Мой идеальный детский сад проект. Эссе "детский сад будущего". Педагогический проект на тему

Теория свободного воспитания предполагает детский сад на новых началах - идеальный детский сад, проект которого разработал К.Н. Вентцель.

Принцип: ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равноправные единицы. Роль педагога - косвенное содействие развитию ребенка.

В идеальном детском саду Вентцеля предусматривалось решение задач умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания, т.е. задачи гармонического развития личности. Метод освобождения в ребенке творческих сил, пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества. Научные знания детям давались через наглядные пособия, которые они изготавливали сами. Большое место выделялось игре, т.к. в этой деятельности воспитатель может видеть развитие ребенка.

Не предполагалось четкой структурированной программы воспитания и обучения детей, но воспитатели должны иметь намеченный цикл знаний, который исходит из индивидуальных потребностей и интересов детей, а также иметь планы занятий. Идеальный детский сад должен иметь свой бюджет.

Учился в Технологическом институте (1875-76) и Петербургском университете (1876-77). С 1880 участник революционного народнического движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан). С 1891 работал в статистическом отделении Московской городской управы. С 1919 жил в Воронеже. Преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования. Пытался реализовать свои идеи в «Московском доме свободного воспитания» (1906-1909).С 1922 в Москве, на пенсии. Умер 10 марта 1947 г. в Москве.

В 1917- 22 разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР

В 20- 30 –е гг. создал новое направление - "космическую педагогику", высшая цель которой – воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной. Наиболее известный теоретик и пропагандист свободной школы и свободного воспитания. Основа его учения – свобода и уважение к личности ребенка

Основные черты педагогики К.Н.Вентцеля:

 вера в творческие силы ребенка, в его внутреннее устремление к раскрытию своих сил;

 вера в то, что в раскрытии творческих сил ребенка всякое внешнее, даже самое благотворное влияние будет иметь тормозящее действие;

 освобождение ребенка от всякого внешнего воздействия;

 представление полного простора самодеятельности и инициативе ребенка (обращение к идеям Руссо о "радикальном добре" детской природы и о благотворном значении полной свободы в естественном цветении детской души).

6.И.А.Сикорский «Об умственном нравственном развитии и воспитании детей». Какое влияние данные исследование оказывают на образовательный процесс в современном ДОУ

Еникеева Марина Евгеньевна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 188, г. Екатеринбург

Еникеева М.Е. Эссе "Детский сад будущего" // Совушка. 2017. N4(10)..10.2019).

Заказ № 38393

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

детский сад !

Детский сад будущего .

Именно этими словами я хочу начать разговор о Детском саде будущего.

Детский сад будущего, каким я его вижу?

Это светлый уютный дом. В этом доме есть яркие игрушки, интересные книги, удобная мебель, современное оборудование. А самое главное, в этот дом каждое утро приходят малыши, чтобы радостно и плодотворно провести день, поиграть и пообщаться с друзьями и со взрослыми, узнать что-то новое и интересное. Детский сад будущего - это второй дом, семья ребенка, сказка...

А встречают ребят в Детском саду будущего не случайные и равнодушные люди, а воспитатели и педагоги, которые живут интересами детей, влюбленные в свое дело. «Работа - лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И. Кант. И я разделяю его точку зрения. Педагог - это проводник, связующее звено между ребенком и окружающим миром. Педагог должен помочь каждому ребенку найти свое место в жизни. Педагоги дошкольных учреждений - грамотные высококвалифицированные специалисты, которые идут в ногу со временем и любят детей, с вниманием относятся к каждому ребенку, предоставляют возможность малышам реализовать себя, исходя из их интересов, потребностей и склонностей. Это эрудированные специалисты, осваивающие новые технологии, инновационные формы работы. Это творческие люди, которые в игре делятся с детьми опытом, знаниями и умениями, дают свободу, поощряют инициативу и направляют свое мастерство на раскрытие ребенка, на развитие его личности. В Детском саду будущего воспитатели и педагоги наряду с высокими и новыми технологиями используют традиционную народную педагогику. Все дети любят сказки. Творческий педагог через сказку научит очень многому. Ребенок через сказку познает окружающий мир, усвоит нравственные ценности, модели поведения, принятые в обществе, приобщится к народной культуре. В Детском саду звучит музыка, дети рисуют, фантазируют, играют!

В Детском саду будущего также важно взаимодействие с семьями воспитанников. Родители «заражаются» положительными эмоциями и являются активными участниками педагогического процесса, играют вместе с педагогами и детьми. А дома не садят детей у телевизора, у ноутбука или с планшетом, телефоном, а вовлекают их в совместную деятельность: пойти погулять в парк, сделать поделку, почитать книгу...

В Детском саду будущего в дошкольных группах не более 15 детишек, а для их разностороннего развития работают педагог психолог, учитель- логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Педагоги работают с детьми, а не с "бумагами".

А ребенок, уходя вечером домой говорит: "Я завтра обязательно приду!".

Детский сад будущего... Каким он будет? Это зависит от нас, педагогов, работающих в детском саду сегодня и сейчас.

Нам педагогам, очень важно помнить, что дети - это наше будущее. И мы должны создавать все условия для их развития сейчас. А будущее наступит очень скоро и "наши дети" станут будущими родителями будущего детского сада, его сотрудниками, воспитателями... Это они построят тот самый детский сад !

«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.» (Оскар Уайльд), так давайте объединимся, вырастим и воспитаем людей грамотных и добрых, стремящихся достичь вершин самостоятельно, умеющих отстоять свою точку зрения. В наших силах разглядеть в глазах и сердцах ребятишек тот мир, в котором будет построен Детский сад будущего .

Александрова Лидия
Эссе «Мой идеальный детский сад»

ЭССЭ «Мой идеальный детский сад » .

Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательной услуги, рост профессиональной компетентности педагога, как основного ресурса развития системы образования, на индивидуальное развитие личности воспитанника в сочетании с коллективным. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.

На мой взгляд, традиционный детский сад ограничивал деятельность и творчество педагога, «загоняя» его в определенные рамки. В образовательном процессе не учитывалась индивидуальность воспитанников. Воспитание осуществлялось по определенному шаблону.

Современная ситуация общественного развития требует иного подхода к организации образовательного процесса в ДОО.

Образовательный процесс в дошкольной образовательной организации, на наш взгляд, должен быть построен на идее постоянного развития всех субъектов образовательных отношений. Это предполагает следующее :

В ДОО осуществляется индивидуальное развитие ребенка в соответствии с его способностями, потребностями и возможностями;

Педагог постоянно развивает свои профессиональные и личностные качества : в самом образовательном процессе ДОО, в системе повышения квалификации, самостоятельно.

Руководитель ДОО обеспечивает успех деятельности воспитанников и педагогов;

Коллектив ДОО работает в творческом режиме;

Отношения педагога с воспитанниками - субъект-субъектные.

Цель – обеспечение высокого качества образовательного процесса в ДОО с учетом личностного развития воспитанников и педагогов.

К основным задачам я отношу следующие :

1) Развитие индивидуальности воспитанника, способного жить в социуме;

2) Развитие профессиональных и личностных качеств педагогических работников в самом образовательном процессе ДОО;

3) Организация творческого образовательного процесса в ДОО.

В образовательном процессе должны учитываться следующие принципы :

1. принцип гуманизации образования - изучение личности каждого ребенка, предусматривающий изучение способностей, особенностей личности воспитанника и создание условий для его развития, сохранения и укрепления физического и психического здоровья;

2. принцип индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивающий развитие интересов, склонностей и способностей детей;

3. принцип гуманитаризации образования, ориентированный на формирование личности, воспитание гражданских качеств, обучение современным формам общения, развитие способности осваивать информацию и принимать эффективные решения;

4. принцип демократизации - соблюдение неотъемлемых прав участников образовательного процесса;

5. принцип современных подходов к организации образовательного процесса, развитие форм открытого образования с учтом информатизации образовательной среды, современных технологий и форм образования;

6. принцип непрерывности образования.

На мой взгляд, педагогическая концепция С. Френе может лечь в основу организации образовательного процесса в ДОО. Из его концепции для организации образовательного процесса мы бы руководствовались следующими положениями : образовательный процесс строится на основе педагогики сотрудничества, педагогики свободного воспитания, педагогики творчества.

Кроме того, я совершенно согласна с позициями С. Френе относительно дошкольной педагогики (эти позиции можно использовать и для реформирования отечественного образования в ДОО):

1. Главное действующее лицо образовательного процесса – ребенок, с его индивидуальностью, интересами и потребностями.

2. Сочетание в образовательном процессе возрастного и индивидуального подходов к развитию личности ребенка.

Познавательное развитие (П) . Область позволяет развить интересы детей, их любознательность и познавательную мотивацию, творческую активность и воображение. Познавательное развитие предполагает :

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие (Р) . Область позволяет научить детей :

Владеть речью как средством общения и культуры;

Обогатить активный словарь;

Развить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

Развить речевое творчество;

Развить звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;

Знакомится с книжной культурой, детской литературой , понимать на слух тексты различных жанров детской литературы .

Художественно - эстетическое развитие (ХЭ) . Область направлена на :

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.) .

Физическое развитие (Ф) . Область нацелена на :

Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

Правильное формирование опорно - двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) ;

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Я считаю, что в образовательном процессе ДОО для непрерывного развития всех субъектов образования необходимо обязательно использовать следующие технологии : проектная деятельность и сюжетно-ролевая игра.

К сожалению, в образовательном процессе традиционного детского сада сюжетно-ролевая игра применялась довольно редко. Эта технология, на наш взгляд, позволяет выявлять индивидуальные особенности воспитанников, их склонности, интересы. Кроме того, в сюжетно-ролевой игре ребенок может раскрыться, проявить себя.

Проектная деятельность способствует развитию и воспитателя, и воспитанников.

Естественно, проектная деятельность должна быть организована с учетом возрастных особенностей детей. В процессе создания проектов дети открывают много нового для себя, индивидуально включаются в создание проекта. Воспитатель же разивается в профессиональном плане, учится работать по-новому.

Хочется отметить, что желательно использовать микрогрупповые и индивидуальные формы работы с детьми.

Учет результатов образовательного процесса может осуществляться через диагностические карты, оформленные на каждого воспитанника, в которых отражена динамика развития ребенка.

Типичная молодая семья в нашей стране, как правило, не задается вопросом: отдавать или не отдавать ребенка в детский сад? Если оба родителя работают и не могут рассчитывать на полномасштабную помощь бабушек, то альтернативы детскому саду просто нет. Чаще всего родители озабочены тем, чтобы устроить свое чадо в приличный садик. Именно поэтому до последнего времени в начальных классах школы "садовские" дети считались более адаптированными к учебе, чем "домашние". Они просто составляли подавляющее большинство.

Мнения психологов о влиянии детского сада на детей довольно противоречивы. Так, например, согласно некоторым подходам ежедневное разлучение с родителями и последующее "воссоединение" семьи порождает у ребенка высокий уровень тревоги. Психологи данного направления считают, что посещение детского сада может породить чрезмерную компенсаторную привязанность ребенка к родителям. Напротив, другие исследователи утверждают, что между "домашними" и "садовскими" детьми нет существенных различий в психическом статусе.

Проблема влияния детского сада на психику ребенка исключительно сложна. Многое зависит от наличия разумных альтернатив пребыванию ребенка в детском саду, социоэкономического статуса семьи, отношения родителей к своей работе, обстановки в детском саду, и других факторов. К сожалению, мы не располагаем данными исследований, которые принимали бы во внимание все перечисленные параметры.

Как бы там ни было, реальность состоит в том, что пребывание ребенка в детском саду является широко распространенным явлением не только у нас, но и в высокоразвитых странах. Женщины все чаще не желают отказываться от профессиональной карьеры даже в тех случаях, когда речь не идет о чисто финансовой необходимости. Разумеется, в этом случае гораздо разумнее отдать ребенка, не достигшего шестилетнего возраста, в детский сад, чем оставлять его дома в одиночестве или на попечении престарелого или больного члена семьи. Ниже мы попробуем, основываясь на исследованиях западных психологов, ответить на вопрос: каким должен быть "идеальный детский сад", в максимальной степени отвечающий задачам нормального полноценного развития личности ребенка? В какой степени реальное положение с детскими учреждениями в нашей стране расходится с "идеалом" читатель без труда увидит сам.

Мы рассмотрим три основных параметра:

1. Физическое окружение

2. Требования к персоналу

3. Цели или "идеология" детского сада.

Физическое окружение

Ребенок, проводящий в детском саду 5-9 часов ежедневно в течение пяти дней недели, нуждается в обстановке, которая удовлетворяла бы широкий спектр его потребностей. Желательно, в частности, чтобы эта обстановка была максимально приближена к той, с которой он сталкивается дома. Если это типично городской ребенок, привыкший видеть из окна своей комнаты здания, деревья на улице, двор с играющими в нем детьми, он будет чувствовать себя гораздо комфортнее в детском саду, наблюдая из окна примерно тот же вид, а не автомобильную стоянку или скоростное шоссе. Стабильность окружения дает ребенку раннего возраста ощущение уверенности и спокойствия.

Развитие его "Я" требует привычности и предсказуемости как в сигналах физического окружения, так и в межличностных отношениях.

Физическая обстановка детского сада должна отвечать стремлению ребенка к автономии и активности. Следует обеспечить возможность самостоятельного выполнения ребенком элементарных повседневных действий.

Расположенные в пределах досягаемости для ребенка вешалки, выключатели, книжные полки, оборудование в туалетах и т.п. служат этим целям. Если же помещение детского сада не приспособлено для этого, а средств на переоборудование нет в наличии, следует предусмотреть безопасные подставки и лесенки.

Потребность детей в физической активности требует соответствующей организации пространства. Детям нужно достаточно места для подвижных игр в плохую погоду (большая комната, гимнастический зал и т.п.). Это помещение не должно быть заставлено мебелью или тренажерами, не оставляющими детям шанса вволю побегать без риска получить травму. И не только бегать, но и прыгать, карабкаться и взбираться. Конечно же ребенку нужно предоставить возможность проделать то же самое на свежем воздухе.

"Садовских детей" нельзя причислить к категории лиц, слишком трепетно относящихся к мебели, стенам и обоям. Не следует их за это бранить, порождая чувство вины, тем более, что они все равно будут ломать, рвать и портить. Куда лучше при проектировании детского сада предусмотреть использование материалов, способных в течение длительного времени вынести физическую и творческую активность юных исследователей пространства. Хотя детей нужно предупреждать о необходимости бережного отношения к стенам и стульям, чрезмерное ограничение активности чревато формированием ощущения враждебности окружающей обстановки.

Достаточную возможность для проявления безудержной активности детей следует дополнять наличием зон для тихого отдыха и одиночества. Ребенку нужно место, где он мог бы уединиться от группы шумных сверстников, поиграть в одиночестве, просто "прикорнуть на минутку", причем - не только во время "тихого часа". Таким образом, дети учатся сверяться со своими "внутренними часами", уклоняясь от общения с окружающими, когда возникает желание от них отдохнуть.

Персонал

Требования к персоналу очевидно не менее значимы и разнообразны, чем к физической обстановке детского сада. Дети трех-пятилетнего возраста, прежде всего, нуждаются в постоянстве персонала. Лучше всего, когда по утрам ребенка встречают в детском саду одни и те же лица, помогая осуществить тревожный и напряженный для малыша переход из дома в детсад. Утром дети обычно несколько дезориентированы и напряжены, поэтому многие из них покидают домашний уют, мягко говоря, без охоты, а то и "с ревом". Знакомые лица в детском саду помогают ребенку снять чрезмерную тревогу. Идеально, когда одни и те же люди окружают ребенка на протяжении всего периода посещения детского сада, по крайней мере - не менее полугода. Учитывая протяженность дневного пребывания ребенка в саду, вряд ли возможно обеспечить присутствие одной смены персонала в течение всего этого времени. Работа с детьми очень утомительна, что порождает необходимость двухсменного режима для персонала. При этом лучше если смена происходит не резко, а постепенно. Скажем, персонал второй смены приходит к обеду и помогает первой смене, после чего та покидает детский сад.

Хотя бы один человек из обслуживающего персонала, например - заведующий детским садом, должен оставаться там на протяжении всего дня. Это обеспечивает преемственность в решении проблем, разворачивающихся с утра до вечера (какой-то ребенок неважно себя чувствует, в группе назревает конфликт между детьми и т.п.).

Постоянство персонала должно разумно сочетаться с его разнообразием. Имеется в виду, прежде всего, наличие в составе сотрудников, работающих с детьми, как женщин, так и мужчин. Последнее звучит весьма фантастично в наших условиях. Наличие в повседневном окружении ребенка как мужских, так и женских моделей поведения облегчает решение задачи половой идентификации и существенно расширяет диапазон видов игровой активности.

То же самое можно сказать о представительстве людей разных возрастов в персонале детского сада. Люди старшего возраста при этом обеспечивают потребности ребенка в зависимости и уходе, в то время как молодые сотрудники, студенты и вчерашние школьники, привносят в деятельность детского сада энтузиазм, энергию и свежие идеи. Они служат моделями для формирования "Я-концепции" ребенка.

Разнообразие личностей, с которыми ребенок сталкивается в детском саду, способствует развитию индивидуальных различий между детьми. Свойственная каждому ребенку пластичность настроения, а также вариативность характеров маленьких "клиентов" будут в этом случае подкрепляться, а не наказываться. Если ребенок сегодня печален и тревожен, ему нужны заботливость и ласка, которые он привык получать от своей бабушки. Тот же ребенок завтра может искать новых, активных форм приложения своей фантазии и безудержной двигательной силы, в чем ему скорее поможет молодой сотрудник воспитатель. В программе работы должны быть предусмотрены визиты и посещения детского сада интересными людьми, потому что дети любят гостей у себя дома. В любом случае желательно время от времени "разрушать" привычность и удручающую предсказуемость повседневной рутины.

"Идеология" детского сада

Люди, совместно разрабатывающие и осуществляющие проект детского сада, должны достичь согласия относительно его базовых целей. Физическая среда "идеального" детского сада призвана служить двум основным целям: отражать и усиливать присущее ребенку чувство принадлежности к местной общине и развивать самостоятельность и независимость, необходимые для последующего психологического развития ребенка.

Существование детского сада должно содержать следующие два основных "послания" ребенку. Во-первых, детский сад создан потому, что община признает высокую значимость трудового вклада его родителей, ценность их профессиональной деятельности. Тот факт, что его отец и мать заняты на работе, должен быть для ребенка источником гордости за них, а не поводом для тревоги или чувства неполноценности. Общество осознает свою ответственность за то, чтобы дети работающих родителей получили сполна любовь, заботу и поддержку, необходимые каждому достойному гражданину. Дети должны чувствовать, что детский сад принадлежит им, как членам общины, что он создан ради удовлетворения их потребностей. В результате, вместо того, чтобы чувствовать себя брошенными или оторванными от родителей, они учатся расширять диапазон своего доверия на всю общину в целом. Формирование в сознании ребенка представления о детском саде как "расширении круга семьи" может быть достигнуто различными способами. Уже было сказано о предпочтительности сходства "садовской" физической обстановки с домашней. Детям следует предоставить возможность совершать прогулки и путешествия по близлежащим улицам, паркам, памятным или интересным местам в окрестностях их "нового дома". Весьма полезен в этом смысле "обмен визитами" с группами из других местных детских садов, позволяющий детям убедиться, что не только они пользуются услугами детского сада.

Этим же целям служат контакты детей с жителями близлежащих домов, посещение семей своих друзей по детскому саду и т.п. Эти усилия помогут детям сформировать устойчивую связь между собственным опытом и своим местом в общине.

Второе "послание" детского сада ребенку должно выражать заинтересованность взрослых в развитии их независимости и самостоятельности. Эта задача содержит самый серьезный "вызов" персоналу детского сада. Ответственность сотрудников за большую группу детей, одновременно находящихся под их присмотром, зачастую порождает своеобразный консерватизм, тенденцию к серьезному ограничению активности детей и свободы их действий. Развитие самостоятельности, напротив, предполагает свободу экспериментирования и связано с определенным риском. Исключительно важно, чтобы ребенок "садовского" возраста имел возможность "пробовать что-то новое", даже если на этом пути его ожидают "синяки и шишки". Найти тонкую грань между свободой действий и зоной "гарантированной безопасности" - серьезная творческая задача для персонала. На самом деле дети не меньше нас, взрослых, озабочены своей безопасностью и при необходимости умеют беречь себя. Сотрудники детского сада, склонные к гиперопеке детей ради избежания малейшего ущерба их здоровью и безопасности, должны помнить, что психологическое развитие ребенка - процесс куда более хрупкий и уязвимый чем их физическое развитие.

Иным аспектом независимости является выражение тех уникальных свойств, которые характеризуют формирующуюся личность. Ситуация длительного вынужденного пребывания в группе чревата внедрением жестких норм конформизма. Строгие правила поведения в группе, как хорошо знают педагоги, облегчают управление и руководство ею, но подавляют проявления индивидуальности. Здесь вновь возникает задача найти "золотую середину" между строгой дисциплиной и неуправляемым шумным хаосом в классе или игровой комнате. Мы уже упоминали, что частично компромисс достигается разнообразием людей и видов активности, предусмотренных программой детского сада.

Особые усилия следует направить на то, чтобы поощрить детей к развитию их сильных сторон и в то же время внушить им мысль, что они "имеют право" на собственные слабости.

Окружение, призванное развивать независимость, должно одновременно с этим "нагружать" ребенка некоторыми обязанностями и чувством ответственности за происходящее. Дети должны чувствовать, что их присутствие в детском саду и их вклад в его работу являются весьма существенными и важными для общины. Пусть дети работают в саду, ухаживают за цветами и растениями, участвуют в приготовлении и сервировке обеда, расставляют столы и стулья; ребенку следует предоставить участок пространства, который он сможет украсить по своему вкусу (ящик для одежды, например); дети могут участвовать в уборке помещения, вытирать пыль, помогать взрослым в мытье окон и зеркал, работать с пылесосом и т.д. Сферой самовыражения детей может стать планирование игр и занятий для всей группы, составление открыток и посланий товарищам по группе, которые не посещают детский сад по болезни, посещение лечебных учреждений и домов престарелых с выступлениями перед их обитателями. Это далеко не полный перечень видов реального участия ребенка в жизни общины, позволяющих ему испытать чувство компетентности, столь необходимое для подлинной независимости.

Чтобы не возникло впечатления акцента на индивидуализме в проекте "идеального детского сада", стоит упомянуть важную роль ситуации "группового сотрудничества" для детей 3-4 летнего возраста. Удовлетворение потребности в независимости и автономии должно сопровождаться коллективными действиями, которые помогают ребенку преодолеть чрезмерный эгоцентризм. В ходе повседневного взаимодействия со сверстниками ребенок учится конструктивному сотрудничеству, сопереживанию, учету интересов и потребностей других людей, выражению симпатии и сочувствия, а также и "сорадованию", что может быть еще трудней. ("Сорадование, а не сострадание создает истинных друзей" - писал Ф.Ницше). Когда независимости ребенка ничто не угрожает, он обретает истинную возможность заглянуть за пределы собственных потребностей и предвидеть интересы и намерения других. Если в "идеальном детском саду" удается выработать подобный опыт межличностного взаимодействия, это означает, что общество бросает зерна подлинно гуманистической морали в благодатную почву.

Петр Лунев, руководитель психологической службы группы компаний "Ист Лайн"

07 Фев 2012, Автор: admin

МБДОУ «Детский сад №5 «Теремок» с приоритетным осуществлением социальноличностного развития воспитанников ЗАТО Комаровский, Оренбургская область: Идеальный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни, это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, через создание для этого организационно-педагогических условий; педагог развивает свои , детей и педагогов; учреждение учитывает особенности взглядов родителей на желаемое будущее своих детей и ориентирует их на конструктивно-партнерское взаимодействие с детьми и всеми участниками образовательного процесса.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка №199» г.Оренбурга: Идеальный детский сад … О нем можно мечтать, о нем можно спорить, но знаем точно – он должен быть местом радостного общения ребенка с миром сверстников и взрослых, местом ярких открытий, где ребенок мог бы самостоятельно реализовывать свои внутренние, творческие потребности.

Наше время — это в сфере . России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень, продолжат традиции наших отцов и дедов.

Архитектурное строение детского сада представляет собой цветок с семью лепестками — это островок исполнения детских желаний.

Каждая группа имеет свой индивидуальный выход на участок в форме лепестка. На участках расположены безопасные, мобильные конструкции — трансформеры, которые позволяют детям активно двигаться и развиваться, согласно их интересам и возрастным особенностям.

По экологической тропе дети перемещаются в природную лабораторию в виде бабочки. В середине бабочки — обсерватория, а крылышки — опытнические грядки, где дети проводят экспериментальную и трудовую деятельность (жизнь, экология, энергия, вода).

Наш «сад будущего», по своей удивительной архитектуре, оснащению развивающей среды, способен вызывать в ребенке фантазию в искусстве, математике, конструировании, что, безусловно, обеспечивает развитие сложной системы воспитания человека в целом. Находясь в нашем детском саду, ребенок чувствует себя комфортно, эмоционально раскрепощено, воспитание идет согласно его индивидуальной траектории развития.

Утро. Детей встречают аниматоры в костюмах героев любимых сказок, которые желают всем доброго дня. У каждого ребенка загорается на груди бейджик «Настроение». Желтый цвет – настроение прекрасное, зеленый цвет – ребенок спокойный, синий цвет – ребенок тревожный, а красный — возбужден. Педагог видит состояние каждого ребенка, и сразу может провести коррекцию в радужной комнате, используя «капсулу отдыха».

В фойе, на стене висит большой сенсорный монитор, подсказывающий малышу, чем он может заниматься в течение дня. После активной зарядки со сказочными персонажами малыши переходят в «Витаминную гостиную» по дорожке расписанной цветами радуги.

Дальше дети приглашаются в интеллектуальный комплекс «Хочу все знать», где их ожидают интересные путешествия на машине времени, встречи с удивительным, прекрасным и необычным. Усилить эффект «погружения» в воображаемую ситуацию помогает опытный педагог, который использует мультимедийные презентации и клипарты. «Пробудить, а потом не заглушить, развить источник света в душе каждого ребенка» — кредо каждого педагога.

В этом комплексе дети экспериментируют, занимаются творчеством, используя только натуральные материалы и безопасные игрушки.

Наш детский сад будущего, выступая социокультурной средой, создает оптимальные условия для формирования у детей «целостной картины мира» и воспитывает , основы гражданственности, интереса к своей «малой Родине», Отчизне, ее символам и людям. В детском саду успешно реализуется модель взаимодействия ребенок – взрослый, организуются совместные с родителями:

  • конкурсы:

Семейные мемуары «Как я провел лето»

— изготовление игровых костюмов и атрибутики для сюжетных и театрализованных игр, игрушек – самоделок

  • эстафеты и соревнования с участием родителей
  • встречи за круглым столом:

— семейные педагогические секреты (интересные игры в семье, бабушкины и забытые рецепты);

  • презентация авторских игр – пособий;
  • выставки детского рисунка игровой тематики;
  • экологические акции;
  • организация ремонта игрового оборудования;
  • к памятным местам

Маленькие граждане России должны жить достойно. В детском саду свято чтут и помнят подвиги старших поколений, их стремления сделать жизнь для своих детей и внуков без лишений и невзгод.

Наш сад будущего — «Цветок» — он выше основной зелени, имеет прочный. здоровый стебель, крупные листья способствующие впитывать все позитивное из окружающего социума.

«Хотим, чтоб в жизни нашей светлой, яркой

Всегда нас дети окружали, как цветы,

Чтоб детский сад был пристанью надежной

Счастливой, светлой, полной доброты»

Мы готовы с детьми отправиться в увлекательное путешествие длинной в пять лет, в ходе которого вместе будем играть, расти, учиться. Мы поможем детям развиваться, не мешая стать личностью, обрести себя, свое уникальное – «Я». Мы помним, что все дети без исключения талантливы, каждый ребенок имеет право на пространство для реализации своей индивидуальности, своего характера. И в этот золотой период детства – по максимуму развить то, что дано ему природой…

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников» № 3 «Буратино» п. Энергетик Новоорского района: Нам представилась возможность помечтать на тему «Идеальный детский сад будущего»! Мы представим наши мечты в картинках.

Здание детского сада

, Ботанический сад, Сад-огород для труда и опытно-исследовательской работы

Природные сообщества «Водоём», «Лес», «Луг» и др. на участке детского сада для знакомства с флорой и фауной

Игровая площадка с сертифицированным игровым оборудованием, соответствующим требованиям всех надзорных органов

Прогулочные участки имеют красивое современное мягкое искусственное покрытие

Автогородок для обучения детей правилам дорожного движения

Красивый интерьер внутри здания

Бассейн для укрепления здоровья и детей

Музыкальный зал, как в нашем детском саду

Спортивный зал, как в нашем детском саду