Праздник русской березки в начальной школе. Сценарий летнего развлечения на улице «Праздник Русской березки. Звучит мелодия, и дети прикрепляют свои березы

Праздник русской березки. Сценарий

Автор: Вахтерова Татьяна Борисовна, учитель начальных классов
Место работы МБОО « Ямашинская СОШ» Республика Татарстан с. Ямаши

Сценарий праздника русской березки

И как тут не сказать, друзья,
Что для меня берёзка эта –
Мой край родной и песнь моя.
Дети исполняют хоровод “Во поле берёза стояла”
Рассказчица: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вместе с вами встретить праздник, который издавна встречали в России, связанный с почитанием растительности. Из века в век главная роль отводилась белоствольной зеленокудрой берёзе. Это время девичьих хороводов, завивания берёз ленточками, у которых кумились подружки, пора таинственных гаданий на “урожай”, “судьбу”. Издавна русский народ славился трудолюбием. Прежде чем берёзку завивать, нужно было рано с зорькой подняться, по воду сходить.
Девочка с атрибутами – коромыслом и ведёрками – выходит на середину зала.
Инсценируется песня “Пошла млада за водой”
Звучит таинственная музыка… Из-за домика появляется Леший.
Леший: Я – Леший мужик, конопляный шлык. Моховая борода, лыком связанная. Кто здесь шуметь изволит, кто Лешего-то беспокоит?
Рассказчица: Конец зиме, Леший. Дети весну встречают. Полно Зимушке зимовать, пора матушке Весне наступать.
Леший: Конец зиме! Ура! Ура! Пришла, пришла весны пора!
И лес от спячки просыпается, в наряд зелёный одевается.
И солнце греет всё теплей, запели птицы веселей.
Под щебет птичий сладко спится, вы ж продолжайте веселиться.
Сторожку Леший отсторожил, ныряй в дупло и спи.
Ложится у домика. Издалека слышится песня Берёзки “Придите вы, девицы”. (фонограмма.) Хромая, входит Кикимора
Кикимора Ишь, распелась, раззеленелась, завивать зовёт. Да не бывать этому! (Подходит к Лешему): Вставай, лентяй, поднимайся лежебока!
Леший (подпрыгивает) : А? Что? Где?
Кикимора: Скорей, Леший, пойдём к берёзке, сейчас её девицы завивать придут.
Леший: Вот здорово!
Кикимора: Что хорошего? Подумай-ка своей деревянной головой. Песни тут распевать начнут, спать тебе не дадут, и не будет нам покоя.
Леший: Что же делать?
(Кикимора под руку выводит Лешего на середину зала).
Кикимора: Мы пойдём, пойдём погуляем, Леший, а?
Леший: Погуляем!
Кикимора: Белую берёзку заломаем?
Леший: Заломаем!
Кикимора: А потом её закопаем!
Леший : Правильно! Закопаем! (убегают).
Рассказчица: Скорее, девицы, скорее, красавицы, идите берёзоньку завивать!
Девочка: Пойдёмте мы, девицы, в луга - лужочки, завивать веночки! На годы добрые!
Девочки (поочерёдно): Скворушка, прилетай, себе домик выбирай! На дереве высоком, с крылечком широким! Ты почаще свищи, да позвонче дуди, звонки песни выводи!
Слышится пение птиц (звуковой эффект). Девочки ходят среди берёз, слушают пение птиц.
Рассказчица : Берёзка к себе гукала, добрых гостей зазывала.
Выходит Берёзка: Ходите, девушки, ко мне гулять! Меня, белую берёзу украшать! А я сама к вам согнусь, в зелёные венки повьюсь.
Дети исполняют хоровод “Как пошли девицы во луги гулять”
(Девочки ленточками завивают берёзку).

Берёзка: Кумушки, голубушки, кумитеся, любитеся!
Девочки: Покумимся, кумушки! Чтобы нам не браниться, вечно дружиться. (троекратно целуются через веночки).
Возвращаясь из леса, девочки: Уж мы, девушки, дело сделали, Уж мы белую берёзоньку завили.
1 девочка: Уж мы первый веночек – за батюшку.
2 девочка: Уж второй-то венок – за матушку.
3 девочка: А третий венок – за саму себя.
Направляются к реке (запись – шум реки).
1 девочка:
Пойду – выйду я на реченьку,
Стану я стану на крутом берегу,
Кину я кину веночек на воду,
Отойду подале, погляжу:
Тонет ли, не тонет ли венок мой на воде?
(пускает веночек в воду).
2 девочка: Чей веночек плывёт?
1 девочка: Мой!
2 девочка: А где Сима? Ау!!!
Сима: Ау!!! Девочки! Посмотрите, какие грибочки я нашла!
(Девочки подбегая): Какие же это грибочки? Это же мухоморы!
(Мальчики – мухоморы снимают шапочки, встают, выставляя ногу на пятку, показывают себя в грудь)
: Это мы – то мухоморы?
Мальчики приглашают девочек на русский танец. Дети исполняют “Кадриль” муз. В. Темнова
Дети (с места, по очереди):
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Починить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Остались ворот да рукава!
- Ты пирог ел?
- Нет, не ел.
- А вкусный был?
- Очень!
Кикимора и Леший под огромной шляпой мухомора подползают к Берёзке (снимают шляпу).
-Ага! Попалась!
Берёзка: Ой, девицы-красавицы, спасите! (убегает, прячется за детьми)
Кикимора: Отдайте Берёзку по добру, по - здорову! (Дети не отдают).
Кикимора грозит палкой: Всё равно я вас перехитрю и Берёзку в лес уведу!
Рассказчица: Мы тебя, Берёзка, в обиду не дадим, пойдём с нами песни петь, хороводы водить.
Хоровод “Деревенский хоровод”
Берёзка: Спасибо, родимые, что в беде не оставили, защитили Берёзку! А сейчас я хочу поиграть с вами. Я буду вам петь прибаутки о летающих птицах и насекомых, а вы все должны говорить слова: “Летят, летят” и при этом поднимать руки. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры.
Поёт: 1. Грачи летят, на всю Русь кричат: У-гу-гу, мы несём весну!
(Берёзка поднимает руки вверх, показывает, как летят грачи. “Летят, летят!” - кричат дети и поднимают руки).
2.Журавли летят, на всю Русь кричат: у-гу-гу, не догнать нас никому!
3. Поросята летят, полосаты, визжат: хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!
Летят! Летят! (вбегая, кричат Кикимора и Леший), одновременно машут руками.
Рассказчица: Так это вы хотели весь праздник нам испортить, и Берёзку в лесную глушь увести? Уходите! Уходите!
Кикимора и Леший: Вы нас, дети, не гоните. Вы простите нас, простите. Будем с вами мы дружить, будем лес ваш сторожить! Мы мириться к вам пришли и подарки принесли.
(Раздают детям деревянные ложки. Говорят детям, что они сами их вырезали и просят детей станцевать с ними).
Дети (поочерёдно): Эх, топну ногой, да притопну ножками. Развесёлый у нас будет танец с ложками!
Дети исполняют “Русский танец”
Рассказчица: Вот так весело праздновали этот праздник на Руси. (Угощает детей печеньем в форме птиц).
Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы на ней цвели цветы, пели птицы, журчали чистые родники и шелестели белоствольные берёзы…

Такой праздник я готовила впервые. Изучив большое количество сценариев в интернете,предлагаю свой сценарий мероприятия, полученный в результате их обработки. Праздник разделен на несколько частей:

1 - Береза - символ России

2 - Красота березы в поэзии и картинах русских художников

3 - Полезные свойства березы

4 - Православный праздник Троица (традиции и обряды)

5 - Солдатские березки

Каждую часть репетировала с ребятами отдельно, только на празднике они увидели выступления друг друга. А вот песни и танцы готовили все вместе, так веселее.

На праздник мы пригласили ребят второго класса. Они были не просто зрителями, но и участниками: пели песни, водили хороводы, подготовили танец с ложками. Праздник получился интересным и познавательным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Букова М.В.

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №72

Калининского района

Санкт-Петербурга

Сценарная разработка

Праздника русской березки

Праздник открывается презентацией. Звучит песня "От чего так в России березы шумят" на экране сменяют друг друга фотографии берез в разные времена года.

Ведущий. - Красавицей русских лесов называют люди березку. Стройная, с тонкими, длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Ее знают все - это символ и гордость русского народа. Россия и береза. Эти два слова слиты воедино.

1- ученик. На полянке,

На пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурая березка -

Символ Родины моей

2 ученик. Березы русские, родные!

О вас и пишут и поют,

Разливы ваши снеговые

И мне покоя не дают.

3 ученик. Пускай зовут в дорогу дали,

Но где бы жить не довелось,

Я не могу себе представить

Мою Россию без берез.

4 ученик. Ты до того, березонька, красива

И в жаркий полдень,

И в часы росы,

Что без тебя не мыслима Россия.

И я не мыслим без твоей красы.

5 ученик. Белолицая, белоствольная,

Как невеста, горда и нежна,

Словно русская песня раздольная

К небесам устремилась она.

Исполняют песню "Березы" муз. Синельниковой сл. Сухова.

Ведущий. Прекрасна русская береза и в чистом поле, и на светлой лесной полянке. Нет дерева в России, которому так повезло бы и в музыке, и в живописи, и в литературе. Многие поэты посвятили свои стихи березке.

1 ученик.

Белая береза

С. Есенин

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

2 ученик. А вот еще несколько строк из другого стихотворения С. Есенина.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

3 ученик.

Люблю березку русскую

А. Прокофьев

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То яркую, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится,

И гнется, но не ломится.

Дети исполняют песню "Талисманы" муз. В. Плешака сл. В. Сергеевой.

Когда дети читают стихи и поют песню на экране появляются репродукции картин известных художников:

И.И. Шишкин "Березовая роща", А. Куинджи "Березовая роща",

И. Левитан "Березовая роща", "Золотая осень", "Март"

А. Саврасов "Грачи прилетели", И. Грабарь "Февральская лазурь".

III.

1 ученик. Русский народ давно оценил полезность этого дерева, все из березы идет в дело.

2 ученик. Человек научился использовать это дерево до того, как изобрел бумагу. Люди писали на бересте и получались берестяные грамоты - так в древности называли письма и документы.

3 ученик . Из бересты мастерили туеса, лукошки для сбора грибов и ягод, из веток плетут корзины, делают мётлы, веники.

4 ученик . В народной медицине используют почки, кору, сережки, листья березы, а сок этого дерева полезный и вкусный. Но собирать его надо осторожно, чтобы не навредить дереву. Раненое дерево быстро погибает.

5 ученик . Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, скипидар, древесный спирт, уксус.

6ученик. Березовые дрова - лучшее топливо в русских печах, тепла дают много, горят быстро и жарко.

7 ученик. А как можно представить себе русскую парную без березового веника, он и хворь всю выгоняет и силу телу придает.

Выходит старый сгорбленный старик и старуха с веником и шайкой.

Дед. Домик на горе стоит,

Из трубы дымок валит.

Веник я сломал большой,

Буду парится с душой!

Не из клена, не из дуба,

А с березы возле клуба.

Наломал охапок пять,

Будет в бане чем махать.

Старуха. Баня топится с обеда!

Парься лучше, дорогой,

Будешь вечно молодой!

Дед уходит с веником за декорацию париться.

Ведущий. Долго дедушка пыхтел,

Выходить он не хотел!

Так прошел один часок,

Перестал валить дымок.

Смотрит бабка - перед ней

Королевич Елисей!

Из бани выходит помолодевший дед.

Старуха. Где мой дед? Скажи на милость!

Что со старым приключилось?

Дед. Ты, старуха, глаз раскрой,

Пред тобой твой дед родной!

Здесь во всем он виноват . (Показывает на веник)

Старуха подхватывает веник, исчезает в бане.

Ведущий. Покупайте веники!

Дед. Вы не пожалеете!

Хором. Лет на 20 сразу с ними

Вы помолодеете.

8 ученик. А еще береза придает человеку силу и энергию. Подойдите к березе, прижмитесь к ней всем телом и почувствуете, как в вас вливаются силы этого дерева, проходит тоска, боль, улучшается настроение и на душе становится спокойно и радостно. Но оказывает она помощь не каждому. Завистливый, недоброжелательный, злобный человек не может на нее рассчитывать. Не даст она ему своего тепла и силы. Людей же добрых одаривает сверх нормы.

Ребята исполняют танец с ложками.

1 ученик. На Руси существует праздник - Троица. Празднуют его в июне. Люди прощаются с весной и встречают лето. Главным персонажем праздника является березка.

2 ученик. К празднику заготавливалась троицкая зелень - срубленные молодые березки, ветки березы, клена, дуба, липы, рябины, орешника, а также травы и цветы; затем из нее плели венки, носили их голове, украшали зеленью дома снаружи и внутри, затыкали во все хозяйственные постройки, ворота, колодцы.

3 ученик. Молодежь с венками на голове водила хороводы, играла в горелки.

Дети поют песню "Во поле береза стояла" под аккомпанемент баяна и водят хоровод.

Девочки садятся "вокруг озера" и рассказывают.

4 ученица . Ближе к вечеру девушки гадали у реки, бросая венки в воду.

Если венок поплывет - счастье, утонет - несчастье.

5 ученица. Если венок завертится на одном месте - расстройство свадьбы, семейные ссоры.

6 ученица. А если остановится на одном месте - год не быть замужем.

7 ученица. В какую сторону вода понесет венок, в ту сторону и замуж идти.

8 ученица . Чей венок принесет к берегу первым, та из гадающих первая выйдет замуж.

Дети исполняют веселый танец под песню И. Купалы "Брови".

Фонограмма "В лесу прифронтовом".

1 ученик. Стоит она возле ограды

Одна на погосте.

Осколки фашистских снарядов

Оставили след на бересте.

Стрелял чужеземец,

Но чудом она уцелела.

Стоит она, словно дивчина,

На месте расстрела.

2 ученик. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны, лучших свидетелей не найти.

3 ученик. В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березку, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

4 ученик. За селом, вдали, на перекрестке

Полевых, едва заметных троп,

Я узнал солдатские березки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки от их взрывов и огня...

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

С той поры с любовью о березках

Говорили часто мне бойцы:

"Ты бы злую боль не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез".

Дети исполняют песню "Березовый сок"

муз. В. Баснера сл. М. Матусовского

1 ученик . Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,

Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берез.

2 ученик . Береза - символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

3 ученик.

Опять о них, кудрявых и белесых...

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

4 ученик.

«Россия», - шепчут мне березки,

«Россия», - шепчут камыши,

«Россия», - ключ журчит в ложбинке,

И я им тихо вторю: Русь!

Мне не трудны твои нагрузки;

Я в поле рос, я чубом рус.

И я люблю тебя по-русски,

Моя березовая Русь!

5 ученик.

Белая береза, мой поклон тебе,

Ты – в судьбе России и в соей судьбе.

Белая береза – русская земля,

И печаль, и радость, и любовь моя.

Праздник заканчивается презентацией. Звучит песня "Русские березы"

Муз. Е Ширяева. сл. Д. Нигматулина.


Праздник русской березки

Ход мероприятия.

Цель: расширить знания детей о русской березке, познакомиться с именами художников и поэтов, прославлявших красоту этого дерева, представить березу как символ России, как символ русских традиций, воспитывать эстетический вкус детей, чувства любви к природе, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

I . Организационный момент.

Загадка: - Стоит Алена,

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан .

II.Сообщение темы и цели мероприятия.

Наш праздник посвящен русской березке. Сегодня мы услышим много признаний в любви к настоящей русской красавице, узнаем много интересного об этом дереве.

Сейчас мы отправимся в путешествие, и первой нашей остановкой будет

«Полянка знакомств»

Ученица в образе березы:

Люди добрые, здравствуйте! От меня вам поклон земной. Вас на этом празднике я приветствую всей душой. Я – береза, лиственное дерево с тонкими розовато – коричневатыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками. Свое название я получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый. Прежде меня звали берзой, а теперь березой, березкой.

Береза я березонька,

Береза я белая,

Береза кудрявая.

Стою я, березонька.

Посредь долинушки,

На мне, березоньке,

Листья зеленные,

Подо мною, березонькой,

Трава шелковая.

-Белый ствол, чуть поникшие ветки.

Задушевный, задумчивый взор.

Тихо дремлют родные березы,

Украшая России простор.

Образ России немыслим без русской березки. Белоствольная, с развивающимися на ветру зелеными кудряшками. То немного задумчивая, то ясная, кипучая. Кто не

восхищался светло- изумрудной зеленью распускающихся листочков березы, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкой. А ее осенний золотой наряд украшает хмурый пейзаж. А какое великолепное зрелище представляет береза в зимнем серебристом уборе!

«Полянка изобразительного искусства»

Обратимся к знаменитой картине А. К. Соврасова «Грачи прилетели». В ней художник запечатлел березу и прилетевших с юга птиц. Их он сделал символом обновления жизни. И. И. Левитан увековечил пейзаж с задумчивыми русскими березами. Смотришь, и кажется: вот-вот из-за берез выйдут девушки с длинными косами и поплывут в дивном русском танце.

(танцуют девочки под русскую нар. песню «Во поле береза стояла»)

«Полянка русских традиций»

С глубокой древности березка почитается у русского народа как символ весны. И многие русские традиции связаны с березой.

По народному обычаю на русский праздник Семик береза была в центре праздника.

На Семик девушки шли в лес и тайно завивали венки на березах. Через венки целовались друг с другом, обменивались колечками, лентами, платками. И становились кумушками- подружками. А песни пели такие:

Березка, березка!

Завивайся, кудрява!

К тебе девушки пришли,

К тебе красные пришли,

Пироги принесли

Со яичницей.

Под тобой, березонька,

Не мак цветет,

Не огонь горит –

Красные девушки

В хороводе стоят,

Про тебя, березонька,

Все песни поют!

А какие умельцы живут на Русской земле. Какие замечательные вещи они делают из березы.

Об этом нам сейчас расскажут веселые скоморохи.

Скоморохи:

На таланты наша Родина щедра,

Всюду русские в почете мастера.

Сделать вещь красивую ловко –

Всегда нужна сноровка.

Вот к топору топорище -Товары у меня славные,

Коль сильна у вас ручища Занятные и забавные.

Раз махнешь одной рукой Есть прехитрые штуки Накидаешь дров горой. Позабавят от скуки.

Хочешь быстро пробежать,

Надо лыжи покупать.

Смотри, да любуйся

А долго не торгуйся

Веник венику не брат,

Этот жарит в бане,

Этот веник – вот чудак,

Пыль метет в чулане.

Подходи, смотри товар.

Что надо – отдам без заклада.

Трость купи и будешь рад,

Хоть она и не забава,

А придется вам по нраву.

А вот это – туесок!

Он не низок, не высок.

По грибы в лесок иди,

Полный туес принеси.

Девица, красавица!

Гляди сюда! Нравится?

Шкатулка просто диво,

Изящна и красива!

Драгоценности свои

Ты в шкатулочке храни!

«Поэтическая полянка»

Учитель: - А теперь я вас приглашаю на «Поэтическую полянку». Я хочу вам напомнить имя замечательного русского поэта:

В этом имени - слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берез и синь – рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней грусти,

Юности и чистоты.

Только скажут «Сергей Есенин»,

Всей России встают черты.

Вспомните стихотворение С.Есенина о березе. (чтение стихотворения)

А сейчас проведем конкурсное чтение стихотворение о березе и других поэтов.

Дети читают стихи.

П. Балацкий: М.Ероха:

Опять о них- кудрявых и белых. На полянке, на пригорке,

А что тут делать, если на Руси Под окном, среди полей

У всех дорог встречаются березы, Белокурая березка-

Хоть день, хоть вечность колеси. Символ Родины моей.

Ты до того, березонька, красива Белолицая, белоствольная,

И в жаркий полдень, и в часы росы, Как невеста, горда и нежна,

Что без тебя немыслима Россия, Словно русская песня раздольная

И я не мыслим без твоей красы. К небесам устремилась она.

В. Рождественский: О. Шестинский:

Чуть солнце пригрело откосы, Без березы не мыслю России.

И стало в лесу потеплей, Так светла по-славянски она,

Березка зеленые косы Что, быть может, в столетья иные

Развесила с тонких ветвей. От березы - вся Русь рождена.

Вся в белое платье одета, Под березами пели, женили,

В сережках, в листве кружевной, Выбирали коней на торгах,

Встречает горячее лето Дорогих матерей хоронили

Она на опушке лесной. Так, чтоб были березки в ногах.

Гроза ли над ней пронесется, Потому, знать, березы весною

Туманная ляжет ли мгла,- Человеческой жизнью живут:

Дождинки стряхнув, улыбнется То смеются зеленой листвою,

Березка- и вновь весела. То сережками слезы прольют.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,-

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется - в шуме березы

Есть русская наша душа.

Н. Рубцов: А. Прокофьев:

Русь моя! Люблю березку русскую,

Люблю твои березы, То светлую, то грустную.

С первых лет я с ними жил и рос, В светлом сарафанчике,

Потому и набегают слезы С платочками в карманчиках,

На глаза, отвыкшие от слез. С красными застежками.

С зелеными сережками.

Березка - лебедь белая, Люблю ее, нарядную,

Рядком с тобой стою, Родную, ненаглядную,

Тебе, моя, несмелая, То юную, кипучую,

Стихи я говорю. То грустную, плакучую.

Стоишь в лесу счастливая, Люблю березку русскую.

Веселым летним днем, Она всегда с подружками

Из- за тебя, красивая, Под ветром низко клонится

Светло в лесу кругом! И гнется, да не ломится!

«Полянка полезных информаций»

Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры. Береста – готовая бумага, деготь – лекарство. Дегтем пропитывали кожу при выделке, чистили обувь. Из бересты плели лапти, туфли, а из берестяных лент – ковры для пола, шкатулки. Трости из этого дерева отличаются изяществом, гибкостью, прочностью.

Вот как еще используется береза. Веником березовым полезно в бане париться, настоем листьев лечат ожоги, потливость ног. Березовый уголь – карболен (в медицине- активированный уголь) – принимают при отравлении. Почки березы используют как мочегонное, желчегонное, противовоспалительное средство.

Полезен и приятен березовый сок. Его издавна употребляли как напиток, делали квас. Сок пьют при цинге, ангине, малокровии, для укрепления организма. Им умываются, моют волосы для укрепления и роста. Даже больная береза помогает нам: наросты гриба – чаги используют для лечения тяжелых заболеваний, из него делают мази и капли при заболевании вен.

«Природоохранная полянка»

Сейчас мы отправляемся в гости к леснику.

Ребята, вы, конечно, узнали меня. Сейчас я расскажу вам очень грустный рассказ, а вы внимательно послушайте и сделайте выводы.

(рассказ лесника)

Ребята, что вы скажите о поступке мальчика? (ответы детей)

Вспомним правила поведения в природе.

На слайде:

    Не ломай ветки деревьев.

    Не повреждай кору деревьев.

    Не повреждай ягодные кустарники.

    Не рви цветы.

    Не разоряй муравейники.

    Не трогай птичьи гнезда.

    Не шуми и не сори.

Исполнение песни «То березка, то рябина»

III. Итог мероприятия.

Дети входят в музыкальный зал под мелодию русской народной песни «Во поле береза стояла», садятся на стулья.

Ведущая. Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте, мальчики!

Здравствуйте, гости дорогие и маленькие и большие!

Отгадайте-ка мою загадку:

Ветерок ласкает, веет, аромат цветов бодрит,

Травка в поле зеленеет, в небе радуга горит.

Кто знает, когда это бывает? (Летом)

Бабочка летает, солнышко пригревает,

Ягодка созревает, когда это бывает? (Летом)

А я знаю один секрет- считается, что лето наступает, когда в лесу начнёт куковать первая кукушка.

Кукушка труженица она одна истребляет вредных мохнатых гусениц, оберегая леса. Как поёт кукушка каждый знает, песенку её давайте послушаем.

Ну, прокуковала кукушка, теперь можно и праздник начинать, праздник девиц красавиц, праздник березоньки--ТРОИЦА

Будем радоваться лету, теплым, ласковым ветрам,

Будем радоваться свету, солнцу, бабочкам, цветам.

На лесной поляночке светятся беляночки.

Стройные, ядреные деревца зеленые.

Распустили косыньки русские березоньки.

Песня «Березка» муз. и сл. Артюховой

Ведущая . Березка- любимое дерево всех русских людей.

Это- символ России. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной, красивой девушкой.

Будем и мы березку величать, красоту её воспевать.

Не зря берёзка стала центром праздника ТРОИЦЫ. Наши предки знали цену этому дереву, именно про него сложена загадка:

Стоит дерево кудряво,

На этом дереве пять угодьев:

Первое угодье - хворому здоровье,

Другое угодье - разбитому крепость,

Третье угодье – запертое море,

Четвертое угодье – малому угроза,

Пятое угодье – ночной свет.

Долгое время изба освещалась берёзовой лучиной (тонкой щепочкой),

Под неё обязательно ставилось корытце с водой,и обгоревшие кусочки лучины падали и гасли- можно было не опасаться пожара в деревянной избе.

Сок берёзовый из» некопаного колодезя» и сейчас рекомендуют для лечения авитаминоза, он богат витаминами.

Про берёзовый веник знают все, даже те, кто не посещает баню, все хвори выгоняет, душу веселит, тело радует.

А вода в которой запаривали берёзовый веник, использовалась для споласкивания волос – будут легкими, шелковистыми да здоровыми.

Берёзовая кора – БЕРЕСТА служила вместо бумаги, на ней в давние времена писали послания, письма.

На праздник ТРОИЦУ обязательно украшали ветками березы дома.

Ребенок старшей группы .

1 .Я - мальчишка, парень русский,

Этим очень я горжусь.

Я люблю тебя, родная

Моя березовая Русь!

2. Ты расти, моя красивая, расти,

Всем на радость,зеленая, шелести.

Ты расти, расти, березка, вырастай.

Всем на радость, зеленая, расцветай.

3 .Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

4 .Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Весною хороводится

Под ветром долу клонится

И гнется, но не ломится.

Хоровод «Ай, да березка. »

Ведущая .Звонко пел среди ветвей

Свои песни соловей.

Песня «Соловушка» Н. Лукониной)

Ребенок в шапочке-маске соловья.

Веточки у березки кудрявые, кудрявые, моложавые,

Люблю к березке прилетать,

Песни звонкие распевать.

Ведущая .

Звонко соловей поет, детям спать не дает,

Загадки отгадаем и вместе поиграем.

У березки хороводом ходили,

Песни пели, а ленточку не подарили.

Березку как девочку нарядим

Ленты и бантики подарим.

Игра «Кто больше завяжет лент и бантиков»

Ведущая.

На Троицу девицы завивали лентами веточки берёзы, загадывая желание, водили хороводы, кумились, хоронили кукушечку (птичку из сухой травы), не заботящуюся о потомстве, как бы отказываясь от кукушества. Кумились девушки в возрасте невесты и говорили такие слова: Давай, кума, кумиться, чтоб нам с тобою весь год не браниться! Потом девицы шли к речке, бросали в воду венки (символ невинности) И потому, как они поплывут, определяли судьбу. Вода в Троицу тоже именинница. Нельзя белье стирать, полы мыть. На поляне устраивалась ритуальная трапеза- пироги да яичница.

Ведущая . А теперь на луг пойдем, хоровод там заведем.

«Мы на луг ходили» хоровод муз. А.Филиппенко? сл. Т. Волгиной (исп. дети младшей гр.)

Ведущая.

У зайчонка- лапочки потерялись тапочки.

Ходит зайка сам не свой по траве, по стежке,

Ходит заинька босой, исколол все ножки.

Ребенок в маске-шапочке зайца.

Я к березке подойду,

Себе лыка надеру,

Лапоточки сплету.

Ведущая

Косой-косой, не ходи босой

А ходи обутый, лапочки закутай.

Давайте научим зайчика ходить обутым,

зайка хотел лыко драть, лапти плести - вот такие.

У нас они есть, да большие.

Лапоть надевай, до пенька добегай,

Заиньку морковкой угощай.

Хороводная игра «Зайка» (играют дети младшей группы.)

Ведущая.

Только заинька убежал, опять чьи-то ножки стучат по дорожке.

Сзади - хвостик, спереди – рожки, это же коза, зеленые глаза.

Ребенок в маске- шапочке козы.

Ай да березка, зеленые ветки,

Свежая зелень вкуснее конфетки.

Я листочки пожую, очень кушать я хочу.

Ведущая

Ребятки, надо козочку накормить и водой напоить.

Чтоб воды козе набрать будем мы сейчас играть.

Игра «Перенеси ведро по кирпичикам»

Ведущая.

Напилась козочка вкусной водицы,

Хочет с нами поиграть, подружиться.

Русская народная хороводная игра «Коза».

Ведущая.

С козой мы поиграли, попрыгали, устали.

А теперь мы посидим, друг на друга поглядим,

Загадки отгадаем,

Кто смышленый, поглядим.

Два рога, да не бык, шесть ног без копыт,

Летит - воет, сядет - землю роет…………………………………........Жук

Шевелились у цветка все четыре лепестка.,

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел…………………………Бабочка.

Прыгает пружинка, зелененькая спинка,

С травки на былинку, с ветки на тропинку………………………………Кузнечик.

Пришли мужички без топоров,

Построили дом без углов…………………………………………………………..Муравьи

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,

Важно по двору идет, песни звонкие поет…………………………………Петух.

Ребенок в маске- шапочке петуха.

Сегодня в баню я пойду, веник нужен петуху,

Веничек полезный, поможет от болезни.

Ведущая.

Петя- Петя, Петушок, Золотистый гребешок,

березку не ломай, с нами поиграй.

Игра «Со стульями».

Ведущая.

Весело на лугу, петь и играть,

Будем частушки мы распевать.

ЧАСТУШКИ.

Заиграй повеселей гармонь моя весёлая,

Мы пришли сюда встречать Троицу зелёную.

Вот девчата ходят, ходят, ходят хороводятся,

Вот уже который год всё на нас охотятся.

Не стой,милый у ворот, не маши картузиком,

Всё равно гулять не буду с таким карапузиком.

Ой ты Ваня- простота, купил лошадь без хвоста,

Сел задом на перёд и поехал в огород.

А наш Димка-невидимка на коне катался,

На берёзу наскочил, без лаптей остался.

А у Кати на носу ели кошки колбасу,

Ели- наедалися, над Катей потешалися.

Андрей- воробей продавал червей,

На тарелочке носил, три копеечки просил.

А Наташка- пышка на улицу вышла,

На лавочку села, комарика съела.

Мы частушки петь кончаем до другого вечера,

А вы сидите до утра, коли делать нечего.

Ведущий

Берёзка моя березонька , березка моя белая,

Березка моя, раскудрявая!

Стоишь ты, березонька, посреди долинушки,

Близ тебе, березонька, трава шелковая,

Там красны девицы венки вьют, плетут,

Песни поют.

Песня « Со вьюном я хожу». Исп. дети средней группы

Ведущая

На поляне мы с березкой хоровод водили,

Песни пели, стихи читали, играли.

Березу мы любим, почитаем,

В стихах и песнях прославляем.

Ты в любое время года чудо- хороша,

И для русского народа ты его душа.

Праздник нам заканчивать пора.

Радует и песня и игра.

Радует любое время года,

Любимая Россия и её природа.

К березке будем приходить,

Песни петь и хороводы водить.