Дом-музей парфюмерии "новая заря". Новая заря Фабрика новая заря во время войны

В 2004 году на мировом рынке появилась парфюмерная продукция под маркой «Nouvelle Etoile». Не многие знают, что за этим названием стоит история старейшей российской фабрики «Новая Заря», которую в 1864 году основал Анри Брокар.

Открывшаяся в 1864 году, фабрика начала свою историю с выпуска недорогого, но очень дефицитного в то время мыла. Производство быстро развивалось и расширялось, и в начале 70-х годов Брокар решает начать выпуск духов и одеколонов. Спустя какое-то время его продукция завоевывает признание далеко за пределами России. В 1889 году «Персидская Сирень» получает Гран-При на выставке в Париже, а хозяева впервые оказываются на втором месте.

К началу ХХ века фабрику стали называть "Империей Брокара", каждый год становится все более и более успешным. Практически на всех конкурсах и выставках продукция Брокара получала множество наград и медалей. Так, к 1914 году фабрика обладала 8 золотыми медалями (полученны навыставках в Париже, Ницце, Барселоне и др.)

В том же году в Москве открываются четыре магазина Брокара на улицах Никольской, Тверской, Арбате и на Кузнецком мосту.

После Октябрьской революции фабрика была национализирована и переименована в Государственный мыловаренный завод №5. Навести порядок на заводе направляют директором А. Звездова. Именно он нанял инженера немца Бенгсена и химика-парфюмера француза Августа Мишеля, которые помогали восстановить фабрику. Спустя три года фабрика под названием «Государственный мыльно-парфюмерный завод №5 «Новая Заря» заработала на новом месте.

С 1922 года кроме продукции первой необходимости стали выпускать парфюмерию. Постепенно становятся очень популярными духи и одеколоны «Новой Зари»: «Октябрь», «Парижская Коммуна», «Новая Заря», «Нинон», «Цикламен». Все еще популярными оставались ароматы брокаровского периода («Любит, не любит», «Дивная сирень», «Ландыш», «Северный», «Шипр», «Тройной»). По фабричной легенде «Тройной» одеколон во флаконе в виде фляги выпускали специально без аромата для Сталина.

В 1925 году на фабрика «Новая Заря» представила свой прекрасный аромат «Красная Москва». Автором парфюмерной композиции становится парфюмер Август Мишель. Немногие знали, что он так назвал свое изобретение, выпущенное ещё в 1913 году, посвященное Дому Романовых - «Любимый букет Императрицы». На многие год этот аромат стал визитной карточкой не только фабрики, но и страны.

Каждое событие, происходившее в стране, на фабрике отмечалось новым ароматом. Так, в 1927 году к 10-летию Октябрьской революции, был выпущен «Красный Мак», а юбилеям Пушкина фабрика посвятила духи «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Пиковая Дама» и пудру «Евгений Онегин».

В 1958 году на выставке в Брюсселе «Новая Заря» представила «Черный ларец». «Голубой ларец», «Огни Москвы», «Каменный цветок», «Жемчуг», «Вечер», «Новая Заря», «Северный» и мн. др. Вся советская парфюмерия была высоко оценена международным жюри и получила «Гран При». «Красная Москва» была признана лучшим ароматом и получила Золотую медаль.

Во имя очередной годовщины армии вышли «Юбилейные», «Щит и Меч», «Сулико», «Триумф», «Торжество», а в честь покорения космоса вышел одеколон «Восток».

Часть ароматов «Новой Зари» посвящены театру: «Великая артистка», «Дебют», «Маска», «Признание».
С 1979 по 1980 год парфюмеры «Новой Зари» трудятся над ароматами в честь Олимпиады в Москве в августе. На свет появились знаменитые ароматы «Олимпийский сувенир», духи «Олимпиец» и «Мишка» во флаконе в виде олимпийского символа.

К 850-летию Москвы выпустили аромат «Мэр», который вскоре стал призером конкурса на лучшую парфюмерно-косметическую продукцию 1997 года, проводимый Российской Парфюмерно Косметической Ассоциацией.
Сегодняшний день фабрики - это напряженная, беспрерывная работа, ведь производство растет с каждым годом. Ежегодно разрабатываются и выводятся на рынок до 30 новых видов парфюмерии и косметики.

Новый этап развития фабрики и выпуск продукции под новым названием «Nouvelle Etoile» - уникальный пример плодотворного и результативного российско-французского партнерства.

Тематическое оглавление (За жизнь)

Что, ж будем вспоминать продукцию московской фабрики «Новая Заря». Начнем с того, что это ее советское название, а до революции она называлась по имени ее владельца Генриха Афанасьевича Брокара или Анри Брокара.
Фабрика была семейным предприятием. Хозяин – француз, женившейся на русской, и имевший знания и умения в области парфюмерии (он был из семьи парфюмеров), организовал новое производство. Фабрика производила продукцию не хуже французской и одна из первых в России начала использовать рекламные разнообразные технологии: мыло в подарок при покупке одеколона, симпатичные открыточки в придачу к покупке, бонусы, интересно убранные витрины и др. Но это – отдельная история.
Здесь речь пойдет о восприятии продукции «Новой Зари» женщинами в 80-х годах. Действительно, эти духи не ценились, по крайне мере, в Москве. Самыми известными из них были «Красная Москва». Они даже получили какой-то приз на международной выставке, но очень давно. Духи продавались в красивом флаконе с кисточкой и в красненькой коробочке с силуэтом кремлевской стены. Запах у них мне, например, не нравился, но они были стойкими. Вообще, стойкость духов зависит от количества собственной парфюмерной композиции, приходящейся на объем жидкости. Начиная с 80-х годов парфюмерной композиции все меньше, и не только у наших духов, но во всем мире.
Разве можно сравнивать тогдашние французские духи с сегодняшними? Те были очень стойкими. По 20 лет пах какой-нибудь надушенный платочек, который забыли в кармане старого платья, хранящегося на антресолях. Иногда их можно было купить в больших универмагах или специализированных магазинах, например, а ГУМе, «Подарках». Стоили французские духи примерно 25 руб., спекулянты продавали по 40. А, может, 35 и 50 – не помню уже. А «Красная Москва» стоили где-то около 5-ти-7-ми рублей.
Французские духи считались очень хорошим подарком, их дарили любимым женщинам, врачам, учителям, чиновникам, а «Красную Москву» можно было подарить бабушке.

В 70-х годах еще были популярны арабские духи, которые везли из Египта наши специалисты, работающие там на больших объектах. И в магазинах они продавались. Ах, «Нефертити»! Как они мне нравились! К сожалению, этих духов нынче не существует. Французы перекупили арабские бренды и уничтожили.
Польские духи продавались в фирменном магазине «Ванда». Котировалась «Пани Валевская» в синем длинном флаконе.
В крайнем случае, покупали духи «Дзинтерс» - латышские.
Так что «Новая заря» шла в рейтинге покупательских предпочтений на последнем месте.

Кроме «Красной Москвы», «Новая Заря» выпускала духи «Каменный цветок» в оригинальной коробочке зеленого цвета, похожей на малахитовую гору, и духи «Ландыш Серебристы» (хотя я любила просто "Ландыш"), ну и, конечно, «Шипр» для мужчин. Духи "Красный мак". Больше не помню. Но их ассортимент не менялся десятилетиями.
Мой муж до сих пор все духи делит на «Шипр», «Ландыш» и «Красную Москву». В принципе, он прав: запахи делятся на шипровые, цветочные и фантазийные.

Перед самым концом СССР (или в начале 90-х?) фабрика создала новые духи – "Злато скифов". Потом был «Кузнецкий мост». Они пользовались спросом. Потом они уже делали новые духи чуть не каждые три месяца. Как ни странно, но «Новая Заря» цела до сих пор, более того, в России у них нет конкурентов.
У них есть фирменные магазины, и они держат на прилавках все, что выпускали когда-нибудь. Так я узнала, что у них был не только «Ландыш Серебристый», но и духи, имитирующие запахи почти всех существующих цветов, например, герани и мимозы. А я люблю чистые цветочные ароматы без примесей – с них когда-то началась парфюмерия еще в Древнем Египте. Видели на головах некоторых женщин, изображенных на фресках, высокие конусы? Это были своеобразные духи, а состояли они из жира, которых удерживал запах жасмина и роз.

Не уверена, выпускала ли «Новая Заря» кремы, но все равно вспомню и о них. Я, например, всегда покупала крем «Бархатный» в стеклянных бутылочках - он розовый такой был. На все случаи жизни подходил, но имел один недостаток: трудно вытрясался из бутылочки, особенно, ближе к концу. Очень жаль, что он пропал. Про наши кремы говорили, что, хотя упаковка у них неказистая, но зато они натуральные, экологически чистые. И крем «Детский» был хорош. И огуречный лосьон. И рассыпчатая пудра в картонных коробочках. Правда, сама я пользовалась уже компактной пудрой.
Многим нравилась отечественная помада, опять же по принципу безвредности. У меня она почему-то моментально стиралась, и я предпочитала французскую, английскую, итальянскую, которую опять же можно было купить без особых хлопот в больших московских магазинах. Не всегда, но нет- нет, да и попадалась.

Сегодня духов много, и они - самые разные. Теперь люди уже не думают, что если духи французские, то, значит, самые лучшие. Все духи утратили стойкость, и нет смысла платить в 10 раз дороже – будет то же самое. Конечно, покупают раскрученные бренды, но есть спрос и на узкие оригинальные линии, и даже на индивидуальные запахи. В этом разнообразии есть место и для духов «Новой Москвы». Во всяком случае я не прохожу мимо их магазинов.

«Новая заря» - московская парфюмерная и косметическая фабрика. Отечественная парфюмерия имеет свою многолетнюю историю. И конечно же, начало российской парфюмерной промышленности положил француз. Имя ему - Генрих Брокар (Henri Brocard). Этот известный французский парфюмер прибыл в Россию в 1861 году, а в 1864 году основал в Москве фабрику, известную и поныне под названием «Новая заря».

В конце XIX века эта фабрика была самой крупной в Европе! С 1925 года выпускает знаменитые духи «Красная Москва».


Брокар происходил из парфюмерной династии. Его отец, Атанас (Atanas), владел парфюмерной фабрикой и имел собственный магазинчик на Елисейских полях в Париже.
Сын Атанаса Генрих оказался куда более удачлив. В истории этого успеха, как всегда, «шерше ля фам», или «ищите женщину». Многим в своей работе Генрих Брокар обязан своей супруге – Шарлотте Рив (Sharlotte Reve) – бельгийка по происхождению, родившаяся в России и получившая образование в Москве, она была очень хорошо знакома с нашей культурой.

ШАРЛОТА И ГЕНРИХ БРОКАРЫ.
Валентин Пикуль в рассказе «Душистая симфония жизни» пишет: «Брокары открыли второй магазин на Биржевой площади, и тут пришлось звать полицию, ибо громадная толпа угрожала разрушить двери и разбить витрины, чтобы проломиться до прилавка. Дело в том, что Шарлотта Андреевна придумала небывалый сюрприз. Всего за один рубль продавались "наборы": в элегантной коробке были уложены сразу десять парфюмерных изделий с одинаковыми ароматами (духи, одеколон, пудра, кремы, саше, помады и прочее). Успели продать только две тысячи "наборов", после чего полиция, вся в запарке, велела закрыть магазин, не в силах справиться с напиравшей толпой».


Однако сперва на фабрике, открытой Брокаром в России, выпускали вовсе не парфюмы, а... парфюмированное мыло. В то время мыло было дефицитом. Мыло Брокара имело необычную форму, например, шарообразную или с напечатанными русскими буквами – для детей. Затем для общественности был установлен фонтан из одеколона, в который любой человек мог бесплатно окунуть платок – так было положено начало грандиозному успеху Империи Брокара. Духи «Новой зари» были отменного качества и поставлялись на продажу во многие страны Европы. К сожалению, революция 1917 года положила конец Империи Брокара, но его фабрика, знаменитая «Новая заря», продолжала и продолжает существовать.


Благодаря фабрике в Москве появилась улица Новая Заря в связи с планировавшейся постройкой на ней жилых домов для работников и служащих фабрики. До 1929 года это название носил современный 4-й Рощинский проезд. 10 октября 1929 года название было закреплено за примыкающей к проезду улице, которая и сегодня носит это название.

Самым знаменитым детищем Брокара стал парфюм «Любимый букет Императрицы», вышедший в свет в 1913 году. В наши дни он известен под названием «Красная Москва». Эти духи были созданы специально для Великой Княгини Марии Александровны – последней русской Императрицы. Однако, хотя «Красная Москва» и подается, как тот самый «Букет», есть мнение, что это не совсем так. Дело в том, что кроме Брокара никто не знал точного состава «Букета», и после его смерти точный аналог так и не был найден – Генрих унес его с собой в могилу.


Сейчас «Новая заря» успешно конкурирует с иноземными парфюмерными компаниями. При том, что ароматы «Новой зари» сохраняют отменное качество.


Однако в каждой бочке мёда всегда найдётся ложка дёгтя. Многие сегодняшние парфюмы «Новой зари» повторяют либо ароматом, либо флаконом известные иностранные парфюмы. Очевидно, такие совпадения не являются случайностью. Например, «Зеленый чай» Новой зари очень похож на “Green Tea” от Elizabeth Arden. А вот «Белый чай» отсылает нас прямиком к “Au The Blanc” от Bvlgari. «Нежный мускус» (кстати, великолепный аромат из замечательной серии «Волшебство Пачули», «Золотая амбра» и «Нежный мускус») напоминает “Musk Kublai Khan” от Serge Luten. «Кузнецкий мост» является клоном знаменитого “Climat”. В «Красном маке» легко можно узнать “Flower by Kenzo”. А в «Белом ирисе» лично мне слышится “Anais Anais” от Cacharel. И так далее, и так далее...


ПОКУПАЛА ЭТИ ДУХИ. АРОМАТ ТОЧНО КАК CLIMAT.

Думаю, у каждого знакомого с парфюмерией человека могут возникнуть свои собственные ассоциации. Однако все эти сравнения вовсе не умаляют качества парфюмерии «Новой зари» - ароматы отменные! Возможно, многим людям будет по карману купить именно эти отечественные аналоги зарубежных парфюмов, если цены на импортную парфюмерию кажутся слишком высокими.




Наверняка многие уже обратили внимание на рекламные щиты на улицах Москвы, на которых рекламируется магазин парфюмерии “Nouvelle Etoile”. Это не что иное, как наша старая знакомая «Новая заря», только по-французски, в русско-французском проекте.




Над ароматами «Новой зари» продолжают трудиться не только российские, но и французские профессионалы. А это значит, что обмен парфюмерным опытом между нашими двумя странами продолжается. Будем надеяться, что это сотрудничество не сильно скажется на ценах давно полюбившихся парфюмов.




ДЛЯ МУЖЧИН



ПОДРОБНЕЕ О ДУХАХ " КРАСНАЯ МОСКВА".

«Красная Москва» - знаменитые в советское время женские духи производства московской фабрики «Новая заря» (до революции - «Броккар и К»). Содержат более 60 компонентов, в официальной характеристике духов сказано так: «Тонкий, тёплый, благородный аромат с оттенком флердоранжа».


Рудольф Аркадьевич Фридман в своей книге "Парфюмерия", издания 1955 года, пишет: «Красная Москва - ассоциируется с изящной теплотой, игривой и кокетливой томностью, мелодичной, пластичной певучестью», «духи "Красная Москва", в основном представляющие собой фиалковой комплекс, по запаху сам по себе довольно сентиментальный, но который благодаря изменению тембра и введению ряда гармонирующих веществ получил особую красоту и богатство запаха», «Духи "Красная Москва", состоящие из смеси основ ириса, фиалки, гвоздики для совершенства (закругления) всех этих первичных материалов и для усиления их тонкого запаха нуждаются в значительной доле жасминной эссенции». Рената Литвинова характеризует их как «приторные, концентрированные… рождающие чувство нормальной здоровой ностальгии». В 1958 г. отмечены призом на всемирной выставке в Брюсселе.


Согласно менее популярной версии, духи «Красная Москва» созданы в середине 1920-х гг. при участии Полины Жемчужиной (жены будущего наркома В. М. Молотова) и не имеют прямого отношения к дореволюционным ароматам, так как в то время соответствующие ингредиенты ещё не использовались в парфюмерии.


Распространена также городская легенда об особом сходстве ароматов «Красная Москва» и «Шанель №5». При этом либо советские духи трактуются как попытка советской парфюмерной промышленности скопировать знаменитый французский аромат, либо утверждается, что французский аромат синтезирован Эрнестом Бо (до революции работавшим в Москве) на основе «Букета императрицы».


А за окном, за окном красота новолунья.
Шепчутся с Бугом плакучие ивы.
Год сорок первый, начало июня -
Все ещё живы, все ещё живы.
Все, все…


Всё впереди, всё пока, всё пока накануне.
Двадцать рассветов осталось счастливых.
Год сорок первый, начало июня –
Все ещё живы, все ещё живы,
Все, все…



Стояли тёплые летние дни, воздух в Москве был напоён цветущей липой. В десятых классах начинались экзамены, кто-то собирался на отдых в Крым, с афиш смотрели Л.Утёсов и Л. Орлова… Ничто, кажется, не предвещало той огромной трагедии, которая начнётся вскоре, что на многих промышленных предприятиях, в том числе и в парфюмерной индустрии, наступит безмолвие. Казалось бы, зачем духи в это трагическое время, когда количество убитых, обездоленных неисчислимо. Однако духи советской эпохи в этот период скорби и утрат имели неожиданный патриотический пафос наравне с музыкой и поэзией тех лет.


Из Москвы и Ленинграда на Урал эвакуировали химические заводы, в том числе и «Сложные эфиры». Уже по льду Ладожского озера под артобстрелом вывезли всё оборудование завода «Ленаромат». Московские фабрики «Новая заря» и «Свобода» перешли на военное положение – мужчины ушли на фронт, женщины строили противотанковые заграждения. До парфюмерии ли?... На фабрике «Свобода» день и ночь производили мыло и зубной порошок для армии. Населению выдавалось всё по карточкам и в очень ограниченном количестве. Тогда кусочек мыла стал высокоценной вещью.



Фабрика «Новая заря» из оставшихся запасов этилового спирта производила одеколон для высшего офицерского состава. Для остальных это было недоступно ни по карточкам, ни за деньги. Этиловый спирт во время войны был стратегически важным продуктом. До войны его производили из пищевого сырья, а уже в первые годы войны огромные территории нашей страны, на которых выращивали до 38% зерновых и 87% сахарной свеклы, были оккупированы фашистами. А ведь спирт был очень нужен не только парфюмерии, но и медицине и фармацевтике. Поэтому для производства спирта использовали различную сельхозпродукцию Сибири, Алтая, Дальнего Востока.


Патриотический подъём возрастал с каждым днём, и не только на полях сражения или у заводских станков в тылу, но и в культурном пространстве советской жизни военного времени, что породило выдающиеся произведения музыки и поэзии. А духи «Красная Москва», «Жди меня» веяли своим ароматом над разорённой страной как символ служения парфюмерии человеческим чувствам:


В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам…


В свое время основатель фабрики, ныне известной как «Новая Заря», сетовал на то, что отечественные духи не принято воспринимать всерьез – все гоняются за французскими. За прошедшие с тех пор полтора века ситуация изменилась мало. Впрочем, в свете сегодняшней рыночной обстановки «Новая Заря» выглядит привлекательней хотя бы потому, что поднимает цены не так стремительно, как западные коллеги. Прежней стоимость, конечно, не остается – все-таки фабрика тесно сотрудничает с французскими лабораториями и многое закупает у них.

Прежде чем «дегустировать» духи «Новой Зари», было бы интересно узнать о ее прошлом!

Брокар и Ко

История самой крупной парфюмерной фабрики России началась в 1864 году с… копеечного мыла.

Когда потомственный французский парфюмер Генрих Брокар открыл свою мыловарню в Москве, дела пошли не сразу. Поначалу мыло варили в бывшей конюшне, и помимо самого Брокара, в штате было всего два помощника. Прибыль была мизерной. Но однажды парфюмер (как считается, по подсказке жены) решил делать сувенирное мыло: один вид в форме зверюшек, другой с буквами, третий – в форме овощей. Отцы семейств с удовольствием везли такие гостинцы с ярмарки детям и женам.

Уже к началу 1970-х годов Брокар заработал достаточно, чтобы перейти к выпуску духов и одеколонов. В 1873 году он становится придворным поставщиком. Одеколоном «Цветочный» пахла вся Москва, в год выпускали по миллиону флакончиков. А за «Персидскую сирень» Брокар получил в Париже Золотую медаль, оставив позади французских коллег.

После смерти основателя империя перешла к его супруге Шарлотте, затем к сыну. В это время на фабрике трудился талантливый парфюмер Август Мишель, который придумал аромат «Любимый букет императрицы». Эти духи существуют уже больше века, только под другим именем. Догадываетесь, каким? Да, это именно «Красная Москва», самый знаменитый аромат «Новой Зари»!

Новая Заря

После революции фабрику «Брокар и Ко» национализировали, окрестив ее «Государственным мыловаренным заводом №5». Спустя три года неаппетитное название заменили на «Новую зарю».

Основой ассортимента была мыловаренная продукция, но с 1922 года вновь наладили выпуск парфюмерии. Отдавая дань «красной» тематике (духи «Октябрь», «Парижская коммуна»), парфюмеры слушали и голоса природы («Ландыш», «Дивная сирень», «Цикламен»), и шепот чувств («Любит, не любит», «Нинон»).

В СССР появился собственный шипровый аромат - одеколон «Шипр». Еще одна легенда - «Тройной». Производство «Любимого букета императрицы» наладили с 1925 года (конечно, теперь на флаконе было написано «Красная Москва»).

«Красный Мак» отметил первый юбилей Октябрьской революции, а к пушкинским дням вышли сразу три новинки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» и «Пиковая Дама».

На любое значительное событие в истории страны фабрика откликалась свежими релизами. «Юбилейные» духи, «Щит и Меч», «Триумф» ознаменовали годовщину армии, а к первому космическому полету приурочили новый одеколон «Восток». Прослеживаются и театральная («Великая артистка», «Дебют», «Маска») и олимпийская темы («Олимпиец» и «Мишка»). Кому-то запали в душу «Огни Москвы», кому-то – «Вечер», кому-то «Вальс цветов»…

Nouvelle Etoile

Новым этапом стало сотрудничество с французскими лабораториями. В компании гордятся тем, что в создании некоторых ароматов участвовали парфюмеры Мишель Альмарак и Франсис Камай, а флаконы придумывал Тьерри де Башмакофф. Официальным российско-французское сотрудничество стало с 2004 года, тогда и появилась марка Nouvelle Etoile.

Среди самых популярных сегодня ароматов можно назвать:

  • «Злато скифов» - медовый, с травяными, яблочными, иланговыми полутонами;
  • Kuznetsky Most («Кузнецкий мост») – осенне-весенний, кремово-пудровый, с бархатной подбивкой. Часто сравнивают с Lancome Climat;

  • The Vert («Зеленый чай») – прохладный чайно-лимонный «напиток» на жаркие дни, - легкий, несладкий. «Новую зарю» часто упрекают в подражании западным бестселлерам, и на этот раз нельзя не вспомнить одноименный аромат «Элизабет Арден», который похож даже упаковкой. Но что из них лучше – ученик или учитель? – решать вам;
  • La Belle de Russie («Русская красавица»): сладковатый персиково-абрикосовый микс для холодных дней;
  • Follow Me Day «Следуй За Мной День» - женственный коктейль с розами и ирисами;
  • цитрусовый Eau Jeune многим кажется очень близким к тому, что продавался в 80-х;
  • цветочно-зеленый унисекс White Tea («Белый чай») с бергамотом и фрезией;
  • шипровый Tete-A-Tete, пришедший еще из советских времен;
  • Renommee (роза, яблоко, зелень).

А главное, после долгого перерыва вот уже несколько лет выходит «Красная Москва». Будет ли будущее «Новой Зари» таким же громким, как и ее прошлое? Время покажет.