Экологическое образование в доу по фгос. Консультация "экологическое воспитание в рамках фгос дошкольного образования. Виды детской деятельности

Опыт работы воспитателя детского сада "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".

Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данная статья может быть полезна воспитателям детского сада, родителям, педагогам дополнительного образования.
Пояснительная записка:
В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.
Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства, именно в этом возрасте закладывается основа представлений о природе, формируются основы экологического сознания.
Задачи экологического воспитания
1. Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения ко всем объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
2.Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру.
Цель экологического воспитания детей - получение детьми достоверных знаний, представлении, приобретение навыков ответственного, доброжелательного, бережного отношения к природе.

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего Мир
природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный
источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Семья, как ячейка общества, воспитывает в нас самые прекрасные качества: трудолюбие, заботу о ближнем, усердность, сочувствие, сопереживание.
Окружающий мир – это самый богатый источник знаний для ребенка. Маленький человечек бережно и с интересом относится к цветочкам, бабочкам, яркому солнышку да ко всему, что он видит вокруг себя. Взрослым, поддерживая вот такой искренний интерес ребенка к природе, важно помнить о воспитании бережного отношения к ней. Любовь к окружающему миру взрослые должны прививать ребенку с самого раннего детства с пеленок, своим личным примером. С самого рождения ребенок любит природу, стремится к единению с природой. Дети этого возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения в природе. (Не бросят камень в кошку, не оставят после себя мусор, не разорят муравейник, не сорвут без надобности цветок и листок).
Дети должны знать, что растения и животные, птицы - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, заводят потомство, а самое главное, чувствуют боль.


Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, воздух, птичке – семена, вода и тоже воздух, животным – корм и вода, воздух.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.
Если ребёнок не знает и не понимает ничего то, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может.


Форма работы с детьми дошкольного возраста:
- привлечение дошкольников к наблюдениям и сравнениям.

Например, после появления нового листочка, бутона, цветка можно предложить воспитанникам «сфотографировать» растение, а затем нарисовать растение с натуры. Затем сравнить растение, нарисованное с растением с «фотографии». Обязательно сделать вывод, что изменилось, какие несовпадения. Такие действия способствуют развитию наблюдательности, внимательности к некоторым деталям, да и способствуют развитию сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста.
- метод демонстрации.
Этот метод заключается в том, что ребенку необходимо демонстрировать натуральные предметы, их изображения с помощью картинок, фотографий, кинофильмов, диапозитивов.
Метод демонстрации используют для того чтобы уточнить, обобщить, систематизировать знания детей дошкольного возраста о предметах, явлениях в окружающей действительности.
- метод рассказывания.
Рассказывая ребенку о явлениях, предметах окружающей действительности., вы обогащаете впечатления у ребенка, оказываете влияние на его ум, воображения ребенка, на его чувства, его отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Рассказ должен иметь четко определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и интересных для детей фактах, можно привести примеры или случаи из своего личного опыта.
- чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы.
Этот метод способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сочувствия и сопереживания.
- беседа.
Беседу используют для обобщения и систематизации знаний у детей дошкольного возраста. Беседуя ребенок дожжен знать, о чем идет речь, чтобы включиться в диалог, поддержать беседу, слушать и понимать собеседника, иметь возможность ответить на какие-то вопросы, задаваемые по ходу беседы.
- игра.
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является – игра, поэтому играя, ребенок учиться взаимодействовать с природой, учиться общаться с птицами, животными, растениями, учиться взаимодействовать с предметами неживой природы.
Игры бывают разной классификации:
- дидактические игры экологического содержания.
В дидактической игре имеются определенные правила, своя структура и система оценивания детей.
Существует несколько видов дидактических игр: настольно-печатные игры, игры с предметами, словесные игры.
Настольно- печатные игры, это игры направленные на развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, классификация, обобщение).
Игры с предметами – это игры с различными материалами (мозаикой, листочками, шишками и т.д.)
Словесные игры направлены на развитие внимания, быстроту реакции и связную речь.
Очень важно в развитии экологического воспитания являются посещение зоопарка, цирка, океанариума, экскурии.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Наблюдая как живут животные в зоопарке, цирке, кто и как за ними ухаживает, ребенок начнёт строить из
кубиков, кирпичиков или другого материала клетки для животных и птиц, заселять их игрушечными животными.
Дети получают не только знания о жизни животных, о внешнем виде, среде их обитания, но и учатся за ними ухаживать и заботится о них. Они строят красивые, большие, удобные клетки, кормят их, моют клетки. Распределяют обязанности, контролируют работу друг друга (директор, сторож, шофёр и так далее).
Знакомя детей с животными, живущими рядом с человеком, дать возможность ребёнку принимать активное участие за животными (покормить, почистить клетку), привлечь к созданию условий для них от холода.


- Игры с природным материалом.
Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, порой его создают, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике в своей игре. Дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.


И самое главное привить ребенку главные принципы жизни его в гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
1. Что я хочу сделать?
2. Зачем мне это нужно?
3. Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?
5. «Подумай о последствиях!»


У всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не жили у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.
Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у ребенка, способствуют формированию у ребенка ценности к окружающей его действительности, воспитывают у ребенка бережное отношение к природе, ко всему, что его окружает.
Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.

В правовых документах, определяющих государственную политику в сфере образования, обозначены такие приоритетные задачи: воспитание патриотизма, формирование целостного гармоничного мировоззрения личности, переход к ноосферному мышлению. Важнейшей задачей экологического образования является воспитание экологически культурной личности, осознающей последствия своих действий и наделённой чувством ответственности за своё поведение перед природой, современниками и потомками.

Актуальность, цели и задачи экологического воспитания дошкольников по ФГОС

Общество, нынешнее и будущее, остро нуждается в экологически грамотных людях, которые смогут обеспечить устойчивое развитие цивилизации без потрясений и катастроф.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам…

Конституция РФ, ст. 58, 1993 г.

Актуальность экологического образования

Под экологией в современном научном мире понимают науку о «доме» человека, на языке терминологии - биосфере, её особенностях и взаимосвязях с человеком, а самого человека - с обществом. Современная экология преодолела границы естествознания, динамично интегрировалась с антропологией, культурой, философией, благодаря чему приобрела ярко выраженный мировоззренческий фокус. Экологическое сознание в широком смысле представляет собой совокупность мировоззренческих принципов, природоохранной образованности и поведенческих стратегий, нацеленных на природное окружение.

Острота проблемы взаимоотношений человека и природной среды непосредственно связана с вопросом перспективы сохранения жизни на планете. Степень актуальности проблемы экологической безопасности пропорционально возрастает в связи с бесконтрольным развитием промышленной сферы производства, нещадной эксплуатацией природных ресурсов, игнорированием закономерностей организации био- и экосистемы на фоне роста численности населения.

Глубокий и всесторонний анализ сложившегося в современном мире характера взаимоотношений социума и природы привёл учёных к выводу о необходимости перехода к гуманистически-щадящему и научно обоснованному стилю взаимодействия человека с окружающей средой обитания. Человечество обязано гарантировать сохранность природной среды, необходимой для выживания последующих поколений.

Цели и задачи, формы образовательной деятельности

Разрешение назревшей экологической напряжённости требует комплексного и всестороннего подхода, связанного, прежде всего, с воспитанием нового типа мышления в рамках общей экологической культуры. Модель экологического воспитания и образования в целях достижения максимальной эффективности необходимо выстраивать на принципах всеобщности и преемственности, объединяя в единую цепь все уровни образовательной системы - начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным образованием. (ст. 72, п.1 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» ст. 72, п.1)

Экологическая компетентность не ограничивается приобретением багажа теоретических познаний об окружающей природной среде или осознания необходимости бережного отношения к природе. В основу современной модели экологического воспитания заложен аспект осознанной природоохранной деятельности, смысл которой в том, чтобы сформировать у ребёнка навыки личностных, познавательных, социальных, управляющих, контролирующих и других универсальных действий.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 10. 2013 № 1155 базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и предусматривает соблюдение принципа согласованности экологического воспитания со всеми образовательными сферами:

  1. Область «Социально-коммуникативного развития» поможет достичь формирования эмоциональной эмпатии, отзывчивости по отношению к объектам природного окружения, заложит практические навыки безопасного поведения в социальной и природной среде.
  2. Образовательная сфера «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение знаний о физических свойствах объектов природы, развитие понимания гармонического единства и целостности экологической системы планеты Земля во всём разнообразии народов и многочисленных видов живых организмов.
  3. Область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир художественной литературы о природе, познакомит с уникальными фактами, расширит рамки рекомендованных министерством учебных пособий.
  4. Наконец, сфера «Физическое развитие» решит задачи по формированию здорового образа жизни, привнесёт глубокое внутреннее осознание его ценности и значимости в судьбе каждого человека.

Дошкольное образование согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ является начальной ступенью образовательной системы, поэтому является важным этапом этического, социального и интеллектуального развития будущего гражданина.

Цель формирования основ экологической культуры у детей - воспитание гармоничной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе

Специально организованный процесс освоения ребёнком дошкольного возраста новых знаний реализуется в двух направлениях, которые носят системный характер:

  • теоретический - овладение универсальными знаниями о жизни человека и законах окружающего мира;
  • практический - активизация познавательной деятельности посредством спонтанного экспериментально-практического способа обретения новых знаний.

Цель формирования основ экологической культуры у детей - воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её.

Понятие «экологическая культура» включает в себя такие аспекты:

  1. Безопасный для планеты способ человеческой жизнедеятельности, при котором общество регулирует свои потребности, а также способы их удовлетворения при помощи системы моральных, духовных и правовых норм, экономических моделей и социальных институтов.
  2. Личная ответственность каждого жителя планеты за свою деятельность в отношении природы, сознательное ограничение материальных запросов.
  3. Целенаправленное освоение экологических знаний и практическое использование природоохранных навыков в своей жизни.
  4. Основой экологической культуры должны стать уважение и любовь к природе. Человек совершенствовал культурные навыки в процессе адаптации, создавая искусственную среду обитания как способ защиты от непредсказуемости стихии. Экологические проблемы современности ставят перед человеком задачу обретения глубокого понимания окружающего мира и установления гармоничной связи между сообществом людей и природой.

Такие мероприятия способствуют воспитанию навыков экологической культуры дошкольников, формированию экологического сознания, развитию у детей бережного отношения к природе

Для реализации обозначенной цели требуется решение следующих задач:

  1. Образовательная - пробудить живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы. Кроме того, реализация образовательной задачи требует проведения информационной работы, направленной на экологическое просвещение, развитие компетентности и внутренней культуры непрагматических отношений с природой.
  2. Развивающая - сформировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды.
  3. Воспитательная - становление экологического мышления, совершенствование эмоционально-мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.

Экологическое воспитание осуществляется в рамках педагогически целенаправленной организации различных форм деятельности дошкольника:

  1. Игровая - вовлечение ребёнка в традиционные и народные игры экологического содержания, в которых он символически борется за здоровую и процветающую жизнь природы, осваивает в ролевой импровизации правила и законы экологической этики и учится отличать негативные по направленности действия, несущих разрушение гармонии.
  2. Познавательная - активное участие ребёнка в экологических экспериментальных проектах, экскурсиях, прогулках; формирование понимания гармонического единства и взаимодействия природы, умения видеть закономерности, ценить неповторимость и особенность каждого объекта, признавать право на существование каждого живого существа без ложного чувства собственного превосходства.
  3. Трудовая - осознание потребности растений или животных в заботливом уходе и внимании, формирование ответственности за живое существо и осторожности в обращении с ним, воспитание стремления к экономии природных ресурсов, созиданию и восстановлению среды обитания.
  4. Художественно-эстетическая - гуманизация отношений ребёнка с природой, актуализация эмоционального восприятия в процессе творческого воплощения красоты окружающего мира в формах рисунка, песни, стихотворения.

Практическая работа, экспериментирование может проходить в группах, кабинете экологии, на участке для исследовательской деятельности, в лесу, цветнике

Организация экологической среды

Необходимым условием для реализации образовательных задач, сформулированных ФГОС, является организация специальной экологической среды, в реалиях которой и происходит формирование и развитие человека.

Использовать окружающую среду как источник образовательного материала, педагогически её организовывать - одна из основных задач, возлагаемых на педагога-дошкольника.

Е. И. Тихеева

Детский сад по методу Е.И. Тихеевой / Е.И. Тихеева. – М.: Л., 1930. С.41

Современная пространственная среда нередко сковывает ребёнка. В учебно-воспитательных учреждениях, к сожалению, часто можно наблюдать шаблонный подход к решению вопроса обустройства детского пространства - как по содержанию, так и по условиям наполнения. В семьях также нередко господствует более прагматичный взгляд на эту проблему.

В своё время А.С. Макаренко уделял большое значение включению живых растений в интерьер.

Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил оранжерею, и не какую-нибудь, а с расчётом на гектар цветов, как бы дорого это ни стоило… Не только в спальнях, столовых, классах, кабинетах стояли цветы, но даже на лестницах. Мы делали из жести специальные корзинки и всем в бордюры лестницы уставляли цветами. Это очень важно.

А.С. Макаренко

Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1988. с.152

Осуществлять экологическое образование в условиях интерьеров, где отсутствуют цветы, аквариумы, живой уголок, тематические стенды по экологической проблематике, весьма затруднительно.

Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. п.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребёнок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом образовании отводится созданию зоны природы: рядом с ребёнком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т. е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

С.Н. Николаева

Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2003с.93

Сопереживая и помогая героям историй, путешествуя или отдыхая вместе с ними, дети незаметно для себя осваивают экологические знания

Таблица: рекомендации по организации экологического пространства в образовательном учреждении

Элементы Функциональная роль Формы и методы работы
Кабинет экологии Познавательная, релаксация Экологические занятия, игры, самостоятельные игры в уголке природы
Лаборатория Интеллектуальное развитие, практические исследования Экспериментирование, опыты, наблюдения
Живой уголок Психологическое расслабление, познавательная, обогащение эмоциональной области, освоение навыков ухода за объектами живой природы, воспитание чуткого отношения к живым существам Уход за растениями, животными
Зимний сад Образовательная, релаксационная, освоение навыков ухода за объектами живой природы Наблюдение, игры, отдых, уход за растениями, оздоровительные упражнения
Библиотека Познавательная, формирование интереса к чтению Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждений прочитанного, проведение конкурсов
Экологическая тропинка Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребёнка, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, исследовательская работа
Огород, сад Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения Уход за растениями, наблюдения, сбор и использование экологически чистого урожая, знакомство с правилами экологической безопасности
Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты) Познавательная, эстетическая, игровая, развитие эмоциональной сферы Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок, которые будут использоваться для экскурсий, игр, проведения фольклорных праздников
Музей, картинная галерея Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая Экскурсии в местные музеи, галереи, изучение картин с пейзажами, создание музеев и мини-музеев в ДОУ
Изостудия (художественная студия), дизайн-студия Эколого-эстетическая, эмоциональная Интегрированные (эколого-эстетические) занятия, изготовление костюмов, декораций для праздников (в том числе из бросового материала), игр, иллюстрации к художественным произведениям и детским сказкам
Театральная студия Эстетическая, развитие фантазии, речи, актёрских данных через участие в экологических постановках Экологические инсценировки, спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания, театр кукол, сделанных из бросового материала
Музыкальный зал Эколого-эстетическая Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий, связанных с темой природы
Физкультурный зал Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие Подвижные игры, упражнения-перевоплощения в растения и животных, эстафеты, эколого-оздоровительные прогулки
Бассейн Оздоровительная, игровая, познавательная Занятия (преимущественно по блоку «Вода», «Животные»), экологические праздники
Коридоры, холлы Познавательная, развивающая, эстетическая Создание отдельных уголков, ландшафтных пейзажей, фольклорных элементов, мини-планетариев, картинных галерей, оформление информации о программе и т. п.
Компьютерный класс (или отдельные компьютеры) Развитие интеллектуальных способностей, навыки работы на компьютерах, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач Компьютерные игры экологического содержания для дошкольников, прослушивание записей звуков природы
Уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные) Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы Самостоятельные исследования, игры, общение с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ
Фитобар Оздоровительная, познавательная, релаксационная Ознакомление с растениями в процессе лечебных процедур

Принципы экологического воспитания

К принципам экологического воспитания относятся:

  1. Индивидуальный подход - ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.
  2. Научность - обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.
  3. Доступность - содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
  4. Наглядность - чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
  5. Систематичность и последовательность - необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации.
  6. Согласованность - продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.
  7. Комбинаторность - продуманное сочетание различных видов образовательной деятельности.
  8. Целостность - установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает сформировать у ребёнка понимание единства мира.

Программы по экологическому образованию дошкольников

На сайте Федерального института развития образования (ФИРО) размещены проекты более чем двадцати программ дошкольного образования. Каждая из рекомендованных программ разработана в соответствии со всеми необходимыми требованиями образовательного стандарта, формулирует задачу по становлению экологической культуры дошкольников, при этом имеет свои особенности по масштабу содержательной части и приоритетной направленности. Закон «Об образовании» Российской Федерации подчёркивает, что педагогический коллектив ДОУ имеет возможность самостоятельно отдавать предпочтение какой-либо из имеющихся программ, если она наиболее полным образом соответствует принципам и условиям работы данного образовательного учреждения . Все программы условно можно разделить на две большие типологические группы:

  • комплексные - придерживаются принципа целостности подхода к образованию с учётом существующих психолого-педагогических норм, т. е. обучение, воспитание и развитие осуществляются во всех направлениях, способствуя всестороннему и гармоничному развитию воспитанников.
  • парциальные - акцент делается на одно направление в обучении и воспитании ребёнка, при таком подходе перед педагогом будет стоять задача реализации грамотного комбинирования нескольких узких целевых программ.

В каждой программе на первый план выдвигаются развивающие функции образования, обеспечивающие становление личности ребенка и ориентирующие педагога на его индивидуальные особенности

Вкратце опишем основные программы.

Группа комплексных программ

«Диалог» (руководитель коллектива авторов - О.Л. Соболева)

Это новейшая программа, в которой целый раздел посвящён проблемам формирования экологического сознания воспитанников дошкольных учреждений. Становление и развитие начального экологического сознания является одним из приоритетных направлений программы. С точки зрения авторов программы, экологическое мышление ребёнка развивается на нескольких уровнях:

  • классическая биоэкология;
  • социальная экология, взаимоотношения личности с обществом;
  • этические и духовные ценности;
  • практическая сфера природоохранной деятельности.

В реализации данного направления ставятся конкретные задачи с учётом возрастных особенностей детей:

  • 3–4 года - получение первичных знаний о мире живой и неживой природы;
  • 5–6 лет - закладываются фундаментальные основы экологической культуры на основе развития начальных экологических представлений;
  • 6=7 лет - становление базовых форм экологического сознания дошкольника.

«От рождения до школы»

Это новая редакция Типовой программы воспитания и обучения в ДОУ 1985 г., разработана она с учётом современных научных достижений и опыта отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа базируется на принципах гуманно-личностного отношения к ребёнку, нацелена на гармоничное всестороннее развитие, становление и развитие духовных общечеловеческих ценностей. Доминирует развивающая модель образования, призывающая педагога ориентироваться на индивидуальные особенности воспитанника, такой подход соответствует осовремененной «Концепции дошкольного воспитания» (В.А. Петровский, В.В. Давыдов и др.) о значимости и ценности дошкольного этапа детства.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в детском саду, и обеспечивает их разностороннее развитие по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому

Принцип культуросообразности является базовым в построении программы в целом. Экологическое воспитание ориентировано на знакомство детей с окружающей природной средой. Ключевыми задачами экологического образования являются:

  • Познавательная - сформировать элементарные представления о мире природы, как целостной экосистеме. Усовершенствовать такие познавательные навыки, как наблюдение, выдвижение гипотезы, описание причинно-следственных связей, обоснование, экспериментальная проверка своих предположений.
  • Воспитательная - заложить основы здорового отношения к объектам живой и неживой природы, подвести к осознанию необходимости бережного отношения к своему родному краю.

«Истоки» (Т. И. Алиева, Т. В. Антонова и др.)

Особое внимание авторы уделяют личностному развитию ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями, рассматривают семь основных характеристик личности, которые важно сформировать у ребёнка. Программа ориентирована на развитие интереса к получению знаний о явлениях природы (подраздел «Природа и ребёнок»), но познавательные задачи сформулированы без конкретизации, слишком обобщённо. В тематическом плане в основном представлен животный мир, мир растений фактически отсутствует. В целом программа интересна по многим аспектам, но не достигла современного комплексного уровня всестороннего экологического образования.

«Развитие» (Л.А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.)

В основе программы лежит комплекс научных теоретико-экспериментальных авторских методик, а также психологическая концепция Л.С. Выготского, согласно которой становление сознания человека является определяющим направлением развития человека.

В разделе «Ознакомление с природой» сформулированы цели и задачи:

  • Для детей 4–5 лет осознать богатство и разнообразие мира природы, получить базовые представления о нормах и правилах поведения по отношению к объектам живой природы.
  • К 6 годам сформировать представление о простых закономерностях цикличной смены времён года и сезонных изменений в растительном и животном мире.
  • Воспитанникам 6–7 лет дают знания о конкретных природных экосистемах и эволюционных процессах на Земле. Таким образом, программа реализует цели осознанного формирования экологической культуры у дошкольников.

«Детство» (Т.Н. Бабаевой, З. А. Михайловой и др.)

Программа разработана для многостороннего, обогащённого интеллектуального, эмоционального и физического развития ребёнка в различных видах деятельности.

Структурно-содержательный материал распределён на четыре тематических блока:

  1. Знания о строении и особенностях жизненных функций (дыхание, рост, питание и т. д.) растительного и животного мира.
  2. Способы адаптации и взаимоотношений объектов живой природы со средой обитания.
  3. Представления о циклическом характере последовательных изменений, развитии и размножении живых организмов.
  4. Информация экосистемного профиля, во время занятий дети узнают, что деятельность человеческого сообщества может иметь как созидательную, так и разрушительную направленность по отношению к миру природы.

Программа отличается высоким образовательным уровнем, поэтому требует высокого технологического уровня воплощения, оснащённости ДСУ необходимой материально-ресурсной базой.

Цели экологического воспитания реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения

Группа парциальных программ

«Паутинка» (Ж.Л. Васякина-Новикова)

Программа выстраивается на методике кругового обучения, предлагает широко использовать игровые и поисковые методы образовательных действий. Программа составлена для трёх возрастных групп (младшая, средняя и старшая), система знаний включает четыре содержательных блока:

  1. Раскрывается тема, посвящённая поиску оптимальных форм взаимоотношений общества людей и животного мира.
  2. Ознакомление с понятием биосфера (почва, вода, воздух), формирование у детей представлений о влиянии природных условий на становление и развитие этноса.
  3. Прослеживаются общие закономерности образа жизни людей, происходящие благодаря временным изменениям.
  4. Рассматривается взаимосвязь мира фауны и флоры с природной средой обитания.

Кроме того, к профильным программам экологического воспитания относятся:

  • «Жаворонок» (В.А. Зебзеева, Н.А. Быкова),
  • «Мир вокруг нас» (Т.И. Попова),
  • «Наш дом - природа» (Рыжова),
  • «Юный эколог» (С. Н. Николаева).

Есть и другие парциальные программы.

Экологические проекты для дошкольников

Экологические проекты познавательно-экспериментальной направленности помогут педагогу выстроить эффективную работу по части экологического воспитания дошкольников.

«Наш весёлый огород»

Проект краткосрочный для детей младшей дошкольной группы (3–4 года). Цель - в процессе ухода и наблюдения за растениями пробудить любопытство детей, интерес и любовь к труду. У детей дошкольного возраста ограниченные представления о том, где и в каких условиях растут растения. Для успешной практической реализации проекта полезно привлечь родителей к организации необходимых условий.

  1. Сформировать у детей представление о том, что растения живые и требуют ухода, их выращивают из семян, поливают, удобряют почву и т. д.
  2. Ознакомить с названиями и предназначением трудового инвентаря.
  3. Воспитать осознанное бережное обращение с живыми организмами, прививать навыки трудолюбия, нацеливать на получение положительных эмоций от процесса общения с растениями.

Реализация проекта по сферам ФГОС:

  1. Коммуникативно-личностная - каждый ребёнок посадит луковицу в землю в специально подготовленный ящик.
  2. Познавательная - проведение занятий: «Мой огород» (посадка овощей, наблюдение за ростом, организация правильного ухода за растением и почвой). Для закрепления теоретических знаний организация дидактических игр: «Волшебный мешочек», «Что растёт на огороде», «Сложи картинку-пазл», «Разгадай загадку» и т. д.
  3. Речевая - чтение художественной литературы на тему овощей, разучивание стихов (Стихотворения: С. Агарков «Слёзы льются градом», И. Демьянов «Во дворе переполох», сказки, например «Про вершки и корешки», Н. Балашова «Сказки про овощи и фрукты» и т. д.).
  4. Художественно-эстетическая - демонстрация иллюстраций, занятия по рисованию и лепке, театрализованная импровизация «Репка», разучивание песни «Огородная-хороводная».
  5. Физическое развитие - пальчиковая игра «Капуста», динамичная игра «Наш огород».

Проект для старшей дошкольной группы «Зелёные спасатели»

Условия для проведения проекта - организовать экологическую среду для проведения исследовательской работы детей путём экспериментальной деятельности.

Часть территории получила название «Королевство природы»: огород для овощей, лекарственных растений, цветов. На практических занятиях воспитанники высаживают рассаду и затем наблюдают за ростом, ухаживают за цветами, зерновыми культурами.

Дополняет основной проект специальный, под названием «Экологический паспорт». Дети рисуют карту «Королевства природы», с обозначением изучаемых объектов. Например, дерево получает свой паспорт с описанием биологических характеристик, зон распространения, художественного образа в сказках, стихотворениях или песнях, фольклоре.

Игры в экологическом воспитании дошкольников

Игра представляет собой логичный и естественный для ребёнка способ освоения новых знаний, умений и навыков, поскольку в дошкольном возрасте она является ведущим типом деятельности.

Дидактическая игра «Паутинка жизни»

Принимает участие группа детей от десяти и более. Для проведения игры будут необходимы:

  • мягкие игрушки или иллюстрации:
    • животных,
    • насекомых,
    • деревьев,
    • цветов,
    • моря или реки,
  • разноцветные ленты.

Все дети рассаживаются в большой круг, в центре располагается ребёнок, который исполняет роль солнца. Желательно, чтобы малыш, изображающий солнце, был одет в жёлтый костюм. Воспитатель обращается к каждому ребёнку с вопросом: «Кем бы ты хотел быть?». Каждый ребёнок получает игрушечного или нарисованного персонажа, которого он выбрал. Далее, воспитатель задаёт вопрос, обращаясь к каждому герою игры: «Кто нуждается в солнечном свете и тепле? Птицам необходимо солнце, а животным, а растениям?». Ведущий передаёт кончик цветной ленты каждому участнику, который говорит, что ему нужно солнце или другое растение, животное, вода, воздух и т. д., таким образом, между детьми образуется разноцветная паутина жизни, связывающая всех воедино.

Игра с мячом «Назови предмет»

В центре круга - ведущий, он бросает мяч каждому участнику и называет категорию объектов природы: растения, животные, птицы, рыбы и т. д. Ребёнок вступает в игру, когда поймает мяч. Задача игрока - перечислить пять названий той категории, которая ему досталась, например: «Я знаю пять животных» и называет (кот, лиса, заяц, тигр, слон), после чего возвращает мяч ведущему. Следующему ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Цветы» и т. д.

Пластическая игра-имитация «Бегает, летает, плавает»

Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации животных или птиц, рыб и предлагает детям с помощью телесной пластики изобразить способ движения тех, чьи изображения они видят.

Игра «Пищевая цепочка»

Ведущий предлагает игроку соединить ленточкой изображения всех животных, охотящихся друг за другом, выживание которых взаимно зависит от их существования, например, лягушка, комар. Все дети помогают найти правильные иллюстрации.

Список литературы в помощь методисту и воспитателю

  • Аксёнова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя)
  • Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  • Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
  • Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
  • Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
  • Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).
  • Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
  • Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
  • Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
  • Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
  • Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.
  • Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
  • Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
  • Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.

Дальнейшее развитие человеческой цивилизации возможно только при условии гармонизации отношений с природой, глубоком осознании человеком своей подлинной роли в системе экологической регуляции. Кроме того, экологическое воспитание приобретает новый смысл, поскольку должно открыть возможности для стабильного развития и движения общества к гражданскому согласию и миру.

«Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников. Требования ФГОС к реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 145 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани Биктова А.Н.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко

Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, морей, резвились под теплыми дождями, с восторгом шлёпая по лужам, собирали полевые цветы, ели с каждого куста и с любого дерева всё, что было съедобно, радовались солнцу и снегу. Наверное, именно это и помогло нам мечтать, верить в светлое будущее. Но бедные наши дети! Каких невосполнимых богатств они лишены. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйскую руку».

Радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота, моря, которые вот-вот взорвутся, уничтоженные за ненадобностью животные, вырубленные леса, опустевшие деревни и сёла – вот наше наследство.

В любой газете, в любом журнале кричим об экологии, призываем оглянуться вокруг и увидеть то, что мы натворили, требуем вернуть нам природу в чистом виде! Не поздно ли? Природа, человек, нравственность – понятия тождественные. И к великому горю, в нашем обществе именно эти понятия разрушены.

Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но согласитесь, мы очень мало занимаемся воспитанием экологической культуры у детей. В этой борьбе за будущее человечества, за экологию и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни . Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагает:

Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Очень эффективно, когда все эти направления интегрируются в одном занятие. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

Для этого необходимо: Формировать у детей элементарные знания о природе… Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней. Развивать у детей трудовые навыки и умения. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными. 15. Воспитывать у детей любовь к природе и необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

Актуальность темы. Вывод:

  1. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
  2. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

Требования ФГОС к реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Сейчас я предлагаю обратиться к нормативно-правовым документам, которые мы должны учитывать при работе с детьми по экологическому воспитанию:

  • Зак он Российской Федерации “Об образовании”
  • Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”
  • ФГОС ДО

По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, которая включала в себя экологическое воспитание детей, называлась «Познание». Теперь по новому Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года, вместо 10 образовательных областей, осталось только пять:

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие

● речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие

Теперь экологическое воспитание мы должны реализовывать в образовательной области, которая называется «Познавательное развитие». ФГОС ДО регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и позволяет поиному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

Согласно ФГТ содержание данной образовательной области «Познание» было направлено на познавательное, интеллектуальное развитие детей; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора и т.д.

ФГОС ДО ставит целью образовательной области «Познавательное развитие»: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие

Задачи: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира..

В ближайшее время всем вам необходимо будет переосмыслить и продумать содержания нашей работы в соответствии с новыми утвержденными ФГОС ДО. А это означает, что необходимо будет откорректировать основной общеобразовательной программу дошкольного образования вашего ДОО, необходимо будет изменить и содержание образовательной области Познавательное развитие, где в содержательной форме необходимо будет описать систему работы ваших педагогов по экологическому воспитанию, уже в соответствии ФГОС ДО, заложить все специфические особенности обучения и развития детей: варьирование сроков усвоения материалов, систему работы, специальные подходы, методы и приемы экологического воспитания, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. Возможные трудности при реализации ФГОС ДО безусловно возникнут, но вы вместе со своими педагогическими коллективами должны быть настроены оптимистически и приложит максимум усилий, чтобы их преодолеть. Ведь ФГОС ДО – совершенно новый этап в дошкольном образовании, новый прорыв, который мы надеемся, изменит систему дошкольного образования во благо наших детей


Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области и предусматривает решение таких задач как:
— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО .

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой . В этом случае у детей формируются не только экологические знания , но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

Практические материалы по экологическому образованию дошкольников (тематическое планирование, конспекты занятий, наблюдений и др.) Вы можете скачать на странице сайта в разделе «Познавательное развитие».

Прежде всего, необходимо создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения.
В группе должен быть оборудован экологический центр , где будут представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы.
На территории дошкольного учреждения желательно создать опытный участок, метеостанцию, «экологическую тропу» , чтобы воспитанники могли проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

Различные экологические акции и проекты помогут сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, разработку Красной книги природы родного края, создание игрушек из бросовых материалов и др.
Названия акций и проектов могут быть следующие
— «Зеленый город»;
— «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
— «Братья наши меньшие»;
— «Покормите птиц зимой»;
— «Полезные ископаемые нашего края»;
— «Водоемы нашего края».

Результатом практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников можно считать:
— создание стенгазет с рассказами о любимых питомцах;
— написание рассказов о животных и растениях, рекомендаций по уходу за животными и растениями;
— разработку презентаций, фоторепортажей и др.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или Вы хотите уточнить какие-то моменты в работе по экологическому образованию, то пишите в

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Антуан де Сент-Экзюпери

https://ekolog17.jimdo.com/

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас - на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

Это положение отражено в «Программе воспитания и обучения в детском саду», формулирующей две главные задачи:

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача - сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога - укрепить эту связь

Формы занятий по экологии

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

  1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
    • экскурсии,
    • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
    • чтение художественной литературы,
    • рассказы об особенностях ухода за животными.
  2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
    • различные тематические игры,
    • викторины,
    • рисование и конструирование,
    • наблюдение,
    • ответы на вопросы детей,
    • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
    • работа в живом уголке,
    • подготовка экологических праздников и т. д.
  3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

Подготовка к занятиям по экологии в детском саду предусматривает широкое применение разнообразных дидактических и наглядных материалов. Причём часть из них можно готовить совместно с детьми. Так, в подготовительной и старшей группах можно приготовить наглядные пособия для малышей. Например, на занятиях по конструированию ребята могут сделать наглядный материал по теме «Огород». Только в начале занятия обязательно надо предупредить, что их поделки будут использоваться как наглядный материал для малышей. Это очень важно! Дети (да и вообще люди) любят, когда их труд нужен кому-то, а не пропадает даром.

Наглядное пособие по теме «Огород», изготовленное дошкольниками средней группы, порадует самых маленьких воспитанников ДОУ

В начале занятий можно просматривать диафильмы и мультфильмы («Рыжая кошка», «Паровозик из Ромашкова», «Клад», «Бабочка», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Шапокляк»), а затем обсуждать просмотренное. Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» - порассуждать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром.

Рассматривание картинок и картин - один из приёмов, используемых на занятиях. В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты. В средней, старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И. Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них.

Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

Игры также можно применять на занятиях по экологическому воспитанию, причём как настольные (например, различные лото, «Найди пару», «Где кто живёт», «Вершки и корешки»), так и подвижные (например, «Спасительное дерево», «Гномики в лесу», «В зоопарке» и любимая от мала до велика потешка «У оленя дом большой»). В качестве дидактических материалов и пособий можно использовать плакаты, модели, схемы, календари природы, оформленные на экологические и живые уголки, выставки рисунков, комнаты природы.

Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей

Видео: потешка «У оленя дом большой»

Программы по экологическому воспитанию

Существует 2 типа программ для дошкольных учреждений: комплексные и парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают какое-то одно или несколько тематически близких направлений.

Комплексные программы

Наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах «Детство», «Радуга» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира и человека.

«Кроха» посвящена развитию детей самого младшего возраста, поэтому задачи тут простые: созерцать, наблюдать, познавать. Согласно данной программе, в дошкольных учреждениях рекомендуется обустроить живой уголок. Посещение его особенно полезно тем детям, родители которых не разрешают заводить животных дома.

В часть программы «Детство» «Ребёнок открывает для себя мир природы» входят 4 блока, которые учитывают возрастные особенности детей:

  • сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);
  • механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);
  • знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса);
  • знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).