Творческий ребенок. Развиваем креативность с ранних лет. Креативное мышление: особенности Креативные дети

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

Сегодня сплошь и рядом звучат призывы к развитию креативности с детства. Практически все развивающие центры и детские сады обращают особое внимание на формирование этой способности, предлагают разнообразные программы для детей начиная с раннего возраста. При этом распространенным является мнение, что креативность позволит в будущем найти достойное место практически в любом деле. А какой родитель не хочет, чтобы его дети стали успешными и востребованными? Попробуем разобраться: что такое креативность и какие преимущества ее развитие может дать ребенку. А также: с какого возраста и каким образом ее лучше совершенствовать?

Внимание к данной способности в России значительно выросло начинаяс 90-х годов, когда впервые заговорили о необходимости ее развития ужев дошкольном возрасте.

Креативность неразрывно связана с творчеством. Однако эти понятия не стоит употреблять в качестве синонимов. По мнению американского психолога Дж. Гилфорда, создателя модели структуры интеллекта, креативность представляет собой совокупность способностей, содействующих успешному творческому мышлению. Соответственно, ее развитие предполагает достаточный уровень не только воображения, но и логического мышления, внимания, а также речи. На современном этапе доказано, что креативность помогает находить нестандартные, творческие варианты решения любых проблем. И речь идет не только о профессиональной деятельности, но и о жизни в целом: стимулирование развития способностей откроет перед ребенком перспективы успешного преодоления трудностей в различных областях. Он будет воспринимать любую жизненную проблему или неурядицу всего лишь в качестве очередной задачи, которую необходимо решить, будет способен проанализировать ее условия и найти оптимальные ресурсы для достижения наилучшего результата. То есть польза от развития креативности куда шире успешности в выбранной профессии, но главное – вовремя и правильно сориентировать своего ребенка в нужном направлении. Ведь такие способности, хотя и свойственны всем нам от рождения, могут не получить развития из-за влияния стереотипов и стилей воспитания. Чтобы этого не произошло, недостаточно отдать ребенка на занятия по развитию креативности. Вам нужно будет измениться самим, настроиться на творческую волну и трансформироваться вместе со своим малышом.

Физиологические основы креативности

Поскольку она напрямую связана с творческой направленностью личности, то и физиологические основы деятельности такого рода сосредоточены в коре больших полушарий головного мозга. Успешность сложных мыслительных операций, которыми, несомненно, являются действия в рамках творческого мышления, связана с развитием лобных долей головного мозга. Однако в процессе мышления принимает участие вся кора. Соответственно, развитие креативности начинается с момента рождения и происходит на протяжении всего периода детства. Максимум проявления фантазии приходится на пяти–шестилетний возраст, в этот же период у ребенка начинают формироваться целенаправленное воображение, логическое мышление и элементы творчества.

Исследователи обнаружили, что со временем пик развития творческих способностей приходится на все более ранний возраст. Если в XIX в. это происходило в среднем в17 лет, то в 80-е годы XX в.– уже в восемь лет, а в 90-е – в пять–шесть лет. Логично предположить, что к текущему моменту этот пик достигается еще раньше – примерно к тремгодам. Ведь специализация нейронов, их типизация в проекционных и ассоциативных областях коры начинается с двух с половиной – трех лет. Поэтому развитие креативности можно начинать уже в этом возрасте. Однако на первоначальном этапе все упражнения должны быть подкреплены зрительными образами и двигательными действиями.

Основные акценты развития креативности

Большинство творческих задач основано на противоречиях как проявлении несоответствия различных требований, предъявляющихся к чему-либо. Примеры противоречий:

  • знаю, что делать, но не знаю как;
  • за счет улучшения одного свойства предмета ухудшится другое его свойство;
  • принятие решения приведет к возникновению новой проблемы.

Дети нуждаются в стабильности, которая возможна только в рамках понятныхдля них ситуаций, и потому особенно чувствительны к подобным противоречиям, инстинктивно уходят от них. Одна из задачвзрослого – научить ребенка не бояться противоречий, вызвать интерес к ним и уверенность в возможности разрешения любого. Кроме того, вам предстоит выработать у малыша умение анализировать все находящиеся в его распоряжении ресурсы и использовать для решения конкретной проблемы необходимые из этого арсенала.

Одной из технологий по развитию креативности является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), элементы которой используются в некоторых ДОО. Литературы в этом направлении достаточно, ваша задача – выбирать упражнения, соответствующие возрасту ребенка. Кстати, сейчас достаточно изобретательских задач, адаптированных к дошкольному возрасту, а развивающие центры предлагают целые программы по развитию креативности начиная уже с двух лет.

Для совершенствования творческих способностей необходимо создать соответствующие условия:

  • физические (наличие материалов для творчества и возможности действовать с ними в любую минуту);
  • социально-эмоциональные (ощущение ребенком чувства внешней безопасности: его творческие проявления не должны получать какой-либо отрицательной реакции со стороны взрослых);
  • психологические (ощущение ребенком чувства внутренней безопасности: поддержка творческих начинаний со стороны взрослых, поощрение);
  • интеллектуальные (приемы действий с проблемными задачами, которые усваиваются в процессе решения последних).

К условиям можно отнести также сотрудничество со взрослыми в процессе творческой деятельности. А для этого родителям необходимо снизить собственную психологическую инерцию как устойчивую систему шаблонов и условных рефлексов. Ряд ученых утверждает, что креативность достигаетпика к пяти годам (98–100%), к подростковому возрасту она снижается до 30%, к пятнадцати годам – до 12–15%, креативность взрослых редко превышает 5–7%. И одной из причин этого является как раз нарастающая психологическая инерция, т.е.наработанные годами шаблоны мышления и действий. Ее снижению поможет решение простейших, на первый взгляд, задач.

Можно начать с ежедневных дел:

  • приготовьте из имеющихся дома продуктов новое блюдо;
  • чистите зубы или даже пишите другой рукой;
  • в течение недели добирайтесь до работы каждый раз новым путем;
  • попробуйте незнакомые вам виды деятельности, например, посещайте какие-нибудь курсы;
  • сделайте воображаемую или реальную перестановку мебели в квартире;
  • решайте различные задачи на сообразительность для взрослых. Большинство творческих заданий вы можете делать совместно с ребенком, дополняя его предложения, тем самым развиваясь и одновременно обогащая опыт малыша.

Примеры задач и игр на развитие креативности

  • Задачи на разрешение явных противоречий (шкаф должен быть одновременно и большой, и маленький; стул одновременно для маленьких и взрослых; лодка должна быть и узкой, и широкой).
  • Игра «Робинзон Крузо» (как выжить, если у тебя только миллион удочек; тысяча лампочек; сто коробок жевательной резинки).
  • Игра «Идеальный конструктор» (собираем из подручных средств или только из круглых предметов).
  • Найти общее между предметами, элементами одной системы (руки и ноги), однородными системами (дерево и куст), разными системами (лампочкой и крокодилом).
  • Упражнение «Фантастическое сложение и вычитание» (стол + стул; дом + колеса; стул – ножки; дом – стена).
  • Выделение объекта или его части и помещение в чуждую среду (обезьяну – на север; рыбу – на дерево).
  • Игра «Беседа о картине» (выберите картину со сложным сюжетом с действием и обсудите, что и почему делают люди, изображенные на ней, чего не хватает для полноты сюжета).
  • Упражнение «Что делать с…» (берем любой предмет, например, стакан, и пытаемся найти как можно больше вариантов, что с ним можно сделать).
  • Любые виды занятий творчеством и сочетание разных его видов (лепка, рисование, театрализация и т.п.).
  • Изображение абстрактных явлений (любовь; бедность; крик).
  • Игра «Крокодил» (один игрок изображает с помощью мимики и жестов животное, чувство, предмет, остальные пытаются отгадать).

Подводя итоги, подчеркнем, что ваша главная задача – посредством творческих задач пробудить в ребенке интерес к новому, к познанию. Обязательно обращайте его внимание на чудеса, которые его окружают: как удивительно, что птицы летают, что распускаются цветы, что какой-то человек умеет то, чего не могут многие другие. И тогда сам ребенок будет просить вас придумать и вместе с ним решить разные проблемные задачи, стимулируя тем самым развитие креативности всех членов семьи. Наблюдая за происходящим вокруг, вы сможете ставить перед ребенком новые вопросы: почему могли покоситься столбы, почему в разных местах трава растет неодинаково и т.п. – и в процессе практики получать все больше вариантов ответов. Это будет развивать внимательность малыша, учить его работать с различными ресурсами и находить множество возможных решений проблемных ситуаций. Наша жизнь предлагает нам ценные и многообразные источники для ежедневного развития креативности. Пользуйтесь этой возможностью и удивляйтесь вместе с детьми!

Вопросы для размышления и самопроверки

Предлагаем вам поразмышлять над прочитанным и потренировать собственную креативность.

  1. Что такое креативность?
  2. С какого возраста, на ваш взгляд, можно начинать развитие творческих способностей ребенка:
  • с рождения;
  • с одного года;
  • с двух лет;
  • с трех лет;
  • с четырех лет;
  • с пяти лет;
  • с шести лет;
  • с семи лет?

Объясните свой выбор.

  1. Каковы физиологические основы креативности?
  2. Какие условия необходимо создать детям для оптимального развития креативности?
  3. Что такое психологическая инерция, и какие упражнения, на ваш взгляд, будут способствовать ее снижению эффективнее всего?
  4. Придумайте новые задания на преодоление психологической инерции.
  5. Вместе с ребенком найдите как можно больше способов решения задач из предложенных (в том случае, где это допустимо). Придумайте новые упражнения для развития творческого мышления.
  6. Найдите картины с фантастическими изображениями и обсудите их с ребенком, придумайте целую историю о том, что это (подойдут картины сюрреалистов).
  7. На какое чудо вы обратили (обратите)сегодня внимание своего ребенка?

Творческие способности помогают не только малышам, но и их родителям. Креативный подход позволяет находить оптимальные выходы из самых затруднительных ситуаций. Несомненно, одной из таких ситуаций является старт посещения ребенком детского сада. Кто-то уже прошел (и возможно, не один раз) через это, а кому-то еще только предстоит. Как проходила адаптация вашего малыша? Использовали ли вы нестандартные приемы, чтобы помочь своему ребенку легче пережить этот период? На что стоит обратить внимание родителям, чьим детям только предстоит начать посещение детского сада? Эти и многие другие вопросы, касающиеся адаптации к детскому саду, обсудим ровно через месяц, ведь сентябрь не за горами!

Ответы на вопросы по предыдущей теме «Мама, мне страшно!». Детские страхи: первая помощь родителей

У дочери в пять лет появился страх, что мы, ее родители,умрем. Никаких стрессовых ситуаций, которые могли бы к этому привести, не было. Откуда мог взяться страх? Соответствует ли он норме? И каким образом можно его преодолеть?

Одним из главных страхов возраста пяти–семи лет является как раз боязнь смерти. Ребенок может опасаться смерти как собственной или своих близких, так и в связи с конкретной ситуацией. Тогда проявляются так называемые сопутствующие страхи, например болезней, животных или огня. И малыш боится, что он умрет после болезни, или если его покусает собака, или он сгорит.

Этот страх в различных проявлениях и степени интенсивности в определенном возрасте переживает большинство детей. Он свидетельствует об эмоциональной зрелости ребенка, его готовности принять факт конечности жизни человека.

Несмотря на то, что никаких отклонений от нормы в данном случае нет, важно не оставлять вопрос без внимания и побеседовать с ребенком на эту тему. Прежде всего необходимо выяснить, чего конкретно боится малыш: смерти мамы и папы в принципе или их смерти в связи с определенной ситуацией. Возможно, это натолкнет вас на мысль о том, в результате чего страх мог появиться и каких тем лучше избегать. Например, если он переживает за вашу безопасность в пути, то лучше лишний раз не акцентировать внимание в разговорах между собой на новостях об авариях на дорогах, как можно реже поднимать эту тему.

Кроме того, поговорите с ребенком на тему смерти в целом. Ответьте на волнующие его вопросы, только пусть ответы будут честными. Обещать вечную жизнь не стоит. Также постарайтесь не показывать ребенку, что вы сами беспокоитесь по этому поводу: ему сейчас как никогда необходимы ваша уверенность и поддержка. Расскажите, что до вашей смерти или смерти ребенка еще далеко, что ему прежде нужно вырасти и впереди его ждет много интересных событий. Если его заинтересует, что случается после смерти, то лучше объяснить это с точки зрения ваших собственных взглядов (бессмертность души, перерождение, покой). Не следует использовать опасные сравнения, например со сном. В результате ребенок может начать бояться заснуть. И ни в коем случае не стоит использовать тему смерти как способ сделать ребенка более послушным. В результате страх может обостриться, повысится тревожность малыша.

Влияют ли на появление фобий страшные игрушки?

Страшные игрушки несут в себе несколько иные функции. Их задача – помогать ребенку выплескивать негативные эмоции, агрессию или страхи. Он может ломать «страшилищ», «убивать» их в игре.Таким образом малыш борется со своими внутренними проблемами, учится их распознавать и контролировать страхи и агрессию. Пугающие игрушки также помогают ребенку разбираться с темой добра и зла, оценивать с этих позиций собственные поступки, а значит, служат его нравственному воспитанию. В первую очередь речь идет о традиционных героях сказок, например о Бабе Яге или Кощее.

Неоднозначно на ребенка могут повлиять герои современных фильмов и мультфильмов. Ведь положительные и отрицательные персонажи выглядят порой одинаково странно, иногда пугающе, не всегда их можно четко отнести к лагерю добрых или злых. При выборе игрушек важно обращать внимание на то, чтобы они были явно положительными или отрицательными, иначе в сознании ребенка тонкая граница между хорошим и плохим может стать размытой и неоднозначной. А в его возрасте как никогда важно, чтобы это разделение было очевидным.

Конечно, в некоторых случаях пугающие игрушки могут стать причиной страхов. Чтобы этого избежать, покупайте их по просьбе ребенка или по собственной инициативе, но в присутствии малыша. Если игрушка связана с травмирующей ситуацией, то лучше удалить ее с глаз ребенка, может, даже провести целый ритуал по уничтожению. Следите за тем, чтобы число добрых персонажей превышало число пугающих. И еще – страшные игрушки лучше покупать только детям старше трех лет и ни в коем случае не хранить их на видном месте или в комнате малыша. После шести лет в норме пугающие игрушки не должны приводить к появлению каких-либо страхов и тревог у ребенка.

Ребенок отравился в детском саду и теперь боится есть, а иногда даже просто отказывается. Что делать в такой ситуации?

Если ситуация произошла недавно, то необходимо выждать время, чтобы она перестала быть столь животрепещущей в сознании ребенка. В первую очередь он нуждается в вашей поддержке и заботе. Независимо от его поведения демонстрируйте уверенность и спокойствие. Одновременно с этим можно начинать играть во врача и кухню. Приобретите соответствующие наборы, в том числе фруктов и других продуктов. Сценарии игры, связанные с кухней, могут соответствовать вашим ежедневным событиям или представлять собой выдуманные сюжеты. Параллельно играйте в доктора, который лечит животных, учит их гигиене, правилам здорового образа жизни и правильного питания. Со временем Айболит пусть объяснит зверям, что такое тошнота, когда происходит и что в этом случае нужно делать. Через некоторое время включайте ребенка в приготовление пищи дома, начиная с момента покупки продуктов.

Через 10-15 лет ситуация на рынке труда будет похожа на песочные часы — в верхней части окажутся те, кто умеет генерировать инновационный контент, а в нижней части те, кого постепенно будут заменять роботы. Детей нужно воспитывать так, чтобы они оказались в верхней части, но система массового образования этому не способствует. Дошкольное и школьное образование строится по жестким стандартам: есть тема урока, есть определения в рамочках, есть 20 примеров, которые нужно решить, и контрольная работа в конце. Вырасти креативным и самостоятельным в такой среде очень сложно. Поэтому так важно поместить ребенка в более адаптивную среду, где он сам будет добытчиком знаний, а не где все знания транслируются учебником или учителем.


Задавайте вектор, но не создавайте рамок

Зона профессионального счастья ребенка находится на пересечении трех других зон: таланта, страсти и рыночных трендов. Задача специалистов — понять ребенка, развить его и помочь найти это пересечение. Один из инструментов в достижении этих целей — современный стандарт образования IB (International Baccalaureate), базирующийся на развитии исследовательской и креативной деятельности. Но это не все — дети, работая в группах, должны решать индивидуальные задачи и двигаться по индивидуальным образовательным траекториям. Роль педагога и родителя в этой системе — задавать вектор, увлекать, а не загонять в рамки.


Давайте возможность исследовать

Когда ребенок только начинает осваивать мир, вся его жизнь выглядит как один большой эксперимент. Представим себе ситуацию: ребенок сидит за столом и вдруг бросает тарелку с кашей на пол. Он это делает не потому что вредничает. Он проводит эксперимент и задает себе исследовательский вопрос: «Что будет, если я уроню эту миску?» Так дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. Очень важно понимать, что часто дети делают что-то не потому, что хотят досадить родителям, а потому, что хотят проверить свою гипотезу. Они как профессора, проводящие эксперименты в лаборатории. То же самое происходит и в подростковом возрасте. Запрещая ребенку заниматься познавательной деятельностью, вы ограничиваете его креативность.


Отвечайте на вопросы и разрешайте фантазировать

Особенно внимательно стоит отнестись к так называемому «периоду почемучек». Бывает, что на улице можно услышать, как мама раздраженно говорит своему ребенку: «Ой, как ты мне надоел своими вопросами...» Но если ребенок спрашивает, то надо стараться ему отвечать. Если вы не знаете ответ на вопрос, скажите: «Я не знаю, но это очень интересно, давай вместе пофантазируем».

Креативность — это взгляд под другим углом. Мы не сможем быть креативными, если не будем фантазировать. Но мы говорим детям: «Врать плохо!» — хотя иногда дети и не врут вовсе, а просто хитрят и фантазируют. В том, чтобы немного приукрасить свой опыт, нет ничего плохого. Взрослые тоже так делают. Если вы действительно устали, то найдите другие способы ответить ребенку на его вопрос: включите ему познавательное видео, дайте ему книгу, запишите его в летнюю школу .


Не решайте за ребенка

Очень негативно на креативность влияет гиперрежим. Не нужно вести себя с ребенком как с солдатом. Если вдруг вы отступаете от привычного плана, в этом нет ничего страшного. Всегда должен быть выбор. Вариативность — это и есть креативность. А если мы всей своей жизнью показываем, что может быть только так и никак иначе, а потом начинаем требовать от детей креативности, — это несправедливо. Вы не сможете вырастить директора крупного креативного агентства, если будете решать за него каждую мелочь.

Развитие способностей ребенка - интеллектуальных, физических, творческих - это залог его успешности в дальнейшей жизни. Полученные в раннем возрасте навыки, знания, умения облегчают процесс школьного обучения, повышают самооценку, помогают развить детские способности и таланты. Детские психологи и педагоги рекомендуют особое внимание уделить развитию креативности у детей. Специалисты утверждают: сформированное в раннем детстве креативное мышление существенно облегчает процесс решения самых разных жизненных задач.

Что такое креативность?

Говоря о креативности, обычно подразумевают способность решать вопросы нестандартным путем, смотреть на окружающий мир с неожиданного ракурса и находить необычные способы выполнения различных задач. Считается, что изначально креативность присуща абсолютно всем. Это мнение не лишено оснований: все родители замечали, что дети, которые еще не знакомы с традиционными способами использования предметов, нередко находят им очень оригинальное применение. К сожалению, обучаясь решать задачи «правильным», стандартным способом, ребенок утрачивает креативные способности.

При грамотном подходе сохранить и развить креативность можно в любом возрасте. Существуют методики, которые даже взрослых заставляют стать более креативными и учат действовать нестандартно. Но, безусловно, лучший результат дают занятия, начатые в раннем возрасте.

Развитие фантазии и воображения

Современные родители оказываются перед сложным выбором кружков, секций и дошкольных заведений, которые обещают воспитать из ребенка творческую, неординарную личность. Но необходимо понимать: наиболее эффективными являются занятия с родителями. Создав в доме атмосферу, благоприятную для творчества и выделив время для общения с сыном или дочкой, родители могут сделать для их развития значительно больше, чем даже самый опытный преподаватель!

Развитие креативности начинается с формирования воображения и фантазии. Воображением называют способность представить определенный объект и удерживать его образ в своем сознании. Выделяют несколько стадий проявления воображения:

  • сновидения - неконтролируемое воссоздание образов, которыми человек не способен управлять;
  • мечты - контролируемое воспроизведение в сознании картин, которые вызывают приятные эмоции;
  • воссоздающее воображение, которое позволяет нам представить образы героев прочитанных книг, описанные кем-либо картины и т.д.;
  • творческое воображение, которое позволяет придумать абсолютно новые образы и разработать идеи, ранее не существовавшие.

Ребенок с легкостью может воссоздать в сознании сказочный мир, он искренне сопереживает выдуманным героям, легко воспринимает искажения реальности. Взрослому сделать это сложнее из-за накопленного опыта и запаса готовых образов и решений.

Развитие воображения у детей дошкольного возраста происходит исключительно во время игры. Лучшим периодом для этого считается период 5-7 лет, когда происходит активное формирование воображения. Дошкольники с удовольствием фантазируют и используют реальные предметы в качестве замены воображаемым. Обычная ветка у них мгновенно становится пистолетом, кресло - салоном автомобиля, а карандаш - волшебной палочкой.

Такие игры не принято называть «развивающими», однако они отлично развивают воображение и фантазию. Впоследствии эти качества проявляются в творчестве, а потом и в других сферах детской жизни. Интересно, что чем старше становится ребенок, тем легче он манипулирует придуманными образами.

С возрастом у детей формируется способность управлять собственной фантазией. Сначала она проявляется спонтанно, дети почти не умеют фантазировать по собственной воле. Дошкольники, а тем более, школьники уже могут регулировать поток фантазии, создавая образы по своему желанию. Заметить развитие этой способности можно, наблюдая за тем, как ребенок проявляет себя в творчестве. Приступая к рисованию или лепке, дети на ходу придумывают образы персонажей и добавляют им новые детали. А ребенок старшего возраста обычно планирует, что именно он хочет нарисовать или слепить, он может заранее вообразить законченный образ будущей поделки и подготовить только те материалы, которые необходимы ему для реализации задуманной идеи.

Игры для развития креативности

Стимулировать воображение можно при помощи самых разных игр:

  1. конструкторы отлично подходят для развития пространственного мышления;
  2. занятия творчеством способствуют формированию эстетического вкуса, учат видеть конечную цель работы и воплощать придуманные образы в рисунках или поделках;
  3. головоломки помогают улучшить логические способности, развивают умение находить нестандартные решения различных задач;
  4. ролевые игры тренируют социальные навыки, учат моделировать различные ситуации, создавать цельные образы, удерживать их в сознании на протяжении длительного времени и манипулировать ими по своему желанию;
  5. словесные игры подходят для детей в возрасте от 6 лет, они помогают развить вариативность и скорость мышления.

Но любая игра будет эффективной только в том случае, если заниматься ей вместе с ребенком, вносить в нее элементы развивающего обучения, стимулировать воображение.

Например, если ребенок увлекся строительством домика из конструктора или кубиков, ему стоит задать вопросы: кто будет здесь жить, кто будет приходить в гости к хозяину домика. Если ребенок включится в процесс фантазирования, с ним можно придумать сказку, разыграть любую ситуацию, создать образы различных персонажей.

Иногда можно провести для детей тест на креативность, предложив им самостоятельно придумать историю, разобраться с логической задачкой или сделать поделку. Но ни в коем случае не говорите им, что вы их тестируете! Они должны воспринимать такое задание как игру, не нервничая, не пытаясь соответствовать вашим ожиданиям.

Развивая воображение и фантазию ребенка, стоит придерживаться следующих правил:

  1. откажитесь от желания критиковать процесс и результаты детского труда - ваша задача заключается не в том, чтобы научить его создавать шедевры, действуя по шаблону, а в том, чтобы развить его фантазию;
  2. не делайте всю работу за ребенка, предоставьте ему возможность действовать самому;
  3. не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не нравится, дайте ему свободу выбора, постарайтесь увлечь его, но не требуйте строить или рисовать, если у него нет соответствующего настроения;
  4. старайтесь находить занятия, которые не вызовут скуку - если ему будет интересно, от игры он получит не только удовольствие, но и максимальную пользу;
  5. поощряйте у ребенка самостоятельность и любопытство, позволяйте ему задавать вопросы, искать ответы на них.

Но самое главное - прислушивайтесь к своему ребенку! Выбирайте те методы развития воображения, которые будут соответствовать его темпераменту, его интересам и настроению. Даже если вы не сумеете заинтересовать его играми, направленными на совершенствование креативных способностей, не отчаивайтесь! Фантазируйте вместе с ребенком, и вы обязательно найдете способ научить его мыслить нестандартно.