Что чувствует новорожденный ребенок. Что чувствует ребенок в утробе матери: влияние эмоций матери на плод Чувствуют ли дети настроение мамы

Многие мамы уверены, что их недавно родившийся малыш ничего не умеет кроме того, как спать, кушать и делать свои «маленькие дела» в штанишки. Что чувствует новорожденный ребенок? Оказывается, что развитие органов чувств у новорожденных детей делает их мир намного интереснее, чем мы себе его представляем.

Что чувствует новорожденный ребенок

Зрение

Зрение у новорожденных детей сформировано не до конца, поэтому четко видеть предметы они могут лишь на расстоянии 18-25 см. А все, что не входит в эти пределы в глазах малыша начинает расплываться.

При ярком свете они поворачиваться в сторону источника и начинают при этом жмуриться. Однако слишком сильный свет действует раздражительно на кроху, из-за чего он может расплакаться.

Помимо этого, многие мамы могут заметить, что их малыш немного косит, но это вполне нормально, так как у новорожденных детей движение глазных мышц просто еще не скоординировано.

Также мир в глазах малышей предстает в широко-плоском виде с темными и светлыми контрастами. А вот оттенки они пока что еще не различают, именно поэтому им необходимо показывать яркие и насыщенные игрушки.

Зрение начинает кардинально меняться ближе к 3-месячному возрасту, и тогда ребенок начинает видеть мир уже в трехмерном изображении. Также он начинает различать новые цвета такие, как зеленый, красный, синий. А вот после 3 месяцев малыш уже видит и другие оттенки, а также начинает узнавать лица близких ему людей.

Слух

После рождения слух у новорожденных детей немного снижен из-за того, что во внутреннем ухе находится жидкость. Однако уже спустя несколько дней малыш начинает четко слышать голоса и различные звуки. На резкие звуки он может реагировать вздрагиванием, мимикой, изменением дыхания и плачем, а мамин голос способствует его успокоению.

Вкус

Вкусы малыш начинает ощущать с самого рождения, и в особенности ему нравится сладкое. Грудное молочко для него — это самое лучшее лакомство, которое он кушает с наслаждением. А вот горечь, соленость и кислость способны вызвать возмущение у крохи. И он может даже отказаться от любимого молочка, если мама покушает чеснок, лук и другие пряности.

Обоняние

У малыша имеется врожденное чувство обоняния, благодаря которому он запросто находит мамину грудь, чтобы попить молочка. На резкие запахи реакция его одинакова — он морщится, жмурится, может чихнуть или даже заплакать. Со временем кроха научится связывать различные запахи с конкретными действиями.

Осязание

Самое первое ощущение, которое появляется у новорожденного ребенка — это осязание в области у рта. Именно поэтому все игрушки дети сначала предпочитает пробовать на вкус, определяя таким способом их форму, характер поверхности и твердость.

После рождения малыша каждая мама хочет, чтобы он выделял ее среди окружающих и дарил свою улыбку. То, когда новорожденный ребенок начнет узнавать свою маму, зависит от степени налаженного между ними контакта. Эмоциональная связь между матерью и плодом устанавливается еще во внутриутробном периоде. Следующим крайне важным этапом являются первые 24 часа после рождения. После прикладывания младенца к груди он запечатлевает образ мамы, запоминает ее запах и тепло кожи.

Несмотря на тесную взаимосвязь между мамой и грудничком, осознанно узнавать ее он сможет не так скоро, так как в первые дни жизни он еще очень плохо видит. Бинокулярное зрение, или способность смотреть одновременно двумя глазами, появляется в 3 месяца.

У младенцев глазное яблоко имеет короткую переднезаднюю ось. Поэтому они обладают дальнозоркостью и плохо видят вблизи. Глазной нерв и мышцы у них недоразвиты, из-за этого косоглазие в этом периоде является обычным явлением. Роговица увеличена и лишена кровеносных сосудов. Рефлекторно грудничок щурится и часто закрывает веки.

Физиология процесса

Научным путем установлено, что человек рождается зрячим, но видеть полноценно окружающий его мир он не может. Это связано с тем, что у новорожденных еще не сформирована периферическая нервная система, и ей предстоит существенное развитие.

Для формирования полноценной зрительной картинки должны работать такие cистемы организма:

  • анализатор;
  • ощущение;
  • восприятие.

Упрощенно процесс выглядит таким образом: глаза получают картинку и отправляют ее в мозг, а головной мозг распознает ее и формирует окончательный образ. Взаимодействие этих составляющих и представляет собой зрение.

Что видит новорожденный?

Малыш может различать только предметы, находящиеся в непосредственной близости от его глаз, максимум на расстоянии 30 см. Все остальное ему представляется в виде размытых пятен, а предметы выглядят, словно в тумане. Для того чтобы что-нибудь рассмотреть, ему требуется время для фокусировки. Его глазки еще плохо слушаются и норовят смотреть в разные стороны.

Первые зрительные ощущения делятся на свет и темноту, а многие предметы представляются черно-белыми, все окружающее пространство представляет собой мир теней.

В 3-4 месяца малыш способен следить за двигающимися игрушками и предметами, а в 6 месяцев различать мелкие предметы и узнавать игрушки. Относительно нормальное зрение формируется у человека в 6-8 месяцев.

Новорожденные способны видеть:

  • яркое освещение или его полное отсутствие;
  • передвижение людей и крупных предметов;
  • некоторые предметы из окружающей обстановки.

Когда ребенок начинает узнавать маму?

Осознанное узнавание мамы происходит примерно в возрасте 1 месяца. Как правило, именно этот самый родной человек ухаживает за крошкой, постоянно находится рядом и часто к ней наклоняется. Малыш запоминает родное лицо и начинает реагировать на его появление, оживляться и улыбаться. В 3 месяца он уже четко знает мамино лицо, радуется и гулит при ее появлении, а также расстраивается, если она его покидает.

Как ребенок относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)?

Ребенок начинает запоминать те лица, которые с ним часто контактируют и проводят время. Как правило, это папа и бабушки.

Обычно к 4 месяцам он уже хорошо знает родителей и других близких, которых часто видит.

В то же время он начинает с опаской относиться к чужим людям и может заплакать при их появлении. В 8-10 месяцев ребенок узнает людей, которые часто появляются в доме. А после 10 месяцев он уже четко определяет своих и чужих.

Почему не узнает?

Новорожденный может не узнать маму и других близких, если они находятся сбоку от него или стоят позади друг друга. Это связано с тем, что его зрение еще резко сужено, и он не воспринимает людей под таким ракурсом.

Кроха может не узнать маму из-за того, что она сменила привычную одежду, поменяла прическу, надела что-то яркое, или что-то другое резко изменилось в ее внешнем виде и привычном для него образе. На данном этапе ребенок воспринимает близкого человека по совокупности ощущений, и если в них что-то нарушается, этот хрупкий образ начинает таять, он может растеряться, запаниковать и не узнать маму.

Что нужно знать родителям?

Родители должны знать, что каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, поэтому темпы развития и сроки овладения навыками могут отличаться от общепринятых. Для правильного развития зрения следует соблюдать следующие рекомендации:

  • показывая новорожденному погремушки и игрушки, их нужно располагать на расстоянии не меньше 25 см, иначе это приведет к развитию косоглазия;
  • осматривать глаза новорожденного и не допускать наличия в них инородных тел и слизи;
  • перед сном использовать приглушенное освещение, а ночью можно оставлять включенным ночник;
  • не допускать попадания прямых солнечных лучей на глаза, но не прятать их от яркого света, так как он, действуя в качестве раздражителя, приводит в работу глазные мышцы;
  • часто брать малыша на руки и показывать ему окружающие вещи;
  • развешивать на расстоянии 20-30 см от личика игрушки и периодически их менять;
  • изменять расположение грудничка в кровати, чтобы он не скашивал глаза в одну сторону;
  • использовать мимику при общении;

Также для обучения фокусировке важно показывать движущиеся предметы.

Сегодня я сначала хочу поговорить об особенностях новорожденного ребенка, о том, что ему полезно и вредно, что можно вынести из научных исследований и из опыта, доставшегося нам от старинных обычаев, традиций.

Что чувствует новорожденный малыш? Как он воспринимает мир?
Представим себе роды с точки зрения ребенка. Всю свою жизнь он находился в безопасном убежище, почти в темноте, звуки доносились до него приглушенно, но ярко слышны были успокаивающий равномерный стук маминого сердца, тихие шорохи организма - шум крови в сосудах, урчание в животе и тому подобное. Поэтому когда мама прижимает ребенка к сердцу, н слышит знакомые звуки и успокаивается. Недаром все женщины инстинктивно предпочитают держать ребенка на левой руке, головой к сердцу. Ребенок слышал приглушенно голоса матери, отца, других близких, поэтому эти же голоса и после рождения будут ему привычны.
Внутри матки ребенок находился в почти невесомом состоянии - он плавал во внутриутробной жидкости. При ходьбе матери он ощущал покачивания в определенном ритме, привык к ним.

Ему было все время тепло, его окружали мягкие нежные оболочки, не сравнимые с тканью, в которую после рождения мы завернули или одели малыша.

И вдруг все меняется.
Начались схватки - вдруг его сдавливает со всех сторон, потом отпускает, и снова сдавливает, опять отпускает. Периодически становится меньше кислорода. Он пугается.
Потом - потуги - малыша не просто давит - его выпихивают с огромной силой, его головка протискивается через твердое костяное кольцо - таз матери - с такой силой, что слегка деформируется. Ребенок в панике, у него учащается сердцебиение, происходит выброс гормонов, это шок для него. В то же время он получает и поддержку от матери, поток эндорфинов - гормонов, выделяемых при схватках, которые воздействуют на опиоидные рецепторы в мозгу и помогают пережить родовой стресс, боль и страх. В это время с ребенком происходит так называемый
И четвертая стадия - ребенок родился. Он совершенно в новом мире. Он испытывает массу потрясений, удар по всем органам чувств. Скачок температуры - с привычных ему 37 градусов Цельсия, до 20-25. Гравитационный удар - он раньше был в воде, которая заметно облегчала массу тела, почти в невесомости, и вдруг почувствовал свой вес.
Его нежная кожа касается и ощущает шероховатую ткань, в которую его завернули, руки, которые его держат. Эти ощущения пришли на смену нежным касаниям плодных оболочек - таких же слизистых, как те, что покрывают например, наш рот изнутри, нежному касанию теплых околоплодных вод. Если внутри матки малыш был как-бы нежно спеленут - он мог шевелиться, но ограничено, он не мог делать размашистых движений, то теперь его ручки и ножки ничто не связывает и он получает множество новых мышечных ощущений от новых движений.
Малыш теперь дышит сам - сперва он делает вдох - и раскрываются до этого сжатые легкие, это ощущение сродни ожогу, считается, что кричит ребенок именно от этих ощущений.
Он слышит много новых звуков - очень резких с непривычки. Если только специально не позаботились о том, чтобы вокруг малыша звучало все приглушенно, тихо. И он не слышит - в первый раз за свою жизнь - успокаивающих звуков маминого организма - стука сердца, ритма дыхания.
Он впервые видит яркий свет - а после жизни внутри любой свет ему кажется ярким, а особенно - если это яркий свет в медицинском кабинете.
Ясно теперь, что малышу приходится очень нелегко, ведь после стресса родов он попал в такие новые и некомфортные по сравнению с прежними, условия. Поэтому детки родившись, сразу обессилено засыпают на несколько часов, иногда даже на сутки.
И конечно нам хочется смягчить для него этот переход. Сейчас существуют «комфортные по отношению к ребенку» родильные залы, можно договориться с врачом об этом. В палате приглушенный свет, говорят тихо, без нужды ребенка не тормошат. Это же происходит и при домашних родах. И, конечно, он сразу попадает в самое для него важное и спокойное место - к маме на грудь. Контакт кожа к коже - малыша голеньким кладут маме на живот, - наиболее похож на то, что он чувствовал внутри. Он чувствует и тепло матери, слышит ее сердце, ее запах, и это успокаивает его. Если ребенок рожден в воду, то переход делается еще более плавным, такие дети часто не засыпают в первые часы жизни, а внимательно осматриваются.
Не менее важен этот первый контакт и для мамы - от первого касания, от контакта кожа к коже организм получает сигнал - роды прошли успешно, выделяется окситоцин - матка сокращается и сильно уменьшается риск послеродовых кровотечений. Быстрее отделяется плацента. Запускается лактация . Весь организм матери настраивается на ребенка.
Исследования показали, что даже если женщина планировала отказаться от ребенка, то если она рожала естественно, кормила малыша сразу после родов, то чаще возникает привязанность и она оставляет ребенка и растит его.
Реже случается послеродовая депрессия, лучше налаживается лактация.

То же самое происходит и с папой. Известно, что если вскоре после родов отец берет малыша на руки и провидит с ним некоторое время, то такой папа потом чувствует себя с ребенком уверенно, ощущает его истинно своим.

Этот контакт настолько важен, что сейчас уже официально признан во многих клиниках. Замечено, и подтверждено исследованиями, что недоношенные детки, которых много держат на руках, намного лучше развиваются, у них быстрее растет вес, они лучше налаживают дыхание - подстраивают его под ритм дыхания взрослого, который их носит на ручках. Этот метод выхаживания недоношенных получил название «метод кенгуру». Младенца, часто голенького, привязывают к маме на грудь, сверху укрывают теплым платком, чтобы он не терял тепло. Дети чаще и лучше сосут, лучше усваивают молоко, Такие дети намного быстрее входят в норму, чем те, что лежат в обогреваемых кювезах.

Из сказанного понятно, что самое главное для малыша в первые часы, дни - контакт с мамой , а яркие игрушки, особенно музыкальные, громко звенящие - еще неуместны.

Многим деткам приятно бывает оказаться легко спеленутым - не свитым «полешком» по руками и ногам, а мягко завернуть в теплую ткань. Лучше всего для этого подходит вязаный платок - он тонкий, легкий, но теплый. Малыша можно завернуть в один или несколько слоев, и этот мягкий кокон не стягивает ручки и ножки, не выпрямляет их, как старались сделать раньше, опасаясь, что если не выпрямлять ручки и ножки ребенка, то они будут кривыми. На самом деле, физиологичная поза - именно с согнутыми ручками и ножками, так ребенок чувствует себя спокойно и привычно - опять же, так он жил внутри мамы большую, пока что, часть жизни. В то же время, ребенок еще не умеет осознанно управлять ручками, часто невольно ударяет себя по лицу, может от этого напугаться, будит сам себя, поэтому мягкое пеленание не дает полной свободы, но, в то же время, и не связывает, а создает уютное защищенное пространство.

Успокаивает ребенка и ношеная одежда мамы или папы, которую можно положить к нему в колыбель. Мамин запах успокаивает, утешает, даже когда ее нет рядом.
Мой сын, например, спать любит в папиной футболке, отвергая все красивые пижамы, причем он, когда достает себе футболку, то не хочет брать из шкафа чистую, он ее нюхает и говорит, что чистая майка не пахнет папой.
Поскольку ребенок в последний месяц внутриутробной жизни находился вниз головой, упершись головкой в тазовые кости, то ощущение, когда головка упирается во что-то, многим детям тоже нравится. Бывает, что дети намного лучше засыпают, если им положить около головы валик из одеяла.

Хочу еще остановиться на совместном сне.
Сон человека не всегда одинаков. Мы все видели, что иногда человек спит спокойно, иногда - ворочается, стонет, разговаривает, двигает глазными яблоками под веками, меняется ритм и глубина дыхания. Это - различные фазы сна. В общем, можно сказать что существует фаза быстрого сна и фаза медленного сна. В «медленной фазе» происходит полное расслабление, в «быстрой» - наблюдается повышенная активность мозга. Если лишить человека одной из фаз. Например частыми пробуждениями, то даже при большой длительности сна отдыха и восстановления не происходит.
У малыша цикл сна - примерно 40 минут. После этого времени ребенок может начать ворочаться, кряхтеть, хныкать. Но он еще не выспался, он просто вошел в фазу «быстрого сна». Если его чуть-чуть покачать, погладить, побаюкать - он уснет снова крепко. А если взять на руки, начать переодевать, кормить - то он проснется, но будет не выспавшимся, в плохом настроении, снова скоро заснет, может плохо поесть.
Если ребенок спит с мамой рядом, то в течение нескольких дней фазы сна у них синхронизируются, и проснуться маме в то время, когда она нужна малышу - легче. Кроме того, очень скоро мама приспосабливается кормить ребенка, почти не просыпаясь. Таким образом, мама высыпается.
Ночные кормления очень важны и для спокойствия ребенка, и для хорошей лактации - известно, что пролактин - гормон, отвечающий за выделение молока - больше всего вырабатывается гипофизом именно ночью, во время кормлений от 2 до 8 часов утра. Причем лучше он вырабатывается в полусонном, расслабленном состоянии. Недаром при кормлении маму часто тянет в сон.
Существуют и мнения психологов о том, что совместный сон вреден . В первую очередь - это мнение психоаналитиков.
Но это скорее теоретические рассуждения.
Кроме того, некоторые врачи считают, что совместный сон - это негигиенично. Однако, все врачи сходятся, что соблюдение полной стерильности вредно для ребенка. А микрофлора матери - самое естественное для него. Совместный сон рекомендован и ВОЗ.
Малыш успокаивается от маминого дыхания, от ее тепла. Чувствует себя в безопасности.
Можно, если вам не подходит спать с малышом в одной кровати, поставить его кроватку рядом с родительской, и снять одну стенку, так что мама легко может не вставая погладить ребенка, если она заворочался, беспокоится. Может, не вставая, взять и покормить его.

Мой опыт, и опыт многих знакомых мам, говорит, что это в первую очередь - удобно. Я не высыпалась ночью только с первым ребенком, который спал в своей кроватке. Приходилось просыпаться, вставать к нему.

Поговорим теперь подробнее об органах чувств новорожденного.

Младенец может все, что воспринимает своими органами зрения, связывать воедино, упорядочивать и реагировать на это. Сразу после первого дыхания новорожденный ребенок начинает пользоваться своими органами чувств, чтобы познавать мир, в который он пришел. Новорожденный малыш не только использует навыки, полученные в утробе матери, за короткое время он быстро учится всему новому. У него есть огромные потенциальные возможности многое усваивать. Современные исследования дают ответ, что же именно видит и чувствует новорожденный ребенок сразу после рождения.

Зрение новорожденного ребенка.

Если новорожденный ребенок рождается в помещении с приглушенным светом, он широко открывает глаза и начинает оглядываться вокруг. Если новорожденный рождается в родильной комнате с ярким освещением, то плотно смыкает глаза: он делает так, чтобы не ослепнуть в первый момент. Сразу после рождения новорожденный ребенок ищет зрительный контакт с мамой. Эволюция предоставила младенцу идеальное зрение для выживания. Лучше новорожденный ребенок видит на расстоянии 20см. Он может в пределах 20-30см сосредоточивать зрение на любом объекте.

С точки зрения выживания, таким объектом является его мать и еда, а все остальное на этой стадии развития может лишь привести новорожденного ребенка к панике. Поэтому острота зрения у новорожденного ребенка на расстоянии еще в 20-30 раз слабее, чем у взрослого, а глаза еще не способны настраиваться на дальние и близкие объекты. Блаженное неведенье новорожденного малыша позволяет ему оставаться спокойным и одновременно идеально восприимчивым к сигнала, поступающего от его защитницы. Ребенок пока не воспринимает детали.

Привлекают новорожденного ребенка лица - большой круг, на котором есть два маленьких круга и горизонтальная и вертикальная полосы носа и рта. Ему нравится все, что движется и излучает эмоции. Вы можете заметить, что движения обоих глаз еще недостаточно скоординированы, однако, это не косоглазие. Диагноз косоглазия у ребенка устанавливается до третьего месяца жизни, когда зрительный нерв почти полностью сформирован. В этот период новорожденный ребенок может лучше приводить взгляд на окружающие предметы, более четко их видеть, дольше на них сосредоточиваться. Предметы, которые двигаются, он будет провожать глазами. Новорожденного все больше начинает интересовать окружающее. Примерно с 6 месяцев он начинает различать лица других людей, кроме мамы и папы. Одновременно включается реакция беспокойства и тревоги на незнакомый раздражитель. Хотя полностью зрение формируется лишь до 4 лет, до года большинство взрослых реакций на внешний зрительный раздражитель уже сформирован. Годовалый ребенок уже вполне визуально адаптирован.

При этом, младенец настроен на восприятие эмоциональной информации . Показано, что если предлагать различные зрительные стимулы, то ребенок предпочтет куклу, а не погремушку, а между куклой и живым человеческим лицом выберет лицо.

Слух новорожденного ребенка.

Слух новорожденного ребенка также натренированный еще с внутриутробной жизни. Там новорожденный слышал биение сердца матери, пуповины, различные звуки извне. Хотя слуховой нерв полностью развивается лишь к концу первого года, у новорожденного ребенка ярко выражена способность слышать с периода новорожденности. Он сразу отличает знакомые голоса от чужих.

Больше слух новорожденного ребенка настроен на голос мамы, и это неудивительно, ведь он привык уже к ее голосу. Сразу после рождения и на протяжении еще нескольких дней внутреннее ухо новорожденного ребенка заполнено жидкостью, смягчая восприятие невероятного количества разнообразных звуков, которые обрушиваются на новорожденного ребенка после появления на свет.

Ребенок поворачивает голову в направлении, откуда доносится звук. Установлено, что новорожденному ребенку больше нравятся высокие частоты, чем басы. Многие взрослые люди инстинктивно изменяют тембр голоса на более высокий при разговоре с ребенком, ведь такой голос ему нравится больше. Мама, разговаривая с ребенком, воркуя над ним, делает ему неоценимую услугу.

У человека слух в прямом сочетании с уникальной функцией, которой не владеет более никакое существо на Земле, - способностью к понятию языка. Способность новорожденного к восприятию и различию звуков идеальна. Начиная со стадии полового созревания, эта способность начинает угасать. Ирония заключается в том, что до того момента, когда человек сможет воспользоваться дорогой стереосистемой, он уже не сумеет ее по-настоящему оценить.

Понятно, поэтому, что в первое время самыми лучшими звуками для малыша будут спокойные голоса родных, к звучанию которых он уже привык.

Органы обоняния новорожденного ребенка.
В мире взрослых зрение безраздельно господствует над обонянием, однако, в жизни новорожденного ребенка его нос играет очень важную роль. Новорожденный ребенок сразу после рождения различает запахи, он сразу узнает свою мать по специфическому запаху ее кожи. Новорожденный различает запах молока. Привлеченный запахом молока, новорожденный ребенок сразу стремится сосать грудь. По запаху он может отличить свою маму от другой женщины. Удивительно, но и мать может по запаху узнать своего ребенка без каких-либо других подсказок. Из всех чувств запах и вкус для новорожденного ребенка играют важнейшую роль. Новорожденный ребенок накладывает свой запах на материнскую грудь, на свои игрушки и пеленки.

Вкус.

В лоне матери новорожденный ребенок уже различал вкус. Во рту у новорожденного на тысячу больше вкусовых рецепторов, чем у взрослого человека, некоторые из них находятся даже за щеками. Все они направлены только на одно - на восприятие материнского молока.

Многочисленные проведенные эксперименты с подслащиванием и подсоливанием околоплодной жидкости показывают, что ребенку разнообразные вкусовые ощущения были неравнодушны. Существуют четыре основных вкуса: сладкое, кислое, соленое и горькое, которые в сочетании дают всю ту гамму вкусовых ощущений, которыми наслаждаемся мы, взрослые. Но у новорожденного ребенка работает другая динамика.

Раствор сахара вызывает сильный сосательный рефлекс, а раствор соли - совершенно иную реакцию. Эти механизмы обеспечивают ребенку соблюдение строгой молочной диеты. Не случайно взрослые в момент сильного душевного волнения ищут успокоение в чашке сладкого чая или горячего шоколада, так они регрессируют в состояние детства. Вкусовые пристрастия, по мнению ученых, формируются еще с периода внутриутробной жизни. Если во время беременности Вы употребляли чеснок, лук или пряности, Вы можете использовать их и во время грудного вскармливания. Хотя молоко будет иметь запах этих веществ, новорожденный ребенок будет с аппетитом потреблять то, к чему он привыкла.

Чувство прикосновения новорожденного ребенка.

С помощью прикосновения младенцы могут чувствовать тепло, холод и боль. Это тоже развито со времени пребывания в утробе матери. Интенсивный телесный контакт, поглаживание, ношение на руках особенно важны в начале потому, что способствуют лучшему здоровому развитию новорожденного ребенка и является необходимым компонентом для развития органов чувств.

Они также способствуют образованию определенных гормонов, влияющих на рост и умственное развитие ребенка. Поэтому то, что маленький ребенок просится на руки - не прихоть, а жизненно важная для нее необходимость. Новорожденный ребенок начинает исследовать мир с помощью рта. Тактильное ощущение в этот период жизни сильнее всего проявляется на губах и языке. Позже ребенок использует кончики пальцев, которыми он затрагивает людей и предметы для их чувства и узнавания.

Способность мыслить новорожденного ребенка .

Часто спрашивают, умный ли новорожденный ребенок. Строго говоря - нет. Ум - это способность сопоставлять возникшие проблемы с опытом прошлого. Младенец слишком мало жил в этом мире, чтобы иметь любой опыт прошлого. Однако у него есть способности к обучению. Как губка, новорожденный собирает впечатления, поступающие к нему от всех органов чувств. Мозг здорового ребенка к моменту начала ходьбы буквально начинен впечатлениями. У нас нет уверенности, что скучное детство ведет к отставанию в развитии, но стоит ли рисковать.

Развитие органов восприятия новорожденного ребенка.
Для правильного развития необходимо раздражение органов чувств: игрушки, движущихся перед глазами ребенка, песенка, что поет мама, прикосновения, забавы с ребенком, массаж, гимнастика, ношение на руках так же жизненно необходимы, как и кормления. Это эмоциональная пища для полноценного развития ребенка. Ребенок нуждается в информации.

Сытый и здоровый ребенок в отсутствии внешних стимулов может начать плакать. Было проведено множество опытов, которые показали, что без разнообразных впечатлений животные вырастают глупыми, плохо способными к обучению. Разнообразная же стимулирующая внешняя среда, - игрушки, много пространства, общение со сверстниками - дает развернуться заложенным способностям. Но в то же время, ребенка не нужно перевозбуждать.

На избыток раздражения он реагирует верчением головы, гримасами, недовольством и плачем. Если после длительного общения и игры у ребенка появляются эти реакции, значит, ему нужен отдых и сон.

Хочу предложить вам представить себе, что Вы легли спать , а перед Вами висит яркий предмет, прямо пред лицом. Или изголовье кровати раскрашено яркими черно-белыми узорами. Уютно ли вам будет? Спокойно ли?

Поэтому, мне кажется, что подвешивать игрушки перед малышом можно ненадолго, не слишком ярких и кричащих цветов, следить за его реакцией на них.

То же самое относится к музыкальным игрушкам. Лучший звук для младенца - мамин голос, ее пение. Даже если у мамы нет слуха и голоса, для развития слуха ребенка ее пение дает больше всего. Мама неосознанно подстроит свое пение к состоянию малыша - споет потише и помедленнее, когда он устал, более весело, громко, когда малыш добрый и хочет активной жизни. Мам поет именно своему ребенку, а заводная игрушка или музыкальная запись играет всем и никому.
Утверждение, что для правильного развития грудным детям необходимы специально продуманные игрушки - слишком категорично . Прежде всего, дети осваивают и играют с пальчиками на руках и ногах, пробуют перевернуться, ощупывают и проверяют на вкус простыню и одеяло, дергают за рукава одежды.
Когда мама или папа берут ребенка на руки, жизнь его становится необычайно богатой. Ведь можно подергать за волосы или сунуть палец в родительский нос, а чего стоит смешное круглое отверстие, полное твердых, блестящих белых предметов, оно то открывается, то закрывается, оттуда веет ветерком, и доносится множество странных, забавных звуков!

Есть глаза, которые открываются и закрываются, движутся, есть руки, которые держат то тут то там, ласкают, похлопывают…

Кроме того, этот человек постоянно меняет одежду, пуговицы, браслеты, шарфик - всегда что-то новое.

Только когда малыш находится в стерильных условиях, ему нужны для развлечения подвесные игрушки.

Однако нам хочется дать малышу игрушку . Детская индустрия предлагает массу вариантов. Не все они подходят ребенку, как мы уже обсудили. Я предлагаю сейчас сделать игрушку самим - она будет предназначена именно вашему малышу, нести мамино тепло. Давайте вспомним, с чем играли дети раньше, и попробуем что-нибудь сделать своими руками.

C давних пор первыми игрушками малышей были погремушки, правда, изготовлены они были из природных материалов: бересты, лозы, дерева, кости.

В Древней Руси считалось, что совсем маленькому человечку необходимы неброские, негромкие игрушки. Так в первые месяцы малышей забавляли так называемыми шаркунками или шуршунками - погремушками из бересты или лозы. Ребенок подрастал - и у него появлялись другие игрушки из дерева, кости, ниток, лоскутков. В отличие от покупных игрушек, изделия из природных материалов чрезвычайно интересны для исследования, и приятны для детских ладошек. Подобные самодельные игрушки незаменимы как по фактуре, так и по своей сути: не являясь строго функциональными, они пробуждают фантазию, развивают и поддерживают в малыше умение играть.

Какие же игрушки можно предложить малышу в течение первых полутора-двух месяцев жизни ? В первый месяц после рождения малыш адаптируется в новом для него мире. Из игрушек для него сейчас лучше всего подойдет самодельный мобиль, а также игрушки-погремушки самых простых форм, интересной фактуры, которые можно было бы вкладывать в маленькую ручку.

Начнем с мобиля . В магазинах вы можете купить вращающиеся мобили, крепящиеся к бортику кроватки. Эти подвески равномерно вращаются и исполняют какую-нибудь мелодию. Самодельные мобили вызывают гораздо больший интерес у малышей. Такие подвески приходят в движение от малейшего колебания воздуха, а игрушки на них можно менять.

Сделать такой мобиль можно из легких реечек (например, пластиковых или деревянных линеек) или пялец для вышивания, которые нужно обшить неяркой тканью. К такому каркасу на липучках прикрепляются 3-5 полосочек из той же ткани, на которые вешаются любые выбранные вами предметы, которые должны быть легкими, небьющимися и достаточно яркими. Этими предметами могут быть погремушки, ленточки, бантики, бубенчики или колокольчики, самодельные игрушки из папиросной бумаги, помпончики из ниток и так далее. Очень красиво смотрится мобиль, к которому подвешены проглаженные осенние листья. Позже, когда малыш подрастает, чтобы проживать с ним вместе ритм года, можно подвешивать к мобилю что-то, что напоминает о том, что сейчас за окном, о сезонных праздниках. Осенью это могут быть веточки рябины, «носики» клена, листья, шишки, колоски. Зимой на мобиле появляются бумажные снежинки, звездочки из соломы, из золотой бумаги, может быть, бумажные фигурки ангелов, еловые веточки, высушенные кружочки-ломтики мандаринов или лимонов, позолоченные шишки, и т.д. Весной - бабочки из креповой бумаги, цветы, веточки вербы с пушистыми почками. Можно сделать пахучий мобиль - подвесить палочки корицы, кусочки мандариновой кожуры, звездочки бадьяна, засушенный цветы. Здесь есть безграничный простор для вашей фантазии.

Лекции Екатерины Бурмистровой "Первый год жизни ребенка", 2002-2005 гг.

Психоаналитики утверждают, что по характеру течения беременности, особенностям протекания родов, а также закономерностям развития ребенка в первый год жизни можно предугадать...

Психоаналитики утверждают, что по характеру течения , особенностям протекания родов , а также закономерностям развития ребенка в можно предугадать уникальную и неповторимую траекторию жизни будущего взрослого человека.

Поэтому целесообразно начать разговор об особенностях психологии младенца с момента образования пупочного канатика, когда мать и ее будущее дитя становятся единым организмом.

Развитие ребенка в период беременности

На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, в результате законченной дифференцировки органов, превращается в зародыш мужского или женского пола. Тревоги и опасения матери по поводу пола ее будущего ребенка, желание иметь ребенка строго определенного пола по хорошо налаженному каналу гормональной связи передаются в формирующийся мозг плода и на всю жизнь оставляют в нем следы, способные стать источником серьезных психологических проблем ребенка в будущем.

С третьего до начала седьмого месяца беременности происходит развитие функций и систем, которые позволяют плоду выжить к моменту рождения. В этот период плод наиболее уязвим для вредных влияний: инфекционные заболевания матери, прием сильнодействующих лекарств, алкоголя, стрессовые ситуации, нежеланность ребенка - все это предвестники будущих психических и психологических проблем малыша.

К началу седьмого месяца плод приобретает способность к выживанию в воздушной среде - с этого момента его нередко называют уже ребенком. К этому моменту ребенок, находящийся внутри материнского организма, уже слышит все, что происходит за его пределами. Если у матери на чей-то голос выделяется гормон беспокойства (адреналин), учащается сердцебиение, то есть, появляются гормональные и физиологические признаки страха, все это вместе с ней испытывает и плод. Тревога и страх матери, передавшись младенцу, формируют у еще не появившегося на свет ребенка страх перед тем миром, в который ему придется выйти. И наоборот, спокойствие и уверенность матери в себе, общение с любящими родственниками и друзьями, обращающими к будущему члену семьи теплые и ласковые слова, вызывают у еще не родившегося ребенка ощущение безопасности того мира, который скоро станет для него родным.

До сих пор не существует однозначного ответа на вопрос, какие механизмы "запускают" процесс родов. Но то, в какие сроки, в какой форме произойдут роды, какими они будут по скорости и т.д., имеет большое значение для будущего психического развития человека. Но это - тема отдельного разговора.

Развитие и психология новорожденного

Итак, ребенок появился на свет! В его мозге уже содержится большое количество информации о мире, в который он попал. У него имеются достаточно зрелые и эффективные органы чувств.

Еще по теме "Психология новорожденного ребенка":

В садик ребёнок не ходит, то есть научиться чему-то вне дома он не мог. Внезапно пришло опасение: не испытал ли ребёнок подобные действия на себе со стороны взрослых...

Ревность подростка к младенецу. ...затрудняюсь выбрать раздел. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе...

Что ззначит детей нет? Сегодня нет, завтра есть. И почему собственно только больные дети? Хочу усыновить младенца. Раздел: Усыновление (к каким опекам по москве прикреплены род...

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Лучше всего помощника (бабушку, няню) к младенцу, а маме - больше внимания старшему.

Хочу усыновить новорожденного! Подскажите, пожалуйста, на какие показатели здоровья ребёнка стоит обращать внимание? С какими проблемами реально справиться, и какие...

Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных Всем улыбается - хорошо ли? Девочки, меня в свое время в колледже на уроках детской...

Беременность и характер ребенка. Состояние мамы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. и у меня такой четкой связи не было, первая беременность была на нервах - скандалы с будущим папой, смерть бабушки, больницы...

Работающая мама и психология ребенка. В ходе одного из обсуждений в ЖЖ зашла речь о психологических последствиях того, что мама работает, а не находится с ребенком. В частности, были названы такие: "плохие отношения с родителями, недоверие между ребенком и...

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Конференция " Детская психология " " Детская психология ".

Раздел: Вопросы будущих мам "бывалым" (можно ли показывать новорожденного родственникам). Когда можно показать новорожденного родственникам? Как у прошедших через эту "ступеньку",спрашиваю, кто как решил эту проблему.

Раздел: Нужна консультация психолога (Я часто читала о значении различных цветов в детском рисунке (да и у взрослых), что детям В день 867-летия Москвы дети смогут исполнить все свои самые заветные желания. Психология младенца или что нужно знать будущей маме.

Общение с ребёнком до зачатия?. Личные впечатления. Беременность и роды. Каковы Ваши личные впечатления об общении со своим малышом за несколько месяцев до беременности? Что это, игра воображения, сильное желание иметь ребёнка, или что -то большее?

Я знаю, что многих детей оставляют в роддоме (у меня мать была всю жизнь зав. отделением новорожденных) и оформляла детей в ДР или отдавала приемным родителям. Как сейчас, это практикуется? Может у кого-то есть опыт усыновления младенца прямо из роддома.

Первые три месяца беременности будущая мама жила в постоянной нервотрёпке. Да ещё будущий биологический папочка на аборте настаивал. То есть, есть риск невроза у ребенка? Или что стресс, что не стресс - все равно ребенок будет таким, каким на роду написано?

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Боится спать без мамы - пожалуйста - мама. Ругаю только за то, что ездит на велосипеде с горы по дорожке, к-ая выходит на проезжую часть, не разрешаю гулять без бабушки, ну вот и за спички отругала.

Знаете ли вы, что с помощью цвета можно лечить, что выбор или отклонение того или иного цвета - это сигнал о физиологическом и В день 867-летия Москвы дети смогут исполнить все свои самые заветные желания. Психология младенца или что нужно знать будущей маме.

Ожидание ребенка, роды и уход за новорожденным являются важнейшим периодом в жизни каждой женщины, который должен сопровождаться чувствами радости и удовлетворения. В то же время эмоциональные, гормональные и физические изменения в организме женщины, которые происходят в этот период, могут вызывать грусть, растерянность, страх и, возможно, даже озлобленность и агрессивность. Большинство женщин со временем справляются с этими эмоциональными проблемами, но у некоторых они не только не проходят, но и усиливаются, приобретая формы материнской депрессии.

В период беременности и после родов у женщин часто отмечаются проявления материнской депрессии. Это состояние связано с комплексом физических и эмоциональных изменений, которые могут негативно сказаться на отношениях матери и ребенка, его развитии и жизни семьи в целом.

Дородовая депрессия развивается во время беременности, когда в организме женщины происходят биологические и гормональные изменения. Среди симптомов такой депрессии - частая смена настроения, приступы плохого настроения, плаксивость, раздражительность, бессонница. Подобные явления время от времени наблюдаются у всех беременных женщин. Часть женщин, переживших депрессию до родов, продолжают страдать от нее и после родов.

Послеродовая депрессия

Послеродовая, или "материнская", грусть считается нормой. Это состояние плаксивости, пониженного физического и эмоционального тонуса, общей усталости и раздраженности обычно наступает на пятый день после рождения ребенка и длится 7-10 дней. Через это состояние проходят 50-80% молодых матерей; ни им, ни ребенку оно не причиняет вреда. Лечить послеродовую грусть нет необходимости. Но медицинские работники должны предупредить беременную женщину и родильницу о возможном переживании такого состояния, объяснить его причину и предоставить информацию о том, где при необходимости можно получить помощь специалиста.

Послеродовая депрессия характеризуется состоянием, требующим внимания медицинского работника. Во время беременности количество женских гормонов (прогестерона и эстрогена) в организме значительно увеличивается. В течение первых 24 часов после рождения ребенка количество этих гормонов в организме стремительно падает до их нормального "небеременного" уровня. Ученые полагают, что именно это резкое изменение уровня гормонов может вызывать у женщины депрессию. Существует еще одна причина возникновения послеродовой депрессии. Нередко уровень гормонов, вырабатываемых щитовидной железой, значительно снижается после рождения ребенка, что может привести к появлению симптомов депрессии, включая плохое настроение, потерю интереса к окружающему миру, раздражительность, слабость, раннюю утомляемость, трудности с концентрацией внимания, расстройство сна и аппетита, прибавление в весе.

Симптомы послеродовой депрессии, в том числе ощущение вины, собственной малоценности, нерешительность и отчаяние, встречаются приблизительно у 8-15% женщин в течение первого года после рождения ребенка. Эти симптомы могут проявляться периодами от нескольких недель до года и дольше. Женщинам с такими симптомами требуются незамедлительная помощь и лечение.

Депрессия после рождения ребенка может случиться у обоих родителей новорожденного, что представляет повышенный риск для полноценного . Депрессия у мужчины не позволяет ему в полной мере выполнять семейную роль отца и мужа, поэтому при появлении ее симптомов отцу ребенка тоже следует обратиться за помощью к специалистам.

Неполноценное питание, неудовлетворительные условия проживания, отсутствие помощи и поддержки со стороны мужа, семьи и окружения повышают риск возникновения материнской депрессии.

Причины депрессии

Существует множество причин, способных вызвать у беременной женщины и молодой матери депрессию. Склонность к депрессии может быть наследственной. Наряду с гормональными изменениями, происходящими в период беременности и после родов, развитие депрессии могут спровоцировать такие факторы, как:

  • неполноценное и недостаточное питание, бедное витаминами;
  • злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • тяжелая жизненная ситуация, вызванная острой нехваткой или отсутствием средств к существованию, жилья для себя и ребенка;
  • события в жизни, вызывающие стресс (смерть близких людей, постоянные скандалы в семье, неприятности на работе, переезд на новое место жительства);
  • отсутствие поддержки со стороны мужа (отца ребенка), семьи и друзей;
  • хронические инфекции, включая инфекции, передающиеся половым путем;
  • излишняя тревожность в отношении собственного здоровья и здоровья будущего ребенка.

Депрессия может быть вызвана фактом нежелательной беременности, воспоминаниями о пережитом сексуальном насилии, жестоком обращении в детстве. Послеродовую депрессию также могут вызывать:

  • чувство усталости после родов, изменение привычного распорядка дня, режима сна, увеличение нагрузки в связи с рождением малыша, которые не позволяют маме прийти в нормальное физическое состояние еще несколько недель после родов;
  • ощущение подавленности в связи с необходимостью ухода за ребенком и сомнения в собственной способности стать хорошей матерью: переживания по поводу того, что она хочет, но не может быть безупречной мамой и хозяйкой, усиливают ощущение тревоги и стресса;
  • возникновение чувства утраты индивидуальности, потери контроля над собственной жизнью, снижения сексуальной привлекательности;
  • необходимость оставаться дома для ухода за ребенком и дефицит общения с друзьями, любимым человеком и близкими людьми.

Хотя доказано, что депрессия может случиться практически с любой женщиной как во время, так и после беременности, следует обратить внимание на эти предпосылки и факторы риска, чтобы вовремя предотвратить или заранее подготовиться к возможным проявлениям депрессии.

Мать, находящаяся в депрессивном состоянии, не может оказывать положительного эмоционального воздействия на ребенка и в достаточной степени стимулировать его развитие, что чревато задержкой развития ребенка.

Некоторые женщины, страдающие от депрессии, перестают следить за собой. Они начинают неправильно питаться, страдают от постоянной усталости и бессонницы, не посещают врача, не следуют медицинским предписаниям, могут начать злоупотреблять вредными веществами, такими как табак, алкоголь и наркотики.

Эмоциональное состояние ребенка

Депрессия может серьезно отразиться на способности женщины выполнять свои материнские функции. Утрата интереса к ребенку, раздражительность и усталость могут помешать матери дать ребенку необходимую любовь, нежность и ласку и обеспечить ему надлежащий уход. В результате у женщины появляется чувство вины, она теряет уверенность в себе как в матери, что еще более усугубляет ее депрессивное состояние.

Новорожденный ребенок находится в эмоциональной зависимости от маминого голоса, жестов, движений и выражения лица. Его развитие в значительной степени определяется внешним стимулированием в первую очередь со стороны матери. Однако мама, переживающая послеродовую депрессию, избегает эмоциональных контактов с ребенком, неохотно и нечасто с ним общается. Все это может оказать отрицательное влияние на развитие ребенка, вызвать у него эмоциональные и поведенческие проблемы, трудности со сном.

У детей раннего возраста, матери которых пережили сильную послеродовую депрессию, могут развиться эмоциональные расстройства, что влечет за собой задержку развития. Старшие малыши могут проявлять агрессию в отношении взрослых и других детей, В детском саду или школе у них могут наблюдаться проблемы в отношениях со сверстниками, с мотивацией к учебе, недоверие к взрослым.

Важно знать и уметь вовремя распознать симптомы материнской депрессии. Если они длятся больше двух-трех недель, женщине необходима профессиональная консультация.

Что делать?

Самое главное при проявлении любой формы депрессии в период беременности и особенно после нее - вовремя распознать ее симптомы и предпринять шаги по ее преодолению. Многие женщины скрывают эти симптомы от окружающих, потому что ощущают неловкость, стыд и вину из-за своего депрессивного состояния в то время как, по мнению окружающих, они должны быть счастливы. Они переживают из-за того, что их могут посчитать несостоявшимися, плохими матерями. В этот жизненный период депрессия может случиться с любой женщиной, Это ни в коем случае не означает, что она неадекватная или плохая мать. Депрессия - это не стыдно, депрессия - это плохо, и с ней надо бороться. Особую поддержку в преодолении депрессии женщине может оказать отец ребенка. Важно, чтобы он был полноправным участником процесса воспитания и ухода за ребенком. Возможность разделить ответственность с любимым человеком значительно облегчает состояние матери. Также в этот период женщине необходима поддержка близких людей и друзей.

Вот несколько простых советов для женщин, которые определили у себя симптомы депрессии:

  • постарайтесь отдыхать как можно больше, спите, когда спит ваш ребенок;
  • перестаньте пытаться все успеть. Все успеть невозможно. Сделайте сколько можете, а остальное оставьте на потом;
  • не стесняйтесь просить помощи по дому у близких людей. Это временные трудности, которые пройдут, когда ребенок подрастет;
  • постарайтесь побыть со своим супругом или любимым человеком наедине, расскажите ему о своих переживаниях и чувствах, не таите их в себе;
  • не проводите много времени в одиночестве; чаще выходите из дому, хотя бы ненадолго, чтобы сделать мелкие покупки или просто прогуляться;
  • общайтесь с другими мамами, учитесь и делитесь опытом;
  • если симптомы депрессии не проходят, обратитесь за помощью к психологу.

Для матерей, находящихся в состоянии депрессии, очень важно продолжать кормление ребенка грудью.

Многие женщины, испытывающие депрессию в послеродовой период, связывают свое настроение с грудным вскармливанием малыша. Однако причина депрессии может лежать совсем в другой плоскости, а лишать ребенка грудного вскармливания не рационально, поскольку один из гормонов, выделяемых при грудном вскармливании (окситоцин), оказывает антидепрессивное действие. Многие мамы, прекратившие грудное вскармливание ребенка из-за начавшейся депрессии, не только не чувствуют себя лучше, но и отмечают ухудшение состояния.

Специальное издание "Факты для жизни", разработанное и изданное
при содействии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), www.unicef.ru

Методические материалы

Комментировать статью "Психоэмоциональное состояние матери и ребенка"

У меня все было в точности как написано: плаксивость, чувство вины, желание все успеть и т.д. Но огромное спасибо моему мужу за поддержку и помощь, которые позволили мне прийти в себя уже на 3 неделе после родов и получать удовольствие от ухода за ребенком:)

27.10.2009 22:17:12, hbnbr

И еще,по поводу покупок,оч.удобная штука продукты на дом. Через интернет,или по телефону, сейчас много разных возможностей...Это нас выручило,вместо того,чтобы бегать по магазинам в выходные, мы с мужем спокойно гуляем с колясочкой,а продукты приедут сами. Ну не у всех пока есть машины...

24.04.2008 19:36:41, Мама я.

А я месяца в 2,5-3,поняла,что проблемы надо решать по мере их поступления...Успокоилась,и по-моему все получается.Хоть я тоже одна весь день,муж только к 20.00 приезжает.Его родители в другой стране живут.С моей мамой оставить дочку я не могу,у нас это не принято,так скажем.И все,родственники кончились.А вот это загадочное пожелание: "спите,когда спит малыш" не работало ни разу,НЕКОГДА.

24.04.2008 19:29:59, Мама я.

Всего 4 сообщения .

Еще по теме "Эмоциональное состояние мамы в депрессии после родов":

Психоэмоциональное состояние матери и ребенка. Женщинам с такими симптомами требуются незамедлительная помощь и лечение. Врачи в РД пошли навстречу, написали Сенечке какой-то диагноз и перевели в Филатовку.

Преждевременные роды и депрессия. Состояние мамы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. До- и послеродовая депрессии. Часть 2. Депрессия после родов - как помочь молодой маме. Отличия и особенности третьей...

Эмоциональная задержка развития. Воспитание. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

Депрессия многодетной мамы. Съездила на море с детьми - только еще больше устала. Депрессия многодетной мамы. И муж в таком же состоянии... Две особенности поведения матери делают из ребенка личность депрессивного типа: гиперопека и полное равнодушие.

Психоэмоциональное состояние матери и ребенка. Психоэмоциональное состояние матери и ребенка. Дородовая и послеродовая депрессия - почему она Среди симптомов такой депрессии - частая смена настроения, приступы...

о послеродовой депрессии поговорить. Состояние мамы. Ребенок от рождения до года. Просто некогда. Меня подруга предупреждала о послеродовой депрессии. Ей помогали ее мама и мама мужа и материальных проблем не было совсем и ребеночек спокойный, а она в...

Самочувствие мамы после родов. Медицинские вопросы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Самочувствие после родов. Эмоциональное состояние мамы. Беременность и роды.

Понятие "готовности" определяется удовлетворительным состоянием здоровья молодой мамы, хорошо восстанавливающейся после родов. Кто уже проxодил через роды и послеродовое состояние, нужна ли помощь в таком объеме? Я имею в виду, не напряжно ли это...

Депрессия. Эмоциональное состояние мамы. Беременность и роды. Желаю тебе скорей прийти в себя после родов, побольше тебе сил, терпения и чтобы всегда было хорошее настроение! послеродовой психоз Депрессия после родов - как помочь молодой маме.

Состояние мамы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Психоэмоциональное состояние матери и ребенка. Дородовая и послеродовая депрессия - почему она возникает и как с ней справиться..

Беременность и характер ребенка. Состояние мамы. Ребенок от рождения до года. Девушки (особенно те, у кого ребенок не первый.. есть с чем сравнить..), а вот как вы думаете, есть ли связь между состоянием мамы во время беременности и темпераментом, характером...

Второй случай - депрессия после первого, очень долгожданного и всего лишь угнетенное Депрессия проходит, а малыш растет и радует свою маму! Тем более, мне кажется (у меня Я так думаю,что проявления депрессии,есть почти у каждой матери, в той или иной степени,и...

Психоэмоциональное состояние матери и ребенка. Существует множество причин, способных вызвать у беременной женщины и молодой матери депрессию. Склонность к депрессии может быть наследственной.

Психоэмоциональное состояние матери и ребенка. У детей раннего возраста, матери которых пережили сильную послеродовую депрессию, могут развиться эмоциональные расстройства, что влечет за собой задержку развития.

назрел вопрос - действительно ли существует зависимость между состоянием /настроением ребенка и атмосферой в семье? Психоэмоциональное состояние матери и ребенка. Дородовая и послеродовая депрессия - почему она Среди симптомов такой депрессии...

Самочувствие после родов. Эмоциональное состояние мамы. Беременность и роды. Молодая мама после родов: когда включится материнский инстинкт. Симптомы послеродовой депрессии: усталость, раздражительность, чувство вины.

Раздел: Эмоциональное состояние мамы (Девочки, вот везде пишут о родовой депрессии... Копнули - и пришли к выводу, что у меня уже года полтора глубочайшая депрессия. Была она и в беременность, была и после родов, есть и сейчас.

Эмоциональное состояние мамы. Беременность и роды. Предродовая депрессия?. Эмоциональное состояние мамы. Беременность и роды. Самое главное при проявлении любой формы депрессии в период беременности и особенно после нее - вовремя...