Курсовая работа: Значение физкультурных праздников в организации активного отдыха детей дошкольного возраста. Исполняют русский народный танец. Общее фото на память

В этом учебном году, в год прохождения 22 Зимней Олимпиады, мы все как никогда подружитесь с физической культурой и спортом!

Крупнейший педагог и педиатр Е.А. Аркин в книге «Дошкольный возраст» подчеркнул, что физическая культура дошкольника состоит не только в выполнении мышечных упражнений, усвоении гигиенических навыков и укрепления здоровья. Он считал, что физическая культура в дошкольном возрасте есть «культура чувств, внимания, воли, красоты, культуры всего характера» .

И конечно, все эти качества, лучше всего развиваются через активный отдых дошкольников,как одну из форм организации двигательной деятельности дошкольников. Какие ассоциации возникают у вас, относительно активного отдыха дошколят?

Это что - то солнечное! Потому - что лето. Сколько радости, света и удовольствия несет в себе активный отдых! В нем всё: и встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание друг другу. А еще - задор, соревновательный дух, успех и поражение, интересные игры и увлекательные аттракционы!

Активный отдых - это культурно - досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка.

Специфика активного отдыха заключается в создании обстановки, побуждающей к творческому использованию имеющихся двигательных умений и навыков в процессе игрового общения со сверстниками и взрослыми.

  • возрастными особенностями,
  • состоянием здоровья, физической подготовленностью детей;
  • содержанием программы по физической культуре и объёмом пройденного учебного материала;
  • временем года, погодными и климатическими условиями;

Формы организации активного отдыха

Физкультурные праздники;

Физкультурный досуг;

Дни здоровья;

Недели здоровья;

Дошкольный туризм (прогулки - походы, экскурсии, путешествия, занятия в кружках);

Малые формы активного отдыха (физкультминутки, физкультурные паузы)

Основу всех мероприятий составляет двигательная деятельность детей. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворить естественную биологическую потребность в движении.

Условия:

  • активизизация каждого участника;
  • широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений;

Тематика определяет содержание мероприятия, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

Подбирают упражнения, освоенные детьми в процессе образовательной деятельности. Их можно обновить путём введения неожиданных условий, необычных пособий и способов организации. Широко используются приёмы контроля и регулирования нагрузки.

  • обеспечить высокую двигательную активность детей.

Задачи:

Результаты экспериментальных исследований Г. Ленерта и И. Лахмана свидетельствуют: различные виды активного отдыха обеспечивают восстановление ряда физиологических функций, а также предупреждение невротических состояний, связанных с перенапряжением.

Необходимо отметить, что активный отдых, органично сочетающий разные виды деятельности (двигательная, игровая, познавательная, трудовая, общение ), способствует как оздоровлению, так и обогащению общекультурного развития ребёнка.

Активный отдых, построенный на преимущественном использовании игровых упражнений и подвижных игр, является эффективным средством формирования интереса к физической активности.

  1. Развивать основные физические качеств: выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.
  2. Воспитывать чувство коллективизма, дружбы.

Активный отдых, предусматривающий коллективные двигательные действия, открывает большие возможности для формирования социального поведения детей, поскольку обеспечивает высокую степень их взаимодействия.

Физкультурные досуги и праздники

- наиболее эффективные формы активного отдыха дошкольников.

Основные отличия физкультурного досуга и праздника:

Физ. досуг проводится 1-2 раза в месяц, праздник - 1-2 раза в год;

Физ. досуг предназначается 1-2 группам детского сада, праздник - детям всего дош. учреждения (для других садов -2 и более);

Длительность досуга -длительность НОД, праздника - 1 час (не более - 90 мин);

Досуг проводится в обычной обстановке, в помещении или на участке, с обычными атрибутами, праздник - на воздухе: на участке, на стадионе, на лесной поляне, в парке;

В последнее время получили распространение спартакиады детей дошкольного возраста, малые олимпийские игры. Анализ наблюдений показал, что увлекаться проведение таких массовых мероприятий не всегда целесообразно с дошкольниками, т.к. отрицательно сказывается на здоровье детей, наступает переутомление еще не окрепшей нервной системы ребенка.

Структура праздника следующая:

  • открытие начинается с выхода участников на площадку,
  • затем построение, поднятие флага,
  • далее - парад участников.
  • После торжественной части - показательные выступления, состоящие из общеразвивающих упражнений с различными перестроениями и предметами.
  • Большое оживление вносят игры с элементами соревнования, эстафеты, разные виды спортивных упражнений и спортивных игр.
  • Поддержанию интереса, созданию праздничного настроения способствует включение в содержание «сюрпризного момента».
  • В заключении подводятся итоги. Проводится награждение детей, общий хоровод или танец, парад участников.

Дни здоровья, неделя здоровья

Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется. В теплое время года - вся жизнь детей переносится на открытый воздух.

День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить, различные веселые, задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и так далее.

На утреннюю гимнастику приглашаются родители, работники детского сада.

Дальнейшая программа первой половины дня здоровья для каждой группы своя. В неё включаются простейшие туристские походы, подвижные игры и упражнения, соревнования, конкурсы и так далее. Целесообразно к этому приурочить внесение новых физкультурных пособий, двигательных игрушек. Красочное, необычное оформление территории детского сада, групповых участков способствует подъему настроения, повышению активности детей в играх.

Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или физкультурный досуг.

В дни каникул создаются оптимальные условия для ежедневной, самостоятельной двигательной и художественной деятельности детей, проводятся пешие походы, другие физкультурные мероприятия.

Цель проведения Дня здоровья, Недели здоровья — профилактика нервной системы, оздоровление организма и поддержание положительно-эмоционального состояния психики ребенка.

День здоровья проводиться со второй младшей группы.

Проводиться не реже одного раза в квартал.

В этот день обеспечивается его пребывание на воздухе, на природе. В этот день не проводятся обучающие формы работы с детьми, требующие интеллектуального напряжения. Дети играют в интересные, любимые игры, слушают музыку, поют, занимаются творческой деятельностью, трудовой деятельностью, весело общаются друг с другом. В группах царит праздничная, радостная атмосфера, педагог старается предотвратить конфликты, обеспечивает спокойное общение детей друг с другом.

Неделя здоровья (каникулы)

Следующей формой активного отдыха является - каникулы или неделя здоровья как сейчас принято называть.

Неделя здоровья в соответствии с ФГОС может проводится в рамках тематической недели.

Проводятся 2-3 раза в год: в начале января, летом (третий раз может быть в конце марта).

Организация каникул требует тщательной подготовки педагога, продуманности и творческой атмосферы.

Дошкольный туризм

Эту форму активного отдыха мы как - то еще совсем неуверенно внедряем в педагогическую деятельность в силу разных причин: в основном по причине безопасности, сложности в организации.

Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышают мотивацию на здоровый образ жизни.

Виды дошкольного туризма:

  • туристская прогулка
  • туристская экскурсия
  • туристский поход.

Под туристической прогулкой понимается непродолжительный по времени групповой выход с активным способом передвижения по территории детского сада или Микрорайона в целях отдыха и познания.

Туристская экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно - познавательных целях.

Туристический поход - это прохождение группы по определенному маршруту активным способом познания, физического развития, выполнения общественно - полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно -туристских нормативов, содержательного отдыха.

Прежде чем отправится с детьми в туристический поход, необходимо познакомить их с этим увлекательным видом спорта. Через серию мероприятий образовательной деятельности дети должны узнать, кто такие туристы, для чего люди занимаются туризмом, что нужно знать и уметь, чтобы стать туристом. На практических занятиях дети овладевают умениями правильно уложить рюкзак, пользоваться компасом и маршрутной картой.

Наиболее приемлемыми являются учебно - тренировочные походы.

  • физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пешеходных и лыжных прогулках;
  • специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок;
  • подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности;

Походы осуществляются регулярно, начиная со 2 младшей группы, с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, индивидуальных показателей и рекомендаций врача. К проведению походов воспитатель тщательно готовится, планирует их в календарном плане. Нередко приглашают школьников, старших братьев и сестер, выдающихся спортсменов и других интересных людей.

Примерная структура прогулки - похода:

  • сбор и движение до первого привала (15-35 мин);
  • остановка, привал, природоведческая деятельность(10-20 мин);
  • комплекс игр и упражнений (25-30 мин);
  • самостоятельная деятельность детей (15-20 мин);
  • сбор воспитанников и возвращение в детский сад (15-20 мин).

При проведении прогулок - походов с детьми воспитатели соблюдают определенные правила безопасности:

  • предстоящий маршрут тщательно изучается и утверждается заведующий ДОУ;
  • четко планируется содержание мероприятия и подбирается соответствующее оборудование (индивидуальные рюкзачки, свежая питьевая вода, одноразовые стаканчики по количеству детей, атрибуты для организации спортивных, дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников;
  • обязательно наличие аптечки, каждый взрослый, сопровождающий группу детей, должен хорошо знать ее содержимое и уметь им пользоваться;
  • одежда и обувь участников прогулки - похода должна соответствовать сезону и погодным условиям.

Прогулки - походы организуются в первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурную образовательную деятельность на воздухе.

Малые формы активного отдыха дошкольников .

К ним можно отнести физкультурные минутки (ФМ), физкультурные паузы (ФП) и физкультурные мини - паузы (ФМП).

Физкультминутки - это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей. Часто педагоги проводят комплексы физкультминуток. Такие комплексы состоят из 3-5 упражнений и продолжаются не более 1,5-3 минут.

Физкультурные паузы отличаются от физкультминуток прежде всего длительностью и проводятся в течение 6-10 минут (6-8 упражнений). Но главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминуток решаются более частные задачи (снятие утомления с мышц спины, шеи, рук и т.д.). При проведении физкультурных пауз (их еще называют динамические паузы), кроме достижения этих же целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления. Физкультурные паузы можно проводить в виде комплекса общеразвивающих упражнений, танцевально-ритмической гимнастики

или ритмического танца.

Физкультурные мини - паузы - самая короткая форма активного отдыха и выполняется в течение 20-30 секунд (до 1 минуты). Чаще всего физкультурные мини - паузы проходят без особого перемещения. Это могут быть движения головой, встряхивающие движения руками и ногами, наклоны, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз.

Все упражнения малых форм активного отдыха можно разделить по направленности и воздействию на организм:

  • группа упражнений общего воздействия, способствующая активизации различных систем (нервной, мышечной, сердечно - сосудистой и дыхательной) организма ребенка;
  • комплексы упражнений, применяемых при утомлении плечевого пояса, шеи, рук;
  • группа упражнений, направленная на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук;
  • группа упражнений, применяемая при утомлении глаз;
  • группа упражнений, способствующая повышению возбудимости нервной системы или мобилизирующего характера (используется при монотонной работе);
  • группа упражнений, направленная на активизацию внимания, способствующая переключению с одной деятельности на другую;
  • комплексы упражнений, содействующие формированию и укреплению осанки;
  • упражнения, направленные на расслабление мышц, и дыхательные (применяются при напряженной умственной и физической работе)

Практика работы показывает, что положительный результат обеспечивает тесный контакт с медицинским персоналом и семьёй.

Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту. Поэтому важно осуществлять работу при тесном сотрудничестве с родителями.

Результативность данной работы налицо:

Во время активного отдыха дети получают возможность проявлять самостоятельность и инициативу; создаются условия для эмоционально - психологического благополучия.

Каждого родителя, у которого есть маленькие дети, волнует такой важный вопрос, как режим работы детских садов. Действительно ли соблюдается график работы в государственных учреждениях? Отличается ли он в частных организациях? Что нужно делать, если было выявлено нарушение?

Основной режим работы, установленный на законодательном уровне

Существует стандартный режим работы по закону, который был установлен медицинскими специалистами и представителями дошкольных учреждений. В соответствии с уставом существует несколько особенностей пребывания в детском учреждении:

  • Родители имеют право оставлять ребенка в садике на 12 часов. В различных городах установлен определенный временной режим: с 8 утра до 8 вечера или с 7 утра до 7 вечера. Исключением являются частные и круглосуточные детские сады.
  • В предпраздничные дни временной режим сокращается до 10,5 часов, то есть родители могут привести ребенка в садик в привычное время, но забрать его нужно на 1,5 часа раньше.
  • В выходные и детские садики не работают.
  • В некоторых учреждениях, по соглашению воспитателей и родителей, существует То есть родители могут оставлять своего малыша в детском саду до 21 часа. На его территории организуется единая группа для детей всех возрастов.
  • Также существует и сокращенный режим дня, который длится всего 3-4 часа. Обычно на такой промежуток времени оставляют новичков, которым необходимо адаптироваться.

Весь этот порядок касается лишь пребывания детей в дошкольном учреждении, на работников детского сада он не распространяется.

Режим работы основного персонала

Существует режим работы детских садов, установленный для персонала. Для каждого из них предусмотрена определенная нагрузка в неделю.

Например, режим работы заведующей детского сада составляет 40 рабочих часов в неделю. Эта вполне нормальная нагрузка. То есть такой персонал должен присутствовать в дошкольном учреждении и выполнять свои обязанности пять дней в неделю (с понедельника по пятницу), по восемь часов в день (с 8.00 до 17.00). Предусмотрен один час перерыва на обед (с 12.00 до 13.00).

В некоторых городах стандартный режим может изменяться. Например, в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге основной персонал дошкольного учреждения работает с 9.00 до 16.00. Такой же график работы имеет администратор учреждения и старший педагог.

Режим работы воспитателей

Немного отличается режим работы воспитателя детского сада, его нагрузка не должна превышать 36 часов в неделю. Стандартно в дошкольных учреждениях работают два специалиста: работник первой смены - с 7.00 до 14.30, а работник второй смены - с 14.30 до 19.00, перерыв на обед у дошкольных педагогов длится 30 минут. Что касается графика работы, то воспитатели работают каждый день с чередованием смены.

Режим работы вспомогательного персонала

Стоит заметить, что на территории детского сада также работает вспомогательный персонал, который делает жизнь деток более комфортной, интересной и красочной и оказывает неоценимую помощь воспитателям. Для них также разработан определенный график работы.

  • С нагрузкой 40 часов в неделю работают няни и младшие воспитатели (с 8.00 до 17.00), повара и кухонные работники (с 6.00 до 15.00).
  • Около 20 часов в неделю на территории сада должен находиться завхоз, музыкальный руководитель, секретарь, уборщик, ремонтник, дворник и грузчик. Обычно такой персонал пребывает на службе по 4 часа в неделю с 8.00 до 12.30 с перерывом на обед 30 минут.
  • Круглосуточно на территории дошкольного учреждения должен находиться сторож. Он работает 24 часа в сутки с графиком работы сутки через три. Минимально в штате должно числиться четыре работника.

Стоит заметить, что в некоторых учреждениях наличие персонала, так же как и режим работы детских садов, может немного отличаться.

Распорядок дня

Отдельно стоит поговорить и о распорядке дня в дошкольном учреждении, с которым должен быть знаком каждый родитель.

  • В течение первого часа работы детского сада проводится прием детей. Уже прибывшие малыши в это время занимаются свободным видом деятельности.
  • В 8.00 организуется завтрак (как правило, это молочные блюда).
  • С 8.30 до 9.00 проводятся творческие занятия в группах, например рисование, лепка или танцы.
  • С 9.20 до 11.20 предусмотрена прогулка на свежем воздухе, это время может изменяться, в зависимости от погодных условий.
  • С 11.45 до 12.20 дети обедают.
  • С 12.45 до 15.00 предусмотрен двухчасовой тихий час.
  • В 15.30 малыши отправляются на полдник.
  • С 15.25 до 16.25 предусмотрены групповые занятия.
  • С 16.20 до 19.00 у детей свободное время, все они ждут прихода своих родителей. В летний период они гуляют на улице, зимой располагаются в группах и играют.
  • Ужин предусмотрен в 18.30.

В некоторых дошкольных учреждениях в распорядок дня включены занятия с логопедом, плавание, хореография о многое другое.

Что делать, если нарушен режим?

Режим работы детских садов, установленный в законном порядке, должен соблюдаться. К сожалению, не все работники данной сферы качественно выполняют свои обязанности. Встречаются следующие нарушения, которые могут отрицательно отразиться на детях и их родителях:

  • Воспитатель не приходит на работу вовремя, из-за чего родитель вынужден оставлять своего ребенка со сторожем или ждать, периодически опаздывая на работу.
  • Воспитатель требует забирать своего малыша раньше, так как не желает находиться до конца смены в учреждении из-за одного ребенка.

По закону воспитатель обязан приступить к своим должностным обязанностям в 7.00 (или 8.00 в зависимости от точного графика), то есть в это время родитель уже может оставить своего малыша в детском саду. Если воспитатель периодически опаздывает, то следует зафиксировать этот факт и написать жалобу на имя заведующей. При однократном опоздании рекомендуется поговорить с педагогом в устной форме. Если по вине воспитателей человек опоздал на работу и получил за это выговор, то он вправе потребовать компенсацию от образовательного учреждения.

Что касается окончания рабочего дня, то каждый родитель имеет право оставлять своего ребенка в учреждении до 19.00, а воспитатель должен работать до тех пор, пока не забрали последнего малыша. Если педагог не желает выполнять свои обязанности, то следует напомнить ему о том, что такое режим работы группы в детском саду, или провести с ним устную беседы, объяснив собственную ситуацию на работе.

«Организация активного отдыха в ДОУ»

П л а н.

1. Введение. Стр.2.

2. Физкультурный досуг. Стр.4.

3. Физкультурный праздник. Стр.6.

4. День здоровья. Стр.9.

5. Простейший вид детского туризма. Стр.10.

6. Каникулы. Стр.12.

7. Список используемой литературы. Стр.13.

Задача создания всех необходимых условий для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими, является одной из важнейших. Поэтому правильно поставленной воспитательной работой может считаться только та, в рамках которой большое место занимает физическое воспитание детей.

Известно, что в результате учебной деятельности, связанной с длительным поддержанием статической позы, у детей развивается утомление, падает активность, внимание, понижается восприятие. Выполнение физических упражнений вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращение и тем самым повышает интенсивность работы сердца, активизирует деятельность нервной системы, повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность.

Для того, чтобы дети росли здоровыми и жизнерадостными, чтобы были созданы условия для решения задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо чередовать работу и отдых, занятия умственного характера и физических упражнений, игр, развлечений.

Одной из форм организации двигательной деятельности детей является активный отдых в детском саду.

Активный отдых в детском саду:

§ Физкультурный досуг;

§ Физкультурные праздники;

§ Дни здоровья;

§ Детский туризм;

§ Каникулы.

Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание.

Активный отдых решает как общие, так и частные задачи . Общие задачи – оздоровительные, учебные и воспитательные. К частным можно отнести следующие задачи:

Ø Повышать эмоциональный настрой детей;

Ø Воспитывать у дошкольников стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой;

Ø Способствовать формированию правильной осанки;

Ø Повышать физическую работоспособность;

Ø Развивать основные физические качества;

Ø Совершенствовать основные виды движений.

Решение этих задач всецело направлено на воспитание гармонично развитой личности.

Физкультурный досуг – один из ярких, эмоциональных моментов в повседневной жизни детей, объединяющий их веселой, двигательной деятельностью.

Планирование досуга осуществляется с учетом уровня общего физического развития детей данной группы и их двигательных возможностей.

Программа физкультурного досуга составляется по-разному: в младших и средних группах преобладают несложные игры с эмоциональными поручениями: кто скорее принесет игрушки, прибежит и построится около куклы, выполнит веселые игровые действия с ней и т.д.

В старших группах дети выявляют свои двигательные умения индивидуально и коллективно – командами в веселых несложных играх с соревнованием и в играх-эстафетах, а в подготовительной к школе группе и в спортивных играх. Старшие дети участвуют также в соревновании типа небольшой спартакиады. При выполнении физкультурных заданий они проявляют ловкость, быстроту, силу, выносливость. В содержание досуга включаются интересные и доступные детям аттракционы, вызывающие общее веселое настроение; могут быть использованы и знакомые детям танцы и пляски.

Главной задачей воспитателя при проведении досуга является создание радостного настроения у детей и возможности совершенствовать двигательные умения в непринужденной обстановке, располагающей всех детей к творческой дружеской деятельности.

Э.Я.Степаненкова в Программе и методических рекомендациях по физическому воспитанию в детском саду определяет длительность для физкультурных досугов:

§ Для 2 младшей группы – один раз в месяц 20 минут;

§ Для средней группы – один раз в месяц 20 минут;

§ Старшей группы – один раз в месяц 25 – 30 минут;

§ Подготовительной к школе группы – один раз в месяц 40 минут.

Физкультурный праздник в детском учреждении представляет собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Насыщенный динамикой двигательного содержания, проводимый на свежем воздухе, он является радостным событием в жизни детей.

Основу программы физкультурного праздника должны составлять веселые подвижные игры и разнообразные физические упражнения, отражающие приобретенные детьми двигательные навыки за определенный период времени. Усвоенные на регулярных физкультурных занятиях, они не требуют специальной подготовки и естественно вливаются в праздничную программу, доставляя детям большое удовольствие.

Подготовка к празднику не должна нарушать плановую воспитательную работу. Многократно повторяемые до праздника «номера» часто без учета продолжительности по времени вызывают у детей физическое и психическое утомление, потерю интереса, притупление эмоций и выполнение их на празднике как заученного урока. Праздник должен быть результатом систематической работы с детьми.

Физкультурные праздники, отличаясь присущей только им спецификой содержания, могут быть весьма разнообразными по программе и структуре.

Этот праздник выделяется на фоне повседневной жизни необычным украшением участка, нарядно оформленными физкультурными пособиями: цветы, фонарики, ленты и т.п. изменяют привычный вид детской площадки, вызывая радостное ожидание и праздничное настроение у детей. В процессе самого праздника большую роль играет музыка, создающая эмоциональный подъем и объединяющая детей веселым, бодрым настроением.

Первая часть праздника может быть построена в форме физкультурного парада, который начинается общим шествием детей, разделенных на отдельные команды, идущие со своим вымпелом и значками. Движения детей, сочетающиеся с песнями, стихами, вызывают эмоциональный подъем. Следом за этим дети могут демонстрировать свои достижения в играх и упражнениях. Старшие группы участвуют в доступном им соревновании (в беге, метании, прыжках и т.д.), в играх-эстафетах. Могут быть включены веселые аттракционы. Все это проводится с учетом времени для каждой возрастной группы.

Программа второй части праздника может быть организована в форме зрелища – кукольный театр, концерт с участием взрослых и детей или в форме прогулки в «волшебном лесу». Непременным компонентом этой части бывают сюрпризные моменты: появление каких-либо сказочных героев, фокусника и т.д.

В заключение праздника хорошее настроение поддерживает общий танец, когда дети по предложению ведущего приглашают гостей: родителей, педагогов, сотрудников детского сада.

Физкультурные праздники хороши и зимой. Содержание их также составляет двигательная деятельность детей, характерная для данного сезона, - катание на санках с заданиями на ловкость, катание и игры на коньках, ходьба на лыжах, игра в хоккей, веселые подвижные игры, массовые несложные пляски и сюрпризные моменты, подготовленные взрослыми или школьниками. Зимний праздник может быть организован вокруг новогодней елки как праздник русской зимы или в виде игр на определенные темы («Поездка на Север», «Путешествие» и др.) Основу программы составляют и в зимнее время физические упражнения и игры, которыми к этому времени овладевают дети. Использование красочных атрибутов и музыки делают их необычайно и заново привлекательными. В зимнем празднике не звучат песни и стихи в исполнении детей, однако музыка, обращение ведущего (в стихах или прозе) придают праздничное настроение и соединяют в единое целое отдельные действия и игры детей. Сюрпризные моменты – источник радостных удивлений и смеха – выполняются взрослыми или школьниками.

Дети могут участвовать в доступной для них подготовке праздничного оформления. В день проведения праздника жизнь детей не должна нарушаться ненужной спешкой, срывом режима, нервозностью.

Праздник можно провести в форме физкультурно-спортивного музыкально-театрализованного представления. Содержание его составляет знакомая детям сказка. Дети освобождают сказочных героев, преодолевая препятствия, соревнуясь с отрицательным персонажем.

При общей заинтересованности взрослых в успехе праздника, желании их доставить детям радость и удовольствие, осуществить все намеченное в плане общая длительность праздника не должна превышать 45 мин – 1 ч.

В Программе по физвоспитанию Э.Я Степаненковой рекомендуется проводить физкультурные праздники в средних и старших группах два – три раза в год.

День здоровья рекомендуется проводить в соответствии с указаниями программы, начиная со 2 младшей группы. Его задачей является забота о профилактике нервной системы ребенка, оздоровление его организма в тесной связи с поддержанием положительно-эмоционального состояния психики. Поэтому в этот день следует обеспечить детям максимальное пребывание на воздухе и по возможности провести его на природе . Дети освобождаются от занятий, требующих умственного напряжения. Они играют в интересные для них и любимые игры, поют, слушают музыку, спокойно, весело общаются друг с другом.

Планирование этого дня должно учитывать интересы детей данной возрастной группы, любимые ими виды деятельности, предупреждать возникновение конфликтов. В программу этого дня можно включить подвижные игры, игровые упражнения, элементы спортивных игр и упражнений, веселые эстафеты, развлечения и забавы, преодоление разнообразных природных препятствий.

Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского туризма. Это интересные и полезные для детей небольшие путешествия с определенной целью. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств.

Часто дети, хорошо выполняя различные упражнения в знакомом помещении или на участке детского сада, теряются в новой обстановке. Изменяющиеся природные условия, с которыми сталкиваются дети во время дальних прогулок, содействуют воспитанию необходимой жизненной ориентировки на местности, решительности, смелости, общей выносливости, укреплению дружеских взаимоотношений.

Во время каждого туристического похода решаются определенные задачи. Поэтому необходимо всякий раз четко разрабатывать маршрут, определять места остановок, необходимые снаряжения, одежду (в зависимости от погоды). План и маршрут согласовываются с медицинскими работниками. Накануне похода воспитатель проводит с детьми беседу, приглашает родителей принять участие в походе.

Форма организации детей во время похода зависит от условий, в которых он проводится. Чаще всего в лесу дети идут свободно.

Во время отдыха воспитатели проверяют состояние детей, их одежду.

Инструкция по охране жизни и здоровья детей.

1. Маршрут должен быть тщательно изучен взрослыми.

2. С детьми должны идти не менее 2 взрослых.

3. Одежда детей во избежание перегрева или переохлаждения организма должна соответствовать сезону.

4. Каждый взрослый должен хорошо знать содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости уметь оказать первую помощь.

5. При переходе улиц, дорог, воспитатель должен соблюдать правила дорожного движения.

6. Воспитатель должен учитывать физические возможности детей.

Правила поведения детей.

1. Строго подчиняться воспитателю.

2. Без разрешения не рвать растения.

3. Не оставлять товарища в беде, всегда приходить ему на выручку; помогать слабому.

4. Всегда оставлять место отдыха чистым.

Каникулы предусматриваются программой в начале января и конце марта длительностью каждый раз в течение недели. Задачи их имеют общую направленность с днями здоровья – обеспечить отдых нервной системы ребенка, создать условия, содействующие оздоровлению и укреплению организма в единстве с эмоционально-положительным состоянием психики. Содержанием каникул может быть художественно-творческая, музыкальная, физкультурная деятельность. Очень полезны простейшие туристические походы. При наличии возможности очень полезен выезд за город в дом отдыха или на дачу детского сада. Новая обстановка, катание с горок, ходьба на лыжах и игры на природе будут приближать жизнь детей к санитарному режиму, оздоровительное значение которого бесспорно. Организация таких каникул для детей требует продуманности и тщательной подготовки.

План зимней спортивной недели (каникул).

1-й день: строительство снежного городка.

2-й день: снежный праздник в снежном городке;

3-й день: для 5-летних детей – гонки на лыжах; для 4-летних – спортивные игры в городке Дворца;

4-й день: для 3-летних – спортивные игры в снежном городке; для 4-летних – лыжные соревнования; для 5-летних и 6-летних – спортивные игры;

5-й день: гонки на санках, лыжах, спортивные игры;

Список используемой литературы.

А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста».

Э.Я.Степаненкова. «Физическое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации.

«Физическое воспитание детей дошкольного возраста». Из опыта работы. Составитель Ю.Ф.Луури.

Э.Й.Адашкявичене. «Спортивные игры и упражнения в детском саду».

«Игрушка в педагогическом процессе

детского сада».

План.

1. История Игрушки.

2. Роль игрушки в жизни ребенка.

3. Роль игрушки в педагогическом процессе.

4. Виды игрушек.

5. Методика ознакомления ребенка с новой игрушкой в дошкольном учреждении.

6. Требования, предъявляемые к игрушкам.

7. Список используемой литературы.

« По сию пору игрушки, кои даваны детям, служили к умножению их знаний, и через оныя познакомились

со многими в свете вещами».

Екатерина II

1.История игрушки.

Игрушка – относительно хрупкий предмет, и жизнь её коротка, поэтому время появления игрушек определить очень трудно. Совершенно очевидно, что первые игрушки были близки к орудиям труда, приспособленным к силам ребенка. Маленький лук, стрелы были похожи на подлинные. Они изготавливались взрослыми, чтобы развить у детей меткость, четкость и координированность движений. Значительно позже были обнаружены игрушки, изображающие зверей, птиц, фигурки людей.

Из истории мировой игрушки.

В Vв. до н.э. в небе Китая появились первые воздушные змеи, в которые до сих пор играют взрослые и дети.

Механический конструктор – набор планок с отверстиями, гаек и болтов, с помощью которых, с помощью которых можно строить подъемные краны, лебедки, тележки, мельницы, - был придуман приказчиком Хорнби из мясной лавки английского города Ливерпуля в 1900 году.

Конструктор из разноцветных кубиков был придуман около 200 лет назад в Германии человеком по фамилии Либих.

Уже в XIII в. французские куклы стали законодательницами моды и стоили безумно дорого. Для них, как для Барби, делали кукольные дома с полной обстановкой, но не из пластмассы. Дом был из ценного дерева, а посуда из серебра и фарфора. Все это хранилось и передавалось по наследству от матери к дочери, как и другие фамильные драгоценности.

Долгое время игрушки создавались в семье взрослыми в часы досуга «на потеху» детям. Игрушки отражали любовь к детям, желание их порадовать, позабавить, чему-то научить. В изготовлении игрушки проявлялись творческая выдумка, понимание интересов детей, их желаний. Игрушка отражала характерные черты труда людей, любовь к природе, знание ее, воспроизводила особенности и повадки животных, птиц.

Со времен Ф.Фребеля большое внимание стали уделять строительным материалам для детских игр. Их выпускалось много – разнообразных размеров, конструкций.

Первая кукла в России была сделана из дерева. В средней полосе России известна тряпичная кукла из белой холстины. У девицы-белолицы обязательно была коса из пакли или натуральных волос, но не было лица, чтобы в нее не вселились злые духи. Без куклы не обходились даже в самом бедном доме. Почти каждая крестьянка умела сама мастерить кукол.

Наиболее талантливые умельцы стали делать игрушки не только для своих детей, но и для сбыта. Постепенно возник игрушечный промысел. В России крупный игрушечный промысел был в селе Богородском под Москвой (впервые упоминается в 1663 г.). Особым вниманием у богородских резчиков пользовался медведь. В игрушке он наделялся характерными чертами неторопливого, косолапого лесного жителя, а также человеческими качествами: трудолюбием, любознательностью, пристрастием к веселью, музыке.

В селе Бабенки Подольского района Московской области в 1911 г. Организовалась артель русских умельцев, прославившихся изготовлением токарно-полированных игрушек: конусов, башенок из колец разного цвета и др. Бабенские игрушки отличаются четкостью форм, чистотой и сочностью цвета, их простая конструкция позволяет производить с игрушками разнообразные действия. В Нижегородской губернии (ныне Горьковской области) в с.Хохлома мастера, изготовлявшие деревянные игрушки (самовары, часки и др.), расписывали их в золотисто-красные тона. В с.Городец занимались резьбой коньков, козлов, быков, в с.Семеново изготавливались матрешки. В Вятской губернии (ныне Кировской обл.) в с.Дымково с давних времен существует глиняная (дымковская) игрушка, особенностью которой является пластичность форм и яркая, красочная роспись. Ассортимент дымковских игрушек разнообразен. Здесь и собственно игрушки-свистульки – небольшие уточки-крылатки, барашки, лошадки, всадники на конях. Более крупные фигуры, приближающиеся к декоративной настольной скульптуре – барыни, няньки, кормилицы, водоноски, лихие гусары, крупные фигурки зверей и птиц. Наконец, целые композиции, например масленичное катание по наклонным бревнам, облитым водой и покрывшимся ледяной корочкой; доярка с коровой и др. В селе Филимоново Тульской области игрушечницы создавали причудливые образы коней, коровушек, быков, медведей. Используя пластичный материал – глину, они не стремились к правдоподобию. Эти игрушки отличает удлиненная форма шеи, ритм красочных полос.

Музей игрушки создан в 1920 г. В Москве. В 1931 г. Музей перевели в Загорск (теперь Сергиев Посад).

2. Роль игрушки в жизни ребенка .

Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование ее содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия.

Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимо без игры, а следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка – та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Основа развития маленького ребенка – крепкое здоровье, жизнерадостность. Любимые детские игрушки (мяч, кегли, обруч и др.) побуждают малышей бегать, бросать, метать, прыгать, т.е. развивают движения, удовлетворяют потребности в двигательной активности, общении. Игрушки с сюрпризом, звучащие, заводные вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушки для маленького ребёнка – своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор , пробуждают любознательность . Многие предметы входят в жизнь ребенка через игрушки, изображающие животных, технику и др. Есть игрушки, с помощью которых ребенок решает проблемные задачи, учиться самостоятельно мыслить, экспериментировать. Игрушка, по образному выражению А.С.Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Таким образом, игрушка, как справедливо отмечала Е.А.Флерина «учит ребенка жить и действовать».

3. Роль игрушки в педагогическом процессе.

Игра – одно из наиболее эффективных средств воспитания. Умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства воспитываются в процессе интересной игровой деятельности. Игра и игрушка – понятия неразделимые. Игрушка – это предмет, специально созданный для детских игр.

Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играя с ними, учится новым действиям, приобретает определенные умения.

Образовательная задача таких игрушек – проверить, уточнить, расширить знания детей, развить у них память, внимание, сообразительность.

С любой из спортивных игрушек можно провести немало разнообразных динамических игр. Такие игрушки решают задачу физического развития детей , развитие разнообразных двигательных умений и навыков.

Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению.

К.Д.Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало» (К.Д.Ушинский).

4. Виды игрушек.

Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр : сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями .

Сюжетно-образные игрушки .

Прообразом этих игрушек являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, использующиеся преимущественно в сюжетных играх: куклы, фигурки людей , фигурки животных, предметы игрового обихода и др. Они могут быть простыми и со специальными устройствами и механизмами – заводные, озвученные. К сюжетно-образным игрушкам относятся и театральные игрушки . Наборы игрушек, изображающих знакомых героев сказок для настольного (объемного или плоскостного) театра, фланелеграф с фигурками и декорацией из бумаги на ворсовой основе. Тематика определяется «Программой воспитания и обучения в детском саду», куклы-персонажи для кукольного театра, выполненные из ткани, соразмерные руке взрослого. Празднично-карнавальные игрушки необходимы для участия в праздничных утренниках и развлечениях. Технические игрушки , отображающие простейшие орудия труда, бытовую технику, различные механизмы, виды транспорта.

Дидактические игрушки .

Большинство дидактических игрушек предназначено для умственного и сенсорного развития детей. К ним относятся собственно дидактические игрушки, дидактические игры (игровые наборы) с правилами, конструкторы и строительные наборы (игрушки-головоломки). Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком практическую задачу, решение которой заложено в содержании и конструкции самой игрушки. Это и народные игрушки – разноцветные шары, пирамиды, матрешки, грибы, мелкие игрушки и др. , и разнообразные игры для

конструирования – мозаика, палочки и др. Особый вид составляют настольные и печатные игры : лото, парные картинки, квартеты, кубики.

Назначение игр со строительным материалом – развитие внимания, сообразительности, конструктивных способностей детей. Игры со строительными игровыми материалами объединяют детей единством замысла и действий, стремлением к цели – созданию постройки.

Музыкальные игрушки способствуют развитию у детей музыкальных способностей, проявляющихся в умении сосредоточиться при восприятии отдельных музыкальных звуков, различать их высоту, тембровую окраску, длительность, силу (динамику) звучания; в желании слушать и узнавать знакомые мелодии песен, танцев и др.

Игрушки для игр с песком, водой, ветром, снегом расширяют представление об окружающем мире, дают возможность опытным путем познакомиться со свойствами природных материалов.

Спортивно-моторные игрушки.

Они предназначены, прежде всего, для осуществления задач физического воспитания. Они способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве, ловкости, смелости. Эти игрушки можно разделить на несколько групп.

1-я группа – игрушки, развивающие сенсорномоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, содействующие развитию координации движений кисти рук и пальцев, развитию ловкости и глазомера (волчки, блошки, бусинки и др.)

2-я группа – игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развитие силы, ловкости, координации движений руки и корпуса (серсо, обручи, мячи, кольцебросы и др.)

3-я группа – игрушки, содействующие развитию бега, прыжков, укрепляющие мышцы ног и туловища (каталки, обручи, скакалки, коньки, ролики, велосипеды и др.)

4-ю группу составляют игрушки для групповых игр, в которых дети соревнуются в точности, быстроте, ловкости движений (пинг-понг, баскетбол и др.) Они содействуют развитию коллективных взаимоотношений, умение рассчитать силу удара, соотнести свои движения с движениями товарища.

Игрушки – забавы.

Эти игрушки должны вызывать у детей любопытство, радость, развивать чувство юмора и любознательность. Использовать их следует с осторожностью, с учетом возраста ребенка, его настроения. Игрушка, вызывающая восторг у старшего дошкольника, может испугать малыша.

Для младших дошкольников это неваляшки, забавные игрушки-подвески (если потянуть за шнур они движутся и звенят), заводные клюющие курочки и др.

Для старших дошкольников применяются механические, заводные, инерционные, пневматические и др. игрушки. Тематика расширяется: она может быть связана с представлениями детей о живой и неживой природе, со сказочными персонажами и др.

Виды игрушек по степени готовности: готовые, сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей, заготовки и полуфабрикаты для игрушек- самоделок, наборы различных материалов для создания игрушек-самоделок.

Игрушки –самоделки делаются самими детьми или родителями, воспитателями. При изготовлении самой простой игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху. Изготовление игрушек – труд для ребенка посильный и радостный. Создавая игрушку, ребенок стремиться к созидательной деятельности. Для игрушек-самоделок широко используется природный материал:

шишки, желуди и т.д. Благодарный материал для создания игрушек-самоделок глина. Годится для этого и бросовый материал. В последнее время в продаже появились наборы для создания игрушек-самоделок.

Игрушки по виду применяемого сырья: деревянные, пластмассовые, металлические, из тканей, набивные игрушки, резиновые, из бумаги и картона, из керамики, фарфора и фаянса, из древесных материалов, папье-маше, из синтетических материалов.

Игрушки по величине: мелкие, средние, крупногабаритные.

Виды игрушек по функциональным свойствам: простые, без подвижных деталей, с подвижными деталями, механические, гидравлические, пневматические, магнитные, электрофицированные, электронные, наборы игрушек из деталей, наборы игрушек, объединенных единой темой.

Игрушки по художественно-образному решению: реалистические, условные, конструктивные.

5.Методика ознакомления ребенка с новой игрушкой.

Появление в группе новой игрушки – всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог.

Предлагая игрушку, изображающую взрослого, ребенка, зверюшку, воспитатель проявляет свое положительное отношение к ней, тем самым возбуждая такое же отношение у детей.

При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними.

Появлению веселой, забавной игрушки предшествует интригующее предупреждение. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.

Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно об этом предупредить детей, показать способы обращения с нею.

Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют более медленного внедрения, неоднократного обыгрывания.

Например, при ознакомлении с куклой, дети проникаются к ней чувством симпатии, но игры с ней сводятся к тому, что они кормят её, укладывают спать, одевают и т.д. Чтобы расширить представления детей, педагог неоднократно показывает разнообразные игрушки – «спутники» куклы: её одежду, предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой игрушкой, воспитатель уже использует элементы игры: от имени куклы рассказывает, откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни, игры и т.д. Вызвав интерес к игрушке, сообщив о ней все необходимое, педагог организует игру с новой игрушкой.

6. Требования, предъявляемые к игрушкам.

В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.

В методическом письме МО РФ от 17.05.05 № 61/19 – 12 сформулированы обязательные требования, предъявляемые к игрушкам.

Невозможно, чтобы игрушка могла:

Ø Провоцировать ребенка на агрессивные действия;

Ø Вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки (Куклы, животные);

Ø Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

Ø Вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

Ø Полифункциональность (возможность их широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);

Ø Дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках);

Ø Возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию её несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера (например, коллективные постройки);

Ø Высокий художественно-эстетический уровень либо их принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающие приобщение ребенка к миру искусства и народному творчества и народному творчеству.

Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства.

В игрушке пересекаются интересы и задачи взрослого и ребенка. Игрушка обязательно должна, с одной стороны развивать способности ребенка, а с другой – приносить ему радость и удовольствие. Для того чтобы игрушка способствовала развитию ребенка, она должна отвечать интересам ребенка, способствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие интересам самого ребенка – важнейшее требование к игрушке , которое собственно, и делает её игрушкой. Главное достоинство игрушки, привлекающее ребенка, - возможность что-либо с ней делать. Игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиции возможного развивающего эффекта. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций. Они не могут наскучить. Отсюда: открытость для разнообразных действий, гибкость и простота – важное требование для хорошей игрушки.

В доступной и занимательной форме игрушка должна побуждать детей к творческому отображению явлений, событий жизни, к совместным играм, в которых формируются дружеские отношения, умение согласовывать свои желания с желаниями сверстников, организованность, взаимопомощь, справедливость и честность. В этой связи особое достоинство игрушки – потенциальная направленность на общую, совместную игру.

Итак, действия ребенка с игрушкой должны быть осмысленными, вариативными, самостоятельными и включенными в коммуникацию. Всё это психолого-педагогические требования к игрушке.

Однако игрушка – не только объект детской деятельности, но и предмет культуры, вобравший в себя определенное социокультурное содержание и передающий его детям. Игрушка должна вызывать гуманные чувства и стимулировать просоциальные действия . Она должна поддерживать бережное отношение к живому, подчеркивать человеческое начало в животных, растениях, в человеке. Недопустимо наличие в игрушке качеств, стимулирующих насилие, жестокость, агрессивность. Нарушение этических требований к игрушке, даже при ее хорошем развивающем эффекте, должно быть основанием для ее отрицательной оценке.

Кроме того, важное достоинство игрушки – её связь с культурными традициями своего народа. Российская культура накопила огромные богатства, связанные с изобретением и изготовлением игрушек.

Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызвать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.

Создание игрушек – это всегда творчество, изобретение нового. Оригинальность игрушки, уникальность и неповторимость – ее несомненное достоинство.

Гигиенические требования к игрушкам предусматривают безопасность пользования ими . Окрашиваются они стойкими и безопасными красками и должны легко подвергаться гигиенической обработке (мытье, протирание дезинфицирующими растворами, проглаживание).

Угрозу для ребенка могут представлять игрушки с дефектами, возникшими в процессе «эксплуатации», поэтому необходим частый контроль за состоянием игрового материала.

В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д. Особенности хранения игрушек обусловлены необходимостью обеспечить:

Ø Доступность игрушек для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими;

Ø Общий порядок, сохранение привлекательности каждой игрушки;

Ø Сохранение самими детьми порядка в игрушечном хозяйстве, аккуратное обращение с игрушками.

Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, сценическое оборудование, подиумы.

Создание игрушек в нашей стране является государственным делом.

Разработка тематики игрушек, их оформления строится на научной основе с учетом психологии детей, воспитательного и развивающего воздействия игрушки на ребенка. В 1932 г. в г.Загорске создан Научно-исследовательский институт игрушки, в котором работают художники, скульпторы, инженеры, педагоги. В задачи института входит техническая и консультативная помощь предприятиям, производящим игрушки.

Список используемой литературы.

«Дошкольная педагогика». В.И.Ядэшко и Ф.А.Сохина.

«Дошкольная педагогика» С.А.Козликова, Т.А.Куликова.

«Дошкольное образование в России». Сборник действующих нормативно-правовых документов. Редактор-составитель Р.Б.Стеркина.

«Детский сад. Книга для заведующих». В.М.Изгаршева, Т.П.Сафонова и др.

«Игра дошкольника». Под редакцией С.Л.Новоселовой.

«Игрушка в жизни ребенка». Е.А. Коссаковская.

«Игрушки: как оценить их качество». (Журнал «Дошкольное воспитание», №4, 2005 г.) Е.Смирнова, доктор психологических наук, Психологический институт РАО.

«Оформление помещений дошкольных учреждений». Г.Н. Пантелеев.

Эффективность учебно – воспитательного процесса в ДОУ во многом зависит от правильной организации физкультурно – оздоровительной работы; при этом особенно важно рационально чередовать разные виды деятельности детей с активным отдыхом. Его специфика заключается в создании обстановки, побуждающей к творческому использованию имеющихся двигательных умений и навыков в процессе игрового общения со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность учебно – воспитательного процесса в ДОУ во многом зависит от правильной организации физкультурно – оздоровительной работы; при этом особенно важно рационально чередовать разные виды деятельности детей с активным отдыхом. Его специфика заключается в создании обстановки, побуждающей к творческому использованию имеющихся двигательных умений и навыков в процессе игрового общения со сверстниками.

Активный отдых, предусматривающий коллективные двигательные действия, открывает большие возможности для формирования социального поведения детей, поскольку обеспечивает высокую степень их взаимодействия. Наряду с этим активный отдых, построенный на преимущественном использовании игровых упражнений и подвижных игр, является эффективным средством формирования интереса к физической активности. Ведь игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям.

Результаты экспериментальных исследований Г. Ленерта и И. Лахмана свидетельствуют: различные виды активного отдыха обеспечивают восстановление ряда физиологических функций, а также предупреждение невротических состояний, связанных с перенапряжением. Необходимо отметить, что активный отдых, органично сочетающий разные виды деятельности (двигательная, игровая, познавательная, трудовая, общение), способствует как оздоровлению, так и обогащению общекультурного развития ребёнка наряду с решением социально – психологических и мировоззренческих задач.

  • возрастными особенностями, состоянием здоровья физической подготовленностью детей;
  • содержанием программы по физическому воспитанию и объёмом пройденного учебного материала;
  • временем года, погодными и климатическими условиями;
  • природными факторами;
  • условиями проведения;
  • национальными традициями (фольклор, народные подвижные игры и т.п.).

В системе физкультурно – оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают такие зарекомендовавшие себя формы активного отдыха детей как:

  • физкультурные праздники,
  • совместные праздники с родителями,
  • физкультурные досуги,
  • дни здоровья,
  • неделя здоровья,
  • спортивно – театрализованные представления,
  • развлечения,
  • походы,

Спортивные праздники, развлечения, досуги – основные формы активного отдыха.

Для активного отдыха подбирают упражнения, освоенные детьми на занятиях. Их можно обновить путём введения неожиданных условий, необычных пособий и способов организации.

Широко применяются:

  • сюжетные и игровые упражнения;
  • подвижные, хороводные, музыкально – ритмические игры.

При проведении активного отдыха используются приёмы контроля и регулирования нагрузки.

В летний период физкультурно – оздоровительной работе и активному отдыху уделяется особое внимание. Это обусловлено тем, что летом снижается количество обязательных занятий, режим дня насыщается активной двигательной деятельностью на открытом воздухе, появляется возможность более эффективно использовать оздоровительные силы природы. Поэтому летом мероприятия активного отдыха проводятся еженедельно, что обеспечивает реализацию оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей выносливости, смелости, ловкости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети, с одной стороны, закрепляют, совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, а с другой – в интересной, увлекательной форме знакомятся с праздниками и связанными с ними традициями, расширяют кругозор в области спорта.

При проведении мероприятий обеспечиваются условия, способствующие проявлению положительных нравственных качеств детей, доставить им радость от ощущения свободы и красоты собственных движений, вызвать интерес к коллективному выполнению физических упражнений.

Активный отдых в комплексе с другими воспитательными средствами закладывает основы гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.