Упражнение для повышение самооценки ребенка арттерапии. Повышаем самооценку ребенка. Упражнение “Солнышко”. предоставить ребенку возможность получения опытапроживания незнакомой ситуации

ПРИМНЕНИЕ ТЕХНИК АРТ-ТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У УЧАЩИХСЯ

Гребнева Ирина Валерьевна

студент 1 курса магистратуры, кафедра социальной педагогики и психологии ВлГУ, г. Владимир

Е- mail :

Данилова Марина Владимировна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ВлГУ, г. Владимир

Самооценка -это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка .

Самооценка -одно из центральных образований, активно развивающееся в контексте формирования и становления личности. Самым сензитивным периодом для становления адекватного уровня самооценки является подростковый возраст, поэтому, знание особенностей данного процесса необходимо для гармоничного развития личности в целом. С самооценкой тесно взаимосвязаны такие показатели как уровень притязаний, мотивация к учебе, самоуважение, уверенность в себе. Зачастую в школах психологами, социальными педагогами уделяется недостаточно внимания проблемам становления самооценки, что впоследствии на более поздних этапах взросления проявляется в различных нарушениях поведения, влияет на успеваемость, а такжена психологический климат в коллективе.

Предметом изучения многих отечественных и зарубежных исследователей выступают такие вопросы как онтогенез самооценки, ее структура, функции и закономерности формирования. Многие психологи рассматривают самооценку, как продукт самосознания, который отражает уровень его развития у индивида.

На формирование самооценки учащихся оказывают влияние множество различных факторов такие как семья, школа, ближайшее окружение, личностные особенности и др. Важность формирования адекватной самооценки неоднократно была доказана теоретическими и эмпирическими исследованиями. Адекватная самооценка, как правило, ведет к самокритичности и требовательности к себе, формирует уверенность в своих силах и адекватный уровень притязаний личности, способности правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Нарушение адекватной самооценки, как в сторону занижения, так и в сторону завышения приводит к отклонениям в поведении. Занижение уровня приводит к тому, что человек боится проявлять свои достижения в той или иной деятельности, заранее ожидая неудачу. Завышение самооценки также приводит к отрицательным явлениям. Так в период с 70-х по 90-е гг.XX в. распространилось мнение, что высокая самооценка лежит в основе всех позитивных достижений, и является решающим фактором обусловливающим успеваемость учащихся.Эти предположения в США вызвали всплеск развития и внедрения разнообразных программ по повышению самооценки учащихся в школах и колледжах. Однако как описывает зарубежный психолог Л. Берк такой подход не улучшил обстановку в американских школах, а даже наоборот усугубил. Исследования показали, что мотивация и желание к учению у детей, воспитанных в такой системе, даже ниже чем у их предшественников. Раздутое самомнение детей и подростков приводило к тому, что они считали себя лучше и выше остальных людей, и поэтому не считали своими обязанностями учиться и соблюдать какие-либо правила и нормы морали . Поддержка высокого самоуважения, постоянные одобрения и похвалы независимо от реальных достижений без адекватной оценки своих способностей и качеств могут привести к тому, что высокая самооценка превратится в нарциссизм и самовлюбленность не способную к критике самого себя . Адекватная самооценка напрямую связана с процессомсаморегуляции поведения, общения и социального взаимодействия людей, она обусловливает успешную адаптацию индивида. Поэтому так важно проводить исследования и разработку возможных путей и методов формирования адекватной самооценки.

Проблемой нашего исследования стало то, чтопри наличии обширной и достаточно фундаментальной базы научных исследований самооценки, в школах уделяется мало внимания уровню самооценки у учащихся, формированию ее адекватных показателей.

Существует множество различных техник применяемых психологами и педагогами в работе по формированию адекватных показателей самооценки:тренинговая работа, двигательная, танцевальная и игровая терапия. Наиболее эффективной техникой в проведении данной работы, на наш взгляд, является арттерапия. Арт-терапия - методика основывающаяся на предположении, что внутреннее Я отражается в визуальных формах с того момента как только человек начинает писать красками, рисовать и лепить. По мнению психотерапевта Ш. Макниффа арт-терапия способствует повышению ощущения собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность, способствует появлению чувства внутреннего порядка, предоставляет возможность выходу негативным и даже опасным эмоциям в виде образов и цветов. Для арт-терапии важен сам процесс и те особенности, которые сам продукт творчества позволяет обнаружить в психической жизни творца. Участник в таком виде тренинга должен понять что художественные достоинства его произведения не имеют значения, и он может не переживать по этому поводу. Художественное творчество, используемое для выражения чувств и мыслей, может оказывать большую помощь в развитии социально-адаптированного поведения и повышении уровня самооценки, способствуя росту ее адекватности .Арт-терапия, как профессиональная деятельность - новая область науки и практики, и тот факт что художественная деятельность обладает целительным эффектом, известен еще с древности. На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали, от триумфа до трагических потерь и служило людям как чудодейственное средство психологического и духовного возрождения.

В последние десятилетия художественное творчество как великая целительная сила было открыто и высоко оценено вновь. Многие люди обнаружили, что художественная деятельность помогает им избавиться от стресса, решать проблемы, преодолеть тяжелые переживания, связанные с потерей близких людей, и даже избавиться от боли и других неприятных физических симптомов.Ведущий принцип арт-терапии заключается в том, что именно творческий процесс, включающий и художественное творчество, является целительным и способным улучшить человеческую жизнь. Данная идея объясняется большим сходством арт-терапии и творческого процесса. И арт-терапия, и творческий процесс связаны с разрешением проблем - нахождением новых решений привычных способов существования, мышления, чувств и взаимодействий. Творческий процесс, как и терапевтический процесс, также предоставляет возможность исследовать новые идеи и способы существования. Оба процесса являются актами модификации, противопоставления, импровизации и трансформации. В арт-терапии эти характеристики важны для создания нового понимания, инсайта и осознания, предшествующих изменению личности, ее восприятия, ее жизни. Оба процесса включают встречу с самим собой. В арт-терапии это встреча происходит через художественные материалы, опыт художественного творчества .

Так, например, применение в нашем исследовании такого упражнения как «Рисунок своего Я» позволило многим детям наиболее полно выразить свои переживания, актуализировать в рисунке, ранее неосознаваемые внутриличностные конфликты. Применение групповых творческих работ: составление коллажей, совместные рисунки позволили добиться сплочения в группе, а также утверждения самобытности и необходимости в группе каждого из ее членов.

Арт-терапия в работе с детьми, на наш взгляд, является наиболее эффективным методом воздействия непосредственно на проблему, данное воздействие огибает все психологические защиты личности, не травмируя психику ребенка.

Для выявления эффективности применения арт-терапии в формировании адекватной самооценки учащихся, было проведено экспериментальное исследование. Нами была разработана специальная программа формирования адекватного уровня самооценки, рассчитанная на десять занятий, в каждом занятии применялись такие приемы арт-терапии, как: рисование, составление коллажей, составление образа на основе абстрактных представлений о себе и др.

Целью программы стало: формирование адекватной самооценки у учащихся.

Задачи программы:

1.получение навыка выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности;

2.приобретение навыка формирования активной жизненной позиции;

3.помощь в осознании ценности собственной личности;

4.повышение позитивного отношения к себе.

Выборку составили40 учащихся в возрасте 13-15 лет.

Первичная диагностика состояния самооценки учащихся проводилась с помощью следующих методик: вербальная диагностика самооценки личности Н.П. Фетискин; тест-опросник самоотношения В.В. Столина; методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.

Результаты диагностики определили группу, в которой реализовалась программа по формированию адекватной самооценки.

Для оценки эффективности разработанной программы было проведено вторичное диагностирование контрольной и экспериментальной групп.

Методика вербальной диагностики самооценки (Н.П. Фетискин) в сравнительном анализе первичной и вторичной диагностик, отразила увеличение числа лиц со средним уровнем самооценки с 10 % до 45 % в экспериментальной группе, следовательно, и уменьшение лиц с заниженным уровнем самооценки. В контрольной группе показатели в процентном соотношении остались практически неизменными.

Результаты опросника самоотношения В.В. Столина в экспериментальной группе, определили улучшение показателей по шкалам: самоуважение с 49 % до 65 %; аутосимпатия с 68 % до 74 %; самоинтерес с 59 % до 70 %; самоуверенность с 55 % до 67 %. Значения по шкалам в контрольной группе изменились незначительно и скорее всего ситуативно.

Методика самооценки А.С. Будасси выявила положительные изменения в экспериментальной группе. Уменьшилось число учащихся с показателем несоответствия представлений о реальных и идеальных качествах с 40 % до 30 %, и увеличилось число лиц с адекватным уровнем самооценки с 20 % до 30 %. Показатели по контрольной группе отразили незначительные изменения в сторону ухудшения.

Таким образом, применение арт-терапевтических техник в работе с учащимися показало свою эффективность в формировании адекватных показателей самооценки личности.

Список литературы:

  1. Аметова Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. «Сам себе арттерапевт». -М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003. -360 с.
  2. Берк Л. Развитие ребенка. -Спб.: Питер, 7-е изд. -944 с.
  3. Галкина Т.В. Cамооценка как процесс решения задач: системный подход. - М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 399 с.
  4. Конти Т.Самооценка в организациях. -М.: «Стандарты и Качество», 2007. - 328 с.
  5. Никиреев Е.М. Психологические особенности профессионально-педагогической направленности личности. Учебное пособие - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 80 с.
  6. Столин В.В., Бодалев А.А. Общая психодиагностика -Спб.: Речь, 2003. - 138 с.
  7. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию - М.: Когито-Центр, 2007. - 90 с.
  8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп - М.: Издательство Института психотерапии, 2002. - 490 с.

В младшем школьном возрасте на формирование самооценки, прежде всего, оказывает влияние учебная деятельность, так как она является ведущей в данном возрасте. Следовательно, именно от нее зависит, как будет сформировываться самооценка у школьника, она прямо связана с его успехами и успеваемостью. Поэтому очень важно сформировать адекватную самооценку.

В сентябре 2016 г. нами был проведен констатирующий этап исследования сформированности адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста. Были использованы следующие методики:

1) «Лесенка» (В. Г. Щур) ;

2) «Нарисуй себя» (А. М. Прихожан и З. Василяускайте) ;

3) «Определение эмоциональной самооценки» (А. В. Захаров) .

Экспериментальной базой нашего исследования является МОУ «Гимназия №1 им. С. С. Каримовой» в г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия). В экспериментальной группе были задействованы 29 детей из 2 «Б» класса в возрасте 7-8 лет.

По данным проведенного исследования нами был констатирован тот факт, что у детей данного возраста преобладает заниженная самооценка: по методике А. В. Захарова у 13 детей (45%), В. Г. Щура - 12 детей (41%). По методике «Нарисуй себя» А. М. Прихожан и З. Василяускайте у большинства исследованных детей, в количестве 13 человек (45%) наблюдается завышенная самооценка.

Данные исследования натолкнули нас на следующую задачу: разработать психолого-педагогическую программу «Поверь в себя».

За основу для написания нашей психолого-педагогической программы «Поверь в себя» были взяты программы Т. А. Григоренко «Все грани моего Я» и О. В. Бланк «Программа групповых коррекционных занятий для младших школьников с элементами сказкотерапии».

Цель программы: создание условий для формирования адекватной самооценки младших школьников.

Задачи программы:

1) формировать осознанное самовосприятие, своих недостатков и достоинств;

2) формировать умение адекватно показывать собственные и понимать чужие эмоциональные состояния;

3) развивать способность положительного отношения к окружающим;

4) помощь в понимании ценности своей личности.

Методы :

1) сказкотерапия (чтение и сочинение сказки);

2) изотерапия (рисование, коллаж);

3) музыкотерапия (прослушивание);

4) игротерапия (ролевые, подвижные игры);

5) танцетерапия (психогимнастика).

Форма работы: групповая.

Контингент: учащиеся младшего школьного возраста.

Продолжителность: 24 занятия по 45 минут, 2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты:

  1. Приобретение детьми младшего школьного возраста адекватного показателя самооценки.
  2. Осознание младшими школьниками ценности собственной личности.
  3. Осознанное восприятие детьми своего «я», своих недостатков и достоинств.
  4. Сформировать умение адекватно выражать свои и понимать чужие эмоциональные состояния.
  5. Развить умение положительного отношения к окружающим.

Структура занятий состоит из трех этапов:

I. Вводная часть.

II. Основная часть.

III. Заключительная часть.

Вводная часть включает в себя ритуал приветствия, который направлен на создание атмосферы доверия; основная часть содержит методы работы, которые направлены на решение вышеуказанных задач, заключительная часть - ритуал прощания нацелен на подведение итогов занятия и сплочение коллектива.

Рассмотрим содержание тематического плана программы «Поверь в себя» для формирования адекватной самооценки младших школьников средствами арттерапии (таблица 1).

Таблица 1

Тематическое планирование программы формирования адекватной самооценки младших школьников

Тема занятия

Цель занятия

Методы работы

Знакомство. «Узнай себя»

Цель: знакомство с классом; принятие правил группы; расширение представлений детей о самих себе

Метод игротерапии − «Ласковое имя», «Визитная карточка»;

метод танцетерапии − упражнение «Танец» под музыкальную композицию;

метод изотерапии − упражнение «Путь к цели»

«Мои чувства»

Цель: создание положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого

Метод игротерапии − «Я хороший», «Назови свои сильные стороны», «Волшебная кондитерская»;

метод сказкотерапии - Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

«Нарисуй себя»

Метод изотерапии - упражнение «Саморисование»;

метод игротерапии − «Волшебное зеркало», «За что меня любит мама...»

«Все в моих силах»

Цель: развитие у детей чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциалов ребенка

Метод игротерапии − «Зайки и слоники», «Я − лев», «Чемодан в дорогу»;

метод изотерапии - упражнение «Новоселье».

«Научись любить себя»

Цель: принять себя таким какой я есть и любить самого себя, почувствовать уникальность собственной личности

Метод изотерапии - упражнение «Я − разный»;

метод танцетерапии - упражнение «Повтори за мной» с музыкальным сопровождением;

метод игротерапии − «Придумай себе имя»

«Какой я?»

Цель: закрепить знания об основных составляющих «Я» -образа

Метод игротерапии − «Три дома», «Автобиография»;

метод изотерапии - упражнение «Монотопия»

«Все грани моего я»

Цель: развитие самосознания, самовыражения

Метод игротерапии − «Свет мой, зеркальце, скажи», «Закончи предложение»;

метод изотерапии - составление коллажа на тему «Все грани моего я»

«Сказки в нашей жизни»

Цель: укрепить и стимулировать чувство собственного достоинства, формировать адекватную самооценку, избавление от негативных качеств

Метод сказкотерапии - Д. Бретт «История про Энни (застенчивость)», упражнение «Груповая сказка»;

метод танцетерапии - упражнение «Запрещённое движение» с музыкальным сопровождением

«Я на самом деле»

Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка

Метод игротерапии - «Я справлюсь»;

метод изотерапии - упражнение «Я такой, какой я есть»;

метод танцетерапии - упражнение «Танец на стуле» с музыкальным сопровождением

«Я и мои качества». Часть 1

Цель: исследование своих положительных качеств и развитие адекватной самооценки

Метод игротерапии − «Мешок хороших качеств», «Волшебный стул»;

метод изотерапии - упражнение «Цветные звуки моего тела»

«Я и мои качества». Часть 2

Метод игротерапии − «Мои плюсы и минусы», «Комплименты», «Чьи качества?»;

метод танцетерапии - упражнение «Арам-зам-зам»

«Это я». Часть 1

Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств

Метод игротерапии − «Похвалилки», «Конкурс хвастунов»;

метод изотерапии - составление коллажа на тему «Великие люди, носившие мое имя»

«Это я». Часть 2

Метод игротерапии - «Волшебные очки»;

метод танцетерапии - упражнение «Танец встреч и расставаний» с музыкальным сопровождением;

метод изотерапии - упражнение «Ладошки»

«Мой портрет»

Цель: демонстрация индивидуальных особенностей человека

Метод игротерапии - «Скульптура», «Назови эмоцию»;

метод изотерапии - «Мой портрет глазами группы»

«Я глазами каждого»

Цель: развитие умений принимать себя и других

Метод сказкотерапии - Д. Бретт «История про Энни (Если ребенка дразнят)»;

метод игротерапии - «Муха», «Если нравится тебе, то делай так!»

«Я и другие». Часть 1

Цель: развитие умений давать и принимать обратную связь в необычной форме

Метод игротерапии - «Я и другие», «Ласковое имя»;

метод сказкотерапии - «Маленькая рыбка»;

метод изотерапии - «Парное рисование»

«Я и другие». Часть 2

Метод игротерапии − «Режим дня», «Ярмарка достоинств», «Лучи хороших качеств»;

метод танцетерапии - упражнение «Танцевальная фигура замри» с музыкальным сопровождением

«Сказочное превращение»

Цель: освоение приемов самодиагностики, самораскрытия, активности общения

Метод сказкотерапии - А. Дорохова «Сказка о маленьком ежике»;

метод игротерапии − «Девиз», «Все мы»

«Я все умею»

Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого

Метод игротерапии − «Пять качеств», «Никто не знает»;

метод изотерапии - упражнение «Мой портрет в лучах солнца», упражнение «Мандала»

«Я уверен в себе». Часть 1

Цель: познание своего не выявленного потенциала, формирование адекватной самооценки, развитие уверенности в своих способностях

Метод сказкотерапии − «Случай в лесу»;

метод изотерапии - свободное рисование под музыкальное сопровождение;

метод игротерапии - «Самый-самый»

«Я уверен в себе». Часть 2

Метод игротерапии − «Веселый мячик»;

метод изотерапии - «Рисуем карточки положительных эмоций»

«Я очень хороший»

Цель: развитие представлений о своих положительных качествах, определять свои достоинства

Метод игротерапии - «Подари карточку», «Автопилот», «Театр»;

метод танцетерапии - упражнение «Встаньте в круг по…» с музыкальным сопровождением

«Что я люблю?»

Цель: развитие у детей способностей оценивать свои желания, формирование адекватной самооценки

Методы игротерапии − «5 шагов», «Подарок»;

метод сказкотерапии − В. П. Катаева «Цветик-семицветик»

«Хочу быть счастливым»

Цель: формирование представлений о положительных и отрицательных качествах человека, обучение детей определять достоинства и недостатки свои и других людей, понимать причины их поступков

Метод сказкотерапии - «Ромашка и роза»;

метод игротерапии - «Рыбаки и рыбки»;

метод изотерапии - «Создание своего герба»

Мы думаем, что разработанная нами психолого-педагогическая программа «Поверь в себя» сформирует адекватную самооценку у детей младшего школьного возраста, а также она может быть использована в качестве средства формирования адекватной самооценки младших школьников учителями, педагогами-психологами, педагогами дополнительного образования и студентами для прохождения практики.

Самооценка ребёнка складывается, в том числе и из тех оценочных суждений, которые малыш слышит от взрослых.

Эти суждения могут быть как позитивные: «Молодец», «Умница», «Ты у меня добрый, умный, аккуратный…», так и негативные: "Неряха", «Непоседа», «Непослушный, неисполнительный, рёва…»

Упражнение «Солнышко» хорошо показывает, насколько в сознании ребёнка закрепились те или иные представления о себе.

Итак, перейдём к сути упражнения.

Для его выполнения потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Попросите ребёнка нарисовать солнышко с лучами. Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в пределах листа и чем ему нравится.

Пусть ребёнок немного расскажет о солнышке.

Солнышко - какое оно?

Яркое, жёлтое,красное,доброе,тёплое,радостное…

А теперь представь, что солнышко - это ты. У солнышка твоё имя.

Пусть ребёнок подпишет, если умеет, своё имя на солнышке. Если писать он ещё не умеет, то имя подпишите сами. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

Ты перечислил, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе… Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то твоё замечательное качество. Какой ты?

Ребёнок может не сразу ответить. Помогите ему, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»

Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Задача:постараться, чтобы каждый лучик был назван.

И позвольте ребёнку немного пофантазировать, прихвастнуть. Не возражайте, даже если считаете, что это качество или привычка у него не развито или вообще отсутствует.

Так вы сможете услышать, что ребёнок считает своими достижениями. «Я мою посуду… Убираю игрушки…»

Запишите всё, что услышите, пусть и делается это порой со слезами или даже скандалом. Не нужно реплик:

«Да, это делается, когда тебе десять раз скажешь…» и т.п..

В упражнении «Солнышко» мы работаем только на позитиве.

Интересна реакция родителей, которые видят на занятиях, как меняется настроение ребёнка (и это подтверждает компьютерная диагностика), меняясь от мрачно-чёрного до солнечно-жёлтого.

На одном из последних занятий мама 5-летнего Андрюши спросила, можно ли дома нарисовать это солнышко на большом листе и прикрепить на стену.

Можно, конечно, можно!

А ещё можно, даже нужно, попросить всех, кто знает ребёнка подписать лучики этого солнышка. Можно добавлять лучики каждый раз, когда вы заметите в ребёнке что - то, за что его нужно похвалить. Лучики может добавлять и сам ребёнок.

Одно очень важное условие. Как бы вы не сердились на сына или дочку, в чём бы они не провинились, наказывая их, никогда не упоминайте в этот момент про ваше рукотворное солнышко.

Поверьте, одна невинная вроде фраза типа «Ты же солнышко, а так поступаешь…» способна разрушить весь эффект упражнения. Проступок, без сомнения, требует разумного наказания, но никак не перечёркивания того, что ваш ребёнок - ваше солнышко.

И ещё один вариант выполнения упражнения «Солнышко». Он выполняется тогда, когда нарисовано солнышко ребёнка. Предложите ему нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или воспитательницы в детском саду. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.


ВВЕДЕНИЕ

Теоретические основы методики арт-терапии

1 Цели, задачи методики арт-терапии

2 Различные виды арт-терапии

Практическое применение арт-терапии со старшими дошкольниками

1 Комплексное использование арт-терапии в детском саду

2 Программы занятий со старшими дошкольниками с элементами арт-терапии

Заключение

Список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В


ВВЕДЕНИЕ


В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько, на сколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

Объектами исследования стали арт-терапия как вид психотерапевтической и коррекционной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В качестве предмета исследования рассматривался процесс работы с детьми старшего дошкольного возраста методами арт-терапии.

Целью данного курсового проекта является изучение теоретических и практических особенностей применения арт-терапии со старшими дошкольниками.

Задачи курсового проекта заключаются в следующем:

1.Раскрыть задачи арт-терапии в работе со старшими дошкольниками.

2.Проанализировать возможности методики арт-терапии для коррекции психоэмоционального состояния старших дошкольников.

3.Теоретически разработать и практически апробировать программу арт-терапевтических занятий со старшими дошкольниками

Курсовая работа состоит из введения, разделатеоретические основы методики арт-терапии, разделапрактическое применение арт-терапии со старшими дошкольниками, заключения, приложений и списка использованных источников.

В ходе курсовой работы были использованы научные труды следующих авторов: Копытин, Грабенко, Осипова, Киселева, Лебедева, Назарова.

1. Теоретические основы методики арт-терапии


.1 Цели, задачи методики арт-терапии


В дословном переводе с английского языка арт-терапия - (Art-therapy), означает «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством» , или «использование искусства как терапевтического фактора» . В англоязычных странах арт-терпию (Art Therapy) «относят прежде всего к так называемым визуальным искусствам (живописи, графике, скульптуре, дизайну), либо к таким формам творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль (кинематограф, видеоарт, компьютерное творчество, перфоманс и др.) . Более подробно это отражено в работах А.И. Копытина, Э. Крамер, М. Либман и других .

Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее "Я" человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе - не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.

Термином арт-терапия обозначают как совокупность видов искусства, используемых при психокоррекции, так и собственно метод или комплекс методик . Арт-терапия как метод предполагает использование тех или иных приемов, направленных на обучение человека видению в своей изобразительной продукции некоего смысла и осознание ее связей с содержанием своего внутреннего мира и опыта, а также на развитие способности к ведению «внутреннего диалога», к интроспекции и рефлексии .

Привлекательность метода арт-терапии состоит для современного человека в том, что этот метод в основном использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария - творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей и, конечно, романтизм в любовных отношениях. Арт-терапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями. Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире. В процессе взаимодействия с миром человек стремится осознать себя как личность, понять свою роль в жизни, оставить «след». Этот след остается не только в виде хозяйственной деятельности, но и в продуктах его активной психической деятельности. Одной из ярких форм ее проявления можно считать искусство и творчество. Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный, характер .

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. За время своего существования арт-терапия ассимилировала достижения психологической науки и практики, теоретические разработки и приёмы разных направлений психотерапии, опыт и стратегии изобразительного искусства, методы педагогики, отдельные представления теории культуры, социологии и других наук. К сферам применения арт-терапии относятся:

) индивидуальная, групповая и семейная арт-терапия;

) арт-терапевтические центры при психиатрических клиниках, консультативные, психотерапевтические, социальные центры и специализированные медицинские центры;

) в общеобразовательных школах, детских садах, в специализированных школах, в домах-интернатах, в центрах детского творчества - работа с детьми с ограниченными способностями к обучению, с задержками развития, с эмоциональными проблемами или живущих в тяжелых социальных условиях, с педагогически и психологически запущенными детьми, с детьми, имеющими нарушения в поведении, личностные нарушения или акцентуации характера, с одаренными детьми, с детьми, проявляющими интерес к художественному творчеству;

) с престарелыми людьми (в домах престарелых, в специализированных центрах);

) с лицами, страдающими различного рода зависимостями (наркотическая, алкогольная и пр.),

) в медицинских учреждениях общесоматического и психиатрического назначения.

Задачами арт-терапии явялются:

1.Без принуждения и опасности создавать условия для исследования чувств, развития самопонимания и самоуважения, как в группе, так и индивидуально.

2.Организовывать занятия, развивающие познавательные и моторные навыки; в целях максимальной реабилитации давать возможность испытывать успех от деятельности и ориентироваться в реальности.

3.Создавать условия для облегчения и побуждения к самовыражению, общению и социализации, к приобретению личной ценности.

4.Дать возможность обратится к внутренним творческим способностям для изменения отношения к себе и другим, что ведет к ослаблению внутренних и внешних конфликтов.

5.Создать условия для самопознания и самоисследования, что расширяет диапазон личностного творческого опыта.

Арт-терапия, как и другие педагогические новшества, обладает следующими признаками:

·совокупностью теоретических и практических идей, новых технологий, составляющих ее сущность;

·многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;

·относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической деятельности (например, процессов обучения, управления);

·собственной историей возникновения и развития, описанной в литературе, документах и других материалах;

·способностью к интеграции и трансформации .

Арт-терапия может способствовать достижению следующих целей :

1)Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение.

2)Облегчить процесс лечения. Несознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербального общения. Невербальное общение ускользает от цензуры сознания.

)Получить материал для интерпретаций и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и пациент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают терапевту изобилие информации о пациенте, который сам может помогать в интерпретации своих произведений.

)Проработать мысли, чувства, которые человек привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

)Наладить отношения между терапевтом (педагогом) и пациентом (объектом, субъектом). Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

)Развивать чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

)Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

)Развивать художественные способности и повышать самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития .


1.2 Различные виды арт-терапии


Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности). В отечественной литературе наиболее близким западному понятию арт-терапии является изо-терапия.

В группу различных видов терапии творчеством наряду, с арт-терапией, входят также музыкотерапия, драма-терапия, терапия танцем и движениями и т.д. Некоторые авторы относят к терапии творчеством (или терапии творческим самовыражением) также и терапию творческим общением с искусством и наукой, терапию творческим коллекционированием и другие формы творческой деятельности, имеющие психотерапевтическое и психопрофилактическое значение .

Один из основных методов арт-терапии - терапия изобразительным творчеством , в первую очередь рисованием. В его основе лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии.

Современная изотерапия - это в основном процесс художественного творчества. Арт-терапия рисованием используется широко. Процесс и результат рисования анализируется по следующим параметрам: скорость заполнения листа, характер линий и форм, изображенных на рисунке, и преобладающие цветовые тона. Яркие краски выражают творческое начало, позитивное эмоциональное состояние; преобладание пастельных тонов свидетельствует о высокой чувствительности. Цвета, их расположение, игра красок - это свой особый, индивидуальный язык, здесь нет никаких установленных правил, это скорее рисунок души, отражающий ее состояние. Конкретные методы изотерапии подбираются в зависимости от состояния и возможностей ребенка .

В целом изобразительная арт-терапия способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. В интерпретации рисунков внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, формы, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка специфические особенности. В изотерапии находит отражение непосредственное восприятие ребенком той или иной ситуации, различные переживания, часто не осознаваемые и невербализуемые.

Для правильной интерпретации рисунков детей необходимо учитывать следующие условия:

уровень развития изобразительной деятельности ребенка, для чего необходимо просмотреть рисунки, выполненные им ранее;

особенности самого процесса рисования (выбор содержания, соответствующего теме; сохранение темы на протяжении процесса рисования или ее трансформация);

последовательность изображений как проявление гиперактивности.

При анализе рисунков уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь должна идти лишь о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания ребенка.

Особенностью изотерапии в работе с детьми является то, что изотерапия используется для создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. Изотерапия имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений.

Музыкотерапия - это метод, который широко используется даже на этапе внутриутробного развития плода. Специально подобранные музыкальные произведения позволяют дозированно «тренировать» эмоциональный мир ребенка. Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Одной из составных частей музыкальной арт-терапии являются вокальные и дыхательные тренинги, движения под музыку .

Дети дошкольного возраста легко различают мажор-минор, что касается эмоциональных реакций на них, то при предъявлении мелодий с аккомпанементом, они проявляются в более раннем возрасте. У детей 3-12 лет минорные мелодии с аккомпанементом часто ассоциируются со злом или грустью, а мажорные с аккомпанементом - с веселым или нейтральным эмоциональным состоянием.

В принципе нет ограничений для восприятия музыки всеми людьми, но дошкольный возраст является интенсивным периодом развития. Восприятие музыки может происходить на подсознательном или сознательном уровне.

Центральное место в процессе музыкального восприятия занимают эмоции. Отражаемые эмоции - это полный спектр человеческих переживаний, как положительных, так и отрицательных. Музыка эмоциональна по своей сущности, и поэтому ее восприятие является эмоциональным познанием, дает прекрасную возможность развития эмоциональной сферы человека.

По сравнению с другими видами искусств, художественные образы, закодированные в музыкальном произведении, наиболее абстрактны.

Занятия с детьми по восприятию музыки направлены на моделирование у них положительного эмоционального состояния. Процесс восприятия ребенком музыки происходит совместно с педагогом, который помогает ему «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов и настроений. В небольшом, предваряющем слушание рассказе педагог настраивает ребенка на восприятие определенной образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит ребенка от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира. После прослушивания педагог в беседе (анализе произведения) с детьми выясняет, что они «видели», чувствовали, «делали» в воображаемом путешествии, какую картинку они могут нарисовать словами, описать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние детей.

Цель восприятия музыки: гармонизация личности ребенка, восстановление и коррекция его психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов средствами музыкального искусства .

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказка для ребенка - особая реальность, которая позволяет ему раздвигать рамки обычной жизни и столкнуться со сложными явлениями и чувствами в доступной для понимания ребенком форме. Учитывая разнообразие форм, мягкое воздействие, естественность и легкость восприятия арт-терапии, эта форма медицинского психотерапевтического сопровождения становится весьма перспективным, ценным, а порой и незаменимым инструментом практической работы с некоторыми категориями маленьких пациентов .

Поскольку сказка - многогранный материал, можно применять ее в психологической работе, используя тот ракурс, который наиболее соответствует психокоррекционным и психодиагностическим целям. Можно выделить несколько направлений сказкотерапии.

Суть аналитического направления - интерпретация сказок. При этом акцент делается соответственно на умственную, когнитивную, ментальную сферу психики человека. Цель метода - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, конструкцией сюжета.

Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако, рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Сказки могут рассказывать и дети.

Переписывая сказку, ребенок, подросток, взрослый сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. В этом - психокоррекционный смысл переписывания сказок. Переписывание любимых сказок детства может быть полезно в том случае, если любимая сказка стала жизненным сценарием и не дает человеку свободно и осознанно строить свою жизнь.

Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол в психологических целях. "Оживляя" куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Таким образом, ребенок получает оперативную не директивную обратную связь на свои действия. А это помогает ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая кукловождение. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.

Современная наука рассматривает методы игротерапии как одно из наиболее эффективных средств коррекции. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. В настоящее время игротерапия - это широкие возможности влияния на подсознание ребенка .

Виды игротерапии

Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды:

игротерапию в психоанализе;

игротерапию игротерапию, центрированную на клиенте,

игротерапию построения отношений;

примитивную игротерапию;

игротерапию в отечественной психологической практике.

По функциям взрослого в игре различают

недирективную игротерапию;

директивную игротерапию.

По форме организации деятельности различают:

индивидуальную игротерапию;

групповую игротерапию;

По структуре используемого в игротерапии материала:

игротерапию с неструктурированным материалом:

игротерапию со структурированным материалом .

Куклотерапия (маскотерапия работа с куклами и марионетками) - может использоваться в разных направлениях арт-педагогики: психодраме, игротерапии, сказкотерапии и пр. Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр. Взрослым этот вариант тоже предлагается, но реже. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли, естественно, распределяются с чувством, толком и расстановкой. Прикладной вариант куклотерапии - изготовление кукол (из ниток, лоскутков и пр.) - несет большой высвобождающий скрытую энергию заряд.

Выделяют следующие функции куклотерапии:

·Коммуникативная - формирование эмоционального контакта детей в коллективе;

·Релаксационная - снятие эмоционального перенапряжения;

·Воспитательная - психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

·Развивающая - развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;

·Обучающая - обогащение информацией об окружающем мире .

Библиотерапия (creative writing), основанное на литературе самовыражение через творческое «писание», сочинение. При этом возможно совершенно свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу), так и заданные темы. В библиотерапии терапевтический эффект основан на законе Геннекена: главный герой любого литературного произведения всегда - автор. Сюда же относится и автобиографический метод, и сочинение драматических произведений, и стихосложение, ведение дневников, написание писем (хотя эпистолярный жанр в наше время явно вырождается) и многое другое.

Выделяют три основные задачи библиотерапии:

1.библиоведческая, библиотека для больных должна играть роль фактора, отвлекающего от мыслей о болезни, помогающего переносить физические страдания, (цель руководства чтением конкретного читателя или однородных читательских групп не ставится);

2.психотерапевтическая, Библиотерапия является компонентом психотерапевтического лечения больных неврозами и некоторой части психических больных (проводится врачом-психоневрологом или психиатром без участия библиотекаря);

.вспомогательная, а в ряде случаев и равноправная часть лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях (требует участия врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря).

Песочная терапия . Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году .

Игры с песком - одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Кроме самого песка для песочной терапии используются миниатюрные фигурки человечков и животных, кукольные дома, поезда, деревья, башни, а также разнообразный материал: ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры, сухие цветы, кусочки дерева, бусинки, камешки, монеты, - в общем, все, что может потребоваться малышу для создания своего мира в пределах одной небольшой песочницы.

От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребенок еще не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным .

Хромотерапия - наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное илиотрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике. Так, синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит. Голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения. Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы. Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение. Этот цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении. Розовый тонизирует при подавленном настроении, а жёлтый цвет - цвет радости, покоя, теплоты, нейтрализует негативные действия .

2. Практическое применение арт-терапии со старшими дошкольниками


.1 Комплексное использование арт-терапии в детском саду


Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно, методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно «арт-терапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми .

Необходимо помнить, что во время занятий арт-терапии не должно быть никаких запретов и правил. Здесь нельзя ставить перед ребенком задачу сделать все «красиво» или «правильно». Пусть он будет предоставлен самому себе - здесь он сам хозяин своей Вселенной.

Основная цель использования методов арт-терапии в работе с детьми посещающими ДОУ, состоит в психокоррекции и психопрофилактике различных эмоциональных и психических расстройств. При этом реализовываются следующие задачи:

)адаптация детей к условиям образовательного учреждения и повышение уровня усвоения образовательной программы;

2)возможность выхода агрессивности и других негативных чувств социально приемлемым способом (работа над рисунками и коллажами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение);

)облегчение процесса коррекции; неосознаваемые внутренние конфликты и переживания детям часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их с помощью слов;

)получение материала для интерпретации и диагностических заключений;

)установка контакта между воспитателем и ребенком; совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии (сопереживания) и взаимного принятия;

)развитие чувства внутреннего контроля; работа над рисунками, предусматривают упорядочивание цвета и форм;

)развитие концентрации внимания на ощущениях и чувствах;

)развитие художественных способностей и повышение самооценки; побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития; o развитие познавательных и созидательных навыков.

В работе с дошкольниками, возможно, использовать следующие арт-терапевтические техники:

.Музыкальная терапия .

Таким образом, практическая значимость проводимой работы состоит в том, что педагоги и психологи ДОУ различных видов в ходе образовательного процесса могут освоить отдельные методы и формы взаимодействия с воспитанниками, основанными на приемах, заимствованных из практики арт-терапии.

Выделяют две основных формы арт-терапии. При пассивной форме участники «потребляют» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривают картины, прослушивают музыкальные произведения; при активной форме - сами создают продукты творчества. Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными. При структурированных занятиях тема задаётся жёстко и материал предлагается психологом. При неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы и инструменты .

Арт-терапевтический процесс состоит из следующих основных этапов:

) этап подготовительных организационных процедур и исходной диагностики;

) коррекционный этап, оценка промежуточных результатов;

) этап завершения работы, оценка конечных результатов.

Основными результатами являются психологические изменения у участников процесса (гармонизация эмоциональной сферы, развитие здоровых установок и мотиваций, коррекция поведенческих нарушений и т. д.), делающие обучение и психосоциальное функционирование более успешными.

Использование арт-методов не имеет ограничений по возрасту и может применяться как в виде основного, так и в качестве одного из вспомогательных средств. Спектр проблем, при решении которых могут быть полезны техники арт-терапии, достаточно широк: внутри- и межличностные конфликты; возрастные кризисы; травмы; потери; невротические расстройства; психосоматические расстройства; развитие целостности личности и многое другое .

Основные принципы занятий арттерапией:

Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

Поощрение и благодарность ребенку.

Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.

Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.

Главное - получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!

Наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия, которая применяется при наличии психосоматических расстройств и личностных нарушений . Рисунок здесь не является самоцелью, в арт-терапии мы занимаемся не рисунками или другими продуктами - они являются лишь поводом для нашего внимания к личности ребенка. Именно в этом и состоит ценность арт-методов.

Для арт-терапевтической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальное тесто - для лепки, песок с миниатюрными фигурками - для "игры с песочницей", дерево и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч и т.д.психический эмоциональный детский арт терапия

Следует учитывать то, что выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности ребенка, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Ребенку должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы дети предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Эти средства работы позволяют им хорошо контролировать процесс рисования, что отвечает потребности избегать конфронтации со своими чувствами на начальных этапах работы. Выбор этих средств может быть связан с потребностью в психологической защищённости.

При использовании приемов арт-терапии необходимо учитывать, что каждый изобразительный материал имеет определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирая изобразительные материалы в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка, можно в какой-то мере управлять его активностью.

Например, в работе с гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как краска, глина, пластилин.

Эти материалы стимулируют неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр.), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации и контроля над выполнением действия, и соответствующие задания, например «Рисование по точкам» .

Напротив, детям, эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких, свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, глину и пластилин, рисование мелом. Наибольший эффект для ослабления эмоциональной напряженности и тревожности имеют задания "Рисование пальцами", "Волшебные пятна"


2.2 Программы занятий со старшими дошкольниками с элементами арт-терапии


Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности в том числе и творческими .

Среда, в которой эффективно может развиваться творческий потенциал ребёнка, требует создания специальных педагогический условий. Для успешного развития изобразительных способностей необходимо:

1.Научить ребёнка радости общения с искусством. Развить способности восприятия, эмоциональный отклик и умение анализировать увиденное;

2.Формирование технических навыков изображения, без которых ребёнок даже с хорошо развитым воображением не сможет создать произведения адекватное поставленной задаче;

.Развивать воображение;

.Создание благоприятного микроклимата в процессе занятий творческой деятельностью .

Основные задачи занятий:

Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.

Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.

Воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества.

Развитие познавательных процессов.

Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

Расширение эмоционального опыта.

Обучение новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.

Занятие 1

Маскотерапия (конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с элементами арт-терапии)

Цель: помочь детям перевоплотиться, определить эмоциональное состояние, снять психическое и физическое напряжение, раскрепостить детей.

Материал: зеркало, краски для аквагрима, кисти, салфетки, кусок губки, блестки, стакан с водой, цветной картон, ножницы, клей, косметическое молочко и др.

Описание работы:

1)Разведи краской и нанеси губкой основные тона- малиновый и желтый.

2)Сверху аккуратно нанеси белый тон.

)Кисточкой прорисуй шерстку на мордочке.

)Прорисуй контуры и мордочку черной краской (Приложение А).

Ход работы:

Педагог предлагает превратиться детям в отважного котенка.

Ребята располагаются около зеркал и разукрашивают лица в зависимости от своего замысла. Необходимо использовать всю палитру цветов спектра. При необходимости создания ровного основного тона можно нанести губкой нужный цвет и распределить по лицу. Аквагрим хорошо вытирается салфеткой, смывается водой. Необходимо иметь чистое полотенце, а также на всякий случай, детское косметическое молочко, вату. Встречаются дети, которые из-за своих психологических особенностей отказываются наносить краску на лицо. Им надо дополнительно сказать, что аквагрим легко смывается, поэтому расписываем лицо именно этими красками, что имеется чистое полотенце, и в конце занятия все ребята тщательно умоются, домой пойдут чистыми, без следов краски.

Если взрослый сам для показа разукрашивает свое лицо, детям легче начать действовать. Обычная первая реакция - смешки, переглядывания. Но затем дети активно включаются в процесс, порой с увлечением закрашивая все лицо и кисти рук. Дети могут наотрез отказываться наносить краску по нескольким причинам: гиперсоциальное, эгоцентрическое воспитание, невротические реакции в виде истерик, конфликты в семье, отказ от общения с детьми и др. В процессе самостоятельной работы можно привлекать детей оказывать друг другу помощь, тем самым создавая доверительные взаимоотношения. В конце занятия можно предложить детям угадать, кто в кого превратился, организовать исценирование, развлечение, используя в дополнение маскам костюмы, атрибуты. Затем они снова превращаются в детей (умываются). Создавая условия для свободных действий, мы, таким образом, помогаем детям избавиться от обременяющих их базовых запретов.

Занятие 2

Рисование манкой с детьми старшего дошкольного возраста. Использование светового стола

Цель: развить у детей воображение, снять эмоциональное напряжение, расслабить.

Материал : манка, световой стол, камушки, ракушки, различный бросовый материал, гуашь.

Ход работы :

Игры с манкой с использованием светового стола развивают у детей воображение. Фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Манка приятна наощупь. Несколько незатейливых движений по манке - и могут получиться замечательные манные художества. Это прекрасная возможность выразить свои чувства. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно все повторить сначала. Рисование манкой дает отличный результат релаксации. Чтобы дополнить рисунок, мы используем речные камушки, ракушки, различный бросовый материал. Эффектнее художества становятся при выключенном свете, при включенной подсветке. Зрелище завораживает. Даже застенчивые детки раскрепощаются и проявляют себя в творчестве.

Можно предложить ребенку выполнить несколько несложных упражнений, направленных на развитие тактильных ощущений:

)Скользить ладонями по поверхности манки, выполняя различные волнообразные движения;

2)Оставить отпечатки кулачков, отпечатки пальчиков;

)Шагать по манке пальчиками правой и левой рукой поочередно, а затем одновременно (Приложение Б).

Физкультминутка:

Дети встают вокруг стола и вместе произносят слова:


В ладоши наши посмотри,

Мудрее стали ведь они.

Спасибо, милый наш песок

Ты всем нам подрасти помог!


Воспитатель совместно с детьми обсуждает деятельность, которую они осуществляли, и рефлектирует чувства и ощущения детей.

Можно изменить цвет манки. Добиться этого можно с помощью спирта и гуаши нужного цвета. Необходимо отмерить 2 столовые ложки спирта, налить в емкость, разбавить 2-умя ложками воды. Затем добавить гуашь нужного цвета. Цвет будет насыщенней, если гуаши добавить много. Все хорошо размешать. Затем всыпать манки столько. Чтобы при помешивании ощутить, что манка стала сырой. Хорошо перемешать для однородного окрашивания. Выложить на поднос и оставить просушиваться, постоянно перемешивая и пересыпая рукой, чтобы не было комков. Просыхает манка быстро, за несколько минут. Спирт испарился и можно рисовать.

Занятие 3

«Рисуем деревья» с элементами арт-терапии

Цели:

развитие фантазии воображения, творческих способностей;

способствует формированию чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений;

совершенствование речи дошкольников, мелкой моторики пальцев рук;

развитие коммуникативных способностей;

позволяет прояснить личностные особенности детей, их положение в группе; способствует выявлению межличностных отношений.

Материалы: лист бумаги формата А4, карандаши, фломастеры, восковые мелки, клей-карандаш. Техническое средство для воспроизведения музыки. Записи музыкальных композиций.

Ход работы:

1. Настрой/«разогрев»: игра-упражнение «Мяч в кругу»

Цель: повторить породы деревьев, снять торможение.

Дети, передовая мяч друг другу, называют разные породы деревьев.

Поиск образа посредствам движений под музыку:

Дети вместе с педагогом встают в круг (звучит медленная, мелодичная музыкальная композиция без слов «Прогулка по лесу»)

Закройте глаза и постарайтесь увидеть, представить лес, в котором растут разные деревья.

Представьте себя в образе дерева. Это дерево может быть реальным растущим в наших лесах, а может это дерево житель южных лесов или сказочное, волшебное, придуманное вами.

Откройте глаза. Представьте, что вы маленькое деревце (присядьте) и вот прошел дождь, и вы стали расти (медленно вставайте, как бы растите вверх).

Подул ветер, и деревья качаются из стороны в сторону.

Оглянитесь вокруг. Вы не одиноки. Возьмитесь за руки. Хорошо, когда рядом есть друзья. Подарите друг другу улыбку.

2. Индивидуальная работа:

Педагог предлагает детям сесть за столы и продолжить работу:

На листе бумаги с помощью любых изобразительных средств нарисуйте представленные вами деревья.

Затем педагог может предложить детям рассказать по очереди историю о своем дереве от первого лица.

Детям можно задавать косвенные вопросы:

Где твоему дереву хотелось бы расти: на опушке или среди других деревьев?

Есть ли у него друзья или нет?

Боится ли чего-нибудь это дерево?

Это дерево счастливо или нет?

О чем мечтает это дерево?


Вырежьте свое дерево при помощи пальцев, оторвав по контуру дерева лишнюю часть рисунка.

3. Коллективная работа:

Педагог обращает внимание детей на лист бумаги, на котором уже нарисован фон в виде неба и поляны (Приложение В).

Представьте, что этот лист бумаги - поляна, на которой вырастут ваши деревья. Каждый вправе решать, где удобнее будет расти его дереву: среди других в лесу или в сторонке от всех на опушке леса.

Выберите подходящее место и приклейте свое дерево.

Во время выбора места и заполнения пространства поляны педагог следит затем, чтобы дети договаривались, уступали, шли на компромисс. Только тогда, когда все дети остались довольны расположением деревьев, они приклеиваются.

Зарисуйте оставшееся пространство поляны. Пожеланию, заселите ваш лес: зверями, птицами, насекомыми. Дорисуйте другие растения, постройки, водоемы (реки, озера).

4. Заключительный этап (вербализации и рефлексии):

Общий рисунок прикрепляют к мольберту, к стене, чтобы все могли рассмотреть получившуюся картину.

Педагог отмечает, что совместными усилиями и благодаря сотрудничеству, совместному творчеству обычный лист бумаги превратился в красивую картину «Чудесный лес». Каждое дерево в нашем «чудесном лесу» не одиноко рядом с ним растет много других «деревьев - друзей»! Вы тоже не одиноки. Поглядите вокруг вас тоже друзья. Вы вместе «один за всех и все за одного»!

Заключение


Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять в лучшую сторону дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности.

Одним из ведущих направлений, используемых в педагогической практике, считается арт-терапия для дошкольников.

Данный метод психологической коррекции заключается в развитии и раскрытии личности ребенка с помощью художественной деятельности и соединяет в себе педагогические, психологические и медицинские знания.

Любое творческое занятие благотворно влияет внутренний мир ребенка. Ведь развитие происходит в деятельности, а именно это лежит в основе арт-терапевтического воздействия, состоящего из:

·Изотерапии (рисование, лепка, конструирование);

·Игротерапии;

·Цветотерапии;

·Фототерапии;

·Песочной терапии;

·Сказкотерапии (театрализованные постановки);

·Музыкальных занятий.

В работе с дошкольниками возможно использовать следующие арт-терапевтические техники:

1.Техника «мандала» (рисование в круге) - включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, способствует изменению состояния сознания человека и открывает возможность для личностного роста.

2.Техника направленной визуализации - стимулирование и направление потока воображения ребенка в определенное русло.

.Техника образа и пластики настроения - работа с пластилином, тестом или глиной используется для снятия мышечного напряжения, а также способствует развитию навыков самоконтроля, формирует творческую активность.

.Техника работы с песком - такая работа дает возможность для выражения самых разных чувств, хорошо снимает агрессию.

.Техника рисования на стекле - используется для парных работ, способствует развитию коммуникативных навыков.

.Техника фотоколлажа и аппликаций - способствует снятию мышечного напряжения, развивает абстрактное мышление и креативность.

.Техника телесно-ориентированной терапии.

.Музыкальная терапия.

Основные цели арт-терапии - самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной). В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

В настоящее время арт-терапия приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы.

Арт-терапия - это, прежде всего, интегральное лекарство, без ограничений в возрасте и побочных эффектов. Терапия творчеством очень прогрессивное направление. Используя знания смежных наук как дополнение, нанесённое на канву творчества арт-терапия постепенно займёт достойное место среди других терапевтических методов.


Список использованной литературы:


1.Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2009. - 336 с.

2.Арттерапия // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2012. - С.52 - 58.

.Бреслав Г.А. Цветопсихология и цветолечение для всех / Г.А. Бреслав - СПб, 2005 г.

4.Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно - М.: Медицина, 2010.

5.Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., Ось-89, 2009.

6.Г.Л. Лэндрет. С.С. Суини. Игровая терапия, центрированная на ребенке: работа в группе. Журнал практической психологии и психоанализа. Декабрь 2007 г.

7.Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: институт специальной педагогики и психологии, 2010.

8.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров - СПб, 2010

9.Игротерапия как средство коррекции неконструктивного поведения детей старшего школьного возраста. Морозова О.В. Чекашева Н.И.

10.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: рук. для дет. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2009. - 158 с.

11.Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие / А.И. Копытин - СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.

12.Копытин А.И, Свистовская Е.Е. Арт-терапевтические методы, используемые с детьми и подростками: обзор современных публикаций. Журнал практической психологии и психоанализа

13.Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин - СПб.: Питер, 2012.

.Кроль, В.М. Психология и педагогика: Уч. пособие для техн. вузов/ В.М. Кроль - М.: Высшая школа, 2011.

.Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2009. - с. 54.

.Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2011.

.Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия / Л.Д. Назарова - СПб, Речь, 2012.

.Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А Осипова - М, 2010.

.Тарасова Е.Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод. пособие - Тамбов: ТОИПКРО, 2010. - с. 12.


ПРИЛОЖЕНИЕ А


Маскотерапия


Отважный котенок

ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Песочная терапия

ПРИЛОЖЕНИЕ В


«Рисуем деревья» с элементами арт-терапии (музыкотерапия, изотерапия)

Теги: Практическое применение арт-терапии со старшими дошкольниками Диплом Педагогика

Всем доброго времени суток!

Предлагаю сегодня заняться с детьми арт-творчеством и нарисовать солнышко.

Это замечательное упражнение, которое можно использовать и как коррекционное и как диагностическое.
Упражнение направлено на повышение самооценки ребенка и с помощью него можно увидеть представления ребенка о себе и насколько эти представления закрепились в сознании ребенка.
Приготовьте для работы альбомный лист, карандаши, фломастеры или восковые мелки.

Скажите ребенку, что сейчас будем рисовать солнышко с лучами. Пусть ребенок нарисует на своем листке солнышко. Никаких дополнительных инструкций ребенку не давайте.
Ребенок может рисовать солнце в любом месте на своем листочке: по середине, у края и т.д.



После того, как ребенок нарисовал солнышко, попросите его рассказать о нем (его солнышке):

- Какое его солнышко?
Желтое, доброе, красное, яркое, радостное, теплое…

Затем скажите ребенку, что солнышко – это и есть “ты” – ребенок. Солнышко даже зовут так же, как тебя.

- А теперь подпиши свое имя на солнышке.
Если ребенок еще не умеет писать, то все пишите сами. Ребенок будет руководить процессом и говорить вам, что писать.

Посмотри на солнышко, какие замечательные у него лучики. Если лучиков нет, то предложите ребенку их нарисовать. Если лучиков мало, то дорисуйте их до 7-9.

Ты сказал, какое твое солнышко: дружелюбное, светлое, тёплое… Теперь давай каждый лучик твоего солнышка подпишем каким то твоим хорошим качеством. Какой ты?
Если ребенок затрудняется, помогите ему, например, сказав, что он очень добрый, умеет помогать другим…Какой еще?

Все названные ребенком и вами качества подписываются вдоль лучиков.
Нужно постараться, чтобы каждый лучик был назван.
Позвольте ребенку проявить фантазию, пусть он пишет те, качества, которые хотел бы иметь и которые в данный момент у него не развиты или совсем отсутствуют.
Внимательно прислушайтесь в таким фантазиям ребенка – это то, что ребенок считает своими достижениями или очень хочет соответствовать этому. Запишите все, что захочет ребенок.

ВАЖНО!!! В данном упражнении мы работаем на позитиве. Родителям запрещаются комментарии типа: «Да, это делается, когда тебе десять раз скажешь…» и т.п..Если вдруг у вас произошел конфликт с ребенком, никогда не напоминайте и не указывайте на солнышко ребенка, какие бы аргументы не приходили вам в голову. Одна фраза типа «Ты же солнышко, а так поступаешь…» способна разрушить весь эффект упражнения.

После упражнения, вы можете повесить солнышко ребенка на видное место, чтобы рисунок вызывал у ребенка положительные эмоции и служил ресурсным состоянием.
Также можно попросить домашних дорисовать лучики и подписать их для ребенка. Можно добавлять лучики каждый раз, когда ребенка нужно подбодрить и мотивировать.
Ребенок тоже может добавлять лучики.

Когда солнышко ребенка будет готово, можно сделать еще один вариант упражнения. Нарисуйте такое солнышко для ваших близких: папы, мамы, бабушек и дедушек, а может даже для воспитательницы или учителя. Это будет приятный подарок или сюрприз.