На что клад, коли в семье лад. На что и клад, коли в семье лад Не надобен клад коли в семье лад

Все мы в детстве мечтаем. Мечтаем о счастье. Счастье каждый представляет себе по-разному.

Одно у всех обязательно. Рядом должна быть мама. Самая моя, моя…

Рядом должен быть папа. Мой самый, самый…

И мы должны быть вместе.

А потом уж полёт на Луну, постройка дома на старом дубе, сплав на плотике через огромную лужу во дворе.

И, согласитесь, очень важно знать, что мама и папа любят друг друга и, конечно, меня. Правда?

Мама, папа и я. Это на самом деле очень важно. Это старт на всю жизнь. Старт уверенный, хранящий по жизни, либо это образ того, как я не хочу, чтобы было. Где больно: слёзы, обиды и разочарования.

Что же делать? К сожалению, не всем довелось родиться в ладной семье. Здесь важно сделать свой выбор и жить так, как хочется, по Душе, даже если в багаже тяжёлый груз из непониманий, взаимных упрёков, холодности и отчуждённости…

А пока хочется понять, что это за слово такое волшебное "Лад" ?

Почему издревле он так ценился? Что такое ладная семья?

"Не надобен клад, коли в семье лад" , читаю я собранную Владимиром Далем стародавнюю русскую поговорку.

Лад в семье, как соль на столе. Когда есть, всё ладно.

А вот когда его нет, жизнь теряет яркие краски, охота жить теряется, дела не идут, болезни приходят, несчастья случаются…

Потому как в Ладу живущий силы свои сберегает, они при нём. Не растрачивает он их попусту на "вчерашний день": обидки, мщения, брань и разборки. А эти вещи у нас ой как много силы отнимают.

У ладного человека в Душе мир, не теряет он ясность и разумность. От этого и дела идут споро и легко, всем на удивление.

В ладу живущий достигает своих мечтаний, у него много сил творить.

Это к-ра -сивые люди (солнечные), их видно. Своей любви в них много, великодушия, и несут они это светом в мир.

Лад в семье — это лад "семи — я", сложенный из лада в душах каждого в семье.

Ладные семьи — костяк сильных Родов.

Дети в ладных семьях сильные и крепкие Духом рождаются.

А старшие поколения с младшими непрерывной нитью лада соединены. И в старости благодарную любовь детей и внуков родители видят.

С древнерусского "Лад " значит "согласие", а ещё точнее "взаимодействие".

Очень много в этих словах. Это умение слышать друг друга, умение договариваться, умение сотрудничать, работать так, чтобы каждому было радостно, и дело делалось так, как надо, как задумано, то есть ладом.

У Даля читаю: "Ладом" — "порядком, толком, путём, дельно" .

Слово "Лад" значит ещё "любовь". Ладо, Лада называли так суженого, супруга. Ладушкой называли любимую. "Лады всего дороже ", "Ладый мой, не жури меня ".

От слов этих бережность идёт, нежность, уважение и чистота.

Ладная семья обережённый свой круг имеет для каждого в семье. Этот круг от недобрых людей или завистливого взгляда убережёт. Потому, что внутри чисто, между собой доверие и ясность.

Слово "Лад" вбирает в себя целые миры устроения жизни, такой жизни, где люди подобны Богам, возможно потому, что произошло от имени славянской богини Лады.

Богиня Лада — это Мать Мира, женская ипостась бога Рода, супруга Сварога. Лада хранит семьи, благоприятствует чадородию, оберегает людей от гнева других богов. Многие века помогала она людям сохранять Жизнь на земле, радостно трудиться и продлевать свои Роды. Прекрасно, что эти слова сохранились в русском языке, донеся до нас уклад жизни предков наших.

НА ЧТО И КЛАД, КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД

1. УЧИТЕЛЬ: Ребята мы с вами читали стихи и рассказы разных авторов о детях и родителях, о дружбе и взаимопонимании в семье. Сегодня мы поговорим о прочитанном, вы услышите рассказ о традициях русских семей, познакомитесь с новыми книгами, поделитесь впечатлениями о тех книгах, которые прочитали самостоятельно.

Объясните смысл пословиц:

На что и клад, коли в семье лад.

При солнышке тепло, при матери добро.

Вся семья вместе, так и душа не месте.

Материнская ласка конца не знает.

Запомните, какие пословицы сложил русский народ о семье:

Братская любовь крепче каменных стен.

Изба детьми весела.

У милого дитяти много имен.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец – матери.

2. БИБЛИОТЕКАРЬ: Давно подмечено – дома и стены помогают. Родительский кров - дом, где вы родились, и живет ваша семья – самое главное место в вашей жизни, место, куда вы всегда будете стремиться, где бы вы ни жили, как бы далеко ни уехали.

С родительским домом связано много сказок и легенд. Помните, как в сказках называют жилище?

Изба, избушка, избенка. А позднее появились терема, палаты, хоромы, шатры. Рядом с ними всегда стоит баня, сарай, амбар, овин, хлев, конюшня, птичий двор. В избе главное – печь, потом лавки резные, полати.

Отчий дом начинается с порога. К нему у многих народов особое отношение. Считалось, что у порога водятся духи предков. Потому и боялись в народе потревожить их покой – ступить ногой или сесть на порог.


В сибирские избы, из-за низкой притолоки, приходилось входить с поклоном. Считалось, что этот поклон – не только хозяевам дома, но и домовому, хранителю домашнего очага. Давным-давно жили себе люди, детей растили, хлеб сеяли. скотину держали. И вот стали они примечать, что в одном хозяйстве и кони хороши, и коровы больше молока дают, и дети не болеют, и. за что хозяева ни возьмутся, все у них получается, будто помогает кто. А у соседа – беда за бедой: то лошадь захромает, то хорек повадится в курятнике кур таскать, то соберется хозяин в лес по дрова – топор никак не найти. Ох, неспроста это! Видать, живет кто-то в доме невидимый, видать, домовой поселился. Только так его никто не называет: еще обидится, зовут его уважительно: "дедушкой", "хозяином". Он ведь в доме и раньше жил, еще при дедах и прадедах – он самый старший. Шустрый дедка, а все же кое-кто успел-таки его подсмотреть роста он малого, о пенек, на человека похож, только шерстью оброс. Борода длинная седая. И будто уши у него длинные, мохнатые. Любит он тепло и уют, поэтому живет в уголке за печкой, дремлет там до вечера. А как все в доме уснут, старый хозяин выйдет, весь дом обойдет, где непорядок заметит – поправит. И курятнике кур пересчитает, зерна им подсыплет. Нрав у дедки веселый, ему бы все проказничать и шутить. Может он ночью лапой мохнатой погладить, а то ущипнет или сонного с лавки столкнет. А то навалится на сонного всем телом, не пошевельнуться, но если не испугаться и спросить: "К добру или к худу?" – тут. говорят, и голос его можно услышать, глухой, тихий, будто листья шелестят.

Новый дом без домового – пустой, необжитый. Да еще вдруг чужак домовой поселится, кому не жаль хозяев и добра их. Вот и станет он куролесить, все дела портить, хозяев из дому выживать. Новоселье – это новая жизнь, и надо, чтоб она была хорошая. Вот и впускали хозяева в новую избу сначала петуха и кошку, чтоб они всю нечисть за собой увели, а за ними и хозяева входят. И старого своего домового зазывают в новый дом, приговаривая: "Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье". Потому что верят, что он принесет в новый дом частицу старого уюта, память о предках, как бы передавая все хозяйство под их защиту. Ведь предки – это семья. Переезжая в новый дом, надо было горячие угольки из старого очага перевести в новый очаги и там развести из них огонь. Тогда и домовой перейдет в новый дом, и жизнь семьи будет благополучной.

Отчий дом – это не только тепло родного очага, рядом с которым и жизнь, и дело спорится, но и целый мир семьи со своим особым душевным настроем, своеобразными традициями, которые складывались долгие годы, которые впитывались с молоком матери.

Что такое семья? Слово это понятно всем, как хлеб и вода. Оно впитывается с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, это бабушки и дедушки. Это – любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

Я расскажу вам одну легенду.

В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда, то он спросил Старца, главу семьи: "Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?" Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правители. Тот быстро прочитал и удивился: на листа было начертано сто раз одно и то же слово: "понимание".


До сих пор в деревенских домами на стенах висят фотографии всех членов семьи – близких и дальних родственников. А в центре этого “иконостаса” на видном месте – увеличенные портреты глав семейства: отца и матери.

“Родители” и “Родина” – слова одного корня. Это святые слова помогают полюбить, понять родной язык, родную природу, традиции своего народа.

С давних времен людей волновали вопросы семейных взаимоотношений . В XVI веке в России появилась книга, где давались поучения и наставления как себя вести и мужу, и семье, и детям. Книга “Домострой”.

Вот что написано в главе, которая называлась “Как детям отца и мать любить и беречь и повиноваться им и утешать их во всем”.

В старину труд членов семьи распределялся очень тщательно, в зависимости от пола, возраста, склонностей. Главное, все делали то, что им было по силам. Главный в семье – хозяин – старик – отец взрослых женатых сыновей. Подчинялись ему беспрекословно. Никто с ним не спорил, а старплся сразу выполнить то, что он говорил. Все его внимательно слушали, не перебивали. А если он входил – все почтительно замолкали. Встав рано, в три часа, боялись, что не успеют все сделать.

4. Сообщения учащихся о прочитанных самостоятельно книгах.

5. БИБЛИОТЕКАРЬ: Рассмотрим выставку. Здесь стоят книжки, лучшие произведения русской литературы , в которых мы прочтем, как складывались и жили семьи. Все вы знаете сказку "Аленький цветочек". Написал ее Сергей Тимофеевич Аксаков. Он же написал книгу "Детские годы Багрова-внука", где описал свое детство, историю своей семьи. Сергей Тимофеевич был хороший семьянин, любил детей и внуков. В письмах к своим сыновьям он называл их “мой сын и друг” и сам подписывался “твой друг и отец”.

А вот книги Льва Николаевича Толстого. Он был главой большой семьи – у него было 15 детей. Его жена, Софья Андреевна, была хозяйкой большого дома, настоящей хранительницей семейного очага. Дети знали, что для них делает мама: она следит за едой, шьет им рубашки, штопает чулки, мастерит им куколки и ругает, если промочены ноги. Но ребятам не было.известно, что ночам она просиживает над рукописями отца, что она много раз переписывает рукописи его романов. Дети были уверены, что мама не может хворать или быть не в духе. Ведь она живет для них: для Тани и Сережи, Илюши и Леши, для всех их братьев и сестер. Сын Сергей вспоминал, что Лев Николаевич никогда не ласкал детей. не целовал их, не говорил ласковых слов. но они всегда чувствовали его любовь. У них было особое к нему отношение. Отец не приказывал, но его совет беспрекословно выполнялись. Глаза у него били пронзительные, трудно было выдержать их взгляд и трудно было им солгать. Он никогда их не наказывал – он только пристально смотрел, и это было сильнее наказания. Наказать он мог тем, что не обращался к провинившемуся, не брал с собой на прогулку. А в прогулке была главная радость детей – Лев Николаевич ходил с ними по хозяйству, на охоту, в лес, чтобы что-то рассказать, чему-то научить, любил делать с детьми гимнастику.

И рассказы Толстого для детей часто посвящены семейным отношениям. рассказывают о жизни разных семей. Это известные вам “Рассказы из Азбуки”.

УЧАЩИЕСЯ по иллюстрациям вспоминают содержание знакомых рассказов. Это и другие рассказы о детях, например, “Косточка"” (чтение и обмен впечатлениями).

6. ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Приложение

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

Был на квартиру налет?

К нам заходил бегемот?

Может быть, дом не наш?

Может, не наш эта квартира?

Просто приходил Сережка,

Поиграли мы немножко.

– Значит, это не обвал?

– Значит, слон у нас не танцевал?

– Очень рада.

Оказалось,

Я напрасно волновалась!

Н. Саконская. Разговор о маме

Если был бы я девчонкой –

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал.

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел.

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам.

Отчего ж я не девчонка?

Я бы маме так помог f

Мама сразу бы сказала:

"Молодчина ты, Сынок!"

Э. Успенский. Все в порядке

Я маму мою обидел,

Теперь никогда – никогда

Из дому вместе на выйдем,

Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,

И я ей не помашу.

Она ничего не расскажет,

И я ей не расскажу...

Возьму я мешок за плечи

Я хлеба кусок найду,

Найду я палку покрепче,

Уйду я, уйду в тайгу!

Я буду ходить по следу,

Я буду искать руду

И через бурную реку

Строить мосты пойду!

И буду я главный начальник.

И буду я с бородой,

И буду всегда печальный

И молчаливый такой...

И вот будет вечер зимний.

И вот пройдет много лет,

И вот в самолет реактивный

Мама возьмет билет.

И в день моего рожденья

Тот самолет прилетит,

И выйдет оттуда мама,

И мама меня простит.

З. Мошковская

Брошен небрежно

На снинку кровати

Старый, потрепанный

Мамин халатик.

Я подаю его

Бережно маме,

А почему –

Догадаетесь сами:

Если наденет

Халатик цветной,

Значит, весь вечер

Пробудет со мной.

Г. Лемыкина. Мама

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех занятиях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне дюбо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

чудесного творят:

Ласкают, вяжут, метят,

все что-то мастерят.

Ко сну ночник засветят

И тут замолкнут вдруг.

Нежнее нет на свете

И нет добрее рук.

Л. Квитко. Бабушкины руки

У меня есть дедушка.

Как зима седой.

У меня есть дедушка

С белой бородой.

Много знает дедушка

Былей-небылиц

Про луну и солнышко,

Про зверей и птиц.

Мне на все мой дедушка

Может дать ответ.

А не стар мой дедушка,

Хоть ему сто лет.

Р. Гамзатов. Мой дедушка

Любили тебя без особых причин

За то, что ты внук,

И за то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За те, что растешь,

За то, что на папу и маму позой.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

Платьев у мамы В этом уходит

Ну прямо не счесть. Она на завод.

Синее есть В этом в театр

И зеленое есть, И в гости идет.

Есть голубое В этом

с большими цветами Занята чертежами...

Каждое служит Каадое служит

По-своему маме. Пв-своему маме.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я искренне рада нашей встрече. Семья -главное богатство в жизни. И если в семье царят взаимопонимание и доверие тепло и уют, это настоящее счастье. А если вся семья еще и любит читать, то это счастье вдвойне.

Наша программа называется: «Будет в семье лад, коли книге рад». И сегодня мы собрались вместе, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией, поболеть за дружные семьи, которые рискнули принять участие в сегодняшнем конкурсе.

Тема нашей встречи «Семейное чтение».

Представляем участников конкурса:

Любой конкурс невозможен без жюри. (Представляется состав жюри)

Вед. Наш первый конкурс «Семейный портрет».

Сейчас каждая семья попытается рассказать о себе, о своих семейных увлечениях, интересно, творчески, с задором. Нет на свете одинаковых детей и родителей, каждая семья интересна по своему. Давайте убедимся в этом.

Приглашаем семью... (Выступают семьи)

Вед. Спасибо семьям, а жюри за работу.

Издавна семья состояла не из одного поколения. В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки и т.д. Жили они дружно, весело, друг друга уважали. Мы нашли много свидетельств тому.

Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе ее закончить.

- Семья в куче... - (не страшна и туча)

- Не нужен и клад... - (когда в семье лад).

- Дом вести...- (ис бородой трясти).

Вед. Это была не большая разминка, перед Предстоящие конкурсом.

Наше следующее задание называется «Гонка ая лидером». Вам необходимо ответить на мои вопросы, Я поочередно для каждой семьи

задаю вопрос - с нас правильный ответ. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Вопросы:

I . Есть у каждой книги, у дерева тоже есть, но у дерева опадают (Листок) 2.Главыый ropqg шлягера «В траве сидел кузнечик» (Кузнечик) З.Какое государство упоминается в тнтулй Гамлета, принца Датского? (Дакия)

4. По чему бьют в хоккее с шайбой? (По шайбе)

5.0 вчинка 5 которая стоила древним греком большой выделки. (Руно)

б.Текущий по усам. (Мед)

7. Свод армейской мудрости. (Устав)

8- Город, где огней так много золотых. (Саратов)

9. Не идущая к Магомету. (Г*ора)

ЕО.Часть тела, которую предлагают в комплексе с сердцем. (Рука)

I1 . Атрибут избы, который лучше ис иыносить. (Сор) 12,Райское местечко для влюбленных. (Шалаш) 13,Жидкость, без которой ни туда и ни еюда, (Вода) 14.Черные, жгучие и опасные. (Очи)

15. Заходящий за разум. (Ум)

16- Иа вес ЯЗЫКИ мастер. (Полиглот)

17, Декежная единица рублевой зоны, (Рубль)

18. Автомобиль, названный в честь великой русской реки. (Волга)

19. Вздор, предпочитавший, чтоО em несли. (Околесица)

20- Слово, которое и кошке приятно, (Доброе)

■ Всем спасибо.

Наш следующий конкурс. Он называется: «Что за прелесть эта сказки».

Я зачитываю отрывки из детских сказок, а ваша задача назвать автора л название сказки.

За полный ответ 5 баллов, если вспоминаете только автора или только название произведения - то 3 балла.

Варианты отрывков из сказок:

.. . Хозяин выскочил навстречу гостям, сорвал с плешивой головы шапочку и низко кланялся, прося зайти.

- Не мешало бы нам перекусить хоть сухой корочкой, - сказала Лиса.

- Хоть коркой хлеба угостили бы, - повторил Кот. («Золотой ключик, или Приключения Буратино». А.Н.Толстой).

.. . Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». А.С.

Пушкин).

...- Апчхи, - оглушительно чихнул неизвестный старик и упал ниц, -приветствую тебя, о прекрасный и мудрый отрок!

- Вы откуда? Из самодеятельности?

- О нет, о юный мой повелитель! Я вот из этого трижды проклятого сосуда... («Старик Хоттабыч». Л. И. Лагин)

.. . И когда пришел настоящий час, стало у молодой купеческой дочери, красавицы писаной, сердце болеть и щемить, ровно стало что-нибудь подмывать ее, и смотрит она то и дело на часы отцовские, аглицкие, немецкие, - а все ей пускаться в дальний путь. А сестры с ней разговаривают, о том о сем расспрашивают, подзадерживают. («Аленький цветочек». СТ. Аксаков)

.. . Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла. Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют. Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? («Двенадцать месяцев» С.Я. Маршак)

... Наконец и в путь обратный Со своею силой ратной И с девицей молодой Царь отправился домой. Перед ним молва бежала,

Быль и небыль разглашала.(«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкин)

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!» («Цветик - семицветик». В.П. Катаев).

.. . Он подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи. («Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Д.Н.Мамин-Сибиряк).

Вед. Наши мамы - молодцы! В следующем конкурсе мы посмотрим, на чтоспособны дети.

Проводится обзор книжной выставки: «Волшебный ларец сказок»

(Концертный номер)

Вед. Пока жюри подводит итоги у нас очень приятный момент. В этом вы сейчас убедитесь.

1. Чтоб жила библиотека, надо Чтоб в нее читатель заходил Хоть иногда... Вы со мной Согласны? Да!!

2. Чтоб страна была сильна, Надо...

Надо. Чтоб дружна была семья! Вы со мной согласны? Да!

3. Чтоб страна была умна,

Надо

Чтоб в семье читали книгу!

Вы со мной согласны? Да!

Вед. А сейчас обещанный приятный момент. Награждение самых активных читателей нашей библиотеки.

- Номинация «Самый юный читатель»

- Номинация «Самый активный читатель» - Баталова Гузель

- Номинация «Почитатель сказок» - Костина Анастасия

- Номинация «Самая читающая семья» - семья Ахметовых - мама папа и 2 их сыновей. (Аплодисменты победителям)

А мы продолжаем.

Вед. Важным элементом крепости, сплоченности и душевного согласия в семье является, конечно, семейное чтение. И мудрые родители, в каком бы веке они не жили, всегда понимали это. Читая всей семьей и малые и взрослые, соприкасаясь с жизнью литературных героев, приобщались к высокому и духовному, чем так богата мировая литература. Насколько эта традиция отлична от смотрин телевизора - чистотою общения, человечностью, душевностью - нет нужды доказывать.

Возродить ее - значит укрепить семейные узы. 5 ,Наш следующий конкурс называется «Звездный час».

Сейчас вам представится уникальная возможность показать эпизод семейного чтения.

Семьи получают отрывки из произведений.

Распределяют между собой роли, отрепетировав немного, они зачитывают этот отрывок.

Перед выступлением обязательно объявите автора и название произведения. Высший балл-5.

(Пока семьи готовятся проводится игра со зрителями)

Итак, мы готовы присутствовать на семейном чтении наших участников. Жюри продолжает свою работу. Выступит семьи.

Вед. И последняя шаш конкурс. Он называется «Почти буриме».

Я остановилась на нем, потому что знаю всех своих читателей, как больших любителей и знатоков поэзии. Конкурс заключается в следующем. Вы выбираете по конверту, где даны окончания стихотворных строк написанных знаменитыми поэтами, ваша задача - вспомнить и прочитать четверостишие. На обдумывание 3 мин. И так, выбираем конверты и работаем. 1.Кроет, крутя, завоет, дитя.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.

(А.С. Пушкин. «Зимний вечер») 2.Одинокий, голубом, далекой, родном.

Белеет парус одинокий, : В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?

(М.Ю. Лермонтов. «Парус») 3.Береза, окном, снегом, серебром.

Белая береза Под моим окном. Принакрылась снегом, Точно серебром.

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром,

Как бы резвясь и играя, Грохочет в небе голубом.

(Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза»)

Команды готовятся, а вашему вниманию обзор книжной выставки: «Семья колыбель счастья».___

Команды зачитывают отрывки из стихотворений

Вед. Нашему жюри предстоит большая работа - подвести итоги последнего конкурса и всей игры.

А пока жюри думает - музыкальный подарок от детского коллектива «Радуга».

По итогам конкурсов - «Самой читающей семьей» признаны семьи Ахметовыхи, Зариповых. Вам аплодисменты и призы. (Награждение победителей).

Закончился наш праздник. На прощание я хотела бы всем пожелать счастья, добра. Надеюсь, что вам сегодня было весело и интересно. До новых встреч.

1. По нему стучат, плюнув че­рез плечо. (Дерево.)

2. Лакомство, полюбившееся старику Хоттабычу. (Мороженое.)

3, Бьют Еремку по затылку, а он не плачет, только ножку пря­чет. (Гвоздь.)

4. Чтобы тело чище было, ну­жен нам кусочек... (Мыла.)

5. Плывут цвета молока в си­ем небе... (Облака.)

6. Счастливые... не наблюдают (Часов.)

7. Без рук, без глаз, а рисовать умеет. (Мороз.)

8. Всыпать по... число. (Пер­вое,)

9 Мой ... самых честных пра-(Дядя.)

10. Аи,Моська,знать она коль лает на... (Слона.)

11. течет, не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит. (Раса.)

12. А вы... как не садитесь, все в музыканты не годитесь. (Друяя)

13. Стоит копна: спереди ви­лы, сзади метла. (Корова.)

14.... пробелогобычка. (Сказка.)

15. Быть можно дельным... и думать о красе ногтей. (Челове­ком.)

16. Чего можно ждать сидя у моря? (Погоды.)

17. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, слезы пролива­ет. (Лук.)

18. Перед кем не надо метать бисер ? (Свиньи.)

V 19. В здоровом...здоровый

дух. (Теле.)

20, Пишет он, когда диктуют, он и чертит и рисует, а сегодня вечерком он раскрасит мне аль­бом. (Карандаш.)

Кл.час «Не нужен и клад, коли в семье лад»

Никитина С.В., учитель нач. классов

МКОУ СОШ№3, г. Шумиха Курганская обл.

Цель: Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению

Слайд 1 (летний пейзаж)

    Создание психологического комфорта Слаид 2 (солнышко)

Разминка «Доброе утро».

Доброе утро!

Улыбнись скорее! Разотрем ладошки

И сегодня весь день Сильнее, сильнее!

Будет веселее. А теперь похлопаем

Мы погладим лобик. Смелее, смелее!

Носик Ушки мы теперь потрем

И щечки. И здоровье сбережем.

Будем мы красивыми, Улыбнемся снова,

Как в саду цветочки! Будьте все здоровы!

    Обсуждение темы занятия

    Тема нашего занятия зашифровано на слайде. Попробуйте догадаться, какое слово здесь зашифровано. Слайд 3 (pe бус )

7 я (семья)

    Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? Слайд4 (слово -семья)

    Слово «Семья» очень созвучно со словом «семя». Маленькое семечко, которое с большой с любовью посажено в землю, даёт крепкий росток. Затем на нём появляются сначала нежные и красивые цветы, а дальше и добрые плоды.

    Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью растить: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет и появляются дети. Как первые цветочки- сынки и дочки. У родителей начинается главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. И для этого папы и мамы не жалеют ни сил, ни времени.

Слайд 5 (рисунок семьи)

    Я вам предлагаю вам подумать и сказать одним словом «Какая ваша семья?

    Большая семья: - маленькая

    дружная семья; - трудолюбивая

    заботливая семья; - хорошая

    хорошая семья; - строгая

    добрая семья; - здоровая

    весёлая семья; - крепкая

    спортивная семья... -счастливая

    Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать.../

ИГРА В сундучок будем собирать добрые дела, которые вы выполняете дома.

Называют добрые дела, которые они выполняют и кладут сердечко в сундучок: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.)

    Работа над пословицей.

Народ сложил много пословиц и поговорок о семье. Вот одна из них. Слайд 6(послов.)

Не нужен и клад, когда в семье лад.

    Что такое лад? (согласие)

    Как вы понимаете смысл пословицы?

ВЫВОД: Если в семье есть лад, любовь, то и деньги не самое главное, в конце концов их можно всегда заработать. А вот если нет любви, нет согласия, то никакой клад, ни какие деньги уже не помогут. Когда дом наполнен улыбками, пониманием, в нём уютно и тепло всем.

4 . Ромашка-символ семьи. Слайд 7 (фото ромашки)

    Символом семьи считается ромашка.

    Что такое символ?

    Почему выбрали ромашку?

    Ромашка - самый известный и самый распространенный цветок в России. День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору – 8июля. Кроме того, в России ромашка издревле была символом любви.

    А что же является главным в дружной семье, что может сделать их крепче, счастливее? Давайте вместе составим ромашку семейного счастья

Дети читают сти хи и составляют ромашку счастья

    Главное в семье - любовь.

Она ведь все прощает.

Не будет горя и забот у тех,

Кто о любви этой знает. лепесток –любовь

    Что важное в семье - забота.

Забота обо всех вокруг.

И принимаем мы заботу

Из маминых из добрых рук лепесток-забота

    Нелегко порой бывает в этой жизни.

Проблемы всех достают

Но важное в семье - терпенье

Благодаря ему и беды все уйдут лепесток – терпенье

    И крепче будет та семья,

Где есть немного уваженья

И горе будет мимо проходить

И вместе будем жить без сожаленья лепесток - уважение

4 Чистота везде и во всем

Не только в доме, но и в чувствах

И эту чистоту мы сбережем

Чтоб не закончились счастливые минуты лепесток - чистота

    В семье, как на войне,

Здесь долг важней всего

Не забывай о тех, кто рядом:

Ответственность главней всего лепесток- ответственность

5Чтение и обсуждение Слайд 8(иллюстр. к рассказу)

Печенье" В. Осеева

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками.

Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

    Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

    Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

    Ровно... Бабушка , налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

    Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

    Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба...

Какое настроение было у всех вначале? (Веселое.)

Почему у мамы и бабушки изменилось настроение?

О чем думали бабушка и мама? (О том, что их дети эгоисты.)

А кто из ребят все-таки чуть-чуть понял, что поступил неправильно? (Миша)

Что предлагаете сделать Мише и Пете? (Попросить у мамы и бабушки прощения.)

А в вашей жизни были такие ситуации, когда вы не думали о своих родителях?

Вам было стыдно за свои поступки?

Умеете ли вы вовремя исправиться? Или своевременно попросить прощение, если вы кого-нибудь обидели?

б.Творческая работа Слайд 9(фото поделки)

Я предлагаю вам изготовить вот такую ромашку.

Слайд 10

Приклеивание полосок на круг

Слайд 11

Лепестки ромашки.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовыо,

И провожают в путь с добром!

Слайд 12

Закончить наше занятие я предлагаю песней «Взрослые и дети»

Припомнимъ снова и то, что всѣ мы плохо знаемъ по-руски…

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка

…Намедни меня спросили, как правильно – слитно или раздельно – писать начало русской пословицы « На что и клад, коли в семье лад »: "на что " или "начто "?

В данном случае " начто́ " – это просторечное выражение, являющееся местоименным наречием и означающее "зачем", "для чего" (например, начто он мне сдался? ).

Как правило, такие наречия пишутся слитно (например, насчёт ).

В современных словарях, как "фундаментальных", так и "содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка ", местоименное наречие начто почему-то отсутствует.

В Толковом словаре Даля это слово приводится в слитном написании:

НАЧТÓ нар. нá што и начовó , вост .; начаё , тмб . зач ѣ м, къ чему, для чего, на какую потребу, пó что. Дай сюда вилы! «Начто?» Начто было трогать, коли не велятъ. Начто много знать: однако дураками помремъ! (Даль . Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х тт. М.: ТЕРРА, 1995. Т. 2. С. 497).

Удалось отыскать это слово и в одном из современных толковых словарей русского языка, тоже в слитном написании:

НАЧТО" , мест. нареч. и созн. сл. (прост.). Зачем, для какой надобности. Н. он мне сдался? (т.е. зачем он мне нужен) (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 2002. С. 400).