Кто придумал кирзовые сапоги. И в строю, и в поле, и на подиуме. От сафьяна к юфти

Конечно же, это солдатские сапоги. Старые добротные кирзовые сапоги, сделанные из многослойной хлопчатобумажной ткани, обработанной плёнкообразующими веществами, они сослужили хорошую службу во время нелёгкой армейской службы.

Обмотанные ситцевыми или байковыми портянками ноги быстро засовывались в сапоги и покоряли сотни километров по советскому бездорожью. Сапоги были лёгкими и непромокаемыми, портянки хорошо впитывали пот, облегая ноги. А это, согласитесь, немало для прохождения многокилометрового пути.

История кирзовых сапог началась с 1903 года, когда изобретатель кирзы Михаил Поморцев начал проводить опыты с известными в России заменителями каучука. Через год он уже получил водонепроницаемый брезент, который успешно использовался впоследствии для чехлов на орудия, а также в изготовлении фуражных мешков.

Идея создания из ткани кожи не покидала Поморцева, и вскоре он нашёл способ, создав эмульсию из смеси яичного желтка, канифоли и парафина. Такая многослойная ткань, пропитанная указанным составом, была непроницаема для воды, но, тем не менее, она «дышала». Это и была «кирза».

Уже в 1904 году её использовали в Русско-японской войне для изготовления конской амуниции, сумок, чехлов и т. п. Министерство промышленности России продвигало разработки Михаила Поморцева на международных выставках в 1905 году в Ложье, а на следующий год в Милане, где труд изобретателя был отмечен Золотой медалью.

Затем Петербургские воздухоплаватели на выставке в 1911 году отметили кирзу поощрительным призом. А в 1913 году на Всероссийской гигиенической выставке в Петербурге Михаил Михайлович получил серебряную награду.

Грянула первая мировая война, и идея шить из кирзы сапоги была лучшим предложением Поморцева в то время. К тому же он подарил эту идею армии безвозмездно, отказавшись от каких-либо гонораров. Военно-промышленный комитет остался очень доволен испытаниями новых сапог и их низкой себестоимостью, заказав большую партию заводам этой новой обувки для солдат. Но не тут-то было! Фабриканты бойкотировали его по причине той самой низкой себестоимости, и в 1916 году эта идея канула в могилу вместе с Михаилом Поморцевым, которой скончался на 66 году жизни.

Исследования в этой области всё же продолжались. Двое советских учёных Борис Бызов и Сергей Лебедев довели получение каучука в 1934 году до промышленных масштабов. После их смерти эстафету подхватили инженеры Александр Хомутов и Иван Плотников, сконструировав технологическое оборудование и используя недавно открытый новый материал и метод Поморцева. Однако синтетический каучук первой советской кирзы ломался и трескался. Обувь была признана неудовлетворительной и не принята к производству.

Вспомнили о ней уже в Великую отечественную войну, когда обуви катастрофически стало не хватать для солдат. В августе 1941 года главного инженера завода «Кожимит» Ивана Плотникова просто обязали в срочном порядке доработать кирзу в самые сжатые сроки. Но только после целого года работы при содействии множества советских учёных и исследователей пошив кирзовых сапог наконец-то был налажен. Их отличала влагостойкость, лёгкость, прочность и удобство. К тому же в совокупности с портянками они отлично держали тепло.

Так родились армейские сапоги, подавляющее производство которых для нужд армии производится в России. Однако подошва и носок их всё же делают их грубой кожи, называемой юфтью.

В Пермском посёлке Звёздный установлен бронзовый памятник кирзовым сапогам весом в 40 кг.

Кирзовые сапоги - больше, чем обувь. Иван Плотников, который перед войной наладил их производство, получил Сталинскую премию. После войны же в "кирзачах" ходили все - от стариков до школьников. Они и сегодня в ходу. Потому что надежные.

К Первой мировой войне в долгом армейском противостоянии ботинок и сапог была поставлена точка. Сапоги однозначно победили. Даже в тех армиях, где на изготовление сапог не хватало материала, ноги солдат все равно почти до колена обматывались. Это была вынужденная имитация сапог. В обмотках горчичного цвета прошли войну, например, британские солдаты. Солдаты русской армии, кстати, в Первой мировой были единственными, кто мог позволить себе щеголять в настоящих кожаных сапогах.

Как и о всякой культовой вещи, о кирзовых сапогах ходит масса домыслов и слухов. Так, одним из заблуждений является то, что "кирзачи" получили свое название от "кировского завода", на котором было налажено их производство. На самом деле, свое название легендарные сапоги получили по названию шерстяной ткани Kersey, из которой они изначально изготовлялись.

Также ходит масса заблуждений насчет того, кто первым создал кирзовые сапоги. Расставим точки над i. Приоритет в этом деле принадлежит русскому изобретателю Михаилу Поморцеву. Брезентовую ткань, пропитанную смесью парафина, канифоли и яичного желтка он получил в 1904 году. Материал обладал свойствами, практически идентичными коже. Он не пропускал воду, но при этом "дышал". Впервые кирза "понюхала пороха" на Русско-японской войне, где она использовалась для изготовления амуниции для лошадей, сумок и чехлов для артиллерии.

Материал Поморцева заслужил высокую оценку как солдат, так и экспертов международных выставок, из него было уже решено выпустить партию сапог, но массовое их изготовление так и не было налажено. Сначала делу помешали кожевенные лоббисты, а в 1916 году Михаил Михайлович умер. Сапоги почти на 20 лет "положили на полку".

Возродили производство кирзы уже в 1934 году. Советские ученые Борис Бызов и Сергей Лебедев разработали метод получения дешевого искусственного бутадиен-натриевого каучука, которым пропитывалась ткань, отчего приобретала свойства, схожие с натуральной кожей. Дальнейшему развитию производства кирзовых сапог мы обязаны химику Ивану Плотникову. Именно благодаря его усилиям в стране было налажено производство "кирзачей".

Боевую проверку они прошли ещё в Советско-финскую войну, но этот опыт закончился неудачно - на морозе сапоги трескались, становились твердыми и ломкими. Дочь Плотникова Людмила вспоминала, как отец рассказывал ей о комиссии, на которой состоялся "разбор полетов" применения нового материала.

У Ивана Васильевича спросили: "Почему ваша кирза такая холодная и не дышит?". Он ответил: "Бык и корова пока еще не поделились с нами всеми своими секретами".

К счастью, за такую дерзость химика никак не наказали. Напротив - после начала Великой Отечественной войны стало очевидна острая нехватка обуви. Тут-то и пригодился опыт Плотникова. Ему было поручено в кратчайшие сроки усовершенствовать технологию производства кирзы. Курировал вопрос сам Косыгин. Плотников с задачей справился. Более того, наладил производство "кирзачей" в Кирове. 10 апреля 1942 года он получил Сталинскую премию. К концу войны в кирзовых сапогах ходило 10 миллионов советских солдат.

Кирзовые сапоги снискали за время войны заслуженную славу. Высокие, почти непромокаемые, но при этом дышащие, они позволяли солдатам идти многокилометровые марши по любой дороге и бездорожью. О том, насколько кирзовые сапоги были хороши, можно судить, если сравнить их с американскими военными ботинками.
Генерал О. Бредли, автор книги "История солдата", писал, что из-за постоянной сырости американская армия лишилась 12 тысяч строевых солдат за один только месяц. Некоторые из них так и не смогли после этого восстановиться и вернуться на фронт.

О. Бредли писал: "К концу января заболевание ревматизмом ног достигло столь крупных масштабов, что американское командование стало в тупик. Мы были совершенно не подготовлены к этому бедствию отчасти в результате собственной небрежности; к тому времени, когда мы начали инструктировать солдат, какой нужен уход за ногами и что нужно делать, чтобы ботинки не промокали, ревматизм уже распространился по армии с быстротой чумы".

Без высоких сапог и портянок на осеннем и зимнем фронте приходилось несладко.

Можно признать, что портянки не менее гениальное изобретение, чем сами кирзовые сапоги. Впрочем, они неразлучны. Те, кто пробовал носить кирзовые сапоги с носком знает, что носки обязательно рано или поздно скатаются на пятку. Тогда, особенно, если ты на марш-броске, и не можешь остановиться, пиши пропало... Ноги в кровь.

Кроме того, портянки удобны ещё и тем, что в случае их намокания, их достаточно намотать другой стороной, тогда нога по-прежнему останется сухой, а мокрая часть портянки будет тем временем высыхать.
Просторное голенище "кирзачей" позволяет в холода наматывать по двое портянок, плюс закладывать в них газеты для того, чтобы сохранить тепло.

Кирзовые сапоги после войны стали "народной маркой".
На сегодняшний день этой обуви выпущено примерно 150 миллионов пар. Несмотря на разговоры о том, что скоро армию переобуют в берцы, солдаты продолжают носить "кирзачи", делать из них "шурупы" (скатывая гармошкой) и наряжать по случаю дембеля. Где-то на генетическом уровне живет в нас память о том, как прошли маршем наши солдаты в кирзовых сапогах к Великой Победе.

Кирзовые сапоги шьются из кирзы — многослойной прочной хлопчатобумажной ткани, пропитанной раствором каучука и обработанной специальным водоотталкивающим составом. Достоинства этой материи заключаются в том, что она одинаково хорошо выдерживает жару и мороз, а также хорошо защищает ногу от влаги.

Солдаты русской императорской армии. Реконструкция. Фото: www.russianlook.com

История создания кирзы

Первые опыты по изготовлению кирзы в Санкт-Петербурге в 1903 году начал проводить изобретатель Михаил Поморцев . В 1904 году он получил водонепроницаемый брезент, пропитанный смесью парафина, канифоли и яичного желтка. Он не пропускал воду и обладал свойствами, практически идентичными коже.

Впервые кирзу применили во время Русско-японской войны в качестве материала чехлов для артиллерийских орудий. Этот материал в ходе войны показал свою надёжность, однако изготовление сапог из него наладить тогда не успели.

Технологию в 30-е годы усовершенствовали советские химики Борис Бызов и Сергей Лебедев . Они стали применять в качестве пропитки ткани искусственный каучук. Благодаря этому материал стал более устойчивым к внешним воздействиям. На основе разработок Бызова и Лебедева химик Иван Плотников наладил производство кирзовых сапог на Вятском комбинате искусственных кож. Боевое крещение они прошли в Советско-финскую войну, но этот опыт закончился неудачно — на морозе сапоги трескались, становились твёрдыми и ломкими.

В самые первые дни Великой Отечественной войны интендантские службы столкнулись с проблемой нехватки обуви для солдат Красной армии. Тогда военное руководство вспомнило, что в середине 30-х годов Иван Плотников работал над новым технологичным материалом для сапог. По распоряжению Совнаркома из рядов московского ополчения Плотникова немедленно вернули в тыл и назначили исполняющим обязанности директора и одновременно главным инженером завода «Кожимит», перед ним поставили задачу: в кратчайший срок усовершенствовать технологию изготовления обувного кожзаменителя — кирзы.

Среди главных требований: материал должен быть прочным, износостойким, не пропускающим воду и пропускающим воздух, чтобы ноги не прели и могли «дышать». С поставленной задачей Плотников успешно справился, кирзовые сапоги были запущены в массовое производство. Именно в этой неприхотливой и в то же время удобной обуви советские солдаты дошагали до Берлина.

Россия сегодня является крупнейшим в мире производителем кирзы по технологии Плотникова, которая осталась неизменной с 1941 года. Около 85% отечественной кирзы сегодня предназначено для изготовления армейской обуви (сапог и ботинок). Помимо этого материала, в производстве применяется юфть — выделанная кожа из шкур крупного рогатого скота, конских и свиных. Большая часть сапог является комбинированной: 15% (нижняя часть, в т. ч. носок) изготавливается из юфти, остальная часть (в т. ч. голенище) — из кирзы.

Как изготавливают кирзу?

Процесс изготовления материала для пошива обуви проходит в пять этапов:

Сапоги российского солдата с юфтевым (яловым) низом и кирзовыми голенищами. Фото: Public Domain

  • Производство тканевой основы.
  • Нанесение на трёхслойную ткань латексного раствора каучука с различными наполнителями, красителями и вулканизирующими компонентами.
  • Образование плёнки под влиянием высокой температуры в термокамере на поверхности сукна.
  • Уплотнение материала путём каландрирования — пропускание ткани через горячий каландр (машина с прокатными валами, придающая гладкость, лоск, ровную поверхность ткани).
  • Теснение лицевой стороны ткани под свиную кожу.

В процессе производства кирзы используются: хлопчатобумажная основа, поливинилхлорид суспензионный, диоктилфталат, бутадиеннитрильный каучук, стеариновая кислота, мел, технический углерод, красящие пигменты.

Почему материал называют «кирзой»?

Кирза происходит от названия грубой английской шерстяной ткани «Керси» (от англ. Kersey), названной в честь деревни в графстве Суффолк, где разводили особую породу шерстяных овец.

Существует несколько ошибочных версий происхождения слова «кирза». Одна из них связывает название материала с Кировскими заводами, на которых он действительно некоторое время изготовлялся. Согласно другой версии, к созданию «кирзачей» в своё время якобы приложил руку английский министр иностранных дел лорд Керзон.

Кирзовые сапоги известны каждому из нас как истинно русская форменная обувь. Их вид уникален, без них невозможно представить российского воина. На протяжении нескольких десятилетий солдаты нашей армии обуты в эти грубые, но, как показывает практика, прочные сапоги. Приглянулась недорогая ноская обувь и обычным людям: сельским жителям, любителям рыбалки и охоты.

Она не пропускает ни воду, ни грязь, является на удивление прочной. И вот уже долгие годы кирзовые сапоги пользуются спросом, хотя их давно считают пережитком прошлого.

Немного истории

Слово «кирза» - это не как думают некоторые, а сокращенное название предприятия Кировский завод, где эти сапоги выпускают. Кирза является кожзаменителем и представляет собой многослойную прочную хлопчатобумажную ткань, обработанную пленкообразующим веществом. Для придания материалу вида грубой натуральной кожи, его подвергают тиснению.

А началось все с поиска материала для пошива солдатских сапог. Кожа являлась слишком дорогой, государство было не в состоянии обеспечить бойцов обувью из натурального материала. Требовался недорогой прочный заменитель, пригодный для использования в суровых армейских условиях.

Первым начал опыты с разработкой кирзы русский ученый Михаил Поморцев. Только тогда она еще так не называлась. Сапоги стали именоваться «кирзачами», когда были запущены в массовое производство во время Великой Отечественной войны. Первые опыты М. Поморцев проводил с каучуком, но они были неудачны.

Сапоги из такого материала не выдерживали возложенной на них нагрузки и ломались. Перед началом ВОВ разработки материала для солдатских сапог были продолжены инженером Иваном Плотниковым, и на это этот раз они увенчались успехом. Работа была выполнена в сжатые сроки, и в 1942 году уже был налажен выпуск солдатской обуви.

Таким образом, Россия стала главным производителем кирзовых сапог. Нижнюю часть и носок изготавливают из юфти, а голенище - из кирзы, что делает процесс производства более дешевым. Более 80% продукции завода предназначено для армии.

Кирзовые сапоги. Наши дни

Солдаты и сегодня носят кирзовые сапоги, хотя предпринимаются попытки перевести военных на ботинки со шнуровкой.

Кирзовые сапоги надежно защищают ноги солдат от любых внешних воздействий, а также от жары и мороза. Они приспособлены для длительных походов по лесам и болотам. Подошва выполнена из долговечной резины и крепится с помощью гвоздей. Носок и задник сделаны из юфти, голенище - из кирзы. Жесткий задник и гранитолевый подносок обеспечивают устойчивость ноге. Сапоги кирзовые хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации в экстремальных условиях.

Как уже говорилось, они пользуются спросом и на гражданке. При покупке нужно знать, что сапоги пошиты с учетом того, что их будут надевать на портянки, поэтому тонкие носки в них сразу порвутся, да и ногам будет неудобно. Сегодня каждый может купить кирзовые сапоги. Цены на них колеблются в пределах от 800 до 1000 рублей, а износа им не будет. Их продают как в магазинах спецодежды, так и на торговых площадках интернета.

05.01.2017 0 7625


Кирзовые сапоги - один из символов прошедших времён. Не только облик обутого в «кирзачи» солдата, со скаткой через плечо и трёхлинейкой, но и работяги, кирзовым сапогом попирающим предназначенные к освоению земли, сложились вместе в устойчивый образ. Образ Победителя и Созидателя.

Более того - возникло ощущение будто кирзовые сапоги существовали всегда. Задолго до появления трёхлинейки, целины и «всесоюзных» строек. Поэтому тот факт, что промышленное производство «кирзачей» началось всего семьдесят с небольшим лет назад, многие могут воспринять как злонамеренное искажение истории.

Наследие кочевников

Все говорит в пользу того, что сапоги «пришли» с Востока: в них, как в наиболее удобной обуви для верховой езды, были обуты тюркские кочевники. От кочевников сапоги распространились по территориям современной России, попали на Ближний Восток, далее - в Европу. Их распространение не было мирным, но обувь завоевателей вскоре, когда самих завоевателей и дух простыл, стала настолько привычной, что воспринималась как исконно своя. В первую очередь - как обувь военная.

Впервые скроенная и пошитая по определённым стандартам военная обувь появилась во времена Римской империи. Она напоминала греческие сандалии, только с толстой подошвой, была подбита гвоздями, шнуровка широкими ремнями шла до самого верха голени, кожаные вставки защищали ногу. Сложилась традиция называть сандалии легионеров «калигами».

На самом деле «калиги» напоминали невысокие сапоги из мягкой кожи, в которые были обуты немногочисленные, по сравнению с пешими легионерами, кавалеристы из всаднического сословия.

«Калига» полностью закрывала пальцы ноги, имела усиленную пятку, что было важно для кавалеристов, а плотные накладки защищали внутреннюю часть голеностопного сустава - в то время у римлян ещё не было шпор, и то, что на языке кавалеристов зовётся «дать шенкеля», было сопряжено для всадника с возможностью травмы.

Тут уместно вспомнить прозвище Гая Цезаря Калигулы - Гай Цезарь «Сапожок»: именно «калигу», маленький сапожок, пошили для будущего императора, когда он был взят отцом, Германиком, в походы против взбунтовавшихся германских племён.

Кочевники принесли в Европу также стремена. Эффект домино, произошедший после поражения гуннов от китайцев, движение этого воинственного племени на Запад, столкнувшее с насиженных мест другие племена, привёл к тому, что Запад не только был «исхлестан» божьим бичом, Аттилой.

Обутый в сапоги варварский воин, за счёт стремян способный, бросив повод, вести стрельбу из лука или сражаться мечом, одновременно прикрываясь щитом, определил на долгие века военную экипировку.

Кому йорвики - кому поршни

Сапоги кочевников преимущественно шились из козьих шкур, окрашивались соком сумаха, растения, в настоящее время используемого в качестве приправы к мясу. Так они приобретали «богатый» красный цвет и на Руси назывались сафьяновыми. Мягкие, имевшие изящные складки, такие сапоги стали обувью знати.

Сафьян низших сортов, также пригодный для изготовления сапог, получали из овечьих и телячьих шкур, причём дубили его ивовой или дубовой корой, и сапоги получались чёрными.

Главной особенностью сафьяновых сапог, помимо мягкости и прочности, было отсутствие каблука. Это могло привести к застреванию ноги всадника в стремени. При падении с лошади застрявшая в стремени нога почти всегда означала гибель, особенно на поле боя.

Пехотинцы славянского войска были обуты или в лапти, или в поршни, старинную кожаную обувь славян. Исследователи выводят слово «поршни» от старорусского «порхлый», то есть рыхлый или мягкий. Поршни представляли собой выкроенные из куска конской или свиной шкуры «тапочки». Они не шились, а сшивались прямо по ноге, после примерки, и крепились к ноге длинными ремешками.

Обувь викингов или варягов, примерно в одно время со степными кочевниками начавшими движение на русские земли, только с Запада, называлась «йорвик». Йорвики шились из двух кусков кожи, подошвы и верхней части, имели острый носок и пятку, и разную форму в зависимости от предназначения.

С короткой верхней частью, похожие на современные тапки с задником, обували во время плавания на дракка-рах, с высокой верхней частью, которую иногда укрепляли добавочной кожей или металлическими бляхами, обували при высадке на берег, перед военной стычкой.

Роскошь сафьяновых сапог соблазнила первых варяжских князей. Вполне возможно, уже сам Рюрик быстренько скинул свои йорвики и натянул сафьяновые сапоги. Во всяком случае, в русских летописях, начиная с X века, сапоги устойчиво противопоставляются всем другим видам обуви (в особенности лаптям) как знак принадлежности к аристократии.

От сафьяна к юфти

Сапоги в России стали традиционной обувью по многим причинам. Лапти оставались обувью «подлого» сословия, сословия все прочие, в том числе и далёкие от аристократии, по возможности обувались в сапоги. Практично, безопасно, к тому же - обилие кожи.

Сафьяновые продолжали оставаться обувью аристократии высшей, но даже князья, перед тем как сесть в седло, предпочитали переобуться в сапоги яловые, более прочные и значительно более дешёвые. Такие сапоги шили из кожи ещё нерожавших коров, редко - годовалых бычков, а кожа более молодых или старых животных не годилась - она была или недостаточно прочной, или слишком грубой.

Если же яловая кожа обрабатывалась особенно тщательно, тюленьим салом или ворванью и берёзовым дёгтем, то получали юфть. Юфть стала одним из главных экспортных товаров не только Древней Руси, но и Руси средневековой.

Само слово «юфть», по мнению историков пришедшее в древнерусский язык от булгар, жителей восточного берега Волги, проникло и в европейские языки, хотя обычно европейцы говорили просто - «русская кожа». Скорее всего, из «русской кожи» шили и ботфорты, сапоги с широченными раструбами, как с мягкими, для французских мушкетёров, так и с жёсткими, но узкими, как для английской кавалерии.

Поставки юфти в Европу оставались прибыльным делом вплоть до начала ХХ века. По статистике ежегодный приплод телят в России составлял более 9 млн голов, что позволяло полностью удовлетворить потребности в годной для обувной промышленности коже и также полностью обеспечить яловыми или юфтьевыми сапогами солдат и офицеров полуторамиллионой Русской императорской армии

Сапожный кризис

Тем не менее поиски кожезаменителей, из которых было бы возможным шить военную обувь, шли на протяжении веков. Одной из причин, по которым они стали особенно интенсивными на рубеже XIX - XX веков, стал прогноз размеров армий в военное время, а также прогноз потребности в сапогах.

Несмотря на небольшую стоимость одной пары солдатских сапог, армии, передвигавшейся в основном в пешем строю, требовались миллионы и миллионы сапог.

В ценах 1914 года солдатские сапоги стоили 1 рубль 15 копеек (ещё 10 копеек на первую смазку гуталином), офицерские были в десять раз дороже. Расходы на гуталин в мирное время превышали полмиллиона рублей, а общие расходы царской казны на солдатские сапоги перед Первой мировой войной превышали три миллиона. Обувь, боеприпасы и стрелковое оружие были самыми расходными материалами, про человеческие жизни статистики и экономисты предпочитали даже не вспоминать.

Впервые с «сапожным дефицитом» русская армия столкнулась во время Русско-японской войны. Прогнозы были неутешительными - считалось, что в будущем армии потребуется более 10 млн сапог, но даже при огромном поголовье крупного рогатого скота в России столько кожи взять было не откуда.

К тому же армейские подряды, хоть и брались крупными промышленниками, но распределялись между мелкими производителями. Крупного сапожного производства, объединённого единым заказом, стандартами и технологией, не существовало.

Немалую роль в возникновении «сапожного» кризиса сыграло и то, что после начала Первой мировой войны многие солдаты продавали вторую пару сапог во время движения к фронту, из-за чего, по свидетельству генерала Брусилова, к 1917 году в солдатских сапогах «…ходило чуть не всё население России». Наказания за подобные проступки - даже порка - эффекта не давали.

Покупка солдатской обуви у союзников оказывалась тяжёлой для бюджета. Помимо экономических, для неё были противопоказания и так сказать культурного свойства: союзники могли поставлять лишь ботинки, обувь для многих непривычную. Да и поставки армейских ботинок не покрывали потребностей армии. Переобуть же солдат в лапти означало подорвать престиж…

Технология ацтеков

Требовалось найти заменитель яловой кожи, а также организовать крупное сапожное производство, полностью подчинённое нуждам армии. Иными словами - надо было найти такую ткань, которую, пропитав определённым составом, можно было использовать для пошива сапог.

Задача была упрощена тем, что из этой, ещё не существующей ткани, предполагалось шить только сапожные голенища, сам же сапог должен был остаться яловым: предварительные опыты показывали, что обувь, целиком пошитая из заменителя, была неудобна, натирала ногу, что снижало боеспособность войск.

Материалы с пропиткой использовались с древнейших времён. Методом промасливания ткани викинги придавали парусам водоотталкивающие свойства. Индейцы ацтеки ещё в доколумбовы времена пропитывали раствором латекса плащи и обувь.

В 1763 году Натан Смит впервые запатентовал технологию производства промасленного полотна, описывая её так: «…на ткани находится покрывающая её масса из смеси живицы (смолы хвойных деревьев), красителя, пчелиного воска и льняного масла, которая наносится в горячем состоянии».

В России, через 140 лет после Смита, опытами с тканями занялся Михаил Поморцев.

Родившийся в 1851 году Михаил Михайлович Поморцев стал тем, кому мы обязаны появлением «кирзы». Однако этот офицер, выпускник Петербургского артиллерийского училища, учёный, окончивший геодезическое отделение Академии Генерального штаба, сотрудник обсерватории в Пулкове и преподаватель Инженерной академии, вовсе не был офицером строевым.

Для Поморцева сапоги не были смыслом и сутью жизни, как для знаменитого кавалерийского поручика, соседа Чичикова по гостинице в городе N. Поморцев отличался широтой научных интересов и за свою долгую жизнь смог проявиться в самых разных областях.

Его конструкции военных дальномеров и аэронавигационных приборов, исследования в области аэродинамики планеров, ракетостроения, попытки построить самолёт с изменяемой геометрией крыла, парашют оригинальной конструкции - всё им сделанное и предложенное несло в себе элемент новаторства.

В ходе, к сожалению, неудачных попыток получить синтетический каучук в 1904 году Поморцев получил водонепроницаемый брезент, а вскоре, используя эмульсию из смеси яичного желтка, канифоли и парафина, получил материал непроницаемый для воды, но проницаемый для воздуха - сочетание свойств, характерное для натуральной кожи и определяющее её гигиенические качества. Этот материал Поморцев назвал «кирзой».

Откуда появилось это слово?

Распространённая версия гласит, что это акроним слов «Кировские заводы» - якобы во время Великой Отечественной войны именно там, в Кирове, бывшей Вятке, было налажено массовое производство как самой кирзы, так и кирзовых сапог.

Эта версия неверна, как и та, по которой имя ткани произошло от фамилии английского премьер-министра, лорда Керзона. Поморцев экспериментировал с английской многослойной тканью «керси», названной так по имени небольшого городка в графстве Суффолк.

Он заменил в слове одну букву, явно основываясь на приведённом в словаре Даля слове из олонецких говоров. Кирзой в прилегающих к Онежскому озеру землях называли верхний, плотный слой земли, сквозь который, из-за мхов и органических останков, с трудом просачивалась вода.

«Кирза» Поморцева была представлена на международных выставках, отмечена призами и медалями, за разработку способов получения кожезаменителей Поморцев был награждён Малой серебряной медалью на Всероссийской гигиенической выставке в Петербурге в 1913 году.

После начала Первой мировой войны Поморцев безвозмездно предлагал «кирзу» для изготовления голенищ солдатских сапог, но подрядчики, поставлявшие в армию сапоги, увидели в «кирзе» серьёзную угрозу своим прибылям, всячески препятствовали формированию заказа на «кирзу», а после кончины Михаила Михайловича в 1916 году его детище было практически забыто.

Дошли до Берлина

Принято говорить о преемственности истории. Наверное, это пустое. История не застывшая глыба фактов и событий, а вещь осязаемая, конкретная. Кирза, которая известна нам сейчас - не только тем, кто носил кирзовые сапоги по долгу службы, но и миллионам и миллионам соотечественников, - вовсе не та кирза, которую получил выдающийся русский учёный Михаил Поморцев.

Кирза пережила второе рождение, и произошло это благодаря Борису Бызову и Сергею Лебедеву. Эти выдающиеся русские учёные вместе работали над проблемой получения синтетического каучука начиная с 1913 года.

Добившись выдающихся результатов, оба они, по странному стечению обстоятельств, скончались с разницей в полтора месяца. Вскоре после того, как первые советские заводы искусственного каучука были запущены в эксплуатацию в 1934 году.

Производством советской кирзы заведовал Иван Васильевич Плотников, химик и изобретатель, крестьянский сын, одно время преследовавшийся как якобы потомок кулаков. Плотников начал поставлять свою кирзу во время советско-финской войны, однако она на морозе лопалась. По воспоминаниям дочери Плотникова его собирались обвинить во вредительстве.

Председатель правительственной комиссии спросил о причинах того, почему его кирза «не дышит», и Плотников ответил: «Бык и корова пока ещё не поделились с нами своими секретами». Против ожидания, Плотникову дали продолжить работу, и в 1942 году он получил Сталинскую премию за высококачественную кирзу.

Правда, к этому времени проблема с обувью для армии была настолько серьёзной, что армейские ботинки начали получать по ленд-лизу. Всего в СССР было поставлено 15,5 млн пар армейских ботинок, но солдаты при первой возможности старались получить сапоги - в условиях бездорожья и окопной жизни только они давали хотя бы минимальный комфорт.

К тому же надо учесть и то, что для ботинок требовались носки, а для сапог - портянки, идеальное «исподнее» для этого вида обуви. Поэтому, несмотря на то, что ботинки сыграли немалую роль в Победе, «нашими» были всё-таки кирзовые сапоги. Настолько, что фронтовые корреспонденты-фотографы имели чёткое указание - при съёмке солдат избегать того, чтобы в кадр попали обутые в ботинки.

Кирзовый сапог стал визитной карточкой Cоветской армии. Кирзачи были прочными, удобными, хорошо держали тепло, не пропускали влагу.

Всего в СССР, и позже - в Российской Федерации, было произведено почти 150 миллионов пар кирзовых сапог.

Миллионы сапог до сих пор хранятся на складах, хотя российские военнослужащие давно переобуты в так называемые берцы. Впрочем, некоторые виды армейских ботинок и по сей день делаются с использованием «кирзы». Видимо, нам от неё никуда не деться. Столько всего связано как с самой «кирзой», так и с «кирзачами». В России это больше чем ткань, а «кирзачи» - больше чем обувь.