Девочка в семье: особенности воспитания гармоничной и счастливой личности. Психология воспитания девочки. Как воспитывать девочку в неполной семье

Работа родителя – самая сложная в мире. Здесь любая ошибка может стоить жизни в буквальном смысле. Быть родителями девочки сложно вдвойне. Так сложно не баловать, не позволять делать все что угодно. Но при этом нужно и определенную строгость соблюдать, и не приучать быть избалованной принцессой. Так что же выбрать: мягкий подход или ежовые рукавицы, растить будущую королеву красоты или все-таки сорванца в юбке, способного и по деревьям лазить, и в драку если нужно ввязаться. Как найти баланс, воспитывая девочку? Как вырастить гармоничную личность, счастливую и успешную девочку и в дальнейшем девушку.

Советы психологов по воспитанию в дочери уверенности в себе

Чтобы сказали родители в начале XX века, если бы их просили, какое будущее они бы пожелали своей дочери? Скорее всего они бы ответили, что основная задача любой девушки -выйти замуж и желательно удачно. Сюда же рождение детей и хозяйственность. То есть мужа нужно было не только найти и заполучить, но и кормить все последующие годы. А это значит, что девушка должна уметь готовить, стирать, убирать – она должна быть домохозяйкой.

В конце XX века вам бы сказали, что на первом месте должна быть престижная профессия. Причем, даже по сегодняшним меркам одна из самых высокооплачиваемых, например, врач, учитель или переводчик. Именно эти профессии были истинно женскими в представлении людей XX века.

Что касается родителей современных, то они, скорее всего, скажут, что для них важнее счастье дочери, нежели ее образование, хозяйственность и прочие глупости. Поменялся настрой родителей, их ценности стали совсем другими. Отсюда и правила воспитания девочек также изменились.

Еще не так давно главным было замужество, не остаться старой девой. И это было просто пределом мечтаний. Именно поэтому с детства девочке внушали, что она должна учиться быть женственной и хозяйственной, скромной, да к тому же рукодельницей. Сегодня же своим дочкам внушают совсем другое. Никаких ограничений в мечтах и стремлениях, никаких шаблонов и табу в подходе к выбору игрушек и одежды. Будут ли в детской розовые плюшевые мишки или солдатики и склад игрушечного оружия. А еще никакой фразы «ты же девочка » в качестве оправдания бесконечных «нельзя », «не делай » или «не надевай ».

Правила воспитания девочек

Вседозволенность и воспитание – понятия разные. Именно поэтому современные родители стремятся все-таки контролировать процесс взросления своих дочерей. Выращивать «идеальную » девочку, конечно, не пытаются, как и не стремятся все планировать заранее, все предвидеть и все предусматривать. Какими качествами должна обладать идеальная дочь сегодня? Ответить непросто, поскольку сегодня во главу угла поставлена индивидуальность – конкретный ребенок. У каждого, точнее у каждой свои особенности, свой темперамент, предпочтения и склонности, таланты и несовершенства.

При воспитании «гармоничной» девочки семья должна помочь раскрыться ей как личности, помочь реализоваться в жизни. Конечно, это правило касается не только девочек, но и мальчиков.

Но с девочками (и это могут подтвердить многие) вам повезло чуть больше. – процесс увлекательный. Девочка – это сложный, и в то же время загадочный мир. В нем сочетаются любовь и красота, смелость и озорство, любопытство и любознательность, эмоциональность и чувствительность, восприимчивость и трогательность.

И если вам кажется, что здесь нет никакой системы, вы ошибаетесь. Основа счастливой и гармоничной жизни в любом возрасте – позитив, и прежде всего по отношению к себе. Девочка должна следовать своей природе, радоваться жизни и просто быть собой. И научить ее всему этому как раз, и есть ваша задача, как родителей.

Для начала нужно научиться правильно слушать свою дочь. Секрет мастерства – помочь девочке научиться выражать свои эмоции и чувства.

Все мы понимаем, что девочки отличаются от мальчиков. И дело не в физиологии. Девочки выражают свои эмоции совсем иначе. А еще они более эмоциональны и более восприимчивы. Что вполне естественно, учитывая, что речь идет о существах нежных. Но эмоциональность и капризы имеют тонкую грань. И важно не вырастить эдакую «принцессу» в самом плохом смысле этого слова. Наша цель – тонкая, милая, чувствительная, и при этом разумная девочка. Переживаемые эмоции нужно контролировать, и задача родителей помочь справиться с переполняющими юную душу чувствами. Никакой критики и осуждения за возможную чрезмерность. Если ребенок часто капризничает, вовсе не обязательно, что это капризы в чистом виде. Не исключено, что ребенку просто сложно понять и выразить чувства и собственные потребности. Право на признание собственных чувств должен иметь каждый, а тем более ребенок.

Помочь можно достаточно просто. На этом этапе важно называть вещи своими именами. Объясняйте дочке, что, например, сейчас она злится или ей обидно, или стыдно.

Донесите до ребенка, что чувствовать то, что она сейчас чувствует, это естественно. И в этом нет ничего страшного. Даже если сами вы с этим утверждением и не согласны. Например, если вам кажется, что в какой-то конкретной ситуации обижаться не на что, принимайте право ребенка на обиду. Ваша дочь имеет право иметь и выражать свои эмоции и чувства, а вы – свои. Ни в коем случае не начинайте осуждать или корить ребенка за такие проявления. Даже если вам что-то покажется странным.

Не начинайте также настойчиво обсуждать эмоции с дочкой. Иногда намного эффективнее оставить ее одну и дать время пережить и переварить эмоции, которые рвутся наружу. Помните, что пока страсти бушуют, никакого конструктивного диалога не получится. Разбор полетов лучше устраивать в спокойном состоянии.

Дайте дочери волю (в пределах разумного, конечно). Начните, например, с одежды. Для девочек это особенно актуальный прием, поскольку все девочки любят наряжаться. Предоставьте ей самой выбрать наряд, подходящий к случаю, погоде и кроме того удобный и комфортный. Такой выбор одежды тоже основан на чувствах и отчасти на настроении. А это очень важный навык. Так вы, в том числе сможете привить девочке чувство стиля. Выбор, основанный на чувствах – этот навык ей точно пригодится в будущем, когда она будет выбирать наряды по случаю, а также друзей и, конечно же, спутника жизни.

При этом чувства не всегда могут стать добрым, а главное надежным союзником. Приучите дочь подключать разумный подход.


Эмоциональное состояние взрослых для детей – это загадка, даже большая чем для нас чувства самих детей. Старайтесь называть свои эмоции и обязательно пояснять их. Ведь ребенок может принять вашу усталость после работы за банальное нежелание с ним играть. Поясняйте: «Я расстроен из-за вчерашнего разговора с другом », «я сержусь на своего подчиненного » или «мне грустно, потому что сегодня пасмурно ». Это очень важно при воспитании девочки. Это поможет ей адекватно и разумно обходиться с чувствами.

Что бы ни происходило, всегда напоминайте дочке, что вы ее очень любите. Такие слова никогда не будут лишними. Кроме того, они вселят в нее уверенность. Даже если наступил эмоциональный всплеск, произошел взрыв негативных эмоций, одна простая фраза «я тебя люблю» может вывести дочку из взвинченного состояния. Простые слова, но всем сразу становится легче.

Чаще говорите о персонажах книг, мультфильмов и фильмов, анализируйте их поведение, разбирайте причинно-следственные связи на их примере. Задавайте ей вопросы: «Как ты думаешь, почему этот герой так поступил, что он при этом чувствовал? Он правильно поступил? А как бы ты поступила на его месте? ». Учите девочку наблюдать за другими и таким образом познавать саму себя. Для родителей важно воспитывая девочку, внушить ей, что люди все разные, у всех разные чувства и все по-разному могут реагировать на одни и те же раздражители. Понимание чувств других людей – ключ к собственному успеху. А ведь это в конечном итоге и есть наша цель – вырастить дочку счастливой и успешной.

Чаще покупайте и читайте дочери книги, в которых главные героини – девочки. Они должны быть непременно с разными характерами, повадками и привычками. Желательно, чтобы и ситуации, в которые они попадают, тоже были бы разными. Даже сам факт совместного чтения вслух способен помочь вам лучше понимать собственного ребенка и продлить вашу взаимную привязанность. Обязательно изучите список 100 лучших книг для детей, до 7 лет, которые мы рекомендуем прочитать всем.

Девочка-подросток в семье. Как воспитать и вырастить счастливой

Родители девочки всегда должны помнить о том, кого именно они хотят воспитать в итоге – помощницу себе в старости, доброжелательную, уважительную и положительно настроенную дочь или же сорванца, которому, конечно не придет в голову бросить родителей в старости, но и внуков от такой дочки-пацанки ждать не придется. Счастливая и успешная девочка-подросток непременно вырастет гармоничной личностью. Но до этого нужно и ее саму сделать гармоничной.

Воспитываем девочку-подростка

Человек – существо социализированное, поэтому правила социума он принимает безоговорочно и редко выступает против них. Но социум часто ставит просто невыполнимые стандарты. Например, это касается физического совершенства. На страницах журналов, на экране телевизора нам показывают идеальные черты лица, идеальные пропорции тела. И неизбежно под действием гипнотизирующей силы масс-медиа уже в младших классах школы девочки начинают подумывать о том, что в определенных местах у них уже появился лишний жир. Начинает формироваться негативное отношение к собственному телу, к своей внешности. А это в будущем чревато серьезными проблемами. Кроме того, такое восприятие действительности может сильно ограничить жизнь молодой девушки/женщины. Это лишает радости, вгоняет в стрессовое состояние. Проблемы фигуры волнуют решительно всех девушек, ну или почти всех. И если вовремя не прийти на помощь, надуманные проблемы могут превратиться во вполне реальные. Это может быть анорексия или булимия. О них мы расскажем подробнее в других статьях.

Внешность начинает интересовать девочек еще в детстве, кого-то раньше, кого-то позже. Привычка сравнивать себя с другими развивается у всех. Контролируйте эту привычку, не давайте ей перерасти в манию – вот задача хороших заботливых родителей при воспитании девочек. Если дочка вертится перед зеркалом в новом платье, не стоит сразу вести ее к психологу – это вполне нормально рассматривать себя, раздумывать, красивая она или нет, идет ли ей это платье. Важно убедить девочку в том, что она красивая. Без фанатизма, но так, чтобы она поняла, что не хуже других, чтобы необходимость сравнивать себя с другими постепенно отпала. Важно внушить дочери, что мнение других не главенствует, важно, как человек сам к себе относится. Если девочка-подросток научится любить себя, то и окружающие ее полюбят.

Храните доверительные отношения с дочерью, это поможет и ей и вам. Вам – не проглядеть проблемы и комплексы, а ей – не начать эти проблемы и комплексы в себе растить. В итоге у вас вырастет гармоничная личность, а не забитая серая мышь.

Как правильно воспитать девочку-подростка

Дочка должна знать, что она красивая. Не стоит принижать ее достоинства. Почаще говорите ей, что вы уже представляете какой она станет, когда вырастет. Отмечайте не только внешние достоинства (цвет глаз, волос, улыбку или фигурку), но и внутренние качества – отзывчивость, легкость характера, чувство юмора, воображение, смекалку и дружелюбие. Именно в подростковом возрасте ваше мнение очень важно, ваша дочь его непременно услышит и запомнит, хотя и скажет наверняка, что ваше мнение не главное. Комплименты в адрес других людей не должны касаться внешности. И это должно стать вашей привычкой. Приучайте дочь оценивать окружающих не по внешним признакам, а по чертам характера или, что еще лучше – по поступкам.

Быть непохожей на других – бич подростков. Постарайтесь приучить дочь, что радоваться нужно именно тому, что ты в чем не такой как все. Все люди рождаются разными и каждый уникален по-своему. Именно отличия от толпы делают человека личностью. Но здесь важно помнить о социальном давлении, которое испытывают девочки буквально на каждом шагу: в школе, а затем и в институте, и на работе. Подростки стараются не выделяться, а наоборот приводят свою внешность и поведение к некоему шаблону. Для того чтобы объяснить, как хорошо выделяться, подмечайте какие-то особенности во внешности подруг вашей дочери, необычные черты характера.

Почаще проводите время с дочерью за рассматриванием глянцевых журналов и газет со знаменитостями. Правильное воспитание девочек – это еще и обращать внимание на фотографии моделей и актрис и рассказывать, что все эти красивые картинки лишь наполовину правдивы. Все снимки до печати ретушируют, приводят в порядок. А на самом деле девочек с такой идеальной фигурой или идеально ровным цветом лица просто не бывает. В реальной жизни все модели такие же обычные девочки с прыщами и комплексами. И это точно не самый подходящий вариант для подражания.

Если дочь не готова поверить вам на слово, проведите простейший тест: прогоните ее фотографию через специальную программу, которая замажет прыщики, уберет несовершенства фигуры, если они есть, а еще выровняет тон кожи и еще что-нибудь подкорректирует. Такую фотографию можно даже распечатать и подписать: «Ты звезда!» .

Если вы сами не до конца довольны собственной фигурой, не стоит выражать это недовольство в присутствие дочери. Если уж мама – идеал женщины – чувствует себя неполноценной или неидеальной, то это заставит вашу дочь чувствовать себя вдвойне несчастной и несовершенной. Она будет думать, что быть женщиной крайне сложно. Это будет означать для нее постоянно жить в страхе потерять былую форму и со стремлением маньяка стараться избавиться от несовершенств, страдать от недостатка внимания и приближения старости. Откуда же вы можете тогда знать, как правильно воспитывать девочку, если сами в себе не уверены. Ваш ребенок непременно это заметит. Помогите дочери и самой себе заодно создавать позитив на ровном месте. Убедите ее, что внутренняя красота намного важнее красоты внешней, а уверенность в собственных силах, здоровье и возможностях также очень важны. Работать над собой нужно начиная с внутреннего осознания собственной привлекательности. Тогда все трудности в жизни будут по силам.

Подберите вместе с дочерью тот вид спорта, который ей идеально подойдет. Только не увлекайтесь. Не заставляйте ее заниматься тем, что нравится вам. Спорт должен укреплять тело и дух, но не для того чтобы стать сверх совершенным существом, как в кино, а для того чтобы получать удовольствие от движения и собственных достижений в ловкости или гибкости. Самый хороший вариант – это совместные занятия спортом. Лучше выбираться на природу всей семьей и заниматься бегом или хотя бы спортивной ходьбой. Подойдут даже короткие пешие походы выходного дня.

Старайтесь приучать дочку заботится о своем теле. Гигиена, здоровый сон, уход за волосами, ногтями, зубами и кожей – вот о чем вы должны рассказать дочери еще в раннем детстве.

Питание – также важная часть воспитания девочки в гармоничную личность. Ведь если питаться кое-как, все остальное в жизни тоже будет идти кое-как. Чем раньше ваша дочь узнает о правильном питании, тем лучше. И это не диеты, которых сегодня, к сожалению, слишком много, причем все они в открытом доступе. Правильное питание – это соблюдение баланса между чувством сытости и голода. Нужно постараться сохранить в себе того «малыша» , который точно знал, когда он голоден и когда сыт. Идеальный режим питания соблюдают только маленькие дети. Им неведомы страхи переесть, их не мучает страх поправиться слишком сильно. Девочка должна понять, что голод – это сигнал организма. Если испытываешь голод, нужно обязательно поесть. А вот есть за компанию не стоит. Так же ка и доедать все, что лежит на тарелке. Закармливают детей обычно не мамы, а бабушки, но и родители частенько требуют «ешь столько, сколько тебе положили» . Если начать заставлять есть и кормить через силу, то это скорее всего приведет или к перееданию и полноте или наоборот к полному отказу от приема пищи и анорексии.

Обращайте внимание, как меняется тело вашей дочери, пока она растет и взрослеет. Научите ее радоваться этим изменениям, объясните, что не стоит стесняться этого. Сравнивайте дочь с бутоном розы, которая растет и постепенно раскрывается. Говорите, например: «Какая же ты становишься взрослая и красивая. Совсем скоро ты станешь настоящей женщиной!» , если вы настроены позитивно, то и вашей дочери не останется ничего другого, как поддержать ваше настроение. Именно на этот позитивный опыт ваша дочь сможет опираться в будущем.


Отношения «мама-дочка» , конечно же – важнейшее, что только могут быть у девочек в детстве. Но в деле воспитания девочек важную роль играет и отец. Именно отец и его отношение к дочери – это первый опыт общения будущей женщины с миром мужчин. Если с папой дочь чувствует себя надежно и защищенно, то и в будущем она будет искать себе именно такого мужчину в качестве мужа. А еще от позитивного общения с отцом зависит формирование позитивного отношения к самой себе. Мы предлагаем вам ознакомиться со списком 15 вещей, которые обязательно должен знать каждый отец, у которого подрастает дочка.

Превращение маленькой принцессы в настоящую королеву , то есть воспитание девочки, – процесс очень сложный. Он должен учитывать как её психологические, так и индивидуальные особенности. Что именно должны знать родители, воспитывая дочь, какая роль в воспитании маленькой принцессы отводится каждому родителю и каковы особенности воспитания девочек, в ы узнаете на самом женском сайте «Красивая и Успешная».

Чем девочки отличаются от мальчиков?

Здесь речь пойдёт не о физиологических, а о психологических отличиях девочек.

Дело в том, что их психологические потребности немного отличаются от мальчишеских. Всем детям независимо от пола необходимо доверие, принятие, одобрение, но девочкам для нормального развития необходимо ощущать больше заботы со стороны родителей.

Мальчикам же наоборот хочется чувствовать себя более самостоятельными. Именно забота и помощь со стороны взрослых воспринимаются девочкой как проявление настоящей любви.

Итак, первая и главная особенность воспитания девочки в семье – это дать ей почувствовать, что родители о ней искренне заботятся и никогда не оставят её наедине с трудностями.

Поэтому как бы вам ни хотелось с ранних лет привить девочке самостоятельность, не спешите с этим. Если она будет расти с ощущением, что ей всё нужно делать самой, она не почувствует родительскую заботу и не научится никому доверять.

Вполне вероятно, что в будущем она сделает успешную карьеру, но в личной жизни она вряд ли будет счастлива. Не научившись доверию в детстве, во взрослой жизни она не будет способна строить близкие отношения.

Особенности воспитания девочек: личный пример важнее

Какими бы воспитательными приёмами ни пользовалась мама для того, чтобы вырастить из своей дочери настоящую женщину, все они не принесут пользы, если не будут подкреплены личным примером .

Именно мама является для дочери образцом женского поведения. То, как ведёт себя мама каждый день, и есть лучшее воспитание для девочки.

Отсюда вывод: если мама не чувствует себя женственной и привлекательной, то у неё просто не получится научить свою дочь быть настоящей женщиной!

Однако не стоит отчаиваться, просто всем мамам, которые растят дочерей, нужно постоянно работать над собой – это вторая, не менее важная особенность воспитания маленькой девочки. Выработав нужную модель поведения, у мамы получится , а у сайт на эту тему есть отдельная статья, которая и поможет ей справиться с этой задачей.

Только маме под силу…

Необходимость развивать в девочке чисто женские качества – отличительная особенность воспитания девочки, реализовать которую может только мама.

  • Воспитание аккуратной хозяйки

Девочка, во всём подражая маме, будет помогать ей во всех домашних хлопотах. Задача мамы не оттолкнуть её, а поощрять её хозяйственность. Однако не стоит взваливать на маленькие плечики слишком много обязанностей, иначе домашняя работа превратится в наказание.

  • Превращение девочки в помощницу

Пока девочка маленькая, важно не просто принимать от неё помощь, но ещё и создавать такие ситуации, в которых её помощь окажется вам необходимой. Важно учить девочку заботиться о тех, кто в этом нуждается, например, о младшем братике. С этой же целью можно завести небольшое домашнее животное (попугая, хомяка), главное – обязательно хвалить девочку, даже если помощь была не к месту. Впрочем, эта особенность воспитания девочки в семье в равной степени относится и к воспитанию мальчиков.

  • Формирование хорошего вкуса

Настоящая женщина должна обладать хорошим вкусом. Приобретая новую одежду для девочки, обязательно учитывайте её мнение. Даже детская одежда должна быть женственной и немного кокетливой, покажите маленькой моднице, как можно сочетать разные стили или играть цветом. Не стоит запрещать девочке пользоваться косметикой, наоборот, приобретите ей набор детской косметики. Девочка должна с детства уметь ухаживать за собой. Не стоит упускать из виду эту особенность воспитания девочки: неухоженная и безвкусно одетая, в будущем она не сможет претендовать на право называться настоящей женщиной.

  • Выбор любимого занятия

Классическое воспитание девочки предполагает выбор ею традиционно женского занятия. Помогите ей определиться с таковым. Вязание, бисероплетение, бальные танцы – не важно, что это будет, главное, чтобы ей нравилось. Нельзя не признать тот факт, что девочки сегодня всё чаще выбирают далеко не женские занятия, и это вариант нормы. Чем бы она ни увлекалась, помните, главное для девочки – чувствовать мамину поддержку.

Особенности отцовского воспитания девочки

Не менее важна в воспитании дочери и роль отца. Папа – главный мужчина в жизни каждой девочки.

  • Для её эмоциональной жизни очень важно то, насколько внимательным, любящим и заботливым будет отец. Недостаток внимания со стороны папы может вылиться в проблемы с личной жизнью или неудачную карьеру.
  • Именно от папиного одобрения напрямую зависит то, будет ли его маленькая принцесса ощущать себя женственной. Папам стоит серьёзно отнестись к этой особенности воспитания девочки и уже с малых лет говорить своей малышке комплименты и всячески подчёркивать то, как она хороша.
  • От папы зависит и то, какой у дочери будет муж. Его она будет выбирать бессознательно, ориентируясь на то, какие отношения у неё были с отцом.
  • Не менее важно и отношения между родителями. Если отец тиран, а мать жертва, то во взрослой жизни девочка обязательно примерит на себя образ жертвы. И наоборот, если отношение отца к матери поистине королевское, то с большой долей вероятности личная жизнь у девочки сложится так же удачно, как и у её родителей.

Особенности «мужского» воспитания девочки предполагают обязательное присутствие рядом с ней членов семьи мужского пола. Если папы в семье нет, его могут заменить дедушка или дядя.

Что ещё нужно знать о воспитании девочки?

  • Девочки очень чувствительны, поэтому не стоит их ругать за проступки. За этим последует бурная эмоциональная реакция , из-за которой девочка так и не сможет понять, почему её ругали. Если девочка провинилась, постарайтесь спокойно указать на её проступок и объяснить, почему так нельзя делать. Так она быстрее поймёт, в чём была её ошибка, и постарается больше её не допускать. Учитывать эту особенность воспитания вашей девочки нужно, чтобы укреплять её самооценку.
  • Девочки от природы очень старательны и аккуратны. Всё, что ими начато, они стремятся довести до конца. Главное – не заглушить эти замечательные качества ещё в детстве, приветствуйте любые её начинания и задумки, пусть пробует, так ей будет легче определить своё место в жизни.
  • Так как для девочки очень важен пример для подражания, а таковым может оказаться не только мама, то следует следить за тем, с кем она общается, какие фильмы смотрит, какие книги читает.
  • Несмотря на то, что девочку нужно всячески оберегать, заботиться о ней и уделять ей «двойную порцию» внимания, сайт не рекомендует её излишне баловать. В противном случае она вырастет не нежной, ласковой и заботливой, а расчётливой и эгоистичной.

Вот, пожалуй, и все особенности воспитания девочек. «Красивая и Успешная» надеется, что они помогут вам воспитать из своей маленькой принцессы настоящую королеву, то есть жизнерадостную, счастливую и уверенную в себе женщину.

Копирование этой статьи запрещено!

Введение

Роль матери в воспитании девочки

Роль отца в воспитании девочки

Заключение

Список литературы

Введение

Воспитание независимых, уверенных в себе девочек критически важно, но и очень сложно для родителей. Низкая самооценка, как это ни грустно, становится проблемой многих девушек. Далекие от реальности картины, навязываемые средствами массовой информации, а также сильное давление со стороны сверстников касательно внешнего вида и поведения приводят к тому, что многие девочки к подростковому возрасту начинают испытывать смущение и боязнь.

Девочки с высокой самооценкой, напротив, скорее будут верить в себя, и обладать более твердым чувством собственного достоинства. Также менее вероятно, что они начнут употреблять наркотики и алкоголь или увлекаться другими опасными занятиями. К тому же они с большей готовностью берутся за сложные задания и преодоление трудностей и не отступают и не сдаются, когда дела начинают идти не так, как надо. Вы можете сыграть значительную роль в воспитании своих дочерей самоуважения, если дадите им почувствовать себя ценимыми и любимыми.

Таким образом, основная проблема нашего поколения в воспитании девочек - это воспитание женственности и хранительницы семейного очага.

Особенности воспитания девочки в семье

воспитание девочка дочка характер

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я".

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какой вырастет девочка. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Девочка очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать девочка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Особенности семейного воспитания изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

А.Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая "кумира в семье", ситуация, создающая "золушек" в семье).

В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Задача семьи - воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах, воспитывать дочку всесторонне развитой личностью.

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своей дочки. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, - это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своей дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение дочки, специальное выявление её интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущей малышки, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

В изучении дочери родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе - в общении с товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет - ответы на эти и подобные вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят учителя. Но оценка посторонних людей может быть и необъективной, неверной. Доверие - вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок, дети им тоже доверяли.

Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности.

Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола все-таки, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим; половые же особенности в основном выделяются лишь некоторым акцентом в пределах характеристики человека вообще. Знать об этом и иметь в виду психологические особенности личности, обусловленные ее половой принадлежностью, - значит располагать возможностью опираться на все положительное, учитывать возможные негативные проявления и, следовательно, более эффективно осуществлять семейное воспитание.

Некоторые значительные различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в первые месяцы их жизни. Так, например, девочки несколько быстрее мальчиков развиваются как в физическом, так и в психологическом отношении, они примерно на 2-4 месяца раньше начинают говорить. В среднем к трем годам девочки с помощью родителей и окружающих уже знают о своей половой принадлежности, различают пол других детей и взрослых.

По мере роста ребенка половые психологические особенности постепенно усиливаются. Они проявляются в уровне эмоциональных реакций, в специфических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам и т.д.

Рассмотрим особенности психики девочки.

У девочек уже в раннем возрасте проявляется "инстинкт материнства", выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.).

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.

Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков.

Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, занимаются музыкой. Учителям обычно легче работать с девочками, и отчасти поэтому именно они, как правило, преобладают в ученическом активе, являются старостами.

В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей, учителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.

Краткая характеристика психологических особенностей девочек позволяет сделать некоторые выводы и сформулировать рекомендации относительно того, как надо воспитывать их в семье с учетом этих особенностей и какова при этом роль отца и матери.

Появление в семье ребенка, прежде всего, требует создания нормальных бытовых условий для его жизни и развития, надлежащей обстановки. Заботясь о здоровье малыша, родителям с первых недель важно помнить о необходимости стимулировать его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Регулярное доброжелательное общение, разговоры с маленькими детьми, ласка как матери, так и отца, колыбельные песни, использование доступных игрушек - все это служит интересам такого развития.

Роль матери в воспитании девочки

Главным воспитателем дочки в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своей малышке. Естественно, что и девочки отвечают матери соответствующим образом, между ними - особенно в раннем возрасте ребенка - обычно устанавливаются более близкие отношения, чем между детьми и отцом. Это обстоятельство имеет существенное значение, которое следует учитывать и использовать в целях воспитания как девочек, так и мальчиков.

Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь помогают соответствующие игрушки (куклы, игрушечная мебель, посуда) и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде.

Появление в семье младшего ребенка предоставляет богатые возможности для воспитания и развития у девочки многих типично женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности.

Роль отца в воспитании девочки

Рассмотрим роль отца в воспитании дочери.

Папа же выступает в роли главного мужчины ее окружения, своеобразного эталона мужественности. И дочка ждет от этих двух самых главных людей в ее жизни любви, внимания, нежности и заботы. Оправдывая эти ожидания, как можно чаще интересуйтесь мыслями и чувствами дочки, расспрашивайте ее о впечатлениях минувшего дня, о том, что порадовало или расстроило ребенка. Приучая девочку с детства делиться своими бедами и победами с родителями, Вы тем самым установите доверительные и близкие отношения с ней. Впоследствии всегда сможете своевременно оказать необходимую поддержку и дать полезный совет.

Формируйте у ребенка ощущение вашей постоянной готовности прийти на помощь и принимайте активное участие в решении проблем ребенка. Поддержка и одобрение родителей, взаимопонимание в семье помогут девочке вырасти открытым и дружелюбным человеком, без страха использующим свои способности и проявляющим таланты в повседневной деятельности. Если родители не учитывают такую зависимость ребенка от поддержки и участия, то у дочки может сформироваться заниженная самооценка, чувство своей никчемности, слабости и беззащитности. Девочка может замкнуться в себе и начнет избегать общения с окружающими людьми.

В любой деятельности для девочек важно кто оценит их труд и как оценит. Если мальчиков интересует сама суть оценки, то девочки ожидают эмоциональной реакции родителей на то, какое произвели они впечатление. Они ожидают восхищения своими умениями и навыками, внешним видом: нарядами, прической, красотой и т.д. Формирование самооценки у девочки напрямую зависит от оценок, которые ей дают окружающие люди. И мнение их о себе является для девочки очень важным. Позитивная оценка ее поступков, действий или внешнего вида повысит ее уверенность в себе, придаст дополнительную энергию для продолжения нужных действий.

Воспитывая девочку, чаще используйте комплименты. Умение подметить качества и черты характера ребенка, важные детали его внешнего вида помогут вызвать положительные эмоции малышки, утвердиться в правильности совершенного действия и сформируют позитивное мышление. Например, "Какая красивая у тебя кофточка, она очень идет к твоим глазам", "Какие чистые и опрятные у тебя куклы, ты очень аккуратно с ними играешь". Хвалить ребенка можно за все - за помощь по дому, за учебу в школе, за опрятный внешний вид. Но при этом важно чувствовать и меру. Не переступите грань, за которой восхваляемое достоинство превращается в недостаток. Так, постоянно акцентируя внимание девочки на ее внешней красоте, можно сформировать у ребенка завышенную самооценку, которая в дальнейшем вызовет проблемы в общении с другими детьми.

Для девочек характерно проявление интереса ко взаимоотношениям между людьми, к их переживаниям, поведению, эмоциям. С возрастом интерес ко внутреннему миру, своему собственному или же окружающих ее людей, только возрастает. Проявляется этот интерес в стремлении познать саму себя, проанализировать поступки других. В подростковом возрасте девочки заводят дневники-анкеты для своих подруг, или же начинают вести личный дневник, записывая волнующие их мысли. Находитесь всегда рядом, помогайте найти ответы на волнующие их вопросы, найти пути выхода из сложных ситуаций. Участие родителей в воспитании ребенка не должно проявляться в виде стихийных акций. Это постоянный процесс. Дети учатся жизни, отталкиваясь от наших собственных взглядов. Чем больше мы их поощряем и хвалим, чем больше поддерживаем и любим, тем больше радости они видят в окружающем их мире, и большего успеха достигают в жизни.

Отец, олицетворяя мужское начало в семье, главным образом закладывает рациональные основы в детях. Его общение с дочерью дает ей представление о мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и четче осознать свою женскую природу. Учитывая присущую девочкам привязанность к дому, к тому, что их непосредственно окружает, отец должен уделять специальное внимание воспитанию любознательности, стремиться расширить кругозор дочери, знакомить с тем, что выходит за рамки уже известного ей. Этому помогает чтение сказок, разучивание стихов, рассматривание и раскрашивание картинок, рисование, слушание музыки, общение с природой, просмотр детских телепередач. Большую пользу приносят совместные прогулки и экскурсии, сопровождаемые необходимыми пояснениями, а также контакты со сверстниками.

Воспитательные усилия и отца, и матери по отношению к девочке дошкольного возраста в значительной мере должны быть направлены на то, чтобы как следует подготовить ее к обучению в школе. Это значит: настойчиво продолжать развитие и поощрение у детей любознательности, желания учиться, воспитывать интерес к школе, учению, формировать уважительное отношение к учителю. Важно заранее ориентировать девочек на хорошие, добрые отношения с мальчиками в школе, делать акцент на необходимости дружных совместных занятий, игр, взаимопомощи. Наличие брата в семье, естественно, в значительной мере облегчает решение этой задачи.

Поступление дочери в школу - большое событие для неё и её родителей. Став школьницей, девочка активно включается в систему общественных отношений, что большинству из них обычно импонирует. Она принимает на себя вполне конкретные обязанности - добросовестно учиться, вместе с тем обретая определенные права как член школьного коллектива. С появлением школьницы в семье верным союзником и квалифицированным помощником родителей может стать учитель. Поэтому первоочередная забота родителей - установить с ним деловые контакты и совместными усилиями решать актуальные задачи воспитания.

В семье ребенку-школьнику необходимо создать надлежащие условия для занятий и отдыха. Большое значение имеет четкая организация режима, который предусматривал бы все основные моменты, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность. В этом отношении родители имеют возможность проконсультироваться в школе с учителем, школьным врачом, учитывая при этом специфические особенности жизни своей семьи.

Сознавая, что для начинающей школьницы учение является не только новым занятием, но и серьезным трудом, нелегким и ответственным делом, родителям следует уделять повседневное внимание ее учебе, интересоваться успехами, вникать в затруднения, в случае надобности оказывать помощь разъяснениями и советами, дополнительными упражнениями. Бывают полезны дидактические и другие игры, наглядные пособия, как приобретенные, так и изготовленные вместе с дочкой. Наряду с предметной помощью школьнице в учении важно по прежнему расширять ее кругозор, развивать самостоятельность, поощрять познавательную активность, используя беседы, совместное чтение, экскурсии и т. п.

Опираясь на все положительное в характере своей дочери, отец и мать должны стремиться осуществлять ее всестороннее развитие, совершенствовать важнейшие личностные качества, одновременно выявляя отрицательные черты и преодолевая их. С этой целью используются объяснение, приучение - девочке рассказывают и показывают, как нужно поступать в том или ином случае, а затем при необходимости напоминают об этом. Повышенная внушаемость девочек благоприятствует эффективному воздействию таких методов.

Целесообразно применять и поощрения, если ребенок их заслуживает хорошим поведением, успехами в учении, добрыми поступками. Это может быть похвала, разрешение на развлечение, желанный подарок. В необходимых случаях возможны и наказания: замечание, лишение удовольствия. С учетом впечатлительности, обидчивости девочек применение наказаний по отношению к ним требует особого такта и осторожности.

Разумеется, совершенно исключаются какие-либо физические наказания, унижающие достоинство и того, кто подвергается такому наказанию, и того, кто наказывает. Не решая проблем, они препятствуют нормальному воспитанию, так как вызывают у ребенка страх, стремление скрыть свой проступок, приводят к отчуждению, а иногда их последствием могут быть серьезные физические или психические травмы.

В подростковом возрасте воспитание девочек заметно усложняется.

Претендуя на взрослость, они предпочитают по многим вопросам иметь собственное мнение, далеко не всегда совпадающее с мнением старших, предъявляют повышенные требования к окружающим. Круг их интересов расширяется, возрастает активность, обостряется желание иметь более обширный круг общения как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.

Испытывая определенные трудности с учебой в 5-6-х классах, вызванные, в частности, началом полового созревания, девочки в дальнейшем справляются в основном с этими трудностями и в большинстве своем учатся более ровно, чем мальчики-подростки. Сравнительно лучше обстоит дело у них и с дисциплиной.

Подростковый возраст школьника связан с проблемой выбора им будущей профессии. Вместе со школой отцу и матери следует уделять этой проблеме специальное внимание, с одной стороны, выявляя склонности и способности дочери, а с другой - знакомя с различными сферами деятельности, специальностями, профессиями. В принципе, представительницам женского пола доступны очень многие, почти все существующие профессии, но немало таких, которые наиболее отвечают женской натуре, соответствуют их физическим и психологическим особенностям. Например: воспитательница, учительница, врач, медсестра, машинистка, портниха, продавщица, парикмахер, повар, доярка и т.д. При выборе профессии наряду с личными интересами девочки имеют значение состояние ее здоровья, семейные традиции и другие обстоятельства, с которыми необходимо считаться. В любом случае нельзя забывать, что верный и обоснованный выбор призвания, жизненного пути - весьма важная предпосылка человеческого счастья, материального и морального благополучия.

В среднем и старшем школьном возрасте становится особенно актуальной задача подготовки дочери к семейной жизни. Создание семьи, выращивание и воспитание детей - естественный долг каждого здорового человека. В процессе семейного воспитания необходимо исподволь, постепенно, но и неуклонно при удобном случае внушать девочке, а затем и девушке мысль о том, что у нее со временем будет своя собственная семья, дети. Такая психологическая установка имеет существенное значение, помогает сформировать положительное отношение к семье, стимулирует целенаправленную подготовку к будущей семейной жизни.

Конечно, при этом надо иметь в виду, что очень многое определяется примером родительской семьи.

Если девочка изо дня в день видит, как хорошо и дружно живут отец и мать, помогают друг другу во всем, какая теплая и доброжелательная атмосфера постоянно царит в доме, насколько легче преодолеваются любые трудности общими усилиями, у нее закономерно будет складываться впечатление о том, что именно семья создает все условия для счастья, что она действительно нужна каждому.

Заключение

Когда в семье рождается девочка, родителям кажется, что их жизнь будет спокойной, умиротворенной, полной нежности и ласки. Но вскоре оказывается, что крошка обладает бойким и настойчивым характером, справиться с которым не так уж и просто. Она капризничает, кричит, толкается, рвет книжки и ломает игрушки. И мама лишь недоуменно разводит руками, даже не предполагая, как же воспитать из своей непоседы настоящую леди.

На самом деле воспитание девочек может отличаться в зависимости от их характера. Если одни малышки довольно усидчивые и тихие, то другие могут дать фору даже самым резвым мальчуганам. Но это вовсе не означает, что маленькие непоседы в будущем не захотят иметь семью, детишек, любимую работу и стабильную жизнь. Поэтому каждая мама должна суметь вырастить из своей крохи добрую и открытую девушку с хорошими манерами и правильными взглядами на жизнь.

Особенности воспитания девочки в семье

1. Особенности воспитания девочки в семье

воспитание девочка дочка характер

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я".

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какой вырастет девочка. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Девочка очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать девочка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Особенности семейного воспитания изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В "Книге для родителей" Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

А.Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая "кумира в семье", ситуация, создающая "золушек" в семье).

В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Задача семьи -- воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах, воспитывать дочку всесторонне развитой личностью.

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своей дочки. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, -- это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своей дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение дочки, специальное выявление её интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущей малышки, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

В изучении дочери родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе -- в общении с товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет -- ответы на эти и подобные вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят учителя. Но оценка посторонних людей может быть и необъективной, неверной. Доверие -- вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок, дети им тоже доверяли.

Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности.

Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола все-таки, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим; половые же особенности в основном выделяются лишь некоторым акцентом в пределах характеристики человека вообще. Знать об этом и иметь в виду психологические особенности личности, обусловленные ее половой принадлежностью, -- значит располагать возможностью опираться на все положительное, учитывать возможные негативные проявления и, следовательно, более эффективно осуществлять семейное воспитание.

Некоторые значительные различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в первые месяцы их жизни. Так, например, девочки несколько быстрее мальчиков развиваются как в физическом, так и в психологическом отношении, они примерно на 2--4 месяца раньше начинают говорить. В среднем к трем годам девочки с помощью родителей и окружающих уже знают о своей половой принадлежности, различают пол других детей и взрослых.

По мере роста ребенка половые психологические особенности постепенно усиливаются. Они проявляются в уровне эмоциональных реакций, в специфических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам и т.д.

Рассмотрим особенности психики девочки.

У девочек уже в раннем возрасте проявляется "инстинкт материнства", выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.).

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.

Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков.

Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, занимаются музыкой. Учителям обычно легче работать с девочками, и отчасти поэтому именно они, как правило, преобладают в ученическом активе, являются старостами.

В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей, учителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.

Краткая характеристика психологических особенностей девочек позволяет сделать некоторые выводы и сформулировать рекомендации относительно того, как надо воспитывать их в семье с учетом этих особенностей и какова при этом роль отца и матери.

Появление в семье ребенка, прежде всего, требует создания нормальных бытовых условий для его жизни и развития, надлежащей обстановки. Заботясь о здоровье малыша, родителям с первых недель важно помнить о необходимости стимулировать его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Регулярное доброжелательное общение, разговоры с маленькими детьми, ласка как матери, так и отца, колыбельные песни, использование доступных игрушек -- все это служит интересам такого развития.

Влияние национального воспитания в семье на развитие детей дошкольного возраста

Традиционное отношение евреев к детям, основы которого были заложены в библейскую эпоху, отражает нормы и представления, характерные для патриархальной семьи. Согласно библейскому предписанию, деторождение -- основная цель брака...

Дети растущие в неполных семьях

Исследование образа родителей в воспитании дошкольников

Исследовательница Баумринд, изучавшая в начале шестидесятых годов ХХ века различные стили воспитания, пришла к выводу, что они различаются по четырем параметрам: проявление родительской теплоты, стратегия создания и поддержания дисциплины...

Методы и приемы воспитания в семье

Семейное воспитание всегда было наиболее значимым в жизни каждого человека. Как известно, воспитание в широком смысле этого слова - это не только направленное и намеренное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания...

Особенности воспитания девочки в семье

Главным воспитателем дочки в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своей малышке. Естественно...

Особенности родительских установок в семье, имеющей новорожденного ребенка

Особенности детско-родительских отношений, стили семейного воспитания изучаются в русле различных наук: педагогики, психологии, социологии. Необходимость изучения проблем...

Особенности семейного воспитания ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Особенности тревожности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной семье

тревожность дошкольный неполный семья 2.1 Методики, этапы и база исследования Целью эмпирического исследования является изучение влияния воспитания в неполной семье на уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста...

Проблема адаптации ребенка-дошкольника к условиям дошкольного учреждения

Практика воспитания детей в дошкольно-образовательных учреждениях возникла сравнительно недавно. Но идея о коллективном воспитании детей зародилась ещё в древности. Так, греческий философ Платон (V-IV вв. до н. э...

Психологические особенности родительского отношения к единственному ребёнку

Все чаще в последнее время родители принимают решение рожать и воспитывать только одного ребенка. При этом их, разумеется, мучает совесть, потому что слухи о детях, которые воспитываются одни в семье...

Психология младших и старших детей в семье

Анализ результатов исследования; - обоснование и разработка практических рекомендаций по сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста...

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду...

Формирование аддиктивного поведения у подростков как следствие нарушения воспитания в семье

Роль семьи в осуществлении социального контроля над поведением и адаптацией подростка является чрезвычайно важной. Неспособность семьи справиться с этой задачей может привести подростка в тяжелую ситуацию социальной дезадаптации...

Введение

Воспитание независимых, уверенных в себе девочек критически важно, но и очень сложно для родителей. Низкая самооценка, как это ни грустно, становится проблемой многих девушек. Далекие от реальности картины, навязываемые средствами массовой информации, а также сильное давление со стороны сверстников касательно внешнего вида и поведения приводят к тому, что многие девочки к подростковому возрасту начинают испытывать смущение и боязнь.

Девочки с высокой самооценкой, напротив, скорее будут верить в себя, и обладать более твердым чувством собственного достоинства. Также менее вероятно, что они начнут употреблять наркотики и алкоголь или увлекаться другими опасными занятиями. К тому же они с большей готовностью берутся за сложные задания и преодоление трудностей и не отступают и не сдаются, когда дела начинают идти не так, как надо. Вы можете сыграть значительную роль в воспитании своих дочерей самоуважения, если дадите им почувствовать себя ценимыми и любимыми.

Таким образом, основная проблема нашего поколения в воспитании девочек - это воспитание женственности и хранительницы семейного очага.

Особенности воспитания девочки в семье

воспитание девочка дочка характер

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я".

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какой вырастет девочка. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Девочка очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать девочка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Особенности семейного воспитания изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

А.Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая "кумира в семье", ситуация, создающая "золушек" в семье).

В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Задача семьи - воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах, воспитывать дочку всесторонне развитой личностью.

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своей дочки. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, - это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своей дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение дочки, специальное выявление её интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущей малышки, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

В изучении дочери родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе - в общении с товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет - ответы на эти и подобные вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят учителя. Но оценка посторонних людей может быть и необъективной, неверной. Доверие - вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок, дети им тоже доверяли.

Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности.

Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола все-таки, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим; половые же особенности в основном выделяются лишь некоторым акцентом в пределах характеристики человека вообще. Знать об этом и иметь в виду психологические особенности личности, обусловленные ее половой принадлежностью, - значит располагать возможностью опираться на все положительное, учитывать возможные негативные проявления и, следовательно, более эффективно осуществлять семейное воспитание.

Некоторые значительные различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в первые месяцы их жизни. Так, например, девочки несколько быстрее мальчиков развиваются как в физическом, так и в психологическом отношении, они примерно на 2-4 месяца раньше начинают говорить. В среднем к трем годам девочки с помощью родителей и окружающих уже знают о своей половой принадлежности, различают пол других детей и взрослых.

По мере роста ребенка половые психологические особенности постепенно усиливаются. Они проявляются в уровне эмоциональных реакций, в специфических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам и т.д.

Рассмотрим особенности психики девочки.

У девочек уже в раннем возрасте проявляется "инстинкт материнства", выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.).

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.

Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков.

Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, занимаются музыкой. Учителям обычно легче работать с девочками, и отчасти поэтому именно они, как правило, преобладают в ученическом активе, являются старостами.

В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей, учителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.

Краткая характеристика психологических особенностей девочек позволяет сделать некоторые выводы и сформулировать рекомендации относительно того, как надо воспитывать их в семье с учетом этих особенностей и какова при этом роль отца и матери.

Появление в семье ребенка, прежде всего, требует создания нормальных бытовых условий для его жизни и развития, надлежащей обстановки. Заботясь о здоровье малыша, родителям с первых недель важно помнить о необходимости стимулировать его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Регулярное доброжелательное общение, разговоры с маленькими детьми, ласка как матери, так и отца, колыбельные песни, использование доступных игрушек - все это служит интересам такого развития.