Эмансипация женщины в семье. Жизнь с современной эмансипированной женщиной Теории женской эмансипации

Еще одним синонимом женского движения являлся термин «эмансипация женщин». Эмансипация (лат. emancipatio) у Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона трактуется как «правомерное освобождение лица от юридической зависимости, предоставление неполноправному лицу полной юридической правоспособности; освобождение группы населения от некоторых ограничений в правах, сравнительно с прочими гражданами»51.

Или, выражаясь современным языком, это процесс освобождения какой-либо социальной группы или класса, находящихся в зависимом положении по отношению к другим социальным группам, классам.
В первой половине XIX века - до начала 1860-х годов самым популярным и актуальным был термин «эмансипация крестьян». Термин «эмансипация женщин» «появился в середине XIX века и изначально обозначал движение женщин за освобождение от зависимости и/или угнетения, отмену ограничений по признаку пола, стремление к правовому равенству полов. lt;...gt; Эти процессы сопровождались оформлением женского движения как социального»52.
Важно различать внешнюю эмансипацию - создание правового обеспечения свободы волеизъявления и выбора личности и внутреннюю эмансипацию - готовность личности принять эту свободу.
Особенности изучения женского движения
в отечественной историографии
В советской историографии понятия «женский вопрос» и «женское движение» тоже часто выступали как синонимы. Но здесь это происходило в развитии марксисткой интерпретации «женского вопроса» и отрицания женского движения как субъекта социального действия. Исторически это был результат политической борьбы в начале XX века и господства марксизма в качестве «единственно верной теории» и единственной методологии в советской науке.
Методология изучения женского движения была заложена трудами А. М. Коллонтай, которая долгое время единственная из российских марксистов работала над этой темой. Тезис Коллонтай, что «женский мир, как и мир мужской, разделен на два лагеря lt;...gt; буржуазный и пролетарский»53 показал путь применения марксисткой теории к феномену женского движения и феминизма. «Родовыми пятнами» марксистского подхода выступают утверждения политической несамостоятельности женского движения, отрицание его значимости (уже в силу только того, что оно носило либеральный характер), отрицание существования в России феминистского движения и утверждение в противовес тезиса о существовании женского пролетарского движения.
Подходы к изучению темы
Общая методологическая непроработанность темы социальных движений в отечественной науке определила ряд проблем в исследовании женского движения.
Тема общественных движений в советской науке на теоретическом уровне не разрабатывалась, и историки избегали давать определения женского движения в своих работах. Поэтому одной из особенностей и проблем историографии женского движения России в отечественной науке выступает «непрописанность», размытость базовых понятий темы, таких как «общественное движение», «женское движение», «женский вопрос», «феминизм», «суфражизм».
В качестве теоретического подхода в советской науке использован прием рассмотрения женского движения в широком и узком смыслах. В широком смысле под движением понималось любое политическое участие женщин, и прежде всего участие в освободительном движении. В узком - деятельность женщин в самодеятельных женских организациях, вызванная особенностями их экономического и политического положения. Так, Большая Советская энциклопедия определяла женское движение как «борьбу женщин за уравнение прав с мужчинами в экономической, общественно-политической и культурной областях, а также их участие в общеполитической борьбе»54.
Часть исследователей, расширительно трактовавших женское движение, маркировали любую общественно-политическую деятельность женщин как участие в женском движении. И тогда становились возможным выводы, что «в 1870-е годы не существовало какого-либо иного женского движения, кроме народнического»55. Все, чем занимались женщины в сфере политической - будь то работа в революционных и либеральных партиях, проведение специфических женских акций протеста, издание женских журналов, организация женских обществ и т. д., - все объявлялось женским движением. Тем самым стирался феномен женского общественного движения как женского. Широкое прочтение ключевого для темы термина при условии, что авторы не давали определения движению, вносило путаницу и делало работы по теме несопоставимыми и даже противоречащими друг другу.
Расширительное толкование феномена женского движения влекло за собой снижение его политической значимости и утверждение его политической несамостоятельности. Начиная с работ А. М. Коллонтай, либеральное женское движение определялось как движение, находящееся под идейным и организационным руководством кадетской партии, хотя на деле оно появилось на полвека раньше самой кадетской партии.
Кроме того, расширительное толкование женского движения использовалось в советское время в разного рода партийных, правительственных документах, было представлено в официальных изданиях. Большая Советская энциклопедия определила задачи женского движения после установления Советской власти как «всемерное содействие строительству социализма, защита социалистического отечества, вовлечение всех женщин в активную политическую и общественную деятельность»56.
Те исследователи, которые рассматривали движение в узком смысле, т. е. изучали, собственно, женское движение, были поставлены в рамки классовой схемы анализа, выделявшего в нем два направления - буржуазное и пролетарское. Первые советские исследователи определяли участниц либерального женского движения и феминизма как представительниц буржуазии, что было заведомым и грубым упрощением. Затем, жонглируя тезисом о «буржуазности женского движения», они доказывали его незначимость для российского социума57.
Исследователи позднесоветсткого времени отошли от подобной жесткой классовой интерпретации женского движения и избегали называть участниц движения буржуазками. В единичных монографиях, исследующих тему движения, они рассматривали его либо с позиций «женского вопроса»58, либо вписывали составляющей частью в освободительное движение59. И та и другая постановка исследовательской проблемы правомерна, но не ставит объектом своего анализа, собственно, женское движение.
В советской науке была предпринята попытка рассмотреть женское движение как некий целостный социальный феномен через деятельность его организаций. 3. В. Гришина - одна из немногих исследователей советского времени, которая в своем диссертационном исследовании «Женские организации в России. 1905 - февраль-март 1917»60, сделала попытку теоретически обосновать значимость либерального женского движения для процесса социальных изменений. Она определила движение как «общественную деятельность женщин, вызванную особенностями их экономического, гражданского и политического положения. Наиболее полное отражение оно находит в деятельности организаций, созданных с целью борьбы за улучшение этого положения»61. К сожалению, диссертационное исследование Гришиной не было издано в виде монографии. В дальнейшей своей работе Гришина рассматривала женское движение именно как общественное движение, т. е. как конфликтное взаимодействие женщин и власти62.
В отношении изучения феминизма можно сказать только одно: ни как движенческая практика, ни как теория, ни как идеология движения в советское время не исследовалось совсем. В ранней советской историографии русский феминизм упоминался только в контексте борьбы партии большевиков за вовлечение работниц в революционное движение и рассматривался как буржуазное движение женщин, стремящихся к обособленной борьбе женщин за их равноправие с мужчинами при сохранении капиталистического строя63. Этот тезис - результат политической борьбы, не имеющий к науке никакого отношения.
В позднесоветское время русский феминизм также стал жертвой идеологических установок. Он определялся как антимужское движение, не характерное для России64. Симптоматично, что российское движение женщин рубежа XIX-XX веков в этих исследованиях определяли как «женское» движение, а развивающееся параллельно и одновременно движение женщин в западных странах как «феминистское». При этом движения были аналогичны по своим целями, типам организаций, социальному составу участниц, коллективным действиям и т. д. Это неудивительно: господствующая идеология определяла выводы.
В постсоветское время произошло переосмысление теоретических основ изучения женского движения. Появились работы монографического характера, написанные с применением разных теоретических подходов, в том числе гендерного, и теорий таких социальных наук, как политология, социология общественных движений. Ушел в прошлое идеологический диктат. В результате изменились не только подходы к исследованию движения, но и отношение к нему, оценка его результатов.
Первая монография постсоветского времени о женском движении России первой волны (сер. XIX - нач. XX вв.) принадлежит 0. А. Хасбулатовой65 и написана с позиций историко-политологического анализа. Затем последовали книги С. Г. Айвазовой66, 0. А. Хасбулатовой и Н. Б. Гафизовой67. В этих исследованиях положение женщин в российском обществе описывается в терминах дискриминации, факт существования женского движения признается закономерным и важным для развития гражданского общества и становления демократического государства. Женское движение рассматривается как противостояние власти и женщин в лице женских организаций, а сами организации как оргструктура движения.
В этих работах даются определения женского движения. Это - «совокупность многих женских организаций, групп и объединений с фиксированным и нефиксированным членством, которые активно действуют в обществе с целью удовлетворения какого-либо материального, социального, политического, духовного или иного интереса, корректировки государственной политики с целью достижения гендерного равенства - фактического равноправия женщин и мужчин в различных сферах общественной жизни»68; «особая форма политического и социального действия, направленного на принципиальные изменения в традиционных отношениях власти - на политическую модернизацию общества»69.
Ушло в прошлое отрицательное отношение к феминизму и отрицание его существования в России. В работах С. Г. Айвазовой было положено начало изучению русского феминизма. Она рассматривает феминизм и как концептуальное обоснование женского движения, и как философию и идеологию «даже не столько собственно женского равноправия, сколько освобождения личности из-под репрессивной власти рода, отделения, автономизации индивида от родового начала»70.
Периодизация женского движения
Вопрос о периодизации женского движения России всегда был важен для историков при анализе движения. Ha-эту тему размышляли авторы рубежа XIX-XX веков, советского времени, современные российские исследователи.
«Биографы» движения XIX и начала XX века брали за основу периодизации либо значимые события из истории движения, либо создание тех или иных женских организаций. Например, Союза равноправности женщин, как нового типа политической организации женщин. Но так или иначе все они сходились во мнении, что движение стартовало в конце 1850 - начале 1860-х годов.
В работах советского времени ряд авторов (Э. А. Павлюченко, С. Н. Сер- дитова, Г. А. Тишкин) определяют периоды движения, исходя из целей последнего - высшее образование, избирательное право,участие в революционной деятельности. Кроме того, в трудах А. М. Коллонтай, И. Ф. Арманд, С. Н. Серди- товой выделен этап становления рабочего женского движения71.
3. В. Гришина в своем диссертационном исследовании связала этапы развития движения с событиями макроуровня и получила следующую картину: с 1850-1860-х годов по 1905 год - начальный этап движения, постановка «женского вопроса»; 1905-1907 годы - становление политического характера движения; 1907-1914 годы - женское движение периода Столыпинской реакции и начала нового революционного подъема; 1914-1917 годы - женское движение во время Первой мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции72.
В диссертационной работе Е. П. Хмеляускене выделены два этапа женского движения: 1861-1905 годы - этап становления и 1905-1917 годы - этап политизации и расширения социальной базы движения73.
0. А. Хасбулатова первым этапом - этапом становления женского движения - определила 1859-1894 годы, вторым этапом - этапом политизации и изменения инфраструктуры общества - 1895-1917 годы74.
С. Г. Айвазова рассматривает российское женское движение более масштабно, выходя за рамки первой волны. Она выделяет три этапа отечественного женского движения, которые коррелируют с глобальными событиями в истории нашей страны.
Первый этап - 1861-1917 годы - развитие движения в условиях либерально-демократической модернизации; второй этап - 1917-1985 годы - движение в условиях социалистического строительства; третий этап - 1990-е годы - движение времен перехода к рыночной экономике и демократическому правовому государству75.
В предлагаемой работе в основу периодизации женского движения также положена идея о том, что генезис движения напрямую связан с изменениями структурных макроусловий. Другими словами, изменения социально-экономических, политических, организационных возможностей общества (т. е. внешних факторов макроуровня), которые являются одновременно и ресурсами движения, есть важнейший фактор, позволяющий сформироваться общественному движению. Так, события 1860-х годов определили одни цели, направленность, тип организаций, коллективных действий и лидерства в женском движении. Введение избирательного права, создание русского парламента в виде Государственной Думы потребовало других действий, лидеров, идеологии, обосновывающей претензии женщин на политические права.
Внешние ресурсы движения рассматриваются на двух уровнях: макроуровень (политические и общесоциальные условия, которые формируют принципиальные возможности появления общественного движения в конкретной исторической ситуации) и мезоуровень (социальные институты, отношения на уровне социальных групп).
Другая идея, положенная в основу периодизации, - женское движение и феминизм два неразрывно связанных между собой этапа одного движения. Феминизм вырос из женского движения, переосмыслив опыт женского движения и теоретически обосновав наличие интересов женщин как большой социальной группы и их дискриминации по признаку пола.
Поэтому первый этап движения женщин приходится на 1858-1905 годы. Он определен как этап женского движения. Его суть состояла в попытке улучшить положение женщин в традиционном российском обществе, найти возможности для развития личности женщины, ее самореализации. Гендерная система общества не ставилась под сомнение, проблемы женщин не осмыслялись с теоретических позиций, идеология движения отсутствовала - в ней еще не было нужды.
1858 год - год встречи основательниц российского женского движения, время первых разговоров, обсуждений проблем женского участия в делах общественности и инициирования первой самодеятельной женской организации. Заканчивается первый этап движения в 1905 году с принятием избирательного закона, который нарушил баланс гендерного бесправия российского населения и сделал женщин аутсайдерами институциональной политики. Макроусловия развития движения изменились, и это привело к принципиальным изменениям в движении.
Второй этап движения - феминистский. Он стартовал в 1905 году и завершился в 1918. Начиная с 1905 года, цели движения были пересмотрены и поставлены узко и конкретно. Деятельность активисток женского движения по достижению целей движения заставила их усомниться в справедливости социальной организации общества. В конце XIX века в речах и статьях участниц движения зазвучали идеи, которые с полным правом можно назвать феминистскими - другими словами, начала формироваться феминистская теория и идеология движения. 1905 год дал новые аргументы к развитию теории и идеологии феминизма. В этот год появилась первая женская организация с политическими целями. Изменился репертуар коллективных действий. Эти изменения были вызваны к жизни процессами демократизации российского общества, появлением новых внешних ресурсов, которые выразились в открытии новых политических возможностей, таких как введение избирательного права, изменение масштаба политических отношений, появление новых политических структур. 1918 год - конец второго этапа. Политические условия опять изменились. Женские организации самораспустились или были закрыты властью. Это произошло повсеместно по стране - и в голодном и замерзающем Петрограде, и в Москве, и в провинции.
В новых политических и экономических условиях женское движение, используя идеи, традиции, опыт дореволюционного женского движения и феминизма, проявилось в виде советского феминизма. Несмотря на изменение социального состава участниц нового советского женского движения и советского феминизма, оно - продолжение в других условиях функционирования дореволюционного движения женщин первой волны.
В 1930 году первая волна русского советского женского и феминистского движений закончилась. Движение завершило цикл своего развития. Это произошло не потому, что оно решило поставленные задачи, исчерпало свой интеллектуальный, организационный, лидерский потенциал, а потому, что его цели и цели власти диаметрально разошлись, и оно было принудительно ликвидировано «сверху».
Для отечественной историографии характерно исследование политической, социально-экономической, культурной ситуации в стране, т. е., выражаясь социологическим языком, изучение внешних факторов макроуровня развития движения. Факторы среднего и индивидуального уровня не выстраивались или выстраивались фрагментарно, как дополнение. Поэтому организационные возможности движения, его идеология и символика, мотивы, функции, роли участниц движения и др., то есть позиции, важные для анализа движений с позиций социологии общественных движений, упускались. Таким образом, ряд тем и проблем движения, необходимых для понимания феномена общественного движения, не нашел освещения в отечественной историографии.
В работах последних лет этот пробел ликвидируется. С. Г. Айвазова изучает идеи русского феминизма, развитие в России темы прав женщин и их «освоения» в процессе модернизации страны76. 0. А. Хасбулатова в своей работе обращает внимание на устойчивые представления, культурные нормы, бытовавшие в отношении женщин в российском социуме в XIX веке, и их значение для движения77. Н. Б. Гафизова разрабатывает тему взаимодействия россиянок с международными женскими организациями и установлением контактов российского женского движения с международным. М. В. Рабжаева рассматривает процесс женской эмансипации сквозь призму гендерного конструирования и тем самым освещает латентный период женского движения78.
В отечественной историографии зафиксирован факт существования женского пролетарского движения. Традиция ведет свое начало с трудов А. М. Коллонтай. Именно она реализовала в своих работах бытовавший среди социал-демократов в конце XIX - начале XX веков тезис о буржуазном и пролетарском женском движении. Первое, по ее мнению, объединяло «бур- жуазок», под которыми понимались женщины всех непролетарских слоев общества. Второе объединяло работниц.
Возможно, в Германии и Финляндии существовало реальное пролетарское женское движение, но которое ссылалась А. М. Коллонтай. Но в России не было самостоятельных женских рабочих организаций и соответственно женского рабочего движения. Коллонтай определила своей политической задачей создание женского пролетарского движения. И хотя она положила немало сил и времени на осуществление этой идеи, сделать ей этого, разумеется, не удалось. Те работницы, которых она подготовила для участия в Первом Всероссийском женском съезде, или те, которые вошли в созданное ею Общество взаимопомощи работниц, не являлись представительницами и выразительницами интересов широких масс российских работниц как особой социальной группы. Любое движение предполагает формирование коллективной идентичности, определение интересов своей группы, самодеятельности в создании организаций (оргструктуры движения) и акций, выработку идеологии движения, взращивание «своих» лидеров. Один человек не в состоянии «раскачать», организовать и повлиять на самоопределение такой большой и инертной социальной группы, какой были женщины-работницы в начале XX века в России. Работа А. М. Коллонтай была лишь первым шагом российских марксистов навстречу работницам и первым шагом в осмыслении интересов пролетарок как специфической социальной группы.
Деятельность А. М. Коллонтай - политическая работа активистки социал- демократического движения. В 1905 году она обеспокоилась активизацией феминисток и установлением контактов между работницами и равноправка- ми и попыталась отсечь работниц от конкурирующей политической силы в виде русского феминизма, мотивируя свои действия желанием не допустить «распыление рабочего класса по половому признаку». Коллонтай предложила социал-демократам создавать женские рабочие внутрипартийные группы, но была подвергнута критике за феминизм. Но ее это не остановило, и в 1907 году она инициировала первую женскую рабочую организацию -. Общество взаимопомощи работниц (Петербургский клуб работниц), что позднее позволило историкам и политикам говорить о появлении в России женского пролетарского движения в начале XX века. Впрочем, сама А. М. Коллонтай начинала его отсчет с участия женщин в первых рабочих забастовках в начале 1870-х годов79.
Таким образом, существующему либеральному женскому движению, феминизму, Коллонтай противопоставила пока еще не существующее женское рабочее движение. В подтверждение этого тезиса выступает факт отсутствия самостоятельных женских рабочих организаций, т. е. оргструктуры движения. Деятельность равноправок А. М. Коллонтай оценивала, мягко говоря, с изрядной долей негативизма80. Р. Стайте заметил, и с ним нельзя не согласиться, что Коллонтай намеренно искажала факты при описании деятельности русских феминисток81.
Сложностей с интерпретацией рабочего женского движения в отечественной историографии было много. От партийной установки об отсутствии причин для его возникновения до деклараций о его существовании. От рассмотрения его как «женской стороны» рабочего движения без собственной структуры с объяснением, что у работниц нет «специфических женских задач lt;.. .gt;, специфических интересов, отличающихся от интересов всего пролетариата» (Коллонтай)82, до признания необходимости сепаратных женских пролетарских организаций как «дополнительных» к общим рабочим организациям и наделение их функциями «пропаганды и агитации» (Крупская)83. От определения их цели как борьбы в рядах пролетариата за всеобщее освобождение до постановки перед ними двух целей - совместной борьбы с мужчинами за освобождения своего класса и «против угнетения женщин в об-1 ществе» (Коллонтай)84.
В данной работе утверждается, что женское рабочее движение появилось в России только в 1917 году, когда произошло формирование коллективной идентичности работниц крупных городов, их самоидентификация как* особой социальной группы; когда они выступили в защиту интересов собственной социальной группы, т. е. предприняли первые самостоятельные акции. В качестве оргструктуры женского рабочего движения выступили организации, созданные для работниц феминистками и социалистами. В основу идеологии этого движения легли феминистские и марксистские тезисы. Предметное изучение женского рабочего движения еще ждет своего часа и своего исследователя. По моему мнению, его начало приходится на 1917 год, а окончание на 1930-й, когда были упразднены женсоветы, которые составляли оргструктуру движения.
Что касается вопроса о результативности движения, то советские исследования утверждали важность женского пролетарского движения в классовой борьбе пролетариата и оценивали вклад пролетарок очень высоко. Женское либеральное движение оценивалось либо как не сыгравшее значимой роли в развитии российского общества, либо как оказавшее усиливающееся воздействие на развитие революционного процесса в России. В работах последних лет этот вывод пересмотрен. Движение оценивается как субъект социального прогресса85, как ресурс модернизации России86.
Исходя из всего вышесказанного следует, что наличие довольно обширной историографии не означает изученности феномена женского движения первой волны в отечественной науке. Исторические исследования, посвященные «женскому вопросу», отдельным проблемам или периодам движения не давали целостного представления о женском движении России на всем протяжении его существования. Эти исследования не анализировали проблемы, выдвигаемые движением в терминах движения, т. е. в плоскости специфического взаимодействия между властью и женщинами как представительницами особой социальной группы.
Это связано с традицией рассмотрения общественных движений с позиций марксистской парадигмы. Подобный подход не позволял осмыслить разнообразие форм протекания общественных движений и приводил к описанию движений как явлений однозначных, определенных и заданных. В отношении женского движения ситуация складывается еще более драматично. Понятие класса плохо сочетается с категорией гендера: классовый подход отрицает обоснованность существования женского движения как такового и его влияние на процесс социальных изменений. Именно этим и объясняется невысокая степень изученности и обобщения российского женского движения первой волны в советской историографии, и особенно российского феминизма как составляющей его части.
В последние годы, как уже говорилось, появились работы обобщающего характера с опорой на методологию смежных социальных наук, которые отошли от марксистского анализа и представили женское движение в ином свете. Данная работа написана в продолжение этой традиции.

Чем ближе я к сорока годам, тем больше знакомых ровесников разводятся. Некоторые уходят не к молоденьким, но большинство – просто уходят. Потому что больше не могут.

Потому что жизнь с современной эмансипированной женщиной не оправдывает психозатрат взрослого и уже давно не гиперсексуального мужчины.

«Счастливы единицы, да и то хрен разберешь - счастливы они или так хорошо научились обманывать сами себя»
Остальные терпят. Из соображений ответственности и жадности: а что будет с детьми, а что скажут родственники, а как я буду жить, если отдам или разделю «нажитую в совместном браке» квартиру, дачу, машину?

Напомню, сразу после 23 февраля я написал гадостей про нас, мужиков. И обещал, как только отгремит 8 марта, написать гадостей про женщин. Но я обманул. Я не буду писать про женщин гадости. Я просто напишу о мужском счастье. Слышали о таком? Я тоже не слышал.

«10 способов сделать женщину счастливой». «20 возможностей довести ее до оргазма». «100 слов, которые хочет слышать твоя любимая». Бренд «Женское счастье» лезет из всех щелей − только уворачивайся. Что же касается счастья мужского, то социальный запрос на это дело под негласным табу. О том, как сделать мужчину счастливым, если кто и заикается, то снова женщины. Либо через шовинистическое «хи-хи», либо через гламурное «сю-сю». Чтобы на эту тему всерьез, публично и на русском языке говорили сами мужчины, я не слышал ни разу. Мы убедили себя в том, что подобные дискуссии − это признак слабости. И чтобы преодолеть это заблуждение, нужно слишком много смелости и неполиткорректности − в современном мире столько не бывает.

На самом деле, эта презумпция тишины − из почетной коллекции устаревших гендерных стереотипов, которые еще держатся только потому, что никому не пришло в голову их сломать. Если транскрибировать это ложное мужество в женский дискурс, получится что-то вроде: «Наша женская доля − любить и терпеть». С тех пор как такие высказывания были популярны, женская эмансипация сделала огромный шаг вперед. Настолько огромный, что, похоже, пришло время для эмансипации мужской.

Нет, я не зову никого на митинг, не предлагаю сочинять прокламации и бороться за права мужчин. Я просто сейчас предложу и тебе, мужчина, и тебе, женщина, найти весомый ответ на один нехороший вопрос. Звучит он вот как: «А зачем нам вообще человек женского пола − со всей его сегодняшней культурно-идеологической нагрузкой − после того, как этому человеку исполняется 40 лет и он окончательно теряет единственное, что в нем было женского − внешнюю привлекательность? Что нам теперь с ним делать?»

− Сам посуди, − вещает мне за стаканом безалкогольного мохито очередной ровесник, который вчера подал на развод. − Почему я должен и дальше все это терпеть?! Давай смотреть на вещи со здоровым цинизмом, отбросив всю эту любовь-морковь, которую евреи придумали, чтобы денег не платить. Полный пакет женских услуг в Москве стоит сегодня от 30 до 100 тысяч рублей в месяц − в зависимости от их качества. Вариантов до фига, и я могу себе позволить любой. Секретарша с интимом, к примеру, стоит 70−80 тысяч. Добавляем сюда 10 тысяч какой-нибудь тетушке за еженедельную уборку на дому − и возникает вопрос: «Зачем мне эта бледная, неадекватная истеричка, которая к тому же еще и курит в квартире?» Другой вариант: снимаю за 30 тысяч какой-нибудь раскомплексованной студентке хорошую квартиру с правом регулярного посещения по пятницам. Наконец, можно просто стать постоянным клиентом элитного борделя.

− А семейный уют? А дети? А душевное тепло?

− Да, это дорогого стоит. Но ведь нет уже ничего − ни тепла, ни уюта, ни воспитания матерью в своих детях уважения к отцу! − ровесник вдруг завелся так, будто в стакане у него не мохито, а водка с пивом. − Нет и быть не может! Потому что 90 процентов женщин большого города, даже если они выросли в провинции, очень быстро становятся такими же, как моя жена. А оставшихся слишком мало, чтобы рисковать и вступать с ними в брак. Что ты с ней сможешь сделать, если она впадет в неадекват? Закон, культурные нормы − все не на твой стороне. Ты можешь только уйти. Понеся большие потери.

Пакет женских услуг как альтернатива браку с эмансипированной особой − взгляд, конечно, варварский, но все более популярный, а потому заслуживающий осмысления. Дальше слабонервным женщинам лучше не читать, потому что сейчас я включу на полную мощность холодный душ мужского прагматизма.

Для чего мужчина вступает в брак? На этот вопрос есть ответ романтический и неверный. На самом деле, в любом союзе мужчины и женщины неизбежно включается некая экономика взаимоотношений, некое «ты мне − я тебе» − и нарушение этого неписаного регламента неизбежно ведет если не к разрушению брака, то уж точно к исчезновению любви. Представьте себе, к примеру, что ваш мужчина уходит в безоговорочный пассив, теряет стремление хоть в чем-то доминировать на жизненном поле. Каковы будут ваши действия? Правильно, он очень скоро увидит потухшие глаза своей супруги. Точно так же и женщина, если растеряет в себе все женское, кроме половых органов, рано или поздно убьет себя в глазах мужа. Быть безответственной по отношению к мужчине − это ее право, данное ей законом РФ и не оспариваемое культурными нормами. Но после 35−40 наступает период отмирания иллюзий, природа расставляет все по местам. У подавляющего большинства мужчин теперь нет ни одной причины для того, чтобы искренне продолжать с такой женщиной постоянные отношения. Те, кто успел вляпаться, начинают испытывать непреодолимое желание уйти. Потому что единственное «я − тебе», которое было у этой женщины, − это ее красота неземная, которой больше нет. А значит − если только ее спутник жизни не обладает маниакальным терпением − такая женщина обречена на развод. Мужчина просто не может ее не бросить. Оставаясь с женщиной без малейшего «я − тебе», он теряет в собственных глазах право называться мужчиной. Но с точки зрения закона и морали, он оказывается при этом в полном дерьме. Того самого современного закона и современной морали, которые не возражают против безответственного отношения женщины к мужчине.

Это проблема, о которой мы, мужчины, почему-то молчим, как рыба об лед. Покажите мне статью в каком-нибудь глянцевом журнале с вот таким заголовком: «100 причин терпеть женщину в своем доме после 40 лет». Или таким: «10 причин терпеть женщину в своем доме после 40 лет». Или хотя бы таким: «5 причин терпеть женщину в своем доме после 40 лет».

Нет таких публикаций. И причин таких нет. Кроме одной единственной. Но о ней не принято писать в глянцевых журналах.

Терпеть женщину после 40 лет в своем доме можно только в том случае, если после 40 лет она НЕ теряет своей женской привлекательности. И в 50 лет не теряет своей женской привлекательности. И в 60, и даже в 90.

Если она понимает, что женская привлекательность − это не только лицо, грудь и ягодицы. И даже не общие взгляды и духовное родство − понятия, которыми так любит манипулировать эмансипированная женщина. Женская привлекательность − это умение зарядить собой воздух. Гармонизировать мир хотя бы в пределах отдельно взятого дома. Не насиловать мужскую и женскую природу, а дать своему избраннику то, без чего он не может чувствовать себя счастливым мужчиной: уважение, легкое доминирование, покой. И без истерики требовать от него всего того, без чего не может быть счастлива ни одна женщина в мире, как бы она себя ни позиционировала. Это чувство защищенности и все, что из него вытекает − нежность, щедрость, верность.

Уважаемые девушки и женщины, вы, конечно, можете и дальше экспериментировать и тешить себя иллюзией, что ваш эксперимент удачный. Я даже не удивлюсь, что ваше мнение подтвердит ваш муж. Вот только уверены ли вы, что он еще ни разу не забивал в поисковике фразу «секретарша с интимом»? Или «аренда квартиры, оплата натурой»? Правда, уверены? Точно-точно? Поговорим лет через десять.

Эмансипация означает выход человека из-под чьего-либо контроля, приобретение равных прав, снятие ограничений. Это понятие происходит от латинского слова «emancipatio», что означает «освобождение».

Изначально под эмансипацией подразумевался выход детей из-под опеки родителей. Но несколько столетий назад данный термин начал употребляться в политическом значении. Эмансипацией стали называть равноправие различных групп общества. В то же время помимо понятия «эмансипация рабочих» появился и термин «эмансипированная женщина».

Виды

1. Женская эмансипация. Эмансипация женщин означает предоставление им равных прав с мужчинами во всех сферах жизни общества. До сих пор считается, что для прекрасного пола главное — семья, и часто женщина зарабатывает меньше мужчины на одной и той же должности, и ей гораздо сложнее строить карьеру. Эмансипированная женщина – сильная, современная и яркая, она чувствует пульс времени. Она полноправная хозяйка своего счастья, способная делать счастливыми и других.

2. Эмансипация подростков. Объявление человека с 16 лет дееспособным тоже называют эмансипацией. Это закреплено в законодательстве РФ (статья 27 ГК). Согласно этой статье, несовершеннолетний признается полностью дееспособным при вступлении в брак, поступлении на работу (по контракту или договору), осуществлении предпринимательства. Данная статья позволяет законно распоряжаться имуществом. Эмансипация дает человеку возможность полностью социализироваться и почувствовать ответственность.

3. Эмансипация мужчин Эмансипированный мужчина уверен, что женщина должна работать и обеспечивать себя. В то же время он считает собственную свободу приоритетной по отношению к семейным обязанностям.

Свобода женщин

Термин «émancipation de la femme» («женская эмансипация») возник в 1830 году во Франции во время Июльской революции. Женщины пытались отстоять свои права, создавая кружки, проводя забастовки и даже одеваясь в мужские костюмы. Вначале такое поведение вызвало возмущение мужского пола, и кружки были запрещены, но это не остановило протестующих. Женщинам удалось отстоять собственные права и свободы.

В России появление эмансипации можно отнести к периоду революции 1917 года, когда среди большевиков активно действовали и женщины. В то же время появились новые отрасли индустрии, где требовалась рабочая сила, и женщины оказались в тех же производственных условиях, что и мужчины.

Женщины, покинувшие свои дома, понимали, насколько угнетенными они являются, и у них пробуждалось стремление защищать свои права. Разница между эмансипацией и заключается в том, что первая относится к освобождению от гнета, а второй ближе к общественной и политической сферам и ставит целью предоставить женщинам всю полноту гражданских прав.

Достоинства:

  • Свободно распоряжаясь временем, делая то, что считает важным и полезным именно она, эмансипированная женщина полностью самостоятельна в принятии своих решений.
  • Материальная независимость дает возможность жить по своему усмотрению, без страха оказаться на улице по чужой прихоти.
  • Расширение круга общения. Активное общение с разными людьми, а не только с теми, кто приходит в дом, позволили женщине расширить кругозор и стать более раскрепощенной и интеллектуально развитой.
  • Снижение уровня насилия. Времена, когда женщина считалась вещью и прислугой, безвозвратно прошли. Неравные браки также остались в прошлом, появилась возможность строить семью по взаимному согласию, без унижений. Это не могло не снизить уровень преступности и жестокости по отношению к женщинам.

  • Образование и карьерный рост. Больше ничто не мешает женщинам выбирать профессию по своему усмотрению, учиться в университетах и даже занимать руководящие должности.
  • Женщины получили право голоса и собственное мнение, что изменило общество в целом.
  • Эмансипация подарила женщине возможность путешествовать и познавать мир наравне с мужчинами.
  • Возможность добиться высокого социального статуса и шансы проявить себя теперь есть и у прекрасной половины человечества.
  • Саморазвитие – ценнейший внутренний ресурс, позволяющий стать лучше и выйти на новый уровень, он делает качественно полнее и жизнь женщины, и мир вокруг.
  • Несомненным плюсом являются изменения в одежде, отказ от неудобных длинных платьев, скрывающих фигуру и сковывающих движения. Появление у дам брюк, без которых сегодня не обходится ни один гардероб, было символом эмансипации.

Таким образом, основной чертой эмансипации можно считать свободу выбора. То, чем заниматься – воспитывать детей, отправиться в путешествие или уйти с головой в карьеру – личное дело каждой. Более того, никто не запрещает совмещать эти занятия.

Эмансипированных женщин можно условно разделить на три типа:

1. Сильные и самодостаточные личности, карьеристки, которым присущ деловой стиль и свободолюбие, способные самостоятельно решать все проблемы, не теряя женской привлекательности.

2. Уверенные в себе дамы, кокетливые, сосредоточенные на своей внешности, красоте и удовольствиях, больше всего ценящие независимость. Они думают прежде всего о себе и не пытаются удержать мужчину.

3. Особы, негативно воспринимающие любые знаки внимания со стороны мужчин. Совершенно не следят за тем, как они выглядят, предпочитая внешнему лоску комфорт и удобство. От такой женщины невозможно добиться ведения рутинных домашних дел, ее не поставишь в положение служанки.

Очевидно, что женская эмансипация – явление в большей степени положительное (если, конечно, не принимать во внимание недовольство мужчин). Однако следует помнить, что в наши дни в отношениях очень часто происходит подмена понятий.

Целью женской эмансипации было достижение равных прав с мужчиной, а не буквальное равенство с сильным полом. Эмансипированная женщина обязательно должна понимать, что в счастливых отношениях важны мягкость и взаимопонимание, а стальной характер лучше проявлять на работе. Автор: Анастасия Дзенгелевская

Эмансипация женщин - одно из наиболее заметных явлений нового времени.

Под женской эмансипацией понимается выделение женщин в отдельную социальную группу со своими особыми интересами и выход женщины из тесных семейных рамок в широкую общественную жизнь.

У эмансипированной женщины интересы семьи, детей и рода могут сохраняться, но могут быть и пренебрегаемы ею, если она посчитает, что вытекающие из них обязанности ограничивают её право на личную жизнь и независимость.

Женская эмансипация, как и любое явление, имеет свои плюсы и минусы.

Женщина раскрепостилась, получила равные права с мужчиной (образно говоря, вздохнула свободно, полной грудью), но взамен приобрела немалые нагрузки на работе и в общественной жизни, сохранив при этом практически в полном объёме прежние обязанности как жены, матери и хозяйки домашнего очага.

Отсюда нередки нервные срывы, психические расстройства, употребление женщинами спиртного, сигарет, наркотиков, что, как известно, отнюдь не укрепляет здоровье и пагубным образом сказывается на воспитании детей.

Эмансипация женщины означает и её сексуальное раскрепощение.

Давно уже не мажут дёгтем ворота у дома девушки, которая не сохранила девственность до замужества – теперь почти все молодые женщины в больших городах ведут добрачную половую жизнь.

Но такая необязательность во взаимоотношениях приводит к росту венерических заболеваний, числа абортов и женской бесплодности.

Более того, мужчина получил теперь то, о чём он раньше и мечтать не смел – право на сексуальные отношения с женщиной вне зависимости от того, видит он её своей будущей супругой или нет!

Раньше как было? Хочешь интимной близости – женись! Потом мужчина может, конечно, развестись, но при этом он будет обязан содержать рождённых женщиной детей, пусть даже и не его собственных, до их совершеннолетия.

По этой причине, я думаю, многие мужчины всеми своими руками и ногами будут голосовать за женскую эмансипацию и всячески её приветствовать. Да разве мужчина против необязательных сексуальных отношений? Напротив, он – только «за»!

Сегодня Интернет изобилует предложениями бесплатного секса без обязательств на одну ночь (или на один – два раза) со стороны женщин.

Разве что, предложит купить бутылку вина…

Так какой же мужчина откажется от бутылки! Обычно женщины категорически запрещают употребление спиртного, а тут – сами предлагают! Сказка, а не жизнь!..

С другой стороны, вступая в брак, мужчине стало труднее ожидать, что ему достанется девственница. Он может смириться с тем, что у девушки он, выражаясь понятным языком, не первый. Так какой тогда, второй? Или сто двадцать второй?

Многие мужчины хорошо знают о таком явлении, как телегония - тот факт, что в ДНК женщины встраиваются гены мужчин, имевших с ней интимную связь, вследствие чего супруги со временем становятся внешне похожими друг на друга.

Читал, что по этой причине девственницы востребованы отпрысками богатых, знатных фамилий - не хотят они, чтобы женщина произвела на свет ребёнка неизвестно от кого; не желают они получить сообщение о том, что

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь.
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.

Вместо того, чтобы о чём-то заботиться, ломать себе голову и наживать инфаркты, инсульты и язву желудка, мужчине куда проще лежать на диване, смотреть телевизор и попивать пивко - она же у нас самая сильная и умная (деловая, одним словом) – справится! Тем более, если уж ей самой этого так сильно хочется.

А мужчина ещё и посмеётся, глядя на неумелые и оттого – особенно нелепые и смешные – потуги женщины изображать из себя мужчину.

Эмансипация женщины дала ей шанс развиться как личности, но привела к подрыву традиционного семейного уклада жизни и снижению рождаемости.

Женщина тратит сегодня на вынашивание и выкармливание детей не четырнадцать- шестнадцать лет, как было раньше, а два - четыре года. Это освобождает её от роли «рожающей машины», даёт ей десять - двенадцать дополнительных лет более свободной жизни, помогает становиться личностью, социально равной мужчине.

Сдвоенная жизнь - рабочая и домашняя - будит в женщинах тягу к независимости от мужчин - экономической, житейской, моральной, к широкому (вне дома) личностному общению, к духовному и профессиональному развитию, к современным видам отдыха.

Социологи в последние годы отмечают отчётливую тенденцию среди представительниц прекрасного пола: они всё чаще стали уклоняться от вступления в брак, который откладывается ближе к 30-летнему возрасту.

Многие женщины стремятся всецело распоряжаться своим временем, завести собственное дело и обеспечить себе полную материальную независимость. Наряду с традиционным термином «бизнесмен» возник и обрел гражданство термин «бизнесвумен».

Эмансипация женщины приводит к омужествлению женской психологии и феминизации мужской.
Современная женщина вынуждена во многом подражать мужчине, перенимать мужские нравы, манеры, стиль жизни.

Материнская роль привязывает женщину к дому, делает её жизнь более осёдлой, а значит, и лишённой многих опасностей, чрезмерного разнообразия, информационной пресыщенности.

Стиль жизни мужчины - как бы осёдло-кочевой. На его жизненном пути гораздо больше разнообразного и неведомого, больше риска, опасности, напряжённости, его информационный круг куда шире.

Однако сегодня мужчины и женщины словно поменялись ролями. Женщины живут сейчас как бы в мужском эволюционном ключе - наступательно, мужчины - в женском (уступательном).
В итоге мы сталкиваемся с частичным омужествлением женской психологии и «оженщиванием» мужской.

Но традиционная женственность, которую теряют женщины, не исчезает. По какому-то неизвестному закону сохранения психологической энергии она переходит к мужчинам.

При этом черты характера, которые весьма высоко ценятся в женщине, у мужчин обращаются в свои антиподы: мягкость становится мягкотелостью, внимание к мелочам - мелочностью, материнская осторожность - трусливостью, уходом от извечной мужской роли «каменной стены».

Эмансипированная женщина больше не желает рожать. Всё меньше появляются на свет будущих налогоплательщиков, созидателей материальных богатств и защитников Отечества.

По этой причине, мне думается, сегодня в России и не строится крупных предприятий – уже и на существующих становится некому работать (газеты пестрят объявлениями о приёме на работу, предлагая представителям некоторых рабочих специальностей непостижимые зарплаты в 60 тысяч рублей и более; да за такие-то деньги можно и в Заполярье поехать!).

Депопуляция так называемой «белой расы» идёт с ужасающей быстротой. Европейцы вымирают, как когда-то вымерли неандертальцы, только гораздо быстрее.

В то же время в исламском мире, где царит не культ потребления, а культ здорового образа жизни и крепкой семьи, «закрепощённая женщина Востока» рожает и рожает. Причём, продолжает это делать и иммигрировав в Европу (а ныне – и в Россию). И почему-то пример цивилизованной европейской дамы её не соблазняет.

Перед нами два пути: или разэмансипировать женщину обратно, вернув её в мрачное логово семьи, из которого она, подобно Екатерине, «лучу света в тёмном царстве», с таким трудом вырвалась к свободе, к счастью.

Или территории, которые прежде населял белый человек, будут населять другие народы, женщины у которых значительно менее эмансипированы.

Одно из двух: либо мы сохранимся как народ, либо деградируем и вымрем, растворимся в человеческом море.

Итак, спросим себя: эмансипация - это хорошо или плохо?
Следует ли нам поддерживать этот процесс или, напротив, необходимо решительно бороться с этим явлением?

Вопреки распространённому мнению, снижение рождаемости в России не является исключительно следствием «перестройки» и связанного с ней ухудшения материального положения большей части народа; нет, как известно, снижение рождаемости наблюдается во всех европейских странах, а также в странах Северной Америки и в Австралии, несмотря на относительно высокий уровень жизни населения этих государств.

Рождаемость в России не обеспечивала простого воспроизводства населения ещё с 1965 года (то есть, уже полвека), задолго до «катастройки».

Предлагаю любому желающему набрать эту фразу в Гугле - и вы получите многократное подтвержение этим словам.

На заре своего существования численность человеческой популяции была невелика и находилась вблизи критической отметки. Генетики установили, что некогда число представителей Гомо сапиенс составляло всего лишь тысячу человек.

Для того, чтобы человеческий род не вымер, женщины того времени (и последующих времён) рожали практически каждый год, вследствие чего число людей на Земле начало расти и сегодня превышает уже 7 млрд. человек.

Естественное снижение рождаемости, вызванное эмансипацией, существенно отдаляет от нас риск перенаселённости планеты и обострения связанных с этим далеко не шуточных проблем – в частности, таких, как нехватка продуктов питания и питьевой воды.

Далее, снижение социальной роли мужчин – активных искателей нового, неизведанного – и выдвижение на первый план женщин, олицетворяющих консервативное начало, может привести к уменьшению темпов так называемого прогресса, который уже поставил Землю перед угрозой глобального катаклизма.

Природа как бы говорит нам: остановись, мил человек, одумайся! Хватит уже «осваивать» так называемые «неисчерпаемые кладовые природы» (которые вовсе таковыми не являются, а весьма и весьма ограничены). Ты, присядь, человече, передохни и подумай, как тебе жить дальше, если желаешь выжить и сохраниться как вид на этой планете!

Если использовать уже имеющиеся научные открытия и внедрить уже готовые изобретения, жизнь человечества может кардинально улучшиться – при условии, если на планете прекратятся войны и человечество объединит усилия на благо и созидание (а не на разрушение).

То есть, эмансипация представляется естественным, неизбежным процессом в истории человечества и представляет собой скорее благо, чем зло.

Развитие науки и техники, естественно, не остановится на уже достигнутом этапе – научные открытия будут совершаться и внедряться в жизнь и дальше. Другое дело, что при этом человечество будет исходить, в первую очередь, не из соображений сиюминутной прибыли, а руководствоваться принципом «не навреди».

Не навреди планете с её (пока что) многообразным растительным и животным миром, а в конечно счёте – и себе самому.

Хватит с нас уже этого безудержного «прогресса», который стёр с лица Земли миллионы живых видов, превратил некоторые регионы планеты в безжизненную пустыню, привёл к катастрофическому сокращению «лёгких планеты» – американской сельвы и африканских джунглей, к загрязнению рек, морей и океанов.

Хватит издеваться над Природой, нещадно эксплуатировать её, иначе уже к концу этого столетия Земля может стать непригодной для жизни.

Надеюсь, что женщина, с её мудрой осторожностью и врождённым материнским инстинктом, способна остановить безудержное, хищническое «освоение природы». Тогда потеряет актуальность мичуринский лозунг («Мы не можем ждать милостей от природы; отобрать их у неё - наша задача»), а восторжествует высказывание:

Берегите природу, мать вашу!..

Надеюсь на вашу мудрость, женщины.

Я отнюдь не призываю всех женщин бросить мужа и детей и, что называется, удариться в бизнес и активную общественную жизнь.

Со временем, будем надеяться, материальное положение населения страны (Россию, конечно, имею в виду) будет и дальше расти. Уже и сейчас мы активно пользуемся в быту такими чудесами цивилизации, как газовая плита, стиральная и посудомоечная машины, микроволновка, пылесос и т. д.

В недалёком будущем - появление и широкое распространение домашних роботов (конечно, при этом никто нам лёгкой жизни не обещал; напротив, она будет становиться всё сложнее и сложнее).

Женщина получит возможность с меньшими затратами времени и энергии заниматься производственной и общественную деятельностью, оставаясь при этом любящей, заботливой женой и матерью.

Тем же женщинам, которые не мыслят себя без активного участия в экономической, политической и общественной жизни государства, никаких препятствий, естественно, чиниться не будет.

Но эмансипация налагает немалые обязанности и на мужчин. Нельзя будет уже (не получится) требовать от жены беспрекословного подчинения и уважения, не приложив для этого никаких собственных усилий. За право называться мужчиной следует бороться, в том числе, и в своей собственной семье.

А для этого необходимо вести здоровый (в первую очередь – трезвый) образ жизни, быть активным членом семьи (по возможности – её главой; дай Бог каждому, если получится) и служить примером, образцом в поведении как для женщины, так и для детей.

В нашей стране уже и сейчас есть такие мужчины, немало было их и раньше, так что, остальным представителям сильного пола, отстающим в этом смысле, есть с кого брать пример. Иначе мы, сильный пол, можем, образно говоря, оказаться на свалке истории.

Так что, мальчики, наша гордость, надежда и опора, мотайте себе на ус!
Да и девочки тоже.

ПС
Я сознательно исказил знаменитый лозунг И. В. Мичурина («Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё - наша задача»), который сегодня воспринимается иронически и является символом потребительского отношения к природе.

Рецензии

Тема - актуальная! Почему она так мало обсуждается в СМИ - непонятно. От правильности поведения мужчин и женщин, от их взаимоотношений зависит решение проблем и семейных, и социальных, а в конечном счёте - и общественных. Эмансипация женщин в том виде, в каком существует ныне - большая ошибка ваша, дорогие мужчины! Вам был доверен корабль, вы были назначены капитаном (каждый на своём месте), вы выбрали курс и вы привели его к нынешним берегам. Я всегда считала мужчину наместником Бога на Земле, уважала его умение стратегически мыслить, принимать решение. Разымансипировать женщину - ваш долг, если хотите сохранить институт семьи и иметь нормальных детей, а с ними и защищённое будущее. Сергей, спасибо за Вашу статью, за Ваше неравнодушие, за Ваш призыв обратить внимание на эту проблему! С уважением, Галина

Спасибо за отзыв, Галина!
Дело в том, что мужчина вовсе не ангел. И у нас есть масса недостатков, и мы это очень хорошо понимаем. Не всегда удаётся удержать планку на высоте. Чаще всего, мы молодцы-удвльцы, но вот пьянка нас губит...
Вначале это хорошо и приятно, но потом появляется зависимость, и уже не ты главный, а злодлейка с наклейкой. Это - беда большинства мужчин...
Вот в чём ещё проблема.
С уважением - Сергей.

Ну, тот, кто пьёт, вовсе не мужчина. А таких сейчас, увы, много! Какое-то звено в воспитании молодёжи было потеряно, я связываю это с нарушением семейных устоев, прежде всего, с загруженностью матери. А сейчас женщину загнать снова только в лоно семьи, пожалуй, и невозможно. Но, на мой взгляд, -надо. И прежде всего - повысить ответственность за сохранение семьи, особенно отца. Вы и сами знаете, сколько неполных семей. Дети не видят нормальных отношений, и вырастают не готовыми к созданию семьи. Это же снежный ком! Как-то его надо остановить! Вот Ваша статья как раз и есть вклад в это дело: она заставляет серьёзно задуматься над этим вопросом. С глубоким уважением, Галина

Эмансипация женщин

Процессы социальной мобильности женщин, связанные с социальной дифференциацией женщин как отдельной социальной группы (со своими интересами, отличными от интересов семьи, рода, детей, и т. д.) и выходом женщин из приватной сферы в сферу публичную. Термин появился в середине ХIХ в. и изначально обозначал движение женщин за освобождение от зависимости и/или угнетения, отмену ограничений по признаку пола, стремление к правовому равенству полов. Цели такого рода движения направлены на изменение существующих социальных позиций: добиться равных прав в оплате труда, в получении образования и т. д. Эти процессы сопровождаются оформлением женского движения как движения социального.

Эмансипация женщин связана с обретением женщинами опыта пребывания в публичном пространстве, опыта презентации себя как индивидуальности, опыта представления своих интересов в социуме. К середине ХIХ века женщины Западной Европы, в отличие от женщин России, уже имели указанные навыки и опыт. Такой навык самостоятельного нахождения в публичном пространстве вместе с опытом общественной борьбы позволил женщинам Западной Европы начать организованную борьбу за свои права, через специально организованные женские движения, которые в ХIХ в. вылились в суфражизм (см. ). В России же женщины не имели опыта самостоятельной презентации в публичном пространстве, поэтому им приходилось (в кратчайшие сроки) заниматься конструированием и утверждением в обществе новых форм гендерной идентичности и атрибуции.

Эмансипация женщин происходит на различных уровнях: 1) на правовом - через обретение равных прав и возможностей с мужчинами; 2) на социальном - через дифференциацию женщин как отдельной социальной группы от других социальных групп и обретение опыта отстаивания собственных прав; 3) на индивидуальном - через осознание ценности женской личности, рефлексии собственного социального и телесного опыта, обретение навыка и опыта поведения в публичном пространстве.

Women"s emancipation (англ.)

Литература:

Миронов Б. Н. Социальная история России. В 2-х тт. Т. 1. СПб., 1999.

Рабжаева М. Женская эмансипация как опыт конструирования гендера (на материале социокультурной ситуации в России 50-60-х гг. ХIХ в.) // Гендерные исследования, N 5 (2/2000): Харьковский центр гендерных исследований.

Темкина А. Женское движение как общественное движение: история и теория // Гендерные тетради. Вып. 1. СПб., 1997.

© М. В. Рабжаева


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Смотреть что такое "Эмансипация женщин" в других словарях:

    Эмансипация женщин - стремление к уравнению прав обоих полов, исходящее от мысли, что первоначально все человеческие индивидуумы были равны между собой и что неравенство полов обязано своим происхождением насильственному подчинению женщин мужчинами. Э. является,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Эмансипация - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

    ЭМАНСИПАЦИЯ - ЭМАНСИПАЦИЯ, эмансипации, мн. нет, жен. (лат. emancipatio) (книжн.). 1. Освобождение от какой нибудь зависимости, приводящее к уравнению в правах. Эмансипация женщин. Эмансипация крестьян. «Когда состоялась крестьянская эмансипация, то за души… … Толковый словарь Ушакова

    ЭМАНСИПАЦИЯ - (от лат. emancipatio) освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков. Эмансипация женщин предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни … Большой Энциклопедический словарь

    Эмансипация - (от лат. emancipatio освобождение сына из под отцовской власти) освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков. Эмансипация женщин предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни. Политическая наука:… … Политология. Словарь.

    Эмансипация (социология) - У этого термина существуют и другие значения, см. эмансипация (значения). Часть серии статей о дискриминации Основные формы … Википедия

    эмансипация - и; ж. [лат. emancipatio] Книжн. Освобождение от какой л. зависимости, подчинённости, угнетения, каких л. ограничений. Э. от предрассудков. Э. женщин; женская э. (предоставление женщинам равноправия с мужчинами в общественной, трудовой, семейной… … Энциклопедический словарь

    эмансипация - освобождение из под власти, дарование свободы Эмансипация женщин уравнение их в правах с мужчинами Ср. Эмансипированный. Ср. Чалый выискивает разные каверзы, чтобы представить в паскудном виде старых и почтенных людей, и без того немало обиженных … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    ЭМАНСИПАЦИЯ - (от лат. emancipare освобождать сына из под отцовской власти) 1) освобождение от зависимости, предрассудков, опеки; отмена ограничений, уравнивание в правах (напр., эмансипация женщин); 2) юр. объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным … Профессиональное образование. Словарь

    эмансипация - ЭМАНСИПАЦИЯ, и, ж Книжн. Социальное действие, представляющее собой освобождение от какой л. зависимости, угнетения, отмена каких л. ограничений, уравнение в правах (обычно о предоставлении женщинам равноправия с мужчинами в общественной, трудовой … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Передовая демократия современного мира. Английская колония Новая Зеландия , П. Г. Мижуев. В книге историка и публициста П. Г. Мижуева рассматривается история и политическая система Новой Зеландии - страны, которую автор считал наиболее передовой демократией современного ему мира.…