Развитие тактильной чувствительности. Упражнения для развития тактильной чувствительности. Стратегии для снижения зрительной чувствительности

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета - важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. В младенческом возрасте ребенок, совершая движения руками и ладонями, дотрагивается до различных предметов поначалу случайно, а затем целенаправленно и регулярно. Период хаотических физических контактов сменяется намеренным и координированным получением значимой информации об окружающем мире. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой. Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, получаемые малышом от общения с матерью, ухаживающим взрослым, накапливают опыт тактильной чувствительности, развивают тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность. Ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущение данного качества или «модальности».

В качестве основных видов ощущений различают:

Кожные ощущения – прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, вкусовых и обонятельных ощущений, зрительных, слуховых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические);

Органические ощущения – голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т.д.

В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь . Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Проблемы развития тактильного восприятия у детей первого года жизни связываются с такими действиями, как ощупывание, схватывание и манипулирование. Под тактильным восприятием подразумевают – получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
- лепка из глины, пластилина, теста;
- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
- аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
- конструирование из бумаги (оригами);
- макраме (плетение из ниток, веревок);
- рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
- собирание пазлов;
- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике , об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.
Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.
Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности

У новорожденных деток тактильная чувствительность проявляется на каждом участке тела. Следовательно, грудничок уже готов принимать информацию, проявляющуюся в прикосновениях и соприкосновениях с различными предметами и вещами.

Очень часто заботливые мамы одевают малышам рукавички-царапки, опасаясь, что малыш поцарапает сам себя. Это ограничивает количество тактильных ощущений у крохи. Из-за таких ограничений нервным окончаниям на маленьких пальчиках и ладошках не хватает тактильных ощущений. И хотя в движениях грудников отсутствует координация, это не значит, что прикоснувшись к деревянной перекладине или маминой груди, натянув на себя одеяльце или крепко сжав взрослого за палец, он не ощутит разницу. А чтобы малютка не поранил себя, следует аккуратно обстригать ногти и следить за их чистотой.

К трехмесячному возрасту дети начинают сопоставлять тактильные ощущения со зрительным восприятием. Родителям необходимо предоставить как можно больше возможностей детским пальчикам для знакомства с новыми вещами. Так, даже лицо мамы или папы является не только самым интересным объектом, но и жизненно необходимым для тактильной чувствительности. Оно притягивает малыша с невероятным любопытством, кроха внимательно осматривает и щупает волосы, глаза, щеки, нос, губы родителей, ведь общение с взрослыми не заменит никакая игрушка. Изучая маму или папу, малыш уже вовлекает всех в игру.

Вот его пальчик попал к маме в рот, она сомкнула губы – и пальчик спрятался. Забавно! И еще не один раз малыш специально будет пытаться попасть пальчиком в намеченную цель, что каждый раз будет вызывать у него радостную улыбку.

Малыши, с которыми родители много и, что важно, с наслаждением возятся, до года практически не нуждаются в занятиях по специальным методикам. В моменты таких самопроизвольных игр ребенок никогда не упустит возможности добраться до новой и неизвестной для него цели, будь то папин ботинок, мамина заколка или мусорное ведро.

Игры на тактильную чувствительность

«Горячо – холодно»

Приготовьте заранее кусочек льда, который следует поместить в полиэтиленовый пакетик, и две небольших бутылочки с прохладной и достаточно теплой (не горячей!) водой. Поочередно давайте эти предметы малышу, приговаривая, что он ощущает от каждого прикосновения: «Это – прохладно, это – холодно, а это – ой, ой, горячо!» За тем прикоснитесь к тыльной стороне руки малыша или его щечке сначала металлической ложкой, а потом деревянной. Можно поднести его к крану с водой и предоставить возможность прикоснуться сначала к холодной воде, затем горячей. Все свои действия и ощущения, которые испытывает ребенок, следует проговаривать спокойным, ласковым голосом.

Для малышей 9-10 месяцев можно приготовить два равнозначных предмета, к примеру, два яблока. Одно предварительно подержите минут 20 в холодильнике. Теперь дайте два яблока малышу в руки, называя особенность каждого из них, а затем положите яблоки перед ним и попросите взять одно – холодное (теплое). Такое продолжение игры совершенствует в свою очередь не только тактильное, также речевое и интеллектуальное развитие ребенка.

Следующая игра подходит для малышей с 5 месяцев, когда кроха уже может опираться пальчиками ног на опору, конечно, с поддержкой взрослых.

«Ножки в ванной»

Перед тем как начать процедуру купания, поиграйте с малышом, подарив ему новые и необычные ощущения. Нужно приготовить две емкости с теплой водой. В одну нарежьте (не очень мелко) несколько поролоновых губок, а в другую емкость добавьте пенку для ванной и хорошенько взбейте. Теперь опускайте ножки малыша сначала в пену, приговаривая, какая пена белая и очень легкая, а затем в другую емкость, говоря о том, что там плавают мочалочки, они мягкие и мокрые. После купания можно ребенка поставить, придерживая под мышки, сначала на махровое полотенце, потом на резиновый коврик или соломенную циновку. Каждое свое действие проговаривайте, что в это время ощущают пальчики и пяточки малыша.

Тактильная чувствительность – это чувствительность эфирного тела. Можно сказать, что это первый уровень экстрасенсорики. Это способность собирать информацию руками. И сразу после медитации на 17-м аркане переходите к следующему упражнению.

Вытяните руки на уровне плеч ладонями друг к другу. Начните концентрироваться на покалываниях в пальцах и ладонях. Попробуйте мысленно усилить их. Это можно сделать, если мысленно сближать ладони друг к другу, оставляя их на самом деле на месте.

Добившись максимального ощущения на ладонях, начинайте действительно сдвигать их в направлении друг друга пружинистыми движениями, словно сжимаете гармошку. Делайте это медленно, при этом всё ваше внимание сосредоточено в пространстве 2–3 см от поверхности ладоней. Ваша задача найти границы эфирных рук. То есть столкнуть эфирные руки. При этом возникнет ощущение, что руки отталкиваются друг от друга, словно разные полюса магнита.

Далее начните одной ладонью водить по поверхности руки, тела, не прикасаясь к ним и стараясь почувствовать эфирное тело на каждом участке. Затем поменяйте руки. Чем дольше и чем чаще вы прибегаете к этой практике, тем сильнее эта способность будет прописываться в вашем договоре. И если вначале для увеличения эфирной чувствительности вам надо войти в 17-й аркан, то со временем вам достаточно будет лишь сконцентрировать внимание на ладонях, и вы сразу начнёте чувствовать эфирное тело.

При этом я бы хотел прояснить важность медитации на 17-й аркан. Дело в том, что многие от природы обладают мощным эфирным телом и могут его почувствовать сразу, однако это не даёт их сознанию включиться в 4-мерное восприятие. Другими словами, если ТС на анахате, то сканирование эфирным телом, помимо тактильной чувствительности, даёт ещё и информацию об объекте. Например, водя руками по поверхности эфирного тела человека, вы будете чувствовать не только границы этого тела, но и ощущать проблемные участки, что даст вам информацию о состоянии внутренних органов и системах организма. То есть разница такого восприятия в том, что если сознание начнет работать на частоте анахаты, то вы не только будете тактильно чувствовать, но и осозновать объект. Но это позже, а пока учитесь развивать тактильную чувствительность на более простых вещах.

Сначала ощупывайте всё. Стены, предметы, животных и растения. Дальше – пусть кто-нибудь на столе разложит несколько предметов, а вы закрытыми глазами попытайтесь определить их местонахождение. Затем положите на стол предметы из различных материалов – металлические, деревянные, из камня. Посканируйте их. Найдите разницу в тактильном восприятии. И с закрытыми глазами попробуйте определить, из чего сделан тот или иной предмет.

Положите на стол два листа бумаги, один, например, красного цвета, а другой – синего. Даже цвет даёт разные ощущения. И опять с закрытыми глазами попытайтесь определить цвет.

Вы можете придумать сотню упражнений на развитие тактильной чувствительности. Если вы этому будете уделять по часу в день, то уже через пару месяцев ваша тактильная чувствительность станет настолько мощной, что вы сами этому удивитесь. Однако будьте осторожны при сканировании людей. Во-первых, никогда не предлагайте это людям, которые «не в теме». Они могут неправильно вас понять, а особо пугливые могут вызвать психушку. Также можно нахвататься всякой энергетической грязи, так что потом не удивляйтесь, почему у вас болит живот или ослаб иммунитет.

Практикуйтесь. Переходить к более высоким областям магии, не зная азов, опасная затея.

Органы чувств являются нашими проводниками в окружающем мире, позволяя получать от него информацию. Сенсорное восприятие настолько важно, что развивается намного раньше всех прочих сфер. И особую роль среди прочих играет тактильная чувствительность, которая включает в себя не только осязание как таковое, но и ощущение давления, а также чувство температуры.

Как развивается тактильная чувствительность у детей?

Тактильная чувствительность имеется уже у новорожденных, пусть она еще и не до конца сформировалась, в частности это касается болевых ощущений. Зато у столь маленьких детей отлично работает чувство температуры: они очень резко реагируют на ее перепады, вследствие чего нередко переодевания обретают неожиданные сложности.

Реагируют новорожденные и на касания, особенно это касается лица и губ – прикосновение к последним, как правило, активирует сосательный рефлекс.

Однако со временем, по мере взросления малыша, он все больше интересуется собственными руками и ногами, а затем и начинает использовать руки для взаимодействия с окружающим миром. С этого момента, наступающего где-то с пяти-шести месяцев, начинается активное ощупывание и облизывание всех предметов, которые только ребенок способен достать.

Апогея же это достигает тогда, когда ребенок учится ползать, поскольку теперь он самостоятельно может добраться до интересующих его игрушек и предметов. В этот период обычно происходит к тому же резкое продвижение в развитии мышления, а вследствие этого и речи.

Какие упражнения могут использовать родители?

Наверняка все знают, как маленькие дети рвутся потрогать и ощупать все, что подворачивается им под руки. И это просто прекрасно, поскольку предоставляет родителям огромное поле для деятельности.

  1. Предложить ребенку закрыть глаза и ощупать игрушку или фигурку, а потом описать, что он почувствовал. Можно усложнить эту игру, сложив несколько мелких игрушек в непрозрачный мешочек и предложив ребенку опустить туда руку и нащупать какую-то одну, после чего, не вынимая игрушку из мешка, предложить угадать, что именно он нащупал и почему он так решил.
  2. Самое простое упражнение – поочередно проводить по рукам или телу ребенка различными кусочками ткани: фланелью, шерстяной, бархатной, мехом, шелком – что найдется. Как вариант, можно заворачивать малыша целиком в полотенца разной структуры, пледы, покрывала, можно надеть шубу или пальто прямо сверху на легкую домашнюю одежду.
  3. Полезны для детей и игры с различными крупами: пересыпать их из емкости в емкость, перебирать. Можно в банку с крупой или песком закопать маленькую игрушку, предложив затем ребенку отыскать ее.
  4. По возможности желательно давать ребенку ходить босиком по разным поверхностям: траве, песке, гальке, глине. Дома можно позволять ходить по разным тканям, гороху или специально подобранным гладким камушкам, катать ногами массажные мячики.
  5. Массаж крайне полезен не только для общего здоровья малыша, но и для развития тактильной чувствительности. Особенно если он проводится по-разному: с помощью рук, массажных рукавичек, резиновых мячиков-массажеров и т. д.
  6. Игры с песком, глиной, лепка из пластилина не только помогают развитию фантазии, но и развивают осязание. Полезны также игры с водой, опускание рук в воду разной температуры, ощупывание различных предметов под водой и вне ее, сравнение между собой заледеневшей посуды и стакана с горячим чаем.
  7. Полезны будут игры с шуршащим полиэтиленом, защитной упаковкой с пузырьками, бумагой или фольгой, которую можно смять.
31.03.2017