Примерный перечень трудовых поручений. Воспитание трудовой деятельности в первой младшей группе доу Труд 1 младшая группа


Конспект проведения трудовой деятельности, хозяйственно бытовой труд в 1 младшей группе
«В гости к Чебурашке»
Цель: сформировать навык элементарной трудовой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать закреплять умение детей здороваться и прощаться; учить быть внимательными к окружающим, оказывать посильную помощь; учить сервировать стол с помощью воспитателя,
Развивающие:
закреплять знание чайной посуды и других принадлежностей, которые необходимы для сервировке стола; развивать речь, интерес к движениям под музыку; обогащать словарь детей;
Воспитательные:
продолжать прививать культурно-гигиенические навыки.
Организующая среда:
Костюмы для персонажей, чайная посуда, скатерть, ваза с печеньями салфетки для сервировки стола, магнитофон.
Методика проведения:
Беседа, показ, художественное слово, игровой прием, практический выполнение детьми игровых упражнений в сопровождении с музыкой и без музыки, сюрпризный момент – персонажи.
Методы здоровьесберегающие технологии
Физминутки «Каравай, Каравай»,
Самомассаж «Умывалочка»
Ход занятия
Дети входят в группу здороваются с гостями и садятся на вагончики.
Организационный момент.
Вбегает сорока белобока: Кар-кар, у Чебурашки сегодня день рождения!!!
Кар-кар, у Чебурашки сегодня праздник!!! (Убегает)
Воспитатель: Дети, давайте пойдем к Чебурашке и поздравим его. Но мы не можем пойти с пустыми руками.
Сегодня, когда я шла в детский сад, нашла красивый шарик. Давайте, его подарим Чебурашке на день рождения. Как вы думаете Чебурашка обрадуется такому подарку.
Ответы детей.
Воспитатель: Подарок у нас есть, теперь можно отправляться в путь.
Под весёлую песню дети идут в гости к Чебурашке.
«Зашагали ножки топ-топ-топ».
Чебурашка сидит за столом.
Дети поздравляют Чебурашку с днем рождения и дарят ему подарок.
Чебурашка: Спасибо вам за поздравления. Только я ничего не успел приготовить к столу. Потому что, если честно, я не знаю как правильно накрывать на стол.
Воспитатель: Не расстраивайся Чебурашка, мы сейчас тебе поможем.
Дети, мы поможем Чебурашке?
Дети: Да.
Дети с помощью воспитателя накрывают стол.
Воспитатель: Какую надо взять посуду и принадлежности, чтобы всех чаем угостить?
Дети: чашки, блюдца, чайник, ложечки, сахар, ваза с конфетами, скатерть, салфетки.Воспитатель: Правильно, молодцы. А как все эти предметы можно назвать одним словом?
Дети по просьбе воспитателя по очереди приносят необходимые предметы.
Воспитатель: Семён, принеси, мне, пожалуйста, блюдце………….. и т.д. А я ещё поставлю на стол сахарницу и вазу для печенья и конфет.
Физминутка. «Каравай, каравай кого хочешь выбирай».
Воспитатель: Всё готово, но что необходимо сделать, перед тем как сесть за стол?
Дети отвечают.
Чебурашка: Ребята, а для чего нужно мыть руки перед едой?
Ответы детей.
Дети моют руки.
Самомассаж «Умывалочка»
Надо, надо нам умыться (хлопают)
Где тут чистая водица? (ладоши вверх)
Кран откроем - Ш-Ш-Ш (показывают, как открывают)
Ручки моем - Ш-Ш-Ш (растирают)
Щечки, шейку мы потрем (сверху вниз поглаживания)
И водичкой обольём, (показывают обливание).
Дети после умывания садятся за стол.
Чаепитие.
Фоновая заставка:
Ай, качи-качи-качи!
Глянь - баранки, калачи!
Глянь - баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи -
Все румяны, горячи.
Чебурашка: Спасибо, ребята, что устроили мне такой весёлый праздник. Мне всё понравилось. У меня тоже для вас есть сюрприз. (Чебурашка угощает детей яблоками).
Воспитатель: Что же, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Дети и воспитатель: До свидания, Чебурашка. Спасибо за гостинец.
Чебурашка: До свидания.
Под музыку дети возвращаться в детский сад.
(Фонограмма «По дороге с облаками»)
Итог занятия: - К кому в гости мы ходили?
- Почему мы отправились к Чебурашке?
- Какую посуду мы использовали для сервировки стола?
- Чем мы занимались у Чебурашки в гостях?
- Понравилось ли вам в гостях у Чебурашке?

Разделы: Работа с дошкольниками

Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей, он постоянен и необходим, хотя результаты его нередко не так заметны, как в других видах труда и наглядно ощутимы лишь непродолжительное время. Хозяйственно-бытовой труд создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения заметить беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление. В период дошкольного детства перечень видов деятельностей, в которых ребенок может достичь уровня самостоятельности невелик. В младшем и среднем возрасте таким видом деятельности, который превращается в формы самовоспитания и самообразования становится труд (самообслуживание и хозяйственно-бытовой).

В младшем возрасте необходимо раскрыть детям значение труда: трудиться – это значит заботиться о ком-то. Необходимо показать 5 компонентов трудовой деятельности:

  1. задумка
  2. материал (из чего делать)
  3. инструменты (чем делать)
  4. действия (делать по порядку)
  5. результат (что задумал, то и получил)

Предварительная работа заключается в следующем:

1. Ознакомление с предметом (чашкой).

А) показать чашку как чудо! Это чашка. У нее есть стеночки высокие, донышко без дырочек, ручка.

Б) узнавание чашки (чашка и стакан).

В) уговаривание Мишки (из чашки удобнее пить, есть ручка – держать).

Г) зачем нужна чашка.

Д) все берут чашку и показывают Мишке.

2. Ознакомление с материалом – на всех видах занятий через продуктивные виды деятельности учим выбирать материал.

3. Инструменты – показать все инструменты в работе.

После этого проводится занятие «Наблюдение за мытьем чашек няней».

Мотивация: есть потребность выпить морс, а чистой чашки нет ни у кого. Кто выручит? Няня. Показ мытья чашек дидактический. Дети увидят процесс мытья, каждый его компонент наглядно. Таких занятий должно быть два.

Цель второго иная: дети должны активно разговаривать с Мишкой, доказывать, убеждать его, что из грязной чашки пить нельзя. В этом смысл повторного занятия. Дети должны в речи осмыслить процесс, его компоненты:

  1. замысел – задумала няня сделать чашки чистыми.
  2. материал – собрала грязные чашки.
  3. средства – тазы, вода, мыло, губка, поднос и руки.
  4. действия, их порядок – сначала намылила, потом сполоснула, поставила сушить.
  5. результат – чистые и сухие чашки, которые готовы для морса.

Только после этого проводится фронтальное занятие по развитию у детей самостоятельности и самоорганизации в трудовой деятельности.

Столы ставятся в свободном месте группы, там, где будет педагог показывать образец деятельности. Поднос с грязными чашечками, запачканными землей так, чтобы дети четко видели что и донышко грязное, и стеночки и даже ручка и не только внутри, но и снаружи.

Мотивация. Куклы хотят пить. Напоите их молочком. Угощайте. Дети видят грязные чашечки. Начинают говорить: «Грязные, надо мыть».

Педагог: «А вы можете позаботиться о куклах? А как вы можете позаботиться? Садитесь, я вас научу, как сделать чашку чистой».

Дети садятся на стулья, стоящие полукругом, перед ними стол, за которым будет педагог. Он спрашивает:

  • что задумали сделать? (загибает мизинчик)
  • какие сейчас чашки? (безымянный)
  • возьму грязную чашку, поставлю ее на свой стол. Сделаю ее чистой. Приготовлю рукава, сделаю их короткими, проверю свой костюм (даем детям 3 правила работы, сформулированные Буре Р.С.: 1. костюм должен быть чистым. 2. рабочее место чистое, чтобы капелек воды не было ни на столе, ни на полу. 3. чашку – результат труда – сделаю чистой, чтобы куколке было приятно пить.) Смотрите, сейчас мой костюм чистый, стол – сухой, пол тоже, но чашка пока грязная. Теперь приготовлю все для работы. Педагог встает и приносит со скамейки, где лежит оборудование для детей, называет каждый предмет, фиксирует внимание на том, где его размещает на столе: « Принесу стул, поставлю с краю около стола 2 тазика: один на стол поставлю, второй на стул.»(для воспитателя переход ребенка от одного тазика к другому – сигнал, чтобы налить воду в тазик для споласкивания. Если сразу налить малышам воду в оба тазика, то они путают и пачкают воду в обоих тазиках, теряя цель труда).

Теперь принесу мыльницу с мылом, губку, салфетку. Положу мыльницу с мылом с правой стороны, салфетку на уголок. А теперь налью воду в первый тазик. Наливаю так аккуратно, чтобы ни одна капля воды на стол не упала. Возьму чашку, опущу в воду. Возьму губку в левую руку, мыло в правую – вот так, чуть намочу губку, отожму вот так, смотрите, чтобы капельки не капали с нее и теперь намылю губку: 1,2,3 – мыло положи (если это не сказать, то дети будут бесконечно тереть мылом губку). Все – губка мыльная. Достану чашку из воды, но не поднимаю над тазиком, руки держу внизу, в тазу, иначе капельки воды будут на столе. Начинаю тереть донышко, стеночки, ручку. Опущу в воду, дам воде стечь и посмотрю, есть ли еще где грязь? Нет. Вижу, что чашка мыльная, но уже без грязи. Опущу ее во второй тазик и перейду к нему. Теперь опять налью воды и буду споласкивать, теперь чашка чистая, но мокрая. Поставлю ее на салфетку сушить. Теперь все унесу, оставлю порядок.

Показ трудового процесса воспитателем отличается от того, как его делала няня. Задача няни – выделить в трудовом процессе основные компоненты: что задумала, из чего будет делать, чем делать, как делает. А задача педагога – показать технику трудовых действий, 4 компонента трудового процесса – как надо делать!

«Посмотрите, как понесу тазик с водой, чтобы не пролить на пол – вот так, за края двумя руками. Поднесу к ведру, наклонюсь и медленно солью воду в ведро, потом также принесу второй тазик. Затем протру их салфеткой, сложу стопочкой. Возьму салфетку, пойду проверю не осталось ли капелек воды на столе – протру стол, вот так. Уберу мыльницу с губкой в тазики. Теперь все чисто и сухо. Могу взять чашечку и идти угощать куклу? Нет, надо еще проверить костюм – опустить рукава, а потом идти к кукле.»

Мы специально не вводим клеенчатые передники, чтобы учить детей самоконтролю своих действий.

«Вот теперь и вы сделаете чашки чистыми. Приготовьте свой костюм.» дети берут чашку и каждый находит себе место, кто где хочет, кто с кем хочет работать рядом. Потом начинают переносить со скамейки все, что нужно для работы.

Педагог наблюдает, никаких указаний никому не дает. Цель – развивать самоорганизацию. Заметив, что кто-то уже готов, подхожу к ребенку, проверяю, называя каждый предмет: тазы есть, салфетка есть, мыльница есть (то, что у ребенка приготовлено). « Так, ты еще не готов. Подумай, что ты еще не принес». Отходит к следующему, опять лично называя ему предметы. Если все правильно – наливаем воду.

Во время работы педагог проходит, наблюдает, подсказывает, разговор с каждым тихий, личный. В группе спокойная, рабочая атмосфера, дети разговаривают сами с собой, показывают свою работу. Когда закончил работу, педагог спрашивает, что будешь делать дальше?

Надо поставить ведра, тазы, куда дети будут сливать воду в таком количестве, чтобы удобно было переносить на небольшое расстояние.

Ребенок убирает, берет свою чашку, куклу и садится на стул играть. Задача воспитателя – заметить каждого, где он трудился, все ли за собой убрал. Контроль позволит справедливо провести анализ деятельности детей. Когда все закончат, все сядут с куклами, говорю: «Куклы довольны, очень вкусным вы их напоили, чем ты поил из своей чашечки? А ты чем?»

Вносится Мишка: «А где вы взяли чистые чашки? Научите меня, я тоже хочу сам мыть чашку.»

Подожди нас, кто первым пообедает, тот и научит.

После обеда запись рассказа о том, как мыли чашку.

После этого в другие дни в утренний отрезок времени подготовить для детей проблемную ситуацию: в кукольный уголок поставить грязную чашку. Как ребенок будет решать эту ситуацию? Прежде, чем мыть, он должен сказать, что ему надо для работы. В процессе мытья посоветовать как лучше тереть губкой, что нужно протирать, чтобы чашка стала чистой. Вместе решить, вымылась ли чашка. При оценке результата обращать внимание не только на чистоту чашки, но и не забыл ли приготовить костюм, рукава, аккуратно ли мыл. Такую работу необходимо провести с каждым ребенком.

Воспитатель проводит и показывает трудовой процесс без ошибок, Мишка же – торопыга. Он торопится, ошибается, постоянно провоцирует детей. Дети учат его, переходят на позицию «учителя».

В средней группе дети овладевают следующими трудовыми процессами:

1. мытье стульчиков, игрушек.

2. стирка салфеточек.

Организация работы проводится также как и при мытье кукольной посуды.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень самостоятельности, достигнутый в одном виде деятельности – база для расцвета новой деятельности, почва для самовыражения в ней.

· Воспитание культурно-гигиенических навыков .

Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно)

мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным

полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными

предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

· Самообслуживание.

Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи

взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в

определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

· Общественно-полезный труд.

Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с

взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать

ложки и пр.

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять

игровой материал по местам.

· Уважение к труду взрослых.

Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как

делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как

дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет

те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник

воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки

поведения во время еды, умывания.

Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться

мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать

полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно

пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать

пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Самообслуживание.

Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной

последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы,

складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать навыки опрятности, умение

замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

· Общественно-полезный труд.

Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие

трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений:

готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место

игрушки, строительный материал.

Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при

дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять

хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).

· Труд в природе.

Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке

природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные

растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от

снега, счищать снег со скамеек.

· Уважение к труду взрослых.

Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о

понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель,

врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых

действиях, результатах труда.

Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь

взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Средняя группа (от 4 до 5 лет )

· Культурно-гигиенические навыки.

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по

мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании

отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу,

хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами

(ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.

· Самообслуживание.

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно

складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить,

просушивать).

Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным.

Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания

занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.)

· Общественно-полезный труд .

Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.

Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить

дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать

значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с

помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном

завершении совместного задания.

Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на

участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать

воспитателю подклеивать книги, коробки.

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно

расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы,

раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

· Труд в природе.

Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения,

кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при

участии воспитателя). В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной

работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период - к

расчистке снега.

Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к

подкормке зимующих птиц.

Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в

трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).

3 9 ..

Воспитание трудовой деятельности в первой младшей группе ДОУ

Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограниченна. На данном этапе решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
С 2 лет у детей начинают воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им. Например, знакомя с трудом няни, педагог говорит: "Посмотрите, дети, как Анна Ивановна моет пол, как она старается, чтобы в группе было чисто!" Или: "Это кто же бумагу разбросал по полу? Трудно будет Анне Ивановне одной собрать ее. Мы сейчас подберем сор вместе с Олей, Ирой и Сережей... Хорошо поработали дети! Они любят Анну Ивановну, помогают ей трудиться".
Главным в трудовом воспитании детей данного возраста является приобщение их к самообслуживанию, формирование простейших навыков в этом виде труда. Цель перед ребенком должна ставиться конкретная, посильная, понятная, с учетом того, что малыш увидит результат труда, почувствует его необходимость для себя:; застегнул с помощью взрослого пуговицы на рукавах - стало удобно играть, рукава не спускаются на кисти рук, не мешают; зашнуровал с помощью воспитателя ботинки - стало удобно ходить, шнурки не путаются под ногами; вымыл сам руки - ощутил приятное чувство удовлетворения и т.п.
Трудовая деятельность детей младшего возраста должна проходить в игровой форме. Игровые приемы способствуют созданию у детей радостного, эмоционального настроения, а следовательно, и более успешному усвоению трудовых навыков. Так, педагог предлагает малышам поучить Хрюшу и обращается к поросенку: "Поучись, Хрюша, у наших ребят снимать колготки! А теперь посмотри, как Саша умеет вытирать нос носовым платком". И т.п.
Формирование тех или иных навыков самообслуживания всегда начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением, и затем выполнения действия вместе с детьми. Например, обучая воспитанников мыть руки, педагог заворачивает рукава своего халата, намыливает руки, трет их, смывает, вытирает, потом побуждает малышей повторить эти операции в той же последовательности. При этом он старается вызвать у детей радостное настроение, используя стихотворения, потешки, песенки. Например:
Чистая водичка
Моет Вове личико,
Танечке - ладоши,
А пальчики - Антоше.
Декламируя песенку, воспитатель моет кукле Антоше руки, вытирает и предлагает малышам вытереть руки полотенцем так, как он показывает.
Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая гуляла вместе с ними. Сопровождает свои действия словами: "Вот кукла Маша сняла шапку и положила ее в шкаф на верхнюю полку. Посмотри, Маша, сейчас все ребята снимут шапки и положат их в свои шкафы на верхние полки". И т.д. В процессе обучения необходимы благожелательное, в эмоциональной форме поощрение детей, своевременная помощь, поддержка. Это стимулирует активность малыша, вызывает у него радость, удовлетворение.
С 2 до 3 лет дети учатся с помощью взрослых снимать одежду и обувь (расстегивают спереди пуговицы, развязывают шнурки), раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать вещи.
В этой возрастной группе рекомендуется привлекать малышей к выполнению простейших поручений индивидуального характера (принести игрушку, положить на место мяч и др.). Если ребенок отказывается выполнить поручение, настаивать не следует. Лучше использовать игровой прием. Например, воспитатель может сказать: "Какая у Вовы большая автомашина! На такой автомашине он сейчас быстро перевезет все кубики, которые лежат на полу, и сложит их аккуратно на полку". Или: "Хорошая хозяйка наша Оля, она сейчас подберет все тряпочки с пола, сложит и спрячет в шкаф, и будут у нее в доме чистота и порядок".
В хозяйственно-бытовом труде ознакомление детей с новой трудовой операцией следует начинать с совместной деятельности ребенка со взрослым. Вначале воспитатель обращается к малышу с просьбой, например, помочь стереть со стола. Затем рассказывает и показывает, что нужно делать, спокойно и доброжелательно побуждая ребенка работать вместе с ним. Например: "Танечка сегодня поможет мне протирать столы влажными тряпочками. Вот какие у нас красивые тряпочки! Вот так нужно тряпочку сложить и протирать ею стол: и середину, и все углы. Хорошо работала Танечка, как чисто она протерла свой стол, мне бы одной без нее было трудно, долго бы пришлось работать!" Такая совместная деятельность особенно помогает в установлении контакта между ребенком и взрослым.
Особое внимание в процессе трудовой деятельности следует уделять воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений, побуждая ребенка к отзывчивости и сочувствию ("Коля, давай поможем Оле собрать кубики... Вот какие мы дружные! Быстро все убрали!"). Педагог должен давать детям образцы ласкового, приветливого обращения. Например, подняв с пола куклу, воспитатель спрашивает ее: "Кто тебя потерял, кто твоя мама? Танечка твоя мама? Возьми, Танечка, доченьку, пожалей, положи в коляску".
Созданию в группе доброжелательной, эмоциональной атмосферы способствует игровой прием эпизодического появления игрушек и разговор педагога с детьми от лица того или иного персонажа. Например, к малышам могут прийти бабушка Варварушка, мишка Топтыжка или другие сказочные герои, которые хвалят их, поощряют ласковым словом или в мягкой форме делают замечания ("Наш мишка Топтыжка заметил, что Саша плохо убирает игрушки"; "Женя, нельзя стучать игрушкой об игрушку, от этого они могут сломаться").
Педагог постоянно воспитывает в детях бережное отношение ко всему живому, учит проявлять заботу об обитателях уголка природы. Особенно действенным является личный пример взрослого. Так, ухаживая за птичкой, воспитатель приговаривает: "Хорошая, красивая птичка, ты такая маленькая, мы тебя все любим, сейчас нальем водички, дадим зерен, чтобы ты всегда пела нам свои песенки". И т.д.
Следует формировать у детей предпосылки для совместной деятельности, побуждая малышей к кратковременному взаимодействию друг с другом, учить трудиться дружно, не мешая друг другу, проявлять сочувствие к сверстнику ("Посмотри, Андрюша, как трудно Верочке одной поднимать кубики и класть их на полку! Пойди скажи ей: давай будем работать вместе!" Или: "Ребята! А вы не знаете, почему улыбается наш зайка? Давайте его спросим... Он мне на ушко сказал, что очень рад. Ему нравится, как дружно трудятся Андрюша и Ирочка").
Усвоению детьми трудовых навыков способствуют и дидактические игры типа "Уложим зайчика спать", "Оденем куклу Настю", "Угостим кукол" и т.д.

Конспект практического занятия по трудовой деятельности для младшего дошкольного возраста «Купаем кукол»


Цель: организовать практическую трудовую деятельность детей посредством ухода за куклами.

Задачи:
1. Продолжать учить детей трудиться в коллективе;
2. Упражнять их в умении предлагать свою помощь товарищу;
3. Воспитывать чувство ответственности за общее дело, удовлетворения от успешного выполнения работы;
4. Активизировать словарь детей, употребляя в речи слова: мыльница, намыливать, ополаскивать, пенится, губка.
5. Учить определять свойства воды (холодная, горячая, теплая)
6. Учить обозначать характер действий (намыливать, смыть мыло, вытирать)
7. Учить детей доброму отношению к куклам.

Форма организации: коллективный труд.
Вид труда: хозяйственно-бытовой.

Предварительная работа:
Игры с водой: «Холодное - горячее», «Плавает -Тонет», «Переливание»
Д /игра: «Умывалочка», «Вымой руки»
Игровые упражнения: «Чистые ладошки»
Игры – забавы: «Мыльные пузыри»
Чтение потешек, стихотворений.


Материал:
На столе 2 таза, мыльница, мыло, губки, полотенце, зёленое ведёрко с горячей водой, желтое ведёрко с холодной водой.
Кукла Катя, красивая коробочка, мыльные пузыри.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости обещала прийти кукла Катя, но что-то она опаздывает….Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и вносит большую куклу Катю (носик, щёчки и ручки куклы измазаны чёрной краской).

Воспитатель: Ой, Катя, что с тобой? Что у тебя на носике, на щёчках, на ручках? Что это, дети? (Грязь)

Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Девочка чумазая» сопровождая чтение инсценировкой
Воспитатель: Ребята, кукла очень грустная, не хочет быть грязной, поможем Кате? (Поможем). У меня есть волшебная коробочка, в ней много полезных вещей, я буду их доставать, а вы говорите, какие из них нам понадобятся, чтобы вымыть куклу.
Воспитатель поочерёдно достаёт из коробки мыло, тетрадку, полотенце, машинку, губку, телефон - дети определяют, что нужно для купания. Воспитатель уточняет назначение предметов, объясняет, как ими пользоваться.

Воспитатель: А теперь, давайте искупаем Катю в тазике. (Подходят к столу, где стоят два пустых таза, и два ведра с горячей и холодной водой). Потрогайте, дети, какая вода в зелёном ведерке? (Горячая)
В зелёном ведерке горячая вода. А какая вода в желтом ведерке? (Холодная)

Катя в горячей водичке купаться не любит и в холодной водичке купаться не любит. Она любит купаться в теплой водичке.
Сейчас мы с вами нальем в таз сначала холодной водички, а потом добавим водички горячей. Я смешала горячую воду и холодную. Какая водичка получилась? (Дети опускают руки в тёплую воду) – Водичка стала тёплая.

Воспитатель берёт куклу Катю, снимает с неё одежду, сажает куклу в та-зик и начинает купать. При этом сопровождает свои действия пояснениями, проговаривает слова: мыло, мыльница и т.д.


Воспитатель берет губку. Проговаривает, это губка, ей мы моем куклу Катю. Намыливая кукле голову, взбивает пену и приговаривает:
Будет мыло пениться
И грязь куда – то денется.
Водичка, водичка
Умой Катюше личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: Наша Катюшка, стала чистенькая, только нужно смыть с неё всю пену. Что для этого нужно сделать? (Нужно ополоснуть куклу чистой, теплой водичкой).
Вы помните, какая водичка в зелёном ведерке? (Горячая).
А в жёлтом ведерке? (Холодная).
Воспитатель: Какая получится вода, если я смешаю горячую воду с холодной (теплая).
Во второй таз наливаем теплую воду.
Воспитатель: Этой теплой водичкой я смою с нашей куколки остатки мыла.
Льет водичку на куклу, ласково приговаривая:
Теплую водичку
Льем на нашу птичку.
(Воспитатель достает из тазика куклу и вытирает ее полотенцем)
Вытрем Катю полотенцем и положим на кроватку отдохнуть. (Куклу укладывают на широкое полотенце - «в кровать»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, остальные куклы тоже хотят быть чистыми и красивыми, давайте помоем и их? Возьмите каждый по одной кукле. (Дети при помощи воспитателя моют своих кукол, ополаскивают их и укладывают чистых кукол рядом с Катей)


Воспитатель: Посмотрите, в тазике вода стала грязная и мыльная. Ее надо вылить. Воспитатель убирает также мыло в мыльницу, вешает сушить полотенце.
Затем воспитатель предлагает посмотреть, какие куклы стали чистые, красивые. Отмечает, что все хорошо потрудились, все работали дружно, помогали друг другу. Затем накрывает кукол полотенцем и сообщает, что куклам нужно отдохнуть, поспать, а детей приглашает поиграть с мыльными пузырями.