Пожилые родители - несчастные дети. Молодые родители: основные ошибки в воспитании детей

Жизнь молодой семьи кардинально меняется, когда у пары появляется первенец. Как правило, еще до рождения малыша, будущие мама и папа начинают готовиться к пополнению семейства: спрашивают советы у родных и друзей, консультируются со специалистами, читают литературу об уходе за ребенком и его воспитании, изучают информацию на тематических сайтах и форумах в Интернете. С появлением малыша на свет молодые родители стараются еще больше углубиться в изучение вопросов воспитания, но, как правило, перед ними встает большая проблема: на одни и те же вопросы источники отвечают по-разному. В таком случае молодые мама и папа оказываются в полной растерянности, не понимая, как действительно стоит поступать в той или иной ситуации.

Ниже Я-родитель рассмотрит основные ошибки, которые допускают молодые супруги, а также даст полезные советы и рекомендации тем, кто воспитывает своего первенца.

Ошибка №1: Беспричинная паника

Молодые родители очень часто паникуют, когда не знают, как правильно вести себя в той или иной ситуации, особенно если это касается вопроса здоровья малыша. Такую нервозность обычно порождает отсутствие опыта ухода за ребенком. В итоге даже обычная простуда или срыгивание новорожденного приводит к тому, что мама или папа начинают бояться, что с их малышом случилось что-то страшное.

Что делать? В первую очередь – возьмите себя в руки. После этого позвоните педиатру, которому вы доверяете. , Всегда помните, что маленькие дети очень чутко реагируют на эмоциональное состояние своих родителей, и когда последние испытывают страх и тревогу, эти чувства передаются ребенку. Если вы не хотите, чтобы нервная система малыша пострадала, старайтесь не впадать в панику, ведь любая проблема решается намного эффективнее, когда человек находится в спокойном и сосредоточенном состоянии.

Ошибка №2: Чрезмерный контроль

Страх за жизнь и здоровье своего малыша – это естественные эмоции, которые испытывают родители, однако стремление контролировать каждый шаг своего ребенка приводит к неприятным ситуациям. Кроха в первые годы своей жизни хочет самостоятельно познавать окружающий его мир, а чрезмерное родительское внимание его только раздражает, и он начинает капризничать, устраивать истерики и всячески высказывать свое недовольство.

Что делать молодым родителям? Дайте малышу немного самостоятельности! просто Просто уберите из поля зрения малыша предметы, которые могут представлять для него потенциальную опасность, и наблюдайте за действиями ребенка со стороны – так будет спокойнее и ему, и вам.

Ошибка №3: Излишняя эмоциональность

Воспитание ребенка, особенно первого – трудная задача, и не всем молодым родителям под силу решить ее самостоятельно. Очень часто мама или папа после трудного рабочего дня, под влиянием каких-то неприятных событий, усталости или плохого настроения, свое раздражение вымещают на ребенке: в ход идут повышенные интонации и замечания. Ни к чему хорошему это не приводит, поскольку дети учатся взаимодействовать с другими людьми, наблюдая за своими родителями и копируя их поведение. И если мама или папа не умеют держать себя в руках, то и ребенок впоследствии будет вести себя точно так же: обижать сверстников, драться, устраивать родителям истерики, когда у него что-то не получается.

Что же делать? Держите себя в руках! Всегда помните о том, чточто, глядя на вас, ваш, ребенок учится правильно себя вести. Не забывайте, что мама и папа для малыша –беспрекословный авторитет, а все плохие черты характера, которые проявляются у вашего ребенка – это отражение вашего неидеального поведения.

Ошибка №4: Выяснение отношений при ребенке

Многие молодые родители думают, что малыш до года, который учится ходить и не говорит, еще ничего не понимает, и поэтому позволяют себе ругаться и устраивать скандалы в его присутствии. В такие моменты они даже не задумываются о психологическом состоянии ребенка. Дети подсознательно чувствуют настроение своих родителей и очень чутко реагируют на его изменение, а громкие голоса и крики способны не только вызвать у ребенка чувство беспокойства, но и привести к сильнейшему испугу.

Что делать? Не существует таких пар, которые никогда не выясняют отношения, ведь абсолютно все люди испытывают необходимость выплескивать наружу накопленные эмоции и высказывать обиды. Научитесь контролировать себя! Если возможности обсудить личные взаимоотношения в отсутствии ребенка нет, научитесь разговаривать спокойным тоном, и тогда ваш малыш не будет испытывать психологический дискомфорт.

Ошибка №5: Противоречивые требования

Одна из часто встречающихся ошибок, которую допускают молодые родители при воспитании ребенка – это отсутствие единых требований к малышу со стороны супругов. К примеру, мама не разрешает ребенку кушать сладкое ребенку, а папа против этого ничего не имеет. Что получается в итоге? Ребенок быстро понимает, как из противоречий между матерью и отцом можно извлечь личную выгоду, и начинает умело манипулировать своими родителями.

В четвертом выпуске «Как воспитать счастливого ребенка» психолог Сабина Кулиева рассказывает о том, как важно быть постоянным и последовательным в воспитании ребенка.

Что делать? Прежде всего – договоритесь между собой! Характер ребенка формируется в той среде, в которой он растет и развивается, поэтому идеальный вариант – это единая система ценностей, которую поддерживают все члены семьи без исключения. Обсудите друг с другом все спорные вопросы, найдите разумные компромиссы и всегда оставайтесь едиными в своих требованиях, предъявляемых к ребенку!

Ошибка №6: Пренебрежение собой

Многие молодые родители, особенно в первые годы жизни малыша, настолько сильно устают от непривычного ритма жизни, который устанавливается с появлением нового члена семьи, что полностью забывают о себе: куда-то исчезают личные интересы и увлечения, желание выглядеть опрятно и красиво, а в кратковременные моменты отдыха единственным занятием для родителей становится сон. Неудивительно, что ребенок, взрослея, словно начинает стесняться своих маму и папу. Так происходит из-за того, что малыш любит и уважает своих родителей, хочет в любой ситуации гордиться ими, и для него важны не только достижения мамы и папы, но и то, как они выглядят.

Что делать? Не забывайте о себе! Даже если времени на приведение себя в порядок у вас совсем немного, старайтесь всегда выглядеть хорошо: пусть ваша одежда всегда будет чистой и опрятной, прическа аккуратной, а тело – ухоженным. Не забывайте и о своих личных интересах: читайте книги, смотрите интересные фильмы, общайтесь между собой. Малышу будет приятно видеть своих молодых родителей счастливыми, интеллигентными, красивыми внешне, и он будет всегда гордиться вами.

Многие молодые супруги ищут ответы на свои вопросы совсем не там, где это действительно нужно делать. Они обращаются к друзьям, имеющим детей, к Интернет-форумам и литературе, написанной отнюдь не специалистами в области ухода за ребенком и его воспитания. В итоге, следуя их рекомендациям, мама и папа не только не решают проблему, но порой еще больше ее усугубляют.

Что же делать? Прислушайтесь к своему внутреннему голосу и словам педиатра или детского психолога, которым вы доверяете. Только особое родительское чутье и рекомендации хорошего специалиста помогут вашему малышу вырасти здоровым и счастливым.

Виктория Грицук

Личико младенца покрылось ледяной коркой, тело промерзло насквозь... Худенькая девочка била малышку по щекам, сжимала в руках холодные ее ручки, будто надеялась на чудо. Но чуда не случилось. Еще бы: 13 часов на балконе, продуваемом холодными московскими ветрами, да еще зимой.

Она не мучилась. Просто уснула и не проснулась, - вздохнул врач “скорой помощи”. И небрежно спросил у плачущей девчушки: - Тебе самой сколько лет, сестра? И куда мать смотрела?!

Я и есть мать, - пробормотала пигалица.

Это невероятное уголовное дело слушалось недавно в Зюзинском суде столицы. На скамье подсудимых - двое подростков-школьников. Ромео и Джульетта наших дней. В зимний день они случайно убили свою дочь. Заигрались в компьютерную игру и забыли младенца на балконе.

Вы их сразу узнаете. Ходят всегда вместе, держатся за руки и постоянно целуются, даже на заседании, - так описали мне главных действующих лиц этого жуткого уголовного дела. Подсудимые, два худеньких подростка, испуганно жались друг к другу. На все вопросы они отвечали еле слышно - точь-в-точь школьники, боящиеся получить “двойку” за невыученный урок.

Лилия Разнова родилась 10 октября 2003 года. В то время ее матери Алине было 17 лет, отцу Павлу - 16.

А познакомились мы, когда мне было четырнадцать. - Алина с удовольствием согласилась рассказать корреспонденту “МК” о первой любви.

В то время девочка училась в 8-м классе интерната для детей с проблемами речи. Павел - семиклассник другой аналогичной школы. Еще в детстве мальчик остался сиротой. Единственным родным человеком была бабушка. Только вот следить за внуком не хватало сил. Инвалид второй группы, старушка из-за проблем с ногами не выходила из квартиры.

Познакомил подростков их общий приятель. Едва ли детскую привязанность можно назвать любовью с первого взгляда. Даже сейчас подростки теряются, когда я спрашиваю, почему им хорошо вместе.

Она красивая очень, веселая. Меня всегда понимает.

Он симпатичный, заботливый. Зайца игрушечного мне подарил, шоколадками меня угощает. Покупает даже то, что мне не нужно.

Вскоре девочка привела Пашу к себе домой и заявила, что они будут жить вместе. “Не могла же я выгнать ребенка на улицу”, - вздыхает мать Алины.

А затем юная особа узнала, что беременна.

До того как живот начал расти, я не обращала ни на что внимания. Воспитательница в интернате как-то приносила нам книжку, где было рассказано “про это”, но я не стала читать.

- А вы не думали пользоваться контрацептивами?

Ну что ты! Это же так неприятно...

Павел, узнав, что подруга в положении, был категоричен: “Рожай!” И даже устроился на работу - в морг, покойников таскать. Тинейджеры строили наполеоновские планы. А взрослые... Взрослые только ахали и качали головами.

Когда я гуляла на улице, многие прохожие подходили ко мне и говорили: “Молодец!” А некоторые очень удивлялись, потому что я тогда выглядела лет на двенадцать. Но все равно - так здорово было!..

* * *

В конце октября 2003 года мальчишка привез счастливую супругу из роддома домой. Алина родила здоровую, очень симпатичную и спокойную девочку Лилю.

Мать Алины сразу же самоустранилась от воспитания внучки. Мол, деньгами помогу, а воспитывать ее будете сами - я и так двоих вырастила.

Юные родители условились, что будут дежурить у детской кроватки посменно: с 4.00 до 11.00 - Алина, а в остальное время - Павел. Но график этот соблюдался далеко не всегда: как правило, “ночным дежурным” работал отец малышки.

Вечер 3 февраля 2004 года, накануне трагедии, ничем не отличался от других. Молодые родители около 19.00 искупали Лилю и поиграли с ней. А затем Алина заснула. Под утро Павел одел ребенка, выкатил коляску на балкон и разбудил супругу. Парочка расположилась перед телевизором - поиграть в видеоприставку. В 9.00 младшая сестра Алины заглянула в комнату и увидела, что влюбленные закемарили. Мать Алины ушла на работу. В течение дня родители несколько раз просыпались, Павел, как сомнамбула, бродил по квартире, подходил к балкону, смотрел на Лилю... Младенец, казалось, мирно спал.

В пять часов вечера Алина вышла на балкон. И закричала.

На шум прибежала младшая сестра. Она попыталась вернуть малышку к жизни: обмыла ручки и ножки горячей водой, приложила компресс. Но это не помогло. Девочка была мертва. Мокрые памперсы с трудом удалось отодрать от кожи: они просто примерзли к крошечному телу. Труп настолько окоченел, что эксперты так и не смогли установить точное время смерти.

Причиной смерти Лили стала скоротечная двусторонняя очаговая пневмония, которая развилась от переохлаждения. Температура воздуха в тот день колебалась от 10 до 15 градусов мороза. И незастекленный балкон на последнем этаже пятиэтажки был открыт всем ветрам. К тому же на малышке были только распашонка, носки, штанишки и два не слишком теплых одеяла. “Почему курточку-то не надели?!” - спрашивали потом у Алины. “Ой, мы ее постирали. А другой куртки у нас не было”.

* * *

Случай был настолько шокирующим, что следователи всерьез засомневались во вменяемости подростков. Была назначена психиатрическая экспертиза.

“Хроническим психическим расстройством не страдают, могут осознавать характер своих действий. Отличаются слабым чувством ответственности и стремлением к развлечениям”, - таков был вердикт врачей.

Я не знаю, что сказать... - заявила Алина в своем последнем слове на судебном заседании.

Зато с корреспондентом “МК” юная особа была более откровенна.

- А что ты почувствовала, когда первый раз взяла дочку на руки?

Не знала, как ее держать, - говорит Алина и тут же разражается возмущенной тирадой: - Нет, представляете, меня в роддоме научили только, как кормить и пеленать ее. И все!

- А как вы за Лилей ухаживали?

После первого месяца у меня пропало молоко. Поэтому мы покупали ей очень дорогую смесь. Но ее тошнило после каждого кормления. Она ела, как слоненок, - по три бутылки. У нас все деньги до копеечки на Лилю уходили! Одни памперсы - по 500 рублей за упаковку. А у Паши пенсия - всего 2000 рублей.

- А вы с ней играли?

Да. Ей протягиваешь палец, а она его сжимала. Правда, у нее коготки за день успевали отрасти. Мы ей распашонки с закрытыми рукавами надевали, а она все равно умудрялась дырки проделывать. И личико расцарапывала. В конце концов мы ей руки просто связывали. Но от этого появились болячки. Когда мы их маслом протирали, она так плакала...

- На суде вы сказали, что не знали, как следить за ребенком. Но ведь сейчас так много разных книг на эту тему.

Мы их не читали - только телевизор смотрели. Там много программ про детей. Например, как грудных малышей в проруби купают. Представляете, какой ужас!

- Это после телепередачи вы Лилю решили на балкон выставлять?..

Нет. Просто она постоянно плакала, а на воздухе сразу успокаивалась и быстрей засыпала.

В доме, где проживали молодые родители, не было лифта. И каждый раз спускаться по лестнице с тяжелой коляской было трудно. За три месяца маленькая Лиля побывала на настоящей прогулке считанное количество раз. Папа и мама предпочитали “балконные” прогулки. Сначала - несколько минут, затем - несколько часов.

Отправив дочь на “балконную прогулку”, подростки погружались в увлекательный мир компьютерных игр.

- А какая игра вас так увлекла в тот день? - спрашиваю Алину.

Про роботов. Там надо выполнять различные миссии: драться, зарабатывать деньги...

* * *

Сразу же после смерти Лили в квартиру приехали сотрудники милиции. “Это я виноват”, - заявил им молодой отец.

Павел необыкновенно предан своей подруге, - рассказывает Елена Величко, которая, будучи следователем Зюзинской межрайонной прокуратуры, расследовала это дело. - Мы так и не установили, в чью “смену” умер ребенок. И обвинение по статье 109 УК РФ (“Причинение смерти по неосторожности”) было предъявлено обоим.

Девочка воспользовалась своим плохим самочувствием, чтобы переложить все заботы о ребенке на плечи моего подзащитного, - говорит адвокат Межреспубликанской коллегии адвокатов Александр Тарасов. - Мальчик стирал, убирал, готовил, ухаживал за ребенком. А Алина лежала на диване. Утверждала, что ей плохо, но ни разу не пошла к врачу.

“Да не так это! - как-то крикнула в сердцах младшая сестра Алины. - Просто ей хотелось в приставку поиграть, а не с ребенком сидеть”.

Даже Павел упомянул как-то в своих показаниях, что к плачущей малышке Алина не подходила. Заявляла, что крик действует ей на нервы.

Свою вину подростки признали частично. “Нам стыдно и больно”, - говорили они на судебном заседании. Говорили спокойно, будто речь шла о невыполненном домашнем задании. “Они либо удивительно умеют себя контролировать, либо просто не понимают, что произошло”, - посчитали обвинители.

Зюзинский суд приговорил Алину и Павла к году исправительных работ с отчислением 10% заработной платы в доход государству. Столь мягкое наказание обусловлено тем, что Павлу еще не исполнилось 18 лет.

* * *

В квартире Алины уже ничто не напоминает о трагедии.

- Вы еще детей хотите?

Как-нибудь потом. Лучше машину. Павел иномарку хочет. Этим летом ему должны перечислить долги по невыплатам пенсии, тогда оформим наши отношения.

- А что такое, по-вашему, ответственность?

Когда следишь за тем, чтобы не произошло ничего плохого.

- Вы вспоминаете дочку?

Вспоминаем, но не часто, потому что сразу нервничать начинаем.

- А фотографии Лили у вас остались?

Должна быть одна. - Алина мнется. - У нас тогда денег на пленку не было.

- То, что произошло, изменило ваши отношения?

Ой, знаешь, мы еще лучше стали относиться друг к другу. Больше заботиться. Например, кто раньше встает, тот и ставит чайник...

Маленькую Лилю родители так и не похоронили. Более полугода тело лежало в морге, а затем его погребли за счет государства в общей могиле. На каком кладбище - подростки не знают. И не хотят знать.


Пожалуй, самый трудноразрешимый вопрос, возникающий в процессе развода – с кем останутся несовершеннолетние дети? Ведь дети – это не машины-квартиры, не чашки-ложки и диваны-комоды, которым можно дать материальную оценку и разделить поровну. Каждый ребенок – личность.

От того, с кем из родителей – с папой или мамой – суд оставляет детей после развода, как они будут общаться с другим родителем, зависит их дальнейшая судьба. На суд возлагается большая ответственность – дать ответы на эти непростые, острые и болезненные вопросы.

С кем должен остаться ребенок после развода?

В общественном сознании сформировано два противоположных довода о разделе детей между отцом и матерью. С одной стороны – твердое убеждение, что ребенок останется с матерью в силу физических и душевных связей, с другой – уверенность в том, что материальные возможности и влияние отца помогут ему оставить ребенка себе. Ни один из этих стереотипов не является верным.

По закону оба супруга имеют равные права и обязанности по отношению к ребенку, ни один из них не имеет преимущества перед другим.

Для того чтобы определить дальнейшее место жительства ребенка суд всесторонне изучает обстоятельства дела и учитывает множество индивидуальных факторов, а не просто «оставляет матери» или «отдает отцу».

Могут ли при разводе разделить детей?

В теории семейного права и юридической практике не используется понятие «раздел детей». Суд не делит детей между отцом и матерью, а рассматривает вопрос о месте проживания несовершеннолетних детей и порядке их воспитания и содержания каждым из родителей.

Тем не менее, родители нескольких детей задают конкретный вопрос – можно ли поделить детей между собой? То есть, одному родителю достается один ребенок, второму – другой ребенок. Например, папе – сыновья, маме – дочки, или наоборот. Можно ли разделить детей?

Закон не устанавливает запрета на раздел детей между супругами, но и не настаивает на этом. Если у родителей несколько детей, судьба каждого ребенка будет решаться индивидуально. Если суд увидит, что раздел детей между родителями целесообразен (в первую очередь, в интересах детей), он вправе это осуществить.

Разумеется, при этом судом учитываются все значимые обстоятельства, включая желание родителей, их материальные возможности и моральные качества, а также мнение детей (если они достигли 10 лет). Главное – учесть абсолютно все обстоятельства.

Разводилась семейная пара с двумя детьми: 12-летней дочерью и 14-летним сыном. Мальчик обожал ходить в походы – это увлечение в нем развила мама — заядлая туристка. Папа же – настоящий домосед, предпочитающий активному отдыху работу за компьютером. Нет, он не играл в компьютерные и игры и не блуждал в интернете. Он увлекался программированием, причем, весьма серьезно. Интерес к папиному занятию появился и у дочери.

Как Вы думаете, как суд «разделил» имущество и детей при разводе? Конечно, компьютер, как средство работы достался отцу, а туристическое снаряжение, матери. Дочь осталась жить с матерью, сын – ушел вместе с отцом. Суд исходил из интересов детей? Конечно! Однако учтены были далеко не все обстоятельства.

Как разделить детей при разводе?

Итак, в соответствии с законодательством, разделение детей при разводе может быть осуществлено двумя способами:

  • подписание родителями мирового соглашения по всем «детским» вопросам;
  • обращение в районный суд для определения места жительства детей, порядка общения и участия в воспитании детей, несения расходов на содержание детей каждого из родителей и других вопросов.

Мировое соглашение родителей о детях при разводе

Мировое соглашение – самый разумный, цивилизованный, безболезненный, как для детей, так и для родителей, вариант разделения детей. В простой письменной форме муж и жена могут предусмотреть все вопросы, касающиеся детей после развода:

  • место проживания ребенка – с отцом или с матерью;
  • порядок общения ребенка с проживающим отдельно родителем (частота, длительность и место встреч);
  • участие отца и матери в воспитании ребенка;
  • расходы каждого из родителей на содержание ребенка.

Хорошо, если супруги сумеют мирно договориться о том, с кем останется ребенок. Делать это следует тогда, когда они еще не утратили взаимоуважение, способность вести диалог, здраво оценивать ситуацию, ставить интересы ребенка выше своих собственных. А не тогда, когда взаимные обиды и претензии уже не позволяют достичь компромисса.

Если соглашение супругов не будет противоречить интересам детей, мировой суд утвердит его своим решением.

Судебный процесс

Спор о «делении детей» нередко возникает на основе глубоких межличностных проблем супругов, которые, прикрываясь интересами детей, пытаются доказать друг другу свою правоту и выяснить отношения.

Если «детские» вопросы порождают споры и разногласия, которые не удается решить мирным путем, супругам придется обращаться в суд. Возможно, им предстоит долгая и тяжелая борьба за детей. Суд же руководствуется исключительно интересами детей.

Заявление в суд

В исковом заявлении о разводе следует изложить обстоятельства семейной жизни и представить убедительные доводы о том, с кем должен жить ребенок после развода, подкрепив это необходимыми доказательствами. Одновременно с заявлением о месте проживания ребенка следует подать и заявление на алименты.

Каждый из супругов должен доказать суду, что именно он способен предоставить ребенку наилучшие условия жизни и развития – материальные, физические, душевные.

Судебная процедура

Судебная процедура развода, в процессе которой делятся дети, проходит в соответствии со статьей 78 СК РФ и Законом «О защите прав ребенка».

Для того чтобы решить вопрос о том, кому из родителей оставить ребенка, суд всесторонне изучает обстоятельства дела, принимает во внимание множество факторов:

  • Мнение ребенка . Если ребенку исполнилось 10 лет, суд выясняет его мнение о том, где он хочет жить, с кем из родителей хочет остаться, кого из родителей больше любит, к кому из родственников (со стороны матери или отца) больше привязан.

Что же касается детей младше 10 лет, то по умолчанию подразумевается, что им будет лучше с матерью. Это убеждение базируется на одном из принципов Декларации прав ребенка — маленький ребенок не должен быть разлучен с матерью за исключением особых случаев.

  • Желание родителей . Суд должен выяснить, действительно ли отец хочет, чтобы ребенок остался с ним, готов ли он воспитывать и содержать ребенка. То же самое касается и матери. Если отец привязан к ребенку, искренне хочет жить с ним, заниматься его развитием и воспитанием, всеми силами стремится доказать это суду, у его имеется много шансов выиграть в споре с матерью. И наоборот.

Многие отцы хотят отобрать ребенка у матери исключительно с целью мести, обиды, демонстрации собственных амбиций. Активный «раздел детей» во всех своих проявлениях начинается уже в процессе развода.

Но если до начала бракоразводного процесса такой отец не уделял ребенку внимания, не интересовался вопросами его развития и воспитания, попросту говоря, не лечил, не водил на прогулки, не читал сказки, рассчитывать на положительное решение суда ему не стоит.

  • Моральный облик родителей . Суд определяет физическое и психическое состояние здоровья родителей, выясняет, не злоупотребляют ли они наркотиками или алкоголем, не имеют ли других вредных привычек, не увлекаются ли азартными играми, не ведут ли аморальный образ жизни;
  • Материальные возможности родителей . Суд принимает во внимание и то, кто из родителей имеет больше возможностей для создания хороших условий проживания, обеспечения качественного питания, всестороннего развития, обучения, развлечения ребенка;
  • Социальная среда. Немаловажно и то, как будет организовано общение ребенка с другими людьми — друзьями и родственниками (братьями и сестрами, бабушками и дедушками);
  • Регион проживания . Например, если родители проживают в разных городах или странах, суд рассматривает и экономические, климатические, культурные условия региона для выбора оптимального места проживания ребенка.
  • Другие обстоятельства. Например, характер, привычки, интересы и образ жизни каждого члена семьи.

Роль органов опеки в бракоразводном процессе

Во время судебного рассмотрения дела о разводе с несовершеннолетними детьми присутствие органов опеки и попечительства является обязательным. Представитель этой инстанции изучает условия проживания детей и родителей, на основании чего составляет и предоставляет в суд акт обследования. Этот документ является одним из решающих в процессе определения места проживания детей.

Психологическая и педагогическая экспертиза

В некоторых случаях, для того чтобы учесть все особенности взаимоотношений в семье, обрисовать психологические портреты ребенка и родителей и определить оптимальный вариант решения спора о детях, суду может потребоваться помощь компетентной и независимой экспертной комиссии с педагогами и психологами в составе.

Почему при разводе ребенок остается с матерью? Судебная практика

Статья 54 Семейного кодекса утверждает, что детям принадлежит право воспитываться обоими родителями. В благополучных семьях это так и происходит. Но в случае развода ребенок остается с одним из родителей.

Как уже говорилось выше, закон не наделяет одного из родителей преимуществом перед другим – и мать, и отец имеют одинаковые права на ребенка. Однако практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев после развода ребенок остается с матерью. Почему?

Судебная практика

В большинстве случаев после развода ребенок остается с матерью. Но есть судебная практика, свидетельствующая о реальности противоположного исхода дела.

Андреев В.Г. обратился в Московский городской суд с иском об определении места проживания несовершеннолетнего ребенка, рожденного в браке с бывшей женой, Власовой П.К. Андреев В.Г. просил суд оставить ребенка с ним. В обоснование своих исковых требований, истец утверждал, что мать ребенка не осуществляет должный уход за ребенком, что подтверждают показания воспитателей детского сада, который посещает ребенок. Также истец утверждает, что Власова П.К. препятствует общению с ребенком и не позволяет ему участвовать в воспитании сына. В процессе судебного рассмотрения было выяснено, что ответчица отдала ребенка на воспитание своей матери, пенсионерке, инвалиду 3 группы. Суд выяснил, что материальное положение истца (постоянная официальная работа), и наличие собственного недвижимого имущества позволяют ему создать для ребенка благоприятные условия проживания. Исковые требования Андреева В.Г. были удовлетворены.

С кем же останется ребенок после развода – с матерью или отцом?

На главный вопрос, кто же для детей предпочтительнее — мать или отец, невозможно дать однозначного ответа. И не только потому, что бывают разные отцы и разные матери, не потому что по-разному складываются обстоятельства. А потому, что каждому ребенку для полноценной жизни нужны оба родителя!

И даже если родители больше не могут жить вместе, очень важно, чтобы после развода ребенку была предоставлена возможность общения и с матерью, и с отцом.

А еще хочется, чтобы и судьи, и бывшие супруги чаще вспоминали древнюю притчу о царе Соломоне, который мудро сумел решить спорный вопрос о ребенке.

К царю Соломону пришли две женщины с новорожденным ребенком. Каждая из них утверждала, что младенец принадлежит ей. Царь сказал: «Если вы обе считаете ребенка своим, его нужно разделить между вами поровну», приказал разрубить младенца пополам и отдать каждой женщине половину. Тогда одна женщина воскликнула: «Хвала тебе, мудрый царь! Твое решение — мудро и справедливо, пусть будет так, как ты велел». Вторая женщины с рыданиями бросилась к ногам царя: «Умоляю, правитель, пощади мое дитя! Отдай его этой женщине, только не убивай!» Царь Соломон поднял женщину с колен и произнес: «Возьми своего ребенка. Ты — его настоящая мать!».

Задайте вопрос эксперту-юристу БЕСПЛАТНО!

1. Пустышка на шнурке

Почему-то считается: если повесить малышу на шею шнурок с пустышкой, этот аксессуар не затеряется, когда выпадет изо рта у сонного крохи. А что толку? Грудничок все равно не сможет самостоятельно найти пустышку и снова засунуть ее себе в рот. Так что он в любом случае будет плакать до тех пор, пока кто-то из старших членов семьи не придет ему на помощь. Но главное то, что шнурок может стать опасным: малыш может в нем запутаться. При благоприятном стечении обстоятельств на коже образуются потертости или порезы, при неблагоприятном – это может привести к удушению. Потому для фиксации соски правильнее использовать мягкий ремешок на клипсе, которая отстегивается при натяжении.

2. Малыш с бутылочкой в кроватке

Бывает, родители, стремясь переделать одновременно много дел, дают малышу в кроватку бутылочку и, подперев ее валиком или мягкой игрушкой, чтобы еда поступала без перебоев, оставляют младенца наедине с этим приспособлением. Это очень опасно! Представьте, что будет, если он поперхнется или подпорка случайно окажется в таком положении, которое помешает крохе дышать. В первом случае малыш может захлебнуться, во втором – задохнуться. Потому, пока ребенку не исполнилось 8-9 месяцев и он не научился удерживать бутылочку в руках, нельзя оставлять его с бутылочкой наедине. Да и позже этого лучше не делать.

хх

Младенца рекомендуется кормить всегда в одном месте, а укладывать его спать – в другом. Не зря ведь придуманы детские стульчики и кроватки. Кроме того, время кормления – прекрасная возможность взять малыша на руки, пообщаться с ним и показать, как вы его любите.

3.Успокоительные чаи

Некоторые родители, чтобы ребенок быстрее засыпал и крепче спал ночью, дают ему успокоительные чаи или легкое снотворное в виде антигистаминного средства. Они категорически неправы! Давать любые, даже, казалось бы, самые безобидные лекарства без консультации с врачом, нельзя. Сначала надо понять, почему кроха плохо спит по ночам и долго не засыпает, а потом уж назначать препараты. И сделать это может только доктор. К тому же часто оказывается, что наши представления о том, каким должен быть сон у грудничка, не соответствуют возрастной физиологической норме. Если вы хотите наладить сон малыша, постарайтесь наладить его распорядок дня и отрегулировать режим дня семьи в целом.

4. Свет в детской на всю ночь

Оставленный на всю ночь свет в детской не идет ребенку на пользу. Гормон роста лучше вырабатывается в темноте. Для своего удобства можно укладывать малютку при мягком «замаскированном» освещении ночника или при свете из коридора. Но как только кроха уснет, свет следует убрать, тем более, что страх темноты может появляться у детей в более старшем возрасте.

5. Ночная каша

Не давайте во время ночных кормлений ребенку кашу или сладкую водичку. Не стоит в этом вопросе руководствоваться народной мудростью: чтобы ребенок научился спать всю ночь напролет, он должен немного повзрослеть. Для ночного кормления подходят только грудное молоко или адаптивная молочная смесь. Каша и другие блюда прикорма должны использоваться только днем: как говорят специалисты, эти продукты нефизиологичны для ночных кормлений, так как для их усвоения органы пищеварения должны серьезно поработать. Сладкая же водичка является причиной кариеса. Как известно, сахар создает благоприятную среду для размножения любых микробов. Ночные пробуждения во втором полугодии жизни при правильном режиме питания связаны не с ночным голодом, а с неготовностью нервной системы к длительному непрерывному ночному сну или с тем, что ребенок привык к ночным кормлениям.

хх

Для купания выбирайте анатомические ванночки, которые повторяют форму тела крохи и тем самым обеспечивают ему большую безопасность. Если малыш полулежит на подставке для купания, уровень воды должен быть не выше его пупка. Иначе грудничок может ненароком «нырнуть» под воду.

6. Смена марки молочной смеси

Подбирать для младенца молочную смесь должен только доктор. Родителям в этом вопросе не следует проявлять инициативу и тем более – менять марку смеси, даже если у крохи возникают какие-нибудь проблемы, например, с пищеварением. Дело в том, что искусственные смеси одной возрастной категории для здоровых младенцев имеют практически одинаковую рецептуру. Переход на продукт другого производителя вряд ли даст ощутимый эффект. Заменить молочную смесь необходимо только в том случае, если у грудничка серьезные нарушения. Например, когда малыш обильно срыгивает, доктор рекомендует антирефлюксную смесь, при сильных проявлениях аллергии – гипоаллергенную и т.д. Но опять-таки решать, нуждается ли ребенок в лечебной смеси, должен доктор, а не мама или бабушка.

7. Погреем-ка мы все в микроволновке

Увы, у этого способа быстрого, почти моментального разогрева пищи есть существенные недостатки: в то время, как молоко уже разогрелось, бутылочка по-прежнему остается холодной, кроме того, содержимое бутылочки может нагреться неравномерно. Именно поэтому, достав емкость из микроволновки, рекомендуется энергично ее встряхнуть и капнуть немного жидкости себе на запястье – так вы убедитесь, что смесь не нагрелась слишком сильно. Те же меры предосторожности нужно предпринять и в том случае, если бутылочка нагревается в горячей воде. Избежать подобных проблем поможет специальный нагреватель для бутылочек. Установив нужную температуру, можно быть спокойным: смесь не перегреется, даже если вы опоздаете вовремя снять бутылочку с подогрева.

8. Поспи на животике

Пока малыш не научился самостоятельно переворачиваться с живота на спину, то есть в среднем до 4-5 месяцев, нельзя укладывать спать его на живот: в таком положении младенец может задохнуться. Так что совсем маленькие дети должны спать на спине или на боку. Укладывать кроху на живот следует, когда он бодрствует. В таком положении он сможет заодно не только поиграть, но и потренировать мышцы спины, шеи, рук.

9. Полеты наяву

Малыши очень любят высоту и заливаются счастливым смехом, когда их подбрасывают вверх. Вот взрослые, стремясь доставить крохе удовольствие, и рады стараться. С одной стороны, такие «полеты» во благо: они помогают тренировать вестибулярный аппарат, активизируют деятельность сердечно-сосудистой системы, а ребенок испытывает кратковременное и непривычное для него состояние невесомости. А с другой - у маленьких детей веселье граничит с перевозбуждением, к тому же, если подбрасывать кроху слишком высоко, есть риск, что он «пролетит» мимо рук взрослого и упадет. Это чревато серьезными травмами. Учтите и то, что внезапное и энергичное подбрасывание ребенка может его испугать. Во время таких развлечений следите, чтобы рядом не было выступающих углов, сверху - низко висящих светильников, а внизу – твердой поверхности. Остановитесь, не дожидаясь, пока дитя зайдется в плаче, то есть перевозбудится.

10. «Сидячая» тренировка

Нельзя усаживать ребенка под углом 90°, пока он не научился это делать самостоятельно. Обычно подобное умение приходит к 6 месяцам. До этого возраста мышцы, связки, позвоночник и тазобедренные суставы не приспособлены к подобным нагрузкам. Если пора садиться пришла, малыш здоров, но «ленится», призовите на помощь массаж и гимнастику.

11. Один на пеленальном столике

Это самая распространенная ошибка взрослых. Все взрослые, конечно, знают, что оставлять грудничка одного на пеленальном столике, даже если потребовалось отбежать всего на секундочку, нельзя ни в коем случае, но продолжают это делать с завидным постоянством. И малыши получают травмы различной степени тяжести. Если надо отвернуться, чтобы что-то достать, всегда придерживайте ребенка рукой, не отвечайте на телефонный звонок. Позвонили в дверь? Возьмите кроху на руки и вместе с ним идите ее открывать.

По статистике, большинство несчастных случаев, которые происходят с малышами, случаются дома в присутствии взрослых.

12. Стимуляция стула

Боясь затруднений в работе кишечника, иные родители готовы стимулировать его очищение без особой на то нужды. Прежде чем прибегать к подобным методам, следует убедиться, что у крохи действительно запор (это бывает не так уж часто). В любом случае первым делом следует проконсультироваться у педиатра. Возможно, справиться с затруднениями удастся, увеличив в меню малыша долю фруктов, овощей, чернослива. Если эта мера не возымеет эффекта, врач подберет лечение.

13. Йод поможет?

Не стоит обрабатывать неглубокие ранки у малыша йодом. Йод и другие спиртосодержащие средства могут вызвать в зоне нанесения химический ожог. К тому же если антисептик содержит краситель, контролировать состояние раны трудно, так можно и признаки воспаления пропустить. Потому пользуйтесь бесцветными антисептиками без спирта на основе хлоргексидина или перекиси водорода.

14. Ходят люди по горам

Грудничков лучше не брать с собой в горы. Разреженный воздух не пойдет крохе на пользу. Даже на небольшой высоте малыш будет испытывать нехватку кислорода.

15. Солнце может навредить

Ультрафиолет стимулирует выработку так нужного детям витамина D, но клетки, отвечающие за выработку пигмента меланина, у грудничков еще не работают в полную силу. По этой причине организм младенца не сможет защитить себя от вредного воздействия солнечных лучей, например, от солнечных ожогов. К тому же терморегуляция у совсем маленьких отличается от терморегуляции у взрослых, потому у младенцев велик риск перегреться. Даже если вы с ребенком находитесь в тени, пользуйтесь солнцезащитными средствами с максимальным уровнем УФ-индекса.