Сценарий развлечения жаворонки в детском саду. Обрядовый праздник «Жаворонки» (подготовительная группа). Провод. хороводная игра «Ручеек» под р.н. мелодию

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, труд, музыкально – художественная, чтение.

Программное содержание:

Познакомить детей с народным праздником Сороки, обрядами, пословицами, поговорками, закличками, связанными с этим праздником.

Воспитывать интерес к народным традициям.

Прививать желание трудиться, оказывать помощь в подготовке к праздникам.

Развивать мелкую моторику рук.

Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворений, передавать своё отношение к содержанию.

Формировать навыки выразительного чтения.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы: В. В. Бианки «Наши птицы», М.М. Пришвин «Рябчики», «Птичий сон», «Разговор птиц и зверей», «Птицы под снегом», наблюдения за птицами на прогулке.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображениями перелётных птиц (ласточки, журавля, жаворонка, скворца); аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка», аудиозапись с голосами птиц; солёное тесто, цветная бумага.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Сегодня 22 марта – день необычный, день прилета птиц. В народе так говорили об этом дне:

Когда вода разольется,

Когда лес зазеленеет,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

(Рассказ воспитателя о народном празднике Сороки.)

По народному календарю день 22 марта называли Сороки, считалось, что в этот день зима кончается, а весна начинается. У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. Раньше говорили, что на зиму жаворонки не в теплые края улетали, а превращались в мышей, пережидая стужу в теплой мышиной норке. А как только пригревало землю солнышко, они принимали прежний образ и вылетали на свет Божий, приветствуя весну ликующим пением. По приметам именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются сорок разных пташек», наступает весна.

Воспитатель: Давайте отгадаем загадки и вспомним, какие птицы прилетают к нам из теплых краев?

Всех перелётных птиц черней, чистит землю от червей,

Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовётся птица? (Грач.)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растенья,

Его и песня и полет

Вошли в стихотворенья. Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

И в полях поет, поет.

(Жаворонок.)

Нам в хозяйстве помогает,

Дом охотно заселяет,

Свой, похожий на дворец,

Наш весёлый друг…

(Скворец.)

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из песка и глины…

(Ласточка.)

Воспитатель: Как мы называем этих птиц? (Ответы детей.)

Театрализация. Разыгрывание сценки детьми:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам на праздник прилетели птицы!

Дети: Расскажите, птицы,

Где вы побывали?

Расскажите, птицы,

Что вы повидали.

Жаворонок: В жарких странах гостили мы,

Там, где жаркое лето.

Ни зимы, ни снега

В этих странах нету

Дети: Хорошо ли жили вы,

Вдалеке от дома?

С кем же там дружили вы,

В странах незнакомых.

Скворец: Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям.

По соседу воробью.

Дети: Все мы рады вам, друзья,

Будьте с нами вы всегда.

Воспитатель: Вернувшись в родные края, птицы начинают приводить в порядок свое жилье. Жаворонок строит свое гнездо на земле, грачи живут в гнездах на высоких деревьях, зяблики селятся в садах и парках, скворцы живут в скворечниках, которые им строят люди. Но не всем птицам хватает домиков, и у них часто возникают споры. Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру «Займи домик».

Физкультминутка

Описание игры: дети разбиваются на пары (это «домики»), берутся за руки. Группа детей - птички, их больше, чем «домиков». Под музыку птички летают. Закапал дождик – птички занимают домики. Кому не хватило домика – выбывает из игры или меняется ролями с детьми - «домиками».

Воспитатель: Чтобы всем птичкам хватило домиков, люди делают скворечники. Вы с родителями тоже делали скворечники и развешивали их на деревьях. (Рассказы детей о совместной деятельности с родителями.)

Воспитатель: А сейчас послушайте ещё одно стихотворение: (читает ребёнок).

Готовы скворечники,

Можно селиться,

Готовы дома – терема!

Летите – летите

Веселые птицы

Скорей занимайте дома!

Воспитатель: Ребята, каким необычным словом в стихотворении назван скворечник? Кто знает значение этого слова? Вспомните стихотворение И. А. Бунина «Листопад». (Воспитатель читает стихотворение.) Что сравнил поэт с расписным теремом? (Работа над лексикой и словарём.)

Лес-это самый большой птичий дом. Каких птиц можно услышать в лесу? Давайте послушаем голоса птиц и попробуем ответить на этот вопрос. (Слушание аудиозаписи с голосами птиц.)

Воспитатель: Главным обрядовым действием праздника Сороки было выпекание из пресного теста специальных булочек, имеющих форму птичек. Эти булочки так и называются "Жаворонки". Птичкам вставляли глазки из изюма, их раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну:

«Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите».

Слушание аудиозаписи (П. И. Чайковский « Времена года. Март. Песня жаворонка».)

Жаворонками угощали соседей, посылали их родным и близким, чтобы всех порадовала своим приходом счастливая весна. А ещё в Жаворонков хозяйки прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому монетка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.

В этот день в деревнях хозяйки делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них Жаворонков и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. В народе говорили: «Раз жаворонок прилетел, и весна пришла.» С помощью Жаворонков выбирался первый сеятель. Для этого в птичку запекалась монетка, и кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен в землю во время начала сева.

На праздник «Сороки» кроме «Жаворонков» пекли ещё и «Колобки». Но это в том случае, если после зазывания весны продолжались заморозки. Выпекание «колобков» - это особый обряд, обращенный к Морозу. Их пекли из ржаной или овсяной муки. Всего 40 шариков – «сороки святые – колобки золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес. А теперь убирайся подобру-поздорову!». Считалось, что Мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года и не станет мешать весенним посевным работам.

Воспитатель: Кроме печеных птичек, на праздник Сороки делали еще птички-закрутки, которыми люди украшали свои дома, ветви деревьев. Обычно этих птичек делали дети. Вот и мы с вами, ребята, сейчас будем делать таких птичек.

Совместная творческая деятельность . Вам предлагается на выбор цветная бумага и солёное тесто. (Объяснение приёмов складывания птички из бумаги (оригами) и лепки из солёного теста.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень старались. Посмотрите, какие замечательные птички у нас получились! В старину говорили, что доброе дело без награды не останется.

Попало ваше тесто в горячее место. Попало –не пропало! Жаворонками стало. Проводится чаепитие с выпечкой.

Весенний праздник "Сороки" - древняя славянская традиция, связанная с приходом весны. Празднование встречи первых перелетных птиц в детских садах говорит о стремлении возродить этот православный обычай и познакомить детей с

Праздник весенних птиц

Праздник "Сороки" отмечается согласно народному календарю 22 марта, в Само название праздника связано с днем памяти отмечаемым православной церковью.

Однако праздничные обряды и ритуалы связаны не с этим событием, а с верой в то, что именно в этот день домой возвращаются первые перелетные птицы - жаворонки и кулики. Они приносят с собой весну и открывают путь всем остальным птицам, возвращающимся с зимовки в теплых краях. Весеннее равноденствие - день, когда зима заканчивается и начинается весна, день и ночь равняются.

Праздник в народе назывался по-разному: "Сороки", "Жаворонки", "Кулики", "Тетерочный день". Последнее название связано, правда, не с птицами, а с особого вида обрядовыми печениями - тетёрами, изготавливаемыми в день весеннего солнцеворота в северных районах Руси. Они имеют круглую витую форму, так как символизируют солнце.

Традиция печь на праздник "Сороки" изделия из теста в виде солнца или птичек была распространена по территории всей страны. Называли их «жаворонками», «сороками», «куликами».

Обряды праздника "Сороки"

Праздник "Сороки" считался детским. Дети принимали активное участие в изготовлении обрядовой выпечки. Детям и молодежи отводилась основная роль в исполнении праздничных обрядов. Они должны были призывать весну, закликать ее. С выпеченными птичками в руках дети бежали в поле и начинали зазывать жаворонков и весну. Для этого существовали специальные стишки и песенки-веснянки. Дети, девушки и юноши водили хороводы, пели, играли в народные игры.

По традиции нужно было украсить обрядовое дерево лентами, колокольчиками. Его носили по всей деревне, а затем устанавливали в том месте, где проводилось закликание весны. С праздником связано множество разных примет и гаданий, определяющих погоду на начало весны, начало полевых работ, счастье в семейной жизни.

В некоторых регионах России бережно хранят традиции, и жители деревень и сел празднуют приход весны, встречая его песнями, хороводами, закличками.

Праздник "Сороки" - праздник детский

Это отличная забава для ребятишек. Справляя в марте праздник "Сороки" в детском саду, воспитатели дают возможность детям окунуться в атмосферу древних традиций, познакомиться с православными обычаями, самим принять участие в зазывании весны. В процессе подготовки детям рассказывается о празднике, обрядах. Они учатся делать птичек из бумаги и пластилина. Воспитатели разучивают с детьми обрядовые песенки, стишки и поговорки, знакомят их со старинными народными играми. Дети получают знания об истории своей страны, традициях русского народа, знакомятся с природных явлений.

Как можно провести праздник в детском саду?

В детских садах, где проводится праздник "Сороки", сценарий включает в себя рассказ ведущих о приметах наступающей весны, природных явлениях, перелетных птицах. В ходе повествования дети знакомятся с поговорками, связанными со сменой времен года, например: «В марте мороз скрипуч, да не жгуч», « Весна днем красна», « Зима весну пугает, а сама тает». Ведущие, одетые в рассказывают детям о том, как готовились к празднику в русских деревнях: пекли «жаворонков», учили песенки-веснянки.

Ребятам предлагается самим принять участие в закликании весны. Дети водят хоровод, рассказывают стишки, поют песенки. В одежде детей можно использовать элементы русского праздничного костюма. Одним из этапов праздника является украшение обрядового дерева шелковыми и бумажными лентами, цветами.

Детям выдаются птички из теста. Их заранее пекут на кухне или дети готовят их дома с родителями. После исполнения песенок-закличек появляются новые персонажи - «Весна» и «Солнце». Вместе с детьми они принимают участие в обрядовых народных играх, водят хоровод. В ходе игры дети называют известных им птиц, отгадывают загадки. Подвижные игры предполагают движение по кругу с выполнением различных действий, бег, прыжки. Среди народных игр, связанных с традициями встречи прихода весны, можно назвать «Гори, гори ясно», «Ручеек», игру-хоровод «Воробушек», «Птицелов». Праздник заканчивается чаепитием со сладким угощением.

Праздник "Сороки" помогает детям и их родителям не забывать традиции своего народа, пробуждает интерес к русскому фольклору, старинным традициям, дарит хорошее настроение.

Праздник Жаворонки. История праздника для детей

Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.
По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.
На Жаворонков в деревнях, а иногда и в городах, исполняли обряды с явными языческими корнями: рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. Жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну:
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошее не сбывалось. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.
Выпекание жаворонков
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.
Компоненты:
800 г муки,
1 яйцо,
5 столовых ложек сахарного песка,
1 чайная ложка соли,
50 – 70 г размягчённого сливочного масла,
500 г теплого молока,
30 – 40 г дрожжей,

1 пачка ванилина
Приготовление теста:
Дрожжи развести теплым молоком с сахаром.
Муку просеять 2 раза.
Добавить в муку соль, сахар, ванилин. Размешать.
Вмешать, добавляя постепенно, в муку молоко, яйцо, масло, дрожжи.
Всё как следует перемешать до получения однородной массы.
Поставить опару в тёплое место.
Примерно через 1 час ещё раз перемешать, и поставить опять в теплое место.
После того как пройдет ещё 1 час, тесто должно быть готово.
Примечание: Не стесняйтесь вымешивать тесто руками. Тесто это очень любит.
Изготовление «Жаворонков»:
А теперь можно приступать к творчеству – лепке самых разнообразных птиц. Самый легкий вариант – раскатанная колбаска теста завязывается простым узлом. На одном конце вылепляется клюв, получается голова птицы. Из второго конца, приплюснув его и надрезав, получаем хвост. Для украшения можно использовать изюм – из него у птиц получаются замечательные глаза.
Но, не привязывайтесь к формам, творите. Жаворонки могут быть любыми…
Перед отправкой птиц в духовку смажьте их либо
взбитым яйцом, либо подслащённой водой.
Удачи Вам!
Хоровод «Ручеек»
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе, кого захочет.
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
Обряд отпускания птиц на волю
Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.
Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.
Выучите с ребенком несколько закличек весны:
-Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморили

Весна, весна красная
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостью:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.
Желаем Вам теплой, цветущей, радостной весны!

Сценарий подготовила Кудинова Надежда Вячеславовна, музыкальный руководитель МДОУ № 3 «Сказка», г. Дмитров.

22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.

Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Были народные приметы в чести. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников.

По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

В нашем детском саду «Сказка» в рамках духовно-нравственного воспитания, большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные,православные праздники.

Сложилась хорошая традиция отмечать календарные и : Зимние святки, Рождество, Масленичная неделя, Сороки, Егорьев день, Троица.

В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Цель нашего праздника познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Наш опыт показал, что православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей.

Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях.

Знакомясь с обрядовыми праздниками благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.

Православные-фольклорные праздники в детском саду открыли детям, а также и педагогам загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души, необычайный душевный подъем и счастье.

Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах, и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.

Цели:

  • Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
  • Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
  • Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
  • Расширять представления детей о жизни в старину.
  • Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.
  • Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
  • Учить понимать смысл пословиц и поговорок, побуждая желание исследовать их.
  • Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.
  • Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.
  • Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.

Оборудование:

  • Зал нарядно украшен вышитыми рушниками, цветными лентами, цветами.
  • Уголок «Горница» с русской печью, предметами русского быта, кухонной утварью, накрыт скатертью столом. На столе самовар, хохломская посуда.
  • Для лепки из соленого теста приготовлены дощечки (по количеству детей), кусочек теста, стеки, салфетки.
  • Поляна (зеленый ковер), украшена цветами.

Как испечь Жаворонки

Рецепт прост. Сухие дрожжи 1,5 чайной ложки муки пшеничной, 500 грамм соли, 1 чайная ложка сахара, 2-2,5 столовые ложки воды, 300 мл. теста. Тесто замесить плотное, дать подойти в два раза, обмять и на часик отправить в холодильник.

После того, как тесто подошло, сформируйте булочки, смажьте верх и выпекайте 30-35 минут при температуре 190 гр..

Для смазывания в маленькой чашечке необходимо заварить крепкий черный чай (пакетик), развести там 3 столовые ложки сахара, и 0,5 столовой ложки крахмала. Прогреть все это в микроволновке — получится такой сладкий чайный кисель.

Действующие лица:

  • Две ведущие,
  • Весна,
  • Маша,
  • Солнце,
  • Земля,
  • Птицы.

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети стоят перед занавесью (занавес закрыт).

1 ведущий:

— Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.

— В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. И мы сегодня празднуем День встречи весны — “Сороки”.

2 ведущий:

— Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С ливнем обильным.

1 ведущий:

— Давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.

Дети входят в зал двумя группами: 1 группа — играет на свистульках и дудочках, 2 группа — с атрибутами встречи весны (ленты, бумажные птицы, соломенные куклы и прочее). Все проходят цепочкой через ворота.

Игра «Золотые ворота».

Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!

Дети садятся на стулья.

Аудиозапись пения птиц. Появляется Авдотья-Плющиха, поет акапелла «Ой, весна воротилась».

Авдотья: — Здравствуйте, ребятушки! Я Авдотья-Плющиха. Зимой Земля-матушка спала, «замерла», «замкнута» была, нельзя её тревожить было. Но пришла я, Авдотья-Плющиха, снег сплющила, он осел, ручьями побежал. Пробуждаю я Землю-матушку от зимнего сна. Решаю: Весну пускать или не пускать. А ведь люди ждут Весну, кличут, зазывают. Снаряжаю я Весну-красну, и поэтому ещё меня называют «Авдотья-Весновка». Мой праздник отмечают в марте. Говорят:

Если в этот день Авдотья красна, то и весна красна.
На Авдотью солнышко – лето погожее.
Если на Авдотью снег – будет урожай.

1 Ведущий: — 22 марта в православной России в честь сорока мучеников отмечает праздник «Сороки» или день весеннего равноденствия. Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок различных птиц. Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, которые несут на крыльях весну.

Авдотья: — В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Говорят пословицы: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!», «Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам».

Авдотья:

— Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!

Дети:

— Жавороночек, прилети,
Студену зиму унеси!
Жавороночек, принеси
Весну-красну на своем хвосту!
Жавороночек, прилети к огням.
Принеси ты нам тепла, летечка!
Жавороночки, летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!

Поют Закличку «Жаворонушки».

Чувиль-виль-виль, жаворонушки!

Лето тёплое, весну красную.
Нам зима надоела весь хлеб переела.
Весна-красна на чём пришла:
На кнутике, на хомутике
Чувиль виль виль, жаворонушки!

Авдотья: — Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

— Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.

— Люди пекли из теста жаворонков, выходили с ними на гулянья, зазывали, кликали весну. Давайте и мы испечем своих жаворонков.

Исполняет мелодично акапелла закличку, повторяя несколько раз:

Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну красную да красно летеце.

Дети проходят за столы, лепят из соленого теста птичек. Выкладывают сделанных птичек на противень. Авдотья ставит противень в печь.

Авдотья: — А ну, ребятки, вставайте, с жаворонком поиграйте!

Игра «Жаворонок».

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.

1 ведущий:

— Вышли мы погулять, Весну красную встречать
Необычно это как-то: где искать ее и как?

Авдотья: — Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».

Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала…

Машенька: — Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать-звать.

Авдотья: — Зима-то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки-ноги ознобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце…

Машенька:

— Солнышко, солнышко, красное ведрышко,
Выгляни из-за горы, выгляни до вешней поры!

Авдотья: — Люди ждали теплое солнышко, называли ласково, уважительно Ярило-солнышко.

Красны девицы,
Да добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь.

— В хоровод встаем, в гости солнышко зовем.

Хоровод «Солнышко».

Дети встают в хоровод, говорят заклички о солнышке:

1-ый ребенок, 2-ой ребенок:

«Приди, приди, солнышко, «Солнышко-ведрышко,
Загляни в оконышко, Выгляни в окошечко!
Засвети щедрее, Солнышко, нарядись,
Всех согрей скорее». Красное, покажись».

3-ий ребенок, 4-ый ребенок:

«Солнышко-колоколнышко, «Солнышко,солнышко,
Ты пораньше взойди, Красное семенышко,
Нас пораньше разбуди, Выйди поскорее,
Нам в поля бежать, Будь к нам подобрее!»
Нам весну встречать».

Песня «Зима проходит».

Авдотья: — Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:

Машенька: -Видело ли ты, Солнышко, Весну-Красну?

Солнышко:

— Не встретила я Весну, а видела старую Зиму.
Видела, как она лютая от Весны ушла, от красной бежала,
В мешке стужу несла, холод на землю трясла.
А Весна про то не знает.
Иди, красная девица, ищи Весну.
Зови ее в свои края.

Авдотья: — Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку.

Машенька: — Земля-матушка, ты Весну не встречала?

Земля-матушка:

— Меня весна разбудила,
К новой жизни пробудила.
Вот уже снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето —
Всё вокруг и любит и поет.

Авдотья: — Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Хоровод-игра «Ручеёк».

Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

— Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна

Авдотья: — А вот и первые весны вестники-птицы, давайте у них спросим.

Машенька: — Птицы, а вы Весну не видели?

Птицы: — Видели, видели. Это она нас с юга домой позвала.

Авдотья:

— Расскажите птицы, где вы бывали?
Что вы видали? Хорошо ли жили, с кем дружили?

Птицы:

— Мы скучали по деревне,
По скворечне, по деревьям,
По соседу — воробью.

— Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, ведут за собой сорок птиц, которые несут на крыльях весну.

Ведущий: — Каких вы птиц знаете, сейчас мы узнаем.

Загадывает загадки:

— Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была. (Ласточка.)

— Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач).

— В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).

— Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец).

Авдотья: — Весна идет, торопится. Встречали Веснушку-Весну в праздник «Благовещение». На Благовещение, говорят, весна зиму поборола. А ещё говорили: «Благовещение – птиц отпущение». Отпускали в этот день всех птиц на волю. Выпуская птиц приговаривали:

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Авдотья: — Стала тут и Маша Весну кликать — звать.

Маша: — Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.

Песня-хоровод «Ой, бежит ручьем вода» (общая).

Авдотья: — Красны девицы да добры молодцы, в хоровод вставайте, Веснушку-весну зазывайте!

Дети произносят заклички.

1-ый ребенок:

— Приди, Весна, Весна-красна,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.

2-ой ребенок:

— Приди к нам, Весна, с радостью,
С великой милостью,
С рожью зернистой,
С пшеничкой золотистой.

Звучит радостное щебетание птиц (фонограмма). Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.

Весна:

— Я Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!

— Я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,
Ветку вербы принесла.

Авдотья: — Правильно говорят … (Просит детей назвать пословицы, поговорки.)

Дети:

— Без вербы не весна.
— Верба гонит лед с реки.
— Если хорошо цветет верба, будет урожай.

Весна приглашает детей в хоровод. Раздает взрослым веточки вербы, которые делают воротца. Дети змейкой идут через воротца. Дети вместе со взрослыми говорят (немного припевая) слова:

Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая,
Не расти, вербочка, во ржи,
Расти верба на меже.

Дети садятся на стульчики. Весна проходит, дотрагиваясь до детей веточкой вербы.

Весна: — Дай, вербочка, детушкам здоровья. Как вербочка растет, так и ты расти. Верба бьет, да не до слез. Верба красна, бьет не напрасно.

Авдотья: — Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?

Весна: — Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном, тёмном, тёмная ночь живёт. В другом, светлом, ясный день.

Ведущий 2: — Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

Весна: — Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

Ведущий: — Весна-красна, долго мы тебя ждали. А теперь давайте петь, плясать и веселиться!

Песни и пляски.

Весна: — В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.

Ведущий 2: — А сейчас приглашаю всех на общий хоровод с Весной-красной.

Хоровод «Весну ждали».

Ведущий 1:

— Мы встретились с Весною,
О ней мы все узнали.
Хочу, чтоб о весне прекрасной
Родным вы дома рассказали!

Авдотья: — Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.

Авдотья раздает угощение, приговаривая:

Жаворонки прилетели,
На головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко –
40 мучеников,
40 утренников,
40 заморозков.

Автодья прощается. Звучит музыка. Праздник закончен.

НА ЗАМЕТКУ. Сюжетно-ролевые костюмы по низким ценам в специализированном магазине для педагогов «Детские сад» — detsad-shop.ru .

Сценарий народного обрядового праздника

«Жаворонки, прилетите! Весну – красну принесите!»

Цели и задачи:

    Пробудить в детях интерес к русскому фольклору.

    Продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные песни и игры.

    Актуализировать знания детей о птицах.

    Воспитывать любовь к природе, птицам.

    Создавать благоприятный микроклимат и праздничную атмосферу.

    Способствовать радостному эмоциональному объединению всех детей в совместной деятельности при подготовке к празднику и участию в нём.

Место проведения: актовый зал

Оборудование:

Музыкальный центр, ударно – шумовые музыкальные инструменты: трещетки, деревянные ложки, свистульки, колокольчик, костюмы для выступления, рисунки, плакаты, атласные ленты

Участники: обучающиеся 1 – 6 классов.

Предварительная работа: пошив русских народных костюмов, работа по оформлению сцены, изготовление фигурок птиц из теста и бумаги, разучивание стихов, песен, закличек, хороводов, игр.

Ход праздника

Звучит русская народная музыка: вступление к русской народной песне «Летели две птички». Дети входят на празднично украшенную сцену, играя на свистульках. Их встречает ведущий в русском народном костюме.

Ведущий: - Здравствуйте, гости званные! Гости званные да желанные!

Приглашаем вас к нам на праздник. Будем сегодня хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять!

Сегодня у нас народный обрядовый праздник - праздник встречи Весны. Его издавна проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну закликают. Ну что ж, ребятки, власть зимы закончилась и мы споем песню «Вот и зимушка проходит».

Ведущий: - Ребята, мне кажется, солнышко ярче светить стало. А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит?
- Потому что наступила весна!
- Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали приближение весны? (появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая, солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный)
Ведущий: - А какой месяц сейчас идёт? (наступил месяц март).
Ведущий: - Да, ребята, в народе говорят: «Пришел март - капельник и зима заплакала». А ещё в марте из дальних стран начинают прилетать птицы. В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Русская пословица говорит: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!». Первая из прилетающих птиц – полевой жаворонок и эту птичку ждали больше всего, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться ото сна. Поэтому и наш праздник называется«Жаворонки».

1ребенок:Благослови, мати, весну закликати,

весну закликати, зиму провожати.

2 ребенок: Пусть зима уходит впрок, весну пустим на порог.

3ребенок: Пускай весна придет скорей, мы так соскучились по ней

4 ребенок: Станет солнышко добрее, а дни - светлее и длиннее.

Ведущий:На Жаворонков в деревнях рано утром хозяйки пекли из теста птичек. Дети бегали по улицам с этими птахами, подбрасывали их вверх, ловили и громко кричали заклички. Давайте, дети, и мы с вами их исполним.

Жаворонушки, уж вы матушки

Весну красную, на сохе, на бороне,

на ржаном калаче!

Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну красную да красно летеце

Жаворонки, ноги тонки

Прилетите к нам, принесите нам
Конфетки на ветке, весну красну

Лето теплое!

Ведущий: Не может весна без солнышка прийти, пора и его звать- закликать.

Девочки: Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

Высоко взойди, далеко посвети!

Мальчики: На темные лесочки, на сырые борочки,

На речку, на поля, на синие моря,

На зеленый огород и на весь народ!

Ведущий:А вот и солнышко проснулось, засияло, улыбнулось

Птицы весело поют, весну - красну на крыльях несут!

Давайте встанем в хоровод вокруг нашего деревца

и споем песню «Летели две птички»

Ведущий: Ребята, а еще на праздник люди играли. Вот и мы сейчас

с вами поиграем в русскую народную игру «Солнышко».

Дети: Солнышко вёдрышко,
Выгляни в оконышко.
Там твои детки,
Кушают конфетки

Водящий: Раз, два не воронь,
А беги как огонь.

Ведущий:Ну что ж дети, Солнышко взошло и ярко светит, а мы сейчас весну закликать будем.

Девочки: Весна красна, на чем пришла

На сохе, на бороне

На вертучем колесе.

Мальчики: На кнутику, на хомутику.

Идет кулик, несет ключик

Отворять лето, замыкать зиму

(Входит Весна)

Весна: Я Весна, Весна красная! Пришла к вам с радостью,

С радостью, с благостью, с великой милостью.

Здравствуйте, люди добрые! (кланяется).

А еще принесла вам здоровье: первое - коровье, второе - овечье, третье – человечье.

Ведущий: Весна - красна, чем ты нас одаришь?

Весна:Одарю я вас ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.

А еще, я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,
Ветку вербы принесла.

Без вербы не весна.
- Верба гонит лед с реки.
- Если хорошо цветет верба, будет урожай.

(Весна проходит, дотрагиваясь до детей веточкой вербы)

Весна: - Дай, вербочка, детушкам здоровья. Как вербочка растет, так и ты расти, верба красна, бьет не напрасно.

Еще одна из примет весны, это повсюду текущие ручейки, вот и мы сейчас поиграем в русскую народную игру «Ручеек»

народная игра «Ручеек»

Весна:С приходом весны из – за гор, из – за морей прилетают птицы

Вот и со мной пташки прилетели.

Сможете отгадать как их зовут?

1.Черный, проворный, кричит «Крак!» червякам враг. (Грач).

2.Спереди у птички шильце, позади у птички вильце.

Сама птичка мала, а за морем была. (Ласточка).

3. Он прилетает каждый год туда, где домик ждет.

4.Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

5. Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения.

6. Его и песни, и полет вошли в стихотворение. (Жаворонок)

Весна: Загадки все вы отгадали, молодцы.

А еще, по традиции, каждый человек к обрядовому деревцу должен Разных птиц я люблю,но дороже всех одна пташка малая. Кто она, вы знаете, дети? Скорей мне ответьте!

Дети: Это жаворонок.

Весна:Правильно. А вы знаете почему?

Эта птичка-предвестник весны.

Жаворонки могут подниматься высоко в небо, где, по древним преданиям, живут духи-покровители.

- Эта птица является символом добра и счастья.

Весна: Молодцы. А давайте послушаем песню жаворонка. (В записи: пение жаворонка)

А сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Жаворонок»

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.

Ведущий: Ребятки, праздник «Жаворонки» отмечают 22 марта, в день весеннего равноденствия. Этот праздник назывался еще и по другому - «Сороки». Но название это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников, которые были казнены за веру.

Ребенок: Жаворонки, жавороночки!

Вы скорее летите, тепло принесите.

Нам зима надоела - весь хлеб она поела.

Нет ни хлеба, ни картошки, самовар стоит на окошке.

Ведущий: Самовар на окошке - это непорядок! Самовар должен всегда на столе стоять, да пыхтеть, к чаю приглашать. А вот вам, ребята, и нашим дорогим гостям угощение – птички - жаворонки

С пылу, с жару - для нашего самовара! Угощайтесь – не стесняйтесь!