Круглый стол (Посиделки) «Традиции семьи моей» (родители и дети средней группы). Родительский круглый стол "Семейные ценности и их влияние на воспитание ребёнка" Круглый стол семейные традиции с детьми

Формирование личности ребёнка начинается в семье, и здесь многое зависит от родителей, которые служат примером для подражания своим детям, создают атмосферу семейного очага, поддерживают традиции и бережно хранят семейные реликвии(ценности).

Почему-то у большинства из нас, когда речь заходит о семейных традициях, в ассоциации возникают шумные застолья по поводу наступившего праздника или в лучшем случае — совместное украшение новогодней елки. Но традиции — это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды. И вся прелесть в том, что традиции могут быть самыми разными.

Начните создание традиций с момента создания семьи. А с появлением детей — продолжайте их и заводите новые. Чтение сказки на ночь и поцелуй перед сном - это очень хорошая традиция!

Вы можете создать такую традицию, которой точно ни у кого нет — было бы желание! В этом вас никто не может ограничить.

С целью гармонизации детско-родительских взаимоотношений в дошкольных группах с 25 по 27 октября прошли круглые столы «Семейные ценности и традиции».

Родители наших воспитанников ещё раз доказали, что «единственная настоящая роскошь -это роскошь человеческого общения (Антуан де Сент-Экзюпери)». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей? Это и обсуждалось на наших встречах. А ещё все узнали о тех традициях, которые сложились в их семьях и каждый взялсебе что-то на заметку.

Мама Абрамовой Д. рассказала о ежегодной традиции поздравлять ветеранов в День Победы и возлагать цветы к памятникам, показала фотографии трогательных встреч с ветеранами.

Некоторые семьи группы «Солнышко» всерьез занимаются спортом и это тоже стало их традицией. Семья Обищенко В. посещает бассейн, а по выходным еще и баню. А семья Кулагиной К. занимается утренними пробежками и зарядкой.

Увлекательным был рассказ мамы Кулагиной Р. Она рассказала о совместных поездках на природу за грибами, а также о том, как проходят Дни рождения в их семье, как все вместе готовят украшения к празднику.

А мама Трояновской К. поделилась традицией ставить детские спектакли дома и на даче вместе с родственниками.

Интересным был рассказ мамы Леденевой В. опосещении зоопарка всей семьей в День рождения Вики.

В семье Грицаенко Д. каждые выходные пекут пироги, которыми они и угостили собравшихся родителей во время чаепития, а в семье Петросян М. выпекают национальные пироги- хачапури. Мама Глушанковой О. вместе с дочерью шьёт кукол.

Семья Каширина Я. раскрыла тайну составления семейного фотоальбома. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом членов семьи, что вызывает живой интерес ребёнка и стимулирует его запоминание.

Всем запомнился рассказ Алексеевой В.Б. о коллекционировании статуэток (балерин), которые собирала ещё её бабушка, а также шкатулки с бусами передающиеся из поколения в поколение.

В группе «Городец» родители и дети завели своё «Солнце традиций» и вспоминали генеалогическое древо семьи. И каждый желающий рассказывал о своей необычной традиции в семье: Панова Ю. рассказывала о том, как раз в месяц Егор с бабушкой печет пироги, Кирсанова Э. сообщила, что они с сыном Даней и родственниками выбираются на природу на шашлык каждое 1 мая, Смирнова М. интересно рассказывала как вся семья Ярослава путешествует каждое лето по другим городам.

Надеемся, что работа круглых столов не прошла даром. Вы пообщались, обменялись опытом, возможно, что-то почерпнули для себя.

Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть. Это - детство ваших детей, то, чем они его особенно запомнят.

Поэтому берегите свои хорошие семейные традиции и передавайте их своим детям, чтобы они смогли передать своим. Передавать традиции из поколения в поколение - это священный процесс. Очень приятно передавать детям или внукам традиции своего детства. Так предоставьте им тоже такую возможность - чтобы было что вспомнить и рассказать.

Кем был твой прадед,

Кем был твой дед?

О чем они мечтали?

Каким был скромный их обед?

Что в будни надевали?

Каким был род занятий их?

К чему они стремились?

Что вызывало дружный смех

И как они женились?

Какие испытанья им

Достались на веку?

Как до Парижа дед дошел

В народном том полку?

И если все узнаешь ты,

Изучишь древний род, -

Полюбишь Родину свою,

Полюбишь свой народ!

Р. Мифтахов

Родительское собрание. «Семейные ценности и традиции, их важность для ребёнка».

Цель: определить влияние семейных ценностей и традиций на ребёнка

Ход собрания

Перед проведением собрания родители вместе с детьми выполняют задания:

1. Коллективный рисунок «Моя счастливая семья».

2. Рассказ о традиции своей семьи (описать в любом жанре).

3. Принести фотографии из жизни своей семьи, придумать к ним интересные названия или четверостишия.

4. Сделать совместную поделку на выставку «Семейная мастерская».

Организационный этап

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.

Давайте поразмышляем над понятием.

Как вы понимаете слово традиция? (ответы родителей)

Обобщение педагогом ответов родителей.

«Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (т.е. от ваших родственников: мам, пап, бабушек, дедушек.) Культура каждой семьи отражается через ее традиции.

Для того что бы нам настроится на работу и мысли наши пришли в порядок я вам предлагаю намного расслабится и поиграть

1. «Частичка с моего детства».

На столе раскладывают различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, мягкая игрушка, записка и др. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и по желанию рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.

Педагог: Как вы думаете, что означает слово «семья»? (Ответы)

Педагог: По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми». С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы – заканчиваете.

В гостях хорошо, а … (дома лучше).

Не красна изба углами, … (красна пирогами).

Каково на дому, таково и … (самому).

Дети не в тягость, а … (в радость).

Когда семья вместе, и …(сердце на месте).

Всякой матери свое … (дитя мило).

На свете все найдешь, кроме … (отца и матери).

Мать кормит детей, как … (земля людей).

Нет человека добрее… (отца с матерью).

Нет дороже… (отца с матерью).

Семья – это …(семь я).

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила моя мать», «что мне показал отец».

Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи - психологический тыл, защита, убежище. Мать - главная воспитательница ребенка. Функция матери, родителей - научить ребенка жить. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка. Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

Как считаете, умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей? (Ответы.) Давайте сегодня поговорим о семейных традициях:

Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Бабушка с мамою,

Мы называемся вместе – семья. (О. Высотская)

А теперь я вас попрошу каждого вспомнить, какие же традиции существуют в вашей семье и поделится ими с остальными родителями.

(Родители рассказывают о своих семейных традициях).

Сообщение воспитателя на тему «Семейные традиции»

Традиция 1. Семейные праздники.

Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (Ответы)

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник - это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от о важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», – писал Константин Ушинский.

А сейчас небольшая разминка.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невеста, дочка,

А самый младший – я,

Какая же у нас семья?

(6 человек: брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка)

С помощью этой шуточной задачки мы коснулись интересной темы – темы родственных отношений.

Традиция 2. Семейный альбом.

Традиция 3. Составление родословной своей семьи.

(выступление семей со своими родословными)

Подведение итогов собрания

Педагог: В наших с вами руках – вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.

Берегите друг друга

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Ссоры все позабудьте

И в свободную минуту

Рядом друг с другом побудьте. (О. Высотская)

Синявская Юлия Рафаиловна ,

старший воспитатель

первой квалификационной категории

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Детский сад № 23 «Василек»

Семейные традиции в современном мире

План-конспект круглого стола для педагогов и родителей

Цель: привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.

Задачи:

· раскрыть значение понятия «семейные традиции»;

· определитьроль семьи в формировании ценностей дошкольника;

· воспитать желание к соблюдению имеющихся семейных традиций;

· формировать повышение статуса семьи в нашемобществе;

· способствовать установлению в семье дружеских, добрых отношений;

План-конспект

I часть: Вступительное слово старшего воспитателя:

Добрый день, уважаемые педагоги иродители! Наша сегодняшняя встреча посвящена очень актуальной проблеме – проблеме семейных традиций в современном мире.

Какова современная семья? Считаем ли мы – современные родители – традиции важнейшим средством воспитания в семье?

Прежде чем начать наш разговор, я предлагаю вам интересную разминку.

Игра . Из давних времен до нас дошли, сказки, пословицы и поговорки о семье. Сейчас мы с вами их вспомним, я начинаю, вы – заканчиваете. Итак, начнем:

· В гостях хорошо, а (дома лучше);

· Не красит изба углями, а (красит пирогами);

· Каков на дому, таково и (самому);

· Дети не в тягость, а (в радость);

· Когда семья вместе и (сердце на месте);

· Всякой матери свое (дитя мило);

· На свете все найдешь кроме (матери и отца);

· Мать кормит детей, как (земля людей);

· Нет для человека добрее (отца с матерью);

· Нет дороже (отца с матерью);

· Семья это (семь я).

Многие ученые говорят сегодня, что в современной семье традиции практически утеряны, что негативно сказывается на воспитании подрастающего поколения.

Готовясь к этому мероприятию, воспитателипровелис воспитанниками беседу на тему: «Наши семейные традиции». Выяснилось, что наши детине знают, что у них есть семейные традиции ив каждой семье свои. Можно сделать вывод,что родители в своё времяне донесли досвоих детей значение слов«СЕМЬЯ», «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ». А ведь это очень важно для ребёнка! Если в семье царят свои традиции, то ребенок будет чувствовать себя в этой жизни уверенным, защищённым.

Предлагаю вам поразмышлять, а что же означает слово «традиция» (высказывания родителей). На слайде перед вами – определение данного понятия, найденное в словаре. Прочтите и проанализируйте, насколько данное определение совпадает с Вашими представлениями о семейных традициях.

Определение из словаря Даля: Традиция - передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Традиция складывается на основе таких форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою значимость и личностную пользу. Когда происходит изменение социальной ситуации развития той или иной общности традиция может разрушаться, трансформироваться и замещаться новой. Традиции служат важнейшим фактором регуляции жизнедеятельности людей, составляют основу воспитания.

А сейчас у меня к вам просьба к тем, кто считает, что сохранение и передача семейных традиций необходима для воспитания подрастающего поколения, поднять руку.… А кто считает, что сегодня вполне можно обойтись и без этого?Попробуйте, пожалуйста, аргументировать свою позицию.

II часть: выступление воспитателей:

Что же это такое - «Семейные традиции»?

Это конечно же, праздники, которые отмечают семьи (день рождения, Новый год и т.д.). Это может быть традиция сажать деревце или выезжать под Новый год за город, чтобы украсить живую елку. Это традиции посещать вместе с ребенком музеи, выставки, театры. Это совместные игры, или поздравления родственников. Это традиционные, прогулки, пикники на природе. Это составление семейных альбомов, родословной своей семьи.

Проводится игра «Солнечные лучи».

Возьмите каждый по солнечному лучику, которые заранее изготовлены для вас и напишите маркером любую семейную традицию, и не обязательно что бы это была ваша семейная традиция. Теперь озвучивая традицию, которую вы написали, прикрепляем наши лучики к солнышку.

Так как в группе есть семьи, в которых еще нет семейных традиций, мы попробуем предложить разнообразие традиций.

Традиция 1. Семейные праздники

Нужны ли праздники для детей в семье, как вы думаете? (ответы)

Конечно да, ребенку для полноценного развития праздник просто необходим.Для ребенка праздник совсем не то, что для нас взрослых. Праздник - это незабываемое событие в детской жизни. Каждый ребенок считает дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного события до другого. «Тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники» /К. Ушинский/.

А вы устраиваете детские праздники в семье? Как вы это делаете? (ответы)

Нужно запомнить,праздник не для взрослого,адля ребенка. Часто можнонаблюдать такую картину: малышу скучно на своем дне рождения (о нем все забыли) или наоборот все вниманиена него и ребенок свидетель взрослых разговоров и участник,тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность, развязность.

Не заставляйтеребенка выступать,если он не хочет. Он должен сам выразить свое желание спеть, рассказать стихотворение.

Как вы считаете, нужно ли оформлять квартиру к празднику? Для чего это нужно? Что это дает ребенку? (ответы родителей)

Важно принимать участие всем и детям и взрослым?

Все любят когда им дарят подарки, а особенно дети.

Вы дарите своим детям подарки? Какие? (ответы родителей).

Подарок должен быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать память, мышление, внимание ребенка. Развивать физически: мячи, скакалки, обручи. Для развития мелкий моторики – карандаши, пластилин. При этом необходимо обратить внимание на то, с каким настроением ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Хорошо если вы будете фотографировать ребенка в кругу семьи в день рождения. Также продумайте программу для развлечений, приобретите для игр - аттракционов разные безделушки, от выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского творчества.

Традиция 2

А сейчас предлагаю шуточную разминку. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.

« Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка.

Сестра, невестки, дочки

А самый младший –я.

Какая же у нас семья?

(6 чел., брат, сестра, их родители, бабушки и дедушка)

С помощью вот такой загадки мы коснулись интересной темы - родственных отношений.

Каждый из нас продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как и корни дерева уходят далеко в старину. И тот род силен, кто помнит своих предков и бережет.

В качестве примера предлагаю родословную семьи, обратите внимание на слайд. Попробуйте составить свою родословную, начните с себя (5мин. задание).

Кто придумал для Вас имя? Откуда родом ваши родители? Дедушки? бабушки? Кто придумал имя для Вашего ребенка?

Будет очень здорово,если вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Это будет ваша семейная биография о которойможно просто и доходчиво рассказать детям.

Традиция 3 Семейные архивы

Это не прошлое, это всегда завтрашнее.

Семья обязательно должна иметь свой архив: грамоты, медали отцов, дедов,историю своего рода и фамилии.

Конечно же - семейный альбом.

Традиция 4 Семейный альбом

Это огромное пространство нашей жизни, с одной стороны, просто и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда вы листали в последний раз свой семейный альбом?

Рассматривание фотографий, оформление страниц альбома – именно такое общение необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.

Образ на фотографии всегда ассоциируется каким-либо рассказом из жизни членов семьи, это вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Традиция 5 Семейный отдых на природе

У кого из вас есть такая традиция - выезжать на природу (на дачу) вместе с ребенком?

Природа оказывает на ребенка положительное влияние. Развивает личность дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком.Прогулки на природе благоприятно влияют на здоровье человека, развивают его, учат беречь окружающую природу, знакомится сжизнью растений, животных, птиц, насекомых.

Традиция 6 Семейное посещение театров, музеев, выставок

А теперь узнаем,кто же из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры, выставки? (ответы родителей)

Человеку во все времена свойственно стремление к красоте. Как мы знаем,каждый народ имеет свою культуру, обычаи, традиции. Мы взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником не только для ребенка, но и для всей семьи.

Традиция 7 Коллекционирование

Очень хорошо, когда в семье есть традиция. А если же нет, то можно предложить – коллекционирование. Собирать всем вместе какие либо коллекции, особенно после посещения музея появляется выбор (камешки, ракушки, коряги, фантики, бусинки, марки). В результате этого у ребенка пробуждается потребность к сознательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Одна из важнейших наших задач – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять там достойное место в системе отношений с окружающими людьми.

Традиция 8 Совместные игры с ребенком

Какие игры вам нравились в детстве?

А в какие игры вы играете со своим ребенком?

Вы знаете, какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте?

Мы с уверенностью можем сказать «Детство – игра, игра – это детство».

Детство дано для того, чтобы подготовить ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, пополниться эмоциями, переживаниями. И основная задача подготовки к этому ложится на вас – родителей. Игра – это жизнь ребенка и выбор игр должен стать традиционной в каждой семье. Игр и игрушек много. Следует внимательно подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие.

Очень хороши игры такого типа: лото, домино, шашки, шахматы. Рекомендуем вам обязательно играть в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай с какого дерева фрукт?», «Кто, кем был?», «Что может летать?», «Найди похожее на апельсин».

В ваших силах вырастить детей грамотными, образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.

III часть: подведение итогов.

Выступление старшего воспитателя.

В заключение собрания предлагаю использоватьприем «Волшебная копилка». Участникам круглого стола предлагается ответить, что они хотели бы положить в копилку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний.

Старший воспитатель:

Давайте подведём итоги этойвстречи. Семейные традиции, безусловно, занимают важное место в становлении личности ребёнка и мы, родители и педагоги,должныуделять должное внимание этой области нашей жизни, чтобы воспитатьдостойного гражданина нашей страны.Ведь всё начинается с семьи.

Родителям раздаются памятки «Ценности семейного воспитания»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Берёзка»

План-конспект круглого стола для родителей на тему: «Семейные традиции в современном мире»

Подготовила и провела:

воспитатель МАДОУ «Берёзка»

Климина А.А.

г.Когалым

2017 г.

Семейные традиции в современном мире

Цель: привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.

Задачи:

  • раскрыть значение понятия «семейные традиции»;
  • определить роль семьи в формировании ценностей дошкольника;
  • воспитать желание к соблюдению имеющихся семейных традиций;
  • формировать повышение статуса семьи в нашем обществе;
  • способствовать установлению в семье дружеских, добрых отношений.

План-конспект:

I часть Вступительное слово воспитателя:

Добрый день, уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена очень актуальной проблеме – проблеме семейных традиций в современном мире.

Какова современная семья? Считаем ли мы – современные родители – традиции важнейшим средством воспитания в семье?

Прежде чем начать наш разговор, я предлагаю вам интересную разминку.

Игра . Из давних времен до нас дошли сказки, пословицы и поговорки о семье. Сейчас мы с вами их вспомним, я начинаю, а вы – заканчиваете. Итак, начнем:

  • В гостях хорошо, а (дома лучше);
  • Не красит изба углами, а (красит пирогами);
  • Каково на дому, таково и (самому);
  • Дети не в тягость, а (в радость);
  • Когда семья вместе и (сердце на месте);
  • Всякой матери свое (дитя мило);
  • На свете все найдешь кроме (матери и отца);
  • Мать кормит детей, как (земля людей);
  • Нет для человека добрее (отца с матерью);
  • Нет дороже (отца с матерью);
  • Семья это (семь я).

Многие ученые говорят сегодня, что в современной семье традиции практически утеряны, что негативно сказывается на воспитании подрастающего поколения.

Готовясь к этому мероприятию, я провела с воспитанниками беседу на тему: «Наши семейные традиции». Выяснилось, что наши дети не знают, что у них есть семейные традиции и в каждой семье свои. Можно сделать вывод, что родители в своё время не донесли до своих детей значение слов «СЕМЬЯ», «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ». А ведь это очень важно для ребёнка! Если в семье царят свои традиции, то ребенок будет чувствовать себя в этой жизни уверенным, защищённым.

Предлагаю вам поразмышлять, а что же означает слово «традиция» (высказывания родителей). На слайде перед вами – определение данного понятия, найденное в словаре. Прочтите и проанализируйте, насколько данное определение совпадает с Вашими представлениями о семейных традициях.

Определение из словаря Даля: Традиция - передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Традиция складывается на основе таких форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою значимость и личностную пользу. Когда происходит изменение социальной ситуации развития той или иной общности традиция может разрушаться, трансформироваться и замещаться новой. Традиции служат важнейшим фактором регуляции жизнедеятельности людей, составляют основу воспитания.

А сейчас у меня к вам просьба к тем, кто считает, что сохранение и передача семейных традиций необходима для воспитания подрастающего поколения, поднять руку.… А кто считает, что сегодня вполне можно обойтись и без этого? Попробуйте, пожалуйста, аргументировать свою позицию.

II часть Выступление воспитателя:

Что же это такое - «Семейные традиции»?

Это, конечно же, праздники, которые отмечают семьи (день рождения, Новый год и т.д.). Это может быть традиция сажать деревце или выезжать под Новый год за город, чтобы украсить живую елку. Это традиции посещать вместе с ребенком музеи, выставки, театры. Это совместные игры, или поздравления родственников. Это традиционные, прогулки, пикники на природе. Это составление семейных альбомов, родословной своей семьи.

Проводится игра «Солнечные лучи».

Возьмите каждый по солнечному лучику, которые заранее изготовлены для вас и напишите маркером любую семейную традицию, и не обязательно что бы это была ваша семейная традиция. Теперь озвучивая традицию, которую вы написали, прикрепляем наши лучики к солнышку.

Так как в группе есть семьи, в которых еще нет семейных традиций, мы попробуем предложить разнообразие традиций.

Традиция 1. Семейные праздники

Нужны ли праздники для детей в семье, как вы думаете? (ответы)

Конечно да, ребенку для полноценного развития праздник просто необходим. Для ребенка праздник совсем не то, что для нас взрослых. Праздник - это незабываемое событие в детской жизни. Каждый ребенок считает дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного события до другого. «Тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники» /К. Ушинский/.

А вы устраиваете детские праздники в семье? Как вы это делаете? (ответы)

Нужно запомнить, праздник не для взрослого, а для ребенка. Часто можно наблюдать такую картину: малышу скучно на своем дне рождения (о нем все забыли) или наоборот все внимание на него и ребенок свидетель взрослых разговоров и участник, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность, развязность.

Не заставляйте ребенка выступать, если он не хочет. Он должен сам выразить свое желание спеть, рассказать стихотворение.

Как вы считаете, нужно ли оформлять квартиру к празднику? Для чего это нужно? Что это дает ребенку? (ответы родителей)

Важно принимать участие всем и детям и взрослым?

Все любят, когда им дарят подарки, а особенно дети.

Вы дарите своим детям подарки? Какие? (ответы родителей).

Подарок должен быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать память, мышление, внимание ребенка. Развивать физически: мячи, скакалки, обручи. Для развития мелкий моторики – карандаши, пластилин. При этом необходимо обратить внимание на то, с каким настроением ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Хорошо если вы будете фотографировать ребенка в кругу семьи в день рождения. Также продумайте программу для развлечений, приобретите для игр - аттракционов разные безделушки, от выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского творчества.

Традиция 2. Родословная

А сейчас предлагаю шуточную разминку. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.

« Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка.

Сестра, невестки, дочки

А самый младший – я.

Какая же у нас семья?

(6 чел., брат, сестра, их родители, бабушка и дедушка)

С помощью вот такой загадки мы коснулись интересной темы - родственных отношений.

Каждый из нас продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как и корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто помнит своих предков и бережет.

В качестве примера предлагаю родословную семьи, обратите внимание на слайд. Попробуйте составить свою родословную, начните с себя (5мин. задание).

Кто придумал для Вас имя? Откуда родом ваши родители? Дедушки? бабушки? Кто придумал имя для Вашего ребенка?

Будет очень здорово, если вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Это будет ваша семейная биография, о которой можно просто и доходчиво рассказать детям.

Традиция 3. Семейные архивы

Это не прошлое, это всегда завтрашнее.

Семья обязательно должна иметь свой архив: грамоты, медали отцов, дедов, историю своего рода и фамилии.

Конечно же - семейный альбом.

Традиция 4. Семейный альбом

Это огромное пространство нашей жизни, с одной стороны, просто и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда вы листали в последний раз свой семейный альбом?

Рассматривание фотографий, оформление страниц альбома – именно такое общение необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.

Образ на фотографии всегда ассоциируется каким-либо рассказом из жизни членов семьи, это вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Традиция 5. Семейный отдых на природе

У кого из вас есть такая традиция - выезжать на природу (на дачу) вместе с ребенком?

Природа оказывает на ребенка положительное влияние. Развивает личность дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком. Прогулки на природе благоприятно влияют на здоровье человека, развивают его, учат беречь окружающую природу, знакомится с жизнью растений, животных, птиц, насекомых.

Традиция 6. Семейное посещение театров, музеев, выставок

А теперь узнаем, кто же из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры, выставки? (ответы родителей)

Человеку во все времена свойственно стремление к красоте. Как мы знаем, каждый народ имеет свою культуру, обычаи, традиции. Мы взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником не только для ребенка, но и для всей семьи.

Традиция 7. Коллекционирование

Очень хорошо, когда в семье есть традиция. А если же нет, то можно предложить – коллекционирование. Собирать всем вместе какие либо коллекции, особенно после посещения музея появляется выбор (камешки, ракушки, коряги, фантики, бусинки, марки). В результате этого у ребенка пробуждается потребность к сознательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Одна из важнейших наших задач – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять там достойное место в системе отношений с окружающими людьми.

Традиция 8. Совместные игры с ребенком

Какие игры вам нравились в детстве?

А в какие игры вы играете со своим ребенком?

Вы знаете, какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте?

Мы с уверенностью можем сказать «Детство – игра, игра – это детство».

Детство дано для того, чтобы подготовить ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, пополниться эмоциями, переживаниями. И основная задача подготовки к этому ложится на вас – родителей. Игра – это жизнь ребенка и выбор игр должен стать традиционной в каждой семье. Игр и игрушек много. Следует внимательно подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие.

Очень хороши игры такого типа: лото, домино, шашки, шахматы. Рекомендуем вам обязательно играть в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого дерева фрукт?», «Кто, кем был?», «Что может летать?», «Найди похожее на апельсин».

В ваших силах вырастить детей грамотными, образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.

III часть Подведение итогов:

В заключение нашего общения, предлагаю использовать прием «Волшебная копилка». Участникам круглого стола предлагается ответить, что они хотели бы положить в копилку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний.

Давайте подведём итоги этой встречи. Семейные традиции, безусловно, занимают важное место в становлении личности ребёнка и мы, родители и педагоги, должны уделять должное внимание этой области нашей жизни, чтобы воспитать достойного гражданина нашей страны. Ведь всё начинается с семьи.

Родителям раздаются памятки «Ценности семейного воспитания»



«Ақбота» балабақшасы» МҚКҚ
ГККП «Детский сад «Ақбота»

«Семейные традиции ­ праздник «Наурыз»
Педагог­психолог:
Дитаева Н.М.
Тәрбиешілер:
ГолеваЕ.В.
Сухобудинова И.А.

18 наурыз 2017 ж.
Круглый стол «Семейные традиции ­ праздник «Наурыз»
Цель: привлечение родителей к установлению в семье правил, норм
поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.
Ход собрания:
1 часть.
­ Добрый день, уважаемые родители и гости. Сегодня мы собрались, чтобы
поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и
развитии ребенка. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и,
следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно
судить по установившимся в ней традициям. Скажите родители, а что вы
понимаете под словом традиция?
(ответы родителей)
Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это
то, что передавалось от одного поколения к другому, что унаследовано от
предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).
Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то
наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что­то
особенное, присущее только вашей семье. Это «что­то» и есть семейная
традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась.
Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается всё:
вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство.
Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и
цветущий райский сад, и родники «живой» воды.
Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют ­ животворят
семью. В каждом роду, семье ­ своя сокровищница традиций, которые вместе
с приданым в кованых сундуках, передавались детям в наследство.

У каждой семьи есть свой собственный способ привлечения детей к
общим семейным традициям.
У
одних

ужины) ­
замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для
общения.
трапезы (обеды,
­ семейные
это

У других ­ совместный досуг. Хорошим продолжением обеда будет
совместный досуг, например, можно поиграть в какую­нибудь настольную
игру. Или отправиться на природу и активно провести время на свежем
воздухе
У третьих ­ семейные праздники. В каждой семье совершенно свои
особенные традиции празднования семейных праздников. Но каждая из
них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага.
Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Семья – это место,
куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться. Где родные и близкие
всегда нас ждут и любят. Ведь не зря же говорят: «Моя семья – это моя
опора, моя семья – это моя крепость».
О семье и её значении хорошо сказано в стихотворении Татьяны
Бульковской «Что может быть семьи дороже?»
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец.
Родители ­ во всём мудрей,
Любимый папа ­ друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле
2 часть ­ Семейные традиции.
Сегодня хочется подробнее рассказать о традициях, которые существуют
во многих семьях.
Традиция 1. Семейные праздники
­ Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (ответы
родителей)
Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух.
Для ребенка праздник не то, что для нас взрослых. Праздник это событие в
детской жизни и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и
мы, свои годы от одного события до другого.
­ Как вы устраиваете детские праздники в семье? (ответы родителей)
­ Не забывайте, праздник не для взрослого, а для ребенка. Иногда малышу
скучно на своем дне рождения (о нем все забыли) и наоборот все внимание на
него и ребенок свидетель взрослых разговоров и участник, тогда он привыкает
быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность, развязность.
­ Не следует заставлять ребенка выступать, если он не хочет. Он должен
сам выразить свое желание спеть, станцевать, если ему это выпадет при игре
или по фанту.
­ Как вы думаете нужно оформлять квартиру к празднику? Что это дает
ребенку? (ответы родителей)
­ Важно принимать участие всем и детям и взрослым?
­ Все любят подарки, особенно дети.
­ Какие вы дарите подарки детям? (ответы родителей)
­ Подарок должен быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка
должна развивать ребенка, развивать память, мышление, внимание.

Развивать физически: мячи, скакалки. Для развития мелкий моторики –
карандаши, пластилин. При этом надо обратить внимание на то, как ребенок
принимает подарок и как благодарит за него.
­ Хорошо фотографировать ребенка в кругу семьи в день рождения.
Продумать программу развлечений, приобрести для игр ­ аттракционов
разные безделушки, от выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского
творчества.
Традиция 2. Семейные архивы
Это не прошлое, это всегда завтрашнее.
Семья должна иметь свой архив: почетные грамоты, медали отцов, дедов,
историю рода и фамилии.
Скажите, а что еще поможет нам сохранить историю семейного
рода (семейный альбом).
Традиция 3. Семейный альбом
Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, просто и
понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.
Когда вы его листали в последний раз?
Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение,
которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности
с родителями.
Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом
из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует
его запоминание.
Традиция 4 .Семейный отпуск на природе
Скажите, у кого из вас есть традиции выезжать за город, на дачу вместе с
ребенком?
Природа оказывает на ребенка огромное влияние на развитие личности
дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в
природу благоприятно влияют на здоровье человека, развивает его, учит
беречь окружающую природу, знакомится с жизнью растений, животных,
птиц, насекомых.

В ваших руках вырастить детей грамотными,
образованными,
воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою
родословную.
Традиций очень много, можно сажать деревце или выезжать под Новый
год за город, чтобы украсить живую елку. Это традиции посещать вместе с
ребенком музеи, выставки, театры. Это традиционные походы, прогулки,
пикники на природе. Это составление семейных альбомов, родословной
своей семьи. Это чтение книг.
3 часть.
С древних времен у восточных народов существует праздник Наурыз. Суть
этого праздника – в единстве человека с природой. Наурыз отмечается в день
весеннего равноденствия. В это время день равняется ночи, приходит
равноденствие с 21 на 22 марта. С этого времени дни становятся длиннее, а
ночи короче. Люди заранее готовились к встрече этого праздника.
Проводилась уборка жилья, окрестностей. Праздник начинался с приветствия.
Здороваться нужно непременно обеими руками. Затем все направлялись в
степь – поклониться солнцу. Мужчины, взяв лопаты, идут расчищать родники
и сажать деревья. Молодежь дарит друг другу подарки. Специально к
празднику из семи компонентов готовится Наурыз­көже. Его едят досыта,
чтобы весь следующий год был плодоносным. В эти дни важно получить
благословение – бата. Это пожелание – напутствие старших. Ближе к вечеру
начинается айтыс – словесное состязание акынов в сопровождении домбры. В
нем могут участвовать и мужчины и женщины, пожилые и молодые.
Продолжается айтыс до рассвета. В разгар праздника молодежь собирается у
качели – алтынбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в
национальные игры. Так встречают весенний праздник Наурыз!
4 часть ­ Игра «Кулинары»
Одной из самых распространенных
За
общим столом собирались целые поколения, хозяева потчевали их каким­
либо кушаньем. К празднику «Наурыз» главным угощением на столе было
блюдо «Наурыз – көже». И сейчас наши мамочки вспомнят, из каких
компонентов состоит, этот традиционны напиток, и найдут подходящие
картинки.
традиций застолье.
5 часть – Чаепитие.
Заключение

­ Ну вот и подошел к концу наш круглый стол. Очень важно
следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в
поколения, главное они нужны чтобы укреплять семью, чтобы у вас был дом
куда вам хотелось постоянно вернуться.
Только с позиции взаимной ответственности и обязательств родителей и
педагогов в отношении ребенка можно добиться хороших результатов. А
завершить наше мини собрание хочется словами «Мы воздействуем на семью
через ребенка и для ребенка, мы воздействуем на ребенка через семью и
для семьи»