Что самое главное в работе вожатого. Личностные качества вожатого. В ходе изучения данного блока обучающиеся должны

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БЛОКУ

«Разработана» ____________

командир СПО «БЭМС»

А.А. Краснобородко

«СОГЛАСОВАНО»

Социальный педагог,руководитель СПО «БЭМС»

________________

Л.С. Секретова

Ессентуки, 2012.

Пояснительная записка.

Форма контроля – зачёт.

Цель:

Задачи:

Знать:

Уметь:

Владеть:

Тематический план.



1. Кто такой вожатый?

11. Кто такой вожатый?

15. Заповеди вожатого.

Литература.


Лекция 1.

Вожатый – это звучит гордо.

И ЕЙ ВОЖАТЫЙ ВЕРЕН ДО КОНЦА!

Что значит слово «вожатый»?

Доброжелательный.

Внимательный и тактичный.

Требовательный.

Справедливый.

Искренний и честный.

Бодрый и жизнерадостный.

Терпеливый и сдержанный.

Талантливый.

Ответственный.

Обращение к вожатому.

Ты и есть тот единственный, незаменимый Вожатый, и отряд без тебя не может существовать. Десятки детей ждут встречи с тобой. Пришло лето, они встретились с тобой, и мир засиял светом добра и радости. Это не сложно – любить детей. Так откройся, взгляни в глаза тех, кто стоит перед тобой. Ты нашел то, что искал, и слова далее теряют смысл!…

ПОМНИ, ВОЖАТЫЙ, ТЫ ЗА ВСЕ И ВСЕХ В ОТВЕТЕ!!!

Лекция 2.

От истоков до наших дней.

Введение.

Студенческие годы - время взросления и самоопределения, приобретения профессиональных знаний, выбора жизненного пути. Однако для воспитания молодого человека, способного к саморазвитию, самообразованию, обладающего чёткой гражданской позицией, возможностей одного учебного процесса явно недостаточно. Необходимо активное практическое участие студенческой молодёжи в различных формах социально значимой и социально полезной деятельности.

Одна из таких форм - студенческие педагогические отряды. Их прообразом были вожатские коллективы лагерей-спутников для детей сельских тружеников при отрядах различного и, в первую очередь, строительного профиля. Лагеря-спутники создавались двух типов: профильные (культурно-массовые, военно-патриотические, спортивные, учебные, трудовые) и комплексные. Студенты, желающие работать вожатыми в этих лагерях, проходили предварительную профессиональную подготовку. Уже в семидесятые годы лагерей-спутников насчитывалось несколько десятков тысяч.

Принято считать, что история движения педагогических отрядов начинается с 1971 года, когда появились первый Экспериментальный студенческий педагогический отряд Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, который приступил к работе в клубе по месту жительства в московском микрорайоне Лужники, и педагогический отряд Челябинского государственного педагогического университета «Луч». Инициативу поддержали студенты Волгограда, Казани, Баку, Горького и других городов. И в середине восьмидесятых годов в движении педагогических отрядов участвовало уже более 60 000 студентов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БЛОКУ

«История и развитие студенческих педагогических отрядов»

«Разработана» ____________

командир СПО «БЭМС»

А.А. Краснобородко

«СОГЛАСОВАНО»

Социальный педагог,руководитель СПО «БЭМС»

________________

Л.С. Секретова

Ессентуки, 2012.

Пояснительная записка.

В программе предусмотрено 2 часа (2 лекционных). Основные формы учебно-коллективной деятельности: лекции-дискуссии, лекции-беседы.

Форма контроля – зачёт.

Учебная программа включает в себя теоретические и практические занятия. Учебный курс направлен на подготовку вожатых для прохождения педагогической практики в условиях детского временного коллектива.

В учебном курсе используются традиционные формы обучения: лекция, практическое занятие, а так же формы активного обучения, позволяющие «погружать» обучающихся в среду ДОЛ. В ходе изучения данного блока развивается мотивация к профессиональной деятельности.

Цель: сформировать знания о личности вожатого и развитии педагогических отрядов.

Задачи:

· развитие представления о личности вожатого;

· формирование первоначальных представлений о содержании педагогической деятельности в ДОЛ;

· ознакомление с основными периодами развития педагогических отрядов;

· формирование желания и умения заниматься педагогической деятельностью.

В ходе изучения данного блока обучающиеся должны:

Знать:

· основные функции вожатых, их место в целостном педагогическом процессе;

· основные периоды развития педагогических отрядов;

· качества, которыми должен обладать вожатый.

Уметь:

· овладеть методикой наблюдения за организацией педагогической деятельности;

· организовывать и проводить игры в организационный период.

Владеть:

· теоретическими и практическими знаниями об играх в лагере с детьми;

· историей развития педагогических отрядов.

Тематический план.

Тема 1. Вожатый – это звучит гордо. Что значит слово «вожатый»? Какими качествами должен обладать вожатый? Обращение к вожатому. Составляющие работы вожатого. Заповеди вожатого.

Тема 2. От истоков до наших дней. Введение. Краткий очерк истории общественно-педагогического движения. Субдвижение организаторов детских клубов и площадок 1900-х годов. Субдвижение организаторов русского скаутизма 10-х годов. Движение организаторов первых пионерских сообществ. Тимуровское движение 40-х годов. "Коммунарское движение" 60-х годов. Движение педагогических отрядов 70-х – 80-х годов. Движение педагогических отрядов 90-х годов. Современное общественно-педагогическое движение. Движение СПО на Ставрополье.

Примерный перечень практических занятий.

1. Кто такой вожатый?

Примерный перечень вопросов для итогового контроля.

1. Субдвижение организаторов детских клубов и площадок 1900-х годов.

2. Субдвижение организаторов русского скаутизма 10-х годов.

3. Движение организаторов первых пионерских сообществ.

4. Тимуровское движение 40-х годов.

5. "Коммунарское движение" 60-х годов.

6. Движение педагогических отрядов 70-х – 80-х годов.

7. Движение педагогических отрядов 90-х годов.

8. Современное общественно-педагогическое движение.

9. Движение СПО на Ставрополье.

10. Что значит слово «вожатый»?

11. Кто такой вожатый?

12. Какими качествами должен обладать вожатый?

13. Как стать успешным вожатым?

14. Составляющие работы вожатого

15. Заповеди вожатого.

Литература.

1. Секретова Л.С. Методическое пособие для студенческих педагогических отрядов «Традиции – основа нового». Ессентуки, 2005 г. 100 с.

2. Шпоркина Е.М. Сборник методических материалов по организации детского отдыха «Энциклопедия вожатого». Ульяновск, 2006 г. 88 с.

3. Руденко В.И. Настольная книга воспитателя и вожатого «Лучшие сценарии для летнего лагеря». Ростов-на-дону, 2005 г. 187 с.

4. Котова Е.К. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических ВУЗов «Мастерство вожатого». Москва, 2006 г. 229 с.

5. Шорина С.В. Методическое пособие «Копилка вожатских премудростей». Москва, 2003 г. 123 с

6. Братчук О.И. Методическое пособие «Веселые каникулы». Харьков, 2005г. 156 с.

7. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы.- 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981.


Лекция 1.

Вожатый – это звучит гордо.

Вожатые! Вожатые! Какое имя гордое.

Романтики, мечтатели, открытые сердца.

Профессия чудесная, такая интересная

И ЕЙ ВОЖАТЫЙ ВЕРЕН ДО КОНЦА!

Что значит слово «вожатый»?

В советское время существования детской (пионерской) организации официально была профессия «вожатый», к ней специально готовили в педагогических училищах и институтах, признавая статус вожатого как профессионального педагога. И действительно, настоящий вожатый был педагогом-универсалом. Он точно знал, что дел в воспитании ребенка должно быть гораздо больше, чем слов. А дела должны быть полезными, добрыми и интересными. И что самое главное – вожатый знал, как нужно научить ребенка делать эти интересные, полезные, добрые дела.

В настоящее время данной профессии не учат ни в одном ВУЗе, в массовом сознании она и не педагогическая, но какими могут быть педагогами 18-20 летние мальчишки и девчонки, которые с точки зрения некоторых исследователей периодов жизни сами являются детьми. И все-таки ежегодно тысячи мальчишек и девчонок 7-15 лет, возвращаясь из 21 дневной лагерной смены, получают эмоций, а зачастую и полезных знаний больше, чем за учебный год под руководством взрослых, дипломированных педагогов школы.

Само слово «вожатый» происходит от слова «вожак». Вожаком в старину называли проводника по незнакомым маршрутам. Так и вожатый ведет свой отряд по неизведанным тропинкам большой страны Детства. В общении с детьми начинающие вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывать, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он вожатый?

Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет.

Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого.

Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.

Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

Талантливый. Это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость. Вожатый без воображения – ремесленник. И здесь мне хочется привести высказывание В.А. Сухомлинского: «Наша задача - каждым делом удивить ребёнка». Эта фраза, как нельзя лучше подходит к вожатому.

Универсальный и многогранный. Вожатый должен быть всемогущим – и мамой, и другом, и защитником, и хорошим организатором, и психологом, лидером детского коллектива, должен быть человеком талантливым, творческим, обязательно весёлым, общительным, и, конечно, добрым, честным, справедливым, внушать детям уверенность, быть целеустремлённым. Только вожатый способен без сна, без отдыха, а главное – бескорыстно, творить, отдавая всего себя детям.

Ответственный. Вожатый несёт ответственность за жизнь и здоровье детей. При устройстве на работу каждый сотрудник подписывает соответствующий приказ. Имейте в виду: если с ребёнком произошёл несчастный случай на ваших глазах - это несчастный случай, если вас рядом не было - это ваша халатность и это уголовно наказуемо.
Вот он какой, современный вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Симпатичная картинка!

Какими качествами должен обладать вожатый?

Детям необходима личность вожатого, уважающая себя и других. Профессия вожатого очень сложна, требует сосредоточения всех сил, проявления лучших личностных качеств, высокой ответственности и гигантской работоспособности. Вожатый – это мастер на все руки: он и рисует, и поет, и придумывает. Он и заботливая мама, и лучший друг, и мудрый учитель; это человек, у которого всегда отличное настроение. Конечно, ценнейшее качество вожатых – молодость. Только молодые с присущим им огромным энтузиазмом, с необычайной активностью с полной самоотдачей могут подходить под все эти требования. Только молодость способна без устали, и главное, бескорыстно, творить, отдавая всего себя детям. Вот почему чаще всего вожатыми работают молодые, полные сил и энергии. Благодаря всему этому вожатый часто становится для детей «значимым» взрослым. Как нужны нашим детям сегодня - такие взрослые.

Современные дети ставят на первое место общительность, доброту, душевность, искренность и многоумение. Сейчас у нового поколения отсутствуют значимые авторитеты и задача вожатого – стать этим авторитетом.

ЗнА ние

СпраВ едливость

ИнТ уиция

ТрудО любие

ОР ганизация

ПринцИ пиальность

ЧуТ кость

ЦелЕ устремленность

ТакТ ичность

Из этих качеств личности вожатого и будет складываться его АВТОРИТЕТ.

Стать идеальным вожатым – отличная цель, но для этого он должен быть хорошо вооружен знаниями психологии и педагогики, должен уметь разбираться в особенностях возраста, понимать интересы и увлечения современных подростков. Поэтому, не зависимо от опыта работы, вожатый должен постоянно работать над собой, над своим духовным и культурным ростом, упорно овладевать огромным комплексом знаний, умений, навыков, приемов и методов руководством детьми.

Обращение к вожатому.

Успех Вожатого в умении стать своим для ребят. Это не строгий педагог, придирчиво следящий за каждым шагом, это тот взрослый, который понимает, доверяет, уважает, придумывает вечно что-то интересное и участвует во всем вместе с детьми и на равных с ними. Заслужить авторитет и любовь ребят непросто. И главное – это не самоцель. Это должно стать результатом той работы, организующей детей, воспитательной, которую они примут за дружбу и станут доверять вам. И это действительно будет дружба, потому что вы искренне хотите им добра, хотите сделать их счастливыми, а не подчинить, не демонстрировать свою власть, теша амбиции.

Используй время летних каникул по максимуму, наполни его смыслом, динамикой, увлеченностью! Сделай так, чтобы и тебе и отряду было интересно!

Индивидуальный подход и внимание требуются каждому ребенку. Будь честен и крайне осторожен, ведь воспитание – дело ювелирное. От тебя ждут не скучных назиданий, с тобой хотят дружить, доверять тебе самое сокровенное, учиться у тебя тому, что в тебе нравится им. Сможешь ли оправдать ожидания десятков мальчишек и девчонок, не сломаешь ли, играючи, хрупкий цветок их надежды? Если в каждом ребенке ты сможешь увидеть личность, заслуживающую твоего внимания, уважения, нуждающуюся в тебе и не проигнорируешь это, авторитет тебе обеспечен.

«Не навреди!» Этот медицинский лозунг при общении с детьми должен соблюдаться в первую очередь.

Бывают минуты, дни, когда опустишь руки, и нет ни слов, ни сил. Какие бы методики, средства и способы воздействия ты не применял, добиться 100% результата практически нереально. Не думай, что ты круче Макаренко, что тебе под силу сделать из них образцовых воспитанников. Достичь идеального состояния и дать однозначный ответ невозможно даже в физике и математике. Тем более это касается воспитания детей. У тебя не так много времени, но ты можешь вложить в их души что-то важное.

Повышенный тон и крик – крайне неэффективные средства воздействия. Пользуйся этим как можно реже: перекричать 20–40 звонких детских голосов вряд ли удастся, а если получится, то не надолго. Гораздо более действенное средство привлечения внимания – заинтересовать. Например, во время всеобщего «базара» перед отбоем вожатый вдруг начинает рассказывать интригующую историю таинственным тихим голосом…

Дисциплина. Отжимания до изнеможения, сбор шишек в ночном лесу, или мытье полов, подзатыльники… Чего стоит в таком случае вся «педагогика лета»? Насилие во благо? Не опрокинет ли оно единым махом с таким трудом завоеванное доверие в твоих отношениях с отрядом? Видеть в каждом ребенке потенциального нарушителя и превращаться по любому поводу в цепного пса нецелесообразно и глупо. Лагерная смена превратится в сплошное наказание. Помни, подобное ты можешь совершить лишь раз, а лучше и вовсе не поддаваться сомнительному соблазну.

Не заставить, а увлечь! В мире так много интересного, чего не знают ребята, но, возможно, знаешь ты. Поделись с ними этими знаниями, найди то, что не только станет интересным для ребят, но, вероятно, пригодится им в будущем. Научи их преодолевать препятствия, помогать товарищу, во время игры – верить в победу, добиваться ее честно, не опускать руки от неудачи. Ребята должны понять, что каждый день, благодаря тебе, дарит им что-то интересное, а тихий час не мешает, а только подогревает нетерпение вновь встретиться с чем-то новым, увлечься доселе неведомым.

Ребенок не может жить без игры. Создай жизнь по ее законам, и целый ворох конфликтов уйдет бесследно. Ведь тогда самому упрямому придется подчиняться не тебе лично, не режиму, а ее законам. Но не перестарайся и даже в самой игре соблюдай правило: «больше искренности и меньше пустой наигранности». Но прежде…

Начни с себя. Решил сломать существующий порядок? Что можешь предложить взамен? Подумай о последствиях и не для себя лично, а для тех, кто рядом с тобой и верит в тебя.

Ночные вожатские бдения увлекательны, однако не слишком увлекайся. Отряд ждет тебя утром энергичного и свежего, а не подобие живого трупа. В этом ли смысл твоей лагерной жизни?

Вредные привычки… Мы помним, что «дети – цветы жизни» и гораздо естественнее они выглядят, если цветут не в грязи и пороке. Так помоги им этого избежать, они достойны лучшего, чем проводить свое самое счастливое летнее время за курением, в сквернословии, в перебранках и т.д. Хотя бы на время лагерной смены приложи все усилия, чтобы им этого не хотелось, чтобы это не было единственным ощущением свободы и удовольствия.

Опытные коллеги тебя напутствуют: «С первой встречи бери быка за рога; первый бой – он трудный самый;…», и вроде все верно, но присмотрись повнимательнее, что главное в подобных фразах, на что тебя невольно подталкивают? С первых мгновений встречи бодаться с отрядом, лоб в лоб, кто кого… Разве детский лагерь – поле битвы. Помнишь, кто-то сказал: «На войне не бывает победителей». Может, есть иной выход, может не стоит биться? Не противопоставить себя отряду, а перенаправить бессмысленную энергию самоутверждения в энергию созидания, которая не «бьет ключом» по голове других, а дает силы убедить, что власть над другими, если уж очень хочется ее, дает интеллект, а не упрямство барана.

Побеги? Ребёнок бежит не потому, что у него мотор внутри. Что-то тяготит его? Кто-то обижает его? А, может быть, хочется романтики? Подари ее детям, чтобы было, что вспоминать зимними вечерами: ночной костер с песнями под гитару, откровенную беседу на вечернем огоньке, когда ему открылось что-то очень важное.

Вожатый, в твоих силах изменить полярность «магнита» и увеличить силу его притяжения! Ты играешь в футбол, волейбол, плаваешь как дельфин, танцуешь «Стартин», играешь на гитаре…– это здорово! Но этого мало для работы с детьми. Ты не умеешь ничего этого делать, и не похож на Геракла, но ты искренен и справедлив, спокоен и светел, ты веришь в детство, в мальчишек и девчонок, и даешь им возможность поверить в себя… Тебе не в чем более сомневаться!…

Ты и есть тот единственный, незаменимый Вожатый, и отряд без тебя не может существовать. Десятки детей ждут встречи с тобой. Пришло лето, они встретились с тобой, и мир засиял светом добра и радости. Это не сложно – лю

« (четверостишье из песни, так глубоко тронувшее меня на моей первой в жизни вожатской смене в детском лагере Хагларе:)

И каждый час, и каждую минутуО чьих-то судьбах вечная заботаКусочек сердца отдавать кому-то –Такая, брат, у нас с тобой работа.

Кто они такие, - эти задорные, жизнерадостные, заботливые, порою строгие, ребята, с такими же блестящими глазами, как и у детей вокруг них, - спросите вы? А ответ вы прочтёте в лицах мальчишек и девчонок, искрящихся улыбками неподдельного счастья: это наши любимые вожатые детского лагеря!

Вожатый детского лагеря - профессия, которой вряд ли учат в ВУЗах нашей страны, которая даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние. Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. От личности вожатого зависит и выбор методов и приемов педагогического воздействия на детей в детском лагере. Вожатый детского лагеря по отношению к ребенку занимает особую позицию - дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый - это не надзиратель, вожатый в детском лагере должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди.

Так кто такой вожатый? Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым в детском лагере, должен знать и уметь многое. И даже если он этого многого не умеет и не знает, он обязан этому учиться. И учится быстро. Вожатый - это мама-папа для всех своих детей в отряде. А у детей всегда какие-то проблемы: то они что-то теряют, то с кем-то дерутся, ссорятся, то хотят домой, или вдруг влюбляются, стесняются, и не знают, как себя вести... А раз ты вожатый, ты должен успокоить ребенка, разобраться в его проблемах. И неважно, в какое время суток это происходит. Вожатый - это нянька. Перед сном нужно обязательно проследить, чтобы твой ребёнок обязательно умылся и почистил зубы, затем уложить его в постель после отбоя и следить, чтобы твои дети не скакали по кроватям, будучи не в состоянии угомониться после насыщенного яркими впечатлениями дня. Поднимать с уговорами утром на зарядку, чего они сильно не любят. Или же, как можно дольше припозднившись, уводить разгорячённых танцоров с лагерных дискотек, когда у самого вожатого остаётся еще танцевальной прыти на целую ночь… Зато дети очень любят измазывать соседей зубной пастой. И пострадавшие утром, естественно, идут жаловаться вожатому - недосмотрел… Вожатый - это режиссер-постановщик. Участие в мероприятиях твоего отряда и достойное выступление - 80% работа вожатого детского лагеря. Часто дети хитрят, и вовсе не всегда удается уговорить кого-то из них выступать на сцене детского лагеря. Хорошо, если есть талантливые и активные. Но и в этом случае ребенку нужно придумать и поставить танец, смоделировать костюм и сообразить, какая у него будет прическа. Тут в дело включается вся фантазия (даже если ты о ней и не подозревал).

Про слово «выспаться» на время смены вожатому в детском лагере можно попросту забыть. А прикорнуть в течение дня, даже если есть кем подмениться, невозможно - через пять минут поднимут для какой-нибудь надобности. Но и к этому, оказывается, можно привыкнуть, если ты – настоящий вожатый!

Работа с детьми буквально заряжает энергией, дает возможность видеть мир чистыми глазами подростков, и задача вожатого – научить детей пониманию жизни и умению занять в ней достойное место.

Случайных людей в вожатском корпусе детского лагеря нет. Работать с подрастающим поколением в детском лагере могут только те, кто по-настоящему любит детей, кто сам увлечен своей работой и умеет вести за собой. Чтобы заступить на смену в детском лагере, они готовы досрочно сдавать экзамены, махнуть рукой на каникулы и отдых. И всё ради того, как может показаться, чтобы выслушивать круглосуточный гам непослушных детей… Но, как показывает опыт, расстаться с этой работой они смогут очень нескоро.

К концу смены в детском лагере даже самые звонкие вожатские голоса становятся низкими, с характерной хрипотцой. Связки не выдерживают ежесуточной (!) нагрузки – занятия, игры, постоянные сборы, спортивные состязания, различные конкурсы и эстафеты… Отдохнуть душой и телом вожатый в детском лагере может только после…вечёрки! Отнюдь не отбоя, как вы бы могли подумать. Когда ребятня угомонится, воспитательский состав детского лагеря собирается на обсуждение прошедшего дня, подведение его итогов и обязательной распланировки наступающего дня. И на это необходимое мероприятие приходят все вожатые, без исключения. Валящиеся с ног, но с непотухающей искрой в уставших глазах и бодрясь остатками сил, мы можем хоть до утра, если понадобится, готовить для детей новый день – новую сказку…

Вожатый детского лагеря - это скорее не профессия, а состояние души! Профессия - это то, чему можно научиться. А быть лидером, старшим братом, сестрой у молодых горячих сердец не каждый сможет...Вожатыми детского лагеря становятся не по нужде, а скорее по убеждению, из-за любви к детям. Вожатыми становятся те, кто не хочет уходить из детства.

Вот кто такой, вечно не высыпавшийся, голодный, уставший, но добрый вожатый. И если честно, дорого стоят слезы и слова уезжающих домой детей о том, как они нас полюбили, о том, что будут писать и звонить, и просьба приехать в их любимый детский лагерь работать еще.

Каждый юноша и каждая девушка, гордо носящая звание вожатого детского лагеря, несёт по жизни «факел души», имея чистое сердце и непоколебимую веру в важность своего дела, в значимость быть воспитателем, наставником, учителем, а главное, другом любого ребёнка, пришедшего к нему на смену в детский лагерь. И только побыв вожатым, можно понять, насколько это прекрасно, привозя из смен неподкупное золото ребячьих улыбок, серебро собственных слез при расставании и бронзу веснушчатых профилей, навсегда запечатленных в памяти.

Мне кажется, что во все времена вожатый детского лагеря будет профессией-птицей, ему всегда будет чуточку за восемнадцать, он будет для ребят лучшим другом, знающим 463 легенды и 237 песен наизусть, летающим во сне и понимающим, о чем спорят в весенней луже голуби.

Атор: Люба Образцова стажер программы Хаглар

9 октября, в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации «Программа развития деятельности студенческих объединений» и приказа 1561 «О реализации в РГСУ Мероприятия 2.1 «Студенческий педагогический отряд» в ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» прошел цикл круглых столов, посвященных деятельности вожатых. В ходе намеченных мероприятий, обсуждались основные трудности и проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам.

Доклады участников круглого стола очертили границы действительно актуальных вопросов, связанных с деятельностью вожатых. В качестве докладчиков выступали: Тотоева Фатима (Каким должен быть вожатый?), Губарькова Дарья (Вожатые ДОЛ «Робин Гуд»), Смородина Яна (Опыт Всероссийских детских центров по организации досуга детей), Сударушкин Данила (Вожатый ДОЛ «Океан»), Исаева Лилия (Вожатское дело - «ожидание - реальность») и Кацукова Дарья (Эмоциональное выгорание вожатого: что делать?). Участники пришли к общему мнению, что необходимо расширять участие студентов РГСУ разных направлений подготовки в педагогические отряды ВУЗа, что, таким образом, позволит сформировать базовые жизненные компетенции личности и будет способствовать самореализации выпускников в профессии.

В свою очередь, на территории РГСУ проходило специальные обучающие тренинги, включавшие в себя такие модули как: «Нормативно правовое обеспечение деятельности вожатых в детских оздоровительных и профильных лагерях», «Основы воспитательной системы и работы детских оздоровительных и профильных лагерей», Организационно-методические аспекты работы вожатого в детском оздоровительном и профильном лагерях».

Одной из важных частей реализуемой программы стали выезды в УРМЦ «Алмаз», основной тематикой которых стали интерактивные и деловые игры, направленные на подготовку вожатых к работе в профильных и оздоровительных лагерях, а также организации и подготовке мероприятий специально для детей. Вожатые, очень актуальна на сегодняшний день тема, ведь для создания конкурентоспособного педагогического отряда чрезвычайно важны новые подходы в образовании.











Кто хоть раз в жизни был в детском оздоровительном лагере (ребенком или вожатым) или отправлял туда на лето собственное чадо, тот знает, насколько важно, чтобы на отряде работал хороший вожатый. Наверное, в работе каждого, даже самого замечательного вожатого, можно найти какие-то ошибки, минусы, недочеты или недоработки. Нельзя объять необъятное: что-то обязательно выпадет из поля зрения. Вот и сетуют иногда дети, родители и администрация лагеря: «Где бы нам взять идеального вожатого, чтобы все умел, все мог и все делал?»

Давайте попробуем вместе разобраться, кто такой идеальный вожатый, что он должен уметь, какими качествами характера обладать, какие специальные знания иметь. Ведь он живет вместе с ребятами, обеспечивая их (в материальном и духовном плане) всем необходимым 24 часа в сутки, 21 день смены…

Перво-наперво, идеальный вожатый должен любить детей. Без этого в лагерь можно даже не соваться.

Идеальный вожатый должен быть молод. Мне приходилось иногда сталкиваться с родителями, которые крайне недоверчиво смотрели на молодых вожатых: дескать, они еще сами дети, как им можно доверять свое чадо да еще на столь долгий срок?! Конечно, бывает всякое. Но если вы купили путевку в хороший, проверенный лагерь – волноваться не стоит. В таких лагерях абы кто работать не будет – вожатых отбирают, обучают, готовят и инструктируют. А потом еще раз отбирают. Ведь, согласитесь, у молодой девушки или молодого парня гораздо больше энтузиазма, активности и энергии, чем у человека опытного, но постарше. А малышу, и даже подростку, неинтересно просто выполнять режим дня. Ему хочется играть, участвовать в лагерных концертах и конкурсах, постоянно быть чем-то занятым.

Идеальный вожатый должен разбираться в современной музыке, знать фильмы (новые и старые, но хорошие), компьютерные игры, быть в курсе мировых новостей и спортивных событий, чтобы поговорить с ребенком о том, что ему интересно, рассказать что-то новое и увлекательное. Но при этом, конечно, он должен оставаться педагогом, пропуская через внутренний фильтр всю информацию. Конечно, он должен уметь быстро находить ответ на любой заданный ребенком вопрос.

Идеальный вожатый должен хорошо знать психологию и быть наблюдательным, чтобы не допустить конфликты между детьми и помочь каждому малышу почувствовать себя членом отряда. Он должен уметь поставить себя так, чтобы с любым вопросом и любой проблемой дети шли именно к нему за помощью и поддержкой.

Идеальный вожатый должен быть требовательным (это говорят сами дети!), но обязательно справедливым. Когда дети четко знают, что он них хотят и что будет за нарушение правил, им легче эти правила и требования выполнять. У вожатого должен быть достаточно громкий голос, который он никогда не должен повышать на детей.

И, конечно же, у него не должно быть вредных привычек. Потому что личный пример для детей значит очень много. Кроме того, идеальный вожатый любит сцену и умеет быть на сцене: петь, танцевать, участвовать в сценках или проводить игры с залом. Дети любят, когда их вожатый в центре внимания.

Ну и напоследок: идеальный вожатый в любой ситуации остается оптимистом.

Вообще, профессия вожатого предполагает, что ты одновременно и педагог, и психолог, и медик, и портной, и танцор, и певец, и артист, и спортсмен (причем всех видов спорта одновременно), и еще много кто… Так что если хотите стать идеальным вожатым – запоминайте все, что слышите, обучайтесь всему, чего еще не умеете, и постоянно придумывайте для детей что-нибудь новое!

Материал из Летний лагеря

"Идеальный вожатый это - вожатый диаметром в 1 метр массой 1 кг в вакууме." (с)

Хороший вожатый. Кто это?

  • Хорошего вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор.
  • Хороший вожатый никогда не кричит, не «руководит», он просто всегда рядом, а дети у него почему-то все делают сами, причем хорошо и быстро: сами придумывают, сами организуют, сами проводят, сами обсуждают, оценивают, планируют.
  • Хороший вожатый - тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами.
  • Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное - чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист продумывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели.
  • А ещё, хорошего вожатого отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, методички, все то, что может ему пригодиться в работе. Ему всегда хочется познакомиться с опытом других вожатых.

Итак,... Понравиться детям (или сверстникам) - это первая для вас педагогическая (!) задача в лагере. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путёвое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.

Прежде всего "расшифруйте" для себя это словосочетание -"понравиться детям". Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Для кого-то (понравиться детям) означает установить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения. А кто-то (понравиться детям) воспринимает, как влюбить в себя детей, значит завоевать их восхищение и обожание. И по другому не может быть, ведь все мы разные: кто-то сдержан в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. И примеряя на себя эту задачу, каждый учитывает оттенки своего темперамента и характера. Но в любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.

Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: "произвести первое впечатление". Как оно возникает, порой трудно объяснить. Дети, если их спросить о том, почему им понравился их вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: "понравился и всё". И это не случайно, ведь в возникновении мерного впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мыслей и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если всё-таки разобраться, то можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:

  1. ваш внешний вид,
  2. выражение вашего лица,
  3. наши запахи,
  4. тембр вашего голоса,
  5. ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех "положительного впечатления" вам обеспечен. А пока примите один совет, как аксиому:

  • не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорными.

Категорически запрещаются рваные джинсы и спортивные трусы, грязные майки и не глаженые рубашки, тапочки на босую ногу и сальные волосы. Все остальное любого приятного оттенка разрешается.

Произвести первое впечатление - это первый этап в решении поставленной задачи. За первым этапом, как правило, следует второй. Его можно было бы определить так: "произвести второе впечатление".

Попробуйте сесть в спокойной обстановке, положите перед собой чистый лист бумаги, подумайте и напишите, чем вы могли бы быть интересным детям. Можно ваши мысли классифицировать по разделам:

  • чем интересным я занимался в жизни?
  • какие у меня есть способности и таланты?
  • за что меня уважают и любят мои друзья?
  • о чем увлекательном я могу рассказать?
  • чему необычайному я могу научить?

Не тревожьтесь, если бумага перед вами долгое время будет оставаться чистой. Просто вы, вероятно, редко смотрели на себя под таким углом зрения. Или вам еще не приходилось быть объектом пристального внимания и изучения. Теперь вам предстоит таким стать. Хотите вы того или нет, но к вам будут присматриваться, вас будут оценивать, о вас будут высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы. "Да ну его, только и умеет командовать", "С ней с тоски можно помереть", "Она даже шуток не понимает". Чтобы выдержать проверку на "интересность", нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте и выписывайте на листок все, чем вы могли бы быть интересным окружающим. При этом не пытайтесь искать в себе сверх**способности. Конечно, если вы хорошо плаваете, неплохо лазаете по скалам, владеете секретами макраме, с одной спички разжигаете костёр, и великолепно готовите какао - это неплохо, и это производит на детей впечатление. Но это не обязательно. Понравиться детям можно и не будучи суперменом. Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, читаете книжку "Смок Белью", коллекционируете значки, можете отличить таксу от чау-чау. Более того, вы можете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного - умения удивляться и спрашивать. А самое главное -внимательно слушать своего собеседника. Попробуйте без высокомерия признаться, что не знаете участников гонки "Формула 1" или ведущих игроков NBA, попробуйте сказать, что не видели ни одной серии про "Черный плащ" и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали и рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и шефство,и будут вас уважать. Но конечно, лучше, если вы все-таки что-то умете и знаете.

В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п. Как это сделать?

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

  1. Доброжелательный. Каждый ребенку в отряде очеть желательно быть увереным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
  2. Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
  3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.
  4. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
  5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.
  6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.
  7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.
  8. Забота о детях (особенно о маленьких) На 18 дней вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:
    • Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги.
    • Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).
    • Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать.
    • Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда - то учились с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не сами будете зашивать или заштопывать, а научите этому ребёнка).
    • Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.
    • Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой и за своей комнатой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.

Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Неплохо, правда?

Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, - пожалуйста, не подумайте, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: "вам надо полюбить детей".

Взрослый, вкладывающий в ребенка ум и сердце, не остается безразличным к этому ребенку, он идет в своих действиях от интересов ребенка, он не ведет ребенка за собой, а шагает рядом с ним к общей цели через совместную деятельность, через взаимообогащающее общение, через творческое преодоление трудностей, он заботится, прежде всего, о ребёнке и готов отказаться от любых своих идей, если они оборачиваются ребёнку во вред.

Несколько полезных советов.

1. Для первых нескольких дней смены придумано такое название: "организационный период". По отношению к нему существует педагогическое поверье: "Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена". Как ко всякой народной мудрости, к этой примете нужно отнестись с серьёзностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно складывать свои вещи в палатке и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены (хотя и это возможно). Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к лагерным требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую.

2. Обращение. Для ребят намного важнее не слово, а интонация, с которой оно произносится. Можно и стандартное "дети" произнести с искренней теплотой, избегнув как высокомерной назидательности, так и сентиментального сюсюканья. А можно и изначально теплое и доброе "ребятушки" проговорить с такой пренебрежительностью, с такой кровожадностью, что детям впору будет обидеться или расплакаться. А чтобы найти при обращении верную интонацию, нужно просто полюбить детей.

3. Не забывайте, праздники, которые идут один за другим, могут утомить так же, как и скучные будни, и вообще - "лучший отдых - это смена деятельности".

4. Сдерживать и подавлять активность детей, как порой это делают некоторые взрослые, - не лучший способ решения проблемы. Во-первых, это все равно не удастся. А во-вторых, это и не нужно. Разумнее направлять бурлящую энергию детей в "мирное" русло. То есть придумывать такие занятия, в которых дети реализуют своё стремление к действию "без разрушительных последствий".

Самый лучший вожатый не тот, который умеет говорить умные и добрые вещи. Лучший вожатый - тот, который умеет создавать умный и добрый образ жизни. Слова можно пропустить мимо ушей, а образ жизни переменит любого.

Необходимые качества для Вожатого:

  • Способность деликатно руководить группой детей в быту, дороге, спорте. Умение и ЖЕЛАНИЕ чутко, внимательно и терпеливо решать детские проблемы.
  • Личный успех в предлагаемой детям деятельности либо непоколебимая вера в собственную успешность .
  • Общечеловеческая внятность . Это способность оперативно, инициативно и результативно действовать в интересах детей в любой ситуации.
  • Терпение , терпение, и снова терпение - главное качество любого педагога. Сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость в любой ситуации, безмерно любить детей даже в тот момент, когда они этого совсем не заслуживают.
  • Уверенность в себе, находчивость . Умение быстро найти выход из любого трудного положения.
  • Яркость натуры . Помогает завоевать уважение детей.
  • Не быть ребёнком . Психологи выделяют несколько состояний человеческого я: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Вкратце: взрослый - мыслит здраво и трезво, способен пожертвовать своей мелкой радости ради общего блага. Ребёнок - капризный, эгоистичный думает лишь о своей радости. Увы, зачастую неопытные вожатые едут в лагерь с детскими мотивами. Вы должны сделать всё, чтобы принести радость детям, и уже через это получить своё море положительных эмоций. При этом вожатому необходимо быть ребёнком в плане активности, фантазии, умения понять детей. Вожатый - это рыцарь детства, который служит ему, но не впадает в него.

Итак, вожатому необходимо:

  • Поставить дисциплину . Дисциплина на отряде необходима, так как без неё невозможно построить всю остальную работу. Кроме того дети должны выполнять все режимные моменты - это требование лагеря и за этим следит вожатый. Объясните детям на первом собрании отряда, что соблюдение дисциплины позволит им по-настоящему интересно отдохнуть, а несоблюдение превратит их жизнь в лагере в ад.
  • Завести детей на творчество . Раскрыть их способности и подарить им радость творчества.
  • Сплотить отряд . Вожатому важно превратить толпу детей в Отряд. Отряд - люди, объединённые своим отрядным духом, чувством локтя, Отряд - дружная работоспособная команда.
  • Стать для детей старшим товарищем . Очень важно для вожатого общение с детьми. Не упускайте возможности поговорить с ребёнком по душам. Дети должны чувствовать, что у них есть старший товарищ, к которому всегда можно обратиться за советом и поддержкой.

Имидж – это картинка, иконка, образ, который создается целенаправленно. Поэтому самый простой способ создать имидж вожатого - сделать это самостоятельно. Как стать собственным имиджмейкером? О чем нужно помнить, работая с имиджем? Сначала ты работаешь на имидж, а потом он работает на тебя! Чтобы зажечь своих ребят, нужно самому гореть, пылать и просто любить свою работу! Поэтому очень хорошо, когда вожатый несет заряд позитива, всесторонне развит, поет, танцует, рисует, играет на музыкальных инструментах, знает об увлечениях ребят, готов к играм и развлечениям и т. д. … Вожатый - лидер. Тот, кто готов вдохновить ребят!

А что же делать, если ты не танцуешь, не поешь и даже не рисуешь? Имидж - это набор из самых сильных качеств! Нереально уметь делать все и сразу (хотя все-таки желательно). Определите свои преимущества: вы легко находите общий язык, решаете конфликтные ситуации, готовы выслушать, понять, примчаться на помощь. Вы креативны, можете из мелочей создать праздник, настроение? По крайней мере, у вас есть огромное желание научиться этому. Неважно как: из книжек, из интернета, у друзей, у старших коллег… Вот это и есть тот ключ к имиджу успешного вожатого! Есть три важных элемента имиджа: определяющие черты характера, внешность (как вы выглядите + одежда + манеры), стиль общения (грамотность речи, интонация, темп, тембр, сила голоса…). Но это внешний имидж, а есть еще и внутренний, который и определяет внешний - это мечты, стремления, желания, чувства.

Создание имиджа вожатого. Имидж зависит от возраста детей. Если что-то умеешь - петь, играть на гитаре, танцевать, рассказывать фантастические истории или бомбить футбольные ворота - надо показать детям, но ни в коем случае не бравировать этим.

Общий стиль поведения - создать впечатление мудрого и всесильного: надо знать выход из любой ситуации или хотя бы делать вид, что все умеешь (море по колено, горы по плечо). Надо добиться уважения к себе, как к старшему, но старшему не только по возрасту, а по моральной силе.

Нельзя перегибать палку и устанавливать в отряде тоталитарный режим. Вариант "я тут самый сильный и умный" проваливается при первом вашем промахе.

Важно не поддаться соблазну пойти по более легкому пути - создание "дешевого авторитета". То есть нельзя допускать панибратского отношения и позволять все на свете под дружное одобрение детей. Такой авторитет "лопнет" за очень короткий срок. Уважением Вы пользоваться не будете, и в любой сложной ситуации ваше слово не будет восприниматься как решающее.

Внешний вид

Вожатому всегда необходимо быть аккуратным и опрятным. Дети, особенно старшие, следят за внешним видом вожатых, тем более - в первые три дня, когда присматриваются. Ведь никуда не денешься: встречают по одежке. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять своей столь любимой полинявшей футболкой. Но не нужно бросаться в крайности - в вечернем платье сражать десятилетних мальчишек или выказывать свою индивидуальность жутко стильным нарядом а-ля "хиппи". Но следить за собой просто необходимо!

Еще одним немаловажным атрибутом является галстук. Дети проникаются уважением к нему, как к знаку отличия "загадочного" единства вожатых.

Вожатый должен быть интересным человеком, и выглядеть тоже любопытно. На каждую смену привозите какие-либо фишки, которые помогут вам индивидуально выделиться.

Уверенность

Даже если едет новичок, надо иметь уверенный вид, создать образ вожатого с опытом. Быть может, стоит говорить, что Вы старше, чем есть на самом деле, и лагерь видите не впервые. Надо заранее договориться о возрасте с напарником, предупредить воспитателя, можно даже других вожатых. Если к вам подходит ребенок с другого отряда и спрашивает о возрасте своего вожатого, лучше ответить, что не знаете. Дети очень любят спрашивать о личной жизни, об этом надо тоже заранее договориться с напарником. Стоит определиться заранее с напарником и по вопросу запретов и разрешений, чтобы всегда разрешать или отказывать самому, а не бегать за советом к более опытному напарнику. От Вас потребуются мгновенные решения, которые необходимо будет генерировать мгновенно и самостоятельно.

План действий

У начинающего вожатого должен быть четкий план действий. Почасовой, поминутный, творческий и гибкий, не в методичке, а в голове. Такой план, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. Отряду желательно четко осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено,

Существует и еще один небольшой секрет, который помогает начинающим вожатым. Внешний вид молодого лидера должен соответствовать тому, что он ожидает от группы. Если ты одет просто, но аккуратно - отношение в отряде будут такими же: несложными и дисциплинированными. Любая попытка подчеркнуть свою индивидуальность должна быть продумана. Нужно помнить о разных вкусах детей из твоего отряда. Ведь ребенок может воспринять яркую одежду, аксессуары или прическу как элемент агрессии. В этом случае, ты рискуешь получить в ответ «вызов» от ребенка, который постарается тоже заявить о своем Я.

Вожатый: ведущий, не ведомый.

В адаптационный период требуются постоянные тренинги развития внимания и креативности. Это поможет вожатому быть в тонусе, максимально быстро реагировать на происходящие события. Методик много, но вот времени на их реализацию бывает подчас мало. Стать уверенным специалистом и настоящим лидером отряда поможет нехитрая шпаргалка. Эти советы эффективны и просты, они за короткое время помогают установить баланс между вашими знаниями и возможностями, помочь безболезненно войти в незнакомую среду.

Установи традиции в общении.

  • Постоянное приветствие или необычная «именная» фраза в типовых ситуациях будет работать только в пользу вожатого. Привычное действие или слово становится брендом, а это придаст уверенность ребятам, так как делает вожатого знакомым, «своим».
  • Возьми на вооружение несколько эффективных психологических игр . В трудной ситуации тренинг или удачно примененная игровая ситуация помогает отвлечь внимание группы от вожатого и увлечься программой, уйти в мир своих ощущений. Это позволит взять тайм-аут педагогу и вести ситуацию по своему сценарию.
  • Веди дневник! Личный дневник предназначен для заметок о типах и особенностях каждого в группе. Также в него можно записать возможные приемы по нахождению контактов.
  • Будь разным в делах , но стабильным в отношении к делу!

Перед началом какой-нибудь программы предложи детям просто покричать. Прокатывает даже на взрослых. Маленьким детям "Давайте покричим... насчет 1,2,3" хватает. Постарше нужен креатив.

Вожатому в первую очередь необходимо продемонстрировать ясность мысли, острый слог и постоянство сердца». Ведь вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Люди предпочитают людей и идеи, в которых они могут разобраться. Будьте открыты и не бойтесь ошибок, и тогда именно ты станешь лучшим вожатым.

Небольшая медитация: закройте глаза, сделайте три глубокий вдоха, и соответственно столько же выдохов, вспомните что-нибудь приятное из своей жизни (то, что вызывает у вас положительные эмоции) дождитесь когда ваши воспоминания достигнут этого приятного состояния (можно подкрепить его для храбрости шоколадкой), зафиксируйте это состояние в сознании, сделайте глубокий вздох, выдох и с хорошим настроением отправляетесь к детям!