Эффективность работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми критерии экспертной оценки признаков одаренности учащихся. Организация работы с одаренными детьми в условиях сельской школы

1.Выявление одаренных и талантливых детей.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффектив ная идентификация одаренности посредст вом какой-либо одноразовой процедуры тес тирования невозможна. Поэтому вместо од номоментного отбора одаренных детей учителя нашей школы направляют свои усилия на постепен ный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения в условиях общеобра зовательного учреждения, т.е.

прогнозирование умственной одаренности, трудностей её развития, поиск путей применения их в какой-либо деятельности, анализ особых успехов ученика;

представление критериев психолого – педагогических методов развития;

диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологической службы.

Условно мы выделяем три категории одаренных детей:

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

В лицее отработана диагностика профессиональной компетентности учителей, работающих с одаренными детьми.

Психодиагностические методики для определения природных предпосылок склонности к тому или иному стилю педагогической деятельности.

Психодиагностические методики для определения склонности к стилю, ориентированного на результат.

Шкала эффективности педагогического стиля.

В лицее определены критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми:

Высокая коммуникативная культура, наличие творческих способностей.

Стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

Профессиональная компетентность.

Умение найти подход к нестандартным детям.

Доброжелательность, чуткость, педагогический такт.

Знание возрастной психологии.

3. Цели работы с одаренными детьми.

В качестве приоритетных целей обучения детей с общей ода ренностью мы выделяем следующие:

– Выявление одаренных детей.

– развитие духовно-нравствен ных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое при менение оно будет иметь);

– создание условий для развития творческой личности;

– развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и рас крытие самобытности и индивидуаль ного своеобразия его возможностей);

–обеспечение широкой общеобразо вательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компе тентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными по требностями и склонностями учащихся.

4.Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности .

интеграция предметов школьной программы, дающая возможность развития общеучебных информационных и мыслительных навыков;

организация факультативных курсов по углубленному изучению предметов;

организация научно – исследовательской деятельности учащихся;

организация и участие в интеллектуальных играх (школьный Интеллектуальный марафон, международная игра Кенгуру, Всероссийская игра Русский медвежонок, школьная заочная математическая регата)

использование публикаций в Интернете и учебных программах на дисках с иллюстрациями и большим выбором обучающих заданий – ресурсом самопознания;

обучение во Всероссийской заочной физико-математической школе при МГУ им. М.В. Ломоносова ВЗМШ, чтобы иначе взглянуть на привычные вещи, показать красивые математические идеи и проблемы, научить решать нестандартные задачи. Эта одна из возможностей учёта интересов, склонностей и способностей учащихся. Обучение заочное, что прививает навыки самостоятельной работы с научной литературой, приучает к системному умственному труду.

5. Методы психолого – педагогического воздействия при работе с одаренным детьми.

Соревнование, индивидуальное или групповое, в результате которого учитель видит каждого ученика с его личными ресурсами учебного успеха.

Организация взаимной деятельности . помогающая учить задавать вопросы, анализировать и создавать новые задачи, находить ошибки.

Личностно – мотивированное обеспечение деятельности учащегося, мотивация через интерес к собственному Я, при котором поиск своих отличий от остальных начинает доминировать над поиском сходства, формировать осознанную Я- концепцию.

Формирование вербально – логического компонента интеллекта через семантику языка, смысла предложений, определяющегося их грамматической структурой и лексическим наполнением.

Создание комфортных условий обучения и воспитания . организация творческой развивающей среды, уменьшающей давление стереотипов; проведение нетрадиционных форм занятий.

Организация систематической внеклассной работы по предметам, способствующей развитию творческих способностей.

Использование современных образовательных технологий в обучении предмету и воспитательной работе.

6. Общие принципы обучения

К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

Принцип индивидуализации и диф ференциации обучения состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особен ности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

Принцип учета возрастных возмож ностей предполагает соответ ствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям ода ренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможно сти могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может при вести к отрицательным последствиям.

Источники: http://edu.tatar.ru/z_dol/lic1/page139414.htm

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества и проверенные методы работы с одаренными детьми.

Номинант Национальной премии в области литературы «Поэт года-2014».

Место работы: МБОУ СОШ №7 (Новониколаевский кадетский корпус) Дзержинского района города Новосибирска.

Телефон: 267-86-10, 267-68-01.

На сегодняшний день в педагогической науке выделяется несколько видов одаренности детей.

    Академическая одаренность (высокая способность к учению и обучению).

Признаки: высокий интеллект, хорошая долговременная память, легкое и быстрое усвоение материала.

    Интеллектуальная одаренность (умение анализировать, мыслить и рассуждать). Признаки: ученик задает много необычных вопросов, остро реагирует на все новое, ясно и правильно выражает в речи свои мысли.

    Художественная одаренность.

Признаки: ребенок любит рисовать, лепить из пластилина или глины, сочинять сказки или писать стихи и рассказы, видит в обычных окружающих предметах необычные фантастические образы, выражая при этом свои эмоции и настроения, любит музыку, обладает хорошим слухом, легко и правильно голосом воспроизводит мелодии, легко обучается игре на музыкальных инструментах, высоко и правильно оценивает произведения искусства: живопись, скульптуру, музыку, литературу.

    Творческая одаренность (умение мыслить оригинально, не шаблонно).

Признаки: ребенок интересуется игрушками, в основе которых есть механизмы: моторчики, редукторы, лампочки и т.п., любит разбирать игрушки, бытовые электроприборы и конструировать из деталей различные поделки и модели, разбирается в технике.

    Психомоторная одаренность (спортивная).

Признаки: ребенок быстро овладевает спортивными снарядами и инвентарем, физически развит, энергичен, легко выполняет спортивные нормативы для своего возраста.

Одаренность в одном чистом виде, как правило, не встречается. Одаренный ребенок талантлив во всем, поэтому встречается сочетание одновременно нескольких видов одаренности с преобладанием какого-либо одного вида. Задача педагога в этом случае – увидеть вид наибольшей одаренности ребенка и направить это качество по нужному пути развития.

Учитывая перечисленные выше признаки, можно составить портрет одаренного ребенка:

    Задает много вопросов, проявляет интерес к разного рода вещам, иногда не по возрасту.

    Смело высказывает свое мнение и умеет отстаивать его.

    Обладает богатым воображением и фантазией, имеет много идей, иногда сумасшедших, часто решает задачи нетрадиционным способом.

    Имеет развитое чувство юмора.

    Воспринимает красоту окружающего мира. Хорошо рисует, пишет сказки, стихи.

    Стремится к самовыражению, хочет выделиться и быть не таким, как все.

    Преимущественно умеет сглаживать конфликты, тактичен в отношениях с окружающими, но бывают и единичные исключения.

    Любит поисковую и исследовательскую работу.

    Иногда склонен к рискованным, авантюрным действиям.

В дальнейшем в статье пойдет речь о критериях оценки одаренности детей в области литературного творчества и о тех практических методах работы с ними, которые дают на взгляд автора наибольший результат.

Многие исследователи данного вопроса считают основным критерием литературной одаренности детей выявление эстетического отношения автора литературного произведения к окружающей действительности.

Например, для выявления эстетического отношения к действительности А.А. Мелик-Пашаев предлагает ученику дать описание двух предметов, различных по своему виду и принадлежности, фиксируя все определения и характеристики предметов, данные учеником. Результатом анализа является соответствие эстетического отношения к действительности ученика одному из пяти уровней. Для первого уровня свойственно отсутствие признаков художественного типа, когда ребёнок даёт предметам безоценочно-описательные определения. Для второго уровня характерно появление единичных элементов художественного описания, однако в целом описание остаётся конкретно-предметным. На третьем уровне обнаруживается стремление поведать о «душе» предмета, его внутренних свойствах. На четвёртом уровне ребёнок обнаруживает большую эмоциональную отзывчивость, интерес к предмету. Описание строится преимущественно из оценочных определений. На высшем – пятом уровне ученик стремится к оформлению своего впечатления в целостной, выразительной и завершенной форме художественного типа. Данный уровень свидетельствует о том, что ребёнок занимает позицию потенциального автора художественного произведения, а, следовательно, обладает признаками индивидуальной одарённости.

О.Л. Иванова относит его эстетическое отношение к действительности к одному из трёх уровней – низкому, среднему и высокому. Для низкого уровня характерно аналитическое восприятие, когда ребёнок выделяет отдельные свойства предметов; целостное впечатление возникает в результате сложения впечатлений из отдельных предметов и их свойств. Средний уровень отличает обобщённое восприятие, когда ребёнок видит целое как сложение разных частей, выявляя отношение между ними. На высшем уровне ученик демонстрирует целостное видение, в котором соединяются обобщённое и аналитическое восприятие, порождающее развивающийся образ.

Критерии развития детской художественной одарённости:

1. Эстетическое отношение к действительности.

Восприятие действительности, степень увлечённости, любования им, восприятие его эмоционального тона.

Преобладание безоценочно-описательных характеристик

Преобладание эмоционально-оценочных характеристик

Преобладание образных описаний предметов (образы-метафоры, образы-характеры, образы-картины)

2. Ценностное отношение к продуктам творческой деятельности других людей

Ребёнок не проявляет интереса к работам других детей

Проявляет интерес к работам других детей, чтобы сравнить их со своей работой с целью обнаружить в них недостатки

Проявляет большой интерес к творческой деятельности других детей. Может оценить качество работ – своих и других людей, радоваться их успехам

Практически все исследователи этого вопроса отмечают и другие немаловажные критерии художественной одаренности детей.

3. Развитие воли к выражению творческой компетентности.

4. Проявление самостоятельности в решении поставленной задачи.

5. Творческая инициатива.

6. Оригинальность замыслов и образов.

7. Владение материалом и художественной формой (единство формы и содержания).

8. Эмоционально-ценностное отношение к предмету изображения, богатство ассоциаций, сравнений и метафор.

Все эти критерии одаренности имеют место и не подлежат сомнению, и как руководитель детского литературного клуба я их использую в своей работе.

На основании этих критериев я разработал оценочные уровни для детской одаренности:

    Подражательный – уровень воспроизведения подобного.

    Подмастерье – подражательный уровень с некоторыми элементами мастерства.

Понятно, что две последние категории встречаются крайне редко (раз в столетие), поэтому задачей руководителя детского литературного клуба считаю развитие мастерства в работе с художественным словом, не исключая при этом более высоких ступеней, к которым каждый мастер должен стремиться.

В работе руководителя определяются два этапа:

а) диагностика одаренности;

б) развитие одаренности.

На первом этапе даю задание всем учащимся написать стихотворение или рассказ на заданную тему с обязательным прочтением какого--либо оригинального талантливого образца. Причем больше задевает за живое образец, написанный предыдущим поколением талантливых авторов, которые уже покинули стены школы. При этом показываю первый том Антологии школьной поэзии с фотографией и произведением автора. Антология вышла в печать в Новосибирске в 2009 году в Издательском Доме «Вертикаль». В 2016 году планируется издать второй том с лучшими произведениями учеников – победителей районных, городских Всероссийских и Международных литературно-исторических конкурсов.

Лучшие работы, соответствующие вышеперечисленным критериям, отбираются, и дальнейшая работа продолжается с детьми, имеющими ту или иную степень одаренности. Дальнейшая работа строится по индивидуальному принципу, но обязательно следует проводить и общие читки произведений (у нас это называется литературными посиделками).

Приглашаем на встречи с членами литклуба «Пегас» Ветеранов Великой Отечественной войны, писателей и поэтов. Частый гость в нашей школе – член Союза писателей России Владимир Павлович Романов – известный новосибирский поэт. Ученики пишут стихи к урокам истории и обществознания. Традицией школы стал ежегодно проводимый конкурс «Мы против наркотиков!». Ему посвящается номер альманаха. Проводим литературно-художественные конкурсы и вечера, где звучат детские стихи лучших авторов. В 2013-2014 г.г. победители городского литературного конкурса «Щукинское перо» выступали трижды на областном депутатском радио «Слово», где читали стихи и рассказы, посвященные 120-летию родного Новосибирска и Дзержинскому району, в котором мы живем и учимся. Эти крупные мероприятия стимулируют многих детей к созданию своих произведений. Раз в четверть в школе издается литературно-художественный альманах «Пегас» с произведениями, фотографиями и рисунками авторов, которые мы отправляем на конкурсы (от районных до Международных), и результаты не заставляют долго ждать. В апреле-мае 2014 года Амбурцев Иван, Бармина Алена, Дозорова Анастасия и Чугаев Алексей стали Лауреатами городского конкурса «Щукинское перо» в номинации «Моя малая Родина».

Особо следует отметить участие не только членов литклуба «Пегас», но и учащихся кадетских классов нашей школы во Всероссийском историко-литературном конкурсе, посвященном 70-летию Победы. Дипломы Лауреатов получили:

Рыжкова Евгения (Высшая категория), Емельянова Анастасия (Вторая категория), а Новикова Лиза (начальная школа) в августе 2015 года стала Лауреатом Международного конкурса, посвященного 70-летию Победы. Она награждена поездкой в Международный лагерь «Орленок».

В заключении следует сказать, что каждый год из школы уходят авторы, но с новым учебным годом работа продолжается, и больших успехов можно достичь только тогда, когда весь коллектив участвует в этой работе, а публикации ребят на таком высоком уровне дают им большой стимул в их дальнейшей деятельности, даже если она и не будет связана с литературой.

В 2013 году на Областном депутатском радиоканале «Слово» была записана серия радиопередач, посвященных 120-летию нашего города, с участием литературно одаренных учащихся нашей школы:

Чугаев Алексей и Бармина Алена с радиожурналистом

Еленой Александровной Волковой.

Литература

    Иванова, О.Л. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребёнка / О.Л. Иванова. – СПб, Речь, 2009.

    Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общенаучных отношений». - М., 1991. - С.149-159.

    Мелик-Пашаев, А.А. Некоторые проблемы детской художественной одарённости / А.А. Мелик-Пашаев // Одарённый ребёнок. 2003. - № 5.

    Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376с.

    Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Изд. Центр «Академия», 1996. - 416 с.

МБОУ СОШ №7 (Новониколаевский кадетский корпус),

«Виды моделей данных» - Имитационное моделирование. Наглядные пособия. Классификация моделей. Информационные модели. Одномоментный срез. Цель моделирования. Вопросы для обсуждения. Кружки. Модели. Погода. Табличные модели. Элементы системы. Этапы моделирования. Системы. Граф. Объект. Моделирование в Интернет. Классификация.

«Математическая модель» - Процесс мат. моделирования. Абсолютная погрешность – разность между истинным значением числа и приближенным. 3. Погрешности метода. Проведение математического исследования. Численные методы. Физическая модель. Математическая модель. При решении научно-технических задач в основном используются вещественные числа.

«Принципы построения математических моделей» - Устойчивость состояния равновесия. Уравнение Михаэлиса-Ментен. Варианты. Конкурентное ингибирование. Наклон прямой. Сила катализа. Ферментативная реакция. Концентрация фермент-субстратного комплекса. Объем культиватора. Графическое выражение. Сравнение конкурентного и неконкурентного ингибитора. Скорость роста микроорганизмов.

«Формы представления моделей» - Схема второго этажа. Используется для описания объектов, обладающих одинаковым набором свойств. Описание модели с помощью формального языка. Компьютерная программа. Иерархическая модель. Кроме данных форм представления существуют другие формы представления моделей. Чертежи домов. Блок – схема алгоритма.

«Имитационные модели» - Этапы микроимитации. Проблемы в микроимитации. Имитация других событий. Метод Монте-Карло. Изучение влияния образования на уровень рождаемости. Имитация изменений состава домохозяйства. «Балансирование» числа событий в процессе имитации. Имитационные модели. Демографические модели. Имитационные модели рождаемости.

«Виды моделей» - Модель также может быть НЕ АДЕКВАТНОЙ. Моделирование - процесс создания и использования моделей. Модели моделирование. 3. Моделирование. Немасштабные: кукла; детский рисунок. Вставить клип!!! 9. Виды моделей по отраслям знаний. 1. Основные понятия. 7. Виды моделей в зависимости от времени. 4. Адекватность моделей.