Чем нельзя пугать своих детей. Как пугают детей в разных странах мира Негативный сказочный персонаж

Пугать Каждый из нас, наверное, вспомнит похожие эпизоды из своего детства. И, если говорить честно, эти запугивания работают. Часто они помогают добиться того поведения, которое в данный момент нужно родителю. Другое дело, что работают они недолго и опасны для психологического здоровья малыша.

Запугивая чем-то или кем-то родитель дает понять ребенку, что он - родитель - не главный, не сильный и вообще, заступиться за своего ребенка перед неким бабайкой не сможет. У ребенка в этот момент в голове творится ужас - до определенного времени папа с мамой для него самые сильные люди на свете и могут все. А тут появляется какой-то бабайка и мама спокойно отдаст ему малыша?

Ребенку очень страшно. Кроме разрушенного авторитета родителей , что само по себе болезненно, у него формируется повышенное чувство страха. Да, все дети разные, один не очень испугается, а другой всю жизнь вспоминать будет. В педагогике описаны случаи, когда у детей от страха парализовывало ноги. Зато какой воспитательный эффект!!

Но рано или поздно ребенок поймет, что мама с папой его обманывали . И это еще одно неприятное открытие. Причем неприятно не столько понимание того, что полицейскому он вряд ли нужен, а у злой тети своих детей хватает, как сам факт лжи со стороны родителей. Кроме обиды и разочарования у ребенка закрепляется понимание того, что обманывать можно всех. И своих родителей тоже .

Родители должны понимать, что пугая ребенка за плохое поведение, они расписываются в своем бессилии. Вместо того, чтобы искать способы решения ситуации, чтения соответствующей литературы, попыток разобраться что происходит, они предпочитают решать проблему одним махом, не задумываясь о последствиях для ребенка.

Происходит подмена понятий - в поликлинике нельзя шуметь не потому, что у кого-то голова болит и шум мешает, а потому что доктор отругает. Кашу нужно есть не для того, чтобы быть сильным и здоровым, а потому, что коза забодает, а папу с работы нужно ждать не с радостью, а со страхом, что мама ему все расскажет и ребенок будет наказан.

Но самым страшным для малыша являются угрозы отдать его кому-то за плохое поведение. Для ребенка это означает только две вещи - он плохой и его не любят. А такие установки не способствуют здоровому психологическому развитию малыша.

Возможно, какой-то родитель, читая эти строки, отмахнется: неужели все так серьезно? И простое запугивание каким-то бабайкой может так навредить ребенку? Нет, конечно, оно может навредить гораздо хуже. Вплоть до невроза, энуреза и заикания, гипертрофированного чувства вины, недоверия и враждебности к миру, повышенной тревожности . И это все только из-за того, что именно сейчас, в данный момент малыш не хочет ложиться спать или есть кашу.

Очень трудно отказаться от запугивания как педагогического приема. Да и ребенок должен понимать, что есть что-то в мире, чего нужно бояться. Что же делать?

Олеся Гаранина

педагог-психолог

Самое главное - нельзя пугать перспективой отдать ребенка за действия, связанные с его личностными особенностями. Ну не хочет он есть кашу, не хочет спать, а хочет бегать и прыгать! Учитесь выходить из ситуации по-другому. Не любит одну кашу, варите другую, давайте возможность выбора, заведите 15-ти минутки непослушания и стояния на голове, предложите альтернативу, будьте последовательны, доводите требования до конца, способов много - пробуйте, пытайтесь, ищите.

Чем же пугать можно, а в разумных пределах даже нужно?

Первое: пугать ребенка стоит только теми вещами, которые реально могут навредить - ток в розетке, горячий утюг, машины на дороге и т.п.

Второе: пугать теми людьми, которые действительно могут быть опасны, например, захотеть увести малыша от мамы. Чтобы этого не случилось, беседуйте с ребенком, предостерегайте его, но делайте это не в состоянии вашей истерики, а когда вы оба в спокойном состоянии. Рассказывайте малышу, что делать, если какая-то тетя или дядя или даже незнакомый ребенок захочет угостить его конфеткой и позовет к себе в гости, показать интересный мультик или веселего щенка.

Третье: пугайте перспективой стать похожим на какого-нибудь известного отрицательного героя из мультика или сказки, если ребенок, к примеру, не хочет чистить зубы .

Четвертое: пугайте, не переходя на личность ребенка - машина можете сбить, если не соблюдать правила движения, а не потому, что у тебя глаза на затылке. Собака может укусить, если дразнить ее палкой, но не потому что ты обзывался на маму, в толпе можно потеряться, потому что много народу, а не потому что ты вечно спишь на ходу. Чувствуете разницу?

Пятое: пугайте адекватно. Если ребенок отнимает чужие игрушки, вряд ли за это доктор сделает ему укол от жадности. А вот ребята играть на площадке могут и перестать.

Вам предстоит большой путь и потребуется приложить много усилий, чтобы научиться правильно «пугать» детей. Но цель в данном случае - счастье ребенка - оправдывает эти усилия!

Родители в детстве нас часто пугали вымышленными существами, что, по их мнению, должно было остерегать нас от неправильных поступков. Такая традиция существовала не только в России, но и во многих странах мира.

Бабай

Бабай - достаточно молодой феномен русской фольклорной культуры, всплывший на поверхность в условиях разрухи и расцвета блатной культуры в период Гражданской войны. Первое упоминание о Бабае приписывают Василию Ивановичу Чапаеву – так, по слухам, комдив дразнил своего друга, писателя Исаака Бабеля. По словам исследователя Жанны Бадалян, в советском обществе Бабай играл существенную охранительно-идеологическую роль.
У Бабая нет конкретного описания, но чаще всего его представляли в виде хромого старика с мешком за плечами, в который он забирает непослушных детей. Обычно родители вспоминали Бабая, когда их ребенок не хотел засыпать:

Ай, бай, бай, бай,
Не ходи, старик Бабай,
Коням сена не давай.
Кони сено не едят,
Всё на Мишеньку глядят.
Миша спит по ночам
И растёт по часам.
Ай, бай, бай, бай,
Не ходи ты к нам, Бабай.
Так поется в колыбельной песенке.

Бугимен

Викторианская Англия славилась своими нравоучительными историями. В воспитательных целях народное мифотворчество придумывало различных персонажей, способных наказывать детей за отсутствие прилежности. К примеру, водяная старуха Пэг Паулер утаскивала на дно тех детей, которые вместо изучения Библии предпочитали по воскресеньям купаться.
Но во главе всей устрашающей нечисти стоял Бугимен – существо без внешности, от чего в кошмарных фантазиях ребенка он приобретал самый невообразимый вид. Бугименом часто пугали детей, сосущих пальцы. Из уст родителей доносилось важное предупреждение: если дети не станут послушными, Бугимен прикоснется к ним своими длинными пальцами и их тело покроется бородавками. Став экранным персонажем, Бугимен продолжает наводить страх уже не только на английских детей.

Омбре дель косталь

Мужчина с мешком – Омбре дель косталь – является главным ужасом детей Латинской Америки. Этот тощий и злой персонаж не просто ворует шаловливых детей, но еще и съедает их, правда, в Бразилии он поступает более гуманно – продает детей в рабство.
Истоки легенды о мужчине с мешком, возможно, имеют связь с событием, произошедшем в 1910 году в испанской Альмерии. Там жил некий Франциско Ортега, больной туберкулезом и отчаянно искавший средства к спасению от страшного недуга. Один из целителей порекомендовал больному пить кровь ребенка, а также обмазывать ею грудь. Ортега так и поступил – выкрал мальчика и зверски с ним расправился. От туберкулеза он не излечился, но вскоре за свое чудовищное преступление был казнен.

Бендит-и-Мамай

Этот загадочный персонаж родом из валлийских легенд, по преданию он происходит от коренных обитателей острова Мэн. Бендит-и-Мамай, что в переводе звучит как «матушкино благословение», чрезвычайно зловредное существо – главная его цель это оставленные без присмотра лошади, которых он седлает и бешенной скачкой доводит до изнеможения.
Кроме этого валлийцы считали, что Бендит-и-Мамай крадет малышей, подменяя их своими уродливыми отпрысками. Для того, чтобы вернуть украденное чадо родители обращались к знахарям и ведьмам, и нередко их усилия приносились результат.
Чтобы воспрепятствовать появлению назойливого воришки валлийцы ставили во дворе посуду с молоком и произносили в адрес существа несколько добрых слов. Некоторые суеверные родители до сих пор стращают своих непослушных детей этим низкорослым и уродливым созданием.

Костоправ

Мистический и зловещий Костоправ родился в буйном воображении французских родителей. Им пугали своих чад не желавших ложиться вовремя спать. Днем он прячется где-нибудь в темных местах, а ночью выходит на охоту за непослушными детьми.
Образ Костоправа восходит к XIX веку и связывают его с медициной. В то время, когда не было анестезии из кабинета врача-костоправа доносились жуткие звуки, серьезно пугавшие маленьких посетителей больницы.

Черный Пит

Легенды описывают Черного Пита то как трубочиста, то как мавра, и даже как демона. Долгое время его образ ассоциировался с пиратами, которыми голландцы пугали непослушных детей. По наиболее популярной версии Черный Пит это бывший чернокожий раб, освобожденный Святым Николаем и пообещавший ему служить. Согласно голландской легенде, Черный Пит неизменный спутник и помощник Синтаклааса (Санта-Клауса).
Хорошим детям Черный Пит приносит подарки, а непослушных – лишает их. Самых же вредных детей он может и вовсе унести в пустом мешке. Впрочем, чаще всего в качестве шутки таким детям он может принести связку розг или головешку угля. От Черного Пита ничего не ускользнет, так как он всегда носит с собой книжечку, куда записывает все поступки детей.

Крампус

Первые упоминания о Крампусе содержатся еще в дохристианском германском фольклоре и корнями уходят в древнегреческую мифологию: недаром своим внешним видом – мохнатое чудовище с рогами – он напоминает сатира. В христианское время это мифологическое существо олицетворяло дьявола со всеми его пороками.
Несмотря на запреты Церкви образ Крампуса утвердился в фольклоре как спутник Святого Николая – своеобразный его антипод. Каждый год в ночь с 5 на 6 декабря жители альпийского региона одевают наряд Крампуса и обвешанные цепями и колокольчиками пугают маленьких детей. По легенде приходящий с мешком или лоханью Крампус забирает непослушных детей и уносит их в царство Санта-Клауса, где они трудом исправляют свои провинности.

Тэк-Тэк

Япония славится своими хоррор-легендами. Такого количества наводящих ужас персонажей, пожалуй, больше нет нигде. В одной из терзающих душу историй девушку по имени Касима Рэйко перерезал на две части поезд, от чего она обозлилась на весь свет. С тех пор ее верхняя половина ночью ползает по городским тротуарам, издавая своими локтями жуткий звук «тэк-тэк».
Согласно поверью Тэк-Тэк охотится на детей, загулявшихся допоздна. Если увидит она в сумерках какого-нибудь ребенка, то станет преследовать его до тех пор, пока не настигнет и не убьет, разрубив пополам косой. Ребенок по легенде превращается в такого же монстра как Тэк-Тэк.

Не пойдёшь чистить зубы - появится Мойдодыр и устроит тебе головомойку. Не будешь доедать - Баба-яга съест тебя самого. Ляжешь на краю - придёт серенький волчок и укусит за бочок. Взрослые часто прибегают к помощи сказочных персонажей, чтобы добиться от ребёнка послушания.
Но действительно ли запугивание - эффективный метод воспитания? И не приведёт ли оно к проблемам в дальнейшей жизни ребёнка? The Village обсудил этот непростой вопрос с педагогом и психологом.

Анна Федосова

Монтессори-педагог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Когда родитель пугает ребёнка с целью добиться послушания, ребёнку транслируется сообщение: «Я, твоя главная защита и опора в мире, могу тебя оставить». Условие, которое назначается дальше, не меняет того факта, что существуют обстоятельства, при которых родитель может оставить ребёнка или кто-то злой разлучит ребёнка с родителем. Чем младше ребёнок, тем больше масштаб эмоциональной катастрофы. Для младенца мама - почти весь мир, для дошкольника - важная часть мира, но даже для младших школьников и подростков родители важны, и отношения с ними остаются в какой-то степени прообразом всех иных отношений. Если родитель может оставить меня, значит, всё в этом мире, что мне дорого, может меня предать и покинуть.

Разумеется, единичный случай вряд ли вызовет глубочайшую травму на всю жизнь, хотя многое зависит от эмоционального напряжения в ситуации и впечатлительности ребёнка. Но, к сожалению, чаще всего ребёнку грозят не однажды. В России запугивание - довольно распространённый педагогический приём. Нельзя сказать, что это не вносит свой вклад в то, как много в нашей стране мрачных взрослых, которые не ждут от жизни щедрости и таят в себе опасение, что всякое счастье обернётся разочарованием. Даже примета на этот счёт имеется: много смеяться - к слезам.

В большинстве случаев, когда родитель реагирует угрозой на нежелательное поведение вместо объяснения, что именно плохо и как это исправить, взрослый даёт расплывчато-негативную оценку ситуации (не веди себя плохо), а то и личности в целом (не будь капризным, жадным), или требует того, что невозможно выполнить только по одному своему желанию (уснуть, успокоиться).

Обычно ребёнок не имеет намерения вести себя плохо: он ведёт себя так, как смог придумать. У него есть потребность, которую он хочет удовлетворить, но не знает как, или есть чувства, может быть, не доставляющие радости ему самому. Пока родитель не показал, как вести себя правильно, а ребёнок этого не понял и не запомнил, неясное «перестань вести себя плохо, а не то...» больше похоже на «перестань действовать, перестань быть собой». Вместо того чтобы помочь ребёнку разобраться, как он может себя вести, мы учим ребёнка отвергать либо себя, либо некоторые свои чувства. Это серьёзный удар по самооценке, вере ребёнка в собственную значимость и успешность, по конгруэнтности.

Большинство родителей не сознаёт, сколь малому ребёнок способен научиться, пока он боится. Развивающийся мозг ребёнка в стрессовой ситуации сосредотачивается на том, что уже умеет, а не на усвоении нового. Он бросает все усилия на выживание в ущерб обучению, даже если ситуация не опасна, а только оценена как угрожающая. Страх хорошо учит только одному - держаться подальше от всего, что связано со страшным. Более сложные выводы страх делать мешает.

Если для запугивания используется не персонаж (Баба-яга, Мойдодыр), а реальный собирательный образ (случайный встречный, полицейский, доктор), то ребёнок начинает бояться таких людей. То есть взрослые сами учат детей не доверять новым знакомым, избегать полицейских и врачей. Одно дело - учить детей, чтобы они держались родителей в толпе и никогда не позволяли себя увести постороннему, и совсем другое - учить их видеть в каждом встречном угрозу. Потом потребуется не один тренинг социальной компетентности, чтобы повзрослевший ребёнок стал коммуникабельным и инициативным в общении с новыми людьми. И, конечно, не нужно учить ребёнка бояться тех, кто по долгу службы должен бы нам помогать.

В целом ребёнок, который поверил родительским угрозам, испытывает постоянный стресс, вызываемый страхом, который как минимум тормозит его развитие, а как максимум может провоцировать такое нервозное поведение, как энурез, заикание, тики, обгрызание ногтей.

К тому же рано или поздно к ребёнку приходит понимание, что угроза взрослым исполнена не будет: мама не оставит его, сколько бы ни грозилась; бабушка не отдаёт чужому дяде, хотя столько раз обещала; вопреки папиным рассказам, никакой Бабай, сколько ребёнок ни капризничал, его не забрал. Ребёнок начинает подозревать, что родители говорят неправду. К сожалению, это не отменяет перечисленных негативных эффектов, а только прибавляет ещё один. Взрослый не просто теряет привычную возможность воздействовать на ребёнка страшилкой для принуждения - он сам открывает ребёнку свою беспомощность в установлении дисциплины, когда тщетно взывает к помощи устрашающего внешнего фактора.

Ребёнок нуждается в защите и руководстве не только фактически, но и психологически. Ему важно ощущать, что он, многого не понимающий в мире вокруг, находится под охраной заботы любящих и авторитетных взрослых. Практически за каждым несносным поведением ребёнка стоит невысказанная надежда уяснить границы допустимого. Детям нужны не только ограничения и жёсткое руководство: прекрасна игра, а не правила, но игра без правил перестаёт существовать. Ограничения дают свободу действий, отсутствие ограничений даёт хаос.

Важно понимать, что запугивание не имеет ничего общего с информированием или возможностью столкнуться с последствиями. Когда мы сообщаем ребёнку об опасности и объясняем, как конкретно нужно действовать, чтобы этой опасности избежать, мы помогаем ребёнку стать более осведомлённым, знающим, успешным.

Если опасность велика и мы не можем позволить ребёнку с ней столкнуться, мы устанавливаем правила поведения и добиваемся, чтобы ребёнок следовал правилу. Если же опасность невелика, то можно предупредить ребёнка, убедиться, что он понял, и предоставить ему свободу действий. При этом важно быть готовым принять любой исход, не злорадствовать и помочь справиться с последствиями. Действуя таким образом, вы помогаете ребёнку научиться принимать на себя ответственность, справляться с проблемами, следовать правилам и ограничениям, принятым в вашей семье, саду или школе, которые он посещает.

Наталья Смирнова

психолог центр практической психологии «Магикато»

Пугать - бесперспективное занятие. Страх порождает неуверенность перед окружающим миром, даёт повышение тревожности. У ребёнка становится меньше шансов стать успешным по жизни. Почему же родители пугают детей? Мы, родители, это делаем в тех случаях, когда не можем что-то разъяснить ребёнку, договориться с ним, заставить сделать так, как мы считаем правильным.

Психика ребёнка до пяти лет устроена так, что он принимает все сказанное родителями за чистую монету. В зависимости от темперамента и впечатлительности каждый ребёнок реагирует на страшилки по разному: сангвиники пропускают информацию про Бабу-ягу мимо ушей, а меланхолик в ужасе потом просыпается от кошмаров на эту тему. Также детская психика устроена таким образом, что вымышленный персонаж воспринимается как реальный. И всякие Мымры и Бабайки обрастают дополнительными подробностями. И если этот персонаж из фантазий ребёнка предстанет перед родителями в виде живой картинки, то, поверьте, родитель тоже придёт в ужас. Тому свидетельством могут быть детские рисунки про страхи, которые дети рисуют на консультациях у психологов.

Коллекция пугающих образов может быть различна. Например, если вы пугаете ребёнка дядей-полицейским, который едет за плохими ребятами, то будьте готовы к тому, что формируете искажённый образ профессии. Ведь какие они, эти плохие ребята, ребёнок домысливает сам. И если он потерялся, то чувствует себя плохим, а значит, не обратится к полицейскому за помощью, а убежит от него. Ещё распространённый способ напугать - доктор с уколом. Это вековая пугалка, она испытана ещё на наших родителях и звучит особенно убедительно. В результате дети безумно боятся врачей.

Я хотела бы порекомендовать родителям не жалеть времени на разъяснения ребёнку того, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Спокойно и без страшилок. Тогда вы получите уверенного, спокойно спящего ребёнка, которому в будущем не придётся тратиться на психологов.

Иллюстрация: Настя Григорьева

1. Баба-Яга 28

2. Милиционер 21

3. Бармалей 10

Вопрос 2: Кто живет в пустыне?

1. Верблюд 43

2. Ящерица 19

4. Страус 8

6. Черепаха 2

Вопрос 3: Чем люди занимаются на пляже?

1. Загорают 51

2. Купаются 12

3. Отдыхают 7

5. Глазеют 4

6. Играют в карты 3

Вопрос 4: Что кладут в суп?

2. Картошку 15

6. Приправы 2

Вопрос 5: Кто задает слишком много вопросов?

2. Учитель 10

3. Жена/Муж 9

4. Следователь 6

5. Журналист 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

В игре принимают участие три команды по 6 человек в каждой. Участвующие команды имеют свое название. Игра проводится в 4 гейма. До начала игры разыгрывается, какая команд начнет первой. В конце каждого гейма счетная комиссия объявляет итоговый результат каждой команды

Каждая команда поочередно бросает игровой кубик (кубик сделан из большой картонной коробки, обклеенной со всех сторон цветным скотчем). На четырех сторонах нанесены единицы, на одной - ноль, еще на одной - подкова. Если на верхней грани кубика выпадает единицы, то за правильный ответ на вопрос, заданный ведущим, команда получает 1 балл, если подкова - это означает, что команде повезло, у нее "счастливый случай" и за правильный ответ на этот вопрос она может получить 3 балла, если выпадет ноль - переход хода. В процессе первого гейма каждая команда кидает кубик 7 раз.

Вопросы первого гейма могут быть следующими:

1. У какого слона нет хобота? (у шахматного)

3. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов стало? (пять)

4. Кто в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)

5. Какими нотами можно измерять расстояние? (ми - ля - ми)

6. Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)

7. В какой сказке девочка отправляется зимой за цветами? ("Двенадцать месяцев")

8. Домашний Дед Мороз. (Холодильник)

9. Какие две ноты растут в огороде? (фа - соль)

11. Что в огне не горит, а в воде не тонет? (лед)

12. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)

13. Какие часы показывают правильное время только два раза в сутки? (которые стоят)

14. Детский юмористический киножурнал. (Ералаш)

15. Какой страшный зверь падок до малины? (медведь)

16. Какой жук носит имя того месяца, в котором он родился? (майский)

17. У каких птиц крылья покрыты чешуей? (пингвины)

18. Продукт, который получают из свеклы и тростника. (Сахар)

19. Подземная железная дорога. (Метро)

20. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

21. Какое топливо добывают в болоте? (торф)

2-й гейм "Заморочки из бочки"

Ведущий выносит на подносе 6 разноцветных пронумерованных бочонков. Тянуть бочонки начинает команда, у которой на данный момент меньше очков. Ведущий задает команде вопрос, номер которого указан на бочонке. При правильном ответе на вопрос команда получает 2 балла.

Вопросы второго гейма:

С помощью какого предмета главный герой сказки нашел свое счастье - мудрую жену, которая была заколдована? (стрела)

Она пришла к нам из сказки Андерсена. Ее имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как ее зовут? (Дюймовочка)

В какой сказке действуют следующие живые персонажи: Луковица, Помидор, Вишня, Лимон, Тыква, Апельсин? ("Приключения Чипполино")

Игрушка - главный герой книги, которому дали смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка)

С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок.(игла)

При царе Иване 1 были выпущены монеты, на которых изображен всадник с копьем в руке. Как назывались эти монеты? (копейка)

3-й гейм "Темная лошадка"

Перед началом гейма проводится игра со зрителями. Им предстоит угадать, какая телезвезда посетит сегодняшнюю игру. Зритель, угадавший телезвезду, получает приз. Например, пусть звездой будет А.Б. Пугачева (ее играет соответственно одетая девочка). Выход "А.Б. Пугачевой" начинается с ее песни ("Мал-помалу"). Далее она объясняет правила 3-го гейма. Она загадала одно известное произведение. И, чтобы его отгадать, она будет давать подсказки к нему. Таких подсказок будет 5. Если какая-нибудь команда узнает произведение после первой подсказки, то она получит 5 баллов, после второй - 4 балла, и так по убыванию. Начинает отвечать команда, капитан которой быстрее поднимет руку.

Подсказки:

1. Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела.

2. У нее появилось много друзей, для которых устраивались приемы.

3. Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас ее.

4. Дело кончилось свадьбой.

5. Самым ценным достоянием героини был самовар.("Муха-Цокотуха")

4-й гейм "Гонка за лидером"

Каждой команде подряд задают 20 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если в течение 3-х секунд после прочтения вопроса команда не дает никакого ответа, ведущий зачитывает правильный ответ и задает следующий вопрос. Ведущий начинает задавать вопросы той из команд, у которой меньше баллов.

Вопросы для первой команды:

1. Корова в детстве? - теленок

2. Дом автомобиля? - гараж

3. "Семь раз отмерь, один…" - отрежь

4. Костюм космонавта? - скафандр

5. Северная столица России? - Санкт-Петербург

6. Какой город летает? - Орел

7. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный?- грязный

8. Автомашина, считающая чужие деньги? - такси

9. Герой кукольных народных представлений? - Петрушка

10. Отец деревянного мальчика? - папа Карло

11. Участок земли под овощами? - огород

12. Вода в газообразном состоянии? - пар

13. Одновременный ход королем и ладьей в шахматах? - рокировка

14. Седьмая буква в слове "Электрификация"? - буква "и"

15. Площадка для бокса? - ринг

16. Что делает еж зимой? - спит

17. Есть ли на свете Оранжевое море? - нет

18. День веселья, радости, торжества? - праздник

19. По-итальянски "тартуфель" а по-русски…? - картофель

20. Волшебная скатерть, на которой сама собой появляется еда? - Самобранка.

Вопросы для второй команды:

1. Колобок, обросший иглами? - еж.

2. Дом собаки? - конура

4. Личный транспорт Бабы-Яги? - ступа/помело

5. Кто говорил волшебные слова: "Сим, Сим, откройся!"?- Али-Баба

6. Ребенок козы? - козленок

7. Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда? - нет

8. Что идет, не двигаясь с места? - время

9. Ремни или веревки для управления лошадью в упряжке? - вожжи

10. Какой ключик получил Буратино у черепахи Тортиллы? - золотой

11. Равносторонний прямоугольник? - квадрат

13. Какая из нот не нужна для компота? - соль

14. Кто говорит на всех языках? - эхо

15. Место представления в цирке? - арена

16. Какой овощ напоминает летающую тарелку? - патиссон

17. Кто может лежать на доске с гвоздями? - йог

18. Появляется на железе от сырости? - ржавчина

19. Эмблема государства? - герб

Вопросы для третьей команды:

1. Мальчик с деревянным носом? - Буратино

2. Городское заведение для зверей? -зоопарк

3. В кого превратился гадкий утенок? - в лебедя

4. Спрятанные сокровища? - клад

5. Фрукт, которым отравили принцессу? - яблоко

6. Мороженое в шоколаде? - эскимо

7. Дышит ли цыпленок в яйце? - да

8. Что можно увидеть с закрытыми глазами? - сон

9. Какого размера носил сапоги дядя Степа? - 45-го

10. Место на площади для торговли? - базар

11. Перерыв между актами в спектакле? - Антракт

12. Ночью указывает путь кораблям? - маяк

13. Сборник географических карт и таблиц? - атлас

14. Очень запутанная дорога? - лабиринт

15. Говорящая птица? - попугай

16. Название, какого овоща произошло от латинского слова "капут"? - капуста

17. Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? - одинаковые

18. Сколько дней в високосном году? - 366 дней

19. Знак почтовой оплаты? - марка

20. Лошадиный символ удачи? - подкова.

В конце 4-го гейма подсчитывается общий итог игры. Все команды в соответствии с набранными баллами получают призы. Победители получают медали в форме подковы.

"Сто к одному"

В игре участвуют две команды по 5 человек. Команда имеет свое название и свой "клич" (девиз). Командам дается домашнее задание: представить каждого участника каким-либо оригинальным способом. В начале игры появляется ведущий. Он приветствует всех зрителей и приглашает команды на сцену. Команды представляются друг другу, после чего начинается сама игра. Игра проходит в 5 туров и ничем не отличается от телеверсии, кроме того, что перед "Игрой наоборот" проводится игра со зрителями.

Тур 1. "Простая одинарная игра"

Каждое очко, заработанное командой, умножается на единицу.

Вопрос: Что прячут от детей?

1. Спички 58

2. Лекарства 12

3. Конфеты 6

4. Острые предметы 6

Тур 2. "Двойная игра"

Каждое очко, заработанное командой, умножается на два.

Вопрос: Где люди знакомятся?

1. В гостях 27

2. На улице 21

3. В транспорте 14

4. На работе 13

5. На дискотеке 8

6. В ресторане 6

Тур 3. "Тройная игра"

Каждое очко, заработанное командой, умножается на три.

Вопрос: Чего нельзя делать на лекции, а очень хочется?

1. Болтать 41

2. Играть 11

3. Спать 10

4. Смеяться 9

5. Списывать 5

6. Есть/Жевать 5

Игра со зрителями

Зрителям задается вопрос. Выигрывает тот, кто сможет угадать самый непопулярный ответ на данный вопрос.

Вопрос: Кто плавает во льдах?

1. Ледокол 25

3. Тюлень 16

4. Айсберг 14

5. Пингвин 7

6. Белый медведь 5

Тур 4. "Игра наоборот"

Командам также предлагается определить самый непопулярный ответ на вопрос, тот ответ, который находится на самой нижней строке табло. После того, как ведущий задал вопрос, командам на обдумывание дается 30 секунд. Далее команды говорят свои версии (начинает команда, у которой меньше баллов). Ведущий открывает все табло и после этого команды узнают свои результаты. Счетная комиссия подсчитывает общий итог и определяет команду (набравшую наибольшее количество баллов), которая будет играть в "Большую игру". Все игроки, как проигравшей, так и победившей команды, награждаются памятными призами.

Вопрос: Самое важное изобретение человечества?

1. Колесо 15

2. Велосипед 30

3. Свет, электричество 60

4. Телевизор 120

5. Телефон 180

6. Огонь 240

Тур 5. "Большая игра"

Команда победителей выделяет двух участников, которые и будут играть. Чтобы победить в Большой игре, им в сумме нужно набрать 200 очков. Один участник (который будет отвечать на вопросы вторым), уходит за кулисы. Первому участнику задают 5 вопросов. Он отвечает на все, после чего определяется, сколько баллов он набрал. Далее приглашается второй участник, и ему задают те же вопросы. Если его ответ совпадает с ответом первого игрока, звучит звуковой сигнал, после чего он должен изменить свою версию и сказать другой ответ. Далее подсчитывается общая сумма Большой игры, и команда получает супер-приз или нет.

В каждой стране есть своя Баба-яга или ее аналог: ею пугают детей, чтобы они выросли послушными, примерными, ложились спать в назначенное время, не гуляли допоздна одни и не шалили.

Легенда у каждого персонажа-«пугателя» в разных странах разная, но во многих культурах (пожалуй, за исключением Японии) у страшилищ есть сходные черты. Многие персонажи являются детям в виде стариков с заплечными мешками (в этих мешках-то и уносят озорников) или же и вовсе не имеют внешности, а принимают форму детских кошмаров.

Бугимен

Великобритания

В Англии издавна любили пугать детей всякими ужасами. Викторианцы, вообще склонные к запугиванию собственных чад в воспитательных целях, часто сочиняли детям истории — например, что в реке Тис, на севере Англии, обитала водяная старуха Пэг Паулер, утаскивающая под воду непослушных ребятишек. Предпочитала она тех, кто купается по воскресеньям вместо того, чтобы изучать Библию в воскресной школе. Ее родственницами были Длиннорукая Нэл и Дженни Зеленые Зубы, топившие непосед в других графствах. Помимо этих чудищ была и группа монстров, во главе которых всегда шествует Бугимен. У Бугимена нет внешности, он безличен и чаще всего принимает форму страхов в голове ребенка. Пугает Бугимен, конечно же, непослушных и тех, кто сосет пальцы во сне — трогает их своими пальцами, от прикосновений которых, как гласит легенда, возникают бородавки. Появляется Бугимен ночью, а днем прячется в шкафу, под кроватью, за дверью и в других местах, куда не попадает солнечный свет.

Мужчина с мешком

Испания, Португалия, Бразилия

Омбре дель косталь (омбре дель сако — Мужчина с мешком) — главный страх всех детей Латинской Америки. Он стар, тощ, зол и не просто пугает шаловливых детей, но еще и утаскивает их в темное царство в своем заплечном мешке, а затем съедает. В Бразилии, правда, иногда он их продает в рабство. В Чили и в Аргентине Старик с мешком не ворует детей, а забирает их у уставших родителей, замученных собственным чадом, — там верят, что от хулиганов можно избавиться за обедом, когда Старик с мешком совершает свой обход. Легенда о человеке с мешком, возможно, имеет реальное основание: якобы в 1910 году в Альмерии существовал некий Франциско Ортега, больной туберкулезом и отчаянно ищущий лекарство от своей болезни. Со своей бедой он пришел к целителю Франциско Леоне: тот порекомендовал ему пить кровь ребенка и намазывать ее на грудь. Франциско так и поступил: похитил малолетнего Бернардо Гонсалеса Парра, унес его в мешке в свое поместье, где зверски с ним расправился. От туберкулеза он, правда, так и не вылечился: преступление раскрылось, и он был казнен.

Черный Пит

Нидерланды

Черный Пит является только под Рождество: хорошим и образцово-послушным детям он приносит подарки, а шкодливых забирает обратно в пустом мешке. Тех же, кто ведет себя плохо, но все-таки не из рук вон ужасно, он просто оставляет без подарков, иногда в качестве шутки принося им либо пучок розг, либо головешку угля. Впервые в прессе персонаж Черного Пита был упомянут в 1850 году в книге Яна Шенкмана: там он был строгим, но справедливым мавром — отсюда и имя. Однако легенда о Черном Пите была в ходу еще в Голландии в XV веке. Темный образ мавра отражал оккупацию Нидерландов Испанией. Черного Пита ассоциировали с пиратами, которыми пугали непослушных голландских детей, мол, те заберут их в пиратское логово и изобьют, — поэтому Черного Пита часто изображали с палкой.

Крампус

Альпийские регионы: Австрия, Румыния, Южный Тироль, Южная Бавария

Крампус — странное мохнатое чудище с рогами. По преданию, он наказывает непослушных детей в Рождество. Особо шаловливых мальчиков и девочек он забирает с собой в мешке и уносит в царство Санта-Клауса, где дети трудом искупают свои провинности. Эта деталь связана с тем, что во времена зарождения легенды мавры часто забирали европейцев в рабство. Воспитательные методы с участием Крампуса так популярны, что в некоторых областях — например, в Венгрии, Словении и Чехии — молодые люди часто в декабре наряжаются Крампусом и ходят в таком виде по улицам, пугая детей звоном старых колокольчиков и лязгом цепей. Цепи считаются атрибутом дьявола, которого заковала в кандалы церковь.

Коко

Латиноамериканские страны

Коко выглядит нестрашно (в сущности, Коко — это просто темная тень на крыше, неотступно следящая за всеми детьми в городе), но ведет себя совершенно отвратительно: он похищает и ест непослушных детей. Ко всему прочему он может сделать так, что украденного ребенка никогда не найдут и он исчезнет бесследно и навсегда. Часто Коко называют соперником ангела-хранителя и вообще дьяволом, а также считается, что Коко может стать умерший родственник.

Костоправ

Франция

Гроза всех французских детей, которые не хотят вовремя ложиться спать, — Костоправ. Днем он прячется под крыльцом дома или где-нибудь в темном чулане, но как только спускаются сумерки, выходит на волю и бродит по городу в поисках детей, которые никак не хотят засыпать. Их он уносит в свое темное убежище. Что интересно, Костоправ появился не просто из буйного воображения французских родителей. В XIX веке, когда не было анестезии, именно из кабинета врача-костоправа доносились самые жуткие вопли, не на шутку пугавшие детей.

Тэк-Тэк

Япония

Пожалуй, самым страшным существом детей пугают в Японии. Тэк-Тэк — призрак женщины Касимы Рэйко, которая была недостаточно осторожна и ее переехал поезд, разрубив пополам. С тех пор ее неупокоенная душа ползает по стране на локтях, волоча за собой обрубки и оставляя кровавые следы. По этому жуткому стуку локтей — тэк-тэк-тэк — ее и назвали. То же самое, согласно легенде, произойдет с детьми, заигравшимися на улице сверх положенного времени: их настигнет Тэк-Тэк и убьет, разрубив косой пополам.