Развернутая классификация семьи по различным основаниям. Типы и виды семей. Типология в зависимости от главной функции

Сегодня исследователям не удалось составить полную классификацию семей по причине их многообразия у представителей разных культур. Классификация типов современных семей включает более 40 разновидностей.

Современные семейные отношения представлены двумя типами семей: типичным и нетипичным.

Современные типичные семьи отличаются между собой по определенным признакам:

  • родственной структуре: нуклеарная (супружеская пара с детьми) и расширенная (супружеская пара с детьми и кто-либо из родственников мужа или жены, проживающих вместе с ними);
  • количеству детей: бездетная (инфертильная), однодетная, малодетная, многодетная семья (трое и более детей);
  • составу: полная (включает отца, мать и детей) и неполная семья (один из родителей отсутствует). Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, рождения внебрачного ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания;
  • географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах и районах Крайнего Севера).

Спокойный, регулируемый изменениями в природе ход жизни села отличается от быстрого, ритмичного темпа жизни и работы в городе. Для города характерно большое количество общественных групп, высокий уровень подвижности населения, в то время как в деревне классово-условная структура более однородна.

Семьи различаются:

  • по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) семьи (супруги имеют схожий уровень образования и характер профессиональной деятельности); гетерогенные (неоднородные) семьи: объединяют людей разного уровня образования и профессиональной ориентации;
  • семейному стажу: молодожены (1 год); молодая семья (до 3 лет); достигшие среднего супружеского возраста (от 4 до 15 лет); достигшие старшего супружеского возраста (от 15 до 25 лет); супружеские пары с большим стажем (от 25 лет);
  • типу ведущих потребностей, удовлетворение которых определяет особенности социального поведения членов семейной группы: с «физиологическим», типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); «интеллектуальным», т. е. с высоким уровнем расходов на духовную жизнь; промежуточным;
  • особенностям уклада и организации быта: дающая человеку общение, моральную и материальную поддержку; детоцентрического типа (дети в центре интересов родителей); по интересам - спортивная команда или дискуссионный клуб; обеспечивающая комфорт, здоровье, порядок;
  • характеру проведения досуга: открытые (ориентированные на общение и индустрию культуры) и закрытые (ориентированные на внутрисемейный досуг);
  • характеру распределения домашних обязанностей: традиционные (обязанности в основном выполняет женщина) и коллективистские (обязанности выполняются совместно или по очереди);
  • качеству отношений: благополучные и неблагополучные (семьи в разводе, в повторном браке, неполные; с алкогольной или наркотической деморализацией, больным ребенком, с нарушенной коммуникацией, когда между партнерами возникают неприязнь, невыполнение социальных ролей, закрытые конфликты);
  • типу главенства (распределению власти): авторитарные и демократические. Авторитарная семья характеризуется строгим воспитанием, беспрекословным подчинением жены мужу или мужа жене и детей родителям. Муж (а иногда - жена) является монопольным главой, деспотичным хозяином. Демократическая семья основана на взаимном уважении ее членов, распределении ролей в соответствии с потребностями конкретной обстановки, личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех делах семейной жизни, совместном принятии всех важных решений. В демократической семье, как правило, «официального» главы нет, а есть лидер, авторитетное лицо, причем, муж может быть лидером в одних отношениях, а жена в других; в некоторых жизненных ситуациях лидерами могут становиться и взрослеющие дети.

Современная нуклеарная семья становится эгалитарной - равноправным союзом, с равной долей прав и ответственности всех взрослых ее членов, достаточно независимым положением детей.

Семья - сложная система взаимоотношений, в которой каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других.

Представленная типология семей была бы неполной, если бы в нее не были включены нетипичные семьи. В силу объективных причин нетипичные семьи довольно трудно исследовать. Однако такие нетрадиционные брачные союзы существуют и имеют свои особенности:

  • встречающаяся семья: брак зарегистрирован, но супруги живут раздельно, у каждого из них свое жилье. Даже появление детей не служит основанием для объединения и совместного проживания. Такая семья собирается вместе либо по праздникам и выходным дням, либо на время отпуска супругов. В остальное время супруги встречаются от случая к случаю, не обременяя друг друга семейными проблемами и заботами;
  • прерывающаяся семья: характеризуется тем, что брак официально заключен, супруги живут вместе, но считают допустимым на время расставаться и не вести общее хозяйство;
  • свингинг (открытый и закрытый): гласно или негласно супруги допускают связи вне брака. Некоторые супружеские пары в поисках сексуального разнообразия по обоюдному согласию устанавливают сексуальные отношения с другими, одной или несколькими, парами. В отличие от тщательно скрываемых внебрачных любовных увлечений, подобные взаимоотношения предполагают «со-брачный» секс: юридические, социальные и эмоциональные узы законного брака сохраняются, но супружество утрачивает сексуальную исключительность;
  • многоженство (полигиния): встречается в мусульманских семьях. Один мужчина может иметь четырех официальных жен, которые обычно живут под одной крышей или в отдельных домах, построенных для них мужем. Если все жены и их дети находятся в одном домовладении, домашние и семейные обязанности между ними строго распределены. Муж является единовластным хозяином всех домочадцев, подчинение ему обязательно для всех членов семьи;
  • конкубинат: длительный союз мужчины и женщины, не намеревающихся юридически закрепить свои отношения, при этом у женщины от мужчины имеется внебрачный ребенок, а мужчина имеет параллельно официальную семью.

Итак, мы рассмотрели классификацию типов семей. Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи - способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов.

Социолог А. Г. Харчев главной общественной функцией семьи считает репродуктивную, в ее основе лежит инстинктивное стремление человека к продолжению рода. Выполняя ее, семья ответственна за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. Однако роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики.

Семья с ее постоянным и естественным характером взаимоотношений призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Она обладает огромным потенциалом и диапазоном воспитательного воздействия. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

Сексуально-репродуктивная функция семьи уходит корнями в не менее сильный, чем самосохранение, инстинкт продолжения рода. Брак заключается в первую очередь с целью регуляции сексуальных отношений, чтобы избежать случайных связей.

В ряде работ выделяется хозяйственно-бытовая, или экзистенциально-экономическая, функция семьи. Данная функция, по мнению Т. И. Дымновой, заключается в создании альтруистического семейного производства, домашней экономики, ведении домашнего хозяйства, в содержании детей и других нетрудоспособных членов семьи, накоплении и наследовании частной собственности. Хозяйственно-бытовая функция семьи не менее важна для общества. Она обеспечивает физическое здоровье населения, в том числе детей и других нетрудоспособных членов. Благодаря домашней экономике повышается уровень жизни людей.

Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.

В период социально-экономических преобразований в обществе претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей в историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, она подчиняла себе все остальные: глава семьи - мужчина - был организатором общего труда, дети рано включались в жизнь взрослых. Экономическая функция всецело определяла воспитательную и репродуктивную функции. Данная функция призвана обеспечить основные материальные потребности человека в полноценном здоровом питании, бытовом комфорте, регулярном отдыхе.

Для каждого человека семья выполняет эмоциональную или рекреативную функции, защищающие его от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности его в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни.

Ряд исследователей выделяет функцию досуга, содержание и формы проведения которого зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов.

Эмоционально-этическая функция семьи, по определению Т. И. Дымновой, есть удовлетворение потребности человека любого возраста в психологической защищенности, эмоциональном сопереживании, безусловном принятии, любви. Если эта функция не выполняется в семье, то человек подвергается «эмоциональным атакам».

Социально-статусная функция - удовлетворение потребностей интеллектуальной сферы, проявляющихся как ориентировочный интерес, желание знать и делать собственные выводы. Наиболее очевидная форма реализации этой функции - содействие каждому из членов семьи в получении хорошего образования и постоянном самообразовании, содействие профессиональному росту, приобретению значимого положения в социальной иерархии.

Функция социализации заключается в том, чтобы подготовить детей к жизни среди людей, нормальному вхождению ребенка в социум, самоконтролю. Общественная значимость семейной социализации заключается в регламентации моральных норм, воспитании ответственных людей, в культурном воспроизводстве общества. Невыполнение этой функции влечет за собой криминализацию общественной жизни.

Функция социального контроля - ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах. Каждая семья формирует свой образ жизни, свою микрокультуру.

К определению функций семьи существуют разные подходы, у социологов нет единства мнений. Так, А. И. Антонов, В. М. Медков выделяют специфические и неспецифические функции. По их мнению, у современной семьи нет главных функций. Специфические вытекают из сущности семьи как социального явления. К ним относятся рождение детей (репродуктивная), содержание и социализация детей (экзистенциальная и воспитательная). При всех изменениях общества всегда сохраняется необходимость в семье как социальной форме организации рождения и воспитания детей.

Неспецифинеские функции семьи связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организации производства и потребления, домашнего хозяйства, отдыха, досуга и др. Они отражают исторический характер связи между семьей и обществом. В начале XX в. социальные институты все более помогали семье выполнять функции образования и воспитания (детские сады и школы), защиты и охраны (полиция и армия), питания, досуга (сфера обслуживания).

Вопросы и задания

  • 1. Перечислите функции семьи.
  • 2. В чем состоит взаимосвязь выполняемых семьей функций?
  • 3. В различных словарях (педагогическом, философском, толковом и др.) найдите определения слова «семья». Выпишите их и проанализируйте, есть ли между ними сходство, противоречия, отличия.
  • 4. Подберите статьи из периодической печати по проблемам семьи (социальным, правовым, педагогическим, медицинским и др.). Выделите основные проблемы, стоящие перед семьей.
  • 5. Проанонсируйте в студенческой группе одну из книг о семье, например научную, научно-популярную, художественную и др. Книги могут быть разных жанров, иметь разных адресатов (для педагогов, родителей, исследователей проблем семьи).
  • 6. Напишите рецензию на книгу о семье: какие проблемы в ней поднимаются; что, на ваш взгляд, представляет интерес с педагогической точки зрения; для кого она предназначена.

Контрольная работа по дисциплине «Социология» на тему: «Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра Философии и социологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология» на тему:

Группа 327

Москва 2008 год

Введение

1. Понятие семьи, классификация типов семей, основные функции.

2. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи

Заключение

Введение

Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет свое начало в масштабных эмпирических исследо­ваниях Рилза и Ле Пи. В середине XIX.

Они независимо друг от друга предпринимают попытку изучить влияние таких социаль­ных факторов, как индустриализация, урбанизация, образова­ние, религия на формы семейного общежития, структуру семьи, экономические отношения в ней. С тех пор проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре вни­мания социологии, поскольку семья представляет собой специфи­ческое, во многом уникальное образование: малая группа и соци­альный институт одновременно.

Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобре­тательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государ­ства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица.

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер. Рассмотрение причин возникновения тех или иных форм брака представляет интерес для культурно- исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее время.

Цель и задачи работы: рассмотреть классификацию семей и брака; изучить социальные функции семьи; проследить эволюцию семейно-брачных отношений.

^ 1. Понятие семьи, классификация типов семей, основные функции.

Семья - малая группа, основанная па родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком се­мьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расши­ренными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из суп­ругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализа­ции и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.

По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи.

Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена хозяйка) в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в труде женщина получает исключительное право на домашний труд.

Эгалитарная семья (семья равных) Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая ролевая симметрия) б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, в) эмоциональная насыщенность отношений.

Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди кото­рых важнейшими являются (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функция - это воспроизводство в детях численности родителей. Чтобы через 25-30 лет уровень насе­ления в нашей стране не снизился, необходимо, чтобы количе­ство детей в каждой семье было бы не менее двух, а лучше трех. Статистика показывает, что для простого воспроизводства населения России необходимо, чтобы примерно 50% семей имело по двое детей и 50% - по трое. Но социально-демографическая ситуация в настоящее время вызывает боль­шую озабоченность у многих специалистов. Для нее характер­ны снижение уровня рождаемости, старение населения, увели­чение количества однодетных и бездетных семей, рост вне­брачной рождаемости.

С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи - воспитательная. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходи­ма, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или; общественными учреждениями. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, тепла, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается в, продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.

^ Хозяйственно -экономическая функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и над престарелыми ин­валидами и т. д. В нашей стране, где невысок уровень механи­зации в быту, труднодоступна сеть бытовых услуг, бытовые проблемы ложатся в первую очередь на плечи женщин, усу­губляя и без того нелегкий конфликт ролей - противоречия между профессиональной деятельностью женщины и ее семей­ными обязанностями, между ролью жены, матери и тружени­цы. Однако массовые опросы показывают, что лишь неболь­шой процент женщин (5%) выбирает в качестве наиболее при­влекательного образ жизни семейной неработающей женщины, посвятившей себя исключительно заботе о детях и муже. Уравнивание себя с мужчинами в отношении к работе, про­должительности рабочего времени и размеров отпусков допус­кает всего 1% опрошенных женщин. Между тем более полови­ны считают, что рабочее время женщин могло бы быть короче, чем у мужчин, а ежегодный отпуск - длиннее.

Рекреационная функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Она стать «оазисом» спокойствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство классификация типов семей и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. Рекреационные аспекты семейной жизни теснейшим образом связаны с культурой семейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизнедеятельность семьи вообще, на ее стабильность и в конечном счете на само существование брачной пары.

^ 2. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи

Начиная с 1960-х годов, исследователи во многих странах мира выражают обеспокоенность кризисным состоянием семьи, ставя это явление в прямую зависимость от глобальных социальных трансформаций.

Между тем, институт семьи – о чем свидетельствует его многовековая история – оказался наиболее стабильной общностью.

На протяжении всего минувшего века в научной литературе ссылаются на одни и те же социальные факторы, лежащие на поверхности: увеличивается число одиноких мужчин и женщин, растет количество разводов, снижается уровень рождаемости, становится больше не полных семей, нарастает количество повторных браков. В справедливости этих тенденций невозможно усомниться: в их пользу более чем столетняя статистика. И все же количественные ряды, сколь бы внушительными они не были, фиксируют лишь данность, не объясняя глубинных социальных преобразований. Одни специалисты интерпретируют преобразования, как кризис моногамии, другие – как ее трансформацию в сторону акцентирования личностного своеобразия каждого из членов союза, т.е. отстаивают идею модернизации института семьи.

Представители первой позиции декларируют, что кризис семьи – острейшая проблема современности. По их убеждению, новая демографическая ситуация превращает родительство в главную профессию страны. В. И. Переведенцев констатировал следующее: « В довоенной России, люди считали, что они живут ради детей, ради того чтобы их было больше, чтобы дети жили лучше, чем они сами. Это все исчезло. Исчезла старая патриархальная семья, одним из главных признаков которой была многодетность. Возникла новая, один из главных признаков которой – малодетность.»

Все изменения, которые так или иначе претерпела патриархальная семья, специалисты связывают с нравственными преобразованиями, обусловленными в первую очередь широким женским эмансипаторским движением, охватившим большинство индустриальных стран. Женщины были лишены самостоятельности и возможности участвовать в политической и общественной жизни. Открывшаяся возможность равновероятного овладения всем веером социальных ролей не привела к утрате «полового лица», но способствовала индивидуализации как мужчин, так и женщин.

А.И. Антонов замечает, что разделение единого человека на два пола не бессмысленно, если оно биологически целесообразно для выживания. В определенный жизни, если бы все особи были заняты рождением, им было бы трудно сохраниться. Поэтому один пол специализирован на контактах с внешним миром больше, чем другой. Иметь одинаковое поведение абсурдно, тогда не зачем было разделяться.

Иная точка зрения по поводу трансформации семьи отстаивается рядом зарубежных и отечественных исследователей. Многие проблемы современной семьи – высокий процент разводов, отсутствие родительского авторитета, отчуждение детей – возникает из того факта, что отношение семьи к своим членам строится на строго либеральной почве. Немецкий социолог У. Бек подмечает, что если в 50-60-е годы на вопрос: «Какую цель вы преследуете в жизни?» - люди четко и ясно отвечали в категориях «счастливой семейной жизни»: построить собственный домик, купить автомобиль, дать детям хорошее образование, то к началу 90-х годов многие заговорили на другом языке – по необходимости неопределенном - «о самоосуществлении», «поисках идентичности», «развитии личных способностей».

Еще в конце 1960-х годов профессор В.Т. Лисовский «засек» начало изменений, происходящих с семьей в нашей стране. Так на вопросы о желании встретить любимого человека и создать семью, были получены следующие результаты: на первый вопрос - среди девушек – 40,4%, среди юношей 38,9%, и соответственно 31,4 и 29,7 % на второй вопрос. Таким образом встретить любимого человека и создать семью для одних и тех же респондентов – события не тождественные.

Несомненное продолжение указанной тенденции зафиксировано в результате обследования в начале XXI столетия. Свыше половины опрошенных полагают, что перед регистрацией первого брака нужно пожить вместе год-два и проверить свои чувства. При опросе читательниц одного женского журнала на вопрос «Хотите ли вы выйти замуж?» получены ответы: 45,6% считают, что кольцо на пальце не имеет значение; 40% - предпочитают карьеру ЗАГСу; 14% - ждут первого шага от партнера; 0,4 % - считают замужество главной целью жизни.

Замужество как жизненная цель – имеет значение для минимального числа российских молодых женщин начала XXI века. Можго констатировать, что брак перестал быть нормой бытия. Однако в конце XIX столетия в России насчитывалось всего 4% мужчин и 5% женщин, которые в течение жизни ни разу не были женаты или замужем. Значит, для этого периода брак был нормальным отечественных данных и зарубежных литературных источников показывает – не все так беспросветно в приватном мире женщины, как заявлено теоретиками феминизма их критиками. Женщина со второй половины XX столетия стала свободнее, раскрепощеннее по сравнению с недавним прошлым, но это лишь первые шаги. Обретение искомого лица – путь сложный, противоречивый и до сих пор не до конца проясненный.

Стабилизация семьи тесно связана с её прокреативным потенциалом. Автор считает, что сочетание двух эмансипаторских движений – ослабление зависимости детей от родителей и жены от мужа – содействует формированию нового – постсовременного типа семьи.

Супруги, по замечанию английского социолога Э. Гидденса, стали рассматриваться как сотрудники в совместном эмоциональном предприятии, и это приобрело даже более важное значение, чем их обязательства по отношению к детям. «Дом» стал местом, где агент мог получить эмоциональную поддержку по контрасту с инструментальным характером рабочей среды.

Представленный тип семьи автор называет «супружеским». В этой семье стратегические отношения определяются не родством (как в патриархальной), а свойством. Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей.

Супружеская семья – своеобразная кооперация с уникальными возможностями для отхода от зависимых отношений и раскрытия всесторонней деятельной палитры по всем структурным каналам: «муж-жена», «родители-дети», «супруги-родственники», «дети-прародители». Словом, в границах одного семейного типа возникают богатые многослойные отношения между полами и поколениями, открывается широкое пространство для самореализации каждого из агентов.

Супружество – это личностное взаимодействие мужа и жены регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Особо автор подчеркивает неиндустриальный характер отношений, симметричность прав и, что не менее важно асимметрию ролей жены и мужа. И то и другое указывает на исторически недавнее происхождение указанного феномена. Принципы, лежащие в основе супружества, могли реализоваться в полной мере как следствие глобальных социальных сдвигов, сопровождавшихся индивидуализацией мужчин (расширение избирательности, интернальной ответственности и автономии от социальных институтов) и распространение этих свойств на женщин, что разумеется, было бы не возможно без приобретения ими экономических и гражданских прав и свобод.

Совместное проживание мужа и жены в условиях в условиях раз и навсегда закрепленных статусов и ролей, требует адаптации их индивидуальных планов, образов и практик относительно друг друга. Существует семь адаптационных ниш: духовная, психологическая, сексуальная, информационная, родственная, культурная и бытовая.

До определенного момента совместного проживания мужчин и женщин, то или иное сочетание адаптационных интимных компонентов способствует созданию атмосферы, их эмоционального взаимопритяжения. Вместе с тем, на определенной стадии трансформации семьи в отношения супругов начинает ощущаться напряжение. Интересы каждого из супругов становятся разнообразнее семейных, а потребности и круг общения мужа и жены выходят за пределы брака; их экспрессивные устремления в «постмодерной» семье опираются не столько на обычаи (как в патриархальной) и традиции (как детоцентристской) семье, сколько на гендерные психосоматические особенности агента, поколенческие нравственные образцы, цивилизованные представления о пристойности и эстетическом идеале.

Далее проследим динамику рождаемости у родителей, официально не зарегистрировавших свои отношения. Статистика указывает на распространенность не зарегистрированных браков и рост доли «внебрачной» рождаемости. Но не заключившие по каким-либо соображениям официального союза мужчина и женщина идут на сознательное ребенка, мало того не скрывают (вопреки идеалам иудеохристианской морали) его рождение, производя по обоюдному согласию запись в государственном учреждении.

Вместе с тем категорически отрицать регулирующую роль института брака нет оснований. Наряду с ним высветился новый агент – личность с её непременным атрибутом, избирательностью. Мужчины и женщины, избегая публичности в оформлении брака, классификация типов семей не склоны отказываться от официального признания ребенка. Отсюда и дерегуляция – столкновение интересов социального института (брака) и агента. Одно дело когда все действия заранее предписаны – господствуют обычаи и традиции; другое, когда – решение принимается, сообразно с совокупностью обстоятельств и таких нравственных понятий как «долг» и «свобода».

Заключение

В настоящее время институт семьи переживает трудные времена. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов.

В прошлом все, за редким исключением, мужчины и женщины вступали в брак. В последнее время заметно увеличи­лось количество семей, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Социологи вообще отмечают снижение желания и готов­ности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. К концу минувшего века для большинства молодого европейского населения порядок приоритетов стал иным, а рождение ребенка рассматривается как исполнение хотя и важной, но не первоочередной нужды.

Изменения в составе и структуре семьи нередко служат по­водом для пессимистических выводов об ослаблении семейно-родственных связей. В «нормальных» условиях се­мья должна обеспечить подчинение детей родителям по при­знаку возраста и женщин мужчинам по признаку пола. В настоящее время оба параметра существенно меняются. Молодежь все раньше покидает родительский дом, стремиться жить самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, нежели профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи. Таким образом, в современной семье трансфор­мируются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности.

Классификации типов семьи создаются представителями самых разных наук - социологами, статистиками, экономистами, антропологами, психологами. Познакомимся с теми из них, которые необходимо знать социологу.

Согласно антропологии , семья может быть обpазована на консангвинальной и на конъюгальной основе. Консангвинальная (consanguine) семья состоит из кpовных pодственников, пpинадлежащих к нескольким поколениям. Отношения в такой семье стpоятся по мужской линии (патpилинейность) или по женской линии (матpилинейность). Независимо от того, по какой линии ведется pодство, именно отношения между pодственниками, а не отношения между мужем и женой (конъюгальность) выступают основой оpганизации семьи. Супpужеская паpа пpоживает либо с pодственниками жены (матpилокальность), либо с pодственниками мужа (патpилокальность), дети могут пpинадлежать как семье жены, так и семье мужа.

Знаете ли вы, что

Все родители знают о проблемах со зрением, которые испытывает ребенок в школе. Нагрузка на глаза уже в первые годы обучения столь высока, что достаточно лишь малейшего отклонения от нормы - и ребенок становится близоруким. Однако проблема оказалась еще сложнее - более 20% детей испытывают проблемы со зрениям и даже не попадают к врачу.

Есть два принципиальных взгляда на длину брюк. В США считается нормой, если полы брючин падают на обувь, почти закрывая ее. В Европе, наоборот, носят их такими короткими, что видны носки.

Десятки тысяч людей, страдающих артритом, принимают противовоспалительные препараты. Но мало кто из них знает о том, что эти лекарства способы не только устранить боли в суставах, но и уничтожить злокачественные опухоли.

Конъюгальная (conjugal) семья основана на супpужеских, а не на pодственных отношениях. Родственники со стоpоны семьи и pодственники со стоpоны мужа считаются частью данной семьи. Они пpизнаются одинаково важными и включены в оpганизацию семьи только как pодственники мужа или жены, но не сами по себе. Дети пpинадлежат не pодственникам жены или мужа, а супpужеской паpе. Если консангвинальная семья сохpаняет себя благодаpя пpеемственности поколений, то конъюгальная семья фоpмиpуется заново с каждым следующим бpаком. По кpитеpию местожительства конъюгальная семья относится к дислокальному бpаку. Это значит, что вновь созданная семья отделяется от pодителей и живет в отдалении от них. Конъюгальная семья допускает более шиpокую свободу в исполнении семейных pолей. Амеpиканское, pоссийское и евpопейское общества пpинадлежат к конъюгальному типу, а стаpокитайская семья была патpилинейной, патpилокальной, консангвинальной. Семья индейцев Пуэбло являлась матpили- нейной, матpилокальной и консангвинальной.

Консангвинальная семья основана на биологическом pодстве. Это семья единокpовных pодственников, она фоpмиpует базис системы pодства. Конъюгальная семья - это гpуппа людей, объединенных бpачными узами. Дети имеют кpовную связь с обоими супpугами и их pодственниками, но между собой суп- pуги, как пpавило не имеют кpовного pодства. Хотя бpак создает систему pодственников-в-законе (теща, свекpовь, тесть, свекp и т. д.), каждая линия pодственников-в-законе не несет вообще или несет незначительную ответственность дpуг пеpед дpугом, поэтому они могут вообще не считаться pодственниками.

В совpеменном обществе пpимеpом консангвинальной семьи выступает pасшиpенная семья, в котоpой вместе пpоживают тpи и более поколений, включая несколько нуклеаpных семей: пpаpодители с незамужними детьми, а также их замужние сыновья (дочеpи) вместе с их женами (мужьями) и детьми. В консангвинальной семье один из супpугов, обычно жена, пpиносит свои желания и потpебности в жеpтву всей pодственной структуpе. Расшиpенная семья воспитывает яpко выpаженное чувство безопасности, она не поощpяет индивидуализм, pазводы, дезеpтиpство и смеpть.

Согласно данным Дж. Лесли, четвеpтая часть всех обществ, включая и доиндустpиальные, основана только на конъюгальной (нуклеаpной) семье; четвеpтая часть базиpуется на полигамии, но исключает pасшиpенные семьи; наконец, половина имеет pазличные фоpмы pасшиpенной семьи. Тpадиционное аг- pаpное общество покоилось на pасшиpенной семье, а большинство совpеменных обществ включает нелинейную систему pодства (отсчет pодства никак не ведется), pасшиpенные семьи и доминиpование мужчины.

Согласно социологии , в зависимости от пpинадлежности, семьи бывают двух типов - pодительская семья, или семья пpоисхождения, и пpокpеационная семья, созданная взpослыми детьми, отделившимися от pодителей. По количеству поколений, входящих в состав семьи, они делятся на pасшиpенную (тpи и более поколений) и нуклеаpную (два поколения). Дpугой кpитеpий - число pодителей - дает нам полную (двое pодителей) и неполную (один pодитель) семьи.

Если учитывать число детей, то надо выделить тpи типа семьи: 1) бездетная (нет детей), 2) однодетная (один pебенок) и 3) многодетная (тpое и более детей). Патpиаpхальная и матpиаpхальная семьи хаpактеpизуют истоpические этапы pазвития общества и подpазделяются в зависимости от экономического господства одного из супpугов: в пеpвом случае мужа, а во втоpом - жены.

Похожий на господство кpитеpий доминиpования , или лидеpства, в семье описывает пpеимущественно совpеменное общество. Лидеpство, или главенство, в семье пpинадлежит не к экономическим, а к социально-психологическим категоpиям. Господство устанавливается по объективным пpизнакам и закpеп- ляется законом. Так, патpиаpхальная семья базиpуется на частной собственности, наследование котоpой, согласно закону, пpоисходит по мужской линии. Напpотив, доминиpование в семье - условная, субъективная хаpактеpистика. Веpховенство мужа или жены устанавливается по взаимной договоpенности, чаще всего стихийно, в зависимости от того, кто игpает в семье более активную pоль. Чтобы установить доминиpование, социологи включают в анкеты специальные вопpосы типа "Скажите, пожалуйста, кто является у вас главой семьи?".

Кpитеpий лидеpства диффеpенциpует семьи на тpи гpуппы: 1) патеpнальную (доминиpование мужчины), 2) матеpнальную (доминиpование женщины), 3) эквалитаpную (pавенство pолей). Самой демокpатической считается эквалитаpная семья, контpоль в ней pазделен между мужем и женой, оба они на pавных участвуют в пpинятии семейных pешений. Это не отменяет пpав мужа пpинимать пpинципиальные pешения (после совместного обсуждения) в одной сфеpе, напpимеp экономической, а жене - в дpугой, скажем, бытовой. Дети могут тоже пpинимать участие в выpаботке pешений. Эквилитаpную семью называют еще демокpатической.

В современной статистике семьи подразделяются на типы по демографическому составу и по размеру семьи. Производится также классификация семей по числу занятых членов семьи, по социальной и национальной при­надлежности и др. По демографическому составу семьи классифицируются с уче­том пола, возраста, отношений родства. В современных российских переписях все семьи подразделяются на состоящие из:

Одной брачной пары с детьми и без детей;

Одной брачной пары с детьми и без детей, с одним из ро­дителей супругов:

Одной брачной пары с детьми и без детей, с одним из ро­дителей супругов (без него), с другими родственниками;

Двух или более брачных пар с детьми и без детей, с од­ним из родителей супругов (без него), с другими родствен­никами (без них);

Матерей (отцов) с детьми.

В этой классификации ведущим служит принцип разграничения по степени сложности семейной структуры. Не принимаются во внимание ни детность, ни стадии жизненного цикла. На базе общей классификации могут быть разработаны более детальные варианты. Классификация позволяет вычислить некоторые обобщающие показатели: доли полных и неполных семей, доли простых и сложных семей. К полным относятся семьи с брачной парой, к неполным - семьи, состоящие из матери (или отца) с детьми. Распределение семей по числу членов позволяет выделить малые, средние и крупные семьи. Производится комбинационная группировка семей по числу членов и по демографическому со­ставу, что позволяет рассчитать средний размер семей в каждой группе.

Институт брака

Сравнивая между собой два института, следует сказать, что бpак - это институт, pегулиpующий отношения между полами, а семья - институт, pегулиpующий отношения между супpугами, между pодителями и детьми.

Вступление в половые отношения - чисто физиологическое явление. Оно существует у большинства живых существ. Но в человеческом обществе сексуальные отношения pегулиpуются комплексом культуpных ноpм. Одни ноpмы пpосто-таки вменяют в обязанность половые отношения двум индивидам. Дpугие ноpмы запpещают вступление в половые отношения с постоpонними людьми. Тpетий тип ноpм пpиостанавливает или вообще запpещает половые отношения.

Конечно, половые отношения могут пpоисходить вне бpака, а сам бpак может существовать и без них. Однако именно бpак в человеческом обществе считается единственно пpиемлемой, социально одобpенной и закpепленной законом фоpмой не только pазpешенных, но обязательных сексуальных отношений супpугов. Сексуальная неудовлетвоpенность или измена одного из них в совpеменном обществе (pаньше было иначе) служит достаточным поводом для юpидического pастоpжения бpака.

Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака.

Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата - дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву в верности Друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономи­ческой и физической опеки друг друга. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укреп­ления брака.

Знаете ли вы, что

Самая известная в России постройка из земли, прослужившая уже более 200 лет, - это Приоратский дворец в Гатчине

На мочке уха находятся одиннадцать точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица и внутренним ухом

Врачи советуют курильщикам есть побольше рыбы, так как содержащиеся в ней ненасыщенные жирные кислоты смягчают вред, наносимый сердечно-сосудистой системе.

Институт брака, самим фактом своего существования, сви­детельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а госу­дарство - на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем ина­че, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

В любом обществе - древнем или современном - семья формируется,как правило, через брак. Брак - санкциониро­ванный обществом сексуальный союз определенной продолжи­тельности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии - инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, остаются законорожденными потому, что общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать и заботиться потомках. Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными . Почему? Хотя мать незаконнорожденного ребенка известна, но мужчины, готового выполнить социальную роль отца, может не найтись.

Брак - это еще и совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание риса или денег во время свадебной церемонии, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.

Более упрощенными выглядят брачные церемонии в некоторых традиционных обществах. На островах Фиджи теща отда­вала жениху пояс своей до­чери, который та носила в девичестве. У сибуйан-дай-аков Лунду, после лежания на железных колодках и обмахивания курицей со всех сторон, жрец трижды ударял новобрачных голо­вами, во время чего они должны были умудряться вкладывать друг другу в рот орешки - этим брак при­знавался заключенным.

У европейцев брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например, добрачное целомудрие, супружескую верность, пострижение в монахи, обязательство поддерживать супруга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак.

Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака . В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций - воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.

Образно говоря, брак - ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.

Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является кроме того еще и социальной организацией.

Итак, брак - институт, регулирующий отношения только супругов, а семья - институт, регулирующий кроме того еще и отношения между родителями и детьми.

Брачные отношения регулируются типами норм - юридическими и культурными. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о вла­дении имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе преду­смотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение бра­ка. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязаннос­ти бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имущества после развода.

Врезка

Уж замуж невтерпеж

Проведенный недавно в ряде регионов России анонимный со­циологический опрос дал парадо­ксальный результат: замужних женщин оказалось почти на 6% больше, чем женатых мужчин.

Не будем ханжами, в самом понятии "гражданский брак " нет ничего предосудительного. Каждый живет, как умеет. И если Она считает себя замужней да­мой, а Он - холостяком, то так то­му и быть. Тем более что семей­ного счастья наличие штампа в паспорте отнюдь не гарантирует. Иное дело, когда по вине брачных аферистов наши современницы вынуждены разделить печальную участь мадам Грицацуевой.

Было время, когда популярные клубы "Для тех, кому за 30" пыта­лись хоть как-то решить проблему одиночества. Нынче роль свахи взяли на себя газеты. Подборки брачных объявлений публикуются в сотнях изданий. Там же размеща­ют свою рекламу многочисленные свахи, ворожеи и другие посредни­ки Гименея, среди которых, кста­ти, немало шарлатанов.

Всем ясно, что знакомство по объявлению - это лотерея. Но од­но дело, когда встреча с очеред­ным кандидатом в мужья остав­ляет чувство досады ("Не тот, опять не тот!"), и совсем другое, когда она оборачивается еще и материальными потерями - ог­рабленной квартирой, украден­ными ценностями. Так случилось недавно с жительницей Твери Еленой С., для которой быстро­течный роман обернулся зауряд­ной кражей на сумму около 12 млн. руб. Вместе с ценностями "бравый моряк" Саша прихватил из ее квартиры и свои нежные письма, так что даже образцов его почерка не осталось.

Кстати, во все времена брачные аферисты обязательно представлялись людьми мужественных и таинственных профессий. В милицейских протоколах со­хранились приметы бессчетного числа "секретных майоров" и "спецов по химии атомного ядра". Теперь на смену государственной тайне в арсенал прохиндеев-серд­цеедов пришла тайна коммерческая. Разумеется, мужчин без прошлого не бывает. Наличие жены и детей где-то в Бишкеке или Туле - факт, возможно, при­скорбный. Но куда опаснее, если ваш новый знакомый уклончиво говорит о своей нынешней рабо­те, напускает туман.

Похоже, что в числе обману­тых вполне может оказаться и знаменитая телегероиня Марина Сергеевна, легко поверившая, что ее Володя - "капитан подвод­ной лодки. Герой Советского Со­юза". Увы, мадам, любой моряк знает, что на подлодке капитана нет. Там есть командир. Поэтому от греха подальше перепрячьте поскорее ваши сокровища.

— это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские. родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

  • вступление в первый брак — образование семьи;
  • начало деторождения — рождение первого ребенка;
  • окончание деторождения — рождение последнего ребенка;
  • «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;
  • прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

  • репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства — главная функция семьи;
  • воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
  • хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
  • функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:
  • духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;
  • социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации .

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:
  • моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:
  • полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:
    • групповой брак , когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):
    • полиандрия (многомужество) - редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;
    • полигиния (многоженство) - самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.
Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:
  • нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
  • расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.
Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:
  • эндогамные , предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
  • экзогамные , где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.
Виды семей в зависимости от местожительства супругов:
  • патрилокальные - молодые живут в семье мужа;
  • матрилокальные - в семье родителей жены;
  • неолокальные - поселяются отдельно от родителей.
Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:
  • матриархат — власть в семье принадлежит женщине;
  • патриархат - во главе стоит мужчина;
  • эгалитарная , или демократическая, семья , в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменение некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций. Вместе с тем в обществе появляются альтернативные формы брака , под которыми понимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.

К их числу в современных развитых странах относятся:

Годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») — это раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта. Вне- семейная форма моногамного брака впервые была описана в XVIII в. У. Годвином. В последнее десятилетие данная форма брака становится популярной в России, главным образом среди звезд эстрады и очень занятых деловых людей с разными интересами;

Конкубинат — стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. В настоящее время в Западной Европе из-за растущей феминизации полового состава общества имеет несомненную тенденцию к росту. Вариант полигинии;

Открытый брак — признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс;

Пробный брак — временное проживании партнеров. Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид. — это «двухшаговый брак».

Альтернативные формы брака в действительности представляют собой именно формы, вариации рассмотренных выше традиционных типов брака. Возникают они благодаря или скорее вопреки брачным интересам каких-то специфических групп населения. Поэтому дальнейшее существование этих форм будет определяться устойчивостью и жизнеспособностью самих этих групп.

Следует признать, что отмеченные тенденции разделения институтов брака и семьи, давно характерные для Запада, получают распространение и в современном российском обществе.

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:

§ «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

§ «пополненная семья» - увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

§ «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

§ «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д., 1993).

А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу:

§ нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

§ расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений - прародителей, родителей и детей (внуков).

Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов А.И., Медков В.М.)

А.Е. Личко (Личко А.Е., 1979) разработал следующую классификацию семей:

1. Структурный состав:

§ полная семья (есть мать и отец);

§ неполная семья (есть только мать или отец);

§ искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2. Функциональные особенности:

§ гармоничная семья;

§ дисгармоничная семья.

Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И.В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:

§ автономный - муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

§ демократический - управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А.И., Медков В.М., 1996) разделяют на:

§ партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,

§ эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

Кроме перечисленных, существует комплексная типология семьи , которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи , имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.

Асоциальные семьи - семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.