Какой должна быть вожатая. Профессиональные качества вожатого. Должностные обязанности вожатого летнего лагеря

Необходимые качества для Вожатого:

* Способность деликатно руководить группой детей в быту, дороге, спорте. Умение и ЖЕЛАНИЕ чутко, внимательно и терпеливо решать детские проблемы.

* Личный успех в предлагаемой детям деятельности либо непоколебимая вера в собственную успешность.

* Общечеловеческая внятность. Это способность оперативно, инициативно и результативно действовать в интересах детей в любой ситуации.

* Терпение, терпение, и снова терпение - главное качество любого педагога. Сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость в любой ситуации, безмерно любить детей даже в тот момент, когда они этого совсем не заслуживают.

* Уверенность в себе, находчивость. Умение быстро найти выход из любого трудного положения.

* Яркость натуры. Помогает завоевать уважение детей.

* Не быть ребёнком. Психологи выделяют несколько состояний человеческого я: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Вкратце: взрослый - мыслит здраво и трезво, способен пожертвовать своей мелкой радостью ради общего блага. Ребёнок - капризный, эгоистичный думает лишь о своей радости. Часто такое случается, что неопытные вожатые едут в лагерь с детскими мотивами. Вы должны сделать всё, чтобы принести радость детям, и уже через это получить своё море положительных эмоций. При этом вожатому необходимо быть ребёнком в плане активности, фантазии, умения понять детей. Вожатый - это рыцарь детства, который служит ему, но не впадает в него.

Итак, вожатому необходимо:

* Поставить дисциплину. Дисциплина на отряде необходима, так как без неё невозможно построить всю остальную работу. Кроме того дети должны выполнять все режимные моменты - это требование лагеря и за этим следит вожатый. Объясните детям на первом собрании отряда, что соблюдение дисциплины позволит им по-настоящему интересно отдохнуть, а несоблюдение превратит их жизнь в лагере в ад.

* Завести детей на творчество. Раскрыть их способности и подарить им радость творчества.

* Сплотить отряд. Вожатому важно превратить толпу детей в Отряд. Отряд - люди, объединённые своим отрядным духом, чувством локтя, Отряд - дружная работоспособная команда.

* Стать для детей старшим товарищем. Очень важно для вожатого общение с детьми. Не упускайте возможности поговорить с ребёнком по душам. Дети должны чувствовать, что у них есть старший товарищ, к которому всегда можно обратиться за советом и поддержкой.

Имидж вожатого

Чтобы зажечь своих ребят, нужно самому гореть, пылать и просто любить свою работу!

Элементы имиджа вожатого:

Общий стиль поведения - создать впечатление мудрого и всесильного: надо знать выход из любой ситуации или хотя бы делать вид, что все умеешь (море по колено, горы по плечо). Надо добиться уважения к себе, как к старшему, но старшему не только по возрасту, а по моральной силе.

Нельзя перегибать палку и устанавливать в отряде тоталитарный режим. Вариант "я тут самый сильный и умный" проваливается при первом вашем промахе.

Важно не поддаться соблазну пойти по более легкому пути - создание "дешевого авторитета". То есть нельзя допускать панибратского отношения и позволять все на свете под дружное одобрение детей. Такой авторитет "лопнет" за очень короткий срок. Уважением Вы пользоваться не будете, и в любой сложной ситуации ваше слово не будет восприниматься как решающее.

Внешний вид

Вожатому всегда необходимо быть аккуратным и опрятным. Дети, особенно старшие, следят за внешним видом вожатых, тем более - в первые три дня, когда присматриваются. Ведь никуда не денешься: встречают по одежке. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять своей столь любимой полинявшей футболкой. Но не нужно бросаться в крайности - в вечернем платье сражать десятилетних мальчишек или выказывать свою индивидуальность жутко стильным нарядом а-ля "хиппи". Но следить за собой просто необходимо!

Еще одним немаловажным атрибутом является галстук. Дети проникаются уважением к нему, как к знаку отличия "загадочного" единства вожатых.

Вожатый должен быть интересным человеком, и выглядеть тоже любопытно. На каждую смену привозите какие-либо фишки, которые помогут вам индивидуально выделиться.

Уверенность

Надо всегда иметь уверенный вид, создать образ вожатого с опытом, даже если вы новичок.

План действий

У начинающего вожатого должен быть четкий план действий. Почасовой, поминутный, творческий и гибкий, не в методичке, а в голове. Такой план, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. Отряду желательно четко осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено.

Вожатому в первую очередь необходимо продемонстрировать ясность мысли, острый слог и постоянство сердца. Ведь вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Люди предпочитают людей и идеи, в которых они могут разобраться. Будьте открыты и не бойтесь ошибок, и тогда именно ты станешь лучшим вожатым.

Отличия между воспитателем (учителем) и вожатым

Вначале я бы рассмотрел вопросы терминологии с исторической и этимологической точек зрения...
Вожатый от слова "вожак" - ведущий за собой (вести за собой - это способ действия).
Учитель от слова "учить" - человек учащий (учить - тоже способ действия).Синоним слова Педагог.
Педагог - ((др. греч.) раб, следящий за детьми) в современном понимании - человек отвечающий за образование ребенка. Педагог - это зрелый, опытный человек. Педагогам платят гораздо больше, чем вожатым!
Первое отличие Обучение и Образование
Обучение -это процесс по передачи навыков, умении от старшего поколения младшему.
Образование -(или просвещение по старо-русски) - процесс направленный на формирование современного человека (в старину: направленного на формирование человека по образу Божьему), на текущий момент - желаемому образу (образцу).
(Я просто хочу сказать, что образование и обучение не есть одно и тоже (обучение есть одна из интеграционных составляющих образования).)
Это все что касается лексической точки зрения
Следующее отличие.
Я заметил что, существуют же "Школы вожатых" и "Школы педагогов".
Таким образом, есть разница в подходах воспитания детей между учителем в школе и вожатым в лагере. Разница во всем. И методы работы разные, и пед. коллективы разные, и задачи по работе с детьми разные, мотивации и ожидания тоже разные.
Вожатый и школьный учитель - действительно вещи редко совместимые. Вожатый должен действительно любить детей, иначе теряется сам смысл летнего детского отдыха. А большинство учителей, не понимают и иногда и ненавидят детей. Существуют, конечно, в лагере и хорошие воспитатели из состава учителей, но их единицы
Вожатство и учительство - это определение методик работы (способов действия). Но исключаю (и даже пару раз был свидетелем), того, как несмотря на классно-урочную систему человек на должности учителя использовал "вожатство" для обучения предмету, и наоборот, человек работающий на должности вожатого использовал "учительство" для обеспечение досуга ребят (и в том и другом случае это было достаточно успешно). Хотя, вынужден признать, что ни большинство учителей, ни большинство вожатых хорошо не владеют методиками друг друга, для того, чтобы успешно их применять в своей работе.
Таким образом, человек работающий с детьми ДОЛЖЕН быть педагогом (иначе не зачем ему с детьми работать).
Самое большое преимущество вожатого - так это то, что ребенок не видит в нас того самого учителя, которого зачастую, они если не боятся, то относятся как к "взрослому". Вожатый для детей в первую очередь друг, к которому можно обратиться за советом, какой-то помощью, а потом уже преподаватель, хотя субординация естественно соблюдается. Вожатый в лагере- это настоящий товарищ, который тебе всегда поможет советом и поддержит тебя в любую минуту радости или печали.
Дети приезжают в лагерь веселится, развлекаться, отрываться, а мы будущие вожатые должны им помочь в этом и при этом уберечь их от неприятностей!!!

Отношения между детьми и вожатым строятся на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям чётко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но и не жестокий надзиратель, которого нужно бояться. Вожатый это старший товарищ, к которому можно придти за советом или помощью и обязательно её от него получить.

Качества вожатого. Каким должен быть вожатый.

Посредственный руководитель излагает.
Хороший – объясняет.
Выдающийся – показывает.
Великий – вдохновляет.
В. Уорд

1. Дисциплинированность и ответственность
2. Работоспособность и организованность, трудолюбие
3. Тактичность, вежливость, культура общения
4. Умение держать себя в обществе
5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки
6. Здоровье, привычка к активному образу жизни
7. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь
8. Разносторонняя образованность
9. Знание правовых норм, законов, прав и свобод др. людей
10. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость
11. Знание практической психилогии, этики
12. Умение воспитывать детей, проявлять заботу
13. Уважение к администрации лагеря, к персоналу
14. Творческое отношение к деятельности в лагере
15. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации
16. Профессиональная гордость, уважение к мастерству
17. Сознательность, вежливость, аккуратность
18. Эмоциональная устойчивость
19. Эстетическое отношение к деятельности в лагере
20. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах
21. Инициативность, самостоятельность
22. Соблюдение демократических принципов
23. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде
24. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт

После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере в какой-то деятельность, проявить себя, стать более уверенными в своих возможностях, уверенными в себе.

Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.

Какие темы запрещены для разговоров с детьми?
- Выяснение отношений между педагогами.
- Обсуждение детей.
- Обсуждение администрации оздоровительного лагеря, их решений.
- Решение вопросов личного характера.

Качества хорошего вожатого

Посредственный руководитель излагает.

Хороший – объясняет.

Выдающийся – показывает.

Великий – вдохновляет.

В. Уорд

Итак, какими качествами должен обладать вожатый?

1. Дисциплинированность и ответственность.

2. Работоспособность и организованность, трудолюбие.

3. Тактичность, вежливость, культура общения.

4. Умение держать себя в обществе.

5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки.

6. Здоровье, привычка к активному образу жизни.

7. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь.

8. Разносторонняя образованность.

9. Знание правовых норм, законов, прав и свобод других людей.

10. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость.

11. Знание практической психологии, этики.

12. Умение воспитывать детей, проявлять заботу.

13. Уважение к администрации лагеря, персоналу.

14. Творческое отношение к деятельности в лагере.

15. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации.

16. Профессиональная гордость, уважение к мастерству.

17. Сознательность, вежливость, аккуратность.

18. Эмоциональная устойчивость.

19. Эстетическое отношение к деятельности в лагере.

20. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах.

21. Инициативность, самостоятельность.

22. Соблюдение демократических принципов.

23. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде.

24. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт.

Существует несколько негласных правил, которые позволят избежать неприятных сюрпризов в общении с детьми:

1. Требуйте от пионеров, чтобы они обращались к Вам по имени и отчеству. Это внесет ясную субординацию.

2. Не устраивайте панибратских отношений с пионерами, даже, если они Вам очень нравятся и кажутся родными.

4. Не откровенничайте с ними.

5. Не выделяйте никогда любимчиков.

6. Не ругайтесь со своим вожатым при детях.

7. Не рассказывайте о ссорах между вожатыми детям.

После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере в какой-то деятельности, проявить себя, стать более уверенными в своих возможностях, уверенными в себе.

Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.

Преступление и наказание

В этом деликатном вопросе Вы должны помнить, что высшей ценностью в Вашей работе является личность ребенка. Не коллектив, не проведенное мероприятие, не собственное благополучие, а самобытный ребенок со всеми его противоречивыми желаниями, со всеми его привычками, манерами и странностями.

А поэтому Вы не имеете права наказывать ребенка:

За то, что он не похож на других;

За то, что он не желает делать то, что делают все;

За то, что он имеет точку зрения, отличающуюся от Вашей.

На языке лагерной практики это означает:

    если ребенок не ест манную кашу;

    если он одевается в пять раз медленнее, чем другие дети;

    если он не понимает, зачем спать после обеда;

    если он мочится по ночам в кровать;

    если он не желает участвовать в сборе лекарственных трав, наказывать его нельзя!

Убеждать и разъяснять, помогать и учить можно, а наказывать нельзя.

Также Вы не имеете права на наказание в тех случаях, когда сами не выполняете то, что требуется от ребенка. Это просто нечестно: призывать к чистоте и порядку в корпусе, если в вашем личном жилище обстановка – как в комнате пламенного революционера после обыска.

Вместе с тем ни одно, даже самое гуманистическое, учение не отрицает наказание полностью и навсегда. Ибо в любой гуманистической педагогике кроме высшей ценности – личности ребенка – есть еще одна высшая ценность – личность другого ребенка. А поскольку "свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого", то все действия детей, унижающие других детей, покушающиеся на собственность других детей, грозящие здоровью других детей, могут быть осуждены, и по отношению к ним может быть применено наказание. Но!

Не в первые пять минут после совершения "противоправных" действий!

После попытки понять мотивы, стоящие за поступком!

При условии разъяснения виновному причины его неправоты!

Только спокойным, нераздраженным, невозмущенным голосом!

При этом наказание может быть и не применено, если ребенок понял, признал свою вину и покаялся в случившемся. При этом наказание может быть отсрочено.

А что касается наказаний за нарушение установленных вами запретов, то сначала посмотрите, насколько разумны эти запреты. И посчитайте, сколько их. Реально выполняться могут не более пяти запретов. В их числе надо оставить все, что может угрожать здоровью и жизни ребенка. А от всех остальных, пожалуй, стоит отказаться.

КАК нельзя наказывать детей никогда:

    нельзя наказывать едой;

    рукоприкладством.

КАК нежелательно наказывать детей:

    спортом (исключение во время утренней зарядки и в соответствии со здоровьем наказуемого). Но будьте осторожны! В лагерь часто едут физически ослабленные дети, имеющие медотвод от физкультуры, и Вы можете подвергнуть опасности здоровье ребёнка;

    трудом (исключение взрослые оболтусы и трудом соизмеримым со здоровьем наказуемого и в соответствии с санитарными нормами в ДОЛ (т. е. к примеру, нельзя заставлять мыть туалет). Наказанием трудом малышей может выработать у них стереотип, что труд наказание, детям надо наоборот «подавать» труд как игру;

    сном (т. е. лишать их сна);

    купанием (детей в лагере купают для их здоровья; как вариант, можно заставить ребенка купаться у самого берега вдали от других), как впрочем и лишением любых других благ, которые положены им по режиму;

    нельзя наказывать способом, который может нанести ребенку психологическую травму.

КАК можно (в крайнем случае) наказывать детей:

    сном (можно детей пораньше уложить спать или просто уложить спать, например, в Тихий Час для взрослых детей);

    пропуском какого-то мероприятия (например, не пустить на дискотеку или на то мероприятие, на которое наказуемый хочет идти, но тут надо быть уверенным, а именно надо лично контролировать наказуемого), что ребенок не предоставлен сам себе, а находится, например, в своей палате и никуда оттуда не выходит);

    лучший друг вожатого (применяется он, исключительно, к детям старших отрядов); требует значительных умений и сил вожатого, чтобы удержать своего «лучшего друга» возле себя; что это значит – наказуемый (ые) должен всегда и везде следовать за вожатым и ни на минуту не покидать его – если вожатый пошел в туалет, он ждет под дверью, если вожатый зашел в вожатскую, наказуемый ждет под дверью с книжкой;

    лишение вожатской любви, т.е. можно обидеться на ребёнка, специально не уделять ему внимания, не разговаривать с ним. Но в этом случае надо учитывать, что на детей не следует так обижаться в начале смены, когда дети к вожатому ещё не сильно привыкли, а также злоупотреблять этим видом наказания;

    обсуждение поведения ребёнка на сборе всего отряда. При этом чтобы не настроить отряд против вожатого на этом же сборе следует похвалить некоторых детей за хорошее поведение и сказать, что с их надо брать пример;

    написать объяснительную записку на имя старшего вожатого или директора лагеря о совершённом им поступке с указанием причины, побудившую его к этому действию. Естественно, директору их никто не отдаёт. Это заставляет ребёнка осознать, что же он сделал, и почему он неправ;

    пригласить ребёнка на вожатскую планёрку или на индивидуальную беседу со старшим вожатым, директором или милиционером лагеря;

    заместить наказание на другое воздействие, адекватное возрасту, полу, «преступлению» и интересам ребенка. Например, нудная лекция об устройстве двигателя внутреннего сгорания девочке 15 лет в течение 20 минут;

    занимательное чтение. Изучение мировой фантастики от братьев Стругацких детям 9-10 лет;

    угроза отвести ребёнка в медпункт действует на детей 6-11 лет безотказно, если сказать что там сделают такое…;

    сделать змейку из обёрток от конфет или любое другое занятие, требующее внимания ребенка достаточно продолжительное время;

    написать сочинение, например, на тему «Почему для оформления пола использовались плитки коричневого цвета»;

    доброе дело. Например, подготовить развлекательную программу и отправиться в гости к соседнему отряду;

    написать письмо маме, папе, бабушке, дедушке о своём поведении. Да еще и сидеть с ним рядом, подсказывать, чего он там забыл и язвительно комментировать!

    грамотно и культурно общаться. Ребёнку, употребляющему нецензурную лексику, предлагается написать письмо своей маме, используя всю ту нецензурщину, что вы слышали от него;

    помывка рук. Отличное наказание для столовой. Оказывается, мытье рук в течение 20 минут, успокаивающе действует на ребенка.

Общие правила:

    необходимо в начале смены установит четкие рамки дисциплины, не выходить за них на протяжении всего пребывания в лагере;

    наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому;

    наказание должно быть без унижения. Наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью. Оценивать нужно не личность ребенка, а поступок, который он совершил;

    ребенок должен осознавать справедливость наказания. Если ребенок считает, что Вы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону;

    наказан – прощен. Страница перевернута. О старых грехах ни слова;

    если есть сомнения "наказывать или "не наказывать", не наказывайте;

    наказание не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды, никогда не отнимайте подаренного;

    нельзя наказывать: за то, что ребенок отличается от других; за то, что он имеет отличную от Вашей точку зрения;

    мера наказания должна соответствовать совершенному проступку;

    нельзя угрожать ребёнку наказанием, которое вы не сможете применить;

    нельзя применять к ребёнку наказание, которое он не в состоянии выполнить;

    если на предупреждение о наказании ребёнок не отреагировал, то его необходимо наказать обещанным образом и при этом проконтролировать выполнение наказания;

    выбирая наказание ребёнку, можно учитывать его интересы и ценности;

    за один проступок наказывают один раз;

    простить ребёнка или изменить меру наказания может только вожатый, его наказавший;

    маленьких детей вообще наказывать не имеет смысла, им необходимо только все объяснять;

    взрослым детям можно дать возможность выбрать наказание самим(предварительно «раздуть», преувеличить их поступок);

    если ребенок жалуется родителям, то им необходимо объяснить мотив наказания, рассказать всю ситуацию и роль в ней «наказанного»;

    тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружески-разъяснительным, чем повелительным;

    наказывая ребенка, правильнее лишать его приятного, чем делать плохое.

А вообще-то наказывать так нехорошо, надо постараться, чтобы ваши угрозы этого наказания не пришлось выполнять, а если уже и пришлось, то надо как деликатно смягчить его, объяснив ребенку, что если добросовестно отбудет (не будет его избегать и ныть) наказание в течение часа, то будет отпущен на волю.

Во время однойорганизационно-деятельностной игры, проводимой на Слете московских вожатых в 1998г. студентам в качестве задания было предложено, исходя из сложившихся собственных взглядов, дать своё определение понятию «вожатый».

И вот какие мнения в процессе активно развернувшегося обсуждения были высказаны ребятами:

«Вожатый - это хороший друг и товарищ для детей. Он поможет в любой возможной ситуации и отнесётся к вам со всей душой;

Это лидер;

Организатор детского досуга;

Друг и помощник детей;

- «ящик» с советами и играми;

- «жилетка», в которую можно поплакать;

Добрый, отзывчивый, понимающийпсихолог, спасатель;

Остроумный и симпатичный;

Человек, способный найти взаимопонимание с детьми, читать в их душах без слов.

Вожатый - это состояние души».

Этот список можно продолжать почти до бесконечности. Важно то, что все определения справедливы и, в целом, наверное, достаточно и полно характеризуют это понятие, эту профессию.

В данной главе предметом нашего особого интереса и анализа будет являться рассмотрение личностных качеств вожатого, отдельных особенностей его профессиональной деятельности, а также необходимости владения специальными знаниями, навыками и умениями с позиций психологии личности, психологии и социологии управления, педагогики, теории социального лидерства.

Как уже отмечали ребята, вожатый - это тот, кто ведёт засобой. Он лидер, руководитель, организатор деятельности своей организации.

Очевидно, что личность вожатого и его профессиональные (деловые) качества играют при этом решающее значение. Выявление и анализ личностных способностей вожатого как руководителя имеют большое значение не только для педагогической работы с детьми, но и для успешного осуществления им в настоящем и будущем разноплановой управленческой деятельности.

Какими же из них должен обладать этот руководитель? Этой проблеме посвящены многочисленные исследования педагогов, психологов, социологов. Исследователи, специализирующиеся на изучении данной проблемы, традиционно выделяют общие и специальные способности.

Общие способности - те, которые обеспечивают успешное овладение человеком многими видами деятельности.

Специальные способности - те, которые обеспечивают человеку успех в каком-либо одном виде деятельности (например: литературные, музыкальные и другие).

Отечественный учёный Л.И. Уманский, внёсший большой вклад в разработку проблематики управления учебной и внеучебной деятельностью детей школьного возраста, выделял общие и специфические, способности умелого организатора .

Остановимся на них более подробно:

Общие способности личности организатора (такие, которые встречаются и у людей, не являющихся хорошими организаторами):

· практичность ума - способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;

· общительность (коммуникативность) - открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;

· инициативность - творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;

· настойчивость - умение доводить дело до конца;

· самообладание - управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;

· работоспособность - способность длительное время работать без признаков усталости;

· наблюдательность - умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;

· организованность - умение подчиняться определённому ритму работы и планировать свою деятельность.

Специфические организаторские способности – те, которые необходимы для работы с детьми, Л.И. Уманский подразделял на три группы:

1. Организационное чутьё.

2. Эмоционально-волевая воздейственность.

3. Склонность к организационной деятельности.

В первую группу в свою очередь входят три компоненты:

1. Психологическая избирательность, понимаемая как способность быстро и глубоко вникать в психологию другого человека и «отражать» её, умело, изменяя тон и форму общения, средства и методы воздействия адекватно ситуации.

Одним из важных показателей психологической избирательности является эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека. Способность «вчувствоваться» в его переживания, понять, ощутить его состояние, сопереживание.

Вожатый - руководитель, обладающий развитой психологической избирательностью, хорошо представляет, каких результатов можно ожидать от деятельности того или иного ребенка и не даёт детям поручений и заданий, с которыми они не готовы или не способны справиться. Он правильно оценивает состояние ребёнка, понимает его душевную и физическую боль, радуется вместе с ним.

2. Практически-психологический ум - способность руководителя учитывать индивидуально-психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности.

Для вожатого это качество проявляется в умелой расстановке ребят при подготовке коллективных дел и других ситуациях. Оно выражается в грамотном распределении обязанностей между членами команды, в способности быстро ориентироваться в ситуациях, требующих применения знаний детской и подростковой психологии, умении подбирать интересные для детей игры и задания.

3. Психологический такт - умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя. Выбирать и реализовать на практике тип и форму общения с людьми в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности каждого члена коллектива. При этом: справедливость, чуткость, выдержанность, объективность подхода в любой ситуации - это те качества, которые дети ценят как никто другой.

Во вторую группу (эмоционально-волевая воздейственность) входят общественная энергичность, требовательность и критичность. Рассмотрим их более подробно:

1) Общественная энергичность понимается, как способность заражать своей энергией других людей, используя самые разнообразные педагогические и психологические средства, приёмы воздействия и методы влияния на них. И, прежде всего – личный пример.

Эффект воздействия зависит от того, какие механизмы воздействия используются. Наиболее известные из них заражение, внушение и убеждение.

Можно выделить пять характерных ступеней процесса влияния на людей:

I ступень. Расположить к себе:

· контакт;

· внимание;

· симпатия;

· готовность к разговору.

II ступень. Заинтересованность:

· представить выгодные стороны;

· пробудить и усилить интерес;

· определить взаимную заинтересованность.

III ступень. Убедить:

· логика;

· аргументация;

· обоснование;

· деловитость.

IV ступень. Воздействовать:

· активность;

· искусство убеждения;

· мотивирование.

V ступень. Завоевать:

· достоверность;

· непоколебимость;

· доверительные отношения (как высшее достижение).

Теперь рассмотрим вторую составляющую группы эмоционально-волевой воздейственности:

2) Требовательность - характеризуется постоянством и реальностью проявления конкретных требований, связанных с соблюдением установленных правил с учётом складывающейся ситуации.

Если вожатый выдвигает какие-либо требования в адрес ребенка, он должен их постоянно подкреплять последующими действиями: контролировать их соблюдение, анализировать причины нарушения и, если этого требует ситуация, применить меры воздействия к нарушителю. Но в то же время, прежде чем выдвигать требования - он должен оценить конкретную ситуацию и реальность их выполнения в сложившихся условиях.

Требования должны быть выполнимыми и разумными.

3) Критичность - способность анализировать и максимально объективно оценивать деятельность и поведение как собственное, так и других людей.

При критичном в работе с детьми подходе требуется доброжелательность, искренность, объективность суждений и поступков вожатого.

В третью группу специфических организаторских способностей (склонность к организаторской деятельности) входят:

Самостоятельное включение в деятельность;

Быстрое вхождение в роль организатора;

Умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей.

Поскольку вожатый является одновременно и воспитателем, и руководителем детского коллектива - то представляется целесообразным описать здесь черты, обуславливающие эффективность руководства, которые выделяет современный психолог Р.Л. Кричевский.

К ним, прежде всего, относятся:

· доминантность;

· уверенность в себе;

· эмоциональная уравновешенность;

· стрессо-устойчивость;

· креативность;

· стремление к достижению цели:

· предприимчивость;

· ответственность;

· надёжность в выполнении заданий;

· независимость и общительность.

Остановимся более подробно на некоторых из них.

Под доминантностью понимается стремление руководителя влиять на своих подчинённых, преобладать над ними, над их мнением (до определенного уровня, иначе формируется авторитарный стиль руководства).

При отсутствии доминантности эффективно управлять людьми достаточно трудно. Для реализации этого качества мало одной лишь опоры на официальную, формально закрепленную власть. Наряду с этим, влияние руководителя - вожатого также должно опираться на систему неформально организованных психологических связей, сложившихся у него непосредственно с каждым ребенком, с активом и детским школьным коллективом в целом.

Только в этом случае он может рассчитывать на искреннюю поддержку со стороны своих подопечных и результативное взаимодействие с ними.

Уверенность в себе. Имеет для вожатого двоякое значение: с одной стороны, она обеспечивает психологический комфорт детей, так как в соответствии с описанным ранее механизмом заражения, неуверенное поведение вожатого передается детям и вызывает в них чувство дискомфорта и нестабильности, а с другой - необходима для его успешного, паритетного взаимодействия с руководством и со своими коллегами.

Однако эта «медаль» может иметь и обратную сторону. Быть «уверенным в себе» не означает быть излишне самоуверенным. При таком подходе вожатый может совершить немало грубых и не всегда поправимых ошибок. Во всём, в том числе и при определении собственной самооценки и своих возможностей, необходим здравый смысл и чувство меры.

Креативность. Рассматривается как способность к творческому решению задач. Для вожатого особенно важно подходить к организации деятельности творчески, с учётом ситуации, особенностей характеров детей и их личностных качеств. Творчески - значит больше включать в действие фантазию и воображение, ориентироваться на интересы, умело «ломать» стереотипы, уходить от шаблонов, поступать в каждой ситуации с учётом её новизны и индивидуальности. Для творческого, ориентированного на получение высоких результатов, подхода к деятельности важно не только осознавать поставленную цель, но и комплексно, многосторонне представлять ситуацию, в которой эта цель реализуется. Здесь, видимо, полезно и уместно, вспомнить о том, что знаменитый древнеримский оратор Цицерон для описания какого-либо события или ситуации, требующих решения, предложил схему в виде следующей последовательности вопросов.

Создавая резюме вожатого в лагерь нудно обратить внимание на несколько важных аспектов: опыт работы, навыки общения с детьми, знания и образование. От правильного и полного освещения этих пунктов в документе зависит заинтересованность работодателя в соискателе. Работа в лагере требует полной самоотдачи, эмоциональной вовлеченности в рабочий процесс. Обязательно надо указать опыт работы с детьми. Это не обязательно аналогичная должность. Под этот пункт подходит любая преподавательская или организационная работа в школе, в пришкольных лагерях, дошкольных учебных заведениях, опыт проведения праздников, организации анимации для детей в отелях и других местах отдыха.

От будущего вожатого требуется , организовывать их досуг, улаживать конфликты и формировать позитивное настроение в детском коллективе. Рядом с указанием позиций опыта работы необходимо перечислить функциональные обязанности и проблемы, которые приходилось там решать.

Какие навыки обязательны для работы вожатого

После указания предыдущих мест работы важно акцентировать внимание на навыках соискателя. Это могут быть любые , которые помогали на прошлой работе и могут пригодиться в детском лагере. Например:

  • проведение праздников, написание сценарием к тематическим дням;
  • общение с родителями детей;
  • проведение воспитательных бесед с детьми, тренингов;
  • организация спортивных и игровых мероприятий, конкурсов;
  • подготовка детей к выступлениям на фестивалях, соревнованиях;
  • создание творческих проектов с детьми;
  • устранение конфликтов внутри детского коллектива.

Существующие навыки и умения можно указывать возле предыдущих мест работы, акцентировав внимание на том, что каждая занимаемая ранее позиция повлияла на формирование педагогической компетенции соискателя. В этой работе ценится склонность к организационной работе, умение вдохновить и нацелить на общую работу большой детский коллектив, сформировать в них чувство общности и командный дух. Эти умения и составляют обязанности вожатого в лагере. Для резюме следует выбрать 3-4 пункта.

Полезными для получения работы вожатого будут также творческие умения: написание стихов, песен, игра на музыкальных инструментах, умение рисовать, лепить, шить, вышивать и другие виды творческой деятельности.