Духовный вакуум. Духовный вакуум не для человека. Формирование внутренних вакуумов в контексте ценностно-смысловых образований

Образцов Д.В., Шелохвостов В.П., Чернышов В.Н.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 07-08-00584-а.

Структура и свойства фольг Fe-W, полученных осаждением из паровой фазы в вакууме

Бармин Александр Евгеньевич, Зубков Анатолий Иванович, Ильинский Александр Иванович

Исследована структура и свойства вакуумных конденсатов на основе железа. Показано, что легирование железа вольфрамом (до 0,8 ат.

Экзистенциальный вакуум как психологический феномен

Лысенкова Екатерина Андреевна

В статье рассматривается переживание экзистенциального вакуума как психологический феномен. Анализируются когнитивный, эмоциональный и мотивационно-деятельностный компоненты этого переживания.

Проблема преодоления экзистенциального вакуума в эпоху постмодерна

Радугин Алексей Алексеевич

Цель статьи рассмотреть проблему поиска личностных смыслов с позиций анализа жизненных практик преодоления экзистенциального вакуума.

Формирование внутренних вакуумов в контексте ценностно-смысловых образований

Куприна Ольга Александровна

В статье представлено эмпирическое исследование, опирающееся на теоретическую концепцию экзистенциальной психологии.

Векшенов C.

Динамика континуума и физический вакуум

Векшенов C.

The article puts to scrutiny different aspects of the issue. Special foci are placed on such issues as a theoretically multiple model of continuum, a dual one.

Вакуум-периметрическая проба и офтальмоплетизмография в ранней диагностике первичной открытоугольной

Опенкова Елена Юрьевна

Рассматривается вопрос оптимизации ранней диагностики первичной открытоугольной глаукомы при помощи метода офтальмоплетизмографии и собственной модификации нагрузочной вакуум-периметрической пробы.

Опыт применения вакуумной аспирационной биопсии под рентгенологическим контролем в рамках маммографи

Захарова Н.А., Григорьев П.А., Громут И.П., Григорьева Л.Ф., Филимонов А.В.

В течение IV квартала 2009 г. и в 2010 г. после проведения маммографического скрининга было выполнено 39 вакуумассистированных биопсий (ВАБ) молочной железы под рентгенологическим контролем.

В Общественной палате РФ прошли слушания на тему «Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства», в которых приняли участие члены ОП, представители органов государственной власти и духовенства, специалисты в области народно

Общественные слушания прошли с целью выработать проект обращения в Министерство культуры для дальнейшего издания закона о сохранении нематериальной народной культуры. Мероприятие завершилось концертом фольклорных коллективов России и стран ближнего зарубежья, где выступили фольклорные ансамбли «Абаата» (Абхазия), «Бастеньки» (Казахстан), «Рада» (Белоруссия), солист Олексий Заец (Украина), «Казачий кругъ» (Россия).

Под традиционной народной культурой, как правило, подразумевают различные формы народного творчества, сложившиеся на протяжении многовекового этнического развития. Хотя понятие это гораздо шире и связано оно прежде всего с национальным самосознанием, позволяющим человеку идентифицировать себя, ощущать свою принадлежность к тому или иному этносу. Этот внутренний стержень опять же помогает сохранить традиции родного языка. «Традиционная народная культура связывает человека с Богом, – сказал в своем приветственном слове председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. – И ее нужно поддерживать, чтобы люди узнавали в народном творчестве себя».

Сегодня, когда исчезают многие элементы традиционной культуры, человек оказывается в духовном вакууме, теряет корни, становится тем Иваном, о котором все мы знаем. По мнению участников слушаний, общественное сознание проявляется в коллективном отношении к образу жизни, истории, культуре своего народа, к системе основополагающих ценностей. Недооценка традиционной народной культуры неизбежно приводит к ослаблению духовно-мировоззренческих и социально-экономических основ развития общества и государства. О том, что народная культура вымывается из общества, начали говорить давно, однако каких-то ощутимых перемен на этот счет не видно. Самое массовое средство информации – телевидение о народном творчестве не имеет никакого понятия, выдавая за это ансамбль гламурной Надежды Бабкиной или двух-трех певичек, присвоившим себе народные псевдонимы. Тот же Всеволод Чаплин отметил, что, к сожалению, в наше время национальная традиционная культура очень мало представлена на широких площадках. «Она сегодня, так сказать, «не формат». Культура разных народов должна пробиваться в СМИ, в школы... Ведь наша культура – это мудрость веков, понятие добра и зла, это связь народа с Богом. Нам нужно ставить вопрос о том, чтобы традиционная народная культура заняла достойное место в общенациональной политике государства», – считает член ОП.

В своих докладах педагоги и ученые констатировали, что, скажем, в детских садах теперь не применяются воспитательные методики с элементами фольклора, во многих вузах закрыты специальности, связанные с изучением народного творчества, то, что было наработано и худо-бедно сохранялось в советские времена, когда поддерживалась многонациональная народная культура, напрочь отринуто и забыто. Одним словом, ситуация бедственная.

Заведующий отделом по работе с фондом фольклорно-этнографических материалов Вологодского областного научно-методического центра культуры Алексей Кулев опроверг бытующее мнение, что этнические культуры разделяют нации. Наоборот – сближают и работают на преодоление межэтнических конфликтов. Докладчик привел убедительные цифры: по наблюдению экспертов, при внедрении изучения народной культуры в школах на 67 процентов снижается уровень преступлений среди подростков, улучшается их физическое здоровье.

«Традиционная культура – это национальный оберег, – афористически заявил в своем выступлении руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко, считающий, что нацию держит вера, язык и традиционная народная культура во всех ее видах и жанрах, и все это надо защищать. Поэтому необходим закон о сохранении народной культуры, ибо «если нам не нужна народная культура, значит, нам не нужен и народ». На слушаниях высказывалось немало толковых и здравых мыслей – о том, что традиционная народная культура служит развитию личности и консолидации общества, что вопрос ее сохранения напрямую связан с вопросом национальной безопасности. Кинокритик Валерий Фомин отметил, что необходимо воспитывать чувство вкуса к народной культуре, и в первую очередь прививать знания и интерес к народной культуре студентам ВГИКа и других ведущих вузов страны. Не без основания киновед уверен, что наш кинематограф развивался только тогда, когда опирался на народную культуру. Сегодняшний кризис в отечественном кино связан в том числе и с тем, что оно отошло от фольклорной культуры.

В озьмём, к примеру, библейский образ Моисеевской революции (переход из одного состояния в другое), который он осуществил, когда выводил еврейский народ из египетского рабства к воображающему духовному будущему с «молочно-кисельными берегами». Это как и сегодня, когда всех нас «повели» из красного рабства! Какую великую цель Моисей поставил перед толпой? Естественно, цель только экономическую — жили бедно, а будем жить богато, были рабами, а станем свободными, были эксплуатируемыми, а станем господами. Слышите! Одна и та же песнь всех революций! Через сорок лет гонок по просторам пустыни, цель была достигнута: дух египетского рабства начисто выветрился из мозгов подрастающего поколения, а приобретённый дух пустынной (голодной) «свободы», раскрепостил все низменные чувствования и дал возможность грабить, насиловать и убивать другие народы, чтобы захватывать их территории и строить там свой будущий Моисеевский рай «с молочно-кисельными берегами». Что было тогда, то происходит и в наше время. Да и вся история изобилует революционными переходами из одной плотской блудни в другую. Правда мы ещё на начальном этапе своего перехода из красного рабства. Сколько нам придётся устраивать всяких гонок по пустыням капитализма, чтобы из нашего сознания начисто выветрился бы ностальгирующий дух коллективного хозяйства? Сорок, сто, тысячу лет? А может быть вообще никогда? Ведь мы уже начинаем привыкать к коллективным движениям из одной политической системы в другую, что нам ещё ожидать?

Привет всем!

Благословляю!

Е сли внимательно вглядеться в своё прошлое, то и там мы легко обнаружим духовный вакуум — чёрные дыры нашего общественного сознания, втягивающие в себя культуры, идеи, философии, религии, науки и всевозможные диковинки от разных народностей. Из всего этого иностранного многообразия, длящегося уже не одну тысячу лет, мы со­здаём и творим свою русскую цивилизованность, своё бытие, свою национальную культуру, всякий раз возрождаясь и обновляясь свежими заморскими испражнениями и прочей идеологической мерзостью и премудростью. В этом, безусловно, нет ничего необычного и удивительного, потому что и все другие государства и народности, формируются подобным же образом, обмениваясь информацией, но, как мне кажется, нам достаётся больше всего. Из нашей страны, нашими же руками, создана мировая общественная помойка, под святым руководством всяких религиозных партий, где сжигаются отходы умственной деятельности всего человечества. Мы живём среди своего вековечного освящённого смрада, вони, гнили, дышим её ядовитыми испарениями и насыщаем свою, вечно голодную и ненасытную душу (утробу), этими телесными испражнениями плотского заграничного мудрствования, совсем не чувствуя ни запаха, ни вкуса.

Е щё можно сказать, что мы стали мировой экспериментальной лабораторией, где ведутся опыты по взращиванию безмозглых рабов, которые без устали будут претворять в жизнь преступные замыслы, идиотские мечты, планы, проекты, «гениев и отцов» народа. В результате, из нас сделали особую породу рабских трудовых особей (вечных каторжан) с воинственным духом, всегда готовых сражаться насмерть друг с другом и другими людьми, подобно римским гладиаторам. Мы очень легко продаёмся за западные блёсточки, за восточные разноцветные тряпочки, за зелёные бумажечки, за китайский ширпотребчик. Мы всё ещё полны надеждой на светлое «красное» будущее и всё надеемся, и всё ждём, что какой-нибудь добрый дядя Арон, или дядя Ганс, или дядя Сэм, или дядя Бог с командой ангелов, или ещё какой-нибудь иностранный дяденька, даст всем нам бабло, вправит нам мозговые извилины, наведёт вокруг нас порядок и научит нас уму-разуму. Мы, как желторотые голодные птенчики, разинув рты, хватаем всё, что шевелится и двигается, питаясь мудростью века сего, заполоняя своё сознание новым, духовным знанием и мечтая по своей ненасытимости хапнуть кусок мерзости пожирнее, покрасивее, поярче. Наша вечноголодная душа, в которой образовался духовный вакуум, обезумевшая в своих страстях и похотях, глотает и сосёт всё подряд, а нажравшись, тащится и кайфует от своего мнимого насыщения и липового спасения.

Делай как я!

Н еужели всем нам суждено вечно плясать под чужую импортную дудку, существовать во тьме кромешной и никогда не увидеть истинный свет в наших мерзких душах? Неужели мне придётся всю жизнь общаться с опустившимся сбродом грязных, вонючих и мерзопакостных душ человеческих, насквозь пропитанных отходами собственных испражнений, вечно ковыряющихся в плотских помойках общественного бытия? А ведь и я такой же был! И меня, с самого рождения моего, определили и принудили к такому плотскому творческому труду, и, также как другие, я не чувствовал ни запаха, ни вкуса. Да и вообще я не знаю и не ведаю того, что делаю и творю вчера и сегодня. Это вполне понятно! Разве мертвец может что-то чувствовать, или осязать, или ощущать, или видеть, или слышать, или о чём-то помыслить? Библия такое психологическое состояние нашей плоти характеризует как состояние живого трупа, где «мертвецы хоронят своих мертвецов». Таким образом, по своей плотской природе, я ходячий умный труп, сеющий разрушение и смерть.

В от такие наши душевные дела и плотские делишки, которым мы преданы всей душой своею и всем разумением своим.

Оловиддин Азим Узбекистан ДУХОВНЫЙ ВАКУУМ И ТВОРЧЕСКИЙ ДУХ (иррациональный подход к проблеме века) Человечество, пожалуй, во все времена задумывалась о своем предназначении. Это давало возможность по-иному переосмыслить свое время. Несмотря на то, что люди разных поколений по разному осмысливали свое экзистенциальное начало, универсальном для нашего сознания является то, что человек всегда критикует то время, в котором он живет. Ему кажется, что именно то время, в котором он имеет возможность быть, является эсхатологическим, так как человечество в своем историческом развитии пришло своему апогею. Концептуальное размышление об истории, анализ и синтез происходящих событий показывает, что всемирно-исторический процесс носит не линейный, а циклический характер, хотя каждое историческое событие является уникальным в своем роде. В процессе наших размышлений о духовном крушении современной эпохи мы будем опираться именно на циклическое понимание всемирного исторического процесса. Начиная еще с древних времен и до сих пор человек искал Бога. На наш взгляд вечный поиск Бога человеком характеризует его не только как потребителя материальных благ, но и как возвышенное существо, который нуждается в духовной экзистенции своего бытия. Существо, не имеющий духовный орган, не смог бы поставить дерзкую задачу познать Бога. В античные времена боги трактовались людьми как очень близкие им существа, которые имеют те же слабости, что и люди. Тем не менее, и в это время человек искал идеального Бога – Бога, которому не присуще те слабости, которые имеет человек, Бога который находиться по ту сторону добра и зла. Данные поиски привели к 1 Оловиддин Азим Узбекистан возникновению монотеистических религий, которых объединяет то, что в них Бог представляет собой как самое светлое, универсальное и возвышенное, о совершенстве которого человеку не дано познать. Человек начинает видит в Боге как своего рода гарант справедливости и безопасности. Бог, которому обращается он, может «все». И это зависит от веры каждого из нас. В то время, как писал выдающийся психолог Эрих Фромм в своем произведении «Бегство от свободы», «человек находить духовное успокоение в религии, так как он, по мнению Э. Фромма, бежит от свободы, ибо он боится изоляции»1. Новое время является основной вехой, в которой человек начинает заново переосмысливать свою экзистенцию. Человек начинает понимать, что Бог его создал по образу и подобию своему. Именно исходя из этого, в центре должен быть не Бог, а он сам. В это время возникают различные концепции антропоцентризма, основная квинтэссенция которых заключается в том, что все для человека, и именно каждый индивид ответственен сам за свою судьбу. Следует отметить, что вера в человека, в его внутренний потенциал порождает неслыханный научно-технический прогресс. В то же время человек остается один на один с холодным и безответным миром. Ему некому исповедаться о том, что его волнует. И нет Всемогущего, которого можно попросить решение своих проблем. Нет и органа, который мог бы возвысить его до Всемогущего - биологи-эволюционисты отобрали это у него, а философы подчинили его в социальную функцию. Возникает психологическая неудовлетворенность, которая, в свою очередь, приводить к интенсификации поиска Бога. В начале двадцатого века люди начинают осуществлять поиск Бога не в Боге, а в людях. Именно в это время, представитель философии жизни, великий немецкий мыслитель Фридрих Ницше провозглашает, что Бог умер, и да здравствует Сверхчеловек. На наш взгляд вывод Ницше необходимо 1 Э. Фромм. Бегство от свободы. Человек для себя. Пер. с англ. - М.: АСТ Москва, 2006. стр. 194-221 2 Оловиддин Азим Узбекистан понимать так, что мы убили Бога в себе. И есть только одна альтернатива – поиск Сверхчеловека. В словах Ницше о смерти Бога отражается процесс заката и смерти духовности в жизни человечества. Закрылись двери сокровенного мира в его внутреннем мире, и во внешнем мире начало исчезать символ вечности и бесконечности - Бог. К сожалению, люди начали искать сверхчеловека не в себе, а в других людях, которые являются всемогущими и могут помочь в решении тех или иных проблем. Этими всемогущими людьми становятся И.Сталин, А.Гитлер, Б.Муссолине и др. Поиск Бога в людях, порождает возникновению тоталитарных режимов. Как еще писал великий русский религиозный философ Николай Бердяев, в своем выдающемся произведении «Истоки и смысл русского коммунизма», «трагедия коммунизма заключается в том, что поиск Бога осуществляется не в Боге, а в людях»2. Следует отметить, что эта вера в людях более всего отражался в вере в разум человека. Расплывчатым лунным пятнам, красота которых так пленяла греческий дух, Гегель придал абсолютную форму, превратив их в золотые строки: «все действительное разумно, все разумное действительно». Свет этой Луны освещает путь корабля, которая в темной ночи плывет в холодном океане. Те, кто на корабле, верят, что в океане станет тем теплее и светлее, чем ближе к Луне. В нашем современном эпохе мы можем наблюдать ту же картину, которое происходило в новое время. Многие классики философии и социологии предупреждали о негативных проявлениях рационализма в будущем. В частности известный социолог ХХ века, представитель чикагской школы Георг Зиммел писал, что будущее становиться похожим на проституцию, в котором мы можем продать и купить все, что 2 Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М: ООО «Издат АСТ»; Харков: «Фолио»; 2003. стр.102 3 Оловиддин Азим Узбекистан мы захотим3. Еще в начале ХХ века известный немецкий социолог Макс Вебер, размышляя о социальных действиях, писал о том, что существует опасность, что основным социальным действием в будущем станет целерациональное действие, в котором будут отсутствовать проявление всяческих ценностей, и наше действие будут подчинены калькуляционном расчетом4. Хотя продолжал М. Вебер, в своем, к сожалению, незаконченном труде «Хозяйство и общества», целерациональное социальное действие является на сегодняшнем этапе развития идеально типической конструкцией5. Э. Фромм в своем произведении «Бегство от свободы» писал, что отношение между людьми начинают выстраиваться по рыночным законам, в котором существует два фундаментальные законы: спрос и предложения. Если человек не обладает теми качествами, на которых имеется спрос, он становиться никем перед обществом и самим собой6. Одним словом, критерий оценки помещаться не в личности, а в экономических отношениях, существующих в обществе. Более шире трактовал данный феномен русский мыслитель И. Герцен в «С того берега», отметив, что «подчинение личности обществу, народу, человечеству, идее – продолжение человеческих жертвоприношений»7. Несомненно, он был прав. Это, в свою очередь означает, что выдающиеся умы человечества пришли к осознанию, что сама по себе рациональное, социальное или экономическое обустройство мира не может обеспечить духовное освобождение человечества, несмотря на изобилие возможностей, которых оно предлагает. Великий Инквизитор может вести всех людей за собой ради хлеба, но взамен он отбирает их свободу. Многие мыслители создавшего этот образ Достоевского называют пророком. Несомненно, что социальное обустройство имеет 3 Георг Зиммель. Избранное. М.: Юрист, 1996. стр. 198-216 4 М.Вебер. Избранное / перевод с нем. Ю.Н.Давидов – Москва: Прогресс. – 1990. стр. 156 5 Вебер М. Хозяйство и общество / Пер. с нем. под научн. ред. Л. Г. Ионина. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2010. стр. 103 6 Э. Фромм. Бегство от свободы. Человек для себя. Пер. с англ. - М.: АСТ Москва, 2006. стр. 454-473 7 Герцен А.И. Сочинения. Т-5. С того берега - М.: ГИХЛ, 1958. стр. 77 4 Оловиддин Азим Узбекистан свою великую миссию по освобождению человека от рабства, но не ему принадлежит последнее слово. И, кажется, на нашем корабле есть и те, которые ясно осознают это, те, кто верит, что только солнечные лучи могущественны расплавить холод в океане и принести свет. Таковые прекрасно понимают, что ночь и холод есть следствие заката Солнца, а свет Луны – всего лишь отражение света Солнца. Последний – образ, приданный Ницше для разума. Несомненно, была своя истина в противостоянии Ницше рациональному пониманию жизни. Он великим своим гением и неслыханной дерзостью бросил вызов идолу современности. Сверхчеловек Ницше побеждает свой разум, чтобы поставить его на службу себе. Внутренним миром Сверхчеловека управляет его свободный от всех притязаний разума свободный дух. Его пленяет гераклитовский огонь как символ мощной жизненной энергии. Он знает, что для духовной высоты нужны иные «крылья», иное «дуновение ветра». Мы уже отметили выше, что человек всегда стремился к высоте. В древние времена это стремление отражается в мифе о Прометее. В нем сверхчеловек обрушивается на богов и демонов природы и похищает у них огонь во имя человека. Огонь олицетворял собой высшее начало в человеке, который наделяет его духовной независимостью перед природными силами. Разум в античные времена помогал человеку возвыситься над своим низшим животным началом. Этим создается образ мудреца как высший образ человека. Христианство дарить человеку благодать и очищает его дух, таким образом, создается образ святого. Оба ответили своеобразно на возникший духовный кризис своего времени, утверждая в человеке некое высшее начало. Мотивом философии мыслителей, о которых речь пойдет дальше, на мой взгляд, является призыв к такому высшему началу во имя истинного образа человека. Их ответом на возникший кризис современности является выдвижение образа 5 Оловиддин Азим Узбекистан человека как свободного творца. Их объединяет взгляд на человека, который имеет высшую духовную природу – свободный дух и творческое призвание. Исходя из целей данного эссе, здесь мы будем рассматривать их мысли, делая акцент на это. Если обратить внимание на движущий мотив философии некоторых иррациональных мыслителей нашего времени, то станет ясно, что ими движет борьба за высшее начало, придающий смысл человеческому существованию в мире. Эта борьба делает их философию персоналистичной, поэтичной, страстной. Эта борьба придает им чувство трагичности жизни и существования. Они пытаются утешать свои одинокие сердца, призывая других к борьбе и найти в них понимание, часто заранее зная, что их ждет только разочарование. Таков, например, характер философии Ницше. «Воля к власти» есть высшее начало, за которого он борется. Стать Сверхчеловеком значит утвердить свою высшую природу. Персоналисты и экзистенциалисты, видят такое высшее начало в свободе. Свобода, у них, необходимое условие стать личностью. Для них, свобода, личность или экзистенция есть нечто, чего надо добиться, за что надо бороться, прилагая усилия8. Они утверждают человека как свободного духа, и смысл его существование не видят без свободы. Это возвращает им давно забытое чувство благородного происхождения собственного бытия, которого они защищают с рыцарским мужеством и творческими притязаниями. В то же время с огненным жаром утверждается творческая природа в человеке. У Ницше, например, Сверхчеловек – это, прежде всего творящее: «Я не говорит, но Я делает». «Будьте созидающими»9. Так говорит Заратустра. У Сартра – человек есть свободное существо, создатель ценностей. По Киркегору, человек есть индивидуальность, если он реализует свою свободную волю свободным приданием 8 Коплстон Ф. История философии. ХХ-век. – М.: Наука, 2002. стр. 16-17 9 Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра. Пер. с нем. - М.: Изд-во Московского университета, 1990. стр. 34 6 Оловиддин Азим Узбекистан формы и направление своей жизни. У Мунье личность развивает себя свободными творческими актами10. Во всех вышеуказанных случаях, человек не просто индивид, он есть личность, или свободное творческое существо. Он независимое существо с духовной природой, которое превосходит биологический и социальный уровень. Таким образом, утверждается два высшее начало в человеке – свобода и творчество, также и третий – духовность (в случае С.Киркегора, Ф.Ясперса, Н.Бердяева и др.) Но в данный момент нас интересует первые два принципа. Как мы видим, во всех вышеуказанных случаях, творчество и свобода - неотделимые друг от друга «стихии». Личность не может созидать и творить, если он несвободен. Это духовная аксиома. «Свобода есть творческая энергия, возможность создание нового»11. Признание в человеке бесконечной свободы предполагает его обладателем бесконечного творческого духа. В какой-то мере можно даже сказать, что духовный кризис в сознании современного человека произошел потому, что религия больше утверждала духовное начало в человеке, но в недостаточной степени – творческое начало. Каждая эпоха бросает свои вызовы и требует на них творческого ответа, и религия также призвана ответить таким образом. Хотя мистики давно осознавали эту истину. Например, величайший суфий востока Джалал-и-Дин Руми в своем произведении «Тайный смысл сокровенного» пишет, что в человеке есть бесконечный творческий дух, и именно он высоко возвышает его над миром12. С этим соглашается Ницше, который утверждает, что если у человека искра жизни, творческий дух, угасает, человек становиться наподобие 10 Коплстон Ф. История философии. ХХ-век. – М.: Наука, 2002. стр. 18-27 11 Н.А. Бердяев. Опыт парадоксальной этики - М: ООО «Издат АСТ»; Харков: «Фолио»; 2003. стр. 198 12 Мавлоно Жалолиддин Румий. Ичингдаги ичингдадур: фалсафий асар// Масъул мухаррир Н.Комил /. – Т.: Ёзувчи, 1997 7 Оловиддин Азим Узбекистан обезьяны, который умеет только подражать13. Прав и Н.Бердяев, который говорит, что вопрос о призвании и назначении человека в мире – это вопрос о творчестве14. И в мотиве восстания иррационалистов против господства разума можно проследить желание утвердить абсолютную свободу человека и его творческие притязания. Это восстание не предполагает унижение разума, ибо это было бы мракобесием, но стремление разбить его сковывающие человеческий дух преграды и расширить его границы. Познает не только интеллект, но целостный дух. И не будет ошибкой сказать, что этот фаустовский дух присуще всем иррациональным течениям философии запада и востока. Их представителей возбуждает неудержимая жизненная энергия, границ не знает не только их свободный дух, но и их творческий дух. Несомненно, не каждое творчество достоин называться творчеством в истинном смысле слова, так как истинное творчество невозможно без питательных сил своего источника – универсальной духовной энергией, которая лежит в основе всего творения. Именно эта энергия наделяет человека нескончаемым творческим вдохновением и жизненной силой. Отпадение от этого источника приведет к угасанию творческого огня. Так мы утверждаем, в нашем случае третье начало - духовность. Анализируя протекание жизненных процессов в природе, Анри Бергсон в своей книге «Творческая эволюция» пишет, что в основе всех движущих сил в природе лежит жизненная энергия, питающийся от духовной силы15. Его дополняет индийский философ Шри Ауробиндо, который в своей книге «Синтез йоги» пишет, что «игры духовных сил проявляется и в самой высшей точке духовного мира, и в самой глубине материи»16. Руми также утверждает, что есть бесконечная духовная сила, лежащая в основе всего 13 Ницше Ф. Полное собрание сочинений / Пер. Ф.Зелинского и др. Т.1. – М.: Моск. Книгоиздательство, 1909. стр. 301 14 Н.А. Бердяев. Опыт парадоксальной этики - М: ООО «Издат АСТ»; Харков: «Фолио»; 2003. стр. 212 15 Бергсон А. Творческая эволюция. - М., 1998. стр. 220 16 Шри Ауробиндо. Синтез йоги. М.: Алетейя, 1992. стр. 246 8 Оловиддин Азим Узбекистан мира. Она одаряет человека большой жизненной энергией и сама смешается с жизнью. Истинно говоря, сама жизнь это созидание и творчество17. Это приводить нас к более широкому пониманию творчества, чем например это делает рационалисты. Для рационалистов творческое начало заключается преимущественно в интеллекте. Их творчество – интеллектуальный акт, направленный на познание бытия как объект. Но мы уже знаем, что в глубине жизни дышит бесконечный творческий дух. «Дух дышит, где хочет»18. Это можно сказать и о творческом духе. В этой связи, приведение нами здесь понятия «духовное творчество» прольет свет на нашу мысль. Руми в вышеуказанном своем произведении различает два вида творчества – интеллектуальное и духовное. Если интеллектуальное творчество, по его словам, есть нахождение конца вещей, создание все новых и новых вещей, и ограничивается границами разума, то духовное творчество есть открытие в своем внутреннем мире духовной силы, лежащая в основе всего, и через этой силы, стать единым с Богом19. Ближе к этому, но без пантеистического «растворения» определяет Н.Бердяев «теургию» (так он называет духовное творчество). По его мнению, теургия это осуществление творческих актов человеком совместно с Духом и в Духе 20. Творческий экстаз гения и есть искра творческого акта, осуществленный вместе с Божественным Духом. Здесь две творческие волны – божественный и человеческий встречаются так, что рождаются великие произведения, до глубины сотрясающие души. По моему мнению, поиск Бога в ХХI веке – это, прежде всего обострение вопроса о духовной свободе человека и его творческого самоосуществления. Призван 17 Мавлоно Жалолиддин Румий. Ичингдаги ичингдадур: фалсафий асар// Масъул мухаррир Н.Комил /. – Т.: Ёзувчи, 1997. 18 Библия. Евангелие от Ионна. 3.3. – Москва: Российское библейское общество, 2010 19 Жалолиддин Румий. Ичингдаги ичингдадур: фалсафий асар// Масъул мухаррир Н.Комил /. – Т.: Ёзувчи, 1997 20 Н.А. Бердяев. Опыт парадоксальной этики - М: ООО «Издат АСТ»; Харков: «Фолио»; 2003. стр. 69 9 Оловиддин Азим Узбекистан ли человек в творческом соучастии в миротворении, и откуда он черпает силу для этого – вот один из основных вопросов философской мысли нынешнего века. Человек призван к свободе и творческому дерзанию. Это основная тема философии Н. Бердяева. Эта высшая природа человека никогда не оставит его в покое. Были и будут утонченные души, которые, даже бодрствуя в темной ночью, сторожат свободу человека и его достоинство. Таков был Франц Кафка, например. Даже в темных уголках своего рабского царства, человек смутно слышать божественный зов к высоте, тоскует о своем некогда потерянном достоинстве, видеть сладкие сны о небесном полете. Человек всегда восставал против тирании созданных им миров, и от того, как он ответить на вызов современного мира, зависит судьба нынешнего века. Как мы отметили выше, источник человеческой свободы и его творческой энергии лежит не в обществе или внешнем мире, а в духе. Это значить, что вопросы о свободе человека и его творческом призвании найдут свое разрешение только тогда, когда человек обратиться к своей высшей духовной природе. Это обращение и заключается в ответе человека на божественный зов о своем творческом назначении, и необходимости бороться за свободу своего духа. И здесь, важно осознать, то, что духовное освобождение и творческое становление человека невозможно без взаимодействия его с Богом, с Богом не отвлеченным, а живым. Ибо только встреча двух волн – человеческого и божественного в свободе и любви, способен так высоко поднять человека и его достоинство. Его жизнь обретет смысл, а путь – просветление. Для этого, человек, прежде всего, должен отбросить свои наивные, унизительные для него и для Бога представления о Боге и собственном назначении. Унизительно судебное понимание взаимоотношений с Богом, наивно идея загробного наказания и награждения, устарело идея о человеке, призванный только ―доброму‖ 10 Оловиддин Азим Узбекистан морально-нормативному поведению. Неспособность творчески решить подобные антиномии в современном сознании и ведут часто к религиозному фанатизму. До сих пор сознание человека было заполнено идолопоклонничеством. Делали либо Бога идолом, либо человека. Человек либо отказывался от своей свободы ради божественной, рабски понимая волю Бога, либо свергнув этих же божественных идолов, сам становился на их места. Духовный вакуум в современном мире возник как раз потому, что человек создал нового идола в лице себя, всецело отказывая в признании соучастие Бога в своей жизни. Пустота возникла в нем именно потому, что он начал осознавать свое бессилие в одиночку преодолеть тяжесть этого мира. Для преодоления этой пустоты, человеку необходимо по новому взглянуть на вопрос о своем призвании, идя не по путям идолопоклонничества и рабства, а по путям духовной свободы и творческого дерзновения. Величайший мистик востока Румий в своем произведении ―Маснавий‖ говорил о том, что в человеческой душе есть центр творческих сил, и только проникая в глубь своего духа, человек может пробудить эти силы21. Но это проникновение в глубь духа меньше всего означает идолопоклонничества. Человек черпает свою свободу и творческие силы из глубины духа. Только обращение в дух, мир нумена, который лежит в основе всего, может освободить человека от ужасающего детерминизма феноменального мира. И высшее призвание человека в том и заключается, что он должен отдать все свои творческие силы для освобождения себя и мира от рабства и зла. Это, несомненно, требует от него рыцарскую благородность и мужество. Вся сложность здесь заключается в том, что человек не в силах сделать это в одиночку. Он нуждается в поддержке Бога. Это обоюдный процесс, это взаимное проникновение, это совместное действие. ―Истина 21 Жалолиддин Румий. Маънавий маснавий - Т.: «Шарк» НМК, 1999 11 Оловиддин Азим Узбекистан сделает вас свободными‖22 - вот дерзновенные слова, которые исходили из уст великого Посвященного. Духовная свобода и освобождение творческих сил человека невозможно без приобщения к духовным реальностям. Должна быть пролита свет из иного мира, и согреть дух человеческий, подобно солнечные лучи, проникая в плоть яблоко, одаряють его вкусом! Вышеперечисленные нами концептуальные конструкции мыслителей о современности свидетельствуют о том, что рационализм ХХ века в ХХI веке приведет к поиску Бога и новому пониманию назначения человека. Анализ современного нам времени демонстрирует нам, что данный процесс имеет место быть. Это проявляется в том, что в настоящее время возникают различные экстремистские движения, усиливается национализм, падает нравственность, т.е. происходит духовное крушение всего человечества. И нам думается, что кризис нашего времени призвано открыть новое начало в истории человечества – начало духовного творчества. Духовный вакуум современности и требует такого ответа – его невозможно решить чисто интеллектуальными усилиями и привычной логикой, в отрыве от жизненного источника. Решается оно только духовными творческими актами, осуществляемыми духовными личностями. Таким образом, для решения поставленных выше вопросов, философам, писателям и религиоведам нашей современности нужно сконцентрировать свою деятельность на духовное просвещение людей о силе человечества и о возвышенности Бога. Необходимо создать такую архитектонику мышления, в котором отражается единство человечества во всемирном историческом процессе. 22 Библия. Евангелие от Ионна. 8:31-36 – Москва: Российское библейское общество, 2010 12 Оловиддин Азим Узбекистан СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: Высшая школа, 2001 2. Коплстон Ф. История философии. ХХ-век. – М.: Наука, 2002 3. Новый Завет. – Москва: Российское библейское общество, 2010 4. И.Кант. Сочинения в шести томах. – Москва, 1964 5. Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра. Пер. с нем. - М.: Изд-во Московского университета, 1990 6. Ницше Ф. Воля к власти. – Минск, 1999 7. Ницше Ф. Полное собрание сочинений / Пер. Ф.Зелинского и др. Т.1. – М.: Моск. Книгоиздательство, 1909 8. М.Вебер. Избранное / перевод с нем. Ю.Н.Давидов – Москва: Прогресс. – 1990 9. Вебер М. Хозяйство и общество / Пер. с нем. под научн. ред. Л. Г. Ионина. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2010 10. Георг Зиммель. Избранное. М.: Юрист, 1996 11. Э. Фромм. Бегство от свободы. Человек для себя. Пер. с англ. - М.: АСТ Москва, 2006 12. Н.А. Бердяев. Опыт парадоксальной этики - М: ООО «Издат АСТ»; Харков: «Фолио»; 2003 13. Н.А. Бердяев. Диалектика божественного и человеческого / Н.А. Бердяев. Философия свободного духа - М: ООО «Издат АСТ»; Харков: «Фолио»; 2003 14. Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М: ООО «Издат АСТ»; Харков: «Фолио»; 2003 15. Н.А. Бердяев. Философия свободы - М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2000 16. Герцен А.И. Сочинения. Т-5. С того берега - М.: ГИХЛ, 1958 17. Сѐрен Кьеркегор. Жизнь. Философия. Христианство / Сост. и пер. с англ. И. Басс. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 18. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. - М.: Республика, 2000 19. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.-527 с (Мыслители XX в.) 20. Бергсон А. Творческая эволюция. - М., 1998 21. Шри Ауробиндо. Синтез йоги. М.: Алетейя, 1992 22. Мавлоно Жалолиддин Румий. Ичингдаги ичингдадур: фалсафий асар// Масъул мухаррир Н.Комил /. – Т.: Ёзувчи, 1997 23. Жалолиддин Румий. Маънавий маснавий - Т.: «Шарк» НМК, 1999 13