Суррогатное материнство: за и против. Почему Церковь против суррогатного материнства

21 октября Съезд православных врачей призвал руководство страны запретить суррогатное материнство. Дискуссия вокруг него возникала и раньше, в связи с новым законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ», который должен был регулировать и этот вопрос. Почему Православная Церковь выступает против суррогатного материнства? За комментарием «Нескучный сад» обратился к председателю Синодального отдела по благотворительности епископу Смоленскому и Вяземскому ПАНТЕЛЕИМОНУ.

Рисунок Петра ЗАХАРОВА

Путь разрушения

- Владыка, известно, что Церковь отрицательно относится к суррогатному материнству. Почему? Уже слышны обвинения, что Церковь, «как обычно», против достижений науки…
- Есть много новых технологий, которые Церковь поддерживает. Церковь не против, скажем, трансплантации парных органов, не против донорства крови. Церковные люди призывают к тому, чтобы переливать кровь, чтобы быть донорами, хотя этого не было раньше. Но суррогатное материнство - это совсем другое. Оно нарушает нормальные отношения между людьми.

- То есть здесь дело в том, что непонятно, чей это ребенок?
- Здесь дело в том, что люди хотят иметь ребенка, но не могут его зачать и выносить, и они хотят сделать это каким-то иным путем. Но этот путь нарушает естественный ход рождения человека, который установлен Богом. Этот путь может разрушить семью. Суррогатное материнство лишает женщину, которая вынашивает ребенка, материнских чувств. Ведь это особое время в ее жизни - в ней живет другой человек, она с этим человеком делается одним существом: одна кровь течет по их телу, она чувствует сердцебиение ребенка, ребенок воспринимает все то, чем живет мать. Не зря беременным женщинам советуют слушать музыку, смотреть на что-то красивое, не делать каких-то тяжелых грехов, потому что ребенок все это чувствует. Мы знаем замечательное место из Евангелия, когда Иоанн Предтеча, который находился во чреве святой праведной Елизаветы, взыграл, когда к нему приблизилась Дева Мария, во чреве которой был Господь. Мы знаем рассказ о преподобном Сергии Радонежском, который даже вскричал во чреве своей матери. Ребенок в чреве, несомненно, чувствует, несомненно, реагирует на какие-то внешние раздражители. А в случае суррогатного материнства все это он переживает не внутри матери, которая потом будет его воспитывать, а внутри какой-то другой женщины, которая, являясь ему матерью, впоследствии от него откажется. Вот это и бесчеловечно, аморально.

Такие технологии появляются тогда, когда люди не смиряются с Промыслом Божиим. Когда люди чувствуют себя хозяевами жизни, когда они готовы весь этот мир изменить, перекроить, переделать на свой вкус, сделать его удобным для себя - попираются очень важные законы. Мы сейчас говорим о необходимости развития экологии как науки - потому что современная цивилизация разрушает землю. Суррогатное материнство разрушает не внешний мир, оно разрушает внутренний мир женщины, разрушает установившиеся в человечестве связи между отцом и матерью, между матерью и ребенком. Оно лишает эти отношения того, что должно в них быть.

Конечно, когда человек не знает Бога, не верит в то, что мир этот создан Творцом, что есть некий благой Промысел о нем, тогда он готов идти на все. Как, знаете, говорил один трансплантолог священнику: «Когда речь идет о жизни человека, как можно говорить о нравственности?» То есть, если у женщины умирает ребенок или если она не может иметь ребенка, она готова пойти на все, чтобы это изменить. Как некоторые женщины готовы пойти на блуд, зачать ребенка с каким-то чужим мужчиной, желая иметь ребенка у себя дома как некую игрушку. Ей скучно без ребенка, и она не думает о том, что у этого ребенка не будет потом отца. Так и с суррогатным материнством - основные законы бытия попираются людьми, которые не могут смириться с Промыслом Божиим.

- Но ведь лечиться Церковь не запрещает? Почему бы тогда и с болезнью не смириться, зачем нужны врачи?

Не всякое лечение благословляется Богом. Нельзя лечиться при помощи заговоров, нельзя лечиться у экстрасенсов, нельзя применять лекарства, сделанные из абортивного материала.

Нельзя лечиться от бесплодия, понуждая другую женщину выносить вашего ребенка и отказаться от него, повредив тем самым своей душе, разорвав естественную связь, сложившуюся в течение девяти месяцев беременности. Можно лечиться от бесплодия, усыновив ребенка чужой женщины, которая отказалась от него.

Ребенок не виноват

- Но бездетные родители говорят, что у них отбирают таким образом последнюю надежду. Может быть, усыновление для таких родителей более правильный шаг?

Я думаю, что правильный шаг для человека на земле - искать Волю Божию о себе, а не утверждать и не устанавливать свою волю как краеугольный закон для себя и других людей, которые его окружают.

Никто не даст нам избавленья,

Ни Бог, ни царь и ни герой,

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой, -

Пели люди, которые разрушили российскую государственность, люди, которые покусились уничтожить Церковь в России; и мы до сих пор пожинаем плоды этих безумных действий. И если будет развиваться эта технология суррогатного материнства, то плоды будут еще более страшными.

А что делать, если уже родились дети в результате суррогатного материнства? Как Церковь относится к таким детям?
- Ну, бывает, что дети рождаются в результате каких-то страшных грехов, например изнасилования. Ребенок ведь в этом не виноват. Конечно же, этих детей нужно воспитывать, Церковь готова этих детей брать на воспитание, готова помогать расти таким детям.

Меньшее из зол

- Законопроект «Об основах охраны здоровья граждан» содержит много положений, с которыми Церковь не может согласиться. Одновременно Церковь подписывает соглашение о сотрудничестве с Минздравсоцразвития, которое является разработчиком законодательства...

Сотрудничество Церкви с государственными структурами всегда было сложным, всегда было неоднозначным, всегда оценивалось разными церковными деятелями по-разному, всегда это вызывало какие-то споры. До каких пор Церковь может идти на соглашение с государством, которое не принимает тех правил, которые Церковь считает вечными, незыблемыми, установленными Богом? Где та грань, за которой всякие отношения нужно прекращать? Есть ли эта грань? Мы собирались вместе с замечательными священниками, богословами и обсуждали новый закон «Об основах охраны здоровья граждан». И мы пришли к мнению, что нынешний закон, который мы не можем принять во всех его аспектах, все-таки лучше того закона, который был прежде. С одной стороны, Церковь обвиняют в том, что она не принимает современные технологии - но это неправда, в Церкви есть люди, которые как раз новейшие технологии внедряют в жизнь. Например, в социальной работе, в науке. Очень много ученых, замечательных, умных людей, которые как раз двигают вперед науку - и во все времена так было. С другой стороны, Церковь обвиняют в том, что она идет на соглашательство с государством там, где это нельзя делать. Церковь идет на подписание этого закона, потому что это меньшее зло, чем тот закон, который был. Если бы был закон, по которому из десяти человек пять нужно убивать, и после этого принимается закон, по которому убивать будут только одного, то Церковь, я думаю, будет говорить, что надо проголосовать за него. Мы свидетельствуем, что аборт - это абсолютное зло в любом случае, но мы поддерживаем снижение показаний к аборту, поддерживаем введение ограничения абортов, поддерживаем работу с женщинами для того, чтобы они не делали аборт: это и работа психологов, визуализация плода, прослушивание сердцебиения ребенка, неделя тишины - когда аборт можно сделать не раньше чем через семь дней после обращения и у женщины есть время передумать.

Церковь готова разъяснять свою позицию по этим острым вопросам, она готова беседовать с людьми, которые думают и чувствуют, - потому что, если человек только думает, но не имеет сердца, с ним говорить бесполезно. С людьми, у которых есть сердце, которые понимают, что есть добро и зло, мы готовы вести диалог.

Юлия ДАНИЛОВА

Из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви:
«Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоционально-духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.

Вот здесь, конечно, история сложная. Вы, наверное, заметили, как легко я советую быстро уйти из отношений, когда нет детей, и как я начинаю осторожничать, когда дети есть. Дело не только в моем чадолюбии, вообще иное поле отношений, когда есть общие дети, другая ответственность, другое распределение сил. Как-нибудь постараюсь описать различия.

Здесь ситуация не пары с детьми касается. Все более запутанно. Я прокомментирую, вы тоже подключайтесь.

jazzyradio

"Здравствуйте, уважаемая Эволюция!

На самом деле я пишу Вам повторно, хоть я и знаю, что Вам присылают много писем.

Ни в коем случае не стала бы писать повторно об одном и том же, но моя ситуация из первого письма сейчас довольно сильно поменялась и я буду очень признательна, если смогу услышать Ваше мнение.

Вкратце, у меня была ситуация с мужем и решением о ребенке: в силу состояния здоровья мы решили попробовать родить с сурмамой, но когда перенос эмбриона почти должен был состояться вскрылась проблема. (Она была на самом деле довольно долго, но мы плохо пытались ее исправить, а перед решением о ребенке она особо обострилась)."

Это всегда происходит почти, в 9 из 10 случаев перед подобными мероприятиями возникают разногласия, всплывают или обостряются, а в некоторых случаях даже на пустом месте появляются. Люди как бы стоят перед новым этапом жизни и готовятся брать ответственность, и крыша может ехать. Обычно - у мужчин. Женщины, как правило (как абсолютное правило почти) внутренне уже в процессе, а мужчине - на старте. Не знаю, утешит ли вас эта мысль, что ваша ситуация типична.

"Муж завел разговор о том, что у нас с ним много разногласий, его многое раздражает во мне, часто хочется побыть одному, уехать от меня куда угодно, в таком состоянии он сказал точно не стоит думать об общих детях.

С другой стороны он мучился с этим решением несколько суток, то говорил, что мы с ним очень похожи, что мы многое понимаем друг о друге (у нас обоих проблемы со здоровьем довольно сложные), что более подходящего по духу человека может и не встретить, говорил, что очень хочет детей и возможно это единственный шанс вырастить ребенка - тк время идет и здоровье не становится лучше, он знает, что я буду любящей матерью, а пока он найдет другого человека, с которым захочется и получится построить семью и родить детей, может быть уже поздновато.

Я так понимаю, он меня не любит уже, но по привычке пытается с одной стороны держаться за какие-то хорошие моменты, потом вспоминает о раздражении и не хочет быть со мной..."

Скорее он боится ответственности. Но, конечно, это говорит о том, что в любви своей он не уверен.

"Накануне переноса эмбриона он, так и не приняв решения, пообещал мне хорошенько еще раз все обдумать и сказать вечером.

Вечером он не позвонил, перезвонила я и сказала, что надо решать, и мол, что это он не может глядя мне в глаза принять решение, а где-то ездит.

Он приехал.

Предложил заморозить эмбрионы, "на полгода-год", чтобы мы пожили отдельно и если решим сойтись потом, то тогда снова затеять все с сурмамой (на этот момент сурмама уже жила в нашем городе и была готова к процедуре.)

Я сказала, что такое надо было раньше обдумывать, что теперь уже не хочу отступать, что если он не хочет детей, для меня это один из немногих шансов, я все подготовила, нашла сурмаму, все организовала и теперь на финишной прямой хочу попробовать - если не приживется, сразу уйду, а если приживется, пусть думает, надо ли ему быть вместе с нами, а если нет, то готова воспитывать одна (причем клетка - донорская, то есть био родитель только он)."

А какой смысл тогда в такой сложной и дорогой процедуре? Иметь ребенка от мужчины, который бросил вас в таких обстоятельствах и от суррогатной матери? Может быть лучше как-то иначе получить ребенка, благо на неродного биологически вы согласны?

"Тут выяснилась занятная подробность (я и раньше знала, что отец мужа был против сурмамы и говорил ему, что можно родить со здоровой женщиной и не надо со мной связываться, мама мужа наоборот была на моей стороне). Но тут оказалось, что есть еще люди, которые в курсе и кто-то даже предлагал ему родить ребенка.

Сказать, что я была обескуражена - ничего не сказать - это же только лично его и мое дело, никто не переживал нашу ситуацию и я была вне себя от гнева, что кто-то имеет право такое говорить (интересно, ведь такие вещи не говорят малознакомым людям, значит там явно интерес...). Не буду рассказывать подробнее, о чем мне рассказал в свете этого муж, думаю, остальной его рассказ о тех словах был правдой, за что наверное ему спасибо."

А вы поставьте себя на место мужа. Вы можете иметь детей, с этим нет проблем, вы не любите супруга или сомневаетесь, что любите. Зачем вам связываться с суррогатным материнством? Представьте себя в его условиях.

"Он сказал, что думал, что такие слова не будут мешать ему принять решение о нашем эмбрионе, но оказалось, что мешают.

Потом еще полдня он сомневался, потом сказал - ок, давай подсадим эмбрион, тк время идет, жизнь идет, но ты должна понимать, что я могу уйти. В общем на данный момент ситуация такова: я живу в его квартире (где мы и жили еще до брака), у меня есть своя квартира (там живут жильцы), муж пока кочует от товарища к отцу и обратно (я спросила его - может, я вернусь в свою квартиру? на что он ответил, что если бы сразу так хотел, то попросил бы меня съехать).

Чего ждет по его словам он: он ждет результата подсадки эмбриона, а мне не очень понятно, почему надо этого ждать: если не получилось, я так понимаю, он скажет мне - поезжай к себе домой.

Если получилось - он мне вроде тоже ясным текстом сказал, что еще не определился и может уйти, то есть чего мне ждать сейчас неясно.

И очень хочется взять инициативу в свои руки - особенно после истории про "рожу тебе ребенка".

Конечно вам нужно взять инициативу в свои руки. Тем более, что он все уже сказал, это только кажется, что он в раздумьях. На самом деле он сказал так: не получится ребенок, уходи, а если получится, я буду ему отцом, но жить с тобой скорее всего не буду.

Это его решение на данный момент. Оно может измениться впоследствии, но, как и в случае всех минусов, чем больше вы сидите у его ног в ожидании милостыни, тем больше ваш минус и его желание уйти.

"Но я оооочень боюсь, я примерно понимаю что там за процессы у меня в голове идут. Боюсь, что он меня точно не любит и не захочет вернуть, хотя внутренний голос говорит мне:"Давай уезжай, бери инициативу, возможно так ты хотя бы не проиграешь". Я очень, очень хочу обыграть его, (возможно это очень глупое желание, но я хочу выйти победителем).

Но не могу решиться, не могу решить, дожидаться ли результата подсадки и потом уже валить, зная ответ на вопрос о ребенке, или уйти сейчас, чтобы он почувствовал, что может потерять тот стул, на котором хочет усидеть.

О чем бы я попросила Вас - так это наверное если бы Вы помогли мне проанализировать все со стороны, а то изнутри все слишком эгоистично, неправильно и страшновато....

Большое спасибо за блог, наверное мои мозги плохо встают на место, но хотя бы задумываются о нужном месте порой"

Я считаю, что вам нужно уйти.

Если вы очень хотите продолжать историю с суррогатным материнством и вариант (на мой взгляд наиболее рациональный) отказаться от этого эмбриона не рассматриваете (имеете все материальные возможности на всю эту операцию и на воспитание младенца), тогда красивей, честней и правильней просто уйти, сказав ему, что в любом случае (получится или нет) не хотите быть с ним вместе, хотя любите его, но поняли, что он не любит, поэтому освобождаете его для новой жизни и не хотите, чтобы чувство вины и долга его держало с вами.

Это наиболее выигрышный ход. Причем, не дожидаясь результата, это важно. Вы выигрываете самоуважение, вы, однозначно, выигрываете его уважение, вы, возможно, выиграете и его любовь, но для этого ему нужно побыть одному в уверенности, что вы не трогаете его и даже вернуть вас будет сложновато. Тогда его влечение может вернуться и вырасти, но это неизвестно, а вот про уважение его известно точно, оно станет больше.

В любом случае только вам принимать это сложное решение. Успехов.

Суррогатное материнство – это репродуктивная технология, при которой в зачатии ребенка участвуют 3 человека:

— генетический отец, который предоставляет свою сперму для оплодотворения;
— генетическая мать – предоставляет свою яйцеклетку для оплодотворения;
— суррогатная мать – соглашается выносить и родить ребенка на безвозмездной либо платной основе от генетических родителей.

Этот метод в большинстве случаев применяется, когда женщина не способна самостоятельно выносить ребенка.

Использование суррогатного материнства возможно только в специализированных гинекологических клиниках с применением искусственного оплодотворения.

А происходит это так: оплодотворенная «в пробирке» яйцеклетка в течение 3-5 дней развития переносится в матку суррогатной матери.

На сегодняшний день суррогатное материнство – это величайшее достижение человечества. Ведь благодаря новейшим медицинским технологиям, люди, которые обречены на бездетность и потеряли надежду родить ребенка, могут все-таки бросить вызов природе и родить родного по крови малыша.

Но использование суррогатной матери вызывает много вопросов. Одни люди одобряют этот процесс, а другие – категорически против. Давайте подробнее рассмотрим все аргументы.

Сторонники суррогатного материнства считают, что это ни в коем случае не коммерциализация деторождения, а человеческий акт сотрудничества. Это не форма эксплуатации женщины, поскольку она добровольно принимает решение стать суррогатной матерью и получает за это материальную и моральную компенсацию, принося пользу другим.

В чем же состоят плюсы суррогатного материнства:

1. Женщина, которая решила воспользоваться услугами суррогатной матери может, не уходя в декрет и продолжая работать, продолжить свой род. Кроме того, ей не нужно беспокоиться и фигуре и не придется страдать от токсикоза, смены гормонального фона, болезненных родов.

2. Женщина, которая ждет ребенка от суррогатной матери, может ни в чем себя не ограничивать: занятиях спортом, путешествиях и других прелестях жизни.

3. Суррогатная мать получает возможность решить свои материальные проблемы, и даже вопрос с жильем на некоторое время. Ведь многие пары не только оплачивают услугу вынашивания и рождения ребенка, но и обеспечивают будущую маму всем необходимым, в том числе и жильем.

4. Ну и самый важный момент – это, конечно, возможность для бездетных пар завести собственного ребенка.

5. Позволить себе заиметь малыша таким образом могут не только богатые родители. В качестве суррогатной матери можно воспользоваться услугами подруги либо родственницы, тогда программа обойдется не намного дороже беременности после ЭКО.

Аргументы «против»

1. Женщина, которая не может иметь ребенка сама, возлагает все свои надежды на суррогатную мать, но 100% гарантии того, что она получит то, о чем мечтает, ей никто не может дать. Да, во всем этом процессе суррогатная мать выступает только своеобразным инкубатором, а весь генетический материал принадлежит бездетной семье, но развивается кроха то в лоне чужой женщине, и она может захотеть оставить его себе. Неизвестно, как себя поведет биологическая мать, когда придет время расставаться с крохой.

2. Существует риск того, что у будущего отца, который понимает, что его жена не в состоянии родить ребенка, могут появиться теплые чувства к той женщине, которая вынашивает его малыша.

3. Кроха, рожденный суррогатной матерью, может никогда не стать родным до конца в семье генетических родителей.

4. А как же чувства мамы-инкубатора? Женщина за девять месяцев начинает привыкать к своему карапузу, ей очень трудно с ним расставаться. Это психологическая травма для нее. Поэтому суррогатной матерью может стать только та женщина, которая уже имеет своих детей.

5. Несколько слов о муже суррогатной мамы. Не каждому мужчине под силу осознать, что его жена вынашивает чужого ребенка. Сложно осознавать тот факт, что мужчина не может обеспечить свою семью и женщине приходится зарабатывать таким образом.

6. Рассматривая вопрос: «Суррогатное материнство: за и против », не стоит упускать и тот факт, что дети в этом процессе превращаются в товар. А материнство – в договорную работу. В какой-то мере стремление выгоды в этом процессе преобладает над желанием помочь нуждающимся людям.

7. Еще один минус в суррогатном материнстве состоит в том, что оно подрывает святость брака и семьи.

8. Суррогатное материнство запрещают многие религии, поскольку оно нарушает таинство зачатия.

В общем, если просмотреть все за и против, то минусов, конечно, больше, но тот факт, что суррогатное материнство дает возможность бездетным парам родить ребеночка, перекрывает все минусы этого процесса. Ведь для кого-то суррогатное материнство – это единственный шанс, это чудо, связанное с рождением на свет такого долгожданного СВОЕГО малыша.

В жизни бывают разные обстоятельства, которые сложно преодолеть. Это касается и женщин, лишенных возможности выносить и родить малыша. Она ходит по магазинам, думая о возможности появления в ее жизни нового дорогого человека, при виде детей ощущает тяжесть на душе от одной только мысли, что возможно никогда не сможет завести своих. Но на сегодняшний день медицина достигла многих высот, и суррогатное материнство в их числе.

Кого собой представляет суррогатная мать?

Это порядочная женщина, у которой есть физиологическая и психическая возможность стать матерью. Главное-это, чтобы она была здоровой.

В случае суррогатного материнства, женщина, согласившаяся выносить ребенка чужой пары, является неким инкубатором, за услуги которого необходимо заплатить. Здесь ее генетические данные никакого влияния не могут оказать на будущего малыша.

У такого вида вынашивания детей есть как сторонники, так и противники.

Аргументы "против"

  • Вынашивание и рождение суррогатной матерью чужого ребенка очень плохо сказывается на психике женщины, оскорбляя ее чувства;
  • вынашивание чужого ребенка за материальное вознаграждение расценивается как торговля детьми. Малыш превращается товар, а все трудности беременности достаются исполнителю, а заказчик получает готовый результат;
  • у женщины, являющейся биологической матерью нет связи с новорожденным. У нее могут отсутствовать чувство привязанности, так как кроха родился от чужой женщины;
  • суррогатное материнство не является естественным природным процессом;
  • суррогатная мать может оказать негативное влияние в психологическом плане на отца ребенка, тем самым подвергнув семью риску распада;
  • С позиции православия и мусульманства суррогатное материнство приводит к искажению брака, нарушая процесс зачатия.
Аргументы "за"
  • Главный аргумент защитников суррогатного материнства - это то, что для бездетных пар этот путь единственным выходом является из сложившейся ситуации;
  • женщины, дающие согласие на вынашивание чужих детей, принимают решение добровольно, преследуя свои цели в плане материального улучшения своего благосостояния;
  • суррогатной матерью может стать ближайшая родственница или подруга, тогда вся процедура не будет стоить так дорого;
  • материнский инстинкт либо есть, либо его нет, и не важно, сама рожала женщина ребенка или нет. Ведь бездетные пары уже давно наполнены чувством любви, только ждут момента, когда ее проявить.

Алгоритм процесса

Вначале осуществляется процедура ЭКО - в лабораторных условиях соединяют мужскую сперму с женской яйцеклеткой, затем готовый эмбрион подсаживается в матку другой женщине (суррогатной маме). Она вынашивает и рожает малыша.

Показания к процедуре

  1. Полное отсутствие матки
  2. существование сложных заболеваний, несовместимых с вынашиванием и родами
  3. самопроизвольные выкидыши.
В реальности делается ЭКО, только участников на одного больше.

Какой должна быть суррогатная мать

Женщина должна быть в возрасте между 20 и 37 годами. У нее обязательно должны быть дети и не один, стабильное психическое и физическое состояние здоровья. Она не должна курить или употреблять спиртных напитков, а также обязана выполнять все требования врачей и сдавать в необходимый срок анализы. Будущие родители должны быть спокойны за поведение суррогатной мамы, а также быть уверенными в ее честности и порядочности, относительно не рожденного крохи.

Сколько стоит суррогатное материнство

Определённая сумма денежного вложения колеблется в пределах от 50 до 100 тысяч евро. Сюда входят затраты на обследование, содержание матери в нужных условиях, обеспечение ее определенными удобствами. Например, снятие квартиры на весь период вынашивания малыша.

Для поиска подходящих кандидатур существуют специальные клиники, можно выбрать из близкого окружения или через интернет и наконец, воспользоваться базами суррогатных матерей.

Гарантии исполнения обязательств обеих сторон

Важно наличие договора между исполнителем (суррогатная мать) и заказчиком (потенциальными родителями). Необходимо каждую деталь обговорить и прописать в документе.

Противники суррогатного материнства в ходе полемики приводят множество обоснованных и необоснованных утверждений:

Необходимость отдать выношенное и рожденное ею дитя серьезно травмирует психику женщины, попирает ее материнские чувства, даже если младенец совершенно чужой генетически;

Вынашивание чужого ребенка за деньги равносильно торговле детьми. Любой, у кого достаточно средств, может заказать малыша «с доставкой». Ребенок превращается из дара в товар - все тяготы беременности и родов достаются исполнителю, а заказчик получает наследника в конверте с бантом;

По мнению многих феминисток, сурматеринство – это эксплуатация женщины, использование ее в качестве инкубатора, чьи чувства никого не волнуют;

У биологической матери не образуется особая связь с ребенком, которая возникает во время беременности. У нее могут не проснуться материнские инстинкты, и она не примет кроху, рожденного другой женщиной, как родного. Из-за этого и мама, и ребенок всю жизнь будут мучаться от психологических проблем;

Суррогатное материнство противоестественно, так как подобного нет в природе;

Суррогатная мать может разрушить семью, потому что отец будет считать ее настоящей матерью своего малыша;

Суррогатное материнство противно божественному замыслу. И христианская, и мусульманская церкви запрещают своим прихожанам прибегать к услугам суррогатных матерей. С позиции этих религий, суррогатное материнство ведет к разобщению брака и нарушению таинства зачатия – дети должны зачинаться только в законном браке и вынашиваться родной матерью. Кроме того, к сурматеринству представители духовенства предъявляют и все претензии, которые их вероисповедание имеет и по отношению к ЭКО – единственном законном способе зачатия сурмамой чужого малыша.

Аргументы сторонников

Тем, кто поддерживает суррогатных матерей и людей, которых к ним обращаются, тоже есть, что ответить:

Первый и основной довод в пользу суррогатного материнства в том, что для многих бездетных пар оно – единственный шанс завести своего ребенка. Только благодаря сурмамам тысячи семей обрели родного малыша;

Женщины участвуют в программе только добровольно, никто никого не принуждает, так что об эксплуатации не идет и речи;

Очень многие сурмамы становятся таковыми не из-за жажды обогащения, а в стремлении помочь бездетным людям стать родителями;

Позволить себе ребенка, рожденного таким образом, могут не только очень богатые – если в качестве сурмамы выступает родственница или подруга, то вся программа обойдется не сильно дороже обычной беременности после ЭКО;

Возникновение материнских чувств у биологической мамы не связано напрямую с тем, сама она рожала или нет. Но, как правило, те, кто обращается к сурмаме, уже много лет безуспешно пытаются стать родителями естественным способом и давно ждут и заранее любят своего малыша.

Позиция ESHRE

Чтобы снизить накал подобных споров, Европейское Общество Репродукции Человека (ESHRE) разработало основные этические положения, касающиеся суррогатного материнства:

1. Потенциальные риски и моральные возражения – недостаточная причина для запрета суррогатного материнства.

2. Во избежание эксплуатации женщин и оскорбления человеческого достоинства допустимо только альтруистическое суррогатное материнство. Компенсироваться должны только расходы, непосредственно связанные с беременностью: медицинская помощь, питание, специальная одежда, а также возмещение утраченного из-за «особого положения» дохода.

3. Подписывая договор, суррогатная мать и биологические родители берут на себя определенные моральные обязательства, от которых не имеют права отказаться после наступления беременности. В частности, сурмама должна со всей ответственностью относиться к вынашиванию малыша, а заказчики обязаны принять рожденного ею ребенка вне зависимости от любых обстоятельств (кроме смерти обоих родителей).

4. При заключении договора должны быть учтены интересы супруга (партнера) суррогатной матери и ее родных детей.

6. Суррогатная мать идет на беременность добровольно и сознательно.

7. Аборт допустим только по медицинским показаниям, и никто не может сурмаму к нему принудить.

8. Сурмама должна, в первую очередь, руководствоваться интересами вынашиваемого ребенка, в том числе, при выборе способа родов, хотя заставить ее принять определенное решение никто не в праве.

9. Ребенок имеет право знать, что был рожден суррогатной матерью.

Суррогатное материнство – очень неоднозначная вещь. Но пока оно остается единственным способом сделать бездетные пары счастливыми, мир от него вряд ли откажется.

Смотрите сериал