Программа подготовки детей к самостоятельной жизни дошкольники. Основные направления формирования готовности выпускников детских домов к самостоятельной жизни и деятельности. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Наталья Лаврова
Комплексная подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни в условиях образовательного учреждения

«Комплексная подготовка детей-сирот и детей »

Работа содержит методические рекомендации по комплексной подготовке детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни в условиях образовательного учреждения . В работе выделены проблемы профессиональной Определен ряд направлений и практических решений, направленных на формирование , оставшихся без попечения родителей. Представлены педагогические технологии, ориентированные на интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной, исследовательской и проектной деятельности, дальнейшему профессиональному росту. Определен спектр педагогических технологий, использование которых оптимально подходит при разработке и проведении уроков, мероприятии направленных на повышение уровня социализации воспитанников. Как метод моделирования социальных отношений предложены игровые технологии. Работа содержит методические рекомендации по разработке имитационных игр, ситуационно – ролевых игр, дидактической игры. Работа будет интересна социальным педагогам, педагогам образовательных учреждений , педагогам – психологам, педагогам – организаторам.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С внедрением ФГОС от учреждений профессионального образования требуется не только подготовка грамотных специалистов, но и формирование у обучающегося осознания себя как члена социального и профессионального сообщества. В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме , обеспечение его свободного развития, гарантий самоопределения , самореализации и самоутверждения . Однако процесс подготовки воспитанников к самостоятельной жизни не всегда рассматривается в контексте целенаправленного создания условий для развития личности ребенка. Наибольшую остроту приобретают проблемы, возникающие после выпуска из образовательного учреждения , где детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были созданы интернатные условия . Если ранее все возникающие у воспитанников из числа детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, проблемы решали педагоги, специалисты и сотрудники образовательного учреждения , то после выпуска данная категория лиц остается с возникающими проблемами один на один. Наиболее важные из этих проблем следующие :

1. Проблема здоровья. Исследования показывают, что среди сирот нет совершенно здоровых детей . Их физические и психические нарушения связаны с факторами неблагоприятной наследственности. Неизбежны и психологические травмы, обусловленные отсутствием родителей. Лишение детей материнской заботы , с последующей психической депривацией, в учреждениях государственного воспитания, сказывается на их социальном, психическом и физическом здоровье. Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей-сирот , наиболее частой причиной патологии является поражение головного мозга.

2. Проблема интеграции и социальной адаптации. Важное значение, в адаптации и интеграции детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, имеет правильная и рациональная организация их профессионального обучения, способствующая повышению их уровня конкурентоспособности на рынке труда. Исходя из понимания положения детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей в нашем обществе и учитывая сложность для них в обучении по традиционным учебным технологиям главной задачей является – организация системы воспитания и обучения имеющая цель комплексной подготовки детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей к полноценной самостоятельной жизни после выхода из образовательного учреждения .

Решение этой задачи предполагает : удовлетворение потребности детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, получении профессионального образования и квалификации в избранной области деятельности; разработка и внедрение новых методов обучения.

В жизненном и профессиональном самоопределении выпускники , из числа детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием жизненного опыта , который другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие. Педагоги могут помочь данным обучающимся сформировать комплекс качеств , благодаря которым, они совершают осознанный выбор и адаптируются в новой ситуации.

К таким качествам можно отнести :

Информированность и соотнесение информации со своими особенностями;

Умение принимать решение;

Умение планировать;

Положительное эмоциональное отношение к необходимости сделать выбор и принять решение.

Большинство выпускников из числа детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь :

Отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения и т. п. ;

Несформированность потребности и способности трудиться;

Иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни , отношений собственности;

Отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье , тесных эмоциональных отношений;

Отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды , из которой большинство из них происходит; специфическая субкультура низкого уровня;

Плохое состояние здоровья.

Как показывает опыт работы, перечисленные проблемы значительно обостряются в тех случаях, когда выпускники имеют интеллектуальные нарушения. Данным выпускникам характерны :

Ограниченность знаний, познавательная пассивность, ограниченность и своеобразие словарного запаса ;

Равнодушие к происходящему, снижение интереса к различным видам деятельности, мотивация к их освоению;

Отсутствие стремления проявить себя;

Недостаток критичности; завышенная или заниженная самооценка , неадекватность уровня притязаний;

Повышенная внушаемость и готовность принимать асоциальные формы поведения (алкоголизм, наркомания, курение, бродяжничество) ;

Недоразвитие сложных эмоциональных проявлений, агрессивность поведения;

Иждивенчество; отсутствие стремления к ответственности за свои поступки;

Отсутствие желания благоустроить самостоятельно свой быт ;

Неумение самостоятельно организовать свой досуг.

Достаточно часто этой категории воспитанников свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит эмоциональных отношений, замкнутость. Более того, мотивация к изменению поведения у данных воспитанников низкая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь неконтролируемые последствия. Все это способствует ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни , либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений.

Преодоление сложившейся ситуации может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения, воспитания. Работа должна быть направлена на развитие установок социального сотрудничества, тенденции предполагающих объединение усилий, эмоциональный контакт, развитие доверия к партнеру и желание помочь, возможность осознать и прочувствовать это доверие и помощь, ощутить обмен положительными эмоциями. Для успешной подготовки детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни «проживания» в определенной ситуации, выявления новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира.

Самое главное – это преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоит общаться.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что вчерашние выпускники, которые не смогли адаптироваться и социализироваться в обществе, скорее всего, начнут вести асоциальный образ жизни , а это – повышение уровня преступности, рост числа детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, повышение психологической напряженности в обществе, увеличение числа малоимущих и нищих, рост числа членов общества, имеющих какие-либо девиации в поведении.

Цель методической разработки – информирование педагогических работников о существующей проблеме, создание условий для внедрения педагогических технологий, использование которых оптимально подходит при разработке и проведении уроков, мероприятии направленных на повышение уровня социализации воспитанников.

Задачи :

1. Представить теоретические основы по выбранной теме, обозначить ее актуальность;

2. Определить проблемы, возникающие при работе по подготовке обучающихся из числа детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни ;

3. Представить методический материал для работы.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Проблемы профессиональной подготовки детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей в условиях образовательного учреждения .

Профессиональная социализация личности, представляет собой развитие и самореализацию человека в процессе усвоения и воспроизводства профессиональной культуры, которая включает не только профессиональные знания, умения и опыт творческой деятельности в профессиональной сфере, но и определённую систему ценностей в соответствии с назначением и смыслом профессии, а также нормы поведения и взаимоотношений.

Современные нестабильные социально-экономические условия , характеризующиеся быстрой сменой ценностей и целей, одобряемых социумом, предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал успешного человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в своего рода «рабочий капитал» . Станет ли будущий выпускник успешным человеком, зависит от множества различных факторов, главным из которых является успешность процесса социализации.

Результат успешной социализации – это интеграция человека в профессиональное сообщество и общество. Профессиональная социализация достаточно длительный процесс, и чем лучше воспитанник будет подготовлен к этому процессу , тем успешнее у него сформируется система профессиональных и ценностных ориентаций. Стратегическое планирование индивидуальной биографии становится наиболее актуальным для воспитанника. В связи с этим ключевыми становятся такие ориентиры, как «социальная успешность» личности во всех её проявлениях. В связи с этим в учреждениях СПО особое значение отводится формированию социальных компетенций , творческих компетенций , компетенций самосовершенствования . Кардинальные социально-экономические преобразования в стране , рыночные отношения, введение различных видов собственности на средства производства в экономике, интеграция страны в мировое сообщество, формирование личности на основе общечеловеческих ценностей привели к переоценке, переосмыслению содержания понятия профессиональной подготовки личности . Приоритетными являются следующие направления подготовки воспитанников :

Развитие личности каждого воспитанника путем вовлечения в различные виды труда сообразно способностям , интересам и возможностям, а также потребностям общества;

- подготовка детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда;

Развитие предприимчивости, самостоятельности , ответственности, инициативности, стремления к разумному риску, честности, порядочности;

Формирование профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;

Вовлечение воспитанников в реальные производственно - экономические отношения;

Воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая, экологическая, правовая и т. д.) .

1.2. Формирование жизненных планов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей.

Актуальность поиска новых теоретических подходов и практических решений к проблеме педагогического руководства формированием жизненных планов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, как фактора подготовки и к самостоятельной жизни в обществе обусловлена рядом обстоятельств :

Недостаточная разработанность теории и практики педагогического руководства формированием жизненных планов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, часто направленных на конкретные аспекты самоопределения и не учитывающих его комплексного характера ;

Педагоги, психологи, не пройдя специальной подготовки для работы с детьми лишенными семейного окружения, пытаются без должного организационного, теоретического и методического обеспечения руководить формированием жизненных планов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей.

Многие авторы, изучающие данную проблему, отмечают, что в условиях утраты семейного окружения и воспитания в учреждениях закрытого (интернатного) типа формируется личность с неразвитой способностью соотнести собственное настоящее, прошлое и будущее со своими целями, ценностными ориентациями, возможностями.

Традиционная система педагогического руководства формированием жизненных планов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей нуждается в переосмыслении с позиции личностно-ориентированного подхода, что должно создать в образовательном учреждении условия для полноценного психического развития ребенка, его интеллекта, воли, эмоций, склонностей, способностей и, следовательно, обеспечить его нормальную жизнедеятельность и самочувствие в самом воспитательном учреждении , подготовку к созданию семьи , продолжению образования , профессии.

В развитии психолого-педагогической теории жизненного планирования наиболее отчетливо проявляются два концептуальных подхода :

Первый, определяющий жизненные планы как процесс и результат поэтапного принятия решений, посредством которых личность формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями социума;

Второй, рассматривающий жизненные планы как процесс формирования индивидуального стиля жизни , отражающий понимание, переживания, предметные действия в конкретных социальных условиях .

Формирование жизненных планов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, следует рассматривать, как один из важнейших механизмов самоопределения , действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности ориентиров жизни , рассчитанных на перспективу практического освоения детьми, утратившими опеку родителей, социального опыта. Участие взрослых в этом процессе не должно ограничиваться коррекцией спонтанно формирующихся жизненных планов , важно включаться в целенаправленную совместную с подростком деятельность по моделированию его будущего, исходя из следующих принципов жизненного планирования : актуальности, рациональности, реалистичности и контролируемости. При разработке планов уроков и мероприятий, направленных на успешную социализацию обучающихся, необходимо использовать педагогические технологии, ориентированные на интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной, исследовательской и проектной деятельности, дальнейшему профессиональному росту, самостоятельному поиску и отбору информации.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Имитационная игра, как метод моделирования социальных отношений.

При разработке планов уроков и мероприятий, направленных на успешную социализацию воспитанников необходимо использовать педагогические технологии, ориентированные на интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной, исследовательской и проектной деятельности, дальнейшему профессиональному росту, самореализацию , самовоспитание , самостоятельному поиску и отбору информации.

Спектр используемых технологий довольно широк :

Групповые технологии обучения – повышают эффективность усвоения содержания программ учебных курсов, способствуют формированию коммуникабельной, толерантной личности, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе;

Игровые технологии обеспечивают освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве;

Технология проблемного обучения ведет к освоению способов самостоятельной деятельности , развитию познавательных и творческих способностей;

Технологии перспективно-опережающего обучения способствуют формированию общекультурных компетентностей , ситуации успешности для каждого воспитанника;

Проектные технологии создают условия , способствующие осмыслению накопленного материала, самореализации , творчества и исследовательской деятельности;

Исследовательские технологии помогают в обучении основам исследовательской деятельности, способам получения информации и работы с различными источниками, способности самостоятельно создать и защитить учебно-исследовательскую работу. Данные технологии часто применяются при подготовке проектов , выполнении лабораторных работ;

Информационные технологии обучают работе с разными источниками информации, в том числе компьютерными .

Из вышеперечисленных технологий следует обратить внимание на игровые технологии, т. к. именно они позволяют воспитанникам в воображаемых условиях не только реализовать определенную деятельность, но и имитировать, «проживать» различные ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, ситуаций, отношений. Как метод моделирования социальных отношений можно разработать имитационную игру.

В имитационной игре должны быть выполнены следующие положения :

1. Наличие объекта игрового моделирования : им может быть – первый день на работе, встреча с юристом по поводу оформления документов, разговор с работодателем, собеседование при приеме на работу и т. д.

2. Соревнование : в игре всегда действует несколько игровых групп, между которыми разворачивается состязание, как за лучшее выполнение задания, так и в демонстрации сплоченности игровой группы. Система оценивания позволяет выявить игровую группу, успешно решившую основную задачу игры, поощрить работавших быстро, дружно, проявивших доброжелательность и чувство юмора.

3. Конфликт : в игре конфликт запрограммирован тем, что задача, которую должна решить игровая группа является сложной – требуется освоить новый материал и творчески его применить в неожиданной ситуации.

4. Роли : в игре используются самые разные роли, которые необходимо распределить между участниками игры, максимально учитывая их способности, устремления и состояния.

5. Взаимодействие : четкий сценарий и схема игры обеспечивают готовность игровых групп к контакту друг с другом в дискуссиях, к экспертизе. Защите и оппонированию своих и чужих идей, предложений, решений, поступков.

6. Подведение итогов : в игре работают эксперты, компетентное жюри , консультанты (педагоги, психологи, в задачу которых входит оценка деятельности участников игры.

7. Игровое последействие : оно проявляется в социально – психологическом климате группы, коллектива. Иногда имеют место негативные последствия. Чаще всего это связано с распределением призовых мест, награждением победителей. В этом случае педагогу необходимо использовать игротехнические приемы релаксации, чтобы снять напряжение с участников игры.

2.2. Ситуационно – ролевая игра

Основная идея заключается в том, что индивидуальное решение воспитанников, принимаемое им в конкретной ситуации (прием на работу, знакомство с коллегами, распределение бюджета и т. д.) соотносится с коллективным (5-7 воспитанников) решением и сравнивается с эталонным решением, которое предлагает ведущий. Предложенную ведущим ситуацию, решает вначале каждый участник, а затем участники, объединившись по 5-7 человек, принимают командное решение. При подведении итогов обращается внимание на характер взаимодействия в игровой подгруппе при обсуждении и принятии решения, на психологическую совместимость членов команды, борьбу за лидерство и т. д.

2.3. Дидактическая игра.

Дидактическая игра используется для обучения конкретным навыкам. Например, если мы хотим сформировать навыки делового общения, повысить уровень коммуникативной культуры воспитанников, то можно использовать следующий алгоритм, который называется «Вертушка общения» . Игрок получает маршрутный лист, из которого можно понять, какую роль на каждом этапе ему предстоит играть и за каким столом сидеть. Тема диалога может быть из любой области будущей самостоятельной жизни . Главное заложить в неё некое противоречие, спорный вопрос. Главное чтобы участники имели разную точку зрения на данную проблему, вопрос. Результаты договоренности фиксируются на специальном бланке и заверяются подписями всех «договорившихся» сторон. Если кто-то из участников «Вертушки общения» отказывается поставить свою подпись на бланке, не видя возможности отказаться от своей точки зрения, то он получает 0 баллов, но и с его собеседника снимается 2 балла за неумение убеждать. Далее следует пересадка. И снова диалог, решение, подписи. Диагностика участников заключается не в фиксации баллов и тех участников, которым удалось убедить других в правильности своих взглядов, а в эмоциональной реакции и поведении участников игры во время делового общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время значимым в образовательном и воспитательном процессе современного образовательного учреждения является компетентностный подход . Перед педагогами ставятся задачи формирования компетенций воспитанников , как необходимого условия их самореализации . Образовательный процесс должен быть направлен на достижение такого уровня образованности , который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. Поставленная перед образовательным учреждением задача подготовка квалифицированного , конкурентного специалиста, свободно владеющего своей профессией на уровне мировых стандартов, а также свободно ориентирующегося в сложных областях деятельности. Все больше возникает потребность в формировании у выпускников способности применять знания в различных ситуациях и решать жизненные проблемы , самостоятельно ставить личностно и социально значимые цели, проектировать траекторию их достижения во всем социальном пространстве, прогнозировать возможные результаты, планировать время, самостоятельно находить необходимую информацию. Подготовить выпускника к самостоятельной жизни – это не только подсказать и помочь, но и сформировать самостоятельность мышления , инициативу и ответственность, поисковую активность и предприимчивость, умение творчески разрешать возникающие проблемы. Для успешной подготовки детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни необходимо проводить мероприятия, содержащие в себе процесс «проживания» в определенной ситуации, выявления новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира. Как метод моделирования социальных отношений, включающий в себя процесс «проживания» определенных ситуации, в данной работе предложено использование педагогам имитационных игр.

Программа подготовки воспитанников школы- интерната

к самостоятельной жизни.

Пояснительная записка.

Вопросы социально-правовой подготовки выпускников-сирот к самостоятельной жизни в обществе и в настоящее время стали особенно актуальны. Воспитание в интернатных условиях не обеспечивает в должной мере формирования необходимых в самостоятельной жизни личностных качеств, знаний и умений, что влечет за собой неуспешность выпускников в решении задач жизнеустройства.

Поэтому возникла необходимость создания программы, направленной на повышение социальной компетентности воспитанников, для того чтобы, выйдя из детского дома, они могли жить и общаться с окружающими их людьми, чтобы они знали, как устроено общество, в котором им предстоит жить, работать, создавать семью, растить детей.

За основу была взята программа повышения социальной компетентности воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Мы сами» и программа подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни Сидоровой Л. К.

Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и уставом образовательного учреждения. Содержание программы разрабатывалось на основании принципов: гуманистической направленности, демократизма (право каждого ребенка на выбор своей траектории развития), детоцентризма (приоритетность интересов ребенка), системности (предполагает преемственность знаний), сотрудничества (признание ценности совместной деятельности детей и взрослых), природосообразности и деятельностного подхода.

Цель программы: оказать содействие в повышении социальной компетенции воспитанников, способствующих их успешной адаптации в обществе через овладение социально-психологическими знаниями и формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

Данная цель реализуется через развитие следующих способностей и формирование следующих навыков:

– развитие способностей понимать себя и других;

– развитие способностей прогнозировать межличностные ситуации и свое поведение в них;

Развитие активной гражданской позиции;

– формирование навыков самостоятельного проживания и взаимодействия с разными социальными группами и институтами.

Программа реализуется по нескольким направлениям:

    развитие коммуникативных навыков;

    семейно-экономическое;

    гражданско-патриотическое и правовое;

    профориентация;

    культурно-нравственное;

    формирование социально-бытовых навыков.

При реализации данной программы необходимо тесное взаимодействие всех структур образовательного учреждения, участвующих в воспитательном процессе: воспитателя, классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога. При этом дети должны быть активными участниками реализации программы. Для этого необходимо постоянно поддерживать мотивацию на участие в занятиях.

Занятия проводятся с 1 по 9 классы по всем вышеперечисленным направлениям в соответствии с возрастными особенностями. Воспитательный и коррекционный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту в духовном, физическом и социальном становлении.

Коммуникативные навыки

Компетенции

Уступать друг другу, разговаривать спокойно, выполнять просьбы взрослых, оценивать свои поступки и поступки сверстников, быть приветливым доброжелательным, иметь навыки общения с младшими, сверстниками, старшими детьми, взрослыми.

Иметь понятие о «толерантности», быть терпимым к окружающим, обладать навыками бесконфликтного общения; быть уверенным в общении; понимать, что такое дружба, уметь поддерживать друг друга.

Владеть навыками эффективного общения (вербального и невербального); иметь представление о коммуникативных барьерах и путях их преодоления; виды общения (деловое, свободное, игровое и т. д.). Отношение к неприятностям и неудачам. Уметь использовать различные формы общения (беседа, дискуссия)

Семейно-экономическое воспитание

Компетенции

Знать свою фамилию, имя, братьев, сестер, других родственников. Полоролевую принадлежность мальчиков и девочек. Через сюжетно-ролевые игры уметь пользоваться деньгами, совершать самостоятельные небольшие покупки.

Родословная. Корни семьи. Отличительная роль юношей и девушек в обществе. Что такое дружба, что такое любовь. подростковый возрастной кризис. Источники денежных доходов в семье. От чего зависит экономическое благосостояние семьи.

Формирование представлений о семейной жизни. Теории выбора брачного партнера. Функции семьи. Семейные проблемы и радости. Рождение детей. Экономика семьи.

Компетенции

Понятие Родина, малая Родина. Традиции, природа, мировоззрение своего народа, исторические факты. Честность как норма культурного человека. Уважительность к общественной собственности. Права и обязанности воспитанников. Государство по отношению к другому человеку: регуляция, контроль, принуждение, забота, поощрение, наказание.

Знание Родины, ее истории, гордость за свою страну. Конституция РФ. Экономические, социальные и культурные права человека.

Человек как патриот своей страны. Система правоохранительных органов. Уголовное право. Правовая культура.

Гражданско-патриотическое и правовое воспитание.

Профориентация

Компетенции

Участие в ролевых играх. Знание профессий шофера, продавца, воспитателя, учителя, врача, швеи, повара, строителя и т. д. Чествование взрослых в день их профессионального праздника.

Диагностика склонностей, интересов, способностей к той или иной профессии. Предварительный выбор профессии.

Осознанный выбор профессии. Реализация программы «Как научиться выбирать профессию» Посещение предприятий. Углубленное изучение профильных предметов. Выбор учебного заведения.

Культурно-нравственное воспитание

Компетенции

Поведение за столом: умение пользоваться приборами, салфеткой, эстетика приема пищи. Поведение в общественных местах. Культура чтения. Знание шедевров мировой художественной и музыкальной коллекций. Общие сведение об этикете, соблюдение правил этикета при общении с окружающими.

Посещение музеев, картинных выставок, знакомство с классической музыкой. Поведение в группе, выбор группы. вербальные и невербальные этикетные знаки. Жесты, мимика, тон, позы и др.

Социально-бытовое воспитание

Компетенции

Уметь обращаться с бытовыми приборами: телевизор, холодильник, пылесос, утюг, стиральная машина и т. д. Знать правила уборки помещения, уметь убрать за собой и товарищами. Уметь готовить простейшие блюда: заварить чай, сделать бутерброд, простой салат. Уметь обратиться в случае необходимости за помощью к прохожему, милиционеру.

Правила стирки, ухода за одеждой (умение штопать, гладить, вязать). Правила сервировки стола, приготовление простейших вторых блюд и салатов. Уметь выполнять элементарные работы по дому: забить гвоздь, покрасить поверхность. Уход за мебелью. Социальные институты: поликлиника, администрация, банки, почта, пункты приема платежей – знать их назначение.

Стремиться самостоятельно выполнять бытовые дела. Иметь навык консервирования, приготовления мясных, рыбных блюд. Делать своими руками простейшие ремонтные работы техники, жилища. Уметь самостоятельно обратиться в необходимые социальные институты. Знать, куда обратиться за помощью в случае необходимости получения жилья, льгот. В случае необходимости уметь самостоятельно осуществлять платежи по коммунальным услугам, обратиться в поликлинику, банк и т. д.

Государственное образовательное учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

"Урюпинская школа-интернат имени генерал-лейтенанта С.И.Горшкова"

Программа

подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

Цель: формирование правовой культуры воспитанников по разрешению сложных жизненных ситуаций.

Материалы и оборудование:

  • карточки "Описание ситуаций".
  • карточки "Причины ситуации".
  • карточки "Действия участников игры".
  • оборудование для упражнения "Бусинка".
  • бланки наглядной рефлексии "Мухомор".
  • листы бумаги, ручки.

I. Организационная часть

Слово педагога:

Здравствуйте! Меня зовут Наталия Вадимовна. Я приехала из г. Череповца, где работаю воспитателем на группе мальчиков в детском доме №1. Сегодня вашему вниманию я хочу предложить интерактивную игру "Порядок начинается с меня", в ходе которой будут решаться следующие задачи:

  1. Продолжать развивать у воспитанников компетенции: "Анализ деятельности", "Планирование деятельности", "Разрешение конфликта", "Работа в команде".
  2. Воспитывать терпимое, безоценочное отношение к другому собеседнику, позитивное отношение к себе и другому.
  3. Закреплять умения правильно вести диалог, обогащать словарный запас.

Уважаемые участники игры! Я предлагаю вам принять на себя роль юношей и девушек в возрасте 15-17 лет.

Поскольку мы с вами не знакомы, то перед тем как перейти к основной части игры, я предлагаю упражнение "Бусинка". Подойдите, пожалуйста, ко мне и встаньте как вам удобно.

В руках у меня тесьма с бусинами. Каждый из вас, по порядку, берёт в руки одну из бусинок и произносит своё имя, затем на одну букву своего имени называет то качество, которое вас характеризует, а дальше пожелание всем участникам игры. Разрешите, начну я.

Меня зовут Наталия Вадимовна, терпеливая.

А желаю я всем участникам игры удачи и надёжных настоящих друзей. (Ответы молодых людей).

Вывод: ну вот мы с вами познакомились и можем приступить к дальнейшей совместной работе.

II. Основная часть

Слово педагога:

Разделитесь, пожалуйста, на две группы и займите места за столами.

Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которые вполне возможно может попасть выпускник детского дома.

Задание: каждой команде необходимо внимательно прочитать ситуацию. Осмыслить её и попытаться, во-первых, определить причины или события- факты, которые привели к создавшейся ситуации, а затем проработать пути выхода, чтобы не попасть в данную ситуацию, не быть обманутым, не попасть впросак, или выйти из неё с наименьшими потерями, то есть наметить свои действия по разрешению проблемы.

Ситуация № 3.

Ситуация № 2.

Ситуация № 1.

Пойдем, прошвырнёмся!?

Команды получают карточки и бланки для работы.

Причины создавшейся ситуации Пути решения, ваши действия

(работа 5 - 7 минут, обсуждения в группах, заполнение таблиц). Через 3 - 4 минуты обсуждения группам выдаются карточки- подсказки с причинами ситуаций и карточки с действиями.

Слово педагога

Обсуждение закончили. Теперь каждая группа зачитывает свою ситуацию, причины и действия по разрешению проблемы.

(возможные вопросы к участникам игры:

Со всеми ли причинами и действиями согласна другая команда?

Что может добавить другая команда?)

Вывод по 1 ситуации про Сашу: таким образом, мы очень дружно и плодотворно поработали, и видим, что всё же главное в данной ситуации, чтобы не допустить такого обмана, это не соглашаться ни на какие сомнительные предложения малознакомых людей.

Вывод по 2 ситуации про Ольгу с Надеждой: ни в коем случае не оставлять личные вещи без присмотра, не надеяться на кого-то другого.

Вывод по 3 ситуации про Антона: в первую очередь, конечно, уметь общаться с людьми, договариваться, а не пытаться разрешать проблемы через скандал, так как в жизни может случиться так, что в следующий раз вы можете оказаться не потерпевшим, а, наоборот, виноватым.

Заключение

Мы закончили основную часть нашей интерактивной игры, и я вам предлагаю упражнение "Мухомор".

Перед вами круг, который разделён на 3 сектора:

  • Насколько мне было комфортно,
  • Насколько для меня значимо содержание,
  • Насколько для меня полезно (поучительно) содержание.

Вы наклеиваете кружки в каждый сектор, но главное условие: чем ближе к центру, тем выше утвердительность вашего ответа.

А теперь, если есть, у кого желание, может высказать своё мнение вслух. (ответы участников игры)

Уважаемые участники игры мне было очень приятно работать вместе с вами, я чувствовала и ваш интерес, поддержку, положительный настрой, и то, что вас не испугали возникшие трудности. Мне было легко и комфортно в нашей группе.

Спасибо за работу!

Приложения

Ситуация № 3.

Антон лежал в своей комнате на диване и смотрел телевизор. Вдруг он заметил, что на потолке появилось пятно, которое становилось всё больше и больше, и, наконец, с потолка даже закапала вода. Антон в негодовании сорвался с места и побежал к соседям на верхний этаж. Начал барабанить в дверь, кричать. Дверь ему открыли, и Антон, не разбираясь ни в чём, начал выкрикивать обидные и нецензурные слова, размахивать руками. Разразился скандал.

Ситуация № 2.

Наконец - то Ольга и Надежда могут посещать ночные дискотеки. Они теперь живут не в детском доме, а у себя в комнате, дома. Девчонки быстро собрались и в хорошем настроении отправились в "Карусель", по дороге прикупив в магазине коктейль - алкогольный напиток.

Было просто здорово; музыка, танцы, много знакомств. Ольга забыла про сумку, в которой лежал паспорт. Вернувшись домой, девушки сразу легли отдыхать, а утром Ольга обнаружила, что паспорта в сумке нет.

Ситуация № 1.

Осенним вечером Саша решил прогуляться. Выйдя из подъезда, он увидел Андрея, тоже бывшего воспитанника детского дома. Поздоровались. Молодые люди были практически незнакомы, поэтому Саша не ждал, что состоится какая-нибудь беседа или разговор. Но неожиданно Андрей предложил:

Пойдем, прошвырнёмся!?

Саше всё равно нечем было заняться, да и гулять было не с кем, и он согласился.

Пойдём, забежим в одну квартирку, мне надо пакет передать, может, ещё и денег заработаем. Ты не торопишься?

Саша безразлично кивнул, что ему всё равно, и равнодушно взял протянутый ему пакет.

Когда молодые люди поднялись к предполагаемой квартире, к ним неожиданно подскочило двое мужчин, быстро представившись работниками наркоконтроля. Они изъяли у Саши пакет, сказав, что там наркотики. Саша был в ужасе. Его посадили в машину и предложили взамен на то, чтобы "замять" дело, выложить определённую сумму денег. Таких денег у Саши не было, поэтому ему ничего не оставалось, как продать одну из своих комнат.

Причины ситуаций

  1. Нет значимого человека, положительного авторитета.
  2. Неумение занять своё свободное время.
  3. Нет хобби, интересного занятия, увлечения.
  4. Нет настоящих и надёжных друзей.
  5. Я его немного знаю, ничего страшного в этом нет.
  6. Так легко можно заработать.
  7. Всё равно делать нечего, а одному гулять неохота.
  8. Познакомлюсь поближе, может пригодиться, подскажет, как можно тоже так просто заработать.
  9. Вечер хороший, тёплый, вдвоём интереснее.
  10. Желание с пользой провести время.
  11. Любопытство.
  12. Привычка к пошаговому контролю во время проживания в детском доме.
  13. Нет своего мнения, ведомый.
  14. Безответственное отношение к документам.
  15. Много отвлекающих моментов (музыка, танцы, курение, алкоголь, компания).
  16. Алкоголизация.
  17. Расслабление после принятия алкоголя (ослабление внимания).
  18. Доверчивость.
  19. Никогда не попадала в такие ситуации, что могут вот так, просто взять документ из сумочки.
  20. Надежда на других, например, на сестру, которая тоже обязана присматривать (возложение ответственности на другого).
  21. Мал жизненный практический опыт.
  22. Недавно сделал ремонт.
  23. Соседи сверху всегда придираются, что я громко слушаю музыку.
  24. Неумение разрешать проблемы конструктивным способом, находить компромиссное решение.
  25. Отомстить за постоянные придирки.
  26. Импульсивность поведения.
  27. Заработать лишние деньги ("сдеру" с соседей за ремонт больше, чем надо).
  28. Никогда не попадал а такие жизненные ситуации (новизна).
  29. Незнание основ жилищного кодекса.
  30. Беззаботность.

ПАМЯТКА "Если утерян паспорт". Что делать?

  1. Направляйтесь в отделение милиции, на территории которого вы проживаете. В Череповце такая служба находится по адресу ул. Бабушкина. Такая срочность необходима, прежде всего, в ваших интересах.
  2. Заполняете и собираете следующие документы:
  • Письменное заявление, в котором указывается, где, когда и при каких обстоятельствах был утрачен (похищен) паспорт;
  • Заявление установленной формы о выдаче нового паспорта;
  • Четыре личные фото 35х45 мм в чёрно - белом или цветном изображении без головного убора.
  • Квитанция об оплате гос. пошлины в размере:::рублей;
  • Квитанция об оплате штрафа о потере паспорта в размере:::рублей.

После подачи всех документов вам остаётся ждать: новенький паспорт вам выдадут в течение месяца, на протяжении которого вам придётся довольствоваться временным удостоверением личности.

Ситуация № 1.

Причины создавшейся ситуации Пути решения, ваши действия
всё равно делать нечего, а одному гулять неохота;

желание легко заработать;

я его немного знаю, ничего страшного в этом нет;

неумение занять своё свободное время;

безответственность, не задумывается о последствиях;

нет хобби, интересного занятия;

нет настоящих друзей;

мал жизненный практический опыт.

прежде, чем взять пакет, надо выяснить его содержимое;

когда подошли "проверяющие", необходимо спросить документы;

оказавшись в машине, можно отказаться от показаний (согласно статьи № 51) и попросить отвезти до отделения милиции и только там давать показания;

не хранить документы дома, а, как вариант, в детском доме у социального педагога или педагога - куратора;

позвонить по телефону "02" и узнать, работают ли такие сотрудники;

обратиться в отделение милиции по месту проживания для написания заявления.

Ситуация № 2.

Причины создавшейся ситуации Пути решения, ваши действия
безответственное отношение к документам;

оставила сумку без присмотра;

много отвлекающих моментов (музыка, танцы, алкоголь, курение);

алкоголизация;

ослабление внимания;

доверчивость;

никогда не попадала в такие ситуации;

возложение ответственности на другого человека (на сестру);

привычка к пошаговому контролю при проживании в детском доме.

не оставлять личные вещи без присмотра;

не перекладывать ответственность на другого человека;

если всё же паспорт потерян или украден, то:

приходим в милицию и пишем заявление об утере или краже (где, когда и при каких обстоятельствах был утрачен паспорт;

пишем заявление установленной формы о выдаче нового паспорта;

идём фотографироваться (личные фото 35х45 мм в чёрно- белом или цветном изображении без головного убора);

платим госпошлину и штраф по утере паспорта в одном из отделений сбербанка города;

после подачи всех документов выдаётся временное удостоверение личности, заменяющее паспорт, и только через 1 месяц получаете новый паспорт.

Ситуация № 3.

Действия к ситуациям

  1. Прежде, чем взять пакет, надо выяснить его содержимое.
  2. Когда подошли "проверяющие", необходимо спросить документы.
  3. Оказавшись в машине, можно отказаться от показаний, попросить отвезти до отделения милиции и только там начать беседу.
  4. Не хранить документы дома, а, как вариант, в детском доме у социального педагога, или педагога - куратора.
  5. Позвонить по телефону "02" и выяснить, работают ли такие сотрудники.
  6. Обратиться в милицию по месту жительства для написания искового заявления.
  7. Успокоиться.
  8. Пригласить соседей и показать им нанесённый ущерб, попытаться договориться о возмещении ущерба.
  9. В крайнем случае, подать исковое заявление в суд.
  10. Не оставлять личные вещи без присмотра.
  11. Не перекладывать ответственность на другого человека.
  12. Не употреблять алкоголь.
  13. Периодически проверять свои личные вещи.
  14. Быстро реагировать на утерю паспорта и его восстановление во избежание неприятностей.
  15. Наглядность для упражнения "Мухомор"

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Научный руководитель канд. филос. наук, профессор

Сибирский федеральный университет

В настоящее время сиротство, безнадзорность и беспризорность становятся предметом пристального внимания государства. Федеральные и местные власти, педагогические коллективы государственных учреждений стремятся создать необходимые условия для успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в общество, разрабатывают и применяют на практике новые пути и способы социализации данной категории граждан. Однако при всех положительных тенденциях нельзя не отметить, что из сиротских учреждений выходят дети, не подготовленные к самостоятельной жизни в современном обществе. Они зачастую испытывают большие трудности в обустройстве быта, не умеют решать элементарные повседневные вопросы. В детском доме дети едят в столовой, вещи стирают в прачечной, живут в общежитии, соблюдают строгий режим, а также не имеют собственных финансовых средств, а значит, не умеют ими распоряжаться.

Несмотря на то, что многие российские сиротские учреждения стараются по максимуму сделать пребывание детей приближенным к жизни обычных детей, в большинстве детских учреждениях есть специально оборудованные кабинеты для занятий по социально-бытовому обслуживанию. Детей учат готовить, накрывать на стол, пользоваться бытовыми приборами, кухонным инвентарем. Но в кабинетах – старая, изношенная техника, которая в реальной жизни давно не используется, недостаточное количество инвентаря, посуды, для того, чтобы все желающие заниматься воспитанники могли готовить, многие вещи детям рассказывают лишь в теории, не имея возможности показать на практике. Для приготовления блюд детям выдаются продукты из школьной столовой, чаще всего это совсем небогатый набор продуктов, не располагающий к фантазии и экспериментированию, созданию полноценных блюд. Занятия проходят по стандартной схеме, так как на проведение интересных проектов у детских домов нет средств. Все это очень ограничивает обучение детей и не дает возможности в полной мере раскрыть потенциал детей, привить детям любовь к приготовлению пищи, сделать занятия увлекательными.

Таким образом, воспитанники детских домов исключены из различных взаимоотношений , таких, как взаимоотношения в семье, материальные взаимоотношения, социальные услуги и социальной безопасность и др., что не дает им возможности адаптироваться к реальным условиям жизни. Воспитанники не умеют планировать и распределять свой бюджет, разумно осуществлять необходимые покупки, им не достает навыков в организации своего быта и питания. Основной путь восполнения этих пробелов – привлечение их к участию во всех видах хозяйственной деятельности: приготовление пищи, уборка помещений и др.

Исследование проводилось в детском доме №2 г. имени Ивана Пономарева г. Красноярска, расположенном на территории совхоза «Октябрьский». Как специализированное учреждение для несовершеннолетних детский дом рассчитан на 64 ребенка от 3 до 18 лет, на данном этапе в нем находятся сорок два ребенка, в возрасте от 3 до 16 лет. Дети проживают в больших комнатах по 9-10 человек близких по возрасту, что не дает воспитанникам возможности уединиться.

В исследуемую группу входило 5 человек, возраст 9-15 лет. Две девочки после лишения родителей родительских прав, находились под опекой, после чего попали в детский дом. Одна девочка была изъята из семьи, где воспитывалась в нечеловеческих условиях, отсутствовало свидетельство о рождении, наблюдения в больнице. Две оставшиеся девочки были изъяты из семей алкоголиков, выживали с помощью попрошайничества.

В ходе проводимого исследования удалось выявить, что у всех воспитанников недостаточно сформированы хозяйственно-бытовые навыки, а у некоторых они вообще отсутствуют. Воспитанники не имеют представления об элементарных технологических процессах.

В результате проводимого исследования в детском доме №2 имени И. Пономарева удалось выявить следующие проблемы:

У воспитанников низкая мотивация на приобретение хозяйственно-бытовых навыков;

Отсутствие теоретических и практических знаний по ведению домашнего хозяйства;

Не умение распоряжаться собственными денежными средствами и планировать бюджет.

Гипотеза исследования: формирование у воспитанников детского дома №2 им. И. Пономарева знаний, умений и навыков по ведению домашнего хозяйства (в области кулинарии) будет успешным при условии: мотивации воспитанников детского дома на ведение домашнего хозяйства и приобретении соответствующих навыков.

Проведем анализ условий детского дома для ведения домашнего хозяйства. В здании детского дома имеется столовая, где воспитанники должны регулярно дежурить. Несмотря на возможность увидеть процесс приготовления пищи собственными глазами, все воспитанники, стараются избежать этого и по возможности переложить ответственность на другого. Нередким явлением являются выходы в столовые, закусочные, кафе (за счет спонсоров), где воспитанники стараются вести себя прилично, едят с помощью ножа и вилки. Педагоги проводят различные мероприятия на тему сервировки стола, особенности приготовления пищи. Воспитанники полученную информацию воспринимают как игру, знания не откладываются в памяти и они не могут их применить на практике.

Для получения навыков кулинарии создан кружок «Хозяюшка». В кабинете имеется кухонный гарнитур, двухконфорочная электроплита плита с духовкой, тостер, чайник, разделочные доски, столовые приборы. Оснащение кабинета недостаточно, чтобы воспитанников научить готовить элементарные блюда. Поэтому в большей степени изучение технологии происходит теоретически, с записью рецептур в тетради. На занятиях по кулинарии воспитанники готовили вареный и жареный картофель, яичницу, каши, гренки. Со слов педагога, девочки с большой охотой участвуют в приготовлении пищи, поскольку после таких занятий организуется чаепитие.

В ходе проведения занятий стало явно заметно, что воспитанники, имеющие опыт проживания в семье легко и быстро выполняли задания, учились чему-то новому, воспитанники, не имеющие опыта проживания в семье, с большим трудом включались в работу, задавали вопросы, были менее активны.

Исследование показало, что девочки, которые ранее проживали в семьях, были ориентированы на создание семьи, рождение детей, были знакомы с функциями и обязанностями хозяйки, могли спланировать свой день. Легко перечисляли название блюд, могли перечислить основные операции по приготовлению несложных блюд. Знают, какие продукты полезны и вредны для здоровья. Ориентируются в ценах на основные пищевые продукты в магазинах, имеют представление о семейном бюджете , им интересно, как приготовить быстро и недорого.

Другая часть воспитанников явно демонстрировала негативный образ семьи, отсутствовало представление о семейных ролях и обязанностях внутри семьи. Воспитанницы данной группы не понимают, почему кириешки, чипсы и газировка вредны для здоровья, что в колбасе отсутствует мясо и т. д.; по их мнению, все, что находится в красивой упаковке, полезно. Демонстрировали отсутствие знаний о технологиях приготовления блюд. Реального представления о том, сколько необходимо денежных средств на питание, сколько стоят продукты первой необходимости, к сожалению, нет. Данная категория воспитанников задает вопросы «Что такое топленое масло? Что такое крахмал? и т. д.».

Важно, отметить, что все воспитанники справились с заданием по составлению рациона, поскольку они ежедневно питаются в столовой. Процесс приготовления блюд интересен всем девочкам, и они с охотой приходили на такие занятия.

Таким образом, подготовка к самостоятельной жизни воспитанников детских домов является серьезной и очень сложной проблемой. Разработанная программа позволит мотивировать воспитанников детского дома на ведение домашнего хозяйства, обучить основам кулинарии, научить вести семейный бюджет, экономить на питании без ущерба на здоровье и т. д., что подготовит воспитанника к самостоятельной жизни.

Энговатова

Семья как институт естественной биологической и социальной защиты ребёнка, выступает источником и опосредующим звеном передачи ребёнку жизненного опыта. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни маленького человека, которая оставляет глубокий след в его душе и коренным образом меняет его судьбу, его отношение к окружающему миру.

Для тех, кто провёл свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой. В тоже время они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного образца отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентацией детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов. Выпускники детских домов и школ-интернатов нередко оказываются неспособными не только создать благополучную семью, но и сохранить её.

Вопросы подготовки молодых людей к будущей семейной жизни давно привлекали внимание общества. Вокруг этой проблемы сталкивались различные точки зрения, философские концепции, моральные и религиозные принципы. Однако она до сих пор остаётся недостаточно решенной даже в рамках школьного воспитания и обучения.

Последствия отсутствия системной работы в этой сфере демонстрирует статистика: чаще распадаются браки, заключенные выпускниками интернатных учреждений; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте - матери из числа детей-сирот. В связи с этим подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

Многие авторы жизни (А.Н.Ганичева, И.А.Горчакова, О.Л.Зверева, Т.А.Куликова, А.М.Прихожан), различным аспектам социального сиротства (Л.А.Байбородова, И.Ф.Дементьева, И.В.Дубровина, Г.М.Иващенко, М.М.Плоткин, Е.Е.Чепурных).сходятся во мнении, что подготовка к самостоятельной семейной жизни естественным путём идёт в семье. Внимание исследователей, в основном, направлено на решение таких вопросов, как: кому отдать предпочтение в воспитании будущего семьянина - семье или школе, и как в рамках школы готовить будущего семьянина. Проблеме подготовки к самостоятельной семейной жизни детей, лишенных родительского попечительства и воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа, в педагогике внимание практически не уделялось. Лишь в работах И.В.Дубровиной, В.С.Мухиной, А.М.Прихожан,

Т.Н.Счастной, Н.Н.Толстых прямо или косвенно анализируются проблемы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и даются рекомендации. В последние годы над этой проблемой продолжают работать Г.В.Семья, Н.Ф.Плясов, Г.И.Плясова.

Однако следует отметить, что в настоящее время педагогическая наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном исследовании подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни. На наш взгляд, недостаточно полно раскрыт механизм данного процесса, разработаны условия, формы и методы педагогического воздействия на процесс подготовки воспитанников к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома. Имеющиеся в этом направлении работы не предполагают изменения структуры данных учреждений, преодоления их специфической изолированности от окружающей социальной среды. Выше изложенное позволяет констатировать, что в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к подготовке подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни, с одной стороны, консерватизмом и инертностью системы социально-педагогических учреждений для детей-сирот, недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы, механизмов реализации педагогических условий подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни, с другой стороны.

На основании выявленных противоречий и нашей исследовательской установки на поиск новых путей и способов их разрешения определена проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в закрытой социально-педагогической системе.

Цель исследования состоит в выявлении и экспериментальном обосновании организационно-педагогических условий подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме.

Объект исследования - процесс воспитания детей-сирот в условиях детского дома.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме.

Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что эффективность подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме будет успешной при соблюдении следующих условий: создание специально организованной социально-педагогической среды в семейно-родственных группах; осуществление медико – социально - психолого-педагогического сопровождения воспитанников на каждом этапе развития; внедрение разнообразных форм совместной деятельности братьев и сестёр, направленной на формирование родственных взаимоотношений; формирование правильного представления о семье, ее функциях и взаимоотношениях в семье.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Разработать модель службы сопровождения развития воспитанников в условиях детского дома.

3. Обосновать и раскрыть роль семейно-родственных групп как эффективной среды в подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.

4. Выявить содержание, формы и виды совместной деятельности братьев и сестёр в формировании родственных взаимоотношений.

Организация исследования:

Первый этап - изучение и анализ философской, социологической, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; накопление эмпирического материала; определение цели, объекта предмета, гипотезы и задачи исследования; обобщение полученного материала; приведение в систему идей развития готовности воспитанников к самостоятельной семейной жизни.

Второй этап - опытно-экспериментальная работа по выявлению и апробации организационно-педагогических условий адаптации воспитанников к условиям семейно-родственных групп; разработка и внедрение программы «Семья»; модели создания службы сопровождения развития воспитанников детского дома.

Третий этап - анализ, оценка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, корректировка выводов, оформление результатов исследования.

Новизна исследования заключается в следующем: - теоретически разработаны и экспериментально апробированы организационно-педагогические условия подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях семейно-родственных групп детского дома, проявляющиеся в совместном проживании братьев и сестер малыми семьями в отдельных помещениях-квартирах, максимально приближенных к домашним, постоянный состав воспитателей, наличие психологической службы, развивающей предметно-игровая среды, наполненной предметами домашнего быта;

Обоснована роль семейно-родственной группы для совместного проживания братьев и сестер в условиях детского дома как эффективной среды в процессе подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни, которая служит формированию и укреплению родственных чувств и привязанности, мягкой адаптации к новым условиям;

Выявлены содержание, формы и виды совместной деятельности братьев и сестёр в формировании родственных взаимоотношений (трудовая, игровая, учебная, досуговая, спортивная, общественная и другие виды деятельности), в основе которой единое жизненное пространство, единые правила и требования, традиции, выработанные этой семьей;

Раскрыта сущность и содержание этапов медико-социально-психолого-педагогического сопровождения развития воспитанника, как специально организованной службы помощи и поддержки детей-сирот в подготовке к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома и направленной на обеспечение полноценной социальной и психологической адаптации, компенсации и развития воспитанников, диагностику особенностей психического развития, обусловленную особыми условиями воспитания.

Теоретическая значимость исследования:

1. Теоретически обоснована необходимость медико-социально-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника детского дома в процессе развития готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни.

2. Уточнено понятие «семейно-родственные группы» как группы детей-родственников, объединенных из нескольких семей и проживающих совместно, связанных общностью быта и взаимной помощью;

3. Выявлены и охарактеризованы основные составляющие понятия готовности воспитанников к самостоятельной семейной жизни: когнитивная, потребностно-мотивационная, эмоциональная и деятельностно-практическая;

4. Определены условия среды и средства воспитания, влияющие на формирование готовности к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.

Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная в нем модель службы комплексного сопровождения развития воспитанников, апробированная в детском доме, а также разработанная система организационно-педагогического обеспечения процесса подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни, включающая комплексную программу «Семья», целевые авторские программы процесса подготовки воспитанников к будущему могут быть широко использованы в системе социально-педагогических учреждений. Результаты исследования вносят определенный вклад в развитие социальной педагогики: разработаны авторские программы по психолого-педагогической поддержке детей-сирот «Защити меня», а также программа «Здоровье». Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены опорой на теоретические положения философии, педагогики и психологии; применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных объекту, целям и задачам исследования; этапным характером, результатами опытно-экспериментальной работы и личным участием диссертанта в разработке готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома:

1. Организационно-педагогические условия подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома: организация социально - педагогической среды в условиях семейно-родственных групп; осуществление медико-социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников на каждом этапе развития; внедрение совместной деятельности братьев и сестёр, направленной на формирование родственных взаимоотношений; формирование правильного представления о семье как о культурной ценности.

2. Модель службы сопровождения развития воспитанников в условиях детского дома, содержащая цель, задачи, критерии деятельности, кадровое и методическое обеспечение.

Совершенно очевидно, что тех средств, влияния на детей, которыми обладает семья, лишена обстановка специализированного детского учреждения.

В детском доме сложилась особая структура детского коллектива - семейно-родственная группа, состоящая из нескольких семей, генетически являющимися братьями и сестрами.

Жизнь в небольшом по количеству детей детском доме положительно сказывается на развитие ребенка, улучшает его психический тонус, позволяет педагогам лучше его понять, приблизиться к его проблемам, своевременно помочь, поддержать его, обеспечить наиболее мягкую адаптацию к новым условиям.

Наиболее приемлемые условия для воспитания и проживания детей» родственников - это условия, максимально приближенные к домашним, именно поэтому специалисты детского дома руководствуются следующими требованиями к условиям жизнедеятельности:

Развивающая предметно-игровая и природная среда;

Семейно-родственные группы - наиболее эффективная среда в подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.

Группы воспитанников сформированы с учетом родственных связей по принципу дружеской привязанности, психологической совместимости, состояния здоровья.

Важнейшая задача коллектива детского дома - не только дать кров ребенку, одеть, обуть и накормить его, а попытаться, прежде всего, восстановить, либо компенсировать утраченные им семейные связи. Необходимо также помочь восстановить коммуникативные связи детей, без чего сложно достигнуть восстановления и других видов деятельности - трудовой, познавательной, игровой, ибо общение присутствует в каждом из них.

Вся система отношений к ребенку должна подчеркивать его индивидуальность, его персональную значимость для окружающих. Это имеет многоликое проявление.

Необходимость выполнения главной задачи - укрепления родственных взаимоотношений и подготовки детей к самостоятельной семейной жизни -привела к разработке программы «Семья». Цель программы: подготовка воспитанников к семейной жизни. Программа нацеливает на решение многих задач, включает в себя разнообразные методы, приемы и формы работы с воспитанниками.

Руководствуясь основной задачей формирования родственных взаимоотношений, как часть подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, педагогический коллектив детского дома использует все формы и виды совместной деятельности детей-родственников: трудовую, игровую, учебную, досуговую, спортивную, общественную, а также добрые традиции, рациональный режим дня, организацию самоуправления.

Содержание совместной деятельности детей-родственников отражает положительные отношения членов семьи, а формы организации направлены на развитие взаимоотношений от индивидуальных (младший и старший ребенок) к групповым и коллективным (семейные объединения). Общие интересы объединяют братьев и сестер, сплачивают и укрепляют их отношения, создают эмоциональный комфорт, атмосферу доверия и чувства взаимоценности, что так необходимо для совместного проживания.

Анализ данных экспериментальной работы позволил сделать вывод: программа воспитательной деятельности детского дома, основанная на совместном проживании детей-родственников, стала обеспечивать более высокий уровень социализации личности, который характеризуется ярко выраженной направленностью на многостороннее развитие личности воспитанника в различных сферах жизнедеятельности.

В ходе обследования применялись следующие методы научно-практического исследования: включенное наблюдение, анкетирование, моделирование, беседы, сочинения, ранжирование, создание воспитывающих ситуаций и др.

С воспитанниками детского дома было проведено исследование на предмет изучения:

Представления детей о семье;

Значимых потребностей и тревог;

Привязанности между братьями и сестрами;

Преобладающего эмоционального состояния;

Самооценки детей 10-12 лет на умение решать простейшие жизненные задачи;

Социальной адаптации;

Социального статуса;

Склонности к асоциальному поведению (побегам, бродяжничеству, кражам);

Уровня воспитанности.

Проведённый констатирующий эксперимент показал результаты низкой готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни:

Ограниченные представления детей о семье, о полоролевых отношениях в семье, функциях членов семьи;

Слабые привязанности между детьми -родственниками;

Низкая самооценка воспитанников в решении простейших жизненных задач;

Повышенный уровень состояния правонарушений среди воспитанников;

Низкий уровень воспитанности;

Неблагополучное состояние эмоциональных связей в межличностных отношениях детей;

Низкий уровень социальной адаптации к новым жизненным условиям воспитанников;

Неблагополучное эмоциональное состояние вновь поступивших детей (тревожность, страхи, агрессия и т.д.).

Для более углублённого изучения уровня подготовки к самостоятельной семейной жизни воспитанников детского дома был проведён констатирующий эксперимент, в процессе которого была проведена комплексная диагностика воспитанников, направленная на изучение их личностных проявлений, в частности, уровня социальной адаптации, позволяющая выявить их готовность к будущей семейной жизни.

В результате многолетней работы коллектива детского дома в подготовке воспитанников к самостоятельной семейной жизни стала наблюдаться положительная динамика.

В ходе эксперимента была проведена промежуточная и заключительная диагностика, которая показала следующие результаты:

Значительно расширились представления детей о семье, её функциях;

Улучшились отношения между детьми-родственниками и взрослыми;

Повысился уровень воспитанности детей-сирот;

Повысилась самооценка воспитанников в решении простейших жизненных задач;

Важным этапом в решении проблем была проведенная психокоррекционная и воспитательная работа. Результаты диагностических ^ исследований помогли определить направления работы с детьми.

Это разнообразные формы и виды коррекционной работы, направленные на снятие страхов и повышении уверенности в себе, на снятие агрессии и ослабление негативных эмоций, на развитие умения чувствовать настроения других и сопереживать окружающим, на развитие положительных эмоций и снятие психоэмоционального напряжения детей, на развитие социально адаптированного поведения, формирование положительных представлений о семье, на укрепление родственных взаимоотношений между братьями и сестрами.

Итогом всей проведенной опытно-экспериментальной работы стало значительное повышение уровня результативности работы детского дома по всем направлениям.

Заключение.

Проблема подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома настолько актуальна, что в объеме одного исследования не представляется возможным осветить все её стороны. Исходя из этого в работе мы выделили наиболее существенные актуальные вопросы данной проблемы и попытались раскрыть те из них, которые, на наш взгляд, наименее рассмотрены в современной педагогической науке. Сформированы основные результаты исследования, целью которого являлось выявление и экспериментальное обоснование организационно-педагогических условий в семейно-родственных группах детского дома.

Проведенные исследования позволили сделать следующий вывод о том, что ухудшение условий жизни общества привели к усилению кризисных явлений в семье и способствовали формированию негативных тенденций, в том числе и к резкому росту социальной дезадаптации детей. В сиротские учреждения из семей обычно поступают дети, уже давно лишенные родительского тепла. Все это оборачивается тяжелыми последствиями для его психического и физического развития.

Ребёнок-сирота требует специфических методов организации воспитательного процесса. Основной идеей воспитания является создание условий для становления такой личности, которая в процессе своего развития приобретает способность самостоятельно строить свой вариант жизни достойного человека.

Существующая система воспитательного процесса в сиротских учреждениях имеет определённые недостатки. Учреждение, призванное выполнять функцию замены семьи для несовершеннолетнего ребёнка, не всегда в полном объёме с нею справляется. Прежде всего, это заключается в гиперопеке ребёнка в стенах учреждения. За него многое решается и делается взрослыми. Строгий режим дня, постоянный контроль над действиями ребёнка, приготовление пищи, выдача вещей - всё это является причиной отсутствия у ребёнка инициативы, поисковых форм поведения, ответственности и самостоятельности, а, самое главное, не формирует социальную готовность ребёнка к самостоятельной жизни.

В ходе изучения выявлено, что основным путём оказания помощи дезадаптированным детям-сиротам с трудностями в обучении, общении, поведении должен быть путь последовательной социальной интеграции их в нормально развивающуюся среду сверстников. Большая роль в этом процессе принадлежит взаимосвязанной деятельности всех сотрудников детского дома.

Ребёнку-сироте уже на самых ранних этапах онтогенеза требуется индивидуальное социально-психологическое сопровождение его развития, в основе которого должны быть мероприятия по развитию и коррекции психических функций и эмоционально-личностной сферы, социальной адаптации и подготовка к будущей самостоятельной жизни.

В исследовании мы придерживаемся теории В.С.Басюка, как метода определения сопровождения, обеспечивающего создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Анализ сложившейся практики сопровождения позволяет выделить пять основных областей деятельности служб:

Решение проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья ребенка;

Решение социально-эмоциональных проблем; преодоление затруднений в учебе;

Помощь ребенку в выборе образовательного маршрута или в выборе пути дальнейшего профессионального образования и трудоустройства; помощь ребенку в выборе досуговой сферы самореализации.

Психологическое сопровождение службы представлено педагогом-психологом; медицинская служба - педиатром, невропатологом, стоматологом, медицинскими сестрами, медицинской сестрой по физиотерапии и массажу; социальная - социальным педагогом; педагогическая - воспитателями, логопедом, дефектологом.

Деятельность службы сопровождения развития воспитанников в детском доме направлена на обеспечение полноценной социальной и психологической адаптации, компенсации и развития воспитанников, диагностику особенностей психического развития, обусловленную особыми условиями воспитания.

Как показало наше исследование, совершенно очевидно, что тех средств влияния на детей, которыми обладает семья, лишена обстановка специализированного детского учреждения.

Несомненно, что такая организация жизнедеятельности воспитанников, в основе которой семейность, благотворно сказывается на психологическом состоянии детей.

Проживание братьев и сестер ставит перед коллективом детского дома непростую задачу - формирование родственных чувств в подготовке детей к самостоятельной семейной жизни. Все аспекты жизнедеятельности детского дома направлены на решение этой задачи.

В исследовании раскрывается понятие «семейно-родственные группа», как группа детей из нескольких семей, генетически являющимися братьями и сестрами.

Такая группа не является «закрытой», изолированной, дети в свободное время, в период занятий по интересам бывают в других семьях. Это позволяет им найти себе партнера, как по уровню развития, так и по содержанию деятельности, расширяет круг общения детей. С помощью условий, созданных в детском доме, задача педагогов воспитать хорошего человека, семьянина, умеющего в дальнейшем создать свою нормальную семью, способную воспитать своих детей, умеющую ориентироваться в различных жизненных ситуациях, научить ребенка практическим навыкам ведения домашнего хозяйства.

Совместное проживание братьев и сестер в семейно-родственных группах в условиях детского дома - наиболее оптимальная среда для формирования родственных чувств в подготовке детей к самостоятельной семейной жизни. Адаптация воспитанников в новых условиях в значительной мере зависит и от качества человеческих связей и отношений, в которые включается ребенок.

Мы пришли к выводу, что жизнь в небольшом по количеству детей детском доме положительно сказывается на развитие ребенка, улучшает его психический тонус, позволяет педагогам лучше его понять, приблизиться к его проблемам, своевременно помочь, поддержать его, обеспечить наиболее мягкую адаптацию к новым условиям.

В исследовании доказывается, что наиболее приемлемые условия для воспитания и проживания детей-родственников - это условия, максимально приближенные к домашним, именно поэтому специалисты детского дома руководствуются следующими требованиями к условиям жизнедеятельности:

Совместное проживание братьев и сестер;

Постоянство состава воспитателей, его ограниченность;

Наличие психологической службы;

Развивающая предметная и природная среда;

Открытость и взаимодействие с широким социумом.

Важнейшей задачей коллектива детского дома не только дать кров ребенку, одеть, обуть и накормить его, а попытаться, прежде всего, восстановить, либо компенсировать утраченные им семейные связи. Необходимо также помочь восстановить коммуникативные связи детей, без чего сложно достигнуть восстановления и других видов деятельности - трудовой, познавательной, игровой, ибо общение присутствует в каждом из них.

Выполнение главной задачи - укрепление родственных взаимоотношений и подготовки детей к самостоятельной семейной жизни привела нас к необходимости разработки программы «Семья» (1999 г.) Цель программы: подготовка воспитанников к семейной жизни. Программа нацеливает на решение многих задач, включает в себя разнообразные методы, приемы и формы работы с воспитанниками.

Руководствуясь основной задачей формирования родственных взаимоотношений как части подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, педагогический коллектив детского дома использует все формы и виды совместной деятельности детей-родственников (трудовую, игровую, учебную, досуговую, спортивную, общественную), а также добрые традиции, рациональный режим дня, организацию самоуправления.

В ходе обследования нами применялись следующие методы научно -практического исследования: включенное наблюдение, анкетирование, моделирование, беседы, сочинения, создание воспитывающих ситуаций и др. Проведённый констатирующий эксперимент показал результаты низкой готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни.

Формирующий эксперимент включал в себя психокоррекционную и воспитательную работу.

В результате многолетней работы коллектива детского дома в подготовке воспитанников к самостоятельной семейной жизни стала наблюдаться положительная динамика: значительно расширились представления детей о семье, её функциях;

Улучшились отношения между детьми - родственниками и взрослыми;

Снизился уровень тревожности, страхов, неуверенности, агрессии;

Повысился уровень воспитанности детей - сирот;

Снизился уровень правонарушений среди воспитанников, исчезли случаи побегов и бродяжничества;

Повысилась самооценка воспитанниками в решении простейших жизненных задач;

Стабилизировалось эмоциональное состояние воспитанников в новых жизненных условиях;

Повысилась учебная мотивация и социальный статус воспитанников в школьном социуме.

Список литературы:


1.Программы медико-социальной реабилитации несовершеннолетних: В помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации / Отв. ред. Г.М. Иващенко. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2002. - 96 с.

2.Прихожан A.M., Толстых H.H. Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах-интернатах (дошкольного и младшего школьного возраста). М.,1986. - 29 с.

3.Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах-интернатах. М., 1986.- С. 12-42.i172.Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга) / Под ред. Л.М. Шипициной., СПБ, 1996. 57 с.

4. Семья Г.В., Плясов Н.Ф., Плясова Г.И. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 2001.