Синдром повышенной возбудимости у грудничка - Народные рецепты! Факты и заблуждения перинатальной неврологии

В первой части Вы узнали, что такое ППП ЦНС и какова роль детского врача-невролога в лечении данного заболевания. И один из синдромов этого нарушения - это синдром мышечной дистонии.

Здесь я остановлюсь на синдроме повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Это достаточно частый синдром у детей в возрасте 1-4 месяца. Проявляется этот синдром в возбудимости ребёнка, вздрагивании, разбрасывании ручек, дрожании подбородка, крике без видимой причины, нарушении сна. Такие нарушения чаще всего связаны с соматическими, а не неврологическими нарушениями.

Ребенок может кричать и беспокоится по многим причинам. У маленьких детей очень часто отмечаются кишечные колики. После 1-го месяца педиатры и детские неврологи рекомендуют ребёнку давать витамин D, нехватка которого может вызывать возбуждение. Дети могут заболеть простудным заболеванием, могут перегреться или переохладиться. Ребёнок может кричать, потому что голодный. И есть даже такие данные, что у детей может возникать спонтанный необоснованный крик. Здесь очень важен опыт педиатра, и при необходимости консультация детского невролога, а, возможно, и хирурга или другого специалиста. Ко мне часто обращаются с такими жалобами для исключения повышения внутричерепного давления у ребёнка.

Действительно, повышение внутричерепного давления у детей бывает, но, во-первых, очень редко, а во-вторых, вопреки общепринятому мнению при повышении внутричерепного давления дети вялые и сонливые, а не возбудимые. Взрослый человек кричит, когда у него болит голова? Нет. А вот когда болит живот, беспокоиться и кричать будут и дети, и взрослые. Ещё многие утверждают, что если ребёнок плохо спит, то это признак повышения внутричерепного давления. У новорожденного ребёнка естественно незрелая нервная система. У них часто отмечаются нарушения сна.

У детей не сформированы «биологические часы» (сон-бодрствование). Они могут путать день с ночью, могут спать днём по 15 минут и т.д. Чётко такие «биологические часы» у детей формируются только после 3-х лет. Все это опытные детские неврологи объясняют родителям на приеме в кабинете или при вызове на дом.

В связи с этой незрелостью центральной нервной системы у детей даже могут отмечаться судороги. И они могут быть вызваны нарушением обмена микроэлементов (магния, калия, кальция), нехваткой витамина В6 и т.д.

Говоря о незрелости нервной системы новорожденных, сразу хочется Вам рассказать о ещё одном синдроме: синдроме вегето-висцеральных нарушений. Часто, чтобы людям стало понятней, детские неврологи в Москве говорят родителям ребёнка, что это ВСД (вегето-сосудистая дистония) у детей до 1-го года. Этот синдром характеризуется «мраморностью кожи» ребёнка, возможной «синевой» верхней губы, потливостью ручек и ножек (хотя такое может наблюдаться и при нехватке витамина Д), «синевой» стоп, срыгиванием и другими нарушениями. Я замечаю, что такие дети реагируют на погодные изменения, чаще на осадки (снег или дождь) или сильный ветер. Такие вегетативные нарушения не требуют медикаментозного лечения, а уменьшаются и потом совсем проходят с возрастом.

9 Фев 2014

Синдром нервно-рефлекторной возбудимости

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (далее СНРВ) относится к неврологическим нарушениям. Диагностируется у детей от рождения до года. Диагноз может быть поставлен невропатологом на основании осмотра и некоторых исследований. Преимущественно СНРВ диагностируется у детей до 3-х месяцев.

Часто такой синдром не выявляется вовремя, поскольку консультация невропатолога не является обязательной после рождения ребенка. В данной статье мы рассмотрим основные признаки СНРВ, и подскажем, как не пропустить своевременное лечение.

Прежде всего, каждая мама должна понимать, что здоровому ребенку нужно немного – еда, сон, комфорт. Через неделю после выписки из роддома у новорожденного уже налаживается режим, и вы увидите – сколько он спит, как часто ест, сколько времени бодрствует. Если ребенок сытый, сухой, и не хочет спать – он не должен кричать. Крик новорожденного – не каприз, а сигнал о дискомфорте.

Дети с СНРВ мало спят, их сложно накормить и успокоить. Они болезненно реагируют на любые прикосновения, часто вздрагивают..Это первые признаки, на которые следует обратить внимание.

Необходимо понаблюдать за двигательной активностью ребенка. При обнаружении хотя бы одного из ниже перечисленных клинических симптомов, малыша нужно показать специалисту. Специально для сайта сайт

Синдром возникает вследствие поражения нервной системы ребенка перинатально. Этому могут способствовать различные факторы, такие как:

  • гипоксические нарушения в период внутриутробного развития;
  • осложнения при родах (отслойка плаценты, кровотечения, асфиксия и др.);
  • кесарево сечение;
  • наркотическая зависимость матери;
  • многоплодие;
  • заболевания матери при беременности (инфекции, диабет).

Клинические симптомы СНРВ:

  • размашистые движения конечностей;
  • снижение сосательного рефлекса;
  • дрожание подбородка;
  • плохой сон;
  • запрокидывание головы назад;
  • тремор конечностей;
  • частый плач;
  • повышенные сухожильные рефлексы;
  • двигательное беспокойство;
  • длительный взгляд в одну точку.

На основании чего ставится диагноз

При визуальном осмотре специалистом, ребенок напрягается, появляется высокотональный крик. Проявляется беспокойство, часто отмечаются судороги. В ответ на раздражители (звуки, свет, громкие голоса, прикосновения, изменения положения тела), увеличивается двигательная активность мышц.

Проявляется мышечный тонус, спазмы. Внутричерепное давление может быть повышено. Специалист проверит соответствие поведения ребенка его физическому развитию.

Иногда ребенок настолько возбужден, что успокоить его невозможно. В таком случае вероятно наличие других поражений нервной системы (синдром двигательных нарушений, синдром задержки психомоторного развития, вегето-висцеральная дисфункция, гипертензионно-гидроцефальный синдром и др.)

При недостаточном количестве визуальных признаков, назначается дополнительное исследование – нейросонография. Это ультразвуковое сканирование головного мозга ребенка, не несущее лучевой нагрузки на организм. Данный метод диагностики не имеет противопоказаний.

Лечение СНРВ

Назначается невропатологом. Не требует госпитализации, включает в себя консервативные методы.

  1. Массаж. Является одним из самых эффективных методов лечения. Может быть назначен точечный, общий, расслабляющий массаж. Основное действие направлено на снижение мышечного тонуса и общей возбудимости.

Для детей лучше не применять ароматические масла для массажа, поскольку они могут вызвать аллергию. Лучше обойтись детским кремом или специальным детским маслом, разрешенным с рождения. Массаж должен проводиться только специалистом, лучше в стенах поликлиники.

  1. Препараты для улучшения мозгового кровообращения. Новорожденным обычно назначаются препараты в виде суспензии. Некоторые препараты выпускаются в виде драже или таблеток – в таком случае их нужно размельчить, и смешать с грудным молоком или водой. Дозировка рассчитывается согласно весу ребенка.
  2. Установка режима. Любой специалист подтвердит, что режим дня является основой нормального развития ребенка . Детям с нарушениями работы ЦНС соблюдение режима необходимо в терапевтических целях. Младенцы не могут контролировать свой отдых за счет несовершенства нервной системы. Сон должен быть по часам, обязательны прогулки на свежем воздухе.
  3. Плавание, гимнастика. Трудоемкий, но эффективный метод. Его суть заключается в ежедневной подаче головному мозгу правильных импульсов. Выполняя физические нагрузки, мозг «привыкает» обрабатывать большее количество информации, а на фоне препаратов начинает работать быстрее. Таким образом, поврежденные ткани быстрее восстанавливаются.

Польза воды неоценима: она расслабляет напряженные мышцы, а ослабленные – тонизирует. Снимаются спазмы, стимулируется обмен веществ, улучшается кровообращение. Вода снимает напряжение, обладает закаливающим эффектом, что особенно полезно для новорожденных.

Плавать с ребенком лучше в бассейне, по конкретной программе для самых маленьких. Специально обученный тренер поможет выполнять упражнения в воде, которые потом можно будет повторить дома. Эффективен метод перепада температур: гимнастика в воде разной температуры дает положительные результаты в 2 раза быстрее.

Выполнять гимнастику ребенку самостоятельно нельзя. Потребуется помощь массажиста или детского специалиста.

  1. Ароматерапия. С осторожностью могут назначаться натуральные масла, нейтрализующие чрезмерную возбудимость. Это может быть лаванда, герань, майоран, мята. Для совсем маленьких детей применяются разбавленные, неконцентрированные масла.

Дозировать масло необходимо осторожно, по 1-2 капле. Для этого лучше приобрести аромалампу, и поместить ее в комнату, где находится ребенок. Добавлять эфирные масла в воду для купания младенца категорически запрещено – они могут вызвать ожог!

  1. Травяные ванны. Это может быть травяной сбор или конкретное растение. Широко применяется ромашка, череда, мята, мелисса, боярышник, сосна. Детская кожа обладает высокой проницаемостью за счет обилия нервных окончаний, поэтому целебные свойства растений проникают в нее мгновенно. Температура воды для новорожденных должна составлять 36-37 градусов. Курс составляет 10-15 процедур.
  2. Назначение мочегонных препаратов. Оправдано при повышенном давлении у ребенка. Дополнительно назначаются препараты с калием.

Любой метод лечения необходимо проходить курсом. Терапия обычно включает в себя комбинацию медикаментозных препаратов с функциональными методами. Выполнение всех рекомендаций обычно дает видимый результат. В возрасте одного года симптомы СНРВ обычно уже не проявляются.

Существует миф, что данный неврологический синдром проходит сам по себе, в независимости от проведения лечения. Это не так. СНРВ является нарушением работы нервной системы, и игнорирование лечения может привести к ряду осложнений в дальнейшем.

К основным осложнениям СНРВ относятся:

  • развитие вегето-сосудистой дистонии в старшем возрасте;
  • частые головные боли;
  • синдром нарушения (дефицита) внимания;
  • гиперактивность.

Данные недуги ощутимо сказываются на психическом здоровье ребенка, и могут вызывать проблемы в детском саду и школе. Недолеченный синдром оставляет след в клетках ЦНС, и ее развитие затормаживается. За счет увеличения нагрузки нервная система перестанет справляться, и начнет периодически блокировать информацию.

Ключевые слова: перинатальная энцефалопатия (ПЭП) или перинатальное поражение центральной нервной системы (ПП ЦНС), гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС); расширение желудочков мозга, межполушарной щели и субарахноидальных пространств, псевдокисты на нейросонографии (НСГ), синдром мышечной дистонии (СМД), синдром гипервозбудимости, перинатальные судороги.

Оказывается... более 70-80%! детей первого года жизни приходят на консультацию в неврологические центры по поводу несуществующего диагноза - перинатальная энцефалопатия (ПЭП):

Детская неврология родилась сравнительно недавно, но уже переживает трудные времена. В настоящий момент многие врачи, практикующие в области неврологии грудного возраста, а также, родители грудных детей, имеющих какие-либо изменения нервной системы и психической сферы, оказались "между двух огней". С одной стороны, школа «советской детской неврологии» - избыточная диагностика и неправильная оценка функциональных и физиологических изменений нервной системы ребенка первого года жизни в сочетании с давно устаревшими рекомендациями интенсивного лечения самыми разными медикаментами. С другой стороны - нередко очевидная недооценка имеющихся психоневрологических симптомов, незнание общей педиатрии и основ медицинской психологии, некоторый терапевтический нигилизм и боязнь использования потенциала современной медикаментозной терапии; и как результат - потерянное время и упущенные возможности. При этом, к сожалению, определенная (а иногда и значительная) «формальность» и «автоматичность» современных медицинских технологий приводят, как минимум, к развитию психологических проблем у ребенка и членов его семьи. Понятие «нормы» в неврологии конца 20 века было резко сужено, сейчас интенсивно и не всегда оправданно расширяется. Вероятно, истина где-то посередине...

По данным клиники перинатальной неврологии медицинского центра «НЕВРО-МЕД» и других ведущих медицинских центров г. Москвы (да и вероятно в других местах), до сих пор, более 80%!!! детей первого года жизни приходят по направлению педиатра или невропатолога из районной поликлиники на консультацию по поводу несуществующего диагноза - перинатальная энцефалопатия (ПЭП):

Диагноз «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) в советской детской неврологии очень неопределенно характеризовал практически любые нарушения функции (и даже структуры) головного мозга в перинатальном периоде жизни ребенка (примерно с 7 месяца внутриутробного развития ребенка и до 1 месяца жизни после родов), возникающие вследствие патологии мозгового кровотока и дефицита кислорода.

В основе такого диагноза обычно располагались один или несколько наборов каких-либо признаков (синдромы) вероятного нарушения нервной системы, например - гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС), синдром мышечной дистонии (СМД), синдром гипервозбудимости.

После проведения соответствующего комплексного обследования: клинический осмотр в сочетании с анализом данных дополнительных методов исследования (УЗИ головного мозга - нейросонография) и мозгового кровообращения (допплерография мозговых сосудов), исследования глазного дна и других методов, процент достоверных диагнозов перинатального поражения мозга (гипоксические, травматические, токсико-метаболические, инфекционные) снижается до 3-4% - это более чем в 20 раз!

Самое безрадостное в этих цифрах, не только определенное нежелание отдельных врачей использовать знания современной неврологии и добросовестное заблуждение, но и явно просматриваемая, психологическая (и не только) комфортность в стремлении к такой «гипердиагностики».

Гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС): повышение внутричерепного давления (ВЧД) и гидроцефалия

До сей поры диагноз «внутричерепная гипертензия» (повышение внутричерепного давления (ВЧД) ), один из наиболее употребительных и «любимых» медицинских терминов у детских неврологов и педиатров, которым можно объяснить практически все! и в любом возрасте жалобы родителей.

Например, ребенок часто плачет и вздрагивает, плохо спит, много срыгивает, плохо ест и мало прибавляет в весе, вытаращивает глаза, ходит на носочках, у него дрожат ручки и подбородок, бывают судороги и есть отставание психоречевого и двигательного развития: «виновато только оно - повышение внутричерепного давления». Правда, удобный диагноз?

Довольно часто при этом в качестве главного аргумента для родителей в ход идет «тяжелая артиллерия» - данные инструментальных диагностических методов с таинственными научными графиками и цифрами. Методы могут использоваться либо абсолютно устаревшие и неинформативные /эхоэнцефалография (ЭХО-ЭГ ) и реоэнцефалография (РЭГ )/, либо обследования «не из той оперы» (ЭЭГ ), либо неправильное, в отрыве от клинических проявлений, субъективное толкование вариантов нормы при нейросонодопплерографии или томографии.

Несчастные мамы таких детей невольно, с подачи врачей (или вольно, питаясь собственной тревогой и страхами), подхватывают флаг «внутричерепной гипертензии» и надолго попадают в систему наблюдения и лечения перинатальной энцефалопатии.

На самом деле внутричерепная гипертензия - очень серьезная и довольно редкая неврологическая и нейрохирургическая патология. Она сопровождает тяжелые нейроинфекции и мозговые травмы, гидроцефалию, нарушение мозгового кровообращения, опухоли головного мозга и др.

Госпитализация при этом обязательна и неотложна!! !

Внутричерепную гипертензию (если она действительно есть) не трудно заметить внимательным родителям: для нее типичны постоянные или приступообразные головные боли (чаще по утрам), тошнота и рвота, не связанная с едой. Ребенок часто вялый и грустный, постоянно капризничает, отказывается есть, он все время хочет полежать, прижаться к маме.

Очень серьезным симптомом может быть косоглазие или разность зрачков, и, конечно же, нарушения сознания. У грудных детей весьма подозрительным является выбухание и напряжение родничка, расхождение швов между костями черепа, а также избыточный рост окружности головы.

Без сомнения, в таких случаях ребенка необходимо как можно скорей показать специалистам. Довольно часто довольно одного клинического осмотра, чтобы исключить или предварительно диагностировать данную патологию. Иногда требует проведение дополнительных методов исследования (глазное дно, нейросонодопплерография, компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга).

Разумеется, не может служить доказательством внутричерепной гипертензии расширение межполушарной щели, желудочков мозга, субарахноидальных и другие пространств ликворной системы на снимках нейросонографии (НСГ) или томограммах мозга (КТ или МРТ). Это же относится, к изолированным от клиники, нарушениям мозгового кровотока, выявленным при допплерографии сосудов, и «пальцевым вдавлениям» на рентгенограмме черепа.

Кроме того, нет никакой связи внутричерепной гипертензии и просвечивающих сосудиков на лице и волосистой части головы, ходьбы на цыпочках, дрожания ручек и подбородка, гипервозбудимости, нарушения развития, плохой успеваемости, носовых кровотечений, тиков, заикания, плохого поведения и т.д. и т.п.

Вот поэтому, если вашему малышу поставили диагноз «ПЭП, внутричерепная гипертензия», на основании «вытаращивания» глазок (симптом Грефе, «заходящего солнца») и ходьбы на цыпочках, то не стоит заранее сходить с ума. На самом деле эти реакции могут быть характерны для легковозбудимых детей раннего возраста. Они очень эмоционально реагируют на все, что их окружает и что происходит. Внимательные родители легко заметят эти взаимосвязи.

Таким образом, при постановке диагноза ПЭП и повышения внутричерепного давления естественно лучше всего обратиться в специализированную неврологическую клинику. Только так можно быть уверенным в правильности диагностики и лечения.

Начинать же лечение этой серьезной патологии по рекомендациям одного врача на основании вышеперечисленных «аргументов» абсолютно неразумно, кроме того такое необоснованное лечение совсем не безопасно.

Чего стоят только мочегонные препараты, которые назначают детям на продолжительное время, что крайне неблагоприятно воздействует на растущий организм, вызывая обменные расстройства.

Есть и другой, не менее важный аспект проблемы, который необходимо учитывать в данной ситуации. Иногда лекарства необходимы и неправомерный отказ от них, на основании только собственного убеждения мамы (а чаще папы!) в медикаментозной вредности, может привести к серьезным неприятностям. Кроме того, если действительно имеет место серьезное прогрессирующее повышение внутричерепного давления и развитие гидроцефалии, то нередко неправильная медикаментозная терапия внутричерепной гипертензии влечет за собой потерю благоприятного момента для оперативного вмешательства (шунтирующая операция) и развитию тяжелых необратимых последствий для ребенка: гидроцефалия, нарушение развития, слепота, глухота и др.

Теперь несколько слов о не менее «обожаемых» гидроцефалии и гидроцефальном синдроме . На самом деле речь идет о прогрессирующем увеличении внутричерепных и внутримозговых пространств, заполненных спинномозговой жидкостью (ликвором) вследствие существующей! в тот момент внутричерепной гипертензии. При этом нейросонограммы (НСГ) или томограммы выявляют меняющиеся со временем расширения желудочков мозга, межполушарной щели и других отделов ликворной системы. Все зависит от степени выраженности и динамики симптомов, а главное, от правильной оценки взаимосвязей увеличения внутримозговых пространств и других нервных изменений. Это может легко определить квалифицированный невролог. Истинная гидроцефалия, которая действительно требует лечения, так же как и внутричерепная гипертензия, встречается относительно редко. Такие дети обязательно должны наблюдаться неврологами и нейрохирургами профильных медицинских центров.

К сожалению, в обычной жизни такой ошибочный «диагноз» встречается практически у каждого четвертого-пятого грудничка. Оказывается, нередко гидроцефалией (гидроцефальным синдромом) некоторые врачи неправильно называют стабильное (обычно незначительное) увеличение желудочков и других ликворных пространств головного мозга. Внешними признаками и жалобами это никак не проявляется, лечения не требует. Тем более, если у ребенка заподозрили гидроцефалию на основании «большой» головы, просвечивающих сосудиков на лице и волосистой части головы и т.д. - это не должно вызывать паники у родителей. Большой размер головы в данном случае не играет практически никакой роли. Однако, очень важна динамика прироста окружности головы. Кроме того, нужно знать, что среди современных детей не редкость так называемые «головастики», у которых голова имеет относительно большой для их возраста размер (макроцефалия). В большинстве таких случаев у младенцев с крупной головой выявляются признаки рахита, реже - макроцефалия, обусловленная семейной конституцией. Например, у папы или у мамы, а может у дедушки большая голова, одним словом, - дело семейное, лечения не требует.

Иногда при проведении нейросонографии врач ультразвуковой диагностики находит в головном мозге псевдокисты - но это совсем не повод для паники! Псевдокистами называют единичные округлые крошечные образования (полости), содержащие ликвор и располагающиеся в типичных участках мозга. Причины их появления, как правило, бывают достоверно неизвестны; обычно они исчезают к 8-12 мес. жизни. Важно знать, что существование таких кист у большинства детей не является фактором риска в отношении дальнейшего нервно-психического развития и не требует лечения. Тем не менее, хотя и достаточно редко, псевдокисты образуются на месте субэпендимальных кровоизлияний, или имеют связь с перенесенной перинатальной церебральной ишемией или с внутриутробной инфекцией. Количество, размеры, строение и места расположения кист дают специалистам очень важную информацию, с учетом которой, на основе клинического осмотра формируются окончательные выводы.

Описание НСГ - это не диагноз! и совсем не обязательно повод для лечения.

Чаще всего, данные НСГ дают косвенные и неопределенные результаты, и учитываются только в совокупности с результатами клинического осмотра.

Еще раз напоминаю о другой крайности: в сложных случаях иногда встречается явная недооценка со стороны родителей (реже - и врачей), имеющихся у ребенка проблем, что приводит к полному отказу от необходимого динамического наблюдения и обследования, в результате чего правильный диагноз ставится поздно, и лечение не приводит к нужному результату.

Несомненно, поэтому, при подозрении на повышенное внутричерепное давление и гидроцефалию, диагностика должна проводиться на самом высоком профессиональном уровне.

Что такое мышечный тонус и за что его так «любят»?

Посмотрите в медицинскую карточку своего ребенка: там нет такого диагноза, как «мышечная дистония», «гипертония» и «гипотония»? - наверное, вы просто не ходили со своим малышом до года в поликлинику к неврологу. Это, конечно же, шутка. Однако, диагноз «мышечная дистония» встречается нисколько не реже (а может быть и чаще), чем гидроцефальный синдром и повышение внутричерепного давления.

Изменения мышечного тонуса могут быть, в зависимости от степени выраженности, как вариантом нормы (чаще всего), так и серьезной неврологической проблемой (это гораздо реже).

Коротко о внешних признаках изменения мышечного тонуса.

Мышечная гипотония характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема. Может быть ограничена спонтанная и произвольная двигательная активность, прощупывание мышц несколько напоминает «кисель или очень мягкое тесто». Ярко выраженная мышечная гипотония может существенно влиять на темпы двигательного развития (подробней см. в главе о двигательных расстройствах у детей первого года жизни).

Мышечная дистония характеризуется состоянием, когда мышечная гипотония чередуется с гипертонией, а также вариантом дисгармонии и асимметрии мышечного напряжения в отдельных мышечных группах (например, в руках больше, чем в ногах, справа больше чем слева и т.д.).

В покое у этих детей при пассивных движениях может наблюдаться некоторая мышечная гипотония. При попытке активно выполнить какое-либо движение, при эмоциональных реакциях, при изменении тела в пространстве, мышечный тонус резко нарастает, становятся выраженными патологические тонические рефлексы. Нередко такие нарушения в дальнейшем приводят к неправильному формированию двигательных навыков и ортопедическим проблемам (например, кривошея, сколиоз).

Мышечная гипертония характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям и ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности. Выраженная мышечная гипертония также может существенно влиять на темпы двигательного развития.

Нарушение мышечного тонуса (напряжения мышц в покое) может быть ограничено одной конечностью или одной мышечной группой (акушерский парез руки, травматический парез ноги) - и это наиболее заметный и очень тревожный признак, заставляющий родителей незамедлительно обратиться к неврологу.

Заметить различие между физиологическими изменениями и патологическими симптомами за одну консультацию даже грамотному врачу иногда довольно трудно. Дело в том, что изменение мышечного тонуса не только связано с неврологическими расстройствами, но и сильно зависит от конкретного возрастного периода и других особенностей состояния ребенка (возбужден, плачет, голоден, сонлив, замерз и т.д.). Таким образом, наличие индивидуальных отклонений в характеристиках мышечного тонуса, далеко не всегда заставляет беспокоиться и требует какого-либо лечения.

Но даже в том случае, если функциональные нарушения мышечного тонуса подтвердятся, в этом нет ничего страшного. Хороший невролог, скорей всего, назначит массаж и занятия лечебной физкультурой (очень эффективны упражнения на больших мячах). Медикаменты назначаются крайне редко.

Cиндром гипервозбудимости

(синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости)

Частые плачи и капризы по поводу и без, эмоциональная неустойчивость и повышенная чувствительность к внешним раздражителям, нарушение сна и аппетита, обильные частые срыгивания, двигательное беспокойство и вздрагивания, дрожание подбородка и ручек (и т.д.), часто в сочетании с плохой прибавкой веса и нарушением стула - узнаете такого ребенка?

Все двигательные, чувствительные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гипервозбудимого ребенка возникают интенсивно и резко, и так же быстро могут угасать. Освоив те или иные двигательные навыки, дети беспрерывно двигаются, меняют позы, постоянно тянутся каким-либо предметам и захватывают их. Обычно дети проявляют живой интерес к окружающему, но повышенная эмоциональная лабильность нередко затрудняет их контакт с окружающими. Они очень впечатлительные, переживательные и ранимые! Засыпают крайне плохо, только с мамой, постоянно просыпаются, плачут во сне. У многих из них отмечается длительная реакция страха на общение с незнакомыми взрослыми с активными реакциями протеста. Обычно синдром гипервозбудимости сочетается с повышенной психической истощаемостью.

Наличие таких проявлений у ребенка - это всего лишь только повод для обращения к неврологу, но, ни в коем случает не повод для родительской паники, и тем более, медикаментозного лечения.

Постоянная гипервозбудимость в причинном отношении мало специфична и чаще всего может наблюдаться у детей с особенностями темперамента (например, так называемый холерический тип реагирования).

Значительно реже, гипервозбудимость можно связать и объяснить перинатальной патологией центральной нервной системы. Кроме того, если поведение ребенка вдруг неожиданно и надолго нарушилось практически без видимых причин, у него появилась гипервозбудимость, нельзя исключить вероятность развития реакции нарушения адаптации (приспособления к внешним условиям среды) вследствие стресса. И чем быстрее ребенка посмотрят специалисты, тем легче и быстрее удается справиться с проблемой.

И, наконец, наиболее часто, преходящая гипервозбудимость бывает связана с педиатрическими проблемами (рахит, нарушения переваривания пищи и кишечные колики, грыжи, прорезывание зубов и др.).

Существуют две крайности в тактике наблюдения за такими детьми. Или «объяснение» гипервозбудимости с помощью «внутричерепной гипертензии» и напряженное медикаментозное лечение с использованием нередко препаратов с нешуточными побочными эффектами (диакарб, фенобарбитал и др.). Или полнейшее пренебрежение проблемой, которое может привести в дальнейшем к формированию стойких невротических расстройств (страхи, тики, заикание, тревожные расстройства, навязчивости, нарушения сна) у ребенка и членов его семьи, и потребует длительной психологической коррекции.

Конечно же, логично предположить, что адекватный подход находится где-то между ними...

Отдельно хотелось обратить внимание родителей на судороги - одно из немногих расстройств нервной системы, которое действительно заслуживает пристального внимания и серьезного лечения. Эпилептические приступы встречаются в грудном возрасте не часто, но протекают иногда тяжело, коварно и замаскировано, при этом почти всегда необходима незамедлительная медикаментозная терапия.

Такие приступы могут скрываться за любыми стереотипными и повторяющимися эпизодами в поведении ребенка. Непонятные вздрагивания, кивки головой, непроизвольные движения глаз, «замирания», «зажимания», «обмякания», в особенности с остановкой взгляда и отсутствием реакции на внешние раздражители, должны насторожить родителей и заставить обратиться к специалистам. Иначе, поздно поставленный диагноз и несвоевременно назначенная медикаментозная терапия значительно уменьшают шансы на успех лечения.

Все обстоятельства эпизода судорог необходимо точно и полно запомнить и, при возможности, записать на видео, для дальнейшего подробного рассказа на консультации. Если судороги длятся длительно или повторяются - вызов «03» и срочная консультация врача.

В раннем возрасте состояние ребенка чрезвычайно переменчиво, поэтому отклонения в развитии и другие расстройства нервной системы иногда могут быть обнаружены лишь только в процессе длительного динамического наблюдения за малышом, при повторных консультациях. С этой целью определены конкретные даты плановых консультаций детского невролога на первом году жизни: обычно в 1, 3, 6 и 12 месяцев. Именно в эти периоды можно обнаружить большинство тяжелых болезней нервной системы детей первого года жизни (гидроцефалия, эпилепсия, ДЦП, обменные расстройства и др.). Таким образом, выявление конкретной неврологической патологии на ранних этапах развития позволяет вовремя начинать комплексную терапию и достигать при этом максимально возможного результата.

И в заключение, хотелось бы напомнить родителям: будьте чутки и внимательны к своим малышам! В первую очередь, именно ваше осмысленное участие в жизни детей - это основа их дальнейшего благополучия. Не залечивайте их от «предполагаемых болезней», но если вас что-то тревожит и заботит, найдите возможность получить независимую консультацию квалифицированного специалиста.

Ребенка, чем она чревата, есть ли в ней хоть что-то хорошее, и что делать родителям таких детей, читайте на сайт.

У каждого ребенка разная степень эмоциональной возбудимости. Польский психолог Казимир Дабровски подробно изучил вопрос повышенной эмоциональной возбудимости у ребенка. В данной статье мы расскажем о том, что такое синдром повышенной возбудимости у детей и как родителям снять возбудимость ребенка.

Дети посещают садики, учебные заведения и на их эмоциональность влияют их воспитатели, учителя, однокласники. Эмоциональная возбудимость может оказатся синдромом, который надо лечить.

Чрезмерная эмоциональная возбудимость, пожалуй, самая значительная из пяти возбудимостей (интеллектуальная, чувственная, психомоторная чрезмерная возбудимость, а также чрезмерная возбудимость воображения), обозначенных Казимиром Дабровски, польским психологом, следившим за тем, как по-разному вели себя люди в Польше во время Второй мировой войны. Некоторые люди могли совершать акты неслыханной жестокости, а другие — рисковали своей собственной жизнью ради спасения других.

Его наблюдения позже были сформулированы в Теории позитивной дезинтеграции. Чрезмерные возбудимости, иногда называемые супер чувствительностью, являются частью теории.

Что такое чрезмерная эмоциональная возбудимость?

Эмоциональная сверхчувствительность чаще всего встречается среди одаренных детей. У них самые сильные эмоциональные реакции на различные события и переживания.

Дети с такой особенностью имеют склонность к большой эмоциональной глубине. Они развивают сильные привязанности к людям, местам и вещам. Из-за их эмоциональной интенсивности, их часто обвиняют в чрезмерном выражении эмоций или чрезмерно драматичных и сильных реакциях на что-либо. Тем не менее, все эмоции у них реальны. Для таких детей муравьиная горка кажется огромной горой.

Эмоциональная сверхчувствительность также проявляется в излишней обеспокоенности о других. Они могут переживать за плачущего рядом ребенка или за друга своего же возраста из-за какой-то неприятности, которая с ним приключилась.

Эти дети не только сочувствуют людям, но и имеют особое отношение к животным. Они часто становятся вегетарианцами в юном возрасте, так как не могут смириться с тем, чтобы съесть живое существо.

Дети эту особенность не перерастают, поэтому эмоциональная чувствительность сопровождает ребенка и во взрослую жизнь.


Положительное в повышенной возбудимости

Дети с чрезмерной эмоциональной возбудимостью ощущают и воспринимают те вещи, которые могут пропустить или не заметить другие. Их понимание мира построено таким образом, чтобы обеспечить их глубиной понимания высокой оценки. Они часто обращаются к друзьям и знакомым за помощью и советом из-за тех крепких связей, которые они выстраивают.

Из-за интенсивности их чувств и сочувствия к остальным, у таких детей обычно устанавливаются очень прочные дружественные отношения. Их чувства к друзьям очень глубоки, почему они всегда остаются в рядах самых преданных друзей.

Дети с эмоциональной сверхчувствительностью чаще, чем остальные дети, отдают себе отчет в своих собственных чувствах, что позволяет им создавать очень трогательные произведения искусства в любой форме: письменной, музыкальной, актерской или художественной.

Отрицательное в повышенной возбудимости у ребенка

У тех, кто имеет эмоциональную сверхчувствительность, ярко выражено сочувствие к людям, но мало сочувствия к себе. Они очень самокритичны и них сильно развито чувство ответственности даже за те вещи, которые им не поручались.

Эта самокритика и чувство ответственности могут вызвать беспокойство, чувство вины и ощущение того, что все провалилось. Та тревога, которая у них возникает, может мешать заниматься простыми задачами или делами, даже домашним заданием. У них могут развиться такие психосоматические симптомы, как боли в желудке или приступы депрессия.

Депрессия у людей с чрезмерной эмоциональной возбудимостью — экзистенциальная, то есть их беспокоят проблемы, которые касаются базовых жизненных вопросов: смерть, бедность, война, болезнь и т. д. Приступы депрессии могут возникнуть после какого-то специфического события или раздражителя, но часто возникают и спонтанно.

Детям с эмоциональной сверхчувствительностью требуется время на то, чтобы привыкнуть и приспособиться к изменениям. Новые ситуации или окружения могут заставить ребенка испытать новую волну тревоги. Они могут стесняться и избегать социальной активности.

Что может сделать родитель для снятия эмоциональной возбудимости у ребенка?

Самый важный шаг для родителей эмоционально чувствительного ребенка — принять все его чувства, независимо от их силы. Возможно, первым порывом будет попытаться заставить ребенка перестать так остро реагировать и делать из мухи слона. Но помните, для такого ребенка муха — действительно размером со слона.

Не стоит также преуменьшать значение чувства ребенка или игнорировать его. Например, не говорите, что он слишком чувствителен, и что все будет хорошо. Ребенок не специально родился таким чувствительным, чтобы вам не угодить. И он, вряд ли, поверит, что все будет хорошо, только если вы так скажете. Вы же не можете знать наверняка?

Слушайте, что говорит вам ребенок без комментариев и суждений. Иногда он просто-напросто хочет, чтобы его поняли, а не прочли ему лекцию или напичкали его советами, и уж тем более — не хочет слышать осуждение. Особенно это правило применимо к маленьким мальчикам, потому что их часто считают менее эмоциональными, чем девочек. А случается как раз так, что дети с сверхчувствительностью действительно страдают, при чем больше — мальчики. Избегайте критики за чувствительность и чрезмерной защиты от окружающего мира. Ни первое, ни второе не поможет.

К сожалению, почти каждый второй малыш имеет патологические изменения в нервной системе, что обозначается как гипервозбудимость у грудничка. Данный синдром определяют при первом посещении невролога. Однако не все родители относятся серьезно к необычному состоянию ребенка, решив, что со временем все должно пройти само собой, отказываясь давать ребенку медицинские препараты, назначенные врачом.

Синдром гипервозбудимости возникает при соматовегетативных расстройствах и нервно-рефлекторной возбудимости, поэтому к нему нельзя относиться равнодушно. Через некоторое время могут развиться более серьезные расстройства нервной системы, что часто проявляется в задержке психического и речевого развития ребенка. Малыш может расти нервным, метеозависимым. Часто наблюдается в небольшой степени дисфункция мозговой деятельности, что приводит к невнимательности, гиперреактивности, развитию эпилепсии.

Такие дети должны расти под строгим контролем невролога, а родителям следует аккуратно выполнять все предписания врача. Только тогда можно будет снизить риск осложнений.

Причины возникновения

Все основные причины гипервозбудимости у грудничка зависят от прохождения беременности матерью. Нервная система ребенка зависит во многом от нее и формируется, пока малыш находится в утробе.

Имеется большая зависимость от приема беременной разнообразной пищи, достаточности поступления кислорода, от возникающих стрессов и расстройств нервной системы будущей мамы.

У многих детей, рожденных недоношенными, не успевают до конца развиться нейроны, что ведет к данной патологии. Осложненные роды тоже часто влияют на состояние нервной системы малыша.

Нервная система грудничков хорошо восстанавливается при незначительных патологических изменениях, но необходим контроль со стороны специалистов. Иногда случается, что без медикаментозных вмешательств не удается снимать возбуждение нервной системы.

Помните: если не лечить, то патологические симптомы могут усилиться.

Основные симптомы и признаки

Родителям необходимо быть очень внимательными к своему малышу, чтобы на ранних сроках заметить развитие патологии и вовремя обратиться к врачу. Тогда можно будет без последствий вылечить ребенка. Синдром диагностируется по определенным симптомам и признакам.

К ним относят:

  • частое беспокойное поведение ребенка, проявляющееся вздрагиванием и просыпанием от малейшего шума;
  • плохое засыпание и некрепкий сон;
  • слабое сосание и частое срыгивание пищи;
  • плаксивость;
  • слабое напряжение мышц;
  • тремор подбородка и рук.

Кроме перечисленных признаков, наблюдаются патологии системы организма ребенка, связанные с нарушениями в работе нервно-регулятивных процессов:

  • чадо часто потеет;
  • при плаче синеет носогубной треугольник;

  • учащается пульс;
  • стул нерегулярный с чередованиями запоров и диареи;
  • кожа приобретает мраморный оттенок.

Как только мамы заметят данные симптомы, должны обязательно среагировать: обратить внимание педиатра и посетить детского невролога.

Какое лечение назначают и что предпринять родителям

Прежде чем начать лечение, невролог устанавливает причины гипервозбудимости ребенка. Если произошло поражение нервной системы, пока плод находился в утробе матери, при его рождении назначаются успокаивающие ванны. В воду добавляют отвары трав с седативным эффектом, минеральные растворы. Могут назначить физиолечение аппаратом – электрофорез, физкультуру и парафиновое прогревание.

Чтобы вылечить этот синдром, родителям потребуется немало времени и терпения: только к 4–6 месяцам будет заметен результат.

Для восстановления малышу полезны:

  • прогулки на свежем воздухе;
  • прием успокаивающих травяных отваров;
  • продолжительный сон в спокойной обстановке.

Необходимо оградить ребенка от всего, что может его нервировать: семейные скандалы, громкие разговоры, крики, шумы.

Среди медикаментозных средств лечения назначаются препараты, снимающие тремор конечностей и подбородка. Если чадо плохо засыпает и спит, то рекомендуется перед сном давать успокаивающие средства.

Для снятия гипервозбудимости, которая отнимает у детей много энергии, неврологи рекомендуют проводить закаливающие процедуры, которые укрепляют сосуды, и вегетативные нарушения постепенно прекращаются.

Массаж

При любых расстройствах, связанных с нервной системой, назначается массаж. Его может делать специалист, но многие мамы вполне справляются сами, получив небольшую консультацию у массажиста или педиатра.

Массаж необходимо выполнять ежедневно в одно и то же время. Он будет полезен ребенку, так как это расслабляющая и общеукрепляющая процедура, снимающая симптомы гипервозбудимости, и в то же время это приятный тактильный контакт матери и ребенка.

Важно выбрать подходящее время для процедуры. Больше всего подходит первая половина дня, когда малыш бодр. Массаж рекомендуется делать перед кормлением, примерно за полчаса. Если он приходится после приема пищи и ребенок не спит, то необходимо подождать 1 час и только потом приступать к процедуре.

Основные приемы

Первый массаж должен длиться 5 минут и прекратиться, как только будет заметно недовольство ребенка. Со временем малыш привыкнет, тогда продолжительность массажа должна составлять 30 минут.

Массаж лучше проводить на пеленальном столе, в проветренном помещении, но температура не должна опускаться ниже 22 °С, то есть необходимо создать комфортные условия маме и ребенку.

На первых месяцах нужно лишь легко поглаживать ребенка, движения может показать патронажная медсестра. Проводить поглаживания желательно, начиная с кончиков пальцев до плеча, от стопы до паха. Затем гладить животик: направление руки должно идти только по часовой стрелке. Грудь гладят, направляя руки снизу к шее: от центра к подмышкам.

Ребеночка выкладывают на 2 минуты на живот, гладят спинку. Затем проверяются рефлексы новорожденного . Для этого подкладывают к стопам руки, и ребенок начинает как бы ползти. Кладут малыша на бочок, чередуя правый с левым, и пальцем проводят по позвоночнику: ребенок должен выгибать спину. Затем необходимо нажимать возле каждого пальчика на стопе, они должны при этом сгибаться.

Необходимо учитывать то, что имеются определенные участки у ребенка, которые нельзя трогать, чтобы не травмировать их. К ним относят: соски, пах, половые органы, пупок, суставы. Не рекомендуется массировать младенцев при повреждениях кожных покровах и раздражениях, если он неприятен в данное время ребенку. В этом случае его необходимо перенести на другой раз.

Если синдром гипервозбудимости имеет серьезную форму, то ребенок должен будет всегда быть под наблюдением многих специалистов: невролога, психолога, логопеда, мануального терапевта и массажиста. Независимо от причин возникновения патологии, ребенку рекомендуется давать легкие седативные препараты и витамины.