Психологический тренинг упражнения для пожилых. Психологические упражнения. Своевременная помощь в виде социально психологических тренингов для пожилых

С точки зрения психологии, старость – это переход к новой социальной роли в сложившейся системе групповых и межличностных отношений в обществе. Не у всех, но для большинства такой адаптационный процесс проходит с трудностями и отрицательными последствиями.

Решение явных или скрытых психологических проблем требует участия специалиста, а занятия, обычно, проводятся в группах. Однако, что делать тем пенсионерам, которым в силу причин, такая помощь недоступна? Выходом может быть индивидуальный психологический тренинг для пожилых людей.

Упражнения на преодоления чувства одиночества и повышение эмпатии возможно выполнять в рамках индивидуальной психокоррекции. Информация, фото и видео в этой статье помогут пенсионерам и их родственникам пройти этап адаптации к преклонному возрасту так, чтобы гнетущие мысли не ввели пожилого человека в устойчивое депрессивное состояние.

Преодоление чувства одиночества


Какой бы не была природа чувства одиночества у пожилого человека, для его коррекции применяют 2 вида психотерапевтического воздействия:

  1. Групповой тренинг социальных навыков, который включает:
  • ролевые психологические игры;
  • методы приобщения к разговору;
  • способы поддержания телефонных разговоров;
  • регуляция периодов молчания;
  • подчёркивание привлекательности своих физических данных;
  • развитие умения делать и получать комплименты;
  • изучение подходов к физической близости в пожилом возрасте с новым партнёром.
  1. Когнитивно-поведенческие индивидуальные занятия, целью которых является распознание автоматизма мышления, и тренировка по переводу таких автоматических мыслей из фактической категории в гипотетическую.

Некоторые из упражнений для пожилых, которые получают в качестве домашнего задания после занятий в группе, можно смоделировать и выполнять самостоятельно.

Приведём для примера небольшой перечень таких задач:

  • попробовать присоединиться к разговору, возникшему в очереди;
  • проходя мимо группы сидящих пожилых людей, вступить с ними в беседу, и поддерживать её в течение 5-ти минут;
  • в любом разговоре, поставить цель молчать (не перебивать) и внимательно слушать собеседника;
  • найти и прочесть книгу на тему сексуальной жизни в старости;
  • целенаправленно выйти на прогулку в парк или другое людное место, одевшись празднично, и сделать комплимент незнакомому пожилому человеку противоположного пола;
  • завести несколько новых знакомств в социальных сетях, и поддерживать ежедневную переписку;
  • интересоваться состоянием здоровья, положением дел у родственников и знакомых;
  • придумывать и рассылать интересные поздравления с текущими международными, пусть даже и шутливыми, праздниками или событиями;
  • поддерживать весёлое расположение духа и хорошее настроение у себя, и у окружающих, например, осуществить выход из дому с целью подарить несколько улыбок незнакомым прохожим разного возраста.

Важно. Как одиноким, так и семейным людям преклонного возраста полезно и нужно иметь хотя бы кратковременные контакты с детьми и малышами. Не стоит стесняться помочь незнакомой молодой маме успокоить плачущего ребёнка, сделать поощрительное замечания ребятам, занимающимся подвижными играми, дать несколько полезных советов молодёжи, а может, если это будет уместным, вспомнить о своих «юных подвигах».

Борьба с автоматическими (негативными) мыслями


Для борьбы с тревогой, бессонницей и негативными мыслями подойдут следующие психологические упражнения и приёмы:

  • прогоняйте негативные мысли прочь, но выделите для них специальные 10 минут в ежедневном режиме дня, а через время сократите и их количество;
  • при желании кричать, психовать или, например, бить посуду, задерживать себя не стоит – через пару минут эмоционального выброса всё пройдёт, а в некоторых случаях повторять подобные эмоциональные разрядки желание полностью исчезнет;
  • проанализируйте, когда именно или что вызывает негативные или депрессивные мысли, это поможет их не возникновению в выясненные моменты;
  • при неожиданных острых приступах автоматических мыслей, одёрните себя, заставьте отвлечься, в конце концов повторите несколько раз установку «Всё будет хорошо»;
  • если какое-то действие или событие вызвали негативные эмоции или мысли, постарайтесь разобраться почему и напишите эту аналитику на бумаге, а скомкав и выбросив его, непременно придёт облегчение;
  • существенно ограничьте время просмотра новостей;
  • обращайте внимание на мелочи, которые приносят удовольствие;
  • напишите индивидуальные аутотренинговые тексты для пробуждения и отхода ко сну, например, «я открыт только позитивным эмоциям», «несмотря на пасмурную погоду, день сложиться великолепно», «в сновидениях я буду путешествовать по уникально красивым местам», «мой сон будет продолжительным, приятным и без перерывов», и т.д.;
  • не стесняйтесь и не ограничивайте себя в проявлении чувства благодарности;
  • планируйте день и старайтесь этот план выполнять, а если что-то из него не успели, начните следующий день с клятвы-обещания обязательно сделать незавершённое;
  • лучшее средство прогнать автоматические мысли в любом возрасте – это физические нагрузки, подвижные игры, занятия арт терапией.

Элементы телесно-ориентированного тренинга для пожилых


Избавиться от автоматических мыслей поможет осознание языка тела и следующие упражнения:

  1. Снятие мышечных зажимов с помощью чередование напряжения и расслабления. В любом исходном положении, но лучше стоя, сильно напрягите одну руку, а затем полностью расслабьте её мышцы. Сделайте такие расслабления с другой рукой, ногами (поочерёдно) и другими частями тела.
  2. Волна из напряжений. Теперь выполните не поочерёдное, а последовательное напряжение мышц в такой очерёдности: правая рука, шея и плевой пояс, левая рука, спина и живот, ягодицы, правая нога, левая нога. После чего полностью расслабьте мышцы. Для усложнения упражнения, выполняйте расслабление мышц в таком же или в обратном порядке.
  3. «Огонь и лёд». Включите музыку. Выполняйте произвольные движения телом и конечностями, представляя себе, что они – это языки пламени. Спустя 20-30 секунд дайте себе команду «оледенеть», и замрите на 5-10 секунд, сильно напрягая мышцы, в том положении в котором вы находились на момент стоповой команды. Продолжайте выполнять упражнение пока не закончиться музыкальный трек.
  4. «Марионетка». Выполняйте это упражнение в том же алгоритме, как и предыдущее, но теперь, после команды «замри», представьте себе, что вы кукла на ниточках, которую повесили в реквизитный шкаф за одну из ниточек (за часть руки, за затылок, за ухо или за плечо). Зафиксируйте «подвешенную» часть тела, а другие расслабьте и немного раскачивайте.
  5. «Рисование глазами». Следующий музыкальный трек полностью отведите на рисование глазами. В любом исходном положении, придумывайте и рисуйте глазами воображаемые фигуры и предметы. Переводите взгляд от одной точки фигуры до другой, но не двигайте головой. Фантазируйте смелее. Предметы должны быть разных размеров, а у больших объёмных фигур, части должны располагаться на всех поверхностях комнаты – стенках, потолке, полу.
  6. «Ручная чечётка». В такт с ритмичной музыкой отбивайте такты хлопками в ладоши и их ударами по бёдрам, ягодицам, стене, столешнице, шкафу, дивану, чередуя хлопковые движения со щёлканьем пальцами.

Работа с метафорой


Такой психотренинг включает в себя достаточно как групповых, так индивидуальных приёмов. Предлагаем вам 2 раза в неделю, или чаще, писать себе специализированные метафоры на преодоление трудностей.

Такая работа позволяет провести анализ ваших проблем, включить творческий потенциал, запустить процессы аутогенной тренировки и мотивации. Ну а для того, чтобы поддержать мелкую моторику мышц на кистях, одну метафору пишите на компьютерной клавиатуре, а следующую – ручкой.

Приводим пример мотивационной метафоры на преодоление трудностей.

У подножья высоких гор, где мирно существуют грохот водопада и первозданная тишина, где Солнце только изредка закрывают крылья величественных птиц, жил молодой, весело звенящий ручеёк.

Он извивался тоненькой ленточкой среди дурманящих ароматами трав, а когда соскакивал с каменных уступов, оставлял им на память свои капельки-смешинки. Он радостно отражал сверкающие солнечные улыбки, изумрудную зелень травы, бездонную небесную синеву и мраморный отблеск гор.

Его жизнь была безоблачной и весёлой, пока на пути не встал огромный валун, покрытый отвратительным склизким мхом. Ручеёк замер в тёмном ущелье, и лишь гнетущая, чёрная тишина, ужасающая своей безысходностью, витала, окружая его холодом и смрадом.

«Как мне быть?» – опечалился уже безмолвный ручей. Нагрянувшие паника и страх сжали его так, что дрожь начала конвульсивно сжимать его тело. «Неужели я никогда не увижу апельсиновые оттенки солнечных лучей, не вдохну восхитительные горные ароматы и не пробегусь по камешкам и уступам? Неужели мне не выбраться отсюда?»

Он так испугался, что даже не мог позвать на помощь, закричав – помогите! «Всё – это конец», – решил ручеёк и стал медленно затихать, хороня себя в сырой, заболоченной земле вокруг ненавистного валуна.

Но неожиданно тело ручейка пронзила тончайшая струйка родничка, который возник, казалось, ниоткуда. Этот маленький поток ледяной воды, вырываясь из кромешной темноты земли, тихо звенел, в предвкушении земных радостей. Ручеёк изумлённо наблюдал и раздумывал.

Неужели этот малюсенький родничок сможет преодолеть такую преграду? А родничок, упорно подпрыгивал вверх цепляясь за стенки ущелья, и падал вниз, вливаясь уже не в ручеёк, а в ручей, успевший наводниться соей печалью.

Напрягшись, ручей с силой выбросил родничок верх, и то легко перелетел через край валуна. «Побежали со мной!» слышался издалека весёлый, полный задора и счастья голос. Наивный счастливчик, подумал увядающий ручей. Я-то ему помог, а кто поможет мне? В памяти начали всплывать красочные былые картинки. И эти воспоминания возродили жажду к жизни! «Я хочу увидеть, что там дальше!», – решил ручей, и собрав силы, пару раз настойчиво ткнулся в валун.

И о чудо, валун оказался обычным известняком. Он с треском развалился на части, пропуская нашего героя к Солнцу и изумительной красоты неизведанной равнине. «Я победил! Я стану полноценной рекой, и обязательно увижу море или океан!».

К сведению. Одной из самых мощных форм психотерапии пожилых является мемуаротерапия. Написание книг воспоминаний является мощным средством психокоррекции и могут рассматриваться как особые «упражнения» психотренинга, если творчество будет подчинено определённым задачам. Например, сегодня надо написать о самом интересном дне из своей жизни, а завтра вспомнить и детализировать определённый год (наобум) и т.д.

Коррекция настроения музыкотерапией


Обычно люди слушают ту музыку, которая созвучна их настроению и состоянию души. Но можно достичь и другого эффекта. Заставив слушать себя определённую мелодию, можно откорректировать своё самочувствие и психоэмоциональный фон.

Название произведения и автор Эффект
  • «Итальянский концерт», И.С. Бах;
  • «Времена года», Симфонии 103 и 104, Йозеф Гайдн; «Свет Луны», А.К. Дебюсси.
Преодоление негативных эмоций, уменьшение чувства агрессии и раздражения.
  • Симфония №6, П.А. Чайковский;
  • Венгерские рапсодии №1 и 2, Ф. Лист;
  • Опус 28 из первой прелюдии Ф.Ф. Шопена.
Для поднятия настроения, жизненных сил и общего тонуса.
  • «Дон Жуан», В.А. Моцарт;
  • «Маскарад», А. Хачатурян.
  • Эдмонд (увертюра), Л. Бетховен.
Для избавления от головных болей из-за переживаний и напряжения.
  • «Мазурка», Ф.Ф. Шопен;
  • Вальсы, А.Г. Рубинштейн;
  • Прелюдии, Иоганн Штраус.
Снятие тревоги, преодоление чувства неуверенности в собственных силах.
  • Концерт Ре-Минор (для скрипки), И.С. Бах;
  • Соната и Квартет №5, Б.В. Барток;
  • Месса Ля-минор, А.Ж. Брукнер.
Снятие проявлений гипертензии, а также напряженности после общения с другими людьми.

К музыкотерапии также относится и пение. Не хотите или нет возможности ходить в хоровой кружок для пенсионеров? Пойте сами! Среди песен есть и такие, которые могут быть аутотренингом. Посмотрите видео и спойте вместе с Кикабидзе его знаменитую песню. Она обязательно прогонит негативные мысли и приведёт к умиротворению души.

И в заключение хотим напомнить, что положительные эмоции и групповые занятия психотренингом, арт терапией, подвижными играми и физическими упражнениями, действительно продлевают жизнь и повышают её качество. Если добавить к такому времяпровождению соблюдение правил пищевого поведения для пожилых, то безусловно можно прожить не только до 90, но и до 120 лет.

Это на личном примере доказывают долгожители из японской провинции Окинава, которые проводят в кругу сверстников около 70% времени. Поэтому если есть возможность заниматься в группе, не упускайте её, и не жалейте на это денег, тем более, что такие занятия стоят недорого или вообще проводятся бесплатно. Живите долго и будьте здоровы!

Вконтакте

Спасибо за то что поделились своим опытом. Я тоже в этой области много лет. Полность согласна со всем написанным.

Особенности групповой психотерапии людей преклонного возраста

Лариса Шехтман,
психолог-консультант Института психологического консультирования "Теменос"

С периодом старости связаны многие стереотипы и искаженные представления. Хотя для пожилого возраста характерны определенные соматические, интеллектуальные и психологические проблемы, физическое состояние и умственные способности отдельных людей в этом возрасте крайне различаются.

Поздняя взрослость охватывает четыре десятилетия жизни: от тех, кому за шестьдесят, до тех, кому за девяносто и более. Очевидно, что здоровые шестидесятилетние люди относятся к иной группе и имеют другие потребности, нежели дряхлые старики из поколения их родителей. В целом, люди на седьмом десятке по-прежнему тесно связаны с семьей и друзьями, но некоторым из них приходится сталкиваться со снижением доходов, потерей друзей и близких и утратой сил. После семидесяти лет мир социальных отношений становится уже, и к людям чаще приходят болезни. После восьмидесяти и девяноста лет люди склонны удаляться от мира, быстро дряхлеют и страдают хроническими болезнями. Нельзя утверждать, что ученые полностью понимают процесс старения. Существует множество теорий для объяснения морфо-функциональных изменений, происходящих в течение всей жизни человека. Влияние генетических факторов на процесс старения и продолжительность жизни подтверждается исследованиями монозиготных близнецов. Влияют и другие факторы: проживание в городской или сельской местности, семейное положение, избыточный вес и влияние радиации, по-видимому, также влияют на продолжительность жизни. Большинство умственных навыков не затрагивается старением. Тем не менее может уменьшаться скорость выполнения умственных и физических операций. Но эти изменения можно отнести за счет ухудшения здоровья, социальной изоляции, недостатка образования, бедности и слабости мотивации. Кроме того, в старости наблюдается некоторое нарушение вторичной (долговременной) памяти, особенно в части запоминания новой информации. Процессы научения практически не затрагиваются возрастными изменениями, так же, как и сенсорная память, первичная память и память на отдаленные события.* Итак, обратимся к опыту практической групповой работы с людьми пожилого возраста. Подобные тренинги я провожу на протяжении трех лет в "Центре дневного пребывания пенсионеров". В группе собираются от шестнадцати до двадцати человек. Работаем мы 2-2,5 часа, что обусловлено распорядком дня и состоянием здоровья участников. Трудности этой работы заключаются в следующем: · Неоднородный состав группы: возрастной - люди от пятидесяти пяти до девяноста лет; по образованию - от младшей школы до высшего; по состоянию здоровья - от нормы до инвалидности по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату. · Психологический климат каждой группы разный. Где-то дружеская атмосфера, а где-то и конфликт уже успел назреть. · Предвзятое или идеалистическое отношение к психологу и к психологической науке в целом. Продумывая темы тренингов, я поняла, что самой большой болью наших пенсионеров является, видимо следующее. В то время, когда нашим пожилым соотечественникам подошла очередь подведения итогов прожитой жизни, осмысления ее результатов и достижений, в обществе произошли революционные преобразования. Те идеалы, ради которых они жили и трудились всю жизнь, низвергнуты. Причем переворот произошел практически в одночасье, очень жестко, без попыток перенесения в новую жизнь того хорошего, что было до перестройки. Зачастую молодые обвиняют стариков: "Почему так жили?", "Почему молчали?" и т.д. Самое страшное, что раскол произошел даже в семьях. А что старики? Нет здоровья (война, лишения, лагеря…), ушли уже многие друзья, близкие, материальное положение - "притча во языцах". А вокруг кипит жизнь - чужая и непонятная. И вот пожилой человек зачастую не видит уже ничего хорошего в настоящем и будущем, ему горько за прожитые годы. Особенно это касается одиноких людей. Предложение поучаствовать в тренинге многими воспринимается настороженно: "Что за "холера" такая?". Как построить его, чтобы всем было интересно, полезно и не слишком больно? Приведу пример лишь одного такого тренинга "Обретение душевного покоя". Первая часть - разминка. Участники уже написали свое имя и прикрепили на груди. Теперь маленькое сообщение: " Назовите свое имя, что оно означает, может быть вас назвали в честь кого-то?". Вторая часть сообщения - "Река моего детства - где купались в детстве, в какие игры тогда играли" и т. д. Учитывая, что старики иногда очень словоохотливы, мы приняли правило "локаничных сообщений". А перед упражнением, я показываю локаничный пример его выполнения. В этом случае получается динамичная работа с равноправным участием всех. Сообщение о реке (озере, море, ручье) детства окунает нас в приятные воспоминания. Даже, если детство было военное, дети все равно летом купались. Лица постепенно светлеют, атмосфера становится теплой. Если есть попытки перевести разговор на политические ошибки правительства и т. д., обращаюсь к группе и спрашиваю: "Что интереснее сейчас - митинг или тренинг?". Неизменно хотят продолжения занятия. Причем, "зачинщик" политических дебатов был выслушан и услышан, поэтому участвует дальше в работе наравне со всеми. Еще одна проблема: появление слез у кого-то из пенсионеров часто пугает остальных. Они готовы поскорее успокоить плачущего словами и медикаментами. Когда такое возникает, главное найти нужный тон и слова, чтобы человек не замкнулся, а проговорил свою печаль. Чаще всего причина - потеря близких или боль за сбившихся с пути детей, внуков. Я заметила, что те люди, кто всплакнул в круге и смог рассказать о причине слез, после окончания тренинга говорят о том, что им стало легче, благодарят группу и часто приходят на индивидуальную консультацию. Вторая часть - упражнение "Добрые слова". Группу разбиваем на 2 равные части. Организуется внутренний и внешний круги лицом друг к другу. По моему сигналу (звонок колокольчика) внутренний круг говорит внешнему добрые слова (по парам). Затем смена пар (внешний круг делает шаг вправо), продолжают участники из внутреннего круга говорить слова тем, кто стоит во внешнем кругу и т. д. Затем через 3-4 человека смена ролей. Те кто молчали теперь говорят. После окончания в общем круге проговариваются чувства, с которыми участники говорили и слушали добрые слова: "О чем это упражнение для вас? Что было проще - говорить или слушать? Как вы думаете, почему?" Наша работа подходит к третьей стадии - медитации. Старики идут на эту процедуру с готовностью, а после ее окончания не все сразу выходят из расслабленного состояния. Тогда я выключаю музыку, подхожу к человеку и аккуратно возвращаю его в круг. Текст медитации может быть разный, но обязательно -успокаивающий. После возвращения, всем участникам дается возможность выбрать одну из открыток, приготовленных заранее. Затем я делю всех на "тройки" или "четверки", в которых они обсуждают следующее: "Какое чувство владело вами во время медитации? Что вспомнилось? Как связано изображение на открытке с тем, что было в медитации?" Я обхожу по очереди все группы и помогаю говорящим. Затем, возвращаемся в большой круг для обсуждения и обмена впечатлениями. Если есть еще время, делаем упражнение "Голь на выдумки хитра". Мы обмениваемся теми маленькими хитростями, которые позволяют "из ничего сделать конфетку". Это могут быть рецепты кушаний из простых продуктов, но в необычном приготовлении, способы переделки старых вещей и т. д. Это упражнение проходит всегда очень весело. Напоследок я организую дыхательные и разминочные упражнения. Мы благодарим друг друга за работу и расстаемся добрыми знакомыми. Подводя итоги, хочу отметить, что при работе с пожилыми людьми в группе желательно учитывать следующее: · Вся работа на тренинге должна проходить в позитивном ключе. Тренеру необходимо предотвращать развитие групповой динамики и ее возможных негативных проявлений - конфликтов, споров. · Обращать внимание на самочувствие всех участников на протяжении всего тренинга. · Учитывать индивидуальные особенности физического состояния, здоровья присутствующих на тренинге. Например, слабослышащим предложить сесть поближе. Тренеру при этом следует форсировать силу голоса. Даже во время медитаций необходимо говорить медленно, мягко, но достаточно громко. · Тщательно продумать организацию условий тренинга и необходимое оборудование. Важно, чтобы помещение было хорошо проветрено, имелись удобные стулья, в центре круга можно поставить цветы. Не рекомендую использовать свечи, так как это иногда вызывает настороженность у верующих людей. В заключение хочу сказать, что пожилые люди так же, как и молодые работают в группе очень по-разному. Кто-то способен к рефлексии, а кто-то даже не понимает, чувствует в данный момент. У одних в медитации приходят красочные образы, а другие ничего не видят и просто засыпают. И славно! Зато нет таких, кто бы сказал после тренинга, что потерял время или не доволен работой. Я знаю, что еще пока не многие психологи работают с пенсионерами. Может быть, эта статья подвигнет кого-то заняться подобным трудом.

В практике социальной работы получил научное обоснование психосоциальный подход в трудах Холлинз Ф. (Hollis Florence) и Ричмонд М. (Richmond Магу). В 1950-1960-е гг. большое влияние становление данного подхода оказали психоаналитические идеи Фрейда 3. и Боулби Дж. В исследованиях обосновывается необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. Цель психосоциального подхода заключается в том, чтобы поддерживать равновесие между межсистемными отношениями, влияющими на жизнедеятельность и внутренней психической жизнью человека.

Психосоциальная работа относится к одному из направлений социальной работы, целью которой является оказание социальной поддержки и содействия людям и первичной психологической помощи. Специалист по социальной работе восстанавливает утраченное психосоциального равновесия человека, осуществляет поиск ресурсов личности и социальной среды, чтобы осуществить преодоление и профилактику имеющихся трудностей в жизни.

Главной целью психосоциальной работы с пожилыми людьми является продуктивная социализация личности в изменившихся условиях. Она проводится случаях, требующих заботы о психологическом здоровье, для создания условий адаптации и социализации личности, коррекции, восстановлении или компенсации утраченных функций поведения, общения, взаимодействия в процессе жизнедеятельности. К основным задачам психосоциальной помощи пожилым людям следует отнести: выявление и расширение социальных и личностных ресурсов пожилого человека. Решение поставленных задач способствует активизации ресурсов самостоятельного решения возникающих проблем, преодоление трудностей, актуализирует творческие, интеллектуальные, личностные, духовные и физические возможности, стимулирует проявление уверенности в себе.

Нор-Аревян О.А. отмечает «пожилые - люди, проживающие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболевания, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны» . «На сегодняшний день в России также ведется достаточно активная работа над совершенствованием процесса оказания поддержки людям пожилого возраста, в первую очередь институтом социальной работы. В настоящее время в России появляется достаточно большой интерес к изучению основных процессов старения человека, определенное осознание важности осуществления психолого-педагогического сопровождения процесса жизнедеятельности пожилых людей постепенно становятся достаточно знаковыми тенденциями для всего научного сообщества, в первую очередь для социологов, психологов и работников социальной сфере» .

Психосоциальная работа с пожилыми людьми позволяет осуществлять процесс приспособления пожилого человека к новой ситуации, обусловливает дальнейшее развитие личности в пожилом возрасте. «Психологическая работа с пожилыми людьми имеет свои особенности. Исследования показывают, что существует несколько способов компенсации того эмоционального напряжения, в котором находятся пожилые люди, повышения уровня их социально-психологической адаптации» .

С точки зрения психосоциальной работы с пожилым людям необходимо знать психофизиологические изменения, которые происходят при нормальном старении:

  • 1. «Замедление реакций при большей и более быстрой утомляемости.
  • 2. Ухудшение способности к восприятию.
  • 3. Сужение поля внимания.
  • 4. Уменьшение длительности сосредоточения внимания.
  • 5. Трудности распределения и переключения внимания.
  • 6. Повышенная чувствительность к посторонним помехам.
  • 7. Некоторое уменьшение возможностей памяти.
  • 8. Ослабление тенденции к «автоматической» организации запоминаемого.
  • 9. Трудности воспроизведения» .

Суслова Т.Ф. выделяет следующие принципы социальнопсихологического сопровождения пожилых людей:

  • «принцип индивидуального подхода, означающего знание и учет психологических особенностей пожилых людей, их потребностей и возможностей, следование естественным закономерностям онтогенетического развития, проживания кризисных периодов жизни, жизненного опыта. Как отмечает Гулина М.А. и Духновская Л.Б. (2002) «стало аксиомой, что физические и психологические характеристики пожилых людей существенно различаются по 5 летним периодам: 60-64 года, 65-69 лет, 70-74 года и т. д. Важно не смешивать все группы людей «третьего возраста»;
  • принцип системности, согласно которому должна быть вскрыта система причин, обусловливающих неконструктивный подход пожилого человека к поддержанию собственной активности, а также включение в данный процесс ближайшее окружение, которое в пожилом возрасте играет важную роль и оказывает основное влияние;
  • принцип селективности (или отбора), подразумевающий поиск основных или стратегически важных составных элементов жизнедеятельности пожилого человека, которые были утрачены с возрастом;
  • принцип оптимизирующей деятельности, заключающийся в том, что пожилой человек при содействии квалифицированного специалиста (психолога, социального работника) находит для себя новые резервные возможности, оптимизирует свою жизнь, как в количественном, так и в качественном отношении;
  • принцип компенсации, состоящий в создании дополнительных источников, компенсирующих возрастную ограниченность в адаптивном процессе;
  • принцип субъект-субъектного общения, предполагающего уважение, признание ценности личности пожилого человека, его мнений;
  • принцип реалистичности, позволяющий специалисту оценивать реальные возможности пожилого человека и запрещающий жесткое проектирование результатов».

Прежде чем определить характер психосоциальной работы с проблемами пожилых людей, необходимо выявить стрессоры, ухудшающие состояние пожилого человека. Среди таких стрессоров Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. называют следующие:

  • «отсутствие четкого жизненного ритма;
  • сужение сферы общения;
  • уход от активной трудовой деятельности;
  • синдром «опустошения гнезда»;
  • уход человека в себя;
  • ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации» .

Основные функции психосоциальной работы с пожилыми людьми (информационная, диагностическая, консультативная, коррекционная, посредническая, терапевтическая) реализуются в индивидуальной и групповой работе. Наиболее распространенными формами психосоциальной работы с пожилыми людьми являются работа с группой, социально-психологическое консультирование, которые направлены на помощь пожилому человеку в критических, напряженных и психотравмирующих ситуациях. Для этих целей в психосоциальной работе с пожилыми людьми используются следующие методы: психотерапевтическая беседа (метод индивидуальной работы с клиентом) и ведение групп (метод групповой работы); личностно-ориентированная психотерапия; ролевые игры идр.. Групповая работа с пожилыми людьми направлена на поиск способов решения жизненной ситуации (проживание утрат и потерь; приспособление к изменившимся условиям жизни; выработка конструктивных социальных навыков сотрудничества, партнерства и построение новых безопасных отношений). Места проведения психосоциальной работы с пожилыми людьми могут быть: дома престарелых, центры дневного пребывания, центры социального обслуживания.

Шахматов Н.Ф., «характеризуя симптомы психических болезней, расстройств, считает, что представление о психическом старении не может оказаться полным и цельным без учета благоприятных случаев, которые лучше, чем какие-либо другие варианты, характеризует старение, присущее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные и, наконец, счастливые, отражают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения» .

В процессе психосоциальной работы с пожилыми людьми необходимо опираться на положительные стороны их личности. Пожилому человеку, сохранившему способность к активному общению и образу жизни гораздо легче принять факт своего старения и не расценивать его как заключительный этап жизни, а принять его как очередную ступень жизненного пути со своими плюсами и минусами.

Для оказания психосоциальной помощи пожилым людям по типу сопровождения важно, по мнению Сусловой Т.Ф. , придерживаться следующих правил взаимодействия:

  • «вне зависимости от впечатления, которое производит на психолога, социального работника клиент, надо стараться выяснить, потребности и интересы, что для него хорошо, какие его привычки и черты более глубоки, и действовать надо в этих направлениях;
  • необходимо помнить, что пожилой человек нуждается в сочувствии, и поэтому очень отзывчив на всякое проявление внимания и тепла, при этом он не слишком уверен в себе, у него слабая память и ему хочется почаще убеждаться в том, что он небезразличен окружающим;
  • относиться с вниманием и сочувствием к житейским проблемам пожилого человека - его финансовому и социальному положению, жилищным условиям, семейным отношениям и учитывать их при общении;
  • демонстрировать безусловное уважение к пожилым людям, апеллировать к их жизненному опыту. Он с большой охотой отзывается на возможность «исследовать» собственный опыт;
  • создавать психологический климат, способствующий обоюдному доверию и обсуждению значимых проблем;
  • подчеркивать искренний интерес к пожилым людям и подлинное желание помочь им;
  • предоставлять максимальную возможность высказаться. Говорить с ним просто и понятно;
  • ограничивать контакт 25-30 минутами, так как пожилому человеку трудно выдержать 60 минутную беседу, обычно отводимые на индивидуальную или групповую консультативную встречу, хотя, как показывает практика, клиенты вполне могут активно общаться и работать с специалистом в течение 60 минут, особенно это относится к клиентам в возрасте до 65 лет;
  • использовать в процессе работы приемы одобрения и успокоения, отражения содержания, поскольку пожилой человек часто говорит длинно и запутанно, перескакивает с одной темы на другую;
  • очень важно понимать, что старый человек живет в мире, который разительно отличается от того, в котором складывался его характер, что многие его привычки, представления и оценки взяты из прошлого, но они ему близки и понятны, а резкие перемены его пугают, ему трудно к ним приспособиться, у него нет сил переделать себя;
  • искаженные и просто неверные представления и самооценки пожилого человека, какими бы дикими они не казались, составляют для его единственное отражение реальности, по другому воспринимать окружающее он не может;
  • родные, друзья и специалисты могут создать общую для себя и пожилого человека атмосферу дружеского взаимодействия, которая, даже не проявляясь внешне, будет активно способствовать бодрому настроению пожилого человека, согревать его и укреплять отношения с окружающими».

«В психологической работе с пожилыми людьми немаловажен интерес к игровой деятельности, спорту и особенно учебной деятельности, ведь он не ослабевает с возрастом. Просто пожилые люди отвыкают от этих форм деятельности. Поэтому некоторые психогеронтологи предлагают в качестве средства интенсификации жизни старых людей привлечение их к учению и игре. Не менее важен и тот факт, что такая деятельность происходит в группе единомышленников, а потому формирует адекватный, пусть даже и не очень широкий, но устойчивый круг общения, расширяет временную перспективу» . Ремизова К.А. отмечает, что «этот процесс должен быть построен таким образом, чтобы он опирался не на абстрактные знания, а на критерии мудрости пожилого человека, к которым относятся обладание богатым и процедурным знанием жизненных вопросов, учитывать прошлые, настоящие и будущие обстоятельства, породившие жизненную проблему, учитывать социоисторические возрастные и иные контексты рассмотрения проблемы» .

Басов Н.Ф. пишет: «... Для того чтобы обеспечить эффективное использование психотехнологий в социальной работе, специалисты рекомендуют соблюдать ряд организационных принципов: добровольность, научность, профессионализм, субъектность, тренинговый формат, сочетание групповой и индивидуальной работы и др.

Кроме всего, при использовании психотехнологий в социальной работе специалист должен руководствоваться определёнными методическими принципами: постепенности, учёта возрастных особенностей, комплексного использования психотехнологий, наблюдаемость результатов, их применимость, целесообразность, просоциальная ориентация, системность, культуросообразность, психологический климат и др.».

В структуру психосоциальной работы с пожилыми людьми могут входить следующие формы:

1. Психосоциальная реабилитация - комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе. Соответственно целью реабилитации является обеспечение возможности пожилых людей выполнять свои ежедневные обязанности и восстановление их положения в семье и обществе. Реабилитация должны включать медицинский, социальный, экономический и психологический аспекты. Грамотная реабилитация способна вернуть пожилых людей к адекватной трудовой и хозяйственной деятельности, стимулировать утраченные функции. Существуют различные социальные службы, которые осуществляют работу по реабилитации пожилых людей.

Геронтологические центры практикуют следующие способы медико-социальной реабилитации пожилых людей:

  • медикаментозные (общеукрепляющая, симптоматическая, стимулирующая и иные виды терапии),
  • немедикаментозные (массаж, физио-, психо-, фито-, иглоре- флексо-терапии и т. и.),
  • организационные (режимы дня, диспансерное наблюдение, стационарное лечение).

Сегодня в России большинство пожилых людей нуждается в реабилитации; для поддержки таких людей открываются кризисные центры, куда могут обратиться пожилые, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Здесь на протяжении трех недель оказывается бесплатная медицинская помощь, предоставляется питание; также к услугам пожилых людей парикмахерские, ремонты обуви и иные бесплатные мастерские.

Для того чтобы сохранить социальные связи пожилых, созданы дома-интернаты для реабилитации лиц пожилого возраста. В таких домах имеет место быть коллективная деятельность и совместное участие в трудовых процессах; весь реабилитационный процесс построен на активном, подвижном образе жизни человека. Самыми главными средства реабилитации в таких учреждениях являются специальные цеха, лечебно-трудовые мастерские, подсобные хозяйства.

Психосоциальная реабилитация представляет из себя триаду элементов:

  • развитие коммуникативных навыков,
  • содействие социально-бытовой адаптации пожилого человека и его интеграция в общество,
  • помощь в выборе целей и способах их достижения.

Целями гериатрической реабилитации являются:

  • реактивация, связанная с поощрением, активизацией внутренних ресурсов пожилого, который находится в пассивном состоянии и социально и физически неактивен;
  • ресоциализация, связанная с помощью в возобновлении социальных связей, контактов с семьей, друзьями, соседями, с выходом из «социального вакуума»;
  • реинтеграция, связанная с помощью пожилому человеку в возвращении в общество, поиске работы и интеграции его в социальную жизнь общества.

В процессе реабилитации необходимо адаптировать и включить пожилого человека в общество, а также подготовить общество к потребностям данной социальной группы. Основной фактор для реабилитации- последствия утраты или нарушения каких-либо функций и способностей человека.

Реабилитация подразумевает следующие принципы:

  • ориентация на проблемы человека,
  • человек - психосоматосоциальное единство,
  • на организм нужно воздействовать в целом,
  • сам пожилой человек должен принимать активное участие в процессе реабилитации.

Основными направлениями реабилитации пожилых являются:

  • медицинская (физическая и психологическая),
  • социальная (ресоциализация, которая осуществляется и с помощью формальных источников помощи, таких как государственные системы социальной помощи, и с помощью неформальных источников - членов семьи, друзей, соседей и т. д.; важной частью социальной реабилитации является духовная реабилитация),
  • просветительская (информирование как о тех услугах и пособиях, которые гарантированы человеку, так и о тех процессах, проблемах, с которыми пожилой человек может столкнуться и о тех способах самопомощи, которые могут пригодиться),
  • экономическая (данный вид реабилитации связан с системами социального обеспечения, пенсионной системой и системой здравоохранения и направлен на стимулирование и поощрение экономической независимости пожилых),
  • профессиональная (заключается в обучении и переобучении пожилых людей, как можно в более широком вовлечении пенсионеров в социально значимую деятельность; особое внимание направлено на сохранение как можно более длительной трудоспособности),
  • геронтологический уход, включающий в себя диагностику, вмешательство и результаты.

Социально-психологическая реабилитация пожилых людей включает в себя:

  • беседы, подбадривание;
  • организация посещений психолога на дом клиента в ситуациях ухудшения психоэмоционального состояния;
  • «Я - Самая» - индивидуальный подход к клиенту на основе составленного социально-психологического портрета. Важным в этой работе является стимулирование мотивации женщин пенсионного возраста на улучшение своего внешнего вида.

В результате совокупности реабилитационных мероприятий происходит:

  • восстановление навыков самообслуживания;
  • преодоление социальной изоляции;
  • частичное восстановление здоровья, поддержание состояния стабильности;
  • повышение самооценки пожилого человека и инвалида, посредством творчества и любимых занятий;
  • осознание ими личностной свободы, творческих изменений с помощью стимуляции внутреннего потенциала;
  • налаживание взаимоотношений между людьми;
  • снятие состояния напряженности и беспокойства;
  • повышение качества жизни.
  • 2. Психотерапия. Групповая психотерапевтическая и психокоррекционная работа проводится в виде организованных тематических бесед, аутогенной тренировки. «Опыт работы многих учреждений показывает, что хорошие результаты в улучшении социального самочувствия граждан старшего возраста, снижении психологической напряжённости в их среде даёт проведение фестивалей ностальгического кинофильмов, выпущенных в прошлые десятилетия и повествующие о временах молодости и зрелости сегодняшних пожилых людей» .

Арт-терапия - это сплав наиболее эффективных психологических технологий, образующий единый контекст, который способствует интеграции личности, раскрытию творческих навыков, изменению стереотипов мышления и поведения, совершенствованию способов взаимодействия с окружающим миром, самообучению, самодиагностике, и самокоррекции.

Специфическими задачами арт-терапии в работе с пожилыми людьми является:

  • преодолеть социальную изоляцию,
  • повысить уровень самооценки пожилого человека,
  • создать условия для актуализации жизненного опыта,
  • признать ценности, реализацию потенциала, понимание своих внутриличностных конфликтов.

В арт-терапии пожилым людям предлагаются занятия изобразительного и художественно-прикладного характера: рисунок, графика, живопись, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.. Занятия направлены на активизацию общения пожилого человека с психотерапевтом или в группе для творческого самовыражения.

Арт-терапия может сочетаться с разными методами реабилитации, психокоррекции и адаптации. Групповая арт-терапия дает возможность каждому участнику группы осознавать себя через сравнение с другими, а также позволяет оказывать поддержку друг другу.

Групповая арт-терапия с пожилыми людьми строится по студийному или тематическому принципу. Студийная группа задачу- преодоления смущения пожилых людей, устранения нерешительности, страх перед непривычным занятием, побуждает человека к творчеству и самораскрытию в нем. Преимуществом работы в данной группе является то, что к ней в любой момент могут присоединяться новые участники. При организации занятий следует помнить, что у пожилых людей возможно снижение когнитивных функций, нарушения речи, косность и конкретность мышления, ослабления зрения, слуха, тугопо- движность мелких суставов, а также быструю утомляемость, сниженную работоспособность, рассеянность внимания. При организации арт- терапевтических занятий следует:

  • иметь хорошо освещенное помещение, стол и удобные стулья;
  • в начале работы необходимо провести индивидуальную беседу с каждым участником группы для выявления проблем и потребностей;
  • количество участников группы - 6-8 человек, а также 3 4 человека с деменцией;
  • продолжительность занятия должна составлять 30-60 минут в зависимости от контингента;
  • занятия могут проводиться на фоне музыкального сопровождения.

Арт-терапия в работе с пожилыми людьми может быть использована в следующих ситуациях:

  • профилактика деменции;
  • наличие психологических проблем;
  • травмы;
  • невротические и психосоматические расстройства и др.

Библиотерапия - это направление терапии, при котором происходит лечебное воздействие на психику человека в результате прочтения и дальнейшего обсуждения специально подобранных книг. При подборе книг необходим тщательный учет личностных особенностей пожилого человека, его социального опыта, образовательного и культурного уровня. Задачами данной инновационной технологии является: расширение компенсаторных возможностей, налаживание связей с единомышленниками, творческом соотнесении своей личности с персонажами художественной произведений, приобщение к культуре страны и мира, развитие речевых возможностей.

Музыкотерапия - это технология использующая разнообразные музыкальные средства для психосоциальной работы с личностью, развитие его музыкальных способностей, расширение кругозора, активизация социально-адаптивных способностей. Основными задачами му- зыкотерапии является:

  • стимулирование творческих возможностей,
  • преодоление трудностей социальной адаптации.

Пение способствует приобретению новых впечатлений, позволяет развивать инициативу, самостоятельность, корректирует активность психических процессов. Одной из форм работы психологов и культурологов является организация «Семейного клуба», где за чашкой чая или за успокаивающими звуками музыки пациенты проводят свободное время в беседах с близкими по духу людьми, могут рассказать о своей жизни, о пережитом горе или радости, решая для себя, таким образом, проблему дефицита общения, одиночества.

В музыкотерапии выделяют следующие направления лечебного действия:

  • развитие эмоциональной активности;
  • развитие межличностного общения;
  • оказание регулирующего влияния на психовегетативные процессы;
  • повышение эстетических потребностей.

В работе с пожилыми людьми используют две формы музыкотерапии: активную и рецептивную. Активная музыкотерапия представляет активную музыкальную деятельность. К активным формам музыкотерапии следует отнести хоровое пение, караоке-терапию.

Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтическими целями:

  • коммуникативной целью для совместного прослушивания музыки, направленной на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия,
  • реактивной целью, заключающейся в достижении катарсиса,
  • регулятивной целью, которая способствует снижению нервно-психического напряжения.

В процессе групповой музыкотерапии участниками группы прослушиваются специально подобранные музыкальные произведения. После прослушивания идет процесс обсуждают собственных переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, фантазий (часто проективного характера), возникающих у пожилых людей в ходе прослушивания.

В практической работе с пожилыми людьми можно использовать подборку произведений для регуляции психоэмоционального состояния:

  • уменьшение чувства тревоги и неуверенности: Шопен, Бах, Моцарт;
  • уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру: Бах, Бетховен;
  • для общего успокоения, удовлетворения: Бетховен, Брамс, Шуберт, Шопен, Дебюсси «Свет луны»;
  • снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми: Бах, Барток, Брукнер;
  • для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением: Моцарт, Лист, Хачатурян;
  • для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения: Чайковский, Бетховен, Шопен;
  • для уменьшения агрессивности, негативизма: Бах, Гайдн.

Танцевально-двигательная терапия является достаточно перспективным направлением в психокоррекционной и реабилитационной работе с лицами пожилого возраста. Цель - разрешение психологических проблем и улучшение психофизиологического состояния людей пожилого возраста. Лечебная гимнастика, физиотерапия, дыхательная терапия, методы релаксации, массаж и хореотерапия - это основные формы двигательной терапии. Двигательной терапия, прежде всего, касается пожилых людей с длительным сроком госпитализации, людей с психосоматическими заболеваниями и др.

Применение танцевально-двигательной терапии в работе с пожилыми людьми достаточно эффективно по следующим причин: танец использует относительно неструктурированные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства, что предоставляет возможность пожилому человеку, быть равноправным участником группового взаимодействия, свободно выражать свои чувства, оставаться субъектом двигательной активности без угрозы понижения самооценки. Включенность во взаимодействие с другими участниками группы помогает пожилому человеку ассимилировать в свой образ тела, а также обогащения тактильного, кинестетического и зрительного опыта.

Танцевальные движения представляют собой безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально-адаптивному поведению: помогает снять физическое напряжение, установить связь между чувствами и движениями, что освобождает подавляемые эмоции и чувства и помогает исследовать скрытые конфликты, которые являются источниками психического напряжения.

Получение участниками танцевальных терапевтических групп приятного телесного опыта способствует развитию социальных навыков, позволяет преодолеть барьеры, возникающие при речевом общении; улучшить физическое и эмоциональное состояние стареющего человека.

Показания для танцевально-двигательной терапии: астено- невротическое состояние, вегетососудистая дистония, нарушение обмена веществ и ожирение различной степени, нарушения психоэмоциональной сферы (апатия, неврозы позднего возраста, повышенная конфликтность, негативизм и т. д.), нарушения работы опорнодвигательного аппарата на ранних стадиях заболевания, заболевания органов дыхания.

Противопоказания для танцевально-двигательной терапии: нарушение мозгового кровообращения, стенокардия покоя и напряжения, постинфарктный кардиосклероз, гипертоническая болезнь 2 и 3 степени, тяжелые заболевания органов дыхания, психические расстройства.

Трудотерапия - это метод психотерапии, который можно отнести к активному восстановлению и компенсации нарушенных функций при помощи разной работы. Данный метод направлен на создание полезного продукта.

3 Социально-психологическое консультирование.

Социально-психологическое консультирование - это направление психосоциальной работы. Основная цель социально-психологического консультирования состоит в оказании консультационных услуг по вопросам диагностики социальных и психологических проблем, анализе межличностных отношений, диагностики здоровья ит.д..

Социально-психологическое консультирование основывается на следующих принципах: принцип профессионализма, принцип компетентности; принцип доверительности; принцип конфиденциальности; принцип результативности. «Этика консультирования требует подчинения личных интересов консультанта интересам клиента» .

Специалист процессе консультации должен понимать основной запрос клиента, не навязывать ему готовые решения проблемы или давать советы. Пожилой человек должен самостоятельно принимать решение о своей судьбе, однако в семейном консультировании необходимо учитывать мнение и других сторон. Процесс консультирования должен быть систематичным и направленным на разрешение проблемы, с которой обратился пожилой человек, при этом консультанту следует помнить об уважительном отношении к личности клиента.

В процессе консультирования важно установить доверительные профессиональные отношения с клиентом, следует различать дружеские и профессиональные отношения в работе с клиентом.

Процесс консультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента. В процессе консультирования происходит решение определенной проблемы осуществления желаемых изменений. Сам процесс консультирования включает несколько этапов:

  • 1 этап - подготовка к консультированию. Характеризуется первой встречей консультанта и клиента. На встрече обсуждаются вопросы с которыми пришел клиент, определяются роли консультанта и клиента, проходит предварительный анализ проблемы. Консультант ведет беседу с клиентом, он задает вопросы и слушает клиента, чтобы определить основную проблему и причины, которые заставили клиента обратиться за консультацией.
  • 2 этап - диагностика. На данном этапе осуществляется сбор и анализ фактов по проблеме клиента. Проводится диагностика проблемы.
  • 3 этап - разработка предложений. Как только будут определены причины проблемы, следует этап разработки предложений по ее решению. Для этих целей можно использовать интервью, анкетирование, тестирование. «Интервью бывает двух видов: свободное и формализи- рованное. Свободное интервью - консультант не оказывает большого влияния на направленность беседы, изредка задает клиенту направляющие вопросы. Формализированное интервью - активна роль консультанта, пациент отвечает на вопросы.

Анкетирование. Перед составлением анкеты необходимо уточнить, какая именно информация нужна, как обобщать и классифицировать ответ.

Тестирование. Для использования тестов требуется высокая и разносторонняя подготовка консультанта в области психологии и социальной работы» .

В процессе консультирования происходит уточнение проблем клиента. Выделяют три группы проблем: проблема корректирования; проблема прогресса; творческие проблемы. Разработка предложений по решению будет зависеть от группы проблем. Для этого в процессе консультирования идет ознакомление с альтернативными проблемами и соответствующими решениями.

4 этап - внедрение предложений. После сбора и анализа информации, формулируются предложения по решению проблемы. При этом клиент совместно с консультантом выбирает наиболее приемлемый для него вариант решения проблемы.

Гулина М.А. делит методы социально-психологического консультирования на группы : «Первая группа. Консультант может предложить наиболее подходящие рекомендации или советы исходя из своих знаний и опыта работы. Используя такие методы, консультант отвечает за качество и законченность совета.

Вторая группа. Консультант стремится развить у клиентов способности самостоятельного решения проблем».

Также в литературе выделяют такие методы консультирования как:

Проективное консультирование заключается в том, что консультант только ставит диагноз и разрабатывает предложения для клиента. Диагностика проблемы проводится совместно с клиентом. Клиент вырабатывает предложения, а консультант принимает участвует в процессе их внедрения.

Рефлексивное консультирование позволяет клиенту посмотреть на проблему со стороны. Это позволяет предложить клиентам выявить, развивать, проживать и рефлексировать на всех уровнях различные профессиональные и ролевые позиции, разные модели социального окружения, варианты решений.

Прогностическое консультирование позволяет использовать разные варианты развития тех или иных процессов и явлений.

Интервью позволяет с использоанием вопросов и специальных заданий, раскрыть возможности клиента.

Алешиной Ю.Е. предложила пятишаговую модель интервью, которая состоит из следующих этапов:

  • 1) «достижение взаимопонимания». Консультант конструирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Дает клиенту информацию о своих возможностях. Эта стадия заканчивается, когда достигнуто соответствие психолога и клиента;
  • 2) сбор информации. Консультант решает вопросы: «Зачем клиент пришел?», уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы;
  • 3) определение желаемого результата (клиенту предлагается определить свой идеал, а также что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут);
  • 4) выработка альтернативных решений (вместе работают над вариантами решений);
  • 5) обобщение предыдущих стадий, переход к действию» .

Игровые методы в консультировании используют, когда консультант не может сразу предложить решение проблемы. «При проведении игры создаются проблемные группировки, представляющие различные точки зрения и разные цели. Консультант составляет программу проведения игры, в которой обосновывает ее необходимость, кратко излагает правила игры» .

4. Тренинг. Кузьмина Е.С. и Семенова В.Е. отмечают, что социально-психологический тренинг «...направлен на развитие коммуникативных способностей индивидов, рефлексивных навыков (умение анализировать поведение и состояние членов группы и свое собственное, анализировать ситуацию и себя в ней), умение адекватно воспринимать себя и окружающих» . В процессе тренинга происходит корректировка норм личностного поведения и межличностного взаимодействия. Пожилые люди учатся гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

Таким образом, в современных условиях практикуются психосоциальные технологии в работе с пожилыми людьми. Все они направлены на повышение социального статуса пожилого человека, на улучшение физического и психологического здоровья, а так же на организацию их досуга.

Такие бесплатные психологические тренинги для пожилых людей особенно важны и необходимы. Каждый человек вправе находиться в гармонии со своим внутренним «Я» и миром, который его окружает. У каждого из нас есть свои стремления, желания, потребности и каждый рассчитывает на благоприятную, дальнейшую судьбу. Не секрет, что современный мир, изо дня в день, посылает нам новые испытания, напрямую воздействуя на нашу психику.

Как правило, наименьшей стрессоустойчивости подвержены две категории людей живущих на нашей планете. Подростки и пожилые люди. Первые в силу своего неокрепшего организма и переходного возраста стараются скорее повзрослеть и им, на данный отрезок времени кажется, что окружающий их мир жесток, холоден и несправедлив. Поэтому, окончательно не повзрослев, они каждый день сталкиваются с, казалось бы, неразрешимыми проблемами.

Вторые — это люди, достаточно много пожившие на земле, но, несмотря на свой почтенный возраст и жизненный опыт так же часто подвержены стрессовому напряжению. Для многих из них психологические тренинги для пожилых в Москве станут реальной поддержкой в дальнейшей жизни. Поскольку даже уход на пенсию с любимой работы может стать причиной серьезного стрессового состояния. Такие люди выглядят потерянными, замкнутыми и им кажется, что смысл их жизни утерян.

Важность бесплатных семинаров для пожилых людей

Пожилым людям достаточно сложно объяснить, что в их возрасте весьма полезно обратиться за психологической помощью, например, посещать эффективные тренинги для пожилых людей. В одиночку таким людям практически невозможно справиться со своим угнетенным состоянием, но убедить их в этом достаточно проблематично.

Тем не менее, каждый такой пожилой член общества имеет право и может обратиться за советом или помощью в психологический центр, который есть практически в любом городе. Там его выслушают, помогут советом и подскажут, как жить дальше. Кроме того подобные центры существуют с уже разработанными программами помощи пенсионерам учитывая возраст и вопросы с наболевшими проблемами.

Своевременная помощь в виде социально психологических тренингов для пожилых

Такого вида семинары и курсы крайне эффективны и помогли уже не одной сотне пожилых людей. Подобные специальные занятия призваны вселять гармонию в души состарившихся людей, внушить им, что они важны для общества и помочь им определиться с дальнейшей жизненной позицией.

Так еще социально психологические тренинги для пожилых людей важны и в эмоциональном плане. У многих пенсионеров меняется характер и не в лучшую сторону. Они становятся легковозбудимыми, подолгу могут быть грустными, поскольку зачастую меняется жизненная мотивация. И такие бесплатные психологические тренинги для пожилых людей способны отчасти уравновесить характер человека объяснить, что он не одинок в этом мире и так же важен для всех нас. Помимо этого на таких тренингах учат не зацикливаться в себе, больше бывать на воздухе, радоваться каждому восходу солнца, каждому новому дню. По возможности больше общаться со сверстниками, или начать с ними переписку, не отстраняться от близких людей. А в дальнейшей жизни видеть себя полноценной единицей социального общества, несмотря на свой преклонный возраст.

ЗАНЯТИЕ № 1

(для отдыхающих санатория, в том числе пожилых людей пенсионного возраста)

Задачи:

  • создание условий для знакомства и установления эмоциональных контактов;
  • определение задач занятий и особенностей групповой работы;
  • развитие позитивного Я – образа.

1.Вступительное слово. Правила работы в группе (в рекомендательной форме).

Общение по принципу «здесь и теперь»;

«Я – высказывание». Отказ от общих рассуждений. Умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях;

Атмосфера доверия, эмоциональной близости и теплоты между членами группы, доброжелательности;

Свободное и открытое выражение своих чувств, возникающих под влиянием происходящего;

Соблюдение конфиденциальности, готовность не выносить содержание общения за пределы группы.

2.Знакомство «Активный Александр, Бодрый Борис, Веселая Вероника».

Цель:

Инструкция: Каждому из участников (по кругу) предлагается придумать для себя адекватный эпитет, либо черту характера начинающийся на ту же букву, что и его имя.

3.Знакомство «Летающие имена» (запасная игра)

Цель: запомнить имена участников группы, раскрепощение и снятие напряжения.

Материал: мяч.

Инструкция: Участники сидят в кругу. У одного из них в руках мяч. Он бросает кому-то из группы этот мяч, называя при этом свое имя: «Я - Василий», «Я - Людмила». Этот раунд игры продолжается до тех пор, пока каждый не представится по крайней мере по одному разу. Далее участники должны называть имена тех, кому перебрасывают мяч: «Внимание, Петр!». Получивший мяч должен поблагодарить кидавшего: «Спасибо, Светлана!». Каждый должен поучаствовать минимум один раз.

4.Упражнение «Никто не знает, что я…»

Цель : активизация процесса самопознания, формирование позитивного Я-образа.

Инструкция : Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу: «Никто в группе не знает, что я…» Например: «Никто в группе не знает, что сегодня не услышал звонок будильника», или «Никто в группе не знает, что больше всего на свете я люблю соленые огурцы»…

Можно предложить участникам и другие фразы для дополнения:

5.Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (запасная игра)

Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять позитивные личностные и другие качества.

Материал: лист бумаги и ручка на каждого участника (можно фломастеры).

Инструкция: «Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы знаете о себе. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей. Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?»

6.Упражнение «Представление» (запасная игра)

Цель: формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств; умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими.

Инструкция: Каждый участник называет себя (так как ему хочется, имя может быть вымышленным). Участникам даётся следующее пояснение: в представлении вы должны постараться отразить индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступавшего. Например, «Возраст у меня средний, внешность не броская, способности и возможности обыкновенные. Единственно, в чём я разбираюсь, может быть, лучше других - я вкусно готовлю и угощаю своих друзей».

7.Упражнение «Броуновское движение»

Цель: позволяет участникам подвигаться, что способствует снятию мышечного напряжения и внутренней зажатости. Носит диагностический характер – если внимательно понаблюдать за участниками во время выполнения упражнения, то можно увидеть, насколько они эмоционально вовлечены в работу или, наоборот, отстранены от группы.

Инструкция : Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается и ведущий называет какую-либо цифру, участники должны, взявшись за руки, объединиться в группы, состоящие из такого числа человек.

Упражнение можно усложнить и сделать его более интересным. Ведущий просит объединится в группы по какому-нибудь признаку (цвету глаз, элементам одежды, домашним животным). Задание выполняется веселее, если участникам запрещается разговаривать.

8. Притча «Две свечи»

Жили-были по соседству две свечи. Одна зажженная, другая нет.

"Жаль мне тебя", - сказала незажжённая свеча своей горящей подруге. - "Короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены".

Отвечала горящая свеча: "Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю и воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль сгорят, то огонь мой - душа свечи - соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаз ребёнка на праздничной елке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня; возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажжённая моя сестра. Жалка твоя участь. Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя - огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость, и польза от тебя?

Право, лучше гореть, нежели почивать, потому что в горении жизнь, а в спячке - смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты, в твоём сохранном бездействии и не начинала существовать, и так и умрешь, не начав. А жизнь пройдёт мимо".

Так говорили две свечи...

9. Упражнение «Красный и синий шар» (подведение итогов, итоговая рефлексия). Время – 10 минут

Цель: рефлексия участников.

Инструкция : Участникам группы предлагается представить, что у них в каждой руке находятся синий и красный воздушный шарик. Оба шарика обязательно нужно подарить любому из участников группы (исключая тренера). Красный шарик нужно подарить с комментарием, отображающим благодарность за что-то (например, «с тобой было приятно работать», или «ты был сегодня веселый, спасибо» и т.д.). Синий шарик необходимо подарить участнику тренинга с пожеланием (например, «желаю тебе приобрести больше уверенности в себе», или «желаю тебе обрести как можно больше друзей» и т.д.).

Тренер оговаривает заранее, что все комплименты и пожелания должны нести положительный посыл. Шарики нужно дарить обязательно, оставлять их у себя нельзя.

11. Подведение итогов занятия предполагает обсуждение впечатлений от проведённого занятия

Приемлема ли для вас такая форма проведения занятий?

Что бы вы хотели изменить? Какие чувства вы испытывали на занятии?

Какие у вас пожелания к ведущему и к группе на следующие занятия?

12 . Домашнее задание «Уровень счастья»

Цель упражнения – помочь человеку увидеть те существующие в его жизни источники радости, которые он не замечает, показать, что счастье – это состояние души и оно не определяется немедленным удовлетворением всех желаний или уровнем материального благосостояния.

Инструкция: составьте список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности, - солнечный день, сбережения (даже если сумма не очень велика), свое здоровье, здоровье членов семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир. Если работа по подведению итогов и нахождению источников радости, счастья в настоящем проведена достаточно тщательно, можно перейти к поиску новых возможностей, новых путей, предоставляемых кризисом.