Как развить память и внимание у ребенка

Память - загадочная и не до конца изученная функция головного мозга. Дети, обладающие хорошей памятью, быстро и легко запоминают материал. Учёба даётся им легко, успех окрыляет, школа не кажется тяжкой повинностью, новые знания вызывают интерес. Да и в быту такие ребята ловки и сообразительны: всегда знают, что положить к следующему учебному дню в портфель, в какое время пора собираться на секцию, когда у одноклассника день рождения и т.д.

А теперь главный вопрос: отличная память - «генетический подарок» или её можно развить? Ответ: и то, и другое. Способности к запоминанию зависят от особенностей нервной системы. Некоторые малыши, конечно, изначально находятся в более выгодных условиях. При этом неоднократно доказано: память можно натренировать. Буквально, как мышцу. И сделать это не так трудно. Главные условия: периодичность, доброжелательное отношение к малышу (даже в случае его неудач), занятия в ненавязчивой игровой форме.

Какой бывает память

Существует общепризнанная классификация видов памяти. Итак, она бывает:

  • в зависимости от волевого компонента - произвольная (когда человек специально запоминает какую-то информацию, прилагая определённые усилия) и непроизвольная (запоминание происходит само собой);
  • в зависимости от объекта запоминания - образно-наглядная (запоминание форм, цветов, изображений), словесно-смысловая (её ещё называют слуховой), эмоциональная (в памяти остаются пережитые чувства, эмоции), моторная (запоминается действие: движения танца, написанные собственной рукой слова и т.д.);
  • по времени хранения - краткосрочная и долговременная.

У каждого человека есть наиболее выраженный особенно развитый вид памяти. Для большинства это слуховое и зрительное восприятие. Важно знать: быстрое и эффективное запоминание возможно при задействовании сразу нескольких типов памяти. Поэтому важно уделять внимание развитию каждой позиции классификации.

Если говорить о детях, особенно самых маленьких, то их память носит непроизвольный и подчёркнуто эмоциональный характер. Малыши запоминают то, что им интересно. Поэтому и единственно возможный способ обучения дошкольников - это игра.

Если ребёнку станет скучно, он просто не воспримет и не запомнит информацию.

Начинаем тренировать память: когда?

Первые образы в памяти крохи закрепляются уже в его трёхмесячном возрасте. А лобные доли мозга, которые отвечают за запоминание, формируются примерно к 10-ти месяцам. Поэтому важную функцию можно тренировать уже на первом году жизни малыша.

Для этого маме нужно всё время говорить с ребёнком, постоянно выдавая ему новые порции информации. Инстинктивно об этом знает каждый родитель: взрослые объясняют крохе, где мама, где папа, а где бабушка, озвучивают названия окружающих предметов, совершаемых действий, происходящих явлений. В результате юные ученики уже к 9-11 месяцам, кто-то раньше, кто-то позже, могут по просьбе выбрать нужную игрушку из нескольких предложенных. Детская память податлива, она как губка - способна впитывать большие объёмы информации. Маленький человечек ещё не умеет говорить, но пассивный его словарь, благодаря стараниям окружающих взрослых, внушителен.

Уже с 10-и месяцев с крохой можно играть в простую игру «Где игрушка?» . Для это понадобятся две пелёнки. Под одну из них на глазах ребёнка кладётся игрушка. Затем, собственно, звучит сам вопрос: «Где игрушка?». Забавно наблюдать за сосредоточенным лицом крохи, когда тот пытается вспомнить, куда же мама спрятала яркую вещицу. А сколько радости доставляет правильное решение, если малыш сдёргивает нужную пелёнку. Несколько раз подряд кладите предмет в одно и то же место. Затем положите игрушку под другую пелёнку. И хотя кроха прекрасно видел перемену, он всё равно, скорее всего, попытается найти погремушку в старом «тайнике», ведь именно этот момент зафиксирован в его памяти.

Начиная с двух-трёхлетнего возраста начинайте играть с ребёнком в простую игру «Что пропало?». Суть её заключается в том, что перед малышом выкладывается несколько предметов, различающихся по форме, цвету, размеру, назначению и т.д. Затем кроху просят отвернуться и убирают в это время один из элементов ряда. Ребёнку нужно понять: что именно исчезло? Для этого придётся приложить усилия и вспомнить первоначальный состав предметов.

С детьми от 3-х лет и старше можно играть и в другие игры, способствующие развитию памяти. Обычно такие занятия увлекают детей. Эти игры не требуют особенной подготовки и значительных финансовых вложений. А вот немного драгоценного времени на регулярные «тренировки» с детьми выделить придётся.

Игры для развития памяти

«Я знаю 5 имён». Это игра из нашего детства. Не переставая отбивать мяч от пола, ребёнок произносит: «Я знаю 5 имён девочек (названий городов или рек, пород собак, марок автомобилей, цветов радуги). Мяч при этом нужен только для поддержания нужного ритма. Если игрушки нет под рукой или малыш пока не умеет отбивать мяч, подойдут хлопки, щелчки пальцами и другие действия. По мере взросления ребёнка количество предметов увеличивается до 10, 15-ти и т.д.

«Картинки». Детям на 20-30 секунд показывается картинка. Затем она убирается, и следует просьба описать увиденное - чем подробнее, тем лучше. Другой вариант - задавать по картинке вопросы: что стояло на столе, какого цвета было платье у куклы, что было нарисовано на листе бумаги, висящем над диваном и т.д.

«Мемори». «Магазинная» игра, в состав которой входят около 10-15-ти парных карточек с одинаковыми «рубашками». Начинать нужно с 3-4-х пар. Сначала карточки выкладываются изображениями вверх. Затем их переворачивают. Ребёнок сам открывает одну из картинок, после чего должен вспомнить, где находится её пара.

«Что изменилось». Вариация описанной в предыдущем разделе игры «Что пропало?». Только вместо того, чтобы убирать один из предметов ряда элементы меняют местами. Ребёнку предлагается выявить изменения.

«Сложи узор». Для выполнения упражнения понадобятся спички или счётные палочки. Взрослый выкладывает несложный рисунок, затем закрывает его листом бумаги, а ребёнку предлагает по памяти выложить такой же.

«Дорисуй коврик». Игра похожа на предыдущую. Только вместо того, чтобы выкладывать узор из палочек, его предлагают нарисовать по памяти в пустом прямоугольнике-«коврике».

«Мама (папа, бабушка, тётя) укладывает в свой чемодан….». Начинает взрослый: «Мама укладывает в чемодан расчёску». Ребёнок продолжает: «Мама укладывает в чемодан расчёску и свитер». Следующий игрок: «Мама укладывает в чемодан расчёску, свитер и зеркало». Игра продолжается до тех пор, пока словесная цепочка не станет такой длинной, что её невозможно будет повторить.

«Цепочка предложений». Игра напоминает описанное выше упражнение. Но в этом варианте запоминать придётся не отдельные слова, а целые предложения. Постепенно получается полноценный рассказ или сказка. Развивается не только память, но и связная речь, воображение. Для облегчения задания каждое предложение можно обозначит картинкой-символом. Например, «Выглянуло солнышко» - карточка с изображением солнца, «Запели птички» — карточка с птичкой и т.д.

«Кто больше запомнит?» Детям последовательно показывают одну за другой картинки. А затем ребятам предлагают вспомнить изображения. Побеждает тот, кому удалось назвать большее количество картинок.

«Маленький художник». Ребёнку демонстрируется изображение. Затем картинка убирается и даётся задание как можно подробнее нарисовать объект. Сначала это должно быть что-то простое, состоящее из знакомых малышу геометрических фигур - например, квадратный домик с крышей-треугольником. Позже картинку можно дополнить деталями: занавески в горошек, кошка на крылечке, дым из трубы, клумба перед домом и т.д.

«Узнай и запомни». Игра подходит для старших дошкольников. Ребёнку завязываются глаза. Затем в его руку поочерёдно вкладываются разные предметы. Потом малыша просят вспомнить: какие вещи побывали в ладони. Здесь задействуются сразу 2 процесса: узнавание (по тактильным ощущениям) и запоминание.

«5 предметов». Эта игра подходит для детей примерно от 4-х лет. Ребёнка просят вспомнить 5 предметов, объединённых определённым признаком. Например, дают малышу задание назвать 5 квадратных, синих, колючих, мягких или холодных предметов. Время ограничено: для его отсчёта можно использовать таймер, песочные часы или секундомер в мобильнике.

«Дискотека». Взрослый показывает детям несколько танцевальных движений. Чем старше игроки, тем сложнее па. Затем включается весёлая музыка, и ребята должны попробовать воспроизвести танец.

«10 слов». Ребёнку называют 10 ничем не связанных между собой слов. Например, гриб, стол, паровоз, учебник, шапка, птица, дом, заяц, чашка, робот. Если старший дошкольник воспроизводит хотя бы 5-6 слов, значит, он обладает хорошей слуховой кратковременной памятью. С тренировками количество запоминаемых слов увеличится.

Что ещё

И напоследок ещё несколько важных советов, которые помогут развить память малыша. Это уже не игры, а ненавязчивые действия, на которые не нужно выделять время специально (ну, разве что совсем чуть-чуть).

  1. По дороге из садика расспрашивайте малыша о том, как прошёл его день. С кем он сегодня играл или ссорился, во что была одета воспитательница, кого сегодня ругали (за что?) и кого хвалили (опять же - за что?) и т.д.
  2. После прочтения вечерней сказки обязательно обсудите с ребёнком сюжет. Снова задавайте вопросы: как звали главного героя (затем спросите о второстепенных), кто были его друзья и враги, с чего началась история, что делали (думали) персонажи в тех или иных ситуациях и т.п. Начиная с 4-х лет малыша уже можно попросить пересказать сказку (или хотя бы какую-то её часть). Это развивает не только память, но и речь. И обязательно разучивайте с детьми стихи.
  3. Вместо того чтобы сажать ребёнка перед телевизором (компьютером), предложите ему заняться лепкой, аппликацией, вышивкой, легоконструированием. Всё это развивает мелкую моторику, которая «тянет» за собой весь интеллект. Ведь вокруг зоны головного мозга, отвечающей за движение кистей рук, расположены речевой центр, а так же зоны внимания, мышления, концентрации и, конечно, памяти.

  1. Ни дня без спорта. Адекватная физическая нагрузка способствует лучшему кислородоснабжению мозга. Поэтому на прогулке организуйте своему ребёнку и его друзьям подвижные игры. Вспомните, во что вы играли в детстве дворовой компанией - казаки-разбойники, догонялки, вышибалы, пионер-бол и т.д. Обычно дети с энтузиазмом воспринимают идеи по большей части новых для них забав.
  2. Полноценный сон. Ночной сон дошкольника должен длиться минимум 9 часов.
  3. «Правильная» еда. Крепкой памяти способствует регулярное употребление в пищу каш, орехов, рыбы жирных сортов, бобовых, разных овощей и фруктов. Салаты лучше заправлять содержащим большое количество витамина Е растительным маслом (а не вредным для детей магазинным майонезом). Периодически давайте ребёнку рыбий жир курсами. Сегодня этот полезный препарат выпускается в форме капсул с приятным фруктовым ароматом и не вызывает у детей протеста.

Все эти нехитрые советы и увлекательные игры способствуют увеличению объёма и срока памяти, ускорению запоминания. Причём приведённые упражнения развивают все типы памяти. Занимаясь с малышом, взрослые не только совершенствуют его способности, но и общаются со своим крохой. Совместные дела сближают. Не стоит ругать или даже просто критиковать детей за промахи. Такой подход напрочь отбивает желание заниматься, ребёнок замыкается, обижается. А вот хвалить собственное чадо даже за маленькое достижение нужно обязательно. Это окрыляет и вселяет уверенность.

В наше время все добросовестные мамочки считают своей обязанностью использовать в воспитании детей методики раннего развития. И когда малышу исполняется буквально шесть-девять месяцев, он уже начинает заниматься по специальным развивающим пособиям, будь то красочные карточки с картинками или музыкальные коврики с животными. Молодые родители должны понимать, что главная цель таких ранних занятий - развивать память и внимание ребенка. Ведь если у малыша плохая память, то и основной объем информации не будет усвоен ребенком во время занятий. Именно память, как огромный архив с сотнями тысяч стеллажей, хранит все «файлы» с информацией, которую мы получаем в течение своей жизни. И если алфавит, цифры и письмо малыш может спокойно освоить в школьные годы, то вот задумываться о том, как развить память у ребенка, следует еще в первые годы жизни малыша.

Как развить память у ребенка?

Если вы считаете, что развитием памяти и внимания ребенка заниматься не стоит, так как это вопрос наследственности, то вы отчасти заблуждаетесь. Хотя в действительности способность запоминать информацию имеет связь с генами, однако и память, и внимание могут улучшаться в процессе жизни за счет специальных тренировок. Как мышцы вырастают при регулярных физических упражнениях, так улучшается и память при частых тренировках. Тренировать память крайне важно, так как от этого в большой степени зависит учеба ребенка в школе и других образовательных учреждениях. При хорошо развитой памяти ребенок легко и быстро усваивает новый материал. И заниматься развитием памяти и внимания ребенка следует именно в дошкольном возрасте, так как у малышей сознание еще не заполнено всевозможными штампами и табу, как у взрослых. Маленький ребенок может без труда оживить в своем воображении нереальные для взрослых образы.

Существует несколько основных методик, как развивать память у ребенка. Практически все методики основываются на свойстве нашей памяти отлично запоминать всю информацию, которая нас поражает или шокирует. Даже много лет спустя любой человек до мелочей может вспомнить самые волнующие моменты своего детства: громадный замок, сделанный на берегу моря вместе с папой, любимую игрушку, веселый день рожденья и пр. Именно благодаря эмоциональному окрасу эти события так прочно врезаются в детскую память в отличие от скучных правил грамматики и математических теорем. Поэтому при развитии памяти и внимания ребенка следует обращать основное внимание на абстрактное и образное мышление. Вот несколько рекомендаций, как развить память у ребенка:

  • Старайтесь «разукрасить и оживить» информацию, чтобы малыш мог не только понять, но и представить то, о чем вы ему повествуете.
  • Подавайте информацию небольшими порциями.
  • Старайтесь регулярно разучивать с дошкольником песенки, стихотворения, поговорки и скороговорки.
  • Постоянно ведите диалог с ребенком, чтобы он мог пересказывать вам увиденное и услышанное за день.
  • Вспоминайте сюжеты из сказок, прочитанных вместе.

Однако, несмотря на достаточно большое разнообразие методик развития памяти, самым действенным способом обучения все же является игра.

Игры для развития памяти ребенка

Разработаны специальные игры для развития памяти ребенка. Конечно, если ребенок развивается нормально, то можно не нагружать его игровой процесс обучающими моментами. В большинстве случаев ребенку вполне достаточно активного общения с родителями и ровесниками. Но в любом случае такие игры будут полезны каждому малышу, тем более что они придутся по душе, как самому крохе, так и родителям. Примерно с десятимесячного возраста рекомендуется играть с ребенком в простейшие игры на развитие внимания: «где мама?», «найди игрушку» или «что пропало?». С малышом после года можно играть в повторялки, когда кроха имитирует все действия мамы и повторяет, сказанные ею предложения. Такие нехитрые игровые упражнения способны существенно увеличить интеллектуальный потенциал ребенка.

Итак, вот несколько основных игр для развития памяти ребенка:

  • Найди пару. Данная игра требует некоторой подготовки, следует изготовить 10 пар карточек с любыми картинками. Для ребенка разного возраста можно изменять тематику картинок: предметы обихода, животные, овощи и фрукты, буквы и пр. В начале игры на стол выкладывают все карточки тыльной стороной вверх и поочередно открывают по одной паре карточек. При совпадении картинок, открывший игрок забирает карточки себе, а при несовпадении – кладет карточки на прежнее место. Победителем оказывается тот, кто откроет большее количество парных карточек. Цель игры – запоминание расположения ранее открытых картинок. Подобные игры есть сегодня и в компьютерной версии, но для маленького ребенка предпочтительнее реальные игры.
  • Исправь ошибку. Прочитав или рассказав ребенку какую-либо сказку, предложите рассказать ее еще раз, специально допуская ошибки. Ребенок должен замечать неточности и исправлять их.
  • Кто где сидел? Ставится стул посередине комнаты, на который усаживают несколько игрушек. Игрушки отправляются на прогулку и по возвращении не могут вспомнить, на каком месте они сидели. Ребенок должен воспроизвести их первоначальное расположение.
  • Что пропало? Данную игру можно проводить в различных вариациях, главное запомнить принцип: перед ребенком располагаются определенные предметы, он должен посмотреть на них, запомнить и отвернуться, а в это время взрослый убирает один предмет. Задача ребенка определить, что именно исчезло и на каком месте оно находилось.

Природная помощь памяти

Улучшить память ребенка можно и при помощи сбалансированного рациона питания. Как известно, есть продукты, улучшающие память. Сюда можно отнести все продукты, содержащие йод, белки и омега-3-жирные кислоты, без этих веществ полноценное функционирование мозга невозможно. Также для оперативной работы мозга крайне необходим цинк, магний и железо.

Итак, давайте разберемся, какие методы развития памяти детей предлагает современная психология...

Буквально каждый родитель убежден, что развитие памяти у детей является неотъемлемой частью дошкольного обучения, которое происходит, как правило, либо дома, либо в детском учреждении. Поэтому одной из основных задач, которой уделяется особое внимание заботливыми мамами и папами, является развитие памяти у детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день существует немало литературы, посвященной данной теме; но, как показывает практика, не все методы развития памяти у детей одинаково применимы к одним и тем же деткам: одни хорошо запоминают прочитанное, другие для запоминания обязательно должны услышать, ну, а третьим - повторяй-не повторяй, - в одно ухо влетело, в другое вылетело. В таком случае родители настороженно задаются вопросом: “что делать, если у ребенка плохая память?”

Итак, давайте разберемся, какие методы развития памяти детей предлагает современная психология.

Современные методы развития памяти у ребенка

Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, люди, в зависимости от того, каким набором свойств психики (называемых векторами) они обладают, на такие же свойства памяти могут и рассчитывать. Итак, как развить память у детей с разными векторами?

Корректор: Анна Сорокина

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Что самое важное в развитии дошкольника? В числе первых ответов на этот вопрос - научить его читать, считать и писать. А вот о том, что до поступления в школу важно развить память у ребенка, скажут немногие.

Но ведь ее совершенствование именно в этом возрасте - до 6 лет - очень важно для полноценного овладения всеми навыками. Однако это вовсе не означает, что детям-школьникам не нужно упражняться в запоминании: тренировать память нужно и в 8 лет, и в 10 лет, да и вообще в любом возрасте!

Развитие памяти у ребенка представляется очень важным процессом. Без способности к запоминанию все попытки научить человека чему-либо были бы тщетны, ведь каждый раз приходилось бы начинать сначала. Более того, именно хорошая память лежит в основе познания во всех областях жизни, включая социализацию.

Что составляет основу хорошей памяти ребенка?

За способность к запоминанию и у малыша, и у взрослого отвечает головной мозг. Соответственно, чтобы память ребенка работала безотказно, необходимо заботиться о том, чтоб мозговые клетки получали достаточное количество кислорода, а также постоянную интеллектуальную нагрузку (но не перегрузку, что особенно важно, если малыш уже учится в школе).

Кроме того, важно давать ребенку необходимый полноценный отдых. Обеспечить все это можно, придерживаясь здорового образа жизни:

  • необходимый объем кислорода обеспечат активные игры на свежем воздухе и занятия спортом;
  • отдохнуть мозгу даст возможность правильный режим дня, в котором обязательным пунктом является продолжительный сон;
  • не менее важно для работы мозга общее состояние детского организма, поэтому пристальное внимание следует уделять питанию, включая в рацион рыбу, листовые овощи, грецкие орехи, фасоль и бананы, дыню и абрикосы, зеленый чай. Не забывайте о питьевом режиме и при необходимости проведите малышу курс приема поливитаминов;
  • интеллектуальную нагрузку мозгу дадут маленькие «тренировки» - обсуждения, загадки, задачки, чтение (в том числе многократное), а также специальные игры и упражнения, о которых мы расскажем ниже.

Психологи утверждают, что на работу детской памяти заметно влияет климат в семье. Так, если взаимоотношения между членами семьи хорошие и родители не стесняются в выражении любви к своим чадам - обнимают, целуют, хвалят - у детей проявляются высокие способности к запоминанию информации.

Прекрасный эффект покажет совместное чтение родителей с малышом. Не бойтесь перечитывать сказки и стихи снова и снова, тем более если ребенок просит вас об этом сам. Повторение - еще один плюс в копилку памяти.

Положительно влияет на работу мозга и смех, активизируя определенные участки этого органа, отвечающие, в том числе, за обучаемость.

Игры для улучшения памяти и внимания у детей

Помимо здорового образа жизни, чтения и загадок, улучшить память ребенка позволяют интеллектуальные игры, а также упражнения на запоминание, ассоциации и развитие мышления.

Наиболее популярные из них:

  1. «Фотоаппарат». Эта игра имеет множество вариаций. Суть ее в том, чтобы предоставить ребенку определенное количество предметов (игрушек, картинок и так далее). Затем, когда малыш отвернется, поменять некоторые из них местами, после чего попросить игрока подумать и сказать, что же изменилось. В усложненном варианте перед малышом предметы выстраиваются не по одному в ряд, а попарно или даже в композиции.
  2. «Снежный ком». У этой игры также есть варианты. Традиционно подобная игра проводится при знакомствах в детских коллективах: первый игрок называет свое имя, второй повторяет его и называет свое, и так далее. В уже сложившихся детских группах популярен вариант этой игры под названием «Продуктовый магазин»: первый игрок говорит «Я иду в продуктовый магазин и покупаю...», второй повторяет фразу первого и добавляет свою «покупку».
  3. «Мой день». Суть игры заключается в том, чтобы ребенок описал заданную часть своего дня, включая такие мелочи, как цвета и запахи.
  4. «Ассоциации». Взрослый называет слово, а ребенок озвучивает свои ассоциации с ним.

Не менее эффективно способствуют развитию памяти и обычные логические игры - шашки, шахматы. Причем в них обычно очень охотно включаются не только дошкольники, но и более старшие дети.

Стоит отметить, что подобные игровые занятия несут большую пользу не только для детской памяти и мышления. Они также помогают развить внимание у ребенка, что в дальнейшем облегчит ему и повседневную жизнь, и обучение в школе.

Приемы и упражнения для развития детской памяти

Если ребенку интересен материал, который требуется (или даже не требуется) запомнить, он крепко впечатается в его голову, - это известно всем родителям. Однако во время обучения в школе детям приходится запоминать массу информации, которая «интересностью» не отличается.

Тут на помощь могут прийти разнообразные приемы:

  1. Использование ритма и музыки. Этот способ хорошо подходит для запоминания номеров телефонов, различных правил и стихов.
  2. Визуализация. Любую информацию, которую необходимо запомнить, можно связать с каким-то знакомым ребенку образом, персонажем и т. д. Также ее можно зарисовать в виде схемы (особенно это хорошо помогает в средней школе).
  3. Словотворчество - придумывание рифмовок, считалочек, использование повторяющихся звукосочетаний и даже стихотворений (например, для ). Этот прием прекрасно подходит младшим школьникам, а запомнившиеся стишки остаются незабвенными всю жизнь.

Использовать все возможности для развития памяти ребенка - важная задача для родителей. Приятным результатом станет не только успешность малыша в обучении, но и улучшение собственной способности к запоминанию!

Особенности развитие памяти у детей разного возраста. Методики и полезные советы, как улучшить память ребенка.

Память, по мнению многих родителей, абсолютно невообразимая и загадочная штука.

Не поддается логике, почему дитя стишок, который ему задали выучить к утреннику в детском саду, запоминает мучительно долго, а слова глупой песенки, единожды услышанной по радио, – моментально.

Родителей, которые хотят, чтобы их чадо демонстрировало лучшие результаты в учебе, мучает множество вопросов: «От чего зависит развитие памяти у детей ?», «Почему крохе так трудно даются некоторые вещи для запоминания?» и самое главное – «Можно ли ?».

На последний вопрос детские психологи отвечают однозначно: «Можно, если выбрать правильную методику».

Классификационные особенности развития памяти у детей

Память – это вид умственной деятельности, который необходим во многих проявлениях нашей жизни и который, к счастью, поддается тренировке.

Чтобы понять, как происходит развитие памяти, нужно знать классификацию этого вида умственной деятельности.

  1. В зависимости от длительности сохранения информации память бывает двух видов:
    • кратковременная – данные легко запоминаются, но достаточно быстро стираются с «жесткого диска» мозга;
    • долговременная – информация длительное время сохраняется в голове и может быть использована.
  2. В зависимости от объекта запоминаний:
    • зрительная – отвечает за запоминание лиц, пейзажей, интерьеров и прочих увиденных картинок;
    • слуховая – вы запоминаете информацию, которую услышали;
    • моторная – наше тело запоминает, как двигаться в зависимости от обстоятельств;
    • эмоциональная – отвечает именно за запоминание эмоций.
  3. Есть еще один распространенный критерий классификации памяти – степень волевой регуляции:
    • произвольную – мы прилагаем усилия, чтобы запомнить что-либо;
    • непроизвольную – процесс запоминания происходит вроде бы сам по себе и не требует от нас усилий.

Развитию поддаются все виды, ведь, даже если вы используете популярные методики для развития долговременной зрительной памяти (те же таблицы Шульте, к примеру), то тренируются все группы мозговых мышц.

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста


Дошкольники в большинстве своем обладают непроизвольной памятью.

Чем меньше ребятенок, тем труднее ему сделать над собой усилие, чтобы запомнить что-то.

Пока его мозг устроен по-другому: он запоминает то, что ему нравится и противится делать то, что не хочет.

Нельзя игнорировать необходимость развития произвольной памяти, ведь не за горами школа, а значит, детям скоро придется прикладывать усилия, чтобы запоминать новую информацию:

    Учить наизусть стишки и песенки.

    Да, не все дети хотят прилагать усилия, чтобы заучить какой-то стишок, но придется найти аргументы, чтобы убедить их: это необходимо.

    Описывать увиденное.

    Практикуйте это упражнение после променада: попросите малыша рассказать вам о том, что он увидел во время ее.

    Если ему сложно воспроизвести картинку, скажите ему: «Постарайся в следующий раз запомнить больше».

    Можно использовать и нарисованные картинки, а не реальные пейзажи.

    Заучивание нужно информации : имен родственников, адреса дома, где вы живете, дней рождения близких людей.

    Периодически спрашивайте у детей те или иные данные, которые вы уже выучили.

Особенности развития долговременной памяти у детей


Кратковременная память у большинства детей развита от природы.

Кроха слышит нужную ему информацию, непроизвольно запоминает ее, использует, а затем благополучно забывает.

Если для детей дошкольного возраста такие особенности процесса запоминания не дают повода для волнений, то родителям школьников нужно заботиться о развитии долговременной памяти своих детей, потому что без нее малыш не сможет хорошо учиться.

Развивать долговременную память детей можно тремя способами:

    Сравнивать несколько предметов, чтобы определить их схожие и отличительные особенности.

    Не столь важно, какие это будут предметы (можно использовать картинки или таблицы), главное, чтобы малыш практиковал методы синтеза и анализа.

    Игра в ассоциации.

    Это достаточно простой и приятный для детей и запоминания новой информации.

    Начните играть в ассоциации со слов, затем переходите к словосочетаниям, после – к предложениям.

    Пересказ увиденного, услышанного или прочитанного.

    Чаще просите свое дитя пересказать вам понравившийся мультфильм или прочитанную книгу, или рассказать о том, что интересного было сегодня в саду и т.д.

Упражнения на развитие памяти школьников


С тем, что плохая память создает проблемы и детям, и родителям, большинство семей впервые сталкивается в школе.

Малыш не может запомнить и воспроизвести то, что требует от него программа, начинает отставать от сверстников.

Развивать память школьников можно при помощи таких упражнений:

    Таблиц Шульте.

    Табличек с цифрами, буквами или картинками, которые после просмотра нужно воспроизвести.

    Рисования.

    Например, вы рисуете на листе бумаги трех котов в разных позах или инопланетян, или геометрические фигуры, или что-то другое.

    Просите малыша в течение нескольких минут рассматривать картинку, чтобы запомнить детали, а затем прячете рисунок и предлагаете чаду нарисовать первого котенка, второго робота, третью фигуру и т.д.

    Воспроизведения композиции.

    Берете игрушки, палочки, другие мелкие предметы (чем меньше ваш малыш, тем меньшее количество нужно брать) и располагаете их в произвольном порядке.

    Просите дитя запомнить композицию, а затем воспроизвести ее как можно точнее.

Пример такого упражнения представлен в видеоролике:

Зависит ли развитие памяти у детей от их питания и образа жизни?

Нормальные родители стараются, чтобы их дети получали все самое лучшее: вкусненько кушали, имели компьютер, играли допоздна, потому что не хотят ложиться спать, делали то, что им нравится.

Но очень часто именно такими благими намерениями мы портим детей, потому что они недополучают витаминов и ведут сидячий образ жизни, а страдает от этого, в первую очередь, память.

На развитие памяти влияет:

    В рационе малыша должны быть орехи, злаки, твердый сыр, семечки, зелень, жирные сорта рыбы, печень, белое мясо, овощи и фрукты.

    А вот мучного и сладкого нужно давать поменьше.

    Образ жизни.

    Кроха должен достаточно времени проводить на свежем воздухе (желательно не менее 2–3 часов в день), чтобы клети его насыщались кислородом.

    Физическая активность.

    Крайне важно, чтобы дитя много двигалось, а не просиживало дни напролет за компьютером.

    Если чадо мало играет со сверстниками на улице в подвижные игры, то нужно отдать его в спортивную секцию или на танцы.

    Режим сна очень важен для развития памяти детей.

    Укладывать ребенка нужно через «не хочу» в одно и то же время.

    Постепенно сын или дочь привыкнет к такому режиму и будет ложиться в кроватку без проблем.

    Родители.

    Да, от того, сколько времени вы проводите с малышом, занимаетесь ли с ним, прививаете ли ему любовь к книгам, учите ли вместе стишки, играете ли в развивающие игры и т.д., зависит формирование искусства запоминания.

Как видите, развитие памяти у детей – процесс непростой, но необходимый, если вы хотите, чтобы ваше дитя могло демонстрировать хорошие результаты в учебе и не отставать от сверстников.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту