«Вовлечение в творческие игры застенчивых и необщительных детей» (из опыта работы). Картотека подвижных игр для застенчивых детей Преодоление застенчивости ребенка посредством игры

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ (агрессивности детей, демонстративности, обидчивости, застенчивости)

Игры на коррекцию агрессивности:

    «Пылевыбивалка»

Отличная игра, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Берем мягкую подушку среднего размера и просим ребенка помочь выбить пыль из нее. Ребенок может делать с подушкой все, что угодно: бить ее руками, пинать, подбрасывать, даже кричать.

    «Обстрел снежками»

Заготовьте с ребенком «снаряды»: в качестве снежков можно использовать скомканную бумагу. Бросайтесь друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети такую «войнушку» очень любят и готовы играть в нее очень долго.

    «Фейерверк»

Заготовьте пачку цветной бумаги, которую вы отдадите на «растерзание» ребенку. Суть игры в том, что ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает обрывки вверх. Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес, а потом нужно вместе ликвидировать последствия игры с пола.

    «Минута шалости» (психологическая разгрузка)

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.

    «Повелитель ветра»

Садимся напротив ребенка и объявляем его повелителем ветра. Его задача – дуть как можно сильнее. Воспитатель в это время подыгрывает малышу, изображая, как ее сдувает с места, и изо всех сил сопротивляясь порывам ветра.

Игры на коррекцию демонстративного поведения:

    «Зеркало»

Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

    «Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

    « Волшебные очки»

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

    «Конкурс хвастунов»

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств". После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и "масштаб" этих достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль "Лучшего хвастуна" или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

    « Царевна Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями. Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое "Я", скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений.

Игры на коррекцию обидчивости:

    «Необидные слова»

Цель: помочь детям высказать друг другу необидные слова.

Ход игры: «Ребята, сейчас мы будем передавать мяч по кругу и называть друг друга разными необидными словами» (заранее обговаривается условие, какими словами можно пользоваться. Это могут быть названия растений, грибов, фруктов, овощей. Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, одуванчик!" В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, зайчик!" Игра проводиться в быстром темпе.

    «Мне нравится»

Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком. Ход игры:

Дети, сидя в кругу, по очереди называют то, что им нравится, начиная каждое высказывание словами: " Мне нравится. " Повторять одно и то же дважды нельзя.

    «Мирилка»

Цель: научить детей быть менее обидчивыми. Ход игры: Один ребёнок сидит на стуле и наблюдает за тем, как двое его сверстников инсценировано обижают друг друга. Он должен подойти к ним, объяснить, как надо быть в такой ситуации и постараться помирить их. Взрослый должен следить, чтобы в игре не было слишком обидных слов.

    «Змейка»

Цель: помочь детям почувствовать себя частью коллектива.

Ход игры: Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - "голова", последний - "хвост". "Голова" должна дотянуться до "хвоста" и дотронуться до него. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

    «Гляделки»

Цель: помочь детям настроиться на спокойный лад.

Ход игры: Ребята берутся за руки и смотрят друг другу только в глаза. Необходимо молча передавать разные состояния: грусти, веселья, злости и т. д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

Игры на коррекцию застенчивости:

    «Рычи лев, рычи»

Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание» «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы».

    «Сказка»

Ребёнку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут, так же как и его. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но и развитию умения говорить о себе без стеснения.

    «Расскажи стихи руками»

Ребёнок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются понять, что он рассказывает.

    «Какой я есть, каким я хотел быть»

Ребёнку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке таким, какой он сейчас. На втором, - каким он хотел бы быть.

    «Колдун»

Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы отвечает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети пересказывают то, что «заколдованный» показывает.

Пономарева Мария Владимировна, педагог – психолог муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 8 г. Острогожск, Воронежская область. Занятие рассчитано на подгруппу детей (4 человека)

Цель: Помочь преодолеть застенчивость, сформировать желание общаться

Задачи:

Подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах;

- привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением;

- расширять круг знакомств.

Образовательные области:

Интеграция образовательных областей:

Социально - коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Речевое развитие.

Оборудование: мягкая игрушка тигренок, мяч, клубок ниток

Предварительная работа:

Создать благоприятную для ребенка среду (приблизить условия детского сада к домашним, разрешить детям свободно передвигаться по всему учреждению, обеспечить доброжелательное отношение воспитателей и специалистов к своим подопечным, постоянно внушая им уверенность в своих силах, давать детям различные поручения, требующие вступления в контакт со взрослыми

Используемая литература:

    Александровская Э.М., Куренкова П.В . Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. 4.1. - М., 2001.

    Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. - М., 1996.

    Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.

    Левис Шелдон, Левис Шейла. Ребенок и стресс. - М., 1994.

    Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. - М., 2000.

    Снегирева Л А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. - Минск, 1995.

    Эльконин Д.В. Психология игры, - М., 1978.

ЗАНЯТИЕ 1

Задачи :

-

- развитие эмоционально-выразительных движений; развитие

- коммуникативных способностей;

Ход занятия

    Приветствие.

    Этюд «Робкий Тигренок».

Психолог показывает детям игрушку тигренка, сажает его на стульчик и говорит:

«В детский сад пришел Тигренок. Он очень стесняется, не хочет ни с кем разговаривать и играть. В детский сад пришел Молчок - очень робкий новичок. Он сначала был не смел, с нами песенок не пел. А потом, глядим, привык: словно зайка - скок да прыг. До чего же осмелел: даже песенку запел!»

    Этюд «Смелый Тигренок».

Взять игрушку со стула, и рассказать стих

Пусть в глазенках круглых
Страх и боль растают,

Пусть он вольным, гордым
Тигром вырастает

- Психолог предлагает кому-нибудь из детей взять тигренка и разыграть оба этюда.

4. Прощаемся

ЗАНЯТИЕ 2

Задачи :

- преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности.

- развитие эмоционально-выразительных движений;

- развитие умения входить в контакт, воспитание доброжелательного отношения к окружающим;

- снижение психоэмоционального напряжения.

Ход занятия

    Приветствие.

    Упражнение «Ласковое имя».

Дети встают в круг и, передавая мяч называют друг друга ласковым именем.

    Игра «Кто это?».

Педагог предлагает детям показать, как двигаются кошка, медведь, лиса, заяц, лев. Дети выполняют задание.

Затем каждый из детей, не называя животное, изображает его с помощью выразительных движений. Остальные участники игры угадывают, кого изобразил водящий.

    Прощаемся

ЗАНЯТИЕ 3

Задачи :

- преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

- формирование эффективных способов общения; развитие межличностного доверия;

- снижение психоэмоционального напряжения.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Беседа о речи.

Психолог предлагает детям поговорить о речи. В ходе беседы обсуждаются следующие вопросы:

1. Зачем нужна речь?

2. Почему нужно говорить правильно и красиво?

3. Зачем нужны волшебные слова «пожалуйста» и «спасибо»?

4. С кем приятно общаться? »

5. Важно ли уметь выслушать другого?

6. Почему говорят, что словом можно ранить?

7. Как сделать речь более выразительной? (О роли мимики и жестов.)

3. Упражнение «Слепой и поводырь».

Психолог расставляет по залу несколько стульев и разделяет детей на пары.

Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль слепого, другой - поводыря.

«Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья.

Затем дети меняются ролями.

Остальные дети («зрители») наблюдают за парой.

  1. Прощаемся

ЗАНЯТИЕ 4

Задачи :

- преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

- развитие паралингвистических (внеязыковых) средств общения;

- воспитание интереса и внимания к партнерам по общению; снижение психоэмоционального напряжения.

Ход занятия

1. Приветствие;

2. Беседа «Как можно научиться общаться без слов».

Психолог предлагает детям обсудить следующие вопросы:

1. Что дает возможность общаться с другими людьми?

2. Как можно с помощью жестов и мимики передать свое эмоциональное состояние?

3. Упражнение «Иностранец».

Психолог говорит:

«Представьте, что к нам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Попробуйте пообщаться с ним, показать комнату, игрушки, пригласите пообедать. Помните, что все это нужно сделать, не произнося слов».

    Прощаемся

ЗАНЯТИЕ 5

Задачи:

- преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

- развитие вербальных и невербальных средств общения;

- формирование способности осознавать и выражать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам;

- формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

- снижение психоэмоционального напряжения.

Ход занятия

    Приветствие.

    Упражнение «Через стекло».

Психолог предлагает детям с помощью мимики и жестов передать следующие ситуации:

У меня болит горло.

Ты забыла надеть шарф, а на улице холодно.

Я хочу пить, принеси мне стакан воды.

Ты хочешь со мной порисовать?

3. Упражнение «Связующая нить».

Все садятся на стульчики, расставленные по кругу. Психолог говорит:

«Сейчас мы будем, передавая друг другу клубок, разматывать нить и говорить о том, что мы чувствуем, что хотим получить для себя и пожелать другим».

Психолог, удерживая конец нити, рассказывает о своих чувствах, высказывает пожелания и передает клубок сидящему рядом ребенку. Упражнение продолжается.

Когда все дети выскажутся и клубок вернется к психологу, участники натягивают нить и закрывают глаза.

Психолог просит детей представить, что они составляют одно целое, но каждый из них важен и значим для всех.

    Прощаемся

Продолжительность каждого занятия 25 – 30 минут. Весь цикл занятий рассчитан на 10 встреч.

Застенчивость

Застенчивость - это особенность, характерная для многих людей, как детей, так и взрослых.
Застенчивость, стеснительность может быть временной (проявляется только в незнакомой компании, в непривычной обстановке, а потом со временем проходит).
Но бывает, что застенчивость становится чертой характера, постоянным качеством человека. Она - наиболее распространенная причин проблем в общении. Застенчивость препятствует встречам с новыми людьми, она удерживает человека от выражения своего мнения, отстаивания своих прав; застенчивость сопровождает чувство одиночества, тревоги, депрессии.
Вспомните, как, буквально с первых дней после рождения, Вы старались оградить своего малыша от всех житейских невзгод. Ребенок растет и вот, когда он ведет себя "неправильно", Вы намеренно пугаете его (придет злой дядя и заберет, язык отсохнет, отдам в дет. дом и так далее), чтобы добиться нужного Вам поведения. Всеми способами культивируете (часто неосознанно) ощущение зависимости, беспомощности. Ребенок рано узнает, что он – "тупица", "урод", "неумеха", "совсем без рук", "все делает не так", "намного хуже других детей"... Вы, конечно, на задумывались о последствиях, желая добиться немедленного результата. Если у ребенка сильный характер (темперамент холерика или сангвиника), со временем он научится "бороться" с Вами, станет агрессивным, упрямым, вспыльчивым. Если же у малыша характер мягкий (темперамент меланхолика), он уйдет в глухую оборону, т.е. замкнется в себе. Вы принижали его самооценку и вот, нехотя, "добились своего", ребенок поверил, что он глупый, ничего не умеет, а главное, что он нелюбимый.
Часто родители слишком завышают планку своих надежд: мечтая о ребенке, который был бы самым-самым, они не хотят примириться с тем, что их ребенок такой "обычный". Дети у таких родителей посещают сразу 3-4 секции, при этом учатся в гимназии, дома практически не бывают. Ребенок старается, он боится разочаровать родителей, но чаще всего мама или папа все равно чем-то недовольны. Чем это может закончится? Ребенок видит в своем окружении эмоциональную угрозу, замыкается и... делает превый шаг к одиночеству. Ведь одиночество так безопасно, в нем нет риска стать отвергнутым взрослыми и детьми.
Часто у застенчивых родителей – застенчивые дети.
Девочки обычно застенчивее мальчиков, а первенцы стеснительнее других детей в семье. К семи годам "нормальная" застенчивость у мальчиков проходит, у девочек это случается позже. Однако так происходит, когда родители своими методами воспитания не "заставляют" ребенка быть застенчивым, иногда навязывая ему эту "роль", не закрепляют нормальную возрастную застенчивость в постоянную черту характера своим поведением.

Пример из жизни.
На площадке гуляют бабушка и внучка Катя 2,5 лет. У Кати с собой много игрушек. Они встречаются с другой девочкой (такого же возраста, как Катя), которая гуляет с мамой. Девочки хорошо знают друг друга, но Катя сначала прячется за бабушку. Мама девочки начинает говорить с Катюшей: "Какие у тебя красивые игрушки! Что это? Кукла? А как ее зовут?" Катя хочет ответить, но ее опережает бабушка, которая подробно отвечает на вопросы, адресованные внучке. Девочка стоит рядом, молча качая головой в знак согласия. После девочки хотят поменяться игрушками, бабушка отдает игрушки с молчаливого согласия Кати. Позже, когда девочки уже играют вместе, бабушка, как бы оправдываясь, довольно громко говорит: "Она у нас вся в папу, такая же заторможенная, да еще и говорит плохо".
Как Вы думаете, права ли бабушка?

Как помочь застенчивому ребенку?
Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах (у тебя получится, ты ведь такой умный; я в тебя верю).

Повысьте уровень самооценки: меньше ругайте за неудачи, не критикуйте при чужих людях, не сравнивайте с другими детьми (см. статью "Самооценка").

Не стоит постоянно показывать ребенку, что Вы о нем беспокоитесь, но не стремитесь оберегать его от всевозможных опасностей, чаще всего придуманных Вами.

Предоставьте ребенку больше свободы (в разумных пределах). Например, ребенок может сам решить, какой кружок, секцию он будет посещать, какую одежду одевать.

Не старайтесь все делать за ребенка, даже если он еще мал. Ведь и трехлетний карапуз в состоянии принести себе из другой комнаты игрушку, выбрать маечку (сегодня будет с цветочками), одеть носки и еще многое другое.

Расширяйте круг знакомств, чаще берите ребенка в гости, посещайте новые места, приглашайте гостей к себе домой.

Помогите найти ребенку то, в чем он превосходит сверстников.

Помогите найти друга, который защищал бы и поддерживал его уверенность в себе, а для этого поощряйте его игры со сверстниками.

Заранее обыграйте ситуации, при которых ребенок особенно стесняется.

Игры и упражнения, которые могут пригодиться

Рисунок "Какой я есть и каким бы я хотел быть"
Ребенку предлагается дважды нарисовать себя На первом рисунке - таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким он хочет быть. Далее Вы смотрите на рисунки и сравниваете их. Различия между рисунками отражают самооценку ребенка.
В рисунках некоторых детей наблюдается совпадение между "реальным и "идеальным" Я. У таких детей несколько завышенная самооценка.
В рисунках других детей наблюдается расхождение, но оно небольшое, у них самооценка адекватная (см. статью "Самооценка").
Дети с заниженной самооценкой рисуют себя одним цветом, часто темным, маленького размера, рисунок неаккуратный. А при рисовании идеального Я используется большое количество цветов, яркая одежда...
После рисования полезно обсудить с ребенком, что нужно сделать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.

"Разыгрывание ситуаций"
Для разыгрывания и обсуждения можно предложить ситуации, наиболее сложные для ребенка:
Ты пришел в новую группу детского сада, познакомься с детьми...
Ты пошел в магазин...
Дети играют во дворе, тебе тоже хочется играть с ними; что нужно делать...
Пришли гости, покажи им свою комнату, игрушки...

Игра "Торт" (с 4-х лет)
Положите ребенка на коврик, вокруг него другие дети или родственники. Ведущий: "Сейчас мы из тебя будем делать торт". Один участник - мука. Другой - сахар, третий - молоко и т.д. Ведущий – повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – "мука" руками "посыпает" тело лежащего, слегка массируя его. Теперь нужен сахар – он "посыпает" тело, осторожно дотрагиваясь, потом молоко "разливается" руками по телу и т.д. Когда все положено, повар хорошенько "размешивает" (массирует) тесто, кладет в печь, тесто там поднимается (ровно, спокойно дышит, все "составляющие" тоже дышат). Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к торту, дарят ему «цветочек", описывая его. Торт очень красив!
Следите за выражением лица "торта", оно должно быть довольным, смеяться тоже можно. Вместо торта можно готовить все, что угодно ребенку – курицу, блины, компот...

"Зеркало"
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого. "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в "Прятки", и в "Магазин", и просто надувать шары, кто быстрее. Главное,чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать

Многие взрослыми любят посещать тренинги. Ведь они проходят в виде игр, в которых вырабатываются и отрабатываются новые формы поведения. Играя, человек определяет, какие формы поведения одобряются, а какие нет. Ролевое поведение дает возможность снять застенчивость, замкнутость, повысить или понизить свою самооценку и т.п. Советую чаще играть с застенчивыми и замкнутыми детьми в следующие игры.

«Магазин игрушек» Игра развивает умения выполнять разные роли, индивидуальный замысел и инициативу ребенка. Играющие делятся на «покупателей» и «игрушки». «Игрушки» сидят в ряд, изображая товар. Дети-«игрушки» с помощью пантомимы показывают «покупателям» свой товар. «Покупатель» должен отгадать, какую игрушку ему предлагают. Кто не угадал, уходит из магазина без покупки. Игру можно моделировать, вместо магазина играйте в «зоопарк», в «слушай сказку» и т.п.

«Салочки»- подвижная игра, направленная на развитие активности, коллективизма и проявление смелости у ребенка. Детки разбегаются по определенной территории. Водящий должен «осалить» (дотронуться) до убегающего и берет его за руку. Так образуется цепочка. Теперь они вдвоем догоняют другого ребенка и т.д. Постепенно цепочка становится все длиннее. Теперь их задача - взять в кольцо убегающего. Это требует координации совместных действий в цепочке.

«Менялки» - игра способствует развитию памяти, внимания, установлению контакта между детьми. Иг8рающие образуют круг. В руках они держат маленький предмет (игрушку). Водящий старается запомнить, у кого какая игрушка. Затем он отворачивается, дети, молча (!) меняются своими игрушками. Для этого они подмигивают друг другу. Задача ведущего: вернуть каждому ребенку свою игрушку, угадать, кто с кем поменялся.

«Смак» - игра развивает уверенность в себе, помогает освоить навыки общения, тренирует умение вести разговор. В основе лежит известная телевизионная передача «Смак». Предложите ребенку (он самый лучший повар) выступить в этой передаче и показал способы приготовления самых любимых его блюд. Учтите, что в «студии» должны быть и зрители, роль которых выполняют другие члены семьи, или сверстники. В зависимости от возраста передачу «Смак» можно заменить передачами «Путешествия», «В гостях у сказки» и другими. Фантазируйте!

«Поймай мяч » - игра развивает уверенность в себе и доверие к другим людям. Играющие по очереди бросают друг другу небольшой мячик, при этом называют какое-либо достоинство того ребенка, кому они бросают мяч. Очень важно, чтобы в процессе игры каждому ребенку удалось услышать о себе добрые, приятные слова.

«Закончи предложение » - упражнение направлено на повышение уверенности в себе и собственных силах. Предложите ребенку закончить следующие предложения:

Я смогу…

Я добьюсь…

Обсудите ответы.

Дорогие родители, это далеко не полный список игры и упражнений на коррекцию застенчивости и замкнутости. Хорошо помогает совместная игровая деятельность взрослых и детей, совместное пение, спортивные игры. Главное, ребенок должен получать иногда, выигрывать, побеждать, получать одобрение и т.п. Это улучшает эмоциональное настроение ребенка и вселяет уверенность в свои возможности. Фантазируйте и придумывайте новые игры. Пишите о них.