Конспект природоохранной акции в детском саду. «Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников. Экологический проект «Спасем планету от мусора»

Татьяна Наумкина
Природоохранные акции в ДОУ

Природоохранные акции в ДОУ

Вряд ли кто–нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения. Идея экологии в воспитании не является в педагогике чем – то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Сами проблемы экологии не рассматриваются примитивно, только как предохранительная деятельность, а прежде всего как единство человека и природы . Сегодня, каждый мыслящий человек, не может не задуматься над вопросом об отношениях между человеком и природой , основу которых составляет экологическая культура.

Экологическая культура – это одно из сложных психических образований – формируется через развитие нравственных черт личности.

Н. Ф. Виноградова подчркивает, что в экологической культуре «интегрируются все сферы сознания личности : познательной, аффективной (эмоционально – ценностной) и психомоторной. Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить все живое, с другой. Для решения этой сложной задачи важна заинтересованность дошкольников.

Л. С. Выготский писал : «Интерес - как естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Рассматривая вопрос заинтересованности ребенком той или иной деятельностью, целесообразно обратиться к более научному понятию - познавательной активности. Развитие познавательной активности ребенка - актуальная проблема современной педагогической науки и практики, одно из основных направлений деятельности дошкольных учреждений.

Познавательная активность детей дошкольного возраста рассматривается как проявление самостоятельности, инициативы, творчества.

Следует указать на одно существенное обстоятельство, особенно важное для педагогов. В результате многих экспериментальных исследований обнаружилось, что далеко не всякая интеллектуальная деятельность приводит к развитию способностей, а лишь та, что связана с резко выраженными положительными эмоциями. Иначе говоря, воспитание познавательной активности связывается с познавательным интересом к окружающему.

На мой взгляд познавательный интерес к окружающему и максимально положительная эмоциональная насыщенность оптимально реализуется в экологическом воспитании, в процессе общения с природой : ведь экология- простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).

Знания о природе , предложенные дошкольникам, должны представлять не сумму разрозненных фактов, а взаимосвязанную, последовательную цепочку представлений, раскрывающих наиболее важные закономерности природного мира .

Используются разнообразные формы обучения детей, формирующие экологическое сознание и активизирующие познавательную потребность дошкольников : экскурсии, разнообразные целевые прогулки, экологические акции , праздники, развлечения, уроки доброты, выставки.

Интересной и эффективной формой работы я считаю проведение экологических (природоохранных ) акций - социально значимых мероприятий, проводимых сотрудниками и детьми, родителями.

Что же такое экологическая акция ?

Экологическая акция – ряд действий , предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Акция может затрагивать круг слушателей и действующих лиц : дети одной группы детского сада, дети и их родители одного и более детских садов, жители микрорайона, города страны и даже всего мира. Акция позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Любая акция включает следующие этапы : подготовительный, познавательно- исследовательский, практической деятельности, подведения итогов.

1. Подготовительный этап (экологическая тревога) :

Составляется и вывешивается текст объявления о начале акции с указанием темы , цели, периода, состава участников, условий;

Готовится оборудование и материал, план мероприятий.

2. Познавательно- исследовательский этап (экологическая тропа) :

Организация наблюдений, опытов, экспериментов, занятий, бесед, чтение художественной литературы;

Решение логических, проблемных задач.

3. Этап практической деятельности (экологическая газета, знаки) :

Изготовление плакатов в защиту объектов акции ;

- «экологическая почта» - переписка с объектами акции ;

Выработка правил, упражнение в трудовых действиях; - инсценировка произведений, досуги, праздники;

Выставка рисунков, книг

Самоделок, газет, коллажей, фотовыставка;

4. Подведение итогов (итоговые мероприятия) :

Определение эффективности мероприятия (среди групп, сотрудников, родителей) ;

Объявление благодарности, награждение дипломами, «медалями» за активное участие (по завершению мероприятия или на празднике «День Земли» ).

Объектом акции могут стать деревья , птицы, растения, территория детского сада. Эти мероприятия, как правило, приурочены к каким - либо датам, событиям, имеющим общественное значение.

Примеры проведения акций

Название Мотивация Планирование и действия

Завершение

«Чистый берег» Речка (ручей) поит нас водой, радует прохладой и будет благодарна, если мы позаботимся о ней. Разведка на месте, обсуждение возможных работ; подготовка материалов (мешки, перчатки, и пр.) с помощью родителей; сбор и сортировка мусора – то, что разлагается, - в землю в специальном месте, но не на самом берегу; что требует переработки (пластик) – с собой и в контейнер. Если удастся договориться с администрацией поселка, пусть сразу вывезут собранный мусор с берега

Рисование на тему «Красавица речка» ; выставка рисунков в публичном месте

«Птичья столовая» Традиционная – забота о зимующих птицах Наблюдение за птицами, ведение записей : какие птицы у нас зимуют; обсуждение : разным птицам – разные кормушки (бутылка – для мелких и смелых, открытая – для крупных и робких) ; рассматривание вариантов кормушек; сбор вместе с родителями заготовок; совместная с папами, дедушками, братьями работа по изготовлению и укреплению кормушек; передача их малышам (укрепить у окна)

Благодарственные письма старшим детям-помощникам – в школу; папам – на работу

«Батарейки» Рассказ о том, как выброшенная батарейка загрязняет окружающую среду Сбор отработанных батареек. Равное количество жетонов как за одну принесенную (а не выброшенную) батарейку, так и за десяток; работа с таблицей : сколько батареек принесли, сколько кротов, червей, жуков и других живых существ спасли Письмо в Биологический музей им. К. А. Тимирязева

«Аллея выпускников» Рассказ о том, как важно озеленять участки города, почему и чем это важно Выбор места для аллеи; посадка саженцев деревьев; изготовление именных табличек для своего дерева Открытие аллеи выпускников

Разделы: Работа с дошкольниками

Экологическая акция “Береги природу”.

Цель: Учить детей отличать хорошие поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать отношение к природе.

Результат: У детей и взрослых возрастёт ответственность и сопричастность.

Мероприятия:

  1. Чтение сказки “Лиса, заяц и петух”. Беседа о плохих и хороших поступках.
  2. Экологические сказки:
  3. И.А. Рыжова “Сказка о Человеке и Золотой Рыбке”.
    И.А. Рыжова “Травинка – путешественница”.
    И.А. Рыжова “Чей дом лучше” и др.

  4. Рассказы, тексты для чтения:
  5. И.А. Рыжова “Наука о доме”.
    И.А. Рыжова “Природа – наше богатство” и др.

  6. Игры:
  7. “Угадайте.”
    “Что где растёт”, “Кто где живёт.”
    “Найди по описанию.”
    “Дикие – домашние животные.”
    “Птицы, звери, насекомые” и т.д.

  8. Закрепить правила поведения в природе.
  9. Рисование плакатов “Береги природу” и развешивание их на территории микрорайона.
  10. Ширмы для родителей:
  • Азбука поведения в природе;
  • Войти в природу другом и т.д.

Экологическая акция ”Берегиня”.

Цель: Формировать у детей и взрослых экологическую культуру и мировоззрение.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Результат: У взрослых и детей возрастёт ответственность за использование воды.

Мероприятия:

  1. Беседа “Вода – это жизнь”
  2. Рисование “Портрет воды”
  3. Рисование плакатов “Берегите воду” и развешивание плакатов в микрорайоне детского сада.
  4. Игры:
  • “Кто живёт в воде”.
  • “Мы живём в воде”.
  • “Мы капельки”.
  • “Вода не вода” и др.
  • Экологические сказки:
    • Н. Рыжовой “Жила была речка”, “Как люди речку обидели”
    • М. Пластова “Как Кап Иванович Речку спасал” и др.
  • Закрепить правила поведения в быту и на воде:
    • мыть руки перед едой;
    • не есть грязные овощи и фрукты;
    • не пить сырую воду;
    • не пить воду из неизвестных источников.

    (делать акцент не на запрет, а на осознание детьми правил)

  • Обсуждение: что необходимо сделать для того, чтобы экономно и разумно использовать воду
  • Ширмы для родителей:
    • “Вода – это жизнь”
    • “Давайте беречь воду”
  • Целевая прогулка к озеру
  • Экологическая акция “Покормите птиц зимой”.

    Цель: Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.

    Результат: У детей и взрослых сформируется определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.

    Мероприятия:

    1. Занятия в группах:
    2. младшая группа – “Птицы зимой”;
      средняя группа – “Птицы зимой”;
      старшая группа – “О тех, кто умеет летать”;
      подготовительная группа – “Наши пернатые друзья”.

    3. Беседы:
    4. “Почему мы считаем птиц своими друзьями”
      “Что ты знаешь о птицах”
      “Зачем поют птицы?”

    5. Дидактические игры:
    6. “Где чье гнездо?”
      “Подбери птице клюв и ноги”.
      “Собери картинку”.

    7. Подвижные игры:
    8. “Совушка”.
      “Коршун и наседка”.
      “Птички и птенчики”.
      “Перелет птиц”.

    9. Рисование “Птицы – наши друзья”.
    10. Конструирование и изготовление кормушек.
    11. Папки-передвижки:
      “Покормите птиц зимой”.
    12. Праздник “День птиц”.
    13. Выставка рисунков и поделок “Наши пернатые друзья” (совместно с родителями).

    Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

    Если в ближайшее время люди не смогут научиться гуманно и бережно относиться к природе, то планета погибнет, а вместе с ней и люди. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

    Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

    Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

    По ФГОС образовательный процесс необходимо строить на основе комплексно - тематического принципа, приближенного к «событийному», что позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной и познавательной, а образовательный процесс - мотивированным. За основу реализации комплексно - тематического планирования принимаются следующие подходы: значимые события в природе, социальной жизни общества или праздник; значимое событие в литературном произведении; значимые события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, интересных предметов.

    Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции - это событийно - значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

    Акции - это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как:
    акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
    акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
    акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

    Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:

    в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;

    акции - это «игра - всерьез» результаты акции значимы для детей и взрослых;

    обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

    При организации экологических акций я постаралась придерживаться следующих принципов:

    Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

    Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

    Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

    Разумность. Если акция связана с уборкой леса, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

    Системность. Последовательность - обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

    Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

    Таким образом, мной был разработан проект: поставлена проблема, намечены цели и задачи проекта, и, естественно, определены экологические акции - направления работы проекта. Был выдвинут ожидаемый результат:
    ожидается расширение представлений у детей о растения и животных родного края. Формирование исследовательских, поисковых навыков и умений; формирование экологического сознания дошкольников - гуманного, осознанно - ответственного отношения к миру природы, стремления сохранить природные богатства нашей страны; развитие познавательного интереса к миру природы родного края; повышение уровня экологической культуры не только воспитанников, но и родителей детей; формирование у родителей потребности в знаниях о гуманном отношении к природе и желания передавать их детям собственным примером; активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом; улучшение экологического и эстетического состояния территории детского сада и города.

    Паспорт проекта «Экологические акции в ДОУ»

    Название проекта

    «Экологические акции в ДОУ»

    Интеграция образовательных областей

    Познание, основы безопасности жизни, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество и ручной труд.

    Участники проекта

    Дети старшей группы, педагоги, родители

    Тип проекта

    Познавательный

    Вид проекта

    Исследовательский

    Срок реализации проекта

    Долгосрочный (рассчитан на 1 год)

    Проблема

    Современные проблемы с окружающей средой.

    Цель проекта

    Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

    Задачи проекта

    1.Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

    2.Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности;

    3.Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;

    4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы;

    5. Активизировать речь и обогащать словарь детей;

    6. Развивать эмоциональную отзывчивость;

    7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

    Методы исследования

    Диагностирование, опытно–экспериментальная деятельность детей.

    Предполагаемые продукты (выход)

    1. Оформление проектной папки.

    2. Презентация проекта.

    Этапы работы над проектом

    1 этап: Подготовительный

    2 этап: Основной

    3 этап: Заключительный

    Материал для отчёта о проделанной работе за месяц

    Выводы за месяц;

    Конспекты НОД;

    Конспекты консультаций;

    Рисунки детей;

    Фотоотчёт о проделанной работе

    План реализации проекта:

    1 этап - подготовительный: составление плана деятельности; анкетирование родителей; подбор, чтение литературы по данным темам; оформление выставки книг и консультации для воспитателей и родителей. Намечены акции, подбор литературных и музыкальных произведений, иллюстративных материалов на экологическую тему; подготовка цикла бесед и занятий, презентаций на экологическую тему; подбор и изготовление дидактических и интерактивных игр экологического цикла.

    Работа с родителями: информация в родительском уголке - консультации, стенгазеты, листовки и брошюры; индивидуальные и групповые консультации;
    родительское собрание; привлечение родителей к участию в выставках - конкурсах поделок по каждой акции: из бросового и природного материала, изготовление и развешивание кормушек и т.д.; привлечение родителей к участию в трудовом десанте - посадке цветов и кустарников, субботниках по уборке территории детского сада и у своих домов. Проведение мастер - классов «Вторая жизнь ненужных вещей»; привлечение родителей к участию в КВН «Знатоки природы», совместная организация мини музеев.

    Работа с детьми: чтение и обсуждение произведений о природе, животных, растениях, тематические занятия с презентациями экологической направленности, беседы: «Зелёный патруль», «Как научиться быть добрым», «Как подружиться с природой», «Может ли природа обидеться на человека», конкурс чтецов экологической направленности «Давайте друзья в любую погоду будем беречь родную природу!», рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений, изготовление поделок и рисунков по каждой акции (в том числе и из бросового материала), изготовление стенгазет и альбомов о животных и растениях: «Наши цветы в детском саду», «Птицы на наших кормушках», альбомов с рисунками по каждой акции, изготовление буклетов и листовок «Сохраним ели», «Покормите птиц зимой», «Берегите воду». Прогулки по экологической тропе детского сада и за его пределами, участие в трудовом десанте: посев и выращивание рассады цветов, с последующим высаживанием на клумбы детского сада; уборка своего участка от листьев, мусора и веток, театрализация сказок на экологическую тему.

    Хочется более подробно остановиться на проведенных акциях.

    Акция «Накормим птиц зимой»

    Для птиц зима самое холодное и голодное время. В холодный период года большое количество птиц гибнет. И мы можем помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность. Заботливое отношение помогает воспитать в юных душах милосердие, сострадание слабым и обездоленным. Ведь мы несем ответственность за тех, кто рядом с нами!

    Цель этой акции - воспитание у детей и их родителей эмоционально-положительного отношения к птицам, развить желание помочь им.

    Условия: Для того чтобы стать участником акции детям совместно с родителями предложили сделать необычную кормушку. Родители поддержали эту интересную идею и с удовольствием приносили кормушки. Дети на прогулке самостоятельно повесили их на деревья и всю зиму подкармливали птиц.

    Природоохранная акция «Сохраним живую елочку».

    Акция проводится в преддверии новогодних праздников с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства. Воспитания бережного отношение к хвойным деревьям, желания сохранить их растущими на участке, в сосновом бору, в лесу.

    Дети, совместно с педагогами и родителями создавали плакаты, рисунки в защиту живой ели. Сочиняли рассказы о жизни елочки в лесу, листовки с обращениями - призывами к людям о сохранении живых насаждений, об использовании искусственных елок для «украшения» праздника. Развесили эти листовки на досках объявлений домов, в лесу.

    Результатом работы стали рассказы детей о том, как они сохранили елочку (новогодние композиции и искусственные ели дома).

    Акция по сбору батареек «Спасём ёжика»

    Батарейки сделали нашу жизнь удобнее. Одно лишь но: они имеют особенность разряжаться. А задумывались ли мы, куда деваются использованные батарейки? Конечно, выкидываются, и никто не беспокоится об их дальнейшей судьбе: судьбе отравителя почвы и всего в ней и на ней живущего. 1пальчиковая батарейка загрязняет 20 м² почвы, а, соответственно, 2 дерева, 1 ежа и тысячи дождевых червей, а также грунтовые воды, которые питают деревья, плоды, нас. А ведь возможна их переработка!

    Воспитанники моей группы присоединились к акции по сбору использованных батареек под девизом «Сдай батарейку - спаси ёжика».

    Каждый ребенок, кидая использованные батарейки в бутыли, установленные в раздевалке, приговаривал: «Один ёжик, два ёжика. Я спас 5 ежей». Каждый маленький человек чувствовал себя великим спасателем, спасателем своей планеты и всего живого на ней.

    Все собранные батарейки были опущены в контейнер у магазина «Атак».

    Экологический проект «Спасем планету от мусора»

    Проводится с целью формирования представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле. Заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах.

    Дети знакомы с поговоркой «Чистота - залог здоровья», имеют культурно -гигиенические навыки ухода за одеждой, своим телом. Им предлагается задуматься о чистоте природы, ее значении для растений, животных, человека, почвы. Делают выводы об источниках загрязнения, об ущербе, наносимом красоте природы, о взаимосвязи: больше выбросов - хуже здоровье человека, меньше растений и животных. По осуществлению проекта наметился план действий, проводились опыты. Один из опытов такой: закопали в ящик с землёй консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока другие отходы. Выставили ящик на улицу. Через два месяца раскопали землю и посмотрели, что произошло с этими предметами.

    Из всех закопанных предметов в первую очередь сгнили огрызок и шкурка от банана, т. е. пищевые отходы, бумага только начала разлагаться, картон отсырел, жестяная банка покрылась ржавчиной, стеклянная баночка, пластиковый пакет и бутылка не изменили своего состояния. После этого с детьми сделали вывод, что не все предметы быстро разлагаются, что целесообразней отходы повторно перерабатывать, и не разбрасывать мусор где попало.

    После этого мы с детьми вышли на уборку близлежащего леса. Дети осознанно собирали мусор, понимая суть своей помощи лесу.

    Цель проекта - приобщение дошкольников к миру живой природы, воспитание заботливого, бережного отношения к животным.

    Суть заключалась в том, чтобы изучить повадки любимца, собрать информацию о семействе кошачьих. Была собрана информация совместно с родителями и изготовлен лэпбук «Всё о кошках». В итоге оформили «Мини музей кошек», здесь разместились фотографии, мягкие игрушки, картины, книги, детские рисунки, посвящённые кошкам. «Музей» посетили все дошколята нашего сада, даже пришли дети из 26 детского сада.

    Цель: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

    В рамках акции интересно прошёл КВН «Знатоки природы». Две команды «Следопыты» и «Цветик - Семицветик» состоящие из родителей и детей приложили максимум стараний, умений и знаний по экологическому воспитанию: это знания о природе, ее явлениях, жизни диких животных, птиц, насекомых и т.д. Информация, полученная детьми на этом мероприятии, была очень актуальна и полезна. Жюри оценило ответы команд и в итоге решило, что победила «дружба». Все присутствующие получили много новой, интересной, обширной информации, которая соответствовала всем возрастным критериям в сфере экологического воспитания.

    Цель: приобщение детей к рациональному использованию водных ресурсов, привлечение внимания общественности к вопросам сохранения водных ресурсов.

    Чтобы заинтересовать детей к участию в этой акции проводились беседы, занятия в форме экспериментов и опытов с водой. Дети выполнили агитационный материал в форме аппликации по теме «Берегите воду», который разместили в своих домах, где проживают. Детьми так же были изготовлены книжки – малышки в форме капли про воду, которые подарили малышам в детском саду.

    Акция «Берегите птиц!» (Каждому певцу по дворцу) 1 апреля – Всемирный день птиц.

    Цель: Привлечь семьи воспитанников ДОУ к решению проблем окружающей среды, улучшению экологии путем привлечения и заботы о птицах.

    В ходе акции дети узнали, что домик для птиц изготавливается из дерева; форма домика свободная, основание скворечника должно быть примерно 25 х 25 сантиметров, а высота - 30 сантиметров. Отверстие - около 5 сантиметров в диаметре. А полочка перед ним должна быть небольшой, иначе этим воспользуются хищные птицы. Родители помогли нам в этом деле. Ребятишки внимательно следили за тем, как скворечники занимали свои места на деревьях. Сколько было восторга и радости в глазах детей, что помогли птицам обрести новое и уютное жилье.

    Природоохранная акция «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять».

    Цель акции: пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в местах отдыха; повышение уровня экологических знаний родителей и важность экологического воспитания их детей.

    В ходе акции решались следующие задачи:

    формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

    формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

    развитие системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей среды своей местности.

    Акция «Подарим книге новую жизнь – спасем одно дерево»

    В рамках «Недели книги» в апреле стартовала акция «Подарим книге вторую жизнь – спасем одно дерево!». Во время организованной образовательной деятельности, проведенной в форме бесед, рассказов, наблюдений, презентаций, опытов и исследовательской работы дети узнали о том, как и откуда появляется бумага, в каких сферах деятельности используется. Совместно с детьми было проведено экспериментирование «Сравнение свойств разных видов бумаги и картона». На занятии дети познакомились с разными видами бумаги и картона, в ходе самостоятельного исследования свойств бумаги и картона дети пришли к выводу, что изделия из бумаги и картона требуют бережного к себе отношения. После с детьми изготовили бумагу в условиях детского сада. Чтобы приготовить бумагу нужно разорвать бумагу на мелкие кусочки и поместить их в таз. Налить в таз воды и оставьте на ночь. Затем размолоть бумагу миксером так, чтобы можно было различить мелкие кусочки или волокна бумаги. Положить всё на рамку, дать стечь воде, а затем просушить. Из этой бумаги дети вырезали элементы аппликации, которые использовали в оформлении открыток.

    Вместе с детьми мы организовали мастерскую по ремонту книг, где «лечили» старые книжки: подклеивали странички, делали красивые переплёты. Ребята отремонтировали 16 книг и обещали продолжить эту работу дома вместе с родителями. Проведение такой акции для детей способствует бережному отношению к книге.

    Акция «Вторая жизнь ненужным вещам»

    Цель акции: Знакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционными способами применения различных материалов, формировать интерес к творческой деятельности. Содействовать знакомству родителей с применением различных нетрадиционных материалов в творческой деятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми.

    Был проведен мастер класс для родителей «Поделки из бросового материала. Новое и полезное из ненужных вещей».

    Дети совместно с родителями дома изготовили интересные поделки.

    Очень интересно в нашей группе прошло мероприятие «День матери». Прошел необычный конкурс, под названием «Лучшее платье из бросового материала». Дети совместно с родителями создавали и демонстрировали наряды, которые были изготовлены из различных материалов, таких как: мусорные пакеты, магазинные пакеты, подарочная упаковка, журналы, коробки и др. Все костюмы получились эстетически оформленными и оригинальными. Задача родителей состояла не только в изготовлении костюма или платья, но и также в представлении его, небольшой презентации. Так, родители, представляя свои модели на конкурс, читали стихи, пели песни, рассказывали о том, что вдохновило их на данную конкурсную работу.

    3 этап - заключительный:

    Достигнутые результаты: переоформлены клумбы (видовой состав), развешены кормушки (на территории ДОУ и у домов) и ведется подкормка птиц зимой; развесили скворечники (на территории ДОУ), сдано более 100 батареек и 10 ламп в специальный бокс (у магазина «Атак»); у детей формируется осознание ответственности за последствия некоторых своих действий, сформированы трудовые навыки по уходу за растениями, много интересных поделок сделано из бросового материала, родители вовлечены в педагогический процесс ДОУ и являются активными помощниками, укрепляется их заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ.

    В заключение хочу сказать, что экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы.

    С уверенностью могу сказать, что участвуя в экологических акциях, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей.

    Экологические акции в детском саду.

    «Истинное воспитание состоит

    не только в правилах,

    сколько в упражнениях»

    Наше дошкольное учреждение представляет опыт работы с детьми в области экологического воспитания, а так же нетрадиционную форму работы с родительской общественностью, где проведение экологических акций рассматриваются как социально-значимое мероприятие. Яркой формой выражения отношения экологической культуры, является, деятельность ребёнка, а так же всех участников экологического процесса. Присутствие в содержании деятельности, элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, людям, себе. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребёнка. Взрослый, и прежде всего семья, для ребёнка и партнёр по игре, и образец для подражания, и эксперт по оценке знаний, умений, поведения и отношения. Нельзя иметь в виду то, что детский сад - первый в жизни ребёнка социальный институт. Первое соприкосновение ребёнка с социокультурной средой происходит в семье. Именно там ребёнок приобретает нормы поведения, отношения. Формирование экологической культуры зависит, насколько качественным будет процесс усвоения социальных правил, действий, отношений. Акция - это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени. В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции. Цель проведения экологических акций: формирование основ экологической культуры, сознания и мировоззрения дошкольников.
    Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение к природе, эстетическую и практическую отзывчивость, привитие трудовых навыков. Алгоритм проведение акций:
     цель (каждая акция имеет свою цель);  задачи (выполняются общие и конкретные);  объект (на что направлено - птицы, деревья…);  участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);  этапы: 1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов); 2. Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности); 3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).
    ВИДЫ АКЦИЙ:
    Осень:
    1. «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц); 2. «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц. В группе стоит ёмкость, куда дети и родители приносят корм для птиц. В «Панораме добрых дел» воспитатели отмечают благодарность активным семьям).
    Зима:
    1. «Ёлочка - зелёная иголочка» (в защиту ёлочки дети изготавливают плакаты, несут домой. По пути могут повесить в общественном месте. Заключительный этап может выйти в форму конкурса и выставки - «Ёлочка - зелёная иголочка»); 2. «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).
    Весна:
    1. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!»
    (22 марта - Международный день воды». Акция может начаться раньше, а закончиться праздником «Волшебница вода». Плакаты, экспериментальная деятельность - вожжа живительная сила).
    2. «Любимый - чистый город!» (это городская акция «Чистый город» проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем). 3. «Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников. Можно разместить во дворе своего дома, на даче). 4. Весной начинает старт экологическая акция «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).
    Лето:
    1. «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками). 2. «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу, осторожное обращение с огнём в лесу. Пожар наносит неизгладимый вред природе, его жителям, людям).
    Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!». «Давайте друзья, везде, где живём, Деревья посадим, сады разведём. Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь и птица, И доверяли повсюду нам, Как самым лучшим своим друзьям!

    Экологические акции в детском саду

    4.4.1 «Панорама добрых дел» как форма организации дошкольников

    4.4.2 Экологические акции в детском саду как форма организации

    4.4.3 Сочинение рассказов

    4.4.4. Иллюстрированный экологический журнал

    4.4.1 «Панорама добрых дел» как форма организации дошкольников

    «Панорама добрых дел: ребята хотят стать юными экологами» - это информационный стенд, в котором фиксируется и прослеживаются любые хорошие проявления детей по отношению к природе.

    · Хорошее дежурство в уголке природы

    · Изготовление плакатов к акции «Зеленая елочка – живая иголочка»

    · Развешивание плакатов про елку

    · Активность и инициатива в зимней подкормке птиц

    · Хорошие дела дома (с растениями, животными на прогулке)

    · Любые хорошие самостоятельные поступки детей, их инициатива

    · Интересные наблюдения в природе

    · Самостоятельное выращивание растений

    · «что я заметил красивого в природе»

    · «весенние наблюдения»

    · участие в акции «День Земли»

    В расчерченном плакате оставляем несколько граф без названия, чтобы ими можно было воспользоваться немного позже.

    Последняя графа – подведение итогов:

    Количество набранных каждым ребенком похвальных очков

    Доброе отношение к людям, в которой нужно будет зафиксировать особо хорошие, яркие поступки детей по отношению к людям (детям в группе, взрослым в д/с, родственникам в семье)

    Отметки и похвальные очки можно изображать картинками в графах напротив фамилии ребенка, чтобы он понимал, за что получил похвальные очки. Картинки должны отображать доброе дело ребенка.

    Экологические акции в детском саду как форма организации

    Это комплекс мероприятий, действий, помогающий детям лучше узнать какую-либо экологическую проблему, проявит свою гражданскую позицию, свое отношение к чему-либо. Это мероприятие всего д/с.

    Записывается в готовые задачи. Четко распределяются обязанности между группами.

    Длительность проведения экологической акции от 2-3 месяцев. Помимо детей в экологической акции задействованы сотрудники д/с, родители, близлежащие школы, жители района.

    Экологическая акция направлена

    на детей своей возрастной группы.

    Цикл наблюдений

    Чтение и заучивание стихотворений

    Подбор иллюстраций, энциклопедической и художественной литературы

    Комплекс занятий по различным методикам

    Продумывание и иллюстрирование сказок

    Выставки картин детей

    Организация опытов

    Создание экологических плакатов

    Создание рукописных экологических журналов

    Составление иллюстрированного экологического журнала

    На детей других возрастных групп

    Показ экологических плакатов с беседой-разъяснением

    Чтение рукописного журнала с предложением создать свои странички

    Совместное проведение викторин

    На работу с родителями

    Стенды, отражающие направления будущей работы

    Экскурсии, походы, выставки

    Родительское собрание

    Совместные досуги, конкурсы

    Выступление родителей перед детьми

    Пропаганда экологических знаний среди жителей района

    Вывешивание плакатов на подъездах и др.

    Концерты при ЖЭКах

    Для сотрудников дошкольного учреждения

    Изготовление различных выставок (участие)

    Создание своих плакатов, вывешивание их на своих рабочих местах

    Участие в конкурсах, практических делах

    Экологическая акция «Зеленая елочка – живая иголочка»

    Мероприятия в акции:

    Цикл наблюдений за елью, растущей на участке или в ближайшем окружении

    Изготовление, распространение плакатов по сохранение ели

    Новогодние праздники в зале с искусственной елкой, на улице вокруг живой елки. Подсчет использованных елок.

    Цикл наблюдения за елью:

    1. «Как узнать ель?»

    2. «Какие у ели иголки?»

    3. «Сравниваем ель с игрушечной елкой»

    4. «Сколько лет нашей ели?»

    5. «Кто может обидеть ель или как мы можем ей помочь?»

    6. «Наша елочка красивая»

    Экологическая акция «Здравствуй, дерево»

    Исследовательский этап:

    Наблюдение за деревом (сезонные изменения в его облике, за птицами, которые прилетают к нему)

    Проводят разные исследования (изучают листья, кору и другие части деревьев, почву под ними и его обитателей)

    Всё сочетается с рисованием, лепкой, сочинением рассказов, сказок, играми и др.видами детской деятельности.

    Трудовая деятельность:

    1) Уход за деревом: полив, рыхление почвы, внесение удобрений и уборка мусора.

    2) Изготовить кормушки или скворечники, подкормка птиц

    3) Если дерево небольшое и находится недалеко от дороги, можно сделать ограду

    4) При необходимости надо подвязать сломанные ветки или «залечить» раны, сделанные человеком

    5) Посадить рядом травянистые растения – цветы.

    Примерные занятия

    1. Знакомимся с деревом

    2. Изучаем листья

    3. Изучаем кору и ствол

    4. Изучаем цветки

    5. Изучаем корни

    6. Изучаем плоды и семена

    7. Изучаем животных

    8. Изучаем почву

    9. Изучаем снег

    10. Изучаем дождь и иней

    Исследования

    1. Знают ли дерево?

    2. Какой высоты?

    3. Какова ширина дерева?

    4. Знакомые соседи

    5. Семья дерева

    6. Дети дерева

    7. План участка, где находится дерево

    8. Редкое или распространенное дерево

    1. Много ли листьев на дереве?

    2. Много ли солнечных пятен

    3. Может ли тень дерева двигаться

    4. Какие из деревьев лучше защищают от солнца

    5. Исследование листьев

    6. Ощути лист, сравни с животным, зарисуй

    7. Определение формы и окраски листа

    8. Как прикрепляется лист к ветке

    9. Есть ли жилки на листе

    10. Игра «определи на ощупь свой лист»

    11. Составление коллекции

    12. Отпечатки листьев (пластилин, краски и др.)

    13. Какого цвета листья у дерева

    14. Как пахнет лист

    15. Сравнение листьев

    16. Какие насекомые живут на дереве (следы)

    17. Сравнение листьев кроны на разной высоте

    18. Зрительное наблюдение за развитием листа (зарисовка)

    19. Наблюдение за почками

    20. Как меняется цвет листьев с весны до осени

    21. Отпечатки листа

    22. Собирание осеннего букета из листьев

    23. Куда деваются старые листья?

    24. Есть ли пыль на листьях?

    1. Исследование толщины ствола на разной высоте

    2. Какая кора?

    3. Чем покрыта кора?

    4. Свойства коры (защищают, согревают, охлаждают)

    5. Рисунок коры

    6. И т.д. см. №7/2000 «Дошкольное воспитание»

    Сочинение рассказов

    1. Темы составления рассказов

    «Наше дерево летом/весной…»

    «Придумываем прилагательные, характеризующие дерево»

    2. Игры

    Физкультминутка

    3. музыка

    Прослушивание и подбор произведений на различное состояние дерева

    4. изобразительная деятельность

    Посетить картинные галереи

    Создаем эмблему своего дерева

    Занятие по рисованию деревьев, оригами

    5. математика

    Посчитаем, сколько плодов упало,

    используем листья деревьев при составлении математических задач

    6.Литература

    7.Праздник «День дерева»

    Уход за деревом

    Нарисовать портрет дерева

    Нарисовать открытки

    Составление праздника

    Отражение отношения детей к природе, деревьям, представлений о жизни дерева, необходимой охраны растения, особенности ухода

    10.ремонт старых книг

    11.сбор макулатуры


    Похожая информация.