Проект мое село старшая группа. Исследовательский творческий проект в детском саду в подготовительной группе «Мое родное село. «По ровненькой дорожке»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Теремок» с. Погореловка »

Педагогический проект

« Живёт село родное»

2012 – 2013 уч. год

Актуальность проекта…………………………………………………………….3

Цели и задачи, срок реализации, участники проекта, образовательные области и программы, содержание которых включено в проект……….………………………………………………………………….4 – 5

Ожидаемые результаты…………………………………………………………..8

Литература, словарь терминов…………………………………………………..9

Приложения…………………………………………………………………..10 –

Актуальность проекта : В июле 2013 года в жизни Корочанского района – знаменательная дата – 85-летие образования родного края. В связи с этим в детском учреждении разработан и реализуется долгосрочный проект «Живёт село родное».

Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно- патриотического воспитания детей становится одной их актуальных.Чувство патриотизма многогранна по содержанию: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства Родины.

Почему мы работаем над этой темой, в чём её актуальность?

Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных, задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям своего народа.

Гипотеза:

П атриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края будет эффективной при выполнении следующих педагогических условий:

Взаимодействия с социальными партнерами;

Компетентности педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края;

Обогащение предметно-развивающей среды.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с культурой, жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями и установками, традициями обычаями, обрядами, играми, православными праздниками.

Задачи проекта:1. Пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному

творчеству, обычаям, традициям народов, живущих в нашем селе;

2. Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине;3. Формировать чувства уважения и симпатии к людям, их культуре и

традициям;4. Формировать элементарные знания о правах человека.

5. Пробуждать у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями и др.

6.Организовать сотрудничество с семьями воспитанников, с музеем, библиотекой.

7. Привлечение родителей к участию в реализации проекта. Приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания;

Задачи проекта решаются во всех видах непосредственно-образовательной деятельности, играх, труде, в быту.

Срок реализации проекта: долгосрочный; 2012 – 2013 учебный год.

Участники проекта : воспитанники старшей и подготовительной групп, их родители, педагоги ДОУ, социум.

Образовательные области программы, содержание которых включено в проект : «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Для реализации данных целей сформировано семь тематических блоков:

Блок№1

«Ручеёк» знакомство с флорой и фауной родного края;

Блок №2

«Русская изба – родные истоки» – знакомство с жизнью, бытом, традициями и обычаями русского народа;

Блок №3

«Народные умельцы» - знакомство с промыслами Корочанского района, с умельцами села Погореловка;

Блок № 4

« Лира » знакомство с русским народным фольклором и современными поэтами с. Погореловка;

Блок №5

« Калинка » знакомство с народным песенным и танцевальным фольклором;

Блок № 6

«Героический край» – знакомство с героическим прошлым Корочанского края;

Блок № 7

« Истоки » – знакомство с русскими православными традициями, праздниками, играми, обрядами;

Этапы реализации проекта

Первый этап – подготовительный.

Цель: определить основные направления работы.

Задачи: подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы других дошкольных образовательных учреждений.

Второй этап – организационно-практический.

Цель : апробировать содержание работы по патриотическому воспитанию детей старшей группы в процессе ознакомления с историей родного края.

Задачи: Апробировать педагогические условия, обеспечивающие патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю;

Развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;

Приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору и т.д.;

Знакомить детей трагическими и героическими событиями минувшей войны, с выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени;

Развивать чувства ответственности и гордости за культурно исторические достопримечательности города.

Третий этап – заключительный.

Цель: обобщение полученного опыта.

Задачи: обогатить предметно-развивающую среду, повысить компетентность педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края, упрочить взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами (музей, библиотека)

Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов. Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к родному краю.

Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием её целей; заинтересованностью участников проекта. Важна динамика преемственных связей на каждой возрастной ступени, важен отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение.

Знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе – одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.

Любить Родину – значит знать её. Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания.

Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного села. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого – к далёкому, от малого – к великому (мой дом – моя улица – моё село – мой район – моя страна – моя планета) .

Поставив перед собой эту задачу, мы столкнулись с серьёзной проблемой-недостатком материала для проведения систематической работы. Мы решали её с педагогическим коллективом комплексно: для педагогов была поставлена общая цель – наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста.

Коллектив ДОУ работает над долгосрочным познавательным проектом «Живёт село родное».

Реализуя данное направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре своего края, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной, своим Корочанским краем.

Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное – необходимо подвести к пониманию, что наше село – частица большой Родины – России. Важно показать уникальность села, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Погореловке, как и в других сёлах, городах страны трудятся люди – это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь – это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река – всё-то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь.

Работа по формированию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей.

Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины – это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.

Поэтому работа по данному направлению включает решение многих задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей:

Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу;

Сформировать представление о своём селе, как части Корочанского района, части России, об истории возникновения родного села, знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях, труде жителей села и др.

Блоки работы по реализации педагогического проекта

Первый блок – информационно-аналитический .

Сбор и анализ сведений о родном селе Погореловка, изучение истории, героического прошлого, традиций и обычаев русского народа, знакомство с русскими православными праздниками, играми, знакомство с промыслами Корочанского района.

Для решения данной задачи выбирались соответствующие формы взаимодействия: игры, экскурсии, встречи с современными поэтами родного села, праздники, и многое другое.

Второй блок – практический .

Направлен на решение конкретных задач, связанных с изучением жизни и обычаев родной Погореловки.

В рамках данного блока был разработан перспективный план работы «Познаём родное село».

В соответствии с перспективным планом работы было реализовано следующее содержание работы, которое предполагало внедрение в работу следующих форм взаимодействия с детьми и родителями.

Экскурсии по селу, в музей, на природу

Знакомство с достопримечательностями села

Беседы с детьми, с родителями

Подбор художественной литературы, иллюстрации

Чтение стихов современных поэтов села (В.Е.Решетникова, В.Е.Раловец) и разучивание песен

Знакомство с промыслами с.Погореловка и Корочанского района (Г.Гончарова, Н.П.Лукавская, Э.Жданова)

Фольклорные праздники

Народные игры

Театрализованная деятельность

Работа с родителями

Знакомство с почетными гражданами села (В.Н.Дмитриева, Н.И.Кутьина)

Контрольно-оценочный блок .

Направлен на анализ эффективности мероприятий, которые проводились.

Ожидаемые результаты проекта

У детей 1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;

2. Активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;

3. Пробуждение национального самосознания;

4.Отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.

У родителей 1. Активизация и систематизация краеведческих знаний;

2.Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;

3.Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.

У педагогов 1. Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;

2.Разработка методического материала по проекту «Комната- музей «Русская изба»;

3.Создание единого воспитательно – образовательного пространства в процессе реализации проекта.

Словарь терминов

Гипотеза – научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

Гипотеза проверяется на истинность в экспериментальном или эмперическом научном исследовании.

Информационные ресурсы

Методические:

1.Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. –

О.Л.Князева,М.Д.Маханева, С. – П., 2008г.

2. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. – под ред.

В.Г.Паршиной, 2003г.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством – Т.А. Бударина. О.В.Маркеева – 2008г.

воробьева татьяна
Проект в подготовительной группе «Мое село». Патриотическое воспитание детей 5–6 лет на основе культуры родного края

МДОУ «Нылгинский детский сад №3»

Проект

«Мое село - мой край родной »

Выполнила воспитатель первой

Воробьева Татьяна Львовна

Подготовительная группа

Задачи : создать условия для решения задач патриотического воспитания детей 5-6 лет на основе культуры родного края .

Цель : Посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе , к родному дому и семье , к истории и культуре родного края .

1. Как и когда появилось наше село ?

2. От куда взялось название села?

3. Чем знаменит наш край?

4. Каковы особенности природы нашего села?

5. Какие народности

6. Герб и флаг нашего села.

Решили совместно с воспитанниками и их родителями искать ответы на возникшие вопросы, поэтому и был разработан проект «Мое село - мой край родной »

Вид проекта - информационно исследовательский, срочный, групповой детско-родительский .

Участники проекта являются дети 5-6 лет, воспитатель , семьи воспитанников .

Задачи для детей :

Узнать с родителями о возникновении села Нылга, о его названии.

Узнать о труде людей в прошлом и сравнить с трудом настоящего. Узнать о знаменитых людях села

Расширить представление о природе и населении

Выучить стихи о селе.

Задачи для педагога :

Разработать содержание, методы, приемы,формы организации познавательной деятельности.

Разработать систему перспективного планирования мероприятия.

Составить конспекты занятий направленных на воспитание патриотических чувств

Задачи для родителей :

Вовлечение родителей в совместную деятельность в ДОУ по патриотическому воспитанию детей на основе истории культуры родного края .

Срок проведения с 9.10.2017 по 13.10.2017г.

Дата проведения тема ответственный

9 октября 2017г Рисование на тему «С чего начинается Родина» Воспитатель Т . Л. Воробьева

10 октября 2017г. Конструирование «Мое село » Воспитатель Т . Л. Воробьева

воспитатель Т . Л. Воробьева

12 октября 2017г. Какие народности проживают на территории нашего села? Воспитатель Е . В. Петрова

13 октября 2017г. Рисование на тему «Мое село » воспитатель Т . Л. Воробьева

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей разновозрастной группы Тема: «Я и мой посёлок»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА «Я и мой посёлок!».

Руководитель

Мичеева Валентина Леонидовна, старший воспитатель МДОУ детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.

Участники проекта

Педагоги, родители, дети разновозрастной группы 4 – 6 лет.

Заказчик проекта

Администрация МДОУ детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.

База экспериментальной работы

МДОУ детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.

Сроки работы

Тип проекта:

Тип проекта:

  1. По доминирующей в проекте деятельности: творческий, игровой, познавательный, исследовательский.
  2. По содержанию – интегративный (включает ребенка и его семью).
  3. По характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи и до получения результата (исполнитель).
  4. По характеру контактов – в контакте с семьей.
  5. По количеству участников – групповой (дети разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели группы
  6. По продолжительности – продолжительный

Значимая для детей п роблема, на решение которой направлен проект скудные знания детей о родном поселке.

Цель проекта: объединение родителей и детей в единой познавательно-исследовательской деятельности по воспитанию уважения и любви к своему родному поселку.

Задачи проекта

  • Вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое о том, где они родились и живут.
  • Формировать у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном поселке.
  • Способствовать осознанию того, что наш край является нашим общим домом, малой Родиной.
  • Воспитывать любовь к родному поселку.

Цели – ориентиры для педагогов детского сада:

  • Помогать ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края.
  • Изучать историю и культуру родного посёлка, района.
  • Приобщать детей к культурно-историческому наследию родного края.
  • Знакомить их с культурно-историческими объектами посёлка (библиотека, музей, памятники истории).
  • Создавать условия для развития проектной деятельности. Стимулировать поиск детьми необходимой для решения задач проекта информации.
  • Помогать каждому ребенку реализовывать свои индивидуальные интересы в познании истории.
  • Учить отражать полученные впечатления в речевой и художественно-продуктивной деятельности.
  • Ориентировать родителей на организацию совместных прогулок по посёлку и за его пределами с целью знакомства с объектами природы, культурного мира родного края, обращая внимание на их красоту и уникальность.
  • Ориентировать родителей на приобщение на приобщение ребенка к культуре и истории родного посёлка, района.

Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):

  • Включаться в совместные с ребенком проекты по изучению родного посёлка.
  • Сотрудничать с педагогами в решении задач эколого-краеведческого воспитания, понимая необходимость данного взаимодействия.
  • Изучать историю и культуру родного края.
  • Знакомить ребенка с интересной и доступной информацией об истории и культуре родного посёлка, района.
  • Поддерживать интерес у сына/дочери к истории и культуре родного края, воспитывать чувство гордости и привязанности к любимым местам, родному посёлку.
  • Помогать ребенку осуществлять поиск информации об основных культурных и исторических объектах поселка, знаменитых людях
  • Рассказывать о своей профессии, о её значимости для посёлка, гордиться своим предприятием.
  • Воспитывать осознанное и бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края.

Формы работы над проектом:

  • занятия;
  • целевые прогулки;
  • экскурсии;
  • художественно-творческая деятельность;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • слушание музыки;
  • наблюдения.

Название игрового мероприятия проекта:

Продукты проекта

Для детей:

  • творческая работа в виде рисунка: «Мой дом, моя улица»;
  • творческая работа в виде аппликации: «Флаг района»;

Для педагогов :

  • оформленные выставки рисунков: «Мой дом, моя улица», «Поселок будущего»;
  • оформление фотовыставки на тему: «Мой любимый посёлок»;
  • конспекты мероприятий;
  • оформление фотоальбома «Я и мой поселок»;
  • библиография по теме проекта;
  • проведение итогового мероприятия в форме игры «Что? Где? Когда?»

Для родителей :

  • творческая работа в виде рисунка на тему: «Поселок будущего»;
  • фотографии на тему: «Мой любимый посёлок»;

Ожидаемые результаты по проекту:

  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине;
  • Наличие у детей знаний о достопримечательностях, природных богатств, символике;
  • Формирование стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края;
  • Формирование чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма;
  • Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Для детей:

  • сформировано понятие «Моя малая Родина», познавательная активность и умение находить и решать проблемы, используя ранее полученный опыт;
  • интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
  • элементы творческого мышления.

Для педагогов :

  • интерес к новому виду сотрудничества с семьей;
  • мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.
  • умение планировать проектную деятельность.

Для родителей :

  • сформированы умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • активная позиция в создании условий для исследовательской деятельности;
  • интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.
Познание Художественное творчество Музыка Коммуникация Чтение художественной литературы
1. Рассматривание картин, иллюстраций о поселке.2. Беседы на тему:Достопримечательности моего поселка»,

«Мой детский сад»,

«Мой поселок – моя малая Родина»,

«Государственная символика поселка (флаг, герб, гимн»).

3. Просмотр фильма «Советский район. 80 лет».

4. Д/и «Найди флаг своего района»

1. Рисование:«Мой дом, моя улица»,«Поселок будущего».

2. Аппликация:

«Флаг родного поселка».

3. Прослушивание и ознакомление с гимном родного поселка.

4. Слушание песен о родном крае.

5. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.

1. Составление рассказов на темы:«Моя малая Родина»,«Что мне нравится в поселке».

2. Представление своей работы сверстникам.

3. Рассуждения на тему «Поселок будущего».

4. Чтение:

И.Суриков «Вот моя деревня»,

И. Векшегонова «Мой край»,

А.Дементьев «Родина»,

Я.Аким «Моя Родина»,

Е.Серова «Родные края»,

И.Агеева «флаг России – триколор»,

К.Ушинский «Наше Отечество»,

Г.Ладонщиков «Родная земля».

5. Ознакомление с пословицами

6.Чтение рассказов,

сказок марийских писателей

Социализация Физическая культура Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами
1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления с достопримечательностями поселка).2. Экскурсии в аптеку, на почту.3. Дидактические игры:

«Что вы знаете о своем поселке?»

4. Игра мечта «Мечтатели».

5. Игры с напольными пособиями:

«Азбука дорожного движения»,

«Азбука пожарной безопасности».

6. Инструктажи перед:

целевыми прогулками;

экскурсиями;

продуктивными видами работ.

Народные подвижные игры на прогулке и физкультурных занятиях 1. Информирование (стенды, объявления).2. Совместная продуктивная деятельность:Рисование: «Поселок будущего»,

Фотовыставка «Памятные места нашего поселка».

3. Индивидуальные беседы с родителями на тему патриотического воспитания детей.

4. Консультации: «Что мы знаем о нашем районе?»

5. Проведение совместных мероприятий. Игра «Что? Где? Когда?»

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

«Я и мой поселок»

Этапы проекта Действия педагогов Действия детей Действия членов семьи и социальных партнеров
Подготовительный 1. Беседы с детьми (диагностика знаний и представлений детей по теме «Мой посёлок») на уточнение наличие имеющихся знаний о своей малой Родине, о ее достопримечательностях и т.д.2. Выявление проблемы и составление планирования работы педагога на группе.3. Постановка целей и задач работы.

4. Информирование родителей.

5. : оформление выставок рисунков и фотографий.

6. Ожидаемые результаты : использование педагогами активных форм взаимодействия с родителями.

1. Проблема – скудные знания детей о родном поселке.2. Планируемые продукты деятельности : творческие работы в виде рисунков, аппликации.-Ожидаемые результаты : формирование стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка. 1. Знакомство с планом проекта.2. Определение совместного с ребенком продукта деятельности.3. Планируемые продукты деятельности : рисование рисунка, фото-материалы.

4. Ожидаемые результаты : привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Деятельностный 1. Работа на тему: «Мой поселок – моя малая Родина».2. Оформление выставки рисунков и фотовыставки.3. Чтение произведений.

4. Целевые прогулки: знакомство с родным поселком его улицами, зданиями.

Вывод: педагоги проявили творчество и активность, применяли полученные знания и опыт.

1. В группе: — сбор фотографий;- составление рассказов о поселке «Мой родной поселок»;

— рассуждение на тему: «Поселок будущего».

-Вывод: чаще дети получают информацию впервые.

2. Детское творчество:

Рисунки «Мой любимый поселок», — Совместный рисунок с родителями: «Поселок будущего».

Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Мой поселок».

Изготовление аппликации на тему: «Флаг района».

-Вывод: появляется у детей значимость слова: «Родина».

1. Родители рассказывают детям о зданиях, знакомят с названиями улиц.Вывод: дети мало получали информации о поселке.2. Родители участвуют в продуктивной деятельности: рисуют, фотографируют здания поселка. Вывод: родители стали активнее, проявили заинтересованность.
Завершающий 1. Выставка детских рисунков, фотографий, оформление фото альбома, совместное мероприятие с родителями в форме игры «Что? Где? Когда?»-Вывод: воспитатели понимают, что необходимо особое внимание уделять сотрудничеству с родителями в получении новых знаний в разных сферах окружающей действительности. 1. Представление детьми своего продукта.2. Получение награды за участие в фотовыставке и выставке рисунков.-Вывод: дети испытывали чувство радости, гордости и успешности.

Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность – потребность в саморазвитии.

1. Активное участие родителей в реализации проекта-Вывод : папы и мамы стали активными участниками проекта, наблюдается чувство удовлетворения у родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. И.В.Богачева, В.Л.Гиненский, С.И.Губанова, А.П.Казаков, Г.А.Кузьменко Моё Отечество Россия. Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2005.
  2. Э.П.Костина, Н.Н.Кочнева, Л.Г.Каримова, Л.А.Семикова Мой родной дом. Программа (для детей 4-7 лет). Н.Новгород. 2000.
  3. А.Е.Писарева, В.В.Уткина живём в «ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. ТЦ Сфера, 2007.
  4. Т.А.Шорыгина Наша Родина – Россия. ТЦ Сфера, 2013
  5. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л.А.Кондрыкинской. ТЦ Сфера, 2004.
  6. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в Россиии. Гражданско-патриотическое воспитание дощкольников. Старшая группа. М., 2008.
  7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в Россиии. Гражданско-патриотическое воспитание дощкольников. Средяя группа. М., 200

Приложение 1.

Вопросы для диагностики знаний и представлений детей по теме

«Моя малая родина»

  1. Назови домашний адрес.
  2. Найди герб нашего района.
  3. Что изображено на гербе нашего района?
  4. Что означает изображение рябинки на гербе?
  5. Зачем нужен герб району
  6. Назови профессии людей, работающих в нашей местности, материалы, предметы труда.
  7. Какие трудовые действия выполняют овощеводы, хлеборобы? результаты их труда.
  8. За какими домашними животными ухаживают жители нашего района?
  9. Назови 2-3 вида птиц, 3-4 вида деревьев, 2-3 вида лесных ягод.
  10. Какие дикие животные живут в наших лесах?
  11. Назови правила поведения в лесу.
  12. Покажи свой посёлок на карте Советского района.
  13. Почему для жителей нашего посёлка дорого обелиск павшим солдатам?

Приложение 2.

Вопросы для игры «Что? Где? Когда?»

Для родителей?

  1. В каком году был организован Ронгинский район? (25.01.1935 г.).
  2. С какого года центром района стал посёлок Советский? (с 1954 г.).
  3. В каком году Ронгинский район был переименован в Советский? (23.02.1960 г.).
  4. Назовите районы, с которыми граничит Советский район (на севере: Новоторьяльский, на западе: Медведевский, на северо-западе: Оршанский).
  5. На какой улице расположено данное здание?
  6. Что означает изображение на гербе. Флаге Советского района?
  7. Назовите достопримечательности нашего посёлка?
  8. Назовите район, которому принадлежит данный флаг?

Для детей:

  1. Как называется посёлок, в котором ты живёшь?
  2. Назови домашний адрес?
  3. Найди флаг нашего посёлка?
  4. Покажи свой посёлок на карте Советского района?
  5. Какое здание вы видите на фотографии?
  6. Почему для жителей посёлка дорого обелиск павшим солдатам?
  7. На какой улице находится детский сад «Родничок»?
  8. Назови профессии людей, живущих в нашей местности?

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Верх - Иньвенская средняя общеразвивающая школа» структурное подразделение «Детский сад с. Верх - Иньва»

Проект "Село моё родное"

воспитатель структурное подразделение «Детский сад с. Верх - Иньва»

Верх - Иньва, 2016

Название «Село моё родное».

Проект по этнокультурной деятельности во взаимосвязи с социумом, родителями структурного подразделения МАОУ «Верх-Иньвенская СОШ» «Детский сад с. Верх-Иньва».

Информация о проблеме: О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Этно-национальная культура помогает сформировать у детей эмоционально- положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен и многообразная встреча с любой из культур дарит радость открытий.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, который начинается с воспитания любви к близким, детскому саду, к родному селу, к родной стране.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного села, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Основные направления работы:

Разработка проекта «Село моё родное»

Апробация проекта доступная для воспитания и обучения для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет).

Осуществить преемственность ДОУ и музея, а также с детской библиотекой.

Участники проекта:

    Педагоги старшей и подготовительной к школе группы. Определение тематики, задач и содержания среднесрочного проекта по возрастной группе.

    Музыкальный руководитель. Организует слушание коми-пермяцких песен, частушек, просмотр слайдшоу по коми-пермяцким песням и танцам, постановка коми-пермяцкой моды и игры на деревянных ложках.

    Дети старшего дошкольного возраста (5-7лет).

    Родители воспитанников ДОУ. Участие в организации выставки, анкетировании. Содействие педагогам в сборе информации, периодическое обновление этнографического мини-музея, создании фотовыставок. Беседы с детьми, посещение краеведческого музея.

    Специалисты музея, библиотеки. Оказание профессиональной помощи педагогическому коллективу, опираясь на исторические факты.

    Заведующая ДОУ.

Проект «Село моё родное».

Цель проекта: воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

Задачи:

Закрепить знания детей о своем селе. Познакомить с историей возникновения села Верх-Иньва. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села. Воспитывать в детях чувство восхищения красотой своего села. Вовлекать родителей в работу над проектом, создавая радостную атмосферу с ребёнком творчества. Развивать творческое воображение и фантазию детей и родителей.

Пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Развивать интерес к своему селу, его достопримечательностям;

Знакомить детей с наиболее значимыми объектами, символикой, традициями, соотечественниками родного края;

Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции;

Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.

Риски проекта:

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, особенностях местных традиций;

Для родителей вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Неприязненное отношение к коми-пермяцкому языку со стороны родителей.

Способы коррекции компенсации негативных последствий:

этого можно достичь, если осуществить преемственность ДОУ с родителями, воспитывающих детей ДОУ.

Ожидаемые результаты: через систему разнообразных мероприятий у детей повысится интерес к родному селу, достопримечательностям, ярким событиям, культуре и традициям св оего народа.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Май – октябрь

Целевые группы:

1.Совместная деятельность с детьми.

2.Совместная деятельность родителей и детей.

3.Совместная деятельность с детьми и родителями.

Тип проекта: познавательный, групповой

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Данный проект рассчитан на полгода. Проект включает в себя пять основных блоков.

Первый блок «Село моё родное », где дети знакомятся с основными объектами своего села. Учатся ориентироваться в близлежащих к детскому саду улицах.

Второй блок; «Вижу чудное раздолье», где дети знакомятся с животным и растительным миром, необходимости бережного, заботливого отношения к природе, роли человека в охране окружающей среды.

Третий блок «Культурное наследие», где дети знакомятся с коми-пермяцким народным костюмом, с традициями коми-пермяцкого народа, с языком, одеждой, предметами быта и их назначением. Знакомить и вызвать интерес к фольклору (загадки, пословицы, поговорки, сказки).

Четвертый блок «Ими гордиться село», знакомить с творчеством поэтов, композиторов, писателей, художников, прославивших село.

Пятый блок: «Этих дней не смолкнет слава», где дети знакомятся с ветеранами ВОВ и труда, с людьми тружениками; чувствовать гордость за своих земляков.

Для более успешной реализации проекта использовались различные виды деятельности: непрерывная образовательная деятельность, игровая деятельность,

продуктивная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями.

Проектная часть:

Разработка проекта

Подборка литературы

I. Подготовительный

Анкетирование родителей «Воспитание патриотизма в семье».

Диагностика детей «Моё родное село».

Обращение к специалистам.

Апрель

Апрель

Результаты анкетирования

Результаты диагностики

I .Основной.

Первый блок «Село моё родное».

Второй блок «Вижу чудное раздолье».

1.Путешествие по родному селу.

Задание на дом-сфотографировать наиболее значимые объекты села (дом культуры, школа искусств, музей, красная горка (Возъясим.)

Рисование на тему «Моё село»

Д/и «Узнай на фото», «Узнай, где я нахожусь», «Сложи картинку», «Раньше и сейчас».

Творческие и развивающие игры: «Когда я вырасту», «Строим село будущего», «Так бывает».

2.История села.

Рассказ библиотекаря об истории возникновения и развития родного села.

Акция «Чистое село».

1.Природа родного края.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Целевые прогулки, экскурсии в парк, на реку «Иньва», на луг.

Рисование техникой штриховка «Животные наших лесов».

Лепка «Птицы нашего края»

Д/и «С чей ветки эти детки »,

«Найди растения первоцветы»,

«»

«»

Задание на дом- расспросить бабушек и дедушек, как они помогли появиться нашему поселку.

Беседа «Что нам рассказали бабушки, дедушки»

Оформление папки передвижки для родителей «История развития родного села»

Знакомство с гербом нашего края.

Природа родного края.

Экскурсия в музей «Животные наших лесов.

Рисование техникой штриховка «Животные наших лесов»

Знакомство с красной книгой- «Природа Устьянского края. Знакомство с красной книгой»-беседа с экскурсоводом музея.

Лепка из глины «Птицы нашего края»

Д/и «Найди растения из красной книги»

Д/И «Назови животных и их детенышей»

Вечер загадок.

Достопримечательности Устьянского района

Слайд шоу «Достопримечательности нашего района»

Оформление альбома «Памятные места Устьянского края.»

Экскурсия на Белое озеро.- рисование «Белое озеро в картинках»

Посещение храма в д. Молодоры

Народные традиции Устьянского края

Посещение выставки в краеведческом музее «Русский народный костюм»

Познавательно-развлекательное мероприятие в музее «Умелые руки не знают скуки»

Беседа экскурсовода из музея «Устьянский край – столица северного меда»

Беседа и рисование на тему «Как мы медовый спас отмечали»

Изготовление тряпичной куклы.

Предприятия района

НОД «Профессии наших пап»

Экскурсия на предприятие Устьянского лесопромышленного комплекса.

Рассказ мамы Наташи З. о предприятии домостроительного комбината (с презентацией)

Рисование «Кем работают наши папы»

Люди прославившие свой край

Экскурсия в Богдановскую школу на Родину Розы Шаниной.

Приглашение поэта Олега Борисова для знакомства с его творчеством.

Заучивание стихов Устьянских поэтов к развлечению.

Экскурсия в музей «Во славу флота. Морские традиции Устьяков.»

Апрель-октябрь

Май-октябрь

Фотовыставка из принесенных родителями фотографий

Выставка рисунков

Конкурс д/и среди групп д/с

Оформление альбома «История развития нашего села»

Выставка работ из природного материала.

Словотворчество детей с родителями «Сочини стихи»

Гербарий

Выставка изделий из глины «Птицы нашего края».

Вечер загадок

Выставка рисунков.

Конкурс стихов о природе

Принести фотографии «Наше село до нас»

Третий блок «Культурное наследие».

Четвертый блок «Ими гордится село»

Пятый блок «Этих дней не смолкнет слава»

«Найди дерево по описанию»

1.Чтение сказок, легенд, пословиц, поговорок, потешек коми-пермяцкого народа (Легенда про Иньву).

Инсценировка сказок и легенд.

Разучивание стихов, песен, загадок.

Экскурсия в музей (рукотворный мир коми-пермяцкого народа)

Д/и «Подбери орнамент», «Угадай чья одежда». «Укрась сарафан», «Съедобное-несъедобное».

Творческие и развивающие игры «Укачай братика», Рассматривание журналов «Силькан»

Игры-драматизации по сказке «Марышко» В. Климов).

Участие в районном конкурсе «Акань».

1.Знакомство с творчеством знаменитых людей села.

Встречи с почетными людьми села.

1.Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла.

Заучивание стихов.

Чтение художественной литературы.

Утренники: «День защитника Отечества», «День»

«День защитника Отечества»

«День победы»

Апрель-октябрь

Апрель-октябрь

Апрель-октябрь

Игры-конкурсы «Знатоки природы».

Отражение впечатлений в рисунках.

Оформление альбомов.

Музыкальные и спортивные развлечения.

Конструирование из бумаги, плетение, изготовление тряпичной куклы

Праздник «Троица»(Проня Ключ).

Выступление детей перед жителями села.

Оформление альбома «Почетные люди села»

Целевая прогулка к памятнику(возложение цветов)

Трудовой десант «Помоги бабушке».

III .Заключительный

«День Победы»

«День пожилых людей»

Акция «Посади дерево»

Сюжетно-ролевая игра «Пограничники», «Разведчики»

Коми-пермяцкие посиделки совместно с хором ветеранов «Гажа рыт»

Октябрь

Подарок своими руками.

Итоговая диагностика

Работа с родителями

1.Информационный стенд для родителей

2.Акция «Пять минут поэзии на ночь».

3.Детско-родительский проект «Изба коми-пермяков»

4.Выпуск информационной газеты для родителей «Дом, в котором я живу».

5.Фотовыставка «Интересное рядом»

6.Памятка для родителей «Сельский музей и его ценности»

7.Анкетированиеи родителей «Ваше отношение к коми-языку».

8.Консультации для родителей:

-«Кто прославил наше село»

-«Исторические памятники с. Верх-Иньва»;

-«Люби и знай язык родной».

Предполагаемый результат:

1.Итовым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

3. Освоение доступных знаний об истории родного села.

4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Бюджет проекта.

Директор школы

завхоз

Папки 5 штук

800

Заправка катриджей черными

И цветными чернилами

1000

1000

Фотоальбомы

Фотобумага

500

500

Ватман

100

Приобретение аудиокассет,

DVD , CD -дисков, флэшкарты.

900

400

Ткань

Шерстяные нитки

500

250

Лапти сувенирные

500

Ложки деревянные

1000

Сувениры и призы для детей

1000

Альбомы для рисования

500

Лукошко берестяное

450

Приобретение книги «Художники Пармы»

500

Приобретение половиков

500

10900

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

Продолжительность проекта - краткосрочный

Тип проекта - информационно-творческий.

Участники проекта - дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.

Возраст детей - 6-7 лет

Актуальность проекта

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького села-это прежде всего его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного села Истье, его культура, улицы, известные люди, которыми гордятся жители села.Однако беседы с детьми показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

Цель проекта:

Познакомить детей с родным селом его историей, достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить ее чистым и красивым.

Задачи проекта:

Для детей:

Расширять представления детей о малой Родине - село Истье.

— Формировать интерес к истории возникновения села, и его достопримечательностям.

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, чувство уважения к культуре, труду, традициям тружеников села.

Для педагогов:

— Повышение профессиональной компетенции и педагогического мастерства, в процессе реализации проекта.

Для родителей:

— Привлечение к участию в воспитательно- образовательной деятельности с дошкольниками.

Форма проведения итогового мероприятия проекта -

Викторина, презентация.

Название итогового мероприятия проекта -

Презентация «Моя малая Родина», Викторина «Моя малая Родина - село Истье».

Продукты проекта:

Для детей:

Коллективные творческие работы

Для педагогов:

— Фотоальбом «Мое село».

— Ширма «Люби и знай родной свой край».

— Родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства»

— Консультация , анкета, беседа.

Для родителей:

Совместно с родителями оформить фотовыставку « Посёлок тогда и сейчас».

Ожидаемые результаты по проекту:

для педагогов:

Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;

Инновационные изменения в организации воспитательного процесса;

Творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.

для детей:

Дети могут знать и называть место проживания: некоторые предприятия родного села и их значимость, достопримечательности;

Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;

Дети могут проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.

для родителей:

Расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;

Повышение статуса семейного воспитания.

II. Краткое содержание проекта «Моя малая Родина».

Этапы проекта

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с семьей

Подготовительный

Ознакомление педагога с методическими материалами по теме.

Подбор и планирование материала, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Соответствие данного материала комплексно- тематическому планированию.

Модель трёх вопросов:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как мы узнаем?

Продуктивный

(непосредственная деятельность по проекту)

Рассматривание фотографий и беседа НОД «Дом в котором я живу»

Рисование по теме

Беседа об исторических названиях улиц.

Составление творческих рассказов «Моя улица», Целевые прогулки: по близлежащим улицам, к памятникам.

Экскурсии:

Краеведческий музей:

Прошлое и настоящее села Истье

Консультации

Памятка для родителей

Заключительный (презентация продуктов проекта и рефлексия - подведение итогов)

Презентация «Моя малая родина»

Перспективный план работы с детьми к проекту «Моя малая Родина»

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

1-я неделя

Беседа с детьми о селе Истье:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как мы узнаем?

Целевые прогулки: по близлежащим улицам, к памятникам.

Сюжетно ролевая игра «Экскурсия по селу»

Анкетадляродителей по проблемам патриотического воспитания дошкольника

Родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства»

Знакомим родителей с историей села.

2-я неделя

Экскурсия в краеведческий музей «Прошлое и настоящее села Истье».

НОД «Дом в котором я живу»

Рассказ воспитателя об истории развития села.

Рисование «Улица, на которой я живу», «Что мы видели в музее?».

3-я неделя

НОД Тема: «Край ты мой любимый».

Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего села. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному краю.

Рассматривание фотографий и беседа на тему «Старое и новое село».

Экскурсия к памятнику

Акция «Памятник»- уборка мусора.

Рисование «Мой любимый детский сад».

Создание уголка «Моя малая Родина - село Истье».

Консультации

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»,

«Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ».

Совместный труд с родителями по благоустройству детского сада

4-я неделя

Беседа «Праздник «Город кузнецов» ».

Рисование «Город мастеров».

Сюжетно-ролевая игра «Построим улицу».

Дидактическая игра «Где находится памятник?»

Памятка для родителей «Как вырастить достойного человека».

1-я неделя

Презентация к проекту «Моя малая Родина»

Викторина «Моя малая Родина - село Истье»

Викторина «Моя малая Родина село Истье» (Совместно с родителями).

Совместно с родителями оформить фотовыставку « Посёлок тогда и сейчас».

Для успешного решения поставленных задач мы создали соответствующую предметно-развивающую среду. В группе оформили патриотический уголок. Подобрали наглядный материал о родном крае, его достопримечательностях.

Перспектива развития проекта

Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего села, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям села. Желание видеть свой город процветающим. Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного села.

Начатую работу мы будем продолжать в течение всего года. В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Моя Родина- Россия», «Моя планета»

Список литературы:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, М. «Мозаика - Синтез», 2012г.

3.Сыпченко Е.А. «Инновационные педагогические технологии», Метод проектов в ДОУ, изд.»Детство-Пресс», 2012г.

4.Битюкская Н.П. «Система педагогического проектирования», опыт работы, проекты; Волгоград, изд. «Учитель», 2012г.

5. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. Волгоград, «Учитель»,2013г.

6. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. «Мозаика-Синтез», 2008-2010г.г.

7. Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду.М.»Мозаика- Синтез», 2010г.

8. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в старшей группе - М.: Элизе Трэйтинг., Ц. Г. Л., 2004.

9. Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006.

10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.

11. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.- М., 1988.

12. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. - М., 2003.

13.Каратаев В.Т., Романенков Е.И., Федчук В.Н. По Петрову указу. Изд. «Узорочье» г. Рязань 1993г.

14.Левошин Н. Истье. // Приокская правда. - 1973. - 28 июля
15.Бабурин А. В., Кононенко Л. А., Никольский А. А. Истье.//Топонимич. словарь Ряз. обл. - 2-е изд., перераб. и доп. - Рязань, 2004.
16.Бабурин А. В., Кононенко Л. А., Никольский А. А. Истье. // РЭ. - Рязань, 2002. -Т.3.- С. 252.
- С. 216
17.Кузнецов С. К. Русская историческая география. - М., 1910. - Вып. 1 (меря, мещера, мурома, весь). - С. 121
18.Измайлова Е. Река Истья. // Старожиловские просторы. (Старожилово). - 2003. - 21 марта.