Планирование и репертуар музыкальных занятий в адаптационной группе кратковременного пребывания для детей раннего возраста. «Не отнимайте у ребенка детство!» Адаптационная группа в детском саду: есть ли польза? Адаптационная площадка в детском саду музыка

Адаптация ребёнка к детскому саду, т.е. к новым для малыша социальным условиям, протекает подчас нелегко: происходит смена условий жизни, перестройка всех отношений ребёнка с окружающими.

Для него становится непривычным отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, иной распорядок дня. Наблюдается снижение речевой и игровой активности, нередко ухудшается здоровье.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и педагогических работников.

Для успешной организации работы адаптационной группы необходимо, чтобы время пребывания в детском саду было содержательно насыщено. Ежегодно во второй половине августа в течение 10 дней адаптационная площадка раскрывает свои двери. Проводить адаптационную площадку в августе очень удобно, так как уже заканчивается отпускная кампания, а старшие воспитанники уходят в школу.

Нашими педагогами были разработаны комплексы игр, рассчитанные для совместной активной работы воспитателей группы, в которую поступит ребёнок, детей и их родителей. Длительность проведения одного комплекса игр - 60 минут. Место проведения: групповая комната, площадка на улице. Одновременно в работе принимают участие 8-10 детей с родителями. С детьми и их законными представителями работает воспитатель, руководитель физического воспитания и музыкальный руководитель.

За день до начала работы адаптационной площадки родители посещают практикум «Всё об адаптации», где совместно педагогами и родителями вырабатываются общие для всех участников площадки правила поведения, а также обсуждаются психологические и физиологические особенности протекания адаптации детей в возрасте 2-3 лет, правила поведения семьи дома в этот период.

При проведении игровых комплексов педагогу необходимо следить за реакцией детей и переключаться по мере снижения ими интереса к той или иной деятельности. Вовлечение детей в игры происходит только по их желанию, без принуждения.

Преимущества работы адаптационной группы в детском саду очевидны.

Родители приобретают необходимые знания об адаптации, об условиях жизнедеятельности в детском саду.

Дети знакомятся с обстановкой в группе и на участке, устанавливают эмоциональный контакт с воспитателем и сверстниками, привыкают к условиям детского сада.

Педагоги собирают информацию о семьях будущих воспитанников, что помогает учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, устанавливают эмоциональный контакт с детьми, формируются начала педагогического сотрудничества с семьёй.

Показателем результативности работы адаптационной площадки является степень адаптации ребёнка при поступлении его в детский сад. В семьях, где родители с детьми посещали адаптационную площадку, лёгкая степень адаптации отмечается у 90 % детей, адаптация средней степени тяжести у 10%, тяжёлой степени адаптации не выявлено.

Предлагаемая модель напоминает лестницу, ведущую к успешной адаптации ребёнка и его законных представителей к условиям детского сада, в которой каждый игровой комплекс - это ступень к успеху.

Игровые комплексы в адаптационно й групп е кратковременного пребывания детского сада

Игровой комплекс первого дня «ИГРУШКИ»

Упражнение «Приветствие»

Материал: бейджи с именами детей, родителей, воспитателя, костюмы сказочных персонажей Мальвины и Клоуна, шарики, игрушки.

Сказочные герои встречают детей и родителей на площадке.

Мальвина.

Нет в мире ничего милей

Улыбок наших малышей!

Клоун.

Всё готово для ребят,

Ждёт из в гости детский сад.

М. Мюллер

Мальвина и Клоун провожают детей и родителей в групповую комнату, в которую дети будут в последующем ходить.

В раздевалке детей и родителей встречает воспитатель. Показывает шкафчики детям, обращает внимание на картинку на шкафчике, которая поможет его запомнить.

Воспитатель (В.).

Ах-чки-чки-чки,

Что умеют башмачки?

Башмачки умеют ждать,

Ждать, когда пойдём гулять,

Бегать, прыгать и скакать!

Н. Пикулева

Воспитатель раздаёт бейджи с именами детей и родителей. Все становятся в круг. Педагог знакомится с детьми и родителями.

В.

Вот так я приветствую вас!

Всё самое чистое, лучшее

Готово сегодня для вас.

Здравствуй…

Вы теперь совсем большие,

Поглядите, вот какие!

Здравствуйте, ладошки -

(Участники выполняют движения в соответствии с текстом.)

Хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки -

Топ-топ-топ.

Здравствуйте, щёчки-

Плюх-плюх-плюх.

Пухленькие щёчки -

Плюх-плюх-плюх.

Здравствуйте, губки -

Чмок-чмок-чмок.

Здравствуйте, зубки -

Здравствуй, мой носик -

Бип-бип-бип.

Здравствуйте, ребята,

Всем привет.

Воспитатель машет рукой, дети машут ему в ответ и говорят: «Привет!»

В. Посмотрите, сколько в нашей группе игрушек!

Дети любят игрушки? (Да.)

Дети «да» говорят.

Ну, а разве игрушки

Не любят ребят?

Любят! И приглашают поиграть!

Песня-игра «Поезд игрушек» (сл. и муз. Е. Железновой)

Дети с мамами садятся за столы.

Упражнение «Собери пирамидку»

Материал: игрушки пирамидки по количеству детей.

Педагог предлагает маме и ребёнку за столами сложить пирамидку.

Упражнение «Дорожка к башенке»

Материал: крупный строительный конструктор, игрушки, корзины, игрушечный грузовик.

Педагог раздаёт конструктор и предлагает построить дорожку к пирамидке-«башенке», а затем обыграть постройку с мелкими игрушками. Позднее конструктор складывают в корзины, игрушек усаживают в игрушечный грузовик.

В. На прогулку собираться -

Надо знать, как одеваться.

Вот мои ботиночки,

Красивы, как с картиночки.

Игры в песочнице

Материал:

На улице педагог предлагает поиграть с песком. Показывает, как делать «куличики», «пирожки», действия сопровождает детей потешкой:

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку,

А для милой Танечки

Испеку два пряничка!

Кушай, кушай Танечка,

Вкусные два пряничка!

Я ребяток позову,

Пирожками угощу!

Игровой комплекс второго дня «МАШИНЫ РАЗНЫЕ У НАС»

Упражнение «Приветствие»

Материал:

В. Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте -

Вот так я приветствую вас!

Всё самое чистое, лучшее

Готово сегодня для вас.

Здравствуй…

(Перечисляет имена всех детей.)

Игра «Мы едем на машине»

Цель: развитие умения играть рядом.

Материал: крупные игрушечные машины по количеству детей, колокольчик.

Педагог предлагает детям рассмотреть машины, показать, что их части: колеса, руль, фары. Говорит, что у машин есть дом - «гараж», показывает, где он находится. Приглашает покататься на машинах.

В. Ладушки-ладушки!

Едем в гости к бабушке!

Разойдись, народ:

Нас машина везёт:

И машина хороша:

Едем-едем не спеша:

На машине ехали:

К бабушке приехали:

Постучим в окошко:

Тук-тук-тук!

Подождём немножко:

Динь-динь! Динь-дон!

Бабушка, пусти нас в дом!

Е. Бендрышева

По сигналу колокольчика машины останавливаются, потом следуют в «гараж».

Подвижная игра «Кот в машине»

Цель:

Материал: машины, мягкие игрушки по количеству детей.

Педагог предлагает покатать на машинах игрушки, сама катает кота.

В. Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине,

Кот кататься не привык

Опрокинул грузовик.

А. Барто

Песня-игра «Автобус» (сл. и муз. Е.Железновой)

Цель: развитие доброжелательного отношения друг к другу.

Материал и оборудование: стульчики, разноцветные рули, аудиозапись песенки «Автобус» (сл. и муз. Е.Железновой), магнитофон.

Дети вместе с мамами садятся на стульчики, составленные в два ряда друг за другом, имитируя автобус, крутят рули, имитируют движение автобуса, напевая песенку «Автобус» (сл. и муз. Е. Железновой).

Дидактическая игра «Подбери колёса к машине»

Цель:

Материал: картонные машины и колёса синего и жёлтого цветов по 2 шт. на каждого ребёнка.

Педагог предлагает детям и родителям сесть за столы, рассмотреть машинки и подобрать к ним колёса по цвету.

Воспитатель приглашает выйти на улицу. Обращает внимание родителей на схему последовательности одевания-раздевания.

В. А теперь за дело дружно -

Обуваться всем нам нужно:

Вот ботинок с левой ножки,

Вот ботинок с правой ножки,

И похлопаем в ладошки.

Игры в песочнице

Материал: влажные салфетки, песочные наборы, грузовики, леечки с водой по количеству детей.

На улице дети возят машины за верёвочки по дорожкам, играют с песком, поливают песок в песочнице.

Песочница, песочница,

В песке вся детвора.

Построить домик хочется,

Забавная игра.

А вот Андрюша с Васенькой -

Ребята хоть куда.

Везут в машинах красненьких

Песок туда-сюда.

Большая, настоящая

Кипит работа тут.

И люди работящие

В песочнице растут.

М. Ершова

Дети постепенно покидают площадку на улице.

Игровой комплекс третьего дня «КАПЕЛЬКИ ЧУДЕСНЫЕ»

Упражнение «Приветствие»

Материал: бейджи с именами детей, родителей, воспитателя.

Педагог встречает детей и родителей в раздевалке, помогает найти свой шкафчик, напоминает о бэйдже, провожает в групповую комнату. Участники становятся в круг.

В. Утром солнышко взошло,

Светит лучиком в окно!

Говорим друг другу: «Здравствуй!

С добрым утром! День - прекрасный!»

Е. Субботина (обраб.)

Песня-игра «Капелька чудесная» (сл. и муз. А. Ярановой)

Подвижная игра «Солнышко и дождик» (под муз. М. Раухвергера)

Цель: развитие двигательной активности.

Материал: тростевой зонт, султанчики по количеству детей.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

В. По дорожке я бегу,

(Дети бегают врассыпную, султанчики внизу.)

Остановиться не могу.

Ах, какие! Ох, какие!

Наши детки озорные!

Солнышко спряталось за тучку,

И закапал дождик:

(Дети останавливаются, поднимают вверх руки с султанчиками вверх, машут ими.)

Кап-кап-кап!

Но вот дождик пошёл сильней -

(Воспитатель открывает зонт.)

Под зонтик бегите скорей!

(Дети бегут под зонтик.)

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

(Дети поют песенку дождя: «Кап-кап-кап».)

Ты по зонтику стучи,

Только нас не намочи!

Дождик, дождик,

Что ты льёшь,

(Дети выходят из-под зонтика.)

Погулять нам не даёшь?

(Поднимают руки вверх, кружатся на месте.)

Дождик прошёл, выглянуло солнышко, и дети пошли гулять. (Воспитатель закрывает зонт.)

Воспитатель предлагает пройти за столы.

Рисование «Мыльные пузыри»

Материал: шампунь, гуашь; листы бумаги, кисти, баночки для воды, ёмкость для разведения краски, трубочки - по количеству детей.

В. Рисовать, как всем известно,

Очень-очень интересно!

Мы с тобою целый мир

На бумаге создадим:

Птиц и рыб, дома, людей,

Даже сказочных зверей.

М. Реттих

В ёмкостях приготовлен насыщенный раствор из гуаши с добавлением шампуня.

Ребёнок вместе с мамой берут по трубочке, опускают их кончиками в раствор и начинает дуть - образуется цветная мыльная пена. Мама аккуратно накладывает на ёмкость лист бумаги, получив красивый отпечаток. Дальше маме остаётся немного пофантазировать и дорисовать рисунок кисточками до получения образа.

Воспитатель предлагает полюбоваться рисунками, а затем пройти в умывальную комнату. Дети подходят к умывальникам. Воспитатель рассказывает последовательность умывания: закатать рукава, открыть кран, намочить руки, взять мыло, намылить ладошки, смыть мыло водой, умыть лицо, смыть руки, закрыть воду, вытереться полотенцем. Движения сопровождает потешкой:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Затем дети вместе с мамами отправляются в бассейн.

Игры в бассейне

Детей и родителей сопровождает руководитель физического воспитания.

Дети вместе с родителями произвольно играют в бассейне.

Дети постепенно покидают площадку на улице.

Игровой комплекс четвёртого дня «РАЗНОЦВЕТНАЯ МОЗАИКА»

Упражнение «Приветствие»

Материал: бейджи с именами детей, родителей, воспитателя.

Педагог встречает детей и родителей в раздевалке, помогает найти свой шкафчик, провожает в групповую комнату. Участники становятся в круг.

В. В нашей группе, в нашей группе,

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят,

Вместе рядышком сидят.

А у нас есть… (перечисляет имена всех детей).

Здравствуйте, дети!

Игровое упражнение «Ну-ка, хлопаем в ладоши!» (под песню «Весело идём», сл. и муз. М. Картушиной)

Дети и родители, стоя в кругу, вместе выполняют движения, в соответствии с текстом.

Ну-ка, хлопаем в ладоши

Дружно, веселее!

Застучали наши ножки

Громче и быстрее!

Вот как мы шагаем,

Посмотри!

Ножки поднимаем,

Раз, два, три!

Как шагают ножки -

Топ-топ-топ,

Прямо по дорожке -

Топ-топ-топ!

Дидактическая игра «Выложи цветочек для бабочки»

Цель: развитие умения подбирать предметы по цвету.

Материал: крупная мозаика в корзинах, бабочки красного, зелёного, жёлтого, синего цветов.

Воспитатель показывает детям бабочек, уточняет их цвета. Дети получают по бабочке, вместе с мамами садятся на ковёр, выкладывают из мозаики цветочек по цвету бабочки.

В. Посмотри-ка, мамочка!

Ой! Какая бабочка!

Сколько чёрточек и точек!

На цветке сидит… цветочек!

В. Барданов

Подвижная игра «Где мои детки?»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве.

Материал: маска курочки для взрослого.

Дети-«цыплята» бегают по площадке, «клюют зёрнышки», педагог в маске курочки находится в стороне. После слов:

Куд-куда, куд-куда!

Ну-ка, быстро, все сюда!

Быстро к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

«Цыплята» бегут к курочке.

Упражнение «Дорожка и зёрнышки для цыплят»

Материал: мозаика, картонные силуэты цыплят - по количеству детей.

Дети за столом выкладывают из мозаики «дорожку», насыпают «зёрнышки» для цыплят.

В. Жёлтый цыпленок весёлого нрава,

Вышел из дома, потопал направо.

Очень хотелось цыпленку скорей

Встретить надёжных и верных друзей.

И. Глазкова

Музыкальная игра «Тихо-громко» (сл. Ю.Островского, муз. Е.Тиличеевой)

Цель: развитие чувства ритма.

Материал: погремушки по количеству детей и взрослых.

Воспитатель раздаёт погремушки и предлагает погреметь погремушкой, спрятать за спину, греметь, спрятать, погреметь и т.д. Тихо, громко, быстро, медленно.

Воспитатель предлагает обуться, одеться и выйти на улицу. Обращает внимание родителей на схему последовательности одевания-раздевания.

В. На прогулку собираться -

Надо знать, как одеваться.

Вот мои ботиночки,

Красивые, как с картиночки.

Игры в песочнице

Материал: влажные салфетки, песочные наборы, леечки с водой по количеству детей.

В. Посреди двора - гора

На горе идёт игра.

Вот тебе, дружок, совок,

Залезай-ка на песок:

Чистый, жёлтый и сырой

Хочешь - рой,

А хочешь - строй,

Хочешь - куклам испеки

Золотые пирожки.

В. Берестов (обраб.)

После игры дети вместе с педагогом из леечек поливают песок в песочнице, накапывают горку из песка лопатками.

Дети постепенно покидают площадку на улице.

Игровой комплекс пятого дня «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ…»

Упражнение «Приветствие»

Педагог встречает детей и родителей в раздевалке, помогает найти свой шкафчик, провожает в групповую комнату. Участники становятся в круг.

В. Здравствуй… (перечисляет имена всех детей).

В детский садик вы пришли

И друзей себе нашли.

Будем в игры мы играть,

Вместе быть нам интересно,

Танцевать и петь - чудесно.

В сотни игр играть мы сможем,

Наша дружба нам поможет.

Н. Яковлева (обраб.)

Подвижная игра «Мой весёлый, звонкий мяч»

Цель: развитие двигательной активности.

Материал: мячи среднего диаметра по количеству игроков.

Дети стоят в шеренге на одной стороне площадки с мячом в руках, вслед за воспитателем хором произносят текст и в такт словам слегка сгибают ноги в коленях:

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой!

С. Маршак

С последними словами дети бросают мяч вперёд двумя руками из-за головы и бегут за ним. Догнав мяч, поднимают его вверх. Игра повторяется 4-5 раз.

Подвижная игра «Весёлые мячики»

Цель:

Материал: мячи среднего диаметра по количеству детей.

Все берут по одному мячу и играют: показывают, прячут, поднимают, опускают, катают друг другу и т.д.

В. Скачет мячик, как живой.

Мячик, мячик, что с тобой?

Ничего он не сказал,

Лишь быстрее поскакал.

Т. Коваль

Дидактическая игра «Полетели пузыри»

Цель: развитие представлений об основных цветах.

Материал: 4 корзины-тележки, маленькие мячи.

Педагог вывозит «паровозик» - 4 корзины-тележки, уточняет названия цветов, затем выбрасывает из корзины мячики, а дети собирают их по цвету в корзины.

Ты смотри-смотри-смотри,

Полетели пузыри:

Голубой…

Выбирай себе любой!

Е. Благинина

Подвижная игра «Раздувайся, пузырь»

Цель: развитие слаженности движений.

Педагог предлагает детям и мамам встать в круг. Движения выполняются в соответствии с текстом.

Посмотри, посмотри

Мы пускаем пузыри!

Надувайся пузырь,

Раздувайся большой.

Оставайся такой

И не лопайся.

Лопнул пузырь!

Подвижная игра «Тоннель для малышей»

Цель: расширение диапазона двигательных умений.

Материал: обручи по количеству взрослых участников.

Взрослые из обручей выстраивают тоннель, а дети по очереди пролезают в него.

Рисование «Красивый мяч»

Материал: по количеству детей - силуэты мячей, гуашь, кисти, влажные салфетки.

Дети вместе с мамами садятся за столы и закрашивают силуэты мячей.

Затем воспитатель приглашает детей с родителями в бассейн. Детей и родителей сопровождает руководитель физического воспитания.

Игры с мячами в бассейне

Дети вместе с родителями произвольно играют с мячами в бассейне.

Дети постепенно покидают площадку на улице.

Игровой комплекс шестого дня «ЯРКИЕ ПЛАТОЧКИ»

Упражнение «Приветствие»

Педагог встречает детей и родителей в раздевалке, помогает найти свой шкафчик, провожает в групповую комнату. Участники становятся в круг.

В. Здравствуй… (перечисляет имена всех детей).

Быстро в садик собирались,

Вместе с мамой отправлялись.

«Добрый день! - друзьям кричу. -

С вами я играть хочу!»

Е. Субботина

Педагог раздаёт детям разноцветные платочки.

Пляска с платочком (сл. И. Грантовской, муз. Е Теличеевой)

В. Как похожи на цветочки

Наши яркие платочки!

И ребята наши тоже

На цветочки все похожи!

Танец-игра «Ты беги, беги, платочек»

Цель: развитие умения двигаться с предметами.

Материал и оборудование: платочки - по количеству детей, аудиозаписи музыки для детей по выбору педагога, магнитофон.

Взрослые и дети, стоя в кругу, передают друг другу платочек, приговаривая:

Ты беги, беги, платочек,

Быстро, быстро по рукам.

У кого платок остался,

Тот сейчас станцует нам.

Тот, у кого в руках остался платочек, выходит в центр круга и танцует под музыку.

Подвижная игра «Мы платочки постираем»

Цель: развитие мелкой моторики, слаженных действий.

Материал: верёвка, прищепки, платочки - по количеству детей.

В углу протянута между двумя стульями верёвка с прищепками.

В. Платочки наши хороши,

Но испачкались они.

Мы платочки постираем,

Крепко, крепко их потрём,

Вот так, вот так

Крепко, крепко их потрём

(Трут платочки кулачками - «стирают».)

А потом, а потом

Мы платочки отожмём,

Вот так, вот так

Мы платочки отожмём.

(«Выжимают» воду.)

А теперь мы все платочки

На веревку отнесём,

Вот так, вот так

Мы платочки отнесём.

(Идут к верёвке, развешивают платочки, мамы помогают их закрепить прищепками.)

Пусть просохнут все платочки.

А пока мы отдохнём,

Вот так, вот так

А пока мы отдохнём

(Отходят, садятся в сторонку, ручку под щёчку - «отдыхают».)

А теперь платки погладим,

(Идут к верёвке, снимают платочки.)

Мы погладим утюгом,

Вот так, вот так

Мы погладим утюгом

(Платочек кладут на левую ручку, правой гладят по нему.)

А теперь платком помашем

И с ним весело попляшем,

Вот так, вот так

Мы с платочками попляшем.

Пляска «Чок да чок» (сл. и муз. Е. Макшанцевой)

Воспитатель предлагает сесть за столы.

Дидактическая игра «Прищепки»

Цель: развитие представлений об основных цветах и мелкой моторики.

Материал: платочки и прищепки основных цветов - по количеству детей.

Воспитатель предлагает детям назвать цвета платочков, а затем сесть за столы, подобрать прищепки по цвету платочка и прикрепить к нему.

Рисование «Красивые платочки»

Материал: квадратные заготовки бумаги большого размера, гуашь, кисти, подносы - по количеству детей, по 4 штампа из поролона на каждого ребёнка.

Детям предлагается украсить платочки с помощью штампов. Дети вместе с мамами садятся за столы, обмакивают штамп в гуашь и ставят несколько оттисков на «платочек», использованный штамп кладут на поднос. То же повторяют с другими цветами. Мама кисточкой помогает завершить образ.

Воспитатель предлагает выйти на улицу. Обращает внимание родителей на схему последовательности одевания-раздевания.

В. На прогулку собираться -

Надо знать, как одеваться.

Мы похвалим тех детей,

Кто оденется быстрей.

Материал:

В. По волнам, как в океане,

Плавает кораблик в ванне.

Впереди вода бурлит,

Осторожно, это кит!

Т. Коваль

Дети постепенно покидают площадку на улице.

Игровой комплекс седьмого дня «ПЕТЯ-ПЕТУШОК»

Упражнение «Приветствие»

Материал: кукла бибабо петушок.

Педагог встречает детей и родителей в раздевалке, помогает найти свой шкафчик, провожает в групповую комнату. Участники становятся в круг.

В. Здравствуй… (перечисляет имена всех детей).

В детский садик вы пришли

И друзей себе нашли.

Будем в игры мы играть,

Вместе быть нам интересно,

Танцевать и петь - чудесно.

В сотни игр играть мы сможем,

Наша дружба нам поможет.

Н. Яковлева (обраб.)

Воспитатель надевает на руку куклу бибабо петушка.

В. Посмотрите, дети, кто сегодня пришёл к нам в гости! (Петушок.)

Спозаранку петушок

Чистит хвост и гребешок,

Прочищает горлышко,

Ищет лапкой зёрнышко.

Любит Петя всех будить,

«Кукареку» выводить:

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-рей!

Просыпайтесь поскорей!

Л. Огурцова

Проговаривание стихотворения «Петушок»

Цель: обогащение активного словаря.

Петушок, петушок!

Подари мне гребешок.

Ну, пожалуйста! Прошу!

Я кудряшки расчешу.

Г. Лагздынь

Воспитатель предлагает сесть за столы.

Упражнение «Заборчик»

Материал: наборы крупной мозаики - по количеству детей.

Педагог предлагает детям выложить для домика Петушка заборчик, чередуя два цвета мозаики.

В. Говорит наш петушок:

Ку-ка-ре-ку!

Гордо по двору хожу,

За собой цыплят вожу.

А усядусь на забор -

Вижу сразу целый двор.

В. Стоянов

Петушок любуется заборчиком каждого и благодарит детей.

Воспитатель предлагает за столами нарисовать петушка.

Рисование «Петушок»

Материал: по количеству детей - бумажный силуэт петушка, палочки, наборы карандашей, фломастеры, клеящие карандаши.

Дети вместе с мамами за столами раскрашивают петушка, а затем мамы наклеивают его на палочку.

В. Петя, Петя, Петушок!

Как красив твой гребешок,

Хвостик разноцветный

И наряд заметный.

Песня-игра «Как говорят животные» (сл. и муз. А. Ярановой)

Воспитатель предлагает выйти на улицу.

В. Чтоб не отстать

От весёлых друзей,

Учись одеваться,

Мой друг, побыстрей!

Г. Шалаева

Игры в сухом бассейне

Материал: сухой бассейн с разноцветными мячами.

Воспитатель предлагает поиграть в сухом бассейне с мячами.

Дети постепенно покидают площадку на улице.

Игровой комплекс восьмого дня «ЧУДО-САД»

Упражнение «Приветствие»

Педагог встречает детей и родителей в раздевалке, помогает найти свой шкафчик, провожает в групповую комнату. Участники становятся в круг.

В. Здравствуй… (перечисляет имена всех детей).

Это что за чудо-сад?

Здесь не зреет виноград,

Не растёт клубника,

Малина, земляника.

Сюда приходят малыши,

И дружны, и хороши,

Потому что ссориться

В садике нельзя.

Здесь растут не злючки,

А верные друзья!

Е. Григорьева (обраб.)

Упражнение «На машине грузовой»

Материал: игрушка грузовая машина, муляжи овощей, корзина.

Педагог в группу ввозит грузовик с овощами:

Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Ты ворота отворяй!

Едет с поля урожай!

Все садятся на ковёр, воспитатель показывает и называет, какие овощи привёз грузовик, дети выбирают себе понравившиеся. Воспитатель называет имя ребёнка, он несёт свой муляж в большую корзину, проговаривая его название и цвет, например: «Миша принёс зелёный огурец. Миша, что ты принёс?». Миша отвечает: «Я принёс зелёный огурец».

Дети становятся в круг.

Песня-игра «На весёлой ярмарке» (сл.Н. Подлесовой, муз. В. Юдиной)

Воспитатель предлагает сесть за столы.

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Цель: развитие умения различать и называть овощи.

Материал: разрезные картинки с изображением овощей.

Дети вместе с мамами складывают разрезную картинку и называют, что на ней изображено.

Дидактическая игра «Сбор яблок»

Цель: развитие умения группировать предметы по величине.

Материал: 2 грузовика, силуэты яблок - разные по величине.

Воспитатель предлагает детям собрать яблоки: маленькие в маленький грузовик, большие - в большой.

Физкультминутка «Варим компот»

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много - вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим, сахарок.

Варим, варим мы компот -

Угостим честной народ!

Движения выполняются в соответствии с текстом.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: развитие умения различать фрукты и овощи.

Материал: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Воспитатель вносит «чудесный мешочек» и говорит, что в нём лежат овощи и фрукты, предлагает детям поиграть. Вызванный ребёнок достаёт из мешочка и называет его, например: «Я нашёл морковку», - затем показывает предмет всем.

Изготовление масок-ободков «Яблоки»

Материал: зеркало, по количеству детей - заготовки для масок-ободков, гуашь, кисти, клей, бумажные силуэты яблок.

Дети закрашивают гуашью силуэты яблок, мамы наклеивают их на основание масок-ободков, а потом наряжают детей и себя. Любуются в зеркале.

В. Яблочко над головою,

Золотое, наливное!

Ты в росе купалось,

Солнцем утиралось!

А. Пысин

Воспитатель предлагает обуться, одеться и выйти на улицу.

Игры с водой на игровой площадке

Материал: тазы с водой, водоплавающие игрушки, бумажные полотенца - по количеству детей.

Педагог предлагает детям поиграть с водоплавающими игрушками.

В. Мы очень подружились

За нашею игрой.

Игра игрой сменяется,

Кончается игра,

А дружба не кончается.

Ура, ура, ура!

В. Берестов

Дети постепенно покидают площадку на улице.

Игровой комплекс девятого дня «БАБУШКИН ДВОР»

Упражнение «Приветствие»

Педагог встречает детей и родителей в раздевалке, провожает в групповую комнату. Участники становятся в круг.

В. Здравствуй… (перечисляет имена всех детей).

Утро начинается -

Дети собираются!

В детский сад бежали вместе:

Вместе детям интересней

М. Халеева (обраб.)

Инсценировка «Чей голосок?»

Цель: развитие фонетического слуха.

Материал: ширма, куклы бибабо петушок, курочка, уточка, гусь.

Воспитатель показывает инсценировку.

Запели детки песенку,

Пели, пели:

Ля-ля-ля! - и допели.

Теперь ты, петушок, пой!

Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.

Ты спой, курочка!

Ко-ко-ко, - спела курочка!

Твоя очередь, уточка!

Кря-кря-кря. - затянули утки.

А ты гусь?

Га-га-га, - гогочет гусь.

А вы, детки, что споёте?

Ма-ма, ма-ма!

Складная песенка получилась.

Песня-игра «Как говорят животные» (сл. и муз. А. Ярановой)

Музыкальная игра «Курочки и козлик» (сл. и муз. М. Картушиной)

Цель: развитие умения согласовывать действия со словами.

Материал: кокошник козлика для взрослого.

Дети-«курочки» бегают врассыпную, приседают, стучат пальчиками по полу - «клюют», когда появляется козлик, дети от него убегают.

Прибежали курочки

В огород на грядки,

Привели с собою

Маленьких цыпляток.

Ко-ко-ко! Стук-стук-стук! -

Клювики стучали.

И морковку и салат

Курочки щипали.

Ме-ме-ме! Всех поймаю!

Ме-ме-ме! Забодаю!

Игра повторяется несколько раз.

Дидактическая игра «Кто живёт во дворе»

Цель: знакомство с домашними животными.

Материал: домик, набор мелкого строительного материала - по количеству детей.

Воспитатель предлагает детям помочь бабушке найти её домашних животных. Дети рассматривают карточки с изображениями, называют домашних животных, раскладывают их вокруг домика, а затем строят заборчик.

Подвижная игра «Курочка-хохлатка»

Цель: развитие игровых навыков.

Материал: кокошники курицы и кота для взрослых.

Воспитатель предлагает двум мамам надеть кокошники кота и курицы и поиграть с детьми в соответствии с текстом потешки.

Вышла курочка-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко-ко,

Не ходите далеко».

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет!

Песня-игра «Гуси»

Цель: формировать умения согласовывать движения с текстом.

Материал и оборудование: платок, фартук, кокошники белого и серого гусей для взрослых, аудиозапись «Гуси» (рус. нар. песня).

Дети и взрослые, стоя в кругу, выполняют движения в соответствии с текстом.

Музыкальная игра «Бубен и погремушки» (сл. М. Картушиной, рус. нар. мелодия «Заинька»)

Воспитатель предлагает пойти на прогулку.

Игры в песочнице

Материал: влажные салфетки, песочные наборы, мелкие игрушки домашних животных, леечки с водой по количеству детей.

На улице педагог предлагает поиграть с песком, построить домики для домашних животных. Показывает, как правильно строить домики, действия сопровождает потешкой:

Мы построим домики

Домики для зверей,

Чтобы в этих домиках

Им жилось теплей.

После игры дети вместе с педагогом из леечек поливают песок в песочнице, накапывают горку из песка лопатками.

Дети постепенно покидают площадку на улице.

Игровой комплекс десятого дня «ФЛАЖКИ»

Упражнение «Приветствие»

Цель: закрепление доброжелательного отношения друг к другу.

Педагог встречает детей и родителей в раздевалке, провожает в групповую комнату, раздаёт разноцветные флажки, участники становятся в круг.

В. Здравствуй… (перечисляет имена всех детей).

Когда мы верим в чудеса,

Они не могут не случиться!

Какие добрые глаза

И у-ди-ви-тель-ны-е лица!

Ваш смех звенит, горят глаза,

И признаемся мы друг другу,

Что ходит доброта по кругу

И учит верить в чудеса!

Н. Пикулева

Подвижная игра «Что умеют наши ножки»

Цель: развитие двигательной активности.

Дети вместе выполняют движения в соответствии с текстом потешки:

Что умеют наши ножки?

Мы шагаем по дорожке!

(Маршируют по кругу.)

Что умеют наши ножки?

Побежим-ка по дорожке!

Что ещё умеют ножки?

Приседаем на дорожке!

(«Пружинка».)

Что ещё умеют ножки?

Пусть попляшут на дорожке!

(Выставляют поочерёдно ногу вперёд на пятку.)

Что ещё умеют ножки?

Отдохнуть бы нам немножко!

(Гладят ножки, приседают, подложив ладошки под щёчку.)

Воспитатель раздаёт детям флажки.

Пляска с флажками (сл. и муз. Г.Вихаревой)

Подвижная игра «Раз, два, три – к обручу беги»

Цель: расширение диапазона двигательных умений с предметами.

Материал: 4 обруча, колокольчик, флажки четырёх цветов по количеству детей.

Дети ходят с флажками врассыпную, по сигналу колокольчика бегут к обручу такого же цвета, как флажок.

Воспитатель раздаёт детям гимнастические палки.

В. В пыли валялась палка.

Её мне стало жалко.

Взяла я палку, и она

Превратилась в скакуна!

В. Ланцетти

Пляска-игра «Скакунок» (сл. и муз. Л. Хисматуллиной)

Аппликация «Флажки»

Материал: силуэты флажков, клей, кисти, силуэты цветочков, палочки - по количеству детей.

Воспитатель предлагает разукрасить флажок и прикрепить его на палочку.

В. Посмотрите, посмотрите!

Вот какой флажок у Мити!

Кто флажок подарил?

Митя сам смастерил!

Он с флажком идёт гулять.

О. Высотская

Рефлексия «Красивые флажки»

Цель: изучение степени удовлетворённости родителей.

Материал: силуэты флажков по количеству родителей, магнитная доска.

Родителям раздает воспитатель флажки и предлагает оценить степень удовлетворенности работой адаптационной площадки. Родители пишут своё мнение, рекомендации и прикрепляют флажки на магнитную доску.

Все становятся в круг.

В. Детки в садике живут,

И играют, и поют,

Здесь друзей себе находят,

На прогулку с ними ходят.

Здесь читают и мечтают,

Незаметно подрастают.

Детский сад - второй ваш дом.

Как тепло, уютно в нём!

Вы его любите, дети,

Самый добрый дом на свете!

Г. Шалаева

Дети обуваются, одеваются и выходят на улицу.

В. Когда мы верим в чудеса,

Они нас ждут зимой и летом!

Пусть наполняют добрым светом

Сердца детишек чудеса!

Н. Пикулева (обраб.)

Детей и родителей на улице встречают сказочные герои Мальвина и Клоун, играют с ними и приглашают приходить в детский сад.

В. Целый день в саду играем,

И танцуем, и гуляем,

И читаем, и поём -

Дружно, весело живём.

А под вечер в час прощанья

Всем мы скажем: «До свиданья!»

Будет завтра детский сад

Снова в гости ждать ребят.

Е. Субботина

Дети постепенно покидают площадку на улице.

О. Клим, Н. Козловская

Конспект занятия. Тема: «Домашние животные. Кошка»

Младенцева Дарья Геннадьевна, воспитатель МДОУ «ЦРРд/с «Дружба»
Описание: Вашему вниманию предлагается конспект занятия ориентированный на детей, посещающих адаптационные группы в дошкольных учреждениях, направленный на осуществление преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в детском саду.
Назначение работы: материал предназначен педагогам адаптационных групп в детских садах.

Цель: содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Задачи:
Формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.
Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Подготовка детей к поступлению в детский сад.

Оборудование: колокольчик, корзинка с кошкой-игрушкой, мешочек, геометрические плоские формы (квадрат, треугольник) на каждого ребенка, ноутбук, колонки, листы белой бумаги с нарисованными кошкой и мышками (4-5шт) на каждого ребенка, карандаши.

Ход занятия

1.Встреча детей и родителей, включение детей в самостоятельную игру с родителями. Консультирование родителей по запросу.

2.Приветствие. Педагог звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Маша!» и передает колокольчик ей и так по кругу.

3. Игра, направленная на социальное развитие: «Пальчики ходят в гости».
Дети и взрослые садятся на ковер в круг.
Ребята, а вы любите ходить в гости? Сейчас наши пальчики отправятся друг к другу в гости. Смотрите. (показывает детям руки, сжатые в кулаки, затем распрямляет указательные пальцы и разыгрывает небольшое представление,
- Привет, я пальчик правый (слегка сгибает и разгибает палец правой руки в такт словам, а ты кто?)
- А я пальчик левый (слегка сгибает и разгибает палец левой руки). Давай дружить? (Приближает оба пальца друг к другу - «пальчики целуются»; сцепляет пальцы - «пальчики обнимаются».) Ой, смотри, сколько вокруг друзей-пальчиков. Пойдем к ним в гости.
- Покажите свои пальчики.
Воспитатель подносит свою руку к ручке кого-нибудь из малышей:
- Привет, я пальчик. Будем дружить? » («Целует» и «обнимает» пальчик ребенка.)
Затем воспитатель «отправляется в гости к пальчикам» другого малыша.
- Когда мы ходим в гости, мы обязательно здороваемся. Поздороваемся друг с другом и с нашими родителями! (Обращается к каждому малышу, называя его ласково по имени.)

4. Игра: «Кто в гости к нам пришёл?»
Вы ничего не слышите? Мне, кажется, что этот странный звук идет с приемной. Пойдемте посмотрим. Ой, что это? А как вы думаете, что там может быть? Кто это? А как она сюда попала? Кто же принес к нам корзину? Давайте пригласим гостью к нам. Скажем «Здравствуй, кошечка, проходи, пожалуйста». Давайте познакомимся с нашей гостьей. Представимся друг другу. Меня зовут Даша. Это Илюша, Маша и т.д. А давайте, и мы придумаем нашей кошке имя.
Педагог с детьми рассматривают кошку, гладят его шерстку.
-Посмотрите, какая она красивая, мягкая, пушистая. Погладьте её. А где у котика ушки, усы – удивительной красы, глазки, которыми он видит даже ночью? (Дети показывают.)
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые!
Кошечке очень понравилась потешка и она просит рассказать о ней еще раз при помощи движений рук.
Дети вместе с воспитателем рассказывают стих с помощью движений рук.

5. Музыкальная игра: «Киска» (Железнова, мамины уроки 2, дорожка 33)

6.Игра: «Домик для кошечки»
Цель: формировать обобщенное представление о доме; учить строить дом по схеме; учить детей простым приёмам конструирования: соединять детали на плоскости, располагая их горизонтально и вертикально.
Ребята, посмотрите, а в корзинке у кошечки лежит какой-то мешочек? Что это здесь? (Фигуры)
А давайте с помощью фигур мы с вами построим дом для нашей кошки! (Игра геометрическими формами.)

7.Песенка: «Котёнок» (Железнова, песенки возгласы). Прослушивание.

8.Чтение потешки: «Кисонька - Мурысонька».
Цели: помочь детям понять содержание услышанного; вызвать соответствующее эмоциональное отношение к кисоньке; воспитывать умение слушать.
- Кисонька-мурысонька,
Где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна!
Не ешь одна!
Не ешь одна! Угости ребяток!

9.Музыуальная подвижная игра: «Едет котик» (Железнова, подвижные игры)

10.Пальчиковая игра: «На ладошку села кошка»
1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.
(загибаем пальчики)
Вот кулак, а вот ладошка.
(показать кулак и ладошку)
На ладошку села кошка и крадется потихоньку,
(по ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка)
Может, мышка там живет?
Кошка мышку стережет. Мяу!
(как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)

11. Рисование. Тема: «Спрячь мышку» (карандаши)
Цель: Учить правильно держать карандаш или фломастер; самостоятельно рисовать (зарисовывать); формирование интереса к рисованию.
Жила¬-была маленькая мышка. Однажды пошла мышка погулять.
Вдруг слышит, как кто-¬то кричит совсем рядом: «Мяу!». Это кошка хочет поймать мышку! Испугалась маленькая мышка, задрожала... Давай скорее спрячем мышку от кошки!

Адаптационная игра более успешна в обстановке, имитирующей детский сад. Поэтому желательно проводить ее прямо в детсадовской группе с выходом на прогулочный участок дошкольного учреждения. В теплое время года адаптационную игру можно организовать на свободном участке детского сада. (В практике такая форма работы получила название адаптационной площадки ). Продолжительность пребывания на адаптационной площадке 2-2,5 часа, посещение свободное. Наилучшие результаты получаются при участии в игре родителей ребенка, братьев и сестер или эмоционально поддерживающих близких взрослых.

Игра строится как ролевое проигрывание основных режимных моментов, проводимых в детском саду: утренний прием детей, завтрак, свободная деятельность, обед, дневной сон, уход домой. Организация адаптационной игры для детей требует предварительной подготовки, необходимого оборудования. По просьбе специалиста дети приносят с собой печенье, фрукты, питье.

Игра начинается с прихода детей в детский сад, их радушно встречает воспитатель (педагог-психолог или другой, заранее обученный, специалист), и вовлекает в разнообразную деятельность, не давая скучать и чувствовать себя одиноко. Дети и родители делают зарядку, читают книги, рисуют, конструируют из песка, играют в подвижные игры и т.д. Более спокойный ритм игровой активности воплощается «завтраком» и «обедом», а затем «укладыванием спать». Воспитатель всячески активизирует игровое сотрудничество в группе: дает поручения (например, полить цветы или помочь сервировать стол), обращает внимание на спокойных жизнерадостных детей, оказывает поддержку, выражает одобрение по поводу совместных игр и т.д.

В качестве иллюстрации приведем примерную схему проведения адаптационной игры для детей.

Адаптационная площадка нарядно украшена. В разных местах расположено оборудование для свободной деятельности детей.

Оборудование для открытой площадки: горка, песочница, игрушки для игр с песком (ведра, лопатки, формочки и другое), стол, стульчики, подвесная корзина для метания шишек, большие листы бумаги для рисования, восковые мелки, мяч, книги, одеяло, сюжетно-ролевые и .

Оборудование для закрытой площадки предполагает наличие разнообразных игрушек и предметов для различных видов деятельности (игровой, трудовой, двигательной, предметной, изобразительной).

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. Прием детей (20 мин.).

Воспитатель приветливо встречает детей и пришедших с ними взрослых, беседует, предлагает заняться чем-нибудь интересным, например: скатиться с горки, поиграть с мячом, нарисовать солнышко, посмотреть интересную книгу и т.д.

Затем дети и взрослые садятся в круг.

Воспитатель (В.). Я рада вас видеть в нашем детском саду. Меня зовут… Я ваша воспитательница, а вы мои дети. Какие вы красивые! Большие и маленькие, девочки и мальчики. А вы знаете, что делают дети в детском саду? (Дети отвечают.) Да, в детском саду дети делают зарядку, кушают, играют, рисуют, слушают сказки, спят, а потом вместе с мамой идут домой. Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг на друга, улыбнемся.

Игра «Раз, два, три - смотри!».

В. Посмотрите, к нам в гости пришел зайчонок Кузя. (Показывает игрушку зайца.) Кузя хочет поиграть с вами в прятки. Вы закроете глазки, а зайчонок спрячется у кого-нибудь за спиной. Когда я скажу: «Раз, два, три - смотри!», скоре ее открывайте глаза и ищите Кузю. (Игра повторяется 3-4 раза.)

ВТОРАЯ ЧАСТЬ. Зарядка (5-8 мин).

В. Дети, зайчонок Кузя что-то хочет сказать. (Взрослый подносит игрушку к уху и делает вид, что внимательно слушает то, что ему «шепчет» заяц.) Кузя напоминает нам, что пора делать зарядку. Дети в детском саду всегда по утрам делают зарядку. Слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.

Прибежал к нам в гости зайка.

Ты скорей, давай, вставай-ка.

(дети встают в круг.)

Будем зайке помогать

Мы зарядку выполнять.

Потянулись к солнышку

(Встать на носки, руки через стороны вверх),

Похлопали в ладоши

(хлопки в ладоши),

Посмотрели на лужок

(руки на поясе, повороты туловища вправо, влево)

И сорвали там цветок

(наклониться вниз, коснуться руками пола),

Повернулись в левый бок,

Показали всем цветок

(поворот туловища влево, левую руку отвести в сторону),

Повернулись в правый бок

(поворот туловища вправо, правую руку отвести в сторону)

И присели на пенек

(присесть).

Светит солнце над лужайкой.

(встать, показать круглое солнце, руки вперед, вверх, через стороны вниз).

Травку щиплют заяц с зайкой

(присесть, постучать пальцами по полу).

Прыгают, как мячики,

Вот какие зайчики

Тут большая тучка-злючка

Прибежала танцевать

(бежать к центру, повернуться и обратно),

Быстро выпустила дождик

(медленно присесть с махами рук перед собой).

Раз, два, три, четыре, пять

(постучать по полу).

Испугались зайки тучку

(взяться за голову, покачать ею).

Разбежались кто куда

(бег врассыпную).

Спрятались под кустиком

(присесть, обхватив руками колени),

Дождик не пропустим мы

(встать в круг, взяться за руки).

Будем прыгать и скакать

(прыжки на двух ногах).

Дождик будем разгонять

(движения руками от груди в стороны).

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. Прием пищи (15 минут).

Воспитатель выбирает одного-двух уверенных и жизнерадостных детей и просит помочь их сервировать стол к завтраку (обеду). Дежурные надевают фартуки, моют руки и только потом раскладывают салфетки, ставят тарелки и чашки. Когда все готово, воспитатель приглашает к столу остальных воспитанников. Но прежде чем сесть за стол, напоминает, что нужно чисто вымыть руки. Дети моют руки, завтракают (обедают). После еды дежурные помогают убрать со стола грязную посуду. Воспитатель хвалит и благодарит за помощь дежурных.

ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ. Прогулка (45 минут).

Игра «Пускание мыльных пузырей».

Воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:

Осторожно, пузыри!

Ой, какие!

Посмотри!

Раздуваются!

Блестят!

Отрываются!

Вот - со сливу!

Вот - с орех!

Вот не лопнул дольше всех!

Дети ловят мыльные пузыри.

Игра «Жил-был у бабушки козлик».

Дети стоят возле воспитателя.

В. Жил-был у бабушки козлик. У него были ножки - вот такие (дети выставляют поочередно ноги), а копытца вот здесь (приседают и дотрагиваются до пяток), рожки вот здесь (прикладывают кисти рук к голове), хвостик за спиной вот такой (показывают рукой, оглядываясь назад). Был козлик ма-а-а-ленький (дети приседают), потом он вырос и стал большим, вот таким (встают и поднимаются на носки). Рожки у козлика были маленькие, а потом выросли большие! Хвостик был маленький, а вырос большой, длинный (показывают руками). Захотелось козлику погулять, пошел он по полям, по долам, по высоким горам (дети встают на четвереньки и расходятся по всей площадке). Зовет бабушка козлика домой, а он говорит: не хочу! Иди, козлик, домой, а то волк съест! (Воспитатель изображает волка и предлагает детям убегать от него).

Игры с водой

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (уточка, мячик, лодка и т.п.) и тонущие предметы (камень, металлическая тарелка и т.п.), бумажные кораблики по количеству детей, 2-3 лейки.

Воспитатель показывает таз с водой, обращает внимание детей на то, что вода чистая, холодная, прозрачная, спрашивает зачем она нужна. Дети трогают воду, бросают различные предметы, отмечая, какие предметы плавают, а какие тонут. Воспитатель говорит, что грязную воду нельзя пить, купаться в ней. Напоминает что воду надо беречь и не засорять.

В конце экспериментов с водой дети пускают бумажные кораблики, дуют на них, изображая ветер.

После игры воду наливают в лейки и поливают цветы, кусты, деревья.

Коллективная работа «Солнышко лучистое улыбнулось весело».

Оборудование: лист ватмана с изображением большого желтого круга, цветные карандаши.

Дети прикладывают раскрытые ладошки-«лучики» к кругу, а родители старательно обводят каждый пальчик. Затем нарисованную ладошку разукрашивают, а в центре круга рисуют веселую рожицу (глаза, рот).

Игра «Карусели»

Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу, говоря:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели

(карусель медленно движется в правую сторону).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

(темп речи и движений постепенно ускоряются)!

Побежали, побежали,

Побежали, побежали

(все бегут)!

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза),

Вот и кончилась игра

(темп движений постепенно замедляется, на слова раз-два, все останавливаются и кланяются друг другу).

Игру повторить 3-4 раза, каждый раз меняя направление движения.

Свободная деятельность детей.

ПЯТАЯ ЧАСТЬ. Сон (8-10 минут).

Воспитатель приглашает детей сесть на ковер (или на одеяло), читает стихотворение:

Дальний лес стоит стеной.

А в лесу, в глуши лесной,

На суку сидит сова.

Там растет усни-трава.

Говорят, усни-трава

Знает сонные слова.

Как шепнет свои слова,

Сразу никнет голова.

Я сегодня у совы

Попрошу такой травы.

Пусть тебе усни - трава

Скажет сонные слова.

(И.Токмакова)

И вам пора спать. Положите ладошки под головку, закройте глазки…

Упражнение после «сна»

В. Крепко-крепко дети спали,

Много снов они видали,

Но, чтоб было все в порядке,

Надо сделать физзарядку.

Потянулись, потянулись

(руки вверх, оттянуть носки ног).

А теперь мы повернулись

(поворот в одну сторону, потом в другую).

Вот поднялись мы на ножки

(встать на ноги),

Побежали по дорожке

(бег врассыпную).

Уход детей домой. Прощание с воспитателем и зайцем Кузей.

Исключительное значение для повышения эффективности адаптационной игры имеет убеждение, основанное на том, кто может быть в детском саду и чем тут занимаются. Поэтому каждая адаптационная игра начинается с представления воспитателем и четкого проговаривания основных видов деятельности детей в дошкольном учреждении. Предварительное знакомство будущих воспитанников с жизнедеятельностью детского сада значительно уменьшает последствия эмоционального стресса и способствует более быстрой нормализации защитных сил организма.

Марина Яценко
Цикл занятий в адаптационной группе кратковременного пребывания

Занятие №1

Цель : Формировать эмоциональный контакт между ребенком и воспитателем во время первой встречи.

Оборудование : Игрушка зайчик Степашка, корзина с разноцветными мячиками.

Ход занятия:

Мама с ребенком входят в групповую комнату .

Воспитатель встречает их с доброжелательной улыбкой, приветствует, ласково называя ребенка по имени.

Что за маленькие ножки,

К нам бежали по дорожке?

А дорожка привела,

В детский садик малыша!

Воспитатель приглашает ребенка и маму в игровую зону.

Малыш постепенно осваивается и выбирает игрушки по своему интересу. Воспитатель импровизирует и обыгрывает ситуации с выбранными игрушками, привлекая маму и малыша к игре. Воспитатель обращает внимание на большую корзину. При помощи игрушки зайчика Степашки достает из корзины разноцветные мячики и бросает их по очереди, маме и малышу, комментирует :

Мой веселый, звонкий мяч, Катаю мой мячик,

Ты куда помчался вскачь? Мой мячик катись,

Красный, желтый, голубой! Малыш как поймает,

Выбирай себе любой! Обратно вернись!

Мама ловит мячики и складывает их в корзину, ребенок подражает ей.

По окончании занятия мама и малыш прощаются с игрушками и воспитателем до новой встречи.

Вывод : Играя вместе с взрослыми, малыш выполняет простые поручения с мячиками и учится понимать значения слов : «кати» , «покати» , «дай» , «на» , «возьми» .

Занятие №2

(Воспитатель – Ребенок – Мама)

Цель : Формировать доверительные отношения между ребенком и воспитателем. Учить преодолевать страхи.

Оборудование : Игрушки : зайчик Степашка, разноцветные маленькие машинки, горка.

Ход занятия:

Мама с ребенком входят в групповую комнату . Воспитатель доброжелательно встречает их со словами :

Кто у нас хороший? Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий? Кто у нас пригожий?

Малыш (имя) у нас хороший! Малышка (имя) у нас хорошая!

Малыш (имя) у нас пригожий! Малышка (имя) у нас пригожая!

Он к нам в гости пришел! Она к нам в гости пришла!

Он игрушки нашел! Она игрушки нашла!

А ну, пойдем скорей играть!

Малыш проходит в игровую зону, выбирает игрушки по своему интересу, воспитатель обыгрывает и импровизирует.

Воспитатель привлекает внимание ребенка к горке, которой не было на предыдущем занятии . Знакомая ребенку игрушка – заяц Степашка по ступенькам забирается на горку и усаживается наверху. Воспитатель с помощью Степашки скатывает с горки машинки :

Машинку толкаю,

Машинку лови,

А если уедет,

Ее догони!

Ребенок ловит машинки и ставит в импровизированный гараж. Мама направляет его действия. Затем Степашка скатывается с горки и снова забирается по ступенькам. Воспитатель помогает зайчику и привлекает на помощь ребенка. Малыш сначала наблюдает, а потом сам пробует забраться на горку. Воспитатель помогает ему и комментирует действия :

По ступенькам я иду,

Ни за что не упаду.

Я на горку заберусь,

И быстрей с нее скачусь!

Первые несколько раз, когда ребенок скатывается с горки, воспитатель его поддерживает, а мама ловит внизу. По окончании занятия

Вывод : Играя таким образом, ребенок преодолевает свои первые страхи и учится доверять воспитателю. Ребенок осваивает понятия : «верх» , «низ» , «вверх» , «вниз» .

Занятие №3

(Воспитатель – Ребенок – Мама)

Цель : Формировать доверительные отношения между ребенком и воспитателем. Формировать у ребенка представление о себе. Преодолевать чувства тревожности.

Оборудование : Игрушка кукла Катюша, прозрачный платок.

Ход занятия:

Мама с ребенком входят в групповую комнату . Воспитатель протягивает малышу руки и ласково произносит слова :

Дай ладошечку,

Моя крошечка.

Дотрагивается до руки ребенка, берет ладонь в свои руки и поглаживает ее со словами :

Я поглажу тебя,

По ладошечке.

Воспитатель подает свою ладошку ребенку и произносит слова :

На ладошечку, моя крошечка.

Ты погладь меня по ладошечке.

Ребенок дотрагивается до руки воспитателя, поглаживает ее.

Воспитатель берет ребенка за руку и проводит его в центр игровой зоны. На подушечке сидит кукла Катюша. Воспитатель привлекает к ней внимание ребенка :

Вот красивая игрушка –

Наша куколка Катюшка.

Может хлопать, может петь.

Кто желает посмотреть?

Воспитатель берет куклу и делает с ней несколько танцевальных движений. Мама хлопает в ладоши, привлекая ребенка танцевать.

Воспитатель усаживает куклу на подушку и накрывает ее прозрачным платком :

Спряталась от нас Катюша?

Будем искать ее вместе с (имя ребенка) .

Малыш снимает с куклы платок и радуется, Воспитатель комментирует :

Вот нашлась Катюша,

Наша дорогуша!

Действие с платком можно повторить несколько раз.

Воспитатель аккуратно набрасывает платок на ребенка :

Где же наш малыш (имя ребенка?

Спрятался от нас (имя ребенка!

А ну, найдем его скорей!

Воспитатель осторожно снимает платок с ребенка. Ребенок радуется, игра повторяется.

В заключение занятия воспитатель предлагает уложить куклу Катюшу спать. Ребенок качает кроватку, а воспитатель напевает :

Баю, баю, баю,

Катюшу я качаю!

Спи малышка, засыпай,

Глазки детка закрывай!

По окончании занятия ребенок и мама прощаются с игрушками и воспитателем до следующей встречи.

Вывод : Преодоление тревожности через игру – залог успешной адаптации ребенка .

Занятие №4

(Воспитатель – Дети – Родители)

Цель : Развивать эмоциональную сферу детей. Формировать контакты со сверстниками.

Оборудование : Игрушка : собачка Филя, корзинка с маленькими разноцветными мячиками, большой яркий мяч.

Ход занятия:

В групповую комнату входит подгруппа детей (2-3 ребенка) с мамами. Воспитатель с доброжелательной улыбкой здоровается с детьми, называя каждого по имени.

Кто сегодня к нам пришел?

Кто игрушечки нашел?

Дети проходят в игровую зону и выбирают игрушки по интересам. Воспитатель по очереди подходит к каждому ребенку и обыгрывает выбранные игрушки.

Затем воспитатель предлагает мамам взять за руки своих детей и выстроиться в круг. Воспитатель становится в центре круга, в руках у него большой яркий мяч. Воспитатель обращает внимание детей на мяч, подбрасывает его вверх или стучит об пол :

Вот какой, вот какой

Мячик яркий, заводной.

Никогда не плачет,

По дорожке скачет.

Мяч в руках я подержу

И ребятам покажу.

Кому дать? Кому дать?

Кто же будет мяч кидать?

Воспитатель по очереди кидает мяч каждому ребенку и

Задачи:

Учить рисовать, развивать чувство цвета, учить ставить отпечатки печатками и скрутками, используя разные сочетания цветов (красный и синий).

Увлекать, радовать детей музыкой, учить выполнять задания под музыку, развивать основные движения, развивать эмоциональные отношения между матерью и ребенком раннего возраста

Создать благоприятную дружескую атмосферу во время игрового сеанса. Обогащать жизненный опыт детей новыми впечатлениями, пробуждать интерес детей к окружающему миру: познакомить с понятием: тяжелый и лёгкий, тяжёлые камешки стучат громко, а маленькие - тихо.

Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Побуждать к активному участию родителей.

Материал и оборудование к занятию:

Ежик, сорока, зайка, кошка, пальчиковая гуашь, силуэты рукавиц, вырезанных из белого картона для рисования, музыкальное сопровождение, платочки, камешки, песочница, ведерко, массажные мячи.

Ход занятия:

Здравствуйте, малыши! Здравствуйте, мамы!

Посмотрите, кто к нам в гости пришёл? (показывает игрушку ёжика ). Это же Ёжик.

Фы-фы-фы, как я рад вас видеть, вы подросли, такие большее стали!

Давайте, с вами поиграем. Посмотрите, какие у меня колючие мячики есть красивые, яркие.

(Педагог предлагает мамам взять мячи, проводим игровой массаж. Помогают малышам катать между ладошками мячик, катать по руке, сначала левой, затем правой рукой)

Игровой массаж сопровождается текстом.

Игровой массаж

Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй, братец, как живешь? (упражнение проводиться сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками)

Ходит ежик без дорожек по лесу, по лесу,

И колючками своими колется,

А я ежику - ежу, ту тропинку покажу,

Где катают мышки, маленькие шишки.

(Несколько раз проговаривают слова и катают массажные мячи )

- Ёжик, а почему ты грустный?

У меня есть друг зайка, у его зайчат потерялись рукавички, и у них теперь мёрзнут лапки, не знаю, как им помочь?

Давайте поможем ёжику и зайке. Пойдем к зайке в гости по дорожке.

(малыши с мамами идут по ребристым дорожкам и самодельным коррекционным дорожкам, педагог объясняет мамам, что такие дорожки можно изготовить самим в домашних условиях, что не требует материальных затрат)

Упражнение «Ребристая дорожка»

(Педагог предлагает мамам и малышам шагать за ним по ребристой дорожке, повторять слова и движения за ним)

Научились мы ходить, ножки поднимая,

Вот как наши малыши весело шагают

Топотушки, топ, топ, топ, весело шагают….

Рисование «Рукавички»

Мы шли, шли и вот мы пришли

А пришли мы к зайке.

Здравствуй, зайка, как живешь?

Мои зайчики потеряли рукавицы, и у них теперь мерзнут лапки.

Мы тебе с малышами и их мамами поможем. У нас есть рукавички. Только их надо раскрасить

Мы раскрасим наши рукавицы и у зайчат появятся новые рукавицы.

У нас вырезанные силуэты, мы с вами с помощью печаток и скруток украшаем рукавицу. Ставим отпечаток сначала скрутками одним цветом (красным), потом печаткой другим цветом (синим), называем малышу название цвета, проговариваем наши действия ставим отпечаток, убираем, ставим, убираем. Если малыш не хочет рисовать не заставляйте, а начните рисовать сами, затем возьмите в свою руку ручку малыша и рисуйте вместе.

(Во время работы звучит музыка)

Обязательно надо похвалить своего малыша, полюбоваться его работой и повесить на видное место и всегда напоминать и обращать внимание на эту работу. Для чего это необходимо? Вы вселяете в ребёнка с малых лет, уверенность в собственные силы, желание делать, творить. Всегда должна звучать музыка, она успокаивает, развивает слух, а если вы будете часто включать детские песенки, то будет развиваться внимание, пополняться словарь ребенка, развиваться память.

После рисования ручки надо помыть.

Закатаем рукава, открываем кран - вода!

Моем мы ладошки,

Посмотрите крошки, на свои ладошки

Ах, какие ладошки! Чистые ладошки

Молодцы, наши малыши, маляши!

Рисовать мы научились, а в ладошки мы умеем хлопать, давайте похлопаем, а потопаем, маленькие ножки шагают по дорожке, а теперь большие ножки шагают по дорожке, шли мы шли и пришли, ой кто это?

(Звучит музыка, педагог показывает игрушку-сороку)

Да это же сорока!

Упражнение «Поиграем в камешки»

Я летала за морями, за высокими горами, набрала там камушки для маленьких детишек, девчонок и мальчишек!

Посмотрите, что я вам принесла, сколько камушков в ведерке!

(высыпает из ведерка на стол) Педагог предлагает взять камешки, сожмите камешек в ладошке. Далее педагог предлагает сравнить камешки по величине.

А теперь, послушаем как стучат камушки. (Давайте, послушаем как стучат

большие камушки? Громко? Вот как громко!

А теперь, послушаем, как стучат маленькие камешки. Тихо? Вот как тихо.

Что -то Каркуша у нас заскучала. Давайте выложим Каркуше дорожку из камешков в песочнице.

Вот какая дорожка у нас получилась! Пройди, Каркуша, по нашей дорожке.

Каркуша :

Молодцы, наши малыши, мамы, все постарались. Вымоем ручки, вытрем насухо. А сейчас летим за сорокой. Предлагает пройти в музыкальный зал.

А здесь нас встречает кошка

Кошка в гости к нам пришла

Посмотрите, это кошка

Смотрит на ребят она.

Давайте познакомимся с кошкой и позовем её: кис-кис-кис!

Кошка, как тебя зовут

Стережёшь ты мышку тут

Кошка, хочешь молока?

А в товарищи щенка?

Кошка не хочет дружить с щенком, а мы подружимся с кошкой?

Поиграем с нашей кошкой

Игра «Прятки с платком»

Каждый взрослый прячет своего малыша платочком, педагог ходит и ищет

Я по залу хожу,….(называет имя ребёнка) я не нахожу.

Где же….(имя ребенка)?

Где искать, куда пойти?

Где же…(имя) мне найти?

Открывает платочек, а вот и…(имя ребенка), гладят кошечку

Игра повторяется

Как кошечке понравилось играть с вами и за это она нам принесла мыльные пузыри, давайте поиграем.

Произвольные игры с мыльными пузырями, во время игры звучит бодрая и веселая мелодия.