Игра с пением узнай по голосу. Система работы по формированию волевых качеств дошкольников через подвижную игру. "К своим флажкам"

Класс: 1

Задача: познакомить детей с такой особенностью устной речи, как тембр.

  • показать детям, что речь каждого человека отличается своей собственной особой окраской голоса;
  • продолжать работу над развитием и обогащением устной речи учащихся;
  • развивать эстетические чувства, культуру общения.

Оборудование: костюмы сказочных героев, магнитофон.

Оформление: класс оформлен в виде сцены и зрительного зала.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка пройденного материала.

Поднимите руки те, кто когда – нибудь был в театре?

В каком театре вы были? (В кукольном ).

Кого видели на сцене? (На сцене играли куклы, людей не было видно).

В каком ещё театре были? (В драматическом ).

Кого там вы видели на сцене? (На сцене играли люди-артисты ).

Театр – это помещение, где происходят представления, т.е. спектакли.

Сегодня на уроке мы с вами мысленно побываем в драматическом театре, так как на сцене будут играть люди, ученики – артисты нашего класса. Для этого у нас есть всё: зрительный зал, сцена, где будут играть артисты, декорации.

Артисты помогут нам вспомнить особенности устной речи. Пока артисты готовятся, начинаем вспоминать.

Что такое речь? (речь – это то, что мы говорим и пишем).

Какая бывает речь? (устная и письменная ).

Внимание! Сейчас прозвенит 3 звонка, которые означают, что представление начинается. Отгадайте загадку и узнаете в какую сказку мы сейчас попадём.

Длинноносый, деревянный
Был у папы мальчик странный. (Буратино).

Правильно, молодцы – это сказка А.Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино».

(Звенит 3 звонка, открывается занавес. На сцену выходит Пьеро .)

Пьеро : (громко читает стихотворение и уходит ).

Мальвина бежала в чужие края,
Мальвина пропала, невеста моя.
Рыдаю, не знаю – куда мне деваться…
Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться?

( Выходит Мальвина, на руках она держит куклу и поёт колыбельную песню и уходит ).

Мальвина: (поёт тихо ).

Баю-баюшки-баю
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
И укусит за бочок.

Какую речь вы сейчас слышали? (устную ).

Как читал стихотворение Пьеро?(громко ).

Почему? (чтобы слышали все, речь должна быть громкой ).

А как пела Мальвина? (тихо) .

Почему? (она пела колыбельную, а они поются тихо, нежно, располагая ко сну ).

Значит, какой может быть устная речь? (громкой и тихой ).

От чего это зависит? (от ситуации ).

Правильно ребята, молодцы. Говорить можно громко или тихо, всё зависит от ситуации общения, именно она определяет силу голоса, с которой мы говорим в нужный момент.

(На сцену выходит Мальвина, за ней бежит Буратино ).

Буратино: (очень быстро ).

Здравствуй, Мальвина!

Мальвина : (медленно)

Проходи, Буратино, и садись за стол. Мы сейчас будем заниматься математикой. Предположим у вас в кармане лежат два яблока.

Буратино: (роясь в карманах ).

Врёшь, нету у меня в карманах никаких яблок.

Мальвина:

Предположим, что Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?

Буратино:

Мальвина:

Подумай хорошенько, Буратино!

Буратино:

Мальвина:

Буратино:

Я ведь не отдам этому Некту яблоко, хоть он дерись!

Мальвина:

Несносный мальчишка!

(Мальвина уходит, за ней убегает Буратино).

Какую речь вы сейчас слышали?(устную).

Сравните темп речи Буратино и Мальвины. (Буратино говорил быстро, а Мальвина – мед ленно).

Ребята, вы всё поняли, что сказал Буратино? (нет ).

Почему? (он говорил очень быстро и непонятно ).

Почему Мальвина говорила медленно? (когда человек объясняет что-то, учит чему-либо, он всегда замедляет темп, чтобы его лучше поняли).

Какой же может быть темп речи7 (быстрый и медленный ).

Правильно. Темп речи – ещё одна особенность устной речи. Темп речи также зависит от ситуации общения или от содержания рассказа.

(Занавес закрывается ).

Первое отделение закончилось, антракт.

Антракт – это краткий перерыв между действиями спектакля.

3. Физкультминутка.

4. Сообщение нового материала:

Сегодня мы узнаем ещё одну особенность устной речи – это её тембр. Что такое тембр, я надеюсь вы мне скажите в конце урока. Пока у нас ещё есть время до начала второго действия, поиграем в игру «Отгадай кто говорит.»

(С магнитофона звучат по порядку запись речи 3-х учеников класса).

Я включу запись, а вы должны прослушать и угадать, кто это говорит.

А.

Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка.»
«Уколю – грозиться ёж –
Если снимок не пришлёшь!»

Кто это говорил?

Как вы догадались? (только у кати такой голос, такая окраска голоса .)

Б.

Утром дед
Спросил у внучки:
- Почему не моешь ручки?
Отвечает внучка:
- Я не белоручка!

Кто это говорил?

Как вы догадались? (только у Максима такая окраска голоса) .

В.

Жук жужжит:
- Я шёл и шёл
Жёлтый камешек нашёл.
-Это жёлудь! Ты не прав.-
Говорит жуку жираф.
- Что ж, повесь его на сук,-
Говорит жирафу жук.

Кто это говорил?

Почему вы так решили? (только у Саши такая окраска голоса ).

Правильно, ребята, устная речь каждого человека неповторима. Она имеет свою особенную окраску, что позволяет нам отличить её от речи других людей. Это называется – тембр голоса.

(Снова звучат 3 звонка ).

Ребята, прозвенело три звонка, значит сейчас начнётся второе действие. Отгадайте в какую сказку мы сейчас попадём.

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё:
«А ну, подскажите, как звали её?»

(Красная Шапочка ).

(Открывается занавес, на сцену выходит Красная Шапочка, она идёт по поляне, напевая песенку, вдруг появляется волк).

Кто ты такая?

Красная шапочка : (нежным голоском )

Меня зовут Красная Шапочка!!

Волк:

Куда ты идёшь?

Красная шапочка :

Я иду к бабушке. Несу ей горшочек маслица.

Волк:

А где живёт твоя бабушка?

Красная Шапочка :

Вон за тем лесочком, на пригорке.

(Волк быстро убегает, Красная Шапочка, напевая, тоже уходит ).

Какую речь вы сейчас слышали? (устную ).

А у Красной Шапочки? (нежный, ласковый ).

(Занавес закрывается ).

а) Закрепление нового материала.

Представление закончилось, но урок ещё продолжается. Давайте поблагодарим артистов. (артисты выходят, кланяются, а дети им аплодируют).

Сейчас мы поиграем в игру: «Кто за дверью?»

С магнитофона прозвучит одна и та же фраза. Вы должны прослушать и сказать кто за кем говорит. Прозвучат голоса мужчины, женщины, девочки и мальчика. Слушайте внимательно.

(С магнитофона звучит фраза: «Кто-кто в теремочке живёт?» первая-женщина, второй-мальчик, третий- мужчина и четвёртая-девочка).

Прослушав запись, дети называют порядок прочтения и обосновывают свои ответы.

Молодцы, вы хорошо поработали. Может сейчас уже кто-нибудь скажет, что такое тембр голоса?

б) Работа с учебником.

Представление в театре закончилось, но сейчас мы снова побываем в сказке. Отгадайте какой.

Возле леса на опушке,
Трое их живёт в избушке,
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки.
Кто герои этой сказки?

Правильно, это русская народная сказка «Три медведя».

Откройте тетради на странице 34-35. вот они три медведя. Вспомните их имена. (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка).

Мне нужны три желающих ученика. (три ученика выходят к доске, учитель даёт им имена героев сказки) . Вы должны прочитать фразу в тетради голосом своего героя. (дети читают ).

(Если позволяет время, можно вызвать ещё трёх желающих).

А теперь с помощью цветных карандашей, попробуйте в рисунке передать окраску голоса каждого героя.

Дети раскрашивают рисунок. учитель показывает выполненные работы.

6. Итог урока.

С какой особенностью устной речи мы сегодня познакомились?

Что такое тембр?(ответы детей ).

На город опустились сумерки. Весна должна быть светлой, но почему-то в этой части города всегда оставалась тёмной. И не мудрено - никаких столбов со светом. Всё же пустырь. Семья Михиных-Астафьевых жила в крайнем доме, отделенном от основных построек именно пустырем. Следует признать, что жилось здесь непросто. На пустыре всегда что-то происходило: то ограбят кого, то изнасилуют, а то и просто убьют. А кроме того, именно здесь собирались все сомнительные элементы города: от простых подростков, просящих в темноте «закурить» или «позвонить», до матёрых зэков, бежавших или уже отсидевших. Алёна Астафьева шла в потёмках домой со школы. Конечно, она могла бы вернуться раньше, но именно на сегодня театральный кружок, который посещала девушка, назначил генеральную репетицию к спектаклю, запланированному только на следующий месяц. Но это была не самая главная причина. Ей просто не хотелось домой. По сути, она не считала новый дом таковым. Для неё это было лишь здание, ночлежка. Увы, развод отца с матерью и его попытка завести новую семью, отвоевав в суде ребенка от первого брака, наложил свой отпечаток на Алёну. Хотя мама не очень-то и хотела забирать свое дитя, нося под сердцем нового ребенка. Да, с рождением другого малыша первенцы забываются. Непреложная истина. Пустырь был почти преодолён. Хотя слово «пустырь» в последние несколько месяцев не очень-то подходило этому месту. Попытка мэра построить здесь какой-то спортивный комплекс позволила начать эту самую стройку и забросить её. Вот уже два месяца на пустыре красовались ямы, заполненные мусором. Итак, Алёна Астафьева шла домой через пустырь в темноте. Подгонял страх: а вдруг появится пресловутая компания гопников? И ни телефона, ни плеера, ни девичьей чести не останется. А она еще и юбку как назло надела. До дома оставалось не больше десяти метров, как вдруг… - Девушка, а сигаретки не найдется? Алёна застыла, не решаясь повернуться. Голос явно принадлежал молодому мужчине и был смутно знаком. Словно она уже где-то слышала его ранее. - Я не курю, - извинилась она, намереваясь продолжить движение, но ей банально не дали, заткнув рот ладонью и прижимая ближе к мужскому телу. Алёна запаниковала. На улице конец апреля, уже тепло, а на ней только юбка и очень легкая блузка. Да еще и природа не обделила: наградила пышными формами. В место пониже спины уже что-то упиралось… что-то большое. - Очень жаль. Получается, у тебя совсем нет тяги к… посасыванию. Это печально. - Выдохнул тот же голос на ухо. - Но мы можем это исправить, верно? Одной рукой он продолжал её удерживать, а другой проник под юбку, дотрагиваясь до сокровенного места. И к своему ужасу, Алёна поняла, что ей это даже нравится! Нет, она никогда не была моралисткой. Напротив, даже не понимала таких. Но еще пару месяцев до своего впускного она планировала оставаться девственницей! А тут её сейчас явно лишат этого права. Юбка поползла вверх, трусики - вниз. Да, в такие моменты сильно жалеешь, что не надела брюки. Чёрт бы побрал мачеху с её спором! Но теперь стало понятно, что просто так стоять нельзя. Алёна начала брыкаться, стараясь вырваться из хватки, а после еще и закричала. Но на это действие ей лишь закрыли рот ладонью, прижимая ближе к себе. Девушка укусила своего потенциального насильника и, пока он кричал и обсасывал пострадавший палец, вырвалась из хватки, подтягивая одной рукой трусики на положенное им место. Попытка вернуть нижнее бельё на бегу оказалась довольно сложной, тем более что практически в затылок дышал мужчина. И он нагонял. Она никогда не была особенно спортивной, поэтому не было ничего удивительного, что юноша - а это действительно был парень чуть старше неё - догнал и повалил на землю. Алёна всё еще продолжала брыкаться и кричать, за что получила хлесткий удар по щеке. - Заткнись, если не хочешь сдохнуть прямо здесь, на этом Богом забытом месте! - прорычал парень, вновь склоняясь к ней. И голос вновь показался очень знакомым. - Отпусти меня, пожалуйста! - прошептала девушка. Лишаться девственности в таком месте было стыдно. Но на наивную просьбу он лишь рассмеялся. Одной рукой удерживая обе её ручки, он со странным удовольствием лизнул шею своей жертвы, тихо порыкивая. Алёна заметила, что лицо до носа его было скрыто под шапкой, которую обычно надевали мотоциклисты и Омоновцы. Ну, та, которая с прорезями для глаз и рта. Второй рукой насильник вновь дотронулся до бедер девушки, задирая её юбку. На сей раз снимать трусики он не спешил, продлевая пытку. Хотел наказать. Хлесткий удар опалил огнем щеку, заставляя вскрикнуть. - Не смей орать, поняла меня? - прорычал парень, вновь ударяя. Затем был еще один удар. И еще один. В какой-то момент Алена поняла, что всё её лицо вскоре станет одним сплошным синяком. - Отпустите, прошу! Но он лишь рассмеялся, вновь ударяя, на этот раз - по внутренней стороне бедра. В какой момент он успел раздвинуть ей ноги, девушка так и не поняла. - Лежи смирно, пока я буду снимать штаны, - приказал он, на секунду отпуская. А жертва в очередной раз подскочила и попыталась сбежать. В очередной раз неудачно. Он нагнал её через два шага. Алёна закричала, надеясь, что отец и мачеха - или хотя бы этот урод, которого в семье называют её братом! - услышат и спасут. Однако те не услышали, а пинок под рёбра лишь выбил из легких весь воздух. Девушка начала задыхаться: кислорода не хватало - он перекрыл ей доступ, сжимая горло своей рукой. - Я сказал лежать смирно! - новый удар в живот. Кислорода катастрофически не хватает, она задыхается, а насильник всё еще сжимает горло, не давая вдохнуть… сил сопротивляться больше нет… живительный воздух проникает в легкие как раз тогда, когда бессильно опускается колотящая его спину рука. С этого момента Алёна всё помнила смутно. Она вспоминала, что парень разорвал её трусики, на что-то поплевал, а после её накрыло болью. Он действовал жестко и грубо, постоянно шепча о том, что она создана только для того, чтобы быть шлюхой. И опровергать это у девушки не было никаких сил. Она кричала, вяло старалась вырываться. Он же только жестко двигался и держал её ноги широко раздвинутыми, ненадолго отпуская - чтобы ударить. Не по-весеннему жесткая земля больно ранила спину своими камешками и ветками. У Алёны по-прежнему не было сил. Теперь даже на то, чтобы закричать - она лишь постанывала. А парень больше не удерживал ноги, зато крепко намотал длинные волосы на кулак, заставляя девушку выгибаться. После рука соскользнула на подбородок, сильно его сжимая. - Смотри мне в глаза, блядина. Смотри и не смей их отводить или закрывать. - И вновь голос показался очень знакомым. Словно она слышала его каждый день… Резкий выпад рукой - и шапка снята. Он порывался отобрать её, а она - рассмотреть лицо своего насильника, но… но пустырь не освещался, разглядеть что-то оказалось невозможно. А после он удовлетворенно зарычал, замер. Вновь ударил Алёну и… И Алёна отключилась.

Она пришла в себя рывком. Со стоном села, с трудом поднялась. Всё болело. Сил не было. Поправлять что-то Алёна не видела смысла - всё равно дома никто не обратит внимания. А дома все сидели на кухне. Девушка заметила, что мачеха перерабатывает своему сыночку палец, а отец сжимает в руках телефон. И прошмыгнуть бы в комнату, где спокойно поплакать и раздеться, но нет возможности: - Где ты была?! На часах уже одиннадцать ночи! - отец преодолел расстояние от кухни до прихожей так быстро, словно и не было его, этого расстояния. И он уже готов был продолжить ругать своего ребенка, но увидел её внешний вид и подавился воздухом. - Что произошло? - поинтересовалась мачеха, выглядывая из-за плеча супруга. И Алёна бы огрызнулась, но не было сил. - Всё хорошо. Отстаньте от меня! - Начиналась истерика. Девушка вошла в свою комнату и хлопнула дверью, отрезая себя от семейства. Она легла на кровать, опуская юбку как можно ниже. Ей было плохо, очень плохо. Хотелось прижаться к маме, порыдать на её плече и рассказать всё-всё. Но мамы рядом нет. Ей вообще не до дочери. Дверь бесцеремонно открылась, когда Алёна села на постели и вытерла слезу. Опираясь на косяк, в проеме стоял Арсений - сыночек мачехи. Ненавистный сводный старший брат. Он с любопытством наблюдал за сидящей девушкой, скрестив руки на груди. Что самое интересное - один палец оказался перебинтован, хотя только сегодня днем этого не было. - Вон. - Девушка даже сама скрестила на груди руки. Но вместо этого Арсений лишь шагнул в комнату и захлопнул дверь, запирая её на маленький замочек. Он подошел поближе и наклонился, протягивая руку к её лицу. - Ну что же, шлюшка моя. Ты неплохо меня развлекла сегодня. Но ни о чем не смей говорить родителям, поняла меня? - рыкнул парень в ухо, вызывая неприятные мурашки и осознание: там, на пустыре, был он! - И если расскажешь, гарантирую, ты попадешь в персональный круг Ада. И даже подземный мир у Сатаны покажется Раем. Алёна сглотнула и отшатнулась, практически ложась на кровать под нависающим сверху братом. Она поняла, что с этого времени начинается самый ужасный этап её жизни. Личный ад.

Ребята становились в круг, в его середине находился водящий, которому завязывали глаза. Играющие шли по кругу вслед за руководителем, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливались и говорили:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя – узнай!

Воспитатель молча указывал на одного из играющих, который восклицал: "Узнай, кто я!" Водящий называл его имя. Если он угадывал, узнанный становился водящим, если ошибался, игра повторялась. Побеждал тот, кто ни разу не был водящим.

Дети должны были соблюдать правила: 1 вариант – слова произносит только тот, на кого укажет руководитель; изменить тембр своего голоса можно только тогда, когда ребята начнут различать голоса товарищей.2 вариант – играющие идут вправо (или влево) по кругу и говорят нараспев: "Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!" – делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: "А как скажем: "Скок, скок, скок" (эти три слова произносит только заранее назначенный игрок), – угадай, чей голосок?" Игра была направлена на формирование выдержки, ответственности, дисциплинированности.

Применяли игровые упражнения и игры типа аттракционов: задания с метанием мешочков, набрасыванием колец, действия с закрытыми глазами, выполнение упражнений на ловкость, координацию и равновесие. В них участвовали по несколько человек, а остальные активно наблюдали. Участники каждого аттракциона быстро менялись. Отбирали аттракционы, требующие мало места, простые по оборудованию и несложные по содержанию. Их проводили одновременно в разных местах площадки.

Организовали малоподвижные игры:

"Не ошибись"

На листах картона заготовили рисунки с изображением мельницы, дерева, мяча, дровосека, моста, аиста, лягушки, бабочки, кошки, медведя, орла, троллейбуса. Играющие строились в шеренгу или образовывали полукруг.

Руководитель игры поочередно показывал листы с рисунками, а дети изображали их позами. Например:

Мельница: одна рука была поднята, другая опущена и прижата к телу. Дети показывали, как мельница работает: меняли положение рук.

Мяч: приседали, спина должна была быть круглой. Играющие начинали подскоки. Стопы ног были соединены, колени при подскоках поднимались высоко.

Дровосек: играющие поднимали вверх над головой руки с

соединенными пальцами, ноги были прямые. Широким взмахом ребята имитировали рубку дров.

Побеждали те, кто удачнее других выполнили задание.

Правила игры: за каждое неточное выполнение начислялись штрафные очки.

2. "Три движения"

Играющие образовывали полукруг. Руководитель игры показывал три движения. Первое: руки сгибал в локтях, кисти на уровне плеч; второе: руки поднимал вперед на уровне плеч; третье: руки поднимал вверх. Показывая одно движение, он при этом называл номер другого.

Играющие должны были выполнять те же движения, которые соответствовали названному номеру, а не те, которые показывал воспитатель. Выигрывал тот, кто получал меньшее число очков. Таким образом, умение выполнять только те движения, которые соответствовали названному номеру, способствовало формированию таких волевых качеств как самостоятельности, выдержки. А умение не допускать ошибки, чтобы не получить штрафное очко, формировало ответственность, выдержку.

3. "К своим флажкам".

Играющие делились на группы по 6 – 8 человек и становились в кружки в разных местах площадки (зала). В центре каждого кружка находился водящий с флажком в поднятой руке (флажки были разного цвета). По первому сигналу все, кроме держащих флажки, разбегались по площадке, по второму сигналу – приседали и закрывали глаза, отвернувшись от водящих. Дети с флажками в это время менялись местами. По команде воспитателя: "Все к своим флажкам!" – играющие открывали глаза, искали свой флажок, бежали и строились вокруг него. Побеждала группа, быстрее других образовавшая кружок.

Умение начинать игру по сигналу воспитателя; не подглядывать, когда водящие менялись местами, чтобы команде не засчиталось поражение, способствовало развитию выдержки, ответственности, дисциплинированности.

Методика не рекомендует проводить в помещении игры с мячом, поскольку они вносят беспорядок и возбуждают детей. Эти игры мы проводили на игровой площадке. Одна из самых обыкновенных и простых игр с мячом, в которую любят играть и мальчики, и девочки у всякой стены – "Лови мяч!". Мяч (резиновый) выбрали небольшой (диаметром 20 см) и упругий. Дети ловили его с различными вариациями:


Аддиктивное поведение как вид отклоняющегося поведения личности
Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром патологии различной степени тяжести - от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости. Происхождение термина аддикция восходит к рабской зависимости В настоящее время наблюдается повышенный интерес исследователей различных научных напр...

Этнопсихологический аспект в педагогике
Целостное описание этнической общности предполагает изучение особенностей ее системы воспитания как института передачи поколениями своего культурно-исторического опыта. В современном мире личность выступает членом нескольких сообществ: этноса, государства, мирового сообщества, но исторически всего прочнее - ее этническое окружение. Этно...

Что же нужно, чтобы добиться успеха в руководстве организацией? Беседы с сотрудниками
Визитная карточка руководителя - умение расположить к себе. С каждым сотрудником Вы должны беседовать, как минимум, два раза в год. Идеально, если Вы смогли бы это делать примерно два раза в квартал. Это занимает гораздо меньше времени, чем Вы предполагаете. Но затраченное Вами время на беседы обязательно оправдается. Что дает беседа? ...

Перечень

музыкально-дидактических игр для детей

старшего возраста

1. Прошёл, пробежал, проскакал

2. Угадай, что делаю

3. У кого игрушка

4. Что звучит, прислушайся

5. Кот и мыши

6. Принц и принцесса

7. Громко - тихо запоём

8. Охотники и зайцы

9. Сколько нас поёт

11. Дирижёры

12. Сочини песенку

13. Игрушки пляшут

14. В гости песенка пришла

15. Найди пару

16. Угадай, на чём играю

17. Придумай танец

18. Солнышко и туча

19. Сыграй как я

20. Тише, громче заиграй

21. Эхо

22. Три оркестра

23. Музыкальная посылка

24. Слушай и хлопай

25. Послушный бубен

26. Гуляй – отдыхай

27. Наш оркестр

28. Совушка – сова

29. Музыкальная лесенка

30. Весёлая дудочка

31. Солнышко и туча

Прошёл, пробежал, проскакал

Цель:

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает кому-то из детей пробежать, проскакать и прошагать. Затем воспитатель приглашает другого ребёнка и предлагает ему за спиной у детей, так, чтобы они не видели, а только слышали, пройти, пробежать или проскакать – по собственному усмотрению. Дети должны отгадать, что именно сделал ребёнок. Игра продолжается до тех пор, пока дети получают удовольствие от процесса.

Угадай, что делаю

Игра на развитие слухового внимания

Цель: Развивать слуховое внимание и память.

Игровой материал: Чайная чашка и ложечка, мяч, пять деревянных кубиков, ножницы и бумага, неваляшка.

Ход игры: Сначала детей знакомят со звуками, издаваемыми различными предметами. Взрослый предлагает детям выполнять различные действия: сначала один из детей размешивает чай ложечкой, второй играет неваляшкой, третий строит башню из кубиков, слегка постукивая ими один о другой, четвёртый режет бумагу, пятый отбивает мяч.

Затем все дети садятся спиной к воспитателю а он начинает манипулировать с теми же предметами. Тот из детей, кто догадался, чем производится шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит о том, что он услышал. После ответа дети поворачиваются и проверяют правильность ответа. Затем шумовые загадки по очереди загадывают каждый из детей, выбирая описанные выше предметы

У кого игрушка

Игра на развитие слухового внимания

Цель: Развивать слуховое внимание и память.

Игровой материал: какой-либо музыкальный инструмент: колокольчик, бубен, погремушка, маракас и пр.

Ход игры: вариант 1 Дети стоят в кругу. Считалкой выбирается водящий ребёнок, он становится в центр круга и ему повязкой завязывают глаза. Дети под музыку передают игрушку по кругу. Как только музыка останавливается, тот, у кого в руках оказалась игрушка издаёт на ней несколько звуков. Водящий должен отгадать, в какой стороне был слышен звук и подойти к нему.

Вариант 2 Детям даётся несколько инструментов (3-5) Они встают в разных концах групповой комнаты. Водящему завязывают глаза, он стоит в центре групповой комнаты. Под музыку дети меняются местами. Как только музыка остановилась – дети замерли на мете. Они по очереди играют на инструментах. Затем воспитатель даёт команду, какой инструмент должен найти водящий. В случае затруднения названый инструмент подаёт звук ещё раз.

Что звучит, прислушайся

Цель: Развивать тембровый слух и слуховое внимание.

Игровой материал: музыкальные инструменты различных групп: маракасы, ксилофон, коробочка, ложки, ритмические палочки, кубики; металлофон, бубенцы, колокольчик, треугольник, бубен; небольшая ширма.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках, поставленных в ряд. Воспитатель показывает инструменты по одному, прости назвать из, напоминает как они звучат. Затем предлагает детям отгадать, какой инструмент звучит. Воспитатель играет на инструментах за ширмой, а дети отгадывают. После того, как прозвучал ответ, воспитатель показывает инструмент и ещё раз играет на нём. Затем музыкальные загадки дети загадывают по очереди, подходя к воспитателю и играя на понравившемся инструменте, остальные дети отгадывают.

Примечание: Для игры берутся инструменты одной группы: деревянные, духовые, струнные, металлические и пр.

Кот и мыши

Цель:

Игровой материал: погремушки.

Ход игры: Дети с погремушками в руках сидят на стульчиках. Их задача играть на погремушках тогда, когда они услышат слова «Тихо», «Громко», «Чуть потише», «Чуть погромче». И играть надо так, как об этом говорится в стихотворении. Воспитатель читает стихи:

Жил кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко настойчиво кушать просил.

Да чуть потише на печке храпел.

Вот Вам и все что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой

Будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

Ой, пожалей, пощади, сделай милость!

И врассыпную они понеслись.

Пока кот спал, происходило вот что:

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише смеялись над котом

Они ему хвост завязили бантом.

Василий проснулся и громко чихнул;

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались.

Принц и Принцесса

Игра на развитие динамического слуха

Цель: Развивать у детей динамический слух и навыки игры на детских музыкальных инструментах.

Игровой материал: Музыка в аудиозаписи.

Ход игры : Дети рассаживаются на коврике лицом к центру круга, руки убирают за спину. Выбирается принц, который закрывает глаза, и в это время в ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она принцесса. Принц должен узнать принцессу по громкой музыке.

Звучит “Вальс” Г.Свиридова, принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми воспитатель регулирует динамику: от тихого звучания до громкого. Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик.

Громко – тихо запоём

Игра на развитие динамического слуха

Цель: Развивать у детей динамический слух.

Игровой материал: Небольшой мячик.

Ход игры: Дети сидят на стульях. Одного из детей просят выйти из комнаты, в это время воспитатель прячет мяч. Затем приглашают ребёнка обратно в группу и говорят слова: Мяч от нас умчался вскачь

Отыщи, Серёжа мяч.

Если тихо запоём, далеко он значит

Если громко петь начнём,

Значит рядом мячик.

Далее дети поют любую песенку на слог Ля то усиливая, то ослабляя звучание в зависимости от приближения или удаления водящего к спрятанному мячу. Пение продолжается до тех пор, пока мяч не будет найден. После этого выбирают другого водящего. Игра продолжается.

Охотники и зайцы

Игра на развитие динамического восприятия

Цель: Развивать у детей динамическое восприятие.

Ход игры: Дети строятся в две шеренги, одна за другой. Первая шеренга – «Охотники», вторая – «Зайцы». Охотники идут вперёд решительным шагом и громко поют: Мы охотиться идём, громко песенку поём

Где вы, зайцы серые, где, где, где?

Зайчики идут на носочках за охотниками, тихо поют, охотники стоят на месте:

Мы тихонечко идём, мы тихонечко поём

Вы нас не поймаете, нет, нет, нет!

Охотники: Вот сейчас, сейчас, сейчас, мы поймаем, зайцы, вас.

Вы от нас не скроетесь ни-ког-да!

Зайцы: Мы тихонечко идём, мы тихонечко поём

И от вас мы удерём: да, да, да!

Охотники ловят зайцев. Команды меняются местами, игра повторяется.

Сколько нас поёт

Игра на развитие музыкального слуха

Цель: Развивать у детей музыкальный слух.

Ход игры: Воспитатель говорит, что он будет дирижером и будет показывать кто будет петь песенку, а задача водящего отгадать, сколько детей поёт одновременно: один, два или три. Дети договариваются, какую песню будут исполнять. Ведущий отворачивается, а воспитатель молча показывает на детей, которые должны петь. Водящий отгадывает несколько раз, затем меняются.

Примечания: Когда дети освоят игру, дирижером может быть кто-то из детей.

Игра на развитие тембрового восприятия

Цель: Развивать тембровый слух, слуховое внимание и память.

Ход игры: Один ребёнок «Ваня» стоит впереди. Остальные дети идут к нему и поют песенку. С окончанием песни «Ваня» закрывает глаза, отворачивается от детей, а воспитатель незаметно для него показывает на кого-то из детей и тот поёт: «Ваня! Ау!». «Ваня» должен узнать по голосу, кто его позвал.

Дети поют: Ваня, ты сейчас в лесу

Мы зовём тебя, Ау!

Ну-ка, глазки закрывай, не робей!

Кто тебя зовёт, узнай поскорей.

Дирижеры

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что он будет дирижёром и руками будет показывать как надо исполнять песенку: если руки на уровне лица – говорим высоким звуком, если на уровне груди – средним, если на уровне живота – низким. Песенка исполняется на одном слоге: му-му-му, поёт телёнок низким звуком, га-га-га поёт гусёнок средним звуком, пи-пи-пи, поёт мышонок высоким звуком.

Сочини песенку

Игра на развитие песенного творчества

Игровой материал: Набор сюжетных картинок.

Ход игры: Детям предлагается выбрать картинку, рассмотреть её и спеть, песенку о том, что на ней изображено. Мелодия может состоять из одного, двух, трёх звуков, в зависимости от возможностей и фантазии ребёнка. Главное условие, что текст должен быть Пропет. Наличие рифмы не обязательно.

Игрушки пляшут

Цель:

Игровой материал: набор мелких игрушек по числу играющих детей.

Ход игры : 1вариант

Воспитатель и дети располагаются вокруг стола или на полу.

Воспитатель: Собрались игрушки поплясать,

Но не знают как, с чего начать.

Вышел заинька вперёд

Всем пример он подаёт

Воспитатель задаёт несложный ритмический рисунок, стуча игрушкой по столу. Задача детей повторить заданный рисунок.

Игра повторяется несколько раз. Задание может быть дано всей группе играющих детей, а также индивидуально. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.

2 вариант

3 вариант

Дети стоят в кругу. Воспитатель: Собрались ребятки поплясать

Но не знают как, с чего начать!

Я притопну раз! Я прихлопну раз!

Посмотрите на меня,

Дружно делайте, как я!

Воспитатель хлопает в ладоши, или выполняет притопы. Дети повторяют заданный ритм.

Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.

4 вариант

Воспитатель играет с подгруппой детей, но ритмический рисунок задаёт каждому индивидуально, по очереди, предлагая остальным детям оценить правильность выполнения задания.

Примечания: Для игры могут быть использованы мелкие игрушки из Киндер-сюрпризов, счётный материал: грибочки, матрёшки, утята и пр. любые пластмассовые и деревянные игрушки, а также матрёшки разной величины.

В гости песенка пришла

Игра на развитие музыкального слуха, памяти и исполнительских способностей

Цель: Развивать музыкальную память, умение петь без музыкального сопровождения хором, ансамблем и индивидуально.

Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.

Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.

Воспитатель: В гости песенка пришла

И подарок принесла.

Ну-ка, Таня, подойди,

Что в мешочке, посмотри!

Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик. Машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем.

Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может упоминаться в песенке.

Найди пару

Игра на развитие тембрового слуха и внимания

Цель: Учить сравнивать звучание инструментов, находить одинаковые по звуку.

Игровой материал: Шумелки-самоделки с различными наполнителями, по два одинаково звучащих: формочки от мороженного, капсулы от киндер - сюрпризов, баночки от кофе или витаминов.

Ход игры: 1 вариант Шумелки в волшебном мешочке. Ведущий предлагает кому - либо из играющих найти два две одинаково звучащих шумелки. Остальные игроки оценивают правильность выполнения задания. Ребёнку разрешается сравнивать каждый образец с эталоном (шумелкой, которой подбирается пара)

2 вариант Воспитатель предлагает поучаствовать в игре двоим детям: один из них достаёт шумелку и «загадывает звук», а второй ищет пару по звучанию. Сложность в том, что второй ребёнок не имеет возможности постоянно сверять свой выбор с эталоном. А первый оценивает его выбор тоже по памяти.

3 вариант Воспитатель предлагает детям выбрать себе по одной шумелке из мешочка, послушать её и найти себе пару среди ребят. Игра проходит весело с шумом и беготнёй от одного участника игры к другому. Дети развивают в игре также и коммуникативные способности.

Угадай, на чём играю

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству детей, небольшая ширма.

Ход игры: Воспитатель показывает детям музыкальные инструменты и предлагает вспомнить их названия. Затем он демонстрирует способы игры на инструментах. Детям предлагается определить на слух, что за инструмент звучит. Воспитатель за ширмой играет на инструменте – дети отгадывают. Для подтверждения правильности ответа воспитатель показывает детям, на чём он играл в данную минуту, и предлагает кому либо из детей поиграть на этом же инструменте самостоятельно.

1 Усложнение: Воспитатель предлагает детям предположить, какой знакомый персонаж может быть охарактеризован звучание того или иного музыкального инструмента. Ребёнку предлагается придумать и сыграть как идёт, или бежит, летит, скачет предполагаемый персонаж.

2 Усложнение : Когда дети освоятся с игрой можно предложить им озвучить на инструментах беседу двух предложенных героев, например, медведь разговаривает с мышкой. Уточнить, что они говорят по очереди, а значит, и инструменты тоже звучат поочерёдно.

3 Усложнение : После того, как дети отгадают все инструменты, предлагается всем вместе сыграть под музыку в аудиозаписи. Ход игры: Воспитатель объявляет, что на сказочный бал съехались сказочные герои, а какие – дети должны отгадать по тому, как они танцуют. Воспитатель включает музыку и показывает одному из детей карточку с изображением персонажа. Ребёнок импровизирует танец. Дети отгадывают. Воспитатель подтверждает правильный ответ, показывая карточку.

Солнышко и туча

Цель:

Ход игры: Воспитатель:

Сыграй как я

Игра на развитие чувства ритма

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок. Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок. Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: бубен, барабан, музыкальный молоточек, кубики, ритмические палочки и т. д.

Ход игры: Воспитатель рассказывает детям о том, что такое эхо, что оно бывает в лесу, в горах и т.д. Слово или звук повторяется несколько раз. Воспитатель предлагает изобразить эхо с помощью музыкальных инструментов. Дети сидят на стульчиках с инструментами в руках. У воспитателя в руке любой инструмент. Воспитатель играет простой ритмический рисунок. Дети должны сыграть по цепочке, передавая заданный ритм

Три оркестра

Примечание: Игра проводится после того, как дети познакомились со всеми видами оркестров на музыкальных занятиях.

Музыкальная посылк а

Игра на развитие тембрового слуха

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов. Учить петь под аккомпанемент шумовых инструментов.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов, знакомых детям.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что почтальон принёс в садик посылку и предлагает посмотреть, что в ней находится. Затем дети поочерёдно достают из ящика музыкальные инструменты, называют их и показывают способы игры. Когда все инструменты будут названы, воспитатель предлагает спеть любую песню по желанию детей, аккомпанируя себе на инструментах, присланных в посылке. По ходу игры дети могут меняться инструментами, спеть несколько песен. Игра продолжается до тех пор, пока детям это интересно. Дети стоят на ковре, повернувшись лицом к воспитателю. Под громкую музыку дети хлопают ладонями по ковру. На тихую музыку делают лёгкие хлопки в ладоши перед собой или по коленкам.

Примечание: Усложнением в данной игре будет изменение музыкального сопровождения. На начальном этапе игра проводится под музыку «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского. На втором этапе используется «Венгерский танец» Брамса. В нём изменяется не только сила звука, но и темп. Усложнение вводится для детей старшей возрастной группы.

Послушный бубен

Игра на развитие динамического слуха и чувства ритма

Цель: Тихо песенку поёт Игровой материал: Музыкальный центр, кассеты, диски с музыкальными произведениями

Ход игры: Воспитатель предлагает детям внимательно послушать музыку. Под колыбельную «спать» (присесть, сложить ручки под щёчку), под марш – маршировать, под плясовую – плясать, под лёгкую, быструю музыку – бегать. Воспитатель включает музыкальные отрывки в аудиозаписи. Дети выполняют действия в соответствии с характером музыки.

Рекомендуемый музыкальный материал: Г. Свиридов «Марш», А. Петров «Марш», С. Прокофьев «Марш», Гаврилин «Тарантелла», И. Штраус «Вечное движение», Р. Н.м. «Смоленский гусачок», «Барыня», « Ах, ты берёза», Глюк «Песня без слов», П. Чайковский «Утреннее размышление»

Наш оркестр

Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков

Цель: Учить детей различным приёмам игры на инструментах индивидуально и в ансамбле. Закрепить название инструментов, умение различать их звучание на слух.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству детей.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в оркестре на различных музыкальных инструментах. Для этого дети должны правильно назвать представленные музыкальные инструменты. Затем дети оркеструют какое-либо музыкальное произведение в записи. Играть могут как одновременно, так и с солистами. В качестве дирижёра выступает воспитатель. Когда игра будет усвоена детьми, на эту роль может быть выбран кто-то из детей. Затем показывает игрушку и ведёт её по лесенке вверх, напевая: «Вверх по ступенькам поднимись!» Затем ведёт игрушку вниз, напевая: «Потом обратно вниз спустись!» Затем предлагает поводить игрушку кому-то из детей. Воспитатель поёт, ребёнок ведёт игрушку. Затем отрывок песенки исполняется на металлофоне без слов. Ребёнок должен понять, куда вести игрушку, вверх или вниз. Остальные дети оценивают правильность выполнения задания. Играть мелодию можно быстро, персонаж «бежит по лесенке», либо отрывисто – персонаж «скачет по лесенке»

Усложнение: После того, как игра освоена детьми, руководить игрой может кто-то из детей.

Весёлая дудочка

Игра на развитие музыкального слуха и певческого дыхания и творчества

Цель: Совершенствовать умение брать и распределять дыхание, его направление и силу. Без слов интонировать простые мелодии.

Игровой материал: Бутылочки из под витаминок по количеству играющих детей.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям бутылочки из под витаминок и предлагает представить себе, что это дудочки. Показывает, как можно в них гудеть. Для того, чтобы добиться гудящего звука надо чтобы нижняя губа слегка касалась края горлышка бутылочки, а струя воздуха была достаточно сильной. Для тренировки детям предлагают упражнение: погудеть, как большой пароход (низким звуком) и как маленький пароходик (высоким). Затем можно попробовать прогудеть «сыграть на дудочке» простую песенку, например «Весёлые гуси». Предложить детям самостоятельно (по очереди, по желанию) придумать свою песенку.

Примечания: Играть в игру можно начиная со среднего возраста и в старших группах. Она будет усложняться вместе с исполняемым детьми музыкальным материалом. В качестве усложнения и как один из вариантов игры можно предложить детям подыгрывать музыкальному произведению в аудиозаписи.

Солнышко и туча

Игра на развитие музыкальных представлений

Цель: Развивать ладовое восприятие детей, учить слышать окончание и начало частей музыкального произведения, развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей.

Игровой материал: Обручи, цветные кольца, плоскостные силуэты цветов.

Ход игры: Воспитатель: «Это наша полянка: посмотрите, сколько цветочков! А мы с вами – бабочки. Светит солнышко, нам весело летать по лугу! Когда появится тучка – мы спрячемся в цветах и будем сидеть тихо-тихо! А когда выглянет солнышко – снова будем летать и веселиться. А с окончанием музыки все снова сядут на цветы – день закончился, солнышко закатилось». Звучит музыка, дети выполняют задание педагога.

Цель игры : учить ребят играть в коллективе, развивать память, мышление и воображение, умение ориентироваться при помощи голоса,

Возраст : 6-7 лет

Материал : Не требуется.

Проведение : Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

Ход игры:

Ребята, встаем в круг, держимся за руки. Игра требует вашего внимания. Мы узнаем, у кого какой голос (звонкий, тихий, громкий и т.д.). Стоящий в середине круга «вада», будет отгадывать, чей голос прозвучал. Это игра позволит узнать, как вы знаете голоса друг друга.

Дети образовывают круг. Игра началась .

Цель: Образовательная: учить ребят играть в коллективе.

Развивающая: развивать память, мышление и воображение, умение ориентироваться при помощи голоса.

Воспитательная: создание положительного эмоционального фона.

Время – 30 минут

Условия проведения, оборудование: комната для проведения групповых занятий, мяч.

Количество участников: 15-20 человек .

Возраст участников: 7-11 лет .

Ход игры.

1.Организационный момент.

2. Водная беседа.

3. Правила игры.

4.Физминутка.

5.Подведение итогов урока.

9.Организованное окончание урока.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Здравствуйте, дети! Садитесь! Все готовы играть? Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует?

2. Вводная беседа.

- Здравствуйте ребята!

Кто чей ребенок? Указать стрелками –

Корова жеребенок,

Курица теленок;

Лошадь цыпленок

Кошка львенок

Собака котенок

Лев

Друг друга вы знаете по имени. Но сейчас мы с вами будем знакомиться, но будем делать это необычно. Каждый из вас по кругу должен будет назвать свое имя и определение на первую букву своего имени. Например, Дильназ «добрая», Валера «верный» и т.д. Всем понятно? После того, как Дильназ сказала имя и определение на первую букву. Она передает мяч (или мягкую игрушку) следующему игроку. Итак, игра началась.

Итог игры.

Понравилась игра?

Какое имя запомнилось?

Чье определение имени понравилось?

Игра окончена.