Что израиль празднует: рождество или хануку? Как празднуется новый год и рождество в израиле Как поздравить друзей и семью на еврейский Новый год

Одно из самых популярных направлений на Рождество и Новый Год у россиян и украинцев, кстати, сейчас это еще и легкая поездка, не требующая получения визы. В поездке можно совместить посещение религиозных и исторических достопримечательностей с пляжным отдыхом или даже лечением на берегу, Мертвого, Красного или Средиземного моря, выбирать Вам.

На Рождество Иерусалим принимает огромное количество паломников со всех точек планеты. Если Вы тут впервые, то что бы осмотреть все достопримечательности одного дня не хватит. Обязательным пунктом программы пребывания в Рождественском Израиле стоит место рождения Иисуса город Вифлеем. Сюда с полудня 24 декабря по 25 декабря отправляются из Иерусалима каждые пятнадцать минут бесплатные автобусы от монастыря Мар-Элиас к Церкви Рождества и в обратном направлении. Основной поток туристов на Рождество направляется в Капернаум, Ярденит, Храм Гроба Господня, Елеонскую гору, Виа Долорозу и Вифлеем.

Поездка в Израиль не так дорога, но на Новый Год необходимо заранее бронировать туры и выкупать авиабилеты, так как к декабрю свободных мест просто не будет, а Израиль каждый год бьет новые рекорды по посещаемости иностранными туристами.

Рождество и Новый Год в Иерусалиме

На Рождество Иерусалим принимает огромное количество паломников со всех точек планеты. Если Вы тут впервые, то что бы осмотреть все достопримечательности одного дня не хватит. Обязательным пунктом программы пребывания в Рождественском Израиле стоит место рождения Иисуса город Вифлеем. С полудня 24 декабря по 25 декабря отправляются из Иерусалима каждые пятнадцать минут бесплатные автобусы от монастыря Мар-Элиас к Церкви Рождества в Вифлееме и в обратном направлении.

Основной поток туристов на Рождество направляется в Капернаум, Ярденит, Храм Гроба Господня, Елеонскую гору, Виа Долорозу и Вифлеем.

На Новый Год Иерусалим практически безлюден, большинство населения ложатся спать в обычное время, а в полночь пару залпов салюта и на этом все. С точки зрения празднования Нового Года этот город не представляет интереса.

Рождество и Новый Год в Тель-Авиве

Большинство населения в Тель-Авиве не празднуют Новый Год, слабым с точки зрения рождественских нарядов выглядит город. Тем не менее, это популярное туристическое место, приезжие все равно пытаются найти себе место для новогодней вечеринки, некоторым это удается сделать. Отпраздновать Новый Год можно на пляже или на набережной города в районе Old Jaffa. Отели расположенные поблизости предлагают праздничные вечера, как на Рождество, так и на Новый Год, здесь же можно забронировать столик в ресторане или кафе. В Старой Джаффе (Яффо) можно зайти бар Hasimta где проходят небольшие джазовые концерты, возле американского посольства интересен паб Макла, в Старом Порту можно порекомендовать клуб Blaumilech Club из которого открываются потрясающие виды на бульвар Rothschild и на Rivendell.

В Яффо есть русский клуб "Блин", молодежи будет интересно в клубе "Базз Стоп" или в «Доксо" и "Стефан Браун", впрочем на набережной можно искать столики в любом клубе или ресторане.

Рождество и Новый Год в Эйлате

Новый Год на Красном море будет немножко прохладным, если температура воздуха днем достаточно комфортная, приблизительно около 25 градусов тепла, то температура воды может понижаться до 15 градусов. Конечно, купаться в таких условиях тяжело. Самое лучшее время для поездки в Эйлат это поздняя весна и ранняя осень, тем не менее, сезон зимних каникул отличается повышенной переполненностью курорта. Этот факт сильно влияет и на цены, которые держатся с середины декабря до окончания первой недели января, когда цены приходят в сове нормальное состояние.

Лучшие отели курорта находятся на Северном пляже. Все они предлагают свою новогоднюю или рождественскую программу с шоу и праздничным ужином, а для молодежи громкие дискотеки с ди-джеями. Эйлат и в другие дни блещет своей ночной жизнью, так что уже на Новый Год тут не заскучаешь.

Конечно Новый Год — это для иностранцев, сами израильтяне холодно относятся к этому празднику, исключением являются, пожалуй, например выходцы из Советского Союза.

В Эйлате нет исторических достопримечательностей, но зато предлагаются великолепные возможности для всех видов водного отдыха, прогулки на яхте, дайвинг, например в Шмурат-Алмогим-коралловый заповедник, а на суше доступен огромный гольф-клуб.

Обязательно посетите аквариум «Подводный мир», на глубине 5 метров построен круглый зал из стекла, за которым можно лицезреть жизнь в Красном море.

Рождество и Новый Год в Вифлееме

Вифлеем именно то место, куда нужно ехать на Рождество. На Рождество на центральной площади Вифлеема Manger Square собираются тысячи людей, чтобы полюбоваться огромной елкой, спеть традиционную Christmas carols, а по-нашему Колядки - святочные народные песни перед полночной праздничной мессой в церкви Базилике Рождества Христова и посетить величайшую христианскую святыню - пещеру Рождества - место рождения Христа в восточной части пещеры с серебряной звездой. Католики празднуют Рождество 25 декабря, а православные 7 января.

С полудня 24 декабря по 25 декабря отправляются из Иерусалима каждые пятнадцать минут бесплатные автобусы от монастыря Мар-Элиас к Церкви Рождества в Вифлееме и в обратном направлении.

Рождество и Новый Год в Капернауме

Популярное экскурсионное место, где по информации из Нового Завета Иисус Христос проповедовал в Белой синагоге и совершил большое количество чудес. Руины синагоги доступны для общественного обозрения. Капернаум сейчас превращен в национальный парк.

Рождество и Новый Год в Нетания

Можно встретить Новый Год в Израильской Ривьере курорте Нетания. Городок удобно расположен поблизости библейских мест, в которые можно поехать на рождество католическое или православное.

Отели традиционно готовят праздничные программы для иностранных туристов на Рождество и Новый Год. Температура воздуха на зимние праздники очень комфортная, а вот море некоторым может показаться прохладным. Тем не менее, Нетания популярный курорт и пик сезона приходится на Новый Год. Бронирование отелей и заблаговременная покупка туров еще в начале осени обязательны.

Рождество в Назарете

Примечательным событием, на которое съезжаются десятки тысяч паломников со всех стран мира, является рождественская церемония в Храме Благовещения в Назарете, где традиционно присутствуют лидеры католической общины Израиля, послы и дипломаты. После церемонии в церкви Благовещения будет совершена традиционная католическая месса.

Рождество и Новый Год на Красном море

На Красном Море находятся великолепные пляжные курорты Израиля, Египта, Иордании и менее популярных стран у туристов. Это хорошее место для дайвинга, в Красное море не впадает ни одна река, по этой причине вода очень прозрачная.

Дешевизна отелей и особо богатый подводный мир у берегов Египта сделал Красное море суперпопулярным местом отдыха у туристов. На Красном море расположено больше египетских курортов, таких как Хургада, Дахаб, Нувейба, Шарм-эль-Шейх, Сома-Бей, Таба, Эль-Кусейр, популярен и израильский курорт Эйлат.

Температура воды зимой достаточная, чтобы комфортно купаться. Новогодние туры пользуются большой популярностью у жителей России или Украины, виной тому относительная дешевизна, собственно зимой за такие деньги больше некуда поехать загорать на пляж.

В Израиле первое января рабочий, сам же Новый год проходит незаметно, Вы не увидите украшений, праздничной подсветки, елок и других атрибутов Нового года, который проходит по обычаю осенью по еврейскому календарю, когда во время месяца тишрей будет новолуние. Точная дата от года в год меняется, одно можно сказать с уверенностью, что происходит это с сентября по конец октября. Огромная русская диаспора в Израиле ведет себя иначе, многие берут отгулы и все-таки празднуют Новый Год, немножко ностальгируя по былым временам жизни в СССР. Праздник встречают в русских ресторанах или у себя дома в кругу семьи. Так, что поездка на Новый год в Израиль представляет интерес виде рождественского паломничества. В любом случае поехать и отдохнуть на моря всегда хорошо в зимнюю пору, это прекрасный отдых от нашего сурового климата, правда поток туристов в Израиль сейчас ничтожно мал по сравнению с соседним Египтом, который выигрывает по своей природе и уровню цен.

Рождество и Новый Год на Мертвом Море

Мёртвое море - потрясающий природный феномен. Но на самом деле это рукотворное явление, просто израильтяне спустили всю реку Иордан на апельсиновый сок и цитрусовые, прискорбный результат бестолкового орошения полей. Туры на Новый Год на экологическую катастрофу под названием Мертвое море очень популярны.

Минеральные аэрозоли, которыми пропитан весь воздух на побережье, защищает кожу от вредного воздействия ультрафиолета, содержание кислорода здесь намного выше, то же самое можно сказать и о высоком атмосферном давлении. Все эти факторы в совокупности с солями и минералами Мертвого моря создают все условия для высокоэффективных бальнеологических курортов. Все отели и здравницы предлагают традиционные рождественские и новогодние вечера. Как и на других курортах Израиля, на Мертвом море на зимние праздники выпадает большой наплыв иностранных туристов, что поднимает цены и заставляет задуматься о ранней покупке туров.

Необыкновенно привлекательна страна Израиль: древняя и современная, полная контрастов, таинственная и экзотическая. И мистическим образом связана эта земля с цифрой «три»: на крохотной территории государства разместились 3 моря; израильская столица Иерусалим называется городом 3-ех религий, да и сама страна имеет прямое отношение к 3-м авраамическим религиям мира. И еще одна «тройка»: знакомый с раннего детства каждому человеку праздник наступления Нового года — в Израиле разделился на 3 отдельных торжества! Да-да, у жителей Государства Израиль не один, а целых 3 «новых года» в году:

Иудейский Новый год, называемый здесь Рош а-Шана;

Особый новый год для приносящих плоды деревьев – Ту би-Шват;

Западный Новый год, который отмечают светские жители подавляющего большинства стран Земли.

Каждый из этих праздников отличается в ближневосточной стране своими традиционными обрядами, ритуалами и особенностями, а все вместе они составляют настоящий комплекс новогодних празднований.

Новогодний праздник Рош а-Шана

В ночь с 5-го на 6 сентября еврейский Новый год в Израиле 2013 года (по европейскому календарю) вступил в свои законные права. Летоисчисление на Земле Обетованной от западного отличается, счет годов религиозные иудеи ведут от момента Божественного сотворения нашего мира, то есть до ночи с 25-го на 26-е сентября следующего, по-западному, 2014 года – в Израиле властвует 5775 год.

Верующие евреи убеждены, что именно в новогодний период на Небесах происходит вынесение решения по судьбе каждого человека, по его будущему или его ближайшей смерти, он награждается счастливым и богатым существованием или наказывается бедственным положением. Вознесение искренних молитв в это время, несомненно, повлияет на вердикт Творца.

С приближением вечера Рош а-Шана принято произносить особые ритуальные приветствия даже при встрече с малознакомыми людьми: звучат пожелания о записи в Книгу Жизни. Праздничная новогодняя трапеза также традиционна, на столе – положенный набор блюд и продуктов. Обычно круглую, уже заранее благословленную халу (хлеб) обмакивают в мед, нарезанные на удобные дольки яблоки тоже едят с медом – такова символическая просьба к Богу, чтобы наступил «сладкий», благоприятный и несущий всяческие удачи год. Плодородие в ходе застолья олицетворяют рыбы, изобилие овощей и фруктов; на богатство указывают кружочки моркови в форме золотых монет, на добрые дела – спелые гранаты. Стремление к духовному развитию, движению вперед — в виде рыбной или бараньей головы — также «присутствует» на торжестве и призывает к жизненной позиции лидера, не позволяющей оказаться «в хвосте»

Еврейский Новый год в Израиле не обходится без подарков – и взрослым, и растущему поколению. Дарят сладости и вино, косметику и мед, бытовые приборы и подарочные купоны. Этот заповеданный Торой праздник – один из немногих , в которые подарки своим работником делают и работодатели.

Новый год деревьев

Январский праздник с именем Ту би-Шват посвящен прославлению деревьев и их плодородию, а еще он подразумевает единство природы и человека. Есть в еврейском календаре месяц шват, до 15-ого числа которого, как правило, выпадает на Святой земле основная масса осадков, необходимых для жизнедеятельности деревьев. Те плоды, что созрели уже после этой даты, относились в старину к урожаю следующего года (это учитывалось при отчислении десятины). А Новым годом деревьев являлось 1-ое швата – завершающий день налогового года у евреев для плодоносящих деревьев.

Одной из традиций праздника в современном Израиле стала посадка деревьев и исполнение в этот день специальных песен-гимнов.

Праздничное застолье обычно демонстрирует 7 лучших израильских видов плодов, прославляемых в священных книгах: виноград и пшеницу, финики и гранаты, ячмень, инжир и оливки.

Раннецветущие фруктовые деревья отметили свой Новый год в Израиле в 2014 году 16-ого января. Так как официальный еврейский календарь лунно-солнечный, в отличие от солнечного григорианского, то иудейские праздники приходятся на всегда определенную лунную фазу и на постоянный сезон года, но числа (если отслеживать их по западной системе счисления времени), на которые приходятся торжества, меняются.

Светский Новый год

Ассоциация новогоднего праздника с Чудом приходит к нам в детстве и сохраняется у большинства, порой, до самой старости. Взрослые люди грезят о волшебстве ничуть не меньше, чем малыши, ожидая обновления в жизни, счастливых перемен и удачи. А так как человеческая природа одинакова на всей нашей планете, то Новый год с равной долей радости приветствуют на всех континентах и в любой стране. Древняя Земля Обетованная исключением в этом вопросе тоже не стала.

Принято думать, что ночь на первое января лучше всего провести в собственном уютном семейном кругу, за праздничным, заботливо подготовленным для встречи грядущего года столом. Однако век скоростей и технологий вносит свои изменения даже в «домашние» праздники. Сегодня популярность набирают интересные путешествия в жаркие страны, создающие летнее настроение в разгар зимнего сезона. Поэтому новогодние туры в Израиль, круглогодично теплую ближневосточную страну, пользуются заслуженным спросом.

Зимние торжества на Святой земле открывают паломники-католики, прибывающие сюда на . После 25 декабря следует светский Новый год, который участники празднуют в отелях и ресторанах разных израильских городов, на тематических вечеринках и в ночных клубах. Но, пожалуй, самым захватывающим и необычным оказывается веселье на побережье, на пляжах Красного, Асфальтового или Средиземного морей, куда стекаются туристы, приехавшие и «захватившие» в отпуске столь удачные дни. Еще через неделю наступает православное Рождество. Верующие путешественники посещают храмы Иерусалима и, как когда-то волхвы вслед за , направляются к месту рождения Спасителя – в церковь Рождества Христова.

Возвращаясь к развлечениям в новогоднюю ночь по европейской традиции, отметим, что вряд ли кто-то из гостей или граждан соскучится в такой праздник в Израиле. Туры на Новый год предполагают увеселительные мероприятия на Севере, в Центре и на Юге страны. Вот лишь несколько примеров предложений по встрече 2014 года, поступивших от клубов MTL Group, «Барокко», «Малина», Fashionbar и «Акуна Матата», от компании Profi Entertainment и самых разных залов торжеств, отелей и ресторанов:

Романтический вечер в Нетании;

Танцевальное мероприятие в Беэр-Шеве с участием диджея и профессиональных хореографических ансамблей; закуски присутствуют «по умолчанию»;

Новогодняя программа в Glam-стиле с участием работников израильского Первого Радио в роскошных залах отеля City Tower гостиничной сети Leonardo в Рамат-Гане;

Бал-маскарады в северных регионах Израиля (в Хайфе, Нешере и других населенных пунктах):

Шоу-программы, богатое эксклюзивное меню – в центральных городах (Ришон ле-Ционе, Бат-Яме, Тель-Авиве и многих-многих других).

В организации ярких и незабываемы празднеств значительную роль исполняет , способствующий развитию мирного процесса на Земле и обеспечивающий своей деятельностью возможность выступления перед израильской публикой не только местных знаменитостей, но и международных коллективов или отдельных звезд (певцов, танцоров, гимнастов, эстрадных и цирковых актеров) из России и Европы, Африки и Америки.

У каждого, кто проводит новогодние каникулы в Израиле, накапливается масса положительных эмоций и необыкновенных, навсегда запоминающихся впечатлений. Помимо посещения редчайших святынь и прикосновения к древнейшим артефактам, путник знакомится с экзотической страной, ее культурой и обычаями на фоне сказочного праздника, обещающего человеку исполнение заветных желаний, воплощение сокровенной мечты и Чудо, которого все мы ждем всегда, независимо от возраста и местопребывания.

Сегодня в Израиле относятся к Рождеству, точно так же, как и во времена Ирода. Когда волхвы пришли в Иерусалим, чтобы узнать место рождения Царя Иудейского, написано, что от этого слуха встревожился Ирод и весь Иерусалим с ним (Мф. 2:2). Ирод созвал всех первосвященников и книжников - тех, кто действительно знали Священное Писание, чтобы узнать истину. Они дали ответ, подтвердив его Словом Божиим (Мф. 2:6), но сами не поверили в рождение Мессии - Царя. Знание Слова Божия не обратило сердца этих людей к Богу. Хотя, именно им следовало первыми пойти и поклониться Господу. Они знали много о Мессии, но они не знали Самого Мессию. Знание о Мессии и живая вера в Господа Иисуса Христа - не одно и тоже.

В наши дни, когда вы приедете в Израиль, то вам расскажут об Иисусе Христе: покажут место, где родился и жил Христос; приведут в Гефсиманский сад; расскажут о предательстве Иуды. Как туристам, покажут местонахождение гроба Господнего и расскажут о воскресении Христа. При всем этом, если вы спросите у гида, верит ли он в Господа Иисуса Христа, он ответит вам, что нет. Хотя Израиль является особым народом, и Бог собирает его со всех концов, но еще не наступило время, когда они воскликнут: «...благословен Грядущий во имя Господне» (Мф. 23:39). В настоящее время, у государства Израиль нет официального праздника Рождества. Израиль является носителем доказательств о рождении, жизни, смерти и воскресении Господа Иисуса Христа, но это знание не приближает к Богу. Путь к Богу лежит через смирение и покаяние. Заметьте, что в Канаде и США Рождество является государственным праздником, но это также не приближает народ к Богу.

В рождественские дни в Израиле отмечают другой праздник - Хануку. Он имеет несколько значений: считается праздником обновления, праздником очищения, праздником света. Свое начало этот праздник берет со времен Маккавеев. Предание гласит о том, что когда Маккавеи взяли город Иерусалим в свои руки, то первым их делом было очищение Храма от всей скверны и нечистоты, которая была там. Очистив Храм, они решили зажечь семисвечник, который стоял перед Святое Святых, и который всегда должен был давать свет в святилище. Масло для семи свечника должно быть особым. Кстати, это масло добывали в Гефсиманском саду. На иврите Гефсимания значит «Гет Шемен» - масличный пресс. За этим садом ухаживали священники, которые собирали маслины и добывали путем давления оливковое масло. Перед употреблением масло проходило процесс восьмидневного освящения и очищения, и только после этого его можно было использовать в Храме. Гефсимания - это также место тяжелого духовного борения нашего Господа Иисуса Христа, который является светом для всего мира. Итак, священниками был обнаружен только один сосуд, который был годен к употреблению. Масла в нем хватило бы на день. Перед ними встала дилемма: или зажигать светильник сейчас, и он будет гореть один день, или не зажигать, но подождать, когда приготовят больше масла, чтобы светильник горел постоянно. В своей ревности и желании служить Богу, священники после молитвы решили не откладывать и зажечь светильник сейчас. Предание говорит, что светильник горел восемь дней. В ответ на горячее желание очищения и освящения, на ревность в деле Божием, Бог совершил чудо, и масла которого хватало только на один день, было достаточно, чтобы светить восемь дней.

В дни этого праздника евреи зажигают Ханукальную минору, которая имеет не семь свечей, а девять. Одна свеча называется служебной (в честь сосуда, в котором было найдено масло), а остальные восемь свечей в честь этого чуда. Этот праздник длится восемь дней, и каждый день хозяйка дома зажигает одну свечу. Таким образом, в восьмой день горят все свечи светильника. Во времена Христа также праздновали этот праздник. В Евангелии от Иоанна (10:22) записано: «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима». Евреи празднуют праздник обновления, хотя Того, кто дает истинное обновление жизни, они не могут признать как Своего Мессию и Спасителя. Настанет время, когда «...они воззрят на Него, Которого пронзили...» (Зах. 12:10).

На нас, христиан, лежит великое предназначение - спасение народа Божьего, Израиля. Сегодня, этот народ находится в отступлении. Мы же, зная истину, не должны оставаться равнодушными к этому особому народу, но с большим рвением и старанием будем трудиться для спасения евреев. Помолитесь о наших братьях и сестрах живущих там. Там есть сыны и дочери Авраама, которые празднует Рождество Иисуса Христа, и не просто празднуют, но прославляют Его в своей жизни. Очень трудно верующим сегодня в Израиле: со стороны книжников и фарисеев идут постоянные притеснения, а также трудности в повседневной жизни. В Израиле сегодня полувоенное положение; почти каждый день в сводках новостей передают об убитых и раненых. Вспомните в молитве об Израиле.

Земные родители божественного Младенца – Иосиф и Мария – проживали на территории Галилеи, в городе Назарете, где впоследствии прошла большая часть жизни Спасителя. До рождения Иисуса, когда Мария уже была беременна своим первенцем, семейная пара отправилась в Иудею. Зачем? Причина, оказывается, очень житейская и понятная в любую эпоху: в этот период в Римской империи проходила перепись населения, и, согласно императорскому указу, каждый житель великой державы обязан пребывать в своем родном городе, где и принять участие в акте переписи. Император Август логично полагал, что подобная мера облегчит важную государственную процедуру и обеспечит точность статистических пересчетов.

И Мария, и Иосиф принадлежали к роду Давида, потому и обязаны были явиться в город, считавшийся домом Давида, — Вифлеем. Здесь у Марии наступил срок родов, и в мир пришел Мессия.

Сразу после Рождества

Канонические тексты описывают события, происходившие в связи рождением удивительного Ребенка, необыкновенную миссию которого еще только предстояло узнать людям.

Поклонение пастухов

Первые услышали радостную весть о Рождестве Христовом пастухи, которым ее сообщил Ангел. Рассказ о данном новозаветном факте имеется только у евангелиста Луки. Почему Небо обратилось к самым обыкновенным людям? У богословских толкователей на этот счет имеется несколько версий:

Пришествие Мессии предсказали еще иудейские пророки, утверждая, что Сын Божий родиться около Вифлеема, в месте, называемом «башней стада», где пасли предназначенных для заклания в Храме животных. То есть здешние пастухи изначально связывались с Иерусалимским святилищем. Божественный посланник объяснил пастухам, что грядут близкие перемены, и более не понадобится жертвенный скот, ведь за человечество пострадает сам Спаситель.

Жизнь незлобивых и бесхитростных пастухов уподоблялась праведному существованию древних патриархов, поэтому и удостоились они божественного видения, их избрали также сделаться первыми проповедниками.

Те, кто удостоился ангельской вести, по роду своей профессии назывались ПАСТЫРЯМИ, что роднило их с деятельностью духовных пастырей – епископов или архиереев.

Так как домом в городе Вифлееме Мария с Иосифом еще не обзавелись, на постоялом дворе комнат для них не нашлось, а естественный процесс рождения ребенка требовал поторопиться, Иосифу с супругой пришлось устраиваться в пещере: тут, как в хлеву, укрывали от непогоды скот. Ясли Мария использовала, чтобы, словно в колыбель, уложить запеленутого новорожденного Иисуса. По приметам, указанным Ангелом, Святое Дитя и нашли пастухи, они же рассказали Марии о предназначении Христа – то, что поняли из ангельской речи. Вот и свершилось! Теперь радость по поводу Богоявления и весть о Рождестве Христовом в Вифлееме стараниями проповедников разлетятся по всему свету.

Поклонение волхвов

Следующую историю, связанную с Рождеством, мы читаем у евангелиста Матфея: повествование о , которая привела к Иисусу волхвов. К моменту прихода чудотворцев Святое Семейство уже проживало в доме, на который и указало путникам таинственное небесное светило. Впрочем, по этому поводу есть и другие мнения. Одни считают, что Звезда остановилась у входа в пещеру, то есть маги пришли на поклон к новорожденному. Другие древние авторы не соглашаются с этим, находя доказательства тому, что поклонение языческих волшебников случилось, когда Иисусу почти исполнилось два года. Третьи полагают, что звездное знамение произошло задолго до Рождества и, уверовав в промысел Господень, прорицатели отправились в путь, так сказать, на удачу, ничего не зная о Младенце.

Для последующих поколений в этом библейском рассказе важно символическое значение подарков, принесенных Христу волхвами. Дары заключают в себе огромный мистический и духовный смысл:

Золото – подношение, олицетворяющее царское достоинство Ребенка, его место в грядущем на Царском престоле; дар подчеркивает также человеческую природу Малыша;

Ладан (или ливан) – указывает на предназначение стать Первосвященником и духовным Учителем;

Драгоценное масло смирна – с помощью этого благовония в Древнем Израиле бальзамировали тела умерших, а, значит, подарок приоткрывал завесу над будущим, в котором Иисусу предстояло принести жертву искупления за все земное человечество.

Подарки языческих жрецов-астрологов образно выражали мысль об «узнанности» Бога, пришедшего на Землю в человеческом обличии, являли собой некий урок неверующим: если Спасителя признают даже язычники и варвары, как же можно оставаться в своей слепоте!

Традиция одаривать на Рождество друзей, детей и близких людей восходит к истории первых даров, полученных Христом в младенчестве от волхвов. Серебряная звезда с четырнадцатью лучами, изображающая давнее небесное явление, помещена в нижней алтарной части храма Рождества Христова в Вифлееме. Над звездой, встроенной в мраморный пол, горят 15 серебряных лампад: 4 из них принадлежат католикам, пять – армянам и 6 светильников – православные. Звезда отмечает место, где Богородица по преданию родила Сына, а сама церковь возведена над Пещерой Рождества.

Избиение младенцев

С повествованием о волхвах, путеводной звезде и трех символических дарах тесно переплетен другой новозаветный эпизод из Евангелия от Матфея.

Следуя за «звездой Рождества», жрецы-язычники сначала побывали у Ирода Великого – хитрого и безжалостного правителя Иудеи. Выведав у волхвов, что пророчество, видимо, состоялось, и Мессия, действительно, родился, Ирод просил их сообщить ему и точное местонахождение ребенка, которому, мол, желал поклониться. Маги тайну не выдали, получив божественное предупреждение. Разъяренный царь Ирод, опасаясь потерять свою безграничную власть, повелел убить десятки тысяч (цифры варьируются в различных источниках) невинных вифлеемских младенцев, надеясь, что среди них окажется и «опасный возмутитель спокойствия». Христа удалось спасти благодаря ангельскому вмешательству: Иосифу повелели уехать с семьей в Египет и жить там до смерти тирана.

Погибшие беззащитные малыши почитаются верующими первыми пострадавшими за Христа святыми.

Празднование Рождества

Рождественские события канонизированы христианской церковью и отмечаются с конца 2-го столетия нашей эпохи. До самого 4-го века, каждый год 6-ого января, в день Богоявления, христианские общины планеты праздновали одновременно несколько эпизодов, объединенных историей Рождества Христова. Торжество посвящалось трем евангельским событиям:

Непосредственному моменту рождения Иисуса Христа;

Поклонению волхвов;

Крещению Спасителя в ближневосточной реке Иордан.

Раздельное празднование Крещения и Рождества только в 451 году утвердил Четвертый (Халкидонский) Вселенский Собор.

Приблизительно на стыке четвертого и пятого столетий датой празднования собственно Рождества приняли 25 декабря, но и день 6 января по-прежнему оставался праздником для верующих христиан — отмечали Богоявление, вспоминая приход волхвов и Крещение.

Эволюция праздника

Смысл празднования Просвещения или Богоявления постепенно менялся, причем, в католицизме и православии это происходило по-разному. Допустим, в православии торжественные обряды все дальше уходили от рождественских событий и все более сближались с таинством Крещения. Шестого января праздновали явление Господа в составе Святой Троицы в момент Крещения.

Католицизм праздник Явления (Manifestatio) отождествляет с послерождественским фактом прибытия в Вифлеем волхвов и их поклонением Младенцу.

Современное Рождество

В наше время все эпизоды 2-х тысячелетней давности, связанные с рождением Сына Человеческого, не потеряли ни своей святости, ни своего значения. Сегодня, пусть и в разные даты, все христианские конфессии торжественно отмечают Рождество Христово. История праздника постепенно привела к окончательному разделению рождественского и крещенского событий в обрядах католиков и православных. Современные православные церкви собирают прихожан на Рождество – 7 января, на Крещение (Богоявление) – 19 января. Католическое Рождество приходится на 25 декабря, а посещение волхвов – на 6 января.

Исключением остались древние восточные церкви и православная коптская церковь, празднующие соответственно 6-ого и 7-ого января единое торжество Богоявления.

А что происходит в Земле Обетованной – месте, где и случились все вышеописанные события? Государство Израиль в 1948 году создавалось для раскиданного по всем земным странам еврейского народа, лишенного своего истинного дома. Страна задумывалась, как светская держава, хотя большую роль и тогда, и в нынешнем устройстве государства играют религиозные иудеи. Казалось бы, христианство в подобной стране не должно процветать.

Но вот на сцену выходит Ее Величество Современность. Все же мир за 2 тысячелетия сильно изменился. Политика, культура и общественное мнение 21-го столетия заставляют все страны идти на сближение, без которого уже невозможен прогресс. Как и прочие иностранные министерства государств, прикладывает значительные усилия для международного сотрудничества и укрепления мирового процесса. Наряду с иудейскими и мусульманскими традициями, светскими фестивалями и культурными мероприятиями — в жизнь израильтян полноправно вошло Рождество Христово. Страна принимает великое множество , а светские путешественники, проводя у трех израильских морей свои , непременно посещают библейские святые места и, оставаясь приверженцами западных , с удовольствием и часто с душевным трепетом присутствуют на рождественских службах Иерусалима, Назарета, Вифлеема….

Рождество, Назарет

Израиль - очень многогранная страна, в которой проживают люди разных национальностей, поэтому, в целях избежать разногласий между различными этническими группами, официальной религии в этой стране нет. На деле же большая часть населения Израиля исповедуют иудаизм, в календаре которого такое событие, как Рождество Христово отсутствует. Тем не менее, этот праздник отмечается здесь на общегосударственном уровне, а территория Израиля играет важную роль в Христианской религии, и для верующих много значит встретить рождество в месте, где родился Христос. Это привлекает тысячи паломников и простых путешественников в Израиль в рождественский период.

Главным местом в Рождество, без сомнения, становится Вифлеем. Здесь можно стать свидетелем традиционной праздничной службы в базилике Рождества Христова. На прицерковной площади устанавливается огромная елка, возле которой церковный хор исполняет псалмы, а особенно религиозно настроенные туристы могут петь вместе с ним. Конечно, празднование не ограничивается одной лишь площадью, по всему городу царит неповторимая рождественская атмосфера, повсюду стоят елки, освещающие ночные пейзажи разноцветными огоньками, бесконечные витрины с праздничными товарами предлагают сувенирную продукцию. Бесконечные репортеры повсюду делятся царящим в Израиле праздничным настроением с различными странами мира, а сама Рождественская служба, которая объединяет представителей разных религий, транслируется на всю страну. Проходит она в Верхней соборной церкви, Кафоликоне и в пещере Рождества. Обязательный обряд, который стремятся проделать все паломники по завершению церемонии, - приложиться к Вифлеемской звезде в пещере, где родился Мессия.

Прицерковная площадь, Вифлеем

За пределами Вифлеема Рождественские службы проходят с учетом как католического (25 декабря), так и православного (7 января) календаря в таких местах, как храм Гроба Господня в Иерусалиме, в Назарете и других крупных городах Израиля, где хорошо представлены христианские общины. В участие в праздничных мероприятиях активно вовлекают детей: воскресные школы организуют утренники и уличные ярмарки.

Традиции празднования рождества в домашних условиях очень зависят здесь от того, откуда родом сами христиане, которых судьба привела в Израиль. Убранство стола, кухня, религиозные обряды и праздничная атмосфера: все стараются сделать как у себя на родине. Правда порою приходится подстраиваться под продукты и климат Израиля.

Стоит также отметить, что на рождественские дни у Израильтян выпадает другой праздник - Ханука, который некоторые путают с Рождеством. Так вот, ничего общего эти два события не имеют. Ханука - это праздник обновления, очищения и света. Ханука - это еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры.