Сценарий развлечения жаворонки в детском саду. Обрядовый праздник «Жаворонки» (подготовительная группа). Провод. хороводная игра «Ручеек» под р.н. мелодию
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, труд, музыкально – художественная, чтение.
Программное содержание:
Познакомить детей с народным праздником Сороки, обрядами, пословицами, поговорками, закличками, связанными с этим праздником.
Воспитывать интерес к народным традициям.
Прививать желание трудиться, оказывать помощь в подготовке к праздникам.
Развивать мелкую моторику рук.
Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворений, передавать своё отношение к содержанию.
Формировать навыки выразительного чтения.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: В. В. Бианки «Наши птицы», М.М. Пришвин «Рябчики», «Птичий сон», «Разговор птиц и зверей», «Птицы под снегом», наблюдения за птицами на прогулке.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображениями перелётных птиц (ласточки, журавля, жаворонка, скворца); аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка», аудиозапись с голосами птиц; солёное тесто, цветная бумага.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Сегодня 22 марта – день необычный, день прилета птиц. В народе так говорили об этом дне:
Когда вода разольется,
Когда лес зазеленеет,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
(Рассказ воспитателя о народном празднике Сороки.)
По народному календарю день 22 марта называли Сороки, считалось, что в этот день зима кончается, а весна начинается. У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. Раньше говорили, что на зиму жаворонки не в теплые края улетали, а превращались в мышей, пережидая стужу в теплой мышиной норке. А как только пригревало землю солнышко, они принимали прежний образ и вылетали на свет Божий, приветствуя весну ликующим пением. По приметам именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются сорок разных пташек», наступает весна.
Воспитатель: Давайте отгадаем загадки и вспомним, какие птицы прилетают к нам из теплых краев?
Всех перелётных птиц черней, чистит землю от червей,
Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовётся птица? (Грач.)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растенья,
Его и песня и полет
Вошли в стихотворенья. Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
И в полях поет, поет.
(Жаворонок.)
Нам в хозяйстве помогает,
Дом охотно заселяет,
Свой, похожий на дворец,
Наш весёлый друг…
(Скворец.)
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из песка и глины…
(Ласточка.)
Воспитатель: Как мы называем этих птиц? (Ответы детей.)
Театрализация. Разыгрывание сценки детьми:
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам на праздник прилетели птицы!
Дети: Расскажите, птицы,
Где вы побывали?
Расскажите, птицы,
Что вы повидали.
Жаворонок: В жарких странах гостили мы,
Там, где жаркое лето.
Ни зимы, ни снега
В этих странах нету
Дети: Хорошо ли жили вы,
Вдалеке от дома?
С кем же там дружили вы,
В странах незнакомых.
Скворец: Мы скучали по деревне,
По звенящему ручью,
По скворечне, по деревьям.
По соседу воробью.
Дети: Все мы рады вам, друзья,
Будьте с нами вы всегда.
Воспитатель: Вернувшись в родные края, птицы начинают приводить в порядок свое жилье. Жаворонок строит свое гнездо на земле, грачи живут в гнездах на высоких деревьях, зяблики селятся в садах и парках, скворцы живут в скворечниках, которые им строят люди. Но не всем птицам хватает домиков, и у них часто возникают споры. Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру «Займи домик».
Физкультминутка
Описание игры: дети разбиваются на пары (это «домики»), берутся за руки. Группа детей - птички, их больше, чем «домиков». Под музыку птички летают. Закапал дождик – птички занимают домики. Кому не хватило домика – выбывает из игры или меняется ролями с детьми - «домиками».
Воспитатель: Чтобы всем птичкам хватило домиков, люди делают скворечники. Вы с родителями тоже делали скворечники и развешивали их на деревьях. (Рассказы детей о совместной деятельности с родителями.)
Воспитатель: А сейчас послушайте ещё одно стихотворение: (читает ребёнок).
Готовы скворечники,
Можно селиться,
Готовы дома – терема!
Летите – летите
Веселые птицы
Скорей занимайте дома!
Воспитатель: Ребята, каким необычным словом в стихотворении назван скворечник? Кто знает значение этого слова? Вспомните стихотворение И. А. Бунина «Листопад». (Воспитатель читает стихотворение.) Что сравнил поэт с расписным теремом? (Работа над лексикой и словарём.)
Лес-это самый большой птичий дом. Каких птиц можно услышать в лесу? Давайте послушаем голоса птиц и попробуем ответить на этот вопрос. (Слушание аудиозаписи с голосами птиц.)
Воспитатель: Главным обрядовым действием праздника Сороки было выпекание из пресного теста специальных булочек, имеющих форму птичек. Эти булочки так и называются "Жаворонки". Птичкам вставляли глазки из изюма, их раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну:
«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите».
Слушание аудиозаписи (П. И. Чайковский « Времена года. Март. Песня жаворонка».)
Жаворонками угощали соседей, посылали их родным и близким, чтобы всех порадовала своим приходом счастливая весна. А ещё в Жаворонков хозяйки прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому монетка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.
В этот день в деревнях хозяйки делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них Жаворонков и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. В народе говорили: «Раз жаворонок прилетел, и весна пришла.» С помощью Жаворонков выбирался первый сеятель. Для этого в птичку запекалась монетка, и кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен в землю во время начала сева.
На праздник «Сороки» кроме «Жаворонков» пекли ещё и «Колобки». Но это в том случае, если после зазывания весны продолжались заморозки. Выпекание «колобков» - это особый обряд, обращенный к Морозу. Их пекли из ржаной или овсяной муки. Всего 40 шариков – «сороки святые – колобки золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес. А теперь убирайся подобру-поздорову!». Считалось, что Мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года и не станет мешать весенним посевным работам.
Воспитатель: Кроме печеных птичек, на праздник Сороки делали еще птички-закрутки, которыми люди украшали свои дома, ветви деревьев. Обычно этих птичек делали дети. Вот и мы с вами, ребята, сейчас будем делать таких птичек.
Совместная творческая деятельность . Вам предлагается на выбор цветная бумага и солёное тесто. (Объяснение приёмов складывания птички из бумаги (оригами) и лепки из солёного теста.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень старались. Посмотрите, какие замечательные птички у нас получились! В старину говорили, что доброе дело без награды не останется.
Попало ваше тесто в горячее место. Попало –не пропало! Жаворонками стало. Проводится чаепитие с выпечкой.
Весенний праздник "Сороки" - древняя славянская традиция, связанная с приходом весны. Празднование встречи первых перелетных птиц в детских садах говорит о стремлении возродить этот православный обычай и познакомить детей с
Праздник весенних птиц
Праздник "Сороки" отмечается согласно народному календарю 22 марта, в Само название праздника связано с днем памяти отмечаемым православной церковью.
Однако праздничные обряды и ритуалы связаны не с этим событием, а с верой в то, что именно в этот день домой возвращаются первые перелетные птицы - жаворонки и кулики. Они приносят с собой весну и открывают путь всем остальным птицам, возвращающимся с зимовки в теплых краях. Весеннее равноденствие - день, когда зима заканчивается и начинается весна, день и ночь равняются.
Праздник в народе назывался по-разному: "Сороки", "Жаворонки", "Кулики", "Тетерочный день". Последнее название связано, правда, не с птицами, а с особого вида обрядовыми печениями - тетёрами, изготавливаемыми в день весеннего солнцеворота в северных районах Руси. Они имеют круглую витую форму, так как символизируют солнце.
Традиция печь на праздник "Сороки" изделия из теста в виде солнца или птичек была распространена по территории всей страны. Называли их «жаворонками», «сороками», «куликами».
Обряды праздника "Сороки"
Праздник "Сороки" считался детским. Дети принимали активное участие в изготовлении обрядовой выпечки. Детям и молодежи отводилась основная роль в исполнении праздничных обрядов. Они должны были призывать весну, закликать ее. С выпеченными птичками в руках дети бежали в поле и начинали зазывать жаворонков и весну. Для этого существовали специальные стишки и песенки-веснянки. Дети, девушки и юноши водили хороводы, пели, играли в народные игры.
По традиции нужно было украсить обрядовое дерево лентами, колокольчиками. Его носили по всей деревне, а затем устанавливали в том месте, где проводилось закликание весны. С праздником связано множество разных примет и гаданий, определяющих погоду на начало весны, начало полевых работ, счастье в семейной жизни.
В некоторых регионах России бережно хранят традиции, и жители деревень и сел празднуют приход весны, встречая его песнями, хороводами, закличками.
Праздник "Сороки" - праздник детский
Это отличная забава для ребятишек. Справляя в марте праздник "Сороки" в детском саду, воспитатели дают возможность детям окунуться в атмосферу древних традиций, познакомиться с православными обычаями, самим принять участие в зазывании весны. В процессе подготовки детям рассказывается о празднике, обрядах. Они учатся делать птичек из бумаги и пластилина. Воспитатели разучивают с детьми обрядовые песенки, стишки и поговорки, знакомят их со старинными народными играми. Дети получают знания об истории своей страны, традициях русского народа, знакомятся с природных явлений.
Как можно провести праздник в детском саду?
В детских садах, где проводится праздник "Сороки", сценарий включает в себя рассказ ведущих о приметах наступающей весны, природных явлениях, перелетных птицах. В ходе повествования дети знакомятся с поговорками, связанными со сменой времен года, например: «В марте мороз скрипуч, да не жгуч», « Весна днем красна», « Зима весну пугает, а сама тает». Ведущие, одетые в рассказывают детям о том, как готовились к празднику в русских деревнях: пекли «жаворонков», учили песенки-веснянки.
Ребятам предлагается самим принять участие в закликании весны. Дети водят хоровод, рассказывают стишки, поют песенки. В одежде детей можно использовать элементы русского праздничного костюма. Одним из этапов праздника является украшение обрядового дерева шелковыми и бумажными лентами, цветами.
Детям выдаются птички из теста. Их заранее пекут на кухне или дети готовят их дома с родителями. После исполнения песенок-закличек появляются новые персонажи - «Весна» и «Солнце». Вместе с детьми они принимают участие в обрядовых народных играх, водят хоровод. В ходе игры дети называют известных им птиц, отгадывают загадки. Подвижные игры предполагают движение по кругу с выполнением различных действий, бег, прыжки. Среди народных игр, связанных с традициями встречи прихода весны, можно назвать «Гори, гори ясно», «Ручеек», игру-хоровод «Воробушек», «Птицелов». Праздник заканчивается чаепитием со сладким угощением.
Праздник "Сороки" помогает детям и их родителям не забывать традиции своего народа, пробуждает интерес к русскому фольклору, старинным традициям, дарит хорошее настроение.
Праздник Жаворонки. История праздника для детей
Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.
По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.
На Жаворонков в деревнях, а иногда и в городах, исполняли обряды с явными языческими корнями: рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. Жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну:
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошее не сбывалось. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.
Выпекание жаворонков
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.
Компоненты:
800 г муки,
1 яйцо,
5 столовых ложек сахарного песка,
1 чайная ложка соли,
50 – 70 г размягчённого сливочного масла,
500 г теплого молока,
30 – 40 г дрожжей,
1 пачка ванилина
Приготовление теста:
Дрожжи развести теплым молоком с сахаром.
Муку просеять 2 раза.
Добавить в муку соль, сахар, ванилин. Размешать.
Вмешать, добавляя постепенно, в муку молоко, яйцо, масло, дрожжи.
Всё как следует перемешать до получения однородной массы.
Поставить опару в тёплое место.
Примерно через 1 час ещё раз перемешать, и поставить опять в теплое место.
После того как пройдет ещё 1 час, тесто должно быть готово.
Примечание:
Не стесняйтесь вымешивать тесто руками. Тесто это очень любит.
Изготовление «Жаворонков»:
А теперь можно приступать к творчеству – лепке самых разнообразных птиц. Самый легкий вариант – раскатанная колбаска теста завязывается простым узлом. На одном конце вылепляется клюв, получается голова птицы. Из второго конца, приплюснув его и надрезав, получаем хвост. Для украшения можно использовать изюм – из него у птиц получаются замечательные глаза.
Но, не привязывайтесь к формам, творите. Жаворонки могут быть любыми…
Перед отправкой птиц в духовку смажьте их либо
взбитым яйцом, либо подслащённой водой.
Удачи Вам!
Хоровод «Ручеек»
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе, кого захочет.
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
Обряд отпускания птиц на волю
Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.
Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.
Выучите с ребенком несколько закличек весны:
-Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморили
Весна, весна красная
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостью:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.
Желаем Вам теплой, цветущей, радостной весны!
Сценарий подготовила Кудинова Надежда Вячеславовна, музыкальный руководитель МДОУ № 3 «Сказка», г. Дмитров.
22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.
Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
Были народные приметы в чести. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников.
По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
В нашем детском саду «Сказка» в рамках духовно-нравственного воспитания, большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные,православные праздники.
Сложилась хорошая традиция отмечать календарные и : Зимние святки, Рождество, Масленичная неделя, Сороки, Егорьев день, Троица.
В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Цель нашего праздника познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Наш опыт показал, что православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей.
Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях.
Знакомясь с обрядовыми праздниками благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.
Православные-фольклорные праздники в детском саду открыли детям, а также и педагогам загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души, необычайный душевный подъем и счастье.
Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах, и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
Цели:
- Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
- Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
- Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
- Расширять представления детей о жизни в старину.
- Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.
- Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
- Учить понимать смысл пословиц и поговорок, побуждая желание исследовать их.
- Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.
- Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.
- Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.
Оборудование:
- Зал нарядно украшен вышитыми рушниками, цветными лентами, цветами.
- Уголок «Горница» с русской печью, предметами русского быта, кухонной утварью, накрыт скатертью столом. На столе самовар, хохломская посуда.
- Для лепки из соленого теста приготовлены дощечки (по количеству детей), кусочек теста, стеки, салфетки.
- Поляна (зеленый ковер), украшена цветами.
Как испечь Жаворонки
Рецепт прост. Сухие дрожжи 1,5 чайной ложки муки пшеничной, 500 грамм соли, 1 чайная ложка сахара, 2-2,5 столовые ложки воды, 300 мл. теста. Тесто замесить плотное, дать подойти в два раза, обмять и на часик отправить в холодильник.
После того, как тесто подошло, сформируйте булочки, смажьте верх и выпекайте 30-35 минут при температуре 190 гр..
Для смазывания в маленькой чашечке необходимо заварить крепкий черный чай (пакетик), развести там 3 столовые ложки сахара, и 0,5 столовой ложки крахмала. Прогреть все это в микроволновке — получится такой сладкий чайный кисель.
Действующие лица:
- Две ведущие,
- Весна,
- Маша,
- Солнце,
- Земля,
- Птицы.
ХОД ПРАЗДНИКА
Дети стоят перед занавесью (занавес закрыт).
1 ведущий:
— Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
— В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. И мы сегодня празднуем День встречи весны — “Сороки”.
2 ведущий:
— Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С ливнем обильным.
1 ведущий:
— Давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.
Дети входят в зал двумя группами: 1 группа — играет на свистульках и дудочках, 2 группа — с атрибутами встречи весны (ленты, бумажные птицы, соломенные куклы и прочее). Все проходят цепочкой через ворота.
Игра «Золотые ворота».
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
Дети садятся на стулья.
Аудиозапись пения птиц. Появляется Авдотья-Плющиха, поет акапелла «Ой, весна воротилась».
Авдотья: — Здравствуйте, ребятушки! Я Авдотья-Плющиха. Зимой Земля-матушка спала, «замерла», «замкнута» была, нельзя её тревожить было. Но пришла я, Авдотья-Плющиха, снег сплющила, он осел, ручьями побежал. Пробуждаю я Землю-матушку от зимнего сна. Решаю: Весну пускать или не пускать. А ведь люди ждут Весну, кличут, зазывают. Снаряжаю я Весну-красну, и поэтому ещё меня называют «Авдотья-Весновка». Мой праздник отмечают в марте. Говорят:
Если в этот день Авдотья красна, то и весна красна.
На Авдотью солнышко – лето погожее.
Если на Авдотью снег – будет урожай.
1 Ведущий: — 22 марта в православной России в честь сорока мучеников отмечает праздник «Сороки» или день весеннего равноденствия. Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок различных птиц. Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, которые несут на крыльях весну.
Авдотья: — В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Говорят пословицы: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!», «Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам».
Авдотья:
— Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!
Дети:
— Жавороночек, прилети,
Студену зиму унеси!
Жавороночек, принеси
Весну-красну на своем хвосту!
Жавороночек, прилети к огням.
Принеси ты нам тепла, летечка!
Жавороночки, летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
Поют Закличку «Жаворонушки».
Чувиль-виль-виль, жаворонушки!
Лето тёплое, весну красную.
Нам зима надоела весь хлеб переела.
Весна-красна на чём пришла:
На кнутике, на хомутике
Чувиль виль виль, жаворонушки!
Авдотья: — Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».
— Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.
— Люди пекли из теста жаворонков, выходили с ними на гулянья, зазывали, кликали весну. Давайте и мы испечем своих жаворонков.
Исполняет мелодично акапелла закличку, повторяя несколько раз:
Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну красную да красно летеце.
Дети проходят за столы, лепят из соленого теста птичек. Выкладывают сделанных птичек на противень. Авдотья ставит противень в печь.
Авдотья: — А ну, ребятки, вставайте, с жаворонком поиграйте!
Игра «Жаворонок».
Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.
Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.
1 ведущий:
— Вышли мы погулять, Весну красную встречать
Необычно это как-то: где искать ее и как?
Авдотья: — Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».
Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала…
Машенька: — Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать-звать.
Авдотья: — Зима-то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки-ноги ознобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!
Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце…
Машенька:
— Солнышко, солнышко, красное ведрышко,
Выгляни из-за горы, выгляни до вешней поры!
Авдотья: — Люди ждали теплое солнышко, называли ласково, уважительно Ярило-солнышко.
Красны девицы,
Да добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь.
— В хоровод встаем, в гости солнышко зовем.
Хоровод «Солнышко».
Дети встают в хоровод, говорят заклички о солнышке:
1-ый ребенок, 2-ой ребенок:
«Приди, приди, солнышко, «Солнышко-ведрышко,
Загляни в оконышко, Выгляни в окошечко!
Засвети щедрее, Солнышко, нарядись,
Всех согрей скорее». Красное, покажись».
3-ий ребенок, 4-ый ребенок:
«Солнышко-колоколнышко, «Солнышко,солнышко,
Ты пораньше взойди, Красное семенышко,
Нас пораньше разбуди, Выйди поскорее,
Нам в поля бежать, Будь к нам подобрее!»
Нам весну встречать».
Песня «Зима проходит».
Авдотья: — Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:
Машенька: -Видело ли ты, Солнышко, Весну-Красну?
Солнышко:
— Не встретила я Весну, а видела старую Зиму.
Видела, как она лютая от Весны ушла, от красной бежала,
В мешке стужу несла, холод на землю трясла.
А Весна про то не знает.
Иди, красная девица, ищи Весну.
Зови ее в свои края.
Авдотья: — Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку.
Машенька: — Земля-матушка, ты Весну не встречала?
Земля-матушка:
— Меня весна разбудила,
К новой жизни пробудила.
Вот уже снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето —
Всё вокруг и любит и поет.
Авдотья: — Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Хоровод-игра «Ручеёк».
Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
— Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна
Авдотья: — А вот и первые весны вестники-птицы, давайте у них спросим.
Машенька: — Птицы, а вы Весну не видели?
Птицы: — Видели, видели. Это она нас с юга домой позвала.
Авдотья:
— Расскажите птицы, где вы бывали?
Что вы видали? Хорошо ли жили, с кем дружили?
Птицы:
— Мы скучали по деревне,
По скворечне, по деревьям,
По соседу — воробью.
— Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, ведут за собой сорок птиц, которые несут на крыльях весну.
Ведущий: — Каких вы птиц знаете, сейчас мы узнаем.
Загадывает загадки:
— Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была. (Ласточка.)
— Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач).
— В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).
— Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец).
Авдотья: — Весна идет, торопится. Встречали Веснушку-Весну в праздник «Благовещение». На Благовещение, говорят, весна зиму поборола. А ещё говорили: «Благовещение – птиц отпущение». Отпускали в этот день всех птиц на волю. Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Авдотья: — Стала тут и Маша Весну кликать — звать.
Маша: — Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.
Песня-хоровод «Ой, бежит ручьем вода» (общая).
Авдотья: — Красны девицы да добры молодцы, в хоровод вставайте, Веснушку-весну зазывайте!
Дети произносят заклички.
1-ый ребенок:
— Приди, Весна, Весна-красна,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
2-ой ребенок:
— Приди к нам, Весна, с радостью,
С великой милостью,
С рожью зернистой,
С пшеничкой золотистой.
Звучит радостное щебетание птиц (фонограмма). Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.
Весна:
— Я Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!
— Я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,
Ветку вербы принесла.
Авдотья: — Правильно говорят … (Просит детей назвать пословицы, поговорки.)
Дети:
— Без вербы не весна.
— Верба гонит лед с реки.
— Если хорошо цветет верба, будет урожай.
Весна приглашает детей в хоровод. Раздает взрослым веточки вербы, которые делают воротца. Дети змейкой идут через воротца. Дети вместе со взрослыми говорят (немного припевая) слова:
Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая,
Не расти, вербочка, во ржи,
Расти верба на меже.
Дети садятся на стульчики. Весна проходит, дотрагиваясь до детей веточкой вербы.
Весна: — Дай, вербочка, детушкам здоровья. Как вербочка растет, так и ты расти. Верба бьет, да не до слез. Верба красна, бьет не напрасно.
Авдотья: — Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?
Весна: — Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном, тёмном, тёмная ночь живёт. В другом, светлом, ясный день.
Ведущий 2: — Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?
Весна: — Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.
Ведущий: — Весна-красна, долго мы тебя ждали. А теперь давайте петь, плясать и веселиться!
Песни и пляски.
Весна: — В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.
Ведущий 2: — А сейчас приглашаю всех на общий хоровод с Весной-красной.
Хоровод «Весну ждали».
Ведущий 1:
— Мы встретились с Весною,
О ней мы все узнали.
Хочу, чтоб о весне прекрасной
Родным вы дома рассказали!
Авдотья: — Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.
Авдотья раздает угощение, приговаривая:
Жаворонки прилетели,
На головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко –
40 мучеников,
40 утренников,
40 заморозков.
Автодья прощается. Звучит музыка. Праздник закончен.
НА ЗАМЕТКУ. Сюжетно-ролевые костюмы по низким ценам в специализированном магазине для педагогов «Детские сад» — detsad-shop.ru .
Сценарий народного обрядового праздника
«Жаворонки, прилетите! Весну – красну принесите!»
Цели и задачи:
Пробудить в детях интерес к русскому фольклору.
Продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные песни и игры.
Актуализировать знания детей о птицах.
Воспитывать любовь к природе, птицам.
Создавать благоприятный микроклимат и праздничную атмосферу.
Способствовать радостному эмоциональному объединению всех детей в совместной деятельности при подготовке к празднику и участию в нём.
Место проведения: актовый зал
Оборудование:
Музыкальный центр, ударно – шумовые музыкальные инструменты: трещетки, деревянные ложки, свистульки, колокольчик, костюмы для выступления, рисунки, плакаты, атласные ленты
Участники: обучающиеся 1 – 6 классов.
Предварительная работа: пошив русских народных костюмов, работа по оформлению сцены, изготовление фигурок птиц из теста и бумаги, разучивание стихов, песен, закличек, хороводов, игр.
Ход праздника
Звучит русская народная музыка: вступление к русской народной песне «Летели две птички». Дети входят на празднично украшенную сцену, играя на свистульках. Их встречает ведущий в русском народном костюме.
Ведущий: - Здравствуйте, гости званные! Гости званные да желанные!
Приглашаем вас к нам на праздник. Будем сегодня хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять!
Сегодня у нас народный обрядовый праздник - праздник встречи Весны. Его издавна проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну закликают. Ну что ж, ребятки, власть зимы закончилась и мы споем песню «Вот и зимушка проходит».
Ведущий: - Ребята, мне кажется, солнышко ярче светить стало. А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит?
- Потому что наступила весна!
- Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали приближение весны? (появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая, солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный)
Ведущий: - А какой месяц сейчас идёт? (наступил месяц март).
Ведущий: -
Да, ребята, в народе говорят: «Пришел март - капельник и зима заплакала». А ещё в марте из дальних стран начинают прилетать птицы. В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Русская пословица говорит: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!». Первая из прилетающих птиц – полевой жаворонок и эту птичку ждали больше всего, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться ото сна. Поэтому и наш праздник называется«Жаворонки».
1ребенок:Благослови, мати, весну закликати,
весну закликати, зиму провожати.
2 ребенок: Пусть зима уходит впрок, весну пустим на порог.
3ребенок: Пускай весна придет скорей, мы так соскучились по ней
4 ребенок: Станет солнышко добрее, а дни - светлее и длиннее.
Ведущий:На Жаворонков в деревнях рано утром хозяйки пекли из теста птичек. Дети бегали по улицам с этими птахами, подбрасывали их вверх, ловили и громко кричали заклички. Давайте, дети, и мы с вами их исполним.
Жаворонушки, уж вы матушки
Весну красную, на сохе, на бороне,
на ржаном калаче!
Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну красную да красно летеце
Жаворонки, ноги тонки
Прилетите к нам, принесите нам
Конфетки на ветке, весну красну
Лето теплое!
Ведущий: Не может весна без солнышка прийти, пора и его звать- закликать.
Девочки: Солнышко, солнышко, красное ведрышко,
Высоко взойди, далеко посвети!
Мальчики: На темные лесочки, на сырые борочки,
На речку, на поля, на синие моря,
На зеленый огород и на весь народ!
Ведущий:А вот и солнышко проснулось, засияло, улыбнулось
Птицы весело поют, весну - красну на крыльях несут!
Давайте встанем в хоровод вокруг нашего деревца
и споем песню «Летели две птички»
Ведущий: Ребята, а еще на праздник люди играли. Вот и мы сейчас
с вами поиграем в русскую народную игру «Солнышко».
Дети: Солнышко вёдрышко,
Выгляни в оконышко.
Там твои детки,
Кушают конфетки
Водящий: Раз, два не воронь,
А беги как огонь.
Ведущий:Ну что ж дети, Солнышко взошло и ярко светит, а мы сейчас весну закликать будем.
Девочки: Весна красна, на чем пришла
На сохе, на бороне
На вертучем колесе.
Мальчики: На кнутику, на хомутику.
Идет кулик, несет ключик
Отворять лето, замыкать зиму
(Входит Весна)
Весна: Я Весна, Весна красная! Пришла к вам с радостью,
С радостью, с благостью, с великой милостью.
Здравствуйте, люди добрые! (кланяется).
А еще принесла вам здоровье: первое - коровье, второе - овечье, третье – человечье.
Ведущий: Весна - красна, чем ты нас одаришь?
Весна:Одарю я вас ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.
А еще, я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,
Ветку вербы принесла.
Без вербы не весна.
- Верба гонит лед с реки.
- Если хорошо цветет верба, будет урожай.
(Весна проходит, дотрагиваясь до детей веточкой вербы)
Весна: - Дай, вербочка, детушкам здоровья. Как вербочка растет, так и ты расти, верба красна, бьет не напрасно.
Еще одна из примет весны, это повсюду текущие ручейки, вот и мы сейчас поиграем в русскую народную игру «Ручеек»
народная игра «Ручеек»
Весна:С приходом весны из – за гор, из – за морей прилетают птицы
Вот и со мной пташки прилетели.
Сможете отгадать как их зовут?
1.Черный, проворный, кричит «Крак!» червякам враг. (Грач).
2.Спереди у птички шильце, позади у птички вильце.
Сама птичка мала, а за морем была. (Ласточка).
3. Он прилетает каждый год туда, где домик ждет.
4.Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?
На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
5. Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения.
6. Его и песни, и полет вошли в стихотворение. (Жаворонок)
Весна: Загадки все вы отгадали, молодцы.
А еще, по традиции, каждый человек к обрядовому деревцу должен Разных птиц я люблю,но дороже всех одна пташка малая. Кто она, вы знаете, дети? Скорей мне ответьте!
Дети: Это жаворонок.
Весна:Правильно. А вы знаете почему?
Эта птичка-предвестник весны.
Жаворонки могут подниматься высоко в небо, где, по древним преданиям, живут духи-покровители.
- Эта птица является символом добра и счастья.
Весна: Молодцы. А давайте послушаем песню жаворонка. (В записи: пение жаворонка)
А сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Жаворонок»
Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.
Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.
Ведущий: Ребятки, праздник «Жаворонки» отмечают 22 марта, в день весеннего равноденствия. Этот праздник назывался еще и по другому - «Сороки». Но название это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников, которые были казнены за веру.
Ребенок: Жаворонки, жавороночки!
Вы скорее летите, тепло принесите.
Нам зима надоела - весь хлеб она поела.
Нет ни хлеба, ни картошки, самовар стоит на окошке.
Ведущий: Самовар на окошке - это непорядок! Самовар должен всегда на столе стоять, да пыхтеть, к чаю приглашать. А вот вам, ребята, и нашим дорогим гостям угощение – птички - жаворонки
С пылу, с жару - для нашего самовара! Угощайтесь – не стесняйтесь!