий день погиб. Его имя и подвиг живут в нашей благодарной памяти.

Но не только подчиненные, защищая командира, погибали в бою. Офицеры также в критическую минуту сознательно жертвовали собой, чтобы спасти вверенных им подчиненных. Так, гвардии старший лейтенант Владимир Задорожный во время атаки, когда душманская граната упала среди солдат, не раздумывая накрыл ее своим телом. За этот подвиг мужественному офицеру присвоено звание Героя Советского Союза.

К числу наиболее давних традиций русской армии и флота относится почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою. Знамя издавна олицетворяло собой веру, преданность царю и Отечеству. Оно объединяло и вдохновляло воинов, придавало им организованность и силу.

В старой воинской памятке было сказано: «Знамя есть священная хоругвь, под которой соединяются верные своему долгу воины. Знамя – слава, честь и жизнь служащих под ним. Честный, храбрый солдат умрет со знаменем в руках, а не отдаст его на поругание неприятелю».

История дает немало примеров, когда воины во имя спасения чести полка, сохранения знамени жертвовали своей жизнью. В период первой мировой войны в русских войсках была популярной песня с такими словами:

Вот прапорщик юный со взводом пехоты

Старается знамя полка отстоять.

Остался один он от всей полуроты,

Но нет, он не будет назад отступать.

Бой кончен. От крови земля покраснела,

Врага мы прогнали к далекой реке.

И только наутро нашли его тело,

И знамя держал он в застывшей руке.

Традицию поклонения и верности Боевому Знамени русские воины свято пронесли через века. Сегодня новое поколение защитников Отечества остается верно ей.

Еще в старой русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о ее героях. О них писались книги, слагались стихи и песни. А, начиная с 1840 г., воины, совершавшие наиболее яркие подвиги, стали навечно заноситься в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгинского полка Архип Осипов, подорвавший пороховой погреб и себя в Михайловском укреплении во время войны на Кавказе. За этот подвиг приказом военного министра А. Осипов был навечно зачислен в списки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним рядовой отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении».

Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 г. подвига Александра Матросова, его имя было навечно зачислено в списки части. И вновь над строем зазвучали слова: «Пал смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины» . Эта прекрасная традиция продолжается и в Российских Вооруженных Силах. В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны.

Боевые традиции имеют огромное значение для духа армии и морально-психологического климата каждого коллектива. Поэтому не случайно, что многие нравственные нормы, лежащие в их основе, закреплены в Военной присяге и воинских уставах. В результате они становятся не только морально необходимыми, но и юридически обязательными.

Что же означает для каждого солдата и матроса быть верным славным боевым традициям? Это прежде всего:

  • –точно соблюдать требования законов, Военной присяги, уставов, приказов и распоряжений;
  • –быть всегда готовым вступить в бой и выполнить свой долг;
  • –настойчиво совершенствовать свое боевое мастерство, умело владеть оружием и боевой техникой;
  • –по-боевому действовать на учениях и маневрах, полетах, морских и океанских походах, не допуская упрощенчества и послаблений;
  • –строго хранить военную и государственную тайну, проявлять бдительность;
  • –дорожить дружбой и войсковым товариществом;
  • –помогать командирам в укреплении воинской дисциплины, поддержании организованности и порядка, в сплочении воинского коллектива.

Проходят годы и десятилетия, сменяются поколения воинов, меняются оружие и боевая техника, но неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу и славным боевым традициям.

АННА ИСАЕВА

Тема проекта : «Защитники Отечества » .

Тип проекта : информационно - творческий

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители

Продолжительность проекта : краткосрочный

Сроки : 06.02 – 21. 02 2017 г.

Проблема : несформированность у детей знаний о празднике «День защитника Отечества » , отсутствие интереса к Российской армии.

Обоснование проблемы : недостаточный уровень знаний о Российской армии; формирование гендерной принадлежности; отсутствие желания в будущем стать защитником Отечества .

Актуальность :

Родина, Отечество . … Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли её наши предки : отцы, деды, прадеды. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

В настоящее время мы столкнулись с проблемой, что дети практически ничего не знают о Российской Армии, о людях военных профессий, о воинах - героях, которые отдали жизнь за мирное небо над нашей головой.

Таким образом, отсутствие у детей знаний по этой теме, привело нас к выводу, что необходимо познакомить детей с историей возникновения праздника, с российской Армией и её представителями, воспитать чувство патриотизма у детей. Вследствие этого была выбрана данная тема проекта и принято решение в необходимости его реализации.

Цель : сформировать чувство уважения к защитникам Родины , развивать патриотические чувства посредством музыкально – творческой деятельности.

Задачи :

для детей :

образовательные :

Познакомить детей с историей возникновения праздника «День защитника Отечества ;

Расширять представления детей о Российской Армии, о видах войск, о людях военных профессий.

развивающие :

Развитие коммуникативных навыков детей;

Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов,

обогащать словарь новыми словами;

Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.

воспитательные :

Воспитывать чувство патриотизма у дошкольников;

Воспитывать чувство уважения к российскому воину;

Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну;

для педагогов :

Совершенствование профессионального уровня педагогов;

Рост творческой активности педагогов;

Развитие навыков планирования;

Создание условий для взаимодействия с семьями воспитанников;

для родителей :

Обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье;

Привлечение родителей к совместной вместе с детьми и педагогами проектной деятельности .

Этапы реализации проекта .

Организационный этап :

1. Подбор и изучение методической, художественной литературы, интернет – ресурсов по данной теме,

2. Разработка конспектов НОД по познавательному развитию, музыкально -спортивного праздника,

посвященного Дню Защитника Отечества .

3. Составление перспективного плана проекта .

4. Анализ предметно- развивающей среды группы, подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности.

5. Распределение ролей для музыкально-спортивного праздника, подготовка декораций и атрибутов.

6. Подготовка буклета «День Защитника Отечества » - семейный праздник».

7. Подготовка презентации «Военные профессии» .

8. Подготовка муз материала к музыкальным занятиям, празднику.

9. Разработка дидактических игр

10. Подготовка объявления для родителей о начале проекта в ДОУ

Основной этап

1. Беседа «Кто такие защитники Отечества »

2. Тематическое занятие по речевому развитию «Защитники Родины » , с показом презентации «Военные профессии» , с рассматриванием иллюстраций.

2. «Армейская побудка» - флешмоб,

комплекс музыкально-ритмических движений.

3. Подвижные игры на физкультурных занятиях «Сигнальные флажки» , «Перетягивание каната» , «Переправа» , «Кавалеристы» под музыкальное сопровождение, подвижные игры на воздухе во время прогулки.

4. Чтение художественной литературы на военную тему, разучивание стихов, анализ пословиц и поговорок.

5. Музыкальные занятия «Наша Родина сильна» , «Море начинается с маленькой реки» , «Эти разные марши»

6. Занятие по изобразительной деятельности «Портрет папы» , «Открытка для папы» , с использованием музыкального сопровождения во время НОД.

7. Викторина «Наша армия родная»

8. Дидактические игры «Что нужно артиллеристу» ,

9. Консультации для родителей с раздачей буклетов на тему «Нравственно – патриотическое воспитание в семье» , «Подготовка празднования «Дня Защитника Отечества » , «Создание фотоколлажа» .

Заключительный этап – продукт проекта :

Фотоколлаж «Защитники Отечества »

Музыкально-спортивный праздник «Как леший Леша в армию собирался» , посвященный празднованию 23 февраля

Предполагаемый результат :

Повышение знаний и интереса детей к родам Российской армии, военным профессиям.

Проявление у детей уважения к защитникам Отечества .

Стремление детей к совершенствованию физических качеств, к укреплению здоровья, здоровому образу жизни.

Стремление детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, в исполнении песен и танцев, в изобразительной деятельности, в чтении стихов.

Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.

Презентация результатов проекта :

Выступление с презентацией проекта «Защитники Отечества » на педагогическом совете МОУ Детского сада № 117, на районном методическом объединении музыкальных руководителей.





Боевые традиции ВС РФ. Патриотизм и верность воинскому долгу, основные качества защитника отечества

Вступление

Боевые традиции российских Вооруженных сил – это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих.

Многие государства мира имеют свои боевые традиции, содержание которых складывается в каждой стране с учетом своих исторических особенностей.

Боевые традиции определяются общественным и государственным строем, а также характером национальных особенностей и предназначением вооруженных сил.

Свои неповторимые традиции есть у каждого вида и рода войск, у пехотинцев и танкистов, у летчиков и моряков, у каждой части и у каждого подразделения. Как правило, эти традиции связаны с историей данного коллектива или рода войск, его профессиональными особенностями, героическими или другими событиями.

Однако есть много общих традиций для всех Вооруженных сил России.

В героическом прошлом России и ее военных традициях мы черпаем силу и мудрость.

Важнейшими боевыми традициями российских Вооружённых сил являются:

  1. преданность Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к ее защите;
  2. верность Военной присяге, военному долгу, массовый героизм в бою;
  3. верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;
  4. товарищество;
  5. неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля.

Патриотизм (от греческого patris – родина, отечество) – это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.

Каждый должен уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию.

Верность воинскому долгу

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условии жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы. Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны – воинский, к товарищам – товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство.

Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят. «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.

Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу.

Долг – это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.

Воинский долг – это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил.

Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно – с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей.

Каждому важно понять, что воинский долг – не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.

Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.

Просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И. Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу… нанести врагу как можно больший урон».

Испокон веков о человеке судят по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий.

Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998 г.). «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, – отмечается в Законе, – составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

  1. быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
  2. строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  3. дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  4. совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  5. быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
  6. соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».

Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу.

Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь.

История войн, которые пришлось вести народам России в защиту Родины, – это история воинской доблести и солдатской славы.

В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, измена Родине всегда не только осуждались, но и жестоко карались.

Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812 г. В этот период на защиту Родины встали все – и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые, и мужчины, и женщины, то есть все, кому дороги свобода и независимость Родины.

Традиции патриотизма и верности Родине в наибольшей мере проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе страны Отечественная война изобилует тысячами примеров самопожертвования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вражеского самолета или направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на виселице, но не становился предателем.

За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.

В настоящее время российские воины, в значительной мере воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают их славные боевые традиции. Так было в 1969 г. на острове Даманский, в 1978–1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике в 1995–1996 гг. и в конце 90-х.

Казалось бы, годы предательства, лжи и равнодушия должны были вытравить в людях, особенно в молодежи, историческую память самопожертвования, но такого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников явил всему миру, что русские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь «за други своя».

Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на безымянной высоте у селения Улус-Керт, в Аргунском ущелье Чечни. Девяносто героев, принявших неравный бой с двумя тысячами вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага Их подвиг можно сравнить с битвой в Фермопильском ущелье трехсот спартанцев против полчищ персов, шедших завоевывать Грецию. Они все погибли, но своим подвигом-примером спасли свою Родину.

Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие, в жизнь вечную. Много было сказано о них красивых слов политиками, маршалами, полами. Но разве могут они сравниться со словами вдовы Героя, Алексея Владимировича Воробьева, Людмилы, прозвучавшие на всю страну: «Я хочу, чтобы Алеша знал, что его сына я воспитаю таким же, как он».

А те, кто любит Россию, всегда будут помнить, что наши ребята гам, на безымянной высоте, стояли насмерть. За нас, за наших детей, за нашу Родину!

Память поколений – дни воинской славы России

Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. В дооктябрьский период Русской Православной Церковью были установлены так называемые викториальные дни, в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, поднимаясь над буднями, по-особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою сопричастность к славным деяниям наших предков.

Возрождая одну из лучших российских военных традиций, 13 марта 1995 г. был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» (№32-ФЗ), в список которых вошли часть викториальных дней и наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периодов.

В соответствии с данным законом установлены дни воинской славы России:

18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.).

21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.).

7 ноября – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.);

10 июля – День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.).

9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.).

24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.).

8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 г.).

1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.).

23 февраля – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) – День защитника Отечества.

2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.).

9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (1945 г.).

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности войск

В далекие времена славянские воины, следуя решениям, которые принимались по военным вопросам на собрании племени – вече, давали клятву. В клятве обещалось: в бою стоять насмерть за отца, мать, брата и сына, а также за жизнь своих сородичей. Попадание воина в плен считалось величайшим позором. Уже тогда слово чести ценилось очень высоко. Воин в любых условиях обязан был быть верным ратному сообществу. Этот древний обычай взаимовыручки и взаимопомощи в бою стал одним из основных в ратных делах славянских дружин.

Русская армия всегда отличалась внутренней спаянностью, крепким, единым военным организмом. Солдат видел и сознавал свою силу в военном коллективе, в котором он был одним из членов большой и дружной семьи

Солдат всегда дорожит войсковым товариществом и знает, что если он, не щадя своей жизни, выручит товарища, то в опасной ситуации сам получит помощь.

Воинский коллектив – объединенная группа людей, занятых несением военной службы, выполнением задач, вытекающих из функций Вооруженных сил Российской Федерации.

Как правило, это различные по предназначению и численности воинские формирования. Их состав обычно определяется организационной структурой поиск. Воинские коллективы бывают первичные (воинские подразделения) и вторичные (воинские части, военно-учебные заведения).

В первичных воинских коллективах происходит постоянное межличностное общение и взаимодействие.

Коллектив обладает как официальной (формальной), так и социально-психологической (неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Характер отношении между формальной и неформальной структурами существенно влияет на жизнь и деятельность воинского коллектива, на выполнение его членами своего воинского долга.

Через первичный воинский коллектив воин входит в коллектив части, ощущает свою принадлежность к соответствующему соединению, объединению, роду войск и виду Вооруженных сил. Всем укладом армейской жизни воины подразделения поставлены в такие условия, когда на занятиях, в походах, на боевом дежурстве, в казарме и на отдыхе они действуют сообща, чувствуют локоть друг друга, пульс своего коллектива.

Служебная деятельность и поведение военнослужащих, их взаимоотношения регулируются законами, воинскими уставами, инструкциями, наставлениями, приказами и распоряжениями начальников.

Юноша, призванный в Вооруженные силы Российской Федерации, находясь в составе воинского коллектива (отделения, экипажа, взвода, роты, боевой части), обязан выполнять свой конституционный долг. Он должен быть верен Военной присяге, умело, мужественно, не щадя своей жизни защищать Родину.

Во многом этому способствует воинский коллектив, где взаимоотношения строятся на высокой нравственности и взаимном уважении. Гласность, социальная справедливость, взаимное доверие, дружба между воинами различных национальностей, уважение их чувств, религий, традиций (обычаев) – вот норма его жизни и деятельности.

Руководителем воинского коллектива является командир-единоначальник. Он отвечает за сплочение подразделений, воинское воспитание подчиненных, за создание в коллективе товарищеской обстановки и боевого настроения. Командир выступает перед воинами не только как воспитатель, но и как товарищ, член единого воинского коллектива, которому дороги его честь, успехи в учении и бою. Воинский коллектив обладает большими воспитательными возможностями, влияет во многом на поступки воинов, их поведение. Воспитательная роль коллектива определяется силой его воздействия, целенаправленностью практической деятельности, взаимной требовательностью, характером отношений между воинами, сложившимися традициями и т.д.

Сила воинского коллектива – в его моральном воздействии, выраженном в форме общественного мнения. Оценка коллектива – сильный моральный стимул деловой и общественной активности воина, побуждающий к постоянному самосовершенствованию, равнению на передовых, развитию коллективизма. Каждый военнослужащий проникается чувством ответственности не только за свое дело, но и за работу всего воинского коллектива. Важное средство воспитания военнослужащих в коллективе – положительный пример.

Дух товарищества, красота человеческих взаимоотношений всегда способствовали победе.