Продуктивная деятельность дошкольников. Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники продуктивной деятельности Нетрадиционные техники художественно продуктивной деятельности

Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

Автор: Цуцерова Наталья Александровна, воспитатель ГБОУ СОШ №33 - СП " Детский сад №22" г.Сызрань Самарской обл.
Этот материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов.
У каждого из нас
Внутри талант таится,
И очень важно в детстве
Дать ему раскрыться.

Принято считать, что все дети талантливы, одарены богатой фантазией и способны творчески мыслить. Это действительно так, но любое качество и всякую способность необходимо развивать и стимулировать, только тогда ребенок раскроет заложенный в нем потенциал, разовьет способности, данные ему от природы, и многого добьется в жизни. И нам взрослым важно помочь ему в этом. При этом следует помнить, что развитие интеллектуальных способностей напрямую связано с развитием творческих дарований. Свободная творческая деятельность стимулирует работу мозга, способствует уточнению представлений о мире вокруг нас, расширению кругозора и словарного запаса, совершенствует все процессы высшей нервной деятельности и помогает перейти к более высокой степени психического и физического развития.
Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку, аппликацию - в которой мы стараемся предоставить детям свободу выбора цвета, композиционного решения, материалов для работы. Особое внимание мы уделяем использованию нетрадиционных материалов для художественного творчества и ручного труда. Как известно, дети часто копируют образец, предъяв¬ленный им. Нетрадиционные техники изображения не позво¬ляют этого сделать, так как вместо образца мы показываем только способ действия с нетрадиционными материалами, инст¬рументами. Это дает нашим малышам дополнительный толчок к развитию воображения, творче¬ства, самостоятельности, инициативы. Мне всегда приятно наблюдать за детьми, когда они работают с разными материалами, как они воспринимают новое, как они рассказывают родителям о своих достижениях. В своей группе часто объявляем творческие конкурсы совместных с родителями работ «Космос», «Осеннее настроение», « Зимние фантазии». Дети с удовольствием демонстрируют всем свои поделки, делятся впечатлениями о том, как выполняли работу с родителями, какие материалы использовали.
В своей работе, я всегда нахожусь в поиске нового, необычного. Поэтому меня очень заинтересовала техника коллажа. Коллаж – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только на плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения. Необходимо уметь отличать коллаж от близкого, но все же другого средства изображения - аппликации. Аппликация – вырезывание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на основу (фон). Коллаж отличается от аппликации тем, что при его создании могут быть использованы материалы, отличающиеся по цвету, фактуре (веревка, бусы, дерево и т.д.) У этих двух техник много общего, и иногда приемы коллажа используются в аппликации.
В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, как целых объектов, так и их фрагментов (посуды, монет, пластинок, вееров, шляп и т.д.) Рисуя выполняя задуманные образы в лепке, вырезая готовые формы создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогают достичь прекрасных результатов. Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности. Для детей - это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Коллаж - своеобразный конструктор, тренажер, необходимый для развития у ребенка чувства свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов. Это школа креативного мышления. В чем прелесть коллажа для детей?
он позволяет создать рельефное изображение. А это всегда интересно: рельефная поверхность представляет глазу и руке более богатую информацию, чем гладкая.
изготовление коллажа требует гораздо большего разнообразия действий, чем обычное рисование или аппликация.
Техника коллажа развивает художественное воображение и эстетический вкус, конструктивное мышление (из частей собрать целое), развивает моторику и тактильные ощущения.
В своей работе с детьми по освоению данной техники я поставила перед собой следующие задачи:
познакомить детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – коллаж;
развивать способности ребят к познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ним;
развивать умение создавать художественные образы;
развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами;
работать с различными материалами, развивать чувство цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
В процессе работы, я использую следующие формы:
ежедневные наблюдения за живой и неживой природой;
применение информационно - компьютерных технологий: создание презентаций по темам « Русские народные традиции», « Красная книга Самарской области», « Зимушка – зима» и т.д. Интерактивные игры « Четвертый лишний», «Можно - нельзя»;
знакомство с иллюстрированным материалом – книги, альбомы по прикладному творчеству, картины русских художников;
дидактические игры «Ателье Филимоша», « Путаница», «Домики», «Радужный хоровод», « Угадай, какая роспись», Лэпбуки.
создание мини-музеев « Насекомые родного края», « Народы России», «Русские народные традиции»;
развлечение по экологии.
Развивающую среду мы создаем совместно с детьми и родителями, учитывая их интересы и потребности. Все это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике - коллаж. Дети стали наблюдательными - творчески всматриваясь в окружающий мир, у них развивается умение видеть и чувствовать красоту родной природы.
В своей работе, я часто применяю различные виды нетрадиционных техник, и всегда нахожусь в поиске нового и интересного. А мои ребята, научились создавать новое, оригинальное, а в своих работах, проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, и самостоятельно находить решения и средства для его воплощения. Я снова и снова убеждаюсь в том, что все дети талантливы. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Компенсирующего вида вида

«Детский сад № 195»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗО

В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Новокузнецк 2015

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.

Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них ребенок может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление .

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы. Это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности, вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление.

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка).

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Для этого предлагается разнообразить непосредственную образовательную деятельность нестандартными техниками.

Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошкой;
  • оттиск печатками из картофеля и т.д.;

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью, мазковая живопись
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование по сырой бумаге;
  • волшебные веревочки.
  • Рисование мелом, углем;
  • рисование манкой;
  • рисование при помощи ниток.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия и диотопия;
  • кляксография обычная;
  • батик – роспись по ткани;
  • набрызг;
  • пластилинография.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Мы придерживаемся современной классификации методов, авторами которого являются Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает в себя следующие методы обучения:

  • информационно-рецептивный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский;
  • эвристический;
  • метод проблемного изложения материала.

В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;
  • образец воспитателя;
  • показ воспитателя.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя:

  • прием повтора;
  • работа на черновиках;
  • выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Воспитатель, предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактиков не может быть использован в обучении дошкольников он применим только лишь для старших школьников.

Непосредственная образовательная деятельность по изодеятельности с детьми имеющими проблемы в развитии – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, активного и пассивного словаря. На занятиях по ИЗО мы знакомим детей с названиями предметов, действий, которые они производят с предметами, учим различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Консультация для педагогов: «Творческое развитие дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник в продуктивной деятельности»

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский.

Внедрение Стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) - это веление времени. Сейчас жизнь ставит перед людьми новые задачи, требуя от каждого из нас коммуникабельности, гибкости мышления, творческого отношения ко всему, умения находить решение в любых ситуациях.

Творчество в широком смысле слова - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого на основе имеющихся знаний или информации. Говоря в контексте детского развития, это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Результат деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для развития науки, культуры или производства. Продукты детского творчества играют огромную роль для развития личности самого ребёнка.

Педагоги, говоря о детском творчестве, выделяют его специфические особенности:

Новизна открытий детей субъективна;

Процесс создания продукта иногда доставляет ребёнку большее удовольствие, чем сам результат;

Осмысленным действиям с материалом предшествует спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но часто приводящее к положительным результатам.

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определённую степень несовершенства психических процессов детей, что вполне естественно в их возрасте. Тем не менее, психолого-педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. Только при таком подходе можно добиться успеха в формировании и развитии у детей творчества в период дошкольного детства.

Разрабатывая основную образовательную программу ДОУ, используют как примерные образовательные программы «Радуга», «От рождения до школы» …, так и парциальные программы. Анализируя содержание примерных образовательных программ, выясняется, что для развития творческих способностей детей дошкольного возраста авторы используют традиционные способы и техники изобразительной деятельности. Но на современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать используя только традиционные техники.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя». Можно действовать, чем хочешь и как захочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

· развивает уверенность в своих силах;

· способствует снятию детских страхов;

· развивает пространственное мышление;

· учит детей свободно выражать свой замысел;

· побуждает детей к творческим поискам и решениям;

· учит детей работать с разнообразным материалом;

· развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

· развивает чувство фактурности и объёмности;

· развивает мелкую моторику рук;

· развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.

Существует много техник нетрадиционного изображения в рисовании, в лепке, в аппликации и ручном труд, это печать пробками, рисование свечами, волшебные веревочки, кляксография, пластилинография, скатывание бумаги и другие. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы и их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения, применяя ИКТ.

Воспитателю, работающему в дошкольном учреждении в своей работе необходимо придерживаться основных правил использования нетрадиционных техник. Так, ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал, бумагу разной фактуры и цвета. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте, во время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время организации непосредственной образовательной деятельности - обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми во время непосредственной образовательной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)».

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка и поделки можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для работы, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию непосредственной образовательной деятельности: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать. Важна возможность интеграции разных видов деятельности создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, к сожалению не все научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

Не забывайте, что свою работу вы должны стоить на следующих принципах:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей и задач обучения. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом определенной темы и взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Принцип доступности материала.

При использовании нетрадиционных видов продуктивной деятельности в реализации образовательной области «Художественно - эстетическое развитие», появляется возможность осуществлять интеграцию, решая задачи таких образовательных областей, как «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие» и «Речевое развитие».

На сегодняшний день задача чрезвычайной важности которая соответствует современным образовательным стандартам: создать необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, на завершении первой ступени образования был не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому виду деятельности.

Получается, что все должны стать творцами?

Да! Пусть одни в меньшей мере, другие - в большей, но обязательно все!

Нужно запомнить простое правило: «Бездарных детей нет, есть нераскрытые дети». А помочь раскрыть эти таланты, должны мы, взрослые!

Использованная литература:

1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.- М., 2008.

2.Рузакова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности.- Санкт-Петербург, 2007.

3.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Санкт-Петербург, 2007.

4.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М., 2004.

5.Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов. - М.,2010.

6.Румянцева Е. Аппликация «Простые поделки». - М.,2011.


Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей.

Обучение

  • рисованию
  • конструированию
  • аппликации

Способствует воспитанию

  • умственному
  • нравственному
  • эстетическому
  • Физическому

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – развивать творчество детей различными путями, в том числе и в продуктивной деятельности .


Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале - это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. В процессе продуктивной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах.

Продуктивная деятельность также тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца .

Окружающая жизнь дает детям впечатления, которые потом отражаются в их рисунках. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.


«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.


Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

В процессе работы развивается:

  • Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • Сенсорное восприятие, глазомер;
  • Логическое воображение;
  • Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);
  • Художественные способности и эстетический вкус.
  • Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
  • Влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.

В создании поделок с помощью нетрадиционных техник доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата .



Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Занятия рисованием в значительной мере способствуют и подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками.

Обучение рисованию, аппликации, конструирование способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. А самое главное - развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, зрительный контроль, которые так необходимы детям в начальной школе.


Одной из задач образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

является задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Наиболее полно эту задачу можно осуществить в процессе продуктивной деятельности.

Продуктивная деятельность - это деятельность, в результате которой появляется определенный продукт. В дошкольном учреждении к продуктивным видам деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация.

Кроме развития творчества, в продуктивных видах деятельности: - развиваются личностные качества ребенка; - развиваются познавательные процессы (воображение, мышление, память, восприятие); - развивается эмоциональная сфера; - формируются эстетические представления об окружающем мире .


Необходимые условия для творческого развития: - эстетизация образовательного пространства; - проблематизация содержания продуктивной деятельности (выявление не конкретной темы, а проблемы как способа постижения каждым ребёнком окружающего мира и своего бытия в этом мире); - взаимосвязь деятельности, которая организована педагогом, с самостоятельным экспериментированием и самостоятельным творчеством ребенка; - интеграция продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности.


Следует помнить, что для развития творчества дошкольнику необходима совокупность определенных знаний, умений и навыков . Среди них - знание основных форм, структуры, цвета, величины; пропорциональных отношений в предметах и между ними; знание способов их изображения и умение использовать их в процессе рисования, лепки, при создании аппликаций, конструировании.


Этапы развития творчества в продуктивных видах деятельности:

1. Этап накопления и обогащения. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта является основой для творчества. Важным элементом является развивающая предметно-пространственная среда.

2 . Этап подражания и имитации. Происходит освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетическом образовательном пространстве.

3. Этап преобразований . Применение освоенных эталонов и их трансформация в новых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников.

4. Этап альтернатив . Направлен на индивидуализацию творческой деятельности, на самостоятельное выражение художественных образов.



Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности - продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта.
Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.

Что такое продуктивные виды деятельности?

Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:

  • сборка конструкций различными способами;
  • лепка из специальной глины или пластилина;
  • изготовление всевозможных поделок;
  • изготовление мозаики и аппликаций;
  • более сложные занятия с различными макетами.

Все вышеперечисленные виды деятельности очень важны для развития дошкольников. Они включены во множество программ для детских садов, рассчитанных на детей-дошкольников. Целью таких программ является всестороннее воспитание и развитие этой возрастной категории.

Почему продуктивная деятельность важна для дошкольника?

Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением (воспитателями и педагогами). Подобная деятельность должна приводить к появлению определённого продукта.
Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна:

  • Было установлено, что такая деятельность благоприятно сказывается на развитии графических навыков, выработке целеустремлённости и настойчивости в процессе овладения разными умениями.
  • Занятия продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).
  • Как и всякая другая познавательная деятельность, продуктивная также играет значительную роль в умственном развитии детей.
  • Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых качеств инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности.
  • В целом же, заметно всестороннее влияние продуктивной деятельности на воспитание дошкольников.
  • Заметна и тесная связь с сенсорным воспитанием. Чтобы сформировать о предметах представление, необходимо прежде получить знания об их качествах и свойствах, величине, форме, цвете, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее.
Интегрированный подход успешно реализуется на занятиях продуктивной деятельностью. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
Моделирование окружающих предметов в процессе продуктивной деятельности завершается созданием такого продукта, в котором представление о явлении, ситуации или предмете получает вполне материальное воплощение в конструкции, рисунке или фигурке.

В период пребывания дошкольников в стенах детского сада малыши приучаются к трудовой деятельности, многообразие которой способствует поддержанию интер...

Направления продуктивной деятельности

Есть несколько направлений продуктивной деятельности:

  • создание предметов, годных для исследовательской и познавательной деятельности, а также для игр;
  • наполнение художественной галереи собственноручно изготовленными предметами;
  • создание макетов;
  • создание и оформление «книги», наполненной рассказами детей, дневником природы, летописью группы, сказками;
  • изготовление сувениров и украшений к праздникам в виде афиш, пригласительных билетов, поздравительных открыток, ёлочных украшений, гирлянд и т. д.;
  • придумывание коллективного рассказа, необычного тем, что там все слова начинаются с одной буквы (подобная деятельность отлично развивает у детей навыки устного творчества, помогает им освоить письмо и чтение);
  • создание театральных материалов для своего спектакля - изготовление элементов костюмов, декораций и т. д. Продуктивная деятельность здесь успешно связывается с сюжетной детской игрой или чтением художественной литературы.

Проделанная работа даёт следующие результаты:

  • для старших дошкольников создаётся система занятий продуктивной деятельностью;
  • у детей развиваются творческие способности;
  • в группе у детей улучшается психологическое самочувствие;
  • дети успешно подготавливаются к школьным занятиям.

Обычно продуктивной детской деятельностью теснее связываются такие области, как: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, труд, безопасность. При занятии художественным творчеством есть прекрасная возможность развивать у детей речь. На данном возрастном этапе в детской речи есть ещё много проблем: она односложная, достаточно бедная (из-за недостаточно богатого словарного запаса), составляется только из простых предложений, зачастую употребляются нелитературные выражения и слова.
Также огромное влияние применение метода продуктивной деятельности оказывает на нравственное воспитание малышей. В процессе выполнения разных практических работ у детей формируется и начинает действовать подобная связь. Кроме того, эти занятия способствуют закреплению знаний, полученных из окружающего мира, и выработке ряда полезных качеств:

  • активности;
  • наблюдательности;
  • самостоятельности
  • целеустремлённости;
  • способности доводить до конца начатое;
  • умения усваивать полученную информацию;
  • терпения.

При продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе занятий у детей повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным. Сам ребёнок становится намного более подвижным. Во время занятий необходимо вырабатывать у детей правильную походку, осанку и прочие физические характеристики тела, которые маленькому человечку очень пригодятся в жизни. У детей укрепляется мускулатура, вестибулярный аппарат, движения становятся более скоординированными.

Особенности разных видов продуктивной деятельности

В процессе развивающих ребёнка занятий выработка художественно-эстетических качеств соответствует модулирующему виду продуктивной деятельности. Именно с помощью этого способа дошкольнику проще всего отображать по своему усмотрению ту действительность, которая его окружает. Полученная в результате сделанных выводов характеристика позволяет дошкольнику самостоятельно создавать выбранные им образы. Благодаря такому подходу у детей прекрасно развивается образное мышление, они учатся реализовывать собственное воображение.

Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет людям выбирать объект...

Изобразительное искусство

В комплексном подходе к воспитательному процессу важной задачей является совершенствование у детей эстетического отношения к окружающему их миру. Невозможно переоценить важность этой задачи. Ведь очевидно, что чувствовать и видеть всё прекрасное, что есть вокруг, могут только гармонично развитые личности.
Важная роль в методике детского развития принадлежит данной методике в целях формирования у подрастающего поколения эстетических чувств. Казалось бы, что сложного в занятии рисованием? Но именно этот вид деятельности даёт в руки воспитателей новые возможности для выработки у детей собственного взгляда, развитию у них к окружающей действительности именно эмоционально-эстетического отношения. Для дошкольников словно приоткрывается новый мир прекрасного, который и на самом деле существует и всегда находится рядом с нами. У ребёнка меняется поведение, формируются позитивные убеждения.

Рисование

Известно, что дети особенно любят рисование, поскольку оно даёт максимальный простор для реализации их творческой активности. Рисунки могут быть на совершенно разные темы. Дети рисуют обычно то, что их интересует: отдельные предметы, литературных героев, сценки из окружающей жизни, декоративные узоры.
Продуктивный метод, выражающийся в изобразительном искусстве, позволяет ребёнку закрепить своё отношение к изображенному. Рисуя, ребёнок ещё раз очень ярко переживает те же ощущения, которые были у него в процессе восприятия изображаемого объекта. А богатство окружающего мира предоставляет безграничную палитру цветов, предметов разнообразных форм, необычных и редких явлений.

Другие виды продуктивной деятельности

Если отставить в сторону традиционные и заслуженные техники, то кроме них можно ещё добавить следующие:

Монотипия
Когда на толстой глянцевой бумаге, не пропускающей воду, или стекле гуашью или другими красками наносится рисунок. Сверху прикладывается лист бумаги и плотно прижимается, в результате чего на нём получается зеркальный оттиск.
Граттаж (часто называемый техникой царапанья или «цап-царапками»)
Рисунок процарапывается по картону или плотной бумаге пером или другим острым инструментом. При этом бумага залита тушью (чтобы та не расплывалась и лучше смачивала бумагу, в неё можно добавить пару капель жидкого мыла). Итак, плотную бумагу нужно «толсто» заштриховать восковыми цветными мелками. Если взять готовый картон, на котором нанесён пестрый рисунок, то достаточно будет использовать простую неокрашенную восковую свечу. После этого губкой или широкой кистью нанести слой туши на поверхность.
Можно использовать и гуашь, но та после высыхания продолжает пачкаться. Также можно воспользоваться чёрной акриловой краской. После высыхания краски рисунок нужно процарапать любым острым предметом (скребком, пером, зубочисткой), которым дети, тем не менее, не могут пораниться. На чёрном фоне тогда образуется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
Аппликация и лепка
Лепка также является частью продуктивной деятельности, но её особенность состоит в том, что она является объёмным способом изображения. Что дети охотнее всего лепят - животных, людей, овощи и фрукты, посуду, игрушки, машинки. Тематика здесь настолько разнообразна ещё и благодаря тому, что подобно другим видам изобразительного творчества, лепка решает воспитательные задачи, удовлетворяя потребности малышей в творчестве и познании. Также упрощается передача в лепке пространственных соотношений между предметами, ведь здесь, как и в реальной жизни, объекты легко можно расположить один за другим, дальше или ближе от центра композиции. Поэтому при лепке нет трудностей с перспективой, которая для детей в этом возрасте ещё очень сложна.

Когда дети-дошкольники занимаются аппликацией, работая с предметами простых и сложных форм, то им приходится вырезать и наклеивать их элементы и силуэты. Для создания подобных изображений требуется усиленная работа воображения и мысли, поскольку в силуэте обычно нет тех элементов, которые являются его главными отличительными признаками. Кроме того, занятия аппликацией способствуют прогрессу математических представлений малыша. Ведь в этот момент дошкольник узнаёт названия простейших геометрических фигур, усваивает их признаки, у него развивается представление о положении предметов и их частей в пространстве (справа, слева, в центре, в углу), а также об относительности их размеров (меньше или больше). Кроме того, работая над изготовлением аппликаций, ребёнок развивает мускулатуру рук и координацию движений. Он учится пользоваться ножницами, аккуратно и правильно вырезая формы и поворачивая при этом в нужную сторону лист бумаги, затем раскладывает эти формы на «фоновом» листе на определённом расстоянии.
Можно познакомить малышей на занятиях по аппликации с техникой, получившей название «мозаика из бумажных комочков». Для этого можно использовать самую разнообразную бумагу:

Если детям наскучило лепить одни и те же фигурки, их родителям приходится выдумывать увлекательную игру с привычным материалом. Ребенку должен стать и...

  • обычную цветную;
  • бумажные салфетки;
  • гофрированную;
  • фольгу;
  • фантики;
  • сойдут даже старые журналы или газеты.

К бумаге есть лишь одно требование - быть достаточно мягкой.
Конструирование
В этой разновидности продуктивной деятельности детей отдельные части должны быть соединены правильным способом, чтобы получился конкретный целый предмет. Конструктивная деятельность своим возникновением обязана определённому уровню развития детского восприятия, мышления и игровой деятельности, а, кроме того, зависит от общения, познавательной активности и развития двигательных навыков. Занятия конструированием благотворно сказываются на физическом воспитании ребёнка - манипуляции с элементами конструктора развивают у ребёнка тонкую моторику пальцев, укрепляют пространственную ориентацию, координацию движений, участвуют в эстетическом и нравственном воспитании - так ребёнок учится видеть красоту собственных творений. Благодаря этому у него развивается вкус, одновременно он познаёт архитектурные формы. Если мастерятся подарки к празднику, то у ребёнка формируется заботливое отношение к близким людям, возникает желание порадовать их. В процессе трудового воспитания конструирование вырабатывает у дошкольников самостоятельность, целеустремлённость, организованность и инициативность.
Огромное значение имеет конструктивная деятельность для умственного развития ребёнка. Она помогает детям изучить внешние свойства материальных предметов (размер, форму, цвет), их физические характеристики (вес, плотность, устойчивость). Дети учатся сравнивать предметы и соединять их друг с другом, благодаря чему их знания об окружающем мире обогащаются, развиваются творческие способности и речь. Конструирование является эффективнейшим методом подготовки дошкольников к переходу в школу - оно развивает качества, необходимые для процесса обучения, причём, поскольку оно интересно и привлекательно для детей, то делает это ненавязчиво. Благодаря занятиям со строительным материалом развивается фантазия и творческая инициатива ребёнка.
Конструирование может быть разным:

  • из набора конструктора;
  • из бумаги;
  • из стройматериала;
  • из природных и прочих поделочных материалов.


Для дошкольников самым лёгким и доступным видом конструирования является работа с игровыми строительными материалами.
Работая с ними, дети познают геометрию объёмных форм, получают представления о понятиях равновесия, симметрии и пропорций.
К более сложным видам конструирования, доступным в детском саду, относится работа с картоном, бумагой, катушками и коробками. Конструируя из бумаги, дети уточняют свои знания о плоских геометрических фигурах, усваивают понятия «центр», «угол», «сторона». Они изучают приёмы трансформации плоских фигур в объёмные путём складывания, сгибания, склеивания и разрезания бумаги. В конструировании главным моментом является деятельность по исследованию предметов с помощью анализа и синтеза.

Сенсорное восприятие представляет собой общее отражение предметов, событий или явлений в результате взаимодействия объекта реального мира и органов чу...

Конструирование из натурального материала ближе всего подходит к художественной деятельности, воспитывая творческое воображение. При организации обучения через конструирование важными условиями являются:

  • органическая связь с прочими видами деятельности (рисованием, игрой-драматизацией, сочинением смешных (и не очень) историй);
  • специальные экскурсии в лес или парк;
  • создание педагогом установки у детей на самостоятельность в поиске, чтобы не учить ребёнка, а больше сотрудничать с ним, поддерживать его инициативу, подсказывать и помогать только в случае необходимости.

Очевидно, что именно конструирование по сравнению с прочими видами продуктивной деятельности готовит благоприятную почву для развития у детей технических способностей, а это очень важно для того, чтобы личность получила всестороннее развитие.
Во время занятий лепкой, рисованием, конструированием и аппликацией одновременно развивается и детская речь: они запоминают названия цветов и оттенков, форм и пространственных обозначений, обогащая свой словарный запас. Когда в конце занятий наступает время анализа работ, дети рассказывают не только о своих «шедеврах», но и делятся мнением относительно чужих работ. Через лепку, аппликацию или рисунок дети выражают своё впечатление о мире и выражают к нему своё отношение. Но изобразительная деятельность только тогда приобретёт творческий характер, когда у ребёнка будет достаточно развито воображение, образное мышление и эстетическое восприятие, когда он в достаточной мере овладеет умениями и навыками, необходимыми для создания изображений. Большое значение в творческом развитии дошкольников должно иметь и активное участие родителей в образовательном процессе.

Кроме перечисленных выше положительных факторов, у правильного развития дошкольников есть ещё много других показателей прогресса. Саму же продуктивную деятельность можно рассматривать как важный компонент всестороннего воспитания и обучения дошкольников. Простые на взгляд занятия по обучению лепке, рисованию, конструированию и созданию аппликаций достаточно полно и гармонично вырабатывают у детей положительные сдвиги в:

  • физическом укреплении организма;
  • умственном развитии;
  • эстетическом развитии;
  • духовно-нравственном становлении личности.
23 2