Развитие познавательной деятельности детей в раннем возрасте. Познавательная активность дошкольника: двигатели и стимулы развития Раскрыть особенности познавательного развития детей младшей группы

Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества ребенка, которые в будущем станут фундаментом его характера.

Восприятие окружающего мира раннего – младшего дошкольного периода становится более субъективным – ребенок начинает испытывать к предметам и явлениям чувства, позволяющие ему отделять красивое от безобразного, интересное от неинтересного.

Интерес к познанию — отличительная особенность маленьких детей

Учитывая повышенную чувствительность психики детей к воздействию на него извне и хорошим качеством усвоения новых знаний, умений, навыков, важно уделить внимание различным аспектам его развития, в том числе – интеллектуальному. Недоработки на этом этапе могут крайне негативно сказаться на его развитии в дальнейшем.

Какие виды деятельности в этом возрасте нужно развивать в первую очередь и чему уделять особое внимание? Рассмотрим закономерности развития познавательного развития ребенка раннего возраста.


Познавательное развитие малышей — структура и особенности

Новообразования раннего возраста

Развитие активной познавательной деятельности детей раннего – младшего дошкольного возраста отмечается следующими изменениями, происходящими в структуре личности ребенка.

  1. Формирование и развитие самосознания . Ребенок начинает постепенно отделять себя от окружающего мира. У него формируются такие качества, как самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру. Ему интересно все, что происходит вокруг и что его окружает в особенности.
  2. Базовое доверие к окружающему миру . Развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого позитивного опыта.
  3. Целеустремленность . Ребенок учится направлять свою деятельность, структурировать ее для достижения собственных целей. У детей формируется понятие о том, какие именно действия необходимо совершать для получения того или иного результата и предпринимает первые попытки следовать той или иной инструкции. Целеустремлённость дает ребенку возможность понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. К началу дошкольного возраста это качество должно быть сформировано.
  4. Творческая деятельность . Приобретая опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок начинает постепенно преобразовывать его, манипулируя и экспериментируя с его содержанием. Поэтому важно поощрять его участие в творческой деятельности в любой форме.

Особенности развития детей раннего возраста

Особенности познавательного развития

У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:

Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие.

Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.


Восприятие — основной способ развития малышей

Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.

Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д. Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.

Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.

Основы сенсорного развития младших дошкольников

Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, «взрослые» слова. Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 – 1500.

К полутора годам ребенок приобретает способность говорить не отдельными словами, а уже складывать их в предложения. Их особенности таковы, что пока они довольно кратки и складываются из 2-3 слов.


Развитие речи у дошкольников — схема

Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.

Цели познавательного развития

Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:

  1. Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками.
  2. Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности — делиться с родителями своими впечатлениями.
  3. Развитие у ребенка младшего возраста способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В его распоряжении должны быть материалы для творчества.
  4. Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы. Желательно также смотреть познавательные передачи и смотреть развивающие телепередачи.
  5. Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют ответы на всевозможные детские «почему». Важно относиться серьезно к любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались.
  6. Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. Лучше разрешить ребенку самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу.
  7. Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Ребенок младшего возраста еще слабо знаком с , но уже важно, чтобы он мог строить элементарные отношения с окружающими, в том числе со сверстниками, овладевал навыками общения и т.д.

Модель развивающей среды для детей 2-3 лет

Принципы интеллектуального развития ребенка. Полезные советы

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности – обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень развития, не стоит пренебрегать ими.


Особенности развития памяти у маленьких деток

Задачи, предлагаемые ребенку раннего (дошкольного) возраста, обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям. Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество развития его волевых качеств.

Регулярность и систематичность занятий – условия успеха любой деятельности, несоблюдение которых сведет на нет всю их эффективность.


Регулярность занятий обеспечивает равномерное и полноценное развитие

Гораздо лучше проводить регулярные кратковременные занятия, чем уделять им один день в неделю.

Игра для малышей — основа познания

Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.

Познавательное развитие детей раннего и раннего дошкольного возраста подчиняется схожим закономерностям. Зная их, можно помочь ребенку легко подготовиться к дальнейшей жизни.

Видео: Программа развития познавательной деятельности у малышей

АЛЕНА БЕРКИМБАЕВА
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

"Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста "

В условиях быстро меняющейся жизни современному человеку необходимо не только владеть знаниями, но и умение добывать их самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. С самого рождения ребенок является исследователем, но сам он не всегда может найти ответы на интересующие вопросы. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования.

Проблема особенностей познавательного развития , создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста , на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, Д. Брунер, К. Бюлер, психологи Л. С. Выготский, А. В. Запорожец). Изучая теоретические и методологические основы развития познавательных способностей детей , выделила целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес . Так, как на активность ребёнка влияют только те знания, которые ребёнок сделал сам, значит, условием развития познавательной активности являются практические исследовательские действия самого ребёнка.

Для повышения профессионального уровня и научно-теоретической обоснованности педагогической деятельности обратилась к понятию познавательной активности .

Познание – это сложное образование, в котором можно выделить как минимум два коррелирующих компонента, неразрывно связанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации :

Что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания ;

Как получает ребёнок информацию (способы познания ) ;

Как перерабатывает ребёнок информацию : что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, упорядочивает, забывает.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.

Познавательный интерес – это постоянное стремление к умственной деятельности, проникновение в сущность явлений, самостоятельному поиску решения возникших ситуаций, проблем. Особенности познавательного интереса – направленность не столько на результат, сколько на сам процесс познания .

Познавательная активность – яркое выражение познавательных эмоций в процессе деятельности и по её завершению (положительное отношение к познавательной деятельности , проявления удовольствия, радости при достижении успеха).

Так, под познавательной активностью подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях. Познавательная активность не является врождённой, а значит, для ее формирования и развития требуются специальные психолого-педагогические условия. Источником познавательной активности является познавательная потребность , которую необходимо формировать еще в младшем дошкольном возрасте .

Следует отметить, что когда ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен , проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, так как у него возникает внутренняя мотивация к познанию , пониманию и действию. Именно от этого ребёнок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно и является огромным стимулятором для его дальнейшего развития .

В процессе организации воспитательно-образовательной деятельности можно выделить условия формирования познавательной активности детей :

Своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка,

Отбор наиболее эффективных форм и методов работы с детьми,

Учет личностных особенностей ребенка.

Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности , увеличения объема знаний, умений и навыков.

В процессе поисково-исследовательской деятельности наиболее мощно проявляется собственная активность детей , направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования) .

Наблюдение за деятельностью детей в процессе поисково-исследовательской деятельности и анализ условий воспитательно – образовательного процесс показали, что изменился уровень познавательной активности . Большинство детей проявляли устойчивый, живой интерес к окружающему миру. Они инициативно предлагали и использовали в процессе поисково-исследовательской деятельности различные формы познания объектов неживой природы.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка»

г. Мичуринска Тамбовской области

Сообщение на тему:

«Развитие познавательной активности младших дошкольников»

(Материал городского педагогического объединения)

Подготовила:

воспитатель Сидорова Светлана Валерьевна

Мичуринск - наукоград

2018г.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, ООД, игра, прогулка, сон, КГН.

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определённые правила:
1.Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
2.Не сдерживать инициативу детей;
3.Не делать за них то, что они могут сделать;
4.Не спешить с вынесением оценочных суждений;
5.Помогать детям управлять процессом усвоения знаний;
6.Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
7.Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
8.Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3компонентов:
1. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути
познания мира);
3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую), ему необходима помощь взрослых.

Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

Во второй младшей группе как минимум один раз в месяц мы проводим экскурсии (по детскому саду), знакомим детей со строением собственного тела, предметами (игрушки, мебель), птицами, комнатными растениями.

Дети любят подарки - это подарки осени, зимы, весны (осень - красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима - снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна - ласковое солнышко, первые листья и цветы и т.д.).

В младшей группе для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег, нужно провести простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети увидят, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделают выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению можно использовать стихотворения, загадки, потешки. Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов мы задействовали каждого ребенка.

Таким образом, для активизации у детей познавательной активности мы выделяем несколько этапов:

Постановка проблемы (задачи).

Поиск путей решения проблемы.

Проведение опытов.

Фиксация наблюдений.

Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.


Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности . Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

3-10 слайды

В процессе развития познавательной активности детей , одним из условий является организация развивающей среды , которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности . В игре дети познают форму , цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. д. Пользуются разнообразными материалами , общаются друг с другом и взрослыми.

Но во время активного бодрствования дети заняты не только игрой. Они наблюдают за окружающим, действуют с дидактическими играми .

Одной из самых эффективных инновационных образовательных технологий являютсяразвивающие игры В . В. Воскобовича.

Развивающие игры В . В. Воскобовича легко интегрируют с любой образовательной областью в условиях детского сада.

Например : «Фиолетовый театр» , ребёнку даётся возможность расширить свои знания о временах года, когда ребёнок, приклеивает предмет на ковёр, он проявляет своюактивность и интерес в познании окружающего мира , мира природы. Так же в группе есть такие развивающие игры В . В. Воскобовича как : «Пуговицы» , «Палочки» , «Чудо цветик» . Особенностями этих игр является широкий возрастной диапозон участников , многофункциональность, где дети проявляют свой творческий потенциал и интерес.

Развивать пространственное воображение детей , а также формировать геометрические представления позволяют счетные палочки Кюизенера. В играх с палочками создаются возможности развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления как активность , самостоятельность. Можно использовать самые простые головоломки, используя счетные палочки.

Все эти ситуации воспитатель использует для развития речи детей .

В образовательном процессе детям младшего дошкольного возраста предлагается найти предмет на определённый звук и произнести название этого предмета. Ребёнку даётся возможность самому находить предметы, которые его окружают и знакомы ему и сопоставлять со звуком, который он произносит. Тем самым у ребёнка идётпознавательный процесс знакомство с предметами, животными, птицами, растениями и его предназначением в окружающем мире. У ребёнка обогащается словарный запас,развивается память , речь.

11-15 слайды Познавательно – исследовательская

По своей природе дети – первооткрыватели, исследователи. Не осознавая того, они постоянно экспериментируют с материалами, которые находятся под рукой : переливают воду, пересыпают песок и т. д. Такая исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса , развивает наблюдательность , мышление.

«Почему дети в опытах активны

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен напознание мира , он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. ОН быстрее идёт на контакт со сверстниками, взрослыми, может сразу видеть и ощущать результат, в процессе исследовательской деятельности . Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» . Это огромная возможность для детей думать , пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

В группе и на прогулках с детьми мы проводим разные исследования , где дети знакомятся с миром природы, с предметами которые их окружают и ставим простейшие опыты и делаем элементарные выводы.

«Вода, бумага, камень» . Дети проводят исследование, делают вывод : что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плову.

«Песок или крупа» . Дети рассматривают песок затем манную крупу. Делают выводы : определяют цвет (песок тёмный, манка светлая, свойство (песок мельче чем манная крупа, если добавить воды, то песок будет рассыпчатым, а манка слипнется и превратится в липкий комочек.

«Найди воздух» 1. Детям предлагается подумать, где можно найти воздух? Дети с помощью трубочки дуют в стаканчики с водой, вода начинает бурлить, что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха) . Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод : Воздух прозрачный, невидимый.

2. Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на листочки. Что происходит? (листочки улетают) . Да, листочки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает листочки

Вывод : Ветер это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.

На прогулке мы рассматривали дерево. И дети выяснили, что ствол у дерева круглый, большой, шероховатый, коричневого цвета. А дерево высокое по отношению к ребёнку, взрослому.

Провели исследование со снегом, что снег в этот день был липким, мокрым. И легко можно было лепить из него снежные комочки, А так же сделали вывод : что снег это замёрзшая вода, что если держать снег в рукавицах, то он не растает, а если положить наладошку , от тепла рук снег превращается в водичку.

16,17 слайды Музыкальная деятельность

С особым желанием ребёнок посещает музыкальные занятия, где он эмоционально открывается в музыкальных произведениях. Активно и с удовольствием выполняет движения и действия связанные с творческими заданиями под музыку, знакомится с инструментами народного творчества (ложки, фольклором.

Игровые движения под музыку развивают у ребёнка чувство ритма, слуховые качества, побуждают к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. В танцах («поссорились – померились» ) дети познают , и осваивают уроки культуры общения, используют дружелюбное отношение друг к другу.

18-20 слайды Изобразительная деятельность

Дети с интересом познают разные техники и способы рисования. В своей деятельности я предлагаю нетрадиционные методики рисования. Они способствовают снятию детских страхов, развивают пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, учит детей работать с разнообразным материалом , развивает чувство композиции , колорита, цвета, объема, развивает мелкую моторику рук , творческие способности.

Поролоновые рисунки - вначале дети хаотично рисовали разные фигуры . А затем дети научились рисовать простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. Вот такой красочный букет получился.

Метод палцеграфии - вот еще один из способов изображать окружающий мир : пальчиками или ладошкой . Дети с удовольствием рисуют ладошками они раскрывают для себяразноцветный мир цветов , бабочек, различных предметов.

Рисование крупой (манной) – дети закрашивали клеем форму в виде яблока, и посыпали манной крупой, лишнее стряхивали.

Рисование зубной щёткой – эта техника довольно распространена, но не устаёт при этом быть интересной. Ведь здесь вместо кисточки мы рисуем зубной щёткой. А детям всегда забавно использовать предмет в необычных целях.

Рисование на песке (манной крупе) - удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в солнце, лес, море. У ребенка, занимающегося песочной анимацией,развивается мелкая моторика , интерес, внимание и усидчивость.

Мир, окружающий ребёнка с рождения, сложный и многогранный. Чтобы жить в таком мире, маленькому человеку нужно научиться разбираться в качествах и свойствах предметов, в их предназначении, разнообразных явлениях. Малыш нуждается в знаниях, с помощью которых он познакомится с явлениями жизни, доступными для его понимания, осознает, что такое труд. Ежедневно дошкольник узнаёт что-то новое. Обратите внимание, как много информации получает и перерабатывает ребёнок в раннем детстве. Малыш, нередко методом проб и ошибок, старается всё узнать, понять, запомнить. Как эффективно развивать познавательную сферу ребёнка - читайте в нашей статье.

Познавательная деятельность дошкольников

Ребёнок является природным исследователем мира, в котором он живёт. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий: он познаёт.

«Это интересно. По мнению выдающегося учёного в области возрастной психологии Льва Выготского, индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях - по сравнению с другими детьми».

Совершенствование познавательной деятельности дошкольников - одна из важнейших задач в педагогике. Ведь если мы хотим воспитать интеллектуально развитую , то нужно создавать условия для её саморазвития.

Развивать познавательную деятельность у детей нужно для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему.

Познавательная деятельность направлена на:

  • получение новых знаний, их усвоение
  • овладение необходимыми умениями и навыками
  • появление навыка воспроизводить и применять полученные знания.

У младшего дошкольника вполне можно сформировать задатки исследователя. Детям этого возраста присущ высокий интерес ко всему происходящему вокруг. Ежедневно на их пути встречаются новые предметы, которые ребятишки сравнивают, узнают названия, стремятся запомнить их. Поддерживая интерес детей ко всему новому, можно всё время стимулировать их познавательную активность. Базой для совершенствования стремления малышей к познанию могут стать ежедневные «ритуалы»: подъём, умывание, одевание, приём пищи, прогулка, игра. Взрослый, являясь проводником в мир предметов и явлений, рассказывает малышу о назначении предметов и явлений: из области природы, деятельности, вещей. Так малыш получает необходимые знания обо всём с ранних лет и, проявляя любопытство, саморазвивается. Познавательная деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления, восприятия, речи и понимания её, формирование умения обобщать, и других сфер.

Формирование мышления у детей

Мышление - это не только размышления вслух при помощи слов, а любой психический процесс, который направлен на решение человеком стоящих перед ним задач.

Развитие речи детей раннего возраста

Речь и умственные способности ребёнка взаимосвязаны. Поэтому, желая активизировать познавательную деятельность ребёнка, заняться его развитием речи.

Что следует делать родителям малыша?

  1. Пойте. Ребёнок, недавно появившийся на свет, лучше воспринимает гласные звуки, которые произносятся мелодично, нараспев. Именно поэтому новорождённому должна петь мама: негромко, но внятно. Считается, что замена маминого пения фонограммами в младенческом возрасте не так полезно, как песни в исполнении мамы. Мамины «выступления» способствуют развитию речи, ведь малыш слышит родную речь, её мелодику. Кроме пения, почаще говорите с малышом.
  2. Реагируйте на плач. Плач малыша - не только сообщение о дискомфорте или голоде, это ещё и призыв к общению. Одевая малыша, купая его, гуляя с ним - во всех ситуациях рассказывайте ему, что вы делаете.
  3. Артикулируйте. Ваша мимика и артикуляция помогут малышу понять, как правильно произносятся звуки и слова. Так он быстрее овладеет речью.

Упражнения, развивающие речь детей младшего дошкольного возраста.

  1. Подражание звукам. Гудим, тарахтим, воем, мычим и всячески подражаем звукам животных, механизмов и явлений.
  2. Тренируем губы и язык. Научите ребёнка вылизывать ложку и снимать капельки с неё кончиком языка, облизывать губы, высовывать язык, цокать, как лошадка, причмокивать, сплёвывать.
  3. Тренируем речевое дыхание. Пусть малыш выдувает мыльные пузыри, дует на вертушки и сдувает лёгкие предметы (кусочки ваты, бумаги или ткани, кораблики из бумаги). Вдох должен производиться ртом, а выдох - носом.
  4. Учим сосредотачиваться на звуке. Например, завяжите ребёнку и глазки и позвоните колокольчиком. Глазки откройте и спросите, где звонили (руку с колокольчиком убирать не нужно). Малыш покажет, а впоследствии будет тянуться к колокольчику уже с закрытыми глазами.
  5. Узнаём по слуху. Познакомьте малыша, как звучат отдельные предметы: барабан, ложка, колокольчик, лист бумаги, дудочка, . Называйте названия предметов и демонстрируйте их звук. Попросите малыша подражать этим звукам. Далее закройте глазки ребёнку и предложите угадать, какому предмету принадлежит тот или иной звук.

Развивая речь ребёнка с помощью разных методик, следуйте правилам:

  • говорите с малышом не спеша, чётко, используя короткие фразы
  • ежедневно читайте крохе и описывайте иллюстрации
  • развивайте речь малыша в игровой форме
  • не сюсюкайте, так как речь взрослых - ориентир для подражания.

Развитие понимания речи

Все родители хотят, чтобы их ребёнок быстрее начал говорить. У каждого ребёнка это происходит индивидуально, однако принято считать, что малыш в возрасте около года уже должен говорить около десятка слов, в полтора года - не менее 30, начать говорить предложениями - к 2-м годам.

Важным условием для начала речи малыша является её понимание. Что этому может поспособствовать?

  1. Разговоры с ребёнком с первых дней жизни.
  2. Чтение и рассматривание детских книжек, особенно со стихами.
  3. Игры с пальчиками. Стимулирование кончиков пальцев подаёт импульс в участки мозга, ответственные за речевое развитие. Поэтому нужно массировать пальчики полугодовалому малышу, а также играть с ним в специальные игры, а деткам 1,5-3 лет предлагать лепить из пластилина.
  4. Радость взрослых. Радуйтесь, когда малыш произносит . Не беда, если они ещё не точно произнесены. Поддержите ребёнка, не перебивайте его, пригласите к диалогу.

Случается, что малыш всё понимает, но не говорит до 2-3 лет. С такими детьми следует заниматься, используя специальные упражнения. К примеру, используя готовые пособия по развитию речи для малышей. 10-15 минут ежедневно будет достаточно, чтобы запустить процесс речевого развития крохи.

«Совет. Важно, чтобы процесс занятий с ребёнком был эмоционально окрашен. Ребёнку должно нравиться всё, что он выполняет. Ввиду этого, следите за настроением малыша».

Функция обобщения

Функция обобщения заключается в умении сравнивать предметы, действия, явления, а также находить общий признак для них. Это качество является важнейшим условием для овладения элементарными понятиями, а значит - для успешного обучения.

Ребёнок раннего возраста учится взаимодействовать с миром предметов. Он постигает суть крупных бытовых предметов, смотрит, как их используют взрослые, играет с идентичными игрушками, усваивая увиденные действия, учится самостоятельно пользоваться разными предметами.

Сначала нужно научить ребёнка узнавать предметы, которые ему знакомы, различать их между собой, находить сходство. Например, мама может показывать малышу игрушки, которые одинаково называются, но имеют разный внешний вид: к примеру, большая или маленькая, мячик мягкий или жёсткий и т. д.

Родителям нужно побуждать детей произносить звуки и слова в адрес увиденного или сделанного. Иногда у малыша сформированы отдельные навыки (кушать ложкой, вытираться полотенцем), однако он не может идентифицировать и назвать предметы, которыми он пользуется. Для этого ребёнку нужно ставить вопросы и связывать виды деятельности с предметами, которые использует малыш.

Развитие восприятия

Среди форм, направленных на поддержание познавательного интереса детей, можно выделить:

  1. Сюжетные и ролевые игры - отражают впечатления малыша об окружающем мире, актуализируя происходящие явления и события; формируют направленность познания детей.
  2. Наблюдение за предметами и их рассматривание - обогащают внутренний мир ребёнка, совершенствуют умственную деятельность, речь, внимание, память, восприятие, а также учат правильно обобщать и делать выводы.
  3. Диалог и беседа - способствуют расширению, уточнению и систематизации детских представлений об окружающей действительности.
  4. Экскурсии - предоставляют возможность знакомства детей с богатством и разнообразием мира, учат находить связи, расширяют познавательные интересы.
  5. Занятия с конструкторами - стимулируют познавательное начало в ребёнке.
  6. Экспериментирование и опыты - учат детей преобразовывать окружающую его действительность, осознавать процессы, создавать нечто новое; в процессе такой деятельность развиваются аналитические способности.
  7. Коллекционирование - направлено на поддержку индивидуальных познавательных интересов детей.
  8. Каждая из этих форм имеет своё предназначение. При выборе какой-либо формы нужно учитывать возраст воспитанника, его индивидуальные особенности и темп развития. Использование этих форм позволит строить познавательную деятельность ребёнка гармонично.

    Выводы

    Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите хорошие основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.