Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи. Досуговые формы взаимодействия с родителями

В современном обществе родители зачастую забывают о важности семьи в воспитании ребенка, большее внимание они уделяют своей работе, а ответственность за воспитание и обучение детей перекладывают на государственные учреждения: сначала детский сад, затем школу. Приведя ребенка в детский сад, они считают, что сделали все необходимое для развития своего чада, и зачастую совершенно не желают устанавливать контакт с образовательным учреждением. Вовлечение родителей в образовательный процесс является одной из главных проблем на данном этапе развития образования, для решения которой традиционные методы взаимодействия ДОУ с семьей утратили свою актуальность.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения, значение которых трудно переоценить: семейное и общественное. Каждая, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка .

Семейное воспитание играет главенствующую роль в развитии ребенка. Уклад семьи, семейные традиции, стиль общения в семье и т.д. - все это накладывает определенный отпечаток на личность ребенка. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств, в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи .

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка и коррекции негативных воспитательных воздействий. Кроме того, усилия детского сада должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Задача педагога - привлечь родителей к сотрудничеству и подвести к знанию и пониманию педагогических принципов. Качество взаимодействия детского сада с семьей определяет эффективность образовательного и воспитательного процесса. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно .

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное .

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Успех сотрудничества во многом зависит от установления доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединения их в одну команду, воспитания потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения .

В связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, установления приоритета семейного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей .

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы − динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, − все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Бабушек привлекает кружок «Очумелые ручки». Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.

Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями.

Вечера вопросов и ответов . Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Встречи за «круглым столом». Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Таким образом, использование нетрадиционныхформ, нетрадиционных методов взаимодействиядошкольного образовательного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями, а так же повышению качества образовательного процесса.

Литература.

1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. − 1998. − N 6. − С. 66 - 70.

2. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания − родителям // Дошкольное воспитание. − 2003. − N 1. − С. 82 - 92.

3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. − 2004. − N 1. − С. 60 - 68.

4. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. − М.: Сфера, 2004 − 112с.

5. Метенова Н.М. Взрослым о детях. - Ярославль: ООО «ИПК «Индиго», 2011. - 32с.

6. Метенова Н.М. Родительские собрания. - Ярославль: ООО «ИПК «Индиго», 2011. - 64с.

7. Мудрик А. В. Социальная педагогика. − М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.

8. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. − 2002. − N 8. − С. 8 - 13.

Разделы: Работа с родителями

  1. Актуальность проблемы.
  2. Организация взаимодействия педагогов и семей воспитанников.
  3. Основные направления взаимодействия ДОУ с семьей.
  4. Формы, методы и средства взаимодействия.
  5. Заключение.

Актуальность

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы), то для родителей наиболее значимо – как “вписывается” и в режим, и в реализацию программы их ребенок.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”.

Сотрудничество – это “общение на “равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения.

Каков же портрет современного родителя? Современный родитель он ни хороший, ни плохой – он просто соответствующий своему времени. Он то боится оказаться плохим, некомпетентным воспитателем, то как будто старается подчеркнуть свое безразличие к социальным рамкам и требованиям к родительству. Очень много родителей на сегодня заняты обеспечением материального благополучия семьи, совсем мало времени остается на общение с детьми.

С другой стороны можно отметить и то, что современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-популярной информации в области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Здесь возникает противоречие между имеющимся у родителей объёмом информации и недостаточным умением эффективно использовать её в практике воспитания собственных детей. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из Интернета и популярной литературной информации непосредственно на практике. Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Нетрадиционные формы работы с родителями – т.е. нестандартные, особенные, оригинальные, отличающиеся от общепринятого.

Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников посредством нетрадиционных форм является необходимым условием для:

  • привлечения внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с целью полноценного и своевременного развития ребёнка
  • целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения
  • формирования активной позиции воспитательной роли семьи

Организация процесса взаимодействия педагогов и семей воспитанников

Основной аспект плодотворного взаимодействия педагога и родителя, по мнению авторов, строится на принципах доверия, диалога, партнерства.

  1. Психология доверия. Родители, должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку. Воспитатели, в свою очередь не должны торопиться с оценками в его развитии.
  2. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.
  3. Информация должна быть динамичной. Минимум раз в неделю необходимо обновлять материал на стенде для родителей (таблица контроля в приложении).
  4. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, присутствовать на занятиях, во время режимных моментов, практикуется в “Дни открытых дверей”, по просьбе педагога, либо по желанию родителей.
  5. Линия взаимодействия педагогов и родителей не остается неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания (собрания-дебаты, индивидуальное общение, встречи по интересам в “Родительском клубе”)
  6. Дифференцированный подход. Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания (например, детское упрямство, застенчивость, капризы, беспокойный сон)

Реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями осуществляется в нескольких направлениях:

Основные направления взаимодействия ДОУ с семьей

Формы, методы и средства взаимодействия педагогов и семей воспитанников

Наиболее продуктивные и интересные формы работы, как отмечают сами родители это:

  • групповые собрания в форме дебатов, ток-шоу, с включением игровых моментов, с приглашением специалистов,
  • “Родительский клуб”, мастер классы для родителей
  • “Дни открытых дверей”,
  • проведение массовых форм взаимодействия с семьями воспитанников (праздники, соревнования, дни театра, экскурсии и т.п.);
  • организация проектной деятельности педагог – дети – родители
  • оформление наглядной педагогической пропаганды, газета для родителей

Традиционной формой работы с родителями в любом образовательном учреждении является родительское собрание. Мы проводим собрания в нетрадиционных формах.

Собрания

Собрания – как форма сотрудничества дают возможность родителям ближе узнать содержание воспитательно-образовательной работы в ДОУ, а педагоги узнают особенности воспитания в семьях наших детей. Приобщение родителей к жизни детского сада создаёт ситуацию, в которой папы и мамы размышляют над проблемами воспитания, им доставляют удовольствие совместные с ребёнком игры, общая командная победа. Всё это сплачивает семью, повышает её педагогическую культуру.

Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

Мы считаем, что собрания, консультации для родителей важно построить так, чтоб они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, т.к. современные родителя не захотят слушать долгих и назидательных докладов педагогов. Консультации должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям материал и проводится не для “галочки”, а для пользы дела. Н.М. Метенова рассматривает нетрадиционную методику проведения. Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Мы разработали этапы или методы работы педагога с родителями с целью привлечения родителей к посещению собрания.

  1. Обдумать оригинальное нестандартное название мероприятия.
  2. Лично пригласить, поинтересовавшись удобным временем для посещения, предоставив выбор, не позже чем за неделю-две до собрания.
  3. Заинтересовать объявлением по собранию в рекламной форме (оформить рекламный буклет), оставив недосказанность, интригу.
  4. Включить в собрание выступление детей по теме собрания, видеозапись и др. сюрпризные моменты, проинформировав об этом родителей.

Начнем с первого этапа “обдумать оригинальное нестандартное название”.

1. Оригинальное название и приглашение на мероприятие имеют большое значение в привлечение родителей к самому мероприятию, чем интересней оно будет называться и чем эмоциональней будет продуман текст приглашения, тем больше шансов, что мероприятие посетят наибольшее количество родителей. Придумать название не сложно, главное, чтобы оно затрагивало современные запросы общества, запросы родителей, завуалировав тем самым скучную по меркам родителей педагогическую тему. Например, тема общего родительского собрания “Мой ребенок будущий миллионер”, цель показать родителям, что у ребенка миллион возможностей, задатков, талантов нужно их только помочь раскрыть, а поможет в этом игра. Всеобуч для родителей по сюжетно-ролевой, дидактической игре, а также играм-макетам, которые несложно сделать дома совместно с ребенком. Следующее собрание “Искусство самопрезентации. Ребенок и общество”. Цель: помочь родителям понять важность развития речи в дошкольном возрасте, научить родителей некоторым приемам развития речи.

2. Конечно, немало важным является и то, когда и как вы пригласите родителей на собрание или другое мероприятие информационного, просветительского характера.

Начнем со времени “когда”, под понятием времени в данном случае подразумевается насколько заранее, вы приглашаете родителей за день, два или неделю до собрания. За две недели до собрания это оптимальный период времени, когда родители могут скоординировать свои планы. Вы можете в течение этого времени готовить их к мероприятию посредством приглашений, объявлений, индивидуальных бесед и др. Раньше, чем за две недели возможно родитель передумает из – за длительной отсрочки мероприятия, а позже не успеет проникнуться идеей. Во все нужна мера.

3. Как пригласить на собрание? Есть некоторые тонкости и в этом вопросе. Можно кратко изложить тему собрания, оставив недосказанность. Включить в приглашение текст, который заинтересовал бы родителей темой собрания, это могут быть выдержки из актуальности темы, например,

Дорогие наши мамы и папы”

В преддверии праздника “День семьи” приглашаем Вас посетить конференцию на тему “Ребенок и компьютер или ребенок и книга”.
Бесконечное сидение у телевизора, компьютера может отрицательно сказаться на здоровье ребенка, на его поведении, на взаимоотношениях в семье.
Специалисты утверждают, например, что немало семей распадается оттого, что семейный ужин, который еще недавно был символом семейного счастья, с появлением телевизора превратился в “кинозал”.
Отсутствие общих тем для разговора, глухое недовольство тем, что включили не тот канал, не тот фильм, не ту передачу, – все это отнюдь не способствует укреплению семейных уз.
Однако периодические просмотры телевизионных передач, работа с компьютером не могут принести так уж много вреда…
Какие плюсы и минусы СМИ и книг для семьи вы можете узнать на конференции. Приглашаем Вас, будем очень рады, обещаем интересную форму проведения.
Конференция состоится 20__ года
в музыкальном зале в 17.30”

4. Также посещаемость собрания возрастет во много раз, если вы включите в план собрания выступление детей группы, видеозаписи с детьми, что очень интересно всем родителям.

Cобрание “Искусство самопрезентации. Ребенок и общество”.

Уважаемые родители!

Все родители без исключения, хотят видеть своих детей здоровыми и успешными. Чтобы они шли по жизни с гордо поднятой головой и были уверены в себе.
А для этого не мало важно овладеть искусством самопрезентации. Что же такое самопрезентация, какие ее главные составляющие вы можете узнать на родительском собрании, которое пройдет …..в……
Также для вас выступят дети со сказкой…..
Приходите, будем рады встрече с вами!!!

Но если собрание было не продумано в плане организации, подбора материала оно обречено на неудачу, а вместе с тем в следующий раз родители десять раз подумают прийти ли к вам на мероприятие. Мы выявили следующие возможные положительные и отрицательные стороны организации и проведения собрания:

положительные

отрицательные

Нетрадиционная форма проведения (конференция, дебаты, мастер-класс, деловая игра и др.)

Ограничено во времени

Собрание длится больше 1 часа

Тема для собрания взята по запросу родителей, по проблеме группы, ДОУ

Тема без учета возможных трудностей, интересов родителей

Качественно подготовленное собрание

Слабое, плохо подготовленное собрание

Проходит в форме диалога. Родители непосредственные участники, обсуждают, спорят, доказывают

В форме монолога. Родители только слушают.

Привлечение узких специалистов ДОУ, выступления детей (музыкальная композиция, сценка, подарки друг другу)

Выступает один воспитатель

Исходя, из всего выше сказанного можно прийти к выводу: для того, чтобы мероприятие прошло успешно воспитателю необходимо заинтересовать родителей, узнать интересы и вопросы самих родителей, привлечь их внимание к проблеме, качественно подготовить собрание, что нетрудно сделать, используя все выше перечисленные методы.

Родители регулярно (и многие с удовольствием) посещают родительские собрания. Практически во всех группах родители активно включались в обсуждение педагогических проблем, связанных с воспитанием собственного ребёнка. Вот только некоторые отзывы о проведенных собраниях:

“Огромное спасибо организаторам за создание и проведение этой конференции “Искусство самопрезентации”. Все предоставленные доклады, игры и упражнения были интересными и познавательными…” И.В. Рочева

“Собрание понравилось, особенно, тем, что можно было активно дискутировать на определенную тему. Очень много полезной информации и позитива. Спасибо организаторам” Захарова.

Родительский клуб

Это одна из интересных форм работы, которая имеет большой успех у родителей детей разных возрастных групп. Прежде, чем начать работу в данной форме, были запущены опросники с перечнем тем на выбор родителям. Затем составлялся план работы по актуальным темам для родителей и готовился материал информационного и практического характера. Вот некоторые из тем родительского клуба: “Страна пальчиковых игр. Развитие мелкой моторики руки”, “Права детей. Кто их защитит”, “Досуг семьи – как его проводить”. Родители во время таких встреч узнавали новое для себя в плане воспитания, обучения детей, а также могли обсудить некоторые трудности в общении с детьми по данной теме друг с другом. Также большое удовольствие родители получали при выполнении какого– либо практического занятия, которое потом могли дома применить вместе с ребенком (бумажная пластика в изо деятельности, пальчиковые игры, игры – забавы своими руками и многое другое).

Дни открытых дверей (технология организации)

По мнению авторов: О.И. Давыдовой, Л.Г. Богославец, А. А. Майер появление у родителей желания разобраться, чем живет, чем занимается ребенок в детском саду, можно считать убедительным доказательством эффективности проделанной с ними работы. Проанализируем наиболее распространенные виды проведения Дней открытых дверей, практикуемые в нашем ДОУ. Основной критерий анализа – цель, поставленная коллективом педагогов. Одна из них – ознакомление родителей вновь прибывших детей с детским садом, распорядком дня, деятельностью детей, требованиям к ним. Характерно, что первый для родителей День открытых дверей иногда дает два противоположных эффекта: один успокаивает настолько, что почти снимает дальнейший интерес к жизнедеятельности ребенка в детском саду (“Там все так хорошо устроено, что не о чем беспокоиться). Другой, напротив, побуждает этот интерес (“Я и не думал, что с малышом столько проблем”).

Дни открытых дверей на сегодня, самая популярная форма среди родителей взаимодействия с ДОУ. Педагоги приглашают родителей в один из дней, информируют заранее о мероприятиях, проводимых в детском саду. Так как в основном родители работают, то могут выбрать режимный момент или занятие, время посещения, когда им удобно будет прийти в группу. Родителям предлагается понаблюдать за ребенком в разных ситуациях: на занятии познавательного характера, на музыкальном, творческом (рисование, лепка) занятии. В игровой деятельности, когда можно увидеть, как взаимодействует ребенок со сверстниками. И просто узнать, чем живет ребенок в детском саду.

Рассчитывая на результат, о чем говорилось выше, педагогический коллектив стремиться “озадачить”, а не успокоить родителей воспитанников. День открытых дверей предоставляет для этого наилучшие возможности благодаря особой наглядности: ребенок наблюдается в обычной для него обстановке, его действия и поведение воспринимаются в контексте реальных взаимоотношений с окружающими. Данная форма работы с родителями отличается тем, что в ней познавательное начало как бы скрыто за внешней видимостью обычного знакомства с жизнью детей. Подготовить хорошее занятие, организовать игру или обогатить воспитательными приемами прогулку-это всего лишь полдела. Не менее важно найти формы объяснений, позволяющие действительно научить даже тогда, когда человек на это не настроен: он шел в детский сад, руководствуясь желанием просто посмотреть.

Подготовка к открытому занятию для родителей включает не только моменты, предусмотренные методическими рекомендациями, но и тщательное обдумывание сведений, сообщаемых присутствующим. Объяснения даются вначале (вступительная беседа) и в конце как заключение. Они должны быть изложены последовательно и в доступной для родителей форме.

Наиболее рациональна следующая структура вступительной беседы: вначале сформулировать воспитательные цели, затем указать, какая задача ставится перед детьми и каким образом они должны ее разрешить. Анализ должен касаться особенностей деятельности успеха или неуспеха.

Помимо дифференцированного подхода возникают требования к отбору деятельности для наблюдения. Успешность любых видов деятельности определяется тем, как дети овладели необходимыми знаниями и умениями. Важно довести до сознания родителей, что занятия с ребенком (физические упражнения, изобразительное творчество, ручные поделки и т.д.) помогут ему достичь лучших результатов. Если же объект наблюдения носит показательный, а не учебный для родителей характер, то и требования к нему иные (тогда его следует отнести к разряду досугов, развлечений). Участие родителей в досуговых мероприятиях также способствует установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создают атмосферу праздника, радости и взаимопонимания. Вместе с тем любые соревнования чреваты для дошкольников сложными переживаниями, поэтому требуют большой осторожности и не могут проходить без комментария взрослого, умело расставляющего нужные акценты.

Газета для родителей

Ещё одна новая форма взаимодействия педагогов и родителей – родительская газета. Выпуском газеты “Здоровый образ жизни детей в детском саду и дома” нам хотелось придать новизну практике взаимодействия семьи и детского сада в направлении “Физическое воспитание”, обеспечить единства физического воспитания в детском саду и дома. Задачи, способствующие реализации данной цели: оказание родителям квалифицированной психолого-педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения, оздоровления детей дошкольного возраста; обеспечение своевременной информации об особенностях работы нашего дошкольного учреждения, о событиях, происходящих в детском саду.

Мы решили, что газета поможет сделать интересный семейный опыт доступным для всех желающих, а тех родителей, которые не очень интересуются проблемами воспитания, тем или иным способом вовлечет в совместную с воспитателями и детьми работу. И это удалось сделать.

Групповая родительская газета стала эффективным способом педагогического информирования родителей о возможных мероприятиях с детьми дома и в саду по проблеме укрепления здоровья дошкольников, развитии их двигательной активности.

Преимущество групповой газеты в том, что она строго ориентирована на конкретных родителей, учитывает уровень их образования, запросы, интересы. А, главное, газета пишет о наших детях, их достижениях и их проблемах. Газета читается родителями. Газета для родителей, среди прочих достоинств, обладает еще одним неоспоримым качеством – здесь совершенно исчезает элемент принуждения, о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можно читать, можно просмотреть, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка.

Выпуск газеты – достаточно трудоемкая работа, требующая определенной подготовки, ведь нужно продумать саму форму, т.к. наша газета не традиционная как из типографии, а сделанная своими руками. Все педагоги, работавшие над выпуском газеты, искренне стремились выполнить это дело компетентно и качественно. Основные критерии, на которые ориентировался педагог при выпуске газеты:

наличие информации о:

  • мероприятиях группы с детьми в данном направлении
  • информационных рубрик с привлечением специалистов, ст. медсестры
  • эстетичность, оригинальность оформления газеты
  • размещение в уголке для родителей

нетрадиционные формы работы с родителями в доу.docx

Картинками

Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество ­ это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка. Главный момент в контексте "семья ­ дошкольное учреждение" ­ личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Нетрадиционные формы общения педагога с родителями В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм. Информационно­аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы. Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся: праздники «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Кто быстрее соберет ребенка в детский сад? ». Познавательные формы. Повышение психолого­педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей

Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков. «Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели. «Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». «Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику. «Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения. Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, ­ смеется,

бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации? Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др. Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" ­ "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе ­ это значит..." или "Для меня диалог с ребенком ­ это..." Мать или отец должны закончить предложение. Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности. Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями. Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений. Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Участие родителей в образовательной, в совместной досуговой деятельности безусловно очень важно. И мы педагоги, должны вовлекать родителей как можно

активнее в этот процесс. Можно предложить выбрать родителям тему из близкой им области знаний и подготовить занятие вместе со своим ребенком, при этом объяснить, чтобы это был не рассказ, а конкурсы, эксперименты, игры, в которых активно поучаствовали бы другие дети. Роль педагога часто бывает привлекательна для родителей, и они охотно включаются в воспитательно­образовательный процесс. Общие праздники и игры, совместное планирование, обмен идеями, заучивание стихов, песен, работа над ролью, помощь в изготовлении костюмов, сюрпризов, подарков ­такой подход побуждает родителей, детей и педагогов к творческому сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы. Таким образом, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно­образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно­положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных, опекунских семьях.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей .

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (см. табл. 2).

Таблица 2

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Социологические опросы

Социологические срезы

анкетирование

почтовый ящик

информационные корзины

Досуговые

Призваны устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

"Встреча Нового года"

"Масленица"

"Праздник мам"

"Праздник урожая"

"Спортивный праздник с родителями"

"Дог-шоу", "Семейные театры"

различные выставки

Познавате-льные

Направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы

педагогический брифинг,

педагогическая гостиная,

проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме,

устные педагогические журналы,

игры с педагогическим содержанием,

педагогическая библиотека для родителей

"Педагогическое поле чудес"

"Театральная пятница"

"Педагогический случай"

"Что? Где? Когда?"

"Круглый стол"

"Телефон доверия"

Наглядно-информационные:

информационно-ознакомительная форма;

информационно-просветительская форма

Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.

дни открытых дверей

открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.

выставки детских работ

выставки совместных работ детей и родителей

информационные проспекты для родителей,

видеоролики о жизни ДОУ

выпуск газет,

организация мини-библиотек

использование современных технологий

Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

информационные стенды

папки-передвижки

тематические выставки

минигазеты

библиотеки по основным проблемам семейной педагогики

Основной задачей информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного взаимодействия с их родителями.

Досуговые формы организации взаимодействия призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как "Встреча Нового года", "Лучший папа", "Папа, мама, я - дружная семья" и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации взаимодействия педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам взаимодействия, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся взаимодействия на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Познавательные формы организации взаимодействия педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

Наглядно-информационные формы организации взаимодействия педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Таким образом, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.


Коллективные формы 1. Родительские собрания (общие, групповые) – форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. 2. Конференции . 3. «Круглые столы». 4. Экскурсия по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.
Индивидуальные формы 1. Педагогические беседы с родителями . 2. Тематические консультации (могут проводиться воспитателем и специалистами). 3. «Заочные» консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей. 4. Посещение семьи ребенка . 5. Переписка с родителями, индивидуальные памятки .
Наглядно- информационные формы - записи на магнитофон бесед с детьми; - видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; - фотографии; - выставки детских работ; - стенды, ширмы, папки-передвижки.

Нетрадиционные формы – формы общения с родителями, которые построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей (Т. В. Кротова).


Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. - семинары-практикумы; - педагогический брифинг; - педагогическая гостиная; - проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, например игры «Педагогическое поле чудес») - устные педагогические журналы; - педагогическая библиотека для родителей; - заседания клубов для родителей.
Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. - информационные проспекты для родителей; - организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет; - организация мини- библиотек.

Нетрадиционные формы сотрудничества с семьей эффективны, если уделять внимание педагогическому содержанию мероприятий , а не развлекательной стороне.


ТЕМА 12.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОУ И ШКОЛЫ

Преемственность – это закономерность развития, предполагает связь того, что достигнуто, и того, что служит дальнейшему развитию.

Согласованность содержания и требований программ воспитания в подготовительных группах детского сада и первых классах школы Совершенствование содержания обучения в детском саду по линии формирования систем знаний предусматривает: - усвоение детьми системы знаний в таких областях, как природа, жизнь людей, мир искусства; - умственную подготовку (развитие монологической речи, произвольного внимания, словесно- логического мышления).
Согласованность в формах и методах работы с детьми В обучении детей подготовительной группы используются активные методы обучения, большое значение имеют словесные методы обучения; особое место отводится дидактическим играм.
Согласованность в условиях воспитания и обучения Особенности организации педагогического процесса в подготовительной группе ДОУ: направленность на воспитание личностных качеств детей, необходимых в школьном обучении: самостоятельности, ответственности, произвольности, любознательности, общительности, креативности; освоение новых форм сотрудничества в свободной и регламентированной деятельности со сверстниками, учителями, младшими школьниками; выдвижение общественной направленности деятельности и предъявление требований к достижению ее результатов; сокращение времени на выполнение режимных процессов; увеличение времени занятий, их количества, создание в группе учебной зоны; постановка педагогом целей формирования у детей элементов учебной деятельности; оценивание качества выполнения задания, умений сохранять темп работы, осуществлять самоконтроль; осуществление работы с родителями с целью решения задач подготовки к обучению в школе.

В 1996 Коллегия Минобразования РФ зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования. Ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального образования

приоритет личностного развития ребенка . На современном этапе понятие преемственность включает в себя следующие характеристики: интегративные (взаимопроникновение целей, содержания, ценностей, технологий); эмоциональные (приоритет положительных эмоций в процессе обучения, воспитания, развития); деятельностные (связь ведущих видов деятельности); содержательные (преемственность между знаниями об окружающем и способами познания); коммуникативные (развитие диалогических способов познания, культуры общения).

Аспекты преемственности в системе «ДОУ – начальная школа».

Информационно- просветительский аспект - взаимное знакомство учителей и воспитателей с задачами образовательного процесса в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте; - изучение содержания образовательных программ; - изучение особенностей развития, воспитания, обучения детей этих возрастных групп. Формы сотрудничества: совместные педагогические советы, семинары-практикумы, лекции по вопросам развития детей, трудностей адаптации к школе и т.п.
Методический аспект - взаимное ознакомление с формами и методами образовательной деятельности в ДОУ и начальной школе; - установление преемственности в формах, методах, средствах организации занятий по основным предметам. Формы сотрудничества: взаимопосещение, анализ занятий в ДОУ и уроков в начальной школе, семинары-практикумы по отдельным методикам, обмен передовым педагогическим опытом, взаимное консультирование, методические совещания.
Практический аспект - предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками в ДОУ; - курирование воспитателями своих выпускников в процессе их обучения в первом классе. Форма сотрудничества – взаимопосещения.

Условия эффективности взаимосвязи ДОУ со школой: постоянство связей определенных ДОУ с определенными школами; долгосрочность сотрудничества; н аличие плановости и системы в работе; реальность, содержательность и конкретность плана сотрудничества ДОУ и школы.

Варианты решения проблемы преемственности в современных условиях.


1. Комплекс «Детский сад – начальная школа» (одновременное воспитание и обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста).

Достоинства Недостатки
1) Экономическая выгодность, т.е. рациональное использование зданий детского сада и школы. 2) Безболезненное прохождение социальной адаптации детей за счет непрерывного посещения одного и того же учреждения в течение дошкольного и младшего школьного возраста. 3) Возможность разновозрастных контактов между детьми, что ставит старших в позицию взрослых, ответственных за младших, у малышей формируется содержательный образ школьника. 1) Возможен вариант формального сосуществования детского сада и школы под одной крышей. 2) Отсутствие или несовершенство программ для таких комплексов. 3) Нехватка помещений для проведения перемен, физкультурных занятий, организации питания.

2. Раннее предметное обучение дошкольников (школы раннего развития, прогимназии, группы подготовки к школе на базе ДОУ, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования).

Черты организации раннего предметного обучения:

1- Увеличение количества занятий с разными специалистами, функциональный характер отношений с ними.

2- Уплотненность режима дня, сокращение времени на свободную деятельность.

3- Изменение характера общения со сверстниками, отчуждение детей друг от друга, ревностно-отрицательные отношения между детьми.

4- Изменение отношений с родителями: утрата эмоционального контакта, ориентированность на успеваемость ребенка.

5- Изменение системы требований к ребенку, предъявление требований успеваемости, тогда как дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования ценностного отношения к себе и другим.

6- Изменение внутренней позиции ребенка, отождествление своей личности с результатами своей учебы («Я плохой, я плохо учусь»).

Условия эффективности раннего предметного обучения:

ü Обучение дошкольников на основе игры и других видов детской деятельности, в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности.

ü Обеспечение постепенного перехода детей от свободных форм деятельности к регламентированным.

ü Подготовка ребенка к овладению деловым стилем отношений со взрослым и сотрудничеством со сверстниками.

ü Разработка и улучшение программного обеспечения (программы должны быть нацелены на личностный рост ребенка).

ü Интеграция предметных областей знаний (ИЗО и речь, ИЗО и музыка, математика и конструирование, экология и социализация и др.).


а) основная литература

1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М., 2007.

2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 2005.

3. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н.А. и др. – М.,

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2011.

5. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. –

б) дополнительная литература

1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. – М., 2009.

2. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. – М., 2010.

3. Арапова-Пискарева Н. О проблемах преемственности, подготовки к школе и раннего обучения // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 5.

4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста. - М., 2005.

5. Буре Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса

// Дошкольное воспитание. – 1991. - № 10.

6. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002.

7. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жиличкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья – Единое пространство детского развития. – М., 2001.

8. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. Ч. 1, Ч. 2.

9. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.,

10. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.

12. Ковалева Г., Литвин Л. «Не навреди!» или придет ли предметная система в детский сад // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 1.

13. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 9.

14. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование – единый развивающийся мир // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 6.

15. Кудрявцев В.Т., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3-4.

16. Мухаметзянов Р. Детский сад – начальная школа: о некоторых аспектах преемственности // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 6.

17. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.

18. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. – 1997.- № 3.

19. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации. – М.,

20. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.

21. Скоролупова О.А. ФГТ в дошкольном образовании. Типовое положение о ДОУ

(2012). – М., 2012.


22. Скоролупова О., Федина Н. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 5.

23. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7.

24. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.

25. Солодянкина О.В. Сотрудничество ДОУ с семьей. – М., 2004.

26. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1984.

27. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1981.

28. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. – 1998. - № 1.

29. Чепель Т., Яковенко Т. Новые подходы к проблеме преемственности детского сада и школы в новых условиях // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9.

30. Чумичева Р.М. Проектирование системы непрерывного дошкольного и начального образования на интегративной основе // Детский сад от А до Я. – 2004. - № 6.

в) комплексные образовательные программы для ДОУ

1. Детство: Программа развития и воспитания дошкольников. – СПб., 2011.

2. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. – М., 2003.

3. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М., 2001.

4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. – М., 2001.

5. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 2004.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд. – М., 2009.

7. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; науч. рук. Т.Н. Доронова. – М., 2003.


Учебное издание

Инесса Олеговна Карелина

кандидат педагогических наук, доцент