Методы взаимодействия приемных детей и родителей в. Воспитание приёмных детей. Факторы дисфункциональных отношений в приёмных семьях. Приемные дети – проблемные дети

Процесс вхождения ребенка в семью требует от семьи и ребенка больших усилий и терпения. Его можно сравнить с браком: объединяются люди - каждый со своей историей, привычками, непонятными и порой непредсказуемыми реакциями, способами выражения чувств, которые все время сравнивают поведение партнера с привычными для них стереотипами. Точно так же - с позиции предыдущего опыта - замещающие родители и приемный ребенок оценивают действия друг друга.

Особенно сложна адаптация, если ребенок помещается в семью на постоянной основе (усыновление) или до совершеннолетия (опека, длительный патронат, приемная семья).

Замещающая семья, независимо от возраста ребенка, уже пропустила важный этап ранних отношений с ним, то есть период формирования первичной привязанности взрослого к ребенку. Таким образом, перед замещающей семьей всегда стоит проблема принятия ребенка. Кроме того, в отношениях с приемным ребенком родители склонны проявлять большую, чем с кровным, настороженность. Это нередко связано с расхожим представлением о том, что у всех детдомовских "плохая наследственность", поэтому даже обычное для детей его возраста поведение интерпретируется как неизбежное проявление "генетики". Несомненно, подобная установка подрывает веру родителей в положительный результат их воспитательных усилий.

У ребенка первичная привязанность начинает формироваться в контакте с матерью еще на внутриутробной стадии развития и в первые часы после рождения. Но ребенок способен сформировать и вторичную привязанность - любить свою замещающую семью, считать ее своей, и это может произойти в любом возрасте. Автор теории привязанности английский психолог Джон Боулби впервые доказал, что привязанность у такого ребенка нередко формируется через агрессию. Попадая в семью и не испытывая еще любви к новым родителям, ребенок поначалу ведет себя вполне адекватно. Семья при этом переживает некую эйфорию по поводу того, что все складывается так благополучно.

Но как только у ребенка начинается процесс формирования привязанности к семье, его поведение меняется: он ломает свои игрушки и вещи взрослых, обманывает и может совершать мелкие кражи, причем у тех членов семьи, к кому лучше всего относится. Объясняется это просто. Такой ребенок привык привлекать к себе внимание любыми способами, обычно с помощью негативных поступков - в сиротском учреждении было именно так. В новой семье, пытаясь добиться исключительного внимания взрослых, он, как правило, идет тем же путем и в результате провоцирует родителей на наказание.

Если родители не имеют специальной подготовки, то жесткой реакцией они только подкрепляют нарушения в поведении ребенка, что может привести к самым печальным последствиям, вплоть до отказа от ребенка.

Эффективность взаимоотношений зависит от следующих факторов:

– индивидуальных особенностей ребенка и его жизненного опыта до помещения в приемную семью (травма, связанная с потерей родителей; лишение родных родителей родительских прав; беспризорность; воспитание в детском доме);

– психологических особенностей принимающей семьи как системы (личностные характеристики приемных родителей; характер их взаимоотношений; место ребенка в них и т.д.);

– условий и ситуации усыновления (в семью родственников, знакомых или незнакомых людей).

Характер детско-родительских отношений в приемных семьях определяется тремя ключевыми факторами:

– мотивом усыновления;

– наличием или отсутствием тайны усыновления и отношением приемных родителей к родным родителям ребенка;

– степенью гибкости-ригидности семейной системы.

А.С. Спиваковская обнаружила, что у родителей, воспитывающих приемных детей, часто наблюдается социально-перцептивная неадекватность родительской позиции [Спиваковская, 1999]. Образ ребенка, восприятие присущих ему психологических качеств, характера, темперамента, склонностей и даже физических особенностей «зашумляется», становится неточным, недифференцированным, грубо оценочным под действием сопровождающего родителей страха, что у ребенка плохая наследственность. При этом родители фиксируют любые, даже самые незначительные черты «неправильного» поведения, которые на самом деле могут объясняться естественным ходом взросления ребенка или закономерным возрастным кризисом. Поведение ребенка начинает обосновываться родителями как проявление болезни, а будущее его рисуется в темных тонах всевозможных бед, ограничений, непреодолимых трудностей. Эти социально-перцептивные нарушения приводят к изменениям родительских позиций и при взаимодействии с ребенком. Воспитание начинает все более переосмысливаться как исправление врожденных недостатков. Естественность, непосредственная радость от общения с ребенком сменяется родительским доминированием, подозрительностью, повышенным контролем, а жизнь с ребенком превращается в постоянное тревожное отыскивание всего того в поведении, что, якобы, неправильно, не так, как у других детей.

Отношения родителей с приемными детьми в зависимости от мотивов усыновления выглядят следующим образом.

1. В истории семьи была смерть родного ребенка, и родители хотят найти ему замену. В этом случае детско-родительские отношения характеризуются симбиотическим взаимодействием, ребенок «нагружается» определенными ожиданиями со стороны родителей, не учитывающих его индивидуальные психологические особенности. Для ребенка характерно негативное самоотношение, низкая самооценка, он страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями. Такая семья имеет жесткие внешние границы и размытые внутренние. Для членов семьи характерна ригидность в выборе ролей, негибкость, то же касается и семейных правил. В семье присутствует множество правил, регулирующих коммуникацию, вероятны скрытые конфликты между супругами.

2. Семья не может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает усыновить ребёнка. Здесь детско-родительские отношения характеризуются гиперопекой, большим количеством ожиданий у родителей по поводу ребёнка, для семей характерны проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец находится на периферии. Как частный вариант можно рассматривать те случаи, когда нет детей определенного пола, и приемный ребенок выбирается по половому признаку. Особенностью этого частного случая является еще большее количество ожиданий от ребенка и фантазий о нем на момент усыновления.

3. Семья хочет «сделать доброе дело», взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им. При этом детско-родительские отношения характеризуются симбиотической привязанностью, необходимостью для родителей постоянного выражения благодарности за их поступок. Для приемных родителей характерна особая необходимость в любви, ее нехватка, что связано с недостатком любви в супружеской подсистеме.

4. Семья берёт приёмного ребёнка для реализации педагогических способностей, желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного. Для приёмных родителей этого типа характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации. При этом наблюдается два варианта поведения родителей. В первом случае родители часто обращаются за помощью к врачам и психологам, нередко их дети находятся в больницах на лечении. Во втором случае родители ставят воспитание на центральное место, они активно изучают литературу, посещают и организуют различные сообщества, в которых обсуждаются темы, связанные с воспитанием приемных детей. Здесь имеет место недоверие к себе как к родителю, страх оказаться плохим родителем, стремление постоянно показывать и доказывать свою любовь и заботу к ребенку.

5. Одинокая женщина, не имея собственной семьи, решает создать её путем усыновления ребёнка в неполную семью. Для детско-родительских отношений характерна симбиотическая привязанность, трудности сепарации. На ребенка возлагается обязанность сделать счастливой приемную мать, ведь для этого его и взяли. Ребенок функционально и психологически выполняет роль супруга, границы между детской и родительской подсистемой размыты. У ребенка могут возникать трудности сепарации в подростковом возрасте, он нагружается ожиданиями, которые должны предъявляться супругу (например, должен быть с матерью всегда, поддерживать ее во всем и т.д.).

В ходе исследования была выявлена связь между индивидуальными особенностями ребенка, характером его отношений с приемными родителями и наличием в семье тайны усыновления, а также отношением приемных родителей к родным родителям ребенка.

1. Наличие в семье тайны усыновления, ребёнок не знает о том, что он приёмный. Со стороны родителей присутствует постоянный страх раскрытия тайны, тревожность, подозрительность, отношения между родителями и ребёнком теряют свою ясность. Для ребёнка характерна тревожность, негативное самоотношение, недостаток общения с близкими. Коммуникации в семье нарушены, внешние границы очень жесткие, семья закрыта от общества, настороженно относится ко всему, что за ее пределами. Для таких семей характерна повышенная сплоченность и замкнутость, много правил, регулирующих коммуникации. Родители, рассказывающие кому-либо (врачу или психологу) тайну усыновления, вступают в коалицию с этим специалистом.

2. В семье была тайна усыновления, но она была неожиданно раскрыта (ребёнок узнал о том, что он приёмный случайно). Детско-родительские отношения отличаются недоверием к приёмным родителям у ребёнка, разочарованием всех членов семьи. Для ребёнка характерна агрессия к родным и приёмным родителям, развиваются фантазии по поводу родных родителей. Страх потери семьи наблюдается как у ребёнка, так и у родителей.

3. В семье формально отсутствует тайна, но ребёнок знает только сам факт усыновления или у него недостаточно информации о нём. У ребёнка нарушено представление о семье как о целом, о её границах, есть страх потери семьи. Такие дети включают в семью посторонних людей, не могут назвать родственников, определить родственные отношения. В конце концов у ребенка возникает подспудное стремление к родной семье.

4. В семье нет тайны усыновления, но обесценивается роль родных родителей. Для ребёнка характерно негативное самоотношение, так как обесценивая родных родителей, приемные родители частично обесценивают и самого ребенка. Самими родителями семейные отношения представляются благополучными, идеализируются.

Поскольку появление в семье приемного ребенка требует изменения существующих семейных отношений, многое во взаимоотношениях с ним зависит от того, насколько легко семья приспосабливается к изменяющимся требованиям среды и внутрисемейной ситуации.

1. Семьи с ригидностью семейных правил. Появление ребенка сопряжено с необходимостью изменять привычки и правила всей семье, часто она к этому не готова. Детско-родительские отношения отличаются холодностью, родители разочарованы в ребёнке, недовольны семейным функционированием. Для ребёнка характерно негативное самоотношение, недостаток эмоционально-личностного общения с приёмными родителями.

2. Семьи с жёсткими семейными ролями. Если система принимает ребенка, приходя с его появлением в равновесие, то любое изменение социальной ситуации в дальнейшем или просто изменение ребенка в связи с развитием или другими факторами может привести к расшатыванию системы. В такой ситуации семья должна «приспособиться» к изменениям, что может быть затруднено в силу ригидности семейных ролей и функций. Вследствие этого, либо возникает кризис, симптоматическое поведение, либо ребенка убирают из системы (например, госпитализируют). Детско-родительские отношения сопровождаются неуверенностью родителей в ребёнке, частыми разочарованиями в нём, отсутствием принятия ребёнка как целого. Для детей характерно негативное самоотношение, агрессивные проявления, асоциальное поведение.

3. Ситуативная необходимость в приёмном ребёнке. В тех случаях, когда через некоторое время после приема ребенка происходят изменения семейной ситуации, а приемный ребенок был нужен для решения ситуативных задач, также могут возникать проблемы в детско-родительских отношениях. Например, если родители усыновили ребенка, так как родная дочь выросла и ушла из дома, то в том случае, когда она вернется жить к родителям, могут возникнуть проблемы в отношениях с приемным ребенком. Детско-родительские и семейные отношения в целом характеризуются конфликтностью, негативным отношением членов семьи к приёмному ребёнку, негативным самоотношением у ребёнка, недостатком
эмоционально-личностного общения, негативным и агрессивным отношением к изменению семейной ситуации и некоторым членам семьи.

4 этапа вхождения ребенка в новую семью:

Можно говорить о том, что процесс вхождения ребенка в семью состоялось, когда ребенок и члены семьи, которая его приняла, начинают уверенно произносить "мы", а по выражению лиц, манере поведения, реакциям на ситуацию становится трудно различить, где кровные, а где приемные дети. Для этого семье в течение 1,5 - 2-х лет после приема ребенка необходимо пережить четыре достаточно непростых этапа.

Первый этап. Его можно назвать "завершение проблем предшествующего этапа" или "базовый шлейф". В это время процесс вхождения ребенка в семью в семью "тормозится" из-за нерешенных проблем семьи, которая его приняла, и проблем самого ребенка, обусловленных последствиями его травматического опыта. Эти проблемы обостряются под влиянием стресса, который переживают все участники ситуации. Например, при появлении приемного ребенка кровный может пережить состояние регресса, то есть "предъявить" родителям поведение, свойственное более младшему возрасту (у него могут возобновиться симптомы давно прошедшего энуреза, ухудшиться речь, способность выполнять интеллектуальные задачи). Такой же регресс может наблюдаться и у приемного ребенка. Эта фаза обычно очень быстро проходит и сменяется значительным скачком в интеллектуальном развитии, особенно у приемного ребенка. Сложнее переживается процесс его эмоционального восстановления.

Ребенок начинает "вспоминать" трагические события своей жизни, которые были вытеснены из его сознания. Так, приемная девочка пяти лет "вдруг" вспоминает, как на ее глазах погибла мать. С этими страшными воспоминаниями ребенку крайне трудно справиться - он часто, порой навязчиво рассказывает о пережитых событиях, у него обостряются проявления "сиротских симптомов" (он начинает раскачиваться всем телом при первых признаках утомления или напряжения, плохо спит, его крайне сложно успокоить). Причем, таким образом, реагирует на изменившуюся ситуацию любой ребенок, даже очень маленький, не способный понять, что он попал не в кровную семью. Также ребенок постоянно жаждет внимания приемных родителей и всеми известными ему способами старается его привлечь. Он пытается "освоить" пространство семьи: раскидывает вокруг себя игрушки, оккупирует место около лидера (чаще всего матери, так как в приемных семьях, как правило, лидерство принадлежит женщинам). В результате возрастает эмоциональная нагрузка на семью, и особенно на мать.

В этот период состояние эйфории у членов семьи может смениться шоком. Семьи, справляются с ситуацией, если: понимают причину поведения детей, позволяют ребенку "отреагировать" свои травматические переживания, и способствуют тому, чтобы в дальнейшем отношения между ними стали более уравновешенными. Семьи, не способные "принять" ребенка, начинают сплачиваться, выстраивая незримые барьеры между кровными членами семьи и приемным ребенком/детьми.

Второй этап можно назвать этапом "перестройки "

Приемные дети обретают свое пространство в доме, и оно признается другими членами семьи. Это снижает общий уровень конфликтности, кровные и приемные дети начинают соблюдать нейтралитет. Отношения матери и приемного ребенка становятся ближе. У ребенка значительно повышается уровень эмоционального благополучия, снижается внутренняя напряженность. Начинает формироваться вторичная привязанность, и это дает новый всплеск агрессивности, которая может выражаться в кражах, обмане, упрямстве и т.д. В "успешных" семьях справляются и с этими проблемами. "Неуспешные" семьи, если они даже выстояли на первом этапе, на втором ждет новая волна разочарований, результатом чего может стать отказ от продолжения отношений с ребенком.

Третий этап - "объединение ". Характеризуется объединением кровных и приемных детей, которые начинают ощущать себя единой группой. Многие проблемы уже решаются без вмешательства родителей. Поведение всех детей становится более независимым. У приемного ребенка продолжает формироваться чувство привязанности. Если на предыдущем этапе он боялся "предать" кровных родителей, то сейчас переживает этап "отречения" от них. Он может отказаться от встречи с кровными родственниками, даже самыми близкими, становится "борцом" за целостность семьи в большей степени, чем ее "базисные" члены. Снижается уровень агрессии внутри семьи, но учащаются конфликты с окружающими. приемные дети все чаще начинают жаловаться на сверстников.

На четвертом этапе - "осознание принадлежности". Семья начинает осознавать свою целостность. Это означает переход на качественно новый уровень развития. Все члены семьи становятся необыкновенно похожими друг на друга - как внешне, так и по своим реакциям. Можно говорить и о сформировавшейся привязанности к семье у приемного ребенка. Он чувствует свою принадлежность к приемной семьей, но в то же время способен "принять" и кровную.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему роль замещающего родителя сложна в психологическом плане:

1. Появляется страх оказаться "плохим родителем"

2. Не вижу никаких сложностей

3. Появляется гиперответственность и связанная с ней неуверенность, которых у них не было при воспитании кровных детей

(Правильные ответы: №№1,3)

Проблемы приемных родителей и детей Взрослые, задумавшие взять в свою семью приемного ребенка, начинают заранее рисовать себе идиллические картинки, как они будут гулять с малышом, играть в прятки, поведут ребенка в первый раз в детский сад или в школу. И во всех фантазиях малыш, особенно если в семье до него детей не было, рисуется этаким ангелоподобным созданием. Некоторые ударяются в другую крайность: начинают копаться в предках ребенка до седьмого колена, разыскивая различные отклонения в поведении или здоровье. Кто из них прав?

Ваше решение взять в свой дом сироту, несомненно, заслуживает высокой оценки, ведь вы возвращаете семью, любовь и заботу брошенному ребенку. С другой стороны, ребенок – всегда проблема, а ребенок из детдома – проблема во много раз большая, особенно если он помнит о своем прошлом.

При усыновлении можно обследовать ребенка у врачей, чтобы убедиться, что в состоянии здоровья нет серьезных отклонений, а как предусмотреть отклонения в поведении? Как угадать, как отнесутся к выбранному вами ребенку ваши родители или родители супруга? А если у вас есть собственные дети, как они отнесутся к малышу и примут ли нового члена семьи? И сможете ли вы полюбить приемного малыша, как родного?

Психологи, работающие с приемными семьями, рассказывают о множестве проблем, возникающих при усыновлении детей. Ведь в детдоме редко можно найти абсолютного здорового и с хорошими генами ребенка. Кроме того, ребенок, прошедший через детский дом или приют, брошенный родителями или потерявший их, прошедший через испытания голодом, насилием, получает сильную психологическую травму, которая впоследствии может вызвать нежелательные изменения в поведении.

К примеру, семья М., после того, как выросла и вышла замуж родная дочь, взяли из детдома десятилетнего мальчика Алешу, имевшего хорошие характеристики, успешно учившегося в школе. Месяц, который он провел с ними как гость, показал ребенка с хорошей стороны, и семья оформила усыновление. Но этот месяц был последним спокойным в их жизни. Мальчик начал лгать родителями по любому поводу, красть деньги из карманов и кошельков, грубить учителям в школе, драться с одноклассниками, приставать к девочкам. На него жаловались учителя, соседи по дому.

Беседы и наказания не приводили к положительному результату. Супруги М. отдавали ребенку все свободное время, окружая его заботой, лаской, стараясь смягчить характер ребенка. Поняв, что сами не справляются, обратились к психологам, а потом и психиатру. В течение года мальчика пытались привести в чувство специалисты и родители, но ничего не менялось. С душевной болью и чувством вины супруги вернули ребенка в детский дом. А мальчик на это никак не прореагировал.

Или вот еще случай, которых достаточно много.

Семья В. взяла из детского дома сестренок 7 и 10 лет. Девочки радовались, попав в семью, сразу начали называть родителей мамой и папой, хорошо учились и первое время не доставляли особых проблем. Освоившись в семье, почувствовав, что их любят, старшая, Лена, вдруг начала учиться хуже, откровенно хамить. Однажды отца вызвали в отделение полиции.

Девочку поймали на воровстве в магазине. Затем вызовы следовали один за другим. Родители повели ребенка на обследование к психологу, который выяснил, что у девочки наследственное заболевание – клептомания, которое раньше себя никак не проявляло. Родители вынуждены были вернуть детей в детдом.

Проблемы воспитания приемных детей бывают и не такими сложными, но в любом случае, решив взять из детдома ребенка, нужно быть готовым к трудностям, набираться терпения и любви.

Стоит заметить, что приемные дети могут привнести не только проблемы воспитания. Есть еще , которые не предполагаются при принятии решения, но затем могут выйти на первый план.

Сайфутдиярова Елена Фаварисовна

кандидат психологических наук доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Социально-гуманитарный факультет Башкирский государственный университет (Бирский филиал) г. Бирск, Россия

Аннотация: Проблема семьи и взаимоотношений в ней достаточно хорошо изучена, однако с развитием общества изменяется и ее социальное устройство, а значит и формирование семьи. Одной из острых проблем современного общества является передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемные семьи. В нашем исследовании рассматривается проблема взаимоотношений приемного ребенка с кровными детьми приемных родителей и осуществлена попытка установления причин, осложняющих процесс его адаптации в приемной семье.

Ключевые слова: замещающая семья, кровные и приемные дети, приемные родителя, взаимоотношения в семье

The problem of relationship between adoptive children and children related by blood in a foster family

Mikhailova Irina Arsen"evna

bachelor Degree, Faculty of Social Sciences and Humanities, Birskiy Branch of Bashkir State University, Birsk, Russia

Saifutdiyarova Helena Favarisovna

candidate of psychological science, associate professor of the chair «Social pedagogy and social work» Faculty of Social Sciences and Humanities, Birskiy Branch of Bashkir State University, Birsk, Russia

Abstract: The problem of family and relationships in it has been studied well enough, but with the development of society its social system changes too, and hence family formation. One of the acute problems of modern society is transferring of orphans and children left without parental care in foster families. In our study, we consider the problem of relations between an adopted child with children related by blood and adoptive parents and we make an attempt to establish the causes, complicating the process of adaptation in a foster family.

Keywords: foster family, children related by blood and adoptive children, adoptive parents, family relationship

По официальной статистике, в настоящий момент в России насчитывается около 4 млн. беспризорных детей, 700 тысяч детей-сирот, 95% из них являются сиротами при живых родителях. Опыт зарубежных стран показывает, что содержание в интернатных учреждениях детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, не приносит желаемого результата, в связи с чем именно приемная семья представляет собой наиболее перспективную форму семейного устройства данной категории детей, способной обеспечить полноценное социально-психологическое их развитие и формирование у них позитивного отношения к восприятию семьи как системы.

Анализ деятельности зарубежных и отечественных специалистов, оказывающих социальную помощь детям, оставшимся без попечения родителей, а также результаты исследований в данном направлении, говорит о том, что наибольшую эффективность обеспечивает воспитание ребенка в замещающей семье. Результативность замещающей семьи в формировании личности ребенка обусловлена тем, что ей присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, а также возможность обеспечения индивидуального подхода, психологической безопасности ребенка, удовлетворения его потребности в более тесных эмоциональных отношениях и привязанности.Под замещающей семьей принято понимать форму временного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки в семьи, если в биологических семьях нарушены семейные связи и потеряна родительская опека над детьми.

Согласно представлениям психологов, основной характеристикой замещающих семей, которые учитываются при передаче ребенка в семью, является безвременное, неофициальное, серьезное отношение членов семьи друг к другу, обеспечение позитивными эмоциями приемного ребенка, формирование адекватных привычек и привязанностей, что является условием становления его самоидентификации, формирования ответственного отношения к себе и другим членам семьи. Н. А. Хрусталькова считает, что «жизнедеятельность в семье дает ребенку возможность адекватной социализации, кроме этого у детей создается чувство защищенности перед внешним миром» . Однако, как отмечает Г. Л. Семья, в семье, взявшей на воспитание ребенка, оставшихся без попечения родителей, постоянно происходит изменение возникающего равновесия (или так называемого социального гомеостаза семьи) . И.Ф. Дементьева так же указывает на то, что конфликты между приемными и кровными детьми неизбежны и являются даже в некоторой степени «нормальным» событием в их жизни, и важно, чтобы они разрешались без унижения и оскорбления личности ребенка . Однако, не следует забывать, что ребенок включается в семейную систему замещающих родителей, уже имея биологических родителей или родственников, соответственно входит в нее с собственным социальным опытом, который, как правило, не соответствует установленным нормам в замещающей семье. В данном аспекте дети в замещающей семье также должны пройти необходимый процесс интеграции с членами новой семьи. При этом кризисы в данной форме семьи можно сравнить с проблемами нового семейного организма. Примерно в 15-20 % случаев адаптация детей в данных семьях проходит достаточно болезненно.

Немаловажной и достаточно острой является проблема взаимоотношений приемного ребенка с кровными детьми приемных родителей. При этом возможно несколько различных типов взаимоотношений между детьми:

1) кровный ребенок адекватно воспринимает приемного ребенка, поддерживает своих родителей в их решении взять на воспитание приемного ребенка;

2) кровный ребенок проявляет по отношению к приемному ребенку равнодушие, игнорирует его, демонстративно не замечает его присутствия;

3) между кровным и приемным ребенком складываются откровенно враждебные отношения, которые сопровождаются частыми конфликтами, доходящими до издевательств и драк.

Конфликты между приемными и кровными детьми неизбежны, но важно, чтобы они разрешались без унижения и оскорбления личности приемного ребенка. Приемные родители часто испытывают затруднения в разрешении конфликтных ситуаций, им требуется профессиональная поддержка в правильной организации отношений между детьми и способах разрешения конфликтных ситуаций.

Исходя из результатов теоретического анализа рассматриваемой нами проблемы, цель нашего исследования состоит в изучении особенностей восприятия кровными и приемными детьми друг друга. Мы предположили, что будут выявлены различия в восприятии себя и своих взаимоотношений с близкими у кровных и приемных детей в замещающей семье.

Для изучения проблемы взаимоотношения между кровными и приемными детьми в замещающих семьях были использованы следующие методики:

1) методика рисуночной фрустрации Розенцвейга, которая позволяет выявить реакции ребенка на неудачу и методов выхода из различных ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению основных потребностей личности;

2) методика «Сказки Дюсса» позволяет установить особенности взаимоотношений ребенка с близкими родственниками, в том числе и с братьями (сестрами);

3) методика «Лесенка» (разработана В.Г. Щур) предназначается для определения системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам и, как, по его мнению, его оценивают другие люди (в нашем случае братья/сестра).

В исследовании участвовало 10 замещающих семей: 10 кровных и 10 приемных детей, воспитывающихся в них.

В ходе исследования (по данным методики Розенцвейга) мы установили, что в ответах детей присутствуют реакции следующей направленности (Рис.1):

- экстрапунитивные - внешне-оборонительные реакции, когда ребенок считает, что во всех возникающих проблемных ситуациях, которые он не способен разрешить присутствуют какие-либо внешние препятствия, либо они уверенны, что невозможность их преодоления является виной других людей. Такой тип реакций выявлен у 5 человек (50%) данной группы детей. В ответах детей с данным типом реакции присутствует негативизм, а также личная и безличная агрессия. Например, частыми были такие ответы: «А что я буду есть?», «А она мне и так не нравится», «Я с тобой не буду дружить».

- интропунитивные – представляют собой реакции самообвинения, признания собственной ответственности, т.е. наблюдается внутренняя направленность на себя – выявлен у 3 человек (30%).

- импунитивные – состоят в безобвинительных реакциях, т.е. ребенок смиренно подчиняется сложившейся ситуации, считая, что так и должно было быть – выявлена у 2 детей (20%).

При более подробном рассмотрении типов реакций детей на проблемную ситуацию мы установили, что у 6 приемных детей преобладают эго-защитные реакции, которые связаны с проявлением агрессивности или стремлением уйти от решения возникающих трудностей. У 3 детей в ответах отмечается стремление к порицанию других людей, возложении на них доли собственной ответственности за сложившуюся ситуацию. И только один ребенок исследуемой группы способен взять ответственность на себя за происходящее с ним. Два ребенка вообще не желают кого-либо обвинять в сложившихся ситуациях.

Анализируя результаты исследования преобладающего типа реакций ребенка на фрустрирующую ситуацию у кровных детей было установлено, что в большинстве случаев в их ответах присутствует позитивное настроение и отсутствует агрессия (причем как личная, так и безличная). В ответах детей также отчетливо выделялись варианты, которые носят бесконфликтный характер и предполагают какое-либо решение возникшей ситуации. Например, частыми были такие ответы детей как «Я сама куплю эту куклу», «Я сам пойду посплю». Им не присуще чувство обиды, в большинстве случаев они предлагают конструктивное решение проблемы, лишенное агрессии. Полагаем, что в реальной жизни, попадая в конфликтную ситуацию, данная группа детей пытается конструктивно ее разрешить и не проявляют склонности к обвинению в своих неудачах других, они осознают свои недостатки.

По данным исследования восприятия детьми характера взаимоотношений в семье с родителями и между детьми (по методике «Сказки Дюсса») установлено, что у 60% обследованных приемных детей преобладает враждебное, агрессивное отношение к кровным детям в замещающей семье, просоциальное поведение было отмечено у 40% испытуемых (Рис. 2). У большинства приемных детей было обнаружено проявление чувства ревности к кровным детям, нежелание с ними делиться игрушками и личными вещами, сотрудничать с ними. Например, отвечая на вопросы сказки «Песочный домик», дети говорили: «Захочет оставить себе, потому что домик очень красивый», «Поиг­рает, а потом разрушит», «Будет жить в домике всю жизнь». А отвечая на вопрос сказки «Дурной сон», говорили: «Ему приснилось, что папа (мама) умерла», «Ему приснилось, что он умер».

У большинства кровных детей в замещающих семьях было отмечено чувство сопереживания к приемным детям, желание с ними делится игрушками и личными вещами, сотрудничать с ними, утешать в сложных ситуациях.

По результатам исследования восприятия ребенком оценки себя членами семьи (методика «Лесенка») установлено, что большинство приемных детей (60%) считают себя «хорошими», поэтому они поместили себя на верхние ступеньки лесенки. Остальные 40% детей поставили себя на средние ступени, поскольку они не считали себя самыми хорошими и подходили к оценке себя более объективно и критично. Приемные дети считают, что окружающие (приемные мама и папа, а также кровный ребенок) по-разному относятся к ним. 40% приемных детей считают, что приемные родители поставят их на самую верхнюю ступень лесенки, 50% – на 2-3 ступени и только 10% детей считают, что они окажутся на более низких ступенях.

Кровные дети по результатам данной методики считают, что окружающие (мама и папа, а также приемный ребенок) по-разному относятся к ним. 50% кровных детей считают, что мама и папа поставят их на самый верх лесенки, 40% – на 2-3 ступени и только один ребенок (10 %) считает, что он окажется на нижней ступени. Кроме этого 20% кровных детей считают, что приемные дети родителей поставят их на самую верхнюю ступеньку лесенки, 70 % – на 2-3 ступени и один ребенок считает, что он окажется на более низких ступенях

Данные статистической проверки результатов исследования (U-критерий Манна-Уитни) позволили установить различия в типах и направленности реакции приемных и кровных детей на различные фрустрирующие ситуации:

Экстрапунитивные реакции: U Эпм =84.

Интропунитивные реакции: U Эпм =140.

Импунитивные реакции: U Эпм =118,5.

Данные значения входят в зону значимости по критическому значению: U Кр =183 при p≤0.01и U Кр =217 при p≤0.05.

Результаты исследования позволяют нам сделать выводы о том, что взаимоотношения между кровными и приемными детьми в исследуемых замещающих семьях далеки от совершенства, при этом именно приемные дети склонны выступать агрессорами в данных отношениях. В свою очередь большинство кровных детей в замещающих семьях настроены на конструктивное построение взаимоотношений с приемными детьми, они готовы с ними сотрудничать, принять их в свою семью. Большинство кровных детей адекватно воспринимают приемного ребенка, поддерживают родителей в их решении взять на воспитание ребенка.

Полученные данные исследования позволяют также констатировать, что, попадая в конфликтную ситуацию, а порой даже ее инициируя, большинство приемных детей не пытается разрешить ее, а как бы застревает в ней, погружается в оценку ее участников. Осуждение одних и оправдание других (главным образом, себя) является для них основным занятием, которое приносит удовлетворение. Ребенок с радостью отмечает при этом, как плохо с ним поступают окружающие, насколько сильно они виноваты перед ним. Обвинение окружающих и оправдание самого себя является для них самостоятельной задачей, более важной и привлекательной, чем разрешение конфликтов.

Приемные и родные дети – это всегда очень сложная проблема, потому что нет похожих ситуаций, их взаимоотношения всегда специфичны, неповторимы. Ребенок приходит в семью, в которой уже есть свои дети более старшего или младшего возраста, противоположные по полу или того же пола, между которыми сложились определенные отношения, существуют определенные правила. Не редки ситуации, когда ребенок приходит в семью, не имеющей кровного ребенка, а потом он в ней появляется, что затрудняет взаимопонимание между замещающими родителями и приемным ребенком, часто из-за страха последнего в его «ненужности», страхе, что от него могут отказаться, т.к. у ребенка уже был опыт предательства биологических родителей, и не только. Во всех случаях очень важно вовремя обратить внимание на страхи и тревоги ребенка, а родителям отрефлексировать свои страхи, важно научиться не ущемлять интересы одного ребенка и продолжать развивать интересы другого.

Список литературы:

1. Дементьева И. Ф. Организация работы с приемной семьей: метод. рек. / Т. Ф. Дементьева. - Екатеринбург, 2012. - 42 с.

2. Семья Г. Л. Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / Г.Л. Семья // Социальная педагогика. – 2014. - № 1. - С. 32-40.

3. Хрусталькова Н. А. Воспитание детей в профессионально-замещающих семьях [Текст] / Н. А. Хрусталькова // Высшее образование сегодня. – 2011. - № 11. - С. 34-36.

2016 Михайлова И.А., Сайфутдиярова Е.Ф.

В последнее десятилетие в нашей стране отмечается рост количества сирот и беспризорных детей. Вместе с тем увеличивается и число усыновлений, и появляются новые варианты устройства детей, лишенных родительского попечительства (семейные детские дома, патронатные семьи, деревни SOS и др.).
При воспитании приемных детей , приемные семьи нередко сталкиваются с целым рядом проблем и нуждаются в квалифицированной помощи психологов (а иногда и психиатров) для диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в целом.

Характер детско-родительских отношений при воспитании приемных детей определяется 3-мя ключевыми факторами:

- мотивом усыновления;
- наличием или отсутствием тайны усыновления и отношением приемных родителей к родным родителям ребенка;
- степенью гибкости-ригидности семейной системы.

Рассмотрим дисфункциональные мотивы усыновления детей, могущие привести к определенным сложностям при воспитании приемных детей , а иногда и трагедиям.

Отношения родителей с приемными детьми в зависимости от дисфункциональных мотивов усыновления выглядят следующим образом:

Мотив первый. В истории семьи была смерть родного ребенка, и родители хотят найти ему замену. В этом случае детско-родительские отношения характеризуются симбиотическим взаимодействием, ребенок «нагружается» определенными ожиданиями со стороны родителей, не учитывающих его индивидуальные психологические особенности. Для ребенка характерно негативное самоотношение, низкая самооценка, он страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями. Такая семья имеет жесткие внешние границы и размытые внутренние. Для членов семьи характерна ригидность в выборе ролей, негибкость, то же касается и семейных правил. В семье присутствует множество правил, регулирующих коммуникацию, вероятны скрытые конфликты между супругами.

Случай из практики.
В больницу поступил мальчик 14 лет, который пытался отравиться. Он решил покончить жизнь самоубийством, потому что он только что (в 14 лет!) узнал, что его родители – приемные. Он подрался в школе, и директор вызвала мать, жалуясь на поведение мальчика. Дома мать устроила страшный скандал и в сердцах закричала: "И вообще, у меня умерли сын и дочь в грудном возрасте, мы тебя усыновили, ты выжил и такой позор семьи..."
Этот мальчик наблюдается в больнице уже 5 месяцев. У него тяжелое депрессивное состояние, он не хочет жить. Только и говорит, что "я виноват в смерти брата и сестренки, как мне с этим жить, да еще мамка и отец - не родные, я все равно покончу с собой..."

Мотив второй . Семья не может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает усыновить ребёнка. Здесь детско-родительские отношения характеризуются гиперопекой, большим количеством ожиданий у родителей по поводу ребёнка, для семей характерны проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец находится на периферии. Как частный вариант можно рассматривать те случаи, когда нет детей определенного пола, и приемный ребенок выбирается по половому признаку. Особенностью этого частного случая является еще большее количество ожиданий от ребенка и фантазий о нем на момент усыновления и в ходе воспитания приемных детей.

Мотив третий. Семья хочет «сделать доброе дело», взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им. При этом детско-родительские отношения характеризуются симбиотической привязанностью, необходимостью для родителей постоянного выражения благодарности за их поступок. Для приемных родителей характерна особая необходимость в любви, ее нехватка, что связано с недостатком любви в супружеской подсистеме.

Мотив четвертый . Семья берёт приёмного ребёнка для реализации педагогических способностей, желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного. Для приёмных родителей этого типа характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации. При этом наблюдается два варианта поведения родителей, при воспитании приемных детей. В первом случае родители часто обращаются за помощью к врачам и психологам, нередко их дети находятся в больницах на лечении. Во втором случае родители ставят воспитание на центральное место, они активно изучают литературу, посещают и организуют различные сообщества, в которых обсуждаются темы, связанные с воспитанием приемных детей. Здесь имеет место недоверие к себе как к родителю, страх оказаться плохим родителем, стремление постоянно показывать и доказывать свою любовь и заботу к ребенку.

Мотив пятый. Одинокая женщина, не имея собственной семьи, решает создать её путем усыновления ребёнка в неполную семью. Для детско-родительских отношений характерна симбиотическая привязанность, трудности сепарации. На ребенка возлагается обязанность сделать счастливой приемную мать, ведь для этого его и взяли. Ребенок функционально и психологически выполняет роль супруга, границы между детской и родительской подсистемой размыты. У ребенка могут возникать трудности сепарации в подростковом возрасте, он нагружается ожиданиями, которые должны предъявляться супругу (например, должен быть с матерью всегда, поддерживать ее во всем и т.д.).

Велика также связь между индивидуальными особенностями ребенка, характером его отношений с приемными родителями и наличием в семье тайны усыновления, а также отношением приемных родителей к родным родителям ребенка.

Рассмотрим, как наличие тайны усыновления может вызвать дисфункцию в отношениях детей и приемных родителей.

1) Наличие в семье тайны усыновления , ребёнок не знает о том, что он приёмный. Со стороны родителей присутствует постоянный страх раскрытия тайны, тревожность, подозрительность, отношения между родителями и ребёнком теряют свою ясность. Для ребёнка характерна тревожность, негативное самоотношение, недостаток общения с близкими. Коммуникации в семье нарушены, внешние границы очень жесткие, семья закрыта от общества, настороженно относится ко всему, что за ее пределами. Для таких семей характерна повышенная сплоченность и замкнутость, много правил, регулирующих коммуникации. Родители, рассказывающие кому-либо (врачу или психологу) тайну усыновления, вступают в коалицию с этим специалистом.

2) В семье была тайна усыновления, но она была неожиданно раскрыта (ребёнок узнал о том, что он приёмный случайно). Детско-родительские отношения отличаются недоверием к приёмным родителям у ребёнка, разочарованием всех членов семьи. Для ребёнка характерна агрессия к родным и приёмным родителям, развиваются фантазии по поводу родных родителей. Страх потери семьи наблюдается как у ребёнка, так и у родителей.

3) В семье формально отсутствует тайна, но ребёнок знает только сам факт усыновления или у него недостаточно информации о нём . У ребёнка нарушено представление о семье как о целом, о её границах, есть страх потери семьи. Такие дети включают в семью посторонних людей, не могут назвать родственников, определить родственные отношения. В конце концов у ребенка возникает подспудное стремление к родной семье.

4) В семье нет тайны усыновления, но обесценивается роль родных оодителей. Для ребёнка характерно негативное самоотношение,так как обесценивая родных родителей, приемные родители частично обесценивают и самого ребенка. Самими родителями семейные отношения представляются благополучными, идеализируются.

Поскольку появление в семье приемного ребенка требует изменения существующих семейных отношений, многое во взаимоотношениях с ним зависит от того, насколько легко семья приспосабливается к изменяющимся требованиям среды и внутрисемейной ситуации.

Рассмотрим дисфункциональные семейные правила и границы, могущие негативно влиять на детско-родительские отношения в приемных семьях.

1) Семьи с ригидностью семейных правил .
Появление ребенка сопряжено с необходимостью изменять привычки и правила всей семье, часто она к этому не готова. Детско-родительские отношения отличаются холодностью, родители разочарованы в ребёнке, недовольны семейным функциони- рованием. Для ребёнка характерно негативное самоотношение, недостаток эмоционально-личностного общения с приёмными родителями.

2) Семьи с жёсткими семейными ролями . Если система принимает ребенка, приходя с его появлением в равновесие, то любое изменение социальной ситуации в дальнейшем или просто изменение ребенка в связи с развитием или другими факторами может привести к расшатыванию системы. В такой ситуации семья должна «приспособиться» к изменениям, что может быть затруднено в силу ригидности семейных ролей и функций. Вследствие этого, либо возникает кризис, симптоматическое поведение, либо ребенка убирают из системы (например, госпитализируют). Детско-родительские отношения сопровождаются неуверенностью родителей в ребёнке, частыми разочарованиями в нём, отсутствием принятия ребёнка как целого. Для детей характерно негативное самоотношение, агрессивные проявления, асоциальное поведение.

3) Ситуативная необходимость в приёмном ребёнке . В тех случаях, когда через некоторое время после приема ребенка происходят изменения семейной ситуации, а приемный ребенок был нужен для решения ситуативных задач, также могут возникать проблемы в детско-родительских отношениях. Например, если родители усыновили ребенка, так как родная дочь выросла и ушла из дома, то в том случае, когда она вернется жить к родителям, могут возникнуть проблемы в отношениях с приемным ребенком. Детско-родительские и семейные отношения в целом характеризуются конфликтностью, негативным отношением членов семьи к приёмному ребёнку, негативным самоотношением у ребёнка, недостатком эмоционально-личностного общения, негативным и агрессивным отношением к изменению семейной ситуации и некоторым членам семьи.

Иллюстрация случая :
Никита С., 12 лет был усыновлен в возрасте 1 года (от него отказалась мать в роддоме, предварительно дав ему имя). Затем в доме ребенка Никита получил второе имя. Знает о своем усыновлении. Приемная мать Никиты О.Н., 54 лет, инвалид второй группы. 13 лет назад в армии у нее погиб сын Андрей (ему было 20 лет). Она «дошла до Ельцина» с жалобами в связи со смертью сына. С отцом Андрея она развелась, когда сыну было 5 лет. Все время вспоминает сына, говорит, что у него не было плохих качеств, он всегда ей помогал, а его друзья до сих пор регулярно к ней приходят. После смерти сына О.Н. решила усыновить ребенка – она устроилась в дом ребенка, чтобы найти мальчика, похожего на Андрея. Наконец, ей это удалось: О.Н. отмечает, что у ребенка, которого она решила взять в семью, «был такой же запах как у Андрея, была такая же родинка». Мальчика она решила вновь переназвать, дав ему имя своего отца, а отчество – сына. Родная мать Никиты искала его, приходила в дом ребенка, но О.Н., еще работая там, сказала ей, что о судьбе мальчика ничего не известно, что он усыновлен. Никита с 5 лет состоит на учете психоневролога, на данный момент имеет диагноз – «невротическая депрессия». Семья обратилась за психотерапевтической помощью в связи с агрессивным поведением («кидает в мать стулья») и неадекватным поведением (может мыться в одежде). О.Н. неоднократно заявляет, что если Никита уйдет от нее, для нее потеряет свой смысл жизнь. Никита учится в классе коррекции, однажды его избили, О.Н. пошла к директору школы и потребовала исключения обидчика, что и произошло, после чего отношения в классе испортились у Никиты окончательно. Друзья, которые приходят к Никите в гости, не нравятся О.Н.

Основные характеристики данной семейной системы:
Стадия жизненного цикла семьи: стадия сепарации ребенка, отделения от родителей, социализации.
Структура семьи : У матери – гиперопекающая роль незаменимого для сына человека, Никита привык во всем советоваться с матерью и не принимает без нее ни одного решения. У Никиты – роль погибшего сына матери, супруга, его функция заключается в том, чтобы мать себя хорошо чувствовала. Внешние границы жесткие: у семьи нет друзей, редко приходят гости, в том числе и друзья Никиты. Внутренние границы размыты, между родительской и детской подсистемами ее практически нет. Сплоченность семьи очень высокая, они постоянно утверждают, что всегда будут вместе. Несбалансированная, перевернутая иерархия, гибкость ролей и семейных правил низкая.
Особенности коммуникаций в семье . В семье существует правило о том, что любое решение сын может принимать только после одобрения матери. Если Никита делает шаги сепарации, мать говорит, что хуже себя чувствует, не видит смысла жизни без сына. Существует скрытый конфликт между погибшим родным и приемным сыном. Никита пытается показать, что он не такой как Андрей.
Семейные мифы . К сожалению, о прошлых поколениях недостаточно информации, но у ядерной семьи миф: «Мы родные люди».
Ресурсами семьи является вовлеченность в психотерапию, стадия жизненного цикла семьи, которая требует развития, Никита, который хочет пройти сепарацию.
Результаты показали, что семья находится на стадии сепарации сына, которая протекает тяжело, в связи с вовлеченностью ребенка в коалицию с приемной матерью, неправильным распределением ролей, размытостью внутренних границ. Кроме того, мы видим, что мать видит в приемном сыне Никите своего родного погибшего сына.

Можно ли избежать возможных проблем? Конечно! Как и всякая семья, семьи с приемными детьми могут быть благополучны, а могут - и нет. Очень многое, прежде всего, зависит от самих родителей.
Обязательная проработка мотивов усыновления, значений тайны усыновления, отношений к родным родителям ребенка и повышение гибкости семейной системы будут являться гарантом того, что семья, усыновив ребенка, сделает его счастливым и будет счастлива сама.

В первом случае отношение к детям родным и приемным разительно отличается друг от друга. Разделение подчеркивается. И осложняется тем, например, что родственники готовы общаться, брать к себе в гости или на каникулы только родных детей.

Во втором случае отношение к родным и приемным детям не отличается, родители и родственники относятся одинаково, условия жизни, отдыха, развлечения и нагрузки равные.

Несмотря на все трудности адаптации и стрессы, которым подвержены приемные дети с приходом в семью, психологически в более трудном положении находятся именно родные дети. Происходит это по следующим причинам:

Во-первых, они теряют часть внимания и любви родителей. Особенно травматично это бывает для единственных детей в семье;

Во-вторых, приемные дети часто младше по возрасту родных, поэтому на старших, родных детей часто взваливают некоторые обязанности по присмотру за младшим. Для ребенка это не всегда посильная и приятная ноша;

В-третьих, родные дети, привыкшие слушаться родителей, иногда испытывают стресс от грубых выходок приемных детей;

В-четвертых, с приходом приемного ребенка в семью между детьми неизбежно происходит «деление территории»: место для отдыха, сна, занятий, игрушки, телевизор, компьютер и т.д. Как долго продлится этот процесс и кто останется победителем – спорный вопрос;

И в-пятых, социальное окружение семьи: что говорить или не говорить окружающим? Эти внутренние переживания тоже могут томить душу родного ребенка.

Несколько иначе строятся внутрисемейные отношения в семьях с приемными (усыновленными) детьми. Отношение к процессу усыновления вразных странах зависит от культурных традиций, от разнообразных обычаев.У некоторых народностей новорожденный преподносится в качествеподарка. На полинезийских островах почти каждый третий ребенок являетсяусыновленным. При этом полный разрыв с матерью наступает в раннемвозрасте. В современных развитых странах родители, покинувшие ребенка,осуждаются, и нередко ставится вопрос об их психиатрическойполноценности, а усыновление или удочерение иногда рассматривается

общественностью почти как подвиг. Задачи воспитания приемных детей аналогичны задачам воспитания родных, в особенности, если ребенка усыновляют в младенческом возрасте.

Специалисты утверждают, что чем больше возраст ребенка, тем опаснее для психического развития его усыновление. Предполагается, что большую роль в этом играет стремление ребенка найти своих истинных (биологических) родителей. По данным ряда специалистов, примерно у 45% усыновленных появляются психические расстройства в связи с постоянными мыслями ребенка о его настоящих родителях. Поэтому семьи, берущие на воспитание детей, должны знать о необходимых специфических навыках, которые им предстоит усвоить в первую очередь. Приемным родителям нужны навыки установления и поддержания связей с учреждениями, занимающимися проблемами усыновления. Кроме того, они должны уметь взаимодействовать с юридическими органами в ходе усыновления ребенка.


Приемным родителям необходимо умение создать благоприятную семейную обстановку для ребенка. Это значит, что они должны не только

помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях и почувствовать себя полноправным членом усыновившей его семьи, но и способствовать тому, чтобы он мог понять свою родную семью и не прерывать контактов с ней, поскольку довольно часто детям очень важно знать, что у них все-таки есть родные родители, являющиеся как бы составной частью их представлений о самих себе.

Приемным родителям могут потребоваться навыки взаимодействия с детьми старшего возраста, если до усыновления они жили в тех или иных детских учреждениях, которые заменяли им семью. У них могли возникнуть индивидуальные эмоциональные проблемы, справиться с которыми приемные родители смогут лишь с помощью специальных знаний и навыков воспитания. Приемные родители и усыновленный ребенок могут принадлежать к различным расовым и этническим группам. Соответствующие родительские навыки помогут усыновленным или приемным детям справиться с чувством разлуки и оторванности от своего прежнего мира.

Иногда взятые на воспитание дети могут не знать, как общаться с приемными родителями из-за плохих взаимоотношений в родной семье. Они ожидают, что их будут жестоко наказывать за мелкие проступки или что взрослым будет безразлично, чем они занимаются, до тех пор, пока им не мешают. Некоторые дети могут быть враждебно настроены по отношению к приемным родителям. Им кажется, что все сговорились, чтобы забрать их из родной семьи. Дети не могут справиться с гневом, страхом и причиняющими боль чувствами, которые они испытывают к своим собственным родителям. Дети могут враждебно относиться к самим себе и совершать поступки,

которые вредят в первую очередь им самим. Они могут пытаться скрыть или отрицать эти чувства, отстранившись от приемных родителей или проявляя к ним полное равнодушие. Ощущение замешательства, которое испытывают дети, с одной стороны, из-за чувства любви и тоски по своей семье и, с другой стороны, ненависти к родителям и самим себе за воображаемые и реальные поступки,

носит очень болезненный характер. Находясь в состоянии эмоционального стресса, эти дети могут совершать агрессивные действия в отношении приемных родителей. Все это должны знать те, кто решился на серьезный шаг усыновления ребенка, расставшегося со своей родной семьей.

К тому же у ребенка могут быть умственные, психические и эмоциональные отклонения, что также потребует от приемных родителей

специфических знаний и умений. Разновидностью нетипичных семей, в которых дети воспитываются неродными родителями, являются также семейно-воспитательные группы. Эта совершенно новая форма жизнеустройства детей заключается в том, что

ребенок из приюта направляется в специально подобранную семью, где временно проживает и получает необходимую заботу и внимание.

Потенциальным родителям время ухода за детьми засчитывается в трудовой стаж, т.е. забота и воспитание обездоленных детей (в основном детей-сирот или тех, чьи родители лишены родительских прав) является своего рода работой, за которую те, кто согласился на такой серьезный шаг, получают зарплату и пособие на содержание каждого ребенка. В дальнейшем не исключается возможность оформления опекунства. Подобный опыт работы по организации семейно-воспитательных групп пока еще не получил широкого распространения, но как своеобразная модель семьи уже находит применение с начала нынешнего века в нашей стране.