Социальное воспитание

Духовно-нравственное воспитание детей – один из важнейших вопросов человечества, который имеет непосредственную связь с его эволюцией. В этом вопросе существует два взгляда. Приверженцы одного мнения считают, что добродетели ребёнку лучше всего прививать с помощью религии, а другие считают, что воспитать хорошего человека можно и без неё. Несмотря на разность, эти позиции сходятся в одном: все родители хотят, чтобы их дети получили представление о нормах морали и правильного поведения в обществе. О том, как религиозное воспитание влияет на формирование личности ребёнка, его мировоззрения – читайте в нашей статье.

Воспитание и религия

Любое религиозное воспитание должно содействовать проявлению и раскрытию лучших качеств в ребёнке.

Воспитание - это воздействие на человека с целью формирования у него определённых качеств. Вот и религиозное воспитание призвано просвещать и, прежде всего, формировать высокие духовно-нравственные качества. Любое религиозное воспитание должно содействовать проявлению и раскрытию лучших качеств в ребёнке. Малыш, воспитываемый таким образом, будет думать и действовать в соответствии с началом, которое в него заложено Богом, и в каждом поступке своём, в каждой мысли он будет пытаться соответствовать мировоззрению, в котором основное место занимает Бог.

Главный вопрос религиозного воспитания - формирование определённого мировоззрения.

Религиозное воспитание может осуществляться с помощью:

  • священнослужителей
  • верующего окружения (родителей, родственников, знакомых, членов религиозных общин и пр.)
  • педагогов учебных заведений (как обычных средних школ, гимназий, лицеев, так и дополнительных - воскресных школ, религиозных кружков и др.)
  • детско-юношеских объединений при религиозных организациях
  • светских детско-юношеских организаций (к примеру, скаутов)
  • СМИ, которые созданы по инициативе религиозных организаций
  • культурного наследия (литературы, искусства и пр.)

При религиозном воспитании используются в основном такие формы :

  • уроки
  • лекции
  • семинары
  • клубы для верующих
  • праздники
  • оркестры
  • паломнические экскурсии
  • и пр.

Все формы религиозного воспитания наполняются сакральным смыслом и специфическим содержанием той или иной конфессии. Под воздействием таких форм у ребёнка вырабатывается определённая система норм и ценностей, особый стиль жизни.

Формирование духовной жизни ребёнка

Хорошие качества у малышей неустойчивы и нуждаются в поддержке и укреплении.

Истинная природа ребёнка – это нежность, жалостливость, незлобность, искренность. Однако эти хорошие качества у малышей неустойчивы и нуждаются в поддержке и укреплении. Родители должны приложить усилия, чтобы сохранить и развить эту прирождённую доброту в ребёнке, помочь малышу найти средства для борьбы с негативными проявлениями его характера, сформировать нужное качество, именуемое «совестью». На этом пути и может помочь религиозное воспитание, осуществляемое на основе мудрости той конфессии, которая принята в семье ребёнка. Это и будет залогом правильного формирования духовной жизни малыша.

С чего начать? Как начать воспитывать, опираясь на религию, правильно?

  1. Воспитывайте, опираясь на веру ребёнка в Бога и формируя отношение к Нему.
  2. Не забывайте, что вера в Бога, его любовь в Нему – это ключ к формированию всех лучших качеств ребёнка: доброты, сострадания, сочувствия, раскаяния, взаимопомощи, жалости, стыда, желания быть лучше и т. д.
  3. Помните, что 3-4 летнему крохе уже доступны понятия о добре и зле. Просто преподносить их нужно в доступной, приемлемой форме для ребёнка.
  4. Понимайте религиозное воспитание как средство решения некоторых принципиальных вопросов, которые ребёнку не объяснишь иным способом: о категориях «добро» и «зло», о сотворении мира, о смысле жизни и т. д.

«Священнослужители утверждают, что вера в Бога даётся человеку при рождении, именно поэтому она является понятной и доступной всем людям – и детям, и взрослым, и простым крестьянам, и выдающимся учёным».

Религиозное воспитание в семье, его средства

Верующие родители могут корректировать характер ребёнка с помощью средств религиозного воздействия.

Религиозное воспитание в семье начинается с того, чтобы научить ребёнка слушаться. Чем раньше малыша мы этому научим, тем проще будет воспитывать его дальше. Вначале просто: запретил и всё. А потом? Иногда у нас не хватает слов и доводов, почему нельзя то или иное. В таких ситуациях родители могут прибегнуть к двум вариантам. В первом случае они используют наказание. Однако если его применять часто, сделав основным способом воспитания, то оно может породить в душе ребёнка упрямство, неподчинение, озлобленность, скрытность, недоверие. Во втором случае можно использовать религиозный способ воспитания, который будет действовать более эффективно. В этом случае родителям незачем наказывать ребёнка, достаточно пояснить, что требуемые правила – не их выдумка, а того требует Господь Бог (Высшая сила). Верующие родители скажут: «Не поступай так – Боженька этого не одобрит…». Постепенно можно приучить ребёнка к ощущению, что Бог наблюдает за всеми действиями ребёнка, и это может стать более гуманным способом воздействия на поведения ребёнка в целях воспитания.

Воспитывая ребёнка, религиозные родители также расскажут ему, что за хорошее поведение Бог вознаграждает, в сложных полезных делах – помогает, оберегает, приносит удачу. Поэтому они учат ребёнка молиться, говорить с Богом о своих трудностях, а также благодарить Бога за все блага.

По мере развития детей, верующие родители могут корректировать характер ребёнка с помощью средств религиозного воздействия:

  • совместного чтения и обсуждения религиозной литературы
  • посещения храмов
  • соблюдения священных дней
  • отмечание традиционных праздников.

«Как в любом воспитании, и особенно в религиозном, большое значение имеет личный положительный пример родителей. Оберегайте семейные традиции и старайтесь, чтобы влияние семьи на формирование характера ребёнка было преобладающим».

Тенденции современной жизни таковы, что родители сегодня привыкли довольствоваться чисто внешними достижениями ребёнка, практически не обращая внимания на то, какие изменения происходят в его душе. Внутренние достижения (усовершенствование душевных качеств) не менее важны достижений внешних. Такое развитие происходит в семьях, где между родителями и детьми существует тесная душевная связь. Чтобы установить такую связь, необходимо постоянно общаться с детьми, вовлекать их в мир семейных проблем и забот, возлагать на них ответственность за посильные дела на благо семьи. Хорошо, если родители сумеют добиться того, чтобы дети охотно принимали участие в семейных делах не по принуждению, а по зову сердца: тогда можно считать, что духовная работа состоялась. Как этого достичь?

«Совет. Чтобы научить ребёнка искренне помогать родителям, нужно создать в доме благоприятную доверительную атмосферу между детьми и родителями, не унижая достоинства ребёнка».

Подросшие дети (средние и старшие школьники) всё чаще задумываются о том, что у них в душе. Здесь важно не пропустить момент, быть внимательным к ребёнку, иначе отсутствие ответов на его вопросы может резко смениться на равнодушие и враждебность к внешнему миру.

И в первом, и во втором случае на помощь придут средства религиозного воспитания: беседы о Высшей Силе, о добродетели, рассмотрение поступков и ситуаций.

Особенности уроков духовности в школе

С религиями можно познакомиться, изучая школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

Теперь в российских школах можно выбрать школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» . Программа содержит шесть направлений, одной из которых родители могут выбрать для своего ребёнка в зависимости от взглядов и верований:

  • «Основы мировых религиозных культур»
  • «Основы светской этики»
  • «Основы православной культуры»
  • «Основы исламской культуры»
  • «Основы иудейской культуры»
  • «Основы буддийской культуры».

Этот школьный предмет разработан Министерством образования и науки с целью формирования более глубокого понимания национальной культуры региона, в котором проживает ученик, и воспитания нравственных ценностей. Курс был разработан поликонфессиональной группой с учётом особенностей основных мировых религий, верующие которых проживают на территории России. Создание этого курса продиктовано настроением современности: времени, когда утрачены многие идеалы, и когда важно воспитать духовность у подрастающего поколения. Ребёнок, не имеющий моральных ориентиров, легко может стать жертвой дурного влияния. А мировые религии будут основой нравственности и этики школьника, его ценностей, психического здоровья. В процессе обучения дети одного из модулей этого курса дети учатся быть толерантными, патриотичными, по- настоящему культурными и воспитанными; они учатся уважительно относиться к разным религиям и культурам.

Курс разработан таким образом, чтобы не навязывать ученику ту или иную религию, а показав разнообразие и познакомив с традициями, привить ему глобальные ценности, присущие всем конфессиям: ценность жизни и семьи, верность, долг, честность, трудолюбие и т. д.

Смотрите видео о том, как проходят уроки религиозного воспитания в школе

Трудности религиозного воспитания детей

Главная проблема , которая лежит в основе правильного воспитания детей, считают священнослужители, - это ослабление веры родителей, что ведёт к многочисленным сложностям в семье, в том числе и к ослаблению ценности семьи, её разрыву. Семейный кризис, в основе которого неверие, негативно влияет на становление личности ребёнка. На его глазах меняются ценности, он может стать чёрствым, неуверенным в себе, депрессивно настроенным, бесцельным.

Родителям важно понять то, чтобы правильно воспитать ребёнка, следует духовные ценности семьи ставить выше материального благополучия. Именно благодаря таким установкам можно правильно воспитывать и растить детей, передавая им вековую мудрость и демонстрируя свой положительный пример. Многие религии указывают на то, что гораздо лучше жить небогато, не зато, не ссорясь и радуясь, чем роскошно, но с унижениями, скандалами и жестокостью. Именно вера помогает родителям находить общий язык между собой и детьми, укрепляя семью и привлекая удачу.

Чтобы воспитание детей давалось легче, родителям следует обратить внимание на:

  • атмосферу в семье
  • отношения между супругами
  • что и сколько дети смотрят по ТВ, какую музыку слушают, чем увлекаются
  • сохранение семейных традиций.

Вера помогает родителям находить общий язык между собой и детьми, укрепляя семью и привлекая удачу.

Дорогие родители, знайте, что при всех трудностях, подстерегающих вас при воспитании детей, есть и нечто положительное: обучая ребёнка уму-разуму, вы растёте духовно сами. Заботьтесь о детях, ищите гуманные способы их воспитания, передавайте им доступную мудрость и помните, что если что-то не получается – поможет вера.

Татьяна Владимировна Склярова

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой социальной педагогики Православного

Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Проблема взаимодействия Церкви, школы и семьи в деле воспитания подрастающего поколения является одной из ведущих в современной педагогике. В этой связи актуально рассмотреть, каким образом может и должно быть выстроено это взаимодействие, чтобы приносить максимально большую пользу.

Современная педагогика в числе основных видов воспитания называет три типа, различающихся по характеру связи воспитанника и воспитателя: семейное, социальное и религиозное воспитание. Подобно большинству научных понятий, каждый из названных видов воспитания «в чистом виде» в природе не существует. Однако предложенная классификация помогает четко определить цели, содержание, структуру и области применения семейного, социального и религиозного воспитания.

Семейное воспитание

Воспитательное воздействие осуществляется в семье, где воспитателя и воспитуемого связывают узы родства, кровного либо инициированного (в ситуациях принятия ребенка в семью). Этот тип воспитания и есть семейное воспитание. Взаимодействие родителей и детей имеет личностно-эмоциональный характер. Оно-то и позволяет растущей личности иметь физическое и психологическое пространство для становления своих личностных качеств. Значимость семейного воспитания трудно переоценить. Отсутствие нормальных условий для семейного воспитания или самого процесса семейного воспитания приводит к печальным результатам. В психологии обстоятельно описан феномен госпитализма - результат пребывания детей раннего возраста вне семьи: в больнице, доме ребенка и т.п. Психика таких детей развивается принципиально иначе. Отсутствие семейного воспитания сказывается на становлении интеллектуальных способностей, развитии эмоциональной сферы, накладывает свой отпечаток на духовную жизнь ребенка.

Социальное воспитание

Воспитательное взаимодействие осуществляется в обществе. В процессе социального воспитания связь воспитателя и воспитанника опосредуется нормами и правилами существующих в обществе институтов. Это могут быть как специально созданные для реализации воспитания и образования институты общества (школа, система профессионального, коррекционного, дополнительного образования), так и институты, которые созданы с иными, не воспитательными целями, но воспитательные функции в них реализуются и относятся к числу приоритетов. Это учреждения культуры, спорта, армия, пенитенциарная система. Характер взаимосвязи участников процесса социального воспитания может быть назван институциональным (производным от института воспитания) или конвенциональным (от конвенцио - соглашение). Важный признак социального воспитания - именно приоритет не личностного, а институционального начала. Вместе с тем личностное взаимодействие в процессе социального воспитания занимает значимое место и выполняет важные функции. В школе есть учителя и ученики, в спорте - тренеры и спортсмены, в армии - командиры и рядовые, в искусстве - мастера и подмастерья. Взаимоотношения, складывающиеся в социальном воспитании, имеют личностную значимость для его участников, однако доминируют все-таки нормы и правила, значимые для этого сообщества. В процессе социального воспитания растущая личность осваивает навыки взаимодействия с себе подобными в иерар-
хическом и равноправном взаимоотношениях.

Религиозное воспитание

Воспитательное взаимодействие осуществляется в Церкви. Характер связи воспитателя и воспитанника в процессе религиозного воспитания опосредуется духовной традицией, не может быть полностью определен словесными формулировками и потому называется в педагогике сакрально-мистическим. В процессе религиозного воспитания растущая личность обретает смысл в постижении окружающего мира и самого себя. Не определяясь до конца в рациональных категориях, религиозное воспитание (если оно осуществляется) вместе с тем задает вектор направленности и семейному, и социальному воспитанию.

Взаимообусловленность трех типов воспитания

В православной традиции все три типа воспитания существуют не только во взаимосвязи, но и взаимообусловлены. Наиболее четко эта взаимообусловленность представлена в работах отца Василия Зеньковского («Социальное воспитание, его задачи и пути», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Средства религиозного воспитания в семье»). Так, отец Василий убежден, что первый опыт религиозного воспитания ребенок не только получает в семье, но само семейное воспитание создает атмосферу для зарождения религиозного чувства в душе ребенка. В первые годы жизни горняя сфера - Бог, святые, ангелы - предстают детской душе как некое восполнение его семьи. Развитие духовных сил ребенка в детстве не требует никаких специаль-
ных усилий, если его семья живет духовной жизнью. Вместе с тем, если семья духовно опустошена, усилия по религиозному воспитанию детей в ней приносят ничтожно малый результат. Духовно опытные педагоги предупреждают об опасности использования религиозного воспитания в семье в узко утилитарных целях. Эти опасности возникают тогда, когда цели и ценности религиозного воспитания в семье сводятся в плоскость семейного воспитания. Недопустимы ситуации, когда за неисполнение какого-нибудь мелкого родительского требования следует угроза «Божьего наказания» (когда более правильно, чтобы наказали родители), отсутствие родительского внимания к поведению ребенка прикрывается демагогией о том, что Бог придирчиво следит за всеми делами детей.

Религиозное воспитание в семье не может и не должно быть подручным средством в дрессировке правильного поведения ребенка. Главная цель религиозного воспитания ребенка в семье - дать ему образ родительской веры в Бога. До той поры, пока у растущего человека не появится свой религиозный опыт, он живет верой в родительскую веру в Бога. Духовная жизнь родителей дает детям именно первый церковный религиозный опыт, создавая почву для собственного религиозного опыта.

Типы воспитания и возраст детства

Каждый возраст детства имеет свои приоритеты в семейном, социальном и религиозном воспитании. Также можно утверждать, что каждый из детских возрастов особым образом восприимчив к одному из этих типов воспитания. И если в первые 6-7 лет жизни определяющим является семейное воспитание, в атмосфере которого рождается религиозная жизнь ребенка, то в последующие несколько лет (от 7 до 14-15) приоритетным становится социальное воспитание.

Начало систематического социального воспитания приходится на школу, а продолжение оно получает в освоении подростком культуры и жизни общества. К 12-13 годам пробуждается интерес к спорту, политике, моде - тем социальным течениям, которыми живет окружающий мир. Психология подростков характеризуется освоением абстрактного уровня мышления, преобладанием общения и социально значимой деятельности. И здесь религиозное воспитание ведется в принципиально иной атмосфере, или социальной ситуации развития подростка. 12-летний мальчик обращается к отцу накануне решающего футбольного матча:
«Папа, как молиться, чтобы наша команды выиграла?..»

Социальное экспериментирование

в религиозном воспитании

Полагаю, что актуальной проблемой современной православной педагогики является взаимодействие с социальной педагогикой, освоение и учет методов социального воспитания. Современные возможности социального взаимодействия, связанные с развитием информационных технологий, определяют новый формат и условия, в том числе и религиозного воспитания. Опция «Батюшка-он-лайн» уже никого не удивляет и оказывается весьма востребованной, так же как и массовая рассылка СМС с просьбой о молитве. Живой процесс освоения нашими современниками новых способов хранения и передачи информации оказывает значительное влияние на процессы религиозного воспитания и социализации. Совсем свежий по времени пример - рождественский флеш-моб в московском торговом центе «Атриум». В определенный час один из посетителей кафе запел рождественскую песенку, которую постепенно подхватили другие посетители, каждый за своим столиком. Закончилась песенка, и каждый продолжил свои дела. Однако рождественская радость, соборно преподнесенная православными энтузиастами всем, кто в этот час оказался по долгу службы или по собственному желанию в этом самом кафе, осталась в душах удивленных такой неожиданной акцией людей.

Социальное экспериментирование в религиозном воспитании, по нашему убеждению, - важная и наиболее актуальная сфера приложения усилий как практиков, так и теоретиков православной педагогики. Уверена, что большинство учеников средней и старшей школы - активные пользователи социальных интернет-сетей. Содержание и формат их общения в таких сетях доступны для любого заинтересованного взрослого. А вот что делают с этой информацией взрослые, это уже педагогическая проблема.

Самый непродуктивный метод - выяснять отношения по поводу нелитературных выражений и гротескных, а порой и неприличных изображений. Более трудный и требующий особых компетенций метод - работать с тем контентом, который выдают наши дети. Порядок педагогического взаимодействия здесь может быть различным - от диагностики состояния до коррекции и реабилитации. Но самое главное, это все-таки процесс научения правильным образцам. Как замечательно наставлял в письме одну из своих духовных чад отец Иоанн Крестьянкин: «Чтобы правильно воспитать сыновей, нужно не выбрасывать компьютер, а самой научиться всему тому, что делают на этом компьютере Ваши сыновья».

Ценность переживания ребенком

своей силы и своей слабости

Чем же реально ценно социальное воспитание для религиозного развития души?

Над этой проблемойразмышляют многие духовные наставники ХХ века. В работах отца Василия Зеньковского, близких нам по времени афонских старцев и многих других подвижников благочестия можно проследить неразрывную связь религиозного и социального воспитания.

Так, по представлению о. Василия Зеньковского, результаты и семейного, и религиозного воспитания во всей полноте проявляются в социальном взаимодействии человека, не только взрослого, но и ребенка. Например, искривления семейного воспитания начинают проявляться в первую очередь в школе. Родители зачастую не верят рассказам педагогов о том, что и как делает их чадо, видя перед своими глазами пример доброго поведения ребенка в семье. Однако в атмосфере социального окружения у ребенка в полноте проявляются те качества, которые он вынес из семьи. Нетерпимость, агрессия, неискренность отношений впитываются из ближайшего семейного окружения, но проявляются в первую очередь в социальных отношениях. Также и положительные качества: искренность, доверительность, сострадание и сорадование - первоначально усваиваются в семье, но проявляются человеком в полной мере в обществе.

Социальное ориентирование в детстве позволяет душе ребенка переживать как ощущение своей силы, так и своей слабости. Переживание силы рождает самоутверждение личности с ее собственной инициативой, творчеством. «Смелость, порой упрямство, сила воли, уважение к самому себе, стремление настоять на своем, добиться осуществления своих планов - таковы те психические факты, в которых обнаруживается рост индивидуальности» [Социальное воспитание, его задачи и пути]. Раскрывая механизм социального ориентирования ребенка в самом себе и окружающем мире, о. Василий Зеньковский показывает, насколько необходимо уже в детском возрасте переживание собственной силы. Психические качества, так необходимые взрослому человеку для жизни в обществе, формируются постепенно в детстве. Если ребенок будет лишен в детстве возможности ощутить собственную силу, мощь своего воздействия на социальное окружение, то во взрослом возрасте индивидуальность этого человека будет лишена существенных особенностей для взаимоотношений с обществом.

Переживание собственной слабости играет не менее важную роль в становлении личности ребенка. Через переживания собственной слабости «глядит в индивидуальность социальная среда», к которой надо приспосабливаться, с которой необходимо считаться. Социальная среда, по В.Зеньковскому, позволяет душе ребенка освоить такие важнейшие качества, как приспособление, послушание, подражание, смирение, стремление к образованию, работу над собой, самоограничение, привычку считаться с другими людьми, что в конечном итоге также обеспечивает процесс усвоения ребенком социальной традиции.

Примечательно, что названные качества души ребенка В.Зеньковский определяет как формы второй активности, тогда как формы, связанные с ощущением собственной силы, являются проявлениями первичной активности растущей личности.

Религиозное воспитание - всю жизнь

Краткое прояснение целей семейного, социального и религиозного воспитания позволяет определить наиболее восприимчивые к ним периоды жизни человека. В младенчестве, раннем и среднем детстве - семейное воспитание, в переходном возрасте - социальное, и всю жизнь - религиозное воспитание. Такая взаимо-
связь обеспечивает личности человека наиболее благоприятную среду для развития не только в этой жизни, но подготавливает его к жизни вечной.

Появление социального института, такого как воспитание, необходимо для организации относительно социально-контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности – осмысленного взращивания членов общества.

Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:

1) воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;

2) воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);

3) в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;

4) появляется коррекционное воспитание;

5) складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;

6) меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;

7) растет значение воспитания, оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание как социальный институт включает в себя:

1) совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;

2) набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп; воспитательные организации различных видов и типов;

3) системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;

4) набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;

5) ресурсы: личностные (качественные характеристики субъектов воспитания – детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и др.).

Воспитание включает определенные функции в общественной жизни. Наиболее общие функции воспитания следующие:

1) создание условий для относительно целенаправленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе воспитания;

2) подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

3) предоставление стабильности общественной жизни посредством трансляции культуры, способствование ее преемственности, обновлению;

4) способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внутренней сплоченности общества);

5) социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;

6) адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.

Отметим некоторые существенные различия семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания – составных частей воспитания как социального института.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т. е. священности), и большую роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится доминантным в семейном воспитании. Параллельно в социальном и коррекционном воспитании верховодит рациональный компонент, а эмоциональный играет хотя и существенную, но все же лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспитания является психическое и физическое насилие.

Существенно различаются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так и (в еще большей мере) имплицитно (несформулированно) присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.

Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородственный характер.

В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер, т. е. она определяется исповедуемым ими вероучением и отношениями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных – воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых – коллективов; социальных – организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер.

В диссоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин– раб».

Воспитание как социальный институт, обладая универсальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существенные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.

Государство – понятие политолого-юридическое. Государство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и др.), осуществляющих управление обществом. Государство можно рассматривать как фактор стихийной социализации постольку, поскольку характерные для него политика, идеология (экономическая и социальная) и стихийная практика создают определенные условия для социализации жизни его граждан, их развития и самореализации. Дети, подростки, юноши, взрослые, более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как постановляемые государством, так и (еще чаще) получаемые в социальной практике. Все это определенным образом может влиять и на самоизменение человека в процессе социализации. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объективно осуществляется государством в процессе решения им задач, необходимых для реализации своих функций.

Так, государство определяет возрасты: начала обязательного обучения, совершеннолетия, вступления в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) раз-витие и функционирование этнических и религиозных культур. Ограничимся лишь этими примерами.

Таким образом, относительно направляемая социализация, осуществляемая государством, адресованная большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации. Государство способствует воспитанию своих граждан, для этого создаются организации, осуществляющие, кроме своих основных функций, также воспитание различных возрастных групп. Государство взяло на себя воспитательную организацию с середины XIX в. Оно очень заинтересовано в воспитании граждан, добиваясь с его помощью формирования человека, который соответствовал бы социальному заказу. Для достижения своих целей государство разрабатывает некоторую политику в сфере воспитания и образовывает государственную систему воспитания.

Государственная политика в сфере воспитания – определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законодательства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных инициатив, что в совокупности создает необходимые и нередко благоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с позитивными интересами человека и запросами общества.

Государственная система воспитания – совокупность государственных организаций, деятельность которых непосредственно направлена на реализацию воспитательной политики государства. Она включает в себя три уровня – федеральный, региональный (уровень субъектов федерации) и муниципальный (города, районы). Государственная система воспитания включает в себя шесть элементов.

1. Соответствующие законодательные и иные акты, являющиеся основой системы и определяющие состав входящих в нее организаций и порядок ее функционирования.

Государственная система воспитания включает в себя большой спектр различных воспитательных организаций:

1) учебно-воспитательные учреждения различного типа (детсады, общеобразовательные и профильные школы, лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи, курсы и т. д.);

2) учреждения для детей, подростков, юношей с существенно ослабленным здоровьем;

3) учреждения для одаренных в тех или иных сферах познания и видах деятельности, а также имеющих устойчивые интересы, ярко выраженные способности;

4) организации, занимающиеся социально-культурным и другими видами оздоровления микросреды; индивидуальной и групповой опекой детей, подростков, юношей;

5) учреждения для детей, подростков, юношей с психосоматическими и социальными отклонениями или дефектами;

6) организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилитацией.

С течением времени увеличивается многообразие воспитательных организаций в связи с усложнением социально-экономических культурных потребностей общества, меняются их роль и значение в системе воспитания.

2. Определенные средства, выделяемые и привлекаемые государством для успешного функционирования системы воспитания. Эти средства подразделяются на материальные (инфраструктура, оборудование, учебные пособия и т. п.) и финансовые (бюджетные, внебюджетные, частные инвестиции, личностные ресурсы его субъектов и пр.).

3. Набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания:

1) организаторы воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкретной воспитательной организации) уровнях;

2) воспитатели-профессионалы различной специализации (учителя, воспитатели, тренеры, социальные работники и пр.);

3) воспитатели-волонтеры (добровольцы, общественники);

4) воспитуемые различного возраста, половой и социально-культурной принадлежности.

4. Набор определенных санкций, применяемых в отношении организаторов, воспитателей и воспитуемых. Санкции делятся на позитивные (поощрительные) и негативные (осуждающие, наказывающие).

5. Определенные ценности, культивируемые государственной системой воспитания, которые адекватны типу социально-политической, экономической и идеологической систем общества.

6. Органы управления воспитанием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, благодаря которым государственная система воспитания функционирует и развивается.

Органы управления реализуют ряд функций, в результате которых воспитание становится системным образованием. Они разрабатывают план воспитания в пределах своей компетенции (на федеральном, региональном или муниципальном уровнях) и создают необходимую для его реализации инфраструктуру (совокупность организаций, обеспечивающих организационно, материально, содержательно и методически процесс социального и коррекционного воспитания).

Функцией органов управления является обеспечение системы воспитания необходимыми средствами и кадрами (их подготовка и переподготовка; привлечение, отбор и работа с кадрами).

Третьей функцией органов управления можно считать определение в пределах их компетенции состояния системы воспитания; изучение тенденций и выявление проблем ее развития.

Во многом эффективность государственной системы воспитания зависит от того, насколько в содержании, формах, методах и стиле воспитания реализуется принцип культуросообразности воспитания

воспитание семейный коррекционный религия

В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов -- исторически сложившихся устойчивых форм совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные и др.).

Воспитание как социальный институт возник для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности -- осмысленного взращивания членов общества.

Воспитание как социальный институт представляет собой развивающийся феномен, который возникает на определенном этапе развития конкретного общества, автономизируясь от процесса социализации.

Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:

  • · воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;
  • · воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);
  • · в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;
  • · появляется коррекционное воспитание;
  • · складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;
  • · меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;
  • · растет значение воспитания, оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание как социальный институт включает в себя:

  • · совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;
  • · набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп;
  • · воспитательные организации различных видов и типов;
  • · системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;
  • · набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;
  • · ресурсы: личностные (качественные характеристики субъектов воспитания -- детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и пр.).

Воспитание как социальный институт имеет определенные функции в общественной жизни. Наиболее общие функции воспитания следующие:

  • · создание условий для относительно целенаправленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей, которые могут быть реализованы в процессе воспитания;
  • · подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
  • · обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры и способствование ее преемственности и обновлению;
  • · способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально- профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внутренней сплоченности общества);
  • · социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;
  • · адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.

Отметим некоторые существенные различия семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания -- составных частей воспитания как социального института.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т. е. священности), и значительную роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится ведущим в семейном воспитании. В то же время в социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспитания является психическое и физическое насилие.

Существенно различаются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так, в еще большей мере, имплицитно присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.

Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания. В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородственный характер. В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер, т. е. она определяется исповедуемым ими вероучением и отношениями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспитание осуществляются в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных -- воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых -- коллективов; социальных -- организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер. В биосоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин-раб».

Воспитание как социальный институт, обладая универсальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существенные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.

Идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация общества существенно влияют на воспитание как социально контролируемую социализацию. Наиболее кардинально и ярко это проявляется в том, что задачи воспитания и его содержание в изменяющемся обществе имеют принципиальные отличия от стабильного общества (В. Розин).

С точки зрения определения задач воспитания важно то, что в стабильном обществе интересы, возможности разных социальных слоев, профессиональных и возрастных групп относительно гармонизированы, что определяет их заинтересованность в поддержании стабильности. В связи с этим перед воспитанием в стабильном обществе объективно стоит задача развития человека в процессе и в результате трансляции сложившейся в обществе культуры от поколения к поколению и от элитарных слоев к низшим (независимо от любых идеологических и педагогических деклараций). При этом вопрос «что транслировать?» объективно не стоит, хотя он и может активно обсуждаться.

В нестабильном, изменяющемся обществе, для которого характерен переход от одного типа общества к другому, или существенное изменение общества внутри одного типа, ситуация принципиально иная. В нем отсутствует социальный консенсус, т. е. интересы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объединяет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. Но в вопросе о том; что надо изменить, а тем более в каком направлении изменить, единства нет. Меняющееся общество не в состоянии ставить реальные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сценария своего развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологические установки. Оно лишь знает, что нужно развивать «другого» человека и делать это «по-другому».

В условиях меняющегося общества перед воспитанием фактически стоит задача одновременно с обществом искать ответ на вопрос «что развивать в человеке?», а вернее, «в каком направлении его развивать?» и параллельно искать ответ на вопрос «как это делать?».

Подобная ситуация существенно влияет на функционирование в обществе воспитания как социального института.