Консультация для воспитателей:"фгос: условия реализации работы по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста". Консультация для воспитателей доу "формирование основ безопасной жизнедеятельности дошкольников" Требования безопасности

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«Техника безопасности во время

игровой деятельности детей

дошкольного возраста»

Голубова Елена Васильевна

Май 2016г.

Игра – занимательная и интересная для ребенка деятельность - имеет огромное значение для его воспитания и развития, поэтому она требует постоянного внимания и руководства со стороны взрослых. Игровая деятельность ребенка включает в себя: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры со строительным материалом, дидактические, подвижные игры с правилами. Воспитатели должны знать и выполнять требования по технике безопасности детей.

От каких опасных и вредных факторов необходимо оградить детей?

    Нельзя оставлять детей без присмотра взрослых.

    Неправильный подбор детской мебели, так как это может повлечь за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости.

    Недостаточная освещенность и непродуманное размещение «уголков книг», уголков для настольных игр, уголков по изобразительной деятельности могут привести к нарушению остроты зрения у детей.

    Присутствие в группе постороннего длительного шума, громкой музыки, громкой речи может стать причиной нарушения остроты слуха.

    Неисправное электрооборудование в групповых комнатах и других помещениях, которое может привести к поражению детей электрическим током, пожару, вызванному коротким замыканием.

    Неправильное хранение и использование колющих, режущих мелких предметов, использование оборудования и мебели в неисправном состоянии или с дефектами могут стать причиной различных травм.

    Несоблюдение детьми правил безопасного поведения при перемещении из группы в спортивный, музыкальный зал или другое помещение детского сада, особенно при спуске или подъеме по лестнице – причина различных травм у детей.

    При работе с детьми необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный учебный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.

    Игрушки должны быть гигиеничны, не сломаны, для разных видов игровой деятельности, позволяющие соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года и возрастом детей (игрушки двигательные, настольные, строительные).

Безопасность жизнедеятельности детей

во время подвижных игр

    Воспитатель должен знать состояние здоровья детей, и их отклонения в физическом развитии.

    Подвижные игры проводятся в помещении, и на свежем воздухе во время прогулки.

    Постоянное и переносное оборудование размещается по краям игровой площадки для того, чтобы оставался простор для проведения подвижных игр.

    Для проведения подвижных игр в групповой комнате следует освободить больше места, по возможности раздвинуть столы и стулья, чтобы они не мешали детям двигаться.

    Для прыжков, ползания, метания необходимо специальный инвентарь: обручи, дуги, мячи, кегли...

Требования безопасности перед началом подвижных игр

    Подвижные игры должны быть в перспективном плане воспитательной работы, а также в рабочем плане на каждый день.

    Подвижные игры проводят со всей группой детей или с небольшой подгруппой.

    Перед началом игры следует обратить внимание на самочувствие, состояние здоровья детей группы, и соответствие предложенных упражнений каждой возрастной группе.

    Подвижные игры, которые будут использованы в работе с детьми, воспитатель должен хорошо знать, чтобы четко объяснить смысл, правила, движения которые есть в игре.

    Воспитатель перед началом игры должен осмотреть площадку, помещение, проверить приспособления, крепления стоек, лавочек, лестниц. Проверить одежду и обувь детей.

Требования безопасности во время проведения подвижных игр

    Перед началом игр воспитатель объясняет правила игры.

    Во время выполнения движений воспитатель организует детей таким образом, чтобы они не травмировали друг друга, страхует в зависимости от подготовки, возраста ребенка, высоты оборудования, сложности упражнений.

    Выполняя прыжки и соскоки, стоит приземляться легко на носки, компенсируя нагрузку тела на ноги чуть приседая.

    Четко придерживаться требований учебной программы по поводу нагрузок.

    Необходимо чередовать спокойные и подвижные игры.

    Летом подвижные игры проводятся в прохладном затененном месте площадки. Зимой во время прогулки необходимо использовать бег и прыжки.

Требования безопасности после окончания

подвижных игр

    Проверить самочувствие детей.

    Собрать спортивный инвентарь, игрушки.

    Запрещается пить холодную воду и выходить раздетым на улицу.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

    При получении травм, ухудшении самочувствия ребенка – немедленно уведомить старшую медсестру.

    Оказать потерпевшему первую медпомощь, а в случае необходимости вызвать скорую помощь.

    Уведомить о несчастном случае заведующую, методиста.

Безопасность жизнедеятельности детей во время

прогулки на свежем воздухе

    Прогулка проводится ежедневно в любую погоду за исключением неблагоприятных погодных условий.

    Продолжительность прогулки на свежем воздухе должна соответствовать физиологическим требованиям.

    Одежда и обувь детей должна соответствовать погоде.

    Во время прогулки за пределы детского сада воспитатель напоминает детям правила поведения при переходе пешеходного перехода. Такие прогулки обязательно сопровождаются двумя взрослыми, которые должны иметь аптечку и питьевую воду.

Требования безопасности перед началом прогулки

    С целью предотвращения травм необходимо тщательно проверить площадку для прогулки. Там не должно быть битого стекла, мусора, ядовитых растений, грибов.

    Перед началом прогулки воспитатель должен увлажнить и взрыхлить песок в песочнице.

    Во время прогулки воспитатель должен видеть всех детей в поле зрения.

    Воспитатель должен находиться рядом во время самостоятельной подвижной деятельности детей с использованием игрового оборудования.

    В теплое время года обязательным должно быть наличие кипяченной воды, придерживаться питьевого режима во время прогулки.

    Все игрушки и спортивный инвентарь, который используется во время прогулки, должен быть исправным и соответствовать гигиеническим нормам.

    После окончания прогулки воспитатель должен организованно завести детей в группу.

Из всего сказанного следует сделать вывод, что во время прогулки необходимо организовать интересные и полезные дела, проводить игры и физические упражнения, что исключить несчастные случаи, будет содействовать психологическому благополучию и полноценному воспитанию каждого ребенка.

развлечение

по экологии

«Берегите природу»

Голубова Елена Васильевна

Консультация для педагогов "Особенности знакомства с основами пожарной безопасности детей в ДОУ и в школах"

Описание:
данная консультация может быть полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям, работникам музеев пожарной охраны, а также родителям.
***
Пожар - одно из наиболее распространённых опасных явлений, возникающих в результате беспечного обращения людей с огнём, детских шалостей Борьба с ним требует от человека больших усилий. В этой борьбе проявляются сила, характер эмоционально-волевая стойкость. Поэтому в работе по противопожарной безопасности особое внимание следует уделить психологической подготовке всего населения и в первую очередь детей и подростков. К сожалению, этой проблеме уделяется мало внимания, именно поэтому борьба против шалости детей с огнём зачастую сводится лишь к запретам, после которых дети продолжают упорно искать яркие впечатления в той же недозволенной игре. В ней проявляются любознательность, стремление к самостоятельности, подражанию и игровому перевоплощению. Их не остановят примелькавшиеся лозунги: "Спички - не игрушка", "Шалость с огнём опасна" и т.п. Мы порой забываем, что запретное и тем более коробки спичек, пачки сигарет с яркими, красочными этикетками вызывают интерес у ребят. А как хорошо посидеть со сверстниками у костра. Неважно, где он разведён (около дома, в лесу, возле гаража или сарая, у стога сена или v животноводческой фермы), опасен ли с точки зрения пожара. Ведь детей зачаровывает эмоциональная картина ярко пылающего огня, поэтому, они часто включают огонь в игровые ситуации. Видно, тяга людей к огню имеет глубокие генетические корни она свойственна природе человека с момента рождения и закреплена в психологической деятельности в форме, безусловно, рефлекторной реакции. У детей эти реакции выражены очень сильно и для контроля над ними, необходимо специально организовывать выработку новых условно-рефлекторных связей, закладывающих основу формирования умений и навыков жизни в обществе. Исходя из этого, в дошкольных учреждениях, и в начальных классах школ в тематические планы включены занятия по изучению чрезвычайных ситуаций при пожарах и практической отработке с детьми правил поведения в этих условиях.
Научить ребят сознательно выполнять в детском саду и в школе, на улице и дома правила пожарной безопасности, разъяснить им опасность игр и шалости с огнём, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами, как пользоваться первичными средствами пожаротушения, вызывать пожарную помощь - обязанность воспитателя, учителя, всех взрослых. Запретами невозможно избежать несчастных случаев. Причиной которых является неумелое обращение с огнем, с бытовыми электрическими и газовыми приборами. разжигание костров в недозволенных местах (на чердаках домов, близ построек из сгораемых материалов).

Необходимо обратить внимание на особенность реакции детей дошкольного и младшего школьного возраста в угрожающей ситуации. Наиболее распространенной является пассивно-оборонительная реакция, вследствие чего ребёнок в пылающем доме прячется под кровать, шкаф или иное укромное место и замирает от страха, не делая никакой попытки самостоятельно спастись. Таких примеров множество.
Знание описанных выше возрастных психологических особенностей детей должно определить методику и технику противопожарной работы с ними. Для этого проводятся специальные занятия, экскурсии, беседы.
Детям можно предложить понаблюдать, как дома взрослые выполняют необходимые Правила пользования электробытовых и газовых приборов, а затем провести беседу с ними. Воспитатель, прежде всего, напоминает, что все электрические приборы должны быть исправны, если они испортились, их следует сдать в ремонт, все розетки должны быть отремонтированы. Для электронагревательных приборов (утюга, рефлектора, электроплитки) должны быть специальные огнеупорные подставки, на которые приборы устанавливают во время работы. Включать и выключать приборы следует только сухими руками при этом нельзя дёргать за шнур, а надо держаться только за вилку. Детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста необходимо ознакомить с правилами эксплуатации телевизора, электрической плитки, утюга настольной лампы, магнитофона которые есть в каждой семье.

Дети постоянно наблюдают за работой этих предметов, но далеко не все знают правила их включения и выключения. Причина в том, что большинство родителей не только не учат детей этим правилам, но и запрещают и близко подходить к телевизору и приёмнику. Такая позиция ошибочная с психолого-педагогической точки зрения. Если ребёнок остаётся дома один, он старается удовлетворить своё любопытство, а часто приводит к нежелательным последствиям.
Работа по ознакомлению и правилами использования электробытовых и газовых приборов тем более необходима, так как, переходя из детского сада в 1 класс школы, многие дети зачастую бывают предоставлены сами себе в течение длительного времени и в отсутствие взрослых нередко пытаются включить телевизор или магнитофон, зажечь горелку на плите. Научить детей обращаться с газовой плитой очень важно уже в младшем возрасте. Процесс познания здесь не простой, он состоит из нескольких слагаемых, которые сами по себе сложны. Во-первых, это спички. Во - вторых, газ как источник горения. О нём особый разговор. Но надо объяснить детям правила пользования газовой плитой, дать понять, насколько могут быть пагубны последствия неумелого, небрежного обращения с огнём. Пожалуй, наибольшую опасность в пожарном отношении представляет собой спичка в руках ребёнка. Не случайно взрослые стараются положить коробок в недоступное для детей место, не раз при этом скажут: "Не трогай. Спички - не игрушка". Да, не игрушка. Но это не значит, что пользоваться ими детям, тем более младшего возраста, нельзя. Необходимо научить ребёнка пользоваться открытым огнём, чувствовать ответственность при обращении с огнём.
Воспитатель должен обратить внимание на правила поведения в случае пожара, с этой целью необходимо проводить занятия по изучению возможных путей эвакуации из здания школы. Учить детей гасить огонь и эвакуироваться в случае пожара жилых домов, а также практические отработки эвакуации детей с дошкольного возраста. Первоклассник уже должен знать, что огонь можно залить водой, знать, как можно погасить на человеке одежду и как оказать самую первую медицинскую помощь при ожоге. Противопожарную учёбу и воспитание следует проводить на всех этапах школьной жизни, используя адекватные тому или иному возрасту детей психолого-педагогические методы передачи знаний и формирование навыков пользования огнём. При таком подходе даже дети дошкольного возраста усвоят необходимые противопожарные знания.
Однако практика показывает, что не только дети, возраста могут усвоить, но и взрослые не имеют знаний по пожарной безопасности, использованию средств первичного пожаротушения. Опросы, проводимые сотрудниками противопожарной службы среди различных возрастных и профессиональных групп населения, показали, что много взрослых людей не знает, что в пожарную охрану следует звонить по номеру "01".Сообщение о пожаре надо передавать спокойно, говорить чётко, не торопясь. Очень важно правильно назвать улицу, номер дома, если номер дома неизвестен, следует назвать какой-нибудь примечательный ориентир. Затем сказать, что горит и назвать свою фамилию. При этом очень важно уведомить детей о том, что нельзя набирать этот номер и называть адрес, если нет пожара, ибо такие шалости могут привести к тому, что пожарная охрана не сможет приехать туда, где она действительно нужна, где гибнут люди и горит имущество. О пожаре, угрожающем соседним квартирам и другим строениям, немедленно уведомляются соседи и в первую очередь те, кому угрожает огонь или дым. В ночное время соседей надо разбудить. После сообщения о пожаре в пожарную охрану и соседям взрослые приступают к тушению пожара всеми имеющимися средствами. Одной из форм ознакомления детей с огнём и пожароопасными предметами могут быть игры, игровые методы обучения. Психолого-педагогические исследования показывают, что игровые методы обучения лучше, чем словесные, способствуют усвоению знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Одновременно с изучением правил пожарной безопасности следует вести работу по расширению знаний о пожарной технике.
На одном из занятий можно ознакомить детей с уголком противопожарной безопасности в детском саду и школе , познакомить детей с предметами пожаротушения, правилами использования их для тушения пожаров, ввести в словарь детей слова: пожарный щит, огнетушитель, лом, багор. Надо воспитывать у детей наблюдательность и внимание.
Чтобы дети больше узнали о пожарной технике, можно провести экскурсию в пожарную часть, где дети познакомятся с пожарным оборудованием пожарных, средствами тушения пожара, экипировкой. Можно рассказать детям, что в каждом населённом пункте (городе, посёлке, селе) есть пожарная часть или добровольная пожарная дружина, на вооружении которой имеется пожарная техника, предназначенная для тушения пожаров.
Сильное эмоциональное воздействие производят на детей картины, диафильмы, рассказывающие о борьбе людей с огнём. По ним могут быть проведены беседы. Тема эта может найти свое продолжение на занятиях по изобразительному искусству. Выполняя рисунки, дети не только закрепляют "полученные знания, но и приводят их в систему, выражают изобразительными средствами своё отношение к теме, одной из форм работы по развитию речи является составление рассказов на тему, предложенную воспитателем. Можно практиковать составление рассказов на противопожарную тематику. Можно предложить тему будущего рассказа в виде поговорки, которая легко запоминается, например: "Коробка спичек хоть мала, но может сделать много зла".
Большую роль в воспитании подрастающего поколения играют занятия пожарно-прикладным спортом. Элементы физических упражнений, входящих в пожарно-прикладной спорт, можно использовать на физкультурных занятиях. Противопожарная пропаганда, проводимая среди детей, должна отличаться от той. которая рассчитана на взрослого человека. Так, чрезмерный "максимализм" в изображении катастрофы вызванной пожаром, может негативно воздействовать на детскую психику, травмировать её. Негативные эмоции закроют для детей тот минимум противопожарной информации, которым они должны овладеть. Страх перед огнём может помешать ребёнку, понять и использовать его положительные свойства. Основной целью противопожарной пропаганды для детей является усвоение ими элементарных знаний, связанных возможной угрозой пожара, а также формирование такого типа поведения, при котором эта угроза становится минимальной.

Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

«Самое дорогое у человека- это жизнь»

Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в УДО ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

Воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

Развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

Воспитание грамотного участника дорожного движения;

Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;

Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Этапы реализации данных задач:

1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Формы организации учебно - воспитательного процесса:

Занятия;

Заучивание стихотворений;

Сбор фотоматериалов;

Игры - занятия;

Заучивание правил безопасного поведения;

Дидактические игры;

Подвижные игры;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций по теме;

Наблюдения;

Экскурсии;

Театрализованные представления;

Сюжетно - ролевые игры;

Игры - тренинги;

Просмотр мультфильмов;

Трудовая деятельность;

Продуктивная деятельность;

Отгадывание загадок;

Развлечения;

Обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

Встреча с интересными людьми;

Участие в различных конкурсах;

Личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения в УДО, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в - третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно - развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

Щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание площадки ПДД на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

Дидактические игры «Опасно - не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый - лишний», «Так - не так» и др. ;

Настольно - печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо - плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

В. Житков «Пожар», «В дыму»;

С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

К. Зайцева «Уроки Айболита»;

Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

Ю. Соколова «Правила безопасности»;

И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;

А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

И. А. Яворская «Дети и дорога»;

И. Лешкевич «Светофор»;

Н. Носов «Автомобиль»;

Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;

Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

А. Дмоховский «Чудесный островок»;

В. Семернин «Запрещается - разрешается»;

А. Северный «Три чудесных цвета».

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в УДО. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, наглядно- информационное направление: организация Дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны жизнедеятельности человека. Нередко люди страдают из-за элементарного неумения грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Вот почему возникла необходимость готовить детей к решению проблем безопасности жизнедеятельности еще в стенах дошкольного учреждения.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения.

Необходимо разъяснять и детям и родителям, что обеспечение безопасности жизнедеятельности возможно через духовно – нравственное воспитание и правильное поведение каждого из нас, взрослых.

Знания по ОБЖ можно получить при ознакомлении с произведениями живописи.

Рассматривая с детьми репродукции картин К. Маковского «Дети бегущие от грозы», педагог читает стихи, загадывает загадки, беседует с воспитанниками по их содержанию – о признаках приближающейся грозы, правилах поведения во время непогоды (необходимо остаться в помещении и закрыть все окна и двери; выдернуть наружный антенный кабель из телеаппаратуры…)

Во время знакомства с репродукциями картин художников И. Хруцкого «Натюрморт с грибами» и Е. Зуева «Дары лесов» следует обратить внимание детей на то, что грибы бывают съедобные и несъедобные, и дать им практические советы, как нужно собирать грибы (не использовать в пищу незнакомые грибы, не брать в рот сырых грибов и тем более не пробовать их на вкус).

Поскольку в лесу и на участке детского сада малыши встречаются с различными насекомыми, следует с помощью иллюстраций художника В. Конашевича к стихотворениям К. Чуковского «Муха – Цокотуха» и «Тараканище» сформировать представления детей о разнообразии мира насекомых и дать необходимые знания о правилах поведения при встрече с ними (ни в коем случае не трогать осиные гнезда; сохранять спокойствие и не размахивать руками, если вокруг головы вьется пчела…)

Во время рассматривания иллюстраций Е. Чарушина к рассказам о животных необходимо научить детей понимать состояние и поведение зверей, знать, как следует правильно обращаться с ними (не брать на руки бездомных кошек и щенят; не обижать и не дразнить их…)

Работа с изобразительными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева, помогает повысить самооценку ребенка, укрепить его уверенность в себе, гармонизовать отношения с родными и близкими. «Красивое и доброе» для детей – то, что дает приятные зрительные впечатления. «Некрасивое, злое» - все неприятное, страшное, пугающее, оформляется в изобразительной деятельности обычно темными красками. Во время рисования ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, непонятными, травмирующими образами. Графическое изображение опасности не приводит к ее усилению, а наоборот, снижает напряжение юного художника. В детских рисунках опасность уже во многом реализована, как нечто уже произошедшее, фактически уже случившееся.

Основные правила безопасности, которым обязательно следует обучить ребенка:

Знай свой адрес и телефон родителей; телефон скорой помощи, милиции, пожарной охраны, газовой службы;

Во время прогулки не уходи далеко от своего дома;

Не гуляй до темноты;

Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт;

Никогда не бери ничего у незнакомых людей, сразу же отходи в сторону;

Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, чердаков, подвалов;

Не дразни на улице собак;

Не открывай незнакомцам дверь, когда дома находишься один;

Никогда не садись в чужие машины;

На все предложения незнакомцев громко отвечай: «Нет!» и немедленно уходи или убегай от них туда, где есть люди;

Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде или даже у себя дома;

В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, громко кричи, кусайся, вырывайся, убегай.

Татьяна Городецкая
Консультация для педагогов «Безопасность ребенка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13

поселка Ясенская Переправа муниципального образования Ейский район

Консультация для воспитателей

Безопасность ребенка .

Игры для непосед

Воспитатель :

Городецкая Т. Н.

пос. Ясенская Переправа

Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие

особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к

окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют

поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто

наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования

последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от

опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск

педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка . Для решения этих задач необходимо : Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на НОД и в

свободной деятельности; Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее

взаимодействие детей между собой; Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать

знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми. Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны

выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность . Эти

правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя

вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой

ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у

них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять

организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 5 разделов :

I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми. II раздел. Ребёнок и природа. III раздел. Ребёнок дома. IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка. V раздел. Ребёнок на улицах города. 1. «Ребенок и другие люди » , в котором дается объяснение тому, что именно может

быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает

с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации. 2. «Ребенок и природа » . Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном

отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными. 3. «Ребенок дома » – пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в

экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками

потенциальной опасности для детей, делятся на три группы : предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые

плиты, розетки, включенные электроприборы); предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться

правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож) ; предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах

(бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты). 4. «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка » – изучение строения

организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т. д. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В. А. Сухомлинский писал : "Я не боюсь еще и еще раз повторить : забота о здоровье

ребенка - это важнейший труд воспитателя".

Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с

помощью приобщения к здоровому образу жизни

5. «Ребенок на улице » – правила дорожного движения, правила поведения в

транспорте, если ребенок потерялся , ориентирование на местности. По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей страны совершаются десятки

тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно

поэтому дорожно-транспортный травматизм остается главной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии. Приведу некоторые советы и рекомендации, которые, на мой взгляд, могут помочь

родителям и педагогам в обучении детей навыкам безопасного поведения в обществе. По данному направлению, необходимо уделять внимание в работе с детьми начиная

с младшей группы, а для детей старшего дошкольного возраста она носит

систематический, целенаправленный характер. Цель профилактической работы по

безопасности в детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях. С родителями, предусмотрено проведение собраний, консультаций , семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной

деятельности детей и взрослых. Например : памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых» , «Порядок

действий при несчастном случае»;

буклеты «Основа безопасности жизни детей » , «Воспитываем грамотного пешехода» , «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор

Айболит»;

консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями» , «Роль семьи в

снижении дорожно-транспортного травматизма», «шалость детей с огнем» и т. д. Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей необходимо начинать

с выявления уровня их знаний и интересов. Дважды в году необходимо проводить

диагностическую работу по определению уровня познавательного развития каждого

ребёнка, по ее результатам, планируется дальнейшая индивидуальная работа. Используйте самые различные методические приемы :

1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации : ребёнок дома один; ребёнок дома с

друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т. д. 2. Изучайте литературу, посвященную безопасности детей . Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно

сказкам. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок - жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем - те

самые уроки безопасности , которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с

вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или

проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. 3. Обращайте внимание на иллюстрации. У детей образная память. Детская психика "подстраховывается", что малыш увидел, - так и будет стоять у него перед глазами. По этому разделу у нас в группе есть подборка иллюстраций, книги, детские

презентации. 4. Задавайте вопросы.

Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо, он все равно

вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо. Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без

проблем, тут главное - не отойти от темы). Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать

жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через

эмоции, глубже остается в нас. 5. Прогулка. Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его

безопасности . Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом воспринимают "голые" советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если

излагать их, так сказать, "с привязкой" к конкретным обстоятельствам. 6. Игра - очень важный момент в жизни маленьких детей. Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе

в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей познавательных

процессов. Можно использовать такие дидактически игры : «Кто из этих людей твои родственники» , «Кто лишний» , «Как можно закончить предложение» , «Угадай по признаку» и др. Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных

обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более

уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях. Работу с детьми необходимо проводить систематически. Обучение безопасному

поведению - это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь. Цель "безопасного " воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не

попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами . Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже

подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до

автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка . Итак, можно сделать выводы, что для проведения НОД по “Основам безопасности

жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические

приемы : беседы, эксперименты, тренинги, наглядность, сюжеты из жизни, художественные произведения, игры, рисование на различные темы.

Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться

самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды. Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и

просто взрослых людей.