Типовое положение о детском доме семейного типа. Рекомендации рекомендации по проектированию детских домов семейного типа. Положение о детском доме семейного типа

Центральный ордена Трудового Красного Знамени
научно-исследовательский и проектный институт типового
и экспериментального проектирования жилища (ЦНИИЭП жилища)

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА

Москва - 1991

Настоящие Рекомендации рассчитаны на специалистов, занятых проектированием нового типа жилища для опекунских семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рекомендации должны способствовать внедрению детского дома семейного типа, где детям создаются условия, максимально приближенные к домашним, и учитываются их индивидуальные особенности.В Рекомендациях раскрыта архитектурно-типологическая модель детских домов семейного типа, которая позволяет учитывать различные возможности организации их объемно-пространственных решений, дается технико-экономическая оценка и предложения по их размещению на генеральных планах жилых районов.Рекомендации разработаны сотрудниками ЦНИИЭП жилища канд. арх. Е.Ю. Пересветовым (руководитель темы), арх. Н.М. Середняк (ответственный исполнитель), канд. техн. наук М.С. Любимовой и канд. экон. наук Н.Н. Лазаревой (раздел ""Технико-экономическая оценка домов для семей с приемными детьми"), арх. Э.Л. Нечай (графическое оформление).ЦНИИЭП жилища, 1991

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ

3. ЖИЛЫЕ КВАРТИРЫ

4. РАЗМЕЩЕНИЕ ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА

5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОМОВ ДЛЯ СЕМЕЙ С ПРИЕМНЫМИ ДЕТЬМИ

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Одна из важнейших забот социальной политики - решение проблемы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Серьезным социально-психологическим недостатком воспитания в детских учреждениях и прежде всего в крупных домах-интернатах (на 320-340 мест) является отсутствие условий для становления индивидуальности ребенка, разобщенность детей, проживающих в интернатах, и детей, воспитывающихся в семьях, казарменный образ жизни в интернатах и детских домах.Из-за недостаточной обеспеченности местами количество детей в группах во многих детских учреждениях превышает норму на 18-22 %, что приводит к переутомлению и истощению нервной системы ребенка. В детских домах, а также в Домах ребенка дети постоянно находятся в большом коллективе (25-30 человек в группе), в таком же составе учатся в одном классе, посещают столовую, культурные и спортивные мероприятия, в спальне размещаются по 10-15 человек. Весь день у детей расписан по часам, они не могут заняться тем, чем хотят, привыкают жить по указке, что впоследствии оборачивается неумением самостоятельно принимать решения во взрослой жизни.Отсутствие условий для физического, эмоционального, эстетического развития детей, слабое развитие материальной базы детских домов, низкий уровень организации архитектурной среды в целом не обеспечивает социальную адаптацию детей.Существующая форма воспитания в детских домах переживает глубокий кризис и практически изжила себя. Назрела необходимость создания детского дома нового типа, в котором организация жилой среды позволила бы обеспечить домашние условия каждому ребенку, создать атмосферу семейного очага, скрепленную взаимным уважением, вниманием, общим участием в ведении домашнего хозяйства, способствовала бы трудовому воспитанию и становлению личности ребенка. Этого можно достигнуть лишь воспитанием ребенка в семье, где его окружают братья и сестры, мать и отец, пусть даже не родные.За рубежом проблема устройства жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, успешно решается. Семейные детские дома, в которых дети живут до достижения совершеннолетия, а иногда до тех пор, пока самостоятельно не смогут материально себя обеспечивать, начали создаваться с 1949 года, то есть после войны, когда было много детей-сирот и бездомных.Австриец Герман Гмайнер стал инициатором создания детских деревень. Его идея заключалась в том, чтобы помочь детям-сиротам вернуться в семью - не в детский дом и не в интернат, а именно в семью, где они снова приобретут мать, братьев и сестер. Вначале был построен только дом для одной семьи, в которой названная мать - одинокая женщина воспитывала от шести до девяти приемных детей. Постепенно рядом с этим домом вырастали новые, и вскоре образовалась деревня, которую стали называть детской. Руководство этой деревней выполнял директор, который со своей семьей тоже жил в ней.Принцип организации детского дома семейного типа состоит в том, что супруги (имеющие или не имеющие своих детей) берут на воспитание в свою семью не менее пяти приемных детей, которые будут жить и воспитываться в этой семье на равных условиях с родными детьми до совершеннолетия. В таких семьях могут жить от 7 до 15 человек и более. Дома подобного типа будут находиться в ведении местных советов народных депутатов.В существующей отечественной практике массового государственного жилищного строительства домов с многокомнатными квартирами практически нет, а имеющиеся четырех - и пятикомнатные квартиры в домах-новостройках не приспособлены для обеспечения нормальных условий проживания больших многодетных семей. Необходимо разработать специализированные типы домов и квартир с учетом нового социально-демографического состава опекунских семей, вида их жизнедеятельности, а также места строительства.Внедрение в практику проектирования новых типов жилых зданий и квартир для опекунских семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит гуманизировать воспитание таких детей.Проведенные исследования позволили впервые обосновать требования к составу и площадям помещений, их функциональной связи в жилых домах и квартирах; разработка рекомендательных положений по проектированию рассматриваемых типов зданий явится основой для составления программ-заданий на проектирование конкретных индивидуальных и экспериментальных проектов детских домов семейного типа.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Строительство детских домов семейного типа следует осуществлять, как правило, по индивидуальным проектам.1.2. В детском семейном доме должны быть созданы оптимальные комфортные жилищно-бытовые условия, а также возможности для учебных занятий, подвижных игр, занятий техническим творчеством, способствующие участию в ведении домашнего хозяйства, интеллектуальному и духовному развитию детей, развитию способностей, приобретению знаний и навыков.1.3. Настоящие Рекомендации распространяются на проектирование зданий детских семейных домов, строящихся во втором климатическом районе с обычными геологическими условиями.1.4. Дети, проживающие в детских домах семейного типа, преимущественно пользуются общегородскими (поселковыми) детскими дошкольными учреждениями (садами-яслями) и общеобразовательными школами.1.5. При проектировании и строительстве детских семейных домов следует широко использовать возможности местной базы индустриального домостроения, в том числе монолитного, а также традиционные местные строительные материалы, которые также обеспечивали бы целесообразность привлечения сил и средств самого населения к осуществлению застройки.1.6. Условия, не оговоренные настоящими Рекомендациями, принимаются в соответствии с действующим СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания. Нормы проектирования".

2. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ

2.1. Наиболее рациональными являются одно-, двухэтажные одноквартирные или блокированные дома с квартирами как в одном, так и в двух уровнях, которые рекомендуется возводить в малых городских и сельских населенных пунктах, городах средней величины, а также в зеленых зонах и пригородах крупных и крупнейших городов страны. Они позволяют сохранить традиционную для этой категории населенных мест связь квартир с приусадебным участком (палисадником) и наиболее отвечают расселению многодетных семей в целом. Кроме того, малоэтажная застройка может способствовать созданию "человеческого" масштаба жилых улиц, лишенных напряженных транспортных и пешеходных потоков.2.2. В крупных и крупнейших городах, в новых жилых районах или периферийных зонах крупнейших городов целесообразно использовать первые этажи многоэтажных жилых зданий, в которых рекомендуется предусматривать многокомнатные квартиры с возможностью организации индивидуального входа и приквартирного участка.2.3. Во всех перечисленных городах и населенных пунктах рекомендуется использовать для размещения детских семейных домов малоэтажные жилые здания, являющиеся памятниками истории и культуры (если допустима внутренняя их перепланировка).2.4. Для участков с уклоном более 28 % рекомендуется проектировать малоэтажные дома террасного типа.2.5. Учитывая необходимость трудового воспитания, при детском доме семейного типа следует предусматривать приквартирный (приусадебный) участок.В сельской местности для организации подсобного хозяйства на приусадебном участке рекомендуется выделить зону для огорода, хозяйственных построек для домашнего скота и птицы, хранения и переработки урожая, теплицы; гараж для сельскохозяйственной техники и другие хозяйственные постройки могут быть сблокированы с домом, образуя внутренний двор.2.6. При организации специализированных детских городков (деревень) планировочная структура может строиться как из отдельно стоящих одноквартирных семейных домов, так и из блокированных, состоящих из двух и более квартир. Для создания выразительного архитектурно-планировочного решения жилых групп рекомендуется проектировать разнообразные системы блокировки: линейную, уступами со сдвигом, крестообразную. С этой целью планировочные схемы блок-квартир должны иметь соответствующее размещение окон и входов. В отдельных случаях блокированные жилые дома могут быть объединены общей планировочной структурой с общественными зданиями различного назначения.2.7. В детские городки (деревни) могут быть включены воспитательные, учебные, культурно-спортивные и др. здания (помещения) общественного обслуживания. Состав их определяется, в основном, вместимостью городков, а также наличием и местом расположения вблизи общегородских объектов культуры, спорта, быта и других. В отдельных случаях могут быть предусмотрены также небольшой культурный центр с самодеятельным театром, дискоклуб, магазин, производственные мастерские, а также квартиры воспитателей, вышедших на пенсию и изъявивших желание остаться жить в городке.2.8. Все детские городки должны иметь четкое зонирование территории: жилая зона, зона общественно-административных зданий, учебно-спортивная, культурно-развлекательная и хозяйственная. Состав помещений каждой зоны может быть различен и зависит от численности проживающих в городке, педагогической концепции и местных условий.

3. ЖИЛЫЕ КВАРТИРЫ

3.1. Детские дома семейного типа должны включать многокомнатные благоустроенные квартиры, обеспечивающие удобное расселение детей и взрослых, а также способствующие установлению внутрисемейных контактов детей и родителей.3.2. Планировочные решения квартир могут строиться в соответствии с функциональным зонированием внутриквартирных помещений в двух вариантах:разделение на две традиционные основные зоны - дневного пребывания и сна;разделение на три зоны: индивидуальная - групповая - общесемейная.При этом все зоны должны быть взаимоувязаны посредством раздвижных перегородок между спальнями, позволяющих в дневное время превращать их в единое игровое помещение; в общесемейной зоне рекомендуется предусматривать место для групповых занятий или игр; групповая зона при этом может быть "буферной" между индивидуальными (спальнями) и общесемейными помещениями и располагаться непосредственно при входе в квартиру или дом; индивидуальная зона, в свою очередь, может быть разделена на комнаты для младших и старших детей, в особенности, если в семье более трех-четырех старшеклассников: тогда шумные игры малышей не будут мешать занятиям старших детей.3.3. Спальные комнаты должны предусматриваться в соответствии с половозрастной структурой детей, при этом следует иметь в виду, что дети в возрасте до 1,5-2 лет требуют более свободного пространства (для подвижных игр), а старшего возраста - нуждаются в специальной мебели для своих занятий. Для детей, достигших 8-10 лет, рекомендуется предусматривать отдельные комнаты площадью 8-10 м. Наличие индивидуальной комнаты для ребенка благоприятно отразится на формировании его личности, в семье будут складываться хорошие межличностные отношения и моральная атмосфера. Отсутствие своего "угла", где ребенок мог бы уединиться, нередко заставляет его замыкаться и избегать общения.В отдельных случаях спальное место для ребенка в возрасте до трех-пяти лет может быть предусмотрено в спальне родителей.3.4. Размещение детских комнат (спальня или индивидуальная зона) при расположении квартиры в одном уровне рекомендуется предусматривать в глубине квартиры, в более тихой и изолированной ее части; при двух уровнях - на втором этаже, при этом целесообразно использовать весь объем крыши для устройства мансарды.3.5. Кухня или кухня-столовая - место не только для приготовления пищи, но и общения всей семьи. Площадь ее должна быть достаточной для организации двух процессов: приготовления и приема пищи. Обеденный стол рекомендуется предусматривать один для всех членов семьи. В случае, когда обеденная зона изолирована от кухни, последняя является чисто функциональным помещением, служащим только для приготовления пищи. Рекомендуемая площадь кухни-столовой на семью из восьми-десяти человек 18 м., рабочей кухни - не менее 10 м.3.6. Количество кухонного оборудования по сравнению с квартирами обычного типа рекомендуется удваивать, устанавливая две плиты, две мойки, два или три холодильника, а также дополнительные шкафы для сушки и хранения посуды, кухонного инвентаря, продуктов.3.7. Общая комната (гостиная) - главное помещение детского семейного дома. Спальные места в ней не предусматриваются. Площадь ее должна быть достаточной для проведения общесемейных вечеров, праздников, дней рождения детей, новогодних елок, просмотра телепередач и т.п. и зависит от количества детей и величины семьи в целом. Рекомендуемая площадь - не менее 30 м.3.8. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется предусматривать специальную игровую комнату, свободную от мебели и оборудованную спортивно-игровым комплексом. В зависимости от возраста и увлечений детей вместо игровой комнаты может быть организована комната для любительской деятельности (поделок, вязания, фотодела, вышивания и т.п.), которую следует располагать недалеко от кухни, чтобы мать могла наблюдать за играми детей.3.9. В квартире (доме) следует предусматривать комнату для выполнения домашних школьных занятий, здесь же устраивается небольшая домашняя библиотека. Часть площади комнаты должна быть рассчитана на детей в основном младшего школьного возраста, которые готовят школьные задания под руководством матери. Для детей старшего школьного возраста место для занятий рекомендуется организовывать непосредственно в спальнях, площадь которых 12-14 м 2 .3.10. Вспомогательные хозяйственные помещения, а также мастерские рекомендуется устраивать недалеко от кухни (при расположении помещений на одном уровне) или в цокольном (подвальном) этаже. Для стирки белья обязательно следует проектировать постирочную (смежно с кухней или санитарным узлом при входе), оборудованную двумя бытовыми стиральными машинами и коробом для грязного белья.3.11. В домах (квартирах) следует предусматривать, как минимум, два санитарных узла: один при входе (унитаз и умывальник), другой, раздельный, при спальной группе помещений (уборная и ванная комната). В ванной комнате рекомендуется установка двух умывальников. В отдельных случаях вместо ванной может быть установлен один или два душа с полибаном.В квартирах (домах), где в семье более десяти детей, в спальной зоне возможны два санитарных узла, раздельно для девочек и мальчиков.3.12. Изменения, которые возможны в семьях с приемными детьми, требуют гибкой планировки, обеспечиваемой за счет применения прогрессивных конструктивных планировочных элементов. В них можно выделить три основных конструктивно-планировочных приема, связанных с устройством трансформируемой перегородки:между комнатами детей (позволяет изолировать индивидуальные зоны для сна и, наоборот, объединить их для игр);между спальной родителей и комнатой ребенка, обеспечивающей разную степень их пространственной общности;пространственное отделение части большого помещения (общей комнаты) для групповых занятий детей.Для осуществления перечисленных приемов при проектировании жилых зданий рекомендуется применять широкий шаг строительных конструкций.

4. РАЗМЕЩЕНИЕ ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА

4.1. Детские дома семейного типа следует размещать дисперсно среди обычных жилых домов массовой застройки по расчету, заложенному в основу генерального плана района и вблизи от предприятий торговли, бытового обслуживания, здравоохранения, включая ясли-сад и общеобразовательные школы, а также общих досуговых и спортивных центров, предназначенных для детей данного микрорайона или жилой группы, обеспечивая повседневное общение детей, воспитывающихся в семьях и детских домах семейного типа. На пути к этим домам желательно не иметь улиц с интенсивным движением.4.2. Размещение детских семейных домов может быть организовано в виде концентрированных и малоконцентрированных групп.Первые представляют собой сосредоточение жилых домов (блок-квартир) в виде детских городков (деревень) или комплексов, располагаемых в специально отведенных участках. Такого рода жилые образования должны включать от 15 до 20 семей с приемными детьми и предусматривать централизованное обслуживание (учеба, оказание помощи в воспитании и организация летнего отдыха), работающее по открытой системе.Малоконцентрированная группа, как правило, составлена из однотипных домов (блок-квартир) и включена в структуру жилого района (микрорайона) или поселка. В ней обычно не более пяти-семи индивидуальных или блокированных домов с общим универсальным залом для проведения праздников, вечеров или спортивных занятий.4.3. Участки должны удовлетворять санитарно-гигиеническим требованиям, располагаться на селитебной территории вблизи крупных зеленых массивов и быть достаточно удаленными от магистральных улиц, дорог с интенсивным движением и от источников шума. Необходимо предусмотреть удобные подъездные пути к участкам и подходы к ним от остановок общественного транспорта.

5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОМОВ ДЛЯ СЕМЕЙ С ПРИЕМНЫМИ ДЕТЬМИ

5.1. Проектные предложения были разработаны в двух вариантах: заселение в домах блокированного типа с квартирами в двух уровнях и в квартирах для многодетных семей, расположенных в первых этажах девятиэтажных домов (серия 85).В качестве аналогов для сравнения приняты проекты ЦНИИЭП учебных зданий: Дома ребенка на 150 человек (проект 214-03-23.88) и детского дома на 210 человек (проект 214-03-24-88) - см. табл. 1.5.2. Для проведения оценки по рассматриваемым проектам были составлены сметно-финансовые расчеты по методу укрупненных расценок, изложенному в "Рекомендациях по экономической оценке объемно-планировочных решений крупнопанельных, крупноблочных и кирпичных жилых домов для городского строительства" (М., ЦНИИЭП жилища, 1985).

Таблица 1

Технико-экономические показатели проектов Дома ребенка,

детского дома и детских домов семейного типа

Проекты ЦНИИЭП учебных зданий (эталоны)

Предложения ЦНИИЭП жилища по детским домам семейного типа

Дом ребенка 214-03-23.88

Детский дом 214-03-24.88

Блокированные дома с квартирами в двух уровнях

Квартиры в первых этажах 9-этажных домов

Количество этажей Удельный периметр наружных стен, пог.м Высота этажа, м Количество человек (в доме, квартире) Площадь на одного человека* Стоимость 1 м 2 общей площади (строительно-монтажных работ), руб. Стоимость заселения одного человека (строительно-монтажных работ), руб./ %

1892(1666)

1978(1582)

Стоимость заселения одного человека с учетом оборудования и мебели в специализированных типах домов), ** руб./ %.

1892(1666 )

1978(1582 )

Примечания:
* В специализированных типах домов (детский дом и Дом ребенка) принята нормируемая площадь, в домах квартирного типа - общая площадь. ** Стоимость мебели и оборудования в специализированных типах жилища определена по паспортным данным указанных проектов. В скобках приведены показатели при увеличении числа заселяемых в квартирных домах.В табл. 2 приведена расшифровка стоимости по конструктивным элементам на 1 м 2 общей площади.В качестве основной расчетной единицы измерения принята стоимость заселения одного человека.

Таблица 2

Стоимость конструктивных элементов на 1 м площади, в руб.

Конструктивные элементы

Проекты ЦНИИЭП учебных зданий

Предложения ЦНИИЭП жилища

Дом ребенка на 150 чел.

Детский дом на 210 мест

Блокированные дома

Квартира в первых этажах 9-этажных домов

Подземная часть Надземная часть дома: наружные стены внутренние стены перегородки перекрытия лестницы и крыльца окна двери полы крыша санузлы, кухни Отопление, вентиляция Шкафы Итого: То же, с накладными расходами(16,5 %) и плановыми накоплениями (8 %)
Примечания:
1. Расшифровка по конструктивным элементам приведена без накладных расходов и плановых накоплений. 2. В расчетах не учитывались лоджии, балконы, веранды. 3. В 9-этажном доме в стоимость дома не включен лифт, так как квартиры для многодетных семей расположены в первом этаже.Рассмотрены два варианта стоимости расселения одного человека в специализированных типах домов: только по стоимости строительно-монтажных работ и с учетом стоимости оборудования и мебели. Стоимость мебели и оборудования определена расчетным путем по проектным данным.5.3. Основными объемно-планировочными показателями, влияющими на стоимость 1 м общей площади и стоимость заселения, являются:планировочный тип дома;этажность;высота этажа;конфигурация плана здания (удельный периметр наружных стен);количество общей площади, приходящейся на одного человека.Строительная система - кирпичная, принята во всех проектах одинаковой.5.4. Анализ стоимости строительно-монтажных работ (без мебели и оборудования) показал, что стоимость 1 м 2 общей площади составляет 107 руб. в 9-этажном доме, до 113 руб. - в блокированных домах. В специализированных детских учреждениях (эталон) стоимость 1 м 2 общей площади имеет промежуточное значение 112-114 руб. Однако решающим фактором в соотношении затрат по заселению является количество общей площади, приходящейся на одного человека.5.5. Стоимость заселения одного человека в домах квартирного типа на 20-25 % выше, чем в Доме ребенка - за счет увеличения на 2,7-4,4 м 2 площади на одного человека (16,8 и 18,5 м 2 против 14,1 м 2), а по сравнению с детским домом, где площадь на человека примерно равна площади в квартирном доме, стоимость заселения примерно одинакова.Таким образом, повышение комфорта проживания, в том числе в квартирных домах, увеличение площади на одного заселяемого с 14 м до 17-18 м 2 вызывает рост стоимости расселения на 20-25 %.5.6. В том случае, если в квартирных домах количество заселяемых увеличивается и соответственно снижается площадь на человека до 15 м 2 , стоимость заселения окажется на уровне экономичного решения Дома ребенка.Рассчитана также стоимость заселения одного человека с учетом стоимости оборудования и мебели в специализированных детских интернатных учреждениях, Доме ребенка и детском доме и исходя из того, что в квартирных домах мебель приобретается не за счет госкапвложений.В этом случае показатели стоимости заселения многодетных семей окажутся ниже на 4-8 %, чем в специализированных домах.

Список использованной литературы

1. СНиП 2.08.01-89. Жилые здания.2. Рекомендации по проектированию детских домов и домов ребенка. - М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1988, 73 с.3. Пересветов Е.Ю., Середняк К.М. Специфика формирования архитектурно-планировочных решений детских домов семейного типа // Социально-типологические проблемы жилой среды. - М., ЦНИИЭП жилища, 1990. - С. 94-103.4. Акчурина-Муфтиева Н.М. Формирование типов зданий домов ребенка и детских домов. Автореф. ... канд. арх. - М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1986, с. 21.5. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. - М., Педагогика, 1990, 264 с.6. Возрастные особенности психического развития детей// Сб. научных трудов / Отв. ред. Дубровина И.В., Лиси - на М.И. - М., АПН СССР, 1982.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ БЛОК-КВАРТИР (ДОМОВ)

ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА

Г - ОБРАЗНАЯ

ПРЯМОУГОЛЬНАЯ

ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ БЛОК-КВАРТИР С РАСПОЛОЖЕНИЕМ ЖИЛЫХ И ПОДСОБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

1 - С центральным холлом

2-С ЦЕНТРАЛЬНЫМ ХОЛЛОМ И ВИНТОВОЙ ЛЕСТНИЦЕЙ

3 - С Ц ЕНТРАЛЬНЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ

4 - С ВНУТРЕННИМ ДВОРОМ И ПРИМЫКАЮЩЕЙ К НЕМУ ЛЕСТНИЦЕЙ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ТИПАМ КВАРТИР И ДОМОВ ДЛЯ ОПЕКУНСКИХ СЕМЕЙ

Постановление №195
от 19.03.2001

В целях обеспечения защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации детского дома семейного типа.

2. Установить, что Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. №542 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №19, ст. 2304), распространяется на лиц, осуществляющих воспитательную деятельность в детских домах семейного типа.

3. Дополнить пункт 1 Перечня образовательных и других учреждений, предприятий и организаций и должностей, работа в которых дает право на ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. №1052 "Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №21, ст. 2397), словами: "детские дома семейного типа".

Председатель
Правительства Российской Федерации
М.Касьянов

Правила
организации детского дома семейного типа

1. Настоящие Правила определяют порядок организации детского дома семейного типа. Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются - дети), в условиях семьи.

2. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия).

Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

3. Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

  • находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;
  • имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;
  • лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
  • признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • являющиеся бывшими усыновителями, если отменено судом по их вине.

4. Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями и взять на воспитание детей, с учетом положений пункта 2 настоящих Правил.

6. Супруги для получения заключения о возможности быть воспитателями и взять на воспитание детей подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление и представляют следующие документы:

    a). заверенные в установленном порядке копии документа об образовании и свидетельства о браке;
    б). медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
    в). выписка из трудовой книжки;
    г). паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заменяющий его документ.

Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).

Заключение составляется органом опеки и попечительства на основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни супругов в течение одного месяца со дня подачи заявления.

Отрицательное заключение доводится до заявителей в 10-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителям возвращаются все документы. Заключение может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

7. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

8. На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.

Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10-летнего возраста только с его согласия) и с согласия администрации образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.

9. На ребенка, передаваемого в детский дом семейного типа, орган опеки и попечительства или администрация образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения представляет следующие документы:

    а) решение соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о направлении ребенка в детский дом семейного типа;
    б) направление в детский дом семейного типа, выданное органом опеки и попечительства;
    в) свидетельство о рождении ребенка (подлинник), а при его отсутствии - заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;
    г) выписка из истории развития ребенка;
    д) страховой полис обязательного медицинского страхования;
    е) документ об образовании (для детей школьного возраста);
    ж) акт обследования условий жизни ребенка;
    з) сведения о родителях (копия свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справка о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
    и) справка о наличии и местонахождении братьев, сестер и других близких родственников;
    к) опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
    л) документы о закреплении за несовершеннолетним ранее занимаемой им жилой площади (о праве собственности на жилое помещение и (или) иное имущество);
    м) копия решения суда о взыскании , документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионное удостоверение, документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении, и ценные бумаги (при их наличии);
    н) заключение психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии (для детей с отклонениями в развитии).

10. Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

11. При выходе из детского дома семейного типа или переводе в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или учреждение социальной защиты населения, а также при ликвидации детского дома семейного типа ребенку выдаются справка о пребывании в детском доме семейного типа и документы, указанные в подпунктах "в" - "м" пункта 9 настоящих Правил.

12. Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно-профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа.

13. Дети обучаются в образовательных учреждениях на общих основаниях.

14. Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями), исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

15. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:

    а) средства учредителя (учредителей);
    б) имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);
    в) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
    г) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

17. На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

18. Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.

1. Если Вы житель Первомайского района и хотите создать детский дом семейного типа

Детский дом семейного типа - отдельная семья, которая создается по желанию супругов или отдельного лица, не состоящего в браке, которые берут на воспитание и совместное проживание не менее 5 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Общее количество детей в детском доме семейного типа не должно превышать 10 человек, учитывая родных детей.

Решение о создании детского дома семейного типа принимается Первомайской районной госадминистрацией на основании заявления лиц или лица, изъявившие желание создать такой дом, с учетом результатов обучения, представления Миколаъвського областного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи и вывода службы по делам детей о наличии условий для его создания.

Какие дети могут быть устроены в детский дом семейного типа?

В детский дом семейного типа устраиваются дети, имеющие определенный статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки.
В первую очередь в детский дом семейного типа устраиваются дети, которые находятся между собой в родстве, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по другим причинам они не могут воспитываться вместе.

Детский дом семейного типа комплектуется детьми в течение двенадцати месяцев со дня создания. Контроль за его комплектованием осуществляет служба по делам детей.

Статус ребенка, лишенного родительской опеки, предоставляется детям:

1. Родители которых лишены родительских прав, что подтверждается решением суда;
2. Которые отобраны у родителей без лишения родительских прав, что подтверждается решением суда;
3. Родители которых признаны безвестно отсутствующими, что подтверждается решением суда;
4. Родители которых объявлены судом умершими, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным органами РАГС;
5. Родители которых признаны недееспособными, что подтверждается решением суда;
6. Родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы, что подтверждается приговором суда;
7. Родители которых находятся под стражей на время следствия, что подтверждается постановлением суда;
8. Родители которых находятся в розыске органами внутренних дел, связанному с уклонением от уплаты алиментов и отсутствием сведений об их местонахождении, что подтверждается определением суда или справкой органов внутренних дел о розыске родителей и отсутствие сведений об их местонахождении;
9. В связи с длительной болезнью родителей, препятствующей им исполнять свои родительские обязанности, что подтверждается заключением медико-социальной экспертной комиссии о наличии у отца, матери болезни, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, выданным в порядке, установленном МЗ;
10. Подброшенным, родители которых неизвестны, заброшенным в родильном доме, другом учреждении здравоохранения или которых отказались забрать из этих заведений родители, другие родственники, о чем составлен акт по форме, утвержденной Минздравом и МВД.

Ребенок-сирота - это ребенок, у которого умерли или погибли родители, что подтверждается свидетельством о смерти каждого из них.

Кто может стать родителями-воспитателями?

Родителями-воспитателями могут быть совершеннолетние и трудоспособные лица.

Лица, изъявившие желание стать родителями-воспитателями, в обязательном порядке должны пройти обучение, организованное Миколаъвським областными центром социальных служб для семьи, детей и молодежи с привлечением специалистов по вопросам психологии, педагогики, медицины и т.д., по специальной программе.

Следует учитывать, что лишь одному из кандидатов в родители-воспитатели не прошел курс подготовки, признанный в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, лишенный родительских прав, или это бывший опекун (попечитель, усыновитель), лишен соответствующих полномочий за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей, то вы не получите разрешения на создание детского дома семейного типу.

Существуют также ограничения для кандидатов в родители-воспитатели по возрасту. Устройство детей в детский дом семейного типа производится с учетом возраста родителей-воспитателей и детей, чтобы на время достижения обоими родителями-воспитателями пенсионного возраста все воспитанники достигли возраста выбытия из детского дома семейного типа (18 лет). Устройство детей в детский дом семейного типа рассчитан таким образом, чтобы до достижения родителями пенсионного возраста ребенок мог стать совершеннолетним. При достижении пенсионного возраста одним из родителей время пребывания детей определяется по возрасту младшего из родителей.

Также помехой созданию детского дома семейного типа могут стать недостатки физического или психического здоровья потенциальных родителей-воспитателей (инвалиды I и II группы, которые по заключению медико-социальной экспертной комиссии нуждаются в постороннем уходе, лица, имеющие глубокие органические поражения нервной системы, алкогольную и наркотическую зависимость, больные СПИДом, открытой формой туберкулеза, психотические расстройства, в которых официально зарегистрированы асоциальные проявления, склонность к насилию).

Соответствующие требования предъявляются и к членам семьи родителей-воспитателей. Если с Вами на общей жилой площади проживают члены семьи, имеющие глубокие органические поражения нервной системы, больные СПИДом, открытой формой туберкулеза, психотические расстройства, в которых официально зарегистрированы асоциальные проявления, склонность к насилию, то Вам будет отказано в создании детского дома семейного типа.

Теряет ли ребенок, который воспитывается в детском доме семейного типа, статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки?

Нет. За воспитанниками детских домов семейного типу сохраняются льготы и государственные гарантии, установленные законодательством для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.

Воспитанники имеют право поддерживать личные контакты с родителями и другими родственниками, если это не противоречит их интересам и не запрещено решением суда. Форму такого общения определяют органы опеки и попечительства по согласованию с родителями-воспитателями и с участием социального работника, который осуществляет социальное сопровождение.

Обязательно родителям-воспитателям иметь педагогическое образование?

Нет, требования о наличии у родителей-воспитателей любой, в том числе и педагогической, образования законодательством не предусмотрено. Создать детский дом семейного типа и взять детей на воспитание может каждый гражданин в соответствии с требованиями, которые излагаются в Положении о детском доме семейного типа, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2002 года № 564.

Какие права и обязанности родителей-воспитателей?

Родители-воспитатели несут ответственность за жизнь, здоровье, физическое и психическое развитие воспитанников. Они являются законными представителями воспитанников во всех органах, учреждениях и организациях без специальных полномочий. Родители-воспитатели не могут использовать предоставленные им права вопреки интересам ребенка.

Родители-воспитатели детских домов семейного типа обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, духовном и моральном развитии, обучении, создавать надлежащие условия для развития его природных способностей, уважать достоинство ребенка, готовить его к самостоятельной жизни и труду.

Воспитание ребенка должно направляться на развитие его личности, уважения прав, свобод человека и гражданина, языка, национальных исторических и культурных ценностей украинского и других народов, подготовку ребенка к сознательной жизни в обществе в духе взаимопонимания, мира, милосердия, обеспечения равноправия всех членов общества, согласия и дружбы между народами, этническими, национальными, религиозными группами.

Что такое орган опеки и попечительства?

Орган опеки и попечительства - это райгосадминистрация. Непосредственное ведение дел по опеке и попечительству до 2006 года осуществлялось отделами образования. В 2006 году эти полномочия переведен на службу по делам детей.

Что такое социальное сопровождение детских домов семейного типа?

Социальное сопровождение детских домов семейного типа осуществляется Первомайским районным центром социальных служб для семьи, детей и молодежи, что предусматривает предоставление комплекса правовых, психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-медицинских и информационных услуг, направленных на создание надлежащих условий функционирования детский дом семейного типа. Социальное сопровождение детского дома семейного типа осуществляется постоянно.

Для осуществления социального сопровождения за детским домом семейного типа закрепляется социальный работник районного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, который прошел специальную подготовку.

2. Финансовое и материальное обеспечение функционирования детского дома семейного типа

Как и кем обеспечивается функционирование детского дома семейного типа?

Орган, принявший решение о создании детского дома семейного типа, вне очереди предоставляет родителям-воспитателям индивидуальный жилой дом или многокомнатную квартиру, в случае наличия, по нормам, установленным законодательством. Предоставленное в пользование жилое помещение должно быть оборудовано необходимой мебелью, бытовой техникой и другими предметами длительного пользования, перечень которых определяется органом, принявшим решение о создании детского дома семейного типа. Пользования предоставленным жилым помещением осуществляется в порядке, установленном законодательством для пользования служебными помещениями.

По соглашению сторон соглашения детскому дому семейного типа может предоставляться в пользование земельный участок для ведения садоводства и огородничества вблизи, где расположен дом, а также транспортных средств.

Разные вопросы материального и финансового обеспечения детского дома семейного типа (проведение в случае необходимости текущего или капитального ремонта жилья и т.п.) решаются органом, принявшим решение о его создании.

За счет каких средств содержатся воспитанники детского дома семейного типа?

Государством принят единый механизм финансирования детского дома семейного типа из государственного бюджета по принципу "деньги ходят за ребенком".

Размер государственной социальной помощи на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, составляет два прожиточных минимума для детей соответствующего возраста.

Прожиточный минимум составлял в разный период разную сумму, учитывая разные возрастные потребности детей. В 2006 году для детей до 6 лет: с 1 января 2006 года - 400 гривен, с 1 апреля - 410 гривен, с 1 октября - 418 гривен; детей от 6 до 18 лет: с 1 января - 514 гривен, с 1 апреля - 527 гривен, с 1 октября - 536 гривен.
На 2007 год проектом Закона Украины "О государственном бюджете Украины" прожиточный минимум предусмотрен для детей до 6 лет: с 1 января - 434 грн., С 1 апреля - 442 грн., С 1 октября - 450 грн.; Для детей от 6 до 18 лет: с 1 января - 558 грн., с 1 апреля - 568 грн., с 1 октября - 579 грн.

В 2008 году прожиточный минимум предусмотрен для детей до 6 лет: с 1 января 2008 г. - 526 грн.; С 1 апреля 2008 г. - 538 грн.; С 1 июля 2008 г. - 540 грн.; С 1 октября 2008 г.-557 грн.; детям от 6 до 18 лет: с 1 января 2008 г. - 663 грн.; с 1 апреля 2008 г. - 678 грн.; с 1 июля 2008 г. - 680 грн.; с 1 октября 2008 г. - 701 грн.

На 2009 год установлен помощь для детей до 6 лет - 1114 грн.; Детям от 6 до 18 лет - 1402 грн.

За воспитанниками сохраняются раньше предназначенные алименты, пенсия, другие виды государственной помощи.

В случае, когда ребенку выплачивается пенсия, алименты, стипендия, другие государственные пособия, размер пособия определяется как разность между двумя прожиточным минимумом и размером иных выплат.

Суммы средств, принадлежащих воспитанникам как пенсия, алименты и другие виды государственной помощи, переходят в распоряжение родителей-воспитателей и тратятся на содержание воспитанников.

Сохраняются выплаты, если ребенок достиг 18 лет?

Дети-воспитанники находятся в детском доме семейного типа до достижения ими совершеннолетия (18 лет), а в случае продолжения учебы - до 23 лет или до окончания ими соответствующего учебного заведения. Выплата государственной социальной помощи осуществляется в течение всего периода проживания ребенка в детском доме семейного типа.

Какое денежное и материальное обеспечение получают родители-воспитатели?

Законодательством предусмотрено отчисление страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование за неработающих родителей-воспитателей на суммы их денежного обеспечения.

Отчисления поступают на счета управлений Пенсионного фонда Украины в районах, городах и районах в городах, открытые в учреждениях уполномоченного банка.

С 1 января 2006 года родителям-воспитателям детских домов семейного типа выплачивается денежное обеспечение, которое определено в размере 35% от социальной помощи на каждого ребенка-воспитанника, но не более пяти прожиточных минимумов для трудоспособного лица. При этом денежное довольствие может получать один из родителей-воспитателей или по их общему согласию сумма денежного обеспечения распределяется между ними равными частями. В случае утверждения нового уровня прожиточного минимума размер социальной помощи и денежного обеспечения перечисляется без дополнительного обращения родителей-воспитателей.

Сэкономленные в течение года бюджетные средства изъятию не подлежат и используются родителями-воспитателями для удовлетворения потребностей воспитанников в следующем году.

Вопросы защиты жилищных прав родителей-воспитателей и лиц, проживающих с ними, регулируются соглашением.

Может детском доме семейного типа предоставляться благотворительная помощь?

Так, детскому дому семейного типа может предоставляться юридическими и физическими лицами благотворительная помощь.

3. Имущественные и жилищные права детей-воспитанников детского дома семейного типа

Как защищаются имущественные и жилищные права детей-воспитанников?

После окончания срока пребывания воспитанников в детском доме семейного типа и в случае отсутствия у них права на жилье органы опеки, попечительства обеспечивают воспитанников детского дома семейного типа во внеочередном порядке упорядоченным социальным жильем.

Кто обеспечивает сохранность имущества детей?

Сохранности имущества, в том числе жилья, воспитанников детских домов семейного типа по месту его нахождения обеспечивают органы опеки и попечительства, также ими осуществляют контроль за его использованием.

Кто осуществляет контроль за условиями проживания воспитанников?

Контроль за условиями проживания воспитанников осуществляющие орган опеки и попечительства и служба по делам детей райгосадминистраций, исполнительных комитетов городских советов городов республиканского значения Автономной Республики Крым и городов областного значения.

Раз в году служба по делам детей по месту нахождения детского дома семейного типа готовит отчет о состоянии воспитания, содержания и развития детей в детском доме семейного типа на основе информации, предоставляемой социальным работником, осуществляющим социальное сопровождение семьи, воспитателем дошкольного учебного заведения или классным руководителем общеобразовательного учебного заведения, где учится ребенок, участковым врачом-педиатром и участковым инспектором местного отдела милиции. Родители-воспитатели обязательно знакомятся с составленным отчетом, который утверждается начальником службы по делам детей.

4. Перечень документов, которые необходимо представить в орган, принимающий решение о создании детского дома семейного типа.

Вам нужно подготовить и передать в районную, районную в гг. Киеве и Севастополе государственной администрации или горисполком следующие документы:

* Заявление о создании детского дома семейного типа (от супругов принимается совместное заявление, подписанное обоими супругами);
* Копии своих паспортов;
* Справку о составе семьи (форма № 3);
* Копию свидетельства о браке (для семейных пар);
* Справку о состоянии Вашего здоровья и членов семьи, проживающих вместе с Вами (справка об отсутствии хронических заболеваний, обследование нарколога, венеролога, психиатра);
* Справку о прохождении курса обучения кандидатов в родители-воспитатели и рекомендацию Центра социальных служб для семьи, детей и молодежи о включении Вас в банк данных о семьях потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей;
* Нотариально удостоверенное письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи, проживающих вместе с Вами, на создание детского дома семейного типа или написанное собственноручно в присутствии должностного лица, осуществляющего прием документов;
* Справку о наличии или отсутствии судимости;
* Заключение службы по делам детей по месту жительства о возможности создания Вами детского дома семейного типа.

5. Перечень документов на детей, которые необходимо иметь родителей-воспитателей.

На каждого ребенка орган опеки и попечительства обязан предоставить родителям-воспитателям следующие документы:

* Решение органа опеки и попечительства об устройстве ребенка на воспитание и общее проживание в детском доме семейного типа;
* Свидетельство о рождении ребенка;
* медичну довідку про стан здоров"я або витяг з історії розвитку дитини;
* довідку (атестат) про освіту або висновок психолого-медико-педагогічної консультації про рівень розвитку дитини;
* документи про батьків або осіб, які їх замінюють (свідоцтво про смерть, вирок або рішення суду, довідка про хворобу, розшук батьків та інші документи, що підтверджують відсутність батьків або неможливість виховання ними своїх дітей);
* довідку про наявність та місцезнаходження братів і сестер чи інших близьких родичів дитини;
* опис належного дитині майна, у тому числі житла, та відомості про осіб, які відповідають за його збереження;
* пенсійну книжку на дітей, які одержують пенсію, копію ухвали суду про стягнення аліментів.

У разі коли на момент влаштування дитини до дитячого будинку сімейного типу деякі із зазначених документів відсутні, місцева служба у справах неповнолітніх зобов"язана надати їх протягом двох місяців. За достовірність відомостей у наданих батькам-вихователям документах відповідальність у межах своєї компетенції несуть органи опіки і піклування за місцем походження або місцем проживання дитини-сироти, дитини, позбавленої батьківського піклування, та керівник закладу, в якому перебувала дитина.

Сделайте сирот счастливыми

Сегодня - Всемирный день ребенка. К сожалению, в Днепропетровске много детей по той или иной причине лишены родительской опеки. «Комсомолка» выяснила, как помочь тем, кто решил основать детский дом семейного типа и стать родителями для детей, лишенных родительской опеки.

Шаг 1. Начать открытие ДДСТ следует с подачи заявления в районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи. Там подробно расскажут, какие трудности могут подстерегать вас в деле воспитания детей из интерната. После чего, если вы не изменили своих намерений, предложат пройти курсы. Во время них психологи решат, действительно ли вы готовы к созданию ДДСТ, либо это не ваше призвание.

Шаг 2. Приносим справку о прохождении обучения.

Родители-воспитатели в обязательном порядке проходят курс предварительной подготовки, проведение которого обеспечивают местные отделы по делам семьи и молодежи.

Во время него с помощью специальных тестов социальные работники определят истинную мотивацию кандидатов. Если все проходит нормально, то центр даёт рекомендации соответствующим органам государственной власти о целесообразности создания ДДСТ.

На территории города подобное обучение проводится бесплатно. А если его организуют на турбазе или в доме отдыха, то придется платить за проживание и еду.

Шаг 3. Получаем медицин-скую справку о состоянии здоровья всех членов семьи.

Нужно пройти медосмотр у таких врачей: терапевт, нарколог, венеролог и психиатр, причем только в государственных медучреждениях.

При обследовании у нарколога и психиатра мужчине нужно иметь при себе паспорт и военный билет, женщине - только паспорт.

Шаг 4. Берем справку с места работы о доходах.

Среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи (за последние 6 месяцев) не должен быть меньше прожиточного минимума.

Шаг 5. Необходимо получить письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи, которые проживают вместе с кандидатами в родители-воспитатели, если последние решили создать ДДСТ на собственной жилой площади. Такой документ заверяется нотариально.

Шаг 6. В папку с документами кладем справку о составе семьи (форма №3). Выдается она в ЖЭКах.

А также делаем копии паспортов всех членов семьи, для несовершеннолетних - копии свидетельств о рождении. И копию свидетельства о браке (для супругов).

Шаг 7. Приняв все вышеперечисленные документы, центр социальной службы для семьи, детей и молодежи осматривает ваши условия жилья. И в течение месяца выносит заключение о разрешении или отказе открывать детский дом семейного типа.

Шаг 8. Когда разрешение о создании ДДСТ получено, вам покажут детей, которых можно взять на воспитание. Если они вам понравятся, то заключается договор об организации деятельности детдома, и отныне вы сможете дарить им свою любовь и внимание. В противном случае вы вправе отказаться и ждать следующего предложения.

Кстати

Детский дом семейного типа (ДДСТ) – это альтернативная форма государственному содержанию и воспитанию детей-сирот. Семья, решившая посвятить себя этому нелёгкому делу, берёт на воспитание не менее 5 детей-сирот или детей, лишённых родительской опеки.

Общее число ребятишек в ДДСТ не должно превышать 10 человек, включая родных детей. Воспитанники находятся там на полном обеспечении до 18 лет. А если продолжают учиться в ПТУ или вузе I-IV уровня аккредитации - то до окончания обучения, но не позже достижения ими 23-летнего возраста. После этого пособие на них перестает выплачиваться, и приемные родители устраивают их судьбу по своему разумению. Например, если у ребят до того была квартира, то они возвращаются в нее. В противном случае государство или предприятие, на которое они устраиваются на работу, предоставляет им общежитие.

Нюанс

Любишь медок – люби и холодок!

Раз в два года родители-воспитатели в обязательном порядке проходят курс переподготовки. За детским домом семейного типа осуществляется контроль. Несколько раз в месяц к вам с проверкой будут приходить разные службы. В основном они смотрят на условия жизни, воспитание детей, защиту их прав и законных интересов.

Актуально

Сколько стоит дом построить?

Родителям-воспитателям за предоставление социальных услуг, то есть выполнение родительских обязанностей, выплачивается зарплата в размере 35% от социальной помощи на каждого ребенка-воспитанника, но не больше пяти прожиточных минимумов для трудоспособных людей. Кроме того, им начисляется трудовой стаж.

С октября 2007 года на каждого ребенка, лишенного родительской опеки, в месяц должно выделяться пособие, размер которого не меньше двух прожиточных мини-мумов. Для детей до 6 лет он составляет 900 гривен, а с 6 до 18 лет - 1158 гривен.

Справка «КП»

Не могут создать ДДСТ граждане, которые:

не прошли курс обучения;

признаны недееспособными или с ограниченной дееспособно-стью;

лишены родительских прав;

являются бывшими опекунами (попечителями, усыновителями), лишенными соответствующих прав из-за недолжного выполнения своих обязанностей;

по состоянию здоровья не могут воспитывать детей (инвалиды I и II групп, люди, имеющие глубокие органические поражения нервной системы, алкогольную и наркотическую зависимость, больные СПИДом, открытой формой туберкулеза, психотическими расстройствами, у которых официально зарегистрированы асоциальные проявления или склонность к насилию);

с которыми проживают члены семьи с вышеперечисленными болезнями.

Районные центры социальных служб для семьи, детей и молодежи:

Район Адрес Телефон

АНД ул. Кожемяки,10 721-12-99

Бабушкинский ул.К.Либкнехта,70 749-63-01

Жовтневый ул.О.Гончара,32 46-00-10,

Положения о детском доме семейного типа

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2007 г. № 122 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 40, 5/24639) ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 1747 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 6, 5/26438) ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1095 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 184, 5/32249) ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 92, 5/34264) ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2012 г. № 659 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.07.2012, 5/36004) ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 2013 г. № 356 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.05.2013, 5/37295)

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о детском доме семейного типа.

2. Республиканским органам государственного управления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

ПОЛОЖЕНИЕ о детском доме семейного типа

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Детский дом семейного типа – семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей (далее – воспитанники), в рамках которой супруги или отдельные граждане (далее – родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.

2. Договор об условиях воспитания и содержания детей по форме согласно приложению заключается между управлением (отделом) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения органа опеки и попечительства, принявшего решение о создании детского дома семейного типа (далее – управление (отдел) образования), и обоими родителями-воспитателями детского дома семейного типа.

Трудовой договор заключается управлением (отделом) образования с каждым из родителей-воспитателей на срок действия договора об условиях воспитания и содержания детей.

3. Число детей, которые могут быть переданы на воспитание в детский дом семейного типа, и очередность их передачи определяются управлением (отделом) образования.

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов каждого из детей, передаваемых на воспитание в детский дом семейного типа, управления (отделы) образования либо органы, организации, уполномоченные органом опеки и попечительства, оказывают детским домам семейного типа социальную, педагогическую и психологическую помощь.

4. Управление (отдел) образования в пятидневный срок со дня заключения договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора выдает родителю-воспитателю удостоверение на право представления интересов подопечного на срок действия договора об условиях воспитания и содержания детей.

При расторжении договора об условиях воспитания и содержания детей удостоверение на право представления интересов подопечного подлежит немедленному возврату в управление (отдел) образования.

5. Органы опеки и попечительства через управления (отделы) образования или уполномоченные ими организации осуществляют контроль за условиями воспитания, содержания воспитанников и получения ими образования, определяют периодичность контроля, анализируют исполнение родителями-воспитателями должностных обязанностей, обязанностей опекуна (попечителя) и договора об условиях воспитания и содержания детей. Формы контроля (беседы с педагогами воспитанников, родителями-воспитателями, воспитанниками, в том числе по телефону, посещение детского дома семейного типа и другие) и порядок контроля определяются договором об условиях воспитания и содержания детей.

Контроль за условиями воспитания, содержания воспитанников и обеспечением получения ими образования в детских домах семейного типа осуществляется:

в первые три месяца нахождения воспитанника в детском доме семейного типа – не реже одного раза в неделю;

после первых трех месяцев и до одного года – не реже одного раза в месяц;

во второй и последующие годы воспитания ребенка – не реже одного раза в квартал.

ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА

6. Лица, желающие создать детский дом семейного типа (далее – кандидаты в родители-воспитатели), подают в орган опеки и попечительства по месту жительства документы, указанные в пункте 4.7 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 119, 1/11590) (далее – перечень).

7. В течение 5 дней со дня подачи заявления с просьбой о создании детского дома семейного типа управление (отдел) образования истребует из соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения:

справку о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в родители-воспитатели;

сведения о доходах за предшествующий созданию детского дома семейного типа год;

сведения о том, имеют ли кандидаты в родители-воспитатели судимость за умышленные преступления или осуждались ли за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

сведения о том, лишались ли кандидаты в родители-воспитатели родительских прав, были ли дети кандидатов в родители-воспитатели отобраны у них без лишения родительских прав, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными;

сведения о том, признавались ли дети кандидатов в родители-воспитатели нуждающимися в государственной защите, отстранялись ли кандидаты в родители-воспитатели от обязанностей опекунов, попечителей за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

8. Для создания детского дома семейного типа обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и воспитанника должна составлять не менее 15 квадратных метров.

9. Органы опеки и попечительства либо уполномоченные ими органы и организации в течение месяца со дня подачи заявления кандидатами в родители-воспитатели при необходимости рассматривают вопрос о возможности обеспечения детского дома семейного типа жилым помещением, соответствующим требованию, установленному пунктом 8 настоящего Положения, проводят обследование условий жизни кандидатов в родители-воспитатели, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в родители-воспитатели (далее – акт обследования).

При рассмотрении заявления орган опеки и попечительства учитывает опыт воспитания ими родных и усыновленных детей и отражает в акте обследования информацию об успешности воспитания и социализации родных и усыновленных детей.

10. В случае, если кандидаты в родители-воспитатели изъявляют желание взять на воспитание ребенка с особенностями психофизического развития, ребенка-инвалида, в акте обследования должно быть указано о наличии у них для этого необходимых условий.

11. На основании заявления, документов, указанных в пункте 4.7 перечня, и сведений, указанных в пункте 7 настоящего Положения, а также акта обследования управление (отдел) образования в 20-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о наличии в их семье условий, необходимых для воспитания детей (далее – заключение).

12. Орган опеки и попечительства на основании заключения и всех необходимых документов в трехдневный срок ставит на учет кандидатов в родители-воспитатели и информирует их об этом либо доводит до их сведения обоснованный отказ и одновременно возвращает им все документы.

13. Управление (отдел) образования организует для кандидатов в родители-воспитатели обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенции в решении вопросов защиты прав и законных интересов воспитанников (далее – обучающие курсы).

Учебные программы обучающих курсов должны обеспечить формирование у кандидатов в родители-воспитатели умений и навыков работы по удовлетворению основных жизненных потребностей воспитанников, их подготовке к самостоятельной жизни, организацию социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем воспитанников.

14. Кандидаты в родители-воспитатели, прошедшие обучающие курсы и получившие справку об обучении, подлежат учету в управлении (отделе) образования по месту жительства.

Учет кандидатов в родители-воспитатели ведется управлением (отделом) образования в журнале, форма которого утверждается этим управлением (отделом) образования.

15. Управление (отдел) образования по месту создания детского дома семейного типа на основании заключения и при наличии жилого помещения, соответствующего требованию, установленному пунктом 8 настоящего Положения, выдает кандидатам в родители-воспитатели направление на знакомство с детьми.

16. В случае, если необходимое для создания детского дома семейного типа жилое помещение отсутствует, управление (отдел) образования при информировании кандидатов в родители-воспитатели о постановке их на учет сообщает о предоставлении им возможности участвовать в конкурсе на должности родителей-воспитателей в случае наличия жилых помещений в области (г. Минске) для создания детских домов семейного типа и берет на себя обязательство уведомить их о проведении конкурса в месячный срок со дня его объявления.

17. При наличии необходимых жилищных и материальных условий для создания детского дома семейного типа управление (отдел) образования объявляет конкурс на должности родителей-воспитателей. Условия проведения конкурса на должности родителей-воспитателей и состав конкурсной комиссии определяются управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Минского горисполкома.

18. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в управлении (отделе) образования по месту создания детского дома семейного типа направление на знакомство с детьми.

19. При наличии жилых помещений, соответствующих требованию пункта 8 настоящего Положения, решение о создании детского дома семейного типа принимается органом опеки и попечительства в срок, указанный в пункте 4.7 перечня.

В решении о создании детского дома семейного типа орган опеки и попечительства указывает сведения о ребенке (детях), который передается на воспитание, назначает ежемесячные денежные выплаты на содержание воспитанников, поручает управлению (отделу) образования заключить договор (договоры) об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) и трудовой договор (договоры).

20. Основанием для заключения договора об условиях воспитания и содержания детей и трудовых договоров является решение органа опеки и попечительства о создании детского дома семейного типа, принимаемое в соответствии с пунктом 4.7 перечня.

21. Договор об условиях воспитания и содержания детей в детском доме семейного типа должен предусматривать срок, на который дети помещаются в детский дом семейного типа, условия их содержания, воспитания и образования, права и обязанности родителей-воспитателей, обязанности органа опеки и попечительства по оборудованию и содержанию детского дома семейного типа, а также основания и последствия прекращения такого договора.

22. Детский дом семейного типа комплектуется воспитанниками в течение одного года со дня принятия решения о его создании.

По письменному заявлению родителя-воспитателя орган опеки и попечительства выдает ему заключение о наличии у него условий, необходимых для воспитания детей. На основании этого заключения родитель-воспитатель может заключить с руководителем детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования договор патронатного воспитания в отношении детей, которые предложены ему для устройства на воспитание в детский дом семейного типа.

Администрация детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, управление (отдел) образования по месту жительства ребенка обязаны ознакомить родителя-воспитателя с личным делом ребенка (сведениями о ребенке) и информацией о состоянии его здоровья.


Похожая информация.