Индивидуальная программа по работе с многодетными семьями. План работы с многодетными семьями Работа с многодетными семьями в условиях доу

План работы МБДОУ ЦРР детский сад № 12 в рамках проекта

«Семья и семейные ценности» на период 2012-2017 гг.

1. Организационная работа
1.1. Создание творческой группы по разработке и проведению основных мероприятий в рамках проекта. Август, 2012г. зам. зав. по УМР

1.2. Проведение социологического опроса родителей с целью выявления социального статуса семей воспитанников. Сентябрь. 2012-2017 (ежегодно) педагоги всех групп.

1.3. Составление отчета о выполнении плана работы в рамках проекта. Май, 2012-2017 (ежегодно)

1.4. Создание на сайте ДОУ http ://dou 12orlenok .ru странички «Семья и семейные ценности» (консультации, отчеты о проведенных мероприятиях, фото и т. п.) в течение всего времени реализации проекта.

1.5. Создание условий: подбор демонстрационного материала, подбор детской и методической литературы, изготовление пособий по теме проекта и т. п. в течение всего времени реализации проекта.

1.6. Систематизация материала разработанного в рамках проекта. Декабрь, 2017г.


2. Методическая работа
2.1. Педагогический час.

- «Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье»;

- «Роль семьи в воспитании детей»;

- «Секреты общения с ребёнком в семье»


2.2. Консультации:

- «Воспитание ребенка в семье»;

- «Акция – одна из активных форм работы с родителями»;

- «Гендерное воспитание ребенка в семье»;

- «Социальная защищенность многодетной семьи»;

- «Современная семья - какая она?» (дискуссия)


2.3. Самообразование педагогов по теме: «Ознакомление с документами, регулирующие права ребенка», «Конвенция о правах ребёнка», ноябрь, 2013г.


2.4. Семинары:

- «Роль педагога в семейном воспитании ребенка дошкольника»;

- «Опыт общения педагога с родителями на темы семейного воспитания»;

- «Секрет семейного счастья» - круглый стол;


2.5. Изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта работы по теме: «Системный подход в работе с детьми по разделу «Семья и семейные ценности»

2.6. Педагогический тренинг:

- « В теплом кругу семьи»;

- «Коррекция внутрисемейных отношений»


3. Воспитательно-образовательная работа

3.1. Тематические занятия:

- «Моя семья»; - ИЗО

- «Наши семейные традиции» - Детский сад и семья - навстречу друг другу

Досуг для детей «Путешествие в генеалогический сад»;

- «Мой дом, моя семья» - и т. д.


3.2. Беседы:

- «Самый счастливый день в кругу семьи»;

- «Роль отца в воспитании детей »;

- «Вечер в семье»;

Интервьюирование детей подгруппы «Традиции вашей семьи»;

- «Это вся моя семья»; - и т. д.


3.3. Игры:

С/р «Моя семья»;

Д/и «День рождения»;

С/р «Семейный праздник»;

Игровое упражнение «В кого я?»;

С/р «Семейный паровозик»;

Викторина «Семь – Я»; - и т. д.


3.4. Тренинг:

- «Вместе – дружная семья» 2013 г. педагог-психолог


3.5. Совместные мероприятия с родителями:

Семейный праздник «Семья талантами богата» - вечер встреч творческих семей.

- «Союз детей и взрослых» - семейный досуг;

-«Это сделано руками наших пап» - выставка;

Семейная спартакиада «Мама, папа, я – спортивная семья»;

Семейный турнир « Что может быть семьи дороже»;

Спортивное мероприятие «Вместе веселее»;

И т.д.

3.6. Выставки рисунков:

- «Семья глазами ребенка»;

- «Дом, в котором мы живем»;

- «У каждого есть мамочка своя»;

4. Работа с родителями
4.1 Просветительская работа: распространение буклетов, консультации, индивидуальные беседы и т. д. по темам:

- «Будущие родители»;

- «Семейные традиции»;

- «Родительские заповеди»;

- «Секреты воспитания вежливого человека»;

- «Вечер в семье»


4.2. Фото-галерея:

- «Моя семья – будни и праздники»;

- «Семейный архив»;

- «Традиции нашей семьи»;

«Родные, близкие, любимые».


4.3. Конкурс проектов

- «Самый счастливый день нашей семьи»;

- «Герб семьи»;

- «Семейная газета»;

- «Папа, мама я - дружная семья»


4.4. Родительские собрания:

- «Взрослый мир в детских мультфильмах»;

- «В каждом доме свои традиции»

- «Счастлив тот, кто счастлив дома»;

-«Очень многое мы можем, очень много мы умеем»

- «Любимые книжки вашей семьи» - устный журнал для родителей.


4.5. Анкетирование:

- «Права ребенка в семье»;

- «Выявление педагогической культуры родителей воспитанников»;

- «Хорошие ли вы родители?»;

- «В каждом доме свои традиции» - мини-анкета

4.6. Показ и обсуждение презентаций:

«Телевидение и дети»;

4.7. Выставки:

1. Выставка книг «Читаем всей семьей»;
2. Выставка «Игрушка своими руками»;
3. Вернисаж «Моя семья» (образ семьи глазами ребёнка)


4.8. День семейного общения (день открытых дверей).

С родителями детей «группы риска».

Одно из необходимых направлений работы педагога с детьми «группы риска» - это тесный контакт с родителями . В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи ребёнка и воспитательным издержкам. Педагог должен оказывать конструктивную помощь, а не противодействовать и критиковать. Ему следует принять как данность сложившиеся в этой семье ролевые отношения и границы между поколениями. Очень продуктивным и желательным представляется вовлечение в процесс совместной деятельности и реабилитации ребёнка всей семьи в её самом расширенном составе, включая бабушек и дедушек, а также других родственников, контактирующих с ребёнком и его семьёй.

Изучение семьи может быть успешным при условии проявления педагогом высокого такта, уважительного, внимательного и чуткого отношения к родителям.

Первая стадия «Поиск контактов», на которой происходит встреча с родителями. Но этой стадии рекомендуется педагогу проявить высокий такт, искреннее уважением к родителям, деликатность и сдержанность, а главное - постараться не оттолкнуть их от себя и от проблемы.

Вторая стадия «Поиск общей темы». На этой стадии педагог выясняет условия семейного воспитания, в чём выражается забота родителей о ребёнке и т. д. Его задача на этом этапе - подготовить почву для взаимопонимания , выявить отношения родителей между собой и к ребёнку. На этом этапе зарождаются положительные эмоции от общего интереса и доброжелательного общения.

Третья стадия «Установление общих требований к воспитанию ребёнка». Педагог должен грамотно рассказать родителям о своих взглядах на воспитание, выявить взгляды родителей по этой проблеме и предложить обоснованные методы воздействия на ребёнка.

Четвёртая стадия « Упрочение сотрудничества в достижении общей цели». На этом этапе для педагога очень важно, чтобы родители поняли свои ошибки в воспитании и его недостатки. Очень важно на этой стадии уточнить воспитательные возможности друг друга, выработать единые цели и задачи воспитательного воздействия на ребёнка.

Пятая стадия «Реализация индивидуального подхода». На этой стадии, опираясь на ранее предложенное родителями, предлагает конкретные меры педагогического воздействия на ребёнка. Педагог должен акцентировать внимание родителей на положительных моментах в воспитании ребёнка и в тактичной форме сообщить о недостатках воспитательного процесса.

Шестая стадия «Совершенствование педагогического сотрудничества» . На стадии необходимо углубление и расширение педагогического сотрудничества, период распределения принятых и согласованных ролей, реализации единых педагогических воздействий на ребенка.

Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями.

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

* социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

*медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);

* социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

* социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

* психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;

* криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.

Механизм выявления неблагополучных семей.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, педагогов и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

  • утомленный, сонный вид;
  • санитарно-гигиеническую запущенность;
  • склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
  • неумеренный аппетит;
  • задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
  • привлечение внимания любым способом;
  • чрезмерная потребность в ласке;
  • проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье проявляются:

  • в боязливости ребенка;
  • в выраженном страхе взрослых;
  • в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца,
  • раскачивания;
  • в боязни идти домой;
  • в жестоком обращении с животными;
  • в стремлении скрыть причину травм.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализовывает систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

П ризнаки неблагополучия в семье

  1. Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
  2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.

3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

  1. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
  1. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
  1. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
  1. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
  1. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующей с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй

Первый этап : изучение семьи и осознание существующих в ней проблем,

изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

Второй этап : первичное обследование жилищных условий неблагополучной

(проблемной) семьи.

Третий этап : знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми,

оценка условий их жизни.

Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению

путей совместных действий.

Пятый этап : изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.

Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

Седьмой этап : составление карты семьи.

Восьмой этап : координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.

Десятый этап : текущие и контрольные посещения семьи.

Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.

Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.

Социально-педагогическая работа с различными типами семей

1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:

  • выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения
    родителей, создание банка данных;
  • участие в обследовании условий жижи и воспитания детей;
  • контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
  • поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);
  • работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;
  • защита интересов опекаемых;
  • законодательное просвещение;
  • практические мероприятия для семьи.

2. Многодетные семьи:

  • содействие родителям в повышении качества выполнения ими
    воспитательных функций;
  • организация благотворительной помощи;
  • рекомендации по организации семейного досуга;
  • профориентационная работа;
  • законодательное просвещение;
  • совместные мероприятия для детей.

3. Неполные семьи:

  • оказание необходимой помощи в получении пособий;
  • психолого-педагогическое консультирование;
  • профилактика асоциально-аморального поведения;
  • организационно-практическое содействие родителям в выполнении их
    воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);
  • законодательное просвещение.

Проблемные семьи:

  • изучение динамики развития проблемы семьи;
  • общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
  • законодательное просвещение.

От структуры и состава семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) во многом зависят особенности воспитания детей.

В настоящее время имеются данные, которые убеждают в том, что семья семье – рознь, даже если они относятся к одному и тому же типу.

В полной гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Бесспорно, в таких семьях лучшие условия для творческого воспитательного процесса. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где ссоры и перебранки возникают по всякому поводу и без повода.

Немало семей существует только формально, в них супруги живут каждый сам по себе и воспитательный вклад отца настолько незаметен, что его можно не принимать во внимание.

Иногда семья внешне кажется крепкой, сплочённой (нормальной), а по сути она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет участия, внимания и взаимного уважения друг к другу. В такой семье неуютно всем, но особенно страдают дети с их хрупкой психикой, большой впечатлительностью.

В последние годы в нашей стране всё больше семей, в которых родители озабочены проблемами карьеры, делания денег, где дети нежеланны, заброшены, отодвинуты на одно из последних мест. Итак, полная семья ещё не является гарантом полноценного воспитания ребёнка. Что уж говорить о неполной?! Однако, в современной неполной семье немало вариантов воспитания и на все они отрицательные.

Неполные семьи возникают в результате распада семьи: смерть одного из супругов, развод. Наиболее распространённой является неполная семья в составе матери и ребёнка.

Каковы бы не были причины развода, от его последствий страдают все члены распавшейся семьи, это осложняет процесс воспитания.

Часто мать препятствует не только участию отца в воспитании, но даже эпизодическим встречам с ними. Ещё больший урон развитию наносится, если родители после распада семьи не скрывают своего недоброжелательного отношения друг к другу, втягивают малыша в орбиту взаимных обвинений.

Взросление маленького человека в обстановке неприязни и вражды нередко приводит в противоборству между цельностью характера и изворотливостью, силой духа и малодушием, лживостью, притворством. Поэтому родительский долг, ответственность перед собственными детьми требует от супругов расставаться достойно, не идти на поводу у своих эмоций и ущемлённого самолюбия.

Одинокие матери прибегают к разной тактике воспитания детей. Некоторые из них больше обеспокоены собственной дальнейшей судьбой, а не прошлым, настоящим и будущим своего ребёнка. Их интересы сосредоточены на поиске нового спутника жизни. У таких матерей, как и у тех, кто морально сломлен драмой развода, дети, как правило, предоставлены сами себе (гипоопека). Об этом говорит их внешний вид (неухожены, неопрятны, не всегда досыта накормлены), а главное – их поведение (повышенная агрессивность, суетливость или, напротив, замкнутость, заторможенность).

В других неполных семьях, особенно в материнских, где женщина сделала сознательный выбор – родить для себя, складывается иная воспитательная ситуация. Матери испытывают обострённое чувство долга, обязанности, ответственности (гиперсоциальность) за воспитание ребёнка, поскольку рассчитывать приходится только на свои силы. Чувствуя свою несостоятельность в супружестве, женщина стремится самоутвердиться как мать, поднять свой статус в собственных глазах и мнении окружающих. Своим поведением, активной воспитательной позицией мать доказывает себе и окружающим, что она может вырастить своего ребёнка, обеспечить ему полноценное развитие, дать хорошее образование. Её внимание, жизненные интересы концентрируются на ребёнке. В дальнейшем ребёнок может взбунтоваться против такого засилья матери, и тогда она будет считать, что потерпела педагогическое фиаско, что жизнь не удалась. Из всего изложенного видно, что неполная семья нуждается в особом внимании, большей помощи и поддержке со стороны дошкольного детского учреждения. Мы выявили, что выборы форм работы с детьми, сделанные родителями из полных и неполных семей, содержательно практически не различаются между собой – родители как из полных, так и из неполных семей предпочитают одни и те же формы детской деятельности. Единственное отличие касается количества выборов – родители из неполных семей выбирают больше форм детской деятельности в целом.

Можно предположить, что этот факт отражает неуверенность матерей, которые воспитывают ребёнка одни, в том, что они в должной степени смогут обеспечить малышу доступ ко всем видам деятельности, нужным для полноценного развития в его возрасте. Одинокие мамы надеются, что детское учреждение возьмёт на себя эту заботу, поскольку справится со всеми проблемами воспитания и обучения эти женщины не в состоянии.

К тому же неполные семьи обычно испытывают материальные трудности и часто не могут позволить себе оплатить образовательные услуги для ребёнка в той мере, в которой им хотелось бы это сделать. Поэтому основная задача педагога, работающего с родителями, которые воспитывают ребёнка в одиночку, - помочь им найти компромисс между запросом на образовательные услуги и стоимостью этих услуг, посодействовать в выборе наиболее важных для ребёнка в данное время.

В настоящее время можно отметить, что многодетные семьи составляют меньшинство, а семьи, в которых один ребёнок – абсолютное большинство.

Основные различия в выборе форм работы с детьми между родителями из многодетных и однодетных семей касаются организации физической активности малышей. Многодетные родители не выбирают подвижные игры, то же касается и сюжетных игр. А вот однодетные родители заинтересованы этими играми. Настольные игры и организованные физкультурные занятия больше интересуют родителей многодетных семей.

Ещё одно отличие –родители многодетных семей не выбирают форму детской активности, как работа с компьютером, а вот однодетные заинтересованы. Родители многодетных семей реже по сравнению с однодетными выбирают обучение иностранному языку, чтению, конструированию и познавательным играм.

Среди родителей с высшим образованием не пользуются особой популярностью интеллектуальные формы работы с детьми, предоставляемые детским образовательным учреждением. Объясняют это тем, что они могут самостоятельно обучить ребёнка письму, чтению, иностранному языку, организовать ему экскурсии и участие ДОУ в этом обучении им представляется необязательным. Поэтому при работе с этой группой родителей основную ставку необходимо делать на другие, не связанные с образованием – на то, что детский сад является местом общения со сверстниками для ребёнка, на то, что здесь он приучается к общению с незнакомыми взрослыми, и это облегчит ему в дальнейшем адаптацию к школе. Востребованными оказываются только математика и чтение художественной литературы.

Родители детей раннего возраста считают наиболее важным в работе дошкольного учреждения организацию прогулок, музыкальных и физкультурных занятий, рисования.

Родители детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) отдают предпочтение музыкальным и физкультурным занятиям, рисованию, обучению чтению, проведению прогулок.

Родители детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) наиболее заинтересованы в занятиях математикой, обучения чтению и иностранному языку, рисованию, в физкультурных и музыкальных занятиях.

Наиболее популярная среди родителей форма детской деятельности вне зависимости от возраста – рисование.

Кроме того, по мере приближения ребёнка к школьному возрасту, родители всё более интересуются деятельностью, близкой к школьной – занятиями математикой, обучением чтению, иностранному языку.

При осуществлении социальным педагогом работы с семьями необходимо прежде всего ориентироваться на цели и сущность государственной семейной п олитики России, которая основана на следующих положениях. Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства», - гласит ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ). Тем самым признается, что рождение детей и браки не являются только частным делом, а имеют большое общественное значение и требуют государственной поддержки. Из общего конституционного положения вытекают семейные права граждан, и прежде всего - определенные права матери и ребенка. Этим правам корреспондируют определенные обязанности государства, а также других лиц.

Комплекс прав, связанных с семьей, закреплен в СК РФ. Немало норм закреплено также в Гражданском кодексе РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ и др. 11, с. 17. Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, определяет формы и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2 СК РФ).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Учитывая требования вышеуказанных правовых актов, социальный педагог строит свою работу с семьей 7, с. 357.

При этом социальному педагогу, прежде всего, следует обратить внимание на своевременное предупреждение и нейтрализацию кризисных ситуаций в семье.

К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий, предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи 21, с. до 96.

При нейтрализации главная цель -- мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса 20, с. 6.



В чем состоит работа социального педагога по оказанию помощи семье?

1-е. Проконсультировать семью в возможности получения различных пособий и социальных льгот, о порядке их получения. Для этого проконсультироваться, какие льготы может получить многодетная семья 12, с. 217.

2-е. Помочь увеличить доходы семьи, помочь в заработке и взрослых, и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.

3-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми и без работы. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних 13, с. до 224.

4-е. Многие родители нуждаются в помощи педагога. Консультации можно проводить и индивидуальные, и групповые. Можно объединить родителей больных детей или родителей, дети которых пойдут в первый класс, или родителей, испытывающих трудности в общении с детьми, и т.п. 19, с. 136.

При создании родительского лектория можно порекомендовать следующие темы 25, с. 73: педагогика и психология -- науки о развитии и воспитании ребенка; о роли родителей в воспитании детей; отношения в семье различных поколений; воспитание трудного ребенка; воспитание детей с физическими и умственными отклонениями; воспитание в труде; подготовка ребенка к школе; эстетическое воспитание ребенка в семье; половое воспитание; религиозное воспитание; опасности детского курения и наркомании.



Многодетная семья нуждается в более практических советах: как правильно кормить детей разного возраста, как прививать детям навыки культуры поведения и т.д. 27, с. 10.

5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на положение ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать всю информацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике. Следует помнить, что «кроме физического насилия существует насилие эмоциональное, когда на ребенка не обращают внимания, насмехаются, одергивают, критикуют. Это ведет к психическому расстройству ребенка» 14, с. 39.

6-е. Работая с семьей алкоголиков или наркоманов, полезно решить в первую очередь вопрос об определении детей в детские дома или в дом ребенка. При лишении родителей родительских прав -- передачу детей в благополучные семьи. Затем решать вопрос о принудительном лечении родителей 5, с. 75.

Социальный педагог обращает внимание на семью, где есть дети-инвалиды, устройство их в спецшколы, приобретение колясок для детей, получение путевок для летнего отдыха. Социальный педагог связывается с юристом, чтобы организовать консультацию для семьи, где постоянные конфликты. Многодетная семья обращается к педагогу по поводу трудоустройства подростка, за которым нужен постоянный контроль 4, с. 105.

Первоначально, с чего начинает социальный педагог - это изучение семьи. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка. Самый распространенный и естественный метод изучения семьи -- метод наблюдения.

Метод беседы. Чтобы подготовиться к беседе, следует провести анкетирование, заранее составить вопросник, познакомиться с результатами комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Метод социометрии, при котором для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

После изучения семьи перед социальным педагогом стоит задача -- создать в семье новые отношения. Это можно решить с помощью следующих технологий: вовлечение семьи в различные клубы, группы здоровья, советы, бытовые объединения, труд в саду, в огороде, в быту 17, с. 218.

Составив представление о положении в семье ребенка, социальный педагог вместе с семьей разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. С ребенком обсуждается режим дня, свободное время, его дела.

Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. Методом убеждения он может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать пути выхода из сложившейся ситуации 30, с. 181.

Существует практическая технология, реализуя которую социальный педагог составляет «карту семьи

Особое внимание заслуживают технологии работы социального педагога по педагогическому просвещению семьей, где есть неполноценные дети. По исследованиям американских ученых, неполноценные дети сейчас в каждой седьмой семье. От родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития

Для начала, в такой семье важно выяснить отношение ребенка и родителей к состоянию его ребенка, степень реагирования родителей на его неполноценность. Для одних пятно на лице -- трагедия, для других тяжелое осознание, что ребенок будет всю жизнь беспомощным. Здесь необходима чуткость социального педагога.

Итак, систематическое разностороннее педагогическое просвещение семьи предусматривает, прежде всего, ознакомление родителей с основами теоретических знаний, а в большей степени с практикой работы с детьми. Педагогическая просветительская работа социального педагога должна строиться согласно программе. Осуществление просветительской педагогической работы предполагает ознакомление родителей с новаторскими идеями в области педагогики и психологии.

Сегодня, в связи с введением в силу федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» качественным образом изменились взаимоотношения детского сада и семьи. Это обусловлено тем, что родители (законные представители) теперь имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами . Поэтому у дошкольных организаций, в связи с этим, возникла необходимость во взаимодействии с семьей ребенка на позициях сотрудничества и доверительности. Особенно это важно учесть в работе с многодетными семьями. Данная проблема является особенно актуальной в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), подчеркивающего необходимость объединения детского сада и семьи для осуществления качественной подготовки выпускников дошкольной ступени образования.

Сфера общения при поступлении в детский сад выходит за пределы семьи. В аспекте введения ФГОС ДО, детский сад осуществляет ведущую роль в организации общественного воспитания. Для успешной координации воспитательного влияния ДОО должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом формализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции педагогического просвещения .

Таким образом, дошкольная образовательная организация (ДОО) сегодня рассматривается как социально-образовательная система, которая может решать задачи социальной и педагогической компенсации условий для полноценного развития личности каждого ребёнка, разновозрастного сотрудничества, социально-педагогической работы с семьёй, организации семейного культурного досуга, медицинского просвещения, оказание психологической помощи, педагогического родительского всеобуча.

Правовой основой нового содержания взаимодействия ДОО и семьи послужил Закон «Об образовании в РФ», впервые за многие десятилетия признавший приоритет семейного воспитания. Все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Это значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители, общественность) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности .

Новая философия взаимодействия ДОО и семьи, по мнению К.А. Абульхановой-Славской требует новых отношений, направленных на признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» .

Организация взаимодействия детского сада и семьи в обновленных условиях образовательной стратегии дошкольного образования более эффективно. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Решение данной проблемы может основываться на изучении теоретических источников, освещающих с одной стороны, организацию методической работы с педагогическим коллективом, с другой стороны, взаимодействие педагогов ДОО с семьей .

Открытость детского сада предполагает вовлечение родителей многодетных семей в образовательный процесс ДОО. В условиях открытости работа с родителями - важное условие успешного воспитания дошкольника. Для эффективности привлечения многодетных семей в систему взаимодействия требуется работа по повышению воспитательного потенциала многодетной семьи.

Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Едяйская средняя общеобразовательная школа - детский сад «Чэчир» МР «Хангаласский улус».

Для проведения констатирующего и контрольного этапов были проведены собеседование с детьми, анкетирование родителей. С целью выявления стиля семейного воспитания и особенностей родительского отношения была проведена методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ). Автор - Э. Г. Эйдемиллер .

В проведении процедуры обследования была использована помощь психолога детского сада. Опросник АСВ позволяет диагностировать стиль семейного воспитания и характер его нарушений. Качественный анализ его результатов дает достаточно достоверную информацию о явной (или недостаточной) выраженности соответствующей стороны воспитания, обобщая которую, можно сделать выводы о негативном характере родительского отношения, которые и вызывают те или иные характерологические отклонения в ребенка. Для выявления уровня сотрудничества с позиций дошкольников были использованы основные подходы по методике Т.В. Антоновой .

На констатирующем этапе исследования выявлено, что у некоторых детей из многодетных семей существует конфликтность в восприятии семейных взаимоотношений или же присутствует негативное восприятие семьи. Именно родители этих детей по результатам анкетирования показали недостаточный для благоприятного развития ребенка уровень семейного воспитания. Исходя из полученных данных на констатирующем этапе пришли к тому, что для эффективного воспитания детей надо организовать сотрудничество ДОО и многодетных семей.

Цель формирующей работы: организация сотрудничества ДОО и многодетных семей в целях воспитания детей.

Задачи формирующего этапа эксперимента:

1. Внедрить разработанную систему взаимодействия ДОО и семьи.

2. Повышение педагогического потенциала многодетных родителей средствами использования нетрадиционных форм взаимодействия с ДОО.

3. Совместная работа с родителями по успешному воспитанию личности ребенка в семье и ДОО.

Методы работы ДОО с многодетными семьями для воспитания ребенка дошкольного возраста: всестороннее развитие ребенка во всех видах деятельности в условиях психологической атмосферы добра и взаимопонимания; гармонизация отношений в сферах «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый», «детский сад - семья», «семья - ребенок - детский сад») с целью постижения детьми умения жить среди людей; взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программ помощи каждому ребенку; концентрация внимания детей на знакомстве с художественной литературой, фольклором и искусством народа саха; организация ролевых игр для осознания ребенком себя как частицы своей семьи и своего народа.

Совместная деятельность с многодетными семьями в МБОУ «Едяйская средняя общеобразовательная школа - детский сад «Чэчир» представляет собой естественный процесс объективной реальности, форму и метод народного воспитания. Среди них особое место занимает авторитет старших. Необходимо отметить, что здесь нашли отражение вопросы взаимодействия родителей и педагогов в деле использования методов народного воспитания и народных традиций. Здесь используются следующие наиболее важные традиции народа-саха:

Уважение к старшим;

Совместное проживание одной семьей;

Гостеприимство;

Воспитание трудолюбия;

Почтительное отношение к женщине (девочке) и других.

Исходя из выделенных теоретических положений, содержание деятельности ДОО включало в себя такие методы и формы работы с многодетными семьями.

1. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с представлениями о своей семье.

4. Формирование активной жизненной позиции на основе:

Осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их - не в ущерб другим;

Осознания своих возможностей, формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;

Осознания своих достоинств и недостатков;

Осознания своих прав и обязанностей перед собой, семьей и другими людьми;

Формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других;

Проявления терпимости, уважения особенностей других людей;

Развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других, умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; без конфликтов решать возникающие проблемы;

Игры и упражнения на понимание значимости и ценности жизни каждого человека, развитие интереса к жизни других людей.

При организации формирующего эксперимента учитывались традиции народного воспитания:

1) возможность каждому ребенку развивать свои задатки и способности, не принуждая его;

2) управляемость процесса формирования личности в туелбэ;

3) каждая семья имеет свое лицо - специфика образа жизни, мировосприятия;

4) развитие творческой личности осуществляется, когда интеграция всех воспитательных сил ДОО и семьи, создает управляемость воздействия организованных факторов среды.

Для выявления условий повышения педагогической компетентности с многодетных родителей поставлен вопрос о выстраивании целостной системы работы ДОО и семьи, определения круга интересов каждой семьиии учета возможностей детей.

Многие многодетные семьи выразили желание и готовность продолжать образование детей дома. В этом случае возникла необходимость разработки различных мероприятий и программ для родителей, с целью помочь им в вопросах дошкольного воспитания полноценно развивать своих детей, понять уникальность дошкольного периода детства. Для этой цели была разработана комплексная работа по повышению педагогической компетентности родителей.

В рамках повышения качества работы с многодетными семьями распространяются и действуют различные традиции взаимодействия: Дары природы; Конкурсы «Байанай ыллыга», «Туйаарыскай аа5ыылара», «Мисс «Чэчир»; Совместный концерт работников МБДОУ и родителей День почетных семей; День открытых дверей; Акция «Моя родня»; Конференция для отцов.

При проведении мероприятий сотрудничество педагогов и родителей, ДОО с многодетными семьями направлены на:

Создание положительной познавательной мотивации детей; организацию их внимания;

Активизацию речевого опыта дошкольников;

Формирование способов оценки ребенком собственной деятельности.

В процессе эксперимента также были использованы следующие формы совместной работы детей, педагогов и родителей многодетных семей: театрализация народных сказок - совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников; изучение народных игр, народных песен и традиций разных народов, знакомство с фольклором разных народов и др.

В общении взрослых с ребенком важен принцип позитивности, тогда у ребенка формируется высокий уровень патриотических качеств личности детей - доверие к взрослому, чувство собственного достоинства как духовная основа позитивного уровня развития ребенка.

Итак, работа с многодетными семьями подтвердила нашу гипотезу о значении близкого эмоционального контакта ребенка с родными в семье для формирования его положительной самооценки.

На контрольном этапе, по данным родителей экспериментальной группы общий уровень воспитанности детей - 100%, в контрольной группе - 66,7%. Это подтверждает то, что в экспериментальной группе произошло повышение уровня воспитанности на 54,5%. Тогда как в контрольной группе его показатели изменились меньше (на 11,2%).

Показатели эффективности работы ДОО с многодетными семьями в МБОУ ЕСОШ - ДС «Чэчир»

Анализ диагностических данных контрольного этапа доказывает эффективность формирующего эксперимента по организации форм работы ДОО с многодетными семьями.

Таким образом, в результате проведенной формирующей работы у детей экспериментальной группы произошли качественные изменения в показателях воспитанности и позиции в семье.

Таким образом, определяя содержание форм и методов работы ДОО с многодетными семьями важно исходить не только из общих для детского сада и семьи задач воспитания, но и учитывать особенности воспитания в каждой семье. При этом важно найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения единства в воспитании. В работе с родителями более приемлемы поисковые методы обучения, познавательные ситуации, связанные с постановкой проблем и совместным поиском решений в общении с детьми.