Шокирующие факты о жизни и быте русских женщин в деревне конца XIX века

Типы русских барышень 18-19 вв. Характер женщины весьма своеобразно соотносится с культурой эпохи. С одной стороны, женщина с ее напряженной эмоциональностью, живо и непосредственно впитывает особенности своего времени, в значительной мере обгоняя его. В этом смысле характер женщины можно назвать одним из самых чутких барометров общественной жизни.

Реформы Петра I перевернули не только государственную жизнь, но и домашний уклад. Первое последствие реформ для женщин - это стремление внешне изменить облик, приблизиться к типу западноевропейской светской женщины. Меняется одежда, прически. Изменился и весь способ поведения. В годы петровских реформ и последующие женщина стремилась как можно меньше походить на своих бабушек (и на крестьянок). Положение женщины в русском обществе с началом XIX века еще более переменилось. Эпоха Просвещения XVIII века не прошла даром для женщин наступившего века. Борьба за равенство просветителей имела прямое отношение к женщине, хотя многие мужчины по-прежнему были далеки от мысли об истинном равенстве с женщиной, на которую смотрели как на существо неполноценное, пустое.

Жизнь светского общества была тесно связана с литературой, модным поветрием в которой был в то время романтизм. Женский характер, помимо отношений в семье, традиционного домашнего образования (только единицы попадали в Смольный институт) формировался за счет романтической литературы. Можно сказать, что светскую женщину пушкинской поры создали книги. Романы были некими самоучителями тогдашней женщины, они формировали новый женский идеальный образ, которому, как моде на новые наряды, следовали и столичные, и провинциальные дворянские барышни.

На смену женскому идеалу XVIII века – пышущей здоровьем, дородной, полной красавицы, – приходит бледная, мечтательная, грустная женщина романтизма «с французской книжкою в руках, с печальной думою в очах». Ради того, чтобы выглядеть модной девицы томили себя голодом, месяцами не выходили на солнце. В моде были слезы и обмороки. Реальная жизнь, как и здоровье, деторождение, материнство, казалась «вульгарной», «недостойной» истинной романтической девицы. Следование новому идеалу подняло женщину на пьедестал, началась поэтизация женщины, что, в конечном счете, способствовало повышению общественного статуса женщины, росту истинного равенства, что и продемонстрировали вчерашние томные барышни, ставшие женами декабристов.

За указанный период в русском дворянском обществе сформировалось несколько различных типов женской натуры. Одним из самых ярких типов можно назвать тип "салонной дамы", "столичной штучки" или "светской львицы", как ее назвали бы сейчас. В столице, в высшем свете этот тип встречался наиболее часто. Эти утонченные красавицы, созданные модным французским салонным воспитанием, весь круг своих интересов ограничивали будуаром, гостиной и бальной залой, где они были призваны царить.

Их называли царицами гостиных, законодательницами мод. Хотя в начале XIX века женщина была выключена из государственной жизни, но исключенность из мира службы не лишала ее значительности. Напротив роль женщины в дворянском быту и культуре становится все заметнее. Особое значение в этом смысле приобретала так называемая светская жизнь и - более конкретно - феномен салона (в том числе и литературного). Русское общество во многом здесь следовало французским образцам, по которым светская жизнь осуществляла себя прежде всего через салоны. "Выезжать в свет" означало "бывать в салонах".

В России, как и во Франции начала XIX века, салоны были различными: и придворными, и роскошно-светскими, и более камерными, полусемейными, и такими, где царствовали танцы, карты, светская болтовня, и литературно-музыкальными, и интеллектуальными, напоминавшими университетские семинары. Хозяйка салона была центром, культурно значимой фигурой, "законодательницей". При этом, сохраняя статус образованной, умной, просвещенной женщины, она могла, конечно, иметь различный культурный имидж: прелестной красавицы, шалуньи, ведущей рискованную литературно-эротическую игру, милой и обольстительной светской остроумицы, утонченной, музыкальной, европеизированной аристократки, строгой, несколько холодной "русской мадам Рекамье" либо спокойной, мудрой интеллектуалки.

Первая, из представляемых сегодня самых красивых женщин России хоть и не русская по рождению, но несомненно одна из тех, которые составили славу России.
Нина Александрвна Грибоедова, грузинская княжна Чавчавадзе – «Чёрная роза Тифлиса».
Родилась и росла в Цинандали, где располагалась усадьба князей Чавчавадзе - Дадиани. Уже в ранней юности Нино отличалась красотой и статью, присущей грузинкам. Грибоедов, служивший в 1822 году в Тифлисе, часто посещал дом князя и даже давал его дочери уроки музыки. Однажды в шутку «дядя Сандро», как звала его Нина, сказал своей маленькой ученице: « Если будешь и дальше так стараться, я на тебе женюсь». Но, когда он снова посетил этот дом уже через 6 лет, по возвращении из Персии, ему было не до шуток - он был поражён красотой выросшей Нины и её разумностью.

Княжна Нино Чавчавадзе

:
В неё безответно на протяжении 30 лет был влюблён генерал (и поэт) Григорий Орбелиани, но она так и не вышла замуж во второй раз, отвергая все предложения и ухаживания.
Напрасно женихи толпою спешат сюда из разных мест.
Немало в Грузии невест, а мне не быть ничьей женою!
Возможно, эти слова Тамары из поэмы «Демон» навеял Лермонтову образ Нины. А «властитель Синодала» (Цинандали) –Грибоедов. В любом случае, её любовь и верность трагически погибшему мужу стала легендарной ещё при её жизни; имя Нины Чавчавадзе было окружено почётом и уважением, её называли Черной розой Тифлиса. Но она людей не сторонилась, напротив, к ней тянулись, она многим помогала.
Сохранилось несколько живописных и словесных портретов Нины. И те и другие передают пленительный и достойный восхищения образ. Вот, например, некий несомненно влюблённый в неё Синявин, восклицает: « Нет, в мире не может существовать такого совершенства: красота, сердце, чувства, неизъяснимая доброта! Как умна-то! Боюсь, никто с ней не сравнится». Генерал Альбрант пишет своему приятелю-тифлисцу: «Улыбка Нины Александровны так хороша – как благословение! При свидании скажи, что я поклоняюсь ей, как магометанцы – солнцу восходящему!». А вот свидетельство современницы: «Одна из прелестнейших созданий - красавица собой, с редким умом. Все сходятся на том, что это идеальная женщина».
Конечно, она страдала от одиночества, от отсутствия детей. Умолила родственницу отдать ей на воспитание новорожденную дочку: « Вы окружены детьми, а я совсем одна!».
Её воспитанница Екатерина позже вспоминала, что тётя Нина ежедневно уходила, куда – девочка узнала, когда немного подросла, и та стала брать её с собой, на могилу мужа.
Нина Александровна Грибоедова, урожденная княжна Чавчавадзе, скончалась в июне 1857 года, в возрасте сорока девяти неполных лет, во время эпидемии холеры, пришедшей в Тифлис из Персии. Она отказалась покинуть город, как большинство богатых семей. « В городе всего два врача и община сестёр милосердия при русском госпитале. Я лишней не буду». Последние слова её были: « Меня…рядом с ним».
..Там, в тёмном гроте - мавзолей,
И - скромный дар вдовы -
Лампадка светит в полутьме,
Чтоб прочитали вы
Ту надпись, и чтоб вам она
Напомнила сама -
Два горя: горе от любви
И горе от ума.
Яков Полонский.

Варвара Асенкова – с 1836 года актриса Александринского театра. Первое же появление на сцене Александринки принесло ей триумф. Асенкова, была не только талантлива, но и очень изящна, обаятельна и женственна. В основном играла в водевилях, особо славилась её «Гусар-девица». Тем не менее, вскоре она с не меньшим успехом выходила и в драматических образах Офелии, Эсмеральды, за 6 лет пребывания на сцене переиграв огромное количество ролей.

Варвара Асенкова

Ею восхищались Белинский и Нащокин, молодой литератор Некрасов посвятил ей стихи «Офелия» и «Памяти Асенковой».
…мало я видал
Красивее головок;
Твой голос ласково звучал,
Твой каждый шаг был ловок;
Душа твоя была нежна,
Прекрасна, как и тело,
Клевет не вынесла она,
Врагов не одолела!
.. Твой закат
Был странен и прекрасен:
Горел огнем глубокий взгляд,
Пронзителен и ясен;
Слабое здоровье, зависть и сплетни спровоцировали её заболевание чахоткой и раннюю смерть. На похоронах её было такое огромное количество народа, что их сравнивали с похоронами Пушкина. В советское время о короткой и трагической жизни Асенковой был снят замечательный фильм «Зелёная карета»

Юлия Самойлова (урождённая графиня Пален) – любимая женщина и муза Карла Брюллова, его « итальянское солнце».
Юная Юлинька Пален

Её прекрасное лицо можно увидеть на многих его картинах, например на « Портрете Юлии Самойловой с приемной дочерью Джованиной и арапчонком»

И на ещё более известном « Портрете графини Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией», а в «Гибели Помпеи» её черты приданы нескольким женским образам. Юлия по материнской линии происходила из рода Скавронских (да, тех самых, родственников Екатерины 1 – Марты Скавронской). Эта женщина в основном жила в Италии и сама была похожа на роскошную знойную итальянку. Графиня отличалась не только южной красотой, но и независимым свободным характером.

«Последняя из рода Скавронских» постоянно сердила государя тем, что весь модный и изысканный свет съезжался не в Царское Село, к летнему Императорскому двору, а - за несколько верст от него, в большое имение Графская Славянка (под Петербургом) . Император предложил ей продать в «царскую казну» Графскую Славянку вместе с роскошным домом, выстроенным по проекту знаменитого петербургского архитектора и художника – Александра Брюллова. Графиня подчинилась императорскому предложению, похожему на приказ, но сказала кому то из высоких сановников, вхожих в царские покои: "Передайте императору, что ездили не в Графскую Славянку, а к графине Самойловой."
У неё были две совершенно прелестные приемные дочери, которых я уже упомянула, а портретом Джованины мы также можем любоваться на знаменитой Брюлловской картине « Всадница» (кстати Амацилия там тоже есть – маленькая девочка на балконе).

Юлия Петровна Вревская – баронесса, народная героиня России и Болгарии. После смерти мужа, посвятила себя служению Отечеству и делу освобождения Болгарии от турецкого ига, став сестрой милосердия в период русско-турецкой войны. При этом была замечательной красоты женщина. По отзывам современников « Юлию Петровну отличает какая-то особая прелесть, что-то возвышенное, что особо привлекает и не забывается, она очаровательна не только внешностью, женственной грацией, но и бескрайней добротой и приветливостью». Портрет баронессы Юлии Вревской

Умерла довольно молодой от тифа, уже в конце войны, в прифронтовом госпитале, в болгарской деревушке Бяле. Была дружна с В. Гюго и особенно с И. Тургеневым, который её безмерно уважал и восхищался. Интересно, что Тургенев как бы предчувствовал легендарную судьбу Вревской, предсказал многое из жизни Юлии Петровны в романе «Накануне" , и вот спустя четверть века в живой действительности повторяется история Елены Стаховой и Дмитрия Инсарова. О жизни Вревской, её подвиге, или как раньше говорили подвижничестве, её любви и смерти написана повесть болгарского писателя Г. Карастоянова «Верность за верность" «Особенно большую роль в ее жизни сыграла ее дружба с болгарином Стефаном Грозевым, в котором пламенело сильное желание совершить что-нибудь значительное для освобождения своей родины, порабощенной турками. Горячее патриотическое чувство ее близкого друга коснулось и ее нежного сердца. Не видя Болгарии, она беззаветно полюбила ее»- пишет Каростоянов. Юлии Петровне Вревской посвятили свои стихи Я. Полонский - «Под красным крестом», В. Гюго - «Русская роза, погибшая на болгарской земле» , И. Тургенев « Памяти Юлии Вревской», в 1977 году был снят русско-болгарский фильм « Юлия Вревская» с Людмилой Савельевой в заглавной роли.

…Что такое титулы и званья
По сравненью с душой большою?..
Ты хотела свободы братьям,
Ты хотела болгарам счастья...
Ты умерла вдали от русских рек,
Чтоб стать легендой гордой через годы.
А за окном кружил последний снег,
Чтоб напоить собой весну свободы...
Болгарский поэт Илия Ганчев - “Юлии Вревской"

Сестра милосердная Ю.П. Вревская.

"На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке - с лишком две недели умирала она от тифа.
Она была в беспамятстве - и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.
Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.
Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастия... не ведала - и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась - и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.
Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда - а теперь, конечно, не узнает.
Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.
Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!...». И. Тургенев "Памяти Ю. П. Вревской"

Варвара Римская – Корсакова, (в девичестве Мергасова) - её портрет до сих пор восхищает посетителей Парижского музея Орсэ.

В своё время оригинальная красота этой «татарской Венеры», как её прозвали в Париже (а она действительно уроженка волжских берегов, из Костромской губернии) произвела фурор во Франции. На маскарадах Варвара любила появляться в экзотических, даже вызывающе откровенных нарядах: то жрицы Танит, чей костюм состоял из легкой газовой накидки, не скрывающей очертания великолепной фигуры, то дикарки в развевающихся лентах и обрывках ткани, позволяющих лицезреть присутствующим « самые красивые ноги в Европе». Её поведение было более, чем смело даже для Франции и вызвало некоторое недовольство королевы Евгении Монтихо. Лев Толстой упомянул её в романе « Анна Каренина», под именем Лиди Корсунской, например в сцене на балу: « Там была до невозможности обнажённая красавица Лиди, жена Корсунского». Считающие Корсакову только эпатажной модной «светской львицей» были немало удивлены выходом написанной ею книги, даже эпиграф которой был далёк от легкомысленности "Лишения и печали мне указали Бога, а счастье заставило познать Его".
В интернете Варвару иногда выдают за жену композитора Римского-Корсакова, но в более серьёзных источниках её родственной или иной связи с автором знаменитых опер я не обнаружила, ничего общего кроме фамилии. Её муж Николай Корсаков был сначала предводителем вяземского дворянства, потом военным, участвовал в Севастопольском сражении и был награждён георгиевским крестом.

Женщины рода Юсуповых славились не только богатством и знатностью, но и своей красотой. В моём списке их целых три. Наиболее известна Зинаида Николаевна Юсупова - и как одна из самых красивых и обаятельных женщин своего времени (и самых богатых), и как мать Феликса Юсупова – главного действующего лица в деле убийства Распутина. Сохранилось много портретов З.Н. Юсуповой, самый знаменитый написан В. Серовым. На нём княгине уже около 40 лет, но она по-прежнему бесподобно хороша.
Иногда её путают с другой Зинаидой Юсуповой – её бабушкой – Зинаидой Ивановной, тоже красавицей и непростой судьбы и характера женщиной.

Зинаида Ивановна Юсупова (урожденная Нарышкина)

Существовало старое поверие о проклятии рода Юсуповых. Предки их – сыновья татарина Мурзы Юсуфа ещё во времена Золотой орды перешли в православие и были прокляты за вероотступничество. Согласно проклятию, из всех рожденных в одном поколении Юсуповых до двадцати шести лет доживать будет лишь один, и продолжится это вплоть до полного изничтожения рода. Сбывалось оно неукоснительно. Сколько бы детей у Юсуповых не рождалось – до двадцати шести доживал только один.
Зинаида Ивановна вышла замуж за Бориса Николаевича Юсупова еще совсем юной девушкой, родила ему сына, затем умершую при родах дочь и только после этого узнала о фамильном проклятье. Будучи женщиной рассудительной, она заявила мужу, что «рожать мертвецов» впредь не собирается. У красавицы была масса поклонников в высшем свете, и даже ходили слухи, что сам император был к ней неравнодушен. Во всяком случае на фондументальном полотне художника Чернецова, сделанного по заказу Николая 1, где изображены самые известные люди империи и самые знаменитые красавицы, Зинаида Ивановна присутствует.
Зинаиде Ивановне не было сорока, когда старый князь умер и княгиня стала, что называется « жить для себя» . О ее головокружительных романах ходили легенды, но наиболее известна скандальная история её увлечения молодым народовольцем. Когда того заточили в Шлиссельбургскую крепость, княгиня отказалась от светских увеселений, последовала за ним, поселилась напротив крепости и подкупами добилась, что того отпускали к ней по ночам.
Эта история была хорошо известна, о ней судачили, но как ни странно Зинаиду Ивановну не осуждали, признавая право прекрасной княгини на сумасбродства Когда эта история закончилась, какое-то время она жила затворницей на Литейном, затем, выйдя замуж за разоренного, но родовитого француза, покинула Россию, отказалась от титула княгини Юсуповой и стала именоваться графиней де Шаво, маркизой де Серр.
Об истории с юным народовольцем Юсуповым напомнили после революции. Одна из эмигрантских газет напечатала сообщение, что, пытаясь найти Юсуповские сокровища, большевики обнаружили потайную комнату во дворце на Литейном проспекте. Но нашли там не драгоценности, а гроб с забальзамированным мужчиной. Скорее всего, это и был тот, приговоренный к смерти, народоволец, тело которого Юсупова выкупила и перевезла в Петербург. Впрочем, в семье Зинаиду Ивановну почитали счастливой. Все мужья умирали по старости, дочь она потеряла при родах, когда привыкнуть к ней еще не успела, много любила, ни в чем себе не отказывала и скончалась в окружении родных.

Зинаида Николаевна Юсупова родилась в 1861 году в семье князя Н. Б. Юсупова, последнего представителя древнейшего рода. Владелец заводов, рудников, доходных домов и поместий был неслыханно богат. Зинаида Николаевна осталась единственной наследницей рода (сестра Татьяна в возрасте 22 лет умерла от тифа). Дочь унаследовала от отца не только богатство, но и лучшие черты характера. Умная, образованная, она была одной из первых красавиц Петербурга, В 18 лет княжна уже занималась активной благотворительностью: она стала попечительницей приюта солдатских вдов. А чуть позже под ее покровительство попали десятки приютов, больниц, гимназий Петербурга, она помогала семьям черногорцев, пострадавшим в борьбе с турками, а в Первую мировую войну на ее средства оборудовались поезда и лазареты, организовывались госпитали и санатории для раненых, в том числе и в ее имениях.
На руку богатой невесты претендовали самые знатные женихи, в том числе и августейшие особы, но княжна ждала настоящей любви. Ей уже исполнилось 20 лет, от кавалеров не было отбоя, старый князь посылал дочери принца за принцем, но все получали отказ. Однажды, чтобы уважить отца, княжна согласилась встретиться с очередным кавалером - князем Баттенбергом, претендентом на болгарский престол. Его сопровождал офицер Феликс Эльстон- Сумароков. В итоге Баттенбергу было отказано - княжна Юсупова влюбилась с первого взгляда в гвардейского поручика и на следующий день приняла его предложение руки и сердца. Свадьба княжны Зинаиды Юсуповой и Феликса Эльстона-Сумарокова состоялась весной 1882 года и надолго стала главной новостью Петербурга: первая красавица с таким приданым пошла под венец с простым гвардейским офицером? Впрочем, Феликс был внуком прусского короля Фридриха Вильгельма IV. Старый князь Юсупов идти против ее желаний не стал. Через год у молодых родился первенец – Николай, названный так в честь деда, Старое проклятие рода исполнилось с двумя сыновьями Зинаиды Николаевны: Средний умер еще ребенком, а Николай в 1908 году был убит на дуэли, не дожив до своего двадцатишестилетия всего полгода. Младший - Феликс остался единственным наследником.
«Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. Но дарованиями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность» - это описание дал Зинаиде Николаевне ее сын Феликс. Можно представить себе, насколько красива она была в девичестве. Княгиня не румянилась и не пудрилась, хватало ее природной красоты. . Из всей косметики употребляла только лосьон домашнего приготовления. И при всей скромности поведения считалась первой модницей Петербурга: ее наряды сводили всех с ума, а в коллекции драгоценностей былтизвестный бриллиант, по своей величине и красоте названный "Полярной звездой", серьги королевы Марии Антуанетты, жемчужная и алмазная диадема Каролины - королевы Неаполитанской. Одна высокородная испанская гостья побывала на приёме у Юсуповой и вспоминала: " Княгиня была очень красивой женщиной, она обладала такой замечательной красотой, которая остаётся символом эпохи. На приеме хозяйка дома была в кокошнике, украшенном гигантскими жемчужинами и бриллиантами... они делали её похожей на императрицу"
Портрет Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме

Любимым украшением Юсуповой была уникальная жемчужина Пелегрина.. Эту жемчужину можно видеть на портрете Зинаиды Николаевны кисти Флеминга. Потом, в далекой эмиграции, ее сын Феликс продаст Пелегрину, и след талисмана красивейшей женщины потеряется.
З.Н. Юсупова, портрет работы В. Серова />
О милосердии княгини Юсуповой ходили легенды. Сохранились свидетельства тех, кто лечился в ее госпиталях, что офицеров здесь приглашали к обедам и вечернему чаю, что гости сидели за красивым столом и вели непринужденные беседы, что княгиня знала о состоянии всех тяжелобольных и была очень сердечна.
Зинаида Николаевна умерла вдали от России, в эмиграции, в 1939 году и похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Ирина Юсупова, невестка З.Н. Юсуповой, жена её сына, того самого Феликса, будет представлена в посте, посвящённом красавицам начала 20 века.

Я вас люблю, красавицы столетий,
за ваш небрежный выпорх из дверей,
за право жить, вдыхая жизнь соцветий
и на плечи накинув смерть зверей.
………………………………………………………………
Люблю, когда, ступая, как летая,
проноситесь, смеясь и лепеча.
Суть женственности вечно золотая
всех, кто поэт, священная свеча.

Белла Ахмадуллина.

В дополнительном вложении к этому посту рассказ о других замечательных русских женщинах. Это вдова героя Бородинской битвы генерала Тучкова Маргарита (мать Мария), оставившая нам после себя не только потрясающую историю любви и верности, не только храм Спаса Нерукотворного со Спасо-Бородинским монастырем, но и хлеб, называемый Бородинским; «придворных витязей гроза» фрейлина Смирнова- Россет, Анна Керн, дочери А.С. Пушкина, крепостная актриса Жемчугова, ставшая графиней Шереметьевой, Анна Оленина, Татьяна Потёмкина.

Вложение:


В 1906 г. была издана книга «Жизнь «Ивана» Ольги Семеновой-Тян-Шанской , дочери знаменитого путешественника, где приводятся интересные, иногда шокирующие факты о жизни и быте женщин в русской деревне конца XIX века . В то время книга не получила широкой известности, а после революции о ней и вовсе забыли. Только в наши дни она была переиздана, самые интересные фрагменты – далее в обзоре.



В некоторых деревнях до сих пор (1890-е) держатся обычаи «просватывать» девочек лет 12-14 за соответствующих им по возрасту мальчиков. Теперь такие сговоры нередко расстраиваются, когда жених и невеста делаются взрослыми. А если нет, так невеста 14-15 лет и жених лет 16 начинают сожительствовать вместе до своего совершеннолетия.





Раньше (в 1860-70-х годах) выходили замуж лет 16-19, женились в 18-20. Гораздо реже выдавали девушек 15 лет. Хотя и опасным считалось засидеться в девках, на девушку смотрели в семье как на рабочую силу, а следовательно, не торопились сбыть с рук. Малого (т.е. парня) же потому торопились женить, что таким способом приобреталась для семьи лишняя рабочая сила. Теперь (1890-е) выходят замуж лет 16-25, женятся же 18-27.





Девок на улице любят веселых, таких, которые умеют плясать и за словом в карман не полезут. Обычно на таких «улицах» завязывались внебрачные связи, которые часто кончались браком. Хотя очень нередки случаи, когда бросают ту, «которую любили». Старшие нередко ругают и бьют дочерей за такие связи; малым же ничего за это не достается.



С «распутевыми» девками или бабами чинится иногда расправа. «Распутевой» называется такая девка или баба, у которой несколько любовников. Эти любовники сговариваются иногда поучить ее и, если она девка, мажут ей ворота дегтем, а если она баба, бьют ее. Побьют, затем подымут ей рубашку на голову, свяжут (так, что голова женщины как бы в мешке, а до пояса она голая) и пустят так по деревне. Девка, у которой один любовник, уже не считается «распутевой», и ей ворота дегтем не мажут.





Беременная жена делает все: справляет всю домашнюю работу, в поле вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иная баба при начавшихся родовых схватках бежит домой, «как овченка»: приляжет во время схваток на землю, а как боли отпустят, опять бежит. Матери на третий и на четвертый день после родов встают и принимаются за домашнюю работу. Иногда даже на другой день после родов родильница уже затапливает печь сама. На работу в поле мать идет через 5-7 дней после родов.



После первого ребенка муж иногда поберегает жену, а уж после второго и третьего, конечно, нет. Если выпьет, то уже через неделю после родов начинает жить с женой, а нет, так недели через 2-3. Жену, конечно, не спрашивают о ее желаниях: «Аксинья, иди-ка сюда», – и все тут.



В трезвом виде муж бил жену редко, в пьяном – часто и чем попало. Бьют и палкой, и рогачом, и сапогами, кулаками, пинком. Если муж бьет жену и при этом сломает тот предмет из своего несложного инвентаря, которым чинил расправу, то ему гораздо более жалко этот предмет, чем избитую жену.



Профессионального разврата не существует, но очень легко купить всякую бабу деньгами и подарком. Одна баба очень наивно признавалась: «Прижила себе на горе сына и всего-то за пустяк, за десять яблоков!». Случаи убийства незаконнорожденных младенцев очень нередки. Родит баба или девка где-нибудь в клети одна, затем придушит маленького руками и бросит либо в воду с камнем на шее, либо в густой конопле, или где-нибудь в свином катухе зароет.



Сохранилось довольно много документальных свидетельств о жизни в деревнях того периода –

В начале 19 века в эпоху ампир в моде естественность и простота. Даже косметического эффекта дамы пытались достичь естественными способами: если требовалась бледность – пили уксус, если румянец – ели землянику. На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что, чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях.

Белизна и нежность рук во времена ампира так ценились, что даже на ночь надевали перчатки.

*если Вы хотите красивый без эффекта маски, с идеальным тоновым покрытием, который держится на лице минимум 8 часов, то будьте уверены этот курс специально для Вас…


Мадам Рекамье – знаменитая парижская красавица, самая известная в истории хозяйка литературного салона.

В нарядах заметно подражание античной одежде. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни. Для создания эффектных драпировок, красиво обрисовывающих природные данные, дамы использовали нехитрый прием античных скульпторов – увлажняли одежду, неслучайно, что смертность от пневмонии была в те годы очень высока. Французский "Журнал де Мод" в 1802 г. даже рекомендовал своим читательницам посетить Монмартское кладбище, чтобы посмотреть, сколько юных девушек стали жертвой «нагой» моды. Парижские газеты пестрили траурными хрониками: «Госпожа де Ноэль умерла после бала, в девятнадцать лет, мадемуазель де Жюинье - в восемнадцать, м-ль Шапталь - в шестнадцать!» За несколько лет господства этой экстравагантной моды умерло женщин больше, чем за предшествовавшие 40 лет.


Терезия Тальен считалась «красивее капитолийской Венеры» - столь идеальна у нее была фигура. Она и ввела «нагую» моду. Самое легкое платье весило 200 грамм!

Только благодаря египетскому походу Наполеона в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора – Жозефина.

ИДЕИ МАКИЯЖА
для голубых глаз + видео урок

В 20-х годах XIX века фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. В моду вошел корсет. Талия должна быть неестественной по объему - около 55 см. Стремление к «идеальной» талии нередко приводило к трагическим последствием. Так, в 1859 г. одна 23-летняя модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень.


П. Деларош. Портрет певицы Генриэтты Зонтаг, 1831.

Ради красоты дамы готовы были терпеть разные неудобства: широкие поля дамских шляпок, которые свисали на глаза, и передвигаться приходилось едва ли не на ощупь, длинные и тяжелые подолы платьев.

В авторитетном британском журнале «Ланцет» в 1820-е годы было высказано мнение, что в мышечной слабости, заболеваниях нервной системы и других недугах женщинам стоит винить вес своих платьев, составлявший около 20 килограммов. Нередко дамы путались в собственных юбках. Королева Виктория как-то вывихнула лодыжку, наступив себе на подол.

Во второй половине 19 века возродилась тяга к искусственности. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица.

В моде болезненная женственность. Речь идет как о душевных болезнях, при которых неуравновешенность граничит с безумием, символом такой красавицы может служить Камилла Клодель – муза и ученица скульптора Огюста Родена, так и болезнях тела, как у Маргариты Готье, смертельно больной туберкулёзом куртизанки – героини романа «Дама с камелиями» Александра Дюма.


Камилла Клодель

Для придания лицу матовой бледности дамы принимали три раза в день толченый мел (хорошо очищенный мел можно было получить в аптекарских магазинах; употреблять мелки, предназначенные для карточной игры, было нельзя) и пили уксусный и лимонный сок, а круги под глазами достигались за счёт специального недосыпания.

ИДЕАЛ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ 19 ВЕКА

КРАСАВИЦЫ 19 ВЕКА

Великая Французская революция (1789-1794) послужила поводом для революции в моде, к концу 18 века идеал женской красоты сильно изменился по сравнению с предшествующим периодом.
Главное преобразование состояло в том, что из женского костюма ичез жёсткий "формообразующий" элемент: корсет, сильно утягивающий талию, и панье (или фижмы) - каркас из ивовых или стальных прутьев или пластин китового уса, искусственно расширяющий линию бёдер.

1799 г. Портрет Julie Le Brun в виде Флоры

1801 г. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны

Angelica Catalani, 1806 г.


1801 г. Портрет Екатерины Осиповны Тюфякиной


За сто с лишним лет идеал женской красоты очень сильно изменился. Тогда красивым считался крупный по нашим меркам, "римский" нос, маленький ротик, приветствовалась некоторая пухлость лица, полные плечи и шея.


В начале 19 века в эпоху ампир в моде естественность и простота. Даже косметического эффекта дамы пытались достичь естественными способами: если требовалась бледность - пили уксус, если румянец - ели землянику. На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что, чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях.
Белизна и нежность рук во времена ампира так ценились, что даже на ночь надевали перчатки.
В нарядах заметно подражание античной одежде. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни. Для создания эффектных драпировок, красиво обрисовывающих природные данные, дамы использовали нехитрый прием античных скульпторов - увлажняли одежду, неслучайно, что смертность от пневмонии была в те годы очень высока.
Французский “Журнал де Мод” в 1802 г. даже рекомендовал своим читательницам посетить Монмартское кладбище, чтобы посмотреть, сколько юных девушек стали жертвой «нагой» моды. Парижские газеты пестрили траурными хрониками: «Госпожа де Ноэль умерла после бала, в девятнадцать лет, мадемуазель де Жюинье — в восемнадцать, м-ль Шапталь - в шестнадцать!» За несколько лет господства этой экстравагантной моды умерло женщин больше, чем за предшествовавшие 40 лет.
Терезия Тальен считалась «красивее капитолийской Венеры» — столь идеальна у нее была фигура. Она и ввела «нагую» моду. Самое легкое платье весило 200 грамм!
Только благодаря египетскому походу Наполеона в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора - Жозефина.
В 20-х годах XIX века фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. В моду вошел корсет. Талия должна быть неестественной по объему - около 55 см. Стремление к «идеальной» талии нередко приводило к трагическим последствием. Так, в 1859 г. одна 23-летняя модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень.
Ради красоты дамы готовы были терпеть разные неудобства: широкие поля дамских шляпок, которые свисали на глаза, и передвигаться приходилось едва ли не на ощупь, длинные и тяжелые подолы платьев.
В авторитетном британском журнале «Ланцет» в 1820-е годы было высказано мнение, что в мышечной слабости, заболеваниях нервной системы и других недугах женщинам стоит винить вес своих платьев, составлявший около 20 килограммов. Нередко дамы путались в собственных юбках. Королева Виктория как-то вывихнула лодыжку, наступив себе на подол.
Во второй половине 19 века возродилась тяга к искусственности. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица.
В моде болезненная женственность. Речь идет как о душевных болезнях, при которых неуравновешенность граничит с безумием, символом такой красавицы может служить Камилла Клодель - муза и ученица скульптора Огюста Родена, так и болезнях тела, как у Маргариты Готье, смертельно больной туберкулёзом куртизанки - героини романа «Дама с камелиями» Александра Дюма.


"Мадонна Термидора" Мадам Тальен


. «Портрет мадам Рекамье» Франсуа Жерар


П. Деларош. Портрет певицы Генриэтты Зонтаг, 1831


Мари Дюплесси


Клодель Камилла Розали

Евдокия Ивановна Голицына