Методические рекомендации по подготовке к профессиональному конкурсу «Воспитатель года» Саратов. Мастер-класс "брифинг как одна инновационных форм работы с родителями" Социальная анкета семьи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Ленок»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БРИФИНГ

Тема: «Её величество игра!»

Подготовила:

Старший воспитатель

Демидова В.А.

г. Гаврилов-Ям, 2018

Педагогический брифинг «Ее величество игра!»

Цель: актуализация педагогических знаний о сюжетно-ролевой игре путем апробации активной формы работы с коллективом «педагогический брифинг».

Предварительная работа: разработка буклетов, подготовка презентации.

Будучи родителями, воспитателями, мы очень часто слышим слова ребенка «Давай поиграем!» И, к сожалению, родители часто отвечают: «Да некогда мне… Не могу… Я устала… Тороплюсь… Давай завтра…» А воспитатели обычно говорят: «Идите, играйте. Кто ж вам мешает». Вы готовы со мной согласиться?

И дети идут и играют: так, как они умеют. Кто-то играет в «Дочки-матери», кто-то в «Праздник», мальчишки обычно играют в «Строителей», «Водителей» и, пожалуй, всё. Да и в целом, игры наших воспитанников очень бедные не только по тематике, но и по сюжету. И это очень грустно. Потому что мы прекрасно знаем, насколько ценна игра для развития ребенка. И если мы начнем говорить о достоинствах игры, то отведенного времени нам не хватит. Все мы знаем, что игра – первая ступень жизненной лестницы. Игра обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности.

И мы сегодня собрались здесь, чтобы вспомнить, какие бывают игры, о том, что игра, как и любой другой вид детской деятельности, нуждается в развитии, а также для того, чтобы немного порассуждать, как сделать игры интересными и разнообразными.

А сделать это я предлагаю, используя такую форму работы, как «педагогический брифинг».

Брифинг (от англ. brief – короткий, недолгий) – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу.

Пресс-конференция - это встреча официальных лиц с представителями прессы, телевидения, радио с целью информирования общественности по актуальным вопросам. Обычно в ходе пресс-конференции ее участники отвечают на вопросы журналистов, прямо или косвенно связанные с темой пресс-конференции.

Время проведения: от 30 минут до 3-х часов в зависимости от темы и количества присутствующих.

Разница между пресс-конференцией и брифингом – во временных отрезках, которые на них отводятся. Брифинг не может быть более 30 минут. Такой короткий временной отрезок предполагает, что ведущий брифинга может держать ситуацию в руках. До 10 минут, как правило, отводится выступающему, до 20 минут – на блиц-ответы на вопросы.

Как говорилось выше, брифинг – краткая пресс-конференция, организуемая ПО РУБРИКАМ в рамках одной темы.

Педагогический брифинг, на мой взгляд, – разновидность деловой игры, где члены педагогического коллектива принимают на себя роли: интервьюироваемый (или респондент), интервьюеры (или представители СМИ), ведущий.

Для проведения брифинга я предлагаю разделиться на 2 группы: интервьюеры и интервьюироваемые (позже мы поменяемся ролями). Представители СМИ, готовясь к брифингу или пресс-конференции и будучи знакомыми с тематикой, заранее планируют вопросы. Сегодня вопросы для вас приготовлены и распределены по блокам, но если у кого-то возникнут свои, это приветствуется.

Правила проведения брифинга.

    В брифинге участвуют все педагоги.

    Освещение цели и задач организованного педагогического брифинга осуществляет ведущий.

    Участники брифинга соблюдают такт

    Интервьюеры задают адресные вопросы.

    Интервьюироваемые представляют свою позицию по определённому предварительно направлению рассматриваемой темы.

    «Думаешь в течение 1 минуты и отвечаешь».

И раз мы сегодня говорим об игре, то я вам сейчас предлагаю поиграть. Игра называется «Послушные шарики». Любая игра имеет свои цели и задачи. Попробуйте догадаться, какую цель преследую я.

Прошу каждую команду встать в круг и взяться за руки. Ваша задача – удержать шары в воздухе, не разжимая рук. Упавший шар можно поднимать так же не разжимая рук.

Итак, какова цель данной игры ?

Пресс конференцию объявляю открытой и первая рубрика – «Назови».

Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. И в силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. Существует очень много различных классификаций игр для дошкольников. Каждая группа подразделяется, в свою очередь, еще на подгруппы.

Рубрика I . Вопрос 1. Какие группы игр выделяют в дошкольной педагогике?

Рубрика I . Вопрос 2. Назовите подгруппы, на которые делится группа подвижных игр, и приведите примеры.

Рубрика I . Вопрос 3. Какие группы дидактических игр вам знакомы?

Рубрика I . Вопрос 4. Назовите известные вам группы театрализованных игр и приведите примеры.

Спасибо за ответы. Для того чтобы освежить в памяти классификацию игр, я подготовила для вас буклеты. Более подробно мы остановимся на сюжетно-ролевой игре дошкольников.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

    игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле);

    игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей («школа», «магазин», «библиотека», «почта», транспорт: поезд, самолет, корабль);

    игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа («герои войны», «космические полеты» и т.д.);

    игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач, мульфильмов: «Заяц и Волк», «Крокодил Гена и Чебурашка» и др.

Рубрика I . Вопрос 5. Какова продолжительность сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте? (продолжительность увеличивается от I к III кварталу с15 до 25 минут)

Рубрика I . Вопрос 6. Какова продолжительность сюжетно-ролевой игры детей средней группы? (до 35 минут)

Рубрика I . Вопрос 7. Сколько времени отводится на сюжетно-ролевую игру старших дошкольников? (до 45 минут)

Рубрика II . Вопрос 1. Какова роль педагога в сюжетно-ролевой игре?

Рубрика II . Вопрос 2. Нужно ли обучать детей играть в сюжетно-ролевые игры?

В дошкольной педагогике существуют различные подходы к руководству детской игрой. Выделяют две группы приемов руководства детской игрой: косвенного воздействия и прямого руководства. Наиболее перспективным направлением считается методика комплексного руководства игрой. Разработкой данного направления занимались Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова и другие под научным руководством С.Л. Новоселовой.

Комплексное руководство игрой включает четыре внутренне связанных общим содержанием компонента, которые одинаково важны в процессе формирования игры. Их можно представить следующим образом:

1. Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности. Другими словами работа над обогащением содержания игры. И здесь используются методы для обогащения детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни (Приложение 1).

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Рубрика II . Вопрос 3. Что входит в РППС?

Понятно, что игровые зоны должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Рубрика II . Вопрос 4. Что такое предметы-заместители и какова их роль в сюжетно-ролевой игре?

Предметы-заместители помогают детям развернуть игру. Они могут быть использованы в разных по содержанию сюжета играх для обозначения игрового пространства (например, мы строим из стульчиков или модулей комнату, машину, поезд), ролей, а также предметов, с которыми можно непосредственно действовать. Необходимо обращать внимание детей на то, что один и тот же предмет-заместитель может применяться по-разному.

Рубрика II . Вопрос 5. Чем может служить палочка при организации сюжетно-ролевой игры?

3. Активизирующее общение воспитателя с детьми (приложение 1)

Это означает, что педагогу необходимо создавать игровые проблемные ситуации, побуждающие детей к самостоятельной постановке игровых задач, решению их разнообразными предметными и ролевыми способами, а также к взаимодействию. Включаться в активизирующее общение необходимо своевременно, в тот момент, когда дети испытывают затруднение или требуется актуализировать освоенные ранее игровые умения. Это означает, что воспитатель должен постоянно держать в поле зрения играющих, быть наблюдательным.

4. Обогащение игрового опыта .

Здесь широко используем разнообразные методы развития игровой деятельности (приложение 1). Было время, когда дети включались в разновозрастное общение во дворах, малыши играли со старшими товарищами и естественным образом в играх перенимали игровой опыт. В настоящее время наши дети лишены такого разновозрастного общения.

Вот основные направления в развитии игрового опыта детей:

    усложнение содержания;

    усложнение игровых действий;

    взаимодействие с партнером;

    самостоятельность и творчество.

Предлагаю рассмотреть развитие сюжета на примере сюжетно-ролевой игры «Космос». Естественно, чтобы прийти вот к такой сюжетно-ролевой игре, нужно развивать игровой опыт детей.

Рубрика II . Вопрос 6. Как развивать игровой опыт детей?

Развитию игрового опыта детей способствует проведение обучающих игр. Обучающие игры ни в коем случае нельзя отождествлять с обучением сюжету-образцу.

Во время обучающей игры воспитатель ставит детям серию игровых проблемных ситуаций, которые они еще не в состоянии разрешить самостоятельно из-за отсутствия игрового опыта, но в сотрудничестве со взрослым успешно справляются с поставленными игровыми проблемами, тем самым приобретая игровой опыт.

Игровое сотрудничество должно быть особым: взрослый вместе с ребенком придумывает, как разрешить поставленные игровые проблемные ситуации, помогает советами, наводящими вопросами, но не играет за ребенка Так же в них неуместна авторитарная или демонстративная позиция обучающего.

Это были 4 составляющие комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой.

Рубрика III . Вопрос 1. Как вы считаете, нужно ли планировать сюжетно-ролевую игру детей или можно опереться на детские интересы?

Для того чтобы вернуть в детский сад полноценно развивающуюся самодеятельную сюжетно-ролевую игру, необходимо, прежде всего, определить содержание и цели педагогической работы по развитию игры. Это мы и делаем путем планирования.

Рубрика III . Вопрос 2. От чего будет зависеть выбор игры педагогом?

В идеале, планируя тематику игр, педагог должен учитывать тематику работы по ознакомлению с окружающим. В планах должна прослеживается перспектива постепенного формирования сюжетно-ролевой игры (то есть усложнение сюжета). Причем его нужно понимать не как простое увеличение количества игровых действий, а как развитие умения творчески комбинировать игровые эпизоды.

Рубрика III . Вопрос 3. Приведите пример комбинации эпизодов сюжетно-ролевой игры на примере игры «Путешествие».

Игра «Путешествие» может содержать эпизоды таких игр, как «Турагенство», «Семья», «Самолет», «Экскурсия», «Больница», «Супермаркет» и т. п. И чем больше таких эпизодов, тем интересней и насыщенней становится сюжетно ролевая игра.

Кроме того, перспективное планирование должно состоять из 4 граф (аналогично компонентам комплексного метода):

Ознакомление с окружающим;

Обогащение игрового опыта;

Изменение игровой среды;

Активизация общения взрослого с ребенком.

Игра мне напоминает бабочку! На первый взгляд она кажется простой и легкой. Но при более близком рассмотрении открывается сложная структура строения, взаимосвязей и взаимодействия всех ее компонентов. Как невозможно перечислять многообразие цвета на крыльях бабочки, так невозможно перечислить все многообразие возможностей, которые открывает игра для развития ребенка-дошкольника.

Как бабочка удивительной красоты – это шедевр, результат творения природы, так и ребенок, достигнувший высокого уровня развития сюжетно-ролевой игры, – это результат творения педагога.

Наше мероприятие подходит к концу. Пусть эта бабочка порхает с руки на руку, а вы, уважаемые коллеги, поделитесь впечатлениями от сегодняшнего мероприятия, мыслями и предложениями по этому поводу.

А мне хотелось бы услышать ответы на следующий вопрос. Можно ли использовать данную форму работы при организации взаимодействия с семьями воспитанников? Как вы думаете, в чем могут заключаться «подводные камни» ее использования?


«Педагогический брифинг»

Это конкурсное испытание проходит как краткая пресс-конференция с членами жюри, позволяющая оценить профессиональный педагогический опыт конкурсанта.

При подготовке к конкурсному испытанию необходимо помнить, что формат выступления на педагогическом брифинге близок к публичному выступлению. Поэтому успешным будет выступление, в рамках которого конкурсант не просто сообщит информацию, но и продемонстрирует умение направить восприятие аудитории по определенному пути, выгодному выступающему, умение управлять их впечатлениями и эмоциями.

Эффективными средствами удержать внимание аудитории могут стать: наглядность (пример, подробность, сравнение), образ (метафора), призыв (восклицание), противопоставление и др.

Типичной ошибкой выступления на педагогическом брифинге является недостаточное его информационное наполнение. Например, отсутствие:


    • конкретного описания используемых технологий, приемов и методов работы, обеспечивающих развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей;

    • анализа личных профессиональных компетенций и возможностей и, как следствие, достижений воспитанников, обеспечивающих социальную ситуацию развития их личности;

    • вклада конкурсанта в организацию развивающей образовательной среды в дошкольной образовательной организации.
Еще одна распространенная ошибка – отсутствие в выступлении логики, последовательности развития мысли. В результате аудитории трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений конкурсанта. Поэтому в выступлении важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала.

Особую сложность для конкурсанта составляет подготовка начала и окончания выступления.

В процессе восприятия ораторской речи действует «закон края» и лучше запоминается то, что дается в начале и конце выступления. Поэтому необходимо тщательно продумать эти композиционные части выступления; их текст должен быть связан друг с другом.

В начале выступления конкурсанту следует сформулировать цель речи не только для себя, но и для слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие речи, настраивает аудиторию.

Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь.

Иногда ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового. Этого не следует делать.

Некоторые выступающие, не уложившись в регламент, просто обрывают выступление, не произносят заключительных слов. В результате значительно теряется эффект выступления.

Следовательно, над последними словами выступления надо поработать особенно тщательно: повторите основную мысль, ради которой произносится речь, суммировав наиболее важные положения, сделайте выводы.

Значительное влияние на публичное выступление оказывают такие элементы, как правильность речи, ее эмоциональность, наглядность изложения.
«Мастер-класс»

Цель данного испытания – представление и распространение результатов собственной образовательной деятельности, отражающих современные направления развития и позитивные изменения в практике дошкольного образования, направленных на решение проблемных вопросов образования детей дошкольного возраста.

Основной ошибкой при разработке содержания мастер-класса является непонимание смысла этого понятия. В рамках данного конкурсного испытания недостаточно подготовить только открытое мероприятие или презентацию достижений педагога.

По образному выражению М. Поташника, мастер-класс – это ярко выраженная форма ученичества у Мастера. Мастер передает «ученикам» свое педагогическое мастерство, особенностью которого является «искусство» решения педагогических проблем.

В отведенное по условиям Конкурса время каждый конкурсант должен:


    • обосновать актуальность выбранной темы (проблемы);

    • описать оригинальные и эффективные способы ее решения;

    • осмыслить полученные результаты;

    • аргументировать возможность широкого применения предложенных образовательных средств, представленного опыта.
Типичными ошибками при проведении мастер-класса являются отсутствие:

    • глубины и оригинальности содержания;

    • методической и практической ценности выбранной темы для дошкольного образования;

    • умений транслировать (передавать) свой опыт работы.
Распространенной ошибкой при проведении мастер-классов является репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) подход представления своего опыта.

Эффективным признается мастер-класс, проводимый в активном или интерактивном режиме (с наличием обратной связи). Искусство общения и взаимодействия, а также педагогическая импровизация позволяют образно, наглядно и аргументировано представлять своё педагогическое мастерство. Поэтому среди критериев оценки этого конкурсного задания учитывается такой показатель, как умение взаимодействовать с аудиторией.
Ток-шоу «Профессиональный разговор»

Данное конкурсное испытание предполагает публичное обсуждение какого-либо вопроса, связанного с образованием, в форме дискуссии.

Следовательно, при подготовке к испытанию необходимо учитывать правила ведения дискуссии. Основные из них:

Всегда помните о цели дискуссии – найти истину, решение, выход.

С уважением относитесь к мнению другого человека.

Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано.

Уважайте мнение любого человека.

Придерживайтесь дружелюбного тона.

Не спорьте ради спора!

В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению.

Типичными ошибками при проведении профессионального разговора признают отсутствие:


    • собственной позиции по теме обсуждения;

    • аргументов у участников в ходе обсуждения;

    • убедительности и красочности речи.
При подготовке к профессиональному разговору необходимо обратить внимание на сформированность у педагога таких умений как:

  • удерживать тему разговора;

  • обосновывать заявленную позицию дополнительными аргументами;

  • продолжать и развивать высказанную другим конкурсантом мысль;

  • корректно возражать другому участнику при несовпадении позиций.
Разработки конкурсных материалов победителей

регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года»

ЭССЕ НА ТЕМУ «Я – ПЕДАГОГ»

Карпова Лидия Сергеевна, воспитатель МДОУ «ЦРР – детский сад «Колосок с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области», победитель регионального этапа IV Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года России – 2013 года»
Осень. Ранним утром, как обычно, я иду на работу в детский сад. С деревьев облетают яркие осенние листья и, обдуваемые легким ветром, медленно падают на землю. Глядя на них, я задумываюсь о том, что жизнь каждого человека похожа на один из этих листьев и чем она ярче и насыщеннее, тем ярче цвет этого листа! А мои маленькие воспитанники такие жизнерадостные, прекрасные, непохожие друг на друга! Они, как листья, «весело кружатся в воздухе», и жизнь их наполнена любовью и радостью. От меня, как от воспитателя, зависит их дальнейшее восприятие жизни.

Я – педагог, поэтому моя жизненная философия, как и педагогическая, будет еще меняться, и я знаю точно: основная задача философии – выявление и изучение законов развития общества, природы, сознания. Каждый человек – это неповторимый микромир, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою философию, свой взгляд на мир и на место человека в этом мире.

Мир и микромир. Как тесно они связаны! В жизни часто наступает момент, когда твой микромир испытывает неодолимую потребность раскрыться. Так, на мой взгляд, люди выбирают профессию педагога.

У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор – быть воспитателем. Профессия воспитатель – это не только профессия, это призвание. Это выбор, сделанный, возможно, в самом раннем детстве. Я порой даже думаю: «А может, не я выбрала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?»

Что привлекло и удерживает меня в ней? Любопытство детских глаз, которые видят в тебе целый мир, пока ещё такой непонятный для них, но такой интересный и заманчивый, или эта особая атмосфера детства, в которую хочется вернуться снова и снова?

Мне нравится то, что в этой профессии невозможно остановиться на достигнутом, здесь нужно постоянно «расти», как растут дети, пришедшие в детский сад. Я хочу, чтобы мои воспитанники выросли людьми добрыми, честными и отзывчивыми, научились бережно относиться ко всему живому, умели ценить прекрасное и доброе. С моей точки зрения, педагог – это добрый, верный друг, тот, к кому можно обратиться за помощью, просто поплакать или посмеяться вместе. Я не знаю, кем станет каждый из моих воспитанников в будущем, главное – не подавить их личность в настоящем.

Я могу с уверенностью сказать, что я – счастливый человек. У меня есть любимая профессия. Я постоянно нахожусь в творческом поиске. Ведь только творческий воспитатель может заразить своим теплом, верой, талантом. Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь открывать новый мир и вбирать новые знания о, казалось бы, давно знакомых вещах вместе со своими воспитанниками.

Римский поэт и философ Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Педагог, который уважает личность в своих воспитанниках, всегда уважаем и любим. Не навязывая себя, а раскрывая стремления и потребности ребёнка, я показываю, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность.

Мне очень хочется, чтобы дети, как эти осенние листья, падающие с деревьев, были яркими и неповторимыми! Я верю, что мои воспитанники добьются в жизни больших успехов, сумеют преодолеть все преграды и вырастут хорошими людьми!

ЭССЕ НА ТЕМУ «Я – ПЕДАГОГ»

Глазкова Мария Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 15 «Мальвина» г. Балаково Саратовской области, победитель регионального этапа V Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года России – 2014 года».
Мир детства радостен и тонок, как флейты плавающий звук.

Пока смеётся мне ребёнок, я знаю, что не зря живу.

Твердят друзья: «Есть нивы тише», но не за что не отступлю:

Я этих милых ребятишек, как собственных детей, люблю... 1

Профессиональный выбор мной был сделан не случайно. И сегодня он не только не утратил своей привлекательности, но и стал потребностью, жизненной необходимостью. Снова и снова я убеждаюсь, что выбрала профессию правильно.

Каждое утро по дороге на работу – любимую, хочу заметить, – я вижу типичные картинки из жизни моих воспитанников и взрослых – их мам, пап и бабушек.

Итак, утро…

Дорога на работу.…

Вот мама спешит, а малыш, которого разбудили и поставили на ноги, еще спит. Он медлителен, рассеян, но мама идет быстро, тянет за руку и покрикивает, чтобы не отставал, по сторонам не глядел, не спотыкался…

Главное, все это она делает грубо, раздраженно!

Вот идет папа, за ним не успевает нарядная девчушка. Она почти летит на папиной руке, пытается о чем-то спросить, что-то показать, просто крикнуть: «Папа! Я устала! Подожди меня!»

Вот бабушка ведет внука в детский сад. Она еще молода, занята собой, не может подать руку мальчишке: в одной – телефон, в другой – сигарета. А ребенок идет сзади и слышит время от времени: «Ну, где ты там?»

Я огорчаюсь, когда вижу такие повседневные картинки.

Это в педагогическом колледже нам говорили, что «ребенок – чистая доска», пишите, что хотите. Нет! Для моих воспитанников уже написаны правила жизни в этом большом и не всегда добром к ним мире: семьей, улицей, сверстниками… А мне так хочется крикнуть: «Дождитесь меня, мои дошкольники! Я сейчас встречу вас в группе, услышу ваши милые голоса и приласкаю каждого-каждого».

И каждый день, как на премьеру,

Вхожу в притихший детский сад.

Иду сюда не для карьеры – здесь каждый мне ребёнок рад.

Я погружаюсь в гущу разнообразных событий. Обязательно замечу, что у Леночки новое платье, пожалею Лешину заболевшую собачку, посмотрю Катин рисунок, вытру слезы Сонечке и прошепчу ей, что мама скоро придет, а сейчас с ней поиграю я … Да, я хочу передать детям от души все, что знаю, окружить своих маленьких шалунишек любовью и заботой, вниманием и добротой. Как здорово, что могу сделать их утро солнечным и добрым, ярким и ласковым, а день – интересным, полезным и насыщенным новыми событиями. Я так и вижу их увлеченные во время занятий лица, поднятые ладошки: спроси меня – я знаю! А какое удовольствие смотреть в детские открытые глаза, где целое море чувств: восторга и радости, огорчений и обид и любви – к миру, к солнцу, к маме и папе и…ко мне! Для меня сияние этих глаз – лучшая награда, «лучше, чем любая из похвал».

Разве может у других – не педагогов – вот так в конце рабочего дня дрогнуть сердце от вопроса: «А вы завтра придете?» или тихого шепота: «Я тебя люблю! Приходи завтра!»?!

Милые мои, обязательно приду к вам завтра. Я постараюсь научить вас всему, что умею и что знаю сама: любить книги и рисовать, дружить и говорить вежливые слова, трудиться и играть… Я разделю с вами все горести и радости, помогу и поддержу, объясню, что хорошо, что плохо, и расскажу, как поступить правильно.

Разве это не оправдывает главных надежд и задач в профессии?! Быть нужным в чьей-то жизни, дарить любовь и передавать знания, понимать каждого воспитанника, делать для него мир ярче и добрее. И постоянно учиться, учиться… чтобы стать настоящим профессионалом. И уметь дружить с коллегами, перенимать их опыт, постигать вместе с ними тонкости педагогического мастерства.

Вот таковы простые идеи и приоритеты моей педагогической философии, о которой и задуматься-то некогда.

И снова, утро…

Я иду на любимую работу в детский сад!

Я – воспитатель!

И так на протяженье лет –

Судьба моя – ребячьи души!

Нет лучшей доли на земле!

ЭССЕ НА ТЕМУ «Я – ПЕДАГОГ»

Рубцова Светлана Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 81» Энгельсского муниципального района Саратовской области, победитель регионального этапа V I Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года России – 2015 года»
Как часто слышим выражение «Все мы родом из детства». Но большинство, став взрослыми, забывает этот волшебный мир и не всегда понимает своих собственных детей. Воспитатель же остается в мире детства навсегда!

«Я уверен, что если бы пришлось выбирать: жить там, где детский гам не прекращается ни на минуту, или же там, где он никогда не слышен, то все нормальные и здоровые люди предпочли бы непрекращающийся шум непрекращающейся тишине», – писал Бернард Шоу.

Воспитатель – это человек, которому волею судьбы позволено всегда находиться рядом с нашим будущим – с детьми. Людям этой профессии позволено наслаждаться миром детства постоянно, шаг за шагом, повторяя свой путь, учиться чему-то новому, отдавать частичку своей души детям.

Современный воспитатель…

Какой он? Какого педагога хотят видеть современные дети и родители? А может быть он, самый лучший, уже среди нас?

Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы слова «питать». Слова «воспитывать» и «вскармливать» не без основания сейчас нередко рассматриваются как синонимы.

В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.

Когда мне задают вопрос «Когда ты решила стать воспитателем?», уверенно отвечаю «Когда была ребенком и ходила в детский сад!». До сих пор вспоминаю свою воспитательницу, ее доброе и трепетное отношение ко мне. Так, как она, ко мне относилась только моя мама. Вот тогда-то во мне и зародилась мысль «Вырасту, стану воспитателем!». С тех пор прошло много лет, а мое мнение осталось неизменным.

Считаю ли себя современным воспитателем?

Думаю, да. И хотя трудно оценивать себя объективно, стараюсь предъявлять к себе ряд требований.


  • быть весёлой и оптимистичной, чтобы дети видели мир в ярких красках;

  • быть умной и эрудированной, чтобы отвечать на вопросы «почемучек»;

  • любить свою Родину, а по-другому и быть не может, ведь страна доверяет нам самое дорогое – детей;

  • выполнять всю работу с искренним удовольствием, ведь дети всегда чувствуют ложь и фальшь.
«Воспитатель»! Для меня это стало уже не профессией, а образом жизни. Много лет, из года в год, каждый день прихожу в детский сад и открываю для себя много нового и интересного. Заходя в группу, попадаю в настоящий «муравейник», в котором каждый чем-то занят. Глаза детей внимательно следят за моим поведением, интонацией голоса, ловят каждое моё слово. Это ко многому обязывает. Оказываясь в различных ситуациях, стараюсь помнить о том, что воспитатель должен уметь управлять своим характером и настроением. Дети учат меня быть терпеливой, сдержанной. Необходимым условием в работе с детьми считаю улыбку, радость, похвалу, искреннюю заинтересованность в проблемах маленького человека, поддержку детской инициативы. Хочу, чтобы каждому ребенку было комфортно и уютно со мной.

Нашу профессию часто называют «неблагодарной». Нельзя сказать, что работа педагога ежедневный праздник, иногда просто опускаются руки, но стоит малышу улыбнуться, прижаться к тебе, а иногда, забывшись, назвать тебя «мамой», понимаешь, что никогда не уйдёшь из профессии, ни на что не променяешь эти минуты. Мой профессиональный девиз: «Пришла в детский сад – улыбнись на пороге! Всё, что ты отдаёшь, получаешь в итоге!»

В каждый период развития общества перед воспитателем ставятся разные задачи, но одна остается всегда неизменной – развитие и воспитание самостоятельной, физически активной и здоровой личности. У нас, современных воспитателей, есть возможность использовать всё лучшее, что создано в области педагогики, совместить это с инновационными методиками и технологиями, целеустремлённостью, инициативностью, любовью и вложить в чистые детские души детей. Детей, которых нам доверяют.

Воспитывая дошколят, «расту» вместе с ними, повышаю свой профессионализм, использую передовой педагогический опыт и радуюсь, когда ребятишки принимают и впускают меня в свой волшебный МИР ДЕТСТВА, полный сказок и чудес. И до тех пор, пока из детских уст звучит вопрос: «А вы завтра придете?» – моя профессия будет нужна обществу и людям всего мира.

План мероприятия познавательной формы взаимодействия воспитателя с родителями

«Педагогический брифинг»

Подготовила: Абраменко Н.Н.

I этап Организация мероприятия для родителей

    Тема: «Умные пальчики»

    Форма проведения: деловое общение

    Возрастная группа: вторая младшая

2 этап Разработка сценария мероприятия:

    Цель: удовлетворить информационную потребность родителей по вопросу важности пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

    научить родителей играть в пальчиковые игры с детьми для развития речи, памяти;

    показать важность речевых пальчиковых игр в развитии ребенка;

    продолжать расширять и обогащать словарный запас детей.

    Методы и приёмы: брифинг

Приёмы: вопрос, ответ

    Состав мероприятия: педагоги группы, родители группы, логопед, медицинский работник

    Место проведения: музыкальный зал

    Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение

    План:

    Сообщение темы брифинга.

    Как разучить с ребёнком пальчиковую игру

    Итоговое слово педагога

а) Сообщение темы

выступает воспитатель группы

Сегодня мы поговорим о пальчиковых играх, которые и обучением назвать сложно. Веселое, увлекательное и полезное занятие! Развлечь малыша не так уж и сложно, для этого не обязательно покупать дорогие игрушки, лучшей забавой крохи могут стать собственные ручки.

Я предлагаю вам поиграть:

  • потирание ладоней, пока не появиться между ними тепло; постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой;

    шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на другой, а затем на обеих);

    хлопки: обычные; хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом другая; хлопки ладонями, сложенными чашечками.

«Рука – это инструмент всех инструментов» сказал ещё Аристотель.

б) Вопросы от родителей:

    Как вы играете с пальчиками вашего ребёнка?

    Когда вы были маленькими, ваши мамы делали вам пальчиковую гимнастику? Как?

    Играли ли вы сами с вашими пальчиками? Расскажите, как?

в) Роль пальчиковых игр в развитии ребёнка

выступает логопед

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимает, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает, похлопывает, ребенок получает массу необходимых для него эмоционального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все действия сопровождаются стихами. Ритм и неизменный порядок слов, рифма стихов привлекает внимание малышей и легко ими запоминается.

Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи.

Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы должны заботиться о развитии правой и левой руки.

Это игры и упражнения, которые изображают предметы, животных или птиц. Выполняя изображения, можно вместе придумывать истории, происходящие с этими героями или сопровождать веселой прибауткой.

г) Когда вы были маленькими, ваши мамы делали вам пальчиковую гимнастику? Как?

Выступает медицинский работник

д) Вы обращались с вопросом: как разучить пальчиковую игру?

Выступает педагог группы

Предлагаю этапы разучивания игр:

    Взрослый сначала показывает игру сам;

    Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка;

    Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;

    Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;

    Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Следующий ваш вопрос:

    Какую литературу можно использовать?

Обращаю внимание на выставку литературы:

    Оригинальные пальчиковые игры.

    Игры с пальчиками для развития речи.

    Игры и упражнения для развития речи.

    Альбом «Расскажи стихи руками»

В заключении хочется отметить, что детям пальчиковые игры близки и интересны. А мы взрослые помогаем приобщаться к ним, играть, набираться ума – разума, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Пальчиковые игры помогают нам взрослым установить контакт с детьми, создать благоприятные условия для развития речи.

В завершении предлагаю обыграть потешку «Как на горке снег, снег».

Желаю успешного и веселого общения с детьми!!!

19 апреля состоялось первое конкурсное мероприятие второго (очного) тура конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года 2016». Мероприятие носило публичный характер. Конкурсанты, члены региональной экспертной комиссии и зрители собрались в актовом зале ГАУ ДПО ИРО, чтобы пообщаться в рамках «Педагогического брифинга».

Педагогический брифинг был проведен в формате короткой пресс-конференции каждого участника с членами регионального жюри и присутствующими коллегами, в ходе которой конкурсанты представили собственный актуальный педагогический опыт и ответили на заданные вопросы.

Основной целью педагогического брифинга была экспертная оценка профессионального уровня каждого участника на основе представленных материалов, умения быстро и четко отвечать на поставленные вопросы; оценка целесообразности применяемых образовательных технологий, методов и приемов.

Вопросы участникам конкурса задавали не только члены региональной экспертной комиссии, но и любой присутствующий в зале. Особенно отмечено умение сформулировать и уместно задать профессиональный вопрос коллеге другими участниками конкурса.

Участники конкурса были сориентированы на то, что педагогический брифинг — это не диалог, а короткие блиц-вопросы и такие же короткие, но информативные ответы на них.

Все участники педагогического брифинга были активными, отстаивали свою позицию. Отмечена неординарность мышления, умение отстаивать свое мнение, эрудированность в обсуждаемых вопросах большей части конкурсантов.

Необходимо также отметить, что участниками конкурса профессионального мастерства был представлен самый разнообразный опыт работы по различным направлениям реализации ФГОС дошкольного образования, глубокое знание которого удалось продемонстрировать некоторым конкурсантам.

Председатель региональной экспертной комиссии Зайцева О.Ю. подвела итоги педагогического брифинга и предложила коллегам пройти в отдельную аудиторию и обменяться мнениями о прошедшем мероприятии.

Мастер-класс «Брифинг как одна из инновационных

форм работы с родителями»

Брифинг (англ. briefing от англ. brief - короткий, недолгий) - краткая пресс-конференция, посвященная одной теме на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному вопросу

Что такое работа с родителями?

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая:

повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей;

помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей;

взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Какие основные задачи стоят перед

дошкольным учреждением по работе с

родителями?

    Изучение семей детей.

    Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения.

    Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей.

    Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Формы работы с родителями

    Совместные групповые мероприятия педагогов и родителей:

    традиционные,

    нетрадиционные.

    Индивидуальные формы: беседы, консультации, посещение семьи.

    Наглядно-информационные:

    информационно-просветительская: ознакомление родителей с особенностью ДОУ;

    информационно-аналитическая: опросы, срезы, анкетирование.

«Фразы для начала беседы с родителями»

1. Я вам не помешаю, если….

2. Я хочу…

3. Вероятно, вы об этом не слышали…

4. Вам будет интересно узнать….

5. Я бы еще раз хотела услышать…

6. Я думаю, будет интересным то, что…

7. Я пришла к такому выводу, что….

8. Вы хотите…

9. Думается, ваша проблема заключается в том, что…

10. Давайте с вами быстро обсудим…

11. Как вы знаете…

12. Хотя вам это и неизвестно…

13. Пожалуйста, у вас есть время меня выслушать,.

14. Вы, конечно, об этом еще не знаете…

15. А у меня на этот счет другое мнение…

16. Конечно, вам уже известно…

17. Вы, наверное, об этом слышали…

Брифинг «Портрет идеального родителя»

Лучше всего можно помочь детям,

помогая их родителям .

Т.Харрис

Если вы родители...

Михаил Шварц

Если вы родители -

Ласкатели, хвалители.

Если вы родители -

Прощатели, любители.

Если разрешатели,

Кyпители, дарители.

Тогда вы не родители,

А просто восхитители!

А если вы родители -

Ворчатели, сердители.

А если вы родители -

Рyгатели, стыдители.

Гyлять не отпyскатели,

Собакозапретители...

То знаете, родители,

Вы просто крокодители!

Стили общения родителей и детей

Предложите родителям соединить понятия и определения.

    Демократичные родители.

Ценят в повседневном поведении ребёнка самостоятельность и самодисциплинированность, предоставляют право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни.

указаний и запретов. Они жёстко контролируют сферы деятельности жизни и не всегда корректно.

    Соратники - родители, активно участвующие в воспитательном процессе, положительно относятся к детскому саду, педагогам.

    Противники - родители, негативно относятся к детскому саду, воспитателям, часто критикуют воспитательный процесс.

    Пассивные - равнодушные родители, не посещающие родительские собрания, детский сад, не хотят участвовать в воспитательном процессе.

Какой я родитель?

Назовите три самых…

    Ласковых слов ребёнку….

    Хороших качеств личности ребёнка…

    Типичных замечаний детям…

    Одобряющих ребенка высказываний…

    Плохих качеств личности ребёнка…

Игра «Цветок в ладошке»

Дети – цветы жизни. Предлагаю вам посовещаться и ответить на вопрос: «Какую роль играют родители в жизни ребёнка?». На каждом столе цветок с лепестками. На каждом лепестке написать роль родителей в жизни ребёнка.

Проблемные ситуации

    Ситуация: Отец ведёт ребёнка из садика «Ну, как дела?» - спрашивает он с теплинкой в голосе. «Хорошо» - односложно отвечает сын. «Что было на обед? - спрашивает отец – Чем занимался? Как себя вёл?» как вы оцениваете такую беседу? Верно ли отец повёл разговор с ребёнком? Есть ли у вас трудности в общении с ребёнком? Какие?

    Ситуация: «Куда прёшься в снегу, дрянь? Мать только что вымыла пол… вернись, говорю!» - кричит на сына отец. Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он так торопился к родителям, хотел рассказать, какую они снежную горку построили во дворе. Надо ли было так грубо кричать на ребёнка? Как бы вы поступили на месте отца?

    Четырехлетняя Маша на прогулке заполнила карманы мелкими камешками, решив, что дома будет играть с ними. Мама заметила оттопыренные карманы пальто: «Что это? Зачем в дом несешь всякий мусор, только убирай за тобой!». Маша: «Это камешки… красивые… я ими играть буду». Мама: «Выбрасывай сейчас же!» настаивает мама, и камешки летят в разные стороны. Девочка плачет. Как бы вы поступили на месте этой мамы?

    Вы пришли со своим ребенком в детский парк, купили билет на аттракцион, но там очередь, вы встаёте в неё и ждёте. Ваш ребёнок начинает кричать и плакать, закатывать истерики: «Я не хочу ждать, я хочу быть первым».

«Что я знаю о своём ребёнке?»

Конкурс «Верно-неверно»

В наш современный век очень популярны интерактивные игры, в которые любят играть и взрослые. Мы тоже поиграем в такую игру, она называется «Верно – неверно». Эта игра продемонстрирует нам, насколько хорошо наши участники знают своих детей. Правила игры: я буду задавать вопросы участникам, на которые уже ответили ваши дети. А вы посмотрите, сколько у вас будет совпадений с детьми.

Любимый мультфильм -

Любимая игрушка –

Любимое занятие в садике –

Любимая сказка –

Любимая каша –

Любимый суп –

Любимый друг –

Любимая подруга –

Любимый напиток –

Любимая игра –

Анкета «Понимаем ли мы своих детей?»

    На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом? Да-0, нет-10

    Иногда вы пользуетесь помощью или советами других людей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребёнка? Да – 10, нет-0

    Ваша интуиция и опыт – лучшие советчики в воспитании ребёнка? Да – 0, нет-10

    Иногда вам случается доверить ребёнку секрет, который вы никому другому не рассказали бы? Да-10, нет-0

    Вас обижает негативное мнение о вашем ребёнке других людей? Да – 0, нет-10

    Вам случается просить у ребёнка прощения за своё поведение? Да -10, нет-0

    Вы считаете, что ребёнок не должен иметь секретов от своих родителей? Да – 0, нет – 10

    Вы замечаете между своим характером и характером ребёнка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас?

Да-10, нет-0

    Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребёнка? Да-10, нет-0

    Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребёнка (у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом ? Да – 10, нет-0

    Вы считаете, что до определённого возраста лучший воспитательный инструмент – физическое наказание (ремень)? Да – 10, нет - 0

    Ваш ребёнок именно таков, о котором вы мечтали?

Да – 10, нет-0

    Ваш ребёнок доставляет вам больше хлопот, чем радости? Да – 0, нет-10

    Иногда вам кажется, что ребёнок учит вас новым мыслям, поведению? Да – 10, нет-0

    У вас есть конфликты с собственным ребёнком? Да – 0, нет-10

ИГРЫ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ

Родителям предлагается рассказать об играх, в которые они играют с детьми. Потом можно предложить те, которые знает воспитатель.

1. Игра « Холодно - горячо; Право - лево».

Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа « шаг направо, два шага вперёд, три налево» ведёт ребёнка к цели, помогая ему словами «тепло», « горячо», « холодно».

2. Игра « Летает - не летает»

Взрослый называет предметы. Если предмет летает - ребёнок поднимает руки. Если не летает - руки у ребёнка опущены.

3. Игра «Назови имя».

Нужно назвать по просьбе взрослого женские и мужские имена. Имена не должны повторяться; тот, кто повторил, выходит из игры. Побеждает в этой игре тот, кто больше назовёт имён.

У этой игры может быть много вариантов. Можно передавать друг другу, какой-нибудь предмет, и каждый, у кого окажется предмет, называет имя.

4. Игра « Какого цвета не стало?».

Перед ребёнком разложены цветные карандаши, его просят внимательно посмотреть на них и запомнить цвета. Затем ребёнок закрывает глаза, взрослый убрав один из предметов, просит ребёнка открыть глаза и сказать; карандаша какого цвета не стало.

5. Игра «Зеркало».

Взрослый стоя перед ребёнком показывает различные упражнения. Ребёнок должен повторить верно (т.е. взрослый поднимает правую руку, ребёнок левую, т.к. изображение зеркальное).

    Игра «Бусы для мамочки»

Материал для игры: макароны с большими отверстием, разноцветные шнурки.

Описание игры: ребёнок нанизывает макаронины на шнурок, затем получившиеся бусы надевает маме.

Назовите основные этапы

подготовки родительского

собрания

    Разработка плана проведения и хода мероприятия.

2. Анкетирование родителей по теме собрания.

3. Изготовление приглашений каждой семье.

4. Подготовка красочных плакатов по теме собрания.

5. Изготовление памяток с советами на тему собрания.

6. Подготовка конкурсов, выставок.

7. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.