«Социология детства. Принцип участвующего исследования и полевая социология для детей Социологические опросы по проблемам современного детства

Вышел номер журнала «Социологические исследования» с разделом, приуроченным к 25-летию «Социологии детства» в мире:

  • Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А. Дети и детство как объекты социологических исследований // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 62-69.

Аннотация: В статье представлены три этапа развития социологии детства: от изучения детей в рамках общесоциологических подходов к социализационным теориям и постепенному становлению «новой» социологии детства. Эта отраслевая социология в современном состоянии базируется на понимании детей как активных членов общества, проведении сравнительного анализа различных групп детей в междисциплинарных исследованиях в области детства. Выделены общие и особенные характеристики российских и зарубежных теоретических, методологических и эмпирических исследований. Аргументирована необходимость пересмотра периодизации детства, которая должна быть основана на новых явлениях и специфике деятельности детей, особенно связанных с процессами информатизации и потребительскими практиками. Обозначены перспективы профессионализации сообщества российских социологов детства в технологиях и методах исследования нового поколения.

Ключевые слова: детство; социология детства; научные дискуссии; социологические ассоциации; институционализация; российская социология детства; исследования детства

  • Саралиева З. Х., Кутявина Е. Е. Голос детей и детский взгляд на взрослые проблемы // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 70-76.

Аннотация: В статье представлены результаты исследований 2012–2016 гг., посвященных качеству жизни детей; их адаптации к учебе и школьному взаимодействию на разных ступенях обучения; конфликтам, агрессии и насилию в школе; профориентационной работе с выпускниками школ; внутрисемейному взаимодействию, отношению к членам семьи. Выявлены и систематизированы факторы, повышающие риск участия в различных ситуациях школьного насилия (вербальное или физическое, агрессор или жертва). В качестве значимых рискогенных факторов выделены: семейное неблагополучие, материальное неблагополучие, смерть близкого человека, переезд. Определены проблемы адаптации к школе на разных этапах обучения, особенности мотивации к учебе школьников разного возраста, специфические проблемы адаптации школьников из семей мигрантов. На основе исследования ценностных ориентаций учеников старших классов и их родителей выделены сходства и различия представлений учеников и их родителей об образовании и будущей профессии; о предпочтительном, допустимом и недопустимом профессиональном выборе. Авторы отмечают проблемы, возникающие при проведении массовых опросов младших и средних классов, которые возможно преодолеть тщательным контролем ситуации опроса и использованием дополнительных, нестандартизированных методов исследования (наблюдение, интервью). Результаты исследований показывают необходимость учета мнения детей как о «детских» (дружба, школьная успеваемость, отношения со сверстниками), так и о «взрослых» проблемах (бедность, развод, миграция). Авторы отмечают некоторые организационные проблемы при проведении опросов в школе.

Ключевые слова: детство; социология детства; насилие в школе; проблемы школьной адаптации; выбор профессии

  • Савинская О. Б. Социальный порядок детского сада глазами детей: конструирование мира детства через интервью-игру // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 77-85.

Аннотация: В статье описывается значимость изучения детства как самодостаточного объекта социальной практики. Дается обзор становления данного направления в социологии, обозначаются основные постулаты. Эмпирическая часть посвящена изучению детского сада как особого жизненного мира детей. Особое внимание уделяется описанию метода сбора данных – интервью-игре как адекватному методу для изучения мнения детей. Обозначены методические особенности реализации интервью-игры: использование психодраматических техник, использование детских игрушек (персонажей) для проецирования обсуждаемых ситуаций. Описывается процесс формирования доверительных отношений. Анализ интервью показал, что дети оказываются уникальными «экспертами», умеющими через особо построенную беседу рассказать о своем ощущении жизни в детском саду и о своих идеях ее изменения. Дети делают акцент на значимости игры с ровесниками, особенностях практик ухода (еды и сна), тактиках взаимодействия воспитателя с детьми, делают свои предложения по созданию более комфортных условий в детском саду. Полученный методический опыт показал, что развитие техник интервьюирования детей идет в русле развития метода интервью, а собранные данные могут стать полезным материалом для модернизации дошкольного образования.

Ключевые слова: социология детства; качественные методы; геймификация; дошкольники; интервью-игра; детский сад; дошкольное образование

  • Филипова А. Г., Ракитина Н. Э., Купряшкина Е. А. Новые исследовательские ориентации в социологии детства // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 86-93.

Аннотация: В статье представлен обзор зарубежных и российских исследований географического направления в социологии детства. Существенное влияние на ее становление оказали идеи о множественности детских миров, позиции детей-акторов и др. Эмпирической основой для выявления исследовательских ориентиров, формирования смыслового поля и сопоставления методик социогеографического направления изучения детства послужили материалы международного научного журнала «Children’s Geographies», издающегося с 2003 г., а также монографии и статьи из других журналов. Выделены пять основных направлений – детские игры и их места, дети и улица, детские мобильности, городская доброжелательность к детям, детство и пространство на макросоциальном уровне. Социогеографические представления детства наряду с исследовательским поиском выполняют задачу преодоления разрывов между миром детей и миром взрослых. В российской социологической практике детство пока исследуется на локальном уровне. В этом плане зарубежные исследования могут дать методологические и методические ориентиры отечественным ученым, предоставить эмпирический материал для сравнительных исследований.

Ключевые слова: «новая» социология детства; географии детства; социогеографическое направление исследований

  • Аланен Л. М. Теория пересечений и другие вызовы теоретизирования детства // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 94-97.

Аннотация: Автор размышляет о возможности применения «теории пересечений» для изучения проблем детства. Проводится аналогия с использованием данного концепта в исследованиях феминизма и обсуждаются возможности его приложения в социологии детства. Автор обращается к позиции Й. Квортрупа по проблеме «теории пересечений» в отношении детства. Такое рассмотрение позволит не только описать «множества детств» – жизненных миров, идентичностей и опыта, но и провести причинно-следственный анализ современного детства.

Ключевые слова: социология детства; теория пересечений; постмодернизм; феминизм; методология

Кандидат социологических наук, доцент, Российская государственная детская библиотека, заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия. [email protected]

DOI: 10.7868/S0132162518030066
ID статьи на сайте журнала: 7099

Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А. Дети и детство как объекты социологических исследований // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 62-69.
DOI: 10.7868/S0132162518030066



Аннотация

В статье представлены три этапа развития социологии детства: от изучения детей в рамках общесоциологических подходов к социализационным теориям и постепенному становлению «новой» социологии детства. Эта отраслевая социология в современном состоянии базируется на понимании детей как активных членов общества, проведении сравнительного анализа различных групп детей в междисциплинарных исследованиях в области детства. Выделены общие и особенные характеристики российских и зарубежных теоретических, методологических и эмпирических исследований. Аргументирована необходимость пересмотра периодизации детства, которая должна быть основана на новых явлениях и специфике деятельности детей, особенно связанных с процессами информатизации и потребительскими практиками. Обозначены перспективы профессионализации сообщества российских социологов детства в технологиях и методах исследования нового поколения.


Ключевые слова

детство; социология детства; научные дискуссии; социологические ассоциации; институционализация; российская социология детства; исследования детства

Список литературы

Бесчасная А.А. Урбанистическое детство: социологический анализ. СПб.: Астерион, 2016. С. 125-126.

Бреева Е.Б. Исследование качественных характеристик детей в современной России: методологические аспекты: диссертация … доктора экономических наук. М., 1997.

Бюлер-Нидермейер Д., Зюнкер Х. От исследований социализации к социологии детства // Развитие личности. 2003. № 4. С. 69-94.

Губанова А.Ю. Классификация электронного контента сайтов для детей: социологический анализ // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2015. № 7 (150). С. 139-143.

Гуркина О.А., Колосова Е.А. К вопросу об актуальности изучения детства в социологии // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2013. № 2. С. 149-157.

Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. Научная монография / Отв. ред. С.Н. Майорова--Щеглова . М. 2017. 1 CD ROM.

Колосова Е.А. Потребительская социализация детей: подходы и практики // Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. Научная монография / Отв. ред. С.Н. Майорова--Щеглова . М. 2017. С. 139-156. 1 CD ROM.

Кон И.С. Проблемы междисциплинарной кооперации общественных наук (на материалах социологии детства) // Советская социология. М.: Наука. Т. 1. Социальная теория и Социальная практика. 1982. C. 237-249.

Кон И.С. Детство как социальный феномен // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 2. С. 151-174.

Митрофанова С.Ю. Парадоксы пространства детства. Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. 2007. № 1 (51). С. 32-40.

Митрофанова С.Ю. Реализация принципов участвующего подхода в современной социологии детства // Вектор науки ТГУ. Тольятти, 2016. № 2. С. 132-135.

Митрофанова С.Ю. Современные тенденции в зарубежных социологических исследованиях детства (на основе тематики журнала «Детство: глобальный журнал исследований ребенка») // Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. Научная монография / Отв. ред. С.Н. Майорова--Щеглова . М., 2017. С. 78-100.

Митрофанова С.Ю., Штифанова Е.А. Роль информационных технологий и гаджетов в социализации детей // Экономика и социология. 2015. № 1. С. 18-24.

Одинокова В.А., Захарова Ю.П., Русакова М.М. Опыт социологического опроса детей, живущих в детских домах // Петербургская социология сегодня. 2016. № 7. С. 116-142.

Рыбинский Е.М. Социальные реальности детства в современном российском обществе. Дис. … д.с.н. М., 1998.

Филипова А.Г. Российская социология детства: вчера, сегодня, завтра. Проблемы институционализации и перспективы развития: монография. СПб.: Астерион, 2016.

Филипова А.Г., Ракитина Н.Э. Дети и город: проблема воспроизводства социального неравенства. Социология города. 2016. № 2. С. 58-71.

Фрис С. Социология молодежи / Пер. Омельченко Е.Л. // Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: ИС РАН, 2000.

Щеглова С.Н. (а) Социология детства: социально-технологический аспект // Социальные технологии, исследования. 2003. № 1. С. 26-31.

Щеглова С.Н. (б) «Социология детства» как элективный курс. Опыт преподавания // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 109-113.

Alanen L. ‘Intersectionality’ and other challenges to theorizing childhood // Childhood. 2016. Vol. 23(2). P. 157-161. URL: http://chd.sagepub.com/content/23/2/157.full.pdf+html (дата обращения: 01.06.2017).

Boulding E. Children’s Rights and the Wheel of Life. New Jersey: Transaction Book, 1979.

Davis K. The Child and Social Structure // Journal of Educational Sociology. Vol. 14.

Eisenstadt S. From Generation to Generation. New York: Glencoe, 1956.

James A., Prout A. Strategies and structures: towards a new perspective on children’ s experiences of family life // Children in families: research and policy / Brannen J., O’Brien (coord.). London: Falmer Press, 1996. P. 41-52.

Prout A., James A. A new paradigm for the sociology of chidhood? Provenance, promise and problems // Constructing and Reconstructing Childhood. Contemporary Issues in the Sociological Study of Childhood / James A., Prout A. (coord.). London: Falmer Press, 1997. P. 7-33.

Punch S. Research with children: The same or different from research with adults? // Childhood. 2002. Vol. 9. № 3. P. 321-341.

Qvortrup J. Childhood as a social phenomenon. Budapest, Viena: European Centre for Social Welfare Policy and Research. 1991.

Tuukkanen T. Children’s life world as a perspective on their citizenship: The case of the Finnish Children’s Parliament / Terhi Tuukkanen, Marja Kankaanranta, Terhi-Anna Wilska // Childhood. 2012. № 20 (1). P. 131-147.

Сущность социологии детства

Определение 1

Социология детства – это отрасль социологического знания, которая объясняет специфические конкретные действия, процессы в обществе в отношении периода детства, изучаемые с помощью специальной социологической техники. Главная проблема заключается в том, каким образом социальные процессы и явления, которые происходят ежедневно, оказывают влияние на детский организм и психику.

Социология детства стоит и функционирует в одном ряду с такими отраслями социологии, как:

  1. Социология воспитания;
  2. Социология образования;
  3. Социология молодежи.

Объект социологии детства – детство как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения человека во все этапы взросления. Таким образом, в качестве объекта принято брать отдельную детскую группу, которая находится на этапе своей первичной социализации, и любое воздействие может оказать как негативное, так и позитивное влияние.

Предметом социологии детства являются специфические роли «ребенок» и «взрослый», социальные нормы и предписания, которые направлены на регулировку соответствующих ролей, детской субкультуры, а также процессов взаимодействия общества и детства, государственной политики в интересах детей и подростков.

Важно понимать, что детство в принципе – это достаточно широкое понятие, и сюда входят дети разных возрастных уровней (начиная с рождения и заканчивая достижением совершеннолетия). То есть, до 18 лет любой человек считается ребенком, но при этом его уровень развития может быть абсолютно любым, так как это зависит от успешности социализации, от психических, физических и интеллектуальных особенностей.

В рамках социологии детства также рассматриваются особенности группового поведения, социально-демографические группы детского возраста, закономерности развития детских сообществ, как формальных, так и неформальных. Исследователи в отдельном разделе данной отрасли разрабатывают методические и методологические принципы исследования детской и подростковой среды.

При реализации данных исследований учитывается, что временной период детства характеризуется рядом социальных процессов:

  1. Первичная семейная социализация;
  2. Первичная внесемейная социализация;
  3. Формирование представлений о социальных нормах и ценностях в рамках семьи или некоторых институтах образования (детский сад, школа, подготовительные курсы);
  4. Освоение социальных ролей «взрослого мира» (для детей дошкольного или младшего школьного возраста рекомендуется организация такого освоения в игровых формах);
  5. Приобретение социального статуса (статус ребенка, затем статус школьника).

Отечественная социология детства

Этап становления советской социологии детства приходится на 20-30-е годы 20 века. Именно в это время ведется достаточно активная теоретическая и эмпирическая деятельность по изучению проблем детского возраста. Созданы соответствующие научные учреждения.

Социально-педагогические исследования проводились в разнообразных учреждениях: в библиотеках, школах, семьях, пионерских отрядах, детских домах. Они были ориентированы на исследование процесса формирования нового человека, а также на изучение окружающей среды как основного источника влияния на ребенка.

Гораздо позже, в 1982 году, спустя почти 50 лет, И.С. Кон предложил первую комплексную программу по изучению детства. Из данной программы, с небольшими изменениями и адаптациями под современные реалии, были выделены задачи социологии детства.

Детство в современном российском обществе – это обособленная социальная категория, которая связана с различными социальными институтами, а также законодательной системой, которая опирается на возрастные ограничения.

Замечание 1

В России на сегодняшний день детство институционализировано в возрастных рамках от 0 до 18 лет, и эти границы легиматизированы в Федеральном законе «Об основных гарантиях по защите прав ребенка», а также в Конвенции ООН о правах ребенка. Так как детство не обладает самостоятельностью а таких процессах, как самостабилиация и самоорганизация, то оно нуждается в постоянном контроле или со стороны органов власти, или со стороны тех социальных институтов, которые способны оказать влияние на первичную социализацию главного объекта социологии детства – ребенка. Отсюда вывод, что существование детства невозможно без внешних поддерживающих сил, семьи в первую очередь.

Задачи социологии детства

Итак, И.С. Кон предложил программу по изучению периода детства, в которой выделил следующие задачи:

    Понять и проанализировать уже существующие в обществе ожидаемые, нормативные и реальные образы детства. К ним относятся следующие:

    • Критерии детского возраста (периодизация);
    • Черты и свойства, а также текущие стереотипы ролевого поведения детей, которые выступают в качестве социально-общественной нормы;
    • Отклонения детей разных возрастов (начиная с рождения и заканчивая достижением совершеннолетия);
    • Символизация возрастных процессов. Сюда входят представления о том, как происходит процесс перехода из одной возрастной группы в другую, но все это в рамках категории «детство»;
    • Возрастные ритуалы или инициации детей (первый звонок, выпускной, переход из детского сада в школу, переход из категории «младшие классы» в категорию «старшие классы», последний звонок).
  1. Изучить характер деятельности ребенка в определенный исторический промежуток времени. Предмет исследования в данном случае – это возрастная стратификация, а также структуры жизненного пути. Исследователь проводит сравнение возрастных изменений и их связь с изменениями исторического характера.

Замечание 2

Еще одна отдельная задача социологии детства – это исследовать и проанализировать специфику детской субкультуры. Детская субкультура является социокультурным феноменов общества и может выступать как некоторый механизм для поддержания образцов конструирования детского периода развития.

АННОТАЦИЯ

В статье представлено описание принципа участвующего исследования на примере ведения элективного курса «Полевая социология для школьников», раскрыты цели, задачи, структура курса, а также даны рекомендации по реализации принципа участвующего исследования.

ABSTRACT

In the article it is presented the principle of participating research by the example of elective course "Field Sociology for School Children". The purposes, tasks, structure of this course as well as recommendations about the principle of participating research realization are considered.

В современном мире возникновение непрерывной потребности в получении новых знаний о мире, явлениях социальной действительности является предпосылкой рождения творческого, активного, ответственного, неравнодушного человека, способного менять среду, в которой он живет или учится.

Право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым является одним из четырех главных принципов Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. Принцип участия детей в принятии решений является одним из ключевых принципов современной политики, ориентированной на ребенка, во многих странах, что способствует формированию у детей активной гражданской позиции, росту потребности участия детей в жизни общества, развитию чувства собственного достоинства, способности брать на себя ответственность, повышению качества жизни детского и взрослого населения, защите их прав, свобод и законных интересов.

Целью данной статьи является раскрытие и обоснование возможностей реализации принципа «участвующего исследования» в ходе прохождения курса по социологии в школе.

Подход, предполагающий участие детей не только в качестве информантов, но и в качестве активных участников исследования (на этапах сбора и обработки информации), получил в зарубежной науке название «участвующего исследования». Как зарубежные, так и российские социологи, занимающиеся изучением детства, признают компетентность детей в качестве участников социального взаимодействия, понимают, что детские социальные отношения и культуру необходимо изучать через самих детей и для детей.

В современной школе идет активный поиск новых форм, технологий обучения, стимулирующих активность, творчество и самостоятельность учащихся. Отличительной особенностью нового Федерального государственного образовательного стандарта является его деятельностный характер. Так, акценты смещаются на развитие личности обучающихся: формирование готовности к саморазвитию и личностному самоопределению, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, социальных компетенций, правосознания, способности ставить цели и строить жизненные планы .

Эту тенденцию мы и постарались учесть при разработке программы элективного курса под названием «Полевая социология для школьников». Программа курса предусматривает ведение занятий в объеме 34 часов в год, рассчитана на учащихся 8- 11 классов.

Цель курса: способствовать пониманию учащимися сущности процессов, происходящих в современном обществе, успешной социализации личности подрастающего поколения на основе осознанного определения своих интересов и возможностей в сфере исследовательской деятельности, поспособствовать подготовке широко образованных, творчески и практически мыслящих людей, способных к анализу, прогнозированию и решению различных социальных проблем.

В структуре курса выделены четыре модуля.

Модуль 1 «Знакомство с наукой «Социология» направлен на понимание специфики и профессиональных задач работы социолога, знания основ понятийного аппарата социологии, места социологии в системе общественных и гуманитарных наук, знакомство с главными социологическими теориями, переведенными на доступный детям язык.

Модуль 2 «Основы социологического исследования» охватывает следующие темы: «общие понятия социологических исследований» (актуальность, проблема, гипотеза и др.), «виды социологических исследований», «социологическая программа как инструмент социологического исследования», «правила выбора темы исследования» и т.д.

Модуль 3 «Методы сбора данных на практике» предполагает проведение своего мини-исследования и включает работу над такими темами, как: «методы сбора информации» (анкетирование, интервью, наблюдение, эксперимент, мягкие методы сбора данных), «правила проведения опросов», «как составить анкету».

Модуль 4 «От идеи к реальности» предполагает овладение способами обработки данных и интерпретации полученных результатов, составление отчета о социологическом исследовании и представление результатов социологического исследования в виде публикаций в школьной газете.

Реализация данного курса началась в октябре 2016 г. на базе лице г. Владивостока. В первом полугодии школьники получат базовые знания об особенностях организации и проведения социологического исследования, а во втором полугодии выйдут «в поле» для сбора эмпирического материала. Исследования будут связаны с городской проблематикой – городскими рисками, общественными пространствами, городскими мобильностями и пр. К работе будут привлечены студенты-социологи из Дальневосточного федерального университета. Они станут модераторами проектных групп, образованных из школьников. Проектные группы самостоятельно определяют темы работ. За темой следуют разработка программы, проведение исследования, обработка и анализ полученных данных, их обсуждение. После завершения проекта (1-2 месяца) группа распадается, формируются новые команды, исходя из исследовательских задач и предпочтений студентов и школьников.

Для успешной реализации принципа «участвующего исследования» необходимо постоянно поддерживать обратную связь со школьниками, выясняя их представления, мнения по тому или иному поводу, вовлекая в процесс социологического исследования не только как анкетера или интервьюера, но и как эксперта в области детства.

Подобный формат научно-исследовательской работы, с одной стороны, обеспечит погруженность исследователя в исследовательское поле (это также решение проблемы доступности поля), максимально сблизит позиции исследователя и исследуемого, что, несомненно, на пользу социологическим исследованиям детства. А, с другой стороны, будет способствовать формированию у школьников и студентов навыков научно-исследовательской работы, а также сопутствующих - коммуникативных, организаторских и прочих навыков. Кроме того, данный курс может стать средством профессионального самоопределения.


Список литературы:

1. Калабихина И.Е. Методические рекомендации по развитию участия детей в принятии решений, затраги-вающих их интересы, в муниципальных образованиях. - М.: Фонд поддержки детей, находящихся в труд-ной жизненной ситуации, 2014. - 114 с.
2. Официальные сайт министерства науки и образования РФ: документы / [Электронный ресурс]. - Режим до-ступа: URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0% B5%D0% BD%D1%82%D1%8B (дата обращения: 18.09.2016).


Социология детства - новая наука о детстве?

Специальная социологическая теория детства - это теоретическая конструкция, объясняющая специфические конкретные действия, процессы в социуме в отношении детства, изучаемые с помощью специальной социотехники. Подобно другим специальным теориям социология детства возникла в локальной области социальной жизни и существует на принципах равенства с другими специальными теориями: социологией воспитания, образования, семьи, молодежи и др.

Для социологии детства характерны:

1. Собственная теория о детстве, его изменениях и взаимоотношениях взрослого и детского миров.

2. Особая эмпирическая направленность развития социологии детства - постоянное проведение конкретных социологических исследований.

3. Социология детства разрабатывает систему своих понятий, например, детство детская субкультура, роль "ребенка", статус детства в обществе и др.

4. В современном обществе серьезно расширяется круг "потребителей" научных знаний о детях. Если раньше эти знания необходимы были прежде всего педагогическим работникам, то в связи с новыми реалиями такую потребность испытывают руководители многочисленных детских объединений, работники социальных учреждений, юристы, работники госструктур (например, комитетов по молодежной политике), создатели детских средств массовой коммуникации.

С.Н.Щеглова

Детство - выраженная в действиях и языке совокупность объектов, событий, процессов, социальных институтов и социальных практик в отношении детей; эта совокупность формируется и поддерживается обществом, а также постоянно возобновляется в процессе жизнедеятельности детей, которые осваивают социальность и интегрируются в социум.

Д.И. Фельдштейн

Детство -... особое состояние развития в обществе и... обобщенный субъект, целостно противостоящий взрослому миру и взаимодействующий с ним на уровне субъект-субъектных отношений.

Е.М.Рыбинский

Детство можно рассматривать как постоянную возобновляемую совокупность индивидов, находящихся на особой стадии жизненного цикла от рождения до совершеннолетия, и одновременно - как динамичное социальное явление, строящееся на особых общественных связях и отношениях, направленность которых определяется постепенным развертыванием положения ребенка как объекта воспитания и одновременно как субъекта общественной жизни.

В современном мире происходят серьезные изменения в самом объекте ее научного познания - детстве, возникает общественная потребность в получении новых знаний о инновационных явлениях социальной действительности (например, о правах детей). Объект социологии детства определен не как изначально гомогенная группа индивидов, находящаяся на пути к повзрослению, а как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения.

Возможно очертить предметную область социологии детства. Социология детства - специальная отрасль социологии, изучающая детство как социальное образование, его функции в обществе, взаимодействие общества и детства, государственную политику в интересах детей. Отдельный раздел данной отрасли разрабатывает методологические и методические принципы исследования детей и подростков. Предметом изучения являются специфические роли "ребенок" и "взрослый", социальные нормы и предписания, реализующие соответствующие роли, детская субкультура. Данная отрасль также рассматривает особенности группового поведения социально-демографической группы детского возраста, закономерности развития детских сообществ (формальных и неформальных).

Первыми произведениями, строго посвященными социологии детства, были книга американского ученого Дж.Боссарда "Социология детства", появившаяся в 1948 году, а также переработанное и дополненное ее издание в соавторстве с Э.Болл, вышедшее в 1966 году, и учебное пособие с аналогичным названием для высшей школы Ричи и Коллер. В России первое учебное пособие вышло лишь в 1996 году.

Постепенно происходит отбор и становление внутри данной отрасли отдельных направлений исследований, уже сегодня мы наблюдаем возникновение и развитие таких из них, как социокинетика детства - науки о детском движении (Е.В.Титова), социология детской субкультуры (И.А.Бутенко, С.Б.Борисов и др.), социология детского чтения.

В становлении социологии детства наблюдается ряд сложностей. К сожалению, мы не можем сказать, что в стране существует планирование и координация научных социологических и междисциплинарных исследований детства. Ребенок продолжает выступать во многих исследованиях прежде всего как объект воспитательного процесса в семье или в школе. Отсутствует и социальный заказ на изучение аспектов сознания детей и подростков. Ученые и исследователи, занимающиеся проблемами детей, не объединены. Вот почему мы придаем большое значение популяризации методов изучения детства, надеемся на подключение к этой важной работе непрофессиональных исследователей и юных социологов.

Литература

Бюхнер П., Крюгер Г.-Г., Дюбуа М. "Современный ребенок" в Западной Европе // Социс.- 1996. N4.- С.128-135.

Рыбинский Е.М. Детство как социальный феномен. - М.: ДОМ, 1998. - 108 с.

Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детстве.- М: Московский психолого-социальный институт/Флинта, 1997.

Эриксон Э. Детство и общество..- С.-Пб.: Ленато,АСТ, 1996.

Щеглова С.Н. Детство: методы исследования. - М.: Социум, 1999.

Литература о социологических исследованиях детей России 20-30-х годов ХХ века.

Гельмонт А.М. Изучение детского кинозрителя.- М., 1933.

Дети и Октябрьская революция. Идеология советского школьника.-М., 1929.

Иорданский Н.Н. Черты быта школьников.- М., 1925.

Крестьянский ребенок.-М.-Л., 1928.

Круг представлений современного школьника.- М.-Л., 1930.

Ривес С.М. Религиозность и антирелигиозность в детской среде.- М.,1930.

Современное детство: социологическая мозаика

Как дети становятся взрослыми?

"Пограничный" переход от детства к взрослости сопровождается рядом радикальных телесных и психических изменений, однако основным является изменение, модифицирующее взаимоотношения взрослеющего ребенка с обществом и его институтами. Это изменение осуществляются при единообразии биологических процессов весьма неодинаково в различных социокультурных условиях, однако оно является вообще одной из универсалий культуры. Переход от детства к взрослости - это один из важнейших сконструированных элементов детства как объективной реальности. Культурные универсалии - нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

В конструировании верхней границы детства активную позицию занимает государство, пользуясь процессами легитимации границ в формах закона. Эту границу сегодня устанавливают либо по фиксированному возрасту - 18 лет, либо по биологическому половому созреванию (от 14-15 лет). На наш взгляд, данные характеристики не исчерпывают всей полноты процесса перехода от статуса ребенка к статусу молодого человека. "Когда ты почувствовал себя впервые взрослым? Считаешь ли ты себя взрослым человеком?" - такие вопросы были заданы подросткам в ходе наших исследований 1996- 1998 г.г.

Биографические события на этапе от перехода от детства к молодости в настоящий период немногочисленны (было названо лишь одно - получение паспорта), а возраст хотя и важен, но не является определяющим. Поэтому при самоидентификации себя с молодежной группой приобрели значение другие факторы.

Важная роль в конструировании границ детства принадлежит индивидуумам, включая самого ребенка, детское сообщество. Как показали наши исследования, при определении верхних границ современного детства большое значение личные индивидуализированные события и субкультурные изменения. Переход зависит от типа родительства, а также от половых, поселенческих факторов, от того, к какой социальной группе принадлежит эта семья.

Именно в личной, а не в биографической сфере жизни ребенка есть такие критические фазы, в которых изменившийся статус имеет особенно сильное влияние на идентификацию себя как молодого взрослого. В качестве наиболее значимых личностных событий выделены: сексуальный дебют, взаимоотношения с родителями и другими значимыми взрослыми, употребление алкоголя, наркотиков, курение. В детской, а точнее в подростковой среде происходит постепенное опривычивание последних из упоминаемых нами действий.

Начало сексуальной активности, по нашему мнению, означает событие при переходе к этапу молодости, а женитьба - к зрелости. Хотим отметить, что замечены различия в вербальном выражении этого личностного события у девушек и юношей. Девушки, как правило, пользовались завуалированными выражениями: "интимная жизнь", "вступила в половую связь", юноши чаще пользовались грубыми объяснениями "когда впервые трахнулся", "когда поимел женщину". Нам кажется, что этот замеченный факт свидетельствует о сохранении стереотипов представления о правилах поведения и об интересах в сексуальных отношениях, специфичных для лиц того или другого пола. Несмотря на существенное изменение сексуального поведения в период молодости, девушки выражают чувство сдержанности, нежелательности и вины, а юноши - ожидаемую от них активность и агрессию. Исследование подтверждает, что, несмотря на широкое распространение ранних сексуальных контактов, они остаются личностно важным событием на пути продвижения к молодости.

Вторая большая группа ответов - личностные события в семье - также служит индикатором самоидентификации респондентов с молодежной группой.

Переход от детства во взрослость - спектр критических ситуаций во взаимоотношениях с родителями. Наличие тех или иных важных событий может зависеть от типа родительства:

При автократичном типе, по-видимому, таким событием прежде всего станет самостоятельный поступок противостояния диктату родителя, например, в анализируемых анкетах: "когда я стала бороться с родителями за свою жизнь, свободу и право выбора" (ж,17, Торговый колледж, Москва);

При опекающем, событие по отмене сверхопеки, например, "при отъезде родителей осталась за хозяйку" (ж,19, Институт молодежи, Москва); "когда перестали проверять уроки и смотреть дневник" (м,15,школа, МО);

При небрежном типе, по-видимому, значимые события будут вне семейных ситуаций, будут связываться с другими значимыми взрослыми- "когда я ушла из дома" (ж,16, ПТУ, Москва); "я начала много гулять, выпивала и курила, общалась с людьми старше себя на 14 лет. Мама не перечила мне, я почувствовала себя самостоятельной" (ж,17,Книготорговый колледж,Москва);

При демократичном, событие, связанное с новой ступенью автономии и ответственности, например, "когда со мной оставили на 2 дня моего младшего брата" (м,16,МГУ,Москва).

Часто в качестве важных событий взросления респондентами назывались различные трагические события: смерть родственников, прежде всего дедушек и бабушек, а также другие, которые могут быть проиллюстрированы следующими выписками из анкет: "когда на меня напали в подъезде с попыткой изнасилования, а я смогла сама разобраться и убежать" (ж,16,МГПУ, Москва).

Личностным событием, значимым для фиксации перехода в молодежную группу может являться также употребление алкоголя и наркотиков, курение. На вербальном уровне это выражается такими описаниями: "когда я пришел домой в стельку пьяный" (м,16, гимназия, Москва), "когда стал курить, когда напился впервые в компании" (м,17,ПТУ,Москва).

Исключительно юноши указывали также первые самостоятельные поездки на велосипеде, мотоцикле, машине. Только они упоминали драки и другие формы противоборства, владение огнестрельным и другим оружием.

Крайне редко отмечаются внутренние психологические изменения- "когда я стала разумно мыслить" (ж,16,школа, Москва) - или ответственные самостоятельные поступки - "сам готовился к экзаменам и успешно сдал" (м,14,школа, Москва).

Переход от детства к молодости наглядно может быть определен в субкультурном контексте. В языке детей этот сдвиг может быть зафиксирован в виде выражаемого или скрытого требования нового обращения: вместо "девочка"- "девушка", вместо "мальчик"- "юноша". Это инициируется теми подростками, которые хотят подчеркнуть свою принадлежность к данной возрастной и символической группе, так проводится "водораздел" с другими группами. На собственном опыте мы убедились, что в анкеты детей в вопрос о поле необходимо включать оба эти обозначения, в противном случае тинейджеры самостоятельно дописывают эти слова или негативно (устно или письменно) реагируют на "занижение" их статуса. В уже упоминавшемся нами исследовании, часть респондентов указывали, что впервые взрослыми себя почувствовали, когда кто-то стал обращаться к ним на "Вы".

По нашему мнению, субкультура при переходе их одной возрастной категории в другую претерпевает следующие изменения. Характерной особенностью детской субкультуры в отличие от подростковой, молодежной является то, что основные культурные ценности детской субкультуры передаются из поколения в поколение сверстников устно, носителем этих ценностей часто является исключительно детское сообщество. Элементы молодежной субкультуры фиксируются в латентных или открытых формах (дневники, песенники, молодежные газеты и журналы), часто ее влияние распространяется и на взрослое сообщество. Детский фольклор в форме считалочек, дразнилок, детских анекдотов, сценок изменяется на подростковый фольклор "черного юмора" и "хеппиендок", игры приобретают эротико-сексуальную окраску.

Молодежная субкультура сильно ориентирована на внешние атрибуты. Культивируются особые формы общения, характерные отличия в одежде, прическах. Появляются особые материальные свидетельства этой субкультуры: комнаты подростков; альбомы и дневники; одежда,обувь и аксессуары к ним (например, "фенечки"- плетеные из разноцветных ниток веревочки на руку), граффити. Эти материальные свидетельства приобретают особую смысловую нагрузку, они выступают знаками принадлежности к молодежной группе и/или символами отношений внутри этой группы.

Подростковые и молодежные сообщества - своеобразные индикаторы перехода от детства к молодости, ведь дети подобных устойчивых формирований не образуют, им присущи лишь временные, созданные для игр и развлечений группы.

К социокультурным индикаторам перехода мы можем также отнести возникающие в подростковом возрасте культы популярных фигур - кумиров, с образованием или без образования специальных сообществ фанатов.

Итак, к важнейшим субкультурным изменениям на границе детства и взрослости относятся: возникновение относительно устойчивых подростковых и молодежных сообществ, возникновение особых форм социокультурных инвариантов в языке и материальных свидетельств, формирование культов популярных фигур.

В настоящий момент в России отсутствуют подготовленные культурной традицией пути, например, обряды инициации для детей, которые когда-то облегчали и ускоряли вхождение в мир молодых взрослых. Если для молодых и взрослых еще остались какие-то ритуалы (свадьба, защита диплома и др.), то для детей подобных торжеств и действ практически нет. Ритуалы приема в октябрята, пионеры, в комсомол, при всей их идеологизированной направленности, были для детей символическими указателями их взросления, а последний - вступление в комсомол - во многих случаях прямо констатировал переход ребенка в новую социальную группу. В этой ситуации первая рюмка, сигарета, сексуальный дебют во многих случаях замещают официальные обряды инициации.

Опросные методы исследования: общие подходы

К опросным методам относятся анкетирование, интервьюирование, методика неоконченных предложений и ряд других, которые будут рассмотрены в данном разделе.

Анкетирование - вид социологического исследования с помощью анкет в целях выяснения социально-демографических данных, фактов жизнедеятельности, мнений, социальных установок, ценностных ориентаций и т.п. Интервьюирование - способ получения социальной информации с помощью устного опроса.

Объединяет эти методы то, что ребятам предлагается отвечать на вопросы. Анкета представляет собой набор вопросов, логически связанных целью и задачами самого исследования. Составление анкеты всегда сложная и трудоемкая процедура.

Для проведения интервью готовится специальный иструментарий - бланк, тут же фиксируются ответы респондента (сразу же или после расшифровки записи беседы). Различаются два основных вида интервью: свободное и стандартизованное, близкое по форме анкете с закрытыми вопросами. Ребенок-респондент, выступающий в роли объекта, при проведении опросных методов заранее знает о своем участии в них и необходимости взаимодействия с исследователем.

Как задать вопрос? Проблема языка опроса

Чтобы с помощью анкетирования или интервью получить достоверную полную информацию, должны соблюдаться следующие подходы к ее конструированию и к формулированию вопросов.

Практика социологических исследований показала, что вопросы разговорного языка и анкеты имеют различную природу. В разговорном языке вопрос обращен только к индивиду, к одному человеку, а в социологической анкете беседа идет со множеством респондентов.

Исследователь не может учесть все личностные особенности респондентов-детей и условия, возникающие во время опроса. Это ставит очень сложную задачу унификации социологического вопроса. Он должен быть построен так, чтобы быть понятным всем без исключения. Вопросы не должны предъявлять непосильных требований к детям, их памяти и аналитическим возможностям.

При постановке вопроса необходимо быть уверенным в адекватном (правильном, точном) понимании всеми респондентами употребляемых в нем слов, терминов и понятий. Так, включая в анкету такую общественно-политическую лексику, как реформы, общественный строй, права, обязанности и др., необходимо убедиться, что данные понятия знакомы детям. Для этого возможно проверить: изучались ли данные понятия на занятиях по предметам школьной программы, встречаются ли они в материалах детской прессы, в письмах, сочинениях, разговорах самих детей.

Наблюдения педагогов-практиков за языком детей помогут определить, какие слова требуют уточнения и разъяснения. Полезным может быть в этом случае обращение к специализированным изданиям.

Мы в нашей практике сталкивались много раз с употреблением детьми общеизвестных слов в необычном смысле. Например, слово "администрация" понимается маленькими детьми не как орган, а как конкретное здание. Мульти - миллионер - это тот, кто нажил богатство на производстве мультиков. А Президент, по мнению первоклассников, бывает у всех живых существ: "Там живет стая бродячих собак, а Шарик у них президент!". При проведении исследования влияния рекламы на младших школьников нами было отмечено неадекватное взрослому понимание слова "раздражает". Вопрос: "Что тебя раздражает в рекламе?" - остался в ряде случаев без ответа, дети восприняли это слово только в значении физического воздействия - раздражения кожи, они писали, что раздражение бывает на шоколад, клубнику и т.п. При обнаружении неточного понимания термина, слова требуется его обязательная замена. В противном случае нельзя гарантировать, что будет получен достоверный ответ.

Важно не только подобрать слова понятные детям, но и учитывать их возрастные особенности восприятия некоторых тем. Маленькие дети не любят вопросов о женитьбе или замужестве, они их смущают. Социологи заменяют выражения на более нейтральное словосочетание "создать семью", и малыши дают ответы охотно. Отметим полезность проведения пробного (пилотажного) исследования с небольшой группой, которое позволит выявить все языковые неточности, сложности восприятия детьми предлагаемых текстов.

Но даже точно зная, что дети понимают данное слово, необходимо в ходе экспертизы или пилотажного исследования убедиться, что его значение в данной ситуации воспринимается ими так же, как и взрослыми исследователями. Так, в одной из анкет при проведении исследования в 60-е годы "Интересы и свободное время подростков" был поставлен вопрос: "Если бы тебе предложили участвовать в игре "Зарница", то кем бы ты хотел быть?" и варианты ответа: командиром, простым солдатом-участником, наблюдателем. Большинство детей ответило: "Наблюдателем". И исследователи могли бы сделать вывод о желании большинства лишь пассивно созерцать зрелище, о неприятии этой формы деятельности. Однако, как выяснилось, дети называли наблюдателем разведчика, шпиона, т.е. крайне активную и привлекательную персону в этой игре.

Младшие школьники не понимают выражений "обычно", "чаще всего". "Карманные деньги" - это словосочетание представляется взрослым для восприятия детьми простым, они считают, что это то, что дают родители на личные нужды детям. Оказалось, что в представлении детей - это все денежные суммы, независимо от источника их получения.

Вопрос: "Всегда ли тебе хватает денег, чтобы купить понравившуюся вещь?" - сложная для детей конструкция, поскольку предполагает, что дети должны вспомнить, посчитать, представить свои нужды. В этом случае вопрос требует специального объяснения либо переформулирования его в несколько последовательных вопросов. Вопрос не должен содержать завышенные требования к памяти, вниманию или уровню мышления ребенка, необходимо всегда иметь в виду психологические особенности каждой возрастной группы, о которых мы рассказывали в предыдущем разделе.

Бывает, что в исследовании принимают участие дети разных национальностей, республик России или стран СНГ. Полагаем, что опрос детей с применением анкет на их родном, национальном языке способствует получению качественно полной информации.

При формулировании вопросов анкеты о фактах поведения и о личности респондента в отношении детей необходимо учесть, что общение посредством анкеты для подростка имеет межличностный характер, и ребенок воспринимает каждый вопрос как индивидуально заданный именно ему. Он не способен трансформировать содержание вопроса применительно к себе. Поэтому вопросы требуют порой расширения, пояснения, дополнения. Вопросы желательно формулировать в личностной форме с обращением на "ты". Когда в анкету включаются вопросы с обращением "Вы", например, "Чем Вы любите больше всего заниматься в свободное время после школы?", некоторые дети полагают, что их спрашивают вообще о всех ребятах этого возраста и о себе лично не рассказывают. Акцент на поле респондентов может быть сделан путем обозначения грамматической категории рода ("На кого тебе хотелось бы быть похожим (жей) ? Что значит, по-твоему, хорошо жить, когда ты станешь взрослым (ой)?").

При формулировании вопросов также рекомендуется учитывать такие возрастные особенности детей, как внушаемость, ориентация на социальную желательность (мнение старших, мнение значимых взрослых-родителей и ровесников). Поэтому крайне важным считается сделать анкету так, чтобы вопросы не внушали респондентам представления о "нужных", ожидаемых или неудобных, плохих вариантах ответов и не содержали прямых или косвенных подсказок. Иначе у ребят возникает желание дать хороший, правильный ответ, чтобы взрослые остались довольны. В нашем опыте был наглядный случай такого влияния. На вопрос анкеты: "Делаешь ли ты зарядку утром?" - следовало гораздо больше положительных ответов, чем при обработке вопроса: "Что делаешь обычно по утрам?" - с одним из вариантов "делаю зарядку". Очевидно, в первом случае у подростков возникало желание дать хороший, правильный ответ, чтобы прежде всего взрослые остались ими довольны.

Структура анкеты, бланка интервью

Не только все вопросы анкеты, но и вступление, обращение к заполняющему, инструктивные указания по технике заполнения анкеты должны быть написаны четким, доходчивым, простым и понятным для каждого языком. Изложите в обращении не только тему, цели и задачи опроса, но и способ обработки анкет, указания на возможность затем узнать результаты в детской прессе. Для того чтобы расположить подростков к действительно откровенному разговору, в обращении было акцентировано внимание на анонимности опроса, а также была представлена исследовательская группа, разработавшая эту анкету. Нацельте подростков на заинтересованный и доверительный разговор, подчеркните важность и ответственность проведения исследования.

Так как большинство детей впервые не только отвечают на вопросы анкеты, но и просто видят опросные листы, считаем возможным поместить социально-демографический блок в начале анкеты вопреки рекомендациям его размещения в конце опросника, которые могут вам встретиться в учебниках по социологии.

Кроме того, опыт проведения исследования показал, что для детей недостаточно инструкций по заполнению анкеты. Для того чтобы объяснить каждому юному респонденту порядок определения и отметки нужного кода, анкетер может предложить детям вместе заполнить первые вопросы о поле, возрасте, месте проживания, национальности. Таким образом проводится обучение детей заполнению анкет. С другой стороны, так как обычно опрос проходит в одном помещении, анкетер сам имеет возможность проследить за правильным заполнением социально-демографического блока, скорректировать непроизвольные ошибки и неточности. К тому же это поможет значительно сократить время обработки анкет в социально-демографической части.

Вопросы анкеты предпочтительно объединять в блоки по тематическому и проблемному принципам. "Мир, который нас окружает", "Твое отношение к людям, друзьям", "Твои интересы" и т.д. Более сложные вопросы, требующие активизации мыслительных процессов и анализа, располагаются в середине анкеты. Учитывая особенности психологии подростков, в качестве своеобразных "переключателей" внимания рекомендуем использовать не только вводные пояснения, но и специально подобранные рисунки. Так, вопрос об идеале, образце для подражания сопровождал портрет мальчишки, смотрящегося в зеркало и видящего там того, на кого он очень хотел бы походить: космонавта, спортсмена и т.д.

В случае, если анкета большая по объему и на ее заполнение уходит более 30 минут, в середине работы респондентам может быть предложено сделать своеобразный перерыв, отдохнуть, посмотреть забавные рисунки или самим нарисовать что-либо. Наши наблюдения свидетельствуют о положительном влиянии иллюстраций на респондентов-подростков. Рисунки поясняют содержание вопросов, переключают внимание отвечающего на новую тему, снижают монотонность, уменьшают психологическую нагрузку.

При составлении анкет нужно учитывать соотношение открытых и закрытых вопросов, прямых и косвенных, основных и контрольных. В связи с тем, что дети, как было указано выше, относятся к группе респондентов с пониженным уровнем искренности, в анкету полезно включить контрольные и дублирующие вопросы. Так, после вопроса о том, много ли читает опрашиваемый, следует просьба назвать, что он или она читает сейчас. Мнение о чертах и свойствах характера, которые привлекают или не нравятся в ровесниках, проходит проверку с помощью контрольного вопроса: "Какие качества ты ценишь в друге или подруге?".

Вы должны продумать и предложить ребятам несколько вариантов ответов, стремиться, чтобы все вместе они составили полную и чувствительную шкалу. Так, для ответа на вопрос о предполагаемых занятиях в свободное время может быть составлена шкала из 40 позиций, определившихся в ходе пилотажного исследования. При подготовке анкеты и разработке шкал с вариантами ответов советуем не жалеть ни места, ни времени для веселых выражений. Часто они не несут полезной информации, но несомненно понравятся ребятам, отвечающие будут лучше расположены к исследователю, а значит, успех будет обеспечен.

Учитывая возрастную склонность подростков (особенно тинэйджеров) к негативизму, особое внимание должно уделяться симметричности расположения позиций шкал. Число позиций с положительным значением не должно быть меньше числа позиций с отрицательным, между ними необходимо расположить позиции с нейтральным или нулевым значениями.

Процедура проведения опроса

При проведении опроса необходимо прикладывать максимум усилий для создания благоприятного, комфортного психологического состояния респондентов. Необходимо исключить опасение за последствия опроса и неприятные, негативные эмоциональные состояния. В качестве поощрения за участие в исследованиях детей (особенно младшего подросткового возраста) могут быть использованы календарики, картинки, наклейки с сюжетами из популярных мультиков.

Достоверность получаемой информации, искренность респондентов в нашем случае зависят во многом и от личности анкетера. Существуют несколько вариантов "ухода" респондентов от искреннего, откровенного ответа:

- "социальная желательность" - стратегия респондента давать ответы, которые кажутся ему более привлекательными, представляющими его в выгодном свете;

- "конформность" - стратегия давать те ответы, которые соответствуют общепринятым, желание "быть как все", не выделяться;

- "негативизм" - стратегия давать ответы, противоположные принятым социальным нормам, характеризующие подростка в более неблагоприятном свете, чем это есть на самом деле.

Исключительно острым проявлением негативизма является регрессия поведения. В этих случаях ребенок вслух негативно оценивает анкету или отдельные вопросы, перечеркивает или рвет листы анкеты, пишет нецензурные выражения и рисует знаки, символы непристойного содержания.

Как показал опыт проведения исследований, в случае, когда анкетерами выступают учитель, административный работник школы или родители, подростки при ответах на специфические вопросы о школьной жизни, собственном поведении и поведении своих сверстников, о взаимоотношениях с родителями "уходят" в "социальную желательность" или "конформизм". Нейтральная ситуация, способствовавшая, на наш взгляд, повышению надежности, достоверности результатов, создавалась лишь в случае проведения анкетирования новым для ребят взрослым, который оговаривал и создавал специальные условия для соблюдения анонимности анкетирования.

И заполнение анкеты, и интервью не должно длиться слишком долго. Мы рекомендуем не больше тридцати минут. Если есть необходимость более долгого разговора, то на помощь должны прийти рисунки, игра и юмор.

Исследователь должен по завершении анкетирования или интервьюирования поблагодарить за ответы, так как ребята потратили свое время и душевные силы. Недопустимо давать свои оценки высказанному мнению детей.

Вместе с получением достоверной информации не менее важными являются методы оценки получаемых в ходе обработки результатов. В этих целях проводится анализ ответов на контрольные и дублирующие вопросы, анализ закономерностей ответов и логических противопоставлений. Применяется сравнение полученных данных с количественными данными статистики, информации ведомств (например, органов образования), сравнение результатов различных исследований, проведенных в стране и за рубежом, составление динамичных рядов сопоставимых исследований за несколько лет. В целях повышения достоверности получаемой информации могут быть организованы специальные опросы родителей детей-респондентов и экспертов - тех, кто работает с подростками в школе и вне ее.

Приступим теперь к рассказу о некоторых конкретных опросных методах.

Экспресс-анкета

Для изучения мнения детей по отдельным вопросам жизнедеятельности могут проводиться оперативные экспресс-опросы, состоящие из вопросов, на которые можно дать лишь три альтернативных ответа. Приведем пример такой анкеты (составленной, кстати, с участием юных социологов) и поясним технологию проведения такой анкеты.

ЭКСПРЕСС-АНКЕТА

1. Есть ли у тебя тайны от твоих родителей?

2. Есть ли у тебя своя комната?

3. Куришь ли ты?

4. Бывает ли так, что тебе не хочется возвращаться домой?

5. Хочешь ли ты попасть в Книгу Рекордов Гиннеса?

6. Знаешь ли ты, кем были твои прадедушка и прабабушка?

7. Есть ли у учителей твоей школы любимчики?

8. Есть ли у твоих родителей от тебя тайны?

9. Уступаешь ли место старичкам в транспорте?

10. Хотел(а) бы ты жить в другой стране, не в России?

Для проведения опроса необходимо, чтобы каждый респондент имел ручку или карандаш, листок бумаги (достаточно половины тетрадного листа). Слева на листе проставляются цифры от 1 до 10, которые обозначают порядковые номера вопросов. На эти вопросы ребята могут дать лишь три ответа, им предлагается свои ответы написать не словами, а знаками: да- + ; нет- - ; не знаю, не могу ответить - 0.

Вопросы зачитываются достаточно быстро, чтобы исключить возможность обсуждения, подсказок. Подобную анкету подростки заполняют в течение 7 минут. После ответов на вопросы каждый опрашиваемый отмечает свой пол буквой: М (мальчик) или Д (девочка), цифрой возраст или класс.

Бюджет времени

Бюджет времени - метод измерения расходования времени опрашиваемых. Используя этот метод, можно узнать, сколько времени тратится детьми на подготовку домашних заданий, общение с родителями, на активные, спортивные игры, на развлечения, на выполнение обязанностей по дому и многое другое.

Учтите, что самостоятельный учет своего бюджета времени становится под силу только детям, начиная с 10-11-летнего возраста. Учащиеся этого возраста могут "поработать" необычными фотографами и сделать "фотографии" своих обычных дней. Для этого они должны завести небольшие тетради, где каждое утро записывать данные о прожитом дне.

Вспомни, как ты провел (а) вчерашний день.

Время с...до...

Что я делал(а)

Мне это понравилось или нет + или -

Просмотрев все анкеты детей, нужно сложить время, потраченное ими, например, на дорогу до школы или на чтение книг, затем определить среднеарифметичекое значение.

Учет бюджета времени более младших ребят должен вестись либо взрослыми, либо детьми по ограниченному заданию, например, фиксация только времени телесмотрения, занятий на компьютере, прогулок или выполнения домашних заданий.

Сочинения детей

Особой формой методики при проведении опросов подростков является сочинение. Его можно классифицировать как развернутый, неформализованный ответ на анкету, содержащую только один вопрос. По своему содержанию и информативности сочинение представляет не меньший интерес, чем анкета. Написание сочинений как очень известный вид работы для школьника не вызывает у него затруднений и не требует специфических навыков. Детские сочинения и записи могут служить прекрасным средством для изучения среды, детской жизни и деятельности вне школы и выяснения отношения детей к целому ряду жизненных явлений современности и выявления тех факторов, под влиянием которых складывается детское мировоззрение.

Современная практика подтверждает: сочинения для школьников - знакомый вид работы, главное, о чем беспокоятся в этом случае ребята, так это о своих орфографических ошибках. В этом случае исследователь должен подсказать им, что важны мысли каждого, что это сочинение - не проверка знаний и отметок им ставить не будут. Социологическая служба школы может предложить юным респондентам такие темы: "Каким будет наша спортивная школа, наш город через 10 лет?", "Если бы ты нашел/ нашла волшебную лампу Алладина, что бы ты попросил(а) у Джина?", "Какой ты представляешь свою будущую семью?", "Моя компания", "Чему будут учиться мои дети?" и многие другие.

Литература

Харченко В.К., Голева Н.М. Чеботарева И.М. Парадоксы детской речи.- Белгород: Изд-во Белгородского госпедуниверситета, 1995.

Щеглова С.Н. Ответы, за которые не ставят отметок.- М.: Юнпресс, 1995.

Вопросы для самоконтроля

1. Заполните следующую таблицу

2. Перечислите основные опросные методы исследования детей, оцените их достоинства и недостатки.

Задания для групповой работы

1. Критически проанализируйте анкету, разработанную для опросов подростков. Какие ошибки и неточности вы в ней заметили? Какие исправления и добавления вы внесли бы в эту анкету?

Вставить анкету по информации

Как получить достоверную информацию по сложным темам?

Очень часто требуется изучение закрытых тем, говорить о которых открыто считается опасным, стыдным, обидным. Как поступать в таком случае? Мы нашли несколько приемов, которые помогут решить проблему получения достоверной информации по этим темам.

При составлении анкеты в вопросах, касающихся особенностей взаимоотношений между подростками, образа их жизни и проведения досуга молодежи, советуем употреблять специфический жаргон. Так, в вопросы о том, что нравится, а что нет в ровесниках, можно включать выражение "девочки бегают за мальчиками", в вопросе: "Откуда у тебя карманные деньги?" - один из вариантов ответа пусть звучит так: " Имею свой бизнес"; в вопросе: "На кого тебе хотелось бы быть похожим(жей) ? - указаны названия молодежных неформальных объединений: хиппи, панки, металлисты, рокеры, роллеры и т.д. Покажите, что вы знакомы с разными сторонами жизни подростков, понимаете их значимость для этого возраста, интересуетесь тем, что и их волнует.

Задавая ребятам этого возраста прямые вопросы "в лоб" о специфических сторонах образа жизни подростков, особенно о негативно оцениваемых обществом (например, сексуальная жизнь юных, наркотики и подобное), мы заранее обрекаем себя на получение искаженной информации. Вот почему в подобных случаях больше подойдет методика неоконченных предложений.

Данная методика относится к числу проективных процедур и традиционно используется в психодиагностике для изучения ожиданий, эмоциональных субъективных переживаний, личностного восприятия. В основе проективных методик лежит концепция К.Юнга о возможности вызывать у человека в результате косвенных воздействий, в том числе и в вербальной(словесной) форме, спонтанной реакции, выражающей значимые для человека, но не всегда осознаваемые им области поведения и переживаний. При использовании этих методик в социологии исследователи делают акцент на выделении социального, а не личностного контекста, а также используют их для изучения норм, стереотипов, новообразований социального поведения людей.

Подчеркнем необходимость соблюдения "тайны" исследовательской задачи для самих изучаемых, ведь главной чертой этой методики должна являться неопределенность стимула. Эта методика имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам отнесем простоту получения данных, широкий спектр фиксируемой информации, отсутствие влияния предварительных гипотез, которое обычно наблюдается в результате представления респондентам вариантов возможных ответов. Однако процесс обработки методики неоконченных предложений трудоемок, его невозможно стандартизировать. К трудностям отнесем также сложности многозначного понимания обыденного детского языка, что часто затрудняет выявление подлинного личностного смысла высказывания. И все же достоинств применения этой методики для данной возрастной группы несомненно больше. Приведем пример такой методики, примененной нами для исследований проблем детства.

На улице опасно, потому что...

Я хожу один(одна) без родителей (куда?)...

Анализ ответов-продолжений показал, что улица является источником опасности для детей, только 1% опрошенных считают, что улица не опасна, 5,7% затрудняются с ответом на данной вопрос. Более всего детей беспокоит криминогенная обстановка на улицах города- 41,3%, дети боятся убийц, преступников, насильников, воров, пьяниц, наркоманов. Сложная транспортная ситуация беспокоит 39% опрошенных. Темнота, стихийные бедствия, нехорошие компании, собаки - все это ассоциируется у детей с улицей и выделяется как ими как реальная опасность.

Опрос может проводиться в группе, письменно. Для проведения опроса необходимо, чтобы каждый имел чистый листок бумаги, ручку. Желательным является наличие доски. Опрашиваемым зачитываются и записываются на доске стимульные предложения, а точнее начало предложений и предлагается самим дописать продолжения этих фраз. Стимульные предложения должны быть неопределенными, чтобы не спрограммировать заранее однозначные ответы, с другой стороны, каждое такое предложение содержит в себе ключевое слово, которое ограничивает пространство ответов. Например, в предложении: "На улице опасно, потому что..." - таким ключевым словом является "потому что", поскольку заставляет детей-респондентов пояснить причины ощущения опасности улицы, а также отсекает другие возможные критерии оценки опасности, например, временной - "ночью, вечером, когда стемнело и т.п.". На каждое дополнение дается не более 1 минуты. Предложения зачитываются и записываются только по порядку, а не все сразу.

После получения всех листков необходимо провести их обработку. Для этого нужно записать начало предложения, а затем все возможные продолжения, при повторении указать количество таких ответов. При необходимости данные просчитываются в процентах либо определяется ранг - место вариантов ответов по частоте их упоминаний.

Кроме использования описанных выше приемов мы считаем очень эффективным привлечение самих детей к разработке методик по изучению ребенка и к проведению самих исследований в данной области. В этом случае, по нашему мнению, может быть получен материал, наиболее адекватно отражающий действительное состояния дел. Мы убеждены, что это приносит интересный, плодотворный результат.

Лучше детей никто не может знать их ровесников, поэтому они часто предлагают темы и вопросы для изучения, мимо которых проходят взрослые социологи и психологи. Дети-эксперты могут помочь с выбором речевых оборотов, адаптированием текстов интервью, с разъяснением получаемых ответов.

В соответствии с этой идеей помощь в подготовке инструментария по проекту "Реализация прав ребенка в Российской Федерации: социологический анализ" нам оказали сами дети. По нашей просьбе юные помощники подготовили собственные рассуждения-эссе по этой теме. Они предложили вопросы, которые их больше всего волновали, произвели совместно с исследователем отбор выражений, терминов, понятных детям и не вызывающих у них затруднений.

Сами тексты, составленные нашими помощниками, могут быть рассмотрены как объект изучения, такую работу мы проводили с большим успехом.

В ряде исследований 90-х годов были реализованы также попытки привлечения детей в качестве интервьюеров и анкетеров подростковой группы респондентов, с кем наиболее сложно установить контакт взрослому социологу. Результаты таких исследований поражают. Ребята намного откровеннее с юными социологами. Своим ровесникам, проводившим опрос, более 40% подростков доверительно сообщили, что подвергаются дома физическим наказаниям. Особенно достается мальчикам 10-11 лет, среди них почти две трети ответили утвердительно на этот вопрос, в семьях наказывают более половины девочек. Отметим, что анализ ответов на этот же вопрос при описываемом анкетировании, проведенном взрослыми профессионалами-социологами, дает другое распределение ответов.

Определенно заявили, что их наказывают дома лишь 12,2% , еще 9,0% отметили вариант- "не могу сказать". Последние ответы могут быть также отнесены к группе утвердительных. Однако, даже в этом случае, ответы различаются почти в 2 раза. Также как и в опросе юных ииследователей нами зафиксировано, что мальчиков наказывают по сравнению с девочками почти в два раза чаще.

Диаграмма

Мы утверждаем, что более искренняя информация по этому вопросу была получена юными исследователями. Доказательством этого являются данные опроса родителей. 3,1% родителей признались, что наказывают своих детей, определенный ответ "да". "Да, иногда" ответили 34,6% опрошенных, причем папы в среднем на 5% реже, по их словам, наказывают детей, чем мамы. При анкетном опросе, проводимом взрослым социологом, у детей могли появиться следующие мотивы для лжи: желание не создавать неловкую ситуацию; избегание стыда; охрана личной жизни, защита своей приватности.