Методика мозаика межличностные отношения. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. Учебный план курса

Дошкольный возраст это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, освоения культурных ценностей. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию ребенка этическими нормами и правилами.

Социализация приводит к становлению в старшем дошкольном возрасте первичных социально-ценностных ориентаций, т.е. освоенных ребенком смыслов и построенных на их основе способов поведения и общения, которые осознаются как необходимые и социально одобряемые.

В социальном развитии дошкольников особую роль играют взаимоотношения со сверстниками. В отличие от контактов со взрослыми, в общении со сверстниками ребенок действует «на равных», чувствует себя более свободно, учится отстаивать свои позиции и учитывать мнение партнеров. В группе сверстников у детей активно развиваются самостоятельность общения, основы саморегуляции и самоорганизации, умение следовать общим правилам.

На протяжении дошкольного детства взаимоотношения дошкольников со сверстниками развиваются в общении, которое меняется по мере взросления детей: изменяется содержание, потребности, мотивы и средства общения. Наибольшего расцвета детские взаимоотношения достигают на этапе старшего дошкольного возраста. Как показывают многие исследования (М.И.Лисина, Е.О.Смирнова,С.А. Козлова, Т.И. Бабаева, Т.А.Репина, Л.В.Артемова) у старших дошкольников значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих ступенях, проявляется стремление к содержательному и разнообразному общению со сверстниками.

Нарастает интерес к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается эмпатия. Появляется пристальное внимание к сверстнику не только как участнику общения и совместной деятельности, но и как личности, обладающей определенными индивидуальными особенностям. Это приводит к укреплению избирательных отношений между детьми, симпатий и дружбы.

Взаимоотношения старших дошкольников со сверстниками становятся более длительными и личностно обусловленными. Постепенно развивается умение видеть в партнере не просто ситуативные проявления, но и его желания, настроения. Дети испытывают потребность в признании и уважении сверстника.

Старшие дошкольники проявляют живой интерес к нормативным основам общения и регуляции взаимоотношений. Апелляция к нормам и правилам помогает детям поддерживать устойчивые взаимоотношения со сверстниками, добиваться равноправия и справедливости.



Это особенности позволили рассмотреть старший дошкольный возраст как период установления «моральных инстанций» и «интеллектуализации аффекта», «соподчинения мотивов» (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.Б. Эльконин).

Под влиянием воспитания у старших дошкольников формируется начальная социально-коммуникативная компетентность , проявляющаяся в готовности детей решать задачи общения и сотрудничества, проявлять широкую доброжелательность, стремление к справедливости и взаимопониманию во взаимоотношениях со сверстниками.

Опыт взаимодействия со сверстниками, приобретенный в дошкольном возрасте и связанные с ним эмоциональные переживания (положительные или негативные), оказывают самое непосредственное влияние на дальнейшее развитие детских отношений. Это проявляется в открытости ребенка к новым контактам и стремлении к разнообразному общению или, наоборот, в настороженном отношении к другим и пассивной позиции в общении. В результате, поступив в школу, ребенок либо быстро находит друзей и чувствует себя в новом коллективе защищенным и уверенным, либо остается изолированным, переживает чувство одиночества.

Учитывая огромную роль общения в социально-личностном развитии ребенка, воспитатель рассматривает задачу формирования содержательных, доброжелательных, дружеских взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками как одну из важнейших в ДОУ. Детские взаимоотношения должны быть постоянно в ракурсе внимания воспитателя . Какова направленность отношений детей друг к другу, развивается ли содержание и форма детских взаимоотношений, насколько устойчиво проявляется во взаимоотношениях доброжелательность, дружелюбие, эмоциональная отзывчивость, есть ли в группе изолированные от общения дети, какие трудности возникают в детских контактах? Как формируется нравственное сознание ребенка, какие чувства он испытывает, какие мотивы преобладают в его поступках, способен ли он к сознательной регуляции отношений на основе знакомых правил?



На эти вопросы отвечают методы педагогической диагностики взаимоотношений дошкольников со сверстниками, которые использует современный воспитатель.

Изучаем систему межличностных отношений старших дошкольников в группе ДОУ

Социально-нравственное развитие происходит успешно при условии эмоционально комфортного состояния и положительного отношения ребенка к детскому саду, к сверстникам и воспитателям.

Старшая группа детского сада отличается достаточно выраженной системой межличностных отношений, симпатий, антипатий, взаимных интересов и привязанностей (Т.А.Репина, М.И. Лисина). Воспитателю необходимо знать, какое положение занимает старший дошкольник в системе межличностных отношений в группе, удовлетворена ли его потребность в общении, каково отношение сверстников к нему.

Уже в процессе наблюдения за повседневным общением детей воспитатель может выявить, какие дети пользуются популярностью у сверстников: их постоянно приглашают в общие игры и дела, проявляют к ним симпатию, выражают стремление к общению. Для каких детей ситуация взаимоотношений со сверстниками в группе складывается недостаточно благоприятно: они часто играют в одиночку, их неохотно приглашают в общие игры, предлагают второстепенные, неинтересные, пассивные роли, не прислушиваются к их мнению. Это свидетельствует о том, что положение данных детей в системе межличностных отношений складывается неудовлетворительно для их социально-личностного развития.

Для более точного анализа и оценки положения каждого ребенка в системе межличностных отношений в группе педагог может воспользоваться известными социометрическими методиками: «Секрет», «Выбор в действии» (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина). Их вариантом может быть игра «Подари открытку».

Содержание: Ребенку даются три открытки, воспитатель предлагает: «Подари открытки тем детям, с которыми ты хотел бы дружить и играть вместе. Это будет наш секрет. Вот тебе три конверта, положи в них по одной по открытке, а я напишу на конверте имя каждого ребенка, которому ты хочешь сделать свой подарок». Так опрашиваются все дети, посещающие группу ДОУ. Выбор каждого ребенка записывается в сводную таблицу (социометрическую матрицу).

Обработка полученных данных происходит на основе подсчета выборов, которые получает каждый ребенок от сверстников, что выражается в его статусной категории. Высокий статус занимают дети, получившие наибольшее количество выборов от сверстников (от 6 и более). Данные дети занимают наиболее благоприятное положение в группе, пользуются симпатией и расположением сверстников, их принято называть «звезды».

За ними следуют дети, занимающие благополучное положение, так называемые «предпочитаемые», получившие от 3 до 5 выборов.

Низкий социальный статус поучают дети с недостаточно благополучным положением в системе межличностных отношений в группе. Это так называемые «принятые», получившие минимальное число выборов (1-2 выбора, без взаимности) и «изолированные» дети, не получившие от сверстников ни одного выбора.

Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий показывает уровень благополучия взаимоотношений в группе (УБВ). Высокий УБВ, если I + II > III + IV; средний, если I + II = III + IV; низкий, если I + II меньше III + IV, в последнем случае в группе наблюдается преобладание детей, находящихся в неблагоприятных статусах.

Важно выявить наличие взаимных выборов между детьми. Чем больше детей связано взаимными выборами, (если их выборы совпадают и дети выражают взаимную симпатию, стремление к общению друг с другом), тем выше показатель удовлетворенности детей взаимоотношениями со сверстниками.

В игре «Подари открытку» дети действуют в условиях ограниченного выбора (не более трех). Дополнительно с целью выявления широкого круга значимого для ребенка общения может быть использована индивидуальная ситуация «Новоселье».

Ситуация «Новоселье».

Содержание ситуации: Ребенку предлагается изображение двух домов: нарядный розовый дом и такой же по размеру, но мало привлекательный, темно серый дом. Взрослый говорит ребенку: «Этот красивый розовый дом построен для тебя, в нем много разных интересных игрушек, и ты можешь поселить в свой дом, всех, кто тебе нравится, с кем бы ты хотел быть рядом, играть, разговаривать, что-то вместе делать» (Записываем до 5 – 6 новоселов).

Если ребенок, делая выбор, ограничивается только членами своей семьи, ему предлагается подумать, кого из детей, посещающих с ним детский сад, он хотел бы поселить в свой красивый дом (записываем). Затем внимание ребенка обращается на другой дом: «Если кого-то ты не хочешь поселить в свой дом, и тебе не нравится с ними общаться, для них у нас есть другой, вот этот серый дом. Кого бы ты поселил в него? Этот дом стоит далеко, и его жильцы тебе не будут мешать» (записываем тех, кого называет ребенок).

Если ребенок забыл поселить в дома воспитателей, спрашиваем: «А в каком доме будут жить О.В. и Т.Н.?». По каждому ребенку сделанные им выборы (положительный и отрицательный выбор в соответствии с красивым и некрасивым домом) записываются в таблице, разделенной на две колонки: положительные и отрицательные выборы, в которых по каждому ребенку перечисляются имена людей (отдельно сверстников и взрослых), с которыми он хочет или не хочет общаться.

Если ребенок не желает поселить в свой нарядный дом кого-нибудь из членов своей семьи или воспитателей, это является сигналом определенного неблагополучия в отношениях со взрослыми. Аналогично, если в некрасивый дом ребенок помещает многих детей группы, это показывает, что его отношения в детском саду складываются не лучшим образом и его потребность в широких положительных контактах со сверстниками не удовлетворена.

Сравнение результатов по всем детям группы показывает, каково положение каждого ребенка в системе межличностных отношений. Наиболее благоприятное положение занимают дети, получившие не менее 5-6 выборов от сверстников (их наиболее часто сверстники поселяют в лучший дом). Благоприятное положение в межличностных отношениях занимают дети, получившие не менее 3-4 положительных выборов. Они относятся к группе предпочитаемых и также занимают лучший дом. Недостаточно благоприятное положение занимают дети, которых большинство сверстников поселяет в некрасивый дом (отрицательный выбор). Они либо вообще не имеют положительного выбора от сверстников (это так называемые изолированные дети), либо он минимальный – 1-2 выбора (без взаимности).

Для получения дополнительных сведений используется вербальная ситуация «Новый детский сад».

Вербальная ситуация «Новый детский сад»

Содержание ситуации: В разговоре со взрослым ребенку предлагают высказаться о том, кого бы он взял с собой, если бы перешел в новый детский сад. Разговор может сопровождаться рассматриванием общей фотографии группы. Это поможет ребенку более осознанно сделать выбор сверстников и объяснить свое решение, почему он хочет быть с теми или иными сверстниками в новом детском саду.

Важно отметить, какие мотивы выдвигает ребенок при выборе сверстника, как мотивирует свой отказ в выборе, выражает ли он желание взять с собой в новый детский сад воспитателей. Необходимо обсудить с ребенком, как представляет он свою жизнь в новом детском саду, чем он там намерен заниматься, в какие игры играть, какие у него будут друзья и т.п. Такой непринужденный разговор позволяет выявить интересы и притязания ребенка, его удовлетворенность сложившимися обстоятельствами жизни в детском саду.

Следует подчеркнуть, что старшие дошкольники могут достаточно осознанно ответить и просто на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, с кем хотят общаться, а кто не вызывает у них симпатии. Для этого воспитатель может воспользоваться методом вербальных выборов (Е. О. Смирнова).

Метод вербальных выборов

(Е. О. Смирнова)

В индивидуальной беседе ребенку предлагают ответить на вопросы:

С кем из детей группы ты хотел бы дружить, а с кем дружить ты не станешь?

Кого ты хотел бы пригласить на свой день рождения, а кого ни за что не пригласишь?

С кем ты бы хотел сидеть за одним столом, а с кем нет?

В результате каждый из детей получает от сверстников определенное количество отрицательных и положительных выборов. Ответы детей заносятся в общую таблицу, фрагмент которой приводится ниже.

Сравнение суммы положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком от сверстников, позволяет понять каково положение ребенка в группе и оценить степень его благополучия. Особого внимания заслуживают дети, не получившие от сверстников ни положительного, ни отрицательного выбора. Они остаются как бы вне внимания сверстников. А также дети, получившие преимущественно отрицательные выборы, т.е. сверстники активно выражают свое нежелание общаться с ними.

В целом, сопоставление результатов методик «Подари открытку», «Новоселье», «Новый детский сад», «Вербальный выбор» помогает воспитателю получить данные о том, как фактически складываются отношения со сверстниками у каждого ребенка в детском саду, как эмоционально переживается им сложившаяся ситуация общения, а также оценить общую картину взаимоотношений, симпатий и антипатий детей в группе и наметить конкретные пути дальнейшей воспитательной работы.

Информативным методом выявления эмоционального самочувствия старшего дошкольника в коллективе, его отношения к детям и воспитателю является рисование на тему «Я в детском саду».

Рисование на тему «Я в детском саду»

Содержание ситуации: Дети сидят за отдельными столами. У каждого – лист бумаги, подписанный именем ребенка, и цветные карандаши. Воспитатель предлагает детям нарисовать себя в детском саду, подчеркивает, что каждый должен придумать, как он изобразит себя – одного или с ребятами, с воспитателем, а может быть с игрушками, книжками и т.п. Надо сначала подумать и затем нарисовать.

Во время рисования отмечается эмоциональное состояние детей: рисуют с удовольствием, старательно, используют разные цветные карандаши; или рисуют без видимого желания, небрежно, используют один цвет, быстро отдают свой рисунок воспитателю и уходят, не проявляя дальнейшего интереса; или, наоборот, возвращаются и просят разрешения дорисовать что-то еще в своем рисунке. Поведение детей служит косвенным свидетельством личного отношения ребенка к детскому саду.

Анализируя детские рисунки необходимо обратить внимание на то, как изобразил себя ребенок – одного или вместе со сверстниками или с лучшим другом, присутствует ли на рисунке воспитатель, конкретные признаки детского сада (игрушки, аквариум и пр.). Если ребенок нарисовал себя без сверстников и взрослых, или рисует себя на расстоянии от них, или изображает себя значительно меньшего размера, по сравнению с другими фигурами - это свидетельствует о неудовлетворенности в дружеских контактах, ощущении некоторой изолированности от других.

Если рисунок выполнен с использованием разных цветов, с проработкой отдельных деталей, если рядом с ребенком на рисунке изображены друзья, воспитатель – это свидетельствует о положительном самочувствии в детском саду.

В каждом случае, особенно, если рисунок выполнен небрежно, темными цветами, с наличием жесткой штриховки, очень мелких фигур, острых предметов, с отсутствием людей или изолированности от них ребенка, необходимо побеседовать с ним о содержании рисунка.

При этом надо проявить искренний интерес к рисунку, доброжелательно и естественно провести разговор, чтобы ребенок не замкнулся, выяснить его замысел, а также, попросить рассказать о том, чтобы он изобразил на своем рисунке, если бы ходил в другой детский сад. В такой беседе можно выявить многие проблемы, связанные с пребыванием ребенка в детском саду и его взаимоотношениями с детьми.

Полученные данные могут быть дополнены и уточнены с помощью теста «Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада» (Любина Г., Микулик Л.), который выполняют воспитатели, работающие с детьми старшего дошкольного возраста.

«Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада»

(Любина Г., Микулик Л.)

Вопросы Да Нет
1. Уверен ли ребенок, что его каждое утро ждут в группе и ему рады?
2. Имеет ли ребенок возможность самостоятельно, свободно выбирать материалы, игрушки, пособия?
3. Имеет ли ребенок право на выбор деятельности?
4. Имеет ли ребенок право на отказ от участия в коллективной (совместной) деятельности?
5. Может ли ребенок выбрать свой индивидуальный способ действий с материалами, пособиями, игрушками?
6. Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы?
7. Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе двигательную?
8. Ощущает ли ребенок себя членом «семьи-группы» и может ли предложить что-то изменить, переоборудовать в интерьере?
9. Ощущает ли ребенок свою значимость для всех взрослых, работающих в детском саду?
Ощущает ли ребенок свою значимость для сверстников, их дружеское отношение к себе?
Ощущает ли себя достойным человеком, уверенным в своих возможностях, успешным в делах?
Ощущает ли себя виноватым, если что-то не получилось?
Ощущает ли зависимость от настроения старших, воспитателей?
Уверен ли ребенок, что послушание – его главное достоинство в детском саду?
Понимает ли, что в присутствии «проверяющих» надо вести себя образцово, не так как всегда?
Уверен ли ребенок, что нельзя задавать «неприличных вопросов» воспитателю?

Обработка данных: Если на большинство вопросов с 1 по 11 воспитатели ответили утвердительно, а на вопросы с 12 по 16 отрицательно, то ребенок в группе детского сада ощущает эмоциональное благополучие. Если же воспитатели утвердительно ответили на большинство вопросов с 12 по 16 и отрицательно на большую часть вопросов с 1 по 11, это свидетельствует об отсутствии эмоционального благополучия и наличии эмоционально травмирующих элементов в обстановке группы.

Анализ результатов разных методик позволяет представить реальную ситуацию эмоционального благополучия и отношений со сверстниками каждого ребенка в группе и перейти к более глубокому изучению особенностей, содержания и направленности детских взаимоотношений.

Следует подчеркнуть, что структура детских взаимоотношений включает в себя когнитивный компонент (представление о сверстниках как партнерах общения, знание норм и правил положительных взаимоотношений, способов взаимодействия со сверстниками в общении и совместной деятельности, умение дать оценку поступкам), эмоциональный компонент (переживание положительных чувств в общении, эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального состояния и настроения сверстника, эмоциональная поддержка), поведенческо-деятельностный компонент (умение следовать в общении правилам и нормам, регулировать свои действия и эмоции, вести диалог, проявлять коммуникативную активность и взаимопонимание).

Педагогическая диагностика направляется на изучение детских взаимоотношений в единстве составляющих их компонентов.

Изучаем представления старших дошкольников о сверстнике, правилах и способах взаимоотношений

Успешность взаимоотношений во многом определяется тем, как осознаются партнерами правила и способы взаимодействия. Данные об уровне представлений старших дошкольников о правилах и способах взаимоотношений со сверстниками воспитатель получает в беседах на темы общения (о дружбе, справедливости, заботе и внимании, взаимопомощи, честности, культуре общения), в обсуждении с детьми событий в группе, в наблюдениях за детскими контактами. С этой целью также широко используются различные задания и условные проблемные ситуации , решая которые, дошкольник обнаруживает имеющиеся нравственные представления и оценки взаимоотношений.

Задание «Разложи картинки».

Цель: Выявить представления старших дошкольников о правилах взаимоотношений со сверстниками и умение дать оценку детских поступков с моральных позиций

Ребенку предлагается рассмотреть картинки и разложить их так, чтобы с одной стороны лежали хорошие поступки, «которые тебе нравятся», а с другой – плохие поступки, «которые тебе не нравятся». Для ориентировки с каждой стороны соответственно ставятся изображения улыбающегося лица (одобрение) и хмурого лица (неодобрение). После выполнения задания ребенка просят объяснить свое решение.

Вопросы:

Что случилось с детьми на этой картинке?

Почему ты положил эту картинку сюда?

Чем тебе понравились (не понравились) эти дети?

Почему так нужно (не нужно) поступать?

Какие правила знают (не знают) эти дети?

Откуда ты узнал эти правила?

Результат:

Высокий уровень: все рисунки разложены правильно, выбор обоснован с позиции моральных требований; ребенок понимает и адекватно оценивает ситуации общения, изображенные на картинках, называет правила, определяющие отношения детей друг к другу.

Средний уровень: рисунки разложены правильно, ребенок понимает смысл ситуаций, но обоснование своего решения дает преимущественно с позиции личного опыта и конкретной ситуации; общее правило затрудняется сформулировать.

Низкий уровень – ребенок допускает ошибки в распределении поступков, оценка отдельных ситуаций не адекватна, не может обосновать свой выбор с нравственных позиций, мотивирует необходимость правильного поведения внешними причинами типа «потому что за это нас воспитатель наказывает», «мама не разрешает», « нельзя драться, потому что можно синяк поставить или шишку».

Условная ситуация «Настоящая помощь»

Цель : выявить понимание детьми состояние сверстника, оказавшегося в затруднительном положении и путей справедливого выхода из трудной ситуации.

Содержание ситуации : Оля, Наташа и Катя выполняли задание воспитателя, расписывали красками матрешек для выставки. Оля сразу красиво расписала свою матрешку, а у Наташи никак не получалось. Когда Оля это увидела, она громко засмеялась и сказала: «Ну, как всегда у тебя ничего не получается»! Но когда Катя увидела, что у Наташи ничего не получается, она поступила по-другому, не так как Оля. Как ты думаешь, что она сделала?

Условная ситуация «Мы вместе»

Цель : выявить понимание детьми эмоционального состояния сверстников, не участвующих в общей деятельности и найти правильное решение.

Вопросы:

Как ты думаешь, что дети решили?

Почему ты так думаешь?

Как бы ты поступил в такой ситуации?

В презентации описаны разные методики диагностики межличностных отношений. Предложенные методики помогут воспитателю выявить причины возникновения конфликтов, устанавливать доброжелательные отношения между детьми в группе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ АР «ЦРР - Д/С № 6 «Олененок» «ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ». Подготовила: Самонкина Е. А. воспитатель высшая категория

Введение Практически в каждой группе д\с разворачивается сложная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уж в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важная задача педагога и психолога. Отношение к другим людям является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Таким образом, нравственное развитие, отношение к другому неразрывно связано с отношением человека к себе и с характером его самосознания. На основе этих представлений была определена проблема и сформулирована гипотеза:

ПРОБЛЕМА: конфликты в отношениях детей ГИПОТЕЗА: Если мы с помощью разных методик выявим проблемы детей в общении, то сможем осуществлять коррекционную работу по развитию нравственных качеств детей и отношений со сверстниками (Сможем определить детей с конфликтным и бесконфликтным поведением). Если дети научатся прислушиваться к сверстникам, понимать их качества и достоинства, они научится сопереживать другим людям, принимать их точку зрения.

Цель: выявление проблем межличностных отношений детей в группе. Задачи: Апробировать методы диагностирования. Выявить избирательные предпочтения детей в группе сверстников. Формировать у детей нравственные чувства. (сопереживание, эмпати, сочувствие, сопереживание). Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений. Обогащать опыт социальных отношений детей.

Предполагаемый результат: -создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка; -выявление детей с разным типом поведения; -развитие нравственных качеств детей; -оказание помощи в преодолении ребенком конфликтных ситуаций; -разработка занятий; оказание помощи родителям.

І. Объективные методы (выявляющие объективную картину межличностных отношений): -социометрия; -метод наблюдений; -метод проблемных ситуаций. Социометрия Положение детей в группе в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. Уже в старшей группе д\с существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, другие – менее. Степень популярности ребенка в группе имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития.

«КАПИТАН КОРАБЛЯ» Стимульный материал: рисунок корабля или игрушечный кораблик. Проведение методики: Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (игрушка) и задает следующие вопросы: Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился в дальнее путешествие? Кого пригласил бы на корабль в качестве гостя? Кого ни за что не взял бы с собой в путешествие? Кто еще остался на берегу? Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

«ДВА ДОМИКА» Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой, красивый, красного цвета, а другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Проведение теста: Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: « Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный домик, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь. Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домике.

Метод наблюдения Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает интересные факты, отражающих жизнь ребенка. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей: - инициативность – отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение; - чувствительность к воздействиям сверстников – отражает желание и готовность ребенка воспринимать его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных действиях ребенка на обращения сверстника, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраивать под него; - преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой, негативной. На каждое испытание заводится протокол отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности, которая измеряется в условных баллах – от 1 до 3.

Ситуация: «МОЗАИКА» В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому – наблюдать за действиями партнера. Важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрение или принимает их. После того, как домик завершен. Взрослый дает аналогичное задние другом ребенку. 2 часть проблемной ситуации – детям предлагается на перегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого - синие. Приступив к работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. Таким образом, возникает ситуация, в которой дети вынуждены обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы. После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка.

«ЗАКОНЧИ РИСУНКИ» Дети садятся полукругом. У каждого набор карандашей и листок бумаги. Взрослый говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который начали рисовать не вернется к вам». Дети начинают рисовать картинку на любой сюжет, затем по хлопку ведущего передают ее соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того, как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось, и кто из ребят, что нарисовал. В этой методики формируются различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстниками, помогать в процессе совместной деятельности, общение направлено на достижение общего результата. Эта методика способствует развитию взаимопомощи, способности принимать замыслы другого и радоваться успеху.

ІІ. Субъективные методики- (выявляющие субъективные аспекты отношения к другому). Все методики, направленные на выявление внутренних, субъективных аспектов отношения к другому, имеют проективный характер: ребенок проецирует (переносит) свое Я (свои ожидания, представления и установки) на других людей. «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ИСТОРИИ» Метод позволяет выявить отношение ребенка к окружающим. Взрослый просит ребенка закончить несколько ситуаций: Маша и света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: « Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила:… Что ответила Маша? Почему? Петя принес в детский сад новую игрушку – машину. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему? Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера…Что сделала Вера? Почему? Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: « Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала…Что сказала Таня? Почему? При анализе ответов детей особое внимание следует обращать не только на правильность ответов ребенка, но и на его мотивировку.

«ЛЕСЕНКА» Ребенку показывают рисунок лестницы, состоящей из 7 ступенек. Посередине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка. Взрослый объясняет значение нарисованных ступенек: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывает) ставят хороших детей, чем выше –тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Воспитательница? Твой друг? Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение взрослого. Анализ результатов. Прежде всего, обращается внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие дети» и даже «самые хорошие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе. При этом у ребенка развивается установка, что он или вовсе недостоин любви, или что его любят только за его соответствие определенным требованиям (выполнить которые ребенок порой не в состоянии).

«БЕСЕДА О ДРУГЕ» Отвечая на вопросы взрослого о других детях, ребенок открывает свое восприятие других и отношениях к ним. В ходе беседы взрослый спрашивает ребенка, с кем из детей он дружит, а с кем – не дружит. Затем просит охарактеризовать каждого из них: « Что это за человек? Что ты мог бы о нем рассказать?». При анализе ответов выделяются два типа высказываний: 1)Высказывания о друге: добрый/ злой, красивый/ некрасивый, смелый/трусливый и т.д., а также указание на его конкретные способности, умения и действия (хорошо поет, громко кричит). 2) Высказывания об отношении друга к себе: «он мне помогает/не помогает,». «он меня обижает/не обижает», «он со мной дружит/не дружит». При обработке результатов этой методики подсчитывается процентное соотношение высказываний 1и2 типа. Если в описаниях ребенка преобладают высказывания 2 типа, в которых доминирует местоимение «Я» (меня, мною и т.д.), мы можем говорить, что ребенок воспринимает не сверстника как такового, а его отношение к нему. Это свидетельствует о восприятии другого через призму собственных качеств и характеристик. Преобладание высказываний 1 типа свидетельствует о внимании к сверстнику, о восприятии другого как самоценной, независимой личности.

Вывод: Предложенные методики помогают выявить определенные тенденции в развитии отношения ребенка к сверстникам и к самому себе. Особое внимание должно привлекать случаи игнорирования сверстников, страх перед ними, враждебное отношение к другим, подавление и обвинение их. Использование предложенных методик будет способствовать своевременному выявлению этих тенденций и поможет обнаружить детей, представляющих своеобразную «группу риска» в развитии проблемных форм межличностных отношений.

Особенности отношений детей со сверстниками Бесконфликтное поведение -Никогда не остаются безразличными к действиям сверстников;- переживают и поддерживают других детей;-предпочитают разрешать конфликты мирным путем;-успехи сверстников радуют их;-в большинстве случаев бескорыстно помогают сверстникам (отдают им то, что нужно им самим). Конфликтное поведение -доминанта на собственной ценности;-приписывает людям определенное отношение к себе и переживает его как реальное;- не признают свою вину, в конфликтах обвиняют других, наказывают их;-трудности в отношениях с другими людьми и с самим собой;-самоутверждение - дети постоянно дерутся, агрессивны;-другие люди сами по себе им не интересны.


Изучение особенностей межличностных со своими сверстниками – сложная и тонкая область практической психологии. Чтобы получить достаточно надежные и , необходимо использовать комплекс методик, дополняемый наблюдением за поведением детей в естественных условиях их пребывания в (в игре, на прогулке, на занятиях, в режимных моментах).

С целью предупреждения конфликтности и эмоциональной напряженности в группе результаты исследования не должны разглашаться детям и родителям. Педагог-психолог может предоставить информацию о характере межличностных отношений дошкольников только воспитателям, которые работают в данной группе.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)

Цели: определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий.

Материал: листы бумаги с изображением двух домов, один из которых красивый, другой – страшный (рис. 1, 2), карточки с именами детей группы.

Рис. 1 Рис. 2

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красивый домик принадлежит тебе. В нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в страшном, некрасивом домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в плохом домике».

После завершения процедуры выбора в ходе исследования межличностных отношений дошкольников педагог-психолог спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого. Ответы записываются.

Если группа состоит из 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе более 16 ребят – 5 выборов. Если ребенок не хочет никого выбирать, не стоит настаивать на принятии им решения.

межличностных отношений дошкольников. Полученные ответы нужно занести в таблицу (матрицу), в ней фамилии детей располагаются в алфавитном порядке. Одним словом, воспитанники получают порядковый номер, который сохраняется и для других вариантов исследования.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Пять домиков» 1

Цель: выявление у каждого ребенка предпочтений в общении с детьми в группе ДОО.

Материал: лист бумаги с изображением пяти домиков.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Перед тобой – пять домиков. Давай расселим всех твоих друзей в группе по этим домикам. Все они одинаковые. Но есть одно условие – в разных домиках живут разные дети.

В первом – красивые, которые хорошо одеваются, ходят в красивой одежде и всем нравятся, как они выглядят.

Во втором – умные, которые много знают или умеют что-то делать.

В третьем – послушные, которые хорошо себя ведут, на них не ругаются, и воспитательница часто хвалит их и ставит в пример.

В четвертом – интересные и веселые.

В пятом – сами со всеми дружат, делятся игрушками и принимают в игру.

В одном домике могут жить сразу несколько человек, но один человек в нескольких домиках жить не может.

Как ты думаешь, в каком из домиков поселить каждого из твоих друзей?»

Ответы, полученные в ходе исследования межличностных отношений дошкольников, фиксируются. Обработка и интерпретация проводятся аналогично методике «Два домика».

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика исследования эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим (Н.И. Ганошенко)

Цель: экспресс-диагностика сферы общения ребенка (4–9 лет), его эмоциональных отношений к себе, значимым взрослым и сверстникам.

Материал: бланк с нанесенными силуэтами девяти домиков, которые расположены на пространстве листа определенным образом, набор карандашей или фломастеров (должно быть не менее трех цветов).

Бланк к методике «Разноцветные домики»

Фамилия, имя ребенка _______________________________________________

Дата обследования ___________________________________________________

Инструкция: «Представь, что эти домики находятся на полянке. Пока в них никто не живет. Ты можешь выбрать для себя любой из них. Какой ты выберешь?.. (Рядом с домиком, на который показал ребенок, можно поставить пометку «Я» .) Кого из ребят группы (своих родственников, знакомых) ты поселишь в этих домиках?.. Покажи, кого в какой домик ты поселишь… (В зависимости от конкретной ситуации следует по очереди называть ребенку родных и близких. ) В какой из домиков ты поселишь маму... папу... бабушку... дедушку... сестренку (братишку)... воспитательницу (любое лицо, в отношении которого следует выяснить характер отношений )?..»

Обработка и интерпретация результатов в ходе исследования межличностных отношений дошкольников. Каждый персонаж из списка оценивается: по пространственному расположению домика, который для него выбрал ребенок (1–З балла); по предложениям в цветовом оформлении домика (от 1 до неограниченного количества баллов); по количеству и направленности контактов общения (от 1 до неограниченного количества баллов). На основании этих показателей можно судить об отношении к персонажу, выраженности потребности в общении ребенка с ним и установлении контактов.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Вернисаж» (О.Н. Колесникова)

Цели: изучение особенностей отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам, определение статусного места в группе.

Материал: листы бумаги формата А4, цветные карандаши, рамки для рисунков, кнопки для крепления рисунков к стене.

Инструкция: «Давай сегодня поиграем в художников. Нарисуй, пожалуйста, портреты ребят твоей группы – тех, кого захочешь. И свой портрет тоже...» По окончании рисования ребенку задаются следующие вопросы: «Есть еще кто-то, кого бы ты хотел нарисовать? Нарисуй» – при положительном ответе дается дополнительное время на рисование и затем проводится обсуждение (Кто изображен на портрете? Кто не нарисован? Почему?). После обсуждения педагог-психолог предлагает: «А теперь давай устроим выставку твоих рисунков, как у самых настоящих художников. Ты можешь сам выбрать для своей картины какое угодно место на любой из стен нашего кабинета, на любой высоте от потолка до пола. А я помогу тебе их прикрепить, если ты захочешь. Сначала помести на стену твой собственный портрет… (Затем крепятся портреты детей группы .)»

Возможен иной вариант проведения данной методики. В группе дети рисуют каждый свой портрет. Затем каждый ребенок самостоятельно устраивает выставку рисунков в кабинете педагога-психолога согласно инструкции.

Обработка и интерпретация результатов в ходе исследования межличностных отношений дошкольниковпроводятся аналогично методике «Два домика».

Исследование межличностных отношений дошкольников: методики «Я в детском саду» (М. Быкова, М. Аромштам), «Моя любимая группа» (Е.И. Русина) 2

Цели: определение степени эмоционального комфорта ребенка во время пребывания в детском саду, его отношения к другим детям, воспитателям.

Материал: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция: «Ты давно ходишь в детский сад, в свою группу. Каждое утро тебя встреча ют воспитатели. Пока мама и папа на работе, ты проводишь целый день в детском саду и занимаешься самыми разными делами. Нарисуй, пожалуйста, один день из жизни твоей группы в детском саду. Рисунок можно назвать “Моя любимая группа”».

Отказ от рисования на предложенную тему указывает на негативное отношение к группе, а тема, выбранная ребенком, является важным источником информации, т. к. определяет область эмоциональной компенсации.

Для того чтобы результаты, полученные в ходе данного исследования межличностных отношений дошкольников, были объективны и достоверны, необходимо повторить его спустя некоторое время.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Необыкновенное дерево» 3

Цель: определение эмоциональной близости, взаимоотношений между членами семьи, среди членов детского коллектива.

Материал: бланк с рисунком дерева, цветные карандаши (рис. 3).

Рис. 3

Инструкция: «Посмотри, на этом листе ты видишь дерево с человечками. Найди среди них себя и ребят из детского сада (свою семью), раскрась каждого цветом, который ему больше всего подходит».

Обработка результатов в ходе исследования межличностных отношений дошкольников. Необходимо отметить, кого первым выделил ребенок в рисунке: себя, кого-то из родных взрослых, друзей и т. д. При этом особое внимание уделить тому, какую позицию занимают ребята группы (члены семьи) по отношению к ребенку (расстояние, поза, цвет). Чем выше помещает себя ребенок на этом дереве, тем выше его самооценка. Чем выше он размещает членов своей семьи, друзей, тем лучше к ним относится и тем большей значимостью они обладают в его глазах.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Краски в подарок на день рождения» (Е. Панько, М. Кашляк)

Цель: диагностика структуры детской группы, характера отношений в ней между сверстниками.

Материал: фломастеры синего, зеленого, красного, желтого, фиолетового, коричневого, черного, серого цветов.

Инструкция: «У каждого человека один раз в году бывает день рождения, его праздник. В этот день обычно приходят гости, поздравляют, дарят подарки. К кому из детей твоей группы ты хотел бы пойти на такой праздник? Можно выбрать троих. А теперь посмотри на эти фломастеры. Какой из них ты хотел бы подарить каждому из этих детей?»

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Секрет» (Т.А. Репина)

Цели: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

Материал: три картинки или три игрушки.

Инструкция: «Сегодня все дети твоей группы по секрету, чтобы пока никто не знал об этом, дарят друг другу картинки (игрушки). Здесь на столе лежат картинки (игрушки), которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе – ведь сегодня все друг другу дарят. Ты хочешь подарить картинки (игрушки) детям своей группы? (Получив положительный ответ, педагог-психолог продолжает .) Тогда выбери, пожалуйста, картинку (игрушку), которая тебе больше всех нравится. Кому из детей своей группы ты хочешь ее подарить? Почему?»

Чтобы исключить возможность сговора, ребенка провожают в другое помещение. Когда все дети группы сделают свой выбор, педагог-психолог выявляет детей, которые ничего не получили, и кладет им одну-две картинки (игрушки), а затем приглашает всех для получения подарков. При этом желательно регистрировать поведение и высказывания детей.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Почта» (Е. Антони, Е. Бине)

Цель: изучение особенностей взаимоотношений ребенка с коллективом сверстников, со значимыми людьми.

Материал: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта» – поч товая машина, сумка почтальона, маленькие коробочки в виде почтовых ящиков; изображения или маленькие фигурки людей, небольшие конвертики с написанными на них фразами.

Инструкция: «Давай поиграем в почтальонов. Ты знаешь, кто такой почтальон? Чем он занимается? (Ответы ребенка по необходимости дополняются педагогом-психологом. ) Я хочу предложить тебе роль почтальона. Это письма, которые почтальон должен вручить адресатам (при этом перед мальчиками ставится игрушка – машина, груженная почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами; пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, педагог-психолог продолжает… ) Обычно письма посылают друзьям, родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет ребятам из твоей группы (твоим маме, папе, бабушке – называются все члены семьи ребенка ). Выбери фигурки, которые будут изображать ребят твоей группы (твою маму, папу, бабушку и других членов твоей семьи; отобранные фигурки остаются на столе в поле зрения ребенка, каждой ставится коробочка – «почтовый ящик» ). Посмотри, к нам пришел Незнакомец (педагог-психолог ставит на стол фигурку Незнакомца и поч товый ящик для него ). В почтовый ящик Незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем ты не захочешь передать никому из своих друзей (родных )».

Если ребенок раскладывает письма в каждый ящик чисто механически, то педагог-психолог может спросить его после прочтения «адреса» (короткой фразы на конверте): «Подумай, к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо».

1 Модификация А.Ю. Кремляковой методики «Два домика».

2 Возможные варианты темы «Мой друг (подруга)», «Я с товарищем (подругой) в детском саду».

3 Модификация А.Ю. Кремляковой методики «Дерево с человечками».

План:

1.Основные понятия.

2.Исследователи отношений, межличностных отношений.

3.Методики диагностики отношений со сверстниками.

1.Основные понятия:

Отношение - связь или взаимодействие людей, или их сообществ между собой или характерная направленность их действий.
Межличностные отношения -
это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Сверстник - человек одинакового с кем-либо возраста; ровесник.

Диагностика – способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования.

2. Исследователи отношений, межличностных отношений:

Понятие «межличностные отношения» тесно связаны с различными видами общественных отношений. Г.М. Андреева подчеркивает, что существование межличностных отношении внутри различных форм общественных отношений является реализацией обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия.

При исследовании дружеских (доверительных) отношений наиболее интересные и глубокие результаты получены И.С. Коном, Н. Н. Обозовым, Т. П. Скрипкиной. По мнению И. С. Кона, дружеские отношения всегда имеют общее предметное содержание - общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются (объединяются), и одновременно предполагают взаимную привязанность.

Несмотря на сходство взглядов, оказание эмоциональной и деятельностной поддержки друг другу, между друзьями могут существовать и определенные разногласия. Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в официальной обстановке, так и в неофициальной. Дружеские отношения, по сравнению с товарищескими, характеризуются большей глубиной и доверительностью. Друзья откровенно обсуждают друге другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе личностные особенности общающихся и общих знакомых.

Важной характеристикой дружеских отношений является доверие. Т. П. Скрипкинав своих исследованиях раскрывает эмпирические корреляты доверия людей к другим людям и к себе.

В учении А.Ф. Лазурского об отношениях личности отсутствует активный, преобразующий характер особенностей личности, формирование социально-адекватных форм отношений. Его личность активно приспосабливается к внешним условиям жизни, находясь в ограниченных рамках экзопсихики. Внешние социальные условия определяют отношения личности лишь в качестве необходимых условий их возникновения.

С.А. Рубинштейн исследует понятие «межличностные отношения» как специфическую форму отражения действительности. Согласно С.А. Рубенштейну «отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину». «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений; то, из чего оно состоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится .

С.А. Рубинштейн рассматривал отношения в рамках сознания. Сознание – специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от него, потому психический факт не определяется однозначно лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является.

Я.Л. Коломенский характеризует межличностные отношения как внутреннее состояние человека, отражающее отношение людей друг к другу. В связи с этим психологические отношения между людьми принято подразделять на официальные и неофициальные в соответствии с той организацией, где они формируются. Официальные отношения санкционированы, оформляются документально и контролируются обществом или отдельными его представителями. Неофициальные отношения могут признаваться и даже поощряться формальными организациями, но они не регулируются документально.

3.Методики диагностики отношений со сверстниками:

Для выявления взаимоотношений со сверстниками применяют 2 группы методик.

- Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений (различные модификации социометрического метода Дж. Морено для детей - Я. Л. Коломинского, Т. А. Репиной, Р. К. Терещук и др.) и беседы с детьми

- Методики косвенной оценки межличностных отношений, которые делятся на 3 категории:

а) наблюдение реальной ситуации;

б) символическое моделирование реальной ситуации;

в) проективные техники (методики «Два дома», «Игровая комната», Цветовой тест отношений и др.).

Так, для изучения состояния первичных социальных эмоций можно использовать следующие методы:

Наблюдение за взаимодействиями и взаимоотношениями детей.

Социометрический эксперимент, в основу которого положен «выбор в действии» Я. Л. Коломинского.

Проективные методы (рисуночная методика «Я и мой друг»,

Метод цветовых выборов, Цветовой тест отношений, адаптированные методика эмоционально-цветовой аналогии А. Лутошкина и тест на выявление «социального Я»).

Экспериментальное исследование может состоять из 3-х серий.

1 серия может быть направлена на определение наличия потребности в общении и социальных мотивов поведения.

Применяются методы наблюдения и проективные методики.

Наблюдение за объединениями детей в процессе свободной деятельности и игр проводится в течение нескольких месяцев. В протоколе фиксируется интенсивность общения, деловая или личностная направленность, эмоциональный фон и содержание детских контактов (предметные и игровые действия, речевые высказывания).

О наличии потребности в общении со сверстником свидетельствуют следующие признаки:

Проявление внимания и интереса к другому ребенку;

Эмоциональное отношение к нему;

Инициативные действия, направленные на установление социального контакта с ровесником;

Чувствительность к отношению и обращению другого ребенка.

О сформированности простейших социальных мотивов поведения говорит стремление ребенка сделать нечто полезное для удовлетворения нужд окружающих детей.

Проективные техники включают рисуночную методику «Я и мой друг» и Цветовой тест отношений.

Рисуночная методика проводится индивидуально с каждым ребенком. Предлагается нарисовать, как он играет со своими друзьями («Нарисуй, как ты играешь с другом (подругой)»).] Выбор карандашей не ограничивается.

Рисунок анализируется со следующих позиций:

Выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый - ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый - негативные эмоциональные состояния), предпочитаемые цвета;

Старательность рисования;

Отражение желаний детей в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любит и т. п.);

Выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей (прорисовка рук, выражение лиц, расстояние и барьеры между персонажами, порядок изображения, величина фигур и т. д.).

Цветовой тест отношений состоит в предъявлении ребенку 8 цветовых эталонов (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и определении степени привлекательности каждого.

(«Покажи самый хороший»). Выбранный цвет убирается из поля зрения ребенка и ему предлагается выбрать наиболее приятный из оставшихся семи, шести и пяти цветов. Затем предлагается выбрать «самый плохой» из четырех, трех и двух оставшихся эталонов.

На основе полученных данных составляется ряд цветовых предпочтений (наиболее привлекательный цвет получает 8 баллов, наименее - 1 балл), который интерпретируется впоследствии по методике цветовых выборов. Затем экспериментатор показывает желтый эталон: «Это я. Покажи, где тут ты» (указательный жест не цветовые эталоны и обводящее движение занимаемого ими пространства). После этого испытуемому зачитывается по именам (в случае необходимости - с добавлением фамилии) список членов группы, а он должен присвоить каждому ребенку свой цвет и показать эталон (например: «Катя Иванова. Покажи, где Катя»).

Принцип анализа прост: чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношении к тому или иному человеку, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергаемый человек ассоциируется с цветами, получившими наименьшие ранги при составлении 1 ряда цветовых предпочтений. Всех сверстников по результатам анализа можно разделить на 4 группы:

1-2 балла- низкая эмоциональная привлекательность (ЭП);

3-4 балла - средняя ЭП;

5-6 баллов - высокая ЭП;

7-8 баллов - очень высокая ЭП.

Диагностически значимым является не только ранг цвета, но и сам цвет. Так, ассоциация с красным указывает на активность, импульсивность, иногда - агрессивность сверстника, с зеленым - на отношения опеки или диктата со стороны ровесника, с серым - на непонимание, отгороженность или безразличие к нему и т. д.

2 серия эксперимента может быть направлена на определение наличия эмоциональной децентрации. Она предполагает существование эмоционального образа другого в структуре сознания индивида. Эмоциональными называют образы, составляющие которых имеют особую значимость для субъекта и отмечены ярко выраженным личностным отношением.

Используются методики: периодически повторяющихся хронометрированных наблюдений за ребенком (8-16 наблюдений по 15 минут), Цветовой тест отношений, тест на выявление «социального Я»

В наблюдении представляется возможность проанализировать оперирование образом сверстника в процессе фазы направленности на партнера, фазы психического отражения, информирования и приема ответной информации и фазы отключения от контакта.

Методика проведения Цветового теста отношений отличается тем, что ребенку уже не зачитывается список членов группы, а предлагается вспомнить их самому.

Объектом анализа является, во-первых, соотношение цветового самообозначения ребенка и цвета, с которым ассоциируется сверстник, во-вторых, совпадения цвета самообозначения и цвета обозначения другого ребенка.

3-я серия эксперимента может быть направлена на выявление особенности взаимоотношений и уровня сформированности умений общения у детей.

Литература:

1. http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37153.doc.htm

2. http://www.bestreferat.ru/referat-147687.html

3. http://www.studfiles.ru/preview/5132808/page:8/

4. ПСИХОЛОГИЯ/ Под редакцией И.В.Дубровиной - 2-е изд., стереотипное – Москва:ACADEMA, 2003

5. Ильин Е. П./ И46 Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдалённые последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребёнку преодолеть их – важнейшая задача педагога и психолога.

Выявление и исследование межличностных отношений связано со значительными методическими трудностями, поскольку отношение, в отличие от общения, не может быть непосредственно наблюдаемо. Вербальные методы, широко используемые при исследовании межличностных отношений взрослых людей, также имеют ряд диагностических ограничений, когда мы имеем дело с дошкольниками. Вопросы и задания взрослого, адресованные дошкольникам, как правило, провоцируют определенные ответы и высказывания детей, которые порой не соответствуют их реальному отношению к окружающим. Кроме того, вопросы, требующие вербального ответа, отражают более или менее осознанные представления и установки ребенка. Однако между осознанными представлениями и реальными отношениями детей в большинстве случаев существует разрыв. Отношение своими корнями уходит в более глубокие пласты психики, скрытые не только от наблюдателя, но и от самого ребенка.

В психологии существуют определенные методы и методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений дошкольников. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина, так или иначе, отражает характер их взаимоотношений. При этом психолог или педагог констатирует особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии и воссоздает более или менее объективную картину взаимоотношений дошкольников. В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление глубинных внутренних характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Поэтому субъективные методы в большинстве случаев имеют проективный характер. Сталкиваясь с «неопределенным» неструктурированным стимульным материалом (картинки, высказывания, незаконченные предложения и пр.), ребенок, сам того не ведая, наделяет изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами, переживаниями, т.е. проецирует (переносит) свое Я.



Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются: социометрия, метод наблюдения, метод проблемных ситуаций. Предлагаем описание этих методов подробнее, для применения их в диагностической работе с детьми.

Социометрия

Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения.

Применение данной методики позволяет нам выявить различное статусное положение детей внутри группы, т.к. одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие - менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы. Описание предлагаемых методик соответствуют возрастным особенностям дошкольников 4-7 лет.



Капитан корабля

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

· Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?

· Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

· Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

· Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Два домика

Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них - большой красивый, красного цвета, а другой - маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном - игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Таким образом, применив данную методику на практике, мы видим, что симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Метод вербальных выборов

Старшие дошкольники (5-7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

· С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить, никогда не станешь?

· Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

· С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

Обработка данных и анализ результатов.В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу)

Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:

· популярные («звезды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,

· предпочитаемые - дети, получившие один-два положительных выбора,

· игнорируемые - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками),

· отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей. Наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные звезды и отверженные.

Метод наблюдения.

Применение данного метода позволяет нам увидеть конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Он незаменим для получения предварительных сведений. При наблюдении за детскими взаимоотношениями необходимо обращать внимание на показатели поведения детей:

· инициативность - отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение,

· чувствительность к воздействиям сверстника - отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения, сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него,

· преобладающий эмоциональный фон - проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

Предлагаем отмечать наличие данных показателей и степень их выраженности в индивидуальном протоколе.

Но, по нашему мнению, этот метод имеет и ряд недостатков, главный из которых - его чрезвычайная трудоемкость. Он требует высокого профессионализма и огромных затрат времени, которые вовсе не гарантируют получения необходимой информации. Поэтому рекомендуем использовать данный метод совместно с дополнительными методиками.

Метод проблемных ситуаций.

Строитель

Вигре участвуют двое детей и взрослый. Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т.е. осуществлять активные действия), а другой - контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером - следить за ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе с взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый 2-3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает».

Одень куклу

Вигре участвуют четверо детей и взрослый. Каждому ребенку дают бумажную куклу (девочка или мальчик), которую надо нарядить на бал. Взрослый раздает детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги (для девочек - платья, для мальчиков - костюмы). По цвету, отделке и раскрою все варианты одежды отличаются друг от друга. Помимо этого, в конверты вкладываются различные вещи, украшающие платье или костюм (бантики, кружева, галстуки, пуговицы и пр.) и дополняющие наряд куклы (шляпы, сережки, туфли). Взрослый предлагает детям одеть свою куклу на бал, самая красивая из кукол станет королевой бала. Но, приступая к работе, дети вскоре замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава и один ботинок, а в другом - три ботинка, но ни одного носка и т.д. Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями. Дети вынуждены обращаться за помощью к своим сверстникам, просить нужную для их наряда вещь, выслушивать и реагировать на просьбы других детей. По окончании работы взрослый оценивает (хвалит или делает замечания) каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.

Мозаика

Вигре участвуют двое детей. Взрослый дает каждому поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому - наблюдать за действиями партнера. Здесь важно отметить интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их.

Фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

Во второй части проблемной ситуации детям предлагается наперегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого - синие. Приступив к работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. Таким образом, возникает ситуация, в которой ребенок вынужден обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы.

После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка.
Способность и желание ребенка помочь другому и отдать свою деталь, даже если она нужна ему самому, реакция на просьбы сверстников служат показателями сопереживания. (Обработка данных и анализ результатов).

Таким образом, применяя методы диагностики межличностных взаимоотношений на практике, мы своевременно обнаруживаем проблемные, конфликтные формы в отношении каждого ребенка с другими детьми. Использование данных методик на практике позволило нам выявить достаточно полную картину не только особенностей поведения ребёнка, но также вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстника. Эмоциональное и практически-действенное отношение выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для диагностики межличностных отношений.