Тема: «Развитие мелкой моторики как одно из условий полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста в условиях фгос Развитие мелкой моторики у детей по фгос

Консультация для родителей.

«Развитие мелкой моторики рук у детейдошкольного возраста при подготовке к школе»

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга.Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. И подготовка должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Основные виды развития мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

· Игра "Моя семья".

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)

· Игра "Не плачь, куколка моя"

Не плачь, куколка моя,

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все посушу.

Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем.

(на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. Затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении. На последние строчки положить ладони на стол или на колени)

· Игра "Лошадки"

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок. (Пальчики "скачут" по столу в ритме стихотворения)

Пальчиковая гимнастика:


Графические упражнения

· Задание "Штриховка"

Нарисуйте контурную картинку, например,фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.

· Задание "Обведи рисунок"

Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

· Задание "Соедини по точкам"

Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.

· Задание "Нарисуй фигуры"

Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькуюдайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

· Задание "Нарисуй такую же картинку"

Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.

· Задание "Дорисуй картинку"

Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.

· Задание "Графический диктант"

Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д." Узоры могут быть различными.

Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб развить ручную умелость?·Разминать пальцами пластилин, глину, тесто, нанизывать шарики из тестана палочку, карандаш, сортировать крупы и макаронные изделия.

Нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики макароны с крупными дырочками на нитку, леску, приклеить на лепёшку из теста фасоль, пуговицы, бусины, составить узоры из косточек.

играть с конструктором, мозаикой, кубиками;играть с песком, водой, крупами, рисовать на крупе, насыпанной на плоском блюде.

Игры с прищепками:прищепки «превращаются» в различные предметы, животных, птиц, людей.

резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок);рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью).

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики у ребёнка дошкольного возраста»

Брылёва Анастасия Александровна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

Зачем нужно развивать моторику?

  • Развитие мелкой моторики ребёнка — тонких движений кистей и пальцев рук — один из показателей психического развития ребёнка.
  • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и психологической готовности ребёнка к школе.
  • Мелкая моторика — основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.

При недостатках развития мелкой моторики:

  • Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
  • Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрические фигуры).
  • Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы).
  • Тремор.
  • Очень медленный темп письма.

— пальчиковая гимнастика,

— пальчиковые игры со стихами, со скороговорками,

— пальчиковый театр,

— лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.),

— нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т.д.,

— конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО,

— различные виды аппликаций,

— рисование по трафаретам,

— штриховка,

— дорисовка (по принципу симметрии),

— лабиринты,

— дидактические игры,

— шнуровка,

— игры с мелкими предметами,

— пазлы, мозаика.

Развитие мелкой моторики в быту

(советы для родителей)

Вот упражнения, в которых ребёнок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  • Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  • Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
  • Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки).
  • Лепить из теста печенье.
  • Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать ботинки.
  • Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
  • Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
  • Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  • Помогать перебирать крупу.
  • Закрывать задвижку на двери под раковиной.
  • Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  • Собирать на даче или в лесу ягоды.
  • Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
  • Включать и выключать свет.
  • Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  • Перелистывать страницы книги.

Тема: Комплексная система работы педагогов ДОУ по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности в условиях ФГОС.

С переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт в текущем учебном году, с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для своевременной коррекции нарушений в развитии речи детей, в освоении ими основной общеобразовательной программы ДОУ, подготовке к успешному обучению к школе, в нашем МБДОУ «ЦРР-ДС «Аленка» была открыта специальная группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Работа с детьми в группе основана на взаимосвязи специалистов ДОУ - учителя-логопеда, воспитателей группы, педагога-психолога, медицинской сестры, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.

В ходе проведения диагностики детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности, были выявлены речевые нарушения наряду с неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. При подведении результатов диагностики выяснилось, что показатели мелкой моторики у детей речевой группы старшего дошкольного возраста в большем количестве ниже среднего и низкие.

Согласно решению данной проблемы специалисты и воспитатели ДОУ пришли к выводу, что необходимы совместные усилия. Работа должна вестись планово, целенаправленно, с учетом дидактических принципов, согласно разработанной адаптированной программы. Для этого нужно создать систему, которая позволила бы решать задачу развития мелкой моторики.

Эффективной система будет лишь тогда, когда поставлена общая цель, предусмотрены разные формы работы, различные методы и приемы. Когда учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка. Все это, а также профессиональный уровень педагогов и материальную базу мы постарались учесть при разработке системы работы.

После того как была поставлена общая цель - Создание условий для повышения уровня развития мелкой моторики, нами были разработаны конкретные задачи, которые можно увидеть на слайде.

Исходя из перечисленных задач, мы разделили работу на несколько направлений (блоков) работы.

Все блоки объединяет общая цель, но в каждом можно выделить свои определенные задачи.

БЛОК 1

Движение и здоровье

БЛОК 2

Социально-речевое развитие

БЛОК 3

Творческое развитие

БЛОК 4

От игры к письму

БЛОК 5

Взаимодействие с семьёй

Задачи первого блока:

Создание условий для:

Укрепления здоровья

Развития мелких мышц кисти

Развития тонких произвольных движений

Развития координации, ловкости, ориентировки в пространстве

Коррекции общей моторики

Задачи второго блока:

Создание условий для:

Активизации речевого и тонкомоторного центров

Стимулирования коммуникативной активности

Воспитания положительных нравственных качеств

Создания положительного мироощущения, чувства эмоционального благополучия

Задачи третьего блока:

Создание условий для:

Развития способности творческого самовыражения

Развития инициативности, любознательности

Развития эстетического восприятия

Обогащения представлений о мире вещей

Развития ручной умелости

Задачи четвертого блока:

Создание условий для:

Развития слухового и зрительного восприятия

Формирования двигательной координации

Развития ориентировки на листе бумаги

Развития силы пальцев и кисти

Развитие качеств, необходимых для осуществления в дальнейшем учебной деятельностью

Задачи пятого блока:

Установление контакта с родителями

Информирование родителей о развитии ребенка

Своевременная коррекция отклонений развития тонкой моторики

Ознакомление с литературой по подготовке к обучению в школе

Практическое обучение играм и упражнениям, способствующим развитию мелкой моторики

Привлечение родителей к изготовлению нетрадиционного материала

Содержание каждого блока разнообразно и включает следующие компоненты:

Блок1:

Основные виды движений – ползание, лазание, метание, прыжки со скакалкой

Физические упражнения в физкультурно-оздоровительной деятельности, во время утренней гимнастики

Гимнастика после сна

Массаж

Подвижные игры с использованием атрибутов

Исполнители:

Руководитель по ФИЗО

Руководитель по ФИЗО

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Руководитель по ФИЗО, музык. рук-ль, воспитатели группы, педагог-психолог, учитель-логопед

Блок 2:

Пальчиковая гимнастика

Развлечения, праздники

Сюжетно-ролевые игры с разнообразным оборудованием

Учитель-логопед, воспитатели, руководитель по ФИЗО, музык. рук-ль

Воспитатели и специалисты

Воспитатели группы

Блок 3:

Изобразительная деятельность

Конструирование и ручной труд

Игра на музыкальных инструментах

Ритмические движения

Пальчиковый, перчаточные и теневой театры

Воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед

Учитель-логопед, воспитатели

Учитель-логопед, муз.руководитель, воспитатели

Воспитатели, учитель-логопед, муз.руководитель

Блок 4:

Работа в тетрадях (рисование узоров, дорисовывание изображений, проведение волнистых линий, штриховка и т.п.)

Выкладывание фигур на фланелеграфе

Прорисовывание фигур в воздухе

Учитель-логопед

Воспитатели

Педагог-психолог

Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог

Блок 5:

Оформление стендов, родительских уголков

Проведение собраний, совместных мероприятий (спортивные и музыкальные праздники, развлечения)

Беседы с родителями

Открытые занятия

Воспитатели и специалисты ДОУ

Вся работа строится согласно адаптированной программе и учебных программ воспитателей и специалистов. Работа с детьми проводится в рамках игровых, обучающих, естественных, проблемных ситуаций, дети овладевают общими способами действий, т.е такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения.

Педагоги владеют технологиями проблемного обучения, позволяющими конструировать различные формы организации детских видов деятельности. Применение проблемного подхода позволяет создать условия для усвоения опыта, накопленного взрослыми, актуализировать индивидуальный жизненный опыт детей, повысить личностную значимость учения.

Решение проблемной ситуации ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка, соответствует учебной информации, которую познаёт ребёнок, а также максимально ясно сформулирована от непонятных для детей слов и выражений. Проблемная ситуация создаётся с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Осознание сути противоречия наряду с актуализацией знаний и опыта детей позволяет наметить направление размышлений и выбор практических действий по разрешению проблемы.

Именно стремление разрешить противоречие чаще всего становится пусковым механизмом, включающим детскую активность. Проблемная ситуация создается достаточно трудной в её решении и в то же время – посильной. При создании проблемной ситуации педагог формулирует проблему так, чтобы в процессе её разрешения были достигнуты и цели детей (помочь персонажу, найти ответ на проблемный вопрос, решить практическую задачу, выявить закономерность, выполнить творческую работу и т.д.) и программные задачи.

При планировании нашей работы мы руководствуемся принципами.

Основные принципы (правила) работы педагога при реализации данной системы:

    уважение к ребенку, его выбору и результатам его деятельности

    построение взаимодействия с детьми на основе игровых, обучающих, естественных, проблемных ситуаций

    в использовании практической, познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной деятельности дошкольников усвоения общих способов выделения свойств предметов и явлений и решение конкретно-практических задач

    увеличение доли самостоятельности ребенка в процессе НОД

    создание комфортной развивающей образовательной среды

    оказание своевременной помощи ребенку при затруднительной речи

Основными средствами развития мелкой моторики являются:

Пальчиковая гимнастика . Построение пальчиками фигурок, умение манипулировать ими способствует развитию мелких мышц, тонких произвольных движений, повышению качества управления движениями. При этом осуществляется активизация речевого центра, происходит подготовка руки к свободному письму, развитие глазомера, слухового внимания, зрительного восприятия. Она используется воспитателями и специалистами в совместной и индивидуальной деятельности с детьми.

В данный момент нами разрабатывается картотека пальчиковых игр с картинками и моделями. Ребенок по желанию сможет выбрать карточку знакомой игры, восстановить в памяти слова и действия. По мере усвоения детьми комплексов гимнастик они будут меняться. Игры подбираются с учетом возраста, интересов детей, они будут доступны детям по содержанию и по воспроизведению. Эта картотека пополнит предметно-развивающую среду группы.

Средством, которое способствует не только подвижности суставов кисти, но и оздоравливает организм, является массаж . Он проводится: организованно со всеми детьми или индивидуально, при взаимодействии ребенка с различными материалами (массажные мячи, щетки, су-джоки). С помощью массажа хорошо подготавливать руку к дальнейшим действиям, упражнениям.

Легкий пробуждающий массаж проводится воспитателями после дневного сна. В это время дети массируют не только руки, но и стопы, что очень полезно для здоровья.

Одним из важных средств развития мелкой моторики являются физические упражнения. Тонкая моторика связана с общей моторикой. На мой взгляд, даже физкультурные занятия, не ставящие целью развитие тонких движений, способствуют этому.

В физкультурно-оздоровительной деятельности при выполнении упражнений для крупных мышц, специалист, включает специально подобранные упражнения для мелких мышц, использует нестандартное оборудование в дополнение к мячам, скакалкам, верёвочкам, кеглям. Нестандартное оборудование мы изготавливаем вместе с детьми, подключая родителей.

В изобразительной деятельности, конструировании , дети взаимодействуют с различными материалами, оборудованием (краски, гуашь, пластилин, глина, тесто, различные конструкторы). Накапливается опыт тактильных ощущений, движений кисти в различных плоскостях, развивается координационная система глаз-рука. Это происходит не только в совместной деятельности, но и в самостоятельной деятельности детей.

Широко используются в работе воспитателей, психолога и логопеда: пуговицы, прищепки, бусинки, спички, пробки от пластмассовых бутылок, горох, фасоль, крашеный рис, различной формы макароны, различные ленты.

В группе имеется набор конструкторов, мозаики, лото, домино, раскрасок, мелких сюжетных игрушек.

Так как группа была открыта совсем недавно и имеет недостаточно полную материальную среду, мы прикладываем много усилий для её создания и пополнения.

В данный момент изготавливаются с помощью родителей различные виды театра: из бумаги, из киндер сюрпризов, из ткани и ниток по различным сказкам и с разными героями в которые с большим удовольствием будут играть дети.

В работе по развитию мелкой моторики игровые приемы применяются постоянно.

Упражнения для пальчиков недаром называются играми. В них отражаются образы и явления, в них есть имитация, подражание. В игре уживаются жизнь и фантазия. Упражнения и массаж также проходят в виде игры, в занятиях театрализованной деятельностью присутствует перевоплощение, графические задания превращаются в игровые.

Главное для педагога - не заорганизовывать детей, не гасить их инициативу, навязывая свою.

Учитывая интересы детей, материал будет периодически обновляться, внося элемент новизны.

Для достижения поставленной нами цели мы стараемся создать такую предметно-развивающую среду, которая активизировала бы мелкие мышцы ребенка, повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение.

Система работы создана недавно, в процессе применения она совершенствуется, но уже мы видим первые результаты, происходящие в самих детях. Повышается интерес к играм по развитию мелкой моторики, развиваются произвольные движения руки, формируются различные двигательные навыки, развивается устойчивое стремление к достижению поставленной цели.

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Выполнила

Назарова Марина Викторовна


АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

Иван Михайлович Сеченов

Иван

УХТОМСКИЙ

БЕХТЕРЕВ

Петрович

Павлов


Актуальность выбранной темы видим в том, что своевременное формирование и развитие двигательных и психических механизмов являются основными условиями речевого развития ребёнка

Главной целью

данной работы является:

изучение развития речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук


Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи развития мелкой моторики и речи у младших дошкольников

2. Изучить условия и закономерности развития речи детей младшего дошкольного возраста.

3. Выявить связь между особенностями речевого развития и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению особенностей развития речи через развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.


Объект: процесс развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Предмет:

особенности влияния мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста


Согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • Развитие свободного общения со взрослыми;
  • Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической формы; формирования словаря) в различных формах и видах детской деятельности.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
  • Воспитания интереса и любви к чтению.

Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста.

  • Задачи практического исследования:
  • Провести исследование развития речи у детей младшего дошкольного возраста до формирующего эксперимента.
  • Подобрать и организовать систему занятий с использованием игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.
  • Провести исследование развития речи у детей среднего дошкольного возраста после формирующего эксперимента.

Диаграмма 1. Уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе работы.


Цель формирующего эксперимента: доказать, что развитие мелкой моторики рук является эффективным средством развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Систематизировать работу воспитателя по развитию мелкой моторики.

2. Способствовать развитию мелкой моторики рук:

развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

3. Развитие тактильной чувствительности рук.


«Сухой бассейн»

Сюда насыпали горох,

и пальцы запустили,

Устроив там переполох,

чтоб пальцы не грустили.

Ведь тут не соль, совсем

не соль,

а разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.


"Чудесный мешочек"

Отгадывать знакомый предмет на ощупь.

Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нём;

мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию, неправильно назван.


"Узор из белой и красной фасоли"

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»


"Веселая шнуровка"

Дидактическая игра "Собери бусы"


Диаграмма 2 Уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе работы.

Диаграмма 1



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка–

детский сад №2 «Дельфин»

Тема: «Развитие мелкой моторики как одно из условий полноценного развития

ребенка дошкольного возраста»

Гаркуша Валентина Николаевна

Воспитатель

В соответствии с Законом №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная работа по «Физическому развитию», строится с учетом потребностей детей.

Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук выступает одной из основных задач образовательной области «Физическое развитие».

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, так как не успевают на занятиях и не чувствуют успеха в данном виде деятельности.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. Этим и обусловлен выбор моей темы по самообразованию.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Известно, от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движения пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые проекции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития. Родители должны знать, что не позднее 5 лет надо определить все недостатки развития речи ребенка. Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим опозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из простых фраз.

Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом зависит от семьи ребенка, родители должны помогать не только воспитателям, но и логопеду (обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи), психологу (разработка коррекционного маршрута; тесное взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка).

Родители, у которых растет ребенок с речевой патологией, не должны ограждать его от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес малыша к речевому общению, а также самим принимать активное участие в жизнедеятельности детского сада.

Совместно с родителями в группе создается необходимая развивающая предметно-пространственная среда. Приобретаются и изготавливаются самостоятельно игры и пособия для развития мелкой моторики, с которыми дети очень любят заниматься, играть.

Для стимуляции речевого развития детей основными являются традиционные средства и методы: шнуровки, гимнастика пальчиков, трафареты, штриховка, завязывание бантов, узлов, лепка, аппликация, мозаика, конструирование из мелких деталей, игра на музыкальных инструментах, собирание пирамидок, пальчиковый театр, выкладывание фигурок из палочек, шнура и др.

Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания.

Для этого используются принципы:

Систематичность проведения игр и упражнений.

Последовательность - (от простого к сложному).

Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне; необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть оцененным.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую моторику. Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики - кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.).

Мы используем в работе с воспитанниками для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами нетрадиционные. К нетрадиционным мы относим такие игры и упражнения как: «сухой» бассейн, природный материал (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни), массаж с помощью мячика Су-джок, различные бытовые предметы и бросовый материал (прищепки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и другое).

Практика показала, что одним из эффективных, увлекательных и нестандартных средств по развитию мелкой моторики выступает природный материал. Такой материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Играя с природным материалом, мы отмечаем, что дети стали проявлять высокую познавательную активность, стали более общительными и спокойными. Упражнения с природным материалом стараемся включать в разные режимные моменты: прогулку, игровую деятельность, непосредственно образовательную деятельность. Применение крупы (фасоль, горох, рис, манка, гречка), как показывают педагогические наблюдения, является очень интересным, полезным и приятным занятием для детей. Например, игры «Золушка», « Прячем ручки», «Разложи по тарелочкам», «Отгадай, какая крупа в мешочке», «Сухой бассейн» и др. Играя с крупами, мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими. Ведь взять в руки крупинку – очень сложно для ребенка.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий.

Таким образом, можно сделать вывод, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.